Ликвидация бизнеса. Приказы. Оборудование для бизнеса. Бухгалтерия и кадры
Поиск по сайту

Уменьшение сметной стоимости. Ледяной приговор. А подрядчику от этого какой прок

Компании по разным причинам не могут или не хотят участвовать в госзакупках напрямую:

  • Организация — «новичок» в закупках. Субподряд поможет узнать кухню госзаказа и в некоторых случаях зарекомендовать себя перед крупным заказчиком.
  • У участника недостаточно ресурсов для участия: не хочет выводить из оборота деньги на обеспечение, получать узкоспециальные лицензии, чтобы выполнять все работы самостоятельно на генподряде.
  • Участник по каким-то причинам оказался в РНП. Субподряд поможет не потерять рынок, пока компания состоит в реестре.

Кому требуются субподрядчики?

Победитель обязан привлечь к работам малый бизнес

Заказчики по 44-ФЗ и 223-ФЗ должны отдавать определенный процент закупок представителям малого бизнеса (СМП) или социально ориентированным некоммерческим организациям (СОНКО). Один из вариантов выполнить это обязательство — прописать в контракте условие нанять СМП и СОНО в качестве субподрядчиков . В этом случае заказчик:

  • Указывает в контракте такую обязанность.
  • Заранее определяет процент от цены контракта, который уйдет на субподряд.

Победитель закупки может не выполнять этот пункт, только если он сам представитель СМП и СОНКО. Правда, практика в этом вопросе неоднозначна: сами заказчики могут настаивать на привлечении субподрядчиков и в этом случае.

Победителям закупки нужны спецтехника, кадры или уникальные товары

Победитель не всегда может самостоятельно выполнить все работы по контракту. Например, при работах требуется сложное оборудование или квалифицированные специалисты, которых нет у победителя или их количество недостаточно. В этом случае привлечение соисполнителей поможет генподрядчику исполнить контракт в срок, без штрафов и неустоек.

Победитель не планирует сам выполнять работы

Нередко исполнитель контракта заключает субдоговор с подрядчиком, который готов выполнить работы по более низкой цене, чем цена контракта, а разницу оставляет себе.

Как искать субподряд?

Следите за активными закупками или смотрите завершенные

Поиск генподрядчика не сильно отличается от поиска закупок. Можно действовать по двум алгоритмам:

  • Настроить поиск по своей отрасли, крупной сумме контракта, заказчикам, закупкам для СМП и сохранять интересные закупки в Избранном. Дальше можно следить за интересными закупками, оперативно узнавать о победителях и предлагать им субподряд.
  • По тем же параметрам смотреть не активные, а завершенные закупки — например, за последние 1-3 дня.

Проверьте условия контракта

  • Есть ли ограничения на субподряд? ФАС может признать ограничением конкуренции, если заказчик запрещает привлекать к исполнению третьих лиц. Но если такое ограничение есть, а закупка состоялась без жалоб в ФАС, ничего не поделать.

Новые поправки в Закон № 44-ФЗ касаются исполнителей госконтракта

Давно витала в профессиональном сообществе идея ввести норму, согласно которой поставщиков обяжут раскрывать данные о субподрядчиках независимо от цены контракта. И вот сформированы в проект поправки к Закону о контрактной системе, которые уже рассматриваются Госдумой.

ПОЛУЧИЛ ЗАКАЗ - ПЕРЕДАЙ ДРУГОМУ?

Ведь как зачастую бывает: выиграла некая компания право на поставку работ и услуг, а потом переложила взятые на себя обязательства на плечи малоизвестных субподрядчиков. Это не всегда удобно заказчику и другим структурам и людям, которые в дальнейшем будут пользоваться тем, что сделал исполнитель госконтракта, будь то сам подрядчик или привлеченные им другие исполнители.

В том же строительстве, да в принципе в любой отрасли, возникают ситуации, когда на объекте работают субподрядчики. Кто они такие - ведомо только официальному поставщику работ и услуг. Иногда оказывается, что госзаказ полностью переведен на субподряд. В профессиональном сообществе считают, что такие возможности приводят иногда к созданию коррупционных схем, что, в свою очередь, сказывается на цене многих контрактов.

В идеале субподрядчик должен способствовать повышению качества работ. Разберемся в этом вопросе подробнее. Подрядчик- это организация или физическое лицо, обязующееся по договору выполнить определенные виды работ. Когда речь идет о Законе № 44-ФЗ, то стоит говорить о заключении контракта после проведения конкурсной процедуры между заказчиком (федеральным, региональным или муниципальным) и поставщиком, то есть подрядчиком. Субподрядчик - это соисполнитель, который получил от подрядчика определенное количество работ в рамках соответствующего заказа. Субподрядчик, как правило, представляет собой СПЕЦИАЛИЗИРОВАННУЮ подрядную организацию.

ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА

Взаимоотношения заказчика, подрядчика и субподрядчика регулируются договорами подряда и субподряда. В рамках существующего законодательства подрядчик имеет полное право привлекать третьих лиц для исполнения заказа, причем в неограниченном количестве. Субподрядчик несет ответственность за выполнение своей части работ и услуг перед подрядчиком. Заказчик, как правило, не принимает участия в контроле работы субподрядчика. У него спрос лишь с основного подрядчика - ведь ему важен результат: если, конечно, в договоре не указано, что работы должны проводиться силами только самого подрядчика.

Предполагается, что, будучи узкими специалистами, доками в своем деле, субподрядчики могут положительно влиять на качество и даже на сокращение сроков исполнения заказа. В том же строительстве есть много очень серьезных работ, которые требуют обязательной сертификации специалистов, причем таковых должно быть обозначенное нормами количество - иначе не жди допуска, никто тебе его не оформит. Ассортимент работ, требующих допуска, весьма обширен, поэтому подрядчик может и не иметь такого количества сертифицированных специалистов разного профиля. И тогда подрядчики прибегают к услугам субподрядчиков.

Но мы знаем, что на практике не все оказывается так же гладко, как в теории. Некоторые эксперты вообще считают, что в госзакупках коррупционные схемы с привлечением субподрядчиков - классика жанра. Самый излюбленный вид нарушений нечистых на руку участников - когда некая фирма с незапятнанной на первый взгляд репутацией выигрывает конкурентную процедуру, а затем передает заказ субподрядчикам. Так можно скрыть заключение контракта с аффилированными лицами. Другой способ обмана - когда некая фирма, без каких-либо ресурсов для выполнения работ, берется участвовать в закупках, а в случае победы заключает субподрядный договор с теми, кто реально в состоянии справиться с заказом.

Аналитики подчеркивают, что схемы с субподрядчиками используют как недобросовестные поставщики, так и недобросовестные заказчики. Помочь в борьбе с такими явлениями может максимальное раскрытие информации, в том числе посредством Единой информационной системы. Дескать, абсолютная прозрачность будет способствовать здоровой конкуренции среди подрядчиков и субподрядчиков, поможет выявлять аффилированные структуры, позволит привлекать к работе все больше честных производителей из сферы малого бизнеса.

Так что проблема эта не нова и требует решения. Еще 4 - 5 лет назад специалисты Фонда борьбы с коррупцией предлагали ввести правила по раскрытию информации о субподрядчиках на госконтракты суммой свыше 20 млн руб.

ПОПРАВИМОЕ ДЕЛО

И вот Госдума рассматривает очередные поправки в Закон № 44-ФЗ, которые касаются как раз исполнителей государственных и муниципальных контрактов. Еще раз напомним: суть предложений сводится к тому, что независимо от цены контракта поставщиков могут обязать представлять заказчику сведения обо всех субподрядчиках - по всем заключенным договорам. Более того, придется направлять заказчику даже копии этих договоров.

Если поправки пройдут, то отношение к поставщикам работ и услуг станет строже. Ведь сейчас подрядчики, работающие по госконтракту, обязаны отчитываться обо всех своих субподрядчиках, только если начальная максимальная цена контракта для федеральных нужд составляет 1 млрд руб. и выше. Также подрядчик обязан отчитываться о своих субподрядчиках при выполнении работ для региональных и муниципальных заказчиков, если сумма заказа превышает 100 млн руб. Но и здесь есть некоторые послабления: информировать о субподрядчике надо в том случае, если выполняемые им работы составляют более 10% от цены контракта. Аналитики отмечают: даже если выявляется, что поставщик не предоставил информацию о субподряде, заключенный контракт все равно остается в силе, его можно не отменять и не перезаключать с более честными партнерами.

Многие эксперты полагают, что обязательное раскрытие информации позволит уйти от схем, когда компании, неспособные справляться с заказом своими силами, сдают его в субподряд. На просторах Интернета сегодня можно найти сайты, где совершенно открыто предлагается помощь в получении субподряда на госзаказ. Дескать, если вы не можете взять банковскую гарантию по Закону № 44-ФЗ, если не хватает допусков и лицензий, если у вас убытки по отчетности, маленькая выручка или ваша компания - новичок на рынке, то мы вам поможем. Выиграем за вас конкурсную процедуру, оформим договор субподряда, а когда придет время получать деньги за работу, вам их переведут.

Такая информация еще раз иллюстрирует, что проблема с субподрядом существует, что кто-то ведется на такие предложения.

Если появляются такие схемы с использованием субподряда, то, на мой взгляд, не только по вине поставщиков работ и услуг, но и по вине заказчиков и организаторов торгов, - делится своим мнением председатель комитета по госзакупкам Московского городского отделения «ОПОРЫ России» Юрий Саве- лов. - Дело в том, что субподрядчики могут быть вполне солидными организациями - кто-то же должен выполнять объемы работ. А вот подрядчиками, считаю, могут оказаться разные компании, в том числе с не очень хорошей репутацией. Они могут искусственно завысить цену контракта, что приводит к неэффективному расходованию бюджетных средств, да еще и предоплату получить. Чтобы бороться с такими случаями, надо увеличивать ответственность как организаторов, так и участников закупочных процедур.

Остаются, правда, возражения со стороны малого бизнеса, которому нововведения могут добавить суеты и бумажной волокиты. Но здесь все же звучат предложения оставить определенную зависимость от цены контракта, например 15 - 20 млн руб. Насколько такое может быть справедливым? Думается, это будет еще предметом обсуждения. Ведь тогда контракты с небольшой ценой тоже могут стать предметом внимания нечистых на руку дельцов. Все-таки, думается, независимые эксперты будут за полную прозрачность не только процесса проведения закупок, но и исполнения госзаказа.

Информационно-аналитическом издании "Бюллетень Оперативной Информации "Московские Торги"

Был заключен договор в 2012 году на строительство объекта по предварительной стоимости,т.к. не было заключения гос.экспертизы. В этом году заключение получено и сметная стоимость изменилась в сторону уменьшения, каким образом можно скорректировать объемы?

Чтобы скорректировать объемы, необходимо заключить дополнительное соглашение к основному договору на изменение сметной стоимости. Окончательная цена работ по договору будет определяться на основании уже новой сметы, в которой объемы будут уменьшены. В соглашении к договору обязательно сделайте ссылку на первоначальную смету.

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах «Системы Главбух»

1. Статья: Изменение цены договора

Во время проведения СМР заказчик и подрядчик решили внести изменения в объем работ в сторону уменьшения (за счет изъятия некоторого оборудования и стоимость работ снизится). Как правильно внести корректировку в смету? Каким образом это лучше оформить? В дополнительном соглашении всю смету отразить или только по позициям, в которые вносятся поправки?

Отвечает
А.Ю. Дементьев,
генеральный директор ООО «Аудит-Эскорт»

Как следует из вопроса, речь идет о смете, которая явилась основанием для определения цены договора строительного подряда. Изменение цены договора строительного подряда осуществляется путем составления соглашения к договору. Поскольку в основе цены договора лежала смета, то и в качестве основы цены, скорректированной в соответствии с соглашением, также целесообразно приложить измененную смету. Для этого можно взять основную смету и переписать ее, исключив те позиции, которые исполняться не будут.

Справедливости ради следует сказать, что если в соглашении об изменении цены договора будет всего лишь ссылка на основную смету с указанием тех позиций, которые исключаются из цены договора, а новая смета составляться не будет, то при недвусмысленном изложении содержания соглашения цену договора можно считать измененной. Здесь уже все зависит от квалификации юристов, которые будут составлять соглашение о корректировке цены договора.*

2. Статья: Изменение сметной стоимости

Цена работ по договору строительного подряда определяется сторонами самостоятельно и указывается в самом договоре или в его приложениях. Она устанавливается либо в твердой сумме за весь комплекс работ (или за каждый вид работ), либо в виде тарифов за определенный объем выполненных работ каждого вида и т. п. Цена работ по договору строительного подряда может быть твердой или приблизительной.

Твердая цена

Определение цены строительных работ возможно путем составления сметы.

Обратите внимание: когда работа выполняется в соответствии со сметой, составленной подрядчиком, смета приобретает силу и становится частью договора подряда с момента подтверждения ее заказчиком. Это определено пунктом 3 статьи 709 Гражданского кодекса РФ.

Исключением из этого правила являются случаи существенного возрастания стоимости материалов и оборудования, предоставленных подрядчиком, а также стоимости услуг, оказываемых ему третьими лицами, которые нельзя было предусмотреть при заключении договора.

Если подрядчик установит факт наступления таких условий, то он обязан сообщить об этом заказчику и согласовать с ним удорожание (постановления ФАС Западно-Сибирского округа от 28 января 2010 г. по делу № А70-4950/2009 , ФАС Северо-Западного округа от 8 октября 2008 г. № А56-21443/2007 и др.).

А при отказе заказчика выполнить это требование подрядчик вправе расторгнуть договор в соответствии со Гражданского кодекса РФ.

Расторжение договора происходит по решению суда, если подрядчик докажет факт наступления указанных условий. Но суды факт наличия таких обстоятельств признают неохотно (постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 27 ноября 2008 г. № Ф08-6647/2008).

Поэтому единственный способ добиться пересмотра утвержденной сметы – это заключить дополнительное соглашение к договору. Такой вывод можно сделать из постановления ФАС Северо-Кавказского округа от 15 апреля 2009 г. № А53-13463/2008 .

Увеличение стоимости договорных работ, в частности, может быть подтверждено дополнительными сметами, утвержденными заказчиком, согласованием индекса удорожания и т. п. (постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 31 августа 2005 г. № Ф04-5777/2005(14528-А75-39)).

Особенности госконтрактов

Следует также иметь в виду, что в случае инвестирования в строительство средств государственного (регионального) или муниципального бюджета стороны будут руководствоваться не только нормами Гражданского кодекса РФ, но и положениями Федерального закона от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ .

В соответствии с общим правилом цена государственного или муниципального контракта является твердой и не может изменяться в ходе его исполнения (п. 4.1 ст. 9 закона № 94-ФЗ).

В специально установленных случаях (касающихся энергоснабжения, ремонта техники и некоторых других) цена договора может быть изменена.

Это означает, что все взаиморасчеты за выполненные работы должны осуществляться в порядке, предусмотренном государственным контрактом в пределах твердой договорной цены. На данное обстоятельство обращено внимание в письме Минрегиона России от 7 мая 2009 г. № 13786-ИМ/08 .

Приблизительная цена

То, что цена строительных работ является приблизительной, специально оговаривается в тексте договора. В противном случае будет считаться, что цена, установленная в договоре, твердая (п. 4 ст. 709 Гражданского кодекса РФ).

Если у подрядчика возникает необходимость существенно превысить смету, то он, согласно Гражданского кодекса РФ, обязан своевременно предупредить об этом заказчика и согласовать увеличение сметной стоимости строительства. Иначе он будет обязан исполнить договор, но потребовать оплаты дополнительных работ уже не сможет.

Если же заказчик не даст согласия на превышение сметы, то подрядчик имеет право отказаться от исполнения договора и потребовать уплаты цены за выполненную работу.*

3. Статья: Если объем работ изменился

Нередко в ходе проведения строительно-монтажных работ возникает необходимость корректировки объема работ. Как оформить дополнительные работы? По какой стоимости принимать объект?

В условия договора внесены поправки

В договор строительного подряда вносится пункт: одним из условий уточнения цены договора может быть внесение заказчиком изменений в проект, увеличивающих (уменьшающих) стоимость работ по договору в базисных ценах 2001 года более чем на 5 процентов. При этом на увеличение (уменьшение) цены договора относится только стоимость, превышающая 5 процентов. То есть возникающие в ходе строительства (ремонта) дополнительные работы до 5 процентов не оплачиваются заказчиком. Как оформить выполненные и принятые заказчиком, но не оплачиваемые работы в формах № КС-2 и № КС-3 ? Какую стоимость указывать в акте приемки объекта и постановки на баланс (с учетом дополнительно выполненных, но не оплаченных работ или без них)?*

Что включает цена договора?

В данном случае речь идет о порядке изменения цены договора. Она должна покрывать издержки подрядчика и предусматривать его вознаграждение (). При этом заказчик обязан принять результат работ и оплатить обусловленную договором цену. Указанная цена покрывает весь объем работ, предусмотренный договором. Поэтому, если стороны решили не менять ее при увеличении объемов работ не более чем на 5 процентов, это не говорит о том, что допработы не оплачиваются. За них перечисляются деньги (ведь дарение, к которому относится и безвозмездное выполнение работ, между коммерческими организациями запрещено Гражданского кодекса РФ), но в рамках первоначальной цены договора. Действительно, в этом случае возникает вопрос о порядке внесения в форму № КС-2 тех объемов работ, которые выполняются дополнительно, но не влияют на общую цену договора. Ведь если эти объемы поставить без цены, у налоговых органов может возникнуть вопрос о безвозмездном выполнении части работ.

Корректировка сметы

Попробуем разобраться с этой проблемой. Допустим, что у нас есть первоначальная смета, определяющая базовую стоимость работ и цену по договору (с учетом коэффициентов пересчета), рассчитываемую как итог по смете. Она предполагает покрытие затрат подрядчика и его вознаграждение, например, 20 процентов от прямых затрат по смете (сметная прибыль). В процессе строительства в смету вносятся допработы, стоимость которых составляет 4 процента от первоначальной сметной стоимости. По договоренности сторон, общая цена договора при этом не меняется. Допработы нужно внести в смету либо составить к ним дополнительную смету. Но поскольку это привело бы к увеличению итога по смете (суммы по основной и дополнительной сметам), какую-то позицию в ней надо уменьшить, чтобы итог, определяющий цену договора, остался прежним. Поскольку затратные позиции по смете изменить нельзя (ведь старый объем работ не уменьшается), изменить можно, например, сметную прибыль. В данном случае ее следует пересчитать так, чтобы общий итог по первоначальной смете (сумма по первоначальной и дополнительной сметам) остался неизменным. Эта смета и ляжет в основу заполнения № КС-2 . При этом в нее попадут все работы, предусмотренные новыми условиями, со своей ценой, но общая сумма по № КС-2 , с учетом уменьшенной нормы прибыли, останется неизменной.

Помимо нормы прибыли, можно уменьшить иные расчетные величины: накладные расходы, зимнее удорожание и т. д. Конечно, может возникнуть вопрос, а почему, собственно, подрядчик должен получить меньшие суммы на покрытие указанных расходов? Ответ очевиден: раз подрядчик согласился за счет старой цены выполнить новый, увеличенный объем работ, значит, нужно пожертвовать какой-либо позицией по смете. Ведь чтобы сохранилось равновесие, если в одном месте прибавилось, в другом должно обязательно убавиться. Где конкретно – выбирать самим сторонам договора. Самое главное, что следует уяснить: речь не идет о безвозмездном выполнении какого-то объема работ, а лишь об изменении состава работ за ту же цену.*

4. Статья: Фактическая стоимость работ оказалась меньше...

Компания является заказчиком строительно-монтажных работ, стоимость которых по договору составляет 15 500 000 руб. В ходе выполнения работ их стоимость уменьшилась за счет удешевления материалов. Какую стоимость фирма-подрядчик должна отразить в акте и справке, если фактически окончательная стоимость уменьшилась до 13 500 000 руб.?

Ответ зависит от порядка определения цены в договоре.

Цена договора подряда должна покрывать издержки подрядчика и предусматривать его вознаграждение (). При этом стороны договора свободны в определении расчета цены. Так, цена договора может определяться:
– на основании сметы;
– без сметы;
– приблизительно;
– в твердой цене, не предусматривающей ее изменения и т. д.

Если договором предусмотрено, что цена договора может корректироваться в зависимости от изменения стоимости материалов, то до окончания выполнения всех работ по договору стороны должны пересчитать цену договора и составить соглашение о ее изменении.

В этом случае подрядчик отразит в документах, подписываемых сторонами, новую согласованную цену договора.

Если договором определена твердая цена без возможности ее корректировки, то подрядчик при наличии экономии расходов по сравнению с их стоимостью, предполагаемой при заключении договора, имеет право на оплату работ по цене, предусмотренной договором (). То есть на получение от заказчика всей суммы. При этом обязательно должно выполняться условие о качестве работ: оно не должно пострадать от экономии. В этом случае в предъявленных заказчику документах отражается первоначальная цена договора.*