Ликвидация бизнеса. Приказы. Оборудование для бизнеса. Бухгалтерия и кадры
Поиск по сайту

Предложение денег. Предложение денег в национальной экономике

Главным элементом рыночной экономики являются деньги , которые обеспечивают непрерывность народнохозяйственного кругооборота, кругооборота доходов и расходов . Денежная масса (money stock) представляет собой совокупность наличных и безналичных платежных средств, обеспечивающих обращение товаров и услуг в стране в определенный момент.

Ликвидность — способность быстрого перевода актива в наличные деньги без потерь его стоимости (минимальными издержками).

Деньги (монеты и бумажные деньги) являются наиболее ликвидными активами. Банковские депозиты до востребования также являются высоколиквидными активами, поскольку владелец может снять с них наличные деньги по первому требованию. Виды денег, включаемые в агрегат М1 , — наиболее ликвидные акты в экономике.

Денежный агрегат М3 является наиболее крупным. Он включает агрегат М2 плюс крупные срочные депозиты, соглашения о покупке ценных бумаг с обратным выкупом по обусловленной цене, депозитные сертификаты банков, государственные (казначейские) облигации, коммерческие бумаги и др. В данный агрегат включаются государственные краткосрочные облигации (ГКО), облигации федерального займа (ОФЗ), облигации государственного сберегательного займа (ОГСЗ), облигации государственного внутреннего валютного займа (ОГВВЗ).

В некоторых зарубежных странах (например, в США) в качестве наиболее крупного денежного агрегата используется агрегат L .

Компоненты денежной массы отражаются в пассиве консолидированного баланса банковской системы, которая состоит из Центрального банка и сети коммерческих банков. Динамика денежных агрегатов сильно зависит от динамики процентной ставки. При повышении процентной ставки агрегаты М2 и М3 , включающие активы, приносящие доход в виде процента, будут расти быстрее агрегата М1 .

Для финансовой стабильности в стране наиболее предпочтительными являются стабильность процентной ставки и равномерная динамика денежной массы, адекватная реальным потребностям экономики.

Спрос и предложение денег. Равновесие на рынке денег

Если применяется 100%-е банковское резервирование, то коммерческие банки создавать деньги не могут и банковская система не оказывает влияния на предложение денег.

Введем следующие обозначения:

M s — предложение денег; H — денежная база; C — наличность; D — чековые (бессрочные) депозиты; K — кредиты коммерческих банков; R — банковские резервы; m — денежный мультипликатор; d — депозитный мультипликатор; k - кредитный мультипликатор.

Между ними существуют следующие зависимости:

m = M s / H , откуда M s = m x H .

Денежный мультипликатор — это отношение предложения денег к денежной массе. Он показывает, насколько возрастет предложение денег (количество денег в стране) при увеличении денежной базы на единицу. Предложение денег прямо зависит от величины денежной базы и денежного мультипликатора:

Депозитный мультипликатор показывает, на сколько максимально могут возрасти депозиты в коммерческих банках при увеличении денежной базы на единицу:

Кредитный мультипликатор показывает, на сколько максимально может увеличиться сумма банковских кредитов населению при увеличении денежной базы на единицу.

Соотношение денежной массы и массы товаров и услуг на рынке определяет покупательную способность денег. Покупательная способность денег — это количество товаров и услуг, которые можно купить на денежную единицу. При повышении уровня цен покупательная способность денег снижается, и наоборот.

Спрос на деньги определяется величиной денежных средств, которые хозяйственные агенты хотят использовать как платежные средства. Спрос на деньги не тождествен спросу на денежный доход . Он показывает, какую часть своего дохода экономические субъекты предпочитают хранить в наиболее ликвидной форме — наличных денег (денежной кассы). Спрос на деньги представляет собой спрос на запас денег, измеренный в определенный момент. Спрос на деньги формируется во всех секторах экономики.

Держание денежной кассы на руках связан с альтернативными затратами и лишает ее владельца доходов, которые он мог бы получить, если бы купил на них иные виды имущества. В экономической литературе можно выделить две основные концепции спроса на деньги: классическую (монетаристскую) и кейнсианскую.

Неоклассическая школа . В рамках количественной теории денег спрос на деньги определяли в соответствии с уравнением И.Фишера:

(1)

Где M — количество денег в обращении; V — скорость обращения денег; Q — реальный объем производства; P — уровень цен.

Скорость обращения денег означает количество оборотов в год, которое совершает в среднем денежная единица в результате приобретения товаров и услуг. Заменим количество денег в обращении M на величину спроса на деньги M d и преобразуем формулу (1).

Получим: M d = (Р х Q) / V .

Из уравнения следует, что величина спроса на деньги находится в прямой зависимости от уровня цен и реального объема производства и в обратной зависимости от скорости денежного обращения.

Центральный банк может заинтересовывать коммерческие банки обращаться к нему за финансовой помощью путем снижения учетной ставки. Уменьшение последней делает для коммерческих банков займы резервных фондов более дешевыми. Коммерческие банки стремятся получить кредит (дисконтный заем) у Центрального банка. Как только уровень учетной ставки падает ниже ставки процента межбанковского кредита, денежные издержки, связанные с привлечением средств путем займов у Центрального банка, уменьшаются по сравнению с соответствующими издержками получения ссуд у других коммерческих банков. При этом объем дисконтных займов увеличивается. Однако такое расширение имеет некий предел, по достижении которого коммерческие банки откажутся от дальнейших займов у Центрального банка даже в том случае, когда уровень банковской учетной ставки будет значительно ниже ставки межбанковского кредита. Коммерческие банки обращаются за займами Центрального банка только до того момента, пока не установится равенство между полными издержками, связанными с привлечением каждого дополнительного рубля из Центрального банка и ставкой ссудного процента по межбанковским займам.

Денежные средства, которые банки предоставляют друг другу в форме межбанковских ссуд, не оказывают никакого воздействия на величину суммарных банковских резервов; путем такого рода займов резервы движутся по кругу, переходя со счетов одного банка на счета другого. Денежные средства, взятые в кредит у Центрального банка, представляют собой чистые дополнительные резервы. Они образуют основу процесса мультипликативного расширения депозитов аналогично резервам, получаемым в банковской системе путем операций на открытом рынке.

Повышая учетную ставку, Центральный банк снижает заинтересованность коммерческих банков в получении у него ссуд и тем самым ограничивает предложение денег. Если учетная ставка повышается до уровня выше ставки межбанковского кредита, то займы резервных фондов становятся невыгодными. В ряде случаев некоторые коммерческие банки, имеющие заемные резервы, пытаются возвратить их, так как они становятся очень дорогими (невыгодными). Сокращение банковских резервов приводит к мультипликативному сокращению денежного предложения.

Среди инструментов денежно-кредитной политики регулирование учетной ставки является вторым по важности методом управления предложением денег. На практике, как правило. Центральный банк сочетает использование двух инструментов: проведение операций на открытом рынке и регулирование учетной ставки.

Центральный банк при продаже государственных ценных бумаг на открытом рынке в целях уменьшения денежного предложения устанавливает высокий уровень учетной ставки, превышающей уровень доходности ценных бумаг. Коммерческим банкам становится невыгодно восполнять свои резервы посредством займов у Центрального банка, и они увеличивают продажу ценных бумаг населению. Это способствует повышению эффективности операций на открытом рынке. И наоборот, скупая ценные бумаги на открытом рынке. Центральный банк резко снижает учетную ставку. Когда уровень учетной ставки становятся ниже доходности ценных бумаг, коммерческим банкам будет более выгодно брать ссуду у Центрального банка и направлять данные средства на покупку более доходных ценных бумаг у населения.

Изменение нормы обязательных резервов . Изменение нормы обязательных резервов также выступает важным инструментом денежно-кредитной политики, активно используемым Центральным банком для контроля за предложением денег. В общем виде механизм действия этого инструмента следующий: при увеличении Центральным банком нормы обязательных резервов сокращаются избыточные резервы коммерческих банков, что ведет к мультипликативному уменьшению денежного предложения; при уменьшении нормы обязательных резервов происходит мультипликативное расширение денег.

Рост нормы обязательных резервов увеличивает количество необходимых резервов коммерческих банков. При этом у банков есть две альтернативы: либо уменьшить избыточные резервы путем выдачи кредитов, что снизит их способность создавать деньги; либо они, если посчитают свои резервы недостаточными, будут вынуждены уменьшить свои чековые счета и тем самым денежное предложение. Чтобы сократить свои текущие счета, коммерческий банк может установить срок погашения ссуд и получить выплату по ним, не выдавая новых кредитов. Для увеличения своих резервов банк может продать часть имеющихся у него ценных бумаг и полученные средства добавить к своим резервам. В рамках всей банковской системы такие действия приведут в конечном счете к снижению денежного предложения.

Снижение Центральным банком нормы обязательных резервов приводит к уменьшению обязательных резервов коммерческих банков и к увеличению избыточных резервов. В результате этого способность к кредитованию отдельных коммерческих банков возрастает, что в рамках всей банковской системы приводит через мультипликативные эффекты к увеличению предложения денег в стране. Следовательно, понижение нормы обязательных резервов ведет к переводу этих резервов в избыточные, что увеличивает возможность коммерческих банков путем нового кредитования создавать новые деньги, увеличивая тем самым денежное предложение.

Способность банковской системы к созданию денег меняется в зависимости от изменения нормы обязательных резервов посредством влияния последней на размер избыточных резервов и на величину денежного мультипликатора.

Таким образом, изменение нормы обязательных резервов банков является одним из важнейших инструментов денежно-кредитной политики. Даже небольшое изменение уровня нормы обязательных резервов, оказывающее влияние на всю банковскую систему, может привести к значительным изменениям в объемах депозитов и кредитов коммерческих банков и, следовательно, предложения денег в стране.

Политика дешевых и дорогих денег . Денежно-кредитная политика оказывает самое непосредственное влияние на такие важные макроэкономические показатели, как ВВП, занятость, уровень цен. Рассмотрим механизм этого воздействия.

Предположим, что состояние национальной экономики характеризуется спадом производства и ростом безработицы . Центральный банк для стимулирования роста производства начинает проводить политику по увеличению денежного предложения посредством проведения мер, способствующих повышению избыточных резервов коммерческих банков.

Для реализации такой политики Центральный банк осуществляет комплекс следующих мер. Во-первых, он начинает покупать государственные ценные бумаги на открытом рынке, что приводит к увеличению резервов коммерческих банков. Во-вторых, он снижает норму обязательных резервов, что способствует автоматическому переводу необходимых резервов в избыточные и увеличению размера денежного мультипликатора. В-третьих, он снижает учетную ставку для того, чтобы стимулировать коммерческие банки к увеличению своих резервов посредством заимствования средств у Центрального банка.

Проведение такого комплекса мер называется политикой дешевых денег. Ее целью является стимулировать рост производства и занятости посредством расширения предложения денег и удешевления кредита (удешевления денег, направляемых на инвестиции). При этом последовательность взаимосвязей такова: увеличение предложения денег при том же спросе снижает норму процента, который удешевляет кредит, а более дешевый кредит повышает инвестиционный спрос в экономике, что способствует росту инвестиций и расширению производства и занятости.

Теперь предположим, что ситуация в экономике характеризуется наличием излишних расходов и наличием высокой инфляции. Центральный банк для стабилизации экономики начинает проводить политику по снижению общих расходов и ограничению или сокращению предложения денег посредством комплекса мер, способствующих понижению резервов коммерческих банков.

Для реализации такой политики Центральный банк осуществляет комплекс следующих мер. Во-первых, он начинает продавать государственные ценные бумаги на открытом рынке, что приводит к уменьшению резервов коммерческих банков. Во-вторых, он увеличивает норму обязательных резервов, что автоматически освобождает коммерческие банки от избыточных резервов и уменьшает размер денежного мультипликатора. В-третьих, он поднимает учетную ставку, что снижает заинтересованность коммерческих банков увеличивать свои резервы посредством заимствования средств у Центрального банка.

Проведение такого комплекса мер называется политикой дорогих денег. Ее целью являются понижение общих расходов и сдерживание инфляции посредством ограничения предложения денег и удорожания кредита (удорожания денег). В результате уменьшения предложения денег денежные ресурсы станут дорогими, повысится норма процента, подорожает кредиТ, снизится инвестиционный спрос в экономике, сократятся инвестиции, производство и занятость.

В качестве инструментов прямого регулирования также выступают установление лимитов кредитования и прямое регулирование ставки процента Центральным банком. С помощью рассмотренных инструментов Центральный банк реализует основные цели кредитно-денежной политики.

Специфика денежно-кредитной политики в России обусловлена особенностями ее экономики в переходный период. Регулирование денежного обращения в России осуществляется Центральным банком путем определения потребностей в денежной массе на основе ожидаемых темпов инфляции и динамики ВНП. Современная экономическая ситуация в России характеризуется действием целого ряда негативных тенденций. Поэтому в настоящее время основной целью кредитно-денежной политики в стране является обеспечение условий для финансовой стабилизации, постепенного роста производства, улучшения занятости и сдерживания инфляции.

Предложение денег — это количество денег в обращении на данный момент времени. Государство обладает монополией на выпуск денег и регулирует предложение денег. Регулирование предложения денег со стороны государства носит название денежной политики. В некоторых странах эту политику осуществляет непосредственно правительство, но часто это прерогатива Центрального банка, частично независимого от правительства.

Количество денег в обращении можно измерить несколькими способами.

Так как деньги — это совокупность активов, используемых для совершения сделок, то, поскольку люди могут пользоваться различными видами активов, соответственно существует и множество способов измерения количества денег.

Формула предложения денег

В международной практике принято деление денежной массы на составляющие, сгруппированные по ликвидности в отдельные агрегаты.

Наиболее очевидным измерителем количества денег в обращении является наличность С. Если к ней добавить резервы, хранящиеся в Центральном банке, то получим денежную базу В. Именно на денежную базу может напрямую влиять Центральный банк.

Кроме наличности С различают также денежные агрегаты М1, М2, М3 и L.

Если к денежной базе добавить счета до востребования и вклады, с которых можно выписывать чеки, то получится денежный агрегат М1. Обычно, когда макроэкономисты говорят о деньгах, они подразумевают М1 (т.е. деньги, не приносящие или практически не приносящие дохода в виде процентов).

М2 представляет собой сумму М1, бесчековых сберегательных счетов и мелких (менее 100 000 долл.) срочных вкладов.

М3 — это М2 плюс крупные (более 100 000 долл.) срочные вклады.

L — сумма М3, сберегательных облигаций, краткосрочных обязательств Казначейства и других ликвидных активов.

Все вышеприведенные агрегаты различаются по степени ликвидности, т.е. по степени легкости совершения сделок с помощью входящих в него позиций.

Каждый последующий агрегат является в целом менее ликвидным и включает в себя предыдущий. Приведенная классификация является упрощенным вариантом классификации Федеральной резервной системы США (ФРС США).

В нашей стране в настоящее время различаются денежные агрегаты М0, М1 иМ2. М0 — наличность вне банковской системы.

При расчете денежной массы под М1 подразумевается:

  1. наличность М0;
  2. средства предприятий и организаций на расчетных и текущих счетах;
  3. депозиты «до востребования» физических и юридических лиц.

В М2 кроме М1 включаются средства на срочных депозитах юридических и физических лиц.

Обычно все денежные агрегаты изменяются одновременно в одинаковом направлении, поэтому в целях анализа употребляется просто символ М — предложение денег, под которым понимается неличина, контролируемая Центральным банком. На самом деле Центральный банк не может полностью регулировать предложение денег, он влияет в основном на денежную базу, однако при макроэкономическом анализе, как правило, предполагается, что он в состоянии это делать.

Под предложением денег понимают денежную массу в обращении, т.е. совокупность платежных средств, обращающихся в стране в данный момент.

Предложение денег в экономике осуществляет государство посредством банковской системы, включающей Центральный банк (ЦБ) и коммерческие банки (КБ), а также в определенных случаях в незначительной мере зависит и от поведения населения и от поведения крупных коммерческих финансовых структур.

Размер предложения денег выступает важнейшим фактором, определяющим масштабы расходов в народном хозяйстве.

Долгосрочная кривая предложения денег отражает зависимость денежной массы от изменения процентной ставки при изменениях спроса на деньги. Вид кривой предложения денег зависит от тактических целей денежно-кредитной политики, проводимой центральным банком.

Рис. 16.2 - Денежное предложение при различных целях денежно-кредитной политики

а - жесткая монетарная политика;

б - гибкая монетарная политика;

в - комбинированная денежная политика.

Кривая предложения имеет вертикальный вид тогда, когда центральный банк реализует цель поддержания количества денег на постоянном уровне и уверенно контролирует количество денег в обращении, независимо от колебания процентной ставки. Она представлена на рис. 1а: по оси абсцисс откладывается величина предложения денег M s , а по оси ординат - процентная ставка r. Такая ситуация характерна для жесткой монетарной политики, направленной на сдерживание инфляции.

Кривая предложения имеет горизонтальный вид тогда, когда целью монетарной политики является сохранение стабильным номинального размера ссудного процента. Достигается это путем фиксации учетной ставки ЦБ и привязки к ней ставок коммерческих банков, а также с помощью операций на открытом рынке. Такая политика называется гибкой монетарной политикой.

Кривая предложения денег имеет наклонный вид тогда, когда ЦБ допускает определенное увеличение количества денег, находящихся в обращении, и соответственно, номинальной ставки процента. Как правило, это имеет место, когда ЦБ сохраняет постоянной норму обязательных резервов, но не проводит операций на открытом рынке. Данная политика (комбинированная) обычно применяется, когда изменения спроса на деньги обусловлены колебаниями ВВП.

Предложение денег(М S) включает в себя наличность вне банковской системы (С ) и текущие депозиты (D ), которые экономические агенты при необходимости могут использовать для сделок:

Фактически это агрегат М1. Наличность (банкноты и монеты) создает ЦБ страны. Как осуществляется процесс создания наличности? Центральный банк, во-первых, расплачивается банкнотами при покупке у населения, фирм и государства золота, иностранной валюты и ценных бумаг; во-вторых, предоставляет государству и коммерческим банкам кредиты банкнотами.


Наличность, покинувшая ЦБ и поступившая в экономику, распределяется в дальнейшем по двум направлениям:

а) одна часть оседает в кассе домашних хозяйств и фирм;

б) другая поступает в коммерческие банки (КБ) в виде депозитов.

Следовательно, если наличность создает ЦБ, то депозиты - КБ. Деньги, поступавшие в КБ, могут использоваться ими для предоставления кредита, и тогда количество денег в экономике возрастает. При возвращении кредита объем денежной массы на руках хозяйствующих субъектов уменьшается. Таким образом, КБ могут как создавать, так и уничтожать (сокращать) денежную массу.

В отличие от ЦБ, возможности увеличения денег у которого теоретически безграничны, так как его долговые обязательства и есть деньги, КБ имеют пределы кредитования. Открывая у себя счета, КБ должны считаться с тем, что вкладчики в любое время могут потребовать свои деньги в объеме вклада. Поэтому для поддержания ликвидности КБ всегда необходимы резервы наличных денег. Такие резервы создаются ЦБ в виде обязательных беспроцентных вкладов коммерческих банков в ЦБ. Их размер определяется в виде процента от депозитов КБ (данный процент получил название обязательной нормы резервирования): для вкладов до востребования - более высокий норматив; для срочных вкладов - более низкий.

Таким образом, ЦБ создает не только наличность, но и обязательные резервы. Наличность С и обязательные резервы R образуют так называемые базовые деньги , или денежную базу MB :

Денежная база (МВ) – наличность вне банковской системы, а также резервы коммерческих банков, хранящиеся в ЦБ:

Динамика предложения денег может быть охарактеризована с помощью денежного мультипликатора. Денежный мультипликатор - это отношение предложения денег к денежной базе.

где m - денежный мультипликатор;

Ms - предложение денег;

MB- денежная база.

Рассмотрим, от чего зависит его величина.

В отличие от других финансовых институтов, банки обладают способностью увеличивать предложение денег ("создавать деньги").

Рассмотрим условный пример, показывающий процесс создания денег КБ. Пусть норма резервирования r составляет 10%. Допустим, в КБ А поступил депозит в размере 1 млрд. руб. Из них 100 млн. руб. банк обязан перечислить в резервный фонд (10% от суммы депозита). В этом случае сумма кредита, выдаваемая банком, составит 900 млн. руб. (избыточные резервы). Оставшиеся в распоряжении КБ (после формирования обязательных резервов) средства получили название избыточных резервов (Е).

Таким образом, 900 млн. руб. стали новыми деньгами, созданными коммерческим банком А. Взяв эти деньги, фирмы и граждане используют их на оплату товаров и услуг, выплату заработной платы, закупку сырья и материалов и т.д. Владельцы магазинов и прочие получатели денег затем переводят их на свои банковские счета, допустим, в банк Б, и получается, что 900 млн. руб., на которые банк А выдал ссуды, снова оказались на депозите.

Из 900 млн. руб., которые были внесены в банк Б, последний должен 10% этой суммы (90 млн. руб.) перечислить в резервный фонд; остальную часть можно вновь ссудить; 810 млн. руб. ссужаемых денег вскоре вновь вернутся в банк, но теперь в банк третьего уровня - В. Часть из них опять необходимо поместить на резервный счет, остальные снова можно будет ссудить и т.д.

Этот процесс получил название эффекта денежного (кредитного) мультипликатора (коэффициент самовозрастания денег).

Денежный мультипликатор - это коэффициент самовозрастания денег, он показывает, как изменяется предложение денег при изменении денежной базы на единицу.

В нашем примере первичный депозит в размере 1 млрд. руб. позволил выдать ссуду 900 млн. руб., а затем создать депозит на эту же сумму в другом банке. Банк Б, выдавая ссуду 810 млн. руб., позволил создать второй депозит в банке В на эту же сумму. Третий депозит составит 729 млн. руб. в банке Г, который образует вскоре в банке Д четвертый депозит в размере 652 млн. 100 тыс. руб., и так до завершения процесса.

В конце процесса предел расширения банковских депозитов будет выглядеть следующим образом:

1 млрд. + 900 млн. + 810 млн. + 729 млн. + 652 млн. 100 тыс. руб. + ... =

Таким образом, при норме резервирования r, равной 10%, первоначальный депозит в 1 млрд. руб. обернулся мультипликационным эффектом расширения денежной массы на 10 млрд. руб. Это значит, что предел создания кредитных денег определяется нормой резервирования. Если бы она была равна 5%, то максимальная сумма ссужаемых средств возросла до 20 млрд. руб., если бы 50%, то максимальный размер кредитных денег уменьшился бы до 2 млрд. руб.

Тогда в общем виде денежный мультипликатор т может быть записан в виде следующей формулы:

где r - норма обязательного резервирования.

Таким образом, дополнительное предложение денег, возникшее в результате депозита в 1 млрд. руб, равно

4. Модель денежного рынка. Равновесие на денежном рынке

Денежный рынок - это рынок, на котором спрос на деньги и их предло­жение определяют уровень процентной ставки, «цену» денег; это сеть институ­тов, обеспечивающих взаимодействие спроса и предложения денег.

На денежном рынке деньги не продаются и не покупаются подобно другим товарам. В этом специфика денежного рынка. При сделках на денежном рынке деньги обмениваются на другие ликвидные средства по альтернативной стои­мости, измеренной в единицах номинальной нормы процента.

На рис. 16.3 приведены типичные кривые спроса и предложения денег. Кри­вая предложения M s имеет форму вертикальной прямой при допущении, что центральный банк, контролирующий денежное предложение, стремится под­держивать его на фиксированном уровне независимо от изменений номиналь­ной процентной ставки. Как и на любом рынке, равновесие на денежном рын­ке находится в точке пересечения кривых спроса и предложения.

Рис. 16.3 - Равновесие на денежном рынке

Из анализа графика видно, что население и фирмы будут держать на руках точно 150 млрд. руб. лишь при процентной ставке, равной 7%. При бо­лее низкой норме процента они будут стараться увеличить количество денег в своих портфелях, тем самым снижая цены на ценные бумаги и повышая норму процента, достигая таким образом равновесия, и наоборот.

Попробуем оценить влияние изменений, возникающих в предложении или спросе на деньги. Сначала рассмотрим реакцию денежного рынка на измене­ние денежного предложения. Допустим, предложение денег увеличилось с 150 до 200 млрд. руб. (рис. 16.4).

Рис. 16.4 - Сдвиг равновесия в результате увеличения предложения денег

Результатом увеличения количества денег в обращении будет уменьшение ставки процента с 7 до 5%. Почему? При ставке процента, равной 7%, людям потребуется лишь 150 млрд. руб. Излишек предложения в 50 млрд. руб. они инвестируют в ценные бумаги или другие финансовые активы. В итоге курсы ценных бумаг будут расти, что эквивалентно падению процентной ставки. (Например, по долгосрочной облигации выплачивается процент в 300 руб. в год. Если цена облигации 3000 руб., то норма процента равна 10%. Если цена облигации увеличится до 4000 руб., норма процента составит лишь 7,5%.) По мере падения процентной ставки цена хранения денег также уменьшается, на­селение и фирмы увеличивают количество наличности и чековых вкладов.

При ставке, равной 5%, равновесие на денежном рынке будет восстановлено: спрос и предложение денег будут равны 200 млрд. руб. При сокращении пред­ложения денег возникает временный их дефицит. Население пытается пре­одолеть нехватку денег путем продажи акций и облигаций. Рост предложения на рынке ценных бумаг понизит их рыночную стоимость и одновременно увеличит процентную ставку. Более высокая процентная ставка повышает це­ну хранения денег и уменьшает их количество, которое люди хотят иметь на руках. Спрос на деньги сокращается, и денежный рынок возвращается к рав­новесию.

Проанализируем последствия при изменении в спросе на деньги (рис. 16.5). Первоначально рынок находится в равновесии в точке Е 1 при номинальной ставке, равной 7%. Рост номинального дохода сдвигает кривую спроса на деньги в положение D m 2 ..

Рис. 16.5 - Сдвиг равновесия в результате увеличения спроса на деньги

При исходной процентной ставке население и фирмы хотели бы держать на руках 200 млрд. руб., несмотря на то что банковская система может предло­жить лишь 150 млрд. руб. Население и фирмы предпринимают попытки при­обрести больше денег, продавая цен­ные бумаги. Эти действия приводят к повышению номинальной ставки про­цента до 12%, что обеспечивает соот­ветствие количества денег, находящих­ся в обращении, количеству денег, хра­нящихся у населения и фирм согласно их желаниям. Денежный рынок дости­гает нового положения равновесия. Уменьшение спроса на деньги запуска­ет рассмотренные процессы в обрат­ную сторону.

Cтраница 1


Увеличение предложения денег в экономике приводит к понижению банковской ставки процента.  

Существует особый случай, при котором увеличение предложения денег не вызывает изменения национального дохода.  

Допустим, что центральный банк действительно взял курс на увеличение предложения денег, надеясь понизить процентную ставку. Но рост денежной массы вызывает инфляционные процессы. Заемщики готовы платить реальный процент, ибо отдавать долги они будут все равно обесценившимися деньгами. Таким образом, действия центрального банка привели не к понижению, а к повышению процентной ставки, что не позволяет достичь конечной цели денежной политики - роста ВНП. В связи с вышесказанным следует различать краткосрочные и долгосрочные результаты денежной политики. В этом вопросе позиции неокейнсианцев и монетаристов серьезно расходятся. Неокей-нсианцы исходят из критически важной для них предпосылки, что заработная плата и цены - это негибкие инструменты, относительно заторможены. Поэтому по крайне мере в краткосрочном плане правительство может добиться путем увеличения денежной массы роста ВНП согласно уже рассмотренной схеме.  

Если центральный банк предоставляет ссуды, это ведет к увеличению предложения денег в банковской системе и, следовательно, к снижению процентной ставки. Если центральный банк заимствует средства, предложение денег в банковской системе сокращается, а процентные ставки повышаются.  

Денежно-кредитная политика достигает наибольшего эффекта в том случае, когда увеличение предложения денег приводит к росту национального дохода и снижению ставок процента.  

Таким образом, экспансионистская денежная политика, которая состоит в увеличении предложения денег, вызывая правый сдвиг кривой LM, стимулирует рост национального дохода.  

Третьим и наиболее важным источником инфляции был крупный государственный дефицит, финансируемый за счет увеличения предложения денег. Дефицит, в свою очередь, имеет много корней.  

Она заключается в расширении масштабов кредитования, ослаблении контроля над приростом денежной массы, увеличении предложения денег. Для этого центральный банк покупает государственные ценные бумаги; снижает резервную норму и учетную ставку. Создаются более льготные условия для предоставления кредитов экономическим субъектам.  

Монетаристы считают, что спекулятивный спрос на деньги не зависит от ставки процента, поэтому увеличение предложения денег приводит к ростучцен, но не объемов производства, как это следовало бы из модели Кейнса.  

Когда кривая LM вертикальна, единственно эффективный способ оказать влияние на доход - это экспансионистская денежная политика: увеличение предложения денег (М) ведет к росту дохода (Y), при котором / / VT.  

ПДД делает кредит дешевым и легкодоступным. Для этого нужно способствовать увеличению предложения денег.  

Политика дешевых денег - денежно-кредитная политика центрального банка страны, направленная на стимулирование совокупного спроса, занятости и роста производства. Для нее характерны низкие учетные ставки и покупка центральным банком государственных облигаций на открытом рынке с целью увеличения предложения денег.  

Что касается активов, производство которых эластично, то причиной того, что мы допускали падение их собственной нормы процента, было наше предположение, что их фонд увеличивается в результате роста выпуска. Однако в отношении денег, если оставить на время наше рассмотрение последствий сокращения единицы заработной платы или преднамеренного увеличения предложения денег монетарными органами, предложение является постоянным.  

Используя инструменты денежной политики, правительство может влиять на ставку процента и проводить в зависимости от ситуации политику либо дорогих, либо дешевых денег. Когда экономика сталкивается со спадом производства и, следовательно, с ростом безработицы и снижением цен, то кредитно-финансовые учреждения принимают решение об увеличении предложения денег для стимулирования совокупных расходов. Для этого проводятся следующие мероприятия.  

В результате рыночная цена государственных ценных бумаг возрастает, а процентная ставка по ним падает, что делает казначейские ценные бумаги непривлекательными для их владельцев. Население (через дилеров) и банки начинают активно продавать государственные ценные бумаги, что в конечном счете приводит к увеличению банковских резервов и соответственно увеличению предложения денег.  

Предложение денег - это количество денег, доступных для использования в экономике.2 В современных экономиках предложение денег определяется центральным банком, в Соединенных Штатах - Федеральной резервной системой.

Подробное объяснение того, как центральные банки управляют предложением денег, увело бы нас сейчас далеко от тех проблем, которые рассматриваются в данной главе, поэтому мы вернемся к этой теме в главе 14. Однако, для того чтобы уловить основную идею, давайте рассмотрим простую гипотетическую ситуацию, в которой деньги существуют только в форме наличности. В этом случае для увеличения предложения денег центральный банк должен только увеличить количество денег в обращении. Каким же образом это можно сделать?

Один из способов, который близок к тому, что используется на практике, - это печатание центральным банком новых денежных знаков для скупки таких финансовых активов, как государственные обязательства, находящиеся во владении физических и юридических лиц (публики). Производя этот обмен, публика увеличивает свои денежные запасы, следовательно, количество денег в обращении также увеличивается. Когда центральный банк использует деньги для покупки государственных обязательств у публики, что увеличивает предложение денег, то говорят о проведении покупки на открытом рынке.

Чтобы уменьшить предложение денег, центральный банк может провести и обратную операцию, продавая имеющиеся у него государственные обязательства публике за деньги. После того как центральный банк изымет полученные деньги из обращения, предложение денег уменьшится. Когда центральный банк продает государственные обязательства публике для уменьшения предложения денег, эта операция называется продажей на открытом рынке.

Покупки и продажи на открытом рынке в совокупности называются операциями на открытом рынке.

Кроме покупки государственных обязательств у публики центральный банк может также увеличить предложение денег, выкупая новые выпуски государственных обязательств непосредственно у правительства. Например, если ми-нистерству финансов страны необходим $1 млрд для оплаты партии новых истребителей, оно может выпустить какую-либо разновидность государственных обязательств на $1 млрд и передать их центральному банку в обмен на вновь напечатанные деньги на сумму в $ 1 млрд. Затем министерство финансов перечисляет этот $1 млрд производителю истребителей. После того как министерство финансов распорядилось этими деньгами, количество денег в обращении - величина денежной массы - увеличилось на $1 млрд. Этот второй способ увеличения предложения денег для финансирования государственных расходов рассматривается как печатание денег. Эта практика является наиболее распространенной в бедных странах или в странах, ведущих военные действия или столкнувшихся с природными катастрофами, где государственные расходы часто намного превышают сумму средств, которые могут быть собраны посредством налогов.2

Для обсуждения материала в остальной части данной главы мы примем допущение, что величина денежной массы в экономике равна М долларов и определяется центральным банком. Величина М может быть представлена агрегатами М1, М2 или каким-либо иным измерителем денежной массы. Однако для разработки теоретической модели не имеет значения, какой из измерителей денежной массы М будет использоваться.