Ликвидация бизнеса. Приказы. Оборудование для бизнеса. Бухгалтерия и кадры
Поиск по сайту

Распределительная функция финансов. Основные функции финансов

Схема 1.7. Общественное назначение финансов
Вопрос о составе функций финансов относится к числу дискуссионных, поскольку существует несколько точек зрения.
Наиболее распространенная до последнего времени позиция - бифункциональная, признающая наличие двух функций: распределительной и контрольной.
Но в условиях рыночной экономики основными методами воздействия на общественные отношения, на производственную и непроизводственную деятельность становятся экономические стимулы - поощрение и ответственность за результаты деятельности принимают форму возрастания или сокращения доходов субъекта стимулирования.
Возможностью использования в качестве стимула обладают все стоимостные распределительные категории, но финансы в силу их многообразия, широты сферы функционирования и других особенностей являются абсолютно приоритетными.
В этой связи все больше сторонников имеет точка зрения, признающая наличие также регулирующей или стимулирующей функции финансов.
Распределительная функция финансов - историческая предшественница остальных; она состоит в том, что финансы служат орудием распределения стоимости созданного продукта и формирования денежных доходов и накоплений (Схема 1.8).


Схема 1.8. Функции финансов
Процесс распределения всей созданной стоимости начинается с выделения фонда возмещения стоимости потребленных средств производства. На данном этапе функционируют такие категории, как цена и деньги в функции меры стоимости (оценка потребленной ранее созданной стоимости), амортизация (выде-
ление фонда возмещения физического и морального износа основных производственных фондов) (Схема 1.9).

Деньги
Орудия распределения

Цена
Амортизация
Финансы
Кредит
Прибыль
Зарплата

Схема 1.9. Процесс распределения созданной стоимости
Распределительные отношения характеризуют (Схема 1.10):
а)



участники производства
4 собственник средств производства в госсекторе
у
Органы госвласти и управления
г)
в)


д)
Результаты распределения
Конечные доходы государства, предпринимателей, непроизводственных структур, населения = первичные доходы, не подвергавшиеся перераспределению + производные (вторичные)
Схема 1.10. Распределительные отношения
Финансы как категория, выражающая движение стоимости от одного владельца к другому, функционируют, в основном, на стадии перераспределения в форме бюджета, целевых фондов, налогов, государственного кредита.
В результате действия финансов в их распределительной функции образуются централизованные и децентрализованные фонды государства и экономических субъектов, специальные внебюджетные фонды, доходы непроизводственных структур, отдельных индивидуумов, которые используются для удовлетворения общественных и личных потребностей.
Контрольная функция отражает способность финансов быть орудием контроля за формированием, движением и использованием финансовых ресурсов.
Особенность контрольной функции состоит в том, что она протекает в сфере распределительных отношений и основана на зависимости расходов от величины денежных доходов субъектов.
Вместе с тем, сфера финансового контроля шире, чем сфера распределительной функции: она распространяется не только на формирование и использование ресурсов, но и на все условия образования этих ресурсов, т. е. на всю экономическую сторону производства.
Осуществление финансового контроля базируется на финансовой информации, финансовых показателях, отражающихся в статистической, бухгалтерской и оперативной отчетности, а также на системе норм и нормативов (расходов, платежей в бюджет, в целевые фонды, амортотчислений, оплаты труда и других).
Как проявление функции экономической категории финансовый контроль осуществляется объективно, но результаты его выявляются в процессе контрольной деятельности субъектов, наделенных контрольными полномочиями.
Путем сверки плановых (прогнозных) показателей с отчетными, сопоставления норм с реальными расходами выявляются нарушения финансовой дисциплины, истинные результаты финансовой деятельности, предпринимаются меры по ликвидации последствий и профилактике нарушений, ошибочных действий, злоупотреблений.
В связи с этим возникает мнение о том, что финансовый контроль есть не объективная функция финансов, а контрольная деятельность финансового менеджмента, которая осуществляется субъективно (Схема 1.11).


Схема 1.11. Распределительные отношения
Главные направления воздействия финансов в контрольной функции:

  • обеспеченность финансовыми ресурсами процесса расширенного воспроизводства;
  • соблюдение оптимальных пропорций распределения финансовых ресурсов;
  • своевременность и полнота выполнения финансовых обязательств;
  • создание финансовых условий форсирования научно-технического прогресса;
  • экономное и целевое использование материальных и финансовых ресурсов общества;
  • максимальное сокращение непроизводительных расходов;
  • соблюдение норм финансового законодательства.
В этом заложена предпосылка возникновения и развития регулирующей функции финансов. Поскольку экономические методы управления направлены на материальные интересы участников воспроизводства, в литературе данная функция иногда называется стимулирующей, или мотивационной.
Использование финансовых методов регулирования возможно как в производственной, так и непроизводственной сферах, на всех стадиях воспроизводства, в государственном и негосударственном секторах, внутри страны и во внешнеэкономических отношениях.
Основным инструментом реализации регулирующей функции служат льготы, т. е. особые условия, устанавливаемые для отдельных субъектов, отраслей, видов деятельности и т. п.
Особенно широко используются льготные условия налогообложения в форме снижения налоговых ставок, скидок с налогового оклада или исключения части


Схема 1.12. Регулирующая функция финансов
доходов из объекта налогообложения. Таким способом стимулируется ускоренное развитие приоритетных отраслей экономики, малых и средних форм предпринимательства; благотворительная деятельность; социальная поддержка малообеспеченных слоев населения; расширение экспорта товаров и услуг и ограничение импортных операций и др.
Бюджетное финансирование, будучи прямым безэквивалентным способом перераспределения финансовых ресурсов, также содержит стимулирующие принципы.
Так, финансирование в меру освоения ранее выделенных средств означает, что бюджетные ассигнования могут быть приостановлены, если средства не освоены, а при использовании их не по целевому назначению или перерасходе - востребованы обратно (Схема 1.12).
Все функции взаимосвязаны, обеспечивают одна другую, создают условия для функционирования финансов и использования их для решения общественных целей и задач финансовой стратегии и тактики.
Контрольную функцию финансы выполняют только при том условии, если они используются как система распределительных отношений: если нет объективной системы распределения, нет необходимости контроля; с другой стороны, без финансового контроля нет распределения, есть просто раздача и расходование средств.
Регулирование вне действия обеих упомянутых функций неосуществимо: оказать финансовую поддержку объекту регулирования можно только на основе проверки его финансового состояния и при условии соответствующего изменения в пропорциях распределения.
Взаимообусловленность функций находит свое выражение также при таких вариантах, когда усиление одной функции изменяет границы действия другой.
Так, в целях усиления контроля расширяется распределительная роль финансов за пределы, определяемые прямыми потребностями воспроизводства. Например, низкорентабельные предприятия обязаны вносить в бюджет 30 % налогооблагаемой прибыли при явной недостаточности средств для собственных потребностей (если они не подпадают под льготные условия). В этом случае государственные предприятия могут получить финансовую поддержку из средств бюджета, а это будет означать, что возможность контроля усиливается через деятельность, с одной стороны, налоговой службы, а с другой - казначейской системы.

Еще по теме Функции финансов:

  1. Взаимосвязь распределительной и контрольной функций финансов материальной сферы производства. Функции финансов коммерческих предприятий и организаций те же
Наименование параметра Значение
Тема статьи: Функции финансов
Рубрика (тематическая категория) Финансы

Сущность финансов проявляется в их функциях.

Аккумулирующая (или накопительная) функция финансов выражается через процесс образования (накопления, мобилизации) денежных средств, необходимых для функционирования любой хозяйственной системы. На уровне мировых финансовых отношений, эта функция в частности, проявляется в прцессе формирования финансовых фондов МВФ за счёт взносов стран-участниц, а также результатов его собственной деятельности. На уровне государственных финансов аналогичный процесс реализуется при исполнении доходной части бюджета͵ на уровне финансов предприятий – при формировании их суммарной выручки.

Распределительная функция финансов заключается:

1) в создании так называемых базовых или первичных доходов путем распределœения национального дохода среди участников материального производства;

Первичные доходы ещё не образуют общественных денежных средств, достаточных для развития народного хозяйства. Необходимо дальнейшее распределœение или перераспределœение национального дохода.

2) в создании вторичных или производных доходов путем перераспределœения национального дохода между:

· отраслями материального производства;

· регионами страны;

· формами собственности;

· социальными группами населœения.

В результате перераспределœения образуются вторичные, или производные доходы. Это доходы, полученные в отраслях непроизводственной сферы, а также налоги. Вторичные доходы служат для формирования конечных пропорций использования национального дохода.

Контрольная функция финансов состоит в контроле за распределœением ВВП по соответствующим фондам и их расходованием по целœевому назначению посредством регламентации финансовой информации и стимулирования процесса расширенного воспроизводства.

Одной из задач финансового контроля является проверка точного соблюдения законодательства по финансовым вопросам, своевременности и полноты выполнения финансовых обязательств перед бюджетной системой, налоговой службой, банками, а также взаимных обязательств предприятий и организаций по расчетам и платежам.

Финансовый контроль осуществляется в процессе финансового планирования, при использовании доходной и расходной частей бюджетной системы.

Регулирующая функция финансов связана с вмешательством государства через государственные расходы, налоги, государственный кредит в процесс воспроизводства. В целях регулирования экономики используются также финансовое и бюджетное планирование, государственное регулирование рынка ценных бумаᴦ.

Функции финансов реализуются:

· на всœех уровнях управления экономической системой (Федеральном, территориальном, местном);

· во всœех сферах общественной жизни (материального производства, сфера обращения, сфера потребления);

· на всœех уровнях экономической системы (внутрихозяйственном – финансы предприятий, внутриотраслевом – финансы комплексов, межотраслевом и межтерриториальном – госбюджет и внебюджетные фонды).

Схема распределœения национального дохода (C+V+M) – совокупный общественный продукт


3.3. Финансовые ресурсы

Материальной основой финансовых отношений являются финансовые ресурсы.

Финансовые ресурсы - ϶ᴛᴏ совокупность доходов и поступлений, находящихся в распоряжении субъекта хозяйствования.

В экономической системе общества они выступают в качестве материальных носителœей финансовых отношений и функционируют на всœех уровнях управления. Важнейшую роль выполняет здесь государство, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ не только организует, координирует и контролирует процесс формирования и распределœения финансовых ресурсов, но и непосредственно является постоянным его участником.

Финансовые ресурсы предназначены для:

· выполнения финансовых обязательств;

· покрытия затрат по расширенному воспроизводству;

· материального поощрения работников.

Главным материальным источником денежных фондов выступает национальный доход страны – вновь созданная стоимость. Он распределяется на стоимость крайне важно го и прибавочного продукта. Необходимый продукт и часть прибавочного - ϶ᴛᴏ фонд воспроизводства рабочей силы. Остальное – фонд накопления. У хозяйствующих субъектов основными денежными фондами являются фонд накопления, фонд потребления и фонд финансовых резервов.

Финансовые ресурсы складываются из трех источников:

1) средства, аккумулируемые в государственной бюджетной системе;

2) средства внебюджетных фондов;

3) ресурсы, получаемые самими предприятиями (прибыль, амортизация).

Следовательно, финансы бывают централизованными (государственными) и децентрализованными (ресурсы хозяйствующих субъектов).

Децентрализованные ресурсы классифицируются на:

· собственные и привлеченные (прибыль, амортизация, денежные средства в обороте, выручка от продажи имущества, прибыль от выполнения работ и услуг, всœе виды кредиторской задолженности);

· заемные (долгосрочные и краткосрочные кредиты банков, средства различных финансовых структур;

· ресурсы, получаемые в порядке перераспределœения (страховые возмещения, субсидии государства, субвенции).

Функции финансов - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Функции финансов" 2017, 2018.

  • - Сущность и функции финансов

    Термин «финансы» происходит от латинского «financia», что означает доход, платеж. Он возник в XIII – XV вв. в торговых городах Италии и сначала обозначал любой денежный платеж. Затем, получив международное распространение, термин «финансы» стал употребляться как понятие,... .


  • - Функции финансов

    Финансы также тесно связаны с кредитом: последний создает основу для расширенного воспроизводства и ускоренного накопления богатства. Через кредитные отношения частично реализуется распределительная функция финансов и направляется движение денежных и товарных... .


  • - Сущность и функции финансов коммерческих организаций и предприятий.

    Финансы коммерческих организаций (предприятий), являясь основным звеном финансовой системы, охватывают процессы создания, распределения и использования валового внутреннего продукта и национального дохода в стоимостном выражении. Они функционируют в сфере... .


  • - ФУНКЦИИ ФИНАНСОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

    Сущнойсть финансовой деятельности проявляется через выполняемые ею функции, Определять функции Финансовой деятельности через структуру отдельных проявлений финансов то есть через формирование, использование, распределение Государственных и муниципальных фондов... .

    ПЛАНИРОВАНИЕ ФИНАНСОВ Финансовый план предприятия - это документ, отражающий объем поступления и расходования денежных средств, фиксирую­щий баланс доходов и направлений расходов предприятия, вклю­чая платежи в бюджет на планируемый период. Рыночная экономика... .


  • Распределительная функция финансов.

    Финансы: сущность, характеристика как экономической категории, функции, экономические основы функционирования

    Финансы - это совокупность денежных отношений, организованных государством, в процессе которых осуществляются формирование и использование общегосударственных фондов денежных средств для осуществления экономических, социальных и политических задач.

    Роль и значение финансов зависят от того, какое место денежные отношения занимают в экономическом устройстве страны. Не всякие де­нежные отношения выражают финансовые отношения. Финансы отли­чаются от денег как по содержанию, так и по выполняемым функциям. Деньги - это всеобщий эквивалент, с помощью которого измеряются затраты труда производителей, а финансы - экономический инстру­мент распределения и перераспределения валового внутреннего про­дукта (ВВП) 1 и национального дохода, орудие контроля за образовани­ем и использованием фондов денежных средств.

    Финансы выражают денежные отношения, возникающие между: предприятиями в процессе приобретения товарно-материальных ценностей, реализации продукции и услуг, предприятиями и вышестоящими организациями при создании централизованных денежных средств и их распределении; государством и предприятиями при уплате ими налогов в бюджетную систему и финансировании расходов; государством и гражданами при внесении ими налогов и добровольных платежей; предприятиями, гражданами и внебюджетными фондами при внесе­нии платежей и получении ресурсов;

    Отдельными звеньями бюджетной системы; страховыми организациями и предприятиями и населением при уплате стра­ховых взносов и возмещении ущерба при наступлении страхового случая. К финансам относятся также денежные отношения, опосредствующие кругооборот фондов предприятий.

    Сущность финансов проявляется в их функциях. Под функциями понимается та "работа", которую выполняют финансы.

    Распределительная функция финансов.

    Распределение национального дохода заключается в создании основных, или первичных, доходов. Их сумма равна национальному доходу. Ос­новные доходы формируются при распределении национального до­хода среди участников материального производства.

    Первичные доходы (зарплата работников и доходы предпринимателей, возникающие в сфере материального производства) еще не образуют общественных денежных средств, достаточных для развития приоритетных отраслей народного хозяйства, обеспечения обороноспособности страны, удовлетворения материаль­ных и культурных потребностей населения. Необходимо дальнейшее рас­пределение или перераспределение национального дохода.

    Перераспределение национального дохода связано: с межотраслевым и территориальным перераспределением средств в интересах наиболее эффективного и рационального использования до­ходов и накоплений; с наличием наряду с реальным сектором непроизводственной сферы, в которой национальный доход не создается (просвещение, здравоохране­ние, социальное страхование и социальное обеспечение, управление); с перераспределением доходов между различными социальными группами населения.

    В результате перераспределения образуются вторичные, или производные, доходы. Это доходы, полученные в отраслях непроизводственной сферы, а также налоги. Вторичные доходы служат для формирования ко­нечных пропорций использования национального дохода. Перераспределение национального дохода происходит между произ­водственной и непроизводственной сферами народного хозяйства, от­раслями материального производства, отдельными регионами страны, формами собственности и социальными группами населения. Конечная цель распределения и перераспределения национального дохода и вало­вого внутреннего продукта, совершаемых с помощью финансов, состо­ит в развитии производительных сил и рыночных структур экономики, укреплении государства, обеспечении высокого качества жизни широ­ких слоев населения.

    Сущность финансов, как и любой экономической категории, проявляется в их функциях. Финансы выполняют основные функции – распределительную и контрольную. Эти функции осуществляются параллельно во времени, поскольку каждая финансовая операция включает, с одной стороны, распределение общественного продукта и национального дохода, а с другой – контроль за этим распределением.

    1. Распределительная функция финансов заключается в том, что:

    – через распределение и перераспределение вновь созданной стоимости обеспечиваются общегосударственные потребности, формируются источники финансирования общественного сектора экономики, достигается сбалансированность бюджетов и внебюджетных фондов в рамках единой бюджетной системы РФ;

    – вновь созданная стоимость подлежит распределению в целях выполнения денежных обязательств предприятий перед бюджетом, банками, контрагентами. Ее результатом является формирование и использование централизованных фондов денежных средств, содержание непроизводственной сферы экономики.

    Основными объектами реализации распределительной функции финансов являются обязательные платежи в бюджет и внебюджетные фонды, а также источники финансирования бюджетного дефицита. Особую роль играет процесс перераспределения доходов между различными уровнями бюджетов.

    2. Контрольная функция финансов заключается в реализации контроля рублем за реальным денежным оборотом, участником которого является государство, формированием централизованных фондов денежных средств. Контроль рублем имеет две формы:

    – контроль за изменением финансовых показателей, состоянием платежей и расчетов;

    – контроль за реализацией стратегии финансирования.

    В первом случае применяется система санкций и поощрений, использующая меры принудительного или стимулирующего характера. Во втором случае речь идет о реализации долгосрочной финансовой политики, в которой основное внимание обращается на предвидение изменений и заблаговременное приспособление к ним порядка и условий финансирования.

    Контрольная функция государственных и муниципальных финансов реализуется по следующим основным направлениям:

    1) контроль за правильным и своевременным перечислением средств в централизованные фонды;

    2) контроль за соблюдением заданных параметров централизованных фондов денежных средств с учетом потребностей производственного и социального развития;

    3) контроль за целенаправленным и эффективным использованием финансовых ресурсов. Контрольная функция финансов всегда имеет конкретную форму проявления. Она может быть направлена на бюджет определенного уровня, внебюджетный фонд, предприятие или учреждение и т. п.

    Многие современные экономисты выделяют и другие функции финансов. Они носят субъективный характер и выполняют роль управленческих инструментов.

    Регулирующая функция тесно связана с вмешательством государства с помощью финансов в процесс воспроизводства.

    Стимулирующая функция государственных и муниципальных финансов заключается в обеспечении развития различных сфер общественной жизни через систему льгот и экономических программ.

    Фискальная функция финансов связана с тем, чтобы поддерживать нерентабельные, но необходимые отрасли хозяйства.

    Вопросы к Государственному экзамену по дисциплине «Финансы»

      Сущность и функции финансов.

      Финансовая система Российской Федерации.

      Виды финансовой политики и ее составляющие.

      Характеристика классической и неоклассической теории финансов.

      Краткая характеристика органов государственного управления финансами.

      Значение, формы и методы финансового контроля.

      Виды финансового контроля.

      Финансы коммерческих организаций. Понятие, функции, финансовые отношения и финансовые ресурсы.

      Финансы некоммерческих организаций. Определение, доходы и расходы.

      Финансы кредитных учреждений. Функции и задачи ЦБ РФ. Функции и операции коммерческого банка.

      Финансы страховых компаний. Сущность страхования, страховой рынок и участники страховых отношений.

      Доходы государственного бюджета.

      Расходы государственного бюджета. Дотация, субвенция, субсидия.

      Бюджетное устройство и его составляющие.

      Бюджетный процесс и исполнение бюджета.

      Сущность и значение государственного и муниципального кредита.

      Методы управления государственным долгом.

      Характеристика государственных социальных внебюджетных фондов.

      Международные финансовые отношения.

      Характеристика международных кредитно-финансовых институтов.

    1. Сущность и функции финансов

    По вопросу происхождения термина «финансы» существу­ют различные точки зрения. По мнению одних авторов, этот термин возник еще в ХIII - ХУ вв. в торговых городах Италии как понятие, обозначающее систему денежных отношений меж­ду населением и государством. По мнению других, этот тер­мин был введен французским ученым Ж. Боденом в 1755 г. Понятие «финансы» В дальнейшем трансформировалось и с ХVШ в. под этим словом стали подразумевать «совокупность государственного имущества и состояние всего государствен­ного хозяйства» (С. Витте). Первоначально понятие «финансы» рассматривалось в узком смысле, как формирование, использо­вание денежных фондов, имущества для удовлетворения госу­дарственных нужд.

    Современная трактовка термина «финансы» значительно шире и заключается в следующем.

    Финансы - это экономические отношения, связанные с формированием, распределением и использованием централизованных и децентрализованных фондов денежных средств.

    Сразу можно оговориться, что круг участников таких отно­шений достаточно широк, от государства в целом до единолич­ного предпринимателя, гражданина страны.

    Важно уяснить отличие экономической категории «финан­сы» от категории «деньги». Так, финансы отличаются от денег прежде всего по своему содержанию . Если деньги - это всеобщий эквивалент для измерения затрат труда, то финансы - это экономические отношения, связанные с распределением и перераспределением валового внутреннего продукта (ВВП) с целью формирования денежных фондов, финансовых ресурсов.

    Таким образом, финансы являются вторичной, т .е. производной, ка тегорией.

    Главное назначение финансов состоит в том, чтобы путем образования денежных фондов обеспечить потребности госу­дарства и хозяйствующих субъектов в денежных средствах и одновременно организовать контроль за их целевым использо­ванием.

    Финансы как экономические отношения имеют три весьма существенных признака:

      распределительный характер этих отношений, который ос­нован на правовых нормах и этике ведения бизнеса;

      односторонний характер движения денежных средств;

      в результате этих отношений могут создаваться как цент­рализованные, так и децентрализованные фонды денежных средств.

    Главным и основным источником денежных ресурсов (фондов) является ВВП. Другими источниками в зависимости от уровня их формирования могут быть:

      На уровне государства и органов местного самоуправления: доходы государственных и муниципальных предприятий, доходы от приватизации имущества, доходы от внешне­экономической деятельности (ВЭД), государственный и му­ниципальный кредит, эмиссия денег и ценных бумаг и т. д.;

      На уровне хозяйствующих субъектов : прибыль, амортиза­ция, продажа акций, дивиденды от участия в других орга­низациях, банковский кредит и т. д.;

      На уровне населения: заработная плата, выплаты социаль­ного характера, доходы от операций с личным имуществом, доходы от предпринимательской деятельности, потреби­тельский кредит.

    Финансы выполняют три главные функции, которые так­же отличают их от денег: распределительную, контрольную и регулирующую . Рассмотрим их кратко.

      Распределительная функция финансов

    Как отмечалось выше, главным источником денежных фондов является ВВП. При помощи финансов он вначале рас­пределяется в макроэкономическом масштабе (первичное рас­пределение), что приводит к созданию так называемых основных (первичных) доходов , состоящих из заработной платы и чистого дохода предприятий производственной сферы. Далее с помощью финансов осуществляется вторичное распределение (перераспределение) ВВП, когда денежные средства переводятся на определенные территории, что приводит к образованию до­ходов организаций, непроизводственной сферы (заработная пла­та бюджетников, пенсионное обеспечение, социальные выпла­ты и т.д.). Экономическим инструментом распределения и пе­рераспределения ВВП является действующая в стране система налогообложения.

    Распределительные процессы имеют место и внутри отдель­но взятого предприятия, т.е. в микроэкономическом масштабе.

    Так, прибыль, будучи источником формирования таких де­нежных фондов, как фонды производственного или социального развития, резервного фонда и других, является источником фи­нансовых ресурсов (совокупности финансовых активов, всех видов денежных средств, которыми располагает экономичес­кий субъект), выполняет распределительную функцию уже тре­тьего порядка (третичное распределение).

      Контрольная функция финансов.

    Данная функция проявляется в контроле за распределением денежных средств на макро- и микроуровне по соответству­ющим фондам и расходованием их по целевому назначению. Контрольная функция реализуется через деятельность государ­ственных финансовых органов (например, налоговой инспек­ции) и финансовых служб внутри предприятия. В условиях рыночных отношений финансовый контроль направлен на обес­печение динамичного развития общественного и частного про­изводства.