Ликвидация бизнеса. Приказы. Оборудование для бизнеса. Бухгалтерия и кадры
Поиск по сайту

Бюджетный профицит и дефицит. Профицит бюджета–это как правило временное явление, им надо уметь воспользоваться

Профицит бюджета - превышение доходов бюджета над его расходами. Поскольку централизация финансовых ресурсов в руках органов власти всегда уменьшает финансовые возможности хозяйствующих субъектов, мешая им лучше оснастить производство, быстрее перейти на новые технологии и добиться тем самым более эффективных результатов хозяйствования, то в связи с этим излишняя мобилизация доходов в бюджет только вредит.

Именно из-за этого негативного влияния профицита бюджета на экономику в законодательстве многих стран присутствует правовая норма, запрещающая формировать и принимать бюджет с превышением доходов над расходами.

В России Бюджетным кодексом РФ предусмотрено, что любой бюджет (федеральный, региональный, местный) должен составляться и утверждаться без профицита бюджета. Если же при составлении или рассмотрении проекта бюджета будет прогнозироваться превышение доходов над расходами, то до момента утверждения бюджета необходимо принять меры по устранению профицита бюджета в такой последовательности:

    сократить привлечение доходов от продажи государственной (муниципальной) собственности, сократить поступления доходов в федеральный бюджет от реализации государственных запасов и резервов;

    предусмотреть направление бюджетных средств на дополнительное погашение долговых обязательств;

    увеличить расходы бюджета, в том числе за счет передачи части доходов бюджетам других уровней.

Если проводить перечисление меры нецелесообразно, следует сократить налоговые доходы бюджета путем внесения изменений и дополнений в налоговое законодательство РФ.

Если профицит бюджета обнаружится в процессе исполнения бюджета, то и здесь его наличие не может быть оценено однозначно положительно.

Профицит бюджета, возникающий в результате более экономного и эффективного использования бюджетных средств при 100% -ном финансировании предусмотренных по бюджету расходов, - явление положительное.

Однако, если более высокие доходы бюджета были получены лишь в результате выгодно сложившейся экономической конъюнктуры, явились следствием экономии, бума или недофинансирования расходов и тому подобное, то положительно оценивать профицит бюджета нет оснований. Но какой бы ни была причина образования профицита бюджета, необходимо принять меры к сохранению бюджетных средств, не предназначенных для расходования в рамках утвержденного бюджета. Как правило, средства, полученные при профиците бюджета, направляются на пополнение резервов, на дополнительное погашение долговых обязательств, на покрытие расходов, предусматриваемых в бюджете на очередной финансовый год.

Профицит федерального бюджета на 2009 год составит 1 трлн 913 млрд рублей. [

По данным Минфина : доходы федерального бюджета в 2009 году, в соответствии с уточненным планом, достигнут 10 трлн 908 млрд руб или 21,2% ВВП, а расходы - 8 трлн 995 млрд руб или 17,5% ВВП.

В 2010 году доходы в соответствии с уточненным планом составят 11 трлн 733 млрд руб или 19,8% ВВП, расходы - 10 трлн 320 млрд рублей или 17,4% ВВП.

Профицит составит 1 трлн 413 млрд рублей или 2,4% ВВП.

Доходы в 2011 году оцениваются на уровне 12 трлн 839 млрд рублей или 19% ВВП, расходы - 11 трлн 318 млрд рублей или 16,7% ВВП. Профицит федерального бюджета в 2011 году - 1 трлн 521 млрд рублей или 2,2% ВВП.

На общегосударственные вопросы в 2009 году предполагается выделить 1 трлн 281,4 млрд рублей или на 14,4% выше уровня 2008 года, на национальную оборону - 1 трлн 266,8 млрд рублей, что на 23,1% выше чем в 2008 году, на национальную безопасность и правоохранительную деятельность - 1 трлн 085,3 млрд рублей (рост на 30,6%), на национальную экономику - 1 трлн 026,7 млрд рублей (+28%), на ЖКХ - 107,2 млрд рублей (рост на 65,3%), на охрану окружающей среды - 13,8 млрд рублей (+38,3%), на образование - 432,2 млрд рублей (+24,9%), на культуру и кинематографию и СМИ - 113,9 млрд рублей (рост на 20,9%), на здравоохранение, физическую культуру и спорт - 357 млрд рублей (+19,2%), на социальную политику - 324,9 млрд рублей (снижение на 6,8%), на межбюджетные трансферты будет выделено 2 трлн 986,3 млрд рублей (+15,3%).

Федеральный бюджет на 2009-2011 годы рассчитан в соответствии с инфляцией 7,5-8,5% в 2009 году, 5,5-7% в 2010 году и 5-6,8% - в 2011 году.

В соответствии с уточненным прогнозом социально-экономического развития РФ, в 2009 году ВВП достигнет 51 трлн 475,3 млрд рублей, увеличившись на 6,7%, в 2010 году - 59 трлн 146 млрд рублей (рост на 6,6%) и в 2011 году - 67 трлн 610 млрд рублей (+6,2%).

Цены на нефть марки Urals в среднем по году ожидается в 2009 году на уровне $95 за баррель, в 2010 году - $90 за баррель и в 2011 году - $88 за баррель Курс доллара, заложенный в расчеты федерального бюджета, в среднем в 2009 году оценивается 25,4 рубля за доллар, в 2010 году - 26,6 рубля за доллар, в 2011 году - 28 рублей за доллар.

Объем резервного фонда к 2011 году достигнет 6 трлн 761 млрд рублей, а фонда национального благосостояния - 6 трлн 457,8 млрд рублей.

В 2009 году Резервный фонд составит 5 трлн 147,5 млрд рублей, а Фонд национального благосостояния - 3 трлн 717,2 млрд рублей или 7,2% ВВП. В 2010 году размеры этих фондов достигнут 5 трлн 569 млрд руб и 2 трлн 700,8 млрд рублей соответственно.

Механизм образования дефицита или профицита государственного бюджета может быть представлен следующим образом:

Сбалансированный бюджет -- равенство доходов и расходов бюджета.

Дефицит бюджета - это превышение расходов госбюджета над его доходами.

Профицит бюджета -- превышение бюджетных доходов над расходами.

Бездефицитность бюджета еще не означает "здоровья" экономики. Поскольку централизация финансовых ресурсов в руках органов власти всегда уменьшает финансовые возможности хозяйствующих субъектов, мешая им лучше оснастить производство, быстрее перейти на новые технологии и добиться тем самым более эффективных результатов хозяйствования, то в связи с этим излишняя мобилизация доходов в бюджет только вредит. Именно из-за этого негативного влияния профицита бюджета на экономику в законодательстве многих стран присутствует правовая норма, запрещающая формировать и принимать бюджет с превышением доходов над расходами.

Если профицит бюджета обнаружится в процессе исполнения бюджета, то и здесь его наличие не может быть оценено однозначно положительно. Профицит бюджета, возникающий в результате более экономного и эффективного использования бюджетных средств при 100%-ном финансировании предусмотренных по бюджету расходов, -- явление положительное. Однако, если более высокие доходы бюджета были получены лишь в результате выгодно сложившейся экономической конъюнктуры, явились следствием экономии, бума или недофинансирования расходов и тому подобное, то положительно оценивать профицит бюджета нет оснований.

Дефицит бюджета.

Бюджетный дефицит -- состояние бюджета, характеризующее превышение объема расходов над доходами. При бюджетном дефиците государству не хватает средств для нормального выполнения своих функций и приходится прибегать к различным займам, прежде всего у кредитной системы, что отрицательно сказывается на устойчивости всего денежного обращения и является основной причиной инфляции. Бюджетный дефицит не обязательно свидетельствует о каком-то чрезвычайном положении в экономике страны. Он может быть вызван, например, необходимостью осуществления крупных государственных вложений в развитие экономики, что отражает скорее рост валового национального продукта, нежели кризисное состояние государственного регулирования.

Возможны чрезвычайные обстоятельства, связанные с войнами, стихийными бедствиями, затраты на которые не могли быть заранее спланированы, но должны быть обязательно осуществлены независимо от наличия средств в резервном фонде бюджета.

Причины дефицита госбюджета:

1. Падение доходов в условиях кризисного состояния экономики и уменьшения прироста национального дохода.

2. Уменьшение акцизных налогов, поступающих в госбюджет.

3. Увеличение бюджетных расходов.

4. Непоследовательная финансово-экономическая политика.

Существует несколько видов дефицита бюджета:

Бюджетный дефицит (D).Сумма превышения расходов государства над его доходами в пределах финансового года: D = G-T = G-T y y, где D -- бюджетный дефицит, G -- государственные расходы, T-- налоги, Т у -- ставка подоходного налога

Бюджетный дефицит есть отрицательная величина, бюджетный избыток -- положительная.

Структурный дефицит. Разность между текущими государственными расходами и доходами, которые могли бы поступить в бюджет в условиях полной занятости при существующей системе налогообложения: D cmp = G-T F

Циклический дефицит. Представляет собой разность между фактическим и структурным дефицитом: D цикп = Т у F -у), где у F -- национальный доход при полной занятости.

Общий дефицит (Реальный). Фактический дефицит госбюджета.

Первичный дефицит. Фактический дефицит за минусом выплат по государственному долгу.

Огромное воздействие на состояние бюджета оказывает темп роста инфляции.

1. Так как дефицит - это превышение расходов над доходами, то можно его сократить путем сокращения расходов бюджета. Это имеет место в практике, но этот метод нежелателен, так как сокращение расходного бюджета влечет за собой сокращение совокупного спроса, а следовательно и сокращение ВВП. Однако этот путь не всегда выполним, так как уменьшение дотаций может усилить спад в экономики, а сокращение социальных программ провоцирует социальную напряженность и ведет к уменьшению совокупного спроса, что в свою очередь снижает стимулы производства.

2. Повышение расходной части достигается путем повышения налогов. Это нежелательно, так как повышение налогов влечет сокращение домохозяйств и стимулов развития бизнеса, снижение инвестиций и потребления. Последнее также снижает возможности роста ВНП, поскольку сужает емкость рынка.

3. Еще одним способом покрытия бюджетного дефицита является эмиссия денег (увеличение денежной массы в обращении).

Эмиссия денег сегодня не принимает форму простого печатания денег, так как это прямо и непосредственно способствует росту инфляции.

В настоящее время эмиссия реализуется посредством создания резервов коммерческих банков. становятся основой многократного увеличения количества денег в обращении. Это самый опасный путь погашению бюджетного дефицита, ибо ведет к лавинообразному течению инфляции. К такому способу покрытия бюджетного дефицита государства прибегают в случае невозможности или неумения использовать иные источники, но естественно в ущерб населению и всему государству.

4. Так же покрытие бюджетного дефицита возможно через формирование государственного долга. Это происходит разными способами.

Прежде всего формируется государственный внешний долг, как правило в иностранной валюте, путем заимствования во внешнем мире. Бюджетный кодекс РФ выделяет следующие источники формирования внешнего долга:

Займы у правительств других стран;

Займы у международных финансовых институтов (банков);

Займы у банковских структур зарубежных стран (в виде кредитов);

Выпуск государственных ценных бумаг, т.е. облигаций, и продажа их на мировых фондовых рынках.

Для погашения дефицита государства также формируется внутренний долг, т.е. государство осуществляет свои займы внутри страны. По кодексу РФ выделяют следующие займы:

Кредитные заимствования у кредитных организаций (у банков);

Межбюджетные заимствования (у других субъектов федерации);

Продажа государственный ценных бумаг (облигаций) на фондовых рынках внутри страны.

Жизнь страны, обремененная внешним и внутренним долгами, требует грамотной стратегии и умелого использования кредитных средств в выборе наилучшего варианта экономического развития.

Управление государственным долгом включает следующие меры:

Эффектное использование средств заимствования;

Поиск средств для выплаты долга;

Нейтрализация негативных последствий государственного долга.

Профицит бюджета.

Крайне редко при составлении бюджета складывается противоположное дефициту бюджета состояние -- его профицит, т. е. превышение доходов над расходами.

Профицит может возникнуть следующим образом:

Если бюджет составляется сбалансированным или дефицитным, однако доходы, фактически полученные в процессе исполнения бюджета, превысили запланированную законом о бюджете сумму доходов или сумму доходов и поступлений из источников финансирования дефицита;

Если запланированная сумма доходов изначально превышает сумму расходов, при том, что расходы удовлетворяют потребностям социально-экономического развития страны;

Если в процессе исполнения бюджета возникает экономия по расходам;

Если в целях получения профицита запланированная сумму доходов изначально превышает сумму расходов, при том расходы занижены относительно потенциально возможного уровня финансирования и не удовлетворяют потребностям социально-экономического развития страны.

Следует обратить особое внимание на понятие "первичный профицит". Это понятие используется при оценке возможностей сокращения государственного долга. Первичный профицит означает, что доходы бюджета за вычетом привлеченных займов должны превышать расходы, уменьшенные на величину обслуживания государственного долга (проценты и погашение основной суммы).Первичный профицит показывает, что часть доходов бюджета идет на погашение государственного долга (т. е. бюджетные доходы минус займы больше бюджетных расходов минус выплаты по государственному долгу).

Реально это означает следующее:

ДБ -- К > РБ -- ОГД,

ДБ -- доходы госбюджета;

К -- кредиты и займы;

РБ -- расходы госбюджета;

ОГД -- обслуживание госдолга (выплата процентов и погашение капитальной части долгов).

В случае бюджетного профицита при составлении бюджета согласно статье 88 Бюджетного кодекса РФ следует:

1. сократить привлечение доходов от продажи государственной собственности;

2. предусмотреть направление бюджетных средств на дополнительное погашение долговых обязательств;

3. увеличить расходы бюджета, в том числе за счет передачи части доходов бюджетам других уровней.

Возможной мерой является и сокращение налоговых доходов бюджета.

Дефицит федерального бюджета и его финансирование

В ходе составления и рассмотрения бюджета может выясниться, что бюджет будет сведен с превышением расходов над доходами, т. е. с дефицитом.

В мировой практике безопасным уровнем бюджетного дефицита считается его объем не более 3% от ВВП. В 1991-1999 гг. бюджетные дефициты в России были значительными. В 1997 г. сложился особенно большой дефицит, и законодательная власть была вынуждена осуществить секвестр бюджетных расходов.

В случае принятия бюджета на очередной год с дефицитом, одновременно утверждаются источники финансирования дефицита бюджета. Источниками финансирования дефицита федерального бюджета являются:

1. Внутренние источники, а именно:

Кредиты, полученные от кредитных организаций в рублях;

Государственные займы, осуществляемые путем выпуска ценных бумаг от имени Российской Федерации;

2. Внешние источники следующих видов:

Государственные займы, осуществляемые в иностранной валюте путем выпуска ценных бумаг от имени Российской Федерации;

Кредиты правительств иностранных государств, юридических лиц и международных финансовых организаций в иностранной валюте.

Кредиты Банка России, а также приобретение Банком России долговых обязательств Российской Федерации при их первичном размещении не могут быть источниками финансирования дефицита бюджета. Это означало бы, что дефицит финансируется за счет денежной эмиссии.

Источники финансирования дефицита федерального бюджета.

Финансирование бюджетного дефицита -- покрытие отрицательного сальдо бюджета путем привлечения финансовых ресурсов за счет государственных займов и уменьшения остатков ликвидных финансовых средств государства.

В составе источников внутреннего финансирования дефицита федерального бюджета учитываются:

Разница между средствами, поступившими от размещения государственных займов, осуществляемых путем выпуска государственных ценных бумаг от имени Российской Федерации, номинальная стоимость которых указана в валюте Российской Федерации, и средствами, направленными на их погашение;

Разница между полученными и погашенными Российской Федерацией в валюте Российской Федерации бюджетными кредитами, предоставленными федеральному бюджету другими бюджетами бюджетной системы Российской Федерации;

Разница между полученными и погашенными Российской Федерацией в валюте Российской Федерации кредитами кредитных организаций;

Разница между полученными и погашенными Российской Федерацией в валюте Российской Федерации кредитами международных финансовых организаций;

Изменение остатков средств на счетах по учету средств федерального бюджета в течение соответствующего финансового года;

Иные источники внутреннего финансирования дефицита федерального бюджета (поступления от продажи акций и иных форм участия в капитале, от продажи земельных участков, государственных запасов драгоценных металлов и драгоценных камней, уменьшенные на выплаты на их приобретение; курсовая разница по средствам федерального бюджета и др.).

В составе источников внешнего финансирования дефицита федерального бюджета учитываются:

1. разница между средствами, поступившими от размещения государственных займов, осуществляемых путем выпуска государственных ценных бумаг от имени Российской Федерации, номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, и средствами, направленными на их погашение;

2. разница между полученными и погашенными Российской Федерацией в иностранной валюте кредитами иностранных банков и организаций, международных финансовых организаций и правительств иностранных государств, включая целевые иностранные кредиты;

3. разница между полученными и погашенными Российской Федерацией в иностранной валюте кредитами кредитных организаций.

4. прочие источники внешнего финансирования дефицита федерального бюджета (например, объем средств, направляемых на исполнение государственных гарантий Российской Федерации в иностранной валюте).

ИСТОЧНИКИ ФИНАНСИРОВАНИЯ ДЕФИЦИТА ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА

(млрд.рублей)

Январь-август

Справочно

январь-август

Общее финансирование 1)

в том числе:

источники внутреннего финансирования 2)

государственные (муниципальные) ценные бумаги, номинальная стоимость

которых указана в валюте Российской Федерации

изменение остатков средств на счетах по учету средств бюджета 2)

увеличение остатков денежных средств Резервного фонда

увеличение остатков денежных средств Фонда национального благосостояния

уменьшение остатков денежных средств Резервного фонда

уменьшение остатков денежных средств Фонда национального благосостояния

иные источники внутреннего финансирования дефицитов бюджетов

акции и иные формы участия в капитале, находящиеся

в государственной и муниципальной собственности

государственные запасы драгоценных металлов и драгоценных камней

курсовая разница

бюджетные кредиты, предоставленные внутри страны

в валюте Российской Федерации

прочие источники внутреннего финансирования дефицитов бюджетов

источники внешнего финансирования

в том числе:

государственные ценные бумаги, номинальная стоимость которых

указана в иностранной валюте

кредиты иностранных государств, включая целевые иностранные кредиты

(заимствования), международных финансовых организаций, иных субъектов

международного права, иностранных юридических лиц в иностранной валюте

иные источники внешнего финансирования

1) С учетом погашения основной суммы задолженности (долга).

Величина превышения доходов над расходами (профицит) имеет положительный знак, а величина дефицита - отрицательный знак. Профицит или дефицит покрываются за счет финансирования такой же величины, но с противоположным знаком.

2) Включая остатки денежных средств бюджетов.

Поступление нефтегазовых доходов в федеральный бюджет в январе-августе 2010г. составило 2421,4 млрд.рублей, в том числе налог на добычу полезных ископаемых в виде углеводородного сырья - 879,6 млрд.рублей, вывозные таможенные пошлины на нефть сырую, газ природный и товары, выработанные из нефти - 1541,8 млрд.рублей.

Совокупный объем средств Резервного фонда (в рублях и иностранной валюте) на 1 сентября 2010г. составил 1228,9 млрд.рублей и увеличился по сравнению с 1 августа 2010г. на 0,3%, Фонда национального благосостояния - соответственно 2671,5 млрд.рублей и на 0,3%.

ИСПОЛНЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА. (млрд.рублей)

Профицит, дефицит(-)

Январь-февраль

I квартал

Январь-апрель

Январь-май

I полугодие

Январь-июль

Январь-август

Январь-сентябрь

Январь-октябрь

Январь-ноябрь

Январь-февраль

I квартал

Январь-апрель

Январь-май

I полугодие

Январь-июль

Январь-август

Объем доходов федерального бюджета в январе-августе 2010г. составил 68,1% от прогнозируемого на 2010г. объема, утвержденного Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов" (с учетом Федерального закона от 23.07.2010г. № 185-ФЗ).

Мультипликатор Кейнса в экономике это -- численный коэффициент, показывающий, во сколько раз возрастает национальный доход при увеличении инвестиций.

Существует такое понятие как мультипликатор сбалансированного бюджета. Его суть состоит в следующем: прирост государственных расходов, обусловленный равным по величине приростом налогов, ведет к увеличению равновесного ЧНП (чистый национальный продукт) на сумму прироста государственных расходов. Мультипликатор сбалансированного бюджета обозначается так: К сбалансированный бюджет.

Кс.б.= ^?ЧНП / ^?G; ^?TAX,

где ^?ЧНП - прирост ЧНП, ^?G - повышение государственных расходов, ^?TAX - увеличение налогов. Можно записать так:

G = ?TAX = ?ЧНП

Если госрасходы и налоги растут на одну и ту же величину, то и равновесный ЧНП увеличивается на ту же самую величину.

Так, через изменение налогов и государственных расходов правительство воздействует на развитие производства и динамику ЧНП, Выбор сочетания указанных регуляторов определяет эффективность корректировки экономического развития.

По данным РИА новостей: Профицит консолидированного бюджета РФ и бюджетов государственных внебюджетных фондов (пенсионного, социального страхования и обязательного медицинского страхования) в 2011 году сложился на уровне 848,8 миллиарда рублей против дефицита в 1,585 триллиона рублей в 2010 году, говорится в докладе Росстата.

Доходы консолидированного бюджета за 2011 год составили 20,854 триллиона рублей против 16,032 триллиона рублей за 2010 год, расходы - 20,005 триллиона рублей против 17,617 триллиона рублей годом ранее.

Росстат уточнил, что профицит федерального бюджета в 2011 году сложился на уровне 430,8 миллиарда рублей. Ранее Минфин сообщал, что профицит-2011 составил 427,8 миллиарда рублей.

Доходы федерального бюджета за прошлый год составили 11,366 триллиона рублей, госфондов - 5,82 триллиона рублей, субъектов РФ - 7,644 триллиона рублей, территориальных внебюджетных фондов - 904,6 миллиарда рублей. Расходы федерального бюджета сложились на уровне 10,935 триллиона рублей, госфондов - 5,387 триллиона рублей, субъектов РФ - 7,679 триллиона рублей, территориальных внебюджетных фондов - 883,7 миллиарда рублей.

Поступление нефтегазовых доходов в федеральный бюджет в 2011 году составило 5,642 триллиона рублей, в том числе налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ) - 1,989 триллиона рублей, вывозные таможенные пошлины на сырую нефть, природный газ и нефтепродукты - 3,653 триллиона рублей.

В консолидированный бюджет России в 2011 году поступило налогов, сборов и иных обязательных платежей, администрируемых ФНС, на сумму 9,72 триллиона рублей, что на 26,8% больше, чем в 2010 году. В декабре поступления в консолидированный бюджет выросли по сравнению с предыдущим месяцем на 32,3% - до 931,7 миллиарда рублей.

Основную часть налогов, сборов и иных обязательных платежей консолидированного бюджета в 2011 году обеспечили поступления налога на прибыль организаций - 23,4%, налога на добычу полезных ископаемых - 21,0%, налога на доходы физических лиц (НДФЛ) - 20,5%, НДС на товары (работы, услуги), реализуемые на территории России и ввозимые из Белоруссии и Казахстана, - 19,0%.

1. Технические средства обучения: мультимедийный проектор, экран, компьютерная техника, слайды.

Вопрос 1. Дефицит (профицит) бюджета

Понятие дефицита (профицита) бюджета. Доходы и расходы государственного бюджета в принципе могут быть сбалансирова­ны. Однако в реальной жизни этого, как правило, не бывает и име­ет место дефицит или профицит.

Дефицит государственного бюджета характеризует превышение расходов и чистого кредитования над суммой доходов и полученных официальных трансфертов, определяемых в соответствии с установленными принципами формирования государственных финансов и классификации доходов и расходов. Такой концепту­альный подход к понятию дефицита не случаен. Он позволяет определить, в какой мере сектор государственного управления по­крывает свои расходы и выдаваемые в целях проведения государ­ственной политики кредиты за счет доходов, официальных транс­фертов и сумм, получаемых от погашения ранее выданных им займов, без увеличения своих долговых обязательств и без умень­шения объема ликвидных средств.

Дефицит бюджетов органов государственного управления пред­ставляет собой ту часть расходов и валового кредитования, которая превышает поступления доходов, сумм, полученных в погашение ранее выданных кредитов и полученных официальных трансфер­тов. Дефицит покрывается за счет финансирования, величина ко­торого равна дефициту, но имеет противоположный знак.

Профицит. В случае превышения доходов органов государствен­ного управления над их расходами профицит составляет ту часть доходов и полученных официальных трансфертов, которая превы­шает расходы.

Наличие дефицита или профицита сопряжено с признанием необязательного сбалансирования поступлений и платежей и воз­можности использования государственных финансов для регули­рования экономического развития путем изменения государ­ственных доходов и расходов. Наряду с этим, существуют кассо­вые разрывы между временем поступления доходов и временем осуществления расходов. Величина дефицита и профицита и их отношение к ВВП являются основными итоговыми показателя­ми, характеризующими поступление и расходование денежных средств сектором государственного управления. Наличие дефи­цита нередко является симптомом неблагополучия и нуждается в анализе.

Причины дефицита бюджета. Дефицит бюджета возникает в силу превышения расходов над доходами. Основными причинами де­фицита бюджета являются войны, расходы на военные нужды в мирное время, а также спады, стагнация и периоды депрессии производства. В годы, когда ВВП сокращается, автоматически сокра­щаются также налоговые поступления. В то же время расходы со­храняют тенденцию оставаться на прежнем уровне. В итоге возни­кает или увеличивается разрыв между расходами и доходами, растет дефицит. Факторами возникновения и роста дефицита могут быть обстоятельства, связанные с недостаточностью доходной базы и неоправданным, не учитывающим финансовых возможностей ростом расходов и их неэффективностью, в частности с расходами на содержание управленческого персонала, дотациями убыточным отраслям и др. Негативное влияние на доходы бюджета и, соответ­ственно, на размеры дефицита оказывает неустойчивость национальной валюты и денежного обращения. Слабость валюты, ее недостаточность для обслуживания экономического оборота при­водят к развитию бартерных операций, появлению суррогатов де­нег, нарушению нормальных расчетов, неплатежам хозяйствующих субъектов друг другу и в бюджет. Нерациональная налоговая поли­тика, превышение нормальной налоговой нагрузки также могут вести к негативному результату вследствие порождения тенденции к ограничению и сокращению хозяйственной деятельности.

Финансирование дефицита бюджета. Дефицит бюджета должен быть профинансирован. Финансирование дефицита государствен­ного бюджета равно величине дефицита и представляет собой по­крытие недостатка доходов за счет займов или эмиссии новых де­нег. В случае если расходы и чистое кредитование растут быстрее, чем доходы и получаемые трансферты, потребность в заемных средствах возрастает. Международная практика финансирования бюджетного дефицита свидетельствует о том, что для обеспечения экономического развития достаточно лишь рефинансирования государственных обязательств. При рефинансировании государ­ственного долга погашение ранее выпущенных займов произво­дится за счет выручки от выпуска новых, т.е. продажи новых облигаций и использования части полученных средств для выплаты держателям погашаемых облигаций или же получения новых кре­дитов и погашения за их счет ранее полученных. Таким образом, обязательства перед кредиторами выполняются за счет новых зай­мов, а кредиторы получают проценты за предоставляемые средства. В случае если приток новых займов ослабевает и становится мень­ше затрат по погашению долга, то в целях увеличения заинтересо­ванности инвесторов в предоставлении новых займов могут быть увеличены проценты по прямым кредитам и государственным цен­ным бумагам. В случае уменьшения потребности в займах процент­ные платежи могут быть уменьшены.

Сальдо производимых расходов и поступающих доходов имеет важное значение для государственного регулирования экономики. Специфика его воздействия на экономическое развитие определя­ется источниками финансирования отрицательного сальдо (дефи­цита) и направлениями использования превышения доходов над расходами (профицита). Оно осуществляется двумя основными способами: за счет государственных займов и за счет эмиссии но­вых денег. На финансирование дефицита оказывает также влияние увеличение или уменьшение у органов государственного управле­ния остатков ликвидных финансовых средств. Таким образом, ка­тегория финансирования включает государственное заимствова­ние, погашение (выплату) задолженности и изменение остатков средств органов государственного управления на счетах в банках, государственных резервов национальной валюты и ценных бумаг.

Для финансирования дефицита государственного бюджета с по­мощью займов государство привлекает свободные денежные сред­ства других секторов экономики и внешнего мира, используя раз­личные финансовые инструменты: размещение государственных долговых обязательств и прямые кредиты от банков, международ­ных организаций развития, правительств других стран. Государственные долговые обязательства считаются наиболее надежным видом ценных бумаг. Этим обусловлена их повышенная привлека­тельность для инвесторов и одновременно относительно низкая доходность. Вместе с тем эта надежность не является абсолютной. В частности, государственные ценные бумаги очень чувствительны к изменениям процентных ставок. В этом смысле государственные облигации являются все же рисковыми, даже если не грозит опас­ность дефолта, поскольку их курс может упасть в условиях роста процентных ставок. Рассматривать государственные ценные бума­ги как полностью безрисковые было бы заблуждением.

Государственное заимствование и изменение остатков ликвид­ных финансовых активов являются неэмиссионными способами покрытия дефицита бюджета. Покрытие дефицита за счет выпуска новых денег увеличивает денежную массу в обращении и способ­ствует развитию инфляционных процессов. В условиях неразвито­го рынка государственных ценных бумаг займы у Центрального банка являются основным внутренним источником финансирова­ния дефицита бюджета. Однако и в условиях высокоразвитого рын­ка государственных долговых обязательств органы государствен­ного управления могут и практически используют займы у центральных банков.

Изменение остатков ликвидных финансовых активов включает изменение остатков денежных средств (наличных и депозитов) и изменение финансовых требований к другим секторам, приобре­тенных органами государственного управления в целях управления ликвидностью. Изменение остатков денежных средств между на­чалом и концом бюджетного периода отражает разницу между все­ми поступлениями и платежами за данный период. Отрицательная величина свидетельствует о том, что поступления средств превы­шают платежи. Такой подход позволяет определить, насколько сектор государственного управления в состоянии покрывать свои расходы и обеспечивать кредитование, не увеличивая при этом объема своих финансовых обязательств и (или) не уменьшая ре­зервов ликвидных средств. Включение изменения остатков средств органов государственного управления на счетах в банках и резервов наличных денег в состав операций финансирования объясняется тем, что влияние этих операций на экономическое развитие ана­логично операциям заимствования. Использование ранее накоп­ленных ресурсов приводит к увеличению общего спроса в эконо­мике, как и получение кредитов у Центрального банка, поскольку и в том и в другом случае финансовые ресурсы для других секторов экономики в текущем периоде не уменьшаются. Увеличение ос­татков средств органов государственного управления на банков­ских счетах ведет к сокращению общего спроса на ресурсы в дан­ном периоде.

Финансирование дефицита государственного бюджета может осуществляться как за счёт внешнего заимствования, так и за счет заимствования внутри страны. Влияние внутреннего и внешнего заимствования на величину финансовых ресурсов страны, платеж­ный баланс и рост экономической активности различно.

Бюджетный дефицит – это финансовое явление, при котором наблюдается превышение расходной части бюджета над его доходной частью.
1) расходы = доходы (это сбалансированный бюджет (сальдо = 0)) – лучший вариант;
2) расходы ‹ доходы (доходы – расходы› 0 – положительное сальдо (профицит));
3) расходы › доходы (дефицит).

Качество бюджетного дефицита бывает:
1) дефицит может быть связан с необходимостью осуществления крупных государственных вложений в развитие экономики. В этом случае он отражает не кризисное течение общественных процессов, а государственное регулирование экономической конъюнктуры, стремление обеспечить прогрессивные сдвиги в структуре общественного производства. Еще Дж. М. Кейнс обосновал возможность допущения опережающего роста государственных расходов над доходами на определенных этапах развития общества;
2) дефициты возникают в результате чрезвычайных обстоятельств (войны, крупных стихийных бедствий и т. п.), когда обычных резервов становится недостаточно и приходится прибегать к источникам особого рода;
3) бюджетный дефицит может отражать кризисные явления в экономике, ее развал, неэффективность финансово-кредитных связей, неспособность правительства держать под контролем финансовую ситуацию в стране. В этом случае дефицит – явление, требующее принятия не только срочных и действенных экономических мер, но и соответствующих политических решений. Методы снижения бюджетного дефицита
1. Расходы = const, доходы растут.
2. Доходы = const, расходы падают.
3. Доходы растут, расходы падают (дефицит снижается быстрее в 2 раза).

Пути финансирования бюджетного дефицита:
1) эмиссия денежных знаков. Этот путь ведет к инфляции. Возникают отрицательные социально-экономические последствия;
2) государственные займы. В этом случае в финансировании участвуют компании, банки, у которых имеются свободные денежные средства;
3) иностранные займы. Их предоставляет МВФ;
4) использование национального богатства. Увеличение ставок налогов является не методом финансирования бюджетного дефицита, а способом его сокращения.

Бюджетный профицит – превышение доходов над расходами. Профицит бюджета является фактором стабильного валютного курса, маяком для иностранных инвестиций.

Бюджетный профицит используется только на погашение государственного долга и на образование финансового резерва, который также идет на погашение государственного долга, если не возникает бюджетного дефицита.

Первичный профицит – это величина, которая показывает, насколько доходы бюджета превышают расходы без учета платежей по долгам. Первичный профицит федерального бюджета РФ за январь-февраль 2003 г. составил без учета единого социального налога (ЕСН) 45,9 млрд руб., или 2,6 % ВВП.

В феврале бюджет исполнен с дефицитом в размере 32,8 млрд руб. без учета ЕСН, или 3,7 % ВВП.

Окончательный профицит – это превышение доходов бюджета всех его расходов, включая расходы на обслуживание внешнего долга.

На 2004 и 2005 гг. сначала планировался бюджетный профицит 1,5 % и 1,7 % ВВП соответственно, однако позже (в апреле 2003 г.) он был понижен до 0,6 % и 0,9 % ВВП.

Центральной частью финансовой системы являются государственные финансы с их ведущим звеном - государственным (федеральным) бюджетом как сводным балансом доходов и расходов государства.

Государственный бюджет - это основной финансовый план доходов и расходов государства на определенный срок, утвержденный в законодательном порядке.

Государственный бюджет представляет собой крупнейший централизованный денежный фонд, аккумулируемый с помощью перераспределения национального дохода и расходуемый государством для осуществления своих функций.

Построение бюджета основано на соблюдении определенных принципов, которые были выработаны развитыми странами в начале XX в.

Принцип единства - сосредоточение в бюджете всех доходов и расходов государства, существование единообразия финансовых документов и бюджетной классификации.

Принцип полноты - учет всех затрат и всех поступлений по каждой статье бюджета.

Принцип реальности - правдивое отражение доходов и расходов государства.

Принцип гласности - обязательное информирование населения об основных расходах и источниках доходов.

Государственный бюджет выполняет следующие функции:

Перераспределение национального дохода;

Государственное регулирование и стимулирование экономики;

Стимулирование научно-технического прогресса;

Финансовое обеспечение социальной политики;

Контроль за образованием и использованием централизо­ванного фонда денежных средств.

Одна из важнейших функций государственного бюджета -стимулирование научно-технического прогресса. Этой цели от­вечает прямое бюджетное финансирование приоритетных программ.

Структура расходов и доходов госбюджета в развитых странах представлена в таблице

Основные статьи бюджета

В отличие от бюджетов развитых стран в России па первом месте в расходах государственного бюджета стоят расходы на оборону (18%), на втором - финансирование государственных программ и инвестиций (около 18%), на третьем - вложения в народное хозяйство (15%). Затраты на социально-культурные нужды составляют менее 7% всех расходов, что почти в 4 раза меньше, чем в бюджете СССР. На обслуживание государственного внутреннего долга тратится более 15% всех расходов.

Государственные закупки - это спрос правительства на товары и услуги. Этот вид экономической деятельности правительства представлен закупками военного и гражданского назначения, последние могут предназначаться для собственных нужд госу­дарственных предприятий и учреждений или носить регули­рующий характер.

Трансфертные платежи - это:

Пособия по безработице;

Пособия многодетным семьям и т. п.

Трансфертные платежи - непроизводительные расходы госу­дарства, их доля в государственных расходах зависит от:

Социально-политической ориентации государства;

Границ государственного вмешательства в экономику;

Проводимой социальной политики.

Расходы на образование, науку, здравоохранение, культуру в сумме не превышают 10%. Этого явно недостаточно для покрытия нужд общества, однако все упирается в доходы.

Государственный бюджет - смета (роспись) государственных до­ходов и расходов по источникам поступления и основным каналам рас­пределения. Государственный бюджет может быть сведен с излишком или недостатком.

Если расходы правительства равны его доходам, то бюджет называется сбалансированным. Однако в большинстве стран, в том числе и в России, расходы правительства намного превышают его доходы.

Бюджетный профицит (излишек) - превышение доходов над рас­ходами.

Бюджетный дефицит (недостаток) - превышение расходов над доходами.

Бюджетный дефицит может быть заранее запланирован, что должно быть отражено в проекте подготовленного бюджета, или по тем или иным причинам может возникнуть в ходе его реализации. И эту разницу, как правило, необходимо покрывать за счет дополнительных ресурсов.

Способы финансирования бюджетных дефицитов представлены на схеме:

В экономике развитых стран бюджетный профицит встречается зна­чительно реже, чем бюджетный дефицит. Отметим, что государственный бюджет РФ на 2002 год был сведен с профицитом в размере 127 млрд. руб. Это излишек может быть получен за счет высоких мировых цен за баррель нефти. Если «нефтяная» цена упадет ниже заложенной при расчете доходов государственного бюджета, то профицита может и не быть. В этой связи сосредоточим внимание на проблемах, связанных с бюджетным дефицитом.

Крупные дефициты подталкивают вверх ставки процента, что:

а) вызывает вытеснение частного инвестирования;

б) увеличивает спрос на ценные бумаги со стороны иностранцев, так как более высокий уровень процента по правительственным и частным ценным бумагам делает фи­нансовые инвестиции более привлекательными для иностранцев;

в) вызы­вает рост международной стоимости национальной валюты вслед за воз­росшим спросом на ценные бумаги, что обусловливает сокращение экс­порта и рост импорта;

г) сдерживает развитие внутренней экономики вследствие сокращения чистого экспорта.

Стимулирующее воздействие дефицита может быть сглажено за счет, как эффекта вытеснения, так и отрицательного эффекта чистого экспорта, вызванного дефицитом. Крупные ежегодные бюджетные дефициты имеют тенденцию стимулировать импорт и сдерживать экспорт и нередко ведут к распродаже национального богатства. Эта цепочка причин-следствий длин­на, но она дает возможность понять внутренний ход развития явлений, связанных с бюджетным дефицитом.

Государственный долг

Устойчивый бюджетный дефицит, финансируемый за счет кредита, приводит к возникновению государственного долга.

Государственный долг представляет собой сумму бюджетных дефицитов прошлых лет за вычетом бюджетных излишков, это то, что государство взяло взаймы, чтобы покрыть дефицит бюджета.

Государственные займы существенно отличаются от частных займов. Последние используются, как правило, для целей про­изводственного назначения. Выплата процентов по такому кредиту производится за счет прироста дохода. Государствен­ный кредит, используемый для покрытия бюджетного дефицита, в основном не связан с производственной деятельностью. Государство погашает свою задолженность, а также проценты по обязательствам за счет налогов.

Уровень государственной задолженности в целом, как правило, определяется в процентном отношении к ее валовому внутреннему продукту.

Поскольку для большинства стран рыночной экономики типи­чен бюджетный дефицит, государственный долг существует практически во всех странах. С учетом сферы размещения государственный долг подразделяют :

На внутренний;

И внешний.

Внутренний долг образуется обычно за счет займов, оформленных путем выпуска и продажи государственных ценных бумаг (ГЦБ).

Основными держателями ГЦБ являются:

- правительственные учреждения и фонды;

- центральные и коммерческие банки;

- небанковские финансовые институты;

- население.

На долю ГЦБ приходится до 90% всей суммы государственно­го долга развитых стран.

По сроку погашения ГЦБ подразделяются:

на краткосрочные (со сроком погашения до 1 года) казначей­ские обязательства (векселя);

среднесрочные - со сроком погашения до 5 лет;

- долгосрочные облигации со сроком погашения до 30 лет.

Вопрос о соотношении между различными видами задолжен­ности по их срочности имеет большое значение для управления государственным долгом. В условиях инфляции возрастает удельный вес краткосрочной задолженности, поскольку инве­сторы избегают вкладывать средства в долгосрочные прави­тельственные обязательства.

Внутренний государственный долг влияет на денежное обра­щение страны и состояние экономики в целом.

Основные последствия накопления внутреннего долга:

государственный долг приводит к перераспределению доходов среди населения;

все граждане страны как налогоплательщики оплачивают про­центы по государственному долгу, но эти проценты в свой до­ход получают лишь кредиторы государства (те, кто купил ГЦБ), а это, как правило, наиболее имущие слои населения;

возможно переложение долгового бремени на будущие поко­ления с сокращением объема потребления будущих налогопла­тельщиков в случае, если рост государственного долга и про­центов по нему не сопровождается соответствующим ростом инвестиций;

быстро растущие издержки по процентам все более затрудняют сокращение бюджетного дефицита: выплаты процентов по го­сударственному долгу оборачиваются новыми расходами госу­дарственного бюджета, новыми займами для выплаты процен­тов по старым долгам;

наблюдается "эффект вытеснения".

Внешний долг - это долг в иностранной валюте. Внешний долг возникает при мобилизации государством финансовых ресурсов, находящихся за границей. Держателями внешнего долга (кредиторами) выступают.

Компании;

Государственные учреждения различных стран;

Международные экономические организации (Международный банк реконструкции и развития, Международный валютный фонд и др.).

Бремя внешнего долга отличается от бремени внутреннего долга. Внутренний долг - это отношение между гражданами данной страны, при его возврате нет прямой потери товаров и услуг. Внешний же долг - это долг в иностранной валюте, и его по­гашение происходит фактически путем передачи товаров дру­гой стране. Для того чтобы рассчитаться с внешним долгом, страна должна сокращать импорт и увеличивать экспорт това­ров, при этом валютная выручка от экспорта идет не на цели развития, а на погашение долга, что замедляет темпы роста, снижает уровень жизни.

Кризис внешней задолженности - невозможность государством выполнить в установленные сроки и полном объеме свои дол­говые обязательства.

Однако даже в случае наступления такого кризиса государства стремятся как минимум сокращать внешнюю задолженность.

Механизмы сокращения внешней задолженности: