Ликвидация бизнеса. Приказы. Оборудование для бизнеса. Бухгалтерия и кадры
Поиск по сайту

Предмет и методология экономической теории кратко. Методы и функции экономической теории

Экономическая теория - это общественная наука, которая изучает экономическую сторону жизни общества. Это историческая наука; она развивается вместе с человеческим обществом.

В ходе развития научные школы по-разному определяли ее предмет:

- Меркантилизм (Т. Ман, А. Монкретьен) - деятельность, связанная с внешней торговлей;

- Физиократы (Ф. Кенэ, А. Тюмо) - сельскохозяйственное производство;

Английская классическая политэкономия (У. Петти , А. Смит) - труд в сфере материального производства. Наука о богатстве нации.

- Марксизм (К. Маркс) - экономические законы, управляющие производством, распределением, обменом, потреблением жизненных благ;

- Маржинализм (У. Джевонс, Е. Бем-Баверк) - поведение отдельных субъектов, вовлеченных в хозяйственные отношения;

Неоклассическое направление (А. Маршалл). - Во второй половине 19 века понятие “политическая экономия” вытесняется понятием “экономикс” - аналитическая наука об использовании людьми редких (ограниченных) ресурсов для удовлетворения своих потребностей;

- Кейнсианство (Дж. М. Кейнс) - необходимость, формы, методы государственного регулирования экономики, создав тем самым основы макроэкономики, смешанной экономики;

Институционализм ввел в предмет экономической теории социально-психологические аспекты.

Предмет экономической теории - это экономические отношения в обществе, по поводу использования редких или ограниченных ресурсов, с целью производства благ, удовлетворяющих безграничные потребности людей. Можно сказать, что экономическая теория — наука о рациональном экономическом выборе.

Различают :

Позитивную экономическую теорию, которая исследует экономические явления как они есть.

Нормативную экономическую теорию, которая выносит оценки, утверждает как должно быть в экономической жизни общества.

Основные функции экономической теории:

- познавательная - состоит в том, чтобы изучать и объяснять экономическое развитие общества;

- методологическая - проявляется в том, что экономическая теория служит методологической базой для всей системы экономических наук;

- образовательная - помогает овладевать экономическими знаниями и принимать на их основе рациональные экономические решения;

- практическая (прикладная) - заключается в разработке конкретных принципов и способов оптимального хозяйствования, научном обосновании государственной экономической политики.

Исследование экономических явлений может осуществляться на двух уровнях, которым соответствуют два больших раздела экономической теории - микроэкономика и макроэкономика.


Микроэкономика - часть экономической теории, изучающая поведение домашних хозяйств и фирм. Макроэкономика рассматривает экономику как единое взаимосвязанное целое, анализирует такие крупномасштабные явления, как проблемы занятости, экономического роста, инфляции. Макроэкономика помогает формировать цели экономической политики государства и определять пути и способы, необходимые для их достижения.

Микроэкономика и макроэкономика тесно взаимосвязаны и взаимообусловливают друг друга.

Система экономических наук представляет экономическую теорию, как теоретическую базу всех экономических наук и конкретные экономические науки, изучающие те или иные области хозяйственной жизни общества. В свою очередь, конкретные экономические науки подразделяются на отраслевые экономические науки (экономика промышленности, экономика строительства и т.д.); функциональные экономические науки (финансы, бухгалтерский учет, статистика и т.д.) и экономические науки на стыке с другими науками (экономическая география, экономическая психология, демография и т.д.).

Методы экономической теории.

Если предмет науки содержит то, что изучает данная наука, то методы показывают как познается тот или иной предмет. Предмет всегда предполагает определенные методы исследования, а метод формирует предмет. Следует различать две группы методов: общие и локальные. Общие (общенаучные) методы отражают общий уровень научных исследований и направления экономической методологии. Локальные методы представляют собой конкретные инструменты, при помощи которых исследуются отдельные стороны экономических систем. В свою очередь в локальных методах выделяют специфические методы, свойственные той или иной методологии и универсальные, используемые при реализации любой методологии.

К универсальным методам относятся:

- анализ (расчленение объекта исследования на отдельные элементы) и синтез (соединение отдельных элементов в единое целое);

- индукция (выведение общего из частных фактов) и дедукция (движение от общего к частному);

- абстракция (выделение существенных свойств предмета), допущение: “при прочих равных условиях” и обобщение (усреднение).

В экономической теории также используются такие методы, как наблюдение, эксперимент, моделирование, метод графических изображений разного рода экономических процессов (схемы, графики, таблицы, диаграммы и т.п.). Так, метод моделирования предусматривает изучение социально-экономических явлений по их теоретическому образцу (модели). Модели различаются по уровню обобщения, сфере охвата, характеру действия.

Выводы

1. Экономика (от греч. - эйкос - хозяйство, номос - закон) - наука о законах хозяйствования, сфера жизни людей, связанная с процессом удовлетворения их потребностей.

2. Предмет экономической теории - экономических отношений в обществе по поводу рационального, эффективного использования ограниченных ресурсов в целях удовлетворения потребностей. Это наука о выборе.

3. Различают: позитивную и нормативную экономическую теорию; макро- и микроэкономику. Существует система экономических дисциплин.

4. Экономическая теория выполняет ряд функций: методологическую, познавательную, образовательную, практическую. Является методологической основой разработки политики государства.

5. Для исследования взаимосвязей экономических явлений используют две группы методов: общенаучные и специфические.

6. Исходные экономические понятия: ресурсы, потребности. Экономическая аксиома: “ресурсы ограничены - потребности бесконечны”. Основные экономические проблемы общества - “что, как и для кого производить”, - проблема выбора. Альтернативная стоимость - стоимость решения, от которого отказались. Простой моделью выбора является кривая производственных возможностей.

7. Экономическая система - способ организации общества. Характер экономической системы определяется формой собственности на факторы производства и механизмом принятия решений. Выделяют: традиционную, рыночную, командную и смешанные типы экономических систем.

Вопросы для повторения

1. Дайте определение потребностей, ранжируйте их по Маслоу.

2. Изменяется ли с течением времени соотношение между свободными и экономическими благами?

3. Опишите примеры использования кривой производительных возможностей в реальных условиях различными экономическими субъектами.

4. В каких единицах измеряется альтернативная стоимость? Одинакова ли она для разных людей в одних и техже обстоятельствах?

5. Существует ли связь между микро- и макроэкономикой, экономической теорией и экономической политикой?

6. Одинаковы ли функции домашних хозяйств и фирм?

7. Согласны ли вы с утверждением: “Экономическая политика, успешно проводимая в одних условиях, может оказаться неэффективной в других”?

8. Определите предмет экономической теории и ее функции.

Экономическая теория (Экономика) — это наука о выборе наиболее эффективных способов удовлетворения безграничных потребностей людей путем рационального использования ограниченных ресурсов.

Таким образом предметом экономической теории является противоречие между и неограниченностью человеческих потребностей.

Из предмета экономической теории можно выделить первую функцию экономики : это нахождение рациональных сочетаний ресурсов для достижения максимального удовлетворения потребностей общества. Вторая функция экономической теории — практическая (рекомендательная). На основе позитивных знаний экономика даёт рекомендации к действиям для реализации необходимой экономической политики государством.

В зависимости от объекта исследования экономику подразделяют на:

  • — раздел экономической теории, который исследует поведение отдельных экономических субъектов.
  • — раздел экономической теории, который изучает функционирование в целом.

В особый раздел экономической теории макроэкономика оформилась лишь в 30-х годах 20-го столетия. Основу этому разделу заложила работа Джона Кейнса «Общая теория занятости, процента и денег». В этой работе Кейнс сделал важный вывод о том, что если найти возможность воздействовать на потребления и инвестиции в национальном масштабе, то экономику можно либо притормозить, либо ускорить в её развитии.

В масштабах национальной экономики все локальные рынки тесно связаны между собой. Опыт показывает, что несогласованность в действиях на одном рынке по цепочке порождают проблемы на других рынках. В связи с этим в любой национальной экономике возникает необходимость постоянно синхронизировать во времени и в экономическом пространстве меры и действия, направленные на развитие и регулирование всех рынков. Для того, чтобы успешно решать данные проблемы необходимо анализировать общее равновесие экономической системы.

Общее равновесие (макроэкономическое) отражает сбалансированное согласованное функционирование всех рынков.

Основные макроэкономические цели:
  • Стабильный рост национального производства. От объёмов национального производства зависит уровень и динамика благосостояния населения, экономическая мощь государства, экспортные возможности и политическая стабильность в обществе.
  • Стабильный рост цен. Стабильные цены создают условие предсказуемости в экономике, стимулирую процессы кредитования и инвестирования, укрепляют доверие к национальной денежной единице, способствуют экономической и социальной стабильности в обществе.
  • Высокий уровень занятости. Он является одним из главных условий социального спокойствия и высокого уровня жизни населения в стране.
  • Достижение равновесного внешнеторгового баланса.

Для достижения макроэкономических целей общество использует целый набор инструментов и рычагов, которые реализуются в ходе проведения определённой экономической политики.

Её основными видами являются:
  • Фискальная политика, использующая налоги и правительственные расходы для стимулирования или сдерживания производства.
  • Монетарная политика, регулирующая размеры капиталовложений, темпы роста производства и цен по средствам изменения количества денег в обращении.
  • Политика ограничения доходов населения по средствам замораживания зарплаты и цен, используется для борьбы с инфляцией.
  • Социальная политика
  • Внешняя экономическая политика, позволяющая с помощью тарифов, квот и лицензий регулировать объёмы и структуру экспорта, воздействовать на обменный курс национальной валюты и на размеры национального производства.

Нормативный и позитивный подход в экономике

На протяжении длительного времени работы экономистов включали в себя как рассмотрение различных экономических законов и принципов, так и рекомендации относительно разумной экономической политики и построения идеального общества. Только в конце XIX века каждое из этих направлений обособилось в отдельное научное направление, и сформировалась чистая (позитивная) экономическая теория.

И сочетают в себе элементы позитивной и нормативной экономической теории. Позитивная экономическая теория имеет дело с фактами и не допускает качественных оценок. Она имеет дело с фактическим состоянием экономики и призвана помогать составлять правильную экономическую политику. То есть она занимается констатацией фактов.

Позитивный подход анализирует:
  • к каким последствиям приводит то или иное решение экономического субъекта;
  • при помощи каких средств может быть достигнута поставленная цель;
  • какова будет цена ее достижения
Кроме того позитивный подход предполагает:
  • объяснение и прогнозирование экономических явлений;
  • изучение общеэкономических закономерностей;
  • выявление причинно-следственной связи или функциональной связи между явлениями

Нормативная экономическая теория наоборот предполагает качественные оценки того, какой должна быть экономика. Нормативный подход выражает субъективное мнение о том, что должно быть.

Экономические показатели: поток и запас

Экономисты различают показатели, измеряемые за определенный период времени, то есть имеющие размерность потока , и показатели, измеряемые на момент времени, то есть имеющие размерность запаса .

Фактор времени играет большую роль в экономике. Так ценность денег для людей сегодня и в будущем различна. Сегодняшняя оценка будущих экономических показателей происходит в процессе дисконтирования.

Дисконтирование — это процесс приведения экономических показателей будущих лет к их сегодняшней ценности.

В экономической теории различают номинальные и реальные величины . Номинальные характеризуют стоимостные экономические показателив действующих, текущих ценах . Поскольку цены подвержены изменениям, то часто перед началом анализа у показателей устраняют влияние на них цен. Величины, очищенные от влияния изменения цен , называют реальными . Так в экономической теории различают реальную и номинальную заработную плату. Номинальная зарплата это зарплата в денежном выражении, а реальная — это то количество товаров и услуг, которое можно приобрести на номинальную заработную плату.

В экономической теории выделяют три периода времени:
  • Мгновенный — когда все факторы, влияющие на экономическое явление, остаются постоянными
  • Краткосрочный — когда одни факторы рассматриваются как постоянные, другие — как переменные
  • Долгосрочный — когда все факторы рассматриваются как переменные

Экономика — это общественная наука. Она изучает определенную сторону жизни общества — поэтому тесто связана с другими общественными науками: социологией, юриспруденцией, психологией.

Основные методы исследования экономической теории

Если предмет науки характеризуется тем, что она изучает, то метод — как это исследуется.

Метод (методология) — это совокупность приемов, способов, принципов, с помощью которых определяются пути достижения цели.

Основной метод исследования, используемый экономической теорией — моделирование экономических явлений и процессов.

— это упрощенное изображение экономической действительности, позволяющее выделить наиболее главное в сжатой компактной форме.

Это привело к появлению множества методов исследования экономической теории:

  • Метод научной абстракции
    Отвлечение в процессе познания от внешних явлений, не экономических сторон, выделение более глубокой сущности предмета или экономического явления
  • Метод функционального анализа
    Используется зависимость функция-аргумент для проведения экономического анализа и выведения заключений
  • Метод графических изображений
    Этот метод позволяет оценить соотношение между различными экономическими показателями, их поведение под влиянием изучаемой экономической ситуации
  • Метод сравнительного анализа
    Сопоставление частных и обобщающих показателей с целью выявления наилучшего результата
  • Метод Экономико-математического моделирования
    Описание экономических явлений на формализованном языке с помощью математических символов и алгоритмов
  • Индуктивный и дедуктивный методы
    Индуктивный метод — выведение положений, теорий и выводов из фактов — от фактов к теории. При использовании дедуктивного метода экономисты опираются на случайный наблюдения, логику и интуицию, на основе основе которых формируется предварительная гипотеза. Дедукция и индукции представляют собой взаимодополняющие методы исследования.
  • Метод позитивного и нормативного анализа
    Позитивный метод исследует фактическое состояние экономики; нормативный метод определяет конкретные условия и экономические аспекты, которые желательны, либо нежелательны в обществе
  • Практические мероприятия
    Проведение практических мероприятий с целью подтверждения выдвинутой экономической гипотезы

Ошибки научного анализа

При моделировании экономических процессов следует избегать возможных логических ошибок.

К наиболее часто встречающимся логическим ошибкам относятся следующие:
  • Ошибочное построение доказательства, исходящее из ложного представления "что верно для части (отдельного человека), то верно и для целого (для общества в целом)".

Например, повышение зарплаты на отдельно взятом предприятии увеличит покупательную способность его работников. Повышение же в целом по стране приведет к росту цен, и как следствие, сохранению покупательной способности людей на прежнем уровне.

  • Логически ошибочное построение "после этого, следовательно, по причине этого".

Например когда растет величина , сокращается величина . Это не означает, что всегда является причиной изменений в . Связь может быть чисто случайной или объясняться существованием какого-либо третьего фактора .

Так, статистика свидетельствует, что длительный рост цен на автомобили в нашей стране ведет не к сокращению, а к увеличению объема продаж. Напрашивается очевидный вывод: рост цен ведет к росту объема продаж!? Но этот ложный вывод, противоречащий , поскольку в данном примере не учтен фактор ожидания и рост доходов населения.

Функции экономики

Становление экономической науки как самостоятельной академической дисциплины происходило в XVIII в., хотя ее предыстория уходит вглубь веков. До сих пор экономисты продолжают спорить о том, что такое экономика, что она изучает, каковы ее функции, какими методами пользуются экономисты при анализе экономических взаимосвязей и закономерностей.

Согласно современному пониманию - это наука о законах и закономерностях отношений людей в процессе производства, распределения, обмена, потребления и воспроизводства материальных благ и услуг, а также эффективного использования ограниченных производственных ресурсов в целях удовлетворения потребностей людей. Такое понимание предмета экономики сложилось в ходе длительного исторического развития этой науки.

Как и всякая наука экономика выполняет прежде всего познавательную функцию - теоретически объясняет, как функционирует хозяйство, каковы причины, природа, последствия экономических процессов (как банки делают деньги, в чем суть инфляции, как спрос и предложение влияют на цены и т. п.). На основе теоретических обобщений реальных фактов хозяйственной жизни экономика объясняет, что есть или что может быть , формулирует принципы экономического повеления (так называемая позитивная экономическая теория).

Прогностическая (греч. prognosis — предвидение, предсказание) функция экономики заключается в формировании научных основ прогнозирования перспектив научно-технического и социально- экономического развития. Она приобретает важное значение в связи с составлением планов и прогнозов развития предприятий и национального хозяйства.

Экономика выполняет и практическую (рекомендательную) функцию : на основе позитивных знаний дает рекомендации, предлагает «рецепты» действий, объясняет, какой должна быть экономика (нормативная экономическая теория). Эта функция тесно связана с экономической политикой.

См.Также

Лекция №1.

Тема: Предмет и метод экономической теории

Цель лекции: Рассмотреть методы экономической теории. Уяснить предмет экономической теории.

План лекции:

1. Возникновение и основные этапы развития экономической науки

2. Предмет экономической теории

3. Метод экономической теории

Ключевые слова : экономическая теория, экономика, анализ, синтез, позитивная экономическая теория, нормативная экономическая теория

1. Возникновение и основные этапы развития экономической науки

Истоки экономической науки следует искать в учениях мыслителей древнего мира, прежде всего стран Дальнего Востока - колыбели мировой цивилизации. Первые попытки теоретически осмыслить экономическое устройство общества были сделаны в сочинениях Ксенофонта (430-335 г.г. до н.э.), Платона (428-348 г.г. до н.э.)

Натурально-хозяйственная концепция была характерна и для экономических взглядов Платона. В своем проекте о государственном устройстве он отвел государству функцию разрешения противоречия между многообразием потребностей людей и однообразием их способностей. По мнению Платона, частную собственность могли иметь лишь лица, не способные к политической деятельности, т.е. представители третьего сословия: земледельцы, ремесленники и торговцы. Философы, управляющие обществом, и стражи не должны иметь никакой собственности. Затрагивая вопросы товарного производства, Платон подошел к пониманию того, что в процессе обмена имеет место приведение к "соразмерности и единообразию" несоразмерных и разнообразных товаров.

Экономическая мысль эпохи феодализма охватывает широкий круг проблем, начиная с обоснования законности владения феодальной землей, вечности деления общества на классы и кончая усилением внимания к проблемам товарно-денежных отношений. При этом, как правило, поддерживая развитие товарно-денежных отношений, кроме ростовщических, идеологи того времени стремились сохранить феодальный строй.

Политическая экономия как самостоятельная наука возникла значительно позже - в период зарождения капиталистического строя, формирования национального рынка. Она выражала интересы буржуазии как восходящего в ту пору класса. Тогда же и появился и сам термин "политическая экономия", родившийся в результате сочетания трех древнегреческих слов: "политейя" - общественное устройство, "ойкос" - дом, хозяйство и "номос" - закон.

2. Предмет экономической теории

Уяснить предмет науки - значит установить, что она постигает. Люди, начинающие изучать экономическую теорию, обычно требуют, чтобы им было дано краткое, желательно в одном предложении и сразу понятное определение этого предмета. Между тем, втиснуть в несколько строк точное описание любого предмета, которое четко отделило бы его от смежных дисциплин и дало бы представление начинающему о всех вопросах, охватываемых этим предметом, дело весьма нелегкое.

Греческое слово "экономика" в буквальном переводе означает "искусство ведения хозяйства". Но за две с половиной тысячи лет, прошедших с тех пор, как древнегреческий писатель и историк Ксенофонт дал это имя "новой" науке, содержание ее изменилось до неузнаваемости. Хозяйство теперь ведется и управляется не только в рамках семьи или города, но и пределах крупного региона, страны, всего мира.

Существует несколько определений предмета экономической теории, или как ее называли до недавнего времени, политической экономии:

Эта наука о видах деятельности, связанных с обменом и денежными сделками между людьми; - эта наука о повседневной деловой жизнедеятельности людей, извлечении ими средств к существованию и использовании этих средств;

Эта общественная наука, которая изучает поведение людей и групп людей в производстве, распределении, обмене и потреблении материальных благ;

Эта наука о том, как человечество справляется со своими задачами в области потребления и производства;

Эта наука о богатстве;

Эта наука о законах, управляющих производством и обменом материальных благ на различных этапах развития общества (Энгельс);

А. Маршалл сводит предмет науки к исследованию богатства, стимулов к действию человека и мотивов противодействия;

Эта наука, которая занимается общественными отношениями людей по производству, общественным строем производства и т.д.

Мир экономики очень сложен. В нем взаимодействуют миллионы людей,

3. Метод экономической теории

Первая задача современной экономической науки состоит в том, чтобы описать, проанализировать и объяснить динамику экономических процессов, происходящих в производстве, при распределении произведенного продукта и его потреблении. Выводы экономической науки необходимы для установления экономического поведения общества. Сложность поведения людей и изменений в социальной жизни не позволяет надеяться на достижение той степени точности, какая присуща исследованиям в области естественных наук. В ходе экономического анализа не представляется возможным проводить контролируемые эксперименты. В выводах приходится многое упрощать, абстрагироваться от бесконечной массы деталей. То, что считается благоразумным для отдельного человека или фирмы, может быть подчас безрассудным для нации или государства. "Путь познания, подчеркивает В. И. Ленин, - идет от живого созерцания действительности к абстрактному мышлению и от него к практике".

Всякая наука вырабатывает и применяет свой инструментарий, конкретные способы и приемы познания действительности. Экономисту, как и астронавту приходится довольствоваться главным образом "наблюдением". Но для получения достоверных выводов сначала надо научиться объективно оценивать то, что является предметом наблюдения. Явления и процессы должны изучаться в их всеобщей связи и взаимозависимости, в состоянии непрерывного развития и изменения. Здесь нельзя обойтись без статистики, без построения динамических рядов, таблиц, без применения системного подхода к анализу явлений. С переходом к рыночной экономике предварительно надо было обосновать и выдвинуть целый ряд гипотез, показывающих, как будут развиваться хозяйственные связи, изменяться цены, в каком направлении будет происходить социальная дифференциация населения, какие изменения произойдут в структуре производства, валовом продукте, его качестве. Не лишним было бы рассмотреть различные гипотезы развития межнациональных отношений и нравственности. метод познания - это не продукт субъективного взгляда, а правильное отражение в сознании людей объективного процесса развития данной реальности.

Лекция №2

Тема: Общественное производство и его структура.

Цель лекции: Раскрыть сущность, структуру, результаты общественного производства. Рассмотреть состав и стадии движения общественного продукта.

План лекции:

1. Общественное производство и его роль в жизни общества

3. Общественный продукт, его состав и стадии движения

Ключевые слова: общественное производство, ресурс, фактор, общественный продукт.

1. Общественное производство и его роль в жизни общества

Первоначальную основу жизни составляет общественное производство.

Производство не единственный фактор, определяющий богатство стран и народов. На экономическое развитие оказывают влияние природные ресурсы, климат, естественное плодородие земли, накопленные людьми знания и опыт, чис-ленность народонаселения и другие факторы. Однако определенный результат общество может получить лишь в том случае, если использует эффект, заложенный в этих факторах, в процессе производства.

Под производством понимается процесс воздействия человека на предметы и силы природы и приспособления их к удовлетворению тех или иных своих потребностей. В нем взаимодействуют три компонента: рабочая сила человека, предметы труда и средства труда.

Под рабочей силой понимается совокупность физических и духовных способностей, которыми обладает организм и которые реализуются в ходе трудового процесса. По мере развития общественного производства изменяются характер и содержание рабочей силы. На ранних этапах развития общества главную роль играли физические способности человека к труду. По мере развития производства, особенно в условиях современной научно-технической революции, все более высокие требования предъявляются к умственным способностям человека, к его интеллектуальному уровню, научно-техническому образованию, квалификации и другим качествам.

Рабочая сила выступает личным фактором производства, а человек - как ее носитель, трудящийся - как главная производительная сила.

Предмет труда - это все то, на что направлен труд человека, что составляет материальную основу будущего продукта. Если на заре цивилизации предметом труда исключительно было вещество природы, то по мере развития производства, науки и техники среди предметов труда все большее место занимают продукты производства, которые называются сырьем.

Средства труда - это вещи или комплексы вещей, с помощью которых человек обрабатывает предметы труда, воздействует на них. К ним относятся разнообразные орудия труда, механизмы, средства связи, пути сообщения, земля и др. По мере развития производства средств труда развиваются, совершенствуются, усложняются.

Предметы труда и средства труда в совокупности выступают как вещественный фактор производства, как средства производства.

2. Общественный продукт, его состав и стадии движения

Производственные возможности общества всегда были ограничены. С увеличением населения возникала необходимость вовлечения в хозяйственный оборот новых земель, самых разных природных ресурсов. До начала ХХ столетия темпы прироста используемых ресурсов оставались относительно небольшими. Объяснялось это, с одной стороны, определенной стабильностью в потребностях населения, а с другой стороны, - ограниченностью роста численности самого населения. Две тысячи лет назад на Земле проживало 230-250 млн.чел., в 1800 г. - не многим более 900 млн., в 1900 - 1,5 млрд., 1960 - около 3 млрд., 1995 - 5,5 млрд.человек. Темпы прироста населения резко возросли в текущем столетии, хотя еще в самом конце XVIII в. молодой английский священник Томас Роберт Мальтус вывел закон убывающей доходности. Согласно этому закону, продовольствие будет увеличиваться в соотношении один, два, три, а численность населения - один, два, четыре и т.д.

В связи с происходящим демографическим взрывом за последние сорок-пятьдесят лет в хозяйственный оборот было вовлечено столько природных ресурсов, сколько их было использовано за всю историю развития цивилизации до этого времени. Обоснование выбора использования ограниченных ресурсов стало одной из центральных проблем хозяйствования.

Результатом хозяйствования в любой экономической системе является произведенный продукт. Он представляет собой сумму всех созданных в течение года благ и имеет двойную ценность. Прежде всего это разнообразные предметы и услуги, произведенные для удовлетворения производственных и личных потребностей людей.

Вторая ценность общественного продукта состоит в том, что он имеет стоимость, воплощает в себе определенное количество затраченного труда и показывает ценой каких усилий произведен этот продукт.

В советской статистике этот продукт получил название совокупного или валового продукта. Он включает в себя материальные блага и услуги, созданные в материальном производстве, и нематериальные блага и услуги, созданные в нематериальном производстве (духовные, нравственные ценности, образование, здравоохранение и т.д.). По своей стоимостной структуре совокупный продукт состоит из стоимости израсходованных средств производства, необходимого продукта, состоящего из благ и услуг личного потребления, и прибавочного продукта, предназначенного на расширение потребления и производства. К. Маркс показал это формулой:

C + Y + m = K (1)

где: С - стоимость израсходованных средств производства;

Y - заработная плата;

m - прибавочная стоимость.

Важной формой общественного продукта является конечный продукт. Он образуется путем вычитания из валового продукта всего оборота предметов труда, т.е. путем устранения их повторного счета.

Чистый национальный продукт (НП) по американской статистике составляет рыночную стоимость всех конечных благ, произведенных в стране в течение года. В нем нет повторного счета (например, из стоимости хлеба исключается стоимость теста, из стоимости машины - стоимость металла и т.д.). НП можно измерить тремя способами:

1. Как сумму добавленных ценностей, присоединенных в ходе производства конечных благ каждым производителем в течение года.

2. Как сумму доходов, полученных в форме заработной платы, процента, ренты и прибыли теми, кто в течение года использовал свои ресурсы для производства.

3. Как сумму расходов на конечные блага, приобретаемые потребителями, фирмами и правительством, т.е. сумму конечных продаж.

По размеру этого продукта нельзя судить о благосостоянии нации. В нем много условностей, и сопоставление НП разных стран скорее характеризует уровень развиваемости наций, чем уровень жизни населения. При сравнении и сопоставлении НП необходимо применять неизменные цены.

Это наука об использовании...

В этой теме мы начинаем знакомство с предметом и методом экономической теории. Вопросы экономического развития затрагивают интересы всех специальностей, эта дисциплина представляет интерес для всех людей, так как «экономическая наука, - как отмечал экономист Дж.М. Кейнс, - это скорее метод, чем доктрина, техника мышления, которая помогает тем, кто владеет ею, приходить к правильным заключениям». Такие вопросы всегда интересовали людей. В реальной жизни люди сталкиваются с противоречием ограниченности возможностей и безграничности потребностей. И пути преодоления этого противоречия служат отправной точкой экономической теории.

Что изучает экономическая теория. Взаимосвязь экономической теории с другими науками.

Экономическая теория - это общественная наука, которая изучает поведение людей и социальных групп в производстве, распределении, обмене и потреблении материальных благ в целях удовлетворения потребностей при огр аниченных ресурсах.

Характеристика предмета экономической теории как поведения людей и их групп не означает отказ от изучения производственных отношений, то есть тех отношений, где акцент делается не на их объекте (средства производства, предметы потребления), а на субъекте этих отношений - человека. Так, А.Смит выделил основные элементы теоретической модели, оказавшейся методологической основой (научной парадигмой) теоретических исследований в области экономики. Таких основных элементов три: 1. это «экономический человек» как специфический субъект экономических отношений; 2. это «невидимая рука» - образное определение общественного механизма, который направляет в целом развитие национального хозяйства в условиях множества экономических интересов в рамках рыночной экономики; 3. это « богатство»- выступающее объектом экономических отношений и образующее их своеобразную целевую функцию. Источником создания богатства является труд. Труд - это природное качество, имманентное человеку. Присваивая труд работников, человечество создаёт собственность, а присваивая его результаты в виде потребительных стоимостей или в форме товаров, оно создаёт богатство. Конечно, все эти элементы со временем А.Смита не оставались неизменными. Современный человек - это в основе своей «экономический человек», действующий под влиянием своего эгоистического интереса в рамках подчиняющей его экономической необходимости.

Таким образом, экономическая теория - это:

наука о закономерностях и факторах экономического роста в пофазной воспроизводственной динамике;

наука об использовании ограниченных ресурсов для производства благ и услуг и их обмена в целях удовлетворения потребностей;

наука о видах деятельности по воспроизводству, обмену материальных благ;

наука об общественном богатстве.

Как видно из данных определений, общество по мере своего развития, стоит перед решением одной и той же проблемы - поиска законов рационального ведения хозяйства при ограниченных ресурсах с целью увеличения своего богатства.

Однако, важно учитывать при этом, что хозяйственная деятельность и экономические отношения между людьми, складывающиеся в процессе производства, имеют две стороны - объективную, определяющуюся прежде всего отношениями собственности, и субъективную, проявляющуюся в экономическом поведении разных субъектов хозяйствования (индивида, фирмы, государства). Объективная сторона связана с действием объективных экономических законов, субъективная сторона связана с рациональным хозяйствованием, опирающимся на познание этих законов.

С учётом вышесказанного, экономическая теория изучает и экономические законы. Что такое экономический закон? Экономический закон - это многократно проверенные и подтверждённые обобщения экономических процессов, это форма выражения экономических отношений. Как отмечал А.Маршалл в своей работе «Принципы экономической науки», экономические законы - это обобщение экономических тенденций, позволяющих определить поведение человека с целью реализации своих побудительных мотивов. Экономические законы не столь просты, точны или чётко выявляются, как например, законы природы. Они носят исторически ограниченный характер в зависимости от продолжительности действия на разных уровнях хозяйствования. Хотя экономический анализ охватывает длительные исторические периоды и обширные регионы, тем не менее каждую эпоху и каждую страну отличают присущие только им проблемы, а каждое изменение социальных условий выдвигает потребность в дальнейшем совершенствовании экономических теорий. Таким образом, любая экономическая теория представляет собой не более чем теоретическое обобщение реальных экономических процессов с учётом места и времени. Меняются реальные экономические процессы, меняются и теории их отображающие. Конечно любая теория несёт в себе положения, остающиеся верными для всех времён и народов. Однако роль этих общих положений крайне ограничена.

Экономическая теория является методологическим фундаментом комплекса наук: отраслевых (экономика промышленности, экономика строительства и т.д.), функциональных (финансы, кредит, маркетинг и др.), межотраслевых (экономическая география, статистика, демография и др.). Экономическая теория учитывает знания, достигнутые конкретными экономическими науками, а также социологией, психологией, историей, правоведением и др., без учёта которых полученные выводы могут оказаться ошибочными и ложными. Как никогда актуальны суждения Й.Шумпетера о взаимосвязи предметных областей экономической теории, её междисциплинарности «… схематические построения экономической теории должны вписываться в институциональный контекст, который даёт нам экономическая история; только она может сообщить нам каково было то общество, к которому мы хотим применить теоретические схемы». Экономическая теория тесно связана с экономической генетикой, т.к. экономическое развитие имеет имманентное генетическое экономическое содержание. Экономическую генетику сегодня определяют как науку, которая позволяет понять внутренние механизмы динамики, соотношения и взаимодействия наследственности и изменчивости в процессе неравномерного циклического развития.

Методы экономической теории

Экономическая теория обладает не только специфическим предметом, но и особым методом исследования. Метод можно определить как деятельность, направленную на достижение какой-либо цели. Метод науки, с одной стороны, отражает уже познанные законы исследуемой сферы, а с другой, выступает как средство последующего познания. Таким образом, метод является одновременно и результатом процесса исследования и его предпосылкой.

Метод исследования формируется на базе определённой методологии, включающей в себя мировоззренческий подход, исследование предмета. В ходе процесса познания происходит постоянное взаимодействие предмета и метода. Предмет предполагает определённый метод исследования, а метод формирует предмет.

На разных этапах развития в экономической теории использовались различные методы исследования (формально - логический, диалектический и др.), многие из которых сохраняют своё значение и в современной науке.

Первым методом, который использовала экономическая наука была формальная логика. Формальная логика - это изучение мысли со стороны её структуры, формы. Формальная логика разработала обширный набор методов и приёмов познания. Важнейшие из них - это анализ и синтез, индукция и дедукция, сравнение, аналогия, гипотеза, доказательство, определённые законы мышления.

При изучении экономики должны быть использованы разные виды экономического анализа, при помощи которых объект может быть проанализирован достаточно полно и с разных позиций.

Анализ - это мысленное расчленение изучаемого явления на его составные части и стороны исследования каждой из этих частей отдельно. Путём синтеза экономическая теория воссоздаёт единую целостную картину.

Можно выделить следующие виды анализа.

Сущностный вид, в ходе которого экономическое явление берётся в очищенном от влияния привходящих, случайных, непостоянных обстоятельств. Задачей сущностного анализа является формулирование экономических законов.

Конъюнктурный анализ, в котором в отличие от сущностного на первый план выходят именно случайные, привходящие, конъюнктурные факторы, без учёта которых экономический анализ будет неполным.

Исторический анализ даёт возможность с иных позиций углубить знание об экономических процессах.

Количественный анализ экономики необходим в условиях потребности в прогнозировании важнейших процессов.

Мотивационный анализ раскрывает побудительные мотивы деятельности в экономике.

Сравнительный анализ, занимающийся сопоставлением различных моделей экономического развития.

Функциональный анализ, примером является «экономикс» в раскрытии сущности тех или иных процессов и понятий на основе функциональных зависимостей между основными экономическими параметрами и величинами.

Индукция - это метод познания, идущий от фактов и теории, от частного явления к общему. Познание начинают с накопления фактов, которые затем систематизируются и анализируются, чтобы можно было вывести обобщения или принципы. Дедукция - метод познания от общего к частному, от теории к фактам. Дедуктивный метод или гипотетический начинает с уровня теории, а затем проверяют или отвергают данную теорию, обратившись к фактам. Экономисты могут опереться на случайное наблюдение, логику, чтобы сформулировать предварительный, непроверенный принцип, называемый гипотезой. Гипотеза возникает тогда, когда появляются новые факторы, противоречащие старой теории.

Качественно новый этап развития экономической науки связан с применением диалектического метода. Диалектика - это наука о наиболее общих законах развития природы, общества и человеческого мышления. Экономическая система впервые была рассмотрена как развивающаяся взаимосвязь категорий и законов, взаимосвязь в развитии. Диалектический метод предполагал единство диалектики, логики и теории познания. В теории познания ведущими стали метод восхождения от абстрактного к конкретному и принцип единства исторического и логического. Метод абстракции (по-латински «абстракцио» - отвлечение) представляется как момент целого, как простое, одностороннее, а конкретное - как целое, сложное, всестороннее, развитое. При помощи абстрактного метода происходит раскрытие сущности экономических явлений. Так, экономисты, начав изучение рыночного хозяйства с целого (государства, населения) пришли к простейшим, абстрактным определениям производственных отношений (труд, разделение труда, потребность, меновая стоимость и т.п.). Конкретное исследование всегда является исходным пунктом отражения его в теоретических системах.

В исследовании экономических явлений важное место занимает исторический и логический методы. Они не противопоставляются друг другу, а рассматриваются в единстве, поскольку исторически исходный пункт исследования совпадает с исходным пунктом логического исследования. Этот метод в общем виде позволяет ответить на вопрос, с чего начинать и как строить теоретическую систему.

В экономике существуют два разных уровня анализа - это микроэкономика и макроэкономика. Микроэкономика: 1.метод экономического анализа, базирующийся на оценках и исследованиях поведения индивидуальных единиц хозяйственного процесса - предпринимателей (предприятий) и потребителей; 2.раздел экономической науки, связанный с изучением относительно маломасштабных экономических процессов, субъектов, явлений (предприятий, фирм, предпринимателей, их хозяйственные деятельности, экономических отношений между ними). Макроэкономика: 1.метод экономического анализа, основанный на оценке агрегированных (всеохватывающих) показателей; 2. экономическая наука, исследующая экономику как целое, а также важнейшие её секторы (домохозяйство, бизнес, госсектор и т.д. или по другой классификации - промышленность, сельское хозяйство, финансовый и страховой рынок, потребительский рынок и т.д.).

Экономические исследования и обоснование экономической политики: позитивная и нормативная экономика, экономические цели.

Экономическим процессам и явлениям присущи качественная и количественная определённость. Поэтому экономическая теория хорошо использует системный метод исследования, который строится на экономико-математическом моделировании. Экономические исследования позволяют установить закономерности и оценить ожидаемую эффективность процессов, протекающих в экономических сферах, в сочетании с анализом и выработкой рекомендаций для управления этими процессами. Количественные методы экономических исследований строятся на математико-статистических, экономико-математических дисциплинах. С помощью их решаются задачи управления запасами, распределения ресурсов и назначения, замены оборудования и др. Так, на этапе формулирования целей определяется численный критерий оценки действий, или показатель эффективности (целевая функция). Здесь активно используются, например, теория вероятностей и математическая статистика, которые позволяют определить тенденции и диапазон изменения конечных количественных характеристик поставленной цели. Немалую роль играет в экономическом исследовании и качественный анализ.

Системный метод исследования - это метод XX века. Предпосылки этого метода стали возникать ещё в XIX в. с появлением математической логики, а это послужило развитию экономико-математического моделирования. Различаются модели на абстрактно-теоретические, конкретно-экономические; по сфере охвата (микро-макро); по времени (1,5,15-20 лет); по характеру действия (статические, динамические).

От теоретической экономики следует отличать экономическую политику. Экономическая политика - это система экономических мероприятий государства. Содержание экономической политики, её цели, средства определяются характером экономического строя, внутренними и международными условиями развития страны.

Так, в качестве примера можно показать, как происходит связь между фактами, принципами, экономической политикой.

Переходя от уровней фактом и принципов к уровню обоснования экономической политики мы совершаем резкий скачок от позитивной экономической науки к нормативной. Позитивная экономика имеет дело с уже систематизированными фактами, перешедшими на уровень теоретического осмысления. Нормативная экономика отражает суждение тех, кто определяет, что должно быть при сложившейся экономической ситуации. Пример позитивного утверждения: безработица составляет 7% . нормативное утверждение на ту же тему: «Безработицу следует сократить». Позитивная экономика предполагает анализ фактов (данных), на основе которых формулируются принципы экономического поведения. Нормативная экономика - направление в экономической теории, основанное на оценочных суждениях относительно того, какой должна быть экономика, какими должны быть цели экономического развития, соответственно, экономической политики. Иначе можно сказать, что позитивная экономика изучает то, что есть, а нормативная экономика выражает субъективное представление о том, что должно быть.

Таким образом, цель экономической теории - найти подходы к рациональному решению сложных экономических задач. Такими задачами могут быть, прежде всего:

Достижение экономического роста.

Достижение полной занятости.

Повышение экономической эффективности.

Достижение стабильного уровня цен.

Обеспечение справедливого распределения созданного продукта.

Формирование системы социальной защиты.

Цели определяют выбор ориентиров и направленности процессов, связанных с условиями, качеством и уровнем жизни населения. Цели зависят не только от желания (субъективная сторона), но и от реальных возможностей. Диалектика объективного и субъективного лежит в основе целеполагающей деятельности человека и общества.

Экономическая теория находится сегодня перед лицом трёх «вызовов» современности, на которые должна дать соответствующие ответы.

Первый вызов - усиливающиеся тенденции постиндустриализма. Так как экономическая теория (политэкономия), возникшая как самостоятельная область научного знания около четырёх веков назад, это детище индустриально-рыночного хозяйства. Поэтому эти тенденции создают существенные проблемы как для предмета, так и для самого объекта исследования.

Второй вызов - растущая интернационализация экономических процессов, охватывающих сегодня не только целые континенты, но и распространяющих своё влияние в более широких масштабах. Экономическая теория сложилась как теория функционирования национальных экономик. Национальный фактор сегодня, в частности, в российских условиях вновь выдвигается на авансцену. Но экономическая теория всегда рассматривала и межнациональные отношения. Нарастающие тенденции интернационализации экономическая теория не может игнорировать.

Третий вызов - развернувшиеся в бывших социалистических странах переходные процессы, представляющие переход от новой экономики к рыночной. Реальные экономические процессы, развернувшиеся в переходной российской экономике, качественные изменения, расширение теоретической базы их исследования привели к существенному пересмотру многих теоретических постановок: о структуре и формах собственности, о роли рыночных отношений, характер распределительных отношений, источниках дохода и др.

Английский экономист А.Хайнис отмечал «Надежда на будущее заключается в синтезе, который будет включать всё лучшее из теории Д.Рикардо, Маркса, Кейнса и неоклассиков. Этот синтез восстановит претензии экономической теории на то, чтобы стать теорией всего общества». Если этот синтез будет осуществлён, то мировая экономическая наука может превратиться, по мнению французского экономиста Мориса Аллэ «в единую теорию поведения людей».

Задания. Тесты.

Основное значение экономической науки состоит в том, что она:

а) помогает предпринимателям вести успешный бизнес;

б) даёт учёным возможность реализовать свои способности;

в) показывает пути наилучшей организации общественного устройства с точки зрения удовлетворения потребностей людей;

г) раскрывает человеку истинные мотивы его поведения.

Какая из перечисленных задач является основной для экономической системы:

а) определить технические условия производства;

б) ликвидировать инфляцию и безработицу;

в) установить справедливое общественное устройство;

г) скоординировать действия отдельных экономических субъектов.

Качество экономической модели определяется тем, насколько:

а) точен прогноз, составленный на её основе;

б) много реалистических предпосылок в ней содержится;

в) легко её проверить;

г) много уравнений она содержит.

  • 7. Основные этапы развития экономической теории. Институционализм.
  • 8. Основные этапы развития экономической теории. Монетаризм.
  • 9. Экономические законы и экономические категории.
  • 2 Законы спроса и предложения. Главным фактором который оказывает влияние на спрос, является цена.
  • 10. Экономика как хозяйственная система. Функциональная структура экономики.
  • 11. Основные субъекты экономики.
  • 12. Альтернативные издержки и проблема экономического выбора
  • 13. Место производства в функциональной экономической системе.
  • 14. Факторы производства.
  • 15. Личные и вещественные факторы общественного производства. Производительные силы и производственные отношения.
  • 16. Производственная функция.
  • 17. Натуральное хозяйство и товарное производство.
  • 18. Собственность как экономическое явление.
  • 19. Модели организации экономических систем.
  • 20. Рыночная экономика как объект изучения экономической теории.
  • 22. Инфраструктура и функции рынка.
  • 1.По географическому положению:
  • 2.По объектам рынка:
  • 4.По степени насыщенности:
  • 23. Спрос, детерминанты спроса и факторы, влияющие на него.
  • 24. Закон спроса.
  • 25. Предложение, детерминанты предложения и факторы, влияющие на него.
  • 26. Закон предложения.
  • 27. Эластичность спроса и эластичность предложения.
  • 28. Равновесие спроса и предложения. Равновесная цена.
  • 29. Происхождение, сущность и функции денег
  • 30. Функции и виды цен.
  • 31. Признаки свободного рынка (совершенная конкуренция).
  • 32. Типы рыночных структур (несовершенная конкуренция). Монополистическая конкуренция.
  • 33. Типы рыночных структур (несовершенная конкуренция). Олигополия.
  • 34. Типы рыночных структур (несовершенная конкуренция). Монополия. Виды монополий.
  • 35. Несовершенства рыночной системы и функции государства. Антимонопольная политика государства.
  • 36. Потребительское поведение: сущность и характерные черты.
  • 37. Функция бюджетных ограничений (линии бюджетных ограничений).
  • 38. Потребительское поведение в категориях кривых безразличия. Максимизация полезности и точка потребительского равновесия.
  • 39. Факторы производства. Спрос и предложение на производственные факторы
  • 40. Фактор труда
  • 41. Капитал как экономический ресурс.
  • 43. Земля как фактор производства
  • 50. Макроэкономика как один из уровней функционирования национальной экономики
  • 51. Макроэкономические цели
  • 52. Макроэкономические показатели
  • 53. Система национальных счетов (снс)
  • 54. Совокупный спрос и совокупное предложение. Формирование экономического равновесия системы.
  • 58. Кредитная система
  • 60. Банковская система
  • 61. Центральный банк и его функции
  • 62.Коммерческий банк и его функции
  • 63. Финансы и финансовая система государства
  • 64. Функции и экономическая роль финансов
  • 65. Налоги как экономическая база и инструмент финансовой политики государства. Функции налогов.
  • 66. Фискальная политика государства Типы фискальной политики
  • 67. Сущность, типы и виды инфляции
  • 68. Причины возникновения и механизмы инфляции
  • 71. Социальная политика государства и экономическое развитие общества
  • 69. Социально-экономические последствия инфляции
  • 70. Средства борьбы с инфляцией. Антиинфляционная деятельность государства
  • 72. Проблемы занятости и политика государства на рынке труда
  • 73. Формы и виды занятости
  • 74. Безработица и ее виды
  • 76. Типы экономического роста.
  • 77. Цикличность развития экономики.
  • 78. Виды экономических циклов
  • 79. Фазы экономического цикла и их характеристика
  • 80. Необходимость и сущность государственного вмешательства в экономику
    1. Предмет и методы экономической теории.

    Экономическая теория - наука в своей основе эмпирическая, то есть основана на фактах реальной жизни, но в то же время ей присущи определенные методы исследования:

      Общемировоззренческие - эти методы материалистической диалектики, они предполагает изучение процессов в единстве, во взаимосвязи и в развитии.

      Общенаучные - ими пользуются не только экономическая теория, но и другие науки. Сюда относятся:

      метод научной абстракции - он состоит в выделении наиболее существенных сторон изучаемого явления и отвлечении от случайного;

      метод анализа и синтеза. Анализ состоит в том, что сложные явления и процессы расчленяются на отдельные простые элементы, которые подвергаются детальному изучению. Синтез состоит в том, что результаты изучения отдельных частей обобщаются и устанавливается внутренние взаимосвязи элементов системы в целом;

      метод индукции и дедукции. Индукция - это переход от частного к общему (обобщение фактов). Дедукция наоборот, переход от общего к частному (научная гипотеза проверяется фактами);

      системный анализ - предполагает трактовку экономического объекта как системы, и в то же время как элемента еще более сложной системы.

    Частные методы включают в себя следующие методы:

    • графический;

      статистический;

      метод экономико-математического моделирования;

      метод сравнительного анализа;

      экономический эксперимент.

    Экономическая теория широко использует построение моделей экономических явлений и процессов. Форма описания моделей может быть графической и математической. Экономическая модель является инструментом для экономических прогнозов. Комплексом экономических принципов объясняется, как функционирует экономика и ее отдельные сектора.

    2. Основные этапы развития экономической теории. Меркантилизм.

    Как наука экономическая теория возникла в XVI – XVIII веках. Это – период становления капитализма, зарождения мануфактуры, развития общественного разделения труда, формирования внутренних рынков и мировой торговли, интенсификации денежного обращения. В это время создается первая значительная школа в мировой экономической науке – меркантилизм (от англ. merchant – денежный).

    Сущность их учения – в специфическом определении источника происхождения богатства. Этот источник меркантилисты выводили из сферы обращения, отождествляя богатство с деньгами , первоначально – только с золотом. Решение многих экономических проблем они видели в запрещении вывоза благородных металлов, ограничении импорта, поощрении хозяйственной деятельности, связанной с притоком в страну денег, поддерживали идею активного торгового баланса.

    Утверждение о том, что деньги – это абсолютная форма богатства возникло из-за того, что меркантилисты, являясь представителями купеческого сословия, отождествляли свои интересы с интересами государства.

    В рамках эпохи меркантилизма различают ранний и поздний меркантилизм. Различие этих двух эпох состоит в том, какими методами страна обогащалась благородными металлами.

    Представители раннего меркантилизма делают ставку на административные методы по удержанию благородных металлов в стране.

    Например, иностранным купцам под страхом суровых наказаний запрещалось вывозить из страны золото и серебро. Деньги же, вырученные от продажи товаров предписывалось тратить на территории данной страны. Конечно, это препятствовало развитию внешнеторговых отношений, что обусловило переход к политике позднего меркантилизма, которая предполагала увеличение количества в стране золота и серебра с помощью не административных, а экономических методов, т.е. всех методов, которые способствуют достижению активного торгового баланса, т.е. превышению экспорта товаров над их импортом, ибо положительная разница в виде драгоценных металлов останется внутри страны.

    Таким образом, составляющая позднего меркантилизма – политика протекционизма , направленная на защиту национальной экономики от зарубежных конкурентов.

    Например, Томас Ман (1571 – 1641 гг.), один из наиболее известных поздних меркантилистов, говорил, что нет иных способов получить деньги, кроме торговли, когда стоимость вывозимых товаров будет превышать стоимость ввозимых. Для этого он, помимо прочего, предлагал обрабатывать земли под такие культуры, которые помогли бы отказаться от ввоза некоторых товаров (например, конопли, льна, табака), а также рекомендовал отказаться от чрезмерного потребления иностранных товаров путём введения соответствующих законов. Также Ман говорит, что не следует облагать чрезмерными пошлинами отечественные товары, чтобы препятствовать их удорожанию и не сделать их недоступными для иностранцев, тем самым препятствуя продаже.

    Антуан Монкретьен (1575 – 1621 гг.), другой известный меркантилист, ввел в научный оборот термин «политическая экономия», опубликовав «Трактат по политической экономии» в 1615 г. Первая часть термина проистекает от греческого «политейя» – «государственное устройство». Дословно политэкономия переводится как законы хозяйствования в государстве. Появление термина связано с усилением роли государства в экономической жизни . С тех пор понятие используется с разной интенсивностью как обозначение общей экономической теории.

    Шотландец Джон Ло (1671 – 1729 гг.), впоследствии ставший генеральным контролером финансов Франции, известен экономистам как «отец инфляции». Понимая, что деньги не являются реальным богатством, он, однако, считал, что увеличение количества денег в стране способствует стимулированию предпринимательства, экономическому процветанию. Ло предпринял попытку введения в обращение бумажных денег. Однако в то время еще не созрело понимание необходимости жесткого контроля за денежным обращением, и попытка оказалась неудачной: деньги упали в цене десятикратно, это расстроило даже крупные состояния и экономику страны в целом.