Ликвидация бизнеса. Приказы. Оборудование для бизнеса. Бухгалтерия и кадры
Поиск по сайту

Система налогообложения для ип, занимающегося строительством. Влияет ли ремонт имущества на величину енвд

Итак, для каких строительных компаний вмененка актуальна?

Во-первых, для фирм, занимающихся ремонтом жилья и других построек. Дело в том, что в силу подпункта 1 пункта 2 статьи 346.26 Налогового кодекса РФ под обложение «вмененным» налогом подпадает оказание бытовых услуг, определяемых в соответствии с Общероссийским классификатором услуг населению(ОК 002-93, утвержденным постановлением Госстандарта России от 28 июня 1993 г. № 163; далее - ОКУН). В нем поименованы ремонт и строительство жилья, а также других построек. Однако при этом в соответствии со статьей 346.27 Налогового кодекса РФ к бытовым услугам относятся платные услуги, оказываемые физическим лицам, предусмотренные ОКУН, за исключением изготовления мебели, строительства индивидуальных домов. Таким образом, остается ремонт, а также изготовление и сборка бревенчатых и брусчатых срубов (код 016203), строительство садовых домиков (код 016214), гаражей (код 016214), индивидуальных бань и душевых (код 016215).

Во-вторых, для фирм, имеющих розничные точки торговли стройматериалами (занимающихся торговлей как сопутствующим видом деятельности).

Организацию в целом либо ее подразделения, осуществляющие указанные виды деятельности, можно перевести на вмененку. При этом надо помнить о ряде ограничений.

Ограничения

На уплату вмененного налога не вправе переходить, в частности:

Компании, средняя численность работников которых за предшествующий календарный год превышает 100 человек;

Организации, где доля участия других организаций составляет более 25 процентов.

Полный перечень обстоятельств, при наличии которых организация не может перейти на приведен в пункте 2.2 статьи 346.26 Налогового кодекса РФ.

Отдельно нужно сказать о численности работников.

Если компания придет к выводу о необходимости выделения из своего состава подразделений, которые могли бы применять режим в виде уплаты ЕНВД, ей следует учитывать, что требование о численности распространяется на всю компанию. Так, в письме от 7 июня 2011 г. № 03-11-06/3/63 разъяснено, что для целей применения вмененного налога среднесписочная численность работников по организации берется в целом.

В численность включаются также и сотрудники и иных обособленных подразделений организации.

Как подчеркнуто в письмах Минфина России от 22 октября 2009 г. № 03-11-06/3/250, от 10 ноября 2008 г. № 03-11-02/126, при этом учитывается среднесписочная численность работников по всем видам деятельности независимо от применяемых режимов налогообложения, включая персонал филиалов, представительств и иных обособленных подразделений

Это означает, что фирме придется пересчитывать всех своих работников - как относящихся к системе ЕНВД, так и не относящихся.

Напомним, что с 1 января 2013 года лимит по количеству работников для перехода (и возможности применения системы в виде уплаты единого налога на вмененный доход) определяется исходя из средней численности сотрудников, а не из среднесписочной.

Но это изменило лишь порядок Ограничение осталось прежним - 100 человек.

Поясним: показатель «средняя численность» включает в себя среднесписочную численность, а также среднюю численность работающих по внешнему совместительству и по гражданско-правовым договорам. Так в пункте 77 Указаний по заполнению форм федерального статистического наблюдения, утвержденных приказом Росстата от 28 октября 2013 г. № 428. Документ действует с 1 января 2014 года вместо утративших силу Указаний… утвержденных приказом Росстата от 24 октября 2011 г. № 435, в пункте 77 которых содержался аналогичный порядок. Так что условие по численности персонала год назад стало только жестче.

Кроме того, перейти на ЕНВД компания не сможет, если ведет деятельность в рамках простого товарищества (п. 2.1 ст. 346.26 Налогового кодекса РФ).

Смена режима - это не обязанность. С 1 января 2013 года переход на ЕНВД стал добровольным (п. 1 ст. 346.28 Налогового кодекса РФ).

Для местных органов власти введение этого режима на своей территории тоже дело добровольное. Исходя из положений пунктов 1, 2 статьи 346.26 Налогового кодекса РФ, они вовсе не обязаны устанавливать систему в виде уплаты ЕНВД или могут установить ее частично - только для отдельных видов деятельности из списка, указанного в пункте 2 статьи 346.26 Налогового кодекса РФ.

Поэтому, говоря о возможности применения ЕНВД, мы будем подразумевать, что в конкретном городе (муниципальном районе) данный специальный режим для рассматриваемых («околостроительных») видов деятельности введен.

Порядок перехода

Отметим несколько особенностей.

Время. Перейти на ЕНВД компания вправе в течение года в любое время. То есть делать это с начала года необязательно. В главе 26.3 Налогового кодекса РФ не содержится запрета на переход налогоплательщика на в виде ЕНВД в течение календарного года.

Поэтому при соответствии организации установленным условиям и ограничениям и в случае подачи в налоговый орган заявления о постановке на учет в качестве налогоплательщика ЕНВД у нее возникает право на применение системы налогообложения в виде ЕНВД с даты, указанной в заявлении. Такие разъяснения приведены в письме от 11 ноября 2013 г. № ЕД-4-3/20133.

То есть компания, желающая перейти на ЕНВД, должна подать в инспекцию по месту осуществления соответствующей деятельности заявление о постановке на учет в качестве плательщика единого налога. Сделать это надо в течение пяти дней со дня начала применения ЕНВД (п. 2, 3 ст. 346.28 Налогового кодекса РФ).

Форма № ЕНВД-1 «Заявление о постановке на учет….» утверждена приказом ФНС России от 11 декабря 2012 г. № ММВ-7-6/941@. Она приведена в приложении № 1 к указанному приказу, а порядок ее заполнения - в разделе IV приложения № 9 к тому же приказу.

Предположим, что фирма, являющаяся обществом с ограниченной не могла перейти на ЕНВД из-за того, что не отвечала критерию по доле участия в ее капитале других организаций. Но в начале года учредитель (юридическое лицо), имевший долю участия более 25 процентов, вышел из общества, и его доля была распределена между остальными учредителями (физическими лицами). Фирма после внесения соответствующих изменений в свои сможет перейти на ЕНВД не дожидаясь начала следующего календарного года.

А если строительная компания решит перевести на ЕНВД какие-то свои подразделения, сделать это она тоже сможет в указанном выше порядке.

Налоговый орган в течение пяти дней со дня получения заявления должен выдать уведомление о постановке организации на учет в качестве плательщика единого налога. Датой постановки на учет в качестве плательщика ЕНВД признается дата, указанная в заявлении (п. 3 ст. 346.28 Налогового кодекса РФ).

Место. А имеет ли фирма право перейти с вмененки на иной режим налогообложения частично, то есть в некоторых регионах России сняться с налогового учета в качестве плательщика ЕНВД, оставаясь при этом его плательщиком в других регионах?

Финансисты положительно отвечают на данный

Это подтверждено в письме Минфина России от 20 декабря 2012 г. № 03-11-06/3/89. В нем прямо указано, что «налогоплательщик, осуществляющий один вид деятельности в разных регионах Российской Федерации, может в отношении одного вида деятельности в установленном кодексом порядке применять разные режимы налогообложения».

Следовательно, если у компании есть несколько подразделений, которые могли бы перейти на ЕНВД, она вправе самостоятельно решить, какое подразделение перевести на «вмененку», а какое нет.

Как показывает практика многие руководители строительных организаций не знают, что их деятельность может попасть под обложение ЕВНД.

В пп. 1 п. 2 ст. 346.26 НК РФ сказано, что система налогообложения в виде ЕНВД для отдельных видов деятельности может применяться по решениям представительных органов муниципальных районов, городских округов, законодательных (представительных) органов государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга в отношении оказания бытовых услуг, их групп, подгрупп, видов или отдельных бытовых услуг, классифицируемых в соответствии с Общероссийским классификатором услуг населению.

В ст. 346.27 НК РФ дополнительно дано определение бытовых услуг. Бытовые услуги - это платные услуги, оказываемые физическим лицам, (за исключением услуг ломбардов и услуг по ремонту, техническому обслуживанию и мойке автотранспортных средств), предусмотренные Общероссийским классификатором услуг населению.

Поэтому, главным фактором для решения вопроса, относятся те или иные бытовые услуги к деятельности, подпадающей под уплату ЕНВД, или нет, становится их наличие или отсутствие в данном Классификаторе.

Общероссийский классификатор услуг населению ОК 002-93 (далее - ОКУН) был принят и введен в действие Постановлением Госстандарта России от 28.06.1993 N 163. Бытовые услуги поименованы в группе 01 "Бытовые услуги". В этой группе содержится раздел "Ремонт и строительство жилья и других построек".

В ОКУН указано, что относится к бытовым услугам:

Ремонт жилья и других построек;

Комплексный ремонт домов, квартир по заказам населения;

Ремонт кровель;

Ремонт и перекладка печей, дымоходов и газоходов;

Строительство индивидуальных домов;

Строительство садовых домиков;

Облицовка наружных стен кирпичом;

Кладка печей, очагов, дымоходов, газоходов;

Строительство индивидуальных гаражей;

Бурение и оборудование скважин;

Прочие услуги, оказываемые при ремонте и строительстве;

Благоустройство придомовых территорий;

Строительство жилья и других построек;

Изготовление железобетонных строительных деталей;

Разработка проектно-сметной документации на строительство и реконструкцию жилых и нежилых строений;

Другие строительные работы.

В Письме Минфина России от 31.08.2006 N 03-11-04/3/395. сказано, что строительство многоквартирных жилых домов обложению ЕНВД не подлежит.

Следовательно, если строительная организация выполняет какие-либо из вышеперечисленных услуг по заказам физических лиц, то ей по данной деятельности придется перейти на уплату ЕНВД (см., например, Письмо Минфина России от 11.03.2005 N 03-06-05-04/53). Конечно, при условии, если система ЕНВД введена в регионе действия налогоплательщика решениями местных властей.

При этом отметим, что положения пп. 1 п. 2 ст. 346.26 НК РФ позволяют местным органам власти вводить уплату ЕНВД в отношении как целых групп услуг, так и отдельных подгрупп, видов и даже конкретных услуг. Таким образом, строительным организациям нужно внимательно смотреть, что именно из списка строительных услуг для населения законодатели решили обложить ЕНВД. Все то, что местные власти оставят "за скобками", должно облагаться либо по общей системе налогообложения, либо по УСНО.

Отметим, что на этом обязанности организации не заканчиваются. Согласно п. 9 Положения, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 10.11.2003 N 677, определение по ОКУН кода объекта классификации, относящегося к деятельности хозяйствующего субъекта, осуществляется хозяйствующим субъектом самостоятельно путем отнесения этого объекта к соответствующему коду и наименованию позиции ОКУН. Другими словами, определять, какой из кодов ОКУН соответствует оказываемой услуге, налогоплательщику придется самостоятельно (см., например, Письмо Минфина России N 03-11-04/3/263).

В то же время, несмотря на значительный размер списка бытовых услуг в Классификаторе, всех нюансов он не учитывает. Поэтому некоторые услуги чиновники относят к бытовым услугам, руководствуясь не формальным текстом ОКУН, а его смыслом. В этом можно убедиться, например, если прочитать Письмо Минфина России от 30.11.2005 N 03-11-04/3/152. Таким образом, налогоплательщики должны быть внимательны в этом отношении и стараться заранее просчитать возможность отнесения налоговой инспекцией оказываемых ими услуг к бытовым.

Так, например, услуги по монтажу, ремонту и реконструкции внутридомовых сетей водоснабжения, отопления и канализации в общем случае к бытовым услугам для населения не относятся. Дело в том, что они находятся в подгруппе услуг 042200 "Услуги водоснабжения и канализации", входящей в группу услуг 042000 "Коммунальные услуги" ОКУН. Означает ли это, что они однозначно не могут облагаться ЕНВД? А вот и нет! Если данные услуги являются составной и неотъемлемой частью услуг по ремонту или строительству индивидуальных жилых домов, выполняемых строительной организацией, то они в составе указанных строительных услуг должны подпадать под обложение ЕНВД.

Одним из основных признаков "бытовых услуг" согласно ст. 346.27 НК РФ является то, что платные услуги должны оказываться физическим лицам. Для целей налогового законодательства согласно п. 2 ст. 11 НК РФ под физическим лицом понимается гражданин РФ, иностранный гражданин и лицо без гражданства. И в этом же пункте содержится определение индивидуального предпринимателя. Им является физическое лицо, зарегистрированное в установленном порядке и осуществляющее предпринимательскую деятельность без образования юридического лица. Можно сделать вывод, что под физическими лицами индивидуальные предприниматели для целей перехода на ЕНВД пониматься не должны.

Если обратиться к гражданскому законодательству, то можно увидеть, что взаимоотношения в сфере бытового обслуживания регулируются или нормами о бытовом подряде (§ 2 гл. 37 ГК РФ), или нормами о возмездном оказании услуг (гл. 39 ГК РФ). Отметим, что существуют еще и Правила бытового обслуживания населения в РФ, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 15.08.1997 N 1025.

В п. 1 ст. 730 ГК РФ сказано, что по договору бытового подряда подрядчик, осуществляющий соответствующую предпринимательскую деятельность, обязуется выполнить по заданию гражданина (заказчика) определенную работу, предназначенную удовлетворять бытовые или другие личные потребности заказчика, а заказчик обязуется принять и оплатить работу. Примерно то же содержание имеет и п. 1 вышеуказанных Правил.

Вместе с тем существует Письмо УМНС по г. Санкт-Петербургу от 16.12.2003 N 07-04/25933, в котором в разделе "Оказание бытовых услуг" сказано, что система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности должна применяться в отношении деятельности по оказанию бытовых услуг частным предпринимателям, являющимся согласно ст. 11 НК РФ физическими лицами.

К этому вопросу существует двоякий подход. Если рассматриваемые услуги оказываются предпринимателю, который впоследствии будет использовать результаты этих услуг в своей предпринимательской деятельности, то речи о применении ЕНВД и быть не может. Ведь это противоречит самому назначению бытовых услуг - удовлетворению бытовых или других личных потребностей гражданина.

Если рассматриваемые услуги оказываются предпринимателю исключительно для удовлетворения его личных нужд, то в данном случае он является не предпринимателем, а обычным физическим лицом. В такой ситуации строительная организация обязана перейти на уплату ЕНВД, в том числе, если строительная организация оказывает услуги не только сторонним гражданам, но и своим сотрудникам.

Следует отметить, что переход на уплату ЕНВД не освобождает строительную организацию от заполнения всех требуемых для сдачи готового объекта документов.

Во-первых , фирме необходимо заполнить Акт о приемке выполненных работ по форме N КС-2 и Справку о стоимости выполненных работ и затрат по форме N КС-3. Эти документы были утверждены Госкомстатом России в Постановлении N 100.

Во-вторых , ввод в эксплуатацию объектов завершенного капитального строительства следует оформить документами:

Акт приемки законченного строительством объекта по форме N КС-11;

Акт приемки законченного строительством объекта приемочной комиссией по форме N КС-14.

Данные документы также были утверждены Постановлением Госкомстата России N 71а.

Необходимо обратить внимание на один специфичный для России факт. Наши граждане в большинстве случаев предпочитают рассчитываться наличными деньгами, сплошь и рядом независимо от суммы. С одной стороны, строительная организация может принимать эти деньги, используя ККТ, в порядке, установленном Федеральным законом N 54-ФЗ. При этом согласно ст. 861 ГК РФ расчеты с участием граждан, не связанные с осуществлением ими предпринимательской деятельности, могут производиться наличными деньгами без ограничения суммы или в безналичном порядке. С другой стороны, в этом же Федеральном законе, а именно в п. 2 ст. 2, сказано, что организации в соответствии с порядком, определяемым Правительством РФ, могут осуществлять наличные денежные расчеты и без применения ККТ в случае оказания услуг населению при условии выдачи ими соответствующих бланков строгой отчетности. Порядок утверждения формы бланков строгой отчетности, приравненных к кассовым чекам, а также порядок их учета, хранения и уничтожения устанавливается Правительством РФ.

При ведении расчетов с населением за выполненные бытовые услуги строительная организация имеет право использовать вместо ККТ бланки строгой отчетности по формам БО-1 и БО-3, которые утверждены Письмом Минфина России от 20.04.1995 N 16-00-30-33 "Об утверждении форм документов строгой отчетности". Заполнение и применение указанных форм осуществляется согласно Письму Госналогслужбы России N ВК-6-16/210, которым были утверждены бланки строгой отчетности и Методические указания по их заполнению и применению при выполнении бытовых услуг предприятиями всех форм собственности, а также при индивидуальной трудовой деятельности.

В соответствии с п. 3 ст. 346.29 НК РФ налоговая база для исчисления единого налога по оказываемым населению бытовым услугам определяется исходя из количества работников (включая индивидуального предпринимателя) и составляет 7500 руб. в месяц на каждого работника. При этом согласно п. 4 ст. 346.29 НК РФ базовая доходность должна быть скорректирована на коэффициенты К1 и К2.

Напомним, что коэффициент К1 - это устанавливаемый на календарный год коэффициент-дефлятор, учитывающий изменение потребительских цен на товары, работы и услуги в РФ в предшествующем периоде. Этот коэффициент определяется и подлежит официальному опубликованию в порядке, установленном Правительством РФ. В соответствии с Приказом Минэкономразвития России от 27.10.2005 N 277 "Об установлении коэффициента-дефлятора К1 на 2006 год" в текущем году данный коэффициент равен 1,132.

А коэффициент К2 - корректирующий коэффициент базовой доходности, учитывающий совокупность особенностей ведения предпринимательской деятельности, в том числе:

Ассортимент товаров (работ, услуг);

Сезонность;

Режим работы;

Фактический период времени осуществления деятельности;

Величину доходов;

Особенности места ведения предпринимательской деятельности;

Иные особенности.

Значения корректирующего коэффициента К2 могут быть установлены местными властями в пределах от 0,005 до 1 включительно. При этом в целях учета фактического периода времени осуществления предпринимательской деятельности значение корректирующего коэффициента К2 определяется как отношение количества календарных дней ведения такой деятельности в течение календарного месяца к количеству календарных дней в данном календарном месяце. В Письме Минфина России от 09.10.2006 N 03-11-05/227 указано, что данная корректировка коэффициента К2 осуществляется налогоплательщиком самостоятельно независимо от того, в каком размере он утвержден (или не утвержден) местными властями и отражается в налоговой декларации по ЕНВД для отдельных видов деятельности. При этом расчет коэффициента К2 можно представить в налоговый орган по месту осуществления предпринимательской деятельности в качестве приложения к налоговой декларации по ЕНВД.

Далее необходимо определиться с численностью работников. В соответствии с положениями ст. 346.27 НК РФ количество работников - это среднесписочная (средняя) за каждый календарный месяц налогового периода численность сотрудников с учетом всех работников, в том числе работающих по совместительству, договорам подряда и другим договорам гражданско-правового характера. Отметим, что эта редакция определения начала действовать только с 1 января 2006 г. благодаря Федеральному закону N 101-ФЗ. В прежней редакции определения упоминания о договорах подряда и договорах гражданско-правового характера не было.

На основании ст. 706 ГК РФ подрядчик имеет право привлечь к исполнению своих обязательств субподрядчиков, с которыми заключались договоры подряда. В прежней редакции ст. 346.27 НК РФ говорилось только о работниках, в том числе работающих по совместительству. Трудовые отношения между работодателем и работником регулируются ТК РФ. Поэтому подрядчики выходили за рамки действия ст. 346.27 НК РФ и в расчетах единого налога не участвовали.

Складывалась занятная ситуация. К примеру, предприниматель для строительства дома мог привлечь по договорам подряда фактически любое количество работников и при этом обязан был начислить ЕНВД только в отношении себя. Теперь эта "лазейка" перекрыта.

Необходимо обратить внимание: для определения среднесписочной численности работников необходимо руководствоваться Постановлением Росстата N 50 (см., например, Письмо Минфина России от 14.06.2006 N 03-11-05/143).

Пример. ООО "СтройМир" для выполнения заказа на строительство частного дома наняло в июле 2006 г. по договору подряда 16 человек. Срок строительства составляет 3 месяца. Работа производится без выходных дней.

Данный вид деятельности в регионе, где общество занимается бизнесом, переведен на уплату ЕНВД.

Расчет единого налога за III квартал 2006 г.

Коэффициент К1 в 2006 г. равен 1,132. Коэффициент К2 для данных видов деятельности установлен местными органами власти в размере 1.

Таким образом, по деятельности, связанной с оказанием бытовых услуг населению в виде строительства частного жилого дома, сумма единого налога за III квартал 2006 г. составит 61 128 руб. (16 чел. х 7500 руб/чел. х 3 мес. х 15% х 1,132).

Кроме исчисления единого налога плательщику ЕНВД следует помнить, что на основании п. 4 ст. 346.26 НК РФ он должен начислять страховые взносы в Пенсионный фонд РФ. При этом база для начисления взносов такая же, как и база для начисления ЕСН - об этом сказано в п. 2 ст. 10 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации".

Согласно п. 1 ст. 236 НК РФ объектом обложения ЕСН для организаций и предпринимателей признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые ими в пользу физических лиц по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг (за исключением вознаграждений, выплачиваемых индивидуальным предпринимателям).

В то же время, как гласит п. 2 ст. 346.32 НК РФ, сумма единого налога, исчисленная за налоговый период, может быть уменьшена на сумму обязательных страховых пенсионных взносов, уплаченных (в пределах исчисленных сумм) за этот же период времени в соответствии с законодательством РФ при выплате налогоплательщиком вознаграждений своим работникам, занятым в тех сферах деятельности, по которым уплачивается единый налог. Однако при этом сумма единого налога не может быть уменьшена более чем на 50%.

Расшифровки понятия "работник" в налоговом законодательстве не содержится. Поэтому согласно п. 1 ст. 11 НК РФ нужно поискать необходимое определение в других отраслях действующего законодательства. В ст. 20 ТК РФ сказано, что работник - это физическое лицо, вступившее в трудовые отношения с работодателем. Из ст. 11 ТК РФ следует, что трудовые отношения регулируются нормами трудового законодательства и иными актами, содержащими нормы трудового права.

Здесь возникает вопрос: а можно ли уменьшить сумму единого налога на величину страховых пенсионных взносов, которые были уплачены за физических лиц, привлеченных к работе по договорам подряда? Ведь юридически они не являются работниками налогоплательщика, потому что отношения между ними не регулируются ТК РФ. Если подойти к этому вопросу формально (как и должны читаться все законы), то плательщик ЕНВД не имеет права уменьшить сумму единого налога на те страховые пенсионные взносы, которые он обязан начислить и уплатить с суммы выплат физическим лицам, нанятым им по договору подряда, а не привлеченным по трудовому соглашению.

Пример. Нанятые по договору подряда физические лица не являются индивидуальными предпринимателями. Общая сумма выплат по заключенным договорам составляет 864 000 руб.

Общество обязано начислить и перечислить в ПФР страховые пенсионные взносы в размере 120 960 руб. (864 000 руб. х 14%) (в соответствии с пп. 1 п. 2 ст. 22 Федерального закона N 167-ФЗ).

Если бы строители дома были собственными работниками фирмы, то общество было бы вправе уплатить только половину суммы начисленного единого налога, а именно 30 564 руб. (61 128 руб. х 50%). Однако, так как подрядчики не относятся к работникам организации, фирма должна будет уплатить:

Единый налог в сумме 61 128 руб.

Страховые взносы в ПФР в размере 120 960 руб.

Кроме того, общество обязано, согласно ст. 226 НК РФ, удержать из доходов подрядчиков - физических лиц, не являющихся предпринимателями, сумму НДФЛ. Величина налога в данном случае составит 112 320 руб. (864 000 руб. х 13%).

Статья подготовлена Информационным отделом юридической фирмы «КМ Консалтинг» при содействии Анищенко А.В.

Влияет ли ремонт имущества на величину ЕНВД

Ситуация, когда торговый зал, зал обслуживания посетителей или помещения гостиничного типа нуждаются в обновлении или ремонте, не редкость. Кроме того, из-за ремонта некоторые транспортные средства не могут участвовать в автоперевозках. И тогда получается, что во «вмененной» деятельности занята не вся площадь таких залов или используются не все автомобили. О том, как организациям и предпринимателям считать в таких случаях, вы узнаете из данной статьи

При ЕНВД фактический доход не учитывается. Сумма единого налога определяется исходя из вмененного дохода, который представляет собой потенциально возможный доход «вмененщика», рассчитываемый с учетом совокупности условий, непосредственно влияющих на получение указанного дохода налогоплательщиком (ст. 346.27 НК РФ).

В соответствии с пунктом 2 статьи 346.29 Налогового кодекса РФ величина вмененного дохода равна произведению базовой доходности по определенному виду предпринимательской деятельности, исчисленной за налоговый период, и величины физического показателя, характеризующего данный вид деятельности.

Базовая доходность — величина постоянная. Она на законодательном уровне (п. 3 ст. 346.29 НК РФ). А вот величина физического показателя у каждой организации или будет разная. И зависит она главным образом от осуществляемого вида деятельности.

Ремонт помещений

При ведении розничной торговли или оказании услуг общественного питания плательщики ЕНВД используют физический показатель «площадь торгового зала (в квадратных метрах)» или «площадь зала обслуживания посетителей (в квадратных метрах)». В отношении гостиничных услуг физическим показателем является общая площадь помещения для временного размещения и проживания (в квадратных метрах) (п. 3 ст. 346.29 НК РФ). Соответственно, если площадь торгового зала, зала обслуживания посетителей, помещений для временного размещения или проживания увеличивается или уменьшается, меняется величина единого налога на вмененный доход.

А как быть тем организациям и индивидуальным предпринимателям, которые решили отремонтировать торговый зал (зал обслуживания посетителей) или его часть? Вправе ли они уменьшить величину физического показателя на площадь, занятую ремонтом? Налоговый кодекс РФ на этот не содержит. Поэтому обратимся за разъяснениями к и судьям.

Мнение Минфина России

Финансовое ведомство еще в письме от 22.01.2003 № 04-05-12/02 разъяснило, что при расчете ЕНВД налогоплательщики вправе не включать в площадь торгового зала (или зала обслуживания посетителей) площадь:
— переданную в аренду (при наличии у налогоплательщика соответствующего договора);
— временно не используемую (например, находящуюся на ремонте) для розничной торговли (оказания услуг общественного питания) при наличии подтверждающих документов (например, договора подряда на ремонт помещения).

Аналогичный вывод содержится в письме от 25.11.2004 № 03-06-05-04/57.

Таким образом, получается, что при расчете ЕНВД налогоплательщики вправе не учитывать часть площади торгового зала или зала обслуживания посетителей, не использующуюся из-за ремонта. Главное, чтобы имелись документы, подтверждающие факт временного неиспользования помещения во «вмененной» деятельности.

Кстати, организациям и индивидуальным предпринимателям, занимающимся гостиничным бизнесом, будет интересно письмо Минфина России от 06.10.2006 № 03-11-04/3/435. В нем ведомство также отметило, что они при определении налоговой базы по ЕНВД могут не учитывать гостиничные номера, находящиеся на ремонте или не используемые по иным причинам.

Позиция налоговых инспекторов

Налоговое ведомство в отличие от финансистов придерживается другого мнения. Наличие значительной арбитражной практики по данному вопросу подтверждает это. Свою позицию налоговики обосновывают следующим образом.

Одни указывают, что объектом обложения единым налогом на вмененный доход является вмененный доход, то есть потенциально возможный доход налогоплательщика, а не фактически полученный. В случае ремонта торгового зала или зала обслуживания посетителей его площадь ни в (если налогоплательщик арендует это помещение), ни в иных правоустанавливающих документах не меняется. Следовательно, уменьшать физический показатель в данном случае неправомерно. Организациям и коммерсантам следует продолжать исчислять ЕНВД исходя из всей площади торгового зала или зала обслуживания посетителей в соответствии с инвентаризационными и правоустанавливающими документами, игнорируя тот факт, что на время ремонта часть площадей не используется.

Другие ссылаются на положения пункта 9 статьи 346.29 НК РФ. Они указывают, что закрепленное в этом пункте право налогоплательщика на уменьшение физического показателя относится к случаям сдачи части помещения в аренду или субаренду. Ремонт части собственного или арендованного помещения не является основанием для уменьшения физического показателя.

Позиция арбитражных судей

Судьи в большинстве случаев согласны с финансовым ведомством. Так, Президиум ВАС РФ в информационном письме от 05.03.2013 № 157 пришел к выводу, что при определении величины физического показателя имущество, которое объективно не может быть использовано во «вмененной» деятельности, учитываться не должно. Ведь сущность «вмененки» такова, что при определении величины физического показателя учитывать следует только то имущество, которое способно приносить налогоплательщику доход и непосредственно участвовать в облагаемой ЕНВД деятельности.

В рассматриваемой в постановлении ситуации арбитры установили, что на части площади торгового зала в соответствующем магазине производился ремонт и поэтому данная часть помещения фактически не могла быть использована для целей ведения деятельности. Следовательно, налогоплательщик обоснованно не учитывал указанную часть площади торгового зала при определении величины физического показателя «площадь торгового зала (в квадратных метрах)».

ФАС Северо-Западного округа в постановлении от 11.09.2006 № А42-557/2006 также указал, что обязательным условием для учета при исчислении ЕНВД является их фактическое использование при осуществлении торговли. Соответственно, если на части торговой площади проводятся ремонтные работы и имеются необходимые документы, подтверждающие это (договор подряда со сроком выполнения работ, график проведения работ, приказы о приеме на работу и увольнении работников строительной бригады и др.), такие площади не учитываются при расчете единого налога.

В постановлении от 17.12.2009 № КА-А41/13712-09 ФАС Московского округа рассмотрел вопрос уменьшения величины физического показателя в случае проведения ремонта собственными силами налогоплательщика. Так, судьи указали, что решение инспекции о привлечении организации за неуплату ЕНВД в результате занижения налоговой базы на площади, находящиеся на ремонте, неправомерно. Связано это с тем, что организация документально подтвердила факт неиспользования ремонтируемой площади торгового зала при осуществлении «вмененной» деятельности.

Компанией были представлены акт о выявленных дефектах нежилого помещения, пояснительная записка по плану проведения косметического ремонта, приказ о назначении ответственных за проведение ремонтных работ, приказ по результатам осмотра помещений, сметная стоимость работ по ремонту отдельных частей торговой площади, справки о стоимости выполненных работ и затрат по форме № КС-3, акты приема выполненных работ по форме № КС-2, чеки ККТ на закупку строительных материалов, регистры аналитического учета по движению материалов по счету 10 «Материалы». Тот факт, что ремонт организация проводила своими силами в течение двух лет, а основной поставщик строительных материалов не зарегистрирован в налоговых органах, значения не имеет.

В постановлении ФАС Северо-Западного округа от 15.10.2012 № А41-8611/2010 арбитры также указали, что согласно положениям статьи 346.27 НК РФ при определении налоговой базы по ЕНВД следует учитывать площадь всех помещений, фактически используемых для осуществления «вмененной» деятельности. В рассматриваемом случае налогоплательщик факт неиспользования части площади и неучета ее при исчислении ЕНВД в связи с проведением на ней реконструкции и ремонта подтвердил следующими документами:
— проектом реконструкции (рабочие чертежи на перепланировку и реконструкцию);
— договором на оказание услуг по ремонту помещений, заключенным со сторонней организацией;
— локальными сметами;
— постановлением администрации города о разрешении на реконструкцию подвального помещения под магазин;
— техническим паспортом;
— разрешением на строительство, актом приемки объекта капитального строительства и разрешением на ввод объекта в эксплуатацию.

Все постановления судей, которые были приняты не в пользу налогоплательщиков, основаны на том, что у них отсутствовали документы, подтверждающие факт проведения ремонта в помещении. Так, согласно постановлению ФАС Северо-Западного округа от 19.02.2007 № А56-54397/2005 в качестве доказательств проведения ремонта налогоплательщиком были представлены: приказ руководителя, договор с подрядной организацией, акт сдачи-приемки работ, копии авансовых отчетов и чеков на приобретение строительных материалов. Однако судьи пришли к выводу о том, что организацией не подтвержден факт проведения ремонтных работ в арендованных помещениях. Арбитры указали, что в приказе о производстве ремонтных работ не указано, какие именно работы должны быть произведены, отсутствует смета, а документы о приобретении строительных материалов не подтверждают проведение ремонта.

ФАС Поволжского округа в постановлении от 19.06.2008 № А12-17988/07 рассмотрел следующую ситуацию. Организация имеет магазин, включающий в себя два торговых зала (большой и малый). В одном из залов проводился ремонт, и поэтому организация не учла его площадь при расчете единого налога. Однако судьи указали, что никаких доказательств, подтверждающих этот факт, представлено не было. По мнению арбитров, компания для подтверждения правомерности расчета единого налога должна была представить первичные документы, свидетельствующие о проведении ремонта (договор, смету, акты выполненных работ и др.) и проинформировать налоговую инспекцию об уменьшении площади в связи с проведением ремонта.

В постановлении ФАС Восточно-Сибирского округа от 25.09.2008 № А10-1937/07-Ф02-4750/08 судьи установили, что договор подряда, сметный расчет и акт о приемке выполненных работ подтверждают факт проведения ремонтных работ в течение пяти месяцев. Однако из этих документов не следует, что предприниматель не мог использовать помещение магазина в полном объеме за пределами этого срока. Получается, что коммерсант как бы забыл увеличить величину физического показателя после окончания ремонтных работ.

ФАС Поволжского округа в постановлении от 14.05.2010 № А57-9116/2009 указал, что площадь торгового зала определяется на основании инвентаризационных и правоустанавливающих документов. Использование иных документов для этих целей не допускается. Кроме того, свидетельские показания о том, что помещение или его часть находится на ремонте и поэтому не учитывалось при расчете ЕНВД, во внимание приниматься не могут.

Таким образом, учитывая сложившуюся арбитражную практику, можно сделать следующий вывод. При проведении ремонта торгового зала, зала обслуживания посетителей или помещений, используемых для размещения и проживания, ремонтируемую площадь в расчет налоговой базы по ЕНВД можно не включать. А чтобы избежать претензий со стороны контролеров, необходимо заручиться необходимыми документами. При этом в этих документах обязательно следует указать:
— данные о площади ремонтируемого торгового зала, на которую будет уменьшен физический показатель при исчислении единого налога на вмененный доход;
— срок проведения ремонта и соответственно те месяцы, в которых учитывается уменьшенный физический показатель.

Ремонт транспортных средств

Транспортные средства, используемые при перевозке пассажиров или грузов, также могут попасть в ремонт. Можно ли в этом случае не учитывать такие автомобили в расчете ЕНВД?

Минфин России однозначно против. Так, в письме от 20.04.2010 № 03-11-06/3/62 финансовое ведомство указало, что под количеством имеющихся на праве собственности или ином праве (владения, пользования и (или) распоряжения) автотранспортных средств в целях уплаты единого налога следует понимать количество автотранспортных средств (не более 20 единиц), предназначенных для оказания платных услуг по перевозке пассажиров и грузов, находящихся у налогоплательщиков на балансе, арендованных (полученных), в том числе по договору лизинга, в целях осуществления данной предпринимательской деятельности. В число автотранспортных средств включаются автотранспортные средства независимо от их эксплуатационного состояния, то есть как используемые в деятельности, так и находящиеся на техническом осмотре или на ремонте в течение налогового периода.

Поддерживают финансистов и некоторые судьи (Определение Конституционного суда РФ от 25.02.2010 № 295-О-О и постановление ФАС Московского округа от 11.08.2010 № КА-А41/9293-10).

Однако есть судебные решения и в пользу налогоплательщиков. Так, в постановлениях ФАС Поволжского округа от 06.09.2011 № А12-6205/2010 и ФАС Северо-Кавказского округа от 24.05.2011 № А63-5031/2010 арбитры указали, что при определении физического показателя в целях уплаты ЕНВД учитываются только те транспортные средства, которые фактически эксплуатируются.

Таким образом, организации и индивидуальные предприниматели могут исключить временно не используемые во «вмененной» деятельности транспортные средства из расчета единого налога на вмененный доход. Но при этом необходимо быть готовым к тому, что свою позицию придется отстаивать в суде. 

Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности (ЕНВД) устанавливается главой 26.3 Налогового кодекса (НК), вводится в действие нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных районов, городских округов, законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга и применяется наряду с общей системой налогообложения и иными режимами налогообложения, предусмотренными законодательством РФ о налогах и сборах.

Перечень видов деятельности, в отношении которых ЕНВД применяется, установлена в п. 2 статьи 346.25 НК.

Мы рассмотрим два случая применения спецрежима:

  • деятельность по реализации газа на автогазозаправочных станциях (АГЗС);
  • деятельности организации-генподрядчика по ремонту и строительству индивидуальных домов.

Деятельность АГЗС


Порядок применения ЕНВД в отношении деятельности по реализации газа на АЗС давно является предметом споров. Финансовое ведомство в ряде своих писем разъяснило новые нормы, регулирующие правила уплаты налогов. Однако неясности все равно есть.

Сжиженный газ не является подакцизным товаром (статья 181 НК), поэтому деятельность по его розничной реализации всегда подпадала под действие норм о "вмененном" налоге - в том случае, если данный налоговый режим был введен в соответствующей местности.

ЕНВД рассчитывается исходя из установленных для каждого вида деятельности физических показателей и их базовой доходности, а фактические результаты деятельности не имеют значения.

До 1 января 2008 года таких показателей для розничной торговли было два: площадь торгового зала (базовая доходность 1800 рублей за кв. м в месяц) и торговое место (базовая доходность 9000 рублей в месяц).

Налоговые органы настаивали на расчете ЕНВД с применением первого показателя, считая площадью торгового зала всю площадь АГЗС. Это в свою очередь было крайне невыгодно для налогоплательщика (например, письмо Минфина России от 05.06.2007 №03-11-04/3/205).

Показатель "площадь торгового зала" применялся лишь в отношении розничной торговли, осуществляемой через объекты стационарной торговой сети, имеющей торговые залы, а именно через магазины и павильоны (статья 346.27, п. 3 статьи 346.29 НК) – помещение обычной операторной на АГЗС под определение торгового зала или павильона не подпадает.

Минфин аргументировал свое мнение тем, что территория заправочной станции является открытой площадкой и входит в состав торгового зала. При этом на территории АГЗС прежде всего должен быть в наличии объект с торговым залом (магазин или павильон), а сама по себе открытая площадка таковым считаться не может.

Значит, применять надо было показатель "торговое место" – согласно статье 346.27 НК это место, используемое для совершения сделок розничной купли-продажи. Однако доказать эту позицию налогоплательщик имел шанс только в суде.

Единственный плюс в позиции Минфина состоял в том, что по общей площади территория АГЗС могла превысить 150 кв. м, а при такой площади "торгового зала" ЕНВД уже применять нельзя.

С 1 января 2008 года в главу 26.3 НК введены дополнительные виды физических показателей для ЕНВД, в том числе "площадь торгового места в квадратных метрах" (1800 рублей в месяц за кв. м) для розничной торговли, осуществляемой в объектах стационарной торговой сети, а также в объектах нестационарной торговой сети, площадь торгового места в которых превышает 5 кв. м.

Для аналогичных объектов, площадь торгового места в которых не превышает 5 кв. м, физический показатель остался прежним "торговое место" (9000 рублей в месяц).

Согласно статье 346.27 НК к торговым местам теперь относятся здания, строения, сооружения (их часть) и (или) земельные участки, используемые для совершения сделок розничной купли-продажи, а также объекты организации розничной торговли, не имеющие торговых залов (палатки, ларьки, киоски, боксы, контейнеры и другие объекты, в том числе расположенные в зданиях, строениях и сооружениях), прилавки, столы, лотки (в том числе расположенные на земельных участках), земельные участки, используемые для размещения объектов организации розничной торговли, не имеющих торговых залов, прилавков, столов, лотков и других объектов.

Минфин России теперь уже согласен с тем, что реализация газа на АГЗС является розничной торговлей, осуществляемой в объектах стационарной торговой сети, не имеющей торговых залов (письмо от 06.02.2008 №03-11-05/25). При этом он призывает считать площадью торгового места общую площадь земельного участка, занимаемого станцией (т.е. все как и раньше, только от ЕНВД в случае превышения площади участка 150 кв. м налогоплательщику теперь не уйти торгового зала-то нет).

Расчет ЕНВД может производиться исходя из площади комнаты операторной, где сидит кассир, - если она превышает 5 кв. м, либо по-прежнему исходя из количества торговых мест - если площадь этой комнаты менее 5 кв. м.

Отметим также, что из понятия розничной торговли для целей ЕНВД исключили реализацию газа в баллонах, поэтому налогообложение данного вида деятельности необходимо будет производить в общем режиме или в рамках УСН.

Деятельность по ремонту и строительству индивидуальных домов


В письме от 24.12.2007 №03-1104/3/508 Минфин разъяснил порядок применения ЕНВД в отношении деятельности организации-генподрядчика по ремонту и строительству индивидуальных домов.

Общероссийский классификатор услуг населению относит деятельность по ремонту и строительству жилья и других построек (код 016000 ОКУН) к бытовым услугам. Значит, налогоплательщики обязаны применять в отношении ее режим налогообложения в виде ЕНВД, если, конечно, таковой введен в месте деятельности соответствующего налогоплательщика (статья 346.27 НК).

При этом, поскольку бытовые услуги - это услуги, оказываемые только физическим лицам, аналогичная деятельность в пользу юридических лиц на ЕНВД не переводится и облагается налогами в соответствии с общим режимом (НДС, прибыль и т.д.).

Применять ЕНВД в отношении деятельности по строительству домов для физических лиц нужно и в том случае, если организация (или предприниматель) осуществляет подобную деятельность с привлечением субподрядчиков. Согласно статьям 706 и 730 Гражданского кодекса обязанным по договору бытового подряда является именно подрядчик, а привлекать субподрядчиков ему не запрещается (если из договора не вытекает его обязанность выполнить работу лично).

При этом для исчисления ЕНВД в отношении бытовых услуг используется физический показатель "количество работников, включая индивидуального предпринимателя", базовая доходность которого составляет 7500 рублей в месяц (п. 3 статья 346.29 НК). То есть размер месячного вмененного дохода, с которого налогоплательщик должен платить налог по ставке 15%, определяется путем умножения количества работников налогоплательщика на 7500 рублей (а также на коэффициенты К2 и К1).

Привлекаемые субподрядчики в расчете налога не участвуют. Следовательно, если предположить, что большинство работников, привлекаемых для строительства, оформлены налогоплательщиком по договору подряда, то платить ему придется значительно меньше, чем тому, кто заключит с работниками трудовой договор.

Статья 346.27 НК обязывает определять численность работающих с учетом всех работников, в том числе работающих по договорам подряда и другим договорам гражданско-правового характера. Таким образом, если субподрядчик - физическое лицо, то, на наш взгляд, генподрядчик - плательщик ЕНВД просто обязан включать его в расчет. Исключение субподрядчика из расчета возможно только в том случае, если он - юридическое лицо, которое выполняет определенные работы по строительству силами своих работников.

    © Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на " " при цитировании (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)

ЕНВД в жилищно-коммунальном комплексе

Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности представляет собой один из пяти специальных налоговых режимов, установленных налоговым законодательством и действующих в Российской Федерации на сегодняшний день.

Могут ли применять эту систему налогообложения организации жилищно-коммунального комплекса, как осуществляется налогообложение, мы рассмотрим в этой статье.

Итак, в соответствии с пунктом 2 статьи 18 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) одним из специальных налоговых режимов является, как мы сказали выше, система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности (далее – ЕНВД). Порядок и особенности применения налогоплательщиками системы налогообложения в виде ЕНВД установлены главой 26.3 НК РФ.

Система налогообложения в виде ЕНВД устанавливается НК РФ, вводится в действие нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных районов, городских округов, законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя, и применяется наряду с общей системой налогообложения и иными режимами налогообложения, предусмотренными российским законодательством о налогах и сборах (пункт 1 статьи 346.26 НК РФ).

Поскольку рассматриваемая система налогообложения является местным специальным налоговым режимом, порядок уплаты ЕНВД может быть различен на территории отдельных городов в пределах одного региона. Этот налоговый режим предусматривает особый порядок определения элементов налогообложения (объекта, налоговой базы, налоговой ставки и другое), а также освобождение от уплаты некоторых налогов, что предусмотрено абзацем 2 пункта 1 статьи 18, пунктом 4 статьи 346.26 НК РФ.

Суть этого специального налогового режима заключается в том, что при исчислении и уплате ЕНВД налогоплательщики руководствуются не реальным размером своего дохода, а размером вмененного им дохода, установленным НК РФ.

Напомним, что с 2013 года применение системы налогообложения в виде ЕНВД не является обязательным (пункт 1 статьи 346.28 НК РФ, Федеральный закон от 25 июня 2012года № 94-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации"). Организации и индивидуальные предприниматели могут добровольно перейти на данный спецрежим при соблюдении установленных ограничений, а также если на соответствующей территории такой режим введен органами местного самоуправления.

При этом с 2018 года ЕНВД будет полностью отменен, что следует из пункта 8 статьи 5 Федерального закона от 29 июня 2012 года № 97-ФЗ "О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и статью 26 Федерального закона "О банках и банковской деятельности".

Поскольку темой нашей статьи является применение ЕНВД в жилищно-коммунальном комплексе, определим перечень организаций, относимых к ЖКХ.

Согласно пункту 5.17. Указаний по заполнению формы федерального статистического наблюдения № 22-ЖКХ (сводная) "Сведения о работе жилищно-коммунальных организаций в условиях реформы", утвержденных Приказом Росстата от 22 декабря 2014 года № 719, к организациям ЖКХ отнесены организации по обслуживанию и ремонту жилищного фонда, организации коммунального комплекса (ресурсоснабжающие), многоотраслевые организации жилищно-коммунального хозяйства, управляющие организации, жилищные кооперативы (ЖК), жилищно-строительные кооперативы (ЖСК), товарищества собственников жилья (ТСЖ).

Подробный Перечень организаций, осуществляющих деятельность в жилищно-коммунальном хозяйстве Российской Федерации, приведен в Приложении № 1 к Отраслевому тарифному соглашению в ЖКХ России на 2014 – 2016 годы (утвержден Минрегионом России, Общероссийским отраслевым объединением работодателей "Союз коммунальных предприятий", Общероссийским профсоюзом работников жизнеобеспечения 9 сентября 2013 года).

В этот перечень включены следующие организации:

– специализированные комбинаты радиационной безопасности "Радон";

– организации коммунального водоснабжения и водоотведения;

– организации коммунального электроснабжения;

– организации коммунального теплоснабжения;

– организации по газификации и эксплуатации газового хозяйства;

– организации по эксплуатации и ремонту лифтового хозяйства;

– организации по эксплуатации и ремонту дорожно-мостового хозяйства;

– ремонтно-строительные организации, осуществляющие капитальный ремонт жилищного фонда и другие работы в жилищно-коммунальном хозяйстве;

– мусороперерабатывающие и мусоросжигательные заводы, мусороперегрузочные станции, полигоны захоронения твердых бытовых отходов;

– подрядные и другие организации, оказывающие услуги в сфере жилищно-коммунального хозяйства;

– организации ритуального обслуживания, в том числе по организации похоронного дела;

– организации по механизированной уборке, санитарной очистке и благоустройству муниципальных образований;

– организации банно-прачечного хозяйства;

– организации гостиничного хозяйства;

– организации, осуществляющие прочие виды деятельности в жилищно-коммунальном хозяйстве;

– многоотраслевые организации жилищно-коммунального хозяйства.

Пунктом 2 статьи 346.26 НК РФ предусмотрен исчерпывающий перечень видов предпринимательской деятельности, подпадающих под действие системы налогообложения в виде ЕНВД. Именно этим перечнем, исходя из предоставленных НК РФ полномочий представительные (законодательные) органы соответствующих муниципальных образований (городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) обязаны руководствоваться при принятии решений о введении в действие на их территории ЕНВД.

Таким образом, в пределах приведенных выше полномочий указанные органы вправе только сузить перечень видов предпринимательской деятельности, предусмотренный пунктом 2 статьи 346.26 НК РФ, не изменяя редакции включенных в него видов деятельности, на что обращено внимание в совместном письме Минфина России и ФНС России от 18 декабря 2007 года № 02-7-11/478@ "О порядке применения системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход".

Из всего вышеизложенного можно сделать вывод, что если на территории муниципального образования, где организация ЖКХ осуществляет какую-либо предпринимательскую деятельность, введен ЕНВД в отношении этого вида деятельности, организация ЖКХ вправе перейти на уплату ЕНВД.

Базой для исчисления ЕНВД является стоимостная величина вмененного дохода, которая определяется произведением базовой доходности, скорректированной с учетом коэффициентов, и физического показателя, характеризующего вид деятельности. Физический показатель и величина базовой доходности устанавливаются для каждого конкретного вида предпринимательской деятельности статьей 346.29 НК РФ.

Например, пунктом 2 статьи 346.26 НК РФ установлено, что система налогообложения в виде ЕНВД предусмотрена для организаций и индивидуальных предпринимателей, занимающихся оказанием бытовых услуг. Для этого вида предпринимательской деятельности статьей 346.29 НК РФ установлен физический показатель "количество работников, включая индивидуального предпринимателя". При этом величина базовой доходности составляет 7 500 рублей в месяц.

Следует обратить внимание читателя на то, что под базовой доходностью понимается месячная доходность. Следовательно, поскольку в соответствии со статьей 346.30 НК РФ налоговым периодом по ЕНВД является квартал, при исчислении налоговой базы по ЕНВД базовую доходность необходимо умножать на 3.

Система налогообложения в виде ЕНВД может применяться, как мы уже отметили, в отношении оказания бытовых услуг, классифицируемых в соответствии с "Общероссийским классификатором услуг населению" ОК 002-93 (ОКУН), утвержденным постановлением Госстандарта России от 28 июня 1993 года № 163. Под бытовыми услугами понимаются платные услуги, оказываемые физическим лицам (за исключением услуг ломбардов и услуг по ремонту, техническому обслуживанию и мойке автотранспортных средств), предусмотренные ОКУН, за исключением услуг по изготовлению мебели, строительству индивидуальных домов (статья 346.27 НК РФ). Обратите внимание, что ОКУН, утвержденный постановлением Госстандарта России от 28 июня 1993 года № 163, с 1 января 2016 года утрачивает силу в связи с изданием Приказа Росстандарта от 31 января 2014 года № 14-ст, утвердившего новый "Общероссийский классификатор продукции по видам экономической деятельности" ОК 034-2014 (КПЕС 2008).

По поводу применения организациями ЖКХ системы налогообложения в виде ЕНВД при оказании бытовых услуг возникает немало вопросов. Некоторые их них мы и рассмотрим далее.

Многие организации ЖКХ созданы в форме унитарных предприятий. Унитарным предприятием на основании пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 14 ноября 2002 года № 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" (далее – Федеральный закон № 161-ФЗ) признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на имущество, закрепленное за ней собственником. В форме унитарных предприятий могут быть созданы только государственные и муниципальные предприятия. Имущество унитарного предприятия принадлежит на праве собственности Российской Федерации, субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию.

Право хозяйственного ведения – это предоставленное государственным и муниципальным унитарным предприятиям ограниченное право владения, распоряжения и пользования предоставленным им имуществом, в том числе право на получение части прибыли от использования имущества. Могут ли муниципальные унитарные предприятия (МУПы) применять систему налогообложения в виде ЕНВД?

Следует заметить, что на уплату ЕНВД не вправе перейти организации, в которых доля участия других организаций составляет более 25 процентов, что следует из подпункта 2 пункта 2.2 статьи 346.26 НК РФ. В письме Минфина России от 10 ноября 2008 года № 03-11-02/126 со ссылкой на статью 11 НК РФ указано, что Российская Федерация, субъекты Российской Федерации и муниципальные образования не являются юридическими лицами по смыслу гражданского законодательства и не подпадают по определение "организации" в целях применения законодательства о налогах и сборах. Положения подпункта 2 пункта 2.2 статьи 346.26 НК РФ не являются основанием, препятствующим применению системы налогообложения в виде ЕНВД унитарными предприятиями. Кроме того, в силу пункта 1 статьи 113 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) и статьи 3 Федерального закона № 161-ФЗ имущество МУПа является неделимым и поэтому не может быть распределено по вкладам (долям, паям).

Учитывая, что Российская Федерация, субъект Российской Федерации или муниципальное образование, являющееся учредителем унитарного предприятия, не может быть признано организацией в целях статьи 11 НК РФ, а также в связи с тем, что имущество унитарного предприятия является неделимым, на указанные предприятия установленное подпунктом 2 пункта 2.2 статьи 346.26 НК РФ ограничение не распространяется.

Между тем, в письме Минфина России от 31 марта 2009 года № 03-11-06/3/83 обращено внимание налогоплательщиков на то, что ограничение по численности, предусмотренное подпунктом 1 пункта 2.2 статьи 346.26 НК РФ, распространяется также на МУПы. Названным подпунктом определено, что на уплату ЕНВД не вправе переходить, в частности, организации, средняя численность работников которых за предшествующий календарный год превышает 100 человек. Иными словами, если МУП, осуществляет деятельность в сфере ЖКХ, переведенную на уплату ЕНВД, но средняя численность его сотрудников за предшествующий, например, 2014 календарный год превышает 100 человек, применять ЕНВД в следующем календарном году такое предприятие не вправе.

Крупные организации ЖКХ нередко оказывают услуги общественного питания своим работникам в служебных столовых. Может ли в отношении этой деятельности применяться ЕНВД? Ответ на этот вопрос можно найти в письме Минфина России от 17 апреля 2007 года № 03-11-04/3/118. Согласно пункту 2 статьи 346.26 НК РФ ЕНВД может применяться в отношении оказания услуг общественного питания, осуществляемых через объекты организации общественного питания с площадью зала обслуживания посетителей не более 150 квадратных метров по каждому объекту организации общественного питания. Для целей главы 26.3 НК РФ оказание услуг общественного питания, осуществляемых через объекты организации общественного питания с площадью зала обслуживания посетителей более 150 квадратных метров по каждому объекту организации общественного питания, признается видом предпринимательской деятельности, в отношении которого ЕНВД не применяется.

Применение ЕНВД в отношении деятельности по оказанию услуг общественного питания не зависит от формы оплаты за оказанные услуги. Если оказание услуг общественного питания для работников организации ЖКХ производится за плату посредством удержания стоимости обедов из заработной платы, то такая деятельность признается предпринимательской и может подлежать налогообложению в виде ЕНВД.

ЕНВД может применяться и в отношении оказания автотранспортных услуг по перевозке грузов, осуществляемых организациями и индивидуальными предпринимателями, имеющими на праве собственности или ином праве (пользования, владения и (или) распоряжения) не более 20 транспортных средств, предназначенных для оказания таких услуг (подпункт 5 пункта 2 статьи 346.26 НК РФ).

Между тем определение понятия "автотранспортные услуги" НК РФ не содержит. Руководствуясь статьей 11 НК РФ, правомерно использовать значение термина "автотранспортные услуги", приведенное в ГК РФ. Статьями 784 и 785 главы 40 "Перевозка" ГК РФ установлено, что перевозка грузов осуществляется на основании договора перевозки, по которому перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его получателю груза, а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату. Заключение договора перевозки груза подтверждается составлением и выдачей отправителю транспортной накладной.

Финансовое ведомство в своем письме от 17 сентября 2010 года № 03-11-11/245 указало, что услуги по перевозке мусора и других отходов подпадают под ЕНВД, при соблюдении следующих условий:

– заключен отдельный договор на оказание услуг по перевозке грузов;

– налогоплательщик не осуществляет никакой иной деятельности по обращению с отходами.

Аналогичное мнение высказано Минфином России в письме от 29 декабря 2011 года № 03-11-06/2/187.

Отметим, что услуги по вывозу мусора и прочих отходов производства и потребления могут рассматриваться как составная часть деятельности по обращению с отходами, которая регулируется Федеральным законом от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления". Согласно статье 1 указанного Закона обращение с отходами представляет собой деятельность по сбору, накоплению, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов.

Заметим, что ранее чиновники указывали, что деятельность, связанная с оказанием услуг по вывозу и выгрузке бытовых отходов в места утилизации специализированным грузовым автотранспортом, не относится к деятельности, связанной с оказанием автотранспортных услуг по перевозке грузов.

В письме от 10 февраля 2009 года № 03-11-09/43 Минфин России делал вывод, что деятельность по транспортировке крупногабаритного мусора, опасных отходов и строительного мусора относится к деятельности, связанной с обращением с отходами, а не к деятельности по оказанию услуг по перевозке грузов. Поэтому независимо от категории используемого транспортного средства данный вид деятельности не подпадает под действие главы 26.3 НК РФ, а подлежит налогообложению по общему режиму или по упрощенной системе налогообложения.

Арбитры при решении данного вопроса указывают следующее:

Если транспортировка отходов является составной частью деятельности по обращению с отходами, то в отношении такой деятельности не применяется ЕНВД (постановления ФАС Западно-Сибирского округа от 8 сентября 2009 года по делу № Ф04-5187/2009(13484-А67-19), ФАС Волго-Вятского округа от 5 июля 2010 года по делу № А11-16394/2009).

В случае же если услуги по вывозу мусора и отходов являются самостоятельным видом деятельности по перевозке грузов, то налогоплательщики вправе применять ЕНВД. Так, в постановлении ФАС Западно-Сибирского округа от 7 июня 2010 года по делу № А81-4102/2009 судом сделан вывод, что нормы налогового и гражданского законодательства не устанавливают ограничений по видам грузов при оказании автотранспортных услуг.

Для определения права применения ЕНВД в отношении услуг по вывозу мусора (отходов), арбитры обращают внимание в совокупности на следующие факторы: виды деятельности, которые осуществляет налогоплательщик согласно ОКВЭД, категории используемых транспортных средств, условия договора, наличие лицензии на осуществление деятельности по обращению с отходами.

Подрядные и другие организации, оказывающие услуги в сфере жилищного хозяйства, также могут быть переведены на уплату ЕНВД. Поскольку услуги по комплексному ремонту домов, квартир по заказам населения (код ОКУН 016101) и частичному ремонту домов, квартир по заказам населения (код ОКУН 016102) включены в группу "Бытовые услуги", то, по мнению Минфина России (письмо от 30 ноября 2009 года № 03-11-06/3/280), в отношении указанных услуг, оказываемых по договору бытового подряда с физическими лицами, может быть применена система налогообложения в виде ЕНВД.

Необходимо отметить, что не относятся к бытовым услугам услуги, связанные с устранением аварийных ситуаций на инженерных сетях многоквартирных жилых домов, в частности, услуги по устранению аварийных ситуаций на системах водоснабжения, водоотведения и отопления. Данные услуги следует относить к услугам, предусмотренным в разделе 040000 "Жилищно-коммунальные услуги" ОКУН, которые, соответственно, не относятся к бытовым услугам и в отношении них не применяется система налогообложения в виде ЕНВД, что вытекает из письма Минфина России от 18 августа 2011 года № 03-11-06/3/94.

Услуги по ремонту систем отопления и систем канализации, а также услуги, связанные с проведением электротехнических работ, в разделе 010000 "Бытовые услуги" ОКУН не поименованы. Исходя из письма Минфина России от 18 августа 2011 года № 03-11-06/3/93, данные услуги могут быть отнесены к услугам, предусмотренным в разделе 040000 "Жилищно-коммунальные услуги" ОКУН, следовательно, в отношении этих услуг система налогообложения ЕНВД не применятся.