Ликвидация бизнеса. Приказы. Оборудование для бизнеса. Бухгалтерия и кадры
Поиск по сайту

Учет ниокр: в бухгалтерском учете, в налоговом учете, проводки, у исполнителя и подрядчика. Как избежать ошибок при создании резерва расходов на ниокр

Комментарий к новому порядку учета НИОКР-расходов и создания резервов под них. Комментарий к Закону от 07.06.2011 N 132-ФЗ

С 2012 г. под "заклинания" об инновациях и модернизациях вступили в силу очередные существенные поправки, регулирующие учет . Глобальных изменений, по сути, три.

Коротко об изменениях

(+) Расширено само понятие расходов на НИОКР и установлен их точный состав. Это, например, не только расходы на создание и совершенствование производимой продукции (товаров, работ, услуг) и технологий, но и расходы на создание новых или усовершенствование применяемых (Пункт 1 ст. 262 НК РФ):
- методов организации производства;
- методов управления.

(+) Порядок затрат на НИОКР теперь не зависит от факта их использования в производстве или при реализации. Теперь важен только период завершения НИОКР (их этапов).

(+) Компании теперь могут создавать резерв предстоящих расходов на НИОКР (Статья 267.2 НК РФ). Хотя его расчет несколько сложен, делать такой резерв очень выгодно - вы фактически сможете списывать расходы на НИОКР "авансом".

Примечание
Также власти сохранили возможность учета расходов на некоторые НИОКР с "бонусом" - коэффициентом 1,5 (Пункт 7 ст. 262 НК РФ). Это НИОКР, входящие во внушительный правительственный Перечень приоритетных для страны исследований (Утвержден Постановлением Правительства РФ от 24.12.2008 N 988).
Но применение такого "бонуса" потребует от вас представления налоговикам по каждому НИОКР-проекту отчета. А налоговики в свою очередь смогут заказать экспертизу этого отчета (Пункт 8 ст. 262 НК РФ).
И если вы не хотите излишнего внимания налоговиков к таким расходам, то "бонус" заявлять не стоит - просто учтите такие расходы, что называется, по номиналу. Кстати, до сих пор из-за опасений споров с налоговиками "бонус" почти никто не заявлял.

Какие же затраты могут учитываться как НИОКР-расходы

Виды затрат

Условия включения затрат в расходы на НИОКР

Амортизация по ОС
(кроме зданий и
сооружений) и НМА

Только за полные месяцы использования ОС и НМА
исключительно для НИОКР.
(!) Амортизация по частично использованным в НИОКР
ОС и используемым зданиям и сооружениям - это другие
связанные с НИОКР расходы (см. ниже)

Оплата труда
работников,
участвующих в НИОКР

Только:
1) суммы, начисленные по тарифным ставкам,
должностным окладам, сдельным расценкам или в
процентах от выручки по формам и системам оплаты
труда;
2) начисления стимулирующего характера (премии,
надбавки к тарифным ставкам и окладам за
профессиональное мастерство, высокие достижения в
труде и иные подобные показатели);
3) платежи (взносы) по обязательному и добровольному
страхованию (пенсионному обеспечению) работников;
4) оплата труда работников, не состоящих в штате.
(!) Если работники заняты не только в НИОКР, то
начисления им учитываются в расходах на НИОКР
пропорционально времени работы над НИОКР

Материальные расходы

Только непосредственно связанные с НИОКР расходы:
1) на сырье и материалы, используемые в производстве
товаров (выполнении работ, оказании услуг) и (или)
образующие их основу либо являющиеся необходимым
компонентом;
2) инструменты, приспособления, инвентарь, приборы,
лабораторное оборудование, спецодежду и другие
средства защиты, другое имущество, не являющееся
амортизируемым;
3) топливо, воду, энергию всех видов, расходуемые на
технологические цели, выработку энергии, отопление
зданий, на производство и приобретение мощности, на
трансформацию и передачу энергии

Оплата НИОКР
подрядчикам

Учитывается в расходах по завершении работ
(отдельных этапов) на основании актов сдачи-приемки
результатов работ

Другие расходы,
непосредственно
связанные с НИОКР

Учитываются по нормативу <= 75% расходов на оплату
труда работников, занятых НИОКР.
(+) Сверхнормативная часть таких расходов
учитывается в прочих расходах в периоде завершения
НИОКР

Расходы, косвенно связанные с НИОКР (например, те же проценты по кредитам, которые вы взяли на исследования), вы можете учесть по другим предусмотренным в НК РФ основаниям.
Для подтверждения расходов на научно-исследовательские работы вы можете представить налоговикам программу их проведения. А при заказе НИОКР сторонним компаниям (подрядчикам) необходимо техническое задание на проведение исследований (Статья 769 ГК РФ). При этом экспертизу, доказывающую научный характер проводимых работ, и регистрацию НИОКР в госцентрах вы для обоснования расходов проводить не обязаны.

Если вы не создаете резервы под НИОКР

Создавая резервы, вы имеете возможность снизить налогооблагаемую прибыль на их сумму еще до проведения работ. Но чтобы доказать вам выгодность резерва, для начала продемонстрируем, как расходы на НИОКР придется списывать без оного (Пункты 4, 5, 9 ст. 262 НК РФ).

Теперь остановимся на самых интересных или потенциально спорных моментах учета расходов на НИОКР по новым правилам.

(+) Вы не должны определять перед списанием расходов, дали или нет НИОКР какой-то результат и как и когда вы намерены его использовать.
Прежний порядок списания таких расходов приводил к спорам с налоговиками - не было до конца ясно, как же списывать расходы на НИОКР, положительные результаты которых организация начала использовать не сразу по завершении работ или же вообще пока не использует (Пункт 2 ст. 262 НК РФ (ред., действ. до 01.01.2012)). И даже у Минфина и ФНС были разные мнения по этой проблеме (Письма ФНС России от 18.08.2009 N 3-2-13/183@; Минфина России от 10.02.2010 N 03-03-05/23).

(!) Как вы видите, в качестве расходов на НИОКР можно учитывать расходы строго по определенному перечню. Например, амортизация по транспорту и оборудованию, используемым и для НИОКР, и в общехозяйственных целях, в составе амортизационных НИОКР-расходов учитываться не может. Вы признаете ее в расходах по другим основаниям.
Но тут есть одна загвоздка. Минфин требует выделять амортизацию по таким ОС, приходящуюся на НИОКР, и учитывать ее в составе расходов на НИОКР, но не по амортизационному основанию, а... как другие расходы, непосредственно связанные с НИОКР (Подпункт 4 п. 2 ст. 262 НК РФ). Например, ту же амортизацию по оборудованию нужно постоянно обоснованно делить (метод закрепляете в учетной политике) и в части НИОКР "копить" до завершения работ (соответственно, в части общехозяйственной доли учитывать в текущих расходах) (Письмо Минфина России от 02.12.2011 N 03-03-06/1/801).

Примечание
Тот же подход применим и к расходам на оплату труда, не вошедшим в "зарплатную" часть НИОКР-расходов (например, компенсации, командировочные), и к материальным расходам. Их тоже придется выделять из общего объема соответствующих расходов, включать в состав других связанных с НИОКР расходов и накапливать до завершения работ.

(!) Совершенно непонятно, зачем власти ввели норматив в 75% от НИОКР-зарплаты для других связанных с НИОКР расходов. Ведь и нормативную, и сверхнормативную часть таких расходов все равно можно будет учесть в расходах после завершения работ. Более того, если вы не создаете резервы, то сверхнормативная часть учитывается даже в более льготном порядке (сразу по завершении работ), а "нормативная" может еще и попасть в первоначальную стоимость созданного НМА. Получается, что бухгалтерам только усложнили работу без видимой пользы для бюджета. Единственная выгода для бюджета в этом случае - сверхнормативные расходы нельзя включать в расчет резерва и списывать "авансом" (см. далее).

(+) У вас есть отличное пространство для налогового маневра. Допустим, НИОКР оказались столь успешными, что ваша компания всерьез думает о регистрации патента, но не готова делать это именно в периоде завершения НИОКР. Например, вы решили пока "обкатать" полученные результаты внутри компании и только затем подавать заявку на регистрацию патента. Но, как видно из схемы, уже в периоде завершения работ (отдельных этапов) вы вправе полностью учесть все расходы по ним в составе прочих расходов. И то, что вы уже включили в расходы, восстанавливать после формирования НМА не надо (Пункт 9 ст. 262 НК РФ; Письмо Минфина России от 13.12.2011 N 03-03-06/1/820). Кстати, в налоговом учете у вас НМА может и не появиться вовсе, если дальнейшие расходы на его создание (например, на дополнительные работы, регистрацию патента) не превысят порог 40 тыс. руб. (Пункт 1 ст. 256, пп. 26 п. 1 ст. 264 НК РФ).

(!) Ну и наконец определимся, что же такое период завершения НИОКР или их отдельного этапа, к которому обычно привязан момент учета расходов на них. Это период подписания документов, подтверждающих факт завершения работ (этапов) и прекращения их финансирования, - отчета и акта сдачи-приемки выполненной работы и/или этапа. Их должен подписать руководитель компании и лицо, ответственное за проект (п. п. 2.23.2, 2.24 Порядка, утв. Приказом Роспатента от 27.05.2009 N 83).

Для справки
Результат научно-исследовательских работ - продукт, содержащий новые знания или решения и зафиксированный на любом информационном носителе (в том числе и бумажный отчет).
Результат опытно-конструкторских и технологических работ - образец нового изделия, конструкторская документация на него или новую технологию (Пункт 1 ст. 769 ГК РФ; ст. 2 Закона от 23.08.1996 N 127-ФЗ).

Что мы имеем в итоге - свои затраты на НИОКР вы теперь учитываете как затраты на любые другие работы.

Как работает резерв под НИОКР


Из схемы видно, что расходы на НИОКР крайне выгодно списывать именно за счет резервов. Ведь в таком случае вы будете избавлены от необходимости ждать завершения работ (отдельных этапов НИОКР). А если в итоге будет создан объект НМА, то резерв, очевидно, еще более выгоден - амортизировать или учитывать в прочих расходах минимум 2 года вам будет просто нечего (если расходы уложились в резерв). Но все это справедливо только для ситуации, когда вы можете заранее просчитать свои затраты на конкретную НИОКР.

Совет
Если вы не уверены на 100%, что будете тратиться на конкретную программу НИОКР, то резерв под нее не создавайте.

Как видим, порядок учета расходов на НИОКР стал еще более льготным. Но при этом и с резервами, и без резервов у вас могут возникнуть в бухучете временные разницы по ПБУ 18/02, так как порядок бухучета НИОКР-расходов (ПБУ 17/02) отличается от налогового - новации эти различия только усилили.

Февраль 2012 г.

На многих предприятиях проводятся научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, главной целью которых является разработка и внедрение инновационных современных технологий, позволяющих снизить расходы и производить более качественную новую продукцию. Расходы на НИОКР, как и любые другие затраты, должны иметь обязательное отражение на счетах бухучета, какую бы форму они не имели – материальную или нематериальную. При данной ситуации следует учесть, что бухгалтерский и налоговый учет различаются. В статье мы рассмотрим как осуществляется бухгалтерский и налоговый учет НИОКР на предприятии, какие типовые проводки для его отражения

Суть НИОКР в организации

Суть НИОКР заключается в проведении специальных мероприятий, связанных с созданием абсолютно новой или усовершенствованием уже выпускаемой продукции, оптимизацией технологических процессов или способов управления. При этом следует учитывать, что результатом НИОКР должно быть что-то новое и уникальное, к примеру, продукт или технология – внедрение в производственно-хозяйственный процесс уже созданного ранее результирующим показателем НИОКР не является.

Осуществлять работы по исследованиям и проработкам могут как специализированные конструкторские и исследовательские бюро, так и непосредственно коммерческие предприятия для собственных целей или же в качестве оказания услуг посторонней организации. При осуществлении взаимодействия между двумя сторонами заключается договор, к которому прикладывается техническое задание, согласно которому исполнитель обязан выполнить поставленную перед ним задачу, а заказчик (подрядчик) – проверить и принять полученные результаты. Договор следует относить к одному из двух типов:

Тип договора

Описание

Договор на научно-исследовательские работы При таком виде взаимоотношений исполнитель проводит научно-исследовательские работы, указанные в непосредственном техническом задании. Результатом работы является информация, которая получена путем расчетов и проведения различных исследований.
Договор на опытно-конструкторские работы При таком виде взаимоотношений исполнитель проводит опытно-конструкторские работы, в результате которых создается новый продукт или технология, на которые в обязательном порядке оформляется техническая документация. Результирующим показателем работы является новый продукт или новая технология, а также оформленная документация по ним.

Цель и задачи учета НИОКР

Затраты на НИОКР должны отражаться на счетах синтетического и аналитического учета, поскольку они уменьшают налогооблагаемую базу по прибыли. Целью отражения НИОКР в бухучете является выявление всех расходов, которые следует отнести к расходам по такому виду деятельности, их отражение на счетах бухгалтерского и налогового учета, а также выявление правомерности применения по учету расходов на НИОКР.

В соотношении с указанной целью можно обозначить следующие задачи учета НИОКР:

  • определение, относятся ли затраты к НИОКР или они должны присутствовать в составе прочих расходов компании;
  • выявление положительного результата от проведения НИОКР и определение периода его полезного использования;
  • правильное отражение на счетах синтетического и аналитического учета с целью суммирования всех произведенных затрат;
  • правильное списание расходов в бухгалтерском и налоговом учете в соответствии с принятым законодательством.

Особенности учета НИОКР

Учет НИОКР можно осуществлять только в случае, если для них выполняется ряд определенных условий, установленных на законодательном уровне. К таким пунктам относятся следующие моменты:

  1. все проведенные работы должны давать положительный эффект или результат;
  2. результаты НИОКР должны использоваться в будущем в производственно или хозяйственной деятельности с целью извлечения экономической выгоды;
  3. работа должна быть полностью завершена, то есть должен быть получен какой-либо результат по ней;
  4. на все полученные результаты должна быть составлена соответствующая документация.

Кроме того, в законодательстве конкретно указаны расходы, которые необходимо учитывать как относящиеся к НИОКР. Если к расходам отнести затраты, не включенные в этот перечень, налоговые органы примут это за ошибку и применят определенные санкции, поскольку посчитают данное действие умышленным занижением налогооблагаемой базы по прибыли.

Бухгалтерский учет НИОКР

Все затраты на НИОКР отражаются в бухучете после того месяца, в котором компания начинает использовать результаты проводимых работ в своей производственной деятельности. До этого момента, то есть пока результат не начинает применяться в практических целях, затраты относить на НИОКР нельзя.

Списание расходов на НИОКР осуществляется пропорционально тому времени, которое является периодом полезного использования результата НИОКР, но он не может быть больше 5 лет. Иными словами, компания определяет период полезного использования новой продукции, основного средства или технологии, берет его в месячном выражении, а после этого делит весь объем затрат на рассчитанное количество месяцев. Именно такую сумму предприятие может относить на расходы на НИОКР, но никак не больше.

Налоговый учет НИОКР

Учет расходов на НИОКР в налоговом учете осуществляется вне зависимости от того, принесла ли деятельность положительный результат или нет. При этом использовать размер затрат в качестве способа снижения налогооблагаемой базы может только организация, которая самостоятельно осуществляет НИОКР либо выступает в качестве заказчика. Если же НИОКР для предприятия является ее основным видом деятельности, то такие затраты считаются как расходы на осуществление производственной или предпринимательской деятельности.

Затраты на НИОКР при налоговом учете списываются в течение одного года равными долями с того месяца, который является последующим после месяца завершения научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ. В ситуации, когда итоговые результаты НИОКР перестают применяться, затраты на них также не списываются в расходы, уменьшающие налоговую базу по прибыли.

Разница между налоговым и бухгалтерским учетом

Разницу между этими двумя видами учета расходов на НИОКР можно представить в подобном виде:

Пункт

Бухгалтерский учет

Налоговый учет

Момент отражения расходов в учете После начала использования результирующих итогов НИОКР После момента завершения НИОКР
Период списания затрат в учете В соответствии с периодом полезного использования Не более 1-го года
Результирующий итог НИОКР Расходы отражаются при положительном итоге на счете 08 “Нематериальные активы”, а при отрицательном итоге – на счете 91/2 “Прочие расходы” Расходы учитываются как при положительном, так и при отрицательном итоге НИОКР
Отражение затрат в зависимости от результата Результат относится к нематериальным активам, основным средствам, прочим расходам или к затратам по основной деятельности Результат относится к нематериальным активам, основным или прочим расходам по производству и продаже

Пример типовых проводок по учету НИОКР на предприятии

ООО “Стрела” в январе 2016 года самостоятельно выполнило НИОКР. Период полезного использования результатов составляет 2 года. Затраты, которые оно при этом понесло, составляют:

  • материалы 120 000 руб.;
  • амортизация оборудования и основных средств 5 000 руб.;
  • заработная плата работников, исполнявших НИОКР, 73 000 руб.;
  • взносы во внебюджетные фонды 22 000 руб.;

В этом случае бухгалтер должен сформировать следующие проводки, представленные в таблице ниже.

После того как на счете 08 будут собраны все понесенные расходы и результат НИОКР начинает использоваться в производственном процессе, к примеру, в марте 2016 года), необходимо составить следующую проводку:

Дебет 04 Кредит 08 – проведены расходы, связанные с НИОКР, в сумме 9 166,67 руб. (220 000 руб. / 24 мес.)

В налоговом учете расходы будут учитываться несколько другим образом:

220 000 руб. / 12 мес. = 18 333,33 руб.

Блиц ответы на 5 актуальных вопросов

Вопрос №1. Существует ли какие-либо льготы при налоговом учете расходов на НИОКР?

На законодательном уровне установлена льгота – увеличение расходов на НИОКР на коэффициент 1,5, только в том случае, если работы связаны с важными для государства НИОКР. К ним, к примеру, можно отнести рациональное природопользование, энергосбережение, ядерную энергетику, то есть те сегменты деятельности, оптимизация которых приведет к улучшению какой-либо сферы для государства и населения страны в общем. При этом в качестве доказательства понесенных расходов необходимо представить в налоговые органы отчет по НИОКР, который имеет специальную форму и правила заполнения.

Вопрос №2. Какие документы необходимы, чтобы обосновать целесообразность понесенных расходов при осуществлении НИОКР?

В качестве доказательств рассматриваются самые разнообразные документы, к примеру, ведомости начисления заработной платы сотрудникам, платежные поручения по перечислению взносов во внебюджетные фонды, счета-фактуры на покупку материалов. Иными словами, документы должны подтверждать, что действительно организация понесла определенные расходы, и они непосредственно относятся к выполнению НИОКР.

Вопрос №3. Если для осуществления НИОКР наша организация получила грант от государства, на каком счете нам необходимо отразить эту сумму?

Грант от государства на проведение НИОКР является госпомощью, поэтому проводки должны быть сформированы следующим образом:

Дебет 76/Финансирование НИОКР К 86 “Целевое финансирование” – отражается задолженность получателя средств по предоставлению финансирования

Дебет 51 Кредит 76/Финансирование НИОКР – денежные средства поступили на расчетный счет

Дебет 08 Кредит 10,70,69, 68 – отражаются расходы, понесенные в связи с НИОКР

После того как результат НИОКР будет получен и документально оформлен, бухгалтеру необходимо его провести:

Дебет 04 Кредит 08 – расходы на НИОКР включены в состав нематериальных активов

Дебет 86 Кредит 98/Безвозмездные поступления – финансирование относится к доходам будущих периодов

Дебет 98/Безвозмездное финансирование Кредит 91/1 – грант отнесен на прочие доходы

Вопрос №4. Если в результате НИОКР не был получен положительный результат, как нам учесть все понесенные расходы?

Если после проведения НИОКР не был получен положительный результат, то вам необходимо собрать все документально подтвержденные доходы и отнести их на счет прочих расходов. Таким образом, у вас не будет отражения по счетам нематериальных активов или основных средств, просто будет увеличение расходов по обычной деятельности в составе прочих.

Вопрос №5. Можно ли создать резерв средств, через который в перспективе оплачивать расходы на НИОКР, а также как правильно отразить эти деньги в бухгалтерском учете?

Да, действительно, компания имеет право создавать резерв на НИОКР, и использовать данные суммы для оплаты проведения указанных операций. Такую необходимость следует отразить в учетной политике компании, а также создавать резерв по всем установленным программам по НИОКР, заранее разработанным и утвержденным руководителем предприятия.

Создание резерва на НИОКР в бухгалтерии законодательством не предусмотрено, однако в налоговом учете этот резерв можно создать при условии, что при подсчете налога на прибыль используется метод начисления, а не кассовый метод. Рассчитывается размер резерва исходя из размера расходов, запланированных в программе на НИОКР или по отдельным ее позициям, а потому сам резерв не может превышать запланированных затрат. В резерв включаются те затраты, которые непосредственно относятся к НИОКР – оплата труда работников, отчисления по ней во внебюджетные фонды, стоимость затраченных материалов, амортизация средств производства.

Цель: оптимизировать налогообложение за счет равномерного списания затрат на НИОКР.

Как действовать: составить сметы предстоящих расходов по каждому исследованию и на их основе сформировать резерв, отразить в учетной политике решение о создании резерва и его срок, утвердить налоговые регистры для правильного учета расходов.

В случае если научные исследования и опытно-конструкторские разработки (НИОКР) нацелены на создание новой или усовершенствование производимой продукции, а также технологий, методов организации производства и управления, то их стоимость можно учесть в расходах по налогу на прибыль. Но на практике компании сталкиваются с целым рядом сложностей. Ведь такие разработки и исследования, как правило, недешевы, могут продолжаться от пары месяцев до нескольких лет. Раньше признавать такие расходы можно было только в том периоде, в котором были завершены работы либо их отдельные этапы. Но с 2012 года компании вправе создавать резервы по НИОКР. Как это работает: налогоплательщик постепенно резервирует предстоящие расходы и списывает фактические затраты за счет суммы созданного резерва. Если резерв слишком велик или его средств недостаточно, то производятся корректировки, в ходе которых «выравниваются» плановые и фактические показатели. Резервы выгодны компании, так как для списания затрат ей больше не придется ждать завершения работ.

Срок, размер и количество резервов

Размер резерва расходов на НИОКР ограничен сметой на реализацию программы проведения НИОКР. При составлении сметы важно строго придерживаться утвержденной кодексом классификации (п. 2 ст. 262 НК РФ). Дело в том, что налоговые органы смогут проверить правильность определения размера отчислений в резерв на НИОКР только с использованием сметы (или документов, на основе которых она была составлена). Если расходы не будут формально соответствовать приведенному в Налоговом кодексе перечню, компания рискует столкнуться с проблемами при подтверждении правомерности их учета в составе резервов.

В случае когда сотрудники компании во время проекта по НИОКР выполняют свою текущую работу, расходы учитываются пропорционально времени, затраченному на исследования (п. 3 ст. 262 НК РФ). Следовательно, нужно быть готовыми предоставить инспекторам по их запросу подтверждающие документы, например, выгрузки из электронной системы учета рабочего времени с подробной расшифровкой.

Статья Налогового кодекса, регулирующая учет расходов на НИОКР, требует отражения в учетной политике решения о создании соответствующего резерва (п. 2 ст. 267.2 НК РФ) и его срока. Помимо этих сведений следует также указать методику формирования резерва и порядок его инвентаризации. Что же касается размера, то кодекс не содержит требований по его отражению в учетной политике. Более того, поскольку общий размер резерва на НИОКР состоит из сумм произведенных в него отчислений с учетом установленных лимитов, то итоговая сумма не может быть определена заранее на момент утверждения учетной политики для целей налогообложения на очередной календарный год.

Резерв для реализации каждой утвержденной программы проведения НИОКР может создаваться на срок, на который запланировано проведение соответствующих разработок, но не более двух лет (п. 2 ст. 267.2 НК РФ). У Налогового кодекса нет требований к составлению таких программ. Теоретически программа НИОКР может предусматривать проведение множества исследований с разными сроками. Но на практике становится непонятно, нужно ли создавать резерв под каждую работу и исследование или можно сформировать резерв в отношении всех предусмотренных программой разработок и как в таком случае определить срок создания резерва. В принципе, возможно создание единого резерва, если сроки НИОКР совпадают. В противном случае возникает риск претензий со стороны налоговых органов. Например, если одна из разработок началась до формирования общего резерва, но первые фактические затраты были понесены уже после этого момента, инспекторы могут оспорить их списание за счет суммы созданного резерва. Судебная практика по этому вопросу еще не сложилась. Поэтому безопаснее и прозрачнее формировать на каждую НИОКР отдельный резерв.

Кроме того, возникает вопрос по поводу размера предельных отчислений в резерв (3% от выручки за вычетом отчислений на формирование фондов поддержки научной деятельности). Из текста данного положения неясно, применять ли его к каждому конкретному резерву на отдельную НИОКР или же ко всем резервам в целом. Первый подход рискован и, скорее всего, будет оспорен налоговыми органами, поскольку приводит к существенному занижению налоговой базы. Поэтому предельный размер отчислений в резерв должен быть применен к суммарным отчислениям, рассчитанным по всем НИОКР.

Кодексом не предусмотрено каких-либо переходных положений для учета расходов на НИОКР, начатых до 1 января 2012 года. Вместе с тем нет и ограничения о включении в состав резерва данных работ. Для этого в программу следует включить информацию о сроке окончания НИОКР и оставшейся стоимости запланированных работ в требуемой классификации расходов. При этом расходы, фактически осуществленные до 1 января 2012 года, не следует включать в резерв. Они должны быть признаны независимо от результата после завершения этих работ (отдельных этапов) и/или подписания сторонами акта сдачи-приемки (письмо Минфина России от 28.05.12 № 03-03-06/1/282). Риск споров с налоговыми органами можно значительно снизить, если завершить данные НИОКР в 2012 году. В таком случае расходы на формирование резерва и фактические расходы на разработки будут понесены в одном налоговом периоде.

С 2012 г. под «заклинания» об инновациях и модернизациях вступили в силу очередные существенные поправки, регулирующие учет расходов на НИОКР. Глобальных изменений, по сути, три.

Коротко об изменениях

Расширено само понятие расходов на НИОКР и установлен их точный состав. Это, например, не только расходы на создание и совершенствование производимой продукции (товаров, работ, услуг) и технологий, но и расходы на создание новых или усовершенствование применяемы хп. 1 ст. 262 НК РФ :

  • методов организации производства;
  • методов управления.

Порядок признания в расходах затрат на НИОКР теперь не зависит от факта их использования в производстве или при реализации. Теперь важен только период завершения НИОКР (их этапов).

Компании теперь могут создавать резерв предстоящих расходов на НИОКРст. 267.2 НК РФ . Хотя его расчет несколько сложен, делать такой резерв очень выгодно - вы фактически сможете списывать расходы на НИОКР «авансом».

Также власти сохранили возможность учета расходов на некоторые НИОКР с «бонусом» - коэффициентом 1,5п. 7 ст. 262 НК РФ . Это НИОКР, входящие во внушительный правительственный перечень приоритетных для страны исследовани йутв. Постановлением Правительства от 24.12.2008 № 988 .

Но применение такого «бонуса» потребует от вас представления налоговикам по каждому НИОКР-проекту отчета. А налоговики, в свою очередь, смогут заказать экспертизу этого отчет ап. 8 ст. 262 НК РФ .

И если вы не хотите излишнего внимания налоговиков к таким расходам, то «бонус» заявлять не стоит - просто учтите такие расходы, что называется, «по номиналу». Кстати, до сих пор из-за опасений споров с налоговиками «бонус» почти никто не заявлял.

Какие же затраты могут учитываться как НИОКР-расходы

Виды затрат Условия включения затрат в расходы на НИОКРп. 2 , п. 3 , п. 5 ст. 262 НК РФ

Амортизация по ОС (кроме зданий и сооружений) и НМА

Только за полные месяцы использования ОС и НМА исключительно для НИОКР

Амортизация по частично использованным в НИОКР ОС и используемым зданиям и сооружениям - это другие связанные с НИОКР расходы (см. ниже)

Оплата труда работников, участвующих в НИОКР

Только:
1) суммы, начисленные по тарифным ставкам, должностным окладам, сдельным расценкам или в процентах от выручки по формам и системам оплаты труда;
2) начисления стимулирующего характера (премии, надбавки к тарифным ставкам и окладам за профессиональное мастерство, высокие достижения в труде и иные подобные показатели);
3) платежи (взносы) по обязательному и добровольному страхованию (пенсионному обеспечению) работников;
4) оплата труда работников, не состоящих в штате

Если работники заняты не только в НИОКР, то начисления им учитываются в расходах на НИОКР пропорционально времени работы над НИОКР

Материальные расходы

Только непосредственно связанные с НИОКР расходы:
1) на сырье и материалы, используемые в производстве товаров (выполнении работ, оказании услуг) и (или) образующие их основу либо являющиеся необходимым компонентом;
2) инструменты, приспособления, инвентарь, приборы, лабораторное оборудование, спецодежду и другие средства защиты, другое имущество, не являющееся амортизируемым;
3) топливо, воду, энергию всех видов, расходуемые на технологические цели, выработку энергии, отопление зданий, на производство и приобретение мощности, на трансформацию и передачу энергии

Оплата НИОКР подрядчикам

Учитывается в расходах по завершении работ (отдельных этапов) на основании актов сдачи-приемки результатов работ

Другие расходы, непосредственно связанные с НИОКР

Учитываются по нормативу ≤ 75% расходов на оплату труда работников, занятых НИОКР

Сверхнормативная часть таких расходов учитывается в прочих расходах в периоде завершения НИОКР

Расходы, косвенно связанные с НИОКР (например, те же проценты по кредитам, которые вы взяли на исследования), вы можете учесть по другим предусмотренным в НК РФ основаниям.

Для подтверждения расходов на научно-исследовательские работы вы можете представить налоговикам программу их проведения. А при заказе НИОКР сторонним компаниям (подрядчикам) необходимо техническое задание на проведение исследовани йст. 769 ГК РФ . При этом экспертизу, доказывающую научный характер проводимых работ, и регистрацию НИОКР в госцентрах вы для обоснования расходов проводить не обязаны.

Если вы не создаете резервы под НИОКР

Создавая резервы, вы имеете возможность снизить налогооблагаемую прибыль на их сумму еще до проведения работ. Но чтобы доказать вам выгодность резерва, для начала продемонстрируем, как расходы на НИОКР придется списывать без оног опп. 4, 5 , 9 ст. 262 НК РФ .

1п. 4 ст. 259 НК РФ

Теперь остановимся на самых интересных или потенциально спорных моментах учета расходов на НИОКР по новым правилам.

Вы не должны определять перед списанием расходов, дали или нет НИОКР какой-то результат и как и когда вы намерены его использовать.

Прежний порядок списания таких расходов приводил к спорам с налоговиками - не было до конца ясно, как же списывать расходы на НИОКР, положительные результаты которых организация начала использовать не сразу по завершении работ или же вообще пока не используе тп. 2 ст. 262 НК РФ (ред., действ. до 01.01.2012) . И даже у Минфина и ФНС были разные мнения по этой проблем есм., например, Письма ФНС от 18.08.2009 № 3-2-13/183@ ; Минфина от 10.02.2010 № 03-03-05/23 .

Как вы видите, в качестве расходов на НИОКР можно учитывать расходы строго по определенному перечню. Например, амортизация по транспорту и оборудованию, используемым и для НИОКР, и в общехозяйственных целях, в составе амортизационных НИОКР-расходов учитываться не может. Вы признаете ее в расходах по другим основаниям.

Но тут есть одна загвоздка. Минфин требует выделять амортизацию по таким ОС, приходящуюся на НИОКР, и учитывать ее в составе расходов на НИОКР, но не по амортизационному основанию, а... как другие расходы, непосредственно связанные с НИОКРподп. 4 п. 2 ст. 262 НК РФ . Например, ту же амортизацию по оборудованию нужно постоянно обоснованно делить (метод закрепляете в учетной политике) и в части НИОКР «копить» до завершения работ (соответственно, в части общехозяйственной доли учитывать в текущих расходах)Письмо Минфина от 02.12.2011 № 03-03-06/1/801 .

Тот же подход применим и к расходам на оплату труда, не вошедшим в «зарплатную» часть НИОКР-расходов (например, компенсации, командировочные), и к материальным расходам. Их тоже придется выделять из общего объема соответствующих расходов, включать в состав других связанных с НИОКР расходов и накапливать до завершения работ.

Совершенно непонятно, зачем власти ввели норматив в 75% от НИОКР-зарплаты для других связанных с НИОКР расходов. Ведь и нормативную, и сверхнормативную часть таких расходов все равно можно будет учесть в расходах после завершения работ. Более того, если вы не создаете резервы, то сверхнормативная часть учитывается даже в более льготном порядке (сразу по завершении работ), а «нормативная» может еще и попасть в первоначальную стоимость созданного НМА. Получается, что бухгалтерам только усложнили работу без видимой пользы для бюджета. Единственная выгода для бюджета в этом случае - сверхнормативные расходы нельзя включать в расчет резерва и списывать «авансом» (см. далее).

У вас есть отличное пространство для налогового маневра. Допустим, НИОКР оказались столь успешными, что ваша компания всерьез думает о регистрации патента, но не готова делать это именно в периоде завершения НИОКР. Например, вы решили пока «обкатать» полученные результаты внутри компании и только затем подавать заявку на регистрацию патента. Но, как видно из схемы, уже в периоде завершения работ (отдельных этапов) вы вправе полностью учесть все расходы по ним в составе прочих расходов. И то, что вы уже включили в расходы, восстанавливать после формирования НМА не над оп. 9 ст. 262 НК РФ ; Письмо Минфина от 13.12.2011 № 03-03-06/1/820 . Кстати, в налоговом учете у вас НМА может и не появиться вовсе, если дальнейшие расходы на его создание (например, на дополнительные работы, регистрацию патента) не превысят порог 40 тыс. руб.п. 1 ст. 256 , подп. 26 п. 1 ст. 264 НК РФ

Результат научно-исследовательских работ - продукт, содержащий новые знания или решения и зафиксированный на любом информационном носителе (в том числе и бумажный отчет).
Результат опытно-конструкторских и технологических работ - образец нового изделия, конструкторская документация на него или новую технологи юп. 1 ст. 769 ГК РФ ; ст. 2 Закона от 23.08.96 № 127-ФЗ .

Ну и наконец определимся, что же такое период завершения НИОКР или их отдельного этапа, к которому обычно привязан момент учета расходов на них. Это период подписания документов, подтверждающих факт завершения работ (этапов) и прекращения их финансирования, - отчета и акта сдачи-приемки выполненной работы и/или этапа. Их должен подписать руководитель компании и лицо, ответственное за проек т

Из схемы видно, что расходы на НИОКР крайне выгодно списывать именно за счет резервов. Ведь в таком случае вы будете избавлены от необходимости ждать завершения работ (отдельных этапов НИОКР). А если в итоге будет создан объект НМА, то резерв, очевидно, еще более выгоден - амортизировать или учитывать в прочих расходах минимум 2 года вам будет просто нечего (если расходы уложились в резерв). Но все это справедливо только для ситуации, когда вы можете заранее просчитать свои затраты на конкретную НИОКР.

Если вы не уверены на 100%, что будете тратиться на конкретную программу НИОКР, то резерв под нее не создавайте.

Как видим, порядок учета расходов на НИОКР стал еще более льготным. Но при этом и с резервами, и без резервов у вас могут возникнуть в бухучете временные разницы по ПБУ 18/02, так как порядок бухучета НИОКР-расходо вПБУ 17/02 отличается от налогового - новации эти различия только усилили.

1

1 Камышинский технологический институт (филиал) федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Волгоградский государственный технический университет»

Нерешенность проблем при признании расходов и результатов НИОКР в бухгалтерском учете и отчетности обусловливает повышенный интерес к проведению специального исследования с целью поиска эффективного методического обеспечения управления инновационной деятельностью, которое отвечает разным запросам пользователей отчетности. Как показали исследования, в процессе проведения научных разработок часто имеют место риски неопределенности в получении доходов в случае коммерциализации инновационных проектов. В целях нивелирования любых рисков отечественными и зарубежными нормативно-правовыми документами предусматривается формирование оценочных резервов. Однако в отношении рисков по проведению работ на стадии исследований и разработок создание резервов нормативно не предусмотрено. В данной статье автор рассматривает основы действующей методологии учета формирования резервов на выполнение НИОКР, а также предлагаются пути ее совершенствования на основе перестройки организации учета затрат и измерения результатов исследований и разработок. Предложена авторская методика формирования резервов на выполнение НИОКР, включая: оценочные обязательства, признаваемые при отражении задолженности по привлеченным бюджетным и внебюджетным средствам на проведение инноваций; оценочные резервы, создаваемые в связи с капитализацией расходов на проведение опытно-конструкторских работ с обоснованием использования субсчета «Оценочные резервы» к счету 96 и открытием к нему аналитических счетов по резервам, связанным с изменением суммы расходов на проведение ОКР и с изменением суммы положительных результатов НИОКР.

научно-исследовательских

опытно-конструкторских и технологических работы

1. Гражданский кодекс Российской Федерации. Ч. 1 от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ, ч. 2 от 26 января 1996 г. № 14-ФЗ, ч. 3 от 26 ноября 2001 г. № 146-ФЗ и ч. 4 от 18 декабря 2006 г. № 230-ФЗ).

2. Налоговый кодекс Российской Федерации. Ч. 1 от 31 июля 1998 г. № 146-ФЗ, ч. 2 от 5 августа 2000 г. № 117-ФЗ).

3. Машенцева Г.А. Вопросы достоверности показателей инновационной деятельности в бухгалтерской отчетности // Научное обозрение. Серия 1: Экономика и право. 2012. № 6. С. 110–117.

4. Сафронова Г.П., Костина З.А. Обязанности и права организации по ведению бухгалтерского и налогового учета при применении специальных налоговых режимов // Успехи современного естествознания. 2014. № 11. С. 76–79.

5. Задера О.А. Совершенствование методики оценки результативности налогового контроля // Успехи современного естествознания. 2014. № 11. С. 60–63.

6. Предеус Н.В. Теоретический анализ концепций статического и динамического учета // Международный бухгалтерский учет. 2012. № 15. С. 13–25.

Важной формой обеспечения экономической стабильности субъектов национальной экономики является формирование резервов; необходимо такие резервы формировать и для инновационной деятельности. В рамках решения этой проблемы выявлено, что термин «резервы» представлен в МСФО 37 «Резервы, условные обязательства и условные активы», где он используется в качестве такого учетного объекта, как обязательство, которое не имеет ограничения по времени исполнения и сумме, в то время как в отечественном стандарте ПБУ 8/2010 «Оценочные обязательства, условные обязательства и условные активы» используется понятие «оценочные обязательства» .

Обязанность, обусловливающая признание оценочного обязательства, во-первых, должна быть вызвана прошлыми событиями в хозяйственной деятельности организации, а во-вторых, должна быть неизбежной .

Следует отметить, что возникновение оценочных обязательств обусловлено экономико-правовой трактовкой факта хозяйственной жизни.

Так, признание оценочного обязательства, возникающего в силу правовой трактовки факта хозяйственной жизни, возможно при:

1) вероятности возникновения обязательств по выполняемым НИОКР;

2) возможности возникновения убытков по незавершенным сделкам, что особенно характерно для договоров на выполнение НИОКР .

Что касается первого случая, то оно возможно при выделении венчурным инвестором средств венчурному инноватору на проведение НИОКР. На заключительной стадии венчурного бизнеса осуществляется выход инвестора путем продажи доли на фондовом рынке или путем поглощения (слияния, продажи) венчурного инноватора. В этом ситуации возникает оценочное обязательство на сумму возможной продажи доли венчурного бизнеса. Кроме того, Минфин РФ представил рекомендации по формированию оценочных обязательств, связанных с получением организацией бюджетного и внебюджетного финансирования на инновации и модернизацию производства, где рекомендовал их учитывать в соответствии с Положением по бухгалтерскому учету «Оценочные обязательства, условные обязательства и условные активы» (ПБУ 8/2010), утв. Приказом Минфина России от 13.12.2010 № 167н.

Что касается возникновения убытков по незавершенным сделкам, то прежде всего отражаются права требований в виде дебиторской задолженности в активе баланса, что нарушает принцип временной определенности. При этом, если стоимость собственных услуг превышает стоимость возможных встречных услуг, то в этом случае должен быть создан резерв. Убыток может быть определен на основе конкретных фактов хозяйственной жизни. В частности, это связано с изменением рыночных цен на поставляемые материалы по договору поставки, исполнение которого ожидается через 12 месяцев после отчетной даты.

С экономической точки зрения резервы могут создаваться для гарантийного последующего обслуживания. В данной ситуации имеет место экономическая нагрузка, выраженная количественно. Поэтому, создавая такие резервы, необходимо учитывать потребность в них, опираясь на предыдущие факты формирования резерва .

Данные виды резервов представляют собой внешние резервы.

Как показали исследования, в практике экономических субъектов формируются и внутренние резервы, предполагающие наличие обязательств внутри организации. Данные резервы в отечественной практике представлены резервами предстоящих расходов, которые необходимы для равномерного формирования себестоимости, что скажется на размере финансового результата отчетного периода. При расчете этих резервов необходимо определить его норматив, который определяет вероятные или неизбежные расходы в отчетном периоде. При этом на момент создания резерва отсутствует информация о сумме расходов и времени их осуществления .

Однако в целях снижения экономической нагрузки необходимо для создания резерва иметь экономически обоснованные расчеты в виде смет.

При отсутствии точных сведений о величине расходов, включаемых в состав резервов, производят выборку величин, которые являются существенными для определения величины резерва. Этот подход основан на принципе осторожности и направлен на сохранение капитала.

Поскольку инновационная деятельность, как было отмечено ранее, связана с высоким риском недостижения результата исследования и разработок, то считаем, что это обусловливает создание оценочных резервов и оценочных обязательств. При этом отражение в учете оценочных обязательств, связанных с фактами получения инноваторами бюджетного и внебюджетного финансирования на инновации и модернизацию производства, связано с необходимостью формирования:

1) сопоставимой информации по созданию и использованию специальных резервов - оценочных обязательств;

2) прозрачной информации по созданию и использованию специальных резервов - оценочных обязательств .

Согласно ПБУ 8/2010 бухгалтерский учет отражения оценочных обязательств ведется с использованием счета 96 «Резервы предстоящих расходов» в разрезе создаваемых резервов и открытием аналитических счетов по каждому виду резерва. Опираясь на ПБУ 8/2010, предлагаем создание оценочных обязательств увязать со стадиями выполнения работ: исследований или разработок (табл. 1).

Помимо оценочных обязательств, для инновационной деятельности важное значение имеет создание оценочных резервов. К данной категории относятся резервы, отражаемые на счетах, регулирующих/уточняющих оценку активов, подверженных снижению стоимости: дебиторской задолженности (счет 63 «Резервы по сомнительным долгам»), финансовым вложениям (счет 59 «Резервы под обесценение финансовых вложений»), материалам, товарам, готовой продукции, незавершенному производству (счет 14 «Резервы под снижение стоимости материальных ценностей»).

Приведенные резервы не представляют собой ни один из следующих объектов учета: активы, обязательства, капитал. В теории учета они представлены как «контрактивы», уточняющие оценку активов.

Следует отметить, что МСФО предусматривает уточнение оценки не только финансовых активов (в том числе дебиторской задолженности) и запасов, но и нематериальных активов, основных средств и инвестиционной недвижимости в соответствии с МСФО 36 «Обесценение активов» .

В экономической литературе существуют рекомендации по формированию оценочных резервов в процессе проведения научных разработок. Это обусловлено тем, что разработка инноваций связана с длительным периодом их создания, что обусловливает возникновение риска неопределенности в получении в случае коммерциализации инновационных проектов доходов .

Так, предлагается для учета резерва по инновационной деятельности взять свободный номер в первом разделе Плана счетов - счет 06 под названием «Резерв по инновационной деятельности». Этот счет будет характеризоваться как пассивный по отношению к балансу, следовательно, по кредиту счета 06 будут отражаться операции по созданию резерва, по дебету счета 06 - операции по использованию или списанию резерва.

Корреспонденция счетов по учету резерва по инновационной деятельности:

91 «Прочие доходы и расходы»

06 «Резерв по инновационной деятельности» - Создан резерв по инновационной деятельности

06 «Резерв по инновационной деятельности»

08 «Вложения во внеоборотные активы», субсчет 8 «Выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ» - Списаны затраты в случае отсутствия положительного результата инновационной деятельности за счет резерва.

91 «Прочие доходы и расходы»

06 «Резерв по инновационной деятельности» Уменьшена сумма созданного резерва в случае положительного результата по инновационной деятельности (методом «красное сторно»).

Однако нами счет 06 уже занят для капитализации расходов на стадии разработок, тогда предлагаем использовать счет 96 с введением субсчета 1 «Оценочные резервы» с открытием аналитических счетов:

сч. 1 «Оценочный резерв по изменению суммы расходов на проведение ОКР»;

сч. 2 «Оценочный резерв по изменению суммы положительных результатов НИОКР».

Что касается учета резервов для целей налогообложения, то с 01.01.2012 на последнее число отчетного (налогового) периода в качестве прочих расходов признают расходы на формирование резервов предстоящих расходов на НИОКР (п. 1 ст. 264 НК РФ, дополнен пп. 39.3)].

Такой резерв создается отдельно по каждой программе проведения НИОКР, о чем делается запись в учетной политике. Срок, на который создается резерв, должен соответствовать плану проведения работ, не превышая двух лет, и тоже отражается в учетной политике.

В течение установленного срока резервируются предстоящие расходы, при этом все фактические затраты на НИОКР в течение отчетного (налогового) периода списываются за счет суммы созданного резерва. Если резерва не хватает или, наоборот, он излишне начислен, то производятся корректировки, в ходе которых плановые расходы «доводятся» до фактических или наоборот: фактические затраты приводятся к плановым.

Последовательность действий по созданию резерва на предстоящие расходы по НИОКР представлена следующими этапами.

1. Разрабатываются и утверждаются программы проведения исследований и разработок, на основании которых принимается решение о создании резерва для реализации каждой утвержденной программы работ. Таким образом, резерв создается не котловым методом, а по каждому направлению разработок и исследований отдельно. Это позволяет лучше отслеживать резервируемые суммы и создавать резерв, максимально приближенный к фактически осуществляемым расходам.

2. Резерв по выполнению программы создается на запланированный срок на проведение конкретных исследований и разработок, но не более двух лет. После того как все сроки будут определены, их нужно отразить в учетной политике для целей налогообложения в силу прямого требования НК РФ.

3. Рассчитывается смета по программе проведения исследований и разработок. Она включает в себя только затраты, признаваемые расходами на НИОКР согласно пп. 1-5 п. 2 ст. 262 НК РФ. Величина формируемого резерва не должна быть больше плановых (сметных) расходов.

4. Предельный размер отчислений в резерв рассчитывается по формуле:

Пр = Д x 0,03 - Р, (1)

где Пр - установленный предел отчисления в резервы;

Д - доход от реализации в отчетном (налоговом) периоде (ст. 249 НК РФ);

Р - расходы налогоплательщика, указанные в пп. 6 п. 2 ст. 262 НК РФ. Это отчисления в фонды поддержки научной, научно-технической и инновационной деятельности.

5. Отчисления в резерв на последнее число каждого отчетного периода подлежат включению в прочие расходы (пп. 39.3 п. 1 ст. 264 НК РФ). За счет указанного резерва списываются фактические расходы на реализацию программ запланированных исследований и разработок.

6. Если сумма созданного резерва меньше величины фактических расходов при проведении программ, то разница между этими суммами учитывается как расходы налогоплательщика на НИОКР согласно ст. 262, 332.1 НК РФ. Дополнительные расходы учитываются при налогообложении в текущем периоде их осуществления. Если наоборот - резерв использован не полностью в течение срока его создания, то неиспользованные остатки резерва восстанавливаются путем их включения во внереализационные доходы. Из данной нормы не ясно, когда восстанавливать излишки: по итогам каждого отчетного (налогового) периода или уже после того, как истек срок создания резерва. Первый вариант более удобен, поскольку он не использует резервирования из-за производимых корректировок в каждом квартале излишков и нехватки резерва на НИОКР. Второй вариант позволяет резервировать расходы на НИОКР равномерно.

Рецензенты:

Садыкова Т.М., д.э.н., профессор, зав. кафедрой бухгалтерского учета Саратовского социально-экономического института (филиал) ФГБОУ ВПО «РЭУ им. Г.В. Плеханова», г. Саратов;

Предус Н.В., д.э.н., доцент кафедры бухгалтерского учета Саратовского социально-экономического института (филиал) ФГБОУ ВПО «РЭУ им. Г.В. Плеханова», г. Саратов.

Библиографическая ссылка

Машенцева Г.А. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕТА ФОРМИРОВАНИЯ РЕЗЕРВОВ НА ВЫПОЛНЕНИЕ НИОКР // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 2-1.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=20662 (дата обращения: 19.04.2019). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»