Ликвидация бизнеса. Приказы. Оборудование для бизнеса. Бухгалтерия и кадры
Поиск по сайту

Спорная единая методика расчёта ущерба по осаго. Единая методика расчета ущерба по осаго: методика обмана

Вопрос Ответ
В течение 5 дней.
В течение 20 дней страховая компания обязана выплатить ущерб либо обосновать отказ.
400000 рублей.
· износ;

· стоимость ремонта.

· список необходимых работ для устранения дефектов;

· возможные скрытые дефекты появившиеся после ДТП;

· описание каждого дефекта;

· дата начала эксплуатации ТС;

· марка и модель ТС, комплектация и дата выпуска;

· дата и место ДТП.

Да, РСА разработал онлайн-калькулятор http://prices.autoins.ru/priceAutoParts/repair_parts.html , по которому можно рассчитать стоимость.
· код детали;

· марка автомобиля;

· регион;

· дата предполагаемого ремонта.

Согласно закону об ОСАГО, возмещение ущерба пострадавшим после ДТП – обязанность страховой компании. По статистике только 10% водителей получают положенную компенсацию полностью.

Страховщики стараются различными способами сократить размер выплат, а то и вовсе отказаться них.

Чтобы не быть обманутым, автолюбитель должен представлять, как производится расчет выплаты ОСАГО, сделать его самостоятельно и потребовать от компании отдать все положенные деньги.

Основные принципы расчета возмещения по ОСАГО

Размер страхового покрытия пострадавшим в ДТП определяется правилами, закрепленными в законодательных актах.

  1. Виновник аварии обязан в срок до 5 дней сообщить в свою СК о наступлении страхового случая по ОСАГО и приложить извещение, заполненное обеими сторонами. Если не будет выполнено это условие, страховщик имеет право потребовать от виновника возместить убытки из своего кармана (регрессное требование, закон №40-ФЗ, ст. 14). Регрессное требование распространяется на случаи, когда водитель совершил ДТП в пьяном виде. В обеих ситуация страховка будет выплачена пострадавшему, а взыскание убытков с виновника произойдет в судебном порядке.
  2. Закон об ОСАГО ставит страховой компании в обязанность в течение 20 дней со дня, когда был оформлен страховой случай, произвести экспертизу повреждений ТС, расчет и выплату возмещения или обоснованный отказ от выплат (№40-ФЗ от 24.04.2002 г., Ст.12, ч.21). Деньги переводятся на пластиковую карту, заранее выданную страховой компанией. Только после их получения потерпевший водитель сможет узнать, что размер компенсации не покрывает расходов на ремонт. У него есть право с помощью независимой экспертизы посчитать реальный убыток и добиться, чтобы компания выплатила справедливое возмещение.
  3. Порядок расчета страхового покрытия определен в Постановлении Правительства № 263 от 07.05 2003 г. В документе перечисляются все виды ущерба, которые подлежат возмещению. Львиную долю выплат занимают расходы на ремонт: они-то и порождают большое количество споров.
  4. В 2014 г. были внесены поправки к основному закону, которые установили максимальные выплаты по ОСАГО. За вред, причиненный здоровью пострадавших, компания может заплатить до 500 тыс. руб., максимальная выплата на восстановление ТС — 400 тыс. руб. (№ 223-ФЗ от 21.07.2014 г.).
  5. Положение ЦБ от 19.09.2014 г. содержит методику расчета стоимости ремонта поврежденного автомобиля (№432-П). С 2014 года все расчеты по выплатам ОСАГО делаются только на основе правил, разработанных РСА и утвержденных ЦБ РФ.

Какие данные входят в сумму выплат по ОСАГО

При расчете страховых выплат на рассмотрение берется целый ряд факторов.

  1. Стоимость ремонта. Учитывается цена деталей, подлежащих замене, оплата подручных материалов и восстановительных работ. Эксперт СК, как правило, учитывает только видимые повреждения, но потерпевший водитель имеет право настоять на проведении добавочной экспертизы. Обнаруженные скрытые повреждения должны быть занесены в акт осмотра, после его оформления страховщик рассчитает цену ремонта.
  2. Износ. Страховое покрытие новой машины будет 100%-ным. Для машин, имеющих определенный пробег, коэффициент износа будет повышаться, а выплаты снижаться максимум до 50%.


Определение степени износа в наибольшей степени влияет на величину страхового покрытия.

  1. Утрата товарной стоимости (УТС). После аварии автомобили нельзя продать дорого, особенно дешевеют иномарки. Сумма, которую теряет пострадавший водитель при продаже поврежденного авто, входит в страховое покрытие.
  2. Расходы на эвакуацию. Поврежденное авто с места ДТП транспортируется за счет страховой компании, что входит в цену страховки.
  3. Оплата экспертизы. Стоимость работы экспертов СК входит в сумму компенсации. Водитель вправе произвести независимую экспертизу пострадавшего автомобиля в сервисе с современным оборудованием. Оплата работы экспертов войдет в сумму страхового возмещения, если пострадавшему удастся доказать, что выплаты компании по его случаю занижены.

Как страховые компании, так и независимые эксперты пользуются единой методикой расчета, но получают разные результаты. Чтобы понять, почему это происходит, надо познакомиться с формулой расчета.

Теория и формулы расчета

Все данные для расчета ущерба по единой методике берутся из актов обследования, проведенных лицензированными экспертами.

Данные для вычислений

Для вычисления компенсации используются следующие сведения:

  • Дата и место аварии;
  • Модель автомашины, её комплектация, год выпуска;
  • Дата начала эксплуатации;
  • Описание каждого дефекта: где находится, каким образом и насколько повреждены детали или элементы корпуса;
  • Возможные скрытые дефекты, появившиеся в результате аварии
  • Перечень необходимых работ для устранения повреждений.

Как формируются цены

Новая методика ориентируется не на рыночные цены, а на те, которые содержатся в справочниках РСА и в Базе цен на запчасти (БЦЗ, электронный ресурс РСА). Цены обновляются не реже 2-х раз в год с учетом инфляции, поэтому стоимость запчастей и покрасочных материалов для ремонта зависит от даты.


На ценовую политику влияет также экономический регион. Территория России делится на 13 районов страхования, в каждом из них стоимость ремонта будет различной. В центральных районах детали и работы будут дороже, в провинции – дешевле.

И, наконец, при расчете ущерба учитывается износ автомобиля – этот коэффициент в наибольшей степени снижает компенсацию за ремонт по ОСАГО.

Формула расчета расходов на ремонт

Размер компенсации по единой методике определяется сложением расходов на работу, материалы, запасные части.

Р к = Р р + Р м + Р з/ч

  • Показатель Р р рассчитывается по перечню необходимых восстановительных мероприятий из акта осмотра ТС. В Постановлении ЦБ РФ № 432-П дан список всех возможных ремонтных работ (всего их 32) и нормочасы на их выполнение (Приложения 2-3) . Стоимость работы определяют по справочникам РСА, она не должна отклоняться от средней рыночной больше, чем на 10%.
  • Расход на материалы рассчитывается по формуле:

Р м = Р м1 + Р м2 + Р мз — и т. д. .

  • Выплата за 1 вид покрасочного материала — Р м1 — равна цене товара умноженной на норму расхода:

Р м1 = С м1 ∙ N м1.

  • Выплата за детали, подлежащие замене, осуществляется с учетом износа. Цена одной запасной части вычисляется по формуле: Цз/ч = Сз/ч ∙ (1 – И/100), где Сз/ч — стоимость новой запчасти, И – износ детали по оценке эксперта. К примеру, компенсация за деталь стоимостью 2000 руб. с износом в 20% составит: Цз/ч = 2000 ∙ (1 – 20/100) = 2000 ∙ (1-0,2) = 2000 ∙ 0,8 = 1600 руб. Таким же образом определяется расход на замену остальных деталей.

Как рассчитать стоимость ремонта онлайн

Для облегчения расчётов РСА разработал открытый электронный калькулятор, по которому можно рассчитать стоимость запчастей с учетом износа, расход на автоматериалы и ремонтные работы: prices.autoins.ru/priceAutoParts/repair_parts.html .

Чтобы узнать среднюю стоимость деталей, необходимо внести параметры:

  • дата предполагаемого ремонта;
  • регион;
  • марка ТС;
  • код детали.

Цену всех запчастей надо сложить и умножить на коэффициент износа автомобиля – так можно узнать компенсацию, которую заплатит СК за замену поврежденных деталей.


Для справки по стоимости ремонтных работ вносятся данные:

  • дата;
  • регион;
  • марка ТС;
  • тип ТС.

Стоимость автоматериалов определяется по данным:

  • дата;
  • изготовитель материала;
  • наименование товара.

В одном запросе можно узнать цену 3-х наименований.

Пример расчета стоимости ремонта

Автомобиль Чери Тигго Т 11 2012 года выпуска с пробегом 73 тыс. км попал в ДТП в 2016 году. Экспертиза установила, что уровень износа ТС равен 35%. В акте осмотра перечислены виды необходимых ремонтных работ:

  • замена и покраска бампера и крепления;
  • замена левой фары с креплением;
  • ремонт колесной арки;
  • балансировка колес.

Используем формулу:

Р к = Р р + Р м + Р з/ч.

  1. Расход на запчасти можно вычислять по их среднерыночной стоимости, взяв цены в трех популярных интернет-магазинах.
  • среднерыночная цена на бампер – (2400 + 2000 + 2500):3 = 6900:3 = 2300 руб.
  • на фару левую – 3200 руб.
  • на крепление – 1000 руб.

Суммарная стоимость новых деталей – 6500 руб., с учетом износа: Р з/ч = 6500 ∙ (1 — 0,35) = 4225 (руб.)

  1. Вычисление стоимости ремонтных работ:
  • рыночная цена работ по балансировке – 1000 руб./час;
  • ремонт колесной арки – 1000 руб./час.

Данные о трудозатратах на все виды работ приводятся в нормативном акте № 432-П (Приложение 2-3). Норма времени для ремонта повреждения составляет 3 часа, а для балансировки – 0,1 час.

Р р = 1000 ∙ 3 + 1000 ∙ 0,1 = 3100 (руб.)

  1. Стоимость покраски:
  • Покраска бампера – 1300руб/час; время – 1 час.
  • Покраска крепления – 600 руб./час, время – 0,4 час.

Р м = 1300 ∙ 1 + 600 ∙ 0,4 = 1540 (руб.)

Компенсация за весь ремонт составит: Р к = 4225 + 3100 + 1540 = 8865 (руб.)

Если взять вместо рыночных цен значения калькулятора РСА, сумма будет меньше, но разница не должна превышать 10%, т. е. 886 руб.

Почему страховые компании уменьшают выплаты

Рынок ОСАГО по заявлению представителей РСА считается для страховщиков убыточным. В начале 2017 г. СК получили за проданные полисы 14 млрд. руб., а по страховым случаям в том же году им пришлось платить 14,3 млрд. Появилась идея внедрения ОСАГО с франшизой. При этом страхователь соглашается на то, что часть убытков в возможном ДТП ему возмещаться не будет.


Зато страхование ему обойдется дешевле. Пока руководители РСА работают над проектами, страховые компании находят способы уменьшать выплаты по ОСАГО — даже в рамках единой методики расчета. Вот основные способы снижения выплат:

  • В акте осмотра не фиксируются скрытые повреждения.
  • Не все ремонтные работы отмечаются экспертом СК в документации.
  • Не учитывается УТС для автомобилей моложе 5 лет.
  • Завышается износ автомобиля (дата начала эксплуатации берется на момент выпуска авто, а не на момент покупки его).
  • Неверно определяется код детали, подлежащей замене.

Как видно, основой для занижения выплат служат неверные данные в акте экспертизы. На этот документ водитель должен обратить особое внимание, если стремится получить от страховщика справедливую компенсацию.

Что делать, если страховщик занизил выплаты по ОСАГО

Заниженная сумма компенсации по ОСАГО не должна быть для страхователя неожиданностью. Для дальнейших действий документы собираются заранее.

  • Во-первых, необходимо иметь копию первичного осмотра авто экспертом СК.
  • Если были возможны скрытые повреждения, надо сразу же настоять на проведении независимой экспертизы. По закону её организует страховщик, у него следует взять копию акта второй экспертизы.
  • На основании этих документов производится самостоятельный расчет ремонта и сравнение результатов с той суммой, которую насчитала компания.
  • Полезно взять консультацию у автоюриста. Он даст компетентный совет, стоит ли оформлять судебный иск по взысканию недоплаченной компенсации.
  • Только после перевода выплаты страховщиком клиент имеет право пригласить своего эксперта для независимого осмотра ТС – до этого времени автомобиль лучше не подвергать ремонту.
  • Если ущерб на основе акта независимой экспертизы отличается от компенсации страховщика больше, чем на 10%, нужно направить ему досудебную претензию с требованием доплатить недостающую сумму.
  • Следующий шаг – судебный иск. Физические лица от своего имени оформляют судебные документы. Претензию компании и исковое заявление от имени юридического лица пишет его законный представитель.

Выигрыш в суде обернется для страхователя не только полной компенсацией ущерба. В качестве штрафа страховщик заплатит еще половину той суммы, которую недосчитал вначале.

Положение Банка России от 19 сентября 2014 г. N 432-П
"О единой методике определения размера расходов на восстановительный ремонт в отношении поврежденного транспортного средства"

1. На основании пункта 3 статьи 12.1 Федерального закона от 25 апреля 2002 года N 40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 18, ст. 1720; 2003, N 26, ст. 2566; 2005, N 1, ст. 25; N 30, ст. 3114; 2006, N 48, ст. 4942; 2007, N 1, ст. 29; N 49, ст. 6067; 2008, N 30, ст. 3616; N 52, ст. 6236; 2009, N 1, ст. 17; N 9, ст. 1045; N 52, ст. 6420, ст. 6438; 2010, N 6, ст. 565; N 17, ст. 1988; 2011, N 1, ст. 4; N 7, ст. 901; N 27, ст. 3881; N 29, ст. 4291; N 49, ст. 7040; 2012, N 25, ст. 3268; N 31, ст. 4319, ст. 4320; 2013, N 19, ст. 2331; N 30, ст. 4084; 2014, N 30, ст. 4224) (далее - Федеральный закон "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств") настоящим Положением утверждается единая методика определения размера расходов на восстановительный ремонт в отношении поврежденного транспортного средства (далее - Методика) в приложении к настоящему Положению.

2. Настоящее Положение подлежит официальному опубликованию в "Вестнике Банка России" и в соответствии с решением Совета директоров Банка России (протокол заседания Совета директоров Банка России от 16 сентября 2014 года N 27) вступает в силу со дня вступления в силу постановления Правительства Российской Федерации о признании утратившим силу постановления Правительства Российской Федерации от 24 мая 2010 года N 361 "Об утверждении Правил установления размера расходов на материалы и запасные части при восстановительном ремонте транспортных средств" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 22, ст. 2774; 2014, N 32, ст. 4490).

Регистрационный N 34245

Установлена новая, единая методика определения расходов на восстановительный ремонт поврежденного транспортного средства при ОСАГО. Она обязательна для всех страховых компаний и экспертов (экспертных организаций).

В методике детально прописана процедура установления наличия и характера повреждений автомобиля. Это делается в ходе осмотра машины. Устанавливаются требования к проведению фотографирования поврежденного транспортного средства.

В исключительных случаях, когда осмотр автомобиля не возможен, повреждения могут устанавливаться без осмотра (при согласии на это потерпевшего и страховщика) на основании представленных материалов и документов (с обязательным приложением фото- или видеоматериалов).

Приведены показатели, в зависимости от которых определяются методы, технология и трудоемкость устранения повреждений. Даны типовые определения и характеристики повреждений.

Также в методике приведен порядок исследования обстоятельств ДТП и установления причин возникновения повреждений автомобиля.

Прописаны правила расчета расходов на материалы, запчасти, оплату работ, связанных с восстановительным ремонтом. Размер расходов на восстановительный ремонт определяется с учетом износа комплектующих изделий, подлежащих замене. В методике устанавливается размер статистической погрешности при расчетах - 10%. Причем он может не применяться, если расчеты производились исходя из замены деталей на бывшие в употреблении.

Согласно методике для ремонта транспортных средств, эксплуатируемых за пределами срока гарантии изготовителя, приоритетным считается использование восстановленных деталей (узлов, агрегатов), если они имеются на рынке, их применение допускается производителем автомобиля и это не ухудшает показатели безопасности машины.

Приведен алгоритм расчета размера износа подлежащих замене комплектующих изделий.

Также прописан порядок расчета стоимости годных остатков в случае полной гибели транспортного средства, которые можно демонтировать и реализовать.

Приведен порядок определения стоимости транспортного средства до повреждения, применяемый при установлении экономической целесообразности ремонта или факта гибели машины.

При подсчете расходов на восстановительный ремонт используются справочники средней стоимости запчастей, материалов и нормочаса работ. В методике установлен порядок их формирования и утверждения.

Новая методика вводится в действие с того момента, как утратит силу прежняя.

Положение Банка России от 19 сентября 2014 г. N 432-П "О единой методике определения размера расходов на восстановительный ремонт в отношении поврежденного транспортного средства"


Регистрационный N 34245


Настоящее положение вступает в силу со дня вступления в силу постановления Правительства РФ о признании утратившим силу постановления Правительства РФ от 24 мая 2010 г. N 361 "Об утверждении Правил установления размера расходов на материалы и запасные части при восстановительном ремонте транспортных средств"


Пару лет назад для расчёта величины ущерба по ОСАГО начала использоваться Единая методика определения размера расходов на восстановительный ремонт в отношении поврежденного транспортного средства. Документ был утверждён положением Центробанка от 19.09.2014 г. №432-П.

Зачем создавалась и что получилось

Одной из основных целей ввода Единой методики по ОСАГО (ЕМ) было уменьшение количества судебных разбирательств из-за несогласия с суммой компенсации. Ранее страховщики и оценочные компании могли использовать разные принципы расчета ущерба. Соответственно, суммы возмещения, определённые по ним, могли различаться в разы (в бо́льшую или меньшую сторону – в зависимости от «пожеланий» того, кто заказывал оценку). Это провоцировало многочисленные судебные разбирательства.

По задумке Единая методика должна была унифицировать расчёт величины ущерба исходя из среднерыночных стоимостных показателей и, таким образом, обеспечить потерпевших адекватным возмещением вреда.

Однако, если с задачей по сокращению судебных споров Методика справилась (суды стали принимать к рассмотрению в основном расчеты, выполненные по ЕМ), то говорить о полной удовлетворенности клиентов размерами выплат приходится далеко не всегда. Многие считают цены на запчасти и стоимость работ по Единой методике ОСАГО заниженными по сравнению с рынком.

Споры об актуальности ЕМ

Оспорить расчеты по Методике пытаются не только автоюристы. 13.04.2016 года Управление Федеральной антимонопольной службы (УФАС) Татарстана приняло решение о признании Российского союза автостраховщиков (РСА), курирующего справочники ЕМ, нарушителем закона «О защите конкуренции» (ч.1 ст.10 ФЗ-135). Предпосылкой явилось, в частности, несоблюдение принципов формирования ЕМ в части определения средней стоимости услуг по авторемонту. РСА попытался обжаловать это решение в Арбитражном суде Татарстана, но 20 февраля 2017 года жалоба была отклонена. В решении Арбитражного суда по делу №А65-16238/2016 подробно расписаны основания, по которым союз является монополистом в части формирования справочников цен для ЕМ; но несколько интереснее (и, возможно, полезнее) знать нижеследующее.

И УФАС, и Арбитражный суд исходили из того, что согласно п.7.2.1 Методики, утвержденной Центробанком, для расчета средних цен должны быть проведены исследования в административных центрах областей и республик (всего 85), а также в городах, где проживает от 1 млн человек, в каждом из которых должны быть изучены цены от 8 до 15 магазинов (в том числе в зависимости от региона). В основу же действующего документа, данные для которого готовил РСА, были положены итоги исследований мая-июня 2014 года, при котором изучение цен было лишь по 11 городам:

  • Москва;
  • Санкт-Петербург;
  • Архангельск;
  • Нижний Новгород;
  • Воронеж;
  • Самара;
  • Тольятти;
  • Ростов-на-Дону;
  • Екатеринбург;
  • Новосибирск;
  • Красноярск.

Таким образом, исследование цен РСА проводил до определения порядка формирования ЕМ Центробанком в третьем квартале 2014 г. – без учета данных требований. А значит, выплаты потерпевшим, произведенные исходя из текущих норм, могут не соответствовать рыночным реалиям (в частности, могут оказаться ниже положенных).

Чего ждать от Единой методики в дальнейшем?

Первый вариант – РСА удастся через апелляцию отменить решения УФАС и Арбитражного суда Татарстана. Ключевые страховщики – члены РСА – приложат к этому все усилия, чтобы не доплачивать (в том числе) по уже урегулированным делам. В этом случае суды по-прежнему будут принимать во внимание в первую очередь Единую методику. Станет ли РСА после такого прецедента корректировать справочники в соответствии с утвержденными положениями Центробанка, не ясно. Но не исключено, что в итоге справочники ЕМ станут более рыночными.

Второй вариант – апелляция РСА не поможет, решение вступит в силу. Тогда союз так или иначе будет вынужден привести справочники в соответствие с методикой Центробанка. Для страховщиков такое развитие событий чревато множеством судебных разбирательств по несогласию с уже произведёнными выплатами в рамках ЕМ. Для пострадавших выгоды, с одной стороны, очевидны: речь идёт об увеличении сумм возмещений.

Но, с другой стороны, рост уровня выплат может привести к очередному снижению доступности «автогражданки».

Если говорить о рынке в целом – достижение определённости в рассматриваемом вопросе в любом случае важно для «автогражданки» . Каждый вариант имеет свои отрицательные и положительные стороны. Но, пожалуй, с непредсказуемостью в данной области связано больше негативных факторов, чем позитивных.

Единая методика расчета ущерба по ОСАГО принята Центральным Банком Российской Федерации. Введена для обязательного применения работниками экспертно-технических отделов страховых компаний при расследовании последствий ДТП. Она использует четко установленные нормативные документы и расчеты, необходимые для предотвращения разногласий, споров, возникающих в ходе процедуры оценки ущерба, нанесенного имуществу потерпевшего.

ЕМРУ – это собрание формул расчета нанесенного ущерба с их последовательной расшифровкой и указанием областей применения. Единая методика, как нормативный документ, предназначен для использования работниками экспертных организаций. Был принят к исполнению в 2014 году.

Благодаря его появлению удалось устранить следующие факторы:

  • большое количество судебных исков страхователей к страховщикам
  • обманные действия представителей страховых компаний
  • отсутствие единой модели расчета убытков
  • нестабильной ситуации касающейся выплаты страховой компенсации по полису ОСАГО
  • заниженного уровня доверия к СК

За основу составления Единой методики расчета взяты следующие документы:

  • ФЗ №432-П. Используется для расчета денежной выплаты пострадавшей стороне
  • ФЗ №433-П. Устанавливает правила работы работников экспертных служб для их корректной работы по выявлению фактов, позволяющих определить картину ущерба с установлением конкретных деталей ДТП
  • БЦЗ — электронная база данных стоимости запасных частей автомобиля. Используемая информация соответствует времени на момент произошедшей аварии.

Структура

Единая методика расчета ущерба расписывает порядок выполнения диагностических мероприятий с последующим составлением выводов в виде актов. Каждая операция имеет четкий алгоритм выполнения действий, все используемые критерии и коэффициенты представлены в виде справочных приложений. Структурная линейка ЕМРУ состоит из:

  • 7 основных глав
  • 10 справочных приложений
  • электронной базы расценок для запасных частей
  • правил выполнения работ по технической экспертизе

Когда можно использовать методику расчета ущерба по ОСАГО?

ЕМРУ используется в следующих случаях:

  • при наступления страхового случая по страховому полису автогражданки и необходимости выезда на место ДТП экспертных работников страховой компании
  • при привлечении независимых экспертных служб для оценки нанесенных повреждений
  • когда работу выполняют частные лицензированные специалисты, которые имеют действующую аттестацию
  • в случае судебного разбирательства, когда экспертизу выполняют государственные эксперты, имеющие соответствующие разрешения

Акт осмотра транспортного средства после ДТП

Результатом экспертной оценки является составление акта с соответствующими комментариями уполномоченного лица относительно:

  • присутствия при осмотре участников ДТП
  • информации о состоянии транспортного средства
  • сведений о владельце автомобиля
  • времени и места, условиях проведения экспертного осмотра
  • наличия скрытого ущерба на транспортном средстве
  • повреждения авто, не имеющих отношения к аварии

К акту прилагаются фото, видеоматериалы в качестве дополнительных сведений, подтверждающих проведенный осмотр. Существует возможность повторной экспертизы, требующейся для фиксации скрытых повреждений, обнаруженных при осмотре на СТО. В этом случае, обязательно присутствие представителей участников аварии, сертифицированного специалиста, имеющего лицензию на проведение осмотра.

Основные параметры, которыми руководствуется эксперт при составлении акта:

  • размеры,качество деформации поврежденных поверхностей
  • какие узлы, агрегаты повреждены и требуют полной замены
  • характеристика повреждения деталей в районе удара
  • возможность применения восстановительных работ

Имея полную картину ущерба, нанесенного транспортному средству вследствие дорожно-транспортного происшествия, специалист экспертной службы высчитывает размер денежной компенсации для проведения ремонтных работ. Сроки, требуемые для заполнения акта, составляют не менее 3, но не более 10 рабочих дней после проведения экспертного осмотра.

Правила проведения экспертизы расчета по РСА

Когда ответственность за участника ДТП несет страховая компания, официально объявленная банкротом, тогда в качестве эксперта приглашается представитель РСА. Задействованный специалист должен быть зарегистрирован в реестре Министерства Юстиции Российской Федерации. Проверить полномочия сотрудника РСА можно на официальном сайте этой организации.

Действия по проведению экспертизы представителем РСА выполняются в следующем порядке:

  • специалист приглашается через Почту России заказным письмом с уведомлением либо телеграммой. Срок подачи приглашения 3 – 5 дней до назначенной экспертизы
  • осмотр производится на СТО при помощи специального подъемного устройства. Транспортное средство должно быть чистым. Такие действия позволяют обнаружить все повреждения: явные и скрытые
  • эксперт РСА фиксирует важные моменты при помощи фото и видеоаппаратуры, составляет акт осмотра. При несогласии с выводами специалиста, участники экспертизы фиксируют свои возражения в документе

Итоги с расчетом денежной компенсации можно получить по исходу 10 дней. Далее, при участии адвоката подается исковое заявление в суд. Полученное решение, адвокат направляет в РСА. Выплата компенсации происходит через 14 календарных дней.

Установление размера выплат - основная формула

Стоимость запасных частей, материалов, определяется на момент дорожно-транспортного происшествия. При этом учитывается размер износа, поврежденных в аварии, узлов и комплектующих транспортного средства. В сумму размера выплат по восстановлению пострадавшего автомобиля входят расходы на оплату работы по выполнению ремонта. Возмещение средств по восстановлению с улучшениями, тюннинг транспортного средства не производится. Оплачиваются следующие ремонтные операции:

  • восстановительные работы, в том числе покрасочные
  • диагностические, регулировочные действия
  • выполнение контроля
  • дополнительные вспомогательные действия

Необходимым слагающим расчета размера выплат выступает сумма стоимости запасных частей, узлов и материалов, использующихся для замены пострадавших после аварии.

Для расчета используется, основная определяющая сумму выплаты, формула:

С вр = Р р +Р м + Р зч,

  • С вр – общая цена ремонта
  • Р р — стоимость проведенных работ по восстановлению ТС
  • Р м – затраты на материалы
  • Р зч – расходы на приобретение запасных частей, установленных взамен поврежденных

Полученная сумма, после расчета по основной формуле, округляется до сотен рублей. Допускается предел погрешности расчета общей стоимости ремонта не более 10 %. Такой разбег в цене не допускается при приобретении для замены поврежденных узлов, б/у запасных частей.

От каких входных данных зависит сумма ущерба

Для точного расчета суммы компенсации по полису ОСАГО на восстановление разбитого автомобиля при ДТП, используются следующие критерии:

  • число, месяц, год случившейся аварии
  • город, область, региональное расположение
  • марка транспортного средства
  • год производства, регистрации
  • как оснащен автомобиль производителем
  • общее состояние ТС, наличие повреждений, полученных до столкновения
  • состояние запасных частей, узлов, которые необходимо заменить новыми

Вся информация, влияющая на расчет затрат по восстановлению, берется из акта экспертизы, составленного компетентным лицом. Данные могут добавляться, это зависит от количества проводимых осмотров, обнаружения новых дефектов и скрытых повреждений.

Для расчета суммы расходов на ремонт поврежденного автомобиля представитель страховой компании использует следующие слагаемые:

  • стоимость производимых работ
  • общую цену закупки материалов
  • расходы на приобретение узлов и запасных частей для замены поврежденных

Для расчета затраченных средств на приобретение деталей применяется:

  • коэффициент, уменьшающий выплату денежной компенсации. Он зависит от износа поврежденного узла, выраженного в процентном соотношении
  • год выпуска автомобиля, продолжительность использования
  • показания одометра машины

При невозможности восстановить разбитое ТС с применением ремонтных работ, страховая компания обязана выплатить компенсацию на приобретение нового автомобиля. Размер компенсационной выплаты рассчитывается вычитанием стоимости уцелевших узлов разбитой машины из цены нового авто. В качестве уцелевших запасных частей выступают материальные ценности, которые можно реализовать на вторичном рынке. Для вычисления их стоимости используют коэффициенты установленные Положением Центрального Банка Российской Федерации.

Для исключения незаконности действий страховщика, в ходе расчета выплаты возмещения по полису ОСАГО необходимо иметь на руках заверенную копию акта экспертизы, для получения консультации по данному вопросу. При подозрении на обман, со стороны страховщика, необходимо произвести независимую экспертную оценку.

Как не дать себя обмануть

Чтобы исключить недобросовестные действия СК в отношении расчета выплаты компенсации по полису ОСАГО, следует четко знать свои права, как потерпевшего. Также можно использовать доступные для гражданина России инструменты влияния на мошенников:

  • подачу заявления в письменном виде в контролирующие органы: РСА, Центральный Банк
  • обращение в суд, прокуратуру
  • составление заявления о мошенничестве для передачи в полицию

Существует ряд причин, которые используют страховщики, как предлог для отказа в компенсации либо в занижении страховой выплаты по своим обязательствам:

  • виновник аварии не вписан в число лиц имеющих право на управление автомобилем. В этом случае, выплата производится страховщиком пострадавшему владельцу автомобиля. После этого, необходимость выплаты возмещения определяет суд
  • зачинщик ДТП оказался в нетрезвом виде. В этом случае страховщик тоже не имеет право на отказ о возмещении затрат на восстановление транспортного средства, но также имеет право в судебном порядки истребовать возмещение расходов с пьяного водителя
  • представитель страховой компании отказывается от ответственности из-за не соблюдения сроков подачи по уважительной причине (нахождение на лечении в больнице). В таком случае, следует обращаться с заявлением в прокуратуру или правоохранительные органы для восстановления справедливости и пресечения неправомерных действий

При попытке страховщика уменьшить размер выплаты по договору гражданской ответственности, следует самостоятельно проверить заложенную стоимость:

  • проводимых работ
  • заменяемых узлов, деталей
  • дополнительных услуг

При несогласии с расчетом сотрудников СК, следует обратиться с письменной жалобой или досудебной претензией к руководству компании, а после этого в контролирующие органы. При возникающих сомнениях в честности выполненного осмотра экспертным отделом страховой компании, обязательно стоит привлечь независимого эксперта для установления отсутствия скрытых повреждений автомобиля. Копии результатов экспертизы следует сохранять, а один вариант предоставить страховщику для дальнейших уточнений суммы выплаты.

Составление и применение ЕМРУ привело к уменьшению составления жалоб гражданами России в отношении неправомерности, а также обманных действий со стороны работников страховой сферы. Повысился уровень доверия к системе обязательного страхования гражданской ответственности перед третьим лицом и в целом к существующей системе страхования в РФ.

Видео: Юридический ликбез — Единая методика расчета ущерба по ОСАГО

Офисы страховых компаний на карте

Единая методика расчета ущерба по ОСАГО представляет собой базу данных, в которой хранится информация о стоимости запчастей, стоимости нормо-часов по замене различных деталей и стоимость расходных материалов, которые используются при восстановлении автомобилей. Эта база была запущена 1 декабря 2014 года.

Всего в системе более 40 миллионов записей, которые охватывают большую часть марок и моделей машин. В базе учитываются особенности географического расположения страхователя. Для такого учета, территория Российской Федерации была поделена Российским союзом автостраховщиков на 13 экономических зон.

Важно! Данные в систему были загружены до повышения курса доллара, что иногда делает более выгодным ремонт на сертифицированном страхователем СТО, вместо получения прямой финансовой компенсации.

После получения отказов по досудебным претензиям дела передавались в суды, где выносились положительные вердикты. Разница в суммах компенсаций, рассчитанных экспертом и предложенных страховой компанией, показывает, что единая методика несостоятельна в отношении расчета цен на комплектующие, материалы, восстановительные работы.

В каких случаях необходим

После заключения договора на обязательное автострахование автовладелец имеет возможность получить компенсацию при наступлении страхового случая.

К страховым случаям относятся следующие ситуации:

  • столкновение произошло между двумя автомобилями, один из которых двигался;
  • определены потерпевший и виновный;
  • у обеих сторон есть действующие автогражданки.

Кто обязан ее придерживаться?

Что лучше выбрать деньги или ремонт

Для расчета по базе РСА, требуется зайти на сайт этой некоммерческой организации, перейти в раздел ОСАГО и выбрать один из трех вариантов:

  1. Средняя стоимость запчастей.
  2. Средняя стоимость нормо-часов (тут же рассчитывается количество нормо-часов, которые нужны для конкретного ремонта).
  3. Средняя стоимость расходных материалов.

Для уточнения средних рыночных цен на запчасти при помощи базы РСА, от страхователя потребуется ввести следующие данные:

  • Дата, когда произошло дорожно-транспортное происшествие.
  • Выбрать экономический район из списка предлагаемых системой.
  • Наименование марки застрахованного автомобиля.
  • Каталожный номер запчасти, которую требуется заменить.

Каталожный номер запчасти, можно узнать, воспользовавшись электронным каталогом на сайте производителя машины. Для этого потребуется ввести VIN-номер автомобиля.

Процент износа повреждённых деталей

Один из важнейших показателей, которые обязательно учтут эксперты-оценщики, но не рассчитает онлайн-сервис – износ детали. Показатель рассчитывается в процентах, прежде всего на него влияют:

  • срок эксплуатации автомашины;
  • пробег автомашины.

При этом существуют следующие принципы оценки процента амортизации отдельных элементов:

  1. В отношении элементов, при неисправности которых допуск к дорожному движению машины запрещён, процент износа не устанавливается. Другими словами, он всегда равен нулю.
  2. Насквозь поражённые коррозией детали признаются изношенными на 100%.

Амортизация шин рассчитывается по следующей формуле

Износ шин = (высота протектора новой детали – реальная высота протектора)/ (высота протектора новой детали – допустимая минимальная величина износа) × 100%.

Итак, после наступления страхового случая и оформления всех соответствующих документов автовладелец встает перед выбором способа получения компенсации.

Что лучше: деньги или ремонт по ОСАГО? Чтобы разобраться с этим вопросом необходимо выяснить отрицательные и положительные аспекты каждого способа получения компенсации.

К плюсам денежной компенсации относятся:

  • сниженные сроки получения возмещения ущерба. На проведение оценки и принятия решения о признании ситуации страховым случаем отводится 20 дней;

Если страхователь выбирает деньги вместо ремонта, то по истечении этого времени сумма компенсации будет переведена на банковский счет пострадавшего. Для проведения восстановительного ремонта автотранспорта потребуется дополнительное время (ремонт может производиться в период до 35 дней).

  • возможность самостоятельного выбора организации, которая будет впоследствии восстанавливать поврежденный автомобиль;
  • возможность самостоятельного выполнения ряда работ по восстановлению транспортного средства;
  • возможность определения, какие работы необходимо выполнить на данный момент, а какие можно отложить.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Как продлить полис Росгосстрах ОСАГО онлайн

Недостатками денежного возмещения являются:

  • необходимость самостоятельного выбора ремонтной организации и согласования перечня производимых работ, на что требуется определенное время;
  • после получения компенсации транспортное средство так и остается не отремонтированным, что приводит к невозможности его эксплуатации;
  • недостаточность средств для полного восстановления автотранспорта. Сумма компенсации рассчитывается с учетом износа основных агрегатов автомашины;
  • окончание дела в страховой компании по определенному страховому случаю.

После выплаты компенсации в денежной форме считается, что страховая компания полностью исполнила свои обязательства по страховому договору.

Восстановительный ремонт, как способ получения страхового возмещения, имеет следующие положительные стороны:

  • автовладельцу не надо самостоятельно заботиться о ремонте авто. Эту функцию полностью выполняет страховщик;
  • восстановление автотранспорта производится в короткие сроки, так как в этом заинтересованы все стороны.

Расчет стоимости восстановительного ремонта производится на основании результатов независимой экспертизы, проведенной в специализированной организации.

В акте эксперта должно отражаться:

  • причина проведения исследования;
  • дата проведения осмотра автотранспорта;
  • наименование компании, проводившей осмотр;
  • информация о владельце исследуемого транспортного средства;
  • индивидуальные характеристики автомобиля (марка, модель, номер, год выпуска, год ввода в эксплуатацию, комплектация и так далее);
  • информация о полученных повреждениях;
  • определение возможного способа устранения неполадок;
  • информация о дефектах авто, полученных до ДТП;
  • принадлежность повреждений результату дорожной аварии;
  • информация о возможных скрытых повреждениях;
  • дата составления документа.

К акту осмотра могут быть приложены фотографии, доказывающие определенные факты.

Расчет стоимости ремонта, после проведения экспертизы производится при помощи единой методики и специальной формулы.

Как проверить страховой полис ОСАГО по номеру, показано в статье: проверить страховой полис ОСАГО по номеру.

Про тарифы ОСАГО по регионам читайте здесь.

По какой методике

В настоящее время стоимость расчета производится по единой методике, разработанной Союзом Автостраховщиков и утвержденной Положением Центробанка №432-П.

Методика определяет все стадии и критерии оценки стоимости ремонта и является обязательной для всех страховых компаний и организаций, проводящих независимую экспертизу.

В соответствии с разработанным документом:

  • стоимость ремонта определяется на дату дорожного происшествия и учетом региональных границ. То есть стоимость ремонта одного и того же элемента может отличаться в разные дни и в разных городах;
  • при определении стоимости ремонта учитывается износ автомобиля и отдельных агрегатов, которые подлежат восстановлению. Максимальная величина износа на 2018 год составляет 50%.

Формула

Ср = Рпр Рм Рзч,

В большинстве случаев страховые компании стараются занизить оценочный ущерб, на восстановление автомобиля не достает денег. Важное в этом деле подготовительные работы, все зависит, как правильно и внимательно все сделано на месте ДТП, Очень важно правильно описать схему происшествия, сделать фотографии, записать номера машин, которые были свидетелями в момент аварии, воспользоваться услугами юриста по ДТП.

Чем точнее будут составлены документы, тем проще потом отстоять свои интересы. Иногда все складывается хорошо и клиенту не приходится обращаться в страховую компанию, тем более судиться с ней.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Калькулятор ОСАГО 2018 онлайн - точный расчет полиса по РФ

Но имеется гораздо больше случаев, когда обращение просто необходимо. Нельзя считать, что обращение ничего не даст. На такую позицию часто надеются страховые компании, первое, что надо сделать, это подключить к работе юриста по ДТП.

Он может работать по делу от начала до конца. Юрист знает порядок подачи претензии и обращения в суд, как только судебное решение принято, можно получить исполнительный лист. По нему можно через судебных приставов проведут взыскание страховой компенсации.

По ОСАГО максимальная выплата составляет 400 000 рублей по материальному ущербу за машину.

Полис ОСАГО обязательный для всех видов транспорта, единый на всей территории страны, стоимость его меняется в зависимости от стажа водителя, от количества ДТП, от стоимости машины и региона.

До 2014 года у автолюбителей, пострадавших в ДТП было очень много проблем, связанных с возмещением ущерба. Это объяснялось тем, что страховые компании на своих экспертизах занижали стоимость повреждений, в результате чего пострадавший получал меньшую сумму выплат.

Единая система оценки представляет собой формулу, по которой оценщики могут рассчитать стоимость ремонта, а также учитывать коэффициент износа автомобиля, в зависимости от возраста и пробега ТС.

А вот страну производителя автомобиля учитывать не стали, поскольку многие крупные автозаводы имеют свои представительства в разных странах, и где именно была собрана данная модель, установить порой проблематично, а иногда и вовсе невозможно.

Какие же данные и критерии износа учитываются для того, чтобы оценить ущерб при ДТП и как это считают?

  1. Возраст транспортного средства считается по количеству полных лет с даты эксплуатации авто.
    Так, например, автомобиль, выпущенный в 2010 году, был продан только в 2012. Именно с этого времени будет отсчитываться срок его эксплуатации.
  2. Индивидуальный коэффициент износа.
    Его применяют в случае, если та или иная деталь автомобиля более изношена, нежели должна быть в соответствии с его возрастными данными. Так бывает, когда авто уже было в ДТП и ремонтировалось.
  3. Коэффициент износа не учитывается при восстановлении элементов безопасности, при неисправности которой автомобиль запрещено эксплуатировать.
    К этим элементам относятся:
    • вся тормозная система;
    • система рулевого управления;
    • все элементы оптики;
    • подушки и ремни безопасности.

Как рассчитать стоимость ущерба при ДТП поРСА

Ещё совсем недавно калькуляция убытков, причинённых автомобилю при ДТП у разных экспертов могла различаться в несколько раз. А страховые компании, как правило, принимали во внимание самый наименьший размер ущерба. А ведь причиной такой разбежки был вовсе не субъективизм оценщиков, а скорее разные методики подсчёта убытков.

С 2015 года ситуация в рассматриваемом вопросе поменялась «в корне». Центробанком была разработана единая методика расчета ущерба после ДТП по РСА.

Кроме того, с указанного года определена законом и предельная сумма компенсации – 400 000 р. Отметим, что далеко не все автолюбители и на сегодняшний день полностью удовлетворены результатами оценки.

Однако и они констатируют, что благодаря нововведениям ситуация в автостраховании ОСАГО стала значительно более благоприятной.

  • Федеральный закон №40 от 25 апреля 2002 года;
  • Федеральный закон №263 от 7 мая 2003 года;
  • Федеральный закон №238 от 24 апреля 2003 года.
  • Федеральный закон №135 от 29 июля 1998 года;
  • Федеральный закон №361 от 24 мая 2010 года.

Нормативные документы, регулирующие размер выплат по ОСАГО

Помимо прямого ущерба транспортному средству, полис обязательного страхования автомобилей предусматривает выплаты по ущербу здоровью водителю и пассажирам.