Ликвидация бизнеса. Приказы. Оборудование для бизнеса. Бухгалтерия и кадры
Поиск по сайту

Закон о страховании ответственности перевозчика

Государственной Думой

Советом Федерации


"Поступления сумм, неосновательно сбереженных перевозчиком вследствие неисполнения им обязанности по страхованию гражданской ответственности за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров, взысканных в соответствии с Федеральным законом от 14 июня 2012 года N 67-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров и о порядке возмещения такого вреда, причиненного при перевозках пассажиров метрополитеном" (федеральные государственные органы, Банк России, органы управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации)"


Поступления сумм, неосновательно сбереженных перевозчиком вследствие неисполнения им обязанности по страхованию гражданской ответственности за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров, взысканных в соответствии с Федеральным законом от 14 июня 2012 года N 67-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров и о порядке возмещения такого вреда, причиненного при перевозках пассажиров метрополитеном"


Транспортные услуги – дело востребованное, важное и благородное. Но даже самой современной машиной управляет человек. А "таблетки" от ошибок, которые допускают даже специалисты высшего класса, пока не придумали.

Правда, первый шаг на этом пути уже сделан: нет средства для предупреждения ошибок водителей, но есть способы устранения их последствий. Для таких целей и используется договор страхования ответственности перевозчика . Для грузоперевозчиков его заключение пока остается делом добровольным. А вот осуществлять пассажирские перевозки без полиса ОСГОП с января 2013 года уже нельзя.

Полис ОСГОП: зачем он нужен?

К чему все это? К тому, что раз документ нужен, то знать о нем страхователь должен все до последней детали. Их в случае с полисом ОСГОП не так много, и все же.

Что обязывает перевозчиков страховать ответственность перед пассажирами?

ОСГОП – требование Закона 67-ФЗ, подписанного летом 2012 года и вступившего в силу в начале 2013 года. Цель документа одна – обеспечить возмещение ущерба здоровью, жизни, имуществу пассажиров транспортных компаний. В списке тех, кому требуется обязательное страхование гражданской ответственности перевозчика – транспортные организации, которые осуществляют платные услуги по перевозке людей.

Сюда входят все – авиационные компании, ж/д и автоперевозчики. Вне зависимости от дальности их маршрутов (по городу, межгород, международные рейсы) они должны иметь страховку. Исключений всего два: легковые такси и метрополитен.

Что будет, если нет полиса?

Контролирует наличие полиса РОСТРАНСНАДЗОР. В случае отсутствия страховки перевозчик лишается права пользования транспортом. Согласно нормам КоАП его обяжут заплатить штраф:

  • от 40 до 50 тысяч рублей для администрации компании;
  • от 0,5 до 1 миллиона рублей с самой компании.

"Обойти" санкции можно, заключив договор страхования ответственности на добровольном основании с включением рисков, предусмотренных 67-ФЗ (на момент проверки он уже должен быть).

"Товар лицом": что такое страхование ответственности перед пассажирами?

Федеральный закон №67 – основной документ, который регламентирует:

  • обязательное страхование ответственности перевозчиков перед пассажирами;
  • требования к страховым компаниям, которые могут выдавать полис ОСГОП;
  • алгоритм проверки наличия полиса;
  • последствия невыполнения требования;
  • процедуру действия страховой услуги.

Кроме 67-ФЗ вопросы, связанные с ОСГОП регламентируют Постановления Правительства России под номерами:

  • 1484 (в нем определяется программа расчета количества застрахованных пассажиров);
  • 1378 (здесь рассматривается процедура оформления компенсаций);
  • 1344 (фиксируются лимиты тарифов);
  • 1164 (описывается порядок расчета страхового возмещения).

Организационные вопросы по ОСГОП

Предметом страхования по ОСГОП, как и в случае с CMR-страховкой, выступает ответственность водителя. Страхователь – перевозчик, получатель возмещения – потерпевший пассажир. Количество застрахованных пассажиров определяется в зависимости от вместимости машины. Но в 67-ФЗ предусмотрено, что пассажиром является любой человек, который на момент аварии находился в салоне автобуса на законных основаниях.

Страхователь обязан не только заключить договор страхования ответственности перевозчика пассажиров , но и уведомить последних о действии гарантии. Информация о страховке должна фигурировать на билетах, в буклетах, на сайте перевозчика.

Цена вопроса регламентируется законодательно. Точнее, закон устанавливает минимум и максимум тарифных ставок, а в разрешенном диапазоне страховщик может варьировать их так, как считает нужным. В целом стоимость страховки зависит от:

  • вместимости транспорта;
  • возраста, марки и состояния машины;
  • стажа водителя;
  • территории действия договора.

Страховые суммы тоже установлены законодательно и составляют от 2,025 миллиона рублей за причинение вреда жизни до 23 тысяч рублей (максимум) за вред имуществу. За ущерб здоровью предусмотрен максимум в 2 миллиона рублей. Это – на одного пассажира.

Страхование ответственности перевозчика пассажиров и грузов: в чем разница?

Изучив условия страхования ответственности перевозчика перед пассажирами , несложно провести параллель со страховкой перевозчика грузов. Действительно, по многим пунктам договоры похожи:

  • они предусматривают финансовую защиту транспортной организации;
  • по обоим контрактам наступление страхового случая признается по факту доказательства вины водителя;
  • страхователем выступает только перевозчик.

Но отличия между ними есть. Начиная с того, что страхование ответственности перевозчика грузов – добровольное дело, а полис ОСГОП – обязательный документ для осуществления законной деятельности. По второму договору есть четко оговоренные предельные значения тарифов страховщиков, что на руку страхователям.

В случае с ОСГОП предусмотрен контроль над исполнением страховой организацией обязательств (предусмотрены санкции за необоснованный отказ в выплатах или сознательную их задержку). Следит за этим НССО – национальный союз страховщиков ответственности (который, к слову, уже зарекомендовал себя в сегменте контроля покрытия рисков на опасных объектах производства).

Наконец, сама суть гарантий по договорам страхования гражданской ответственности перевозчика грузов и пассажиров отличается. В случае с ОСГОП страхователь отвечает только перед пассажиром – за сохранность его здоровья, жизни, багажа и личного имущества при себе. Ответственность грузоперевозчика предполагает сохранность груза, здоровья и имущества третьих лиц, которые могут пострадать по вине перевозчика, финансовых интересов заказчика доставки.

Что бы вам ни требовалось застраховать – ответственность водителя пассажирского автобуса или тягача с грузом, – мы всегда готовы направить вас к лучшим страховщикам. Их тарифы для наших клиентов – самые низкие, а условия всегда согласовываются индивидуально. На нашем сайте вы сможете подсчитать цену страхования ответственности автоперевозчика , например, и подать заявку на заключение договора, не вставая с места. С вас – желание получить полис, с нас – комфортные условия его оформления и гарантии его действия.

Страховая деятельность включает в себя множество отраслей, весомо отличающихся друг от друга и использующихся в разных ситуациях. Вместе с развитием экономики, страхование также продолжает развиваться и привносить новые особенности в экономические отношения между людьми. В данной статье рассматривается страхование гражданской ответственности перевозчика.

Само по себе страхование ответственности – отрасль, регулирующая отношения между представителем какой-либо услуги и третьими лицами (потребителями этой услуги). Страхование гражданской ответственности перевозчика – вид страхования, который законодательно регулирует отношения между пассажирами и перевозчиком. В данном случае это страхование обязательно для всех перевозчиков.

Закон

Данный вид страхования регулируется Федеральным законом РФ от 14.06.2012 г. № 67-ФЗ. Согласно этому закону, все предприниматели, занимающиеся перевозками пассажиров, обязаны застраховать свою ответственность перед ними.

Объекты страхования

Объектом страхования являются интересы перевозчика, страхующего свою деятельность. Согласно действующему законодательству, перевозчик обязан возместить ущерб, который был нанесен здоровью пассажира или его багажу во время передвижения транспортного средства.

Если этот ущерб попадает под определение «страховой случай», то тогда страховая компания берет обязательства по выплате денежных средств третьим лицам (потерпевшим) на себя.

Правила и условия

Данный вид страхования обязателен для перевозчиков, занимающихся перевозками пассажиров и грузов на таких транспортных средствах, как:

  • поезда и метрополитен;
  • самолеты;
  • морские суда;
  • городской транспорт;
  • междугородний общественный транспорт.

Страхование гражданской ответственности перевозчика защищает его интересы при возникновении страховых случаев.

Выделяют следующие случаи, попадающие под категорию «страховые»:

  • Ранения, заболевания или смерть пассажира, произошедшие вследствие аварии или поломки транспортного средства во время его эксплуатации.
  • Порча или утеря имущества пассажира (чаще всего под имуществом подразумевается багаж).
  • Повреждение или утеря груза, за который перевозчик нес ответственность.
  • Задержка прибытия груза или пассажира, которая может быть вызвана не только форс-мажорной ситуацией, но и непрофессионализмом и безответственностью перевозчика.
  • Доставка груза по ошибочному адресу.
  • Возмещение таможенных сборов и пошлин.
  • Ущерб здоровью или смерть человека, на которого был произведен наезд транспортным средством.

Если доказано, что ситуация попадает под определение «страховой случай», страховая компания полностью или частично покрывает ущерб, полученный потерпевшим пассажиров во время эксплуатации перевозчиком транспортного средства.

Перевозчик, не застраховавший свою деятельность, должен оплатить крупный штраф, а также самостоятельно возместить ущерб, который получили потерпевшие.

Под страховые случаи не попадают ситуации, когда перевозчик действовал умышленно или так, или иначе нарушал закон РФ (пользовался списанным транспортным средством или перевозил нелегальные грузы, и т.д.). Таким образом, перевозчик, застраховавший свою деятельность, может не беспокоиться насчет исковых заявлений от потерпевших. Третьи лица, в свою очередь, в обязательном порядке получают возмещение всех убытков, возникших при форс-мажорных обстоятельствах. Школьные автобусы также попадают в перечень транспортных средств, перевозчики которых обязаны застраховать свою деятельность. Таким образом, школьники выступают в роли третьих лиц в договоре, и страховые компании обязаны покрывать ущерб, произошедший во время движения транспортного средства.

Тарифы и стоимость

Сумма страхования ответственности перевозчика варьируется в зависимости от ущерба:

  • смерть пассажира – 2 млн. 25 тыс. рублей;
  • причинение вреда здоровью потерпевшего пассажира – 2 млн. рублей;
  • утеря или порча багажа (или другого имущества) пассажира – 23 тыс. рублей.

Тарифы меняются в зависимости от вида транспорта, а также от рисков и условий страхования:

  • ситуации, повлекшие смерть пассажира – от 0,0000000559 % до 0,0023904466 %;
  • ситуации, причинившие вред здоровью потерпевшего – от 0,0000004980 % до 0,0006123638 %;
  • ситуации, вследствие которых был утерян или испорчен багаж пассажира (или другой вид имущества) – 0,0000015099 % до 0,0017830615 %.

Тарифы по страхованию гражданской ответственности перевозчика грузов несколько отличаются:

  • от 0,5 до 2,5 %;
  • до 1500 долларов за один грузовой автомобиль.

Штраф за отсутствие страховки

При отсутствии страховки предусматривается крупный штраф:

  • для должностных лиц – до пятидесяти тыс. рублей;
  • для юр. лиц – от пятисот тыс. рублей до одного млн. рублей.

Помимо этого перевозчик лишается права на перевозки пассажиров. Если незастрахованный перевозчик нанес ущерб здоровью или имуществу пассажиров, помимо штрафа он должен покрыть ущерб из своих личных денежных средств.

Образцы документов

При заключении договора со страховой компанией, перевозчик получает на руки следующие документы:

  • договор обязательного страхования гражданской ответственности перевозчика;
  • полис страхования ответственности перевозчика.


Видео

Смотрите видео-ролик о страховании ответственности при пассажироперевозках.

Что означает ОСГОП для пассажиров и на каких видах транспорта действует такой вид страховой ответственности? На такой простой вопрос не многие пользователи смогут верно ответить. Необходимо разобраться, для каких типов и за что несет ответственность страховая компания.

ОСГОП или ОСАГО

С января 2013 года все перевозчики, которые занимаются транспортным обслуживанием пассажиров, обязаны иметь в комплекте разрешающих документов договор ОСГОП. Расшифровка этой аббревиатуры немного похожа на ОСАГО. Общим в этих названиях является ответственности.

Однако первый вид страхования относится ко всем перевозчикам пассажиров, кроме такси и опасных объектов. Пассажирские перевозки на микроавтобусах также подпадают под действие ОСГОП при условии наличия 8 и более пассажирских мест и не используемые в службах такси. Именно по договорам ОСАГО водители такси страхуют свою гражданскую ответственность перед своими клиентами. Перевозки, имеющие отношения к использованию и эксплуатации опасных объектов, должны быть застрахованы владельцами таких объектов. Для пользователей метро применяются положения статей закона об ОСГОП.

Основные понятия

При заключении соглашения ОСГОП страхование проводится на период перевозки пассажиров средствами транспорта в соответствии с утвержденным маршрутом и приобретенными билетами. Перевозчиком может выступать как юридическое лицо, так и частный предприниматель, который официально зарегистрирован и действует в соответствии с нормативными актами.

Пассажиром признается клиент транспортной компании, который оплатил поездку. Кроме тех, кто имеет билет, пассажиром также считаются дети, для перевозки которых не нужно приобретать проездной документ.

При наступлении страхового события страховая компания, которая заключила договор обязательного страхования гражданской ответственности перевозчика, будет возмещать имущественный убыток или нанесенный урон состоянию здоровья пассажиров.

Заключение договора

Должна иметь действующую лицензию на ОСГОП. Страхование проводится на основании полученного заявления от перевозчика, который занимается обслуживанием пассажиров. Такая необходимость может быть выражена как в письменной, так и устной форме. Страховая компания не имеет права отказать транспортной организации в оформлении договора по утвержденной форме.

Договор начинает свое действие с момента его подписания двумя сторонами, но не ранее, чем поступили страховые платежи на банковский счет страховщика.

Размер страховой ответственности

Нанесение имущественного урона, а также ущерба состоянию здоровья пассажиров является объектом страхования ОСГОП. Гражданская ответственность по договорам распределяется в соответствии со страховыми рисками:

  • не менее 2 025 000 рублей - жизнь пассажира;
  • не менее 2 000 000 рублей - здоровье пассажира;
  • не менее 23 000 рублей - имущество пассажира.

Размер страхового обеспечения утверждается по конкретному страховому событию и не подлежит изменениям, пока договор не закончился. При определении ответственности за жизнь и состояние здоровья не применяется франшиза.

Срок действия соглашения

Договор страхования ОСГОП заключается на срок не менее одного года. Иные сроки страховой защиты применимы только для водных перевозок, которые осуществляются внутри страны. В таких соглашениях срок действия зависит от срока разрешенной навигации.

Досрочное прекращение действия договора в соответствии с законом об ОСГОП допустимо в случае:

  • лишения лицензии перевозчика или страховщика;
  • ликвидации страховой компании;
  • неуплаты очередной части страховой премии.

Размер страховой премии

Для расчета суммы страхового платежа используют тариф. Центральный банк утверждает максимальный и минимальный размеры, которые зависят от типа транспортного средства, количества обслуживаемых пассажиров, имеющейся франшизы по ответственности за имущество клиентов.

Общая сумма страховых платежей рассчитывается отдельно по каждому страховому риску и суммируется. Расчет производится на одного пассажира. Затем, исходя из пассажиропотока транспортного перевозчика, делаются общие подсчеты страховой премии.

Бывают ситуации, когда в период действия договора страхования ОСГОП происходит изменения в количестве перевозимых пассажиров (увеличивается автопарк, отчуждается автобус). Такие перемены влияют на расчет обязательного страхового платежа в большую или меньшую сторону. В этих случаях страховая компания имеет право требовать доплаты страхового платежа, а страхователь вправе требовать возврата части уплаченного платежа.

Страховая организация может отказать в при наступлении страхового события, если перевозчик не сообщил о количественных изменениях страхового риска.

Перевозчик обязан перечислить рассчитанный страховой взнос единовременным платежом или равными частями в соответствии с пунктами подписанного соглашения.

Если транспортная компания не перечислила очередную часть страховой премии, ответственность страховщика досрочно прекращается. В то же время, если в период неуплаты имело место страховое событие, то финансовая компания имеет право требовать оплатить не только часть страхового платежа, но и процентные штрафные санкции.

Компенсационные выплаты

По обязательному страхованию ОСГОП ответственность страховщика наступает в случае причинения перевозчиком имущественных убытков, а также нанесения вреда состоянию здоровья пассажиров. При наступлении события, которое подпадает под действие договора, транспортная компания обязана сообщить пострадавшим клиентам о порядке выплаты, наименовании страховой компании, реквизитах действующего договора. При трагических обстоятельствах перевозчик данную информацию обязан сообщить выгодоприобретателям погибших пассажиров.

Для получения сумм страхового возмещения пострадавший либо наследник обязан предоставить комплект документов:

  • внутренний паспорт, заграничный паспорт, свидетельство о рождении, паспорт иностранного гражданина, паспорт моряка;
  • проездной документ либо официально оформленные подтверждающие показания других пассажиров;
  • справка о дорожно-транспортном событии;
  • медицинские заключения о состоянии здоровья;
  • экспертная оценка стоимости поврежденного имущества;
  • свидетельство о смерти.

Если индивидуальный предприниматель занимается пассажирскими перевозками на микроавтобусах, то он также обязан заключить договор ОСГОП. Если перевозчик нарушил пункты действующего законодательства и не подписал соглашение, ответственность за нанесенный урон он должен будет провести за счет своих капиталовложений.

Отказ в выплате

Страховая компания не проводит выплату компенсационных сумм в таких случаях:

  • ядерный удар, радиационное излучение, военные события, народные волнения, забастовки;
  • умышленные действия выгодоприобретателя;
  • сумма убытка по имущественным рискам меньше размера франшизы;
  • неполный комплект подтверждающих документов.

Каждый пассажир, который находится в момент страхового события в салоне транспортного средства, застрахован на основании закона об ОСГОП. Информация о наличии такого договора должна быть размещена на видном месте внутри автобуса, на проездных билетах, сайте транспортной компании, рекламных материалах.