Ликвидация бизнеса. Приказы. Оборудование для бизнеса. Бухгалтерия и кадры
Поиск по сайту

Платежи во внебюджетные фонды ип. Страховые взносы во внебюджетные фонды индивидуального предпринимателя (Заботина О.). Пример по регистрации ИП во внебюджетных фондах при найме работников

Значительная часть изменений, внесенных в Инструкции о порядке составления, представления бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений и об исполнении бюджетов бюджетной системы РФ (далее – , ) и , обусловлена изменениями порядка применения бюджетной классификации, а именно – исключением кодов КОСГУ из кода классификации расходов бюджета начиная с исполнения бюджетов в 2016 году.

НАША СПРАВКА

На официальном сайте Федерального казначейства в разделе "Документы" (подраздел "Учет и отчетность") размещены проекты контрольных соотношений для квартальной бухгалтерской (бюджетной) отчетности.

В первую очередь изменения коснулись порядка формирования отчетности, содержащей сведения о кассовом исполнении бюджета участниками бюджетного процесса, а также сведения о кассовом исполнении Плана финансово-хозяйственной деятельности бюджетными и автономными учреждениями. Так, из положений исключено требование о формирования Отчета об исполнении бюджета (форма 0503127) в разрезе кодов статей (подстатей) КОСГУ. При этом изменения не коснулись самой формы Отчета об исполнении бюджета (форма 0503127).

ОНЛАЙН-СЕМИНАР

Актуальные вопросы ответственности за нарушение бюджетного законодательства.


Скорректирован также порядок составления Сведений об исполнении бюджета (форма 0503164), формируемых на основании Отчета (форма 0503127): из состава кода бюджетной классификации, указываемого в графе 1 разделов "Расходы бюджета" и "Источники финансирования дефицита бюджета", начиная с 2016 года исключен код главы по БК ().

Для бюджетных и автономных учреждений состав Пояснительной записки (форма 0503760) дополнен Сведениями об исполнении судебных решений по денежным обязательствам учреждения (форма 0503295) (). Сведения (форма 0503295) содержат обобщающую информацию по всем видам деятельности учреждения и представляются учреждениями ежеквартально. Информация о задолженности по исполнительным документам и правовом основании ее возникновения раскрывается в текстовой части Пояснительной записки к Балансу учреждения (форма 0503760).

Отдельно остановимся на тех нововведениях, которые должны учитывать все государственные (муниципальные) учреждения (казенные, бюджетные и автономные) при подготовке отчетных форм в 2016 году.

В целях отражения сумм отложенных обязательств раздел "Обязательства финансовых годов, следующих за текущим (отчетным) финансовым годом" Отчета о бюджетных обязательства (форма 0503128) и Отчета об обязательствах учреждения (форма 0503738) дополнены соответствующей строкой 911.

Из состава форм, представляемых в составе Пояснительной записки (форма 0503160, форма 0503760), исключены Сведения по ущербу имуществу, хищениях денежных средств и материальных ценностей (форма 0503176, форма 0503776) , ).

Изменены формы Сведений по дебиторской и кредиторской задолженности (форма 0503169, форма 0503769) – отчет дополнен графами для детализации показателей, характеризующих уменьшение и увеличение задолженности, в том числе по неденежным расчетам ( , ).

В целях отражения аналитической информации о движении просроченной дебиторской и кредиторской задолженности Сведения (форма 0503169, форма 0503769) дополнены соответствующим разделом 3.

Начиная с 2016 года Сведения (форма 0503169) формируются получателями бюджетных средств раздельно по видам деятельности (бюджетная деятельность, средства во временном распоряжении) ().

ВНИМАНИЕ

Не забудьте, что по общему правилу показатели бухгалтерской (бюджетной) отчетности в 2016 году формируются с учетом переноса показателей по счетам на 1 января 2016 года, произведенного в межотчетный период согласно положениям письма Минфина России от 14 марта 2016 г. № 02-07-07/14989.

Отражение возврата дебиторской задолженности прошлых лет и возврата остатков субсидий в отчетности бюджетных и автономных учреждений

Уже начиная с отчетности за 2015 год операции по восстановлению расходов прошлых лет, произведенных в отчетном периоде, в Отчете (форма 0503737) не подлежали отражению в строках, детализирующих строку 200 раздела "Расходы учреждения" Отчета (форма 0503737), а отражались обособленно – в строке 300 Отчета (форма 0503737).

В то же время до внесения изменений в Инструкцию № 33 Приказом № 199н оставался не урегулированным порядок отражения в Отчете (форма 0503737) операций по возврату неиспользованных остатков субсидий, полученных учреждениями в прошлом году и возвращенных в отчетном периоде. При этом ранее специалисты финансового ведомства указывали: операции по возврату неиспользованных остатков целевых субсидий бюджетными и автономными учреждениями отражался в разделе "Доходы учреждения" Отчета (форма 0503737) по строке 104 со знаком "минус" (см., в частности, ).

Начиная с 2016 года порядок отражения операций по возврату остатков субсидий прошлых лет и восстановлению кассовых расходов прошлых лет в Отчете (форма 0503737) и Отчете (форма 0503723) не позволяет квалифицировать указанные операции в качестве "доходных" и "расходных" операций.

Так, на основании аналитических данных по видам поступлений и выбытий, отраженным на забалансовых счетах 17 "Поступления денежных средств на счета учреждения" и 18 "Выбытия денежных средств со счетов учреждения", открытых к счетам 201 00 "Денежные средства учреждения" и 210 03 "Расчеты с финансовым органом по наличным денежным средствам", операции по возврату остатков субсидий прошлых лет и восстановлению кассовых расходов прошлых лет подлежат отражению:

  • в разделе "Источники финансирования дефицита средств учреждения" Отчета (форма 0503737) ();
  • в разделе "Изменение остатков средств" Отчета о движении денежных средств учреждения (форма 0503723) (п. 55.1 Инструкции № 33н).

Исходя из положений п. 55.1 Инструкции № 33н учет на забалансовых счетах 17 и 18 операций по возврату остатков субсидий прошлых лет и восстановлению кассовых расходов должен быть организован, в том числе и в разрезе кодов КОСГУ (510 и 610).

Порядок отражения на забалансовых счетах 17 и 18 указанных операций в разрезе аналитических данных по видам поступлений и выбытий положениями , и не установлен. Соответственно, такой порядок желательно определить в рамках формирования учетной политики учреждения.

Отчет об исполнения учреждением Плана ФХД (форма 0503737)

Изменения, внесенные в порядок формирования Плана ФХД и от 17 декабря 2015 г. № 201н, повлекли изменения порядка формирования Отчета об исполнения учреждением Плана ФХД (форма 0503737). были внесены изменения, касающиеся как самой формы Отчета об исполнения учреждением Плана ФХД (форма 0503737), так и порядка отражения отдельных показателей Отчета (форма 0503737). При этом алгоритм формирования Отчета (форма 0503737) остался прежним.

При формировании Отчета (форма 0503737) следует учесть следующие изменения:

Подробнее с особенностями составления Отчета (форма 0503737) и примерами его заполнения Вы можете ознакомиться в материалах "Энциклопедии решений. Бюджетная сфера" интернет-версии системы ГАРАНТ. Получите бесплатный
доступ на 3 дня!

В бланке формы отсутствует "привязка" к конкретным кодам статей (подстатей) КОСГУ строк, детализирующих:

  • строку 010 раздела "Доходы";
  • строку 200 раздела "Расходы";
  • строки 520 и 620 раздела "Источники финансирования дефицита средств учреждения".

Формирование показателей отчета по строкам осуществляется с указанием:

  • кода аналитической группы подвида доходов – в разделе 1 Отчета (форма 0503737);
  • кода видов расходов – в разделе 2 Отчета (форма 0503737);
  • кода аналитической группы вида источников финансирования дефицитов бюджетов – в разделе 3 Отчета (форма 0503737).

При отсутствии показателей строки не формируются.

Раздел "Источники финансирования дефицита средств учреждения" дополнен строкой 590 "Движение денежных средств", отражающей сумму показателей:

"Движение денежных средств", отражающей сумму показателей:

  • строки 591 "Поступления денежных средств прочие" (формируется на основании показателей по возврату сумм ранее перечисленных денежных обеспечений, а также дебиторской задолженности прошлых лет;
  • строки 592 "Выбытия денежных средств прочие" (формируется на основании показателей по выбытию денежных средств при перечислении денежных обеспечений, а также возврату остатков субсидий прошлых лет).

В строке 910 раздела "Сведения о возвратах остатков субсидий и расходов прошлых лет" подлежит отражению сумма возвращенных остатков субсидий прошлых лет. Ранее отражаемые в строке 910 суммы восстановленных расходов прошлых лет подлежали отражению в строке 950 раздела "Сведения о возвратах остатков субсидий и расходов прошлых лет".

Несмотря на исключение кодов КОСГУ из классификации расходов бюджета, КОСГУ по-прежнему входит в состав бюджетной классификации РФ и применяется для ведения бухгалтерского учета и составления отчетности.

Отчет о движении денежных средств (форма 0503123)

В 2016 году в составе бюджетной отчетности получателями бюджетных средств, администраторами доходов бюджета и администраторами источников финансирования дефицита бюджета представляется Отчет о движении денежных средств (форма 0503123) (п. 146-150.2 Инструкции № 191н).

ВНИМАНИЕ

Отчет (форма 0503123) формируется в разрезе кодов статей (подстатей) КОСГУ и содержит обобщающие данные о движении денежных средств:

  • на счетах, открытых в кредитных организациях;
  • на лицевых счетах в казначейский органах;
  • в кассе учреждения.

В целях корректного формирования Отчета (форма 0503123) на забалансовых счетах 17 и 18, открытых к счетам 201 00 "Денежные средства учреждения" и 210 03 "Расчеты с финансовым органом по наличным денежным средствам", получателем бюджетных средств в рамках учетной политики должен быть организован аналитический учет поступлений и выбытий в разрезе кодов КОСГУ. Отчет (форма 0503123) включает следующие разделы:

  • раздел 1 "Поступления" (отражается информация о поступлениях денежных средств по текущим, инвестиционным, финансовым операциям);
  • раздел 2 "Выбытия" (отражается информация о выбытиях денежных средств по текущим, инвестиционным, финансовым операциям);
  • раздел 3 "Изменение остатков средств" (отражается информация об увеличении и уменьшении остатков денежных средств по текущим инвестиционным, финансовым операциям, включая операции со средствами во временном распоряжении);
  • раздел 4 "Аналитическая информация по выбытиям" (отражается детализированная в разрезе кодов раздела, подраздела классификации расходов бюджета информация по выбытиям, отраженным по строкам 220 и 310 раздела 2 "Выбытия").

ПРИМЕЧАНИЕ

При формировании Отчета (форма 0503123) следует учитывать, что суммы возврата дебиторской задолженности прошлых лет не включаются в показатель строки 052 раздела 1 "Поступления", а подлежат отражению в строке 421 раздела 3 "Изменение остатков средств". В бюджетном учете и отчетности возврат дебиторской задолженности прошлых лет отражается по коду 510 КОСГУ.

Показатели в граформа 5 "За аналогичный период прошлого финансового года" Отчета (форма 0503123) подлежат заполнению начиная с отчетности за 2017 год.

Отчет о движении денежных средств учреждения (форма 0503723)

Состав бухгалтерской отчетности бюджетных (автономных) учреждений, представляемой начиная с 2016 года, дополнен Отчетом о движении денежных средств учреждения (форма 0503723), порядок формирования которого установлен п.п. 55.1, 55.3 Инструкции № 33н.

ВНИМАНИЕ

В соответствии с Отчет о движении денежных средств учреждения (форма 0503723) представляется начиная с отчетности по состоянию на 1 июля 2016 года. Кроме того, Минфином России подготовлен проект изменений в , согласно которым Отчет (форма 0503723) подлежит формированию в составе полугодовой и годовой бухгалтерской отчетности (см. подп. "а" п. 1.3 Приложения № 4 к проекту приказа Минфина России "О внесении изменений в отдельные приказы Министерства финансов Российской Федерации").

Основанием для отражения показателей в Отчете (форма 0503723) являются аналитические данные по по видам поступлений и выбытий, отраженные на забалансовых счетах 17 и 18, открытых к счетам:

  • 0 201 11 000 "Денежные средства учреждения на лицевых счетах в органе казначейства";
  • 0 201 21 000 "Денежные средства учреждения на счетах в кредитной организации" (для автономных учреждений);
  • 0 201 26 000 "Денежные средства учреждения на специальных счетах в кредитной организации;
  • 0 201 27 000 "Денежные средства учреждения в иностранной валюте на счетах в кредитной организации";
  • 0 201 34 000 "Касса";
  • 0 210 03 000 "Расчеты с финансовым органом по наличным денежным средствам".

Отчет (форма 0503723) содержит обобщающие показатели по всем видам деятельности учреждения, сгруппированные по разделам:

  • раздел 1 "Поступления" (отражаются поступления денежных средств по текущим, инвестиционным, финансовым операциям с учетом возвратов);
  • раздел 2 "Выбытия" (отражаются выбытия денежных средств по текущим, инвестиционным, финансовым операциям с учетом возвратов);
  • раздел 3 "Изменение остатков средств" (отражается увеличение и уменьшение остатков денежных средств по текущим, инвестиционным, финансовым операциям с учетом возвратов, а также курсовая разница);
  • раздел 4 "Аналитическая информация по выбытиям" (отражается детализированная информация по выбытиям, отраженным по строкам 220, 310 раздела 2 "Выбытия").

ПРИМЕЧАНИЕ

Показатели в граформа 5 "За аналогичный период прошлого финансового года" Отчета (форма 0503723) подлежат заполнению начиная с отчетности за 2017 год.

Анна Шершнева ,
эксперт направления "Бюджетная сфера" службы Правового консалтинга ГАРАНТ,
советник государственной гражданской службы РФ 2 класса

Бюджетная отчетность в налоговую за 2018-2019 годы предоставляется по несколько иным правилам, нежели отчетность коммерческой организации или предпринимателя. Ниже в статье вы можете ознакомиться с особенностями налоговой отчетности бюджетных учреждений и сроками ее сдачи.

Какие формы бухгалтерской отчетности в налоговую сдают бюджетные учреждения

Обязанность вести бухгалтерский учет возложена на все экономические субъекты страны (п. 6 закона «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011 № 402-ФЗ). Положения этого закона распространяются и на бюджетные организации (п. 2 ст. 2 закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ).

Бухгалтерский учет у государственных учреждений отличается от учета в коммерческих компаниях: принципы и основополагающие постулаты учета неизменны, а вот методы и инструменты имеют особенности.

Подробнее об организации бухучета в бюджетных организациях читайте в материале «Ведение бухгалтерского учета в бюджетных учреждениях» .

Конечным продуктом бухгалтерского учета экономического субъекта, в том числе и госучреждения, является бухгалтерская отчетность. Согласно п. 4 ст. 14 закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ состав отчетности бюджетного учреждения должен определяться в соответствии с бюджетным законодательством.

До наступления 2013 года бюджетные учреждения сдавали отчетность в соответствии с отраслевыми НПА в вышестоящие органы. Обязанность сдавать бухотчетность в налоговую инспекцию появилась у бюджетников в 2013 году (подп. 5 п. 1 ст. 23 НК РФ).

Основные нормативные акты, определяющие порядок составления и сдачи бухгалтерской отчетности бюджетного учреждения в налоговую инспекцию и иные госорганы, следующие:

  • Инструкция о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы РФ — утверждена приказом Минфина от 28.12.2010 № 191н.
  • Инструкция о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений — утверждена приказом Минфина от 25.03.2011 № 33н.

Указанные документы содержат список форм, которые входят в состав отчетности бюджетных организаций. Но сам перечень сдаваемой бухгалтерской отчетности бюджетных учреждений в ИФНС приведен в письме Минфина РФ от 28.03.2013 № 02-06-07/9937. Получатели бюджетных средств должны сдавать баланс распорядителя (администратора) бюджетных средств по форме 0503130.

У бюджетных и автономных учреждений список отчетности, которую нужно сдать в налоговые органы, шире:

  • баланс учреждения (форма 0503730);
  • отчет об исполнении плана финансово-хозяйственной деятельности — по форме 0503737;
  • отчет о финансовых результатах деятельности учреждения — по форме 0503721;
  • сведения о дебиторской и кредиторской задолженности (форма 0503769);
  • сведения об остатках денежных средств учреждения (форма 0503779).

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Отчетность за 2018 год составлять нужно на новых бланках .

О том, какой план счетов используется бюджетными учреждениями, читайте в этой статье .

Консолидированную отчетность госучреждения в налоговую инспекцию не сдают.

Если госучреждение ликвидируется, то оно должно предоставить ликвидационный баланс госучреждения по форме 0503830. При реорганизации составляется разделительный баланс по той же форме.

Отчетность госучреждение может сдать в налоговую на бумаге или в электронном виде (приказ ФНС РФ от 12.07.2011 № ЕД-4-3/11207). Форматы для сдачи бухотчетности бюджетниками в электронном виде утверждены приказом ФНС РФ от 20.03.2017 № ММВ-7-6/228@.

Кроме того, госучреждения обязаны отчитываться по имущественным налогам в том же порядке, как и коммерческие компании: если у бюджетного учреждения есть транспорт, движимое или недвижимое имущество, участок земли, то нужно сдавать соответствующие декларации и уплачивать налог в сроки, установленные для плательщиков данных налогов.

Сроки сдачи бухгалтерской отчетности в ИФНС бюджетными учреждениями

Годовая бухотчетность бюджетной организации составляется на отчетную дату 1 января следующего после отчетного года, нарастающим итогом, в рублях, с точностью до сотых.

Отчетность подписывает руководитель и главный бухгалтер; если содержатся плановые и аналитические показатели, то необходима подпись еще и руководителя финансово-аналитической службы (если она есть в составе организации) или ответственного за данные показатели.

Отчетность составляется на основе данных главной книги и прочих регистров бухучета после проведения предварительной сверки показателей аналитического и синтетического учета и проверки показателей отчетности по контрольным соотношениям, публикуемым на сайте Федерального казначейства. В отчетность нужно включать данные деятельности всех филиалов и подразделений, вне зависимости от того, где они находятся.

По общему правилу годовая бухгалтерская отчетность компании должна быть передана в налоговую инспекцию не позднее 3 месяцев после окончания календарного года. То есть за 2018 год бюджетники должны сдать бухотчетность в налоговую до 01.04.2019 (перенос с воскресенья 31 марта). При этом организации госсектора освобождены от необходимости сдавать отчеты в органы статистики (ч. 1 ст. 18 закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ).

Штраф за несдачу бухотчетности в налоговую равен 200 руб. за каждую форму (ст. 126 НК РФ). Возможен также административный штраф на должностных лиц 300-500 руб. О планах Минфина по повышению штрафов см. материал «За несданную отчетность будут штрафовать на 700 тыс. руб.?»

Декларации по налогам бюджетники сдают на общих основаниях. График сдачи можно посмотреть .

Итоги

Как и другие экономические субъекты страны, бюджетные учреждения должны сдавать бухгалтерскую отчетность в налоговые органы. Порядок сдачи бухотчетности для бюджетников отличается от остальных организаций специфическим перечнем форм отчетности, утвержденным приказом Минфина, и нюансами для форматов сдачи, установленными письмами ФНС.

Бухгалтерская отчетность - это основной финансовый отчет юридического лица перед государством. В законе дается такое определение: "Бухгалтерская (финансовая) отчетность - это информация о финансовом положении экономического субъекта на отчетную дату, о финансовом результате его деятельности и движении денежных средств за отчетный период, систематизированная в соответствии с требованиями законодательства". Это определение содержится в Федеральном законе России "О бухгалтерском учете".

Отсюда следует, что бухгалтерская отчетность должна давать полную картину о финансовом состоянии организации за конкретный период.

Законом 402-ФЗ о бухгалтерском учете установлено, что бухгалтерская отчетность должна быть :

  • Достоверной. Она должна содержать правильные сведения и давать реальное представление о финансовом положении компании.
  • Полезной. Полезность определяется критериями уместности, надежности, сравнимости и своевременности. Полной.
  • Существенной. Она должна включать существенные показатели, то есть те, которые имеют влияние на принятие экономических решений.
  • Нейтральной. Нейтральность подразумевает объективность и исключает одностороннее представление интересов той или иной группы.
  • Последовательной.
  • Полной.

В России бухгалтерская отчетность на законодательном уровне регулируется законом 402-ФЗ, Положениями о бухгалтерском учёте (ПБУ), а также частично - Налоговым кодексом РФ. В мире действуют Международные стандарты финансовой отчётности (МСФО - IFRS), и в России с 1998 года действует специальная программа по приведению российской отчетности в соответствие с МСФО.

В практическом плане бухгалтерская отчетность - это ряд документов, которые необходимо заполнять и представлять в контролирующие органы всем организациям - коммерческим, бюджетным, страховым и прочим. Это:

  • бухгалтерский баланс.
  • отчёт о финансовых результатах.
  • отчёт об изменениях капитала.
  • отчёт о движении денежных средств.

Ниже мы рассмотрим особенности составления и представления бухгалтерской отчетности.

Что касается индивидуальных предпринимателей (ИП) , то они не обязаны сдавать бухгалтерские отчеты, как не обязаны вести бухучет. Их основная задача - налоговый учет и отчетность. Также есть предприятия, к которым установлены упрощенные требования по ведению учета и сдаче отчетности по бухгалтерии. Ниже мы также рассмотрим все эти аспекты.

Кто обязан вести бухучет и сдавать отчетность?

Бухгалтерская отчетность - это результат бухгалтерского учета организации. Таким образом, бухгалтерскую отчетность обязаны формировать и сдавать все те субъекты предпринимательства, которые по законодательству должны вести бухгалтерский учет. А обязанность эта закреплена в Законе "О бухгалтерском учете" № 402-ФЗ (статья 6).

По умолчанию вести бухгалтерский учет обязаны все субъекты предпринимательства. Но есть несколько исключений.

Так, освобождены от ведения бухучета :

  • Индивидуальные предприниматели на УСН, ЕНВД, ЕСХН.
  • Индивидуальные предприниматели на патентной системе.
  • Индивидуальные предприниматели на общей системе налогообложения, уплачивающие НДФЛ.
  • Филиалы иностранных организаций в РФ, если они ведут учет по законодательству своей страны.
  • Участники проекта "Сколково".
  • Субъекты малого предпринимательства. Критерии отнесения компаний к малым предприятиям указаны в статье 4 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ. Основные: численность сотрудников - не более 250 человек, годовой доход - не более 2 000 000 000 рублей, доля участия других юрлиц в уставном капитале.
  • Некоммерческие организации.

Подробнее об упрощенном ведении учета и сдаче отчетности читайте в соответствующем разделе данного справочного материала.

Обязанность сдавать отчетность также закреплена в Налоговом кодексе РФ (статья 23), где сказано, что налогоплательщики обязаны представлять годовую бухгалтерскую отчетность в ИФНС по месту нахождения организации.

Главные правила бухгалтерской отчетности

Есть несколько базовых правил, которым должен соответствовать бухгалтерский отчет. Их можно найти в нескольких нормативных документах: Законе 402-ФЗ, ПБУ 4/99, Приказе Минфина России от 02.07.2010 № 66н (им установлены формы отчетности). Это:

  1. Язык отчета - только русский.
  2. Валюта, используемая в отчете, - только рубли.
  3. Детализация денежных сумм - в тысячах рублей без десятичных знаков либо в миллионах рублей без десятичных знаков (если обороты большие).
  4. Числовые показатели - в нетто-оценке, то есть за вычетом регулирующих величин, что раскрывается в Пояснениях к балансу.
  5. Никаких помарок или исправлений в отчете быть не может.
  6. Пустых граф оставлять нельзя. Если значения для той или иной графы нет, то ставится прочерк.
  7. Если число - отрицательное, то оно указывается в круглых скобках. Для вычитаемых показателей применяется то же правило.
  8. Статьи бухгалтерской отчетности оцениваются по правилам, установленным ПБУ.
  9. Зачет между статьями активов-пассивов, прибылей-убытков не допускается.
  10. Данные бухгалтерского отчета за 2016 год должны быть сопоставимы с данными за 2015 и более ранние годы. Если это не так, то нужно их корректировать.

    Состав годовой бухгалтерской отчетности 2016

    Годовая бухгалтерская отчетность коммерческих компаний должна включать:

    • Бухгалтерский баланс;
    • Отчет о финансовых результатах (отчет о прибылях и убытках);
    • Отчет об изменениях капитала;
    • Отчет о движении денежных средств;
    • пояснительные записки к балансу и отчетам;
    • аудиторское заключение - в случае, если организация подлежит обязательному аудиту.

    Формы бухгалтерского баланса и вышеупомянутых отчетов утверждены Приказом Минфина России от 02.07.2010 № 66н.

    Внимание! Для страховых и кредитных организаций установлены свои формы отчетности. Подробнее о них - см. в соответствующих пунктах данного справочного материала.

    Сроки сдачи годовой отчетности

    Статья 23 НК РФ говорит о том, что организации обязаны представлять годовую бухгалтерскую отчетность в ИФНС не позднее 31 марта года, следующего за отчетным годом.

    Если 31 марта попадает на субботу или воскресенье, то сдать отчетность можно в следующий за ними понедельник. В 2017 году этот день выпадает на пятницу, так что никакого переноса срока не будет.

    Поскольку сдавать отчет можно разными способами, то встает вопрос, как именно будет считаться дата сдачи отчета:

    • Если отчетность отправлена по почте ценным письмом с описью вложения - такой датой считается день ее почтового отправления. Он указывается на почтовом штемпеле, проставляемом работником почты на описи вложения.
    • Если отчетность представлена лично - такой датой считается дата ее подачи. Эту дату налоговый работник должен указать на экземпляре отчетности или ее копии, которая остается у налогоплательщика. Дата ставится вместе с росписью сотрудника ИФНС, подтверждающей получение налоговым органом отчета от организации.
    • Если отчетность представлена в электронном виде - датой отправки считается дата, указанная в подтверждении отправки, т.е. в электронном документе, сформированном оператором связи или налоговым органом.

    ВАЖНО! Сдавать промежуточную бухгалтерскую отчетность (за квартал или месяц) в налоговую инспекцию не нужно.

    ПБУ и МСФО

    ПБУ и МСФО - это стандарты бухгалтерского учета. В чем отличие?

    ПБУ - это аббревиатура для "Положения о бухгалтерском учете". Это стандарты бухгалтерского учета России, регламентирующие порядок учета активов, обязательств или событий хозяйственной деятельности. ПБУ - это внутренние документы России, они принимаются Минфином РФ и действуют для коммерческих небанковских организаций (для банков и кредитных организаций используются положения, принимаемые Центробанком РФ).

    Сегодня действуют 24 ПБУ, все они обязательны к применению при составлении бухгалтерской отчетности и ведении регистров бухучета.

    МСФО (IFRS) - аббревиатура для "Международных стандартов финансовой отчетности". Эти стандарты принимает организация "Совет по Международным стандартам финансовой отчётности" (IASB), расположенная в Великобритании.

    МСФО обязательны к применению в некоторых странах Европы, а также почти для всех европейских компаний, чьи ценные бумаги обращаются на бирже.

    В России действует программа реформирования бухгалтерского учета в соответствии с МСФО. Приказом Минфина России от 25.11.2011 № 160н в нашей стране введены в действие 63 документа: сами стандарты МСФО и разъяснения к ним.

    Кто подписывает бухгалтерский отчет?

    Подпись руководителя на годовой бухгалтерской отчетности организации обязательна. С мая 2015 года Минфин исключил подпись главного бухгалтера на отчете (ранее она также ставилась в обязательном порядке).

    Формы бухгалтерской отчетности коммерческих организаций

    1. Бухгалтерский баланс (форма 071001) - состоит из 5 разделов: Внеоборотные активы, Оборотные активы, Капитал и резервы, Краткосрочные и Долгосрочные обязательства. Форма баланса заполняется построчно, в каждой строке приводятся показатели на отчетную дату отчетного периода, на 31 декабря предыдущего года и на 31 декабря предпредыдущего года.
    2. Отчет о финансовых результатах (отчет и прибылях и убытках) - форма 0710002. В нем отражается информация о доходах и расходах организации, а также о ее прибылях и убытках за отчетный период и аналогичный период предыдущего года (это установлено в ПБУ 4/99).
    3. Отчет об изменении капитала (форма 0710003) - показывает движение капитала организации за отчетный и два предыдущих года.
    4. Отчет о движении денежных средств (форма 0710004) - показывает потоки денежных средств и их эквивалентов в организации за отчетный год и предыдущий год.
    5. Пояснительная записка к Бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах - эти документы могут оформляться как таблицей, так и текстом. В случае оформления таблицей, организация сама устанавливает содержание этих пояснений.

    Все эти формы бухгалтерской отчетности, а также порядок их заполнения утверждены Приказом Минфина России от 02.07.2010 № 66н.

    Субъекты малого предпринимательства также используют формы Бухгалтерского баланса и Отчета о финансовых результатах, утвержденные этим же приказом Минфина.

    Бухгалтерский отчет и учет в упрощенном порядке

    Закон 402-ФЗ о бухучете разрешает некоторым организациям (в том числе субъектам малого предпринимательства) вести бухгалтерский учет и сдавать отчетность в упрощенном порядке. В то же время указанные организации вправе формировать представляемую бухгалтерскую отчетность в общеустановленном порядке. Соответствующее решение принимается организациями самостоятельно.

    По упрощенной схеме могут вести учет:

    • Участники проекта "Сколково".
    • Субъекты малого предпринимательства.
    • Некоммерческие организации.

    Законом отдельно оговорено, кто не имеет права вести упрощенный бухучет и сдавать упрощенную отчетность. Это:

    1. организации, чья бухгалтерская отчетность подлежит обязательному аудиту;
    2. ЖК, ЖСК и МФО;
    3. кредитные потребительские кооперативы;
    4. государственные организации;
    5. политические партии;
    6. коллегии адвокатов, адвокатские бюро, палаты и консультации;
    7. нотариальные палаты;
    8. некоммерческие организации, выполняющие функции иностранного агента.

    Бухгалтерский учет и отчетность субъектов малого предпринимательства

    Критерии отнесения компаний к малым предприятиям указаны в статье 4 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ. Основные: численность сотрудников - не более 250 человек, годовой доход - не более 2 000 000 000 рублей, доля участия других юрлиц в уставном капитале (есть несколько вариантов).

    Субъекты малого предпринимательства сдают только Бухгалтерский баланс и Отчет о финансовых результатах. Также им дано право добавлять в отчет финансовые показатели только по группам статей без детализации.

    Что касается собственно упрощенных способов ведения бухгалтерского учета, то все они перечислены в Информации Минфина России № ПЗ-3/2015. Это:

    • Ведение учета без двойной записи.
    • Сокращенный план счетов.
    • Упрощенная система регистров учета.
    • Возможность не применять некоторые ПБУ.
    • Кассовый метод учета доходов и расходов.
    • Оценка финансовых вложений по их первоначальной стоимости (то есть без последующей переоценки).
    • И некоторые другие детали.

    Бухгалтерский учет и отчетность участников "Сколково"

    На учет и отчетность для этой категории компаний распространяются те же правила, что применяются и к малым предприятиям.

    Бухгалтерский отчет некоммерческих организаций

    Упрощенные способы ведения бухгалтерского учета для НКО перечислены в Информации Минфина России № ПЗ-1/2015 (это письмо относится только к НКО!). Они в целом повторяют те же правила, которые установлены Информацией Минфина № ПЗ-3/2015 для малых предприятий (см. выше по тексту), с некоторыми незначительными изменениями.

    Годовой бухгалтерский отчет некоммерческой организации состоит из бухгалтерского баланса, отчета о целевом использовании средств и приложений к ним.

    В Отчете о целевом использовании средств раскрывается информация о поступлении в НКО средств, предназначенных для обеспечения ее уставной деятельности, и о целевом использовании этих средств в соответствии с утвержденным бюджетом или финансовым планом. Отчет также содержит данные об остатке этих средств на начало и конец отчетного периода (года).

    Форма, по которой НКО составляют этот отчет, может быть двух типов:

    1. общеустановленная форма 0710006
    2. упрощенная форма 0710006.

    Вторую, упрощенную, могут использовать те некоммерческие организации, которые ведут учет по упрощенной схеме (имеют на это право согласно закону 402-ФЗ).

    Первую, общую, применяют все остальные. Либо, по желанию, ее также могут использовать и "упрощенцы".

    Обе формы утверждены Приказом Минфина России от 02.07.2010 № 66н.

    Бухгалтерская отчетность бюджетных организаций

    Отчетность бюджетных, автономных и казенных учреждений регулируется отдельными нормативными актами. Она отличается от отчетности коммерческих компаний. Более того - для разных типов бюджетных учреждений эта отчетность тоже разная, хотя и имеет схожие принципы и черты.

    Бюджетные и автономные учреждения составляют и представляют бухгалтерскую отчетность в соответствии с Инструкцией о порядке составления и представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений, утвержденной Приказом Минфина России от 25.03.2011 № 33н.

    Казенные учреждения при составлении отчетности руководствуются другим документом - Инструкцией о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы РФ, утвержденной Приказом Минфина России от 28.12.2010 № 191н.

    Общие требования к отчетности для бюджетных, автономных и казенных учреждений таковы:

    • Отчетность составляется по итогам календарного года.
    • Данные, отраженные в отчетности, должны быть подтверждены результатами проведенной инвентаризации активов и обязательств.
    • Отчет должен быть подписан руководителем и главным бухгалтером и может быть сдан как на бумаге, так и в электронном виде.

    Отчетность необходимо сдавать по следующим формам:

    • Баланс учреждения (форма 0503730 - для бюджетных и автономных, форма 0503130 - для казенных учреждений)
    • Справка по консолидируемым расчетам (форма 0503710 - для бюджетных и автономных, форма 0503125 - для казенных учреждений)
    • Справка по заключению счетов бюджетного учета (форма 0503725 - для бюджетных и автономных, формы 0503110 и 0503111 - для казенных учреждений)
    • Отчет об исполнении плана/бюджета (форма 0503737 - для бюджетных и автономных, формы 0503127, 0503317 и 0503117 - для казенных учреждений)
    • Отчет о принятых учреждением обязательствах (форма 0503738 - для бюджетных и автономных, форма 0503128 - для казенных учреждений)
    • Отчет о финансовых результатах деятельности (форма 0503721 - для бюджетных и автономных, форма 0503121 - для казенных учреждений)
    • Пояснительная записка (форма 0503760 - для бюджетных и автономных, форма 0503160 - для казенных учреждений)
    • Справка о суммах консолидируемых поступлений, подлежащих зачислению на счет бюджета (форма 0503184 - только для казенных учреждений)
    • Баланс исполнения бюджета (форма 0503120 - только для казенных учреждений)
    • Отчет о движении денежных средств (форма 0503123 - только для казенных учреждений)
    • Отчет о кассовом поступлении и выбытии денежных средств (форма 0503124 - только для казенных учреждений)
    • Разделительный баланс (форма 0503230 - только для казенных учреждений)
    • Консолидированный отчет о финансовых результатах (форма 0503321 - только для казенных учреждений)
    • Консолидированный отчет о движении денежных средств (форма 0503323 - только для казенных учреждений)

    Бухгалтерская отчетность банков и кредитных организаций

    Бухгалтерская отчетность банков и кредитных организаций - особенная. Она регулируется нормативными документами Банка России. Основополагающими документами являются "Положение о правилах ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях, расположенных на территории Российской Федерации" (утв. Банком России 16.07.2012 № 385-П) и Указание Банка России от 04.09.2013 № 3054-У "О порядке составления кредитными организациями годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности". Внимание!

    Новые формы отчетности для банков установлены Указанием Банка России от 24.11.2016 N 4212-У, которое отменило ранее действовавшее Указание Банка России от 12.11.2009 № 2332-У.

    В числе новых форм отчетности:

    • 0409120 "Данные о риске концентрации", разработанная в целях оценки экономического положения кредитных организаций с учетом риска концентрации;
    • 0409171 "Сведения для расчета размера участия иностранного капитала в совокупном уставном капитале кредитных организаций, имеющих лицензию на осуществление банковских операций";
    • 0409702 "Информация о неисполненных сделках", разработанная в целях ведения статистики и оперативного мониторинга системных рисков финансовой системы, связанных с неисполнением отдельных видов сделок на финансовых рынках.

    Также уточняются требования к формированию показателей отчетных форм и порядку их представления в Банк России.

    Годовая отчетность банков составляется по итогам календарного года. Она подлежит обязательному аудиту. Аудиторское заключение сдается вместе с годовым отчетом в Банк России.

    Аудит бухгалтерской отчетности

    В ряде случаев законом установлено, что организация обязана проводить аудиторскую проверку бухгалтерской отчетности. Список случаев, когда это обязательно, установлен Федеральным законом от 30.12.2008 № 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности". В частности, аудит обязателен:

    • для всех АО (акционерного общества);
    • для компаний, чьи ценные бумаги допущены к организованным торгам;
    • для кредитных организаций, фондов, участников рынка ценных бумаг, страховых и клиринговых компаний;
    • для организаторов азартных игр и операторов лотерей;
    • для СРО (саморегулируемых организаций);
    • для государственных компаний и корпораций;
    • для ряда конкретных компаний (Ростех, Росатом, Агентство по страхованию вкладов, Роскосмос и т.д.);
    • а также если объем выручки от продажи продукции (товаров, работ, услуг) организации за предшествовавший отчетному год превышает 400 миллионов рублей или сумма активов бухгалтерского баланса по состоянию на конец предшествовавшего отчетному года превышает 60 миллионов рублей;

    Аудиторское заключение не входит в состав годовой бухгалтерской отчетности, но прилагается к ней. Аудиторское заключение организация обязана предоставить в орган государственной статистики и опубликовать его вместе со своей годовой отчетностью.

    Инвентаризация

    Перед составлением годовой бухгалтерской отчетности организация обязана провести инвентаризацию. Это обязательство распространяется на все компании вне зависимости от их режима налогообложения или организационно-правовой формы. Задача инвентаризации - обеспечить достоверность данных бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности. Для этого в ходе инвентаризации проверяются и документально подтверждаются наличие, состояние и оценка активов и обязательств организации.

    Такая инвентаризация - плановая. Для ее проведения руководитель должен утвердить положение об инвентаризации. Сроки проведения такой инвентаризации - с 1 января по 31 декабря отчетного года.

    Годовая инвентаризация проводится по всем активам и обязательствам компании, проверка - сплошная.

    Есть и другие причины проведения инвентаризации, внеплановые. Они установлены Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности, Федеральным законом 402-ФЗ и ПБУ 4/99). Это:

    • смена материально ответственных лиц;
    • выявление фактов хищения, злоупотребления или порчи имущества;
    • стихийные бедствия, пожар или другие чрезвычайные ситуации;
    • ликвидация или реорганизация организации.

    Порядок проведения инвентаризации

    • Шаг 1. Создание инвентаризационной комиссии
    • Шаг 2. Получение последних приходных и расходных документов
    • Шаг 3. Получение расписки от материально ответственного лица
    • Шаг 4. Подготовка инвентаризационных описей (актов)
    • Шаг 5. Проверка и документальное подтверждение наличия, состояния и оценки активов и обязательств
    • Шаг 6. Обобщение результатов, выявленных инвентаризацией
    • Шаг 7. Утверждение результатов инвентаризации
    • Шаг 8. Отражение в учете результатов инвентаризации

    Составляем годовой отчет с Консультант Плюс

    Разработчики справочной правовой системы Консультант Плюс традиционно выпускают ежегодный аналитический материал "Практическое пособие по годовой бухгалтерской отчетности". Этот материал обычно включает очень подробные разъяснения о формировании бухгалтерского отчета за год, с примерами, комментариями, образцами заполнения форм документов и т.п.

    Уникальный инструмент, заложенный в этом материале, - раздел "Взаимоувязка показателей" поможет еще раз проверить свой готовый отчет на корректность деталей.

    От Консультант Плюс.

Бюджетные и автономные учреждения должны сдавать в налоговую инспекцию по местонахождению годовую бухгалтерскую (финансовую) отчетность. Это следует из подпункта 5 пункта 1 статьи 23 Налогового кодекса РФ. Отчетность можно сдавать не только на бумаге, но и в электронном виде через интернет.

Состав отечности

Электронную отчетность в налоговые органы представьте не позднее 31 марта 2016 года (датой представления считается дата отправки). При этом руководствуйтесь приказом ФНС России от 27 декабря 2013 г. № ММВ-7-6/658.

Форматы утверждены приказом ФНС Росси от 1 марта 2016 года № ММВ-7-6/109@. В составе электронный отчетности представьте:

    Баланс государственного (муниципального) учреждения (приложению № 1 к приказу);

    Отчет об исполнении учреждением плана его финансово-хозяйственной деятельности (приложению № 2 к приказу);

    Отчет о финансовых результатах деятельности учреждения (приложение № 3);

    Сведения по дебиторской и кредиторской задолженности учреждения (приложение № 4);

    Сведения об остатках денежных средств учреждения (приложение № 5);

    Разделительный (ликвидационный) баланса государственного (муниципального) учреждения (приложение №6).

С 2016 году в составе годовой отчетности учреждения сдают Отчет о движении денежных средств учреждения (ф. 0503723). Однако формат для этого отчета налоговики не утвердили. Поэтому представлять ее в налоговую не нужно.

Кто сдает в электронном виде

Сдать бухгалтерскую отчетность в электронном виде учреждение может только по своей инициативе (письма Минфина России от 15 января 2008 г. № 03-02-07/1-11 и ФНС России от 10 января 2012 г. № АС-4-3/10, от 12 июля 2011 г. № ЕД-4-3/11207). То есть такая форма не обязательна.

Если учреждение сдало отчетность в электронном виде, предствлять бумажные копии не нужно (п. 4.1.3.1 регламента, утвержденного приказом ФНС России от 9 сентября 2005 г. № САЭ-3-01/444). Формы, переданные в электронном виде, имеют равную с бумажными вариантами юридическую силу.

Чтобы начать сдавать отчетность в электронном виде, необходимо заключить договор на оказание услуг с оператором связи. После этого он подключит учреждение к системе передачи отчетности по электронной почте. Специальная программа должна быть защищена от несанкционированного доступа к передаваемым сведениям.

Ответственность

За опоздание со сдачей учреждение могут оштрафовать по статье 126 Налогового кодекса РФ. Размер штрафа составляет 200 руб. за каждый документ в составе отчетности, который налоговые инспекторы получили с опозданием.

Все налоги и платежи для индивидуальных предпринимателей можно разделить на четыре основные категории:

  1. Фиксированные платежи во внебюджетные фонды «за себя».
  2. Налоги и платежи во внебюджетные фонды с зарплаты работников .
  3. Налоги в зависимости от выбранной системы налогообложения .
  4. Дополнительные налоги и платежи (в зависимости от вида деятельности ).

Бесплатная консультация по налогам

Страховые взносы ИП во внебюджетные фонды «за себя»

Индивидуальный предприниматель должен уплачивать страховые взносы «за себя» (фиксированные платежи) при любой системе налогообложения, даже если он не ведет никакой деятельности и не получает никакой прибыли. Если ИП работает один (без наемных работников), то платить отчисления он должен только «за себя».

В течение 2019 года предпринимателю необходимо произвести 2 платежа:

На пенсионное страхование На медицинское страхование Итого
29 354 руб. 6 884 руб. 36 238 руб.

Также индивидуальным предпринимателям, годовой доход которых за 2019 год будет больше 300 000 рублей, придется дополнительно заплатить 1% от суммы доходов превысивших эти 300 000 рублей до 1 июля следующего года.

Налоги и платежи во внебюджетные фонды с зарплаты работников

Индивидуальный предприниматель может нанимать работников по трудовым и гражданско-правовым договорам (договор подряда, договор на оказание услуг и другие, для разовой работы или работы, не требующей выполнения внутреннего распорядка).

Важно понимать, что нанимая к себе работника, ИП берет на себя дополнительные расходы и обязанности:

  • Исчисляет и удерживает НДФЛ с доходов выплачиваемых своим сотрудникам. Один раз в месяц (на следующий день после выплаты заработной платы) индивидуальный предприниматель обязан перечислять НДФЛ по ставке 13% в пользу налоговой инспекции, выступая в роли налогового агента.
  • Платит страховые взносы во внебюджетные фонды. Отчисления во внебюджетные фонды за работников платятся каждый месяц, исходя из размера тарифов страховых взносов, умноженных на заработные платы сотрудников.

Более подробно про налоги и страховые платежи за работников .

Обратите внимание , с 2017 года все страховые взносы, как фиксированные, так и за работников, уплачиваются по реквизитам ФНС РФ. Связано это с переходом администрирования страховых взносов в введение Федеральной налоговой службы с 2017 года.

Налоги в зависимости от выбранной системы налогообложения

Всего для индивидуальных предпринимателей предусмотрено пять налоговых режимов (один общий и четыре специальных):

  1. Общая система налогообложения – ОСН ;
  2. Упрощенная система налогообложения – УСН ;
  3. Единый налог на вмененный доход – ЕНВД ;
  4. Патентная система налогообложения – ПСН ;
  5. Единый сельскохозяйственный налог – ЕСХН .

Более подробно ознакомиться с каждым действующим в России налоговым режимом вы можете на этой странице .

Дополнительные налоги и платежи ИП

Осуществление некоторых видов деятельности подразумевают уплату дополнительных налогов. К ним относятся:

  • Налог за производство и реализацию подакцизных товаров.
  • Налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ).
  • Водный налог за использование водных объектов.

ИП, имеющие специальные разрешения и лицензии, помимо дополнительных налогов должны также осуществлять:

  • Регулярные платежи за пользование недрами.
  • Сборы за пользование объектами животного мира.
  • Сборы за пользование объектами водных биологических ресурсов.

Примечание : дополнительные налоги, платежи и сборы необходимо платить независимо от системы налогообложения, на которой находится индивидуальный предприниматель.