Ликвидация бизнеса. Приказы. Оборудование для бизнеса. Бухгалтерия и кадры
Поиск по сайту

Сколько денег давать ребенку? Сколько давать карманных денег ребенку, чтобы не разбаловать его? Формируем правильное отношение к деньгам

Когда наши дети были маленькими, деньги им были не нужны. Все изменилось, когда первый ребенок начал ходить в школу. С этого момента мы начали выдавать ему небольшие суммы, чтобы заплатить за проезд, купить еду.

Ни для кого не секрет, что многие дети тратят выданные деньги не по назначению. С такой проблемой столкнулись и мы. Оказалось, ребенок отказывается от обедов в школьной столовой, а потом покупает то, что ему хочется. Поэтому мы решили разделить суммы: одни направлять на питание, проезд и на обеспечение других ежедневных нужд, а другими позволить ребенку распоряжаться самостоятельно. Позже мы стали выдавать карманные деньги только по вечерам в воскресенье - один раз на всю неделю. Сумма менялась в зависимости от прилежности, с которой ребенок выполнял работу по дому.

Методом проб и ошибок мы с родителями и сестрой создали правила выдачи карманных денег детям в наших семьях. Главное из них: деньги не получают просто так, а зарабатывают своим трудом. Их нужно уметь получать и грамотно тратить. Суммы, которые достаются ребенку легко, он не ценит, поэтому спускает на очередную бесполезную вещь.

1. Установка минимальной суммы

Дети в нашей семье. конечно, не всегда слушаются, получают хорошие отметки в школе и старательно убираются в своих комнатах. Однако мы задали минимальную сумму денег, на которую ребенок может рассчитывать при любых обстоятельствах. Это что-то наподобие оклада, который получает взрослый человек, даже если продуктивность его работы падает.

2. Повышение лимита со временем

Когда ребенок взрослеет, его расходы увеличиваются. Нашим первоклашкам хватало 50-100 рублей в неделю без учета питания и проезда (это было давно, а сейчас расходы уже совсем другие). Однако 16-летнему подростку требуется больше карманных денег, потому что его потребности возрастают. Старшеклассники в нашей семье получают около 1000 рублей в неделю, хотя эта сумма во многом зависит от текущего материального положения.

3. Лишение денег - строгое наказание

Система наказаний - важная часть воспитательного процесса. Однако неправильно полностью лишать ребенка карманных денег за малейшую провинность. Такую меру мы решили применять только в тех случаях, когда дети совершают очень серьезные проступки.

4. Оплата домашней работы

Когда ребенок в нашей семье выполняет больше работы по дому, он получает больше карманных денег. Однако он должен знать, что у него есть базовый набор обязанностей. Поэтому мы не обещаем ребенку деньги за то, что он заправит кровать, уберется в своей комнате, помоет за собой посуду, сложит в шкаф разбросанную одежду, сходит в магазин за хлебом. Все, что не входит в этот перечень, оплачивается отдельно. Так у ребенка появляется стимул помогать маме по хозяйству - например, мыть пол и протирать пыль во всей квартире.

5. Трудная работа стоит дороже

Как любящие родители, мы стараемся быть справедливыми по отношению к детям: чем более трудоемкую работу по дому ребенок выполняет, тем больше денег он должен получать. Протирание пыли, поливка цветов, развешивание постиранной одежды, чистка ковров пылесосом - самые простые задания, поэтому оплата за них низкая. Более высокую «ставку» мы назначили за глажку белья, выхлопывание ковриков. Еще больше денег ребенок получает, если соглашается помыть машину или всю грязную посуду, которая осталась после гостей.

Мы заранее обсуждаем с детьми стоимость работ. Если договорились - соблюдаем свое обещание. Еще у нас действует система штрафов, чтобы ребенок всегда старался выполнить задание хорошо. Если качество работы низкое, снижаем оплату за нее. Если все приходится переделывать, ребенок не получает никаких денег.

6. Хорошие оценки не оплачиваются

Деньги - неправильная мотивация для обучения. Для обучения у ребенка должна быть иная мотивация, нежели материальное вознаграждение. Поэтому мы отбросили эту идею, но ввели дополнительные штрафы. При неуспеваемости или частых жалобах учителей на поведение ребенка мы приостанавливаем выдачу карманных денег до того момента, когда ситуация исправится.

Мамам на заметку!


Девочки привет) вот не думала, что и меня коснется проблема растяжек, а еще буду писать про это))) Но деваться некуда, поэтому пишу тут: Как я избавилась от растяжек после родов? Очень буду рада, если и вам мой способ поможет...

7. Не выдавать деньги раньше срока

Поначалу наши дети легко спускали за один день всю сумму, которую получали на неделю, а потом приходили просить еще. Тогда мы твердо решили не оказывать внеплановую материальную помощь ребенку. Пусть он обходится без денег до очередной «получки». Этот метод учит контролировать свои расходы.

8. Отчет о тратах

Конечно, младшеклассников мы заставляли отчитываться о том, как и на что они тратили карманные деньги. Однако мы решили, что с возраста 13-14 лет уже можно дать ребенку свободу распоряжаться своими финансами, как он считает нужным. Исключение - если сын или дочка долго копит деньги на какую-то крупную покупку. Такие решения мы обсуждаем на семейном совете.

9. Поощрение накоплений

Дети часто клянчат у нас какие-то гаджеты, модную одежду и другие вещи. В таких случаях мы объясняем, что можно самостоятельно накопить на покупку, если перестать тратиться на ненужные мелочи и начать откладывать деньги. Однако мы всегда помогаем ребенку «заработать» недостающую сумму, предоставляя внеочередную работу - например, проведение генеральной уборки.

10. Карманные деньги - часть общего семейного бюджета

Во всех семьях возникают финансовые трудности, наша - не исключение. В таких ситуациях приходится урезать суммы, которые дети получают на ежедневные расходы, а это вызывает обиды и негодование. Поэтому мы всегда доходчиво объясняем ребенку, что его карманные деньги являются частью семейного бюджета, а временно сократить свои траты придется всем. Как только материальное положение выправляется, мы сразу же восстанавливаем прежние суммы карманных денег.

11. Обсуждение суммы карманных денег с другими родителями

По возможности мы обсуждаем вопрос карманных денег с родителями друзей и одноклассников наших детей. Логика такова: если ребенок будет получать одинаковые суммы со своими сверстниками, он не станет завидовать или задаваться перед ними.

12. Дневник расходов

Когда дети начали получать карманные деньги, мы попросили их завести дневники и подробно описывать в них, сколько и на что было потрачено. В будущем это станет хорошей привычкой, которая поможет контролировать свои расходы и аккуратнее относиться к финансам.

Первые месяцы мы заглядывали в такие дневники. Однако потом мы позволили детям самостоятельно вести учет расходов. Нам только нужно было удостовериться, что записи ведутся аккуратно. Позже это помогает ребенку оценивать собственные покупки.

Финансовые вопросы возникают всегда и касаются любой сферы нашей жизнедеятельности. Давайте выясним, нужно ли давать детям деньги на карманные расходы, и как научить их правильно обращаться с ними, чтобы они не испортили вашего ребенка.

Таким вопросом, наверное, задается каждый родитель, который хочет для своего ребенка только хорошего, и при этом не знает, как поступить в данной ситуации.

В западных странах вопросов по этому поводу не возникает, потому как там каждый школьник имеет свои деньги на карманные расходы, и это даже не обсуждается. Там считается, что карманные деньги являются замечательным тренажером для самостоятельности ребенка в финансовом плане.

Помимо того, что данный вопрос интересует родителей, свою особую заинтересованность к этой теме также проявляют:

  • экономисты
  • психологи
  • и даже политики

На эту тему в последние несколько десятилетий написано множество книг и диссертаций, проводятся различного рода социальные исследования в:

  • Англии
  • Канаде
  • Израиле
  • Австрии
  • Германии

Многие считают, что наличие денег в кармане у ребенка для своих нужд положительно скажется в будущем на его отношении к деньгам, а также на его «покупательских навыках», но с этой позицией согласны далеко не все, особенно в нашей стране.

Те, кто дает карманные деньги своему ребенку, обычно делают это строго по графику:

  • каждый день по определенной сумме
  • каждую неделю в определенный день и т.д.

Можно отметить, что тем самым ребенка с детства приучают к некому режиму получения денежных средств, то есть, ребенок понимает, что полученных денег ему должно хватить на определенный период, и развитие мышления ребенка в таком случае является положительным моментом.

Чем старше становится ваш ребенок, тем больше денег ему будет требоваться для карманных расходов. В принципе, это логично, требования растут пропорционально вашему ребенку.

Если у нас в стране обсуждается вопрос – а стоит ли давать деньги ребенку, то во многих европейских странах вопрос поставлен по-другому – сколько давать денег на карманные расходы своему чаду? В Германии этот вопрос регулируется законом, и в случае, если родители не выдают своему ребенку деньги на карманные расходы, он может подать на них жалобу. По законодательству там положено давать ребенку:

  • до 5 лет – пол доллара в 7 дней
  • с 6 лет – от полутора евро
  • в 10-летнем возрасте – от 9 евро
  • в 15 лет ребенок должен получать не меньше 24 евро в неделю

В Германии считается, что завести ребенка – это продуманный шаг. Решившись на это, вы соглашаетесь на то, что ребенок потребует определенных затрат и, в какой-то степени, это правильно.

В полноценных семьях вопрос о карманных деньгах ребенку должен решаться совместно, потому как современные дети достаточно продуманные и хитрые, и разногласия родителей в этом вопросе сыграют только им на руку. Ребенок очень быстро поймет, у кого проще «выуживать» деньги, и кто быстрее пойдет на компромисс.

Каждый родитель должен самостоятельно определиться с тем, стоит ли выделять денежные средства своему чаду на личные расходы, и с какого возраста это делать:

  • Если ребенок слишком балованный и непослушный, лучше оставить этот вопрос открытым до того времени, когда ребенок перерастет возраст озорника и непослушного малыша.
  • Если ребенок с детства думает в правильном направлении, принимает рациональные решения – родители могут давать ему личные средства в достаточно раннем возрасте.
  • Если в семье старший ребенок уже получает карманные деньги, то и младшему желательно предоставить такую возможность (пусть даже суммы будут категорически разниться), это положительно скажется на психологическом состоянии ребенка и на его финансовом мышлении.

Еще раз стоит повториться, рассматриваемый опрос должен решаться в индивидуальном порядке, не стоит принимать решение, исходя из статистики или же совета близких вам людей, друзей, психологов.

Давать ли ребенку карманные деньги?

  1. В разных семьях — разные традиции и порядки, поэтому не стоит подстраиваться под каждого, но родители должны узнать, у многих ли друзей их ребенка есть карманные деньги. Очень часто дети страдают из-за того, что у них нет того, что есть у всех окружающих. Этот фактор также влияет на надобность выдачи личных денег ребенку.

  1. С какого возраста давать деньги своему отпрыску – решать родителю, и главным фактором в этом является целеустремленность и рациональность мышления малыша.
  2. Еще один положительный аспект состоит в том, что ребенок с детства учится обращаться с деньгами:
  • думает, куда их лучше потратить
  • задумывается о том, что можно накопить карманные деньги и купить что-то более существенное, чем жвачку, шоколадку и т.д.
  • рассчитывает свои возможные затраты и т.д.
  1. Ребенок, в кармане которого есть свои личные средства, становится намного увереннее в себе, и это играет немаловажную роль в дальнейшей его судьбе. Дети в этом случае понимают, что они без помощи родителей могут самостоятельно решать:
  • куда потратить эти деньги
  • как с ними поступить
  • и что лучше с ними сделать
  1. Есть вещи, которые родители отказываются покупать своему ребенку по той или иной причине, но наличие карманных денег у ребенка подтолкнет его на мысль, что можно накопить средства и приобрести желаемое. Это вырабатывает в ребенке:
  • целеустремленность
  • терпение

К огромному сожалению родителей, не всегда можно проследить, насколько правильно и рационально ваш ребенок тратит карманные деньги, которые вы решили ему выделить. Именно поэтому очень многие родители находятся в растерянности и не знают, стоит ли вообще давать деньги школьнику.

Чтобы избежать такого расточительства, родители могут:

  • В игровой форме рассказать ребенку о том, что деньги нужно тратить с умом.
  • Если это школьник, можно поговорить с ним по душам, рассказать истории о случаях, когда деньги тратились нецелесообразно, и к чему это привело и т.д.
  • Класть карманные деньги на специальную детскую карту, которой ребенок спокойно сможет расплачиваться в различных супермаркетах и магазинах. В данном случае у родителей будет возможность отслеживать, куда именно тратит деньги их ребенок.
  • Можно отправить малыша на курсы, главной целью которых является научить ребенка с раннего возраста правильно распоряжаться своими средствами.
  • Приобрести специальную литературу для детей, в которой речь будет идти о деньгах и о правильном их распоряжении (это может быть красочная книга с интересными картинками и примерами, читать которую ребенку будет очень интересно). В таких книгах нередко ребенку предлагаются увлекательные игры и тесты, проводя которые, ребенок на подсознательном уровне учится обращаться с деньгами.

В некоторых семьях применяется следующая система выплат: когда ребенок попросит деньги на что-то, родители ему эти средства выделяют.

Очень многое зависит от самого ребенка:

  • его характера
  • поведения
  • способности доказывать свою правоту

Суммы, которые могут выдаваться ребенку будут зависеть от:

  • уровня жизни семьи
  • решения родителей
  • потребностей ребенка

Давать ли детям деньги за помощь?

Этот вопрос актуален был как 10 лет назад, так и сегодня. Есть две категории родителей:

  • те, которые считают, что это неправильно
  • и те, кто одобряет такой способ поощрения ребенка

Давайте рассмотрим ту и другую ситуацию с разных сторон, и начнем, пожалуй, с преимуществ того, чтобы давать детям деньги за их помощь своим родителям:

  1. У детей будет стимул выполнить поручения и просьбы родителей быстро и хорошо
  2. Дети с детства поймут, что количество заработанных средств будет зависеть от того, сколько они будут работать и как
  3. родителям легче заплатить своему ребенку за работу, чем просить о помощи кого-то другого

В принципе, аргументы достаточно весомые и обоснованные. Давайте рассмотрим другую сторону «медали»:

  1. Ребенок должен помогать своим близким и семье безвозмездно, не думая о том, сколько он получит денег, если:
  • поможет своей бабушке донести до подъезда сумку
  • поможет родителям посадить картошку
  • поможет сестре убраться в комнате и т.д.
  1. Ребенок привыкает с детства, что ему платят за помощь, и когда у родителей не будет возможности платить, ребенок просто откажется им помогать. С детства родители должны воспитывать в ребенке:
  • доброту
  • отзывчивость
  • желание помогать людям безвозмездно

Давать ребенку деньги нужно, но точно не за помощь своим близким.

Ребенку с детства необходимо объяснять, что семья – это самое главное, что есть у него в жизни. Многие родители дают небольшую сумму своим детям на карманные расходы, объясняя это тем, что в семье все хлопоты совместные, как и деньги. Такой вариант воспитания имеет место быть, тем более что его можно назвать эффективным.

Сколько денег давать детям?

Как уже говорилось ранее, это зависит от многих факторов, включая возможность родителей.

Разные ситуации, от которых могут зависеть суммы карманных денег для ребенка:

  1. Лучший вариант — рассчитать среднюю сумму, которая может понадобиться ребенку на его личные потребности, и давать ее ребенку регулярно.
  2. Если родители достаточно обеспечены, они не должны давать и слишком много денег ребенку на расходы. Таким образом, родители с детства приучают свое чадо к тому, что он «круче» всех остальных, и что все можно купить за деньги. Так воспитывать ребенка нельзя, потому как он вырастет эгоистом.
  3. Родители могут обговаривать с ребенком направление его расходов и, в зависимости от этого, определять сумму карманных средств:
  • покупка школьных принадлежностей
  • покупка еды в буфете
  • приобретение недорогих безделушек и т.д.

  1. Если родители находятся с ребенком в доверительных отношениях, тогда сумма карманных денег может варьироваться, в зависимости от потребностей ребенка. Ребенок просит у родителей определенную сумму и при этом говорит родителям, для чего она ему нужна. Родители либо дают согласие и одобряют покупку (выдавая при этом нужную сумму денег), либо же объяснят ребенку, что:
  • это слишком большая сумма
  • покупка нецелесообразна на данный момент, и лучше выбрать что-то другое для приобретения

Выдавать ребенку определенную сумму денег на карманные расходы полезно еще и для того, чтобы избежать мелкого воровства. Наверное, все знают о том, что многие дети воровали у своих родителей деньги в детстве, и чаще всего это происходило, потому что у них не было своих личных средств.

Не давать денег ребенку, если он провинился?

Некоторые родители, которые дают своему ребенку карманные деньги, считают, что нужно лишать ребенка этих средств в том случае, если он провинился. С одной стороны, это может быть действенным способом объяснить ребенку, что его поступки неправильные, и что за них он понесет наказание в виде лишения личных средств, но, как и в других случаях, есть вторая сторона «медали», и последствия могут быть следующими:

  • ребенок разозлится на вас, и вы потеряете его расположенность
  • дети достаточно впечатлительны, и любят делать назло родителям, в связи с этим, могут специально начать занимать деньги у одноклассников
  • ребенок может начать воровать из вашего кошелька

С другой стороны, если ребенка не лишать денег за плохие поступки, он может привыкнуть к безнаказанности, и контролировать его будет в дальнейшем еще сложнее.

На самом деле, эта дилемма достаточно сложная. Кроме самого родителя, никто не сможет ответить на рассматриваемый вопрос, потому что никто кроме него, не знает своего ребенка так хорошо.

Родитель должен знать:

  • как ребенок отреагирует на то, что его лишат денег
  • поможет ли это ему в осознании своей вины
  • разозлит ли это его
  • сделает ли более закрытым и агрессивным
  • научит ли такой поступок хоть чему-то ребенка

В данной ситуации может помочь еще и психолог, потому как, порой, детям тяжело открываться своим родителям, а посторонним людям — проще. Если ваш ребенок относится к такому типу детей, тогда обратитесь за помощью к специалисту, чтобы выяснить, сможет ли наказание в виде лишения личных средств повлиять на поведение ребенка и на отношение к вам.

Куда ребенок тратит деньги?

Этот вопрос мучает родителей больше всего, ведь они переживают, чтобы ребенок не покупал всякую ерунду и не делал небезопасные покупки.

Запомните: отсутствие в кошельке подростка своих личных денежных средств никак не убережет его от нежелательных для родителей покупок.

Он может взять в долг, украсть, заработать. Причем, последний вариант, к сожалению, является самым маловероятным.

Если ребенка приучить экономить и копить деньги с раннего детства, это может помочь ему в будущем избежать приобретения ненужных товаров.

Детям, особенно в подростковом возрасте, всего и всегда мало, это касается и выделяемых им карманных средств. Стоит также отметить, что в таком возрасте дети очень часто преувеличивают, когда говорят о необходимых им суммах. При этом сдачи у них никогда не бывает, так что родители должны это учитывать, когда дают деньги ребенку.

Нужно понимать, что в подростковом возрасте для многих детей родители становятся либо менее авторитетными, либо вообще теряют свой авторитет и влияние на них. Именно по этой причине родители должны позаботиться о том, чтобы научить своего ребенка до подросткового периода правильно обращаться с деньгами, чтобы при потере над ними контроля, их деньги не стали средством для приобретения исключительно алкогольных и наркотических веществ.

Очень важно, чтобы родители пытались находить общий язык со своими детьми, особенно, в подростковом возрасте. Порой, бывает сложно донести ребенку, что:

  • вещь с лейблом, которая стоит в 3 раза дороже обычной, не всегда смотрится и сидит лучше более дешевой вещи
  • что на сэкономленные деньги можно купить что-то еще
  • что семейный бюджет не «резиновый», и деньги имеют свойство заканчиваться

Когда объяснения не приносят никакого результата, обратите внимание на свои поступки, в таком случае только ими можно все это показать ребенку на жизненных примерах и ситуациях. Учите его с раннего детства:

  • копить
  • экономить
  • думать, перед тем, как что-то покупать и влаживаться

Чтобы подытожить все вышесказанное, давайте выясним, от чего не должна зависеть сумма карманных денег:

  • от того, какие отметки получает ребенок
  • от того, как часто он помогает родителям
  • от его поведения (бывают исключения)
  • от настроения мамы или папы

Запомните, если вы решили выдавать своему ребенку карманные деньги, то периодичность и частота данной операции зависит от возраста. Дети воспринимают время немного по-другому, поэтому, чем меньше ребенок, тем чаще ему стоит выдавать деньги (но при этом, суммы будут маленькими и совсем незначительными):

  • детям до 6 лет можно выдавать деньги каждый день (мелочью)
  • школьникам раз — в 3-4 дня
  • подросткам — раз в неделю

Важные правила:

  • Не лишайте карманных денег ребенка в качестве наказани.я
  • Если ребенок потерял деньги или же бесцельно растратил – не давайте ему «сверхурочно» еще денег. Такие послабления, ни к чему хорошему не приведут.
  • Выдавайте ребенку деньги по мере возможности, не делайте выплаты регулярными, потому как при отсутствии у вас такой возможности ребенок просто вас не поймет.

Дети очень быстро привыкают ко всему, тем более, к хорошему. Не стоит выдавать ребенку деньги на автомате, старайтесь постоянно говорить с ним о том, как важно правильно тратить деньги. Только вы сможете найти подход к своему ребенку и повлиять на него и его решения.

Давать карманные деньги своим детям или же, как можно дольше затягивать с этим — дело лично каждого. В статье мы рассмотрели все за и против, поэтому, проанализировав все вышесказанное, вы сможете самостоятельно сделать вывод и принять правильное, на ваш взгляд, решение.

Видео: «Карманные деньги детям»

Асия Кабылкенова, 17 лет

Родители дают детям карманные деньги для того, чтобы они могли купить то, что захотят, будь то еда или книга.

Во сколько пора начинать давать деньги? В 6-7 лет, мне кажется, рано, если только на проезд и питание, так как в этом возрасте дети не понимают, как правильно их использовать. Я думаю, начиная с 8-9 лет уже можно - в этом возрасте у них уже будут свои определенные интересы, и они захотят что-нибудь приобрести для себя.

Самая оптимальная сумма для школьника моего возраста - 2000-3000 тенге. Например, мне достаточно этих денег, так как в эту сумму входит и проезд, и питание, и, так как я учусь в 11 классе, еще сдаю деньги на разные задачники и для выпускного. На эти деньги я бы погуляла с друзьями, купила бы книгу по биологии или кулинарии, сходила бы в кино.

На мой взгляд, если давать ребенку деньги по определенному графику, то он, одним словом, обнаглеет. Родители могут поощрять его за хорошие оценки - это создаст какой-то стимул для ребенка, возбудит интерес, другими словами, так можно будет совместить «приятное с полезным».


Алтынай Кабылкенова, 11 лет

Я думаю, карманные деньги нужны нам для того, чтобы мы покупали себе что-нибудь вкусное. Или, если ребенок, например, в 5-6 классе, то нужно давать ему деньги на обед. Однажды я сама заработала деньги - я делала браслеты и продавала их своим подружкам в школе. Вообще, мне всегда было интересно зарабатывать самой.


Мне кажется, карманные деньги нужно давать детям с 11-12 лет - в этом возрасте ребенок еще не такой взрослый, что может заработать сам, но и не такой уж маленький, он сможет их правильно потратить. Это должно быть минимум 2000 тенге в неделю, потому что если считать только на обед, то по 200 тенге 5 раз в неделю получается 1000 тенге, и еще как раз остается немного, чтобы купить что-нибудь.

Можно давать ребенку деньги за хорошие оценки или просто так по графику. Как решат родители, так и будет правильно.


Жасур Сидиков, 13 лет

Карманные деньги нужны детям для того, чтобы они могли тратить их на то, что им действительно нужно.

Каждый ребенок должен понимать, что значат деньги, поэтому, я считаю, что давать их нужно уже с раннего возраста - 8-9 лет. Сумма зависит от того, на что он хочет потратить. А так, я думаю, 1000-1200 тенге в неделю будет хватать.


Я лично половину бы тратил на еду, а другую половину, возможно, копил на более ценную вещь. Думаю, что ребенок не должен просто так получать деньги, он должен их заслужить.


Мария Богословская, 14 лет

Карманные деньги нужны ребенку для того, чтобы он сам планировал свои расходы и понимал, что деньги на потолке не растут. Нужно подумать, прежде чем потратить все, что тебе дали, потому что не факт, что в следующий раз дадут еще.

Свои деньги должны быть у ребенка с 6-7 лет, когда он начинает ходить в школу и на кружки.


И знаете, каждому нужно давать по-разному, это зависит от семейного бюджета. Сколько бы ни дали родители, это все нужно ценить. Это может быть даже 500 тенге в неделю.

Лично я с 8 лет складываю деньги в копилку, коплю на свою мечту. Мама дает мне деньги, когда я попрошу, или когда сама посчитает нужным. Родители разные, и кто-то может сказать, что деньги надо заслужить, но я так не считаю, это как-то неправильно.


Анна Ежкова, 11 лет

Карманные деньги нужны, чтобы дети могли потратить их с удовольствием. Нужно давать ребенку деньги сразу, как только он перестает эти монетки глотать и рвать бумажные деньги.


Все дети тратят по-разному: кто-то по 1000 тенге в день, кто-то вообще ни копейки, мне лично хватит 700 тенге чтобыдва раза поесть - перед английским и в среду перед музыкой. Я в основном трачу на перекус.

Было бы хорошо, если карманные деньги можно было б заработать, например, помыв дома пол или вытерев пыль. Но мы так не делаем, родители дают нам деньги по графику.


Мария Ежкова, 8 лет

Взрослые дают детям деньги на тот случай, если произойдет что-то непредвиденное - дети потеряются, или родители не успеют их забрать из школы, чтобы детимогли доехать до дома или купить себе еды.

Я бы очень хотела сама заработать свои карманные деньги. Например, я вытираю пыль, а мне за это 100 тенге. Наверное, деньги нужно давать детям, когда они понимают, на что их можно тратить. Это примерно с восьми лет.


Сколько нужно, чтобы хватало? Это примерно 160+80 и умножить на 5. Но это если не считать IPhone X. Я бы тратила 200-300 тенге на еду, а остальные копила и потом купила бы себе игрушку.

Вообще я понимаю, что деньги нужно заработать чем-то, но мне хотелось бы, чтобы папа давал мне их просто так, а не за хорошие оценки.

Я уже говорил о том, что карманные деньги ребенка или подростка должны выступать не способом поощрения или наказания, а инструментом для обучения финансовой грамотности и прививания правильного отношения к деньгам. Теперь разовью эту тему более подробно. Итак, как давать деньги детям.

В первую очередь, необходимо понимать, что деньги, выданные ребенку на карманные расходы, он может и должен использовать так, как считает нужным, поэтому контроль над использованием этих денег необходим только на начальном этапе, а затем его следует снижать до минимума. Любой чрезмерный контроль полностью перечеркивает смысл использования карманных денег ребенком, ведь тогда получается, что средствами распоряжается не он, а родители.

Когда у ребенка есть карманные деньги – он на простых примерах учится самостоятельно принимать финансовые решения, самостоятельно выбирать, что, где и когда он купит, исходя из тех средств, которые есть у него в наличии. Имея собственные деньги, ребенок может сам создавать на крупную покупку, а не просить о ней родителей. Поскольку его карманные деньги ограничены, он учится правильно расставлять приоритеты, оптимизировать свои расходы, искать оптимальные цены для совершения покупок.

Как давать деньги детям?

Этот вопрос можно разбить на несколько составляющих.

1. С какого возраста давать деньги детям? Как правило, ребенку начинают давать карманные деньги, когда он идет в школу (то есть, в 6-7 лет). Необходимо также учесть, что к этому моменту ребенок уже должен понимать, как с ними обращаться, как рассчитываться с продавцом, какие монеты и купюры отбирать, как проверять сдачу. Без соблюдения этих условий давать деньги детям на самостоятельные карманные расходы еще рано.

2. Сколько денег давать ребенку? Это, пожалуй, самый важный вопрос для большинства родителей. Предлагаю рассмотреть, какие факторы должны оказывать влияние на то, сколько денег давать ребенку, а какие – наоборот, не должны.

Факторы, которые должны учитываться при расчете сколько денег давать ребенку:

– Средние суммы карманных расходов, получаемые сверстниками (если есть такая возможность);

– Финансовое положение семьи (к примеру, карманные расходы ребенка устанавливаются в процентном соотношении от доходов семейного бюджета);

– Договоренность с ребенком, обещания ему;

– Средний уровень необходимых текущих расходов ребенка;

– Возраст ребенка.

Факторы, которые НЕ должны учитываться при расчете сколько денег давать ребенку:

– Успеваемость ребенка в школе;

– Старание и труд ребенка при выполнении домашней работы, помощи родителям;

– Поведение ребенка (иногда может использоваться, как исключение, в крайних случаях);

– Настроение родителей;

– Степень внимания, уделяемого ребенку.

Как вы видите, сумма денег, выдаваемая на карманные расходы ребенку, зависит, в первую очередь, от семьи и возраста детей. Важный момент: даже если у вас хорошие финансовые возможности, не стоит выдавать ребенку крупные суммы, превосходящие карманные деньги его сверстников. Начинайте с сумм, которые ваши дети могут грамотно использовать, исходя из своего возраста.

По мере роста и развития ребенка, средства на его карманные расходы, следует постепенно увеличивать пропорционально росту его расходов и не забывая о здравом смысле. Когда ребенок взрослеет, у него появляются новые статьи затрат, и это необходимо учитывать при выделении ему средств на карманные расходы. Обговаривайте со своими детьми, какие их расходы будете оплачивать вы, а какие – они сами за счет своих карманных денег. Чем больше своих затрат ребенок будет оплачивать самостоятельно – тем лучше с точки зрения приучения его к , приобретению необходимых навыков .

Таким образом, думая о том, сколько денег давать ребенку, нельзя использовать деньги в качестве меры поощрения или наказания, необходимо рассчитывать эту сумму, исходя из потребностей ребенка и объективных жизненных реалий.

3. Как часто давать деньги детям? Как утверждают психологи, дети воспринимают время совсем не так, как взрослые: оно тянется для них намного дольше. Кроме того, у маленьких детей, например, школьников младших классов, еще недостаточно навыков, для того чтобы распределять сумму выданных карманных денег на длительный срок, скажем, на месяц. Почти наверняка такой ребенок, если дать ему деньги на месяц, потратит их в считанные дни. Таким образом, детям младшего возраста лучше выдавать карманные деньги на небольшой срок. Начинать можно, например, с 1 дня. Затем, по мере взросления ребенка и приобретения им навыков распоряжения деньгами, этот срок можно постепенно увеличивать. Тому же подростку-старшекласснику можно уже выдавать деньги на карманные расходы 1 или 2 раза в месяц – это будет учить его грамотно распределять личный бюджет во времени.

Определяя оптимальный период, на который вы будете выдавать карманные деньги детям, руководствуйтесь принципом: чем младше ребенок – тем чаще выдавать и наоборот.

4. Как контролировать расходы ребенка? Как я уже говорил, тотальный контроль над использованием карманных денег лишает их всякого смысла: с таким же успехом можно оплачивать расходы ребенка самостоятельно. Поэтому мнение родителей в плане того, как ребенку распоряжаться своими карманными деньгами, должно носить исключительно рекомендательный характер. Вы можете советовать ребенку, что лучше купить, какой товарной марки, где купить дешевле, но окончательный выбор он должен делать самостоятельно. Прежде всего, рекомендации взрослых нужны будут при покупке каких-то более-менее серьезных, дорогостоящих вещей. Даже если ребенок столкнется с определенными финансовыми трудностями из-за нерационального использования личных финансов – пусть это будет его опыт, на котором он будет учиться.

Определенные финансовые потери детей неизбежны, особенно – на начальных этапах обучения финансовой грамотности. С этим необходимо смириться и воспринять это как должный опыт.

Подводя итог сегодняшней публикации, хочу систематизировать всю эту информацию в несколько простых правил.

– Выдавать деньги детям необходимо регулярно и своевременно. Несоблюдение этого правила будет способствовать отсутствию у детей финансовой дисциплины;

– Ребенок должен знать, какие расходы он может оплачивать из своих карманных денег, а какие оплатят его родители;

– Карманные деньги не должны выступать средством поощрения или наказания;

– Согласовывайте с ребенком все вопросы его финансирования и объясняйте ему, по каким причинам вы, например, даете ему меньше или больше денег, чем обычно;

– Установите довольно жесткую финансовую дисциплину. Если ребенок потратил выданные карманные деньги раньше срока – не нужно пополнять его бюджет: он должен чувствовать свою ответственность за это. В противном случае такое положение дел войдет в привычку.

Ну вот, пожалуй и все. В заключение хочу добавить, что каждая семья вправе самостоятельно определять, как давать деньги детям. Я отталкивался от необходимости обучения ребенка и выработки у него навыков правильного отношения к деньгам, что действительно считаю необходимым. Если у вас другое мнение или есть, чем дополнить – с удовольствием выслушаю это в комментариях.

Оставайтесь на и учитесь грамотно вести личные финансы. До новых встреч!

Дети слышат, как взрослые говорят о деньгах, видят, как родители считают, платят. Поэтому вполне естественно, что они проявляют к ним интерес. Нужно ли давать ребенку деньги на карманные расходы? За что и с какого возраста?

Когда детям отказывают в покупке игрушки, потому что она слишком дорогая, они часто отвечают: «А ты возьми деньги с карты!»

Видя, что взрослые достают купюры из банкомата, просто вставив в него карту, малышам начинает казаться, что получить деньги достаточно просто. Важно объяснить ребенку, что деньги нужно зарабатывать. А помимо этого уделить большое внимание и разговору о том, как их нужно тратить. Психологи считают, что лучшим воспитанием финансовой состоятельности является умение с ранних лет распоряжаться карманными деньгами.

Елена Николаева, медицинский психолог:

Невозможно приобрести собственный опыт и научиться распоряжаться деньгами (тратить, копить, планировать) без реальных денег, в случае с детьми – это карманные деньги. Еще в детском саду наши дети с удовольствием играют «в магазин», используя в виде банкнот кусочки бумаги, листочки деревьев, лепестки цветов, камешки. Повзрослев, дети с удовольствием играют в бизнес – игры по типу «Монополии».

Получение и распоряжение собственными карманными деньгами является самым действенным методом финансового воспитания детей. Только на своем опыте управления деньгами ребенок сможет научиться эффективно их тратить, сохранять и вкладывать.

Даже небольшой, но собственный личный бюджет дает навыки бережливого обращения с деньгами. Родители советами могут влиять на этот процесс.

Нужно ли родителям обсуждать с ребенком то, на что пойдут его деньги?

Цель карманных денег для ребенка состоит в том, чтобы дать ему возможность научиться в реальной ситуации самому принимать решения по поводу своих финансовых средств.

Карманные деньги прививают навыки планирования бюджета, здесь и сейчас ребенок не может приобрести себе нужную вещь, а через некоторое время сможет, приучают детей к терпению, ведь порой, чтобы приобрести какую-то дорогую и нужную вещь, приходится длительно копить деньги. Также карманные деньги развивают уверенность в себе, в собственных силах, в те моменты, когда ребенок сам принимает решение о том, что ему приобрести, становится «как взрослый», сам решающий, что и как ему делать. За некоторые расходы ребенок может отвечать самостоятельно, в зависимости от возраста это могут быть школьные обеды, оплата сотовой связи, передвижения в городе, подарки друзьям, походы в кино, предметы одежды, канцтовары.

Необходимо ли следить за тем, на что ребенок потратил свои карманные деньги?

Полезно будет время от времени разбирать траты ребенка, особенно если у него не получается самостоятельно их контролировать.

Обратите внимание на то, что дети - наша копия, поэтому для воспитания финансово грамотного ребенка в первую очередь стоит позаботиться о собственной финансовой грамотности. Все, что вы рекомендуете или рассказываете ребенку о финансовой грамотности, будет примером только в том случае, если вы сами будете придерживаться тех же правил.

Не превращайте деньги в способ манипуляции. Деньги должны рассматриваться не как стимул хорошо себя вести, получать хорошие оценки или, что еще хуже, за выполненную работу по дому, а именно как средство обучения ребенка финансовым навыкам.

Можно ли «штрафовать» ребенка за его проступки, не давая ему больше денег или забирая уже выданные? И стоит ли платить ребенку за пятерки?

Не поощряйте и не наказывайте ребенка при помощи карманных денег. Количество выдаваемых денег не должно зависеть от оценок, полученных в школе, выполненных домашних обязанностей, хорошего поведения. Школьник должен понять: учеба – его обязанность.

Мотив «пятерка – денежное вознаграждение» приводит к тому, что ребенок начинает нервничать, если не получает «отлично», переживает из-за неудачи, что в свою очередь может привести к проблемам и стрессам, нарушению сна, потере аппетита, нарушается общение со сверстниками. Поощрять нужно не оценки, а старания. Если, например, ребенок приложил усилия и исправил оценку, если выполнял все домашние задания по сложному для него предмету. В качестве поощрения могут быть интересные поездки, экскурсии, поход в кино, развлекательный центр, совместное времяпровождение с родителями, встречи с друзьями, т. е. то, что направлено на получение новых впечатлений.