Ликвидация бизнеса. Приказы. Оборудование для бизнеса. Бухгалтерия и кадры
Поиск по сайту

Водный налог льготы. Водный налог: правила применения и перехода. Требования к заполнению налоговой декларации

Налог, уплачиваемый организациями и физическими лицами, осуществляющими специальное и (или) особое водопользование.

Объект налогообложения

Объектами налогообложения водным налогом, признаются следующие виды пользования водными объектами:

    забор воды из водных объектов;

    использование акватории водных объектов, за исключением лесосплава в плотах и кошелях;

    использование водных объектов без забора воды для целей гидроэнергетики;

    использование водных объектов для целей лесосплава в плотах и кошелях.

Не признаются объектами налогообложения:

    забор из подземных водных объектов воды, содержащей полезные ископаемые и (или) природные лечебные ресурсы, а также термальных вод;

    забор воды из водных объектов для обеспечения пожарной безопасности, а также для ликвидации стихийных бедствий и последствий аварий;

    забор воды из водных объектов для санитарных, экологических и судоходных попусков;

    забор морскими судами, судами внутреннего и смешанного (река - море) плавания воды из водных объектов для обеспечения работы технологического оборудования;

    забор воды из водных объектов и использование акватории водных объектов для рыбоводства и воспроизводства водных биологических ресурсов;

    использование акватории водных объектов для плавания на судах, в том числе на маломерных плавательных средствах, а также для разовых посадок (взлетов) воздушных судов;

    использование акватории водных объектов для размещения и стоянки плавательных средств, размещения коммуникаций, зданий, сооружений, установок и оборудования для осуществления деятельности, связанной с охраной вод и водных биологических ресурсов, защитой окружающей среды от вредного воздействия вод, а также осуществление такой деятельности на водных объектах;

    использование акватории водных объектов для проведения государственного мониторинга водных объектов и других природных ресурсов, а также геодезических, топографических, гидрографических и поисково-съемочных работ;

    использование акватории водных объектов для размещения и строительства гидротехнических сооружений гидроэнергетического, мелиоративного, рыбохозяйственного, воднотранспортного, водопроводного и канализационного назначения;

    использование акватории водных объектов для организованного отдыха организациями, предназначенными исключительно для содержания и обслуживания инвалидов, ветеранов и детей;

    использование водных объектов для проведения дноуглубительных и других работ, связанных с эксплуатацией судоходных водных путей и гидротехнических сооружений;

    особое пользование водными объектами для обеспечения нужд обороны страны и безопасности государства;

    забор воды из водных объектов для орошения земель сельскохозяйственного назначения, полива садоводческих, огороднических, дачных земельных участков, земельных участков личных подсобных хозяйств граждан, для водопоя и обслуживания скота и птицы, которые находятся в собственности сельскохозяйственных организаций и граждан;

    забор из подземных водных объектов шахтно-рудничных и коллекторно-дренажных вод;

    использование акватории водных объектов для рыболовства и охоты.

Налоговая база

По каждому виду водопользования, признаваемому объектом налогообложения, определяется налогоплательщиком отдельно в отношении каждого водного объекта.

    При заборе воды налоговая база определяется как объем воды, забранной из водного объекта за .

    При использовании акватории водных объектов, за исключением лесосплава в плотах и кошелях, налоговая база определяется как площадь предоставленного водного пространства.

    При использовании водных объектов без забора воды для целей гидроэнергетики налоговая база определяется как количество произведенной за налоговый период электроэнергии.

    При использовании водных объектов для целей лесосплава в плотах и кошелях налоговая база определяется как произведение объема древесины, сплавляемой в плотах и кошелях за налоговый период, выраженного в тысячах кубических метров, и расстояния сплава, выраженного в километрах, деленного на 100.

Налоговые ставки

Ставки водного налога согласно НК РФ установлены в рублях за единицу налоговой базы.

Ставки зависят от вида водопользования и устанавливаются по экономическим районам, бассейнам рек, озерам и морям:

    при заборе воды мира;

    при использовании акватории;

    при использовании водных объектов без забора воды для целей гидроэнергетики;

    при использовании водных объектов для целей сплава древесины в плотах и кошелях;

    при заборе воды сверх установленных лимитов водопользования ставки в части такого превышения устанавливаются в пятикратном размере. В случае отсутствия утвержденных квартальных лимитов квартальные лимиты определяются расчетно как 1/4 утвержденного годового лимита.

Ставка водного налога при заборе (изъятии) водных ресурсов из водных объектов для водоснабжения населения устанавливается:

    с 1 января по 31 декабря 2015 года включительно - в размере 81 рубля за одну тысячу кубических метров водных ресурсов, забранных (изъятых) из водного объекта;

    с 1 января по 31 декабря 2016 года включительно - в размере 93 рублей за одну тысячу кубических метров водных ресурсов, забранных (изъятых) из водного объекта;

    с 1 января по 31 декабря 2017 года включительно - в размере 107 рублей за одну тысячу кубических метров водных ресурсов, забранных (изъятых) из водного объекта;

    с 1 января по 31 декабря 2018 года включительно - в размере 122 рублей за одну тысячу кубических метров водных ресурсов, забранных (изъятых) из водного объекта;

    с 1 января по 31 декабря 2019 года включительно - в размере 141 рубля за одну тысячу кубических метров водных ресурсов, забранных (изъятых) из водного объекта;

    с 1 января по 31 декабря 2020 года включительно - в размере 162 рублей за одну тысячу кубических метров водных ресурсов, забранных (изъятых) из водного объекта;

    с 1 января по 31 декабря 2021 года включительно - в размере 186 рублей за одну тысячу кубических метров водных ресурсов, забранных (изъятых) из водного объекта;

    с 1 января по 31 декабря 2022 года включительно - в размере 214 рублей за одну тысячу кубических метров водных ресурсов, забранных (изъятых) из водного объекта;

    с 1 января по 31 декабря 2023 года включительно - в размере 246 рублей за одну тысячу кубических метров водных ресурсов, забранных (изъятых) из водного объекта;

    с 1 января по 31 декабря 2024 года включительно - в размере 283 рублей за одну тысячу кубических метров водных ресурсов, забранных (изъятых) из водного объекта;

    с 1 января по 31 декабря 2025 года включительно - в размере 326 рублей за одну тысячу кубических метров водных ресурсов, забранных (изъятых) из водного объекта.

Начиная с 2026 года ставка водного налога при заборе (изъятии) водных ресурсов из водных объектов для водоснабжения населения определяется ежегодно путем умножения ставки водного налога для этого вида водопользования, действовавшей в предыдущем году, на коэффициент, учитывающий фактическое изменение (в среднем за год) потребительских цен на товары (работы, услуги) в Российской Федерации, определенный федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию в сфере анализа и прогнозирования социально-экономического развития, в соответствии с данными государственной статистической отчетности для второго по порядку года, предшествующего году налогового периода.

При этом ни Правительством РФ, ни законодательными органами субъектов РФ ставки, определенные Налоговым кодексом, не могут быть изменены (увеличены или уменьшены).

Общая сумма налога определяется как результат сложения сумм налога, исчисленных по всем видам водопользования.

Налоговый период по водному налогу

Налоговым периодом по водному налогу признается квартал.

Налог уплачивается по месту нахождения объекта налогообложения (по месту осуществления водопользования) не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим кварталом, то есть не позднее 20 апреля, 20 июля, 20 октября и 20 января.

Срок представления налоговой декларации по водному налогу

Налоговая декларация представляется налогоплательщиком в налоговый орган по местонахождению объекта налогообложения в срок, установленный для уплаты налога, - не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.


Остались еще вопросы по бухучету и налогам? Задайте их на бухгалтерском форуме .

Водный налог: подробности для бухгалтера

  • Обзор писем Министерства финансов РФ за август 2019 года

    Услуги до 01.07.2021. Водный налог Письмо от 25 марта 2019 ... , что не признается объектом налогообложения водным налогом забор воды из водных объектов...

  • Обзор писем Министерства финансов РФ за ноябрь 2018 года

    Основанием для освобождения от уплаты водного налога, в случае осуществления организациями... лицензии, водопользователь признается плательщиком водного налога и уплачивает водный налог по ставкам, установленным... во внимание, что объектом налогообложения водным налогом признается вид водопользования, налоговая... при отсутствии соответствующей лицензии, уплачивать водный налог по общей ставке, установленной... не предусмотрено и увеличение ставок водного налога в случае осуществления водопользования, ...

  • Важные правовые позиции КС и ВС по вопросам налогообложения за 4 квартал 2017 года

    Углеводородного сырья является объектом налогообложения водным налогом. Судами установлено, что в 4 ... отсутствует обязанность исчислять и уплачивать водный налог, поскольку, осуществляя лицензируемую добычу полезных... водопользования, не признаваемых объектом налогообложения водным налогом, тогда как использование водного объекта...

  • Порядок заполнения деклараций и сроки сдачи отчетности при ликвидации организации или ее реорганизации

    ... : НДС (ст. 163 НК РФ); водный налог (ст. 333.11 НК РФ...

  • Практика Верховного Суда РФ по налоговым спорам за ноябрь 2017

    Которого применяется пониженная налоговая ставка. Водный налог Определение от 16.11.2017 ... водопользования, не признаваемых объектом налогообложения водным налогом, тогда как использование водного объекта... углеводородного сырья является объектом налогообложения водным налогом и оплачивается именно путем уплаты...

Водный налог относится к прямым налогам, поступления от которого направляются непосредственно в государственную казну. Полный список всех объектов налогообложения, тонкости расчета налога и правила его уплаты описаны в гл. 25.2 НК РФ.

За что конкретно оплачивают водный налог

Ст. 333.8 НК РФ дает точную формулировку плательщика водного налога. Прежде всего, это организации и физ.лица (включая ИП), использующие водные объекты в таких видах деятельности, где требуется особое разрешение (так называемое особое водопользование).

Особым водопользованием принято считать использование разного рода техсредств, инструментов, строений для ведения основной деятельности на упомянутых водных объектах. Чтобы эта деятельность считалась законной, выдается специальная лицензия на основании положений ВК РФ.

Хотя в Налоговом кодексе последнего десятилетия уже нет такого термина, как особое водопользование, его применение хорошо передает суть определения плательщика данного вида налога, впервые озвученного в 2005 г. и ставшего заменой ФЗ «О плате за пользование водными объектами».

СПРАВКА. Налогоплательщиками могут быть предприятия и предприниматели, получившие разрешение на использование в своей деятельности подземных вод, которые также являются природными ресурсами, но регламентируются законом РФ «О недрах».

Согласно п. 2 ст. 333.8 НК РФ не относятся к налогоплательщикам такие предприятия и физ.лица, которые получили в пользование водные объекты в силу соответствующего договора/решения.

Правом принятия решения обладает Правительство РФ, органы муниципальной власти и прочие исполнительные органы, уполномоченные самостоятельно фиксировать плату за водопользование, а также способы его исчисления и уплаты. Все это относится только к договорам и решениям, заключенным с 01.01.2007 года.

Водный налог — это хорошее подспорье в рациональном, бережном отношении к ресурсам природы. Это – своеобразный гибкий инструмент, с помощью которого создается эффективный механизм повышения ответственности пользователей водных ресурсов перед экологией страны и всего мира. Водный налог способствует возмещению неизбежных расходов, связанных с защитой и восстановлением экосистем страны и богатейших водных ресурсов.

Какие объекты облагаются налогом

В п. 1 ст. 333.9 НК РФ приведен список возможных видов деятельности, которые могут быть связаны с допустимым использованием вверенных водных объектов:

  • простой забор воды для поддержания процесса производства предприятий;
  • поддержание работы энергосистем, расположенных близ водных объектов, не требующих забора воды;
  • сплав леса на специальных плотах/кошелях;
  • ведение деятельности, не относящейся к лесосплаву, но с применением акватории объекта.

Какие объекты не подлежат налогообложению

П.2 ст. 333.9 НК РФ содержит список из 15 пунктов, содержащих виды деятельности, не облагаемые водным налогом. К ним относят:

  • орошение сельхозугодий, полей и пастбищ;
  • борьба с пожарами и прочими стихийными бедствиями, где обосновано применение воды;
  • создание летних лагерей и санаториев детям, инвалидам и ветеранам на территории, прилегающей к водному объекту;
  • использование близлежащих территорий в качестве угодий для охотничьего и рыбного промысла;
  • другие виды деятельности, связанные с интересами государства.

Налоговая база

Виды использования водных объектов напрямую связаны с расчетом налоговой базы:

  1. Если имеет место изъятие воды из источников, основным показателем для исчисления налоговой базы будет объем изъятой воды за отчетный период, подтвержденный показаниями водомеров. Если таковых не имеется, объем можно определить через производительность и время работы тех. средств. В других случаях применяются стандартные нормы потребления.
  2. При обеспечении электроэнергией прилегающих территорий расчет производится через общее количество произведенной электроэнергии за отчетный период.
  3. Если речь идет о сплаве леса, налоговая база будет рассчитана по формуле:
    V*S/1000 , где V — объем древесины (в тысячах м3), S — протяженность сплава (км).

Для иных видов деятельности с использованием акватории при расчете налоговой базы потребуется значение ее площади.

Налоговые ставки

На размер ставок водного налога влияют:

  • сами объекты налогообложения;
  • регионы, где расположены водные ресурсы;
  • виды водных объектов.

По основным видам пользования ставки отражены в п.1 ст. 333.12 НК РФ (часть вторая) от 05.08.2000 №117-ФЗ (ред. от 28.12.2016).

В отношении водоснабжения населения существует индивидуальная налоговая ставка (п.3 ст. 333.12 НК РФ). В 2017 году она равна 107 руб. за 1000 м3 изъятой воды.

Данная ставка распространяется на все организации, так или иначе связанные с подачей воды населению. Все ключевые моменты, связанные с таким родом деятельности, должны быть зафиксированы в договоре на пользование водными объектами и подтверждены лицензией.

ВАЖНО. Ставки водного налога применимы при изъятии воды в лимитированных пределах. Если лимит был превышен, ставка будет пятикратно увеличена. При отсутствии прописанных в лицензии допустимых пределов лимит на 1 квартал рассчитывается как ¼ стандартного годового оборота.

С 2015 года к налоговым ставкам применяются корректировочные повышающие коэффициенты , размер которых определен на законодательном уровне до 2025 года (п.1.1 ст. 333.12 НК РФ). Начиная с 2026 года, показатели будут рассчитываться на основе фактического роста/снижения цен за предшествующий год. Ежегодно коэффициент будет применяться к установленной ставке предыдущего года.

Налоговые ставки выражаются в рублях и округляются до полного нуля по правилам округления.

НК РФ не рассматривает налоговые льготы, а значит, на местном уровне их тоже нет, так как этот налог федеральный.

Налоговый период и сроки уплаты налога

За налоговый период принимается квартал. Налогоплательщик обязан самостоятельно рассчитать общую сумму налога за квартал и произвести оплату в течение 20 дней после его окончания.

Декларацию предоставляют в налоговую службу, расположенную по месту нахождения используемого объекта. Исключение составляют крупные налогоплательщики, которые подают документы в тот налоговый орган, где состоят на учете. Иностранные граждане должны подавать сведения и оплачивать налог в ФНС по месту, где была выдана лицензия.

Порядок исчисления водного налога

Ст. 333.13 НК РФ описывает довольно простой порядок расчета налога. Последний является результатом произведения размера налоговой базы и повышающего коэффициента, соответствующего текущему году.

В отношении каждого вида пользования налог нужно рассчитывать отдельно, как и в отношении самих водных объектов. Для получения общей суммы налога, оплачиваемой в бюджет, полученные результаты суммируются.

Пример расчета налога

Допустим, некая фирма, располагающая лицензией и имеющая необходимые водоизмерительные приборы, в 2016 году осуществляла забор воды в реке Дон Поволжского района для поддержания производственного цикла. Квартальный лимит – 280 000 м3. Фирма в I квартале превысила лимит на 10 000 м3. Необходимо правильно рассчитать водный налог за I квартал.

Решение.

Налог в пределах лимитированного объема воды:

280 000 м3 * 360 руб * 1,32 / 1000 м3 = 133 056 руб.

Налог за объем воды сверх лимита:

10 000 м3 * 360 руб * 1,32 *5 / 1000 м3 = 23 760 руб.

Общая сумма налога составит:

133 056 руб + 23 760 руб = 156 816 руб.

Расчет водного налога - пример его приводится в данной статье - требуется делать ежеквартально при наличии у налогоплательщика объекта, облагаемого этим налогом. Рассмотрим особенности такого расчета.

Сроки исчисления и уплаты водного налога

Отчет по водному налогу является ежеквартальным, и рассчитывают налог тоже поквартально, принимая в расчет данные, сформировавшиеся за последние 3 месяца. Исчисление суммы осуществляется непосредственно в налоговой декларации, которую представляют в ИФНС не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом. В такие же сроки производят и уплату налога.

Если объект налогообложения отсутствует, то обязанность подавать декларацию в этом случае не наступает (письмо Минфина России от 23.06.2016 № 03-02-08/36474).

О том, какой еще отчет формируется в связи с водопользованием, читайте в материале «Порядок и образец заполнения формы 2-ТП водхоз (нюансы)» .

Куда уплачивают и как рассчитать водный налог

Водный налог — платеж федерального уровня. Оплату его производят по месту нахождения объекта водопользования.

Расчет водного налога осуществляют применительно к четырем видам водопользования:

  • забору воды;
  • использованию акватории (исключая лесосплав);
  • использованию гидроэнергетических ресурсов;
  • лесосплаву.

Они имеют разные базы расчета и разные налоговые ставки.

Базой для забора воды служит ее фактический объем. Базу по использованию акватории определяют площадью использования этой акватории. База по гидроэнергетике — объем выработанной электроэнергии. База по лесосплаву является расчетной величиной, зависящей от объемов сплавленного леса и расстояния сплава.

Базовые ставки водного налога по видам водопользования указаны в п. 1 ст. 333.12 НК РФ. С 2015 года к ним применяют повышающий коэффициент , установленный п. 1.1 ст. 333.12 НК РФ на период 2015-2025 годов.

Кроме того, к ставкам могут применяться дополнительные увеличивающие коэффициенты в следующих случаях:

  • при сверхлимитном заборе воды — 5-кратный коэффициент;
  • отсутствии средств измерения объемов забранной воды — коэффициент 1,1;
  • заборе подземных вод для их дальнейшей продажи — 10-кратный коэффициент.

При одновременном применении нескольких коэффициентов их следует перемножить. Полученную таким образом ставку округляют до целых значений.

Для забора воды в целях водоснабжения населения существует льготная ставка (п. 3 ст. 333.12 НК РФ). Повышенный коэффициент к ней до 2026 года не применяют.

Порядок исчисления водного налога для всех видов водопользования достаточно прост: налоговую базу умножают на ставку, скорректированную на повышающий коэффициент, значения которого указаны в п. 1.1 ст. 333.12 НК РФ. Если есть необходимость во введении дополнительных повышающих коэффициентов, то ставку рассчитывают с их учетом.

О ставках, действительных для 2019 года, читайте в статье «Каковы ставки водного налога на 2019 год?» .

Пример расчета водного налога по забору воды

Предположим, что организация имеет лицензию на забор воды для нужд производства из скважины, расположенной в бассейне реки Печора и оборудованной средствами измерения объемов воды. Квартальный лимит водопользования составляет 320 000 куб. м. Организация за 1-й квартал 2019 года осуществила забор 360 000 куб. м воды. Рассчитаем сумму водного налога за 1-й квартал 2019 года.

В течение квартала организация допустила забор сверхлимитного объема воды. Его величина составляет:

360 000 - 320 000 = 40 000 куб. м.

Из-за наличия сверхлимитного объема налог будет складываться из двух составляющих:

1. По объему в пределах лимита налог составит:

320 000 куб. м × 300 руб. / 1 000 куб. м × 2,01 = 192 960 руб.,

320 000 куб. м — объем воды в рамках лимита водопользования;

2,01 — коэффициент, применяемый к ставке для 2019 года согласно п. 1.1 ст. 333.12 НК РФ.

2. По объему сверх лимита налог составит:

40 000 куб. м × 300 руб. / 1 000 куб. м × 2,01 × 5 = 120 600 руб.,

40 000 куб. м — объем воды сверх лимитированного значения;

300 руб. — ставка, установленная подп. 1 п. 1 ст. 333.12 НК РФ для 1 000 куб. м объема забранной воды;

2,01 — коэффициент, применяемый к ставке для 2019 года согласно п. 1.1 ст. 333.12 НК РФ;

5 — коэффициент, применяемый к ставке для сверхлимитного объема в соответствии с п. 2 ст. 333.12 НК РФ.

Таким образом, за 1-й квартал 2019 года организации в срок до 22.04.2019 придется уплатить в бюджет сумму водного налога, равную:

192 960 + 120 600 = 313 560 руб.

Итоги

Водный налог необходимо рассчитывать и отчитываться по нему при наличии объекта обложения этим налогом. Считают его поквартально, беря в расчет данные последнего квартала, путем умножения базы на ставку. Выбор ставки и базы налогообложения обусловливается конкретным видом водопользования и принадлежностью к определенному объекту. К ставке применяются законодательно установленные повышающие коэффициенты.

4.6 Водный налог

Водный налог является федеральным налогом, устанавливается НК РФ (главой 25.2 «Водный налог») и обязателен к уплате на всей территории РФ.

Налогоплательщиками водного налога признаются организации и физические лица, осуществляющие специальное и (или) особое во ­ допользование в соответствии с законодательством РФ.

Объектами налогообложения водным налогом признаются виды пользования водными объектами, приведенные в таблице.

Налоговая база определяется отдельно в отношении каждого объ ­ екта налогообложения.

Налоговые ставки устанавливаются в зависимости от объекта на ­ логообложения и налоговой базы.

Объекты

налогообложения

Налоговая база

Порядок определения налоговой базы

Установление налоговых ставок

Забор воды из водных объектов

Объем воды, забранной из водного объекта за нало ­ говый период

Определяется на основании показаний водоизмери ­ тельных приборов, отражаемых в журнале первич ­ ного учета использования воды. В случае отсутствия водоизмерительных приборов объем забранной во ­ ды определяется исходя из времени работы и про ­ изводительности технических средств. В случае невозможности определения объема забранной воды, исходя из времени работы и производитель ­ ности технических средств - объем забранной во ­ ды определяется исходя из норм водопотребления

В рублях за 1 тыс. куб. м I забранной воды по бассейнам рек, озер, морей и экономическим рай ­ онам (перечень ставок дан в ст. 333.12 НК РФ)

Использование аква ­ тории водных объек ­ тов, за исключением лесосплава в плотах и кошелях

Площадь предоставленно ­ го водного пространства

Определяется по данным лицензии на водополь ­ зование (договора на водопользование), а в случае отсутствия в лицензии (договоре) таких данных - по материалам соответствующей технической и проектной документации

Тыс. рублей в год за 1 кв. км используемой акватории по экономи ­ ческим районам и морям (перечень ставок дан в ст. 333.12 НК РФ)

Использование вод ­ ных объектов без за ­ бора воды для целей гидроэнергетики

Количество произведен ­ ной за налоговый период электроэнергии

В рублях за 1 тыс. кВт-час электроэнергии по бас ­ сейнам рек, озер, морей (перечень ставок дан в ст. 333.12 НК РФ)

Использование вод ­ ных объектов для це ­ лей сплава древесины в плотах и кошелях

Произведение объема дре ­ весины, сплавляемой в пло ­ тах и кошелях за налого ­ вый период, выраженного в тысячах кубических мет ­ ров, и расстояния сплава, выраженного в километ ­ рах, деленного на 100

В рублях за 1 тыс. куб. м сплавляемой в плотах и кошелях древесины на каждые 100 км сплава по бассейнам рек, озер, морей (перечень ставок дан в ст. 333.12 НК РФ)

Налоговым кодексом РФ установлены налоговые льготы: виды пользования водными объектами, не признаваемые объектами налого ­ обложения (п. 2 ст. 333.9).

Налоговым периодом признается квартал.

Сумма налога по итогам каждого налогового периода исчисляется как произведение налоговой базы и налоговой ставки.

Налог подлежит уплате в срок не позднее 20-го числа месяца, сле ­ дующего за истекшим налоговым периодом.

Налоговая декларация представляется в налоговый орган по мес ­ ту нахождения объекта не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом по форме, утвержденной приказом Минфина России.

Федеральные налоги, а также региональные и местные налоги и сборы перечислены в Налоговом кодексе РФ. Классификацию налогов - федеральных, региональных и местных - с указанием номера регулирующей их нормы мы рассмотрим в данной статье.

Федеральные налоги и сборы

В соответствии со ст. 12 НК РФ федеральные налоги и сборы представляют собой такие обязательные платежи, перечисление которых должно осуществляться повсеместно на территории РФ. При этом действие норм по федеральным налогам регулирует только НК РФ, который вводит и отменяет как сами налоги, так и отдельные положения по тому или иному федеральному налогу.

Суммы федеральных налогов поступают в одноименный бюджет РФ.

О порядке применения КБК по различным налогам вам расскажут материалы этой рубрики .

Региональные налоги

Региональные налоги, к которым относятся транспортный налог, налоги на игорный бизнес и имущество организаций, могут регулироваться как НК РФ, так и законами, которые издаются властями регионов страны, в отличие от федеральных налогов. Законы субъектов определяют значение ставок, а также наличие тех или иных льгот, уточняют сроки оплат и представления деклараций.

Так, например, гл. 28 НК РФ, устанавливая ставки по транспортному налогу в п. 1 ст. 361 НК РФ, в п. 2 ст. 362 НК РФ указывает, что их значение может меняться субъектами в большую или меньшую сторону в 10 раз. А в законе города Москвы «О транспортном налоге» от 09.07.2008 № 33 уже закреплены окончательные требования по исчислению налога, в частности ставки, используемые для расчета транспортного налога.

Оплата по такому виду налогов поступает в бюджеты субъектов РФ.

ВАЖНО! Несмотря на то, что налог на прибыль относится к группе федеральных налогов, платежи по нему поступают в 2 бюджета: федеральный и региональный (3 и 17% соответственно).

Местные налоги и сборы

Действие местных налогов регулируется НК РФ и нормативными актами, составленными на уровне муниципального образования. К таким налогам относятся земельный налог и налог на имущество физлиц. А с 2015 года в состав этой группы введен торговый сбор (закон от 29.11.2014 № 382-ФЗ).

Средства, направляемые на оплату налогов, поступают в местные бюджеты.

Налоги и специальные режимы

Помимо рассмотренных ранее групп налогов НК РФ выделяет так называемые спецрежимы, применение которых освобождает от уплаты налога на прибыль, НДФЛ (для ИП), НДС, налога на имущество организаций и физлиц, но вводит обязанность уплаты единого налога.

Выделяют следующие режимы:

Об особенностях исчисления и уплаты этого налога читайте в рубрике «УСН» .

  • ЕНВД;

Перейти на ЕНВД и организовать деятельность на этом режиме помогут материалы рубрики «ЕНВД» .

  • режим для сельскохозяйственных производителей;

Материалы по исчислению, уплате и представлению отчетности на этом режиме смотрите в рубрике «ЕСХН» .

  • соглашение о разделе продукции;
  • патентная система.

С нюансами патентной системы налогообложения можно ознакомиться в рубрике «ПСН» .

Перечень федеральных, региональных и местных налогов в 2019-2020 годах (таблица)

Вид налога

Налог

Налогопла-тельщики

Объект

Ставки

Федеральные налоги

Разобраться со сложными вопросами, возникающими при исчислении, уплате и формировании отчетности по этому налогу, поможет рубрика «НДС»

Ответы на вопросы, какие товары являются подакцизными, каковы ставки налога, как заполнить декларацию, ищите в рубрике «Акцизы»

Как исчислить и удержать НДФЛ, какие вычеты и льготы применяются, как составить отчетность, смотрите в рубрике «НДФЛ»

Налог на прибыль

Транспортный налог

О порядке расчета, возможных льготах, сроках уплаты транспортного налога вы узнаете из материалов нашей специальной рубрики «Транспортный налог»

Налог на игорный бизнес

Особенности исчисления этого налога рассмотрены в рубрике «Налог на игорный бизнес»

Местные налоги

Налог на имущество физических лиц

Земельный налог

Из чего он складывается, кто должен его рассчитывать и уплачивать, читайте в материалах одноименной рубрики


Страховые взносы

С 2017 года в Налоговый кодекс введена гл. 34, в которой предусматривается уплата страховых взносов на пенсионное, медицинское, социальное страхование по временной нетрудоспособности и в связи с материнством (закон от 03.07.2016 № 243-ФЗ). До 2017 года эти взносы уплачивались в бюджет Пенсионного фонда и Фонда социального страхования соответственно.

Плательщики страховых взносов приведены в ст. 419 НК РФ, объект налогообложения указан в ст. 420, а ставки взносов перечислены в ст. 425-430 НК РФ.

Ответы на вопросы, связанные с исчислением, уплатой и представлением отчетности по страховым взносам ищите в рубрике «Страховые взносы» .

Итоги

Федеральных налогов довольно много. В связи с тем, что в их состав входят такие крупные налоги, как налог на прибыль и НДС, объем федеральных налогов значительно превышает суммы сборов в региональные или местные бюджеты.