Ликвидация бизнеса. Приказы. Оборудование для бизнеса. Бухгалтерия и кадры
Поиск по сайту

География зарубежной европы. Природные условия и общая характеристика зарубежной европы

Население Западной Европы составляет более 300 млн. человек.

Большинство населения принадлежит индоевропейской языковой семье, причем север региона заселен представителями германской языковой группы (немцы, голландцы, шведы, англичане и др.), а юг - романской группы (итальянцы, французы, испанцы и др.).

Во всех странах Западной Европы господствующей религией остается христианство, при этом в северных странах преобладает протестантство, в южных - .

Демографическая ситуация характеризуется низким и низким (в некоторых странах он равен нулю или отрицательный), общие тенденции «старение» населения. В последние годы особенно ярко снижение естественного прироста выражено в Германии, Италии, Греции, Испании.

В настоящее время Западная Европа является регионом трудовой эмиграции из стран Северной , Центральной Америки, и . Главные страны эмиграции: Франция, Великобритания, .

Западная Европа - самый урбанизированный регион мира. Доля городского населения в Великобритании, Нидерландах превышает 80%. Характерной чертой Западной Европы можно назвать концентрацию населения в больших городах. Здесь расположено около 40 городов - миллионеров. Крупнейшие городские агломерации - Лондонская, Парижская, Рейнско-Рурская.

Западная Европа является центром . Она занимает лидирующие позиции по объемам промышленного и производства. Здесь производится около 1/3 промышленной продукции всех . В мировой торговле на нее приходится около половины суммированного товарооборота.

Экономическую мощь региона определяют четыре страны: Германия, Франция, Великобритания и , лидирующее положение среди них имеет Германия. Среди других стран Западной Европы значительный вес имеют . , Швейцария, Бельгия, Швеция.

Западная Европа - крупнейший финансовый центр мира, а роль «финансовых столиц» играют Лондон и Цюрих.

90-е годы XX века ознаменованы возникновением в Западной Европе единого экономического пространства в составе двадцати стран и семи стран Европейской ассоциации свободной торговли, что в настоящее время способствует еще более интенсивному развитию экономики .

«Лицом» Западной Европы в международном является промышленность, и в первую очередь ее ведущая отрасль - . На эту отрасль приходится около 1/3 стоимости всей промышленной продукции. Машиностроение Западной Европы представленных множеством подотраслей. Здесь выпускаются практически все виды машиностроительное продукции, особо выделяется производство станков, оптики, электротехники и радиоэлектроники, автомобилей.

Ориентация на научную базу, и инфраструктуру привела к тому, что эта отрасль размещается преимущественно в крупных городах и агломерациях. При этом машиностроение представлено практически во всех крупных городах, поэтому ярко выраженных территориальных узлов не сложилось.

Западная Европа остается лидером и в . Главный производитель химической продукции - Германия. Многие страны имеют в этой отрасли четкую специализацию: Германия - производство красителей и пластмасс, Франция - синтетического каучука, Бельгия - минеральных удобрений, Швейцария - фармацевтики.

В размещении в последнее время произошли изменения, связанные с ее переориентацией на углеводородное сырье ( и газ), ввозимые из развивающихся стран морским путем. Поэтому крупные нефтехимические комбинаты возникли в устьях Темзы, Сены, Рейна, . Крупнейшие комбинаты построены в Роттердаме и Марселе. Старые химические предприятия размещены в районах добычи калийных солей, каменного и . (Германия, Франция).

Топливно-энергетическая промышленность Западной Европы базируется на нефти и газе, (собственных и импортируемых) и угле. Доля угля в топливно-энергетическом балансе очень велика, но имеет тенденции к сокращению. На нефти, газе и угле ТЭС, доля которых особенно значительна в Германии, в Великобритании, Нидерландах. Роль ГЭС особенно века в Норвегии, Швеции, Швейцарии; АЭС - во Франции, Бельгии, Великобритании, Германии.

Металлургия – одна из самых старых отраслей промышленности Западной . Наиболее старая металлургическая база сформировалась в странах обладающих запасами коксующегося угля или . Германия, Франция, Великобритания, Испания, Бельгия, - главные производители черных металлов. Во второй половине XX века металлургические комбинаты стали ориентироваться на импорт железной руды и металлолома, что привело к размещению предприятий вблизи морских портов (комбинаты в Таронто в Италии). представлена, прежде всего, выплавкой алюминия, который производится в районах добычи бокситов (Франция, Италия, ), а также выработке дешевой электроэнергией ( , Швейцария, Германия, ). наиболее развита в Германии, Франции, Великобритании, Бельгии, Италии.
промышленность является отраслью специализации Швеции и Финляндии.

Традиционная отрасль Западной Европы - . Важную роль играют старые текстильные районы в Великобритании, Франции, Бельгии, Италии. Швейная отрасль развита в большинстве стран Западной Европеек (особенно в Португалии и Франции), обувная - в Италии и Испании.

Характерные особенности промышленности Западной Европы является специализация некоторых стран на производстве отдельных видов продукции: - Швейцария, парфюмерии - Франция и т.п.
Сельское стран Западной Европы высокотоварное и полностью обеспечивает потребности населения в продуктах питания, а также позволяет экспортировать свою продукцию.
В соответствии с природными и историческими условиями в Западной Европе сложилось три типа сельского хозяйства.

Североевропейский тип - Скандинавия, Великобритания - Преобладание интенсивного молочного скотоводства. Растениеводство на выращивания кормовых культур и серых хлебов.

Среднеевропейский тип - Центральная Европа - Преобладание молочно-мясного скотоводства, свиноводства, птицеводства. Растениеводство ориентировано на основные продовольственные и кормовые культуры.

Южно-европейский тип - Средиземноморье - Преобладание : зерновое хозяйство, виноградарство, садоводство (цитрусовые, фрукты), а также выращивание оливок, миндаля, табака, эфиромасличных культур.

Система в Западной Европе хорошо развита. По обеспечению транспортной сетью Западная Европа занимает первое место в мире. Характерные особенности западноевропейской региональной транспортной системы:

  • густота и сложная конфигурация транспортной сети;
  • небольшая дальность перевозок;
  • высокая доля международных и транзитных перевозок;
  • повышение доли автомобильного и снижение доли железнодорожного;
  • существование крупных транспортных узлов в т.ч. морские, портово-промышленные комплексы (Лондон, Гамбург, Роттердам, Антверпен, Гавр);
  • большое значение речных путей (Рейн, Дунай);
  • развитие паромного сообщения ( , Северному и ).

В территориальной структуре хозяйства и расселения Западной Европы выделяется следующие основные элементы.

Высокоразвитые районы, входящие в «Центральную ось развития», где сконцентрированы новейшие отрасли промышленности: Большой Лондон, Большой Париж, Южный район Германии (с центрами и ), «промышленный треугольник» Италии (Милан - Турин-Генуя).

Старопромышленные районы с преобладанием старых базовых отраслей, возникших преимущественно на базе бассейнов: Рурский в Германии; Ланкашир, Йоркшир, Южный Уэльс в Великобритании; Эльзас и Лотарингия во Франции.

Отсталые аграрные районы: юг Италии, запад Франции, центр и юго-запад Испании, Греция.


Буду благодарен, если Вы поделитесь этой статьей в социальных сетях:

Вступление.................................................................................................................................... 3

Общая характеристика зарубежной Европы.............................................................................. 3

1. Территория, границы, положение........................................................................................... 3

2. Природные условия и ресурсы................................................................................................ 4

3. Население: воспроизводство, миграции, национальный состав, урбанизация................. 5

4. Хозяйство: место в мире, различия между странами............................................................ 7

5. Промышленность: главные отрасли....................................................................................... 8

6. Сельское хозяйство: три главных типа................................................................................ 11

7. Транспорт: главные магистрали и узлы............................................................................... 13

8. Наука и финансы: научно-исследовательские парки и банковские центры.................... 14

9. Отдых и туризм: главный туристский регион мира........................................................... 14

Вступление

Зарубежная (по отношению к странам СНГ) Европа занимает территорию в 5,1 млн. км 2 с населением 500 млн. человек (1995 г.). Здесь расположены около 40 суверенных государств, связанных между собой общностью исторических судеб, тесными политическими, экономическими и культурными отношениями. Зарубежная Европа - один из очагов мировой цивилизации, родина Великих географических открытий, промышленных переворотов, городских агломераций, международной экономической интеграции. И хотя, как вы уже знаете, эпоха «европоцентризма» ушла в прошлое, этот регион и в наши дни занимает очень важное место в мировой политике и экономике.

Общая характеристика зарубежной Европы

1. Территория, границы, положение.

Территория зарубежной Европы простирается с севера на юг (от о. Шпицберген до о. Крит) на 5 тыс. км, а с запада на восток более чем на 3 тыс. км. Среди европейских стран есть более и менее крупные, но в большинстве своем они сравнительно невелики.

Экономико-географическое положение стран зарубежной Европы определяется двумя главными чертами.

Во-первых, соседским положением этих стран по отношению друг к другу. При сравнительно небольших размерах территории, малой ее «глубине» и хорошей транспортной «проходимости» эти страны либо непосредственно граничат, либо разделены небольшими расстояниями. К тому же их границы проходят преимущественно по таким природным рубежам, которые не создают значительных препятствий для транспортных связей.

Во-вторых, приморским положением подавляющего большинства стран, многие из которых расположены вблизи от самых оживленных морских путей. В западной части региона нет места, удаленного от моря более чем на 480 км, в восточной - на 600 км. Вся жизнь Великобритании, Нидерландов, Дании, Норвегии, Исландии, Португалии, Испании, Италии, Греции с древних времен тесно связана с морем, «дочь моря» - так можно сказать про каждую из них.

Политическая карта региона на протяжении XX в. претерпевала большие изменения трижды: после первой и второй мировых войн и в последние годы (объединение Германии, приобретение независимости странами Балтии, распад Югославии, Чехословакии, изменение общественного строя в странах Восточной Европы).

В зарубежной Европе представлены как республики, так и монархии, как унитарные, так и федеративные государства.

2. Природные условия и ресурсы.

Природные предпосылки для промышленности зарубежной Европы сложились под большим влиянием размещения полезных ископаемых. Однако их состав в северной (платформенной) и южной (складчатой) частях региона существенно различается.

В северной части распространены как рудные полезные ископаемые, связанные с Балтийским щитом и зоной герцинской складчатости, так и топливные, «привязанные» прежде всего к осадочному чехлу платформы и ее краевым прогибам.

Среди каменноугольных бассейнов особенно выделяются Рурский в ФРГ и Верхне-Силезский в Польше, среди нефтегазоносных - Североморский, среди железорудных - Лотарингский во Франции и Кируна в Швеции.

В южной части преобладают рудные месторождения как магматического, так и осадочного (бокситы) происхождения, но запасы топливных ресурсов здесь значительно меньше. Таким тектоническим строением территории в значительной мере объясняется «некомплектность» набора полезных ископаемых в отдельных странах.

Гидроэнергетические ресурсы зарубежной Европы довольно велики, но приходятся в основном на районы Альп, Скандинавских и Динарских гор.

Природные предпосылки для сельского хозяйства региона относительно благоприятны и широко используются уже в течение многих столетий. В результате резервы для расширения обрабатываемых земель практически уже исчерпаны, а «нагрузка» на них возрастает. Поэтому небольшие приморские страны, и прежде всего Нидерланды, продолжают наступление на прибрежные участки морей.

В Нидерландах на протяжении многих столетий с помощью дамб и плотин у моря отвоевана почти 1/3 всей территории страны.

Недаром здесь существует поговорка: «Бог создал землю, а голландцы - Голландию». Завершается осушение озера Эйсселмер, бывшего ранее морским заливом, и осуществление так называемого «Дельта-плана», предусматривающего полную защиту побережья.

Агроклиматические ресурсы региона определяются его положением в умеренном, а на юге - в субтропическом поясах. В Средиземноморье устойчивое земледелие нуждается в искусственном орошении. Больше всего орошаемых земель в Италии и Испании.

Наибольшими природными предпосылками для ведения лесного хозяйства обладают Швеция и Финляндия, где преобладают типичные лесные ландшафты: леса покрывают низменности и возвышенности, берега рек и озер, подступают к населенным пунктам. Недаром в народе говорят: «Финляндия без леса, что медведь без шерсти».

Зарубежная Европа обладает также большими и разнообразными природно-рекреационными ресурсами.

3. Население: воспроизводство, миграции, национальный состав, урбанизация.

В последнее время население зарубежной Европы стало возрастать очень медленно. Как вы уже знаете, это объясняется тем, что для воспроизводства населения региона характерна сложная демографическая ситуация. В некоторых странах происходит даже естественная убыль населения. Одновременно меняется и возрастной состав населения, растет доля пожилых людей.

Все это привело к резкому изменению доли региона в мировой системе внешних миграций населения. Бывшая со времени Великих географических открытий главным очагом эмиграции, зарубежная Европа превратилась в главный мировой очаг трудовой иммиграции. Теперь здесь насчитывается 12 - 13 млн. иностранных рабочих, значительная часть которых находится в положении не граждан, а временньк гостей-рабочих (по-немецки «гастарбайтеров»).

По национальному составу население зарубежной Европы относительно однородно: подавляющее большинство из 62 народов региона относится к индоевропейской языковой семье. При этом родственные языки славянской, романской, германской групп имеют значительные черты сходства. То же свойственно и языкам уральской семьи. Тем не менее этническая карта региона, складывавшаяся на протяжении тысячелетий, не так проста. Наряду с однонациональными, здесь немало государств со сложным национальным составом, в которых в последнее время наблюдается обострение межнациональных отношений; примером такого рода может служить Югославия.

Во всех странах зарубежной Европы господствующая религия - христианство. В Южной Европе резко преобладает католицизм, в Северной - протестантство; а в Средней они находятся в разных соотношениях. В Риме расположен мировой центр католицизма - Ватикан.

Зарубежная Европа - один из наиболее густонаселенных регионов мира. При этом размещение населения в нем прежде всего определяется географией городов. Уровень урбанизации здесь один из самых высоких в мире: в среднем в городах живет 73%, а в некоторых странах более 80% и даже 90% всего населения. Общее число городов измеряется многими тысячами, а сеть их очень густая. Постепенно, на протяжении тысячелетий, сложился западноевропейский тип города, корни которого восходят к временам Римской империи и средневековья.

Характерная черта урбанизации зарубежной Европы ~ очень высокая концентрация населения в больших городах и городских агломерациях, которых здесь больше, чем в США и Японии вместе взятых. Самые крупные из них - Лондонская, Парижская и Рейнско-Рурская. В 70-е гг. после периода бурного роста городов и агломераций начался отток населения из их центров (ядер) сначала в ближние и дальние пригороды, а затем и в более отдаленные мелкие города и в сельскую местность («зеленая волна»). В результате число жителей в центральных районах Лондона, Парижа, Гамбурга, Вены, Милана и многих других городов либо стабилизировалось, либо даже стало сокращаться. Этот процесс получил в науке наименование субурбанизации.

Согласно прогнозам уровень урбанизации в регионе к концу XX в. может возрасти до 85%.

4. Хозяйство: место в мире, различия между странами.

Зарубежная Европа, как целостный регион, занимает первое место в мировом хозяйстве по размерам промышленного и сельскохозяйственного производства, по экспорту товаров и услуг, по запасам золота и валюты, по развитию международного туризма.

Понятно, что экономическую мощь региона в первую очередь определяют четыре страны, входящие в «большую семерку» стран Запада - ФРГ, Франция, Великобритания и Италия. Именно эти страны обладают наиболее широким комплексом различных отраслей и производств. Но соотношение сил между ними за последние десятилетия изменилось. Роль лидера перешла к ФРГ, экономика которой на путях реиндустриализации развивается более динамично. Великобритания же, бывшая «мастерская мира», утратила многие свои прежние позиции.

Из остальных стран зарубежной Европы наибольший экономический вес имеют Испания, Нидерланды, Швейцария, Бельгия и Швеция. В отличие от четырех главных стран их экономика специализируется прежде всего на отдельных отраслях, завоевавших, как правило, европейское или мировое признание. Малые и средние страны особенно широко втянуты во всемирные экономические отношения. Наиболее высокого уровня открытость экономики достигла в Бельгии и Нидерландах.

Особое место на экономической карте региона занимают страны Восточной Европы, где с конца 80-х гг. происходит переход от прежней системы общественной собственности и централизованного планирования к системе, основанной на рыночных принципах.

5. Промышленность: главные отрасли.

«Лицо» зарубежной Европы в международном географическом разделении труда в течение более 200 лет определялось, да и теперь еще во многом определяется развитием промышленности.

Регион производит больше металлообрабатывающих станков, промышленных роботов, точных и оптических приборов, автомобилей, тракторов, нефтепродуктов, пластмасс, химических волокон, чем США.

Машиностроение- ведущая отрасль промышленности зарубежной Европы, которая является его родиной. На эту отрасль приходится 1/3 всей промышленной продукции региона и 2/3 его экспорта.

Машиностроение, ориентирующееся прежде всего на трудовые ресурсы, научную базу и инфраструктуру, более всего тяготеет к крупным городам и агломерациям, включая столичные. Но при этом для каждой из многочисленных подотраслей самого машиностроения типичны свои особенности ориентации.

В Великобритании по развитию электротехники, электроники, приборостроения, авиаракетно-космической промышленности выделяется район Лондона, по развитию станкостроения и автомобилестроения - район Бирмингема, текстильного машиностроения - район Манчестера, судостроения - район Глазго.

Один из крупнейших промышленных узлов зарубежной Европы - столица Венгрии Будапешт, где в этой отрасли занято более 0,5 млн. человек. Здесь производится более 1/3 всей промышленной продукции страны.

Но есть и такие районы и даже целые страны, в которых машиностроение очень рассредоточено. В ФРГ, Бельгии, Нидерландах, Великобритании, Чехии предприятия этой отрасли имеются почти в каждом городе.

Химическая промышленность в зарубежной Европе занимает второе место после машиностроения. В особенности это относится к самой «химизированной» стране не только этого региона, но и всего мира - ФРГ.

До второй мировой войны химическая промышленность ориентировалась главным образом на каменный и бурый уголь, калийные и поваренные соли, пириты и размещалась в районах их добычи. Переориентация отрасли на углеводородное сырье привела к тому, что она сдвинулась «к нефти». В западной части региона этот сдвиг нашел выражение прежде всего в возникновении крупных центров нефтехимии в эстуариях Темзы, Сены, Рейна, Эльбы, Роны, где эта отрасль сочетается с нефтепереработкой.

Крупнейший в регионе узел нефтехимических производств и НПЗ сформировался в эстуарии Рейна и Шельды в Нидерландах, в районе Роттердама. Фактически он обслуживает всю Западную Европу.

В восточной части региона сдвиг «к нефти» привел к созданию НПЗ и нефтехимических комбинатов на трассах магистральных нефте- и газопроводов.

Главные нефтеперерабатывающие и нефтехимические предприятия Чехии, Словакии, Польши, Венгрии были построены на трассе международного нефтепровода «Дружба» и газопроводов, по которым поступают нефть и природный газ. В Болгарии по той же причине нефтехимия «сдвинута» к побережью Черного моря.

В топливно-энергетическом хозяйстве большинства стран зарубежной Европы ведущее место заняли нефть и природный газ, добываемые как в самом регионе (Северное море), так и импортируемые из развивающихся стран, из России. Добыча и потребление угля в Великобритании, ФРГ, Франции, Нидерландах резко сократились. В восточной части региона ориентация на уголь еще сохраняется, причем не столько на каменный (Польша, Чехия), сколько на бурый. Пожалуй, во всем мире нет другого района, где бурый уголь играл бы такую большую роль в топливно-энергетическом балансе.

Крупнейшие в зарубежной Европе буроугольные бассейны находятся в Польше (Белхатув), Чехии (Северо-Чешский) и Германии (Нижне-Лаузицкий, Галле-Лейпцигский).

На угольные бассейны ориентируется и большинство ТЭС. Но они построены также в морских портах (на привозном топливе) и в крупных городах. Все большее воздействие на структуру и географию электроэнергетики - особенно во Франции, Бельгии, ФРГ, Великобритании, Чехии, Словакии, Венгрии, Болгарии - оказывает сооружение АЭС, которых в регионе уже более 80 (см. рисунок 51). На Дунае и его притоках, на Роне, Рейне, Дуэро сооружены ГЭС или целые их каскады.

Самый большой из гидроузлов на Дунае построен в начале 70-х гг. в ущелье Железные ворота совместными усилиями Румынии и Югославии. Мощность ГЭС - 2,1 млн. кВт, выработка электроэнергии - 11 млрд. кВт ч в год.

Металлургическая промышленность зарубежной Европы в основном сформировалась еще до начала эпохи НТР. Черная металлургия получила развитие прежде всего в странах, обладающих металлургическим топливом и (или) сырьем, - ФРГ, Великобритании, Франции, Испании, Бельгии, Люксембурге, Польше, Чехии.

Южная металлургическая база Польши сформировалась на основе Верхне-Силезского каменноугольного бассейна. В ее состав входит около двух десятков заводов, и в том числе два очень крупных комбината - «Хута-Краков» и «Катовице».

После второй мировой войны крупные металлургические комбинаты были построены или расширены в морских портах с ориентацией на импорт более высококачественной и дешевой железной руды и металлолома.

Самый большой и современный из комбинатов, сооруженных в морских портах, находится в Таранто (Италия). Его мощность - более 10 млн. т стали в год.

В последнее время строятся преимущественно не большие комбинаты, а мини-заводы.

Важнейшие отрасли цветной металлургии - алюминиевая и медная промышленность. Производство алюминия возникло как в странах, располагающих запасами бокситов (Франция, Италия, Венгрия, Румыния, Греция), так и в странах, где нет алюминиевого сырья, но вырабатывается много электроэнергии (Норвегия, Швейцария, ФРГ, Австрия). В последнее время алюминиевые заводы все более ориентируются на сырье, поступающее из развивающихся стран морским путем.

Медная промышленность получила наибольшее развитие в ФРГ, Франции, Великобритании, Италии, Бельгии, Польше , Югославии.

Лесная промышленность, ориентирующаяся прежде всего на источники сырья, превратилась в отрасль международной специализации Швеции и Финляндии, которые давно уже образуют главный «лесной цех» региона.

Легкая промышленность, с которой, как вы уже знаете, начиналась индустриализация зарубежной Европы, в значительной мере утратила свое былое значение. Конечно, старые текстильные районы, сформировавшиеся еще на заре промышленной революции (Ланкашир и Йоркшир в Великобритании, Фландрия в Бельгии, Лионский во Франции, Миланский в Италии), а также возникший уже в XIX в. Лодзинский район Польши существуют и в наши дни. Но в последнее время легкая промышленность смещается в Южную Европу, где еще есть резервы дешевой рабочей силы. Так, Португалия превратилась едва ли не в главную «швейную фабрику» региона. А Италия по производству обуви уступает только США.

Во многих странах сохраняются также богатые национальные традиции в производстве мебели, музыкальных инструментов, изделий из стекла, металла, украшений, игрушек и т. д.

6. Сельское хозяйство: три главных типа.

По основным видам сельскохозяйственной продукции большинство стран полностью обеспечивает свои потребности и заинтересовано в ее сбыте на внешних рынках. После второй мировой войны в их аграрном строе, в системеземлевладения и землепользования произошли значительные изменения, связанные с переходом от универсального мелкого крестьянского хозяйства к крупному специализированному высокотоварному хозяйству, включенному в систему агробизнеса. Основным типом сельскохозяйственного предприятия стала крупная высокомеханизированная ферма. Но в Южной Европе еще преобладают помещичье землевладение и мелкое землепользование крестьян-арендаторов.

Главные отрасли сельского хозяйства зарубежной Европы - растениеводство и животноводство, которые распространены повсеместно, сочетаясь друг с другом. Под воздействием природных и исторических условий в регионе сложились три основных типа сельского хозяйства: 1) североевропейский, 2) среднеевропейский и 3) южноевропейский.

Для североевропейского типа, распространенного в Скандинавии, Финляндии, а также в Великобритании, характерно преобладание интенсивного молочного животноводства, а в обслуживающем его растениеводстве - кормовых культур и серых хлебов. Среднеевропейский тип отличается преобладанием животноводства молочного и молочно-мясного направления а также свиноводства и птицеводства.

Очень высокого уровня достигло животноводство в Дании, где оно уже давно стало отраслью международной специализации. Эта страна - один из крупнейших в мире производителей и экспортеров масла, молока, сыра, свинины, яиц. Недаром ее нередко называют «молочной фермой» Европы.

Растениеводство не только удовлетворяет основные потребности населения в продовольствии, но и «работает» на животноводство. Значительная, а иногда и преобладающая часть пахотных земель занята кормовыми культурами.

Для южноевропейского типа характерно значительное преобладание растениеводства, тогда как животноводство играет второстепенную роль. Хотя главное место в посевах занимают зерновые культуры, международная специализация Южной Европы определяется прежде всего производством фруктов, цитрусовых, винограда (который с древнейших времен служит символом плодородия и изобилия), оливок, миндаля, орехов, табака, эфиромасличных культур. Побережье Средиземного моря - главный «сад Европы».

Все средиземноморское побережье Испании и особенно район Валенсии обычно называют «уэрта», т. е. «сад». Здесь выращивают различные фрукты и овощи, но больше всего - апельсины, сбор которых продолжается с декабря по март. По экспорту апельсинов Испания занимает первое место в мире.

Рыболовство давно уже стало отраслью международной специализации в Норвегии, Дании и особенно в Исландии.

7. Транспорт: главные магистрали и узлы.

Региональная транспортная система региона относится в основном кзападноевропейскому типу. По дальности перевозок она намного уступает системам США и России. Зато по обеспеченности транспортной сетью стоит далеко впереди, занимая первое место в мире. Очень высока и густота движения, велика роль международных и транзитных перевозок. Сравнительно небольшие расстояния стимулировали развитие автомобильного транспорта, который теперь играет главную роль в перевозках не только пассажиров, но и грузов. Сеть железных дорог в большинстве стран сокращается, и крупные новостройки в 50 - 70-х гг. были характерны только для некоторых стран Восточной Европы (Польша, Югославия, Албания).

Конфигурация транспортной сети региона очень сложна. Но основной ее каркас образуют магистрали широтного и меридионального направлений, имеющие международное значение.

Речные пути также имеют меридиональное (Рейн) или широтное (Дунай) направления. Особенно велико транспортное значение Рейна, по которому перевозится 250 - 300 млн. т грузов в год. После ввода в эксплуатацию водного пути Рейн - Майн - Дунай, который соединил обе важнейшие водные артерии зарубежной Европы, он должен значительно возрасти.

В местах пересечения сухопутных и внутренних водных путей возникли крупные транспортные узлы. По существу такими узлами являются и морские порты, обслуживающие прежде всего международные перевозки. Многие мировые порты (Лондон, Гамбург, Антверпен, Роттердам, Гавр) находятся в устьях-эстуариях рек, которые связывают их с глубинными районами. Все они фактически превратились в единые портово-промышленные комплексы. Для них характерно развитие отраслей морского хозяйства и особенно так называемой «портовой промышленности», работающей на привозном, заморском сырье. Самый крупный из них - Роттердам.

Грузооборот Роттердамского порта составляет 250 - 300 млн. т в год. Расположенный на одном из рукавов Рейна в 33 км от моря, он выполняет функции главных морских ворот для многих европейских стран. С глубинными районами он связан водными путями по Рейну и Мозелю, железными и шоссейными дорогами, нефтегазо-проводами.

Транспортные сети отдельных стран имеют либо радиальную (одноцентровую) конфигурацию, как во Франции, где «все дороги ведут в Париж», либо многоцентровую, как, например, в ФРГ.

8. Наука и финансы: научно-исследовательские парки и банковские центры.

По примеру «Силиконовой долины» в США в зарубежной Европе также возникло много научно-исследовательских парков, которые уже в значительной степени определяют географию науки ряда стран. Самые крупные из них находятся в окрестностях Кембриджа (Великобритания), Мюнхена (ФРГ). На юге Франции, в районе Ниццы, формируется так называемая «Долина высокой технологии».

В зарубежной Европе находится 60 из 200 крупнейших мировых банков. Эталоном страны-банкира давно уже стала Швейцария:

в сейфах ее банков лежит половина всех ценных бумаг мира. Особенно выделяется «экономическая столица» страны - Цюрих. В последнее время в страну-банкира превратился и Люксембург. Но все же крупнейшим финансовым центром был и остается Лондон.

9. Отдых и туризм: главный туристский регион мира.

Как вы уже знаете, зарубежная Европа - главный район международного туризма. «Рекордсмен мира» по туризму - Франция, которую ежегодно посещает свыше 50 млн. человек; это значит, что на каждого француза приходится примерно по одному приезжему иностранцу! К числу самых популярных туристских стран принадлежат также Испания, Италия, Швейцария, Австрия, Великобритания, Чехия, Венгрия, Португалия, Греция. А в таких микрогосударствах, как Андорра, Сан-Марино, Монако, обслуживание туристов давно уже служит главным источником доходов. Здесь на каждого жителя приходится по сто туристов.

В зарубежной Европе наиболее широко представлены туристе – корекреационные районы двух типов - приморские и горные.

Главный район приморского туризма - Средиземноморье, которое ежегодно посещают от 100 до 150 млн. человек. Особенно популярны побережье Лагурийского моря, где находится защищенный с севера Альпами Лазурный берег (Ривьера) с центром в Ницце, побережье Адриатического моря в Хорватии, побережье Испании, Балеарские острова.

Главный район горного туризма - Альпы. Нижний пояс гор используется главным образом для лечения и пешеходного туризма, средний - для занятия горнолыжным спортом, верхний - для альпинизма.

Наряду со странами, «продающими свой климат», туристов и отдыхающих привлекают «старые камни Европы» - достопримечательности ее городов. Своеобразной «туристской Меккой» стали Париж, Рим, Мадрид (см. рисунок 55), где в июле - августе местных жителей, наверное, меньше, чем приезжих. Множество туристов бывает также в Лондоне, Амстердаме, Вене, Дрездене, Праге, Будапеште, Венеции, Неаполе, Афинах.

10. Охрана окружающей среды и экологические проблемы: преодоление угрозы.

В результате высокой плотности населения, давней промышленной и сельскохозяйственной освоенности территории

природная среда зарубежной Европы в наибольшей мере стала географической средой человеческого общества. Здесь широко распространены все виды антропогенных ландшафтов. Но одновременно это привело к обострению многих природоохранных и экологических проблем.

Все страны региона проводят государственную экологическую политику и принимают все более решительные меры по охране окружающей среды. Изданы строгие природоохранительные законы, возникли массовые общественные организации и партии «зеленых», ведется пропаганда использования велосипедов, расширена сеть национальных парков и других охраняемых территорий.

Все это привело к первым положительным результатам. Но тем не менее во многих странах экологическая обстановка все еще остается сложной. В первую очередь это относится к Великобритании, ФРГ, Бельгии, Польше, Чехии.

В 80-х гг. в Польше были выделены 27 ареалов повышенной экологической опасности, в которых живет 35% населения страны. Старинный город Краков, в котором расположен крупнейший в Польше металлургический комбинат, был объявлен местом экологического бедствия.

В целом экологическая ситуация в восточной части зарубежной Европы значительно хуже, чем в западной.

Урок 31. Население Зарубежной Европы

08.07.2015 11363 0

Цели: сформировать представление об особенностях населения Зарубежной Европы.

Оборудование: карта «Народы мира» или «Народы Европы», «Плотность населения Европы».

Тип урока: изучение нового материала.

I. Изучение нового материала

Комментарии для учителя. Работу по изучению демографических показателей населения Европы можно выполнить в группах. Каждая

группа получает задание найти черты сходства и черты отличия по одному из показателей населения в разных регионах Европы.

Можно предложить на этом этапе урока изучение нового материала в виде самостоятельной работы. В любом варианте изучение населения Европы очень удобной для систематизации новых знаний на уроке будет данная таблица. Сначала строки таблицы: «численность», «плотность», «форма правления» и «административно-территориальное деление» заполняется учащимися самостоятельно с помощью различных источников информации (учебник, атлас). Затем эти строки таблицы проверяется.

Сравниваемые черты

Северная Европа

Южная Европа

Западная Европа

Восточная Европа

Черты сходства

1. Численность

2. Тип правления

3. Форма административно-территориального деления

4. Тип воспроизводства

5. Возрастная структура

6. Демографическая политика

7. Плотность населения

8. Уровень урбанизации

9. Национальный состав

10. Религиозный состав

Оставшиеся разделы таблицы заполняются на основе докладов учащихся, рассказа учителя, совместной работы учителя и учеников, практикумов и т. д.

Учитель. Зарубежная Европа - регион с весьма сложной и не очень благоприятной демографической ситуацией. На мировом фоне он выделяется низкой рождаемостью и низким естественным приростом, такое явление демографы называют демографической зимой. После второй мировой войны рождаемость в регионе повысилась, но в 50-е годы отчетливо наметилась тенденция к снижению рождаемости. В результате она упала до 13 человек на 1000 жителей (в сравнении с мировым показателем 26 промилле). В среднем европейская женщина производит 2,1 ребенка, при таком уровне рождаемости воспроизводство населения не обеспечивается.

Причины такой низкой рождаемости разнообразны. Главной среди них считается увеличение средней продолжительности жизни, что приводит к постепенному старению населения, а также резкое возрастание «цены» ребенка, влияние городского образа жизни, непрочность семьи, слабое влияние религии.

Задание: Проанализируйте таблицу «Воспроизводство населения в Зарубежной Европе». Найдите страны, являющиеся лидерами по показателям рождаемости, смертности, естественного прироста. Проанализируйте причины такого распределения. (В Албании самый высокий уровень рождаемости и естественного прироста, это связано с влиянием мусульманства. Сравнительно высокий уровень рождаемости в Ирландии, Исландии, Македонии. Но вместе с этим в Европе есть страны с очень низким рождаемости - Болгария, Греция, Испания, Италия, ФРГ.)

В каких странах особенно остро стоит демографическая проблема? {В странах с низкой рождаемостью и низким и естественным приростом.)

Какой вывод о типе воспроизводства населения можно сделать? (Все страны Европы, кроме Албании, имеют первый тип воспроизводства населения: низкую рождаемость, низкий естественный прирост.)

Воспроизводство населения в Зарубежной Европе

Страны

Рождаемость

Смертность

Естественный прирост

Австрия

10,6

Албания

20,0

Бельгия

12,6

10,6

Босния

15,7

Герцеговина

10,7

12,2

Болгария

13,9

11,2

Великобритания

12,2

13,7

Венгрия

10,1

Греция

12,4

11,9

Дания

19,0

10,0

Ирландия

Италия

19,0

12,0

Исландия

10,4

Испания

14,1

13,0

Латвия

15,3

10,7

Литва

19,0

11,8

Македония

13,2

Нидерланды

14,3

10,7

Норвегия

14,0

11,0

Польша

16,0

10,0

Португалия

13,6

10,7

Румыния

17,1

10,3

Словакия

13,8

10,4

Словения

13,2

10,1

Финляндия

13,5

Франция

10,1

11,1

ФРГ

13,0

11,1

Хорватия

13,6

13,1

Чехия

12,3

Швейцария

14,5

11,1

Швеция

14,1

12,3

Эстония

15,0

Сравним регионы Европы по данным показателям. Самая неблагоприятная ситуация в странах Восточной Европы. Это связано с тем, что долгое время в условиях административного правления этими странами проводилась жесткая демографическая политика. Так, например, в Болгарии и Венгрии право на аборты и использование контрацептивов было ограничено. В Румынии до 1989 года аборт разрешался только женщинам, имеющим пять и более детей, а за незаконный аборт врачам грозило тюремное заключение. Ввоз и продажа контрацептивов были запрещены. Но после снятия таких ограничений рождаемость в этих странах резко упала, что привело к отрицательному естественному приросту.

В Западной Европе ситуация также неблагоприятная. Правительство этих стран вынуждено проводить демографическую политику, направленную на повышение рождаемости, причем без ограничений на аборты и использование контрацептивов. Но, тем не менее, расширенное воспроизводство населения наблюдается не во многих странах, а в некоторых, таких как ФРГ, наоборот, проявляется естественная убыль.

В Южной Европе до 80-х годов ситуация была благоприятной, но сейчас также наблюдается низкий уровень рождаемости.

В северной Европе благоприятная демографическая ситуация наблюдается только в Ирландии и Исландии.

Миграции

На этом же этапе урока учитель предлагает проанализировать направления, динамику трудовых миграций. Для этого следует использовать рисунок в учебнике на с. 164. Учитель обращает внимание учащихся, что существует закономерность между странами эмиграции и иммиграции. В чем она заключается? (Страны эмиграции - страны бывшие колонии, страны иммиграции - страны метрополии.)

Урбанизация

Задание: С помощью карт атласа разделить страны Европы на сильно-, средне -, и слабоурбанизированные, результаты оформить в виде схемы.

Проанализируйте полученные результаты. (В группе слабоурбанизированных стран преобладают страны Южной Европы. Это связано с тем, что в этом регионе благоприятные условия для развития сельского хозяйства, сохраняются традиции многодетных семей и т. д.).

Задание: Пользуясь картой городских агломераций в учебнике, выделите крупнейшие агломерации. Проанализируйте причины появления городов-миллионеров именно в тех районах, где они находятся. Результаты оформите в виде схемы.

Классификация городов - миллионеров по их географическому положению:


Сравните страны по числу городов-миллионеров. Какой вывод можно сделать? (Самое большое количество городов миллионеров находится в Великобритании - 7, ФРГ - 6, Италия - 5, Франция - 3, Польша - 3, крупнейшие города Европы размещаются вдоль европейского коридора - центральная ось развития.)

Вопрос: Пользуясь текстом учебника, определите основные этапы урбанизации в Европе. {Долгое время для Европы была характерна высокая степень урбанизации. Большая часть населения жила в крупных городах, однако в 70-е годы XX века начался отток населения в пригороды и в сельскую местность. Такое явление называется субурбанизацией. Субурбанизация объясняется многими причинами: изношенностью жилого фонда, скученностью населения в центральных районах городов, ухудшением состояния окружающей среды, переносом в пригороды предприятий, дороговизной земли и жилья в центре города, желанием жить в собственном доме. В тоже время субурбанизация характеризуется растеканием городского образа жизни и формирования обширных урбанизированных зон)

Национальный состав населения Европы

Вопрос: Вспомните, какие страны называются однонациональными, какие двунациональными, а какие - многонациональными? Какие из Европейских государств относятся к каждой из этих групп? Результаты работы можно оформить в виде таблицы.

Языковой состав населения Европы

Задание: Пользуясь картами атласа, приведите примеры народов Европы, относящихся к различным языковым группам. Заполните таблицу:

Индоевропейская семья

Уральская семья

Славянская

группа

Балтийская

группа

Германская группа

Кельтская

группа

Романская

группа

Греческая группа

Албанская

группа

Финно-угорская

группа

При изучении национального состава региона, можно заслушать доклады учащихся на тему «Межнациональные конфликты в Европе».

Проблема межнациональных конфликтов в Европе

Половина стран Европы считаются однонациональными. Но остальные являются многонациональными и двунациональными. Именно в этих странах возникают национальные конфликты.

Примером страны, в которых существуют межнациональные конфликты, является Бельгия. На государственном гербе начертан девиз: «В единении наша сила». Но достичь такого единения не удалось со времени образования этого государства, а именно с 1830 года. В этой стране живет два народа: фламандцы и валлоны. Фламандцы живут на севере страны, валлоны - на юге, их родным языком является французский. Причиной межнационального конфликта является то, что долгое время экономическим ядром страны считался юг, то есть Валлония. Здесь добывался уголь, была развита черная металлургия, ремесла, населения было богаче, жили здесь и аристократы. Государственным языком считался валлонский, он же был и литературным языком. Фландрия же выполняла функцию сельскохозяйственного придатка. Ее население подвергалось экономической и национальной дискредитации. Но после второй мировой войны ситуация коренным образом поменялась. Районы юга стали старопромышленными, а север стал развивать наукоемкие отрасли. Выросло и значение Антверпена. Благодаря более благополучной демографической ситуации, численность населения Фландрии выросло. Все это резко обострило межнациональные отношения между фламандцами и валлонами. Для выхода из кризиса правительство постановило осуществить переход к федеративному устройству страны. Теперь в страны два государственных языка, все вывески и документы производятся сразу на двух языках.

Непростые национальные проблемы есть и в Испании. К коренным народам относятся испанцы (71%), каталонцы (18%), галисийцы (8%) и баски (2,4%). При этом каталонцы сходны в культурном отношении с французами, галисийцы с португальцами, а баски вообще своеобразный народ, не схожий ни с одним из народов Пиренейского полуострова. Национальная проблема возникла после того, как каталонцы и галисийцы были лишены некоторых привилегий. Во времена правления Франко любое проявление их национальных чувств преследовалось. Например, нельзя было исполнять национальные песни и танцы. В 1978 году была принята новая конституция, которая признала автономии Каталонии, Галисии и страну Басков, но радикально настроенные баскские националисты ведут бессмысленную террористическую борьбу. Поэтому национальный вопрос в Испании нельзя признать полностью решенным.

Особой остротой отличаются национальные проблемы в Восточной Европе. Так, в Румынии в конце 80 гг. началась кампания по ликвидации тысяч деревень под предлогом создания крупных агропромышленных центров городского типа. Это привело к эмиграции венгров и ухудшению румыно-венгерских отношений.

В Болгарии туркам было запрещено пользоваться родным языком, носить национальную одежду, совершать мусульманские обряды. В результате тысячи турков эмигрировали из страны.

В конце 80-х гг. ухудшились и национальные проблемы в Югославии (СФРЮ). Федерация распалась на пять государств. Но и в новых странах национальные проблемы не решены, так как вновь образованные государства - многонациональные, кроме Словении. В Сербии есть проблема автономного края Косово, населенного албанцами, требующими присоединения к Албании. Для Хорватии основной национальной проблемой является проблема с Сербской Краиной, провозгласившей в 1991 году выход из Хорватии. Для Македонии это проблема албанского меньшинства. Для Боснии и Герцеговины эта проблема заключается в том, что в стране живут сербы, хорваты и хорваты - мусульмане. Недовольными в стране являются мусульмане, что привело к войне, в которой погибло более 200 тыс. человек. Кроме перечисленных национальных проблем, Югославия является районом компактного проживания приверженцев нескольких религий: сербы, черногорцы и македонцы - православные, словенцы, хорваты - католики, часть хорватов, сербов в результате долго Османского владычества приняли мусульманскую веру.

Введение 3

1. Место и роль Европы в современном мире 4

2. Национальная безопасность и ее приоритеты для России 11

Заключение 21

Список литературы 22

Введение

Положение в мире характеризуется динамичной трансформацией системы международных отношений. Формирование международных отношений сопровождается конкуренцией, а также стремлением ряда государств усилить свое влияние на мировую политику, в том числе путем создания оружия массового уничтожения. Значение военно-силовых аспектов в международных отношениях продолжает оставаться существенным.

Россия является одной из крупнейших стран мира с многовековой историей и богатыми культурными традициями. Несмотря на сложную международную обстановку и трудности внутреннего характера, она в силу значительного экономического, научно-технического и военного потенциала, уникального стратегического положения на Евразийском континенте объективно продолжает играть важную роль в мировых процессах.

В перспективе более широкая интеграция Российской Федерации в мировую экономику, расширение сотрудничества с международными экономическими и финансовыми институтами. Объективно сохраняется общность интересов России и интересов других государств по многим проблемам международной безопасности, включая противодействие распространению оружия массового уничтожения, предотвращение и урегулирование региональных конфликтов, борьбу с международным терроризмом и наркобизнесом, решение острых экологических проблем глобального характера, в том числе проблемы обеспечения ядерной и радиационной безопасности.

1. Место и роль Европы в современном мире

Совокупная экономическая мощь Западной Европы в начале XXI века фактически сравнялась с американскими показателями – 19,8% общемирового валового продукта, в США – 20,4%. По уровню населения Европа превосходит США на 40%, доля ЕС в мировом экспорте непрерывно растет и уже сейчас значительно превосходит долю США (37% – ЕС, 16,5% – США).

Заинтересованные наблюдатели предупреждают, что Соединенные Штаты и Европейский союз находятся на пороге широкомасштабного торгового и экономического конфликта. Евро отвлекают значительные финансовые потоки с американского рынка, осложняют дефицит американского бюджета, становятся мощным конкурентом доллара в международных расчетах, ослабляют Америку в ее стремлении диктовать фиксированные цены на нефть и другие сырьевые материалы.

Американские эксперты считают, что единый валютный союз может превратить основанную на господстве доллара мировую финансовую систему в новый двухполюсный «доллар-евро-порядок». Нынешняя зона единой европейской валюты – самая обширная в мире зона богатых стран – потребителей дорогих товаров мирового рынка. Выпущенные в 1999 г. еврооблигации составили 44% всех облигаций, выпущенных в мире, в то время как на доллар пришлось 43% . ЕС осуществляет непрерывную торговую экспансию, заключив соглашения об ассоциации с 80 странами. Принимая во внимание значительные размеры зоны евро, многие компании в Латинской Америке, Азии, Восточной Европе и Северной Африке стремятся снизить долю операций в долларах, расширяя сеть контрактов в евро. Наметившиеся тенденции свидетельствуют о закате «эры доллара» как единственной мировой валюты.

Именно это позволило Г.Киссинджеру заявить, что «создание Европейского валютного союза ставит Европу на путь, который противоположен атлантическому партнерству последних пяти десятилетий... Нет никаких оснований предполагать, что объединенная Европа когда-либо добровольно пожелает помочь Соединенным Штатам в их глобальном бремени» . Еще более категорично высказался министр иностранных дел Франции Ю.Ведрин: «Европа должна создать противовес доминированию Соединенных Штатов в многополюсном мире» .

Заявления крупных политических фигур Европы и США – не пустые декларации. За ними скрываются не только существенные различия в европейской и американской экономической политике, но и стратегические геополитические разногласия. По существу, они касаются трех основных направлений:

При возникновении международных конфликтов и проблем европейцы предпочитают действовать через международные организации, США зачастую отвергают этот путь;

Европейцы оценивают международные коллизии с региональной точки зрения, США – с глобальной;

При урегулировании конфликтов европейцы склонны использовать политические и экономические возможности, США не исключают военного решения проблем.

Кроме того, существует немало разногласий более частного порядка: по вопросам либерализации мировой экономики, глобального потепления, политики в области энергетики, антитрестовского законодательства (например, о слиянии «Боинга» – «Макдоннел-Дуглас»), американских экономических санкций, стимулирования экономики, по поводу импорта стали и машин из Европы и пр.

В 90е годы европейцы заложили основания новой, достаточно независимой политики в области обороны и безопасности. Важными вехами на этом пути стали: Маастрихтское соглашение 1991 г., которое предписывает «сформулировать общую оборонную политику» и устанавливает ответственность Западноевропейского союза за оборонные аспекты эволюции ЕС; Амстердамский договор 1997 г., где сформулирована общая стратегия Европейского союза и утвержден пост верховного представителя Европейской комиссии, ответственного за общую внешнюю и оборонную политику; Саммит ЕС в Хельсинки в 1999 г., на котором было принято решение о создании в двухлетний срок единого Корпуса быстрого реагирования в 60 тыс. человек, а Х.Солана назначен верховным представителем ЕС, ответственным за общую внешнюю и оборонную политику.

Эксперты уже подсчитали, что для достижения военной мощи, сопоставимой с американской, объединенной Европе потребуется увеличить свои военные расходы в 4 раза. Европейский союз планирует создать сеть спутников, центров разведывательной деятельности, собственный общий военный штаб, где будут рассматриваться возможности проведения операций внутри и вне НАТО. Уже сейчас Западная Европа стремится производить собственные виды вооружений, чтобы у нее была собственная военная промышленность, независимая от американской.

Военные эксперты сообщают, что разработан проект создания общеевропейского истребителя, в производстве которого сотрудничают прежде всего германские и британские фирмы . Обсуждается план создания единой Европейской аэрокосмической оборонной компании (ЕАОК), в которую войдут французский «Аэроспасьяль», «Бритиш эйрспейс», немецкий «Даймлер-Крайслер Эйрспейс», испанская «КАСА», шведский СААБ, итальянская «Финмеканника-Аления». Речь идет о супер-компании, производящей самолеты, вертолеты, космические корабли, управляемое оружие и другие военные системы. Все это позволяет европейцам надеяться, что наряду с единой валютой, независимая военная промышленность станет существенной чертой интегрированной Европы, а это, в свою очередь, потребует особой европейской политической, экономической и военной инфраструктуры.

Амбициозные планы европейцев в области военной политики и обороны уже сегодня привели к противоречиям внутри НАТО, которые в будущем могут стать взрывоопасными. Известно, что во время первого визита в Западную Европу министра обороны республиканской администрации Д.Рамсфелда тот потребовал ввести формируемый Европейским союзом воинский контингент в 60 тыс. солдат в подчинение НАТО, а западноевропейцы выразили свое неодобрение в связи с созданием сепаратной национальной системы стратегической обороны США.

Американцы предпринимают усилия, чтобы держать под контролем процесс европейской интеграции. Прежде всего они осуществляют стратегический контроль над европейским пространством посредством НАТО и военного присутствия в Европе. С помощью Североатлантического союза, в котором США играют роль осевой державы, они пытаются предотвратить дрейф Западной Европы к национальному самоутверждению и отходу от нынешнего уровня экономического и политического сотрудничества. При этом они умело используют европейские разногласия: опасения Франции по поводу германского преобладания; страхи Германии по поводу восстановления сил России; ревность Британии к возможности консолидации континента без ее участия; сомнения Европейского сообщества в возможностях решить вопрос с взрывоопасными Балканами своими силами. Особенно часто разыгрывается американцами «немецкая карта». Призрак возвышения Германии до имперских высот бродит по Европе и наводит ужас на европейцев, не забывших еще кошмары Второй мировой. Этот призрак – козырь в руках американцев, которые используют его в качестве залога принятия американских войск в центре Европы.

Очевидно, что политика разжигания сепаратизма внутри ЕС имеет стратегический характер: лишенный сплоченности Европейский союз не сможет противостоять Америке ни по экономическим, ни по политическим проблемам, будь то разногласия членов Всемирной торговой организации или вопрос об антитеррористической операции в Ираке.

Роль еще одного стратегического инструмента контроля над европейской интеграцией выполняют американские транснациональные корпорации. Они расширяют свои филиалы в европейских центрах, укрепляя американские экономические позиции в западноевропейском регионе. ТНК проводят политику активного инвестирования в Европе, привлекают сюда товары высоких технологий. С.Бергстен полагает, что целью американской внешней политики является создание своего рода «Североатлантического соглашения о свободной торговле» – «супер-НАФТА», на которое приходилось бы более половины мировой торговли и валового продукта мира .

В США немало сторонников активной европейской политики. Среди них – З.Бжезинский, который считает, что Европа является «естественным союзником Америки», ее «глобальным партнером». Он полагает, что вполне возможно привлечь Западную Европу к «управлению миром», поскольку Соединенные Штаты недостаточно сильны, чтобы доминировать в мировом геополитическом пространстве, полагаясь лишь на собственные силы.

Демагогия о «глобальном партнерстве» с Европой необходима, чтобы сохранить ЕС как важнейший геополитический плацдарм Америки в Евразии. З.Бжезинский заявляет об этом прямо: «Главная геостратегическая цель Америки в Европе... путем более искреннего трансатлантического партнерства укреплять американский плацдарм на Евразийском континенте с тем, чтобы растущая Европа могла стать еще более реальным трамплином для продвижения в Евразию международного демократического порядка и сотрудничества» . Очевидно, что без тесных трансатлантических связей главенство Америки в Европе сразу исчезнет, возможности США распространять свое влияние вглубь Евразии могут быть значительно ограничены.

Для обеспечения атлантического контроля над процессами европейской интеграции используются и новейшие информационные геополитические технологии. Прежде всего американские стратеги стремятся сформировать «проамериканское» мышление европейцев с помощью заполнения всех каналов СМИ явной и скрытой пропагандой американского образа жизни и ценностей либеральной демократии. Известно, что 75% информации, которая циркулирует в европейских СМИ, американского происхождения.

Бжезинский с гордостью подчеркивает, что страстных почитателей в Европе нашел не только Дж.Кеннеди, даже менее прославленные американские лидеры становятся объектами тщательного изучения и подражания (в частности, с помощью популярных телепрограмм «Политический герой дня»). Многие европейские политики считают весьма уместным копировать манеры, популистское чувство локтя и тактику отношений с общественностью американских президентов . Подражание американскому политическому стилю создает благоприятные условия для установления «косвенного и на вид консенсуального» американского контроля над европейской политикой.

Среди информационных геополитических технологий следует отметить умелое использование американцами идеи «борьбы с международным терроризмом» для поддержания определенной напряженности в европейском пространстве. Это косвенно инициирует милитаризацию европейской экономики и включение ЕС в гонку вооружений. Дестабилизация европейского пространства осуществляется также через систему «управляемых» локальных кризисов и «гуманитарных катастроф» в тех или иных европейских странах (яркий пример – Югославия).

Почему Европа играет в атлантические игры? Прежде всего европейские геополитики стремятся «на американские деньги» избавиться от последних «очагов тоталитаризма и коммунизма» на континенте. Идея проста: «пусть американцы продолжают тратиться; чем больше, тем лучше, так они скорее уйдут». Несомненно, Европа уже не хочет прямого присутствия США, но еще не может обойтись без «старшего брата». Двойственная позиция европейских политиков создает широкое поле для американских маневров в Старом Свете.

Необходимо также подчеркнуть, что государства Восточной Европы в гораздо большей степени, чем Западной, заинтересованы в сохранении военного присутствия США на континенте, рассматривая американское влияние как фактор собственной политической стабилизации и безопасности. Речь идет не только о вечном «русском вопросе» и возможных геополитических притязаниях России. Восточную Европу гораздо больше волнует объединенная Германия и ее возможные территориальные претензии к своим соседям по европейскому дому.

Сложившаяся ситуация умело используется руководством НАТО как способ геополитического давления на Россию. Несмотря на это, наша страна занимает сегодня дружественную и конструктивную позицию по отношению к Европейскому сообществу. Российское политическое руководство дало положительную оценку ЕС и его расширению. По словам В.Путина, необходимо использовать великий исторический шанс для построения совместных европейских пространств. В ответ на это бывший министр иностранных дел ФРГ Ф.Геншер отметил, что «со времен горбачевской картины общеевропейского дома не было такого отчетливого поворота России к Европе» .

Тем не менее европейские геополитики отчетливо дали понять, что в ближайшем будущем на повестке дня российско-европейских отношений не может стоять предложение В.Путина о трансформировании Европы, а соответственно, и ЕС через объединение с богатым ресурсным потенциалом России из регионального в глобального партнера в многополярной системе международных связей. Как подчеркивают немецкие исследователи К.Майер и Х.Тиммерманн, «...такое намерение могло бы привести к тому, чтобы позиционировать Европу вместе с Россией как противоположный Соединенным Штатам полюс в мировой политике» . К таким решительным геополитическим поворотам Европа еще не готова. Проатлантический курс европейской интеграции представляется европейским геополитикам более спокойным руслом.

Однако уже сейчас в самих США немало противников продолжения активной европейской политики. Мощное антиевропейское лобби сложилось в Конгрессе. Мотив один: контроль над европейской политикой слишком дорого обходится американским налогоплательщикам. На размещение своих войск в Европе Соединенные Штаты тратят на 2 млрд. долл. больше, чем на собственной территории. Американские военные эксперты подчеркивают, что США расходуют на оборону 4% своего валового национального продукта, Франция и Британия – по 3,1%, ФРГ – 1,7%. Европейские члены НАТО тратят на военные нужды лишь 66% суммы американского военного бюджета .

Наконец, американцев все больше раздражает растущий европейский «антиамериканизм». Американский сенатор Дж.Байден отмечает: «Мы видим преднамеренно селективный подбор фактов, касающихся жизни в США, и американских действий, подающих США в наиболее невыгодном свете» . Американские социологи приводят такие данные: 68% опрошенных французов выразили свою обеспокоенность сверхдержавным статусом Соединенных Штатов, и только 30% признали, что за Атлантическим океаном есть хотя бы нечто, достойное восхищения. 63% французов не испытывают чувства солидарности или близости с американцами .

Занимает первое место в мировом хозяйстве по размерам промышленного и сельскохозяйственного производства, по экспорту товаров и услуг, по развитию международного туризма.

Ее хозяйственному развитию способствует:

  • выгодное (большинство стран региона имеют приморское положение, расположены вблизи важнейших морских путей);
  • хорошая обеспеченность ресурсами рабочей силы и кадрами высококвалифицированного труда (плотность на
  • высокий уровень транспортного обеспечения (по уровню технической оснащенности, разносторонности развития и густоте транспортной сети Зарубежная Европа опережает все крупные регионы мира);
  • развитие интеграционных процессов между странами региона.

Основа хозяйства Зарубежной Европы - . Ведущая отрасль промышленности - , на которое приходится 1/3 всей промышленной продукции и 2/3 ее экспорта. Зарубежная Европа — родина машиностроения, крупнейший в мире производитель и экспортер машин и промышленного оборудования.

Машиностроение ориентируется здесь на наличие высококвалифицированной рабочей силы, развитую научную базу и инфраструктуру.

Широкое развитие получили все основные отрасли машиностроения:

  • производство станков и кузнечно-прессовых машин (ФРГ, Великобритания, Франция, Италия, Швейцария, Чехия и др.),
  • производство энергетического оборудования, электронной техники, теле- и радиоаппаратуры (ФРГ, Великобритания, Франция, Нидерланды и др.),
  • автомобилестроение (Франция, ФРГ, Италия, Швеция, Испания, Чехия, и др.), судостроение (ФРГ, Швеция, Великобритания, Испания, Франция, Нидерланды, Польша, ).
    Крупных размеров достигло военное машиностроение, в частности самолетостроение (выделяются ФРГ, Франция, Великобритания).

Характеризуется отсутствием в этом регионе территориальных узлов общеевропейского масштаба. Эта отрасль представлена почти в каждом крупном городе региона.

Зарубежная Европа занимает ведущие позиции в мире также в производстве и экспорте продукции (пластических масс, синтетических и искусственных волокон, фармацевтики, азотных и калийных удобрений, лаков и красок). Химическая промышленность в Европе занимает второе место после машиностроения.

Сырьевую базу отрасли составляют (как собственные, так и импортируемые), попутные нефтяные газы и продукты нефтепереработки, ресурсы местных месторождений каменного и бурого угля, калийной и поваренной соли.

В производстве и экспорте продукции особенно велика доля ФРГ, Великобритании, . В химической промышленности многие страны региона имеют четкую специализацию:

  • ФРГ – красители и пластмассы;
  • Франция – синтетический каучук;
  • Бельгия – химические удобрения и содовое производство;
  • Швеция и Норвегия – лесохимия;
  • Швейцария, Венгрия – фармацевтика;

В отличие от машиностроения химическая промышленность региона характеризуется наличием ряда крупных центров. Наиболее крупные центры нефтехимии возникли в эстуариях Рейна (Роттердам), Сены, . В Восточной Европе центры нефтехимии построены на трассах нефте- и газопроводов.

Одна из старейших отраслей промышленности Зарубежной Европы - . получила развитие в странах, традиционно располагающих металлургическим топливом и сырьем: ФРГ, Великобритания, Франция, Швеция, Польша и др. В последние годы в этой отрасли наблюдается сдвиг к портам. Крупные металлургические комбинаты созданы в морских портах (Генуя, Неаполь, Таранто в и др.) с ориентацией на импортное сырье и топливо.

Важнейшие отрасли - алюминиевая, свинцово-цинковая и медная также получили преимущественное развитие в странах, имеющих источники минерального сырья и дешевой электроэнергии (Франция, Венгрия, Италия, Норвегия, Швейцария, Великобритания специализируются на выплавке алюминия; ФРГ, Франция, Польша выделяются по выплавке меди; ФРГ, Бельгия - свинца и цинка).

Отраслями международной специализации являются лесная промышленность, ориентирующаяся на источники сырья (Швеция и Финляндия), швейная () и обувная (Италия, ФРГ, Чехия, Словакия и др.), ориентирующиеся на резервы дешевой рабочей силы.

В топливно-энергетическом балансе Зарубежной Европы ведущее место занимают нефть и природный газ, добываемые как в самом регионе, так и импортируемые из стран Ближнего и Среднего Востока, Африки, СНГ (Россия) и др.

Большая часть добычи нефти и природного газа приходится на Северное море (сектора Великобритании и ) и Нидерланды (месторождение Гронинген на северо-востоке страны). Добыча угля (каменного и бурого) ведется в ФРГ, Великобритании, и Словакии.

В большинства стран Зарубежной Европы (Франция, Бельгия, ФРГ, Великобритания, Польша, Швеция и др.) велика роль ТЭС и АЭС. Исключение - Норвегия и Исландия, где ГЭС - основной вид электростанций.