Ликвидация бизнеса. Приказы. Оборудование для бизнеса. Бухгалтерия и кадры
Поиск по сайту

Количество зарегистрированных налогоплательщиков. Налоговый контроль за физическими лицами в россии. Налоговым законодательством понятие крупнейшего налогоплательщика не раскрывается

Несмотря на неблагоприятную экономическую обстановку, отечественное предпринимательство потихоньку развивается. Мы решили провести анализ и определить, сколько в России предприятий. По данным Единого реестра малого и среднего предпринимательства (на 10.09.2016), который только в этом году начал свою работу, общее количество предприятий в России (включая юридически лица и индивидуальных предпринимателей) сегодня составляет 5 671 909, из них микропредприятий – 5 380 768 (94,87%), малых – 270 540 (4,77%), средних – 20 601 (0,36%).

Тем не менее, здесь стоит учитывать, что в рамках данного реестра понимается под малыми, средними и микропредприятием. Сегодня критерии следующие:

Категория субъектов МСП Количество сотрудников Доход предприятия (за год)
Микропредприятие < 15 человек < 120 млн. руб.
Малое предприятие 16 – 100 человек < 800 млн. руб.
Среднее предприятие 101 – 250 человек < 2 млрд. руб.
Должно быть выполнено хотя бы одно из следующих требований:
  1. Суммарная доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью не превышает 25%, а суммарная доля участия иностранных юридических лиц и (или) юридических лиц, не являющихся субъектами малого и среднего предпринимательства, не превышает 49%.
  2. Акции акционерного общества, обращающиеся на организованном рынке ценных бумаг, отнесены к акциям высокотехнологичного (инновационного) сектора экономики.
  3. Деятельность хозяйственных обществ, хозяйственных партнёрств заключается в практическом применении (внедрении) результатов интеллектуальной деятельности Получили статус участника проекта в соответствии с Федеральным законом от 28 сентября 2010 года № 244-ФЗ «Об инновационном центре «Сколково».
  4. Учредителями (участниками) хозяйственных обществ, хозяйственных партнёрств являются юридические лица, включенные в утвержденный Правительством Российской Федерации перечень юридических лиц, предоставляющих государственную поддержку инновационной деятельности.

Когда только вводился реестр, мы уже отмечали, что данные критерии не позволяют учесть все особенности малых и средних предприятий. Например, что делать, если предприятия по этим критериям подходят по классификацию «малое», но одно имеет доход 10 млн. руб. в год, а другое – 100 млн. руб.? Они оба будут микропредприятиями при соответствии остальным критериям, несмотря на 10-кратную разницу в доходе. Поэтому ещё есть над чем работать. При всем при этом, данный реестр полезен и имеет большое значение, например, при отборе отечественных предприятий во избежание мошенничества для осуществления госзаказа или предоставления государственного финансирования.

Стоит отметить, что в структуре ВВП развитых стран, таких как США, Китай, Германия, Франция, Великобритания, Япония, Южная Корея доля малых и средних предприятий составляет 50-60%, а в России всего 21% (данные 2015 года). Иными словами, развитие предпринимательства, особенно малых и средних предприятий, является ключевым фактором экономического роста. Именно здесь в большей степени рождаются инновации, изменяющие мир и нашу жизнь.

Приказом ФНС РФ от 19.09.2014 г. №ММВ-7-2/483 скорректированы критерии отнесения налогоплательщиков к категории крупнейших. Проанализируем положительные и отрицательные стороны внесенных изменений.

Фискальное ведомство (Письмо ФНС РФ от 23.08.2012 г. №АС-4-2/13912) отмечало, что установленные «крупнейшие» критерии подлежат регулярному уточнению в зависимости от экономической ситуации. И Приказом ФНС РФ от 19.09.2014 г. №ММВ-7-2/483 (далее по тексту – Приказ ФНС РФ) такие изменения внесены сразу в два документа:

1) в приказ МНС РФ от 16.04.2004 г. №САЭ-3-30/290@ «Об организации работы по налоговому администрированию крупнейших налогоплательщиков и утверждении критериев отнесения российских организаций - юридических лиц к крупнейшим налогоплательщикам, подлежащим налоговому администрированию на федеральном и региональном уровнях»;

2) в критерии отнесения организаций - юридических лиц к крупнейшим налогоплательщикам, подлежащим налоговому администрированию на федеральном и региональном уровнях, утвержденные приказом ФНС РФ от 16.05.2007 г. №ММВ-3-06/308@ «О внесении изменений в приказ МНС РФ от 16.04.2004 г. №САЭ-3-30/290@» (далее по тексту - Критерии).

Налоговым законодательством понятие крупнейшего налогоплательщика не раскрывается

Пунктом 1 ст.83 НК РФ лишь установлено, что финансовое ведомство вправе определять особенности учета в налоговых органах крупнейших налогоплательщиков.

Налогоплательщик приобретает статус крупнейшего налогоплательщика с момента постановки на учет в налоговом органе в качестве крупнейшего налогоплательщика (Письмо Минфина РФ от 25.10.2010 г. №03-02-07/1-493).

Налоговое администрирование крупнейших налогоплательщиков осуществляется (Методические указания для налоговых органов по вопросам учета крупнейших налогоплательщиков, утв. Приказом Минфина РФ и ФНС от 27.09.2007 г. №ММ-3-09/553@):

  • на федеральном уровне - в межрегиональных инспекциях ФНС РФ по крупнейшим налогоплательщикам;
  • на региональном уровне - в межрайонных инспекциях ФНС РФ по крупнейшим налогоплательщикам, создаваемых по субъектам РФ.

Приказом ФНС РФ внесены изменения в Критерии для крупнейших налогоплательщиков федерального и регионального уровней.

«Федеральные» изменения

Приказом ФНС РФ сохранена особая категория налогоплательщиков (организации оборонно-промышленного комплекса) с отличными от общеустановленных критериев финансово-экономической деятельности. Однако для признания стратегических предприятий в качестве крупнейших налогоплательщиков предприятие должно соответствовать всем установленным критериям. Как отмечено в Постановлении ФАС Дальневосточного округа от 27.07.2012 г. №Ф03-3038/2012. «…при разрешении вопроса об отнесении организации к крупнейшим налогоплательщикам, налоговый орган должен исходить из оценки совокупности обстоятельств, характеризующих деятельность конкретного налогоплательщика, и влияющих на возможное отнесение организации к категории крупнейших налогоплательщиков». То есть если у налогоплательщика отсутствовали экспортные поставки при соблюдении остальных критериев, то предприятию оборонно-промышленного комплекса нельзя присваивать статус крупнейшего налогоплательщика.

Напомним, что ранее (п.4 Приказа ФНС РФ в редакции от 27.06.2012 г. №ММВ-7-2/428@) были выделены в отдельную группу налогоплательщики в сфере финансового сектора (кредитные и страховые компании), подлежащие учету в качестве крупнейших налогоплательщиков в зависимости от следующих финансово-экономических показателей:

  • суммарный объем начислений федеральных налогов и сборов по данным налоговой отчетности - свыше 300 миллионов рублей;
  • объем чистых активов на конец года - не менее 25 миллионов рублей;
  • сумма страховых премий за отчетный период - не менее 2 миллиардов рублей.

Теперь расширена данная категория налогоплательщиков и сняты ограничения в части финансово-экономических показателей. Кроме того, для отнесения налогоплательщиков к категории крупнейших налогоплательщиков на федеральном уровне для организаций финансового сектора добавился еще один критерий - наличие лицензии на право осуществления конкретного вида деятельности:

Перечень организаций, осуществляющих финансовую деятельность

Наименование лицензии

Кредитная организация.

На осуществление банковских операций

Страховая организация.

На осуществление страхования, перестрахования, взаимного страхования, посреднической деятельности в качестве брокера

Перестраховочная организация.

Общество взаимного страхования.

Страховой брокер.

Профессиональный участник рынка ценных бумаг.

На осуществление деятельности в качестве профессионального участника рынка ценных бумаг и по ведению реестра

Негосударственный пенсионный фонд.

На осуществление деятельности по пенсионному обеспечению и пенсионному страхованию

К каким последствиям приведет перевод данной группы налогоплательщиков в статус крупнейших?

Главный минус наличия статуса крупнейшего налогоплательщика заключается в пристальном внимании со стороны налоговых органов. Периодичность проведения выездных налоговых проверок, как правило, составляет 1 раз в 2 года.

Помимо выездных (как правило, длительностью полгода, а при наличии нескольких обособленных подразделений - более шести месяцев) налоговых проверок, налоговые инспекции истребуют дополнительные сведения о предстоящем размере налоговых поступлений в бюджет, о плановых показателях выручки и прочих показателей (для прогноза бюджетных поступлений).

В отношении крупнейших налогоплательщиков проводятся так называемые «углубленные» камеральные налоговые проверки с истребованием дополнительных сведений и документов.

То есть таким организациям будет уделяться особое внимание в части мероприятий налогового контроля.

Согласно п.6 Приказа МНС РФ №САЭ-3-30/290@ налоговое администрирование организаций финансово-кредитной сферы будет осуществляться Межрегиональной инспекцией ФНС РФ по крупнейшим налогоплательщикам №9.

Таким образом, если организация осуществляет финансовую деятельность, например, в Уральском регионе и получит статус крупнейшего налогоплательщика, то она будет поставлена на учет в МИ ФНС РФ №9 в г. Москве и, соответственно, будет представлять отчетность в инспекцию по учету крупнейших налогоплательщиков (региональные и местные налоги уплачиваются по месту нахождения организации). На практике это приводит к увеличению затрат организации на отправку документации из региона в Москву, на телефонные переговоры и командировочные расходы. Нельзя не учитывать возможные проблемы, связанные с передачей лицевых счетов из одной инспекции (в которой состоял налогоплательщик на учете) в другую по учету крупнейших налогоплательщиков (в которой налогоплательщик будет поставлен на учет).

«Региональные» изменения

Приказом ФНС РФ уточнены финансово-экономические показатели и на региональном уровне:

Наименование показателя

Региональный уровень

Было (в ред. Приказа ФНС РФ от 27.06.2012 г. №ММВ-7-2/428@)

Стало (в ред. Приказа ФНС РФ от 19.09.2014 г. №ММВ-7-2/483)

Суммарный объем начислений федеральных налогов и сборов согласно данным налоговой отчетности.

Свыше 75 миллионов рублей до 1 миллиарда рублей

Суммарный объем полученных доходов (форма «Отчет о прибылях и убытках», коды строк 2110 «Выручка», 2310 «Доходы от участия в других организациях», 2320 «Проценты к получению»,2340 «Прочие доходы»).

От 1 миллиарда рублей до 20 миллиардов рублей

От 2 миллиарда рублей до 20 миллиарда рублей

Суммарная величина внеоборотных и оборотных активов (форма «Бухгалтерский баланс»).

Свыше 100 миллионов рублей до 20 миллиардов рублей

Среднесписочная численность работников.

Критерий отсутствовал

Превышает 50 человек

Таким образом, для региональных крупнейших налогоплательщиков увеличен нижний порог суммарного объема полученных доходов и введен дополнительный критерий - среднесписочная численность работников.

Чтобы стать крупнейшим налогоплательщиком должны единовременно выполняться вышеприведенные условия. Внесенные Приказом ФНС РФ изменения приведут к уменьшению числа крупнейших налогоплательщиков на региональном уровне.

Так, при подведении итогов администрирования крупнейших налогоплательщиков в одном из регионов (Челябинская область) отмечено, что по состоянию на 1 июля 2014 года количество крупнейших налогоплательщиков составило 264 организации, что на 12 меньше, чем в 2013 году.

То есть уже сейчас в регионе сокращается количество крупнейших налогоплательщиков, а с учетом новых критериев при нестабильной экономической ситуации, их численность будет еще меньше. А учитывая, что платежи крупнейших налогоплательщиков составляют большой удельный вес в бюджете области (до 80-90%), «выпадение» доходной части бюджета скажется и на социальных программах региона.

Кроме того, п. 5 Приказа ФНС РФ прямо закреплено, что к крупнейшим региональным налогоплательщикам по показателям финансово-экономической деятельности не относятся организации, находящиеся на специальных режимах.

Но уже сейчас в соответствующих главах НК РФ, посвященных применению специальных налоговых режимов, установлены ограничительные барьеры. Так, например, организации, отнесенные к категории крупнейших налогоплательщиков не вправе применять ЕНВД (п.2.1 ст.346.26 НК РФ, Письмо Минфина РФ от 05.08.2009 г. №03-11-06/3/204).

Организации, применяющие УСН, по финансово-экономическим показателям не подпадают под критерии, установленные для крупнейших налогоплательщиков. Введение специального налогового режима в виде УСН уже предполагает ограничения по размеру выручки, численности работников, стоимости основных средств (ст.346.12 НК РФ).

И только при установлении факта взаимозависимости и способности влиять на экономические результаты другой крупнейшей организации (раздел II Критериев, впервые введен Приказом ФНС РФ от 24.04.2012 г. №ММВ-7-2/274@), такие налогоплательщики могут быть отнесены к категории крупнейших налогоплательщиков. Взаимозависимость между организациями определяется в соответствии с правилами ст.105.1 НК РФ. Напомним, что с 01.01.2012 г. статьей 105.1 НК РФ установлено 11 оснований для признания организаций взаимозависимыми.

Наиболее сложным представляется расчет прямого и (или) косвенного участия организации в другой организации (пп.1, пп.3 п.2 ст.105.1 НК РФ). Проиллюстрируем расчет на конкретном примере.

ПРИМЕР №1

Организация А заключила договор с организацией С. При этом организация А владеет 50% уставного капитала организации B, которой принадлежит 50% акций организации С. Организация А владеет 10% уставного капитала организации D, которой принадлежит 5% акций организации С.


Доля косвенного участия организации A в организации С через организацию D будет равна 0,5% (0,1 х 0,05 х 100%). Таким образом, суммарное произведение долей будет равно 25,5%, следовательно, организации А и С являются взаимозависимыми. Организация А является частью того же холдинга, что и организация С. При этом организация А оказывает влияние на финансовые результаты организации С (через ценовой механизм). Организация С является крупнейшим налогоплательщиком федерального уровня по финансово-экономическим показателям. Исходя из этого, организация А может быть отнесена к категории крупнейшего налогоплательщика по федеральному уровню и при этом не имеют значения ее финансово-экономические показатели.

Таким образом, перечень федеральных крупнейших налогоплательщиков существенно расширится при сокращении числа крупнейших налогоплательщиков регионального уровня.

Кроме отрицательных моментов (повышенное внимание со стороны фискальных органов), наличие статуса крупнейшего налогоплательщика имеет ряд преимуществ в части использования региональных налоговых льгот. Например, Закон Челябинской области «О снижении ставки налога на прибыль организаций для отдельных категорий налогоплательщиков» (№154-ЗО от 23.06.2011 г.) устанавливает пониженную ставку налога на прибыль организаций (но не ниже 13,5%) для организаций, реализующих приоритетные инвестиционные проекты с суммарным объемом инвестиций по проекту не менее 300 миллионов рублей. При этом пониженная ставка будет рассчитываться по формуле, и льгота по налогу будет распространяться только на ту часть прибыли, которая получена от реализации инвестиционного проекта, а не от деятельности всего предприятия.

Правительство г. Москвы внесло в Мосгордуму проект закона об установлении пониженной ставки налога на прибыль в размере 13,5% для нефтяных компаний, а также консолидированных групп налогоплательщиков. Принятие закона позволит закрепить присутствие и дополнительно привлечь в город крупнейших налогоплательщиков нефтяной отрасли. Согласно прогнозам столичных властей, начиная с 2015 года реализация законопроекта обеспечит прирост доходов бюджета г. Москва в размере не менее 2 миллиардов рублей в год (на сайте правительства Москвы - mos.ru). Также положительным моментом внесенных Приказом ФНС РФ изменений является сокращение срока сохранение статуса крупнейшего налогоплательщика. В том случае если налогоплательщик в отчетном году уже не удовлетворяет установленным критериям, то по новым правилам сохраняется статус крупнейшего налогоплательщика в течение двух лет, а не трех лет (как это было ранее).

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ КАЗАНСКИЙ (ПРИВОЛЖСКИЙ) ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТИНСТИТУТ УПРАВЛЕНИЯ, ЭКОНОМИКИ И ФИНАНСОВ
КАФЕДРА НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ
НАЛОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ ЗА ФИЗИЧЕСКИМИ ЛИЦАМИ
В РОССИИ
Студент гр. 14.3-222
Научный руководитель
Ф.Ф. Шарипов
ассистент С.В. Салмина
Казань, 2016

Актуальность исследования

Установление государственного контроля за гражданами является
необходимой мерой по защите интересов государства и общества.
Значение проводимого налогового контроля за физическими лицами
состоит не в том, чтобы тотально контролировать приобретение
определенного имущества гражданами, а в том, чтобы эти денежные
средства были получены правомерным путем и с них надлежащим
образом были уплачены налоги и сборы.

Цель и задачи исследования

Цель исследования - исследовании особенностей налогового контроля за
физическими лицами в России.
Задачи исследования:
а) рассмотреть понятие и сущность налогового контроля за физическими лицами в
России;
б) рассмотреть историческое развитие налогового контроля за физическими лицами в
России;
в) изучить зарубежный опыт организации налогового контроля за физическими лицами;
г) провести анализ формирования налоговых баз, осуществляемый налоговыми
органами при взаимодействии с государственными органами;
д) изучить практику проведения налоговых проверок физических лиц налоговыми
органами;
е) изучить тенденции развития налогового контроля за физическими лицами при
проведении налоговых проверок;
ж) исследовать возможности применения международного опыта организации и
проведения налогового контроля за физическими лицами в России.

Взгляды ученых на определение налогового контроля в широком и узком смыслах

Автор
В широком смысле
Н.Н. Нестеров
Понятие «налоговый контроль» охватывает все сферы деятельности уполномоченных органов
(государственная регистрация налогоплательщиков (физических лиц), налоговый учет,
налоговые проверки, а также сферы деятельности контролируемых субъектов, связанные с
уплатой налогов)
А.Ю. Ильин
Контроль государства за соблюдением налогового законодательства всеми участниками
налоговых правоотношений (в том числе физическими лицами) на всех этапах налогового
процесса - от установления налогов и сборов вплоть до прекращения налоговой обязанности
Автор
В узком смысле
Н.Н. Нестеров
Налоговый контроль представляет собой, непосредственно, проведение проверок
уполномоченными органами
А.Ю. Ильин
Властные действия уполномоченных органов государства по проверке законности исчисления,
удержания и уплаты налогов налогоплательщиками (физическими лицами) и налоговыми
агентами
А.В. Брызгалин
Установленная законодательством совокупность приемов и способов руководства компетентных
органов, обеспечивающих соблюдение налогового законодательства и правильность исчисления,
полноту и своевременность внесения налога в бюджет или внебюджетный фонд
Р.Г. Сомоев
Налоговый контроль, как и финансовый, представляет собой совокупность действий и
операций по проверке финансовых, налоговых и связанных с ними вопросов деятельности
субъектов хозяйствования и управления с применением специфических форм, методов его
организации и проведения и обусловленный главным образом мобилизацией налогов и других
обязательных платежей в бюджетную систему страны
Т.Ф. Юткин
Налоговый контроль – это элемент финансового контроля и налогового механизм

Количество зарегистрированных налоговых деклараций формы 3-НДФЛ в России в 2013-2015 гг.

Количество налогоплательщиков, учтенных в базе данных налоговых органов федеральных округов России по налогу на имущество физических лиц

в 2012-2014 гг., единиц
2012 год
2013 год
2014 год
Изменение
Темп прироста
/ снижения, %
По России в целом, в то
числе:
33574450
34429018
70018323
36443873
108,55
Центральный федеральный
округ
9054102
9 229 092
20333834
11279732
124,58
Северо-западный
федеральный округ
2230366
2 282 079
7 413 462
5183096
232,39
Северо-кавказский
федеральный округ
2004568
1 750 717
2 037 955
33387
1,67
Южный федеральный
округ
4560073
4 635 376
6 217 341
1657268
36,34
Приволжский федеральный
округ
7927763
8 216 489
15864177
7936414
100,11
Уральский федеральный
округ
2386066
2 493 871
6 463 230
4077164
170,87
Сибирский федеральный
округ
4480819
4 845 487
8 933 659
4452840
99,38
Дальневосточный
федеральный округ
930693
975 907
2 754 665
1823972
195,98
Наименование показателя

Количество налогоплательщиков, учтенных в базе данных налоговых органов федеральных округов России по земельному налогу физических лиц в

2012-2014 гг., единиц
Наименование
показателя
2012 год
2013 год
2014 год
Изменение
Темп прироста /
снижения, %
По России в целом, в то
числе:
33574450
34429018
34308914
734464
2,19
Центральный
федеральный округ
9054102
9 229 092
9 213 525
159423
1,76
Северо-западный
федеральный округ
2230366
2 282 079
2 315 533
85167
3,82
Северо-кавказский
федеральный округ
2004568
1 750 717
1 775 914
-228654
-11,41
Южный федеральный
округ
4560073
4 635 376
4 669 226
109153
2,39
Приволжский
федеральный округ
7927763
8 216 489
8 032 350
104587
1,32
Уральский федеральный
округ
2386066
2 493 871
2 512 551
126485
5,30
Сибирский федеральный
округ
4480819
4 845 487
4 774 568
293749
6,56
Дальневосточный
федеральный округ
930693
975 907
1 015 247
84554
9,09

Количество налогоплательщиков, учтенных в базе данных налоговых органов федеральных округов России по транспортному налогу физических л

Количество налогоплательщиков, учтенных в базе данных
налоговых органов федеральных округов России по
транспортному налогу физических лиц в 2012-2014 гг., единиц
2012 год
2013 год
2014 год
Изменение
Темп
прироста /
снижения, %
По России в целом, в то
числе:
32353111
33259912
34554105
2200994
6,80
Центральный
федеральный округ
9155731
9 130 819
9 430 418
274687
3,00
Северо-западный
федеральный округ
3337942
3 444 011
3 554 098
216156
6,48
Северо-кавказский
федеральный округ
1285013
1 377 250
1 446 777
161764
12,59
Южный федеральный
округ
3181865
3 295 355
3 462 656
280791
8,82
Приволжский
федеральный округ
6653957
6 957 912
7 278 875
624918
9,39
Уральский федеральный
округ
3075031
3 164 323
3 274 996
199965
6,50
Сибирский федеральный
округ
4221709
4 398 635
4 555 905
334196
7,92
Дальневосточный
федеральный округ
1441863
1 491 607
1 550 380
108517
7,53
Наименование показателя

Динамика проведения выездных проверок физических лиц в России в 2013-2015 гг., единиц

10. Динамика начисленных платежей (включая налоговые санкции и пени) налоговыми органами в ходе выездных проверок физических лиц по федеральн

Динамика начисленных платежей (включая налоговые
санкции и пени) налоговыми органами в ходе выездных
проверок физических лиц по федеральным округам России в
2013-2015 гг., тыс. руб.
Наименование
показателя
2013 год
2014 год
2015 год
Изменение
Темп прироста /
снижения, %
По России в целом, в то
числе:
11 523 973
11 344 950
9 532 452
-1 991 521
-17,28
Центральный
федеральный округ
2 817 629
2 555 108
2 049 959
-767 670
-27,25
Северо-западный
федеральный округ
1 130 586
888 762
708 884
-421 702
-37,30
Северо-кавказский
федеральный округ
271 354
302 301
482 856
211 502
77,94
Южный федеральный
округ
1 340 733
1 061 308
629 085
-711 648
-53,08
Приволжский
федеральный округ
2 286 700
2 608 173
2 017 741
-268 959
-11,76
Уральский
федеральный округ
1 483 463
1 817 749
1 270 089
-213 374
-14,38
Сибирский
федеральный округ
1 244 611
1 508 664
1 312 042
67 431
5,42
Дальневосточный
федеральный округ
948 897
602 885
1 061 796
112 899
11,90

11. Проблемы налогового контроля за физическими лицами в России

Проблемы налогового контроля за физическими лицами
Низкий уровень налоговой
дисциплины
Недостаточная направленность
информационной функции
налоговых органов на
предупреждение налоговых
правонарушений
Пробелы в законодательстве по
налоговому контролю за
расходами физических лиц

12. Рекомендации по решению проблем налогового контроля за физическими лицами в России

1) необходимо разработать различные программы, улучшающие положения
налогоплательщиков и предоставляющие им больше прав, организовать
поощрения добросовестным налогоплательщикам, развивать систему льгот
индивидуальным предпринимателям.
2) необходимо создавать условия для налогоплательщика, исходя из которых, он
будет строить свое поведение (работа web-ресурсов, возможность получить
налоговые услуги в электронном виде, функционирование call-центров,
телефонов доверия, проведение массово-разъяснительной работы, размещение
информации с использованием СМИ, информационных стендов, буклетов и
иных печатных материалов).
3) необходимо разработать и ввести в действие специальную главу Налогового
кодекса РФ - «Определение налоговых обязательств физических лиц на основе
их расходов и обобщенных показателей образа жизни». Формирование в
инспекциях Федеральной налоговой службы РФ электронных досье физических
лиц.

13. Направления применения опыта зарубежных стран по налоговому контролю за физическими лицами в России

1) Опыт Швеции. Модернизация АИС «Налог-3» по примеру шведской
Национальной электронной системы.
2) Опыт Дании. Внесение поправок в Налоговый кодекс РФ относительно
начислений 4% налогоплательщику за переплату налогов и дополнительных 9%
за несвоевременность уплаты.
3) Опыт Канады. Формирование единой телефонной сети консультационных
услуг в целом по стране с единым телефонным номером.

1 августа ФНС опубликовала в открытом доступе больше информации о компаниях. Планировалось, что это будет сервис, который поможет проверять контрагентов, его будет удобно использовать, всем наступит цифровая экономика. В реальности это оказался не сервис, а какой-то программный код. Но все равно налоговая тайна больше не тайна, данные опубликованы, их можно использовать и узнавать о вас то, что раньше было нельзя.

Вот как это работает и что теперь будет известно всем.

Кому нужна информация о чужом бизнесе?

Информация о юрлицах нужна компаниям, которые должны проверять своих контрагентов на порядочность. Например, если производитель закупает сырье у поставщика, он должен этого поставщика проверить: не однодневка ли это, занимается ли он хозяйственной деятельностью, платит ли налоги, есть ли у него имущество и сотрудники, чтобы выполнить контракт. Если этого не сделать, у налоговой могут возникнуть вопросы уже к производителю: а не занимается ли он сам обналом или уходом от налогов?

Екатерина Мирошкина

экономист

Раньше контрагентов тоже проверяли: смотрели, кто директор, нет ли судебных споров, где фирма зарегистрирована, действительна ли ее регистрация, сдает ли она отчетность. Теперь ФНС опубликовала большую порцию новых данных. А скоро опубликует еще больше.

С какой стати ФНС раскрывает налоговую тайну?

Например, долги по налогам и штрафам - это не налоговая тайна. И сумма страховых взносов, и за что именно вас штрафовали, и налоги, которые вы платите в бюджет. Все это по закону не тайна, а скоро будет опубликовано в открытом доступе.

Перечень исключений, которые не являются налоговой тайной, есть в ст. 102 НК РФ . Вы можете проверять эти данные по своим партнерам, а они - по вам.

Какие данные о компаниях раскрыла налоговая?

Сведения о среднесписочной численности. Теперь кто угодно может узнать, сколько человек официально работает в любой компании. Ваш партнер может узнать, сколько человек трудоустроено у вас, а вы можете проверить партнера. Вдруг у него в офисе сидит двадцать человек, причем десять из них принимают от вас деньги, а по отчетам проходит только двое? Кто тогда эти остальные люди?

Или вы работаете с транспортной компанией, но, по данным налоговой, у нее в штате два человека с зарплатой по 10 тысяч рублей. Когда налоговая будет проверять ваш бизнес, она спросит, что это за партнер такой, который выдает вам счета-фактуры на транспортные услуги? И почему вы не задались таким вопросом? Может быть, никаких транспортных услуг и не было вовсе?

На самом деле водители в этой компании могут работать как ИП или физлица по договорам подряда. Но вопрос налоговая все равно задаст. Лучше заранее проверять своих партнеров и работать с теми, кто не вызывает подозрений. Но так же будут проверять и вас. Сведения о среднесписочной численности должны сдавать все компании.

Сведения об участии в консолидированной группе налогоплательщиков. Это касается только крупных компаний с миллиардными оборотами. Консолидированная группа - это когда несколько фирм объединяются и вместе платят налог на прибыль, потому что связаны между собой. Если у вас нет каких-то взаимозависимых фирм, с которыми вы вместе получаете 100 млрд рублей в год, то ничего такого ваши партнеры не узнают.

Еще эти данные подходят для самопроверки. Например, если вы на спецрежиме и подали в налоговую уведомление еще при регистрации, то в ответ налоговая ничего не выдает. А потом вам присылают запрос: почему это вы не подаете декларацию по НДС .

Выясняется, что налоговая не знает, что вы на спецрежиме, и ждет от вас налоги и отчеты по полной программе. Чтобы разобраться, нужно поднимать документы, хотя второго экземпляра с отметкой может не быть. Еще бывает, что фирму вам регистрирует бухгалтерская компания или юрист. Они говорят, что все зарегистрировали и подали уведомление о переходе на спецрежим. А потом оказывается, что на упрощенку вас не перевели.

Это все, что рассказала налоговая?

Да, пока это все. Публикация данных в открытом доступе делится на три этапа :

  1. 1 августа - то, что уже опубликовали.
  2. 1 октября - сведения о доходах и расходах из бухгалтерской отчетности, суммы уплаченных налогов и взносов.
  3. 1 декабря - информация о нарушениях, долгах по налогам, пеням и штрафам. А через год опубликуют долги и по страховым взносам.

Значит, надо быстрее оплачивать долги и оформлять сотрудников?

Тут не все так просто. Налоговая раскрывает данные не в реальном времени. По приказу ФНС , данные актуальны не на день публикации или запроса, а на конкретную дату. Причем эта дата может быть даже в прошлом году.

Когда опубликуют Актуальность данных
Спецрежимы 1 августа 2018 года на 31 декабря 2017 года
Среднесписочная численность 1 августа 2018 года за 2017 год
Суммы уплаченных налогов 1 октября 2018 года за 2017 год
1 октября 2018 года за 2017 год
1 декабря 2018 года на 31 декабря 2017 года, при условии, что до 1 октября 2018 года долг не погашен
1 декабря 2018 года которые вступили в силу в 2017 году, при условии, что до 1 октября 2018 года штраф не оплачен

Спецрежимы

Когда опубликуют

Актуальность данных

Среднесписочная численность

Когда опубликуют

Актуальность данных

за 2017 год

Суммы уплаченных налогов

Когда опубликуют

Актуальность данных

за 2017 год

Доходы и расходы по бухгалтерской отчетности

Когда опубликуют

Актуальность данных

за 2017 год

Долги по каждому налогу, пеням и штрафам

Когда опубликуют

Актуальность данных

Налоговые нарушения и штрафы за них

Когда опубликуют

Актуальность данных

которые вступили в силу в 2017 году, при условии, что до 1 октября 2018 года штраф не оплачен

Это значит, что 1 октября будут опубликованы только те суммы налогов, которые фирма заплатила за 2017 год. В этот период бизнес мог еще быть маленьким и даже убыточным, доходов по отчетности было немного. А в 2018 году он стал приносить прибыль, и доходов с налогами стало больше. Но данные об этом будут доступны только в 2019 году. Не все партнеры это узнают - могут подумать, что сумма налогов актуальна на дату запроса. В результате может сложиться неправильное мнение о бизнесе.

Со штрафами тоже есть риски. Компания могла получать много штрафов по налогам в 2017 году, а до 1 октября 2018 года все их погасить, чтобы заключить выгодный контракт. Кажется, что фирма добросовестная, а она весь прошлый год не сдавала отчеты и платила налоги с просрочками.

Поэтому этот сервис хоть и полезный, но вряд ли поможет получить на 100% достоверную и актуальную информацию. Его можно использовать, но нужно проверять партнера и по другим каналам. Например, использовать сервисы налоговой с актуальной информацией.

Как пользоваться сервисом?

Пользоваться этим сервисом в том виде, в котором его запустили , невозможно. Потому что это не сервис, а набор нечитаемых данных. Нельзя указать ИНН и узнать, какая среднесписочная численность сотрудников у партнера.

В прошлом году, когда была попытка запустить «Прозрачный бизнес», для него сделали отдельный домен pb.nalog.ru, там был поиск по ИНН . Он поработал несколько часов, а потом его закрыли.

В этот раз все ждали такой же сервис, но что-то пошло не так. Говорят, что так и было задумано, но скачать можно только файл с данными, из которого ничего не понятно. То есть вы не сможете зайти на сайт налоговой, указать там ИНН партнера и узнать, какой у него спецрежим, сколько человек там работает и нет ли долгов по налогам. А конкурент не сможет вот так запросто узнать, какой у вас оборот по балансу за 2017 год.


Значит, этот сервис не имеет смысла?

Этот сервис имеет смысл, потому что данные вот в таком виде смогут загружать и обрабатывать другие сервисы, которые представляют информацию в понятном виде. Таких сервисов много. Разобраться могут и сами компании, если программист адаптирует код из файлов в читаемый вид. Это несложно, но этим надо заниматься.

Файлы с открытыми данными уже обработали те, кто предлагает услуги по проверке контрагентов. Есть даже боты в Телеграме, которые по ИНН выдают численность сотрудников.

Вот что будет, если отправить такому боту ИНН компаний со снимка экрана, который мы привели выше.



А о физлицах такое будут публиковать?

Пока нет. Но о физлицах можно и сейчас найти много интересной информации. Например, сколько они должны по требованиям приставам, оформлены ли как ИП , в каких фирмах числятся директорами и в каких судах были ответчиками.

А еще можно узнать, в какой компании работает человек, а потом проверить эту компанию: сколько налогов она платит и сколько человек в ней работает. Раньше можно было сказать, что работаешь заместителем руководителя отдела продаж в условном ООО «Ромашка», а теперь любое заинтересованное лицо узнает, что в «Ромашке» числится один человек, отдела продаж там вообще нет, а замещать некого.

Что со всем этим делать?

Если вы физлицо - поднимите бокал за тех, кто в бизнесе.

Если у вас юрлицо, приведите в порядок отчетность и ту информацию, которая может быть известна партнерам. Несмотря на странный вид данных на сайте налоговой, эту информацию через другие сервисы уже сейчас можно получить в один клик.

Заплатите штрафы и недоимки по налогам до 1 октября, чтобы в декабре не испортить себе репутацию.

Оформите сотрудников, если официально у вас их мало. Можно оформить их на полставки, в отчете пока не видна зарплата и взносы. Но тогда приготовьтесь к зарплатной комиссии.

Приготовьтесь отвечать на вопросы партнеров по поводу небольшой численности и долгов по налогам, если они есть. Это не значит, что у вас однодневка. Даже такую ситуацию можно грамотно объяснить. Попросите помочь бухгалтера все правильно оформить.