Ликвидация бизнеса. Приказы. Оборудование для бизнеса. Бухгалтерия и кадры
Поиск по сайту

Многостороннее агентство по гарантиям инвестиций. Многостороннее агентство по инвестиционным гарантиям

Международное инвестиционное право - это совокупность норм, регулирующих межгосударственные экономические отношения по поводу инвестиций.

Особенности международного инвестиционного права следующие.

Во-первых, в рамках международного инвестиционного права понимается рассматривается режим и защита иностранной частной собственности. Что касается иностранной государственной собственности, она защищается в международном праве институтами государственного, дипломатического иммунитета, хотя методологически можно было бы правовой режим иностранной государственной собственности с полным основанием рассматривать и в рамках международного имущественного права

В-вторых, в международном инвестиционном праве речь идет не вообще об иностранной собственности, но конкретно об иностранных инвестициях. Поэтому возникает вопрос об определении этого понятия. В двусторонних международных соглашениях о поощрении и защите инвестиций - инвестиции обычно понимаются широко - как по сути любые имущественные блага - вещи, права и интересы любого рода. Имущественными благами могут быть, во-первых, материальные ценности, т.е. любое движимое и недвижимое имущество, включая ценные бумаги. Во-вторых, - это нематериальные блага, прежде всего - интеллектуальная собственность.

Многосторонняя международная Сеульская конвенция 1985 г. об образовании Многостороннего агентства по инвестиционным гарантиям (МИГА) более ограничительно трактует инвестиции.

В МИГА "автоматично" покрываются гарантиями только прямые инвестиции, включая финансовые инвестиции в виде участия в капитале инвестируемого предприятия.

Под прямыми инвестициями обычно понимаются инвестиции, которые дают возможность инвестору оказывать реальное воздействие на управление инвестируемым предприятием на основе долговременных связей. Прямые инвестиции могут быть реальными, т.е. в материально-вещественном виде, финансовыми - в виде денег, акций и других ценных бумаг в капитале предприятия. Финансовые инвестиции, не рассчитанные на связь с управлением предприятием, но лишь представляющие собой вложение средств в расчете на прибыли для сохранения капитала (портфельные инвестиции), в том числе краткосрочные капиталовложения спекулятивного характера, не рассматриваются как прямые инвестиции.

В любом случае в смысле Сеульской конвенции инвестиции, во-первых, должны быть в виде вклада (денежного в натуре, в том числе и в виде нематериальных ценностей, но не в виде услуг); во-вторых, вклад не должен быть краткосрочным; в-третьих и в главных, инвестиция должна носить предпринимательский характер. То есть предполагать определенный предпринимательский риск. Должно быть не просто вложение капитала, но связь с возможными прибылями и убытками от такого вложения.

Но Сеульская конвенция определяет инвестиции лишь применительно к гарантированию их. Общепризнанного международно-правового определения понятия инвестиций - не существует, и дать такое строго правовое определение сегодня вряд ли возможно, поскольку в конечном итоге каждое государство, в отсутствие единого универсального международно-правового акта, вольно законодательно определять как понятие инвестиции вообще, так и понятие иностранной инвестиции в частности.

Стоит заметить в этой связи, что несостоятельным является проводимое иногда различие между инвестицией и капиталовложением. Слова эти по сути синонимы. Семантически "инвестиция" - это просто "вклад" денег (капитала), т.е. приобретение любой собственности. Однако в узкоэкономическом, предпринимательском значении - это капиталовложение именно в предпринимательских целях.

Имущественные отношения, связанные с использованием военных, радиолокационных и т.п. баз и сооружений, эксплуатируемых одним государством на территории другого государства, регулируются в межправительственных соглашениях о статусе соответствующих баз и условиях их использования, часто на основах экстерриториальности. Однако обычно неизбежная связь баз с инфраструктурой государства, где они находятся, вызывает необходимость урегулирования проблем транзита, водо- и энергоснабжения на возмездной основе. Капиталовложения, которые осуществляются при этом, в понятие международных экономических инвестиций не укладываются.

В-третьих, вложение (приобретение) собственности предпринимательского назначения - операция торговая. Инвестиционное право рассматривается в настоящем курсе, однако, не в рамках торгового права, но как часть имущественного права, поскольку смысл инвестиционного права в обеспечении не столько самого (торгового) перехода права собственности, сколько режима и защиты собственности. Связанные с международным торговым правом аспекты режима инвестиций регулируются в рамках ВТО в особом Соглашении о торговых аспектах инвестиционных мер (ТРИМС), которое в интересах единства изложения всех инвестиционных проблем в одном месте рассматривается ниже также в рамках настоящей главы (§ 729-731) о международном имущественном праве.

В третьих, в инвестиционных отношениях так иначе обязательно задействованы два субъекта международного права: государство-экспортер инвестиционного капитала и государство-импортер. Есть и третий субъект (но не международного, а национального права) - частный экспортер капитала, иначе - инвестор. Как правило, в том числе в практике международных соглашений о поощрении и защите инвестиций, под инвестором понимается физическое юридическое лицо одного государства в другом государстве-участнике соглашения. Определяющим при этом является для физического лица - его гражданство, а для юридического лица - место его регистрации. В "техническом" смысле можно считать, что иностранная инвестиция - это инвестиция, инвестором в которой выступает иностранное лицо. Практически иностранные инвесторы - обычно крупные предприятия, очень часто ТНК. Именно интересы этих предприятий в сочетании с интересом государства-экспортера инвестиционного капитала, выражающего коллективный интерес частных инвесторов, а также общий государственный, экономический интерес, и являются двигательным мотором двустороннего и многостороннего международного инвестиционного сотрудничества и его правового урегулирования.

Система мип

Систему инвестиционного права как отрасли права составляют правовые институты, различающиеся между собой по объему и характеру воздействия на инвестиционные отношения. институты инвестиционного права характеризуются тем, что образующие их нормы одновременно с этим составляют предмет регулирования других (основных) отраслей права. МИП делится на общую и особенную части

общая часть инвестиционного права состоит из институтов и норм, определяющих основные начала осуществления инвестиционной деятельности, основные принципы и методы регулирования инвестиционных отношений. В частности, система общей части инвестиционного права включает следующие правовые институты, раскрывающие ее сущность как комплексной (вторичной) отрасли права: инвестиции (понятие и виды); правовой режим инвестиций; гарантии инвестиций; инвестиционные риски; инвестиционные правоотношения (субъекты, объекты и содержание); инвестиционная деятельность (понятие, признаки и виды); государственное регулирование инвестиционной деятельности; ответственность за нарушение инвестиционного законодательства. Наряду с этим в общей части инвестиционного права находят свое выражение предмет и метод правового регулирования инвестиционного права, принципы инвестиционного права, функции и источники инвестиционного права, соотношение инвестиционного права со смежными отраслями права, система инвестиционного законодательства и другие важные для всей отрасли права вопросы.

Институты особенной части , иначе называемые специальными правовыми институтами, призваны регулировать отдельные аспекты или виды отношений. Поэтому особенную часть инвестиционного права составляют такие правовые институты, как: правовое регулирование инвестиций в сфере недропользования; правовое регулирование инвестиций на рынке ценных бумаг; правовое регулирование инвестиций в банковской сфере; правовое регулирование иностранных инвестиций; международно-правовое регулирование иностранных инвестиций; инвестиционный договор (понятие и особенности); заключение, изменение и расторжение инвестиционного договора; инвестиционный проект (разработка и реализация); инвестиционные договоры и их система (инвестиционные договоры в сфере недропользования (концессионные соглашения, соглашения о разделе продукции и сервисные контракты); внешнеэкономический инвестиционный договор; договор государственного займа; договор банковского займа; договор лизинга; инвестиционные сделки на рынке ценных бумаг; защита прав инвесторов и разрешение инвестиционных споров. Наряду с этим в систему инвестиционного права входят: институт правового регулирования бюджетных инвестиций; институты бюджетных инвестиционных проектов и бюджетных инвестиционных программ; институт бюджетного кредитования; институт государственного заимствования и долга, а также институты правового регулирования инвестиций в некоммерческой сфере (образования, науки и т.п.).

По мнению ряда авторов, особенную часть международного инвестиционного права можно подразделить на институты: 1) международно-правовое регулирование государственных инвестиций; 2) международно-правовое регулирование частных прямых инвестиций; 3) международно-правовое регулирование частных портфельных инвестиций.. Предлагается также включить в качестве институтов международного инвестиционного права: межотраслевой институт международно-правового регулирования движения ссудного капитала (который другой своей частью входит в международное финансовое право); институты «международное налоговое право», «международное антимонопольное (конкурентное) право» (общие институты международного инвестиционного и международного административного права); а также комплексные межотраслевые институты - «право иностранной и совместной частной собственности» и «право государственной и совместной государственной (общечеловеческой) собственности». На наш взгляд, данное предложение также нуждается в корректировке: во-первых, институт «международное налоговое право» является институтом международного финансового права, а не международного административного права; во-вторых, институты «международно-правовое регулирование движения ссудного капитала», «право иностранной и совместной частной собственности» и «право государственной и совместной государственной (общечеловеческой) собственности» - это действительно межотраслевые институты, но в состав международного инвестиционного права они входят частично, образуя при этом такие институты международного инвестиционного права, как «международно-правовое регулирование инвестиций в ссудной форме», «иностранные частные инвестиции» и «международные (иностранные) государственные инвестиции».

5. Многостороннее агентство по гарантиям инвестиций (мига)

§ 724. Мига, хотя и входит в систему мбрр, обладает юридической и финансовой независимостью.

Правовой статус Агентства не однозначен. В соответствии с Сеульской Конвенцией членами МИГА являются государства, но правовой статус Агентства в Конвенции прямо определяется как юридическое лицо (ст. 1), занимающееся коммерческой деятельностью (ст. 1, 2, 27 и др.). Поскольку не уточняется национальный статус юридического лица (в каком конкретно государстве), следует считать, что статус этот Агентство может иметь во всех государствах-членах. Формальный статус юридического лица в Конвенции конкретизирован формой акционерного общества, параметры которого определены в Конвенции (ст. 5-10). Показательно, что в названии Агентства употреблено слово "многостороннее", а не "международное".

Однако, хотя международно-правовой статус Агентства никак не заявляется в Конвенции, все же имплицитно этот статус просматривается:

В наделении Агентства правом осуществления сотрудничества с ООН и другими межправительственными организациями, имеющими специализацию в родственных областях. Включая, в частности, Всемирный банк и МФК (ст. 35);

В предоставлении Агентству привилегий и иммунитетов, обычно свойственных межправительственным организациям (ст. 43-50);

В образовании особой по сути международно-правовой процедуры урегулирования возможных споров между Агентством и государствами-членами (ст. 57 и Приложение II к Конвенции).

В этой связи Агентство квалифицируется в качестве межправительственной организации (Н.Ю.Ерпылева, Х.А.Шреплер).

§ 725. Высший орган МИГА пленарного состава - Совет управляющих с полной всесторонней компетенций. Директорат, назначаемый Советом управляющих, занимается текущей деятельностью Агентства. Президент МИГА назначается Директоратом по представлению МБРР и под общим руководством Директората ведает текущими делами.

Все государства-члены входят либо в группу I, в которой состоят развитые страны, вносящие вместе 60% подписного капитала МИГА (крупнейшие вкладчики: США, Япония, ФРГ, Великобритания и Франция), либо в группу II в составе развивающихся стран, на которые приходится 40% подписного капитала (в эту же группу включены были Россия и другие страны "переходного этапа" экономического развития).

МИГА предоставляет инвестиционные гарантии только инвесторам из группы I, осуществляющим операции на территориях стран группы II.

§ 726. Непосредственно Агентством при его участии осуществляются гарантии двух видов:

Гарантии ("ординарные" "автоматические") по страхованию, увязанному с подписным капиталом. Эти гарантии ограничиваются потолком в 150% от общего объема подписного капитала страны и предоставляются МИГА только инвесторам из стран группы I по инвестициям в странах группы II;

Гарантии, не увязанные с подписным капиталом. Такие гарантии фактически и юридически предоставляются не МИГА, которое выступает лишь в качестве посредника при образовании спонсорской группой стран особого доверительного фонда поддержки, из которого и предоставляется гарантия. Агентство не несет по ней никакой финансовой ответственности. Такие гарантии не ограничиваются каким-нибудь потолком. Они могут предоставляться инвесторам из группы I по инвестициям в странах группы II (когда, к примеру превышен потолок для выдачи гарантий по первому виду, т.е. в зависимости от общей суммы подписного капитала, когда гарантии выходят за рамки иных критериев для первого вида). Гарантии второго вида могут также даваться инвесторам из группы I для инвестиций в странах этой же группы инвесторам стран групп II для инвестиций в странах этой же группы.

В октябре 1985 г. на сессии МБРР в Сеуле была подписана Сеульская конвенция о создании МАГИ - Многостороннего агентства по гарантированию инвестиций со штаб-квартирой в Вашингтоне (Конвенция вступила в силу в апреле 1988 г. после ратификации 21 государством и внесения средств в размере не менее "/3 уставного капитала). Сегодня в МАГИ участвует более 30 развитых стран и порядка 140 развивающихся. Россия - участница Конвенции с 1992 г. Инвестиции многих транснациональных организаций и банков (например, Citibank) на территории России застрахованы в МАГИ.

Сеульская конвенция вынесла на глобальный уровень международно-правового регулирования вопросы гарантирования иностранных инвестиций, которые особенно волнуют развитые страны.

Многостороннее агентство по гарантированию инвестиций - это международная организация, обладающая правосубъектностью, привилегиями и иммунитетами; входит в Группу Всемирного банка. Она пользуется судебным иммунитетом против исков со стороны государств-членов и иммунитетом от предварительного обеспечения исков; ее активы не подлежат конфискации, экспроприации, арестам; архивы неприкосновенны; доходы и операции освобождаются от всех налогов и таможенных пошлин. Должностные лица МАГИ обладают иммунитетом, приравненным к дипломатическому.

Основной предмет деятельности МАГИ, которое организовано по типу акционерного общества, - долгосрочное страхование преимущественно прямых инвестиций от политических рисков. Страхуются в МАГИ частные инвестиции из развитых стран в развивающихся странах. К страховым случаям относятся: одностороннее ограничение принимающим государством возможности репатриации инвестиций и доходов от них; экспроприация; одностороннее прекращение госу- дарством-импортером договора с иностранным инвестором; военные действия и гражданские беспорядки в стране размещения инвестиций, включая восстания и революции. Не подлежат страхованию риски девальвации и обесценения. При наступлении страхового случая инвестор получает по гарантии компенсацию от своего государства, а право требования в связи с имуществом инвестора переходит к МАГИ. Механизм МАГИ путем суброгации переносит проблему компенсации иностранному инвестору за утерянное имущество с частного уровня на международный публичный уровень.

Руководящий орган МАГИ - Совет управляющих. Каждый член организации назначает одного управляющего и его заместителя.

Между сессиями Совета управляющих деятельностью руководит исполнительный орган - Административный совет, или, по другим переводам на русский язык, Совет директоров либо Исполнительный совет (25 директоров). Президентом МАГИ и председателем Совета директоров является президент МБРР.

Совет директоров МАГИ утверждает общие и специальные правила предоставления гарантий. Материализуется система гарантий путем заключения договора между Агентством и инвестором на основе типового контракта.

Уставной капитал МАГИ состоит из взносов, которые вкладывают страны-доноры из категории развитых стран (категория «А»). От количества акций зависит количество голосов, которыми располагает государство для принятия решений в МАГИ. Треть акций сконцентрирована у США.

В 1994 году Правительство РФ подписало с МАГИ Соглашение о правовой защите иностранных капиталовложений, гарантированных Многосторонним агентством по гарантированию инвестиций, и Соглашение об использовании Многосторонним агентством по гарантированию инвестиций валюты РФ.

В отдельных регионах мира созданы и функционируют региональные организации, подобные МАГИ. Примером может служить Межарабская компания по гарантиям инвестиций со штаб-квартирой в Кувейте. Она была учреждена арабскими государствами соответствующей международной конвенцией, вступившей в силу в 1974 г.

Многостороннее агентство по инвестиционным гарантиям (МАГИ) - структура, в задачу которой входит оказание помощи в привлечении инвестиций из-за рубежа в развивающиеся государства. Суть работы Multilateral Investment Guarantee Agency (сокращенное - MIGA) - предоставление гарантий (оказание услуг страхования) инвесторам из-за рубежа от политических (некоммерческих) рисков, а именно военных действий, экспроприации, потерь при переводе валюты, беспорядков в гражданском обществе и так далее.

В ряде случаев МАГИ оказывает техническую поддержку государствам в распространении сообщений (информации) в отношении инвестиционных возможностей. С момента начала своей деятельности агентство предоставило более девятисот гарантий на общую сумму превышающую 17 миллиардов долларов. При этом почти в сотне развивающихся стран было размещено около 50 миллиардов долларов.

Многостороннее агентство по инвестиционным гарантиям: история, цели, участники

Известная в мире структура Multilateral Investment Guarantee Agency появилась на свет еще весной 1988 года, но реально выполнять свои функции МАГИ начало только через два года (с 1990-го). MIGA - самостоятельная ветвь (отдельный член) Всемирного банка. Российская Федерация вступила в многостороннее агентство по инвестиционным гарантиям почти сразу после развала Советского Союза (в 1992 году).

Штаб-квартира организации (место базирования) в столице США - Вашингтоне. Высшим органом является президент. Первое лицо МАГИ - исполнительный вице-президент. На сегодняшний день MIGA может похвастаться международным статусом специального учреждения ООН.

Главная цель Multilateral Investment Guarantee Agency - оказание помощи развивающимся странам в привлечении инвестиций с целью дальнейшего развития. Структура играет роль стимулятора потоков средств между государствами-членами. Своей деятельностью МАГИ дополняет работу таких структур как , МБРР и ряда других международных финансовых организаций.


Уже к 2003 году в качестве участников МАГИ выступало более 160 стран мира, в число которых входили все бывшие страны СССР. При подаче заявки одно из главных требований - принятие в МБРР (Международный банк реконструкции и развития).

Основа стабильной работы структуры - уставной . На сегодня он составляет более двух миллиардов долларов США или около 200 миллионов акций. Каждая ценная бумага эквивалентна 10 тысячам СПЗ. При условии, что фиксированный курс 1 СПЗ = 1.082 американских долларов. Существует еще и такое понятие, как подписной капитал. Его размер - около двух миллиардов долларов, из которых выплачено более трехсот миллионов долларов США,

В свое время деятельность Multilateral Investment Guarantee Agency была осложнена нехваткой денежных средств, что существенно тормозило финансовый поток между странами-членами. По этой причине еще в 1997 году было принято решение поднять планку уставного капитала еще на миллиард долларов (на тот момент уровень уставного капитала составлял 1.1 миллиарда). Процесс притока уставного капитала планировалось закончить к 28 марта 2003 года, но многие страны не смогли справиться со своими обязательствами. Это, в свою очередь, привело к необходимости объявления новой подписки.

Что касается РФ, то подписка страны в капитале Многостороннего Агентства на 30 июня 2003 года - более 5,5 тысяч акций на сумму около шестидесяти миллионнов долларов США. В руках у России почти 3% (5705) от общего числа голосов, что позволяет делать существенный вклад в принятие общих решений.

Многостороннее агентство по инвестиционным гарантиям: организационная структура, виды рисков

MIGA имеет простую организационную структуру. К высшему органу власти в организации относится Совет управляющих. При этом у каждой страны-участницы есть свой представитель в данном совете (как правило, это человек из министерства, министр).

Исполняющие функции берет на себя другой орган власти - . В его задачи входит принятие решений в отношении дальнейшей политики. Именно Совет Директоров решает, как будет развиваться MIGA и дает «добро» на предоставление кредитов. В составе исполнительного звена находится 24 члена. При этом шесть из них должны быть назначены от государств, имеющих на руках максимальный объем акций. Все остальные члены набираются по особому алгоритму.


Главное лицо - Президент МАГИ и МБРР, который председательствует в Совете Директоров МАГИ.

MIGA ставит своей задачей оказание помощи странам-участницам. Эта задача реализуется посредством предоставления гарантий иностранным инвесторам. Период предоставляемых гарантий может достигать 15-20 лет. К основным видам рисков, которые покрывает МАГИ, относится :

1. Перевод валюты. Структура защищает от вероятных рисков, связанных с блокированием валютных переводов, направляемых за территорию инвестирующей страны (к примеру, по решению правительства). По сути, структура гарантирует защиту от убытков в том случае, когда инвесторы не способны выполнить конвертацию местной валюты (процентов, капитала, дохода, долга, и прочих поступлений) в другую (иностранную) валюту для ее перевода в принимающее государство.

Такая страховка является надежной защитой от действия (бездействия) руководящих органов государства в законодательной сфере по отношению к валютному контролю, а также ухудшения общих условий, упрощающих процедуру перевода и конвертируемости местной валюты. При этом валюты не компенсируется. В случае блокировки поступления средств, МАГИ осуществляет выплату компенсации, которая предусмотрена гарантиями.

2. Экспроприация - защита от действий руководства страны, которое принимает инвестиции. Сюда могут быть отнесены такие риски, как прекращение (ограничение) права собственности, контроль и прочие риски в отношении гарантированных вложений. Предоставление такой гарантии - возможность защититься не только от национализации имущества или его конфискации, но и покрыть так называемую «ползучую» экспроприацию, предотвратив тем самым возникновение ее фактического аналога.

Частичная экспроприация покрывается не полностью. К примеру, это возможно в случае конфискации материальных активов. Если правительство страны работает добросовестно и не принимает дискриминационных мер в отношении поступающих инвестиций, то в гарантии нет необходимости.

В ситуации, когда происходит полная экспроприация, MIGA берет на себя выплату чистой балансовой цены акционерного капитала. Если же реализован сценарий экспроприации денежных средств, то выплачивается застрахованная доля капитала. Что касается кредитного обеспечения и самих займов, то Многостороннее агентство страхует непокрытую часть суммы и несвоевременно оплаченные проценты.

3. Нарушение договора. Задача такой гарантии - надежно защитить инвестора от убытков в случае, когда принимающая сторона (точнее, правительство страны, в которую поступают средства) нарушает или аннулирует условия сделки. В таком случае иностранный имеет право прибегнуть к активации процесса разрешения споров и обратиться в арбитражную судебную инстанцию с целью компенсации убытков. Если в определенные законодательством сроки инвестирующая сторона не получила компенсаций или же механизм арбитражного урегулирования по причине определенных действий принимающей стороны не работает, то МАГИ обеспечивает своевременную выплату компенсации.

4. Война и гражданское неповиновение (терроризм, акты саботажа и так далее). Главная цель MIGA в этом случае - защитить от потенциальных убытков, которые нанесены материальным активам, а также обеспечить компенсацию в случае исчезновения (уничтожения) инвестиционного капитала при возникновении военных действий, гражданских волнений, террористических актов, восстаний внутри страны, революций, саботажа, государственного переворота и прочих событий.


При возникновении негативной ситуации МАГИ осуществляет выплату части инвестора в форме балансовой стоимости активов. Таким способом покрываются , которые имели место на ремонт разрушенных (поврежденных) активов. Кроме этого, многостороннее агентство по инвестиционным гарантиям берет на себя функцию выплаты компенсации в случае гражданских беспорядков или войны, которая привела к остановке проектных операций, имеющих ключевое значение для развития государства и его жизнеспособности. В свою очередь, MIGA берет на себя осуществление платежа по балансовой стоимости всех застрахованных вложений в виде акционерного капитала.

Структура Multilateral Investment Guarantee Agency предоставляет гарантии в форме самых разных вложений. В ряде случаев это могут быть вложения, имеющие самую различную форму - натуральную, денежную, интеллектуальной собственности и так далее. Кроме этого, МАГИ может обеспечивать инвестиционные соглашения, касающиеся лицензирования, управленческой деятельности, раздела прибыли, договоров франчайзинга и так далее.

Будьте в курсе всех важных событий United Traders - подписывайтесь на наш

МИГА - Многостороннее инвестиционное гарантийное агентство, также МАГИ - Многостороннее агентство по гарантии (гарантиям) инвестиций, также МАИГ -- Многостороннее агентство по инвестиционным гарантиям-- одно из автономных международных учреждений, которое, наряду с Международной финансовой корпорацией (МФК), Международным центром по урегулированию инвестиционных споров (МЦУИС) и самим Всемирным банком входит в Группу организаций Всемирного банка, являющуюся специализированным учреждением Организации Объединённых Наций. Целью МАГИ является содействие направлению прямых иностранных инвестиций в развивающиеся страны, страхование от политических рисков и предоставление гарантий частным инвесторам, а также оказание консультационных и информационных услуг.

МАГИ основано в 1988 году. Оно содержится на взносы стран-участниц. В настоящее время (по сост. на 1 сентября 2008 г.) в МАГИ представлена 172 страна, в том числе Российская Федерация. Уставный капитал МАГИ превышает 1 млрд долл. США. Конвенция об учреждении МАГИ подписана в Сеуле 11 октября 1985 г. Штаб-квартира МАГИ, также как и других организаций группы Всемирного банка находится в Вашингтоне.

Гарантии МАГИ защищают инвесторов от рисков ограничения перемещения средств, конфискации, военных и гражданских волнений, нарушения условий контракта. Однако страхование от коммерческих рисков, например, от риска банкротства, не проводится. При предоставлении гарантий предпочтение предоставляется инвестициям в страны с низким доходом, в страны с политическим риском или затронутые конфликтами, в экологически и социально значимые проекты, в развитие инфраструктуры. МАГИ осуществляет также страхование инвестиций, проводимых между развивающимися странами.

Претендовать на гарантии МАГИ могут частные фирмы и граждане, не зарегистрированные в стране, в которую направляются инвестиции. Гарантии предоставляются на срок от 3 до 15-20 лет. В отличие от гарантий Всемирного банка, встречных гарантий от правительства страны инвестирования не требуется.

В то же время МАГИ не предоставляет кредиты и не является самостоятельным инвестором. Гарантии не выделяются для инвестиций в производство табака и алкоголя, в организацию азартных игр. Максимальный размер гарантий составляет в настоящее время 110 млн долл. США на один инвестиционный проект и 440 млн долл. США на одну страну. Путем совместного страхования и перестрахования лимит может быть значительно превышен.

С 1988 года МАГИ выдало более 900 гарантий на общую сумму 17,4 млрд долл. США. При этом оно помогло разместить более 50 млрд долл. США прямых иностранных инвестиций в 96 развивающихся странах.

Международная ассоциация развития

Международная ассоциация развития (МАР) - это межправительственная организация, филиал (в административном отношении) Международного банка реконструкции и развития (МБРР), но в юридическом и финансовом отношении независимая от него. МАР начала функционировать в 1960 г. Все страны, входящие в МБРР, имеют право быть членами ассоциации. В зависимости от их экономического положения страны - члены МАР делятся на две категории. К первой относятся индустриальные государства, а также Кувейт и Объединенные Арабские Эмираты. Во вторую входят развивающиеся государства.

Ассоциация преследует те же цели, что и МБРР, но ее помощь предоставляется беднейшим странам на более льготных условиях. Задачи, которые ставит перед собой МАР, заключаются в развитии производительных сил и стимулировании экономического роста соответствующих стран.

Ассоциация формирует свои ресурсы из пяти источников: подписной капитал и членские взносы (30 млрд дол.), перевод части чистой прибыли МБРР (1,6 млрд дол.), платежи по ранее предоставленным кредитам и чистые доходы МАР (280 млн дол.), швейцарские займы (51 млн дол.) и операции по совместному финансированию.

Средства, получаемые из первого источника, составляют 90% всех ресурсов МАР и поступают из 33 государств, в большинстве своем индустриальных. Члены МАР, относящиеся к этой категории, полностью вносят подписной капитал и предоставляют ассоциации дополнительные средства в неконвертируемых валютах. Те же страны, которые входят во вторую категорию, платят 10% своего первоначального взноса в свободно-конвертируемой валюте и остающиеся 90% и все дополнительные взносы и платежи - в национальной валюте.

Средства, выделяемые МАР, обычно именуются кредитами, чтобы отличить их от займов, предоставляемых МБРР. Кредитование по линии ассоциации чаще всего осуществляется в форме долгосрочных кредитов с совместным финансированием или без него. Срок погашения - 50 лет с 10-летним льготным периодом, после которого выплачивается по 1% суммы долга в год в течение 10 лет и по 3% в год в течение последних 30 лет. Проценты по кредитам не начисляются, но при нарушении сроков платежей взимается 0,75% просроченной суммы. С 1982 г. дополнительно взимается 0,5% с суммы неиспользованного остатка кредитной линии.

Резюме. Кредиты по линии МАР предоставляются на весьма льготных условиях с чрезвычайно длительным сроком погашения. В свете основных целей развития, которые пятый президент Всемирного банка, ныне уже находящийся в отставке, определил как ускорение экономичексого роста и искоренение абсолютной нищеты, шестому главе ассоциации пока еще далеко не удалось удовлетворить растущие потребности стран с низкими доходами.