Ликвидация бизнеса. Приказы. Оборудование для бизнеса. Бухгалтерия и кадры
Поиск по сайту

Тенденции обучения финансовой грамотности детей. Уроки финансовой грамотности в школе: для чего нужны и что дадут? Почему так важно учить ребенка финансовой грамотности

Добрый день, мамы и папы, бабушки и дедушки!

Задумывались ли вы когда-нибудь об отношении вашего ребенка к деньгам? К сожалению, в наших школах обращению с финансами не учат, но отсутствие элементарных навыков в этой сфере жизни может серьезно навредить карьере и даже личному счастью.

Уроки финансовой грамотности ребенка необходимы, и проводить их приходится родителям. Как не сделать малыша чересчур жадным или расточительным?

Понимаю, что многие будут не согласны с таким подходом к этому вопросу, как у меня. Но вот вам мое мнение, в ответ готова услышать ваше. Пишите комментарии в конце статьи. Вместе будем разбираться.

Учим правильно тратить

До 3 лет знакомить ребенка с понятием денег не стоит: это пока выше его понимания. Малыш исследует мир и лишь замечает, что в магазине вы протягиваете продавцу какие-то бумажки, а он взамен дает вещи или продукты.

С 4 лет кроха начинает вполне сознательно выпрашивать те или иные игрушки и сладости, хитрит, порой устраивает сознательные истерики. Вот здесь и пришла пора учить, как тратить деньги.

Представьте: вы приходите в магазин, а ваше чадо выпрашивает у вас то одну игрушку, то другую, то конфеты, то сладости… список можно продолжать бесконечно.

Остановитесь и спокойно скажите: у нас есть определенная сумма (если малыш умеет считать, можно обозначить цифру). На эти деньги можно купить или одну большую игрушку, или одну маленькую и конфету.

Пусть ребенок выберет. И даже если истерика продолжится, отнеситесь к ней с философским спокойствием более сильного и мудрого человека.

Как поступить со старшим ребенком 5-7 лет? Здесь все гораздо проще. Берите его с собой за покупками. На кассе дайте ему немного денег: пусть он протянет их продавцу или оплатит вещь, которую он сам выбрал. Так дети поймут, что за определенную сумму дают некоторое количество вещей или продуктов.

С 7 лет ребенок идет в школу и приобретает некоторую долю финансовой самостоятельности. Ему необходимы будут карманные деньги. И важно, чтобы он тратил их разумно, а не развлечения или ненужные вещи.


Вот тут и встает вопрос, как зарабатывать ребенку свои первые деньги. Рабочее место ему должны предложить папа и мама.

Учим зарабатывать

Согласитесь, что малыш должен понимать: вы ходите на работу, тратите свое время и силы, зарабатывая средства, чтобы обеспечить семью. Но как это правильно сделать?

Лучше всего – платить ему за выполнение поручений, не балуя при этом подарками без повода. Если ребенок привык, что родители каждый день приносят ему подарки, выполняют любую прихоть, во взрослой жизни такому малышу придется трудно. Он ведь знает, что родители все купят и решат любую проблему. Зачем тогда работать и напрягаться?

Так что по мере взросления крохи делайте подарки только по поводу (День рождения, школьные праздники, Новый год и т.д.). Если ребенок мечтает о какой-то вещи, пусть заработает хотя бы часть средств на нее.

Понятно, что их будут давать родители, но отношение к деньгам будет более бережное и аккуратное. Заработанные средства чадо уже не потратит на конфеты или жвачки, а будет бережно собирать, например, на коньки или ролики.

Платные поручения


Какие же платные поручения можно давать, чтобы заработок не превратился в шантаж?

Стоит объяснить, что у каждого члена семьи есть платные и бесплатные обязанности. Так, уборка, приготовление обеда, шитье – обязанности мамы, которые она выполняет для всех членов семьи бесплатно, иначе все будут ходить голодные и грязные.

Папа помогает нести тяжелые сумки, исправляет, если что-то в доме сломалось. Это мужские обязанности. Что должен делать ребенок? Он может застелить свою постель и убрать игрушки. Пусть порядок в детской будет его бесплатной обязанностью.

А вот официальная работа родителей – это общественные обязанности, за которые платят. И если они выполняют работу хорошо или делают ее за кого-то, получают премию.

Премируйте и своего ребенка! Он ходит в школу? Это его работа. Пообещайте определенную сумму к концу четверти, если он окончит ее без троек. Многие родители пугаются такого подхода. Учеба, по их мнению, должна приносить удовольствие, малыш учится для своего блага.

Увы, школьная система образования такова, что удовольствие она давно перестала приносить даже самым прилежным детям. А понимание, что учеба важна для дальнейшего устройства в жизни приходит уже накануне поступления в институт, да и то не ко всем подросткам. Так что придется подкреплять сознательность финансово, и в этом нет ничего страшного.


Стоит ли платить за домашнюю работу?

А вот размышления о том, деньги за домашнюю работу ребенку стоит ли давать, требуют более тонкого подхода. Стоит, если эта работа не входит в его прямые обязанности по дому или отрывает от планов.

Девушке в 12-13 лет не нужно платить за помытую посуду, а вот в 7-8 лет этот факт можно поощрить. Постепенно подключайте ребенка к другим домашним делам, указывая на то, что он взрослеет и должен стать помощником родителям.

Но если у вас дача, и на ней надо выкапывать картошку на выходных, стоит поощрить финансово тот факт, что ребенок вам помог.

Предложите ему за эту работу более-менее стоящую сумму (по бюджету семьи) и поставьте перед выбором: или он остается дома и гуляет с друзьями, а деньги уйдут наемному работнику, или он сам помогает и получает эти средства. Такой подход будет вполне разумен, ведь вы нарушаете детские планы в законные выходные!

Способов для детей заработать в семье есть много. Важно четко установить обязанности каждого члена семьи и дать понять, что деньги зарабатываются трудом.

Как не вырастить жадину?


Вопрос с зарабатыванием средств маленьким человеком поднимает другую насущную проблему, как не быть скупым крохе. Ведь теперь он понимает, что ради копейки придется поработать, чтобы купить новую игрушку. Зачем тогда делиться с другими?

Удивительно, но скупые дети встречаются чаще в семьях, где родители проводят весь день на работе, а ребенок остается один, заваленный родительскими подарками.

Чтобы малыш не был скупым, папе и маме нужно правильно подойти к его воспитанию:

  • Посещайте детский сад или хотя бы общественные детские места. Берите с собой игрушки, но перед выходом оговаривайте: если другие детки захотят поиграть, малыш поделится с ними, иначе больше новых игрушек он не получит.
  • Позволяйте ребенку приводить друзей в дом (в разумных пределах!), угощайте их. Так малыш увидит, что вы тоже делитесь и не жадничаете.
  • Если кроха идет в гости к друзьям, дайте ему фрукты или сладости, которыми он может их угостить.
  • Когда родители все время находятся на работе, принесенные ими подарки малыш рассматривает как часть папы и мамы, поэтому ему так трудно расстаться с этими вещами. Выход – проводить больше времени с детьми, а не замещать любовь подарками.
  • Если в семье несколько детей, у каждого должно быть свое место для игр и учебы, свои вещи. Не стоит ущемлять одного за счет другого.


Другая сторона медали – расточительность и безотказность. Такая ситуация возможна при излишней опеке родителями, когда чадо растет бесхребетным, несамостоятельным и не может сказать «нет». Если его друзья без спроса берут игрушки, ломают их, предупредите, что другую такую вещь малышу уже не купят.

Но влазить в детские взаимоотношения не надо: пусть малыш сам проявит волю и выделит друзьям только те вещи, которые считает нужным.

Умные финансовые книги для детей

Если у вас, дорогие читатели, до сих пор остались вопросы, как научить ребенка финансовой грамотности, вам помогут книги для детей о деньгах:

  • Сергей Биденко, Ирина Золотаревич «ХОЧУ ЗАРАБАТЫВАТЬ. Полезные советы для детей и подростков +60 идей заработка»;
  • Роберт Т. Кийосаки и Шэрон Л. Лектор «Богатый папа, бедный папа для подростков»;
  • Ирина Озерова «Дети и деньги: все, что нужно знать ребенку, чтобы реально заработать. 33 способа детского заработка»;
  • Лилия Гольдберг «Дети и деньги: как научить ценить, экономить и тратить»;
  • Владимир Довгань, Елена Минилбаева «Воспитай своего ребенка миллионером»;
  • Джолайн Годфри «Как научить ребенка обращаться с деньгами».

Они будут полезны как подросткам, так и их родителям. Лучше обращаться к отечественной литературе: она более приближенная к реалиям российской действительности.

Дорогие родители, все «инструменты» в ваших руках, и от вас зависит, на сколько финансово грамотным вырастет ваш малыш и какие уроки пойдут ему на пользу!

Ну а теперь можете забрасывать меня тапками. Жду комментариев от согласных со мной и оппонентов.

Если у семилетнего ребенка представление о деньгах еще весьма абстрактное, то в 11 лет он уже начинает понимать, для чего они нужны. Поэтому период 9-12 лет отлично подходит для вовлечения ребенка в хозяйственную жизнь семьи с помощью несложных поручений. Основные принципы финансового образования детей аналогичны тем, которыми руководствуются взрослые. Все действия должны быть осмысленными, простыми и понятными.

Покупка продуктов

Психолог Анна Портнова не рекомендует брать в магазин детей младше 2 лет. Увидев пестрящие яркими упаковками прилавки, малыш наверняка захочет все это иметь. Разумные доводы в таком возрасте не подействуют. Однако с 9 лет походы за покупками вполне можно использовать как обучающее пособие для ребенка.

Подготовку к посещению магазина следует начать заранее. Выпишите на листочке список необходимых покупок. Предупредите ребенка, что в магазине часто возникает желание приобрести какие-то вещи сверх плана. Поставьте цель – не поддаваться соблазну и взять только то, что есть в списке. Помните, начинать нужно с простых задач. Рассказывать ребенку о выгоде акционных товаров на первых порах не нужно: оставьте это не потом. Начало будет удачным, если ребенок просто удержится от покупок, не входящих в список.

Многие городские жители раз месяц ездят в гипермаркеты, такие как «Метро» или «Лента», с готовым списком продуктов. Посещение больших магазинов всегда сопровождается риском прихватить несколько товаров по акции. Такие незапланированные покупки могут существенно увеличить затраты. Поэтому ваши тренировки с ребенком лучше начать с небольших торговых точек, где вы ежедневно покупаете хлеб и молоко.

Пройдя мимо полосы препятствий из шоколадок и ярких конфет на кассе и покинув магазин, обсудите с ребенком его впечатления. Пусть он расскажет, что показалось ему самым легким, а что вызвало затруднения. Терялся ли он перед широким выбором или брал привычную марку продуктов. В процессе беседы ребенок сможет задать интересующие его вопросы, касающиеся выбора тех или иных вещей. Это подходящее время для того, чтобы рассказать ему о вкусовых различиях и соотношении цены и качества определенных товаров.

Поделитесь с детьми своими маленькими хитростями. Например, объясните, что покупать большие упаковки дешевле: стоимость растительного масла в литровой бутылке будет ниже, чем цена продукта, разлитого в маленькие бутылочки.

Дети не должны получать сразу сложные задания. Закупаться в магазине по длинному списку в 9 лет довольно сложно, и без вашей поддержки ребенку не обойтись. Но некоторые простые поручения ему уже можно доверить. Например, дети с радостью бегают в ближайшую продуктовую лавку за хлебом и молоком: так они чувствуют себя самостоятельными. А у вас появляется несколько свободных минут.

Вопрос, как распорядиться сдачей, всегда остается на усмотрение родителей. Должен ли ребенок вернуть все оставшиеся деньги до копейки, или ему позволят оставить сдачу себе, в каждой семье решают по-разному. В любом случае сдача может служить еще одним нехитрым способом обучения финансовой грамотности. Ее можно сразу же потратить, а можно вновь испытать силу воли. Слишком усердствовать в воспитании экономного отношения к деньгам не стоит — поход в магазин должен приносить ребенку радость.

Семейный бюджет

Назначьте ребенка на должность семейного бухгалтера. Заведите отдельную тетрадь, куда он должен будет вносить все расходы семьи. Каждый человек ежедневно должен будет отдавать ему все полученные чеки или складывать их в специальный конверт. По окончании месяца состоится подведение итогов: сколько денег потратила семья. Этот эксперимент потребует дисциплинированности от всех участников, но станет полезным опытом.

Будьте осторожны, вводя традицию оплачивать ребенку его трудовые подвиги или успехи в школе. Семейный психолог Людмила Петрановская советует различать понятия оплаты и премии, так как они имеют разную мотивацию. В первом случае вы выплачиваете обязательное вознаграждение за работу, а во втором – покупаете подарок для того, чтобы просто порадовать своего ребенка.

Какие бы методы обучения финансовой грамотности вы ни выбрали, ведите себя естественно. В отношениях с ребенком «воспитание» не должно стать главным элементом. Живите, как обычно. Вы можете готовить ребенка для входа во взрослую жизнь, оставаясь при этом любящими и заботливыми родителями.

Существует мнение, что ребенку следует поручать оформление квитанций на оплату коммунальных услуг, предварительно научив его этому. Цель такого обучения не совсем ясна. Если ребенок заметит, что родителям какая-то обязанность в тягость, он будет так же к этому относиться. А заполнение квитанций – занятие довольно скучное. Можно, конечно, рассказать ребенку о том, что существуют скучные обязанности, которые тоже приходится выполнять, но ребенок вряд ли вынесет из этого урока что-то новое. С неинтересными, но важными делами ребенок еще успеет столкнуться, но пока это должны делать взрослые. Так они проявляют заботу о своих детях.

Выделите ребенку определенную сумму на покупки, которую он может потратить в течение недели. Предварительно обсудите, что он планирует делать с этими деньгами. Когда неделя пройдет, поинтересуйтесь, как он потратил полученную сумму, удалось ли ему реализовать все свои планы. Порадуйтесь его успехам, если все прошло удачно, и посоветуйте, что делать, если возникли какие-то сложности.

Как реагировать на желание ребенка зарабатывать? Конечно, положительно. Если дети обнаруживают желание работать, это начинание следует поддерживать. Возможно, вам придется проявить родительскую находчивость: можно обсудить с другими родителями, какая деятельность будет безопасной и полезной для ребенка.

1. Подсчитайте и выдайте ребенку нужную сумму на закупку школьных принадлежностей. Отправляйтесь вместе в магазин и помогите ему сделать необходимые покупки в пределах этой суммы.

2. Поиграйте вместе в настольные игры. Игра «Set» помогает развить пространственное мышление, а «Монополия» — стратегическое.

3. Не отказывайте ребенку в просьбах. Предложите ему внести игрушку или конфеты, которые он просит, в список желаний. Такая подсказка может оказаться очень кстати перед днем рождения или Новым годом.

Добрый день, уважаемые гости инвестиционно-биржевого портала Investlb. com. В следующих 2-х статьях мы несколько отойдем от привычного вам формата обсуждения фондовых и валютных рынков и уделим внимание некоторым психологическим аспектам. И если о психологии Форекс можно написать целую книгу, да и рассказано об этом уже немало, то о том, что торговле и отношению к деньгам нужно рассказывать с самого раннего возраста, задумывается не каждый. Финансовая грамотность формируется у трейдера еще с самого маленького возраста: именно тогда закладываются азы понимания того, как нужно обращаться с деньгами. Понимание их ценности приводит к формированию правильной стратегии риск-менеджмента, к разумному накоплению капитала и инвестированию. Об этом и речь ниже.

Финансовая грамотность: учимся правильно распоряжаться деньгами с детства!

Финансовая грамотность — это знания и опыт правильно распоряжаться капиталом и просчитывать риски. Первые попытки ввести данный курс в школах закончились провалом пилотного проекта, и потому главным финансовым наставником для ребенка остаются родители. И не важно, насколько хорошо вы разбираетесь в финансах, ваши ошибки и примеры помогут сформировать у ребенка соответствующее понимание. На чем бы я акцентировала внимание:

  • объяснить ребенку суть денег и их ценность. В качестве основы взять бартер, показать универсальность денег. Важно дать ребенку понять, что деньги — это все, что угодно, что может быть интересно другим, это эквивалент обмена, а также это путь к собственной независимости, хотя и не самоцель;
  • познакомить ребенка с номиналами купюр, научить считать деньги, показать, что деньги можно делить на несколько частей для разных целей;
  • рассказать ребенку, как вообще зарабатывают деньги и на что их тратят;
  • привести пример, как ребенок сам уже сейчас может заработать деньги;
  • объяснить разницу между потребностями и желаниями (важный аспект, поскольку ребенок должен понимать, как правильно сделать выбор);
  • рассказать о принципах накопления и инвестирования денег.

К слову, часть этих пунктов имеет отношение и к взрослым людям. Увы, при всей простоте этих правил финансовая грамотность людей ниже среднего уровня. Итог: неумение считать свои затраты и кредитная кабала, неумение планировать бюджет, неумение отказаться от своих сиюминутных желаний.

Почему важно прививать эти знания с детства? Сознание ребенка формируется под влиянием окружения. И нужно заранее дать понять ребенку, что деньги — это не цель, их можно и нужно получать честным путем, уметь радоваться тому, что есть, а не завидовать, что у кого-то денег больше или еще хуже — становиться на путь воровства.

  1. Бартер

Видя в магазине детскую игрушку, ребенок хочет её, но он не знает, каким трудом они зарабатываются. Объясните ребенку: чтобы что-то взять, нужно что-то дать взамен, потому что ничего не появляется просто так. У него есть любимая игрушка? Готов ли он расстаться с ней и получить взамен новую? А готов ли он отдать две любимые игрушки, чтобы получить желаемое?

На этом этапе важно дать ребенку понять, что ничего не берется с воздуха, и для достижения цели нужно что-то в это вложить. Причем, суть этого объяснения не столько в том, чтобы рассказать суть денег (об этом можно и в интернете прочитать), а в том, чтобы научить понимать, как ими управлять.

Когда ребенок начинает понимать суть денег (то есть, если они у него есть, он может их на что-то обменять, а заработать он может, помогая родителям), можно переходить к следующему этапу — обучению их распределению:

  • объясните ребенку, что не стоит тратить все деньги сразу. Познакомьте его с номиналами, дайте возможность разложить купюры (монеты) в порядке возрастания. Арифметику учат уже в садике, потому начиная с 5-6-ти лет уже вполне можно формировать финансовую грамотность;
  • расскажите, что деньги нужно откладывать на всякий случай и нельзя сразу все, что есть, тратить на игрушку или мороженное. Пусть ребенок поймет, что тратить можно только определенный процент (часть) от полученной суммы, а остальное — это расходы на жизнь и запасы;
  • дайте возможность ребенку самому расплатиться в магазине за покупку.

  1. Заработок

Один из самых сложных этапов. С одной стороны, ребенку нужно показать, что только труд приносит деньги, с другой стороны, как это сделать правильно? Лично я считаю категорически неправильным давать ребенку деньги за услугу (хорошие оценки, уборку дома и т.д.), поскольку это приводит к формированию у ребенка понимания принципа «ты мне — я тебе». Потому предлагаю следующий вариант:

  • оплата за услуги посторонним людям. Например, за помощь соседям в покупке продуктов или сдачу макулатуры. Пусть ребенок поймет, что родителям нужно помогать бесплатно, а чужим можно и за деньги;
  • поощрять деньгами только тогда, когда ребенок что-то сделал добровольно по своей инициативе;
  • дать ребенку понять, что нельзя быть сильно добрым для других. Например, можно за деньги давать кататься на велосипеде.

Здесь важно снова вспомнить, что деньги — это эквивалент! Ребенок должен понять, что давать всем кататься на велосипеде просто так — нельзя, но и требовать за это 10 рублей за минуту — тоже не выход. И потому в качестве денег может выступать мороженное или другая услуга. И здесь мы снова возвращаемся к понятию бартера.

Не думаю, что вы прочли в этой статье что-то для себя новое, но её суть не в этом. Многие вещи мы, взрослые, считаем очевидными и потому… игнорируем их. Я акцентировала внимание на том, что важно прививать финансовую грамотность с раннего детства и предложила один из способов, как это сделать. Было бы интересно узнать мнение, как вы обучаете ваших детей правильно распоряжаться деньгами!

Статистика свидетельствует, что современные российские родители вкладывают много личных средств в образование детей. Возраст до 3 лет и возраст 5-7 лет - крайне тревожные для родителей дошкольников, и обращение к специалистам, в том числе педагогам, в эти годы особенно велико. Чтобы платные услуги детского сада пользовались успехом, необходимы:

  1. Изучение спроса родителей, проживающих на конкретной территории и формирование списка услуг на основе спроса.
  2. Грамотное позиционирование услуг, донесение информации о них целевой аудитории.
  3. Конкурентное качество самих услуг.
  4. Конкурентное качество обслуживания при предоставлении услуг.

Каждый из этих этапов наполнен множеством нюансов. Управленческие, юридические, социальные, педагогические аспекты построения системы успеха дошкольной образовательной организации требуют изучения и увязывания между собой. Вдумчиво изучить успешный опыт в данном направлении и выстроить актуальный проект изменений Вы сможете на Всероссийском практическом семинаре , который пройдёт в г. Санкт-Петербурге 24-27 апреля 2017 года.

Финансовая грамотность дошкольника: зачем и как

Современные дети участвуют в покупках в магазине, в 4-7 лет детям могут разрешить иметь карманные деньги. При этом многие родители жалуются на то, что дети не знают цену деньгам, ждут дорогих подарков или не ценят новые игрушки, и родители ищут помощи педагогов в решении этих проблем. Современный детский сад может в этом помочь, имея Программу развития финансовой грамотности дошкольников.

Для начала, ответьте на вопрос: какая основная задача воспитания финансовой грамотности должна быть решена в возрасте до 7 лет? Обязательно запишите свой вариант.

В возрасте до 7 лет основы финансовой грамотности могут прививаться через базовые нравственные представления: о добре, зле, красивом, некрасивом, о хорошем и плохом. Основная задача - дать понятие о бережливом отношении к вещам, природным ресурсам, а затем и деньгам. Центральная идея - бережливость, «я - бережливый ребёнок».

Отсюда правило: представления о нормах финансового поведения формируются на основе определённой последовательности поступков, умело демонстрируемых взрослыми. Бесконечные наставления, назидания напоминают дождь, падающий на почву, в которую не брошены зерна.

Также с дошкольниками можно использовать игры, анализ поступков героев сказок, беседы, квесты.

Задачи, которые нужно решать:

  • Дать простые экономические знания.
  • Сформировать бережное и экономное отношение детей к деньгам.
  • Научить, как обращаться с деньгами: накапливать, тратить, вкладывать и т.д..
  • Развитие познавательного интереса учащихся к вопросам
    финансовой грамотности и применению этих знаний на практике.
  • Повышение обоснованности финансовых решений, принимаемых при планировании семейных бюджетов.
  • Формирование положительного отношения к государственным и муниципальным финансам, бюджетному и налоговому законодательству.
  • Обучать дошкольников правильно управлять своим поведением на основе первичных представлений о мире финансов.
  • Определять разницу между "хочу" и "надо".

Пример беседы с родителями:

  1. Ваш ребёнок ведет себя бережливо?
  2. Что Ваш ребёнок знает о деньгах? Отличает ли он различные монеты и банкноты?
  3. Умеет ли Ваш ребёнок сам расплачиваться в магазине наличными?
  4. Ваш ребёнок получает карманные деньги? От кого? Регулярно или время от времени? В каком размере?
  5. Ваш ребенок самостоятельно принимает решение, на что потратить карманные деньги?
  6. Вы поощряете своего ребёнка деньгами?За что?
  7. Обсуждаете ли Вы с ребёнком финансовые вопросы? Какие именно (приведите примеры).
  8. Привлекаете ли Вы ребёнка к составлению семейного бюджета. В каких ситуациях.

«Домашнее задание» маме и папе

  • Побеседуйте со своим ребёнком:
  • Что такое деньги?
  • Зачем деньги нужны?
  • Откуда берутся деньги?
  • Есть ли у тебя деньги?
  • Как ты тратишь свои деньги?
  • Сколько тебе нужно денег?
  • Что нового Вы узнали?

Получить еще больше конкретных методических рекомендаций по направлению «Развитие финансовой грамотности дошкольников от 3 до 5 и от 5 до 7 лет» вы сможете на .

Присоединяйтесь к нашей активной творческой работе!

  1. Приключения кота Белобока, или экономика для малышей. Волгоград, 2015. Тетрадь по финансовой грамотности для дошкольников.
  2. Бродникова Е. Красавина Е. Дети и деньги. Растим миллионера. СПб., Питер, 2013.
  3. Кийосаки Р. Богатый папа, бедный папа. М., Попурри, 2014.
  4. Хилл Н. Думай и богатей! М., Попурри, 2014.
  5. Бодо Ш. Мани, или Азбука денег. М., Попурри, 2006.
  6. Годфри Джолайн. Как научить ребёнка обращаться с деньгами, Добрая книга, 2006
  7. Нормакова И.В., Протасевич Т.А Начала экономики. М, Вита-пресс, 2014.
  8. Сахаровская Ю. Куда уходят деньги? Как грамотно управлять семейным бюджетом. Альпина Бизнес Букс, 2000.
  9. Руль А. Экономим с удовольствием, или как накопить на яхту. ИГ "Весь", 2013.
  10. Светлова М. Деньги в твоей жизни. ИГ "Весь", 2013.
  11. Эггерт Дж. Записки экономиста о счастье, успехе, процветании. ИГ "Весь", 2013.

Больше полезной информации для развития вашего детского сада вы получите на Международной конференции «Взаимодействие ДОУ и семьи: лучшие российские практики и зарубежный опыт» , которая пройдёт 6―8 августа. Приходите на конференцию, и вы узнаете, как завоевать доверие родителей и создать положительный имидж ДОУ.

Вопросами финансовой грамотности детей Эдуард Матвеев занимается не первый год. На эту тему им написано несколько книг: поучительная сказка о финансах для детей постарше «Лесная биржа» и для совсем маленьких – «Дима и Совенок». Готовится к изданию третья книга «Лесная биржа-2. Атака воронов»» для подростков. Им разработаны обучающие программы для деток по финансам и экономике, которые прорабатываются на тренингах и многочисленных встречах с детской аудиторией. Предоставляем слово нашему гостю.

В последнее время тема повышения финансовой грамотности среди детей и подростков стала приобретать неожиданную популярность. В принципе, в нашей стране популярность приобретает всё, на что начинают выделять деньги из бюджета. Но сейчас государство решило подойти к вопросу серьёзно: со следующего года обучение финансовой грамотности планируют ввести в школьную программу. Правда, утверждённых пособий пока нет, учителей обучают выборочно, разработанных программ – единицы.

Но главное не это. Дети искренне не понимают, зачем им это нужно, а те, кто продвигает идею финансовой грамотности, понимают под этим каждый своё.

Меня зовут Эдуард Матвеев, я занимаюсь развитием финансовой грамотности у детей с 2012 года – именно тогда была издана моя первая книга. Но обо всём по порядку.

Когда разговариваешь с детьми в школах, они не могут ответить на вопрос: «Что такое финансовая грамотность?». Пытаются вспомнить заученные или услышанные от кого-то формулировки. Они чувствуют, что их опять будут учить чему-то тому, что им не надо. И они, в общем-то, правы.

Государству нужен грамотный потребитель и не более: чтобы двигал вверх ВВП и не клянчил денег у государства. Именно поэтому основной упор в апробируемых учебниках делается на бюджет, налоги, расходы в магазинах, экономию и т.д.

Банкам и инвестиционным компаниям нужен клиент: чтобы активно пользовался картами, кредитами, депозитами, брокерскими счетами, кредитными плечами, структурированными продуктами и прочими труднопроизносимыми «благами».

На фоне этой свистопляски, «головняка» на работе и дома, многие родители начинают «звереть» и убеждаться в том, что финансовая грамотность их детям не нужна вообще. Некоторые так и говорят: «вот вырастут, тогда». Некоторые говорят и так: «мы без этого росли – и ничего». Бывает и такое: «детям рассуждать о деньгах рано. Зациклятся на них – только о деньгах и будут думать».

Наверное, по-своему родители правы, особенно, глядя на объёмную школьную программу, поглощающую ребёнка до позднего вечера. Но есть причины, по которым вашему ребёнку знания о финансах нужны, и именно сейчас.

  1. Многочисленные исследования, а последние проводила Money Advice Service (Великобритания), говорят о том, что финансовые привычки и финансовое поведение закладывается у ребёнка в раннем школьном возрасте . Именно сейчас нужно корректировать его финансовое поведение (если необходимо), чтобы в будущем он не впадал в крайности: стал жутким скрягой либо транжирой.
  2. Не смотря на то, что у ребёнка нет официальных доходов, деньги у него всё равно есть : карманные, на телефоне и т.д. Даже за этими деньгами уже охотятся мошенники, продавцы с некорректной рекламой, более финансово грамотные сверстники. Ждать, «когда подрастёт», уже нельзя.
  3. Обладая финансовой грамотностью, ребёнок из клянчащего деньги «иждивенца» превратится в вашего союзника . Обсуждая с вами «на равных» доходы и расходы семьи, ребёнок превращается из стороннего наблюдателя в заинтересованное лицо, начинает ценить семейные финансы.
  4. Финансово грамотный ребёнок раньше задумывается о выборе профессии , а сделав это, начинает раньше искать информацию, получать необходимый опыт и навыки. А значит в будущей конкуренции среди сверстников займёт достойное место, будет абсолютным лидером.
  5. И главное: финансово грамотный человек часть доходов превращает в инвестиции . В раннем возрасте это может копилка, позднее – депозит или Индивидуальный Инвестиционный Счёт. Но всё это делается для того, чтобы при возможных периодах безденежья, один из которых как правило наступает во время пенсионного возраста, человек чувствовал себя комфортно, опираясь на сформированную финансовую подушку. И чем раньше ребёнок это будет понимать, тем больше будет эта подушка в зрелом возрасте. А там, глядишь, и нам, родителям, в старости что-то перепадёт J

Отлично, скажете вы. Сказать и сделать – две большие разницы. Ребёнок от самих слов «финансовая грамотность» морщится, а тут…

Да, морщится. Да, у него нет мотивации, и он её не получает ни в школе, ни дома. Прочитать, выучить, сдать (это я сейчас не про Фонд класса) – всё, что требуют от ребёнка. Но он не понимает главного – зачем ему это знать. У меня для вас есть несколько вариантов, как это сделать ненавязчиво и с пользой.

  1. Пример родителей. Что бы кому ни казалось, родители – главный пример для ребёнка. Поэтому, ваша основная задача – показать достойный пример разумной траты денег, уважение к деньгам, разумной экономии. Ребёнок не сразу начинает копировать родителя – как правило существует некоторый временной «лаг», нужно просто немного потерпеть.
  2. Создание источника доходов ребёнка. С 5-6 лет таким источником могут быть . Главная задача здесь – не поощрение за хорошую учёбу или работу по дому, а предоставление ребёнку возможности на практике планировать свои доходы и расходы. Но помните: если поток доходов будет слишком маленьким или непостоянным, либо расходы будут жёстко регламентироваться вами – ничего не получится. Где-то уже после 10-13 лет у ребёнка появляется стойкое желание зарабатывать самому. Дайте ему такую возможность: придумывайте работу, не связанную с домашними обязанностями. Например, помыть машину, набрать для вас текст на компьютере, и т.д.
  3. Только практические знания. Ребёнок должен чётко понимать, зачем ему знать про варианты экономии, статьи расходов или акции и дивиденды. Если за всем этим он увидит более быстрое достижение своих целей в будущем – семья, свой дом и машина – он запомнит это, как таблицу умножения. На встречах со школьниками я часто задаю им вопрос о их целях в жизни после окончания школы и ВУЗа. Вот это всё они и перечисляют. Они такие же, как мы, они хотят того же, что и мы. Просто им нужно немного помочь советом и информацией.
  4. Информация в доступной и интересной форме. Сколько учебников и «рабочих тетрадей» у вашего ребёнка? Хотите ещё одну? А он хочет? Дайте ему не учебник, а сказку. Да, я написал две сказки о финансах для младшего и среднего школьного возраста – «Дима и Совёнок» и «Лесная биржа».

Они не заставляют что-то учить, ребёнок запоминает всё сам. Поскольку «ВКонтакте» – самый доступный ресурс для обмена мнениями, именно там многие родители делятся достижениями своих детей, читающих финансовые сказки. «Прочитал за 3 дня, хотя читать не любит», «блеснула знаниями на уроках», «решил копить/зарабатывать деньги и вкладывать в акции», «Уже сами указывают на рекламные уловки в магазине или по телевизору и вспоминают какие «проколы» в магазинах были у нас» – это реальные отзывы реальных родителей, и я искренне рад, что смог кому-то помочь.

5. Полезные игры и задания. Играйте со своими детьми в финансовые игры, их много: «Монополия», «Денежный поток» и огромное количество аналогов. Играйте именно вы. Ребёнку интересно, он готов потратить время не на компьютер, а на игру с вами. Не интересно вам? Смотрите пункт первый. Что касается весёлых заданий – их можно также взять из книг, задания из того же «Димы и Совёнка» используют учителя во многих школах. Им нравится, что решения в них по большей части не тривиальные, а требуют рассуждений от ребёнка, доводов, доказательств.

Мой опыт работы с финансами – уже более 20 лет. Я прошёл путь от брокера до Генерального директора инвестиционной компании, сейчас развиваю детские обучающие программы по экономике и финансам. Провожу детские финансовые тренинги и дописываю третью книгу. В последние 3 года я как писатель и тренер встречался с детьми и взрослыми во многих городах нашей страны и за рубежом. И я могу абсолютно точно сказать: дети везде одинаковые – умные, добрые и любопытные. Это не зависит от города или «крутости» школы. И я искренне считаю, что у каждого их них должен быть шанс сделать свою жизнь лучше, интереснее. Деньги – не основная, но очень важная часть нашей жизни, и говорить о них с детьми, конечно, нужно.