Ликвидация бизнеса. Приказы. Оборудование для бизнеса. Бухгалтерия и кадры
Поиск по сайту

Что такое страховые взносы во внебюджетные фонды. Страховые взносы: типовые проводки и тарифы


Платежи производятся в следующие внебюджетные фонды:
а) пенсионный фонд:
б) фонд социального страхования;
в) фонд занятости;
г) фонд медицинского страхования.
Внебюджетные фонды создаются федеральными и региональными органами государственной власти и органами местного самоуправления для аккумуляции в них денежных средств, поступающих как в обязательном порядке (из некоторых источников неналогового характера), так и на добровольной основе. Расходование средств этих фондов осуществляется по строго целевому назначению – на государственное социальное страхование, дополнительное финансирование затрат на укрепление материально–технической базы и социальное обеспечение фискальных и правоохранительных органов, на развитие социальной и производственной инфраструктуры территории и др. Государственные и местные внебюджетные фонды являются составной частью подсистемы государственных и муниципальных финансов.
Внебюджетные фонды – это своеобразная форма аккумуляции и перераспределения денежных средств, используемых, во–первых, для финансирования конкретных социальных потребностей общегосударственного значения (государственные внебюджетные фонды социального назначения) и, во–вторых, для дополнительного финансирования территориальных нужд (текущего и капитального характера), осуществляемого органами исполнительной власти субъекта РФ и органами самоуправления. На федеральном уровне внебюджетные фонды создаются по решению Федерального Собрания России, на региональном уровне – по решению законодательных (представительных) органов власти субъектов РФ и на муниципальном уровне – по решению органов местного самоуправления.
Внебюджетные фонды имеют строго целевое назначение и управляются автономно. По признаку целевой направленности расходования средств их можно объединить в три группы. Первая включает внебюджетные фонды социального страхования, имеющие общегосударственное значение. Вторая группа охватывает внебюджетные фонды межотраслевого и отраслевого (ведомственного) назначения. В третью входят различные внебюджетные фонды территориального назначения.
Государственные внебюджетные фонды первой группы представлены Пенсионным фондом РФ (ПФ РФ), Фондом социального страхования РФ (ФСС РФ) – оба фонда в 1991 г. были отделены от бюджетной системы, Государственный фонд занятости населения РФ (ГФЗН РФ, создан в 1991 г.), Федеральный фонд и территориальные фонды обязательного медицинского страхования (соответственно ФФОМС и ТФОМС, созданные в 1993 г.). Конституция РФ гарантирует каждому гражданину социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, устанавливаемых законом (ст. 39). Каждый имеет право:
на охрану здоровья и медицинскую помощь (ст. 41, п.1);
на защиту от безработицы (ст. 37, п. 3).
Финансовой основой реализации конституционных гарантий и прав российских граждан являются государственные внебюджетные фонды социального страхования. Основные принципы их функционирования:
всеобщность – охват всех граждан, независимо от пола, национальности, вероисповедания, места проживания;
необлагаемость налогом;
общедоступность, многообразие видов социального обеспечения;
гласность, демократический характер.
В первую группу входит также Республиканский (федеральный) фонд социальной поддержки населения, созданный Указом Президента РФ от 26.12.91г. В отличие от предыдущих четырех фондов, формируемых в основном за счет обязательных страховых взносов работодателей и работников, доходы этого фонда складываются за счет добровольных и иных поступлений.
Доходы внебюджетных фондов социального страхования формируются за счет постоянного источника – обязательных страховых взносов работодателей, а в Пенсионный фонд – еще и взноса работников. Общий тариф этих взносов составляет для работодателя 38,5% начисленной оплаты труда (включается в себестоимость продукции) и 1,0% заработной платы – для работника. Тарифы устанавливаются Федеральным Собранием РФ и отличаются большей стабильностью по сравнению с налогами.

Тарифы страховых взносов работодателей–организаций в государственные внебюджетные фонды (%)

Сроки уплаты страховых взносов, как правило, один раз в месяц: платежные поручения на перечисление страховых взносов представляются в банк одновременно с платежным поручением (чеком) на получение средств на выплату заработной платы.
Часть тарифа в размере 3,6% с 1993 г. выделена в качестве самостоятельного страхового взноса в фонды обязательного медицинского страхования.
С 1 июля 1994 г. по страховым взносам платежи с расчетных счетов юридических лиц осуществляются в следующем порядке: в первую очередь в Пенсионный фонд, а в остальные – в порядке календарной очередности поступления в банк расчетных документов. Штрафы и пени по платежам относятся на прибыль, остающуюся в распоряжении предприятия.
Плательщики (кроме работающих граждан) обязаны зарегистрироваться в территориальном органе каждого фонда. Вновь созданные предприятия регистрируются в качестве плательщиков в 30–дневный срок со дня учреждения. Не являются плательщиками страховых взносов: воинские формирования РФ – по денежному довольствию военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел и Федеральной службы налоговой полиции; общественные организации инвалидов и находящиеся в их собственности предприятия, созданные для осуществления уставных целей учредителей.

Плательщики страховых взносов в государственные внебюджетные фонды

Плательщики (юридические и физические лица) ПФ ФСС ГФЗН ФОМС
Работодатели – российские и иностранные юридические лица х х х Х
Крестьянские (фермерские) хозяйства х х х Х
Родовые, семейные общины малочисленных народов Севера, занимающиеся традиционными отраслями хозяйствования х х х Х
Предприниматели без образования юридического лица ^ х х Х
Граждане, занимающиеся частной практикой (адвокаты, нотариусы, охранники, детективы) х х х Х
Граждане, использующие труд наемных работников х х х Х
Работающие граждане, в том числе пенсионеры и инвалиды х
Общественные организации инвалидов и находящиеся в их собственности предприятия, созданные для осуществления уставных целей учредителей*


Х
Общественные организации пенсионеров и находящиеся в их собственности предприятия, созданные для осуществления уставных целей учредителей
х х Х
Религиозные объединения и находящиеся в их собственности предприятия, созданные для осуществления уставных целей учредителей х х
Х

* При условии, что численность работающих в них инвалидов – не менее 50% общей численности работающих.
Не являются плательщиками отдельных страховых взносов:
в ПФ – общественные организации, созданные для осуществления уставных целей учредителей;
в ГФЗН – общественные организации инвалидов, религиозные объединения и находящиеся в их собственности предприятия, созданные для осуществления уставных целей учредителей.
Пенсионный фонд Российской Федерации (ПФ РФ) – образован в соответствии с Постановлением Верховного Совета РСФСР от 22 декабря 1990 г. как самостоятельное финансово–кредитное учреждение, осуществляющее свою деятельность по закону в целях государственного управления пенсионным обеспечением.
Важнейший принцип любого пенсионного фонда – солидарная ответственность поколений. Он преследует цель обеспечить заработанный человеком уровень жизненных благ путем перераспределения средств во времени, (нынешние работники содержат вчерашних, завтрашние – возьмут обеспечение нынешних) и в пространстве, – где бы человек ни жил (даже за границей), он своим трудом и прошлыми социальными отчислениями гарантирует себе определенный прожиточный уровень в будущем.
Средства Пенсионного фонда формируются по Положению о Пенсионном фонде РФ за счет трех главных источников: страховых взносов работодателей, страховых взносов работающих и ассигнований из федерального бюджета. Часть средств поступает в результате капитализации (вложений в ценные бумаги) временно свободных средств. Кроме того. Фонд привлекает добровольные взносы юридических лиц. При отсутствии средств он может использовать кредиты банков.
Страховые взносы – преобладающие доходы ПФ РФ.
Налогооблагаемой базой для расчета страховых взносов служит начисленная оплата труда по всем основаниям для работодателей, в том числе колхозов, совхозов, предприятий по производству сельскохозяйственной продукции, а также граждан, использующих труд наемных работников, в то время как для крестьянских (фермерских) хозяйств и граждан, занимающихся частной практикой, – доход.
В состав начисленной оплаты труда включаются все виды вознаграждений в денежной и натуральной формах (за сверхурочную работу, работу в выходные дни и т.п.) независимо от источников финансирования.
Правительство РФ Постановлением от 19 .02. 1996г. утвердило перечень выплат, на которые не начисляются страховые взносы в ПФ РФ:
выходное пособие при прекращении трудового договора, денежная компенсация за неиспользованный отпуск, средний заработок, выплачиваемый на период трудоустройства работникам, уволенным по сокращению численности или ликвидации организации;
льготы и компенсации гражданам, подвергшимся воздействию радиации;
материальная помощь, оказываемая в связи с чрезвычайными обстоятельствами в целях возмещения ущерба, причиненного здоровью;
стоимость льгот по проезду отдельным категориям работников;
стоимость выдаваемых в соответствии с законодательством спецодежды, обуви, других средств индивидуальной защиты;
компенсация женщинам, находящимся в отпуске по уходу за ребенком;
доходы по ценным бумагам (дивиденды, проценты и тд.), получаемые от участия работников в управлении собственностью;
страховые платежи по договорам обязательного государственного личного страхования и др.
Страховые взносы (тарифы) устанавливаются в зависимости от категории плательщиков.
Все работающие граждане, в том числе пенсионеры и инвалиды, платят страховые взносы в ПФ РФ в размере 1% от начисленной оплаты труда. Работодатели перечисляют эти взносы за работающих граждан одновременно с подоходным налогом с физических лиц.
Срок оплаты страховых взносов для работодателей – один раз в месяц. В таком же порядке работодатели начисляют и удерживают страховые взносы с работников, включая работающих пенсионеров и инвалидов. Граждане, занимающиеся индивидуальной трудовой деятельностью, уплачивают страховые взносы в сроки, установленные для подоходного налога с этой категории граждан; крестьянские (фермерские) хозяйства – один раз в год, не позднее 1 апреля следующего за отчетным. Граждане, использующие труд наемных работников, платят взносы ежемесячно до 5 –го числа следующего месяца.
Оплата страховых взносов работодателями осуществляется платежными поручениями, которые представляются в банк одновременно с платежными поручениями или чеком на получение средств для заработной платы. Платежи в ПФР осуществляются плательщиками в первоочередном порядке.
Страховые взносы работодателей в ПФ РФ относятся ими на себестоимость продукции (выполненных работ, оказанных услуг).
При нарушении плательщиком порядка отчислений страховых взносов в ПФ РФ (и другие фонды) устанавливаются финансовые санкции. Финансовые санкции применяются к той части страховых взносов, которая подлежит обязательному перечислению в ФСС.
Средства ПФ РФ используются на выплаты государственных пенсий, пенсий военным, инвалидам, компенсации пенсионерам, пособий для детей в возрасте от 1,5 до 6 лет и другие цели, а также на пособия пострадавшим от аварии на Чернобыльской АЭС. В условиях инфляции пенсии гражданам России пересматривают в сторону повышения, несколько приближая их к темпам роста цен. Устанавливаются также минимальные пенсии.
Кроме ПФ РФ вопросами пенсионного обеспечения занимаются Министерство труда и социального развития РФ (назначает и перераспределяет размеры пенсии), Министерство связи (доставляет пенсии получателю), сберегательные банки (обеспечивают пенсионеров наличными деньгами и безналичными перечислениями).
Фонд социального страхования РФ (ФСС РФ). Это второй по значению внебюджетный социальный фонд. Действует в соответствии с Указом Президента РФ от 7 .08. 1992 г. Положение о ФСС утверждено Постановлением Правительства РФ от 12 .02. 1994 г.
Основные задачи Фонда:
обеспечение гарантированных государством пособий;
участие в разработке и реализации государственных программ охраны здоровья работников;
подготовка мер по совершенствованию социального страхования.
Фонд социального страхования, как и Пенсионный фонд, является автономным и строго целевым. Он предназначен для финансирования выплат различных пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам, при рождении ребенка. Кроме того, за счет средств ФСС осуществляется санаторно–курортное лечение – оздоровление трудящихся и членов их семей.
Фонд социального страхования образуется за счет:
страховых взносов предприятий, учреждений, а также иных хозяйствующих субъектов независимо от форм собственности;
доходов от инвестирования части временно свободных у его средств;
добровольных взносов граждан и юридических лиц;
ассигнований из федерального бюджета РФ на покрытие расходов, связанных с предоставлением льгот лицам, пострадавшим от радиации, а также на другие цели. Норматив отчислений юридических лиц в ФСС был установлен на 1996 г. в размере 5,4% на все виды начисленной оплаты труда по всем основаниям (см. Пенсионный фонд). Работающие в этот фонд ничего не платят.
В отличие от Пенсионного фонда плательщики перечисляют в бюджет ФСС не всю начисленную сумму. В течение квартала оставленные средства могут использоваться плательщиками на выплату пособий по временной нетрудоспособности, беременности, родам, на погребение, санаторно–курортное лечение и физкультурно–оздоровительные мероприятия и другие цели своим работникам. В конце года суммы подлежат регулированию.
Платежи с расчетного (текущего) счета юридических лиц в ФСС так же, как в Государственный фонд занятости РФ и фонды обязательного медицинского страхования, производятся в порядке календарной очередности поступления в банк расчетньгх документов.
Государственный фонд занятости населения РФ (ГФЗН) образован по Закону РСФСР "О занятости населения РСФСР" (19 .04. 1991г.). Он создан для финансирования мероприятий связанных с реализацией государственной политики занятости населения. Необходимость в этом фонде возникла с появлением в стране особой категории граждан – безработных.
Порядок образования и расходования средств определяется Положением о Государственном фонде занятости, утвержденным Верховным Советом РФ 8 июня 1993 г. В соответствии с Положением, Фонд формируется за счет: обязательных страховых взносов работодателей, обязательных страховых взносов работающих, ассигнований из федерального бюджета и бюджетов субъектов Федерации. Дополнительными источниками поступлений могут быть добровольные взносы юридических и физических лиц, а также другие средства.
Размер страховых взносов плательщиков в ГФЗН устанавливается законодательным органом по представлению Правительства РФ. Для работодателей страховые взносы определены с 1 января 1996 г. в 1,5% по отношению к начисленной оплате труда по всем основаниям, работающие граждане в текущем году эти взносы не платят. Освобождены от платы в Фонд те же категории, что и по Пенсионному фонду. Кроме того, не являются плательщиками религиозные объединения и находящиеся в их собственности предприятия, учреждения и организации, созданные для осуществления их уставных целей.
ГФЗН представляет собой совокупность федеральный части Фонда и фондов занятости, формируемых у субъектов Федерации и местных органов самоуправления. В связи с этим вначале обязательные страховые взносы поступают в фонды занятости городов и районов. Часть этих взносов отчисляется в фонды занятости субъектов Федерации. Размер таких отчислений в городах и районах устанавливается соответствующими вышестоящими представительными органами власти. Федеральная часть фонда занятости образуется за счет отчислений из фондов занятости, формируемых у субъектов Федерации. Средства ГФЗН направляются на:
программы активной политики занятости, в том числе на профессиональное обучение и консультирование, создание и сохранение рабочих мест, компенсационные выплаты и субсидии к заработной плате, на организацию общественных работ, переезд безработных в другие места;
программы материальной поддержки безработных – пособия, материальная помощь, досрочная пенсия;
информационную поддержку программ занятости;
страховой резерв;
содержание служащих Фонда.
Фонды обязательного медицинского страхования РФ (ФОМС) образованы в соответствии с Законом РСФСР "Об обязательном медицинском страховании граждан РСФСР" (от 28 июня 1991г.). Он определяет правовые, экономические и организационные основы медицинского страхования и направлен на усиление заинтересованности и ответственности как самого застрахованного, так и государства, предприятия, учреждения, организации в охране здоровья работников.
На территории России создаются страховые медицинские организации, учредителями которых выступает местная администрация. Эти страховые компании могут работать только при наличии соответствующих лицензий на обязательное медицинское страхование. В соответствии с Положением о страховых медицинских организациях, утвержденным Постановлением Правительства РФ 11 октября 1993 г., эти организации обязаны заключать договора с медицинскими учреждениями на оказание медицинской помощи застрахованным по обязательному медицинскому страхованию, создавать страховые резервы, защищать интересы застрахованных.
Обязательное медицинское страхование – составная часть государственного социального страхования, оно обеспечивает всем гражданам РФ равные возможности в получении медицинской и лекарственной помощи за счет средств обязательного медицинского страхования.
Для реализации политики в области медицинского страхования создаются Федеральный и территориальный фонды медицинского страхования как самостоятельные некоммерческие финансово–кредитные учреждения. Эти фонды действуют в соответствии с Положением о федеральном обязательном медицинском страховании и Положением о территориальном обязательном медицинском страховании, утвержденными Постановлениями Верховного Совета РФ от 24 февраля 1993 г. Средства фондов находятся в государственной собственности, не входят в состав бюджетов, других фондов и изъятию не подлежат.
Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, созданный в соответствии с федеральным законом, предназначен для:
выравнивания условий деятельности территориальных фондов обязательного медицинского страхования по обеспечению финансирования программ обязательного медицинского страхования;
финансирования целевых программ в рамках обязательного медицинского страхования;
осуществления контроля за рациональным использованием финансовых средств обязательного медицинского страхования.
Финансовые средства Федерального фонда образуются за счет:
части страховых взносов предприятий, учреждений, организаций и иных хозяйствующих субъектов независимо от форм собственности на обязательное медицинское страхование в размерах, установленных федеральным законом;
взносов территориальных фондов на реализацию совместных программ, выполняемых на договорных началах;
ассигнований из федерального бюджета на выполнение республиканских программ обязательного медицинского страхования;
добровольных взносов юридических и физических лиц;
доходов от использования временно свободных финансовых средств Федерального фонда;
нормированного страхового запаса финансовых средств фонда и иных поступлений.
Финансовые средства территориальных фондов находятся в государственной собственности РФ, не входят в состав бюджетов и других фондов и изъятию не подлежат. Эти средства формируются за счет:
1) части страховых взносов предприятий, организаций, учреждений и иных хозяйствующих субъектов независимо от форм собственности на обязательное медицинское страхование, устанавливаемых Парламентом РФ, а также средств, предусматриваемых органами исполнительной власти в соответствующих бюджетах на обязательное медицинское страхование;
2) доходов, получаемых от использования временно свободных финансовых средств и нормированного страхового запаса финансовых средств территориальных фондов;
3) финансовых средств, взыскиваемых со страхователей, медицинских учреждений и других юридических и физических лиц в результате предъявления им регрессных требований;
4) добровольных взносов юридических и физических лиц;
5) других поступлений, не запрещенных законодательством.
Плательщиками страховых взносов в Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования выступают предприятия, организации, учреждения и иные хозяйствующие субъекты независимо от форм собственности и организационно–правовых форм деятельности, а также органы исполнительной власти, которые осуществляют платежи за неработающих граждан (детей, учащихся и студентов дневных форм обучения, пенсионеров, зарегистрированных в установленном порядке безработных) с учетом территориальных программ обязательного медицинского страхования. Плательщики страховых взносов в эти фонды подлежат обязательной регистрации в территориальных фондах обязательного медицинского страхования в течение 30 дней со дня создания территориального фонда. Объектом выступает начисленная оплата труда по всем основаниям.
Тариф страховых взносов определяется Федеральным законом РФ по представлению Правительства РФ. В 1996 г. он составил 3,6% по отношению к начисленной оплате труда по всем основаниям в денежной и натуральной формах (0,2% направляются в Федеральный фонд, а 3,4% – в территориальные фонды). Страховые взносы не начисляются на выходное пособие при увольнении, компенсационные выплаты, стоимость бесплатно предоставляемых услуг, дивиденды, начисляемые на акции, и другие выплаты.
Плательщик, исходя из начисленной оплаты труда по всем основаниям и действующему тарифу, определяет сумму страхового взноса на обязательное медицинское страхование. Эти взносы включаются в себестоимость продукции (работ, услуг).
Плательщик, кроме граждан, занимающихся предпринимательской деятельностью, уплачивает взносы один раз в месяц в срок, установленный для получения заработной платы за истекший месяц. Граждане, занимающиеся предпринимательской деятельностью, уплачивают страховые взносы с тех видов доходов и в те же сроки, которые определены законодательством РФ для подоходного налога с физических лиц. Физические лица, нанимающие граждан по договору, уплачивают страховые взносы ежемесячно до 5–го числа месяца, следующего за месяцем выплаты заработной платы гражданам. Органы исполнительной власти перечисляют платежи по обязательному медицинскому страхованию неработающего населения ежемесячно в размере не менее 1/3 квартальной суммы средств, предусмотренных на указанные цели в соответствующих бюджетах с учетом индексации, не позднее 25–го числа текущего месяца.
Уплата начисленных страховых взносов производится плательщиком в обязательном порядке путем представления в учреждение банка платежного поручения на перечисление страхового взноса в Фонд обязательного медицинского страхования. Без представления указанных платежных поручений в банк финансовые средства на оплату труда не выдаются. Перечисление производится со счета плательщика на счет федерального фонда или территориальных фондов обязательного медицинского страхования по месту его регистрации в качестве плательщика взносов. К плательщикам, нарушившим порядок оплаты страховых взносов, применяются финансовые санкции.
Средства фондов обязательного медицинского страхования банк вначале направляет на счет расчетного контрольного центра (РКЦ), управляемого администрацией территории. РКЦ в пределах территории финансирует работу страховых компаний, имеющих лицензию для проведения соответствующей работы.
Контроль за своевременным и правильным поступлением страховых взносов в эти фонды возложен на Государственную налоговую службу РФ.
Всем гражданам РФ по месту жительства или месту работы вручают страховой полис, означающий, что гражданин получает бесплатно "гарантированный объем медицинских услуг". В этот объем входит как минимум "скорая помощь", лечение острых заболеваний, услуги по обслуживанию беременных и родам, помощь детям, пенсионерам, инвалидам.

С 2001 года вводится единый социальный налог вместо разрозненных выплат в социальные внебюджетные фонды.

Данные отчисления регламентируются Федеральным законом России «О тарифах страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Государственный фонд занятости населения Российской Федерации и в фонды обязательного медицинского страхования» от 20 ноября 1999 г. № 197-ФЗ. Согласно данному Закону установлены следующие тарифы страховых отчислений:

1. В пенсионный фонд - 29 %:

    для работодателей-организаций - в размере 28 % выплат по всем основаниям, независимо от источников финансирования, за исключением выплат индивидуальным предпринимателям;

    для работников - 1 % от выплат, начисленных в пользу указанных граждан по всем основаниям, независимо от источников финансирования.

    В фонд социального страхования - 5,4 % выплат в денежной или натуральной форме, начисленных в пользу работников по всем основаниям независимо от источников финансирования.

    В фонд занятости населения - 1,5 % выплат в денежной или натуральной форме, начисленных в пользу работников по всем основаниям, независимо от источников финансирования, включая вознаграждения по договорам гражданско-правового характера, предметами которых являются выполнение работ и оказание услуг.

    В фонды обязательного медицинского страхования - 3,6 % аналогичных выплат (из них 0,2 % в федеральный фонд обязательного медицинского страхования).

Налогооблагаемой базой по всем указанным взносам служит заработная плата, начисленная работникам предприятия.

Отчисления во внебюджетные фонды уплачиваются одновременно с получением в банке средств для выдачи зарплаты работникам.

Налоговые органы

В соответствии с Налоговым кодексом РФ право проводить налоговые проверки возложено на налоговые органы, к которым относятся центральный аппарат и территориальные подразделения Министерства Российской Федерации по налогам и сборам. По запросу налоговых органов в проверках вправе принимать участие органы налоговой полиции.

В соответствии с Законом РФ «О федеральных органах налоговой полиции» от 24.06.93 г. № 5238-1 и ст. 36 первой части Налогового кодекса РФ органы налоговой полиции имеют право:

    проводить оперативно-розыскные мероприятия с целью выявления, предупреждения и пресечения фактов сокрытия доходов от налогообложения и уклонения от уплаты налогов, дознание и предварительное следствие по которым отнесены законом к ведению федеральных органов налоговой полиции;

    беспрепятственно входить в любые производственные и иные помещения независимо от форм собственности и места их нахождения, используемые налогоплательщиками для извлечения доходов (прибыли), и обследовать их;

    проверять у граждан и должностных лиц документы, удостоверяющие личность, если имеются достаточные основания подозревать их в совершении преступления или административного правонарушения;

    внедрять своих оперативных сотрудников в структуры предприятий, учреждений и организаций (независимо от форм собственности) при наличии достаточных оснований и в случаях, когда получение необходимой информации о формах и методах сокрытия от налогообложения доходов иными способами невозможно.

Налогоплательщики имеют право потребовать от представителей налоговой полиции предъявления служебных удостоверений. Для представления сотрудникам налоговой полиции каких-либо внутренних документов, кроме бухгалтерской отчетности, являющейся по законодательству публичной, они обязаны предъявить предписание на осуществление соответствующих действий. Если речь идет о налоговой проверке, то это должно быть предписание на участие сотрудников налоговой полиции в проверке организации, подписанное руководителями соответствующего налогового органа и органа налоговой полиции. Если же речь идет о следственных действиях в связи со встречной проверкой какой-либо другой организации, должно быть предписание на осуществление соответствующих действий.

Если налоговые полицейские настаивают на изъятии документов фирмы, то и они, и представители фирмы должны руководствоваться ст. 94 Налогового кодекса РФ, в которой говорится, что сотрудники проверяющего органа обязаны предъявить мотивированное постановление об изъятии документов, подписанное руководителем проверяющего органа. Должен быть оформлен протокол изъятия документов, составленный в соответствии со ст. 99 Налогового кодекса РФ, к которому прилагается опись изъятых материалов. Необходимо помнить, что документы, не имеющие отношения к предмету налоговой проверки, изъятию не подлежат (п. 5 ст. 94 Налогового кодекса).

Кроме того, согласно ст. 94 Налогового кодекса Российской Федерации при изъятии документов с них должны изготавливаться копии, которые заверяются должностным лицом налогового органа и передаются лицу, у которого они изымаются. В том случае, если невозможно изготовить и передать копии одновременно с изъятием документов, налоговый орган передает их лицу, у которого документы были изъяты, в течение пяти дней после изъятия. Срок возврата подлинников изъятых документов налогоплательщику законодательством не установлен. При этом указанный срок не должен превышать разумного срока, необходимого для производства по делу о налоговом правонарушении. Исключение составляют случаи передачи этих документов в правоохранительные органы для производства расследования по делам о преступлениях.

Самый эффективный способ избежать неприятных взаимоотношений с налоговой полицией - не допускать налоговых правонарушений.

Во-первых , нужно установить строгий порядок оплаты: наличные деньги должен принимать только кассир турфирмы в специально отведенном месте и только в рублях.

Во-вторых , необходимо четко и правильно оформлять все первичные документы (приходные кассовые ордера со сквозной нумерацией, путевки по форме ТУР-1 со сквозной нумерацией и др.).

В-третьих, необходимы жесткие должностные инструкции, запрещающие менеджерам фирмы принимать оплату от клиентов и устанавливающие персональную материальную ответственность за допущенные нарушения.

В-четвертых , вовремя платить налоги.

Страховые взносы должны платить все предприниматели. Средства перечисляются во внебюджетные фонды и касаются каждого сотрудника. Об особенностях их оплаты, размерах, сроках и возможных ошибках идет речь ниже.

Какие страховые взносы поступают во внебюджетные фонды. Плательщики

Под страховыми взносами (СТВ) подразумеваются регулярные платежи, осуществляемые в обязательном порядке. Они обеспечивают в будущем достойную пенсию, оплату больничных и пособий на малышей, бесплатную медпомощь.

Перечисляют взносы предприниматели, работодатели и самозанятые лица. ИП, в штате которого имеются сотрудники, обязан перечислять средства не только за себя, но и своих работников.

Под СТВ подразумеваются суммы, предназначенные для страхования:

  • пенсионного. Средства накапливаются в ПФ;
  • от несчастных случаев, которые могут произойти в процессе производства, от заболеваний профессионального характера. Средства перечисляются в ФСС;
  • медицинского (ФОМС).

Следует безоговорочно производить перечисление средств во внебюджетные фонды:

  1. Лицам, выплачиваемым сотрудникам зарплату и иные виды вознаграждений:
  • компаниям и фирмам со статусом юрлиц;
  • физлицам без статуса ИП.
  1. Бизнесменам, практикующим в частном порядке по правилам, установленным законодательно. Их отличительная особенность – предприниматели работают самостоятельно и не имеют официальных сотрудников или помощников, которым выплачивается заработок.

Важно! Когда плательщика СТВ одновременно можно отнести к нескольким категориям, то он обязан платить средства по каждому основанию отдельно.

Особенности контроля за СТВ

Длительное время вопросы исчисления и уплаты СТВ регулировались законом, принятым в 2009 г. С 2017 г. их администрирование поручено налоговикам, и вопросы относительно уплаты освещены в НК (Гл. 34). В настоящее время плательщикам СТВ следует руководствоваться положениями этой главы. Те основные принципы, которые касаются налогов, получили распространение и на СТВ.

С первого квартала 2017 г. расчеты по СТВ отправляются не в ПФР, а налоговикам. Они становятся частью НК.

Под контролем ФСС остаются только СТВ касательно травматизма. Фонд по-прежнему принимает надлежащую отчетность.

Тарифы страховых взносов в 2017-2019 г.

Установленные тарифы бывают общими и пониженными.

Для большинства налогоплательщиков действуют такие размеры отчислений:

Ныне действующие тарифы остаются без изменений на протяжении трех лет.

Для определения размеров взносов в ПФР и ФСС установлена предельная базовая величина. Она составляет соответственно 711,0 тыс. руб. и 670 тыс. руб. Свыше установленного лимита средства в ПФР перечисляются по ставке пониженной – 10%, а в остальные фонды не направляются совсем.

Что касается тарифа на ОМС, то его размер не находится в зависимости от объема выплат зарплатных. В 2017 г. все доходы без каких-либо ограничений облагаются ставкой в 5,1%.

Конкретный тариф СТВ в ФСС зависит от того, к какому классу профриска относится деятельность работодателя. Предприятие перечисляет от 0,2% до 8,5%, страхуясь от несчастных случаев.

Важно! Предельный размер, служащий базой для СТВ, должен индексироваться ежегодно. Основой является рост заработка в среднем по стране.

Для значительного количества страхователей тарифы на СТВ уменьшены:

Страхователи ПФР ФСС ФОМС
Компании, фирмы, ИП на УСН. Обязательное условие – максимальный доход 79 млн. руб. 20,0 0 0
Учреждения аптечные, ИП, получившие лицензию на продажу лекарственных форм на ЕНВД.

Уменьшенные ставки – только для трудящихся, занятых в аптечной деятельности

20,0 0 0
ИП на ПСО 20,0 0 0
IT-компании и фирмы 8,0 2,0 4,0
Участники проекта «Сколково» 14,0 0 0
Предприятия, задействованные в свободной эконом. зоне в Крыму 6,0 1,5 0,1

Важно! В этом перечне содержится неполная информация. Чтобы ее дополнить, нужно ознакомиться со ст. 427 НК.

Сроки и последовательность уплаты СТВ во внебюджетные фонды

Отрезок времени, который определяет уплату СТВ, остается неизменным уже не первый год. Все СТВ следует внести в соответствующие фонды до 15 числа следующего месяца. Эта дата – конечная. Но если она приходится на праздничный или выходной, то срок переставляется на ближайший день рабочий.

Важно не забывать, что:

  • ведение учета СТВ и уплата проводится в руб. и коп.;
  • на каждого сотрудника работодатель ведет карточку учета СТВ.

Последовательность уплаты СТВ:

  1. Суммы фиксируются в процессе начисления зарплаты.
  2. Страхователь уплачивает их в течение предусмотренного отрезка времени – заполняет платежки с соответствующими реквизитами и суммами, проводит их через банк.
  3. Плательщик составляет соответствующие проводки и ведет учет начислений и уплаты СТВ.
  4. Формируются ежеквартально соответствующие отчеты и направляются в ИФНС и ФСС.

Санкции за несвоевременную уплату СТВ

Ответственность касательно СТВ появляется у налогоплательщика тогда, когда причина их неуплаты:

  • при подсчете база для начислений СТВ была занижена, то есть, страхователь упустил какую-то сумму, облагаемую СТВ;
  • некорректный расчет СТВ. Например, страхователь использовал в расчете пониженный тариф совершенно безосновательно;
  • иные действия (бездействия) предпринимателя-страхователя, которые признаются неправомерными.

Когда предприятие пропустило крайний срок уплаты СТВ, со следующего дня начинается рост пени. Ее размер составляет (в %):

  • просрочка свыше 30 календ. дн. – 1/300 ставки рефинансирования Центробанка;
  • с 31-го дня просрочки – 1/150 указанной выше ставки рефинансирования.

Пример 1. Компания «Вектор» произвела перечисление СТВ в ПФР за апрель 15 июня. Просрочка составила 30 дней. Во внебюджетный фонд отправлено 180 тыс. руб.

Пеня составляет:

180 000 · 9,25% * · 1/300 · 30 = 1 665 руб.

* ключевая ставка ЦБ в мае-июне 2017 г.

Бухгалтер «Вектора» сделает такие записи:

Дт 99 КТ 69 1 665,0 пеня начислена

Дт 69 Кт 51 1 665,0 пеня перечислена в бюджет

Важно! Когда предприятие не смогло заплатить СТВ вовремя, ему выгодно не тянуть, а найти средства и отправить их в соответствующие фонды в течение ближайших 30 календ. дней.

Особенности уплаты взносов ИП

Для ИП тариф СТВ в ПФР составляет 26%, в ФОМС – 5,1%. Расчет производится исходя минимального заработка. Его размер с 01 июля 2017 г. – 7800 руб. Предыдущая величина – 7500. Именно она используется в определении суммы СТВ фиксированной, поскольку в НК предусмотрен расчет за МРОТ на начало календарного года.

Когда годовые поступления ИП не больше 300 тыс. руб., размер СТВ в ПФ составит:

7500 · 12 мес. · 0,26 = 23 400,00

При превышении поступлений 300 тыс. руб., ему потребуется дополнительно к сумме, рассчитанной выше, добавить еще 1% от поступлений, переваливших за указанную величину.

Максимальный годовой размер СТВ в ПФ для ИП – 187,2 тыс. руб. (восьмикратная величина МРОТ).

На СТВ в ФОМС доход не влияет. За год они составляют:

7500 · 5,1% · 12 мес. = 4 590,00 руб.

Взносы в ФСС индивидуальный предприниматель уплачивает добровольно. Когда ИП примет решение об их внесении, то размер составит:

7500 · 2,9% · 12 мес. = 2 610,00 руб.

Важно! Основой расчета СТВ является МРОТ на начало календарного года.

Распространенные ошибки в уплате СТВ

На практике нередко случаются ошибки касательно уплаты СТВ. Встречаются они не только со стороны предпринимателей. Например, специалисты ПФР могут неверно разнести платежи в своей системе. Или же ошибку подобного рода допустил бухгалтерский работник предприятия. В результате часть СТВ в расчет не попала.

Бывает, что не совпадает сумма входящего остатка СТВ.

Среди других распространенных ошибок выделяются такие:

  1. Несоответствие паспортных данных сотрудника и его ФИО, СНИЛС. Подобные искажения определяются автоматически, и расчет не принимается. Налогоплательщик получает информацию о наличии ошибки. Ему следует сделать исправления и сдать уточненный расчет. В данном случае штраф отсутствует.
  2. Несовпадения между общей суммой СТВ и их размерами по отдельным сотрудникам. Уточненный расчет сдается и в этом случае.
  3. Расчет СТВ для иностранного специалиста компании, временно проживающего в стране, работающего по договору, проделан по неправильному тарифу. Бухгалтер не учел, что сотрудник – специалист высокой квалификации. Для подобных работников-иностранцев следует проводить начисление взносов только по травматизму. Иные СТВ отсутствуют. Бухгалтеру понадобится провести перерасчет и отправить дополнительный отчет.

Проводки для перечисления сумм СТВ и формула расчета

Счета бухучета СТВ остаются неизменными. Только не помешает учесть возможность доначислений взносов за периоды, уже прошедшие. Разумно ввести дополнительные субсчета к сч. 69.

Основные бух. записи по СТВ такие:

Чтобы определить расчетную базу СТВ, используется формула:

СТВ рассчитывается так:

СТВ = Расч. база · тариф

Пример 2. Маркетологу ООО «Вектор» Литвиновой Р. Л. в апреле начислена зарплата 32 250 руб. Десять дней она проболела. Сумма пособия – 10 750 (за счет работодателя 3225, и ФСС – 7525). Проводки:

Дебет Кредит Сумма, руб. Операция
44 70 32 250 Начисление заработка за апрель
44 69.1 935,25 Начисление СТВ по врем. нетрудоспособности и материнству
44 69. 2 7 095,0 СТВ по пенсионному страхов.
44 69,3 1 644,75 Взносы по мед. страхованию
44 69.11 258,00 Взносы по страхованию от несч. случаев
44 70 3225,0 Больничное пособие за счет работодателя начислено
69.1 70 7525,0 Пособие за счет ФСС начислено
69.2 51 7 095,0 Взносы в ПФ уплачены
69.3 51 1 644,75 Уплата СТВ по медстраховке
69.11 51 258,00 Уплата в ФСС взносов по травматизму
51 69.1 6589,75 * Возмещение от ФСС получено

*ФСС при возмещении учитывает сумму СТВ по врем. нетрудоспособности и материнству.

Рейтинг популярных вопросов

Вопрос 1. Насчитывается ли пеня за несвоевременную уплату взносов по травматизму, когда причиной нарушения является наложение на имущество предпринимателя ареста?

Ответ. Если бизнесмен подтвердит указанную причину просрочки, пеню не насчитают.

Вопрос 2. Имеют ли право внебюджетные фонды взыскать неуплату принудительно?

Ответ. Такое право у них имеется. Изымается недоимка за счет денежной массы и имущества предпринимателя.

Вопрос 3. Иностранный гражданин, временно проживающий в стране, зарегистрировал ИП. Нужно ли ему перечислять СТВ?

Ответ. СТВ для ИП-иностранцев проводятся точно так же, как для отечественных ИП. Алгоритм расчета платежей не отличается.

Система бухучета СТВ кардинально не изменилась. Но приравнивание страховых платежей к другим налогам, особенно касательно последствий в случае ошибок и неточностей, требует от бухгалтера особого внимания при расчетах, перечислениях и составлении отчетности.

Если вы не нашли ответ на свой вопрос, то вы можете получить ответ на свой вопрос позвонив по номерам ⇓ Звонок в один клик

Обязательные страховые взносы начисляются в три внебюджетных фонда: Пенсионный (ПФР), Медицинский (ФФОМС) и Фонд социального страхования (ФСС).

Суть обязательного страхования в следующем. Плательщик делает регулярные платежи, а фонд при наступлении страхового случая производит установленные законом выплаты. Например, при достижении человеком пенсионного возраста ПФР начисляет ему пенсию, в случае болезни ФСС выплачивает пособие по больничному листу и проч.

Виды обязательных страховых взносов

Существует четыре вида страховых взносов.

Первый вид - пенсионные взносы (взносы в ПФР). Они делятся на взносы на страховую пенсию и взносы на накопительную пенсию.

Второй вид - медицинские взносы (взносы в ФФОМС).

Третий вид - взносы в ФСС на обязательное соцстрахование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством. За счет этих взносов Фонд соцстраха выплачивает пособия по больничным листам и декретные пособия.

Четвертый вид - взносы в ФСС по страхованию от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний. Неофициальное их название - взносы «на травматизм».

В 2009 году и раньше первый, второй и третий вид страховых взносов входили в единый социальный налог. Начиная с 2010 года, они регулируются Федеральным закономот 24.07.09 № 212 (далее - Закон № 212-ФЗ).

Начисление и уплата взносов «на травматизм» регулируется Федеральным законом от 24.07.98 № 125-ФЗ (далее - Закон № 125-ФЗ).

Кто платит взносы

  • организации, которые начисляют зарплату сотрудникам и (или) выплачивают вознаграждение подрядчикам - физическим лицам;
  • индивидуальные предприниматели, которые начисляют зарплату наемным работникам и (или) выплачивают вознаграждение подрядчикам - физическим лицам;
  • физические лица без статуса ИП, которые начисляют зарплату наемным работникам и (или) выплачивают вознаграждение подрядчикам - физическим лицам;
  • индивидуальные предприниматели и лица, занимающиеся частной практикой (адвокаты, нотариусы и проч.); то есть те, кто трудится «на себя», а не на работодателя.

Нередко бывает так, что один и тот же человек подходит сразу под несколько приведенных выше определений. В этом случае страховые взносы нужно платить по каждому основанию. Самый распространенный пример - индивидуальный предприниматель, который трудится «на себя» и при этом имеет штат наемных работников. Такой ИП должен отдельно начислить взносы на собственные доходы и отдельно - на зарплату работников.

На что начисляются взносы

Выплаты сотрудникам

Работодатели-организации и работодатели-ИП начисляют взносы на выплаты, сделанные в адрес работников в рамках трудовых договоров. К таким выплатам относится, прежде всего, заработная плата, премии по итогам работы за месяц, квартал или год, а также отпускные и компенсация за неиспользованный отпуск.

Выплаты подрядчикам

Пенсионные и медицинские взносы начисляются на выплаты в пользу физических лиц, не состоящих в штате, если такие выплаты сделаны в рамках авторских или гражданско-правовых договоров. Тут есть исключение: заказчик работ или услуг освобождается от обязанности начислять взносы в случае, когда подрядчик имеет статус ИП и платит взносы «за себя». Также под взносы не попадают суммы, выданные гражданину за приобретенное или арендованное у него имущество или имущественные права (например, взносы не начисляются на суммы, выплаченные при аренде личного автомобиля сотрудника).

Взносы в ФСС по страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством не начисляются на выплаты по любым гражданско-правовым договорам (в том числе по авторским и договорам подряда).

Взносы в ФСС на «травматизм» с выплат по гражданско-правовым договорам начисляются только в случае, если уплата взносов предусмотрена самим договором.

В отношении иностранцев и лиц без гражданства, получающих доходы в рамках трудовых или гражданско-правовых договоров, установлены определенные особенности (см. табл.).

Особенности начисления взносов на выплаты в пользу иностранцев и лиц без гражданства

Пенсионные взносы

Медицинские взносы

Взносы в ФСС на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством

Взносы «на травматизм»

Иностранец постоянно или временно проживает в РФ

в рамках трудового договора

начисляются

начисляются

начисляются

начисляются

начисляются

начисляются

начисляются

Иностранец временно пребывает в РФ

в рамках трудового договора

не начисляются

начисляются

начисляются

в рамках гражданско-правового договора

начисляются (если иностранец не является высококвалифицированным специалистом)

не начисляются

начисляются

начисляются, если это предусмотрено договором

Иностранец работает в зарубежном филиале российской компании или выполняет работы или оказывает услуги за рубежом по договору подряда

не начисляются

не начисляются

не начисляются

не начисляются

На что не начисляются взносы

Существует закрытый перечень выплат, которые не облагаются пенсионными и медицинскими взносами, а также взносами на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством. В этот список входит пособие по больничным листам, все виды установленных законом компенсаций, суточные, полученные во время командировки и проч. Полный перечень приведен в статье 9 Закона № 212-ФЗ.

Существует и перечень выплат, освобожденных от взносов «на травматизм» (ст. 20.2 Закона № 125-ФЗ). Он практически совпадает со списком, принятым для остальных взносов.

На практике много споров возникает из-за выплат, которые не упомянуты в приведенных выше перечнях и не связаны с трудовыми обязанностями. Это относится, в частности, к премиям по случаю юбилея, к стоимости путевок, оплаченных работодателем и др. По мнению страхователей, взносы на такие суммы начислять не нужно, однако сотрудники внебюджетных фондов считают иначе. Подобные споры нередко заканчиваются в суде, причем арбитражная практика по данному вопросу весьма противоречива.

Как рассчитать облагаемую базу

Организации и ИП отдельно рассчитывают базу для каждого сотрудника и для каждого подрядчика. Облагаемая база рассчитывается нарастающим итогом с начала расчетного периода, который соответствует одному календарному году. Другими словами, базу определяют в течение периода с 1 января по 31 декабря текущего года, затем расчет облагаемой базы начинается с нуля. Базу определяют по истечении каждого месяца после начисления зарплаты.

Облагаемая база по взносам на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством не должна превышать предельную величину. Ее значение утверждено законом и ежегодно индексируется постановлением Правительства РФ. В 2015 году размер предельной базы составляет 670 000 руб. Это значит, что взносы начисляются до тех пор, пока облагаемая база работника не достигнет 670 000 руб. Выплаты сверх данной суммы от взносов освобождаются. Начиная с 2016 года, отсчет пойдет заново.

База по пенсионным взносам не лимитируется. Но для выплат, начисленных сверх предельной величины базы, предусмотрен пониженный тариф (см. ниже). Так, в 2015 году база по пенсионным взносами составляет 711 000 руб. После превышения этой суммы действует пониженный тариф.

База по взносам «на травматизм» также не лимитируется, причем пониженный тариф здесь не предусмотрен.

Итоговая величина взносов равна облагаемой базе, умноженной на соответствующий страховой тариф (ставку).

Страховые тарифы

Для большинства плательщиков в период с 2014 по 2016 год действуют тарифы взносов, указанные в таблице.

Тарифы страховых взносов в 2014-2016 году для плательщиков, не относящихся к льготной категории

Для некоторых категорий плательщиков установлены пониженные тарифы. Так, «упрощенщики», которые занимаются определенными видами деятельности (производство пищевых продуктов, текстильное производство и пр.), в 2014-2018 годах платят только взносы в ПФР по ставке 20 процентов. По взносам в ФФОМС и ФСС по страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством установлены нулевые тарифы.

Для отдельных категорий работников введены повышенные тарифы по взносам в ПФР. Например, в 2015 году в отношении доходов сотрудников, занятых на подземных работах, в горячих цехах и на работах с вредными условиями труда применяется тариф, увеличенный на 9 процентов. Причем повышенная ставка применяется даже к доходам, превышающим предельную величину. Основанием, освобождающим страхователя от дополнительных тарифов, являются результаты специальной оценки условий труда.

Тарифы по взносам «на травматизм» зависят от класса профессионального риска, присвоенного организации или предприятию. Например, для оптовых торговцев пищевыми продуктами установлен первый класс риска и соответствующий ему страховой тариф 0,2%.

Взносы с доходов предпринимателей и других «индивидуалов»

Для тех, кто работает «на себя» установлены отдельные правила.

«Индивидуалы» в обязательном порядке платят пенсионные и медицинские взносы в фиксированном размере, который не зависит от доходов предпринимателя.

Платеж в пенсионный фонд для предпринимателей и прочих «частников» (за исключением глав крестьянских хозяйств) рассчитывается следующим образом. Если доходы в расчетном периоде не превысили 300 000 руб., то платеж равен минимальному размеру оплаты труда на начало года, за который платятся взносы, умноженному на тариф взносов в ПФР и умноженному на 12 месяцев. Если доходы превысили 300 000 руб., то платеж равен МРОТ на начало года, умноженному на тариф и умноженному на 12 месяцев плюс 1% от суммы доходов, превышающих 300 000 руб. При этом сумма не должна превышать максимальную величину МРОТ на начало года, последовательно умноженную на 8, на 12 и на тариф.

Для глав крестьянских (фермерских) хозяйств размер платежа в ПФР не зависит от величины доходов. Платеж равен МРОТ, умноженному на тариф и умноженному на 12 месяцев. Данная величина умножается на количество всех членов хозяйства, включая его главу.

Значение платежа в ПФР, установленное на 2015 год, составляет: для ИП и прочих «индивидуалов» (за исключением глав крестьянских хозяйств), 18 610,80 руб. плюс 1% от доходов свыше 300 000 руб.. Для глав крестьянских (фермерских) хозяйств значение платежа в ПФР равно 18 610,80 руб. вне зависимости от величины доходов.

Фиксированные платежи в медицинский фонд для всех, включая глав крестьянских хозяйств, рассчитываются по следующей формуле: минимальный размер оплаты труда на начало года, за который платятся взносы, умноженный на тариф взносов в ФОМС и умноженный на 12 месяцев.

Значение фиксированного платежа в ФФОМС, установленное на 2015 год, составляет 3650, 58 руб.

Если календарный год отработан не полностью, размер фиксированных платежей пересчитывается исходя из фактически отработанного времени.

Взносы в ФСС по страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством уплачиваются только на добровольной основе. Это значит, что «индивидуал» по собственному выбору может отказаться от данного вида страхования и не платить взносы. Но при желании он вправе застраховаться, и тогда ему придется перечислять фиксированные платежи в ФСС. В 2015 году их величина равна 2075,82 руб.

Взносы по страхованию от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний «за себя» не платятся.

Если деятельность временно приостановлена из-за отпуска по уходу за ребенком до 1,5 лет, за инвалидом или пожилым человеком, из-за военной службы по призыву или из-за пребывания за границей супругом военнослужащим или дипломатом, то фиксированные платежи за время приостановки не платятся.

Как работодатели определяют сумму, подлежащую перечислению

Работодатели обязаны делать ежемесячный обязательный платеж по взносам в ПФР, ФФОМС и ФСС по страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством. Чтобы рассчитать сумму платежа, нужно сложить все облагаемые выплаты, начисленные с начала года и до окончания соответствующего календарного месяца, и умножить на страховой тариф. Из этой величины следует вычесть взносы, перечисленные с начала года и до предшествующего календарного месяца включительно. Полученная величина и есть текущий ежемесячный платеж.

Если работодатель выплачивал сотрудникам в течение месяца пособия по больничным или декретные, то он может уменьшить взносы в ФСС по страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством. Как известно, первые три дня больничного оплачиваются за счет работодателя, а остальные - за счет ФСС. Так вот, из суммы ежемесячного платежа можно вычесть сумму пособий, которые подлежат уплате за счет ФСС. В ситуации, когда пособия превышают взносы, величину превышения можно зачесть в счет предстоящих платежей.

Взносы «на травматизм» также перечисляются ежемесячно. Для некоторых страхователей ФСС устанавливает надбавки или скидки. В этом случае сумма платежа увеличивается или уменьшается исходя из размера надбавки или скидки.

Когда и как перечислять взносы

Ежемесячные обязательные платежи по пенсионным, медицинским взносам, а также взносам по страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством перечисляются не позднее 15-го числа месяца, следующего за месяцем, за который начислен платеж. Так, ежемесячный платеж за август необходимо перечислить не позднее 15 сентября, платеж за сентябрь - не позднее 15 октября и т д.

Взносы «на травматизм» с зарплаты персонала перечисляются в срок, установленный для получения зарплаты за истекший месяц. Если уплата взносов «на травматизм» предусмотрена гражданско-правовым договором, то деньги в ФСС переводятся в сроки, указанные в договоре.

Платежи необходимо перечислять отдельно в каждый из фондов. При этом на два платежа в ФСС - «на травматизм» и по страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством - нужно оформить две самостоятельные платежки. До 2014 года пенсионные взносы также переводились двумя платежками: на страховую и накопительную части пенсии. Начиная с 2014 года работодатели должны перечислять всю сумму взносов одной платежкой с указанием КБК, предназначенного для учета взносов на страховую часть пенсии. Получив взносы, работники ПФР самостоятельно раcпределяют их на страховую и накопительную части.

«Индивидуалы» перечисляют пенсионные взносы в следующие сроки. Взносы в размере однократного МРОТ, умноженного на 12 и умноженного на соответствующий тариф, нужно заплатить до 31 декабря текущего года. Взносы, исчисленные с суммы, превышающей 300 000 руб., нужно перечислить не позднее 1 апреля следующего года.

Медицинские взносы «индивидуалы» перечисляют не позднее 31 декабря текущего года. А те из них, кто добровольно застраховался на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, в срок не позднее 31 декабря текущего года делают перечисления в ФСС.

Если последняя дата уплаты взносов приходится на выходной или праздник, перечислить деньги можно в первый, следующий за ней рабочий день, и это не будет считаться просрочкой.

Когда отчитываться по взносам

Для работодателей допустимые сроки представления расчетов по начисленным и уплаченным взносам в ПФР и в ФФОМС с 2015 года зависят от того, в каком виде отчетность представляется: «на бумаге» или в электронном в виде. Так, отчитаться перед ПФР «на бумаге» следует не позднее 15-го числа второго календарного месяца, следующего за отчетным периодом (кварталом, полугодием, девятью месяцами и годом). Иными словами, «бумажные «расчеты в общем случае нужно сдать не позднее 15 мая, 15 августа, 15 ноября и 15 февраля. Если же работодатель представляет расчеты в электронном виде, то отчитаться можно не позднее 20-го числа второго календарного месяца, следующего за отчетным.

Кроме того, работодатели обязаны отчитаться перед ФСС. И способо представления отчетности с 2015 года также влияет на сроки. Так, «на бумаге» следует отчитаться не позднее 20-го числа календарного месяца, следующего за отчетным периодом (в общем случае это 20 апреля, 20 июля, 20 октября и 20 января). Если же отчетность представялется в электронном виде, то отчитываться можно не позднее 25 числа (то есть, на пять дней дольше). В Фонд соцстрахования необходимо представить расчет, где указана информация по взносам «на травматизм» и по взносам по страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.

Также работодатели представляют в ПФР так называемую персонифицированную отчетность - сведения о страховых взносах и страховом стаже. Срок ее сдачи - не позднее 15-го числа второго календарного месяца, следующего за отчетным периодом. При этом с 1 января 2014 года сведения индивидуального (персонифицированного) учета являются неотъемлемой частью расчета по начисленным и уплаченным взносам в ПФР и ФФОМС.

Если последняя дата предоставления отчетности приходится на выходной или праздник, отчитаться можно в первый, следующий за ней рабочий день, и это не будет просрочкой.

Обязательные отчисления в фонды в 2017 году производятся по новому порядку в связи с отменой Закона № 212-ФЗ от 24.07.09 г. и введением в действие главы 34 НК. Какие изменения произошли в расчетах? Куда перечислять начисленные суммы взносов? И в каком порядке отчитываться, чтобы не перейти в категорию недобросовестных налогоплательщиков – все подробности и примеры ниже.

Дефицит бюджета РФ и снижение отчислений в резервный фонд вызвали необходимость проведения налоговой реформы социальных взносов. Законодательство, регулирующее правоотношения государства и налогоплательщиков в части обязательного пенсионного, медицинского и социального страхования, в этом году переработано кардинальным образом. Указ Президента под № 13 от 15.01.16 г. повлек за собой принятие 2 Законов: № 243-ФЗ и № 250-ФЗ. Согласно разработке этих нормативных документов передача администрирования страховых взносов в ФНС сегодня стала реальностью. Отныне налогоплательщики обязаны исполнить обязанности по начислению и уплате взносов (ЕССС далее) по новым требованиям.

Что же ждет страхователей по отчислениям на соц нужды? Сразу необходимо отметить, что основные положения 2016 года сохранены. Так, остались на прежнем уровне ставки налога, объекты налогообложения, расчет базы, категории налогоплательщиков, отчетные периоды, сроки уплаты, льготируемые тарифы. Не изменился порядок определения взносов на травматизм, включая представляемую отчетность и реквизиты для уплаты.

Соц отчисления – нормативные положения 2017:

  1. Передача страховых взносов в ФНС – администрирование и контроль по уплате и отчетности ЕССС в части ОПС, ОМС и ФСС ВНиМ переданы в территориальные налоговые органы по месту учета/регистрации налогоплательщиков.
  2. Отчисления на травматизм – производятся в прежнем порядке, основной контролирующий орган – ФСС.
  3. Страхователи – категории перечислены в стат. 419 НК: работодатели, ИП, самозанятое население и пр.
  4. Необлагаемые суммы – полный перечень содержит стат. 422 НК: различные государственные пособия; выходные пособия; годовая матпомощь до 50000 руб. при рождении детей, до 4000 руб. на сотрудника; возмещаемые ипотечные проценты; командировочные 700/2500 руб. для внутрироссийских/зарубежных поездок и пр.
  5. Дополнительные и сниженные процентные ставки – в целом также сохранены на старом уровне, введены новые условия для начала и прекращения применения тарифов.
  6. Предельная база для расчета ЕССС – отчисления в пенсионный фонд с зарплаты производятся по общему тарифу до достижения максимального лимита, утвержденные суммы приведены ниже. Это же правило действует в отношении отчислений в соц страх. Медицинские налоги рассчитываются по единому тарифу.
  7. Натуральные доходы – размер определяется на уровне рыночных цен, а не договорных, как было ранее.
  8. Отчетность – взносы в пенсионный фонд в 2017 году сдаются по новому порядку: за ПФР остается функция по приему форм СЗВ-СТАЖ и СЗВ-М, за ФСС – 4-фсс в части травматизма. Все остальные начисления отражаются в новом бланке единого расчета, который представляется вместо существовавшей ранее РСВ-1.
  9. Оплата ЕССС – отчисления в пенсионный фонд в 2017 году не производятся. Уплату сумм следует выполнять по реквизитам налоговых органов с указанием новых КБК. Это правило распространяется на расчеты с 1.01.17 г., даже если погашаются взносы за 2016 г.
  10. Проверки – камеральные и выездные мероприятия отчислений в соц фонды ВНиМ, отчислений в фонд обязательного медицинского страхования и проверку полноты уплаты страховых взносов в ПФР с 2017 г. будут проводить сотрудники ФНС.

Отчисления в фонды в 2017 году – таблица

Актуальные ставки собраны в таблице ниже. При этом тарифы указаны для общих категорий работодателей, включающих как предприятия, так и предпринимателей. Отдельно выделены ИП, работающие «на себя» наравне с самозанятыми физлицами. Также указаны пределы лимитов и основные компании, имеющие право на использование пониженных ставок.

Тарифы ЕССС, актуальные в 2017 г.:

Лимиты для работодателей в 2016-2017 гг.:

Отчисления в государственные внебюджетные фонды социального назначения по сниженным ставкам вправе производить следующие категории страхователей:

  1. Предприятия на УСН, а также ИП, основным видом работы которых является льготируемая деятельность при соблюдении лимита.
  2. Фармацевтические, аптечные компании, включая ИП.
  3. Предприниматели на ПСН.
  4. Упрощенцы-НКО, а также благотворительные фонды и компании, внедряющие объекты интеллектуальной деятельности.
  5. IT-структуры.
  6. Участники «Сколково».
  7. Участники некоторых СЭЗ (особых экономических зон).
  8. Резиденты особых территорий.

Полный список компаний, имеющих право рассчитывать отчисления в соц фонды по пониженным ставкам, содержится в стат. 427 НК. Кроме того, для предприятий, получивших класс по результатам СОТ (специальная оценка трудовых условий), законодательно установлены дополнительные тарифные ставки. Размер зависит от уровня опасности и варьируется в пределах от 0 % для оптимального класса, до 8 % для самого опасного.

Чтобы разобраться во всем законодательных изменениях, приведем подробный пример расчетов по отчислениям в соц фонды за 1 кв. 2017 г. Перед вычислением страхователю необходимо убедиться, к какой категории налогоплательщиков он относится и по каким ставкам рассчитывается ЕССС (общим, пониженным и дополнительным). При наличии исключаемых сумм требуется сделать корректировку налогооблагаемой базы, а все начисления по доходам суммировать и сравнить с предельной величиной. После этого начисляются взносы и делаются типовые проводки.

Пример расчета взносов за 1 кв. 2017 г.:

Предприятие ООО «Восход» начисляет 2 работникам зарплату в общем размере 70000 руб. в месяц, за 1 квартал сумма дохода составляет 210000 руб. Компания применяет общие тарифы, пониженные/дополнительные не используются. Исключаемых сумм в этом периоде нет. Отчисления в фонд социального страхования составляют:

  • В ОПС – 46200 руб. = 210000 х 22 %. Проводка – Д счетов затрат (20, 44, 25, 26, 23) К сч. 69, субсчет страхования 69.2.
  • В ФСС – 6090 руб. = 210000 х 2,9 %. Проводка – Д счетов затрат (20, 44, 25, 26, 23) К сч. 69, субсчет страхования 69.1.
  • В ОМС – 10710 руб. = 210000 х 5,1 %. Проводка – Д счетов затрат (20, 44, 25, 26, 23) К сч. 69, субсчет страхования 69.3.

Уплату начислений за март необходимо выполнить до 15.04 в адрес ФНС. Взносы по присвоенному профклассу на травматизм перечисляются в органы ФСС.

Страховые взносы в ПФР и ФСС – отчетность

В юрисдикции сотрудников ПФР остается контроль за персонифицированными данными, включая суммы доходов физлиц и страхового стажа. Цель отчетности – последующее назначение пенсионных выплат гражданам. В связи с этим налогоплательщики обязаны представить в фонды 2 отчета:

  1. СЗВ-М – сдается в ПФР каждый месяц до 15-го числа.
  2. СЗВ-СТАЖ – сдается в ПФР каждый год до 1 марта. Дополнительно действуют формы СЗВ-ИСХ и СЗВ-КОРР.
  3. 4-ФСС – сдается в ФСС каждый квартал до 20/25-го числа при представлении «на бумаге»/в электронном формате.

Обратите внимание! Перечисленная информация относится к периодам с 2017 года, более ранние временные промежутки попадают под действие старых форм отчетов.

Проверки по взносам ЕССС

Правильность исчисления и уплаты платежей по взносам с 2017 г. будет проверять ИФНС. При выявлении расхождений в пользу государства инспекторы могут сделать доначисления сумм. Выявления нестыковок будут производиться на основании данных о заработке, отображаемых налогоплательщиками в отчетности по НДФЛ.

При этом в проверке больничных пособий необходимо участие работников ФСС. Запрос в пенсионный фонд об отчислениях, образец здесь, могут сделать работодатели при расчете сумм пособий. Сведения необходимы в случаях, когда у сотрудника отсутствуют данные по его доходам. Также и физлица вправе подать заявление о начисленных пенсионных взносах путем личного посещения отделения ПФР или через портал государственных услуг.

Нередко у застрахованных лиц возникает вопрос: Проверяют ли банки отчисления в пенсионный фонд? Интерес может быть вызван при оформлении кредитов различного назначения, в том числе при указании в справке о зарплате неофициальных доходов. Волноваться не стоит, проверить отчисления в ПФР финансово-кредитное учреждение не может, поскольку законодательно такая процедура не предусмотрена.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .