Ликвидация бизнеса. Приказы. Оборудование для бизнеса. Бухгалтерия и кадры
Поиск по сайту

Как платить ндфл если есть обособленные подразделения. Как правильно платить ндфл при наличии обособленных подразделений. Что будет за «неправильное» перечисление ндфл

Российские организации, имеющие обособленные подразделения, выступая в качестве налоговых агентов, обязаны перечислять удержанные суммы НДФЛ в бюджет как по своему местонахождению, так и по местонахождению каждого своего обособленного подразделения.

Уплачивать НДФЛ по местонахождению каждого обособленного подразделения нужно вне зависимости от того, имеет ли такое обособленное подразделение отдельный баланс или расчетный счет. Платежные поручения при этом оформляются отдельно по каждому обособленному подразделению с указанием присвоенного ему КПП и соответствующего кода ОКТМО муниципального образования, в бюджет которого уплачивается НДФЛ.

Если же у организации несколько обособленных подразделений, порядок уплаты налога зависит от их расположения.

Подразделения расположены в разных городах

Если подразделения организации находятся в разных муниципальных образованиях и зарегистрированы в разных налоговых инспекциях, то она обязана перечислять начисленные и удержанные суммы налога на доходы физических лиц в бюджет как по своему местонахождению, так и по местонахождению каждого своего обособленного подразделения (п. 7 ст. 226 Налогового кодекса РФ).

Подразделения относятся к одной налоговой

В случае если несколько подразделений находятся в одном муниципальном образовании, зарегистрированы в одной и той же инспекции и имеют одинаковый КПП, налог можно перечислять одним платежным поручением. Об этом, в частности, говорится в письме Минфина России от 3 июля 2009 г. № 03-04-06-01/153 .

Напомним, что муниципальным образованием называется городское или сельское поселение, муниципальный район, городской округ либо внутригородская территория города федерального значения (п. 1 ст. 2 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ).

Уплата НДФЛ по местонахождению одного из обособленных подразделений организации применима только тогда, когда все обособленные подразделения находятся на территории одного муниципального образования.

Подразделения в одном городе, но на учете в разных налоговых

Если же несколько обособленных подразделений находятся в одном муниципальном образовании (или в городах Москве и Санкт-Петербурге), но на территориях, подведомственных разным налоговым инспекциям, у организации есть выбор:

1) регистрироваться в инспекции по местонахождению каждого подразделения и так же отдельно уплачивать НДФЛ;

2) выбрать одно из обособленных подразделений в данном муниципальном образовании и встать на учет по его местонахождению, чтобы и налоги, включая НДФЛ, уплачивать именно по местонахождению этого подразделения (письмо Минфина России от 21 сентября 2011 г. № 03-04-06/3-230). Сведения о выборе налоговой инспекции организация указывает в уведомлении, которое направляет в инспекцию по своему местонахождению.

Однако на практике не все так просто. Дело в том, что на территории Москвы и Санкт-Петербурга несколько городских округов. То есть в рамках одного города, являющегося субъектом РФ, существует несколько муниципальных образований. Возможность уплаты налога одной суммой через одно из подразделений по выбору организации привязана именно к муниципальному образованию, к одному коду КПП.

Это значит, что в такой ситуации фактически воспользоваться данной нормой можно только в тех случаях, когда все обособленные подразделения находятся не просто на территории города Москвы, но именно на территории одного муниципального (городского) округа Москвы.

Подразделения расположены в разных округах

Финансисты разъяснили, как платить налог, если организация, имеющая несколько обособленных подразделений в разных городских округах города Москвы, поставлена на учет в соответствии с пунктом 4 статьи 83 Налогового кодекса РФ по местонахождению одного из них. Налог на доходы физических лиц, исчисленный и удержанный с доходов работников всех обособленных подразделений, находящихся в городе Москве, может быть перечислен в бюджет по месту учета такого обособленного подразделения (письмо Минфина России от 22 июня 2012 г. № 03-04-06/3-174).

Однако, учитывая, что каждому обособленному подразделению организации присвоен отдельный КПП, платежное поручение на перечисление НДФЛ должно быть оформлено отдельно на каждое такое обособленное подразделение. А вот налоговики более категоричны. ФНС России в своем письме от 29 августа 2012 г. № ЗН-4-1/14304@ подчеркивает, что сама по себе постановка на учет в одном территориальном налоговом органе обособленных подразделений, располагающихся на территории различных муниципальных образований города Москвы, является правомерной. Но при решении вопроса об уплате НДФЛ следует учитывать, что законом г. Москвы от 7 декабря 2011 г. № 62 за счет НДФЛ предусмотрено формирование доходов бюджетов городских округов.

Поэтому уплата НДФЛ по местонахождению одного из обособленных подразделений организации применима только тогда, когда все обособленные подразделения находятся на территории одного муниципального образования, каким является городской округ.

Доходы из двух обособленных подразделений

Иногда сотрудники трудятся одновременно в нескольких обособленных подразделениях. НДФЛ тогда должен перечисляться в соответствующие бюджеты по местонахождению каждого подразделения исходя из отработанного времени (письмо ФНС России от 26 октября 2012 г. № ЕД-4-3/18173@). Аналогичным образом нужно поступить, если работник совмещает основную работу в головном офисе с работой по совместительству в филиале этой же организации (письмо Минфина России от 14 апреля 2011 г. № 03-04-06/3-89).

А вот если работник ездит в другие подразделения в командировку, НДФЛ перечисляется по основному месту работы, поскольку зарплату в тех подразделениях ему не начисляют. Если работник, который трудится в головной организации, был направлен в другой субъект РФ с целью открытия там обособленного подразделения, удерживаемый НДФЛ вплоть до момента постановки созданного подразделения на учет в налоговых органах уплачивается по местонахождению головной организации (письмо Минфина России от 8 августа 2012 г. № 03-04-06/3-223).

В дальнейшем, если работник не возвращается обратно в головную организацию, а переводится на работу в данное подразделение, соответствующие суммы НДФЛ нужно будет уплачивать уже по местонахождению этого подразделения. Причем в случае, если подразделение зарегистрировано в середине месяца, НДФЛ за этот месяц нужно будет также заплатить раздельно: пропорционально доле дохода, начисленной работнику за время работы в этом подразделении (письмо УФНС России по г. Москве от 26 декабря 2007 г. № 28-11/124267).

И наконец, когда работник, который работал в нескольких подразделениях, уходит в отпуск, НДФЛ с его доходов, включая отпускные выплаты, должен быть перечислен в бюджет по местонахождению подразделения, в котором ему был оформлен отпуск (

Порядок уплаты НДФЛ обособленными подразделениями достаточно точно урегулирован пунктом 7 статьи 226 Налогового Кодекса РФ. Согласно указанному пункту, налоговые агенты - российские организации, имеющие обособленные подразделения, обязаны перечислять исчисленные и удержанные суммы налога в бюджет как по месту своего нахождения, так и по месту нахождения каждого своего обособленного подразделения, то есть по месту учета налогового агента в налоговом органе. Однако при исчислении и уплате налогов возможно совершение ошибок, например, перечисление налога не по месту учета обособленного подразделения, а по месту учета головной организации. В этом случае у бухгалтера возникает вопрос – правомерно ли начисления пеней, если НДФЛ уплачен подобным образом? С одной стороны, можно считать, что обязанность по уплате налога исполнена, а с другой, что исполнена ненадлежащим образом. Однако вопрос о взаимосвязи между начислением пеней и распределением сумм налоговых сборов между бюджетами головной компании и обособленного подразделения налоговым законодательством не урегулирован. Ответ на этот вопрос был дан Федеральной налоговой службой в письме от 07 апреля 2015 года № N БС-4-11/5717@. Давайте рассмотрим.

Понятие обособленного подразделения установлено статьей 11 НК РФ. Это любое территориально обособленное от нее подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места, созданные на срок более одного месяца. Причем, признание обособленного подразделения организации таковым производится независимо от того, отражено или не отражено его создание в учредительных или иных организационно-распорядительных документах организации, и от полномочий, которыми наделяется указанное подразделение.

Налогоплательщики - российские организации обязаны сообщать в налоговый орган по месту своего нахождения обо всех обособленных подразделениях, созданных ими на территории РФ (за исключением филиалов и представительств), в течение одного месяца со дня создания обособленного подразделения (пп. 3 п. 2 ст. 23 НК РФ). Постановка на учет осуществляется налоговыми органами на основании сообщений, направляемых этой организацией по форме N С-09-3-1 (утвержденной приказом ФНС России от 09.06.2011 N ММВ-7-6/362@) в течение пяти рабочих дней со дня получения указанного сообщения.

Отметим, что исполнение организацией обязанности по сообщению о создании обособленного подразделения не ставится в зависимость от наличия у этого обособленного подразделения отдельного баланса, расчетного счета, а также начисления им выплат и иных вознаграждений в пользу физических лиц.

Также у налогового агента-организации существует обязанность по представлению в налоговый орган по месту своего учета сведений о доходах физических лиц истекшего налогового периода и суммах начисленных, удержанных и перечисленных в бюджетную систему РФ за этот налогов ежегодно не позднее 1 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом, по форме 2-НДФЛ (п.2 ст. 230 НК РФ).

Эти сведения о доходах работников обособленного подразделения должны быть предоставлены в налоговый орган по месту нахождения обособленного подразделения, в который производится перечисление НДФЛ с доходов этих работников. Данная позиция обосновывается тем, что налоговые агенты должны представлять сведения о доходах физических лиц в налоговый орган в таком же порядке, в каком производится уплата самого налога (Письмо Минфина России от 22.01.2013 N 03-04-06/3-17). Аналогичной позиции придерживаются и налоговые органы (Письмо УФНС России по г. Москве от 27.02.2012 N 20-15/016463@).

Таким образом, головная организация должна перечислять сумму налога, удержанного с заработной платы и иных доходов физических лиц, полученных за работу в обособленном подразделении, по месту нахождения такого подразделения. Статья 75 НК РФ не содержит положений, предусматривающих зависимость начисления пеней от порядка распределения сумм налогов между бюджетами разных уровней. Поэтому в случае уплаты налога на доходы физических лиц не по месту нахождения обособленного подразделения, а по месту нахождения головной организации о нарушении сроков уплаты налога речь не идет.

Придерживаются данной точки зрения и суды. Так, например, ФАС Северо-Западного округа в своем Постановлении указал, что что поскольку сумма налога перечислена по местонахождению головной организации полностью, повторная уплата налога налоговым агентом за счет собственных средств по месту учета обособленного подразделения противоречит пункту 9 статьи 226 НК РФ. Начисление пеней возможно только в случае, если у налогоплательщика имеется фактическая задолженность перед бюджетом. В данном случае начисление пеней неправомерно (Постановление ФАС Северо-Западного округа от 31.03.2011 по делу N А56-94715/2009). Подтверждение также можно найти и в Постановлении ФАС Московского округа от 08.10.2008 по делу N А40-48736/07-114-270, Постановлении ФАС Московского округа от 17.01.2011 по делу N А40-4800/10-115-55 и других (Письмо от 07 апреля 2015 года № N БС-4-11/5717@).

Еще в 2007 году УФНС по г. Москве указало, что производить уплату налога централизованно, одним платежным поручением по месту нахождения головной организации как за работников головного офиса, так и за работников обособленного подразделения нельзя (Письмо УФНС по г. Москве от 05.06.2007 N 28-11/052734).

Однако из данного правила есть исключение, речь идет о нахождении нескольких обособленных подразделений организации в одном муниципальном образовании, городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе на территориях, подведомственных разным налоговым органам. В этом случае, постановка организации на учет может быть осуществлена налоговым органом по месту нахождения одного из ее обособленных подразделений, определяемого этой организацией самостоятельно (п.4 ст. 83 НК РФ).

В этом случае НДФЛ, исчисленный и удержанный с доходов работников всех обособленных подразделений, находящихся в этом муниципальном образовании должен быть перечислен в бюджет по месту учета такого обособленного подразделения (письмо Минфина России от 22.06.2012 N 03-04-06/3-174).

Обращаем Ваше внимание, что возможность уплаты НДФЛ и предоставления отчетности за обособленные подразделения, находящиеся в том же муниципальном, что и головной офис, контролирующими органами не опровергается, но и не подтверждается (письмо Минфина России от 22.01.2013 N 03-04-06/3-17). Следовательно, можно сказать, что в уведомлении о выборе налогового органа организация может указать и налоговый орган головного офиса. При этом суммы НДФЛ с работников обособленного подразделения, уплаченные в бюджет по месту нахождения головной организации, при условии, что зачисляется в один и тот же бюджет, не могут рассматриваться как налоговая (письмо ФНС от 31.10.2005 N 04-1-02/844).

Порядок уплаты НДФЛ, в том числе обособленными подразделениями

Налоговые агенты при выплате дохода своим работникам обязаны исчислить, удержать налог на доходы физических лиц у налогоплательщиков и уплатить его в бюджет. По общему правилу налог уплачивается налоговым агентом по месту своего нахождения. Однако организации, имеющие обособленные подразделения, платят НДФЛ в ином порядке. О порядке уплаты НДС обособленными подразделениями и пойдет речь в нижеприведенном материале.

Прежде чем рассматривать сам порядок уплаты НДФЛ организациями, имеющими разветвленную структуру, необходимо напомнить, что в российском налоговом праве понимается под обособленным подразделением организации.

Согласно абзацу 20 пункта 2 статьи 11 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) обособленным подразделением организации признается любое территориально обособленное от нее подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места. Признание обособленного подразделения организации таковым производится независимо от того, отражено или не отражено его создание в учредительных или иных организационно-распорядительных документах организации, и от полномочий, которыми наделяется указанное подразделение. При этом рабочее место считается стационарным, если оно создается на срок более одного месяца.

Как видим, для признания структурной единицы организации ее обособленным подразделением ключевое значение имеет создание рабочих мест. В силу статьи 209 Трудового кодекса Российской Федерации рабочее место представляет собой место, где работник должен находиться или куда ему необходимо прибыть в связи с его работой и которое прямо или косвенно находится под контролем работодателя.

Если же по месту нахождения структурной единицы организации стационарные рабочие места не создаются, то обособленного подразделения не возникает. Такие же разъяснения содержатся в письмах Минфина России от 24 мая 2013 года № 03-02-07/1/18634, от 28 июля 2011 года № 03-02-07/1-265, от 3 ноября 2009 года № 03-02-07/1-493.

Отметим, что при наличии стационарных рабочих мест имеет значение, на какой срок они созданы. НК РФ прямо указывает на то, что этот срок должен превышать один месяц, поэтому если продолжительность работ в одном населенном пункте длится не более одного месяца, то деятельность организации в таких условиях не ведет к созданию обособленных подразделений. Аналогичные разъяснения содержатся в письме Минфина России от 10 июля 2008 года № 03-02-07/1-271.

Обращаем Ваше внимание на то, что решение о признании территориально обособленной структуры компании обособленным подразделением относится к компетенции самой организации. Тем не менее, при наличии сомнений организация всегда может обратиться в налоговый орган за помощью в решении данного вопроса. Такое право организации вытекает из взаимоувязки норм пункта 9 статьи 83 НК РФ и подпункта 1 пункта 1 статьи 21 НК РФ. На это указывает и Минфин России в своем письме от 4 октября 2013 года № 03-02-07/1/42722.

Особенностям исчисления и уплаты НДФЛ налоговыми агентами посвящена статья 226 НК РФ.

Согласно указанной статье налоговыми агентами по НДФЛ признаются следующие лица, от которых или в результате отношений с которыми налогоплательщик получил налогооблагаемые доходы:

– российские организации;

– обособленные подразделения иностранных организаций в Российской Федерации;

В письме Минфина России от 13 сентября 2012 года № 03-04-06/6-277 отмечено, что если иностранная организация выплачивает доходы физическому лицу не через обособленное подразделение в Российской Федерации, налоговым агентом она не является.

– индивидуальные предприниматели;

– нотариусы, занимающиеся частной практикой;

– адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты.

По общему правилу, закрепленному пунктом 7 статьи 226 НК РФ, совокупная сумма НДФЛ, исчисленная и удержанная налоговым агентом у налогоплательщика, в отношении которого он признается источником дохода, уплачивается по месту учета налогового агента в налоговом органе.

В то же время такая категория налоговых агентов, как российские организации, имеющие обособленные подразделения, обязаны перечислять исчисленные и удержанные суммы налога, как по месту своего нахождения, так и по месту нахождения каждого своего обособленного подразделения (абзац 2 пункта 7 статьи 226 НК РФ, письма Минфина России от 23 декабря 2014 года № 03-04-06/66648, от 21 ноября 2013 года № 03-03-07/50224, от 7 августа 2012 года № 03-04-06/3-222, от 20 декабря 2011 года № 03-04-06/3-352).

Это правило касается исключительно российских организаций, имеющих в своей структуре обособленные подразделения. Иностранные организации, имеющие филиальную сеть в Российской Федерации, уплачивают НДФЛ в общем порядке – по месту нахождения своего представительства в Российской Федерации. Аналогичный вывод содержится в письме УФНС России по городу Москве от 23 января 2009 года № 18-15/004866@, а также в постановлении ФАС Северо-Западного округа от 14 января 2008 года по делу № А56-2929/2007.

Причем, как разъясняют чиновники в письме Минфина России от 4 июля 2011 года № 03-04-06/3-159, при этом не имеет значения выделено ли обособленное подразделение российской фирмы на отдельный баланс или нет. В то же время кто именно должен перечислять налог – само обособленное подразделение или головная компания НК РФ не поясняет. Контролирующие органы не дают однозначного ответа на данный вопрос. По мнению финансистов, изложенному в письме от 29 марта 2010 года № 03-04-06/54, налог может уплачиваться самим обособленным подразделением, выделенным на отдельный баланс и имеющим свой расчетный счет. В то же время столичные представители налогового ведомства считают, что НДФЛ по месту нахождения обособленного подразделения организации должна перечислять сама головная компания. Такое мнение изложено в письме УФНС России по городу Москве от 20 мая 2010 года № 20-15/3/052927@.

Чтобы исключить появление налоговых рисков, рекомендуем налоговому агенту обратиться с соответствующим запросом в свою налоговую инспекцию.

Если налогоплательщик уплачивает НДФЛ по месту нахождения обособленного подразделения, то сумму налога следует определять исходя из доходов физических лиц, которые работают в обособленном подразделении или получают от него доходы по иным основаниям, например по договорам подряда, аренды, авторским договорам. Это следует из абзаца 3 пункта 7 статьи 226 НК РФ. Подтверждают данный факт и письма Минфина России от 1 июня 2011 года № 03-04-06/3-128, от 18 июня 2010 года № 03-04-06/3-124, ФНС России от 3 августа 2011 года № АС-4-3/12547, УФНС России по городу Москве от 20 мая 2010 года № 20-15/3/052927@.

Учитывая изложенное, можно сделать вывод о том, что головная организация обязана вести учет доходов, полученных от нее физическими лицами, отдельно по головной организации и отдельно по обособленному подразделению. Кроме того, головная организация должна уплачивать исчисленные и удержанные суммы НДФЛ как по месту своего нахождения, так и по месту нахождения обособленных подразделений.

При этом, если каждому обособленному подразделению организации, присвоен отдельный КПП, платежное поручение на перечисление НДФЛ должно быть оформлено на каждое такое обособленное подразделение, в том числе в случае, когда постановка на учет нескольких обособленных подразделений в соответствии с пунктом 4 статьи 83 НК РФ осуществлена по месту нахождения одного из них. Такие разъяснения приведены в письме Минфина России от 22 июня 2012 года № 03-04-06/3-174.

Обратите внимание!

Если сотрудник организации в течение месяца работает в нескольких обособленных подразделениях, то в соответствии с письмом ФНС России от 26 октября 2012 года № ЕД-4-3/18173@, НДФЛ с доходов такого сотрудника должен перечисляться в соответствующие бюджеты по месту нахождения каждого такого обособленного подразделения с учетом отработанного времени в каждом обособленном подразделении.

При этом, по мнению Минфина России, высказанному в письме от 30 января 2015 года № 03-04-06/3505, не имеет значения, в каком из обособленных подразделений такой работник работает на дату выплаты дохода.

Заметим, что НДФЛ с доходов работников, направляемых организацией в другой субъект Российской Федерации с целью открытия обособленного подразделения, перечисляется по месту нахождения головной организации. Это правило действует до момента постановки созданного подразделения на учет в налоговых органах. Такие разъяснения приведены в письме Минфина России от 8 августа 2012 года № 03-04-06/3-223.

Отметим, что обособленное подразделение может выплачивать доходы не только сотрудникам, работающим по трудовым договорам, но и внештатным работникам – физическим лицам, с которыми заключены гражданско-правовые договоры. В такой ситуации, согласно разъяснениям финансового ведомства, приведенным в письмах от 6 августа 2012 года № 03-04-06/3-216, от 6 августа 2012 года № 03-04-06/8-220, от 4 июля 2011 года № 03-04-06/3-159, перечислять НДФЛ нужно также по месту нахождения обособленного подразделения.

Однако УФНС России по городу Москве выражает иную позицию. Налоговые органы указывают, что налог с доходов, выплаченных обособленным подразделением физическому лицу на основании заключенного с ним гражданско-правового договора, нужно уплачивать по месту учета головной организации (письмо УФНС России по городу Москве от 26 февраля 2009 года № 20-15/3/017148).

Принимая во внимание неоднозначное мнение контролирующих органов, рекомендуем налогоплательщикам уточнить порядок перечисления НДФЛ в данном случае в своей территориальной налоговой инспекции.

Напоминаем, что сроки перечисления налога в бюджет налоговым агентом зависят от формы выплаты дохода налогоплательщикам – физическим лицам. Так, налоговые агенты обязаны перечислять суммы исчисленного и удержанного налога не позднее дня фактического получения в банке наличных денежных средств на выплату дохода, а также дня перечисления дохода со счетов налоговых агентов в банке на счета налогоплательщика либо по его поручению на счета третьих лиц в банках.

В иных случаях налоговые агенты перечисляют суммы исчисленного и удержанного налога не позднее дня, следующего за днем фактического получения налогоплательщиком дохода, – для доходов, выплачиваемых в денежной форме, а также дня, следующего за днем фактического удержания исчисленной суммы налога, – для доходов, полученных налогоплательщиком в натуральной форме либо в виде материальной выгоды (пункт 6 статьи 226 НК РФ).

Если в нарушение порядка уплаты налога НДФЛ перечисляется не по месту учета обособленного подразделения, а по месту нахождения самой организации, то контролеры привлекут налогового агента к налоговой ответственности по статье 123 НК РФ.

Согласно указанной норме неправомерное неудержание и (или) неперечисление (неполное удержание и (или) перечисление) в установленный НК РФ срок сумм налога, подлежащего удержанию и перечислению налоговым агентом, влечет взыскание штрафа в размере 20% от суммы, подлежащей удержанию и (или) перечислению.

Более того, налоговому агенту досчитают и сумму пени на образовавшуюся недоимку на основании статьи 75 НК РФ. Именно такой вывод следует из письма ФНС России от 29 декабря 2012 года № АС-4-2/22690 "О налоговых проверках".

На практике арбитры, как правило, придерживаются иной позиции. Они указывают, что уплата НДФЛ за счет средств налогового агента противоречит действующим нормам пункта 9 статьи 226 НК РФ, а пени взыскиваться не должны, поскольку согласно статье 75 НК РФ они начисляются на сумму неуплаченного налога. В рассматриваемой же ситуации недоимки перед бюджетом не возникает. Такие выводы сделаны в постановлениях ФАС Центрального округа от 23 марта 2012 года по делу № А35-1973/2011, ФАС Северо-Западного округа от 1 декабря 2010 года по делу № А56-95584/2009, ФАС Дальневосточного округа от 11 октября 2011 года № Ф03-4920/2011 по делу № А51-2751/2011.

Более того, арбитры приводят еще один аргумент: налоговый орган, обнаружив у налогового агента недоимку и переплату по НДФЛ, возникшие в результате нарушения порядка перечисления налога, должен самостоятельно произвести зачет, руководствуясь нормами пункта 1 статьи 78 НК РФ, а не начислять пени на сумму недоимки (постановления ФАС Северо-Западного округа от 30 июля 2012 года по делу № А56-48850/2011, от 16 июля 2012 года по делу № А44-4027/2011).

Бывают случаи, когда налоговая инспекция в рассматриваемой ситуации предъявляет налоговому агенту еще и штраф по статье 123 НК РФ за невыполнение обязанностей по удержанию и перечислению налога.

В таком случае большинство арбитров встают на сторону налогоплательщиков, учитывая, что задолженности перед бюджетом у организаций не возникло, хотя и нарушен порядок перечисления НДФЛ (постановления ФАС Западно-Сибирского округа от 8 августа 2013 года по делу № А67– 4029/2012, Московского округа от 17 января 2011 года № КА-А40/17435-10 по делу № А40-4800/10-115-55).

В то же время в постановлении ФАС Поволжского округа от 28 апреля 2012 года по делу № А57-4502/2011 суд указал, что уплата НДФЛ, исчисленного с доходов работников обособленного подразделения, по месту нахождения головной организации означает непоступление суммы налога в бюджет муниципального образования, в котором находится такое подразделение. Следовательно, по мнению арбитров, в данном случае с организации должны быть взысканы пени и штраф по статье 123 НК РФ.

Таким образом, по данному вопросу у контролирующих органов нет единого мнения, и следовательно, при возникновении спора с ними организация должна быть готова отстаивать свою позицию в суде. При этом есть большая вероятность выиграть данный спор в судебном порядке.

Обратите внимание!

С 1 января 2016 года в некоторые пункты статьи 226 НК РФ будут внесены изменения Федеральным законом от 2 мая 2015 года № 113-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в целях повышения ответственности налоговых агентов за несоблюдение требований законодательства о налогах и сборах".

В частности, пункт 6 указанной статьи будет изложен в новой редакции, согласно которой налоговые агенты будут обязаны перечислять суммы исчисленного и удержанного налога не позднее дня, следующего за днем выплаты налогоплательщику дохода. При выплате налогоплательщику доходов в виде пособий по временной нетрудоспособности (включая пособие по уходу за больным ребенком) и в виде оплаты отпусков налоговые агенты будут обязаны перечислять суммы исчисленного и удержанного налога не позднее последнего числа месяца, в котором производились такие выплаты.

Абзац 3 пункта 7 статьи 226 НК РФ будет содержать следующую информацию: сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по месту нахождения обособленного подразделения, определяется исходя из суммы дохода, подлежащего налогообложению, начисляемого и выплачиваемого физическим лицам по договорам, заключенным с этими обособленными подразделениями.

Одна из обязанностей , которыми являются российские организации, - правильное исчисление и удержание из доходов налогоплательщиков (полученных в результате трудовых или гражданско-правовых отношений с российской организацией) этого налога и своевременное перечисление его в бюджетную систему страны (ст. 226 НК РФ).
Помимо этого, ст. 230 НК РФ на налоговых агентов возложены также обязанности по ведению учета доходов (по форме 1-НДФЛ) , выплачиваемых физическим лицам, и представлению сведений по форме 2-НДФЛ в налоговый орган .
В статье мы рассмотрим, как эти обязанности должны выполнять российские организации, имеющие обособленные подразделения.

Обособленное подразделение

Прежде чем рассматривать обязанности налогового агента, несколько слов скажем об идентифицирующих признаках .
Обособленным в силу п. 2 ст. 11 НК РФ признается подразделение, которое территориально отделено от организации и по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места (Согласно ст. 209 ТК РФ рабочее место определяется как место, где работник должен находиться или куда ему необходимо прибыть в связи с его работой и которое прямо или косвенно находится под контролем работодателя (п. 1 ст. 11 НК РФ)). При этом рабочее место считается стационарным, если оно создается на срок более одного месяца.

Признание обособленного подразделения организации таковым производится независимо от того, отражено или не отражено его создание в учредительных или иных организационно-распорядительных документах организации, и от полномочий, которыми наделяется указанное подразделение (Письмо Минфина России от 29.03.2010 N 03-04-06/53).
Из определения понятия "обособленное подразделение " следует, что в ситуации, когда между организацией и физическими лицами для осуществления деятельности вне места нахождения организации заключены исключительно гражданско-правовые договоры, оснований для постановки юридического лица на налоговый учет по месту осуществления этой деятельности не возникает.
Отсутствуют такие основания и в случае, когда по месту трудовой деятельности работников стационарные рабочие места не создаются. Данные выводы следуют из Письма Минфина России от 03.11.2009 N 03-02-07/1-493.
В Письме от 18.02.2010 N 03-02-07/1-67 финансовое ведомство (со ссылкой на арбитражную практику) констатировало следующее. Под оборудованностью стационарного рабочего места понимается создание всех необходимых для исполнения трудовых обязанностей условий, а также само исполнение таких обязанностей. При этом форма организации работ (вахтовый метод или командировка), срок нахождения конкретного работника на созданном стационарном рабочем месте не имеют правового значения для постановки на учет юридического лица по месту нахождения его обособленного подразделения.
По мнению финансистов, для решения вопроса о наличии либо об отсутствии признаков обособленного подразделения организации существенным условием является характер отношений между организацией и ее работниками.
Обращаем внимание, что деятельность работника-надомника, заключившего соответствующий трудовой договор с организацией-работодателем, может быть признана деятельностью обособленного подразделения данной организации. Об этом говорится в Письме ФНС России от 18.01.2011 N ПА-4-6/449. В случае возникновения затруднений с определением места постановки на налоговый учет такого подразделения налоговики, руководствуясь п. 9 ст. 83 НК РФ, советуют обратиться с пакетом документов либо в налоговый орган по месту нахождения организации, либо в налоговый орган по месту осуществления деятельности работника.
Следует отметить, что Минфин России в Письме от 24.05.2006 N 03-02-07/1-129 по данному вопросу высказал противоположную точку зрения.
Согласно п. 4 ст. 83 НК РФ постановка на учет в налоговых органах российской организации по месту нахождения ее обособленных подразделений (за исключением филиала, представительства) осуществляется налоговыми органами на основании сообщений, представляемых (направляемых) этой организацией в соответствии с п. 2 ст. 23 НК РФ.

Для подачи таких сообщений пп. 3 п. 2 ст. 23 НК РФ отведены следующие сроки:
- один месяц - в случае создания обособленного подразделения российской организации;
- три дня - для внесения изменений в сведения (в том числе о смене местонахождения) об обособленном подразделении.
При наличии у организации нескольких обособленных подразделений в одном муниципальном образовании (а также в городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге на территориях, подведомственных разным налоговым органам) постановка организации на налоговый учет может быть осуществлена по месту нахождения одного из них. Причем этот выбор организация, согласно п. 4 ст. 83 НК РФ, вправе сделать самостоятельно. Главное - уведомить об этом налоговый орган по месту нахождения головной организации (Письмо Минфина России от 18.08.2010 N 03-01-15/7-183).

Порядок уплаты НДФЛ

Согласно п. 7 ст. 226 НК РФ организация, имеющая обособленные подразделения, обязана уплачивать НДФЛ, в том числе и по месту нахождения каждого из них . Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по месту нахождения обособленного подразделения, определяется исходя из суммы доходов физических лиц, полученных не только по трудовым договорам, но и по гражданско-правовым договорам (Письмо Минфина России от 29.03.2010 N 03-04-06/53).
В этой связи отметим некоторые нюансы. Если сотрудник организации в течение месяца работает в нескольких обособленных подразделениях, то НДФЛ с доходов такого сотрудника должен перечисляться в соответствующие бюджеты по месту нахождения каждого такого обособленного подразделения с учетом фактически отработанного времени в каждом обособленном подразделении (Письмо Минфина России от 05.06.2009 N 03-04-06-01/128). По мнению финансового ведомства, аналогичным образом нужно поступить и в том случае, когда сотрудник в течение месяца работает и в головной организации, и в обособленном подразделении (Письмо от 29.03.2010 N 03-04-06/55).
Уплата НДФЛ производится в бюджет по месту нахождения соответствующего обособленного подразделения организации независимо от того, имеет оно отдельный баланс и расчетный счет или нет (Письмо Минфина России N 03-04-06/55).

Примечание. Уплата НДФЛ производится в бюджет по месту учета обособленного подразделения независимо от выделения его на отдельный баланс и наличия расчетного счета.

Если обособленное подразделение не выделено на отдельный баланс и не имеет расчетного счета, эту обязанность исполняет головная организация. При наличии нескольких обособленных подразделений организация, вставшая на учет в налоговых органах по месту нахождения каждого из них, перечисляет суммы НДФЛ в бюджет по месту учета каждого такого подразделения (Письма Минфина России от 09.12.2010 N 03-04-06/3-295, от 01.07.2010 N 03-04-06/8-138).
Для этого она оформляет отдельные платежные поручения по каждому обособленному подразделению с указанием присвоенного ему при постановке на налоговый учет КПП и соответствующего кода ОКАТО муниципального образования, в бюджет которого перечисляется НДФЛ (Письма Минфина России от 03.07.2009 N 03-04-06-01/153, УФНС России по г. Москве от 01.07.2010 N 20-15/3/068888).
Исключением является ситуация, когда несколько обособленных подразделений расположены в одном муниципальном образовании. В этом случае головная организация вправе перечислить налог с доходов работников этих подразделений одной платежкой (Письмо Минфина России N 03-04-06-01/153), поскольку исчисленный и удержанный НДФЛ с доходов работников всех обособленных подразделений, находящихся в этом муниципальном образовании (либо в городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге), перечисляется в бюджет по месту учета одного из них (Письмо Минфина России от 21.02.2011 N 03-04-06/3-37).
Обособленные подразделения, имеющие отдельный баланс и расчетный счет, осуществляющие выплаты в пользу физических лиц, могут самостоятельно исполнить обязанность по исчислению, удержанию и перечислению налога в бюджет (Письмо ФНС России от 17.04.2009 N 3-5-04/460@). В то же время столичные налоговики настаивают на том, что обязанность по уплате НДФЛ в любом случае должна исполнять только головная организация (Письмо от 20.05.2010 N 20-15/3/052927@).
Полагаем, что для надлежащего исполнения в данной ситуации обязанности, предусмотренной в п. 7 ст. 226 НК РФ, не имеет принципиального значения, с какого расчетного счета производится уплата налога, главное, чтобы он был перечислен в бюджет того региона, в котором находится обособленное подразделение.

Если порядок уплаты НДФЛ нарушен...

Пожалуй, самой распространенной ошибкой, связанной с уплатой НДФЛ, исчисленного и удержанного с доходов работников обособленного подразделения, является перечисление этой суммы налога в бюджет по месту нахождения головной организации. Иными словами, когда в платежных поручениях вместо кода ОКАТО муниципального образования по месту учета обособленного подразделения налоговый агент указывает код ОКАТО по месту нахождения головной организации. При этом счет Федерального казначейства в платежных поручениях указывается верный.
Штраф . На практике указанное обстоятельство зачастую является основанием для привлечения налогового агента к ответственности, предусмотренной ст. 123 НК РФ.

Примечание. Ответственность, предусмотренная ст. 123 НК РФ, наступает лишь в том случае, когда налоговый агент неправомерно не перечисляет либо перечисляет неполную сумму налога.

В то же время исполнение обязанности по уплате налога не ставится в зависимость от правильности указания кода ОКАТО в платежных документах (п. 4 ст. 45 НК РФ). При правильном указании счета Федерального казначейства сумма налога в любом случае поступает в бюджетную систему России (Постановление ФАС ЗСО от 23.06.2010 по делу N А27-14315/2009).

Из буквального толкования ст. 123 НК РФ следует, что ответственность, согласно данной норме, наступает лишь в том случае, когда налоговый агент неправомерно не перечисляет либо перечисляет неполную сумму налога, подлежащего удержанию и перечислению налоговым агентом.
Таким образом, указание в платежном поручении на перечисление налога, исчисленного с доходов сотрудников подразделения, кода ОКАТО муниципального образования по месту нахождения головной организации не приводит к неисполнению обязанности, установленной в п. 7 ст. 226 НК РФ. В этом случае нарушается лишь порядок перечисления НДФЛ (Постановление ФАС ЦО от 13.02.2009 по делу N А64-2317/08-26), поэтому основания для привлечения налогового агента к ответственности, предусмотренной ст. 123 НК РФ, отсутствуют. К такому выводу пришел Президиум ВАС РФ в Постановлении от 24.03.2009 N 14519/08.
Учитывая позицию высших арбитров, налоговый агент, скорее всего, сможет в судебном порядке оспорить действия налоговых органов, направленные на привлечение его к ответственности по ст. 123 НК РФ и наложение штрафных санкций (см. Постановления ФАС МО от 19.05.2010 N КА-А40/4516-10, от 13.10.2009 N КА-А40/10725-09). Еще раз обращаем внимание, что во всех перечисленных в этом разделе примерах из арбитражной практики налог был уплачен на верный счет Федерального казначейства.

Неправомерными в данной ситуации будут и требования налогового органа повторно уплатить сумму НДФЛ в бюджет по месту нахождения обособленного подразделения, поскольку в этом случае основания для предложения налоговому агенту уплатить налог за счет собственных средств отсутствуют (Постановление ФАС ЦО от 08.07.2010 по делу N А64-6646/09).

Примечание. В силу п. 9 ст. 226 НК РФ уплата налога за счет средств налоговых агентов не допускается.

Пени . В отношении вопроса о начислении пеней в ситуации, когда головная организация перечисляет НДФЛ, исчисленный и удержанный с доходов работников обособленных подразделений, по месту своего нахождения, нужно учитывать следующее.
Начисление пеней в силу п. 1 ст. 75 НК РФ возможно только в том случае, если у налогоплательщика имеется фактическая задолженность перед бюджетом.
По мнению ФНС России (Письмо от 31.10.2005 N 04-1-02/844@), если головная организация и обособленное подразделение находятся в одном субъекте РФ, то недоимка не возникает (ведь налог в этом случае зачисляется в один и тот же бюджет), значит, отсутствуют основания для начисления пеней в случае перечисления НДФЛ в полном объеме по месту нахождения головной организации (см. также Постановления ФАС СЗО от 20.10.2010 по делу N А66-15290/2009, ФАС МО от 19.05.2010 N КА-А40/4516-10).

В то же время существуют судебные решения, в которых сделаны прямо противоположные выводы, например в Постановлениях ФАС УО от 22.12.2010 N Ф09-10219/10-С2, ФАС ВСО от 10.09.2008 N А33-356/08-Ф02-3828/08. Причем после принятия последнего из названных Постановлений налоговый агент, не согласившись с начисленными штрафными санкциями, обжаловал решение ФАС ВСО, обратившись в Президиум ВАС РФ (упомянутое выше Постановление от 24.03.2009 N 14519/08), тогда как в отношении начисленных пеней решение (по неизвестным нам причинам) не обжаловалось.
В ситуации, когда головная организация и обособленное подразделение находятся в разных субъектах РФ, судебная практика также не пришла к единому мнению в отношении правомерности начисления пеней.
В одних решениях содержится вывод о том, что пени не начисляются, поскольку данный налог является федеральным и направление части средств в один муниципальный бюджет вместо другого свидетельствует лишь о нарушении порядка его уплаты, а не сроков (см. Постановления ФАС МО от 17.01.2011 N КА-А40/17435-10, от 08.10.2008 N КА-А40/8752-08).

Примечание. НДФЛ, в соответствии со ст. 13 НК РФ, является федеральным налогом и является обязательным к уплате на всей территории РФ.

В частности, ФАС СЗО в Постановлении от 02.08.2007 по делу N А56-12516/2006 подчеркнул, что пени в данной ситуации, в соответствии со ст. 75 НК РФ, могут быть начислены только налоговому агенту (которым в силу п. 7 ст. 226 НК РФ является именно головная организация), а не обособленному подразделению. Поскольку НДФЛ уплачен в бюджет по месту учета головной организации, основания для начисления пеней отсутствуют.
Позднее в Постановлениях от 03.12.2010 по делу N А05-3474/2010, от 02.11.2010 по делу N А56-11197/2010, от 19.10.2010 по делу N А56-81805/2009 ФАС СЗО высказал прямо противоположную точку зрения (см. также Постановления ФАС МО от 13.10.2009 N КА-А40/10725-09, ФАС ЦО от 13.02.2009 по делу N А64-2317/08-26).
Обращаем внимание, что приведенная арбитражная практика касается ситуаций, возникших до 1 января 2008 г. Федеральным законом от 27.07.2006 N 137-ФЗ в ст. 78 НК РФ были внесены изменения (которые применяются с 1 января 2008 г.), позволяющие проводить зачет не по уровням бюджетов, а по видам налогов.
Согласно п. 3 ст. 78 НК РФ налоговый орган обязан сообщить налогоплательщику (налоговому агенту) о каждом ставшем известным ему факте излишней уплаты суммы налога, а в силу п. 5 названной статьи - самостоятельно произвести зачет в счет погашения недоимки. При наличии переплаты и недоимки по НДФЛ в той же сумме в бюджетах разных субъектов Федерации налоговый орган начиная с названной даты должен провести зачет, а не начислять недоимку и пени. Такие выводы сделал ФАС СЗО в Постановлении от 04.03.2011 по делу N А56-43014/2010, признавая неправомерным начисление пеней по НДФЛ по налоговому периоду 2008 г. Тогда как начисление пеней за периоды 2006 и 2007 гг. кассационной инстанцией признано правомерным.
В этой связи считаем целесообразным напомнить о том, что в случае перечисления НДФЛ в бюджет не по месту учета подразделения, а по месту нахождения головной организации налоговый агент вправе внести уточнения в платежные поручения. Такая возможность предоставлена ему нормой, установленной п. 7 ст. 45 НК РФ (Письмо Минфина России от 07.02.2011 N 03-02-07/1-39).

Согласно указанному правилу налоговый агент может уточнить код ОКАТО, подав в налоговый орган по месту нахождения головной организации соответствующее заявление. При наличии такого заявления (и после проведения совместной сверки расчетов, если она проводится) налоговый орган принимает решение об уточнении платежа. При этом платеж уточняется на день фактической уплаты налога в бюджетную систему РФ на соответствующий счет Федерального казначейства.

Примечание. Согласно п. 7 ст. 45 НК РФ налоговый агент вправе подать в налоговый орган заявление об уточнении кода ОКАТО в платежном поручении.

Кроме того, налоговый орган обязан осуществить пересчет пеней, начисленных на сумму налога, за период со дня его фактической уплаты в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства до дня принятия налоговым органом решения об уточнении платежа.
Таким образом, обратившись в налоговую инспекцию с заявлением об уточнении в платежных поручениях на перечисление НДФЛ кода ОКАТО, налоговый агент, по всей видимости, сможет избавить себя не только от претензий контролеров, но и от дополнительных расходов на уплату пеней. Да и в суде это заявление может послужить дополнительным аргументом при обжаловании неправомерного начисления пеней. Например, в названном выше Постановлении ФАС УО от 22.12.2010 N Ф09-10219/10-С2 в удовлетворении требования налоговому агенту было отказано, так как факт его обращения в налоговый орган с заявлением об уточнении платежа из-за допущенной ошибки при заполнении платежного поручения не был подтвержден.
Добавим, что налоговый орган едва ли произведет уточнение платежа, если обратиться к нему с таким заявлением по истечении трехлетнего срока с момента перечисления налога в бюджетную систему (такая необходимость может возникнуть в ситуации, когда ошибка в заполнении платежного поручения выявляется, например, по итогам выездной налоговой проверки). Несмотря на отсутствие в ст. 45 НК РФ специального срока, в течение которого налогоплательщик может обратиться в налоговый орган с заявлением об уточнении платежа, контролеры, скорее всего, будут руководствоваться п. 7 ст. 78 НК РФ, устанавливающим период, в который налогоплательщик напрямую через налоговый орган может осуществить возврат (зачет) суммы переплаты налога. Об этом свидетельствуют разъяснения, данные Минфином России в Письме от 31.07.2008 N 03-02-07/1-324. А в Письме от 26.11.2008 N 03-02-07/1-478 финансисты для уточнения платежа за пределами трехлетнего срока рекомендовали налогоплательщикам обращаться сразу в суд, но при условии, что не прошло три года с момента, когда налоговый агент узнал или должен был узнать о допущенной ошибке в платежном поручении (п. 2 Определения КС РФ от 21.06.2001 N 173-О, Постановление Президиума ВАС РФ от 13.04.2010 N 17372/09).

Порядок учета доходов и представления сведений по форме 2-НДФЛ

Как отмечалось выше, помимо обязанности по исчислению, удержанию и уплате НДФЛ налоговые агенты в силу ст. 230 НК РФ также обязаны вести учет доходов физических лиц по форме 1-НДФЛ, предоставлять им налоговые вычеты, а также представлять сведения по форме 2-НДФЛ в налоговый орган.
Поскольку в указанной норме говорится о том, что налоговый агент представляет сведения о доходах в налоговый орган по месту своего учета, возникает вопрос: имеется в виду только место учета самой организации или место учета как самой организации, так и ее обособленных подразделений?
Учитывая последние разъяснения чиновников финансового ведомства, в которых отмечается, что обязанность налоговых агентов представлять сведения о доходах физических лиц в налоговый орган по месту своего учета корреспондирует с обязанностью налоговых агентов уплачивать сумму налога (см. Письма от 09.12.2010 N 03-04-06/3-295, от 16.08.2010 N 03-04-06/3-180, от 28.08.2009 N 03-04-06-01/224), можно сделать следующий вывод: обособленные подразделения организаций, не являясь налоговыми агентами, вправе исполнить обязанности налоговых агентов, возложенные законодательством о налогах и сборах на организацию.

Примечание. По мнению чиновников, обязанность налогового агента представлять в налоговый орган по месту своего учета сведения по форме 2-НДФЛ корреспондирует с обязанностью по уплате налога.

Другими словами, такое подразделение вправе не только самостоятельно исчислять НДФЛ с доходов работников и перечислять его в бюджет по месту своего учета, но и представлять сведения о начисленных и удержанных суммах налога (Порядок заполнения справки 2-НДФЛ организацией, имеющей обособленные подразделения, разъяснен в Письмах ФНС России от 24.02.2011 N КЕ-4-3/2975, от 14.10.2010 N ШС-37-3/13344) в налоговый орган, в котором состоит на учете. Аналогичные разъяснения содержатся в Письмах ФНС России от 22.01.2009 N 3-5-04/038@, Минфина России от 03.12.2008 N 03-04-07-01/244.

В арбитражной практике есть решения, в которых суды признают неправомерными действия налоговых органов, привлекающих налоговых агентов к ответственности (предусмотренной п. 1 ст. 126 НК РФ) за непредставление сведений по форме 2-НДФЛ о доходах работников обособленных подразделений по месту учета головной организации (см. Постановления ФАС ЗСО от 27.04.2009 N Ф04-2593/2009(5604-А70-26), ФАС ВСО от 12.02.2009 N А33-7606/08-Ф02-228/09).
При этом московские налоговики высказывают мнение о том, что сведения о доходах работников обособленных подразделений можно представлять как по месту учета организации, так и по месту учета обособленного подразделения (Письма от 01.07.2010 N 20-15/3/068888, от 21.01.2010 N 20-15/3/4619).

Обратите внимание! Если работник в течение налогового периода работал и в обособленном подразделении, и в головной организации, сведения о его доходах должны быть представлены соответственно и в налоговый орган по месту нахождения обособленного подразделения, и в налоговый орган по месту нахождения головной организации. Так считает Минфин России в Письме от 29.03.2010 N 03-04-06/55. Тогда как, по мнению ФНС России, сведения о доходах такого работника целесообразнее представлять в налоговый орган по месту учета головной организации (Письмо от 13.03.2008 N 04-1-05/0916@).

Когда обособленное подразделение не выделено на отдельный баланс и не имеет расчетного счета, полагаем, не возникает вопроса о том, кто должен исполнить обязанности налогового агента - головная организация или подразделение. Безусловно, в такой ситуации эти обязанности возлагаются на головную организацию.
Отметим, что для надлежащего исполнения обязанности по представлению в налоговый орган справок по форме 2-НДФЛ (ст. 230 НК РФ) у руководителя обособленного подразделения должна быть доверенность на представление интересов головной организации по месту нахождения обособленного подразделения (поскольку налоговым агентом в силу п. 7 ст. 226 НК РФ в любом случае является головная организация). Об этом свидетельствуют разъяснения, приведенные в Письмах Минфина России от 16.01.2007 N 03-04-06-01/2, ФНС России от 07.03.2007 N 23-3-04/238@.
В этой связи отметим, что представляемые в налоговый орган справки о доходах по форме 2-НДФЛ должны быть оформлены от имени юридического лица, а подписаны руководителем подразделения на основании доверенности на представление его интересов в налоговых органах. Заверяться такие справки также должны печатью подразделения (Приказ ФНС России от 17.11.2010 N ММВ-7-3/611@ "Об утверждении формы сведений о доходах физических лиц и рекомендаций по ее заполнению, формата сведений о доходах физических лиц в электронном виде, справочников").

Российские организации, являющиеся налоговыми агентами и имеющие обособленные подразделения, обязаны перечислять НДФЛ как по месту своего нахождения, так и по месту нахождения каждого такого подразделения в соответствии с абз. 2 п. 7 ст. 226 НК РФ.

Обособленные подразделения

Напомним, что обособленным подразделением является любое территориально обособленное от организации подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места. Стационарными являются рабочие места, созданные на срок более одного месяца (абз. 21 п. 2 ст. 11 НК РФ).
Подразделение организации признается обособленным независимо от того, какими полномочиями оно наделено и отражено или нет его создание в учредительных либо иных организационно-распорядительных документах.
Суммы НДФЛ, исчисленные и удержанные с доходов работников обособленного подразделения, должны быть перечислены в налоговые органы по месту учета соответствующего обособленного подразделения.
При этом не важно, имеет подразделение отдельный баланс или нет, открыт ли расчетный счет по месту нахождения этого подразделения или нет (Письма Минфина России от 21.09.2011 N 03-04-06/3-229, от 16.12.2011 N 03-04-06/3-347, от 04.07.2011 N 03-04-06/3-159, от 29.03.2010 N 03-04-06/55, 03-04-06/53).

Трудовой договор и договор ГПХ

Сумма НДФЛ, уплачиваемая в бюджет по месту нахождения обособленного подразделения, определяется исходя из дохода, который выплачивается работникам такого подразделения (абз. 3 п. 7 ст. 226 НК РФ).
Перечислять по месту нахождения обособленного подразделения необходимо НДФЛ, который был удержан из доходов работников обособленного подразделения, с которыми заключен трудовой договор (Письмо Минфина России от 07.08.2012 N 03-04-06/3-222). В состав этих доходов может включаться не только заработная плата, но и материальная помощь, материальная выгода от экономии на процентах по займам, выданным физическим лицам, и другие доходы.
Что касается договоров гражданско-правового характера (ГПХ), то порядок уплаты НДФЛ зависит от того, с кем был заключен подобный договор.
Если договор ГПХ был заключен с обособленным подразделением, то НДФЛ с вознаграждений физических лиц, выполняющих работы (оказывающему услуги) по этому договору, следует перечислять в бюджет по месту нахождения обособленного подразделения (Письма Минфина России от 06.08.2012 N 03-04-06/8-220 (п. 1), от 22.11.2012 N 03-04-06/3-327, от 06.08.2012 N 03-04-06/3-216, от 04.07.2011 N 03-04-06/3-159).
Если же договор ГПХ был заключен с головной организаций, то НДФЛ с вознаграждения физического лица необходимо перечислять в бюджет по месту нахождения головной организации, даже если фактически это лицо выполняет работы или оказывает услуги в обособленном подразделении (Письма Минфина России от 07.03.2014 N 03-04-06/10173, от 17.11.2011 N 03-04-06/8-310, Письмо УФНС России по г. Москве от 26.02.2009 N 20-15/3/017148).

Пример 1. Организация, находящаяся в г. Москве, заключила с гражданином Ивановым А.А. договор аренды грузового автомобиля, который фактически используется в обособленном подразделении, расположенном в Санкт-Петербурге. Ежемесячно организация начисляет Иванову А.А. арендную плату за автомобиль в размере 20 000 руб. При выплате арендной платы организация удерживает НДФЛ по ставке 13% (2600 руб.) и перечисляет налог в бюджет но месту нахождения организации (Письма Минфина России от 07.11.2011 N 03-04-06/3-298, УФНС России по г. Москве от 26.02.2009 N 20-15/3/017148).

Если организация выплачивает дивиденды работнику, который является участником (акционером) этой организации и трудится в обособленном подразделении, то НДФЛ следует перечислить в бюджет по месту нахождения головной организации (Письмо Минфина России от 22.03.2013 N 03-04-06/8999).

Фактическое место работы

При решении вопроса о том, в какой бюджет следует перечислять НДФЛ (по месту нахождения головной организации или по месту нахождения обособленного подразделения) с выплачиваемого работнику дохода, необходимо учитывать его фактическое место работы.
Если работник по трудовому договору принят на работу в головную организацию, а фактически трудится по месту нахождения обособленного подразделения, НДФЛ уплачивается по месту нахождения данного подразделения (Письмо Минфина России от 20.12.2011 N 03-04-06/3-352). При этом чиновники напоминают, что в этом случае работодателю необходимо внести изменения в трудовой договор в части указания нового места работы сотрудника в соответствии со ст. 57 Трудового кодекса РФ.
Напомним, что условие о месте работы является обязательным для включения в условия трудового договора. Если работник принимается для работы в обособленном подразделении организации, расположенном в другой местности, то в трудовом договоре закрепляется место работы с указанием обособленного структурного подразделения и его местонахождения. Изменение условий трудового договора возможно только по соглашению сторон, которое заключается в письменной форме (ст. 72 ТК РФ).

Пример 2. Образовательное учреждение осуществляет профессиональную подготовку и повышение квалификации авиационного персонала гражданской авиации. Филиалы учреждения аэронавигации расположены на всей территории РФ. Работники, принятые но трудовому договору в соответствии со штатным расписанием в головную организацию (г. Москва), выполняют свои должностные обязанности фактически на территории филиалов учреждения (где им оборудованы рабочие места), расположенных в свою очередь на территории различных субъектов РФ.
НДФЛ с заработной платы таких работников следует перечислять в бюджеты тех регионов, где находятся филиалы образовательного учреждения. При этом в трудовых договорах с работниками в качестве места работы должен быть указан соответствующий филиал.
Более того, в соответствии с Трудовым кодексом РФ правильнее было бы принять на работу этих работников в штат не головной организации, а соответствующего филиала.

Если работник направляется в командировку из одного обособленного подразделения в другое, то НДФЛ перечисляется в бюджет по месту нахождения того подразделения, работником которого он является (Письмо Минфина России от 11.04.2013 N 03-04-06/11990).

Надомники

Надомниками считаются лица, заключившие трудовой договор о выполнении работы на дому из материалов и с использованием инструментов и механизмов, выделяемых работодателем либо приобретаемых надомником за свой счет (ст. 310 ТК РФ). При этом работник осуществляет свои трудовые функции у себя дома, а не в помещении работодателя.
НДФЛ с доходов надомника перечисляется по месту нахождения головной организации. При этом место жительства работника значения не имеет, даже если в месте жительства работника у организации есть обособленное подразделение (п. 2 Письма Минфина России от 14.04.2011 N 03-04-06/3-89).

Пример 3. Образовательное учреждение, расположенное в г. Москве, заключило трудовой договор с Леоновым Е.Н. для выполнения надомной работы. Леонов Е.Н. был принят на работу в качестве преподавателя дистанционного обучения студентов, а организация обеспечила преподавателя необходимым оборудованием (ноутбуком, модемом, принтером и т.д.).
Леонов Е.Н. проживает в г. Твери, где у организации есть обособленное подразделение. Тем не менее НДФЛ с доходов работника-надомника следует перечислять в бюджет г. Москвы.

Если трудовой договор надомник заключил с обособленным подразделением, то НДФЛ с его доходов следует уплачивать по месту обособленного подразделения.

Дистанционная работа

Дистанционная работа также осуществляется вне места нахождения работодателя или его обособленного подразделения, вне стационарного рабочего места, территории или объекта, прямо или косвенно находящихся под контролем работодателя. При этом для выполнения данной трудовой функции и для осуществления взаимодействия с работодателем работник использует информационно-телекоммуникационную сеть Интернет (ст. 312.1 ТК РФ).
Поскольку она осуществляется вне какого-либо подразделения работодателя и вне стационарного рабочего места, признаков наличия обособленного подразделения в этой ситуации также нет.
Поэтому организация перечисляет НДФЛ с доходов дистанционного работника в бюджет по месту учета такой организации в налоговом органе (Письмо Минфина России от 01.12.2014 N 03-04-06/61300).

Совмещение работы в головной организации и в обособленных подразделениях

Возможна ситуация, когда сотрудник совмещает должности в головной организации и филиале. В этом случае НДФЛ с его доходов за выполнение трудовых обязанностей в головной организации необходимо перечислять по месту нахождения организации, а налог, исчисленный с доплаты за совмещение должностей в филиале, - по месту нахождения филиала (Письмо Минфина России от 14.04.2011 N 03-04-06/3-89 (п. 1)).

Пример 4. Организация, которая располагается в г. Москве, открыла филиал в г. Санкт-Петербурге. Директор организации в течение установленной продолжительности рабочего дня наряду с работой, определенной трудовым договором, выполняет дополнительную работу по выполнению функций руководителя данного филиала. За выполнение дополнительной работы директору установлена доплата за совмещение должностей.
Фактическое место работы директора находится в головной организации в г. Москве.
В этом случае заработная плата генерального директора делится на две части:
- оплата труда за выполнение обязанностей генерального директора;
- доплата за выполнение функций руководителя филиала.
НДФЛ, удержанный из первой части зарплаты, перечисляется в бюджет г. Москвы, а НДФЛ со второй части зарплаты - в бюджет г. Санкт-Петербурга.

Если работник одновременно получает доходы и в головной организации, и в обособленном подразделении, на него надо завести два регистра по НДФЛ. В этом случае для правильного расчета НДФЛ стандартные вычеты на детей необходимо предоставлять в одном месте - либо в головной организации, либо в обособленном подразделении.

Работа в разных обособленных подразделениях

Если работник в течение месяца работает в нескольких обособленных подразделениях организации, НДФЛ с доходов такого работника перечисляется в соответствующие бюджеты по месту нахождения каждого обособленного подразделения с учетом отработанного времени.
При этом не имеет значения, в каком из обособленных подразделений такой работник трудится на дату выплаты дохода (Письма Минфина России от 30.01.2015 N 03-04-06/3505, от 19.09.2013 N 03-04-06/38889, Письмо ФНС России от 26.10.2012 N ЕД-4-3/18173@).

Пример 5. 9 февраля 2015 г. преподаватель образовательного учреждения переведен из филиала, расположенного в г. Солнечногорске (филиал N 1), в филиал, расположенный в г. Зеленограде (филиал N 2).
За февраль преподавателю была начислена заработная плата в размере 60 000 руб., в том числе:
- за работу в филиале N 1 в период с 1 по 8 февраля - 15 000 руб.;
- за работу в филиале N 2 в период с 9 по 28 февраля - 45 000 руб.
НДФЛ с доходов, начисленных преподавателю в филиале N 1, в размере 1950 руб. (15 000 руб. x 13%) необходимо перечислить в бюджет г. Солнечногорска, а НДФЛ с доходов, начисленных в филиале N 2, в размере 5850 руб. (45 000 руб. x 13%) - в бюджет г. Зеленограда.

Аналогичным образом уплачивается НДФЛ, если сотрудник в течение месяца работает как в головной организации, так и в обособленном подразделении (Письма Минфина России от 21.09.2011 N 03-04-06/3-231, от 29.03.2010 N 03-04-06/55).
Если сотрудник, который в течение года работает в нескольких подразделениях, уходит в отпуск, то НДФЛ с его доходов в виде отпускных перечисляется по месту нахождения того подразделения, которое выплачивает отпускные (Письмо Минфина России от 17.08.2012 N 03-04-06/8-250).

Обратите внимание! Если работник в течение месяца или года работает в различных подразделениях организации, то есть меняется его фактическое место работы, необходимо вносить изменения в трудовой договор путем оформления дополнительного соглашения к нему (ст. 57 ТК РФ).

Открытие нового обособленного подразделения

НДФЛ с доходов работников, которые направлены организацией в другой субъект РФ с целью открытия обособленного подразделения, перечисляется по месту нахождения головной организации. Такое правило действует до момента постановки на учет в налоговой инспекции созданного подразделения (Письмо Минфина России от 08.08.2012 N 03-04-06/3-223).
Таким образом, НДФЛ с доходов работников обособленного подразделения следует перечислять в бюджет субъекта РФ, в котором располагается обособленное подразделение, после постановки организации на налоговый учет в этом субъекта РФ (Письмо ФНС России от 12.03.2014 N БС-4-11/4431@).
При этом, если обособленное подразделение зарегистрировано в середине месяца, НДФЛ уплачивается в бюджет по месту нахождения подразделения пропорционально доле дохода, начисленного за время работы в нем (Письмо УФНС России по г. Москве от 26.12.2007 N 28-11/124267).

Перечисление НДФЛ в бюджет

Итак, организация определила, в бюджет какого региона она должна направить НДФЛ. При этом возникает вопрос: кто должен перечислять НДФЛ по месту нахождения обособленного подразделения - головная организация или само подразделение?
Обособленное подразделение, у которого есть расчетный счет, уплачивает НДФЛ самостоятельно (Письма Минфина России от 29.03.2010 N 03-04-06/54, ФНС России от 17.04.2009 N 3-5-04/460@).
Если же по месту нахождения обособленного подразделения у организации не открыт расчетный счет в банке, то НДФЛ за обособленное подразделение должна перечислять головная организация (Письмо УФНС России по г. Москве от 20.05.2010 N 20-15/3/052927@).

Заполнение платежного поручения

Платежное поручение на уплату НДФЛ формируется по каждому обособленному подразделению. При этом в платежном поручении на уплату НДФЛ необходимо указать следующие данные:
- реквизиты управления Федерального казначейства и налоговой инспекции того региона, в котором находится и состоит на налоговом учете обособленное подразделение;
- КПП, присвоенный обособленному подразделению при постановке на учет в налоговой инспекции;
- код ОКТМО того муниципального образования, в бюджет которого перечисляется НДФЛ.
Об этом говорится в Письме ФНС России от 12.03.2014 N БС-4-11/4431@.
Чиновники считают, что, если несколько подразделений находятся в одном муниципальном образовании, зарегистрированы в одном налоговом органе и имеют одинаковый КПП, налог можно перечислять одним платежным поручением (Письмо Минфина России от 03.07.2009 N 03-04-06-01/153).

Обособленные подразделения в одном городе

Если обособленные подразделения организации находятся на территории одного муниципального образования или города федерального значения (Москвы или Санкт-Петербурга), но относятся к разным налоговым органам, то постановка организации на учет может производиться по месту нахождения одного из таких подразделений по ее выбору на основании п. 4 ст. 83 НК РФ.
Поэтому НДФЛ, удержанный с доходов работников этих подразделений, уплачивается в налоговый орган по месту нахождения одного из обособленных подразделений, выбранного организацией для постановки на учет (Письма Минфина России от 22.06.2012 N 03-04-06/3-174, от 21.09.2011 N 03-04-06/3-230).
В том случае, если организация состоит на учете по месту нахождения каждого обособленного подразделения в одном городе, НДФЛ ей необходимо уплачивать по месту учета каждого подразделения (Письмо ФНС России от 12.03.2014 N БС-4-11/4431@).

Обособленные подразделения в г. Москве

По мнению ФНС России, в отношении г. Москвы должен действовать иной порядок в связи с тем, что доходы бюджетов городских округов формируются за счет отчислений НДФЛ по установленным нормативам.
Поэтому уплата НДФЛ по месту нахождения одного из подразделений возможна, только если все подразделения находятся на территории не только г. Москвы, но и одного муниципального образования.
Если же организация имеет обособленные подразделения на территории разных муниципальных (городских) округов г. Москвы, НДФЛ следует перечислять в бюджет по месту нахождения каждого обособленного подразделения (Письмо ФНС России от 29.08.2012 N ЗН-4-1/14304@).

Если НДФЛ ошибочно перечислен по месту нахождения головной организаций

Бывают случаи, когда компании нарушают правило об уплате НДФЛ по месту нахождения конкретного обособленного подразделения и перечисляют налог по месту учета головной организации или по месту другого подразделения организации.
В связи с этим возникает вопрос: может ли налоговый орган в подобном случае привлечь налогового агента к ответственности на основании ст. 123 НК РФ, начислить недоимку и соответствующую сумму пеней?
Нет, не могут. Поскольку ст. 123 НК РФ не предусмотрена ответственность за нарушение порядка перечисления удержанного НДФЛ. По этой статье налоговый агент может быть оштрафован только:
- за неудержание НДФЛ;
- неперечисление НДФЛ в бюджет в установленный срок;
- неполное перечисление НДФЛ.
Поэтому если организация удержала НДФЛ, своевременно и в полном объеме перечислила его в бюджет по месту нахождения не обособленного подразделения, а головной организации, то оштрафовать организацию нельзя (Письма Минфина России от 10.10.2014 N 03-04-06/51010, ФНС России от 02.08.2013 N БС-4-11/14009). Такой же позиции придерживаются и арбитражные суды (Постановление Президиума ВАС РФ от 24.03.2009 N 14519/08).
Для начисления пеней также нет оснований, поскольку уплата НДФЛ по месту учета обособленного подразделения не приводит к образованию просрочки исполнения обязанности (Письмо Минфина России от 10.10.2014 N 03-04-06/51010), поскольку пени по ст. 75 НК РФ начисляются за нарушение срока, а не за неправильное распределение НДФЛ между бюджетами разных субъектов РФ.