Ликвидация бизнеса. Приказы. Оборудование для бизнеса. Бухгалтерия и кадры
Поиск по сайту

Перепись населения и её значение. Вот какие мы - россияне

28 марта Росстат представил в "Российской газете" предварительные итоги Всероссийской переписи населения, проведенной с 14 по 25 октября 2010 года, об общей численности переписанного населения, о числе мужчин и женщин, с разбивкой на городское и сельское население. Впервые итоги переписи по численности населения и возрастно-половом составе будут получены по всем муниципальным образованиям.

По предварительным данным, всего учтено 142 905,2 тысячи человек, постоянно проживающих в России. По сравнению с переписью 2002 года население России сократилось с 145 166,7 тысячи человек до 142 905,2 тысячи человек, или на 2,2 миллиона человек (1,6 процента).

Сокращение происходило из-заестественной убыли населения (превышения числа умерших над числом родившихся) на фоне миграционного прироста в течение всего межпереписного периода.

По-прежнему наиболее населенными являются Центральный, Приволжский и Сибирский федеральные округа, на территории которых проживает более 61 процента населения страны. По сравнению с переписью 2002 года численность населения сократилась в 63, а возросла в 20 субъектах Федерации.

Россия остается высоко урбанизированной страной. Доля городского населения в 2010 году составила 73,7 процента против 73,3 процента в 2002 году.

По данным переписи 2010 года, сохранилось характерное для населения России значительное превышение численности женщин над численностью мужчин, которое составило 10 515 тысяч человек против 9956 тысяч человек в 2002 году. Переписью учтено 66 205 тысяч мужчин и 76 700,2 тысячи женщин, или 46,3 процента и 53,7 процента (в 2002 году — 46,6 процента и 53,4 процента). Соотношение мужчин и женщин несколько ухудшилось в связи с высокой преждевременной смертностью мужчин.

На основе предварительных итогов будет осуществлен расчет оценки численности населения страны и регионов по состоянию на 1 января 2011 года, который будет использован при формировании межбюджетных отношений.

В настоящее время территориальные органы Росстата осуществляют сканирование переписных листов, а также формальный и логический контроль, автоматизированное кодирование записей. После этого будет сформирована база данных для получения окончательных итогов всероссийского опроса населения.

Всероссийская перепись населения является основным источником формирования официальной статистической информации, касающейся численности и структуры населения, его распределения по территории страны в сочетании с социально-экономическими характеристиками с целью определения перспектив социально-экономического развития страны.

Данные переписи населения уникальны, их невозможно получить при текущем учете или использовании данных административных источников.

Всероссийская перепись населения была проведена во исполнение Федерального закона от 25 января 2002 года "О Всероссийской переписи населения". В соответствии с постановлением правительства Российской Федерации от 23 декабря 2009 года "Об организации Всероссийской переписи населения 2010 года" Федеральная служба государственной статистики подвела предварительные итоги ранее срока, намеченного правительством России.

Начала свою деятельность рабочая группа по официальному опубликованию итогов Всероссийской переписи населения 2010 года под председательством министра экономического развития Э.С. Набиуллиной. В состав рабочей группы входят основные пользователи информации переписи — представители администрации президента РФ, Совета Федерации, аппарата правительства, Общественной палаты, министерств, экспертного сообщества, СМИ. Окончательные итоги будут подведены и опубликованы в течение 2011-2013 годов по мере их подведения в соответствии с постановлением правительства Российской Федерации от 12 ноября 2010 года N 896 "О подведении итогов Всероссийской переписи населения 2010 года":

до 30 июня 2012 года — в отношении численности, размещения, возрастно-половой структуры, состояния в браке, образования, национального состава и владения языками, гражданства, источников средств к существованию, экономической активности, числа и состава домохозяйства, а также численности лиц, временно находившихся на дату проведения переписи на территории Российской Федерации;

до 31 декабря 2012 года — в отношении миграции населения, жилищных условий населения, рождаемости, а также демографических и социально-экономических характеристик отдельных национальностей.

Кроме 11 томов официальных публикаций итоги будут представлены в популярных брошюрах и атласах, размещены в открытом доступе на сайте Росстата. Впервые на сайте будет размещена база обезличенных микроданных с применением средств защиты конфиденциальной информации.

"Российская газета": Александр Евгеньевич, судя по количеству вопросов, всем интересно, что же про нас посчитали? Но все же у общественности было много сомнений по поводу опубликованных цифр. Много говорилось о том, что студентов принуждали приписывать данные в переписных листах. Насколько можно верить переписи?

Александр Суринов: Когда мы проводим перепись в нашей стране, мы все свои действия совершаем в соответствии с законом. И по закону мы переписывать население можем следующим образом: или непосредственно опрашиваем человека, которого переписываем, или записываем информацию об этом человеке со слов того, кто с ним проживает. Кто-то из людей был в командировке, кто-то — в отпуске во время всего периода проведения переписи. Таких людей мы переписывали там, где они зарегистрированы — это ЖЭКи, ДЭЗы. И в этом случае мы не заполняли полностью переписной лист на этого человека, а записывали только пол и возраст. Все это позволяет делать закон. Таких людей у нас 3,6 миллиона людей. Это много. Количество этих людей по территории страны очень неравномерно распределено. Как правило, такие "отказники", которых сложно найти, проживают в крупных городах, и, прежде всего, в столице. Чем меньше населенный пункт, тем меньше таких людей. Поэтому, когда говорят, что "меня не переписали", тут надо разбираться — человека непосредственно не переписали, но могли рассказать про него жена, муж или ЖЭК.

Есть еще вариант, когда люди категорически отказываются принимать участие в переписи, они могут это делать, скажем так, заявляя устно. Можно письменно заявить. Таких у нас было более миллиона человек. Мы знали, что они точно отказываются от участия в переписи. Больше миллиона человек. Это много.

Кроме всего прочего, люди могут отказаться от переписи, не открывая двери, или делая вид, что их там нет.

Что касается принуждения студентов, то такие случаи мы зафиксировали именно в Москве. У нас в Северном Тушино один из переписных участков "прогремел". Мы проводили проверки и, по сути дела, "вычищали" ту информацию, если мы были уверены, что она создана с нарушением, что записана в переписные листы неправильно. Это на этапе подготовки к автоматической обработке переписных листов. Затем еще раз "чистим" — по специальным технологиям проверки данных, т.е. ампутации данных, которые используются всеми национальными статистическими службами.

Несмотря на то, что одним из ключевых источников информации о социально-демографических характеристиках населения России является система записи актов гражданского состояния, которую ведут органы ЗАГС, именно перепись позволяет получить наиболее точные сведения.

Задачи переписи населения и ее законодательная база

Важность проведения переписи населения в стране обусловлена характером той информации, которую она позволяет получить о гражданах, а также ее всеобщим охватом. Так, помимо учета численности населения при проведении переписи осуществляется сбор информации о гражданах, позволяющий оценить распределение популяции по территории страны, ее национальный и языковой состав, образовательный уровень и другие важные характеристики. Эти задачи, а также порядок организации и проведения переписи населения зафиксирован в основном документе, регулирующем вопросы проведения переписи в Российской Федерации - Федеральным законом № 8-ФЗ от 25 января 2002 года «О Всероссийской переписи населения».

При этом при проведении каждого мероприятия издается большое количество основных и дополнительных нормативно-правовых актов, устанавливающих требования к его проведению. Так, основные положения, касающиеся последней переписи 2010 года, были зафиксированы в Постановлении Правительства РФ № 1074 «Об организации Всероссийской переписи населения 2010 года».

Периодичность проведения переписи

Этот же нормативно-правовой акт устанавливает и периодичность проведения переписи населения в Российской Федерации. Так, статья 3 закона «О Всероссийской переписи населения» определяет, что это мероприятие должно проводиться не реже, чем 1 раз в 10 лет. При этом, однако, датой образования Российской Федерации официально считается 25 декабря 1991 года, когда был принят Закон РСФСР от 25 декабря № 2094-I «Об изменении наименования государства Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика», согласно которому наше государство получило новое имя. При этом первая перепись населения в стране была проведена в октябре 2002 года.

В дальнейшем, однако, сроки ее проведения были приведены в соответствие с действующим законодательством. Так, проведение следующей переписи состоялось уже в октябре 2010 года, то есть с опережением графика - через 8 лет после проведения предыдущего мероприятия. Предполагается, что следующая перепись пройдет в Российской Федерации в строгом соответствии с законом - в 2020 году. При этом в 2015 году планируется провести микроперепись, участниками которой станут менее 1% домохозяйств.

В октябре 2010 года в России пройдет Всероссийская перепись населения.

Предыдущая перепись состоялась в октябре 2002 г. Ее результаты были исключительно важны для корректировки социально-экономической политики государства, включая обоснование разработки приоритетных национальных проектов, а также для оценки демографической ситуации, планирования бюджетов всех уровней. Сопоставление данных предыдущей и предстоящей переписей населения станет основанием для принятия дальнейших мер в социальной и экономической сферах.

ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПЕРЕПИСИ

Согласно Федеральному закону «О Всероссийской переписи населения» от 25 января 2002 г. № 8-ФЗ Всероссийская перепись населения является основным источником формирования государственных информационных ресурсов, касающихся численности и структуры населения, его распределения по территории Российской Федерации в сочетании с социально-экономическими характеристиками, национальным и языковым составом населения, его образовательным уровнем.
Для мониторинга демографических процессов, оценки эффективности мер демографической политики и перспектив России в этом вопросе необходимо надежное информационное обеспечение. Существующая в России система получения данных о населении состоит из трех взаимосвязанных компонентов:

Переписей населения
- текущего учета демографических событий (рождений, смертей, браков и разводов) и текущего учета миграции (случаев перемены постоянного места жительства)
- выборочных регулярных и единовременных обследований населения.

Ключевыми и наиболее информативными источниками по-прежнему остаются всеобщие переписи населения. Например, по данным переписи 2002 года в стране оказалось почти на 2 миллиона человек больше, чем по данным текущего учета. Подобные расхождения наблюдаются и в других странах. Совсем недавно закончилась перепись населения в соседнем Казахстане. Выяснилось, что и там населения на полмиллиона человек больше, чем по текущему учету. А поскольку все население нашего соседа не достигает и 16 миллионов, то это существенная разница.
Перепись населения дает возможность увидеть фактическое состояние народонаселения страны на определенный момент времени, проанализировать произошедшие изменения и составить прогнозные оценки. Ценность переписи населения состоит в том, что она позволяет получить комбинационные показатели, всесторонне характеризующие жизнедеятельность населения, вплоть до небольшого населенного пункта. Например, только по данным переписи можно получить информацию об уровне образования населения различных национальностей в сочетании с источником средств существования. выяснить по каждому населенному пункту и в целом по стране число семей, их состав, количество имеющихся детей различных возрастов, источники средств к существованию и жилищные условия семей.
Ценность переписи определяется еще и тем, что Федеральным законом «Об актах гражданского состояния» от 15 ноября 1997 года № 143-ФЗ из содержания записей актов гражданского состояния был исключен целый ряд социально-демографических характеристик, в том числе сведений о распределении детей по порядку их рождения. И только на основании итогов переписи можно рассчитать наиболее реальные данные о рождаемости.
Итоги переписи отражают демографические события, которые невозможно получить при текущем учете. К ним относятся нерегистрируемые браки, которые в последнее время все большее распространение в России, как и в других странах мира. Только перепись фиксирует пребывание в фактическом браке. Такая информация становится все более важным инструментом изучения современных изменений матримониального поведения и брачно-семейных отношений, их связи с различными демографическими и социальными характеристиками населения.
Таким образом, переписи населения в сочетании с данными текущей статистики становятся надежной информационной поддержкой при разработке государственных программ социальной и семейной политики, в реализации мер, направленных на улучшение демографических процессов в Российской Федерации. Как было сказано Президентом Дмитрием Медведевым, «дальнейшая разработка мер реализации демографической политики и определение необходимых объемов финансирования должны опираться на серьезную научную базу, в том числе и в области статистики, которая в этой сфере не всегда адекватна».
Вот один из примеров несостоятельности текущей статистики. Такой, казалось бы, частный вопрос - сколько в России кандидатов и докторов - остаётся без ответа. Высшая аттестационная комиссия (ВАК) исчерпывает свои функции выдачей дипломов, подтверждающих присуждение ученой степени доктора и кандидата наук. Кто из «дипломантов» жив, кто уехал, кто работает в научных учреждениях, кто - в системе образования или на производстве - неизвестно. А ведь знание параметров научного потенциала необходимо при разработке программ модернизации экономики, которые выходят сейчас на первый план. Поэтому данные переписи населения по этому вопросу ничто не может заменить.
В России, где проживают представители более ста национальностей, безусловно, нельзя обойти и вопрос о национальной принадлежности. Данные переписи о национальном составе населения - обширный материал для изучения самых разных аспектов жизни людей, для исследования особенностей их расселения, культуры, для анализа сложных процессов взаимовлияния народов, населяющих нашу страну. На сегодняшний день перепись населения - единственный источник сведений о национальном составе населения и владении языками. Никакая текущая статистика ответа на этот вопрос не дает.
В предстоящей переписи, как и при всех предыдущих национальных переписях, будет действовать принцип самоопределения национальной (этнической) принадлежности человека, то есть его принадлежности к тому или иному народу или национальной (этнической) группе. Это означает, что в ходе переписи будет записываться национальность, которую укажет сам опрашиваемый. Национальность детей будет определяться родителями. Восстановлен и отсутствовавший в явном виде при переписи населения 2002 года вопрос о родном языке.
Однако значение переписи не ограничивается лишь возможностью получения разносторонних демографических и этнографических сведений. Данные Всероссийской переписи населения необходимы для оценки перспектив развития страны, формирования прогнозов и разработки дальнейшей стратегии социально-экономического развития Российской Федерации. Перепись 2002 года позволила точно определить основные социальные проблемы, оценить ситуацию в демографической сфере, разработать такую стратегию развития страны, которая позволила добиться ощутимого улучшения качества жизни населения. И поэтому изменения в обществе, которые выявит перепись 2010 года, также могут стать основанием для формирования новой государственной политики.

ОСОБЕННОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ ПЕРЕПИСИ 2010 ГОДА

Нынешнее тяжелое финансово-экономическое состояние, в котором оказалась наша страна, привело к необходимости пересмотра бюджета и сокращения ряда расходов. Не исключено, что в числе пострадавших от планируемого сокращения может оказаться и перепись.
Если говорить о плюсах и минусах проведения Всероссийской переписи населения в 2010 году, то на одной чаше весов окажутся выделенные на подготовку переписи бюджетные средства, а на другой - получение бесценной информации, которая в той или иной степени способствует решению экономических проблем. Ведь полученные в ходе переписи сведения необходимы и государственным органам для планирования бюджета, разработки долгосрочных проектов и формирования социально-экономической политики, и бизнесу - для уточнения качества и количества производительных сил, а также для изучения потребительского рынка.
Следует отметить, что около 70% всех расходов на проведение переписи - это оплата труда переписного персонала. Будет привлечено почти 600 тысяч временных переписных работников. В пересчете на годовую занятость в стране будет создано 62 тысячи рабочих мест. Средняя оплата труда рядового переписчика - всего 5,67 тыс. рублей, и работники Росстата рассматривают ее, в основном, как подработку для студентов, Так, в Чувашии к переписи планируется привлечь около 5 тыс. человек. «В условиях кризиса и дефицита вакансий на рынке труда это хорошая возможность для самозанятости», - считает глава Чувашстата Юрий Марков.
ПЕРЕПИСЬ НУЖНА ГОСУДАРСТВУ. Известно, что в период кризиса заметно снижается качество и достоверность текущей статистики, хотя потребность в более детальной информации в этот период только возрастает. По данным переписи, более точным и подробным, нежели текущая статистическая информация, планирующим органам легче готовить долгосрочные прогнозы. И сэкономить на этом нельзя - никакие решения не принимаются без осмысления статистики. В условиях экономического кризиса, считают в Комиссии по повышению устойчивости развития российской экономики, возглавляемой первым заместителем председателя Правительства России Игорем Шуваловым, необходимо принимать решения не только по «затыканию дыр», но и проводить политику диверсификации, развития перспективных направлений, позволяющих России после выхода из кризиса получить более высокий рейтинг, войти в круг наиболее развитых держав мира. Без полноценного анализа состава населения, трудовых ресурсов, научного потенциала такие программы невозможны. А блок вопросов о состоянии жилищных условий станет источником данных для принятия программных решений поддержки строительства жилья.
Другая проблема, характерная как для России, так и для ее соседей, которая обострилась за последнее время, - миграция. Известно, что среди источников данных о миграции переписи населения по праву занимают особенное место. Перепись - это самая масштабная система сбора данных о населении, в том числе о международных и внутренних мигрантах, а также о лицах, которые не совершали переезда. В сочетании с данными о социальных, демографических и иных характеристиках респондентов сведения о миграции позволяют создать многомерный портрет лиц, совершивших переезд, понять факторы и обстоятельства, влияющие на решение людей о миграции.
ПЕРЕПИСЬ НУЖНА РЕГИОНАМ, поскольку большинство из них дотационно и получает трансферты из федерального бюджета, которые рассчитываются на основании статистических данных, используя данные переписи. В свою очередь, из региональных бюджетов направляют средства в бюджеты муниципальных образований. Из них платятся различные пособия, реализуются другие социальные проекты, на которые у местных властей недостаточно собственных средств.
ПЕРЕПИСЬ НУЖНА БИЗНЕСУ, который может развиваться, только опираясь на полные статистические данные, дающие полную и точную картину о трудовых ресурсах как по стране в целом, так и в разрезе по регионам, городам и другим муниципальным образованиям. С другой стороны, та же статистика позволит более точно узнать потенциального потребителя.
ПЕРЕПИСЬ НУЖНА ОБЩЕСТВУ. Мировой опыт свидетельствует, что население любого государства с любопытством изучает итоги переписей. Людям интересно, на каком месте в мире находится их страна. Общество хочет видеть свой портрет на определенный период времени, чтобы осознать, куда оно движется, стало ли оно богаче и просвещеннее, образованнее и культурнее или же напрасно потеряло время в своем развитии.
Эти же данные могут быть использованы различными общественными организациями для проведения собственной социальной политики, для влияния на правительство. Например, Общественная палата могла бы корректировать образовательную политику, а профсоюзы - проанализировать проблемы структурной и региональной безработицы, что становится необходимым во время кризиса, повлиять на формирование конкурентоспособной экономики. И важно понять, что перепись нужна не только государству, но и необходима самому обществу.
И наконец, ПЕРЕПИСЬ НУЖНА КАЖДОМУ. Участвуя в переписи, человек сообщает информацию о себе, а значит, участвует в разработке перспективных социальных программ, касающихся той группы людей, к которой себя относит. Так, ответы безработных на вопросы анкеты позволят изучить рынок труда и создать новые рабочие места именно там, где это необходимо. Данные о численности детей школьного возраста помогут скорректировать планы по строительству новых школ. Данные о возрасте позволят спрогнозировать, когда и сколько человек будет выходить на пенсию, чтобы зарезервировать необходимые суммы для выплаты пенсии. И так во всех сферах жизни.
По мнению демографов, перепись - это хорошая возможность осознать себя частью единого целого. И, участвуя в переписи, люди консолидируются. Только при таком понимании появится заинтересованность людей и они осознают участие в переписи как акт гражданского поведения, а не просто как отбывание очередной повинности. Неслучайно перепись 2010 года проводится под девизом «России важен каждый».
Россия - не единственная из стран СНГ, которые проводят или собираются провести перепись населения в ближайшее время. Еще в 2006 году вопрос о проведении переписей населения раунда 2010 года в государствах - участниках Содружества был рассмотрен на Совете глав государств СНГ. Определены максимально близкие к 2010 году сроки проведения переписей: в нынешнем году она прошла в Казахстане (с 25 февраля по 6 марта), Киргизии (с 24 марта по 2 апреля), Азербайджане (с 13 по 22 апреля), будет проведена в Белоруссии (октябрь). В 2010 году вместе с Россией проведут перепись Грузия и Таджикистан; в 2011 году - Армения и Украина; в 2012 году - Туркменистан. В Молдове и Узбекистане сроки пока обсуждаются.
Наши соседи, понесшие не меньший ущерб от последствий мирового экономического кризиса, не отказались от проведения переписи. У Киргизии, имеющей дефицитный бюджет (более 80 миллионов долларов), был соблазн перенести перепись на лучшие времена. Но выход все-таки нашелся, и перепись прошла. Средства на обучение переписчиков в республике и повышение их квалификации взял на себя Фонд народонаселения ООН (UNFPA). Но основные расходы были оплачены из республиканского бюджета. В Киргизии, кстати, одной из немногих стран СНГ, участие в переписи является обязательным, причем как для граждан страны, так и для иностранцев, которые находятся на ее территории. За уклонение от участия в переписи граждане могут быть привлечены к административной ответственности. Но на этот раз было задействовано и серьезное поощрение: каждому, прошедшему перепись, выдавался номер, который будет участвовать в розыгрыше лотереи с главным призом - однокомнатной квартирой.
Большую роль в участии во всемирном раунде переписей населения 2010 года для России и стран СНГ сыграл и тот фактор, что они несут определенное обязательство перед международным сообществом по предоставлению данных переписи в рамках Всемирной программы переписей населения и жилищного фонда, осуществляемых Организацией Объединенных Наций. Результаты национальных переписей войдут в итоги всемирной переписи населения.

ВСЕРОССИЙСКОЕ СОВЕЩАНИЕ СТАТИСТИКОВ - ВАЖНЫЙ ЭТАП В ПОДГОТОВКЕ К ПЕРЕПИСИ 2010 ГОДА

В феврале 2009 года в Подмосковье прошло Всероссийское совещание статистиков, на котором были обсуждены задачи подготовки к Всероссийской переписи населения 2010 года, перспективы развития государственной статистики, включая статистику сферы ЖКХ, финансов, уровня жизни населения, труда и образования. В совещании, помимо руководства Росстата и его территориальных органов, приняли участие представители органов государственной власти, федеральных министерств и ведомств, крупнейших профильных вузов и НИИ.
В ходе обсуждения было признано, что предложенные методология и проект Программы Всероссийской переписи населения 2010 года учитывают специфику современных условий России, соответствуют рекомендациям международных организаций, обеспечивая возможность получения итогов, сравнимых с прошлыми переписями населения, проводившимися в нашей стране, и соответствующих общепринятым международным требованиям.
На совещании обсуждались методологические и организационные вопросы Всероссийской переписи населения 2010 года. Так, были одобрены проект Программы Всероссийской переписи населения 2010 года, проект Основных методологических и организационных положений ВПН-2010 и проект публикации итогов Всероссийской переписи населения 2010 года.
Многие выступающие отмечали проблему, которая проявилась и во время проведения пробной переписи, - нежелание пускать переписчика в дом. Причем проявляется такая тенденция не только в России, но и в других странах СНГ. В большей степени возникновение таких ситуаций возможно и в 2010 году. «Нельзя не отметить, что как бы перепись ни была хорошо профинансирована и организована, во многом вызывает опасение отношение граждан к данному мероприятию с точки зрения сознательности. Повышение материального уровня жизни в последние годы во всех странах Содружества, зачастую приводящее к значительному расслоению населения по уровню денежных доходов, не всегда сопровождается адекватным отношением личности к своему предназначению по отношению к обществу.
В связи с этим проводится информационно-разъяснительная работа среди населения, которая помогла бы переломить отрицательный настрой к участию в переписи. Заведующая кафедрой социальной статистики и демографии РГСУ Ольга Воробьева считает, что недопонимание, а зачастую и полное непонимание населением смысла и значения переписи населения является причиной уклонения от участия в ней, а также предоставления неточной или неполной информации. Такая разъяснительная работа осенью 2010 года может быть организована на уровне переписных участков с использованием ресурсов того персонала, который должен будет участвовать непосредственно в проведении переписи. Пока же целесообразно знакомить население с целями переписи, возможностью использования ее результатов на благо общества. На совещании было предложено уже сейчас знакомить население с историей проведения переписей в России и в мире, поскольку именно в таком контексте станут более понятны лозунги переписи 2002 года «Впиши себя в историю России» и переписи 2010 года - «России важен каждый».
По ее мнению, необходимо также объяснять, как будут использоваться полученные в ходе переписи данные, что абсолютно исключена «утечка» персональных данных, которой опасаются некоторые, а потому стараются либо уклониться от переписи, либо дают недостоверные данные.
Руководитель Мособлстата Любовь Варухина сообщила, что пробная перепись дала колоссальный опыт для подготовки Всероссийской переписи населения 2010 года. В своем выступлении она остановилась на особенностях проведения пробной переписи и ее проблемах. По ее мнению, при проведении ВПН-2010 для привлечения к работе граждан в качестве переписного персонала необходимо дифференцировать оплату их труда среди субъектов Российской Федерации, осуществлять освобождение переписного персонала на период переписи от занятий в учебных заведениях и от работы по основной деятельности. Студентам учебных заведений участие в качестве переписного персонала должно засчитываться как практика по темам: управление персоналом, социология, психология, менеджмент.
О важности кадрового потенциала переписчиков говорил и руководитель Ингушетиястата Ибрагим Куркиев. Он так обозначил проблему по подготовке переписного персонала: «Основная проблема состояла не в количестве работников, а в том, чтобы набрать грамотных работников, способных пройти обучение и качественно выполнить необходимую работу».
По свидетельству участников совещания, эта встреча способствовала началу активной подготовки к проведению переписи в регионах.
Проведенное совещание стало главной стратегической встречей статистиков всех регионов страны с пользователями официальной статистической информации. Оно определило основные направления работы по подготовке к переписи, а принятые на совещании рекомендации должны вылиться в директивные документы, по которым и пройдет эта важная кампания.

КАК БУДЕТ ПРОВОДИТЬСЯ ПЕРЕПИСЬ

Проект постановления Правительства Российской Федерации «Об организации Всероссийской переписи населения 2010 года» в настоящее время проходит рассмотрение в 20 федеральных министерствах и ведомствах, которые участвуют в подготовке и проведении предстоящей переписи.
Росстат предлагает провести Всероссийскую перепись населения с 14 по 25 октября 2010 года. Дата переписи - момент времени, на который осуществляется сбор сведений о населении и его учет - 0 часов 00 минут 14 октября 2009 года.
Окончательное решение о дате Всероссийской переписи населения 2010 года примет Правительство Российской Федерации.
Федеральный закон «О Всероссийской переписи населения» предусматривает основным методом переписи - опрос населения по месту постоянного жительства (пребывания). Населению, по каким-либо причинам не имеющим возможность встретиться по месту жительства с переписчиком, закон позволяет пройти перепись на стационарном участке, а в отдельных случаях - по телефону (в основном инвалидам и пожилым гражданам).
Сбором сведений будут заняты почти 600 тысяч человек, из которых около 100 тысяч будут проводить опрос в наиболее сложных для переписи регионах - гг. Москве и Санкт-Петербурге, Московской и Ленинградской областях. Опыт переписи 2002 года и пробной переписи 2008 года показал, что переписчики из числа студентов быстрее и лучше усваивают материал, а это положительно отражается на качестве заполнения переписных листов, а значит и на итогах переписи. В 2002 году почти студенты высших и средних специальных учебных заведений составили треть всех переписчиков. При переписи населения 2010 года такая практика будет продолжена. Предлагается участие в переписи населения засчитывать студентам как производственную (для профильных специальностей) или ознакомительную практику.
Как и в 2002 году, учету будет подлежать все население, постоянно (обычно) проживающее в Российской Федерации. В соответствии с Рекомендацией Конференции европейских статистиков по проведению переписей населения 2010 года местом обычного жительства лица является то место, в котором он проводит ежесуточно большую часть своего ночного отдыха. Это место может совпадать или не совпадать с адресом, по которому человек зарегистрирован (прописан). В постоянное население попадают граждане России, находящиеся за рубежом в связи с длительной служебной командировкой по линии органов государственной власти (включая членов их семей). Это, например, дипломаты. В соответствии с международными рекомендациями в постоянное население страны включены лица, постоянно проживающие в России, но временно выехавшие на лечение, отдых, в гости независимо от срока их пребывания за рубежом. Эта категория населения также будет переписана по месту жительства.
Объектом переписи является лицо, каждый человек, подлежащий учету, а единицей наблюдения, как и при переписи 2002 года, - домохозяйство. Домохозяйства могут быть частными, коллективными и домохозяйствами бездомных. При автоматизированной обработке будут получены также характеристики семьи.

ЧТО НОВОГО В ПЕРЕПИСНОМ ЛИСТЕ?

Программа переписи (т.е. набор конкретных вопросов, содержащихся в переписном листе) должна отвечать следующим критериям:

Отражать современные информационные потребности общества
- сохранять преемственность с предыдущими переписями
- соответствовать российскому законодательству и международным рекомендациям
- быть понятной населению.

Программа переписи размещается на бланках переписных листов, форма которых утверждается Правительством Российской Федерации. Переписные листы заполняются со слов опрашиваемых без требования предъявления документов, подтверждающих правильность ответов. Росстат предлагает использоваться три формы бланков переписных листов
Переписной лист формы Л предназначен для заполнения информации о населении частных домохозяйств, а также о населении коллективных домохозяйств и о бездомных.

Переписной лист формы П содержит вопросы о жилищных условиях населения.
Переписной лист формы В предназначен для сбора сведений о лицах, временно находящихся на территории России. Они будут опрашиваться по сокращенной программе, содержащей 7 вопросов, кстати, тех же самых, что и в 2002 году (пол; год рождения; страна постоянного проживания; цель приезда в Россию - работа, учеба, служебная или деловая поездка, лечение, туризм, отдых, транзитная миграция, другая цель; для приехавших с целью работы, учебы - продолжительность проживания на территории России, страна рождения, гражданство).
В целом весь проект Программы предстоящей переписи близок Программе Всероссийской переписи населения 2002 года, что позволяет обеспечить сопоставимость их итогов. Вместе с тем с учетом изменений современной демографической, социально-экономической ситуации и актуализации потребностей государства и общества в статистической информации о населении внесен ряд изменений и дополнений. В частности, во время проведения пробной переписи 2008 года в трех регионах были «обкатаны» вопросы опросного листа с учетом участия России в программах переписи ООН. Оказалось, что не все было адаптировано к российским реалиям. Например, у населения вызывал негативное отношение ряд вопросов, связанных с личной жизнью граждан (например, «В каком по счету браке Вы состоите?», «Дата вступления в первый брак», «Сколько всего детей (включая уже имеющихся) Вы планируете иметь?»). Решено эти вопросы из программы опроса исключить.
Что же осталось в итоге? Все лица, постоянно проживающие в стране на момент счета населения, будут отвечать на 25 вопросов переписного листа формы Л. Это традиционные для всех переписей населения вопросы о:

Поле
- возрасте
- месте рождения
- состоянии в браке
- образовании
- гражданстве
- национальной принадлежности и владении языками
- занятости и положении в занятии
- о поиске работы.
- местонахождении работы
- о непрерывности проживания в месте постоянного жительства и о месте предыдущего жительства
- о числе рожденных женщиной детей и дате рождения первого ребенка.

Вместе с тем вопросы, которые будут задаваться в 2010 году, несколько отличаются от тех вопросов, которые задавались в 2002 году. Так, впервые в переписном листе введен термин «домохозяйство» в вопросе о родстве (свойстве) с другими лицами, проживающими вместе с респондентом. В вопросе о состоянии в браке разделены понятия «разведен официально» и «разошелся». Почему это сделано? Для получения информации о числе фактически распавшихся браков и официально расторгнутых в целях изучения истории и устойчивости брака и для оценки данных текущей статистики населения. В блоке вопросов об образовании впервые выделены ступени высшего образования в соответствии с действующим законодательством (бакалавр и магистр), а для лиц с высшим и послевузовским образованием введен вопрос о наличии ученой степени.
В языковом разделе восстановлен отсутствовавший в явном виде при переписи населения 2002 года вопрос о родном языке. Этот вопрос направлен на информационную поддержку реализации конституционных прав граждан согласно ст. 26 (ч.2) и ст. 68 (ч.3) Конституции Российской Федерации и, кроме того, необходим для корректной интерпретации самоназваний некоторых национальностей. Редакция вопроса о национальной принадлежности сохранена без изменений с 2002 года и полностью соответствует ст. 26 (ч.1) Конституции Российской Федерации.
Появился и вопрос об основном источнике средств к существованию.
Введен дополнительный вопрос к женщинам о дате рождения первого ребенка.
В разделе о миграции населения выясняется место предыдущего постоянного жительства за год до переписи населения в отличие от 2002 года, когда спрашивали, где опрашиваемый проживал в период проведения прошлой переписи (январь 1989 года). Это позволит провести сопоставления с данными текущей статистики миграции, а также получить всестороннюю характеристику активных мигрантов.
Информация о жилищных условиях населения будет получена на основе вопросов бланка П:

О жилище в целом -
- тип жилища;
- период его постройки;
- материал наружных стен;
- благоустройство и санитарно-гигиенические условия проживания;

О жилом помещении (квартире) -
- размер общей площади;
- число жилых комнат;
- наличие телекоммуникаций;

Об условиях проживания каждого домохозяйства -
- число занимаемых комнат;
- наличие доступа к сети Интернет.

Этот раздел проекта программы переписи претерпел наибольшие изменения как по форме, так и по составу собираемой информации по сравнению с прошлой переписью населения. Его наполнение соответствует Рекомендациям ООН и полностью отражает современные условия жизни в России.
Значительно расширен вопрос о благоустройстве жилого помещения в связи с возрастающей актуальностью вопросов экологической обстановки жизнедеятельности населения. В частности, появились вопросы, касающиеся водоснабжения и канализации, наличия кухни и туалета; дополнены подсказы, характеризующие способы удаления бытовых отходов.
Впервые включено изучение наличия телекоммуникаций как средств развития информационного общества и расширения возможностей каждого человека в реализации своих прав и свобод.

КАК И КОГДА БУДУТ ПОДВОДИТЬСЯ ИТОГИ ПЕРЕПИСИ

Итоги Всероссийской переписи населения 2010 года разрабатываются по муниципальным образованиям и административно-территориальным единицам и формируются в два этапа:
- предварительные итоги о численности переписанного населения (в том числе мужчин и женщин) с разбивкой на городское и сельское население формируются на основе итогов сводных ведомостей, составленных переписным персоналом по объектам административно-территориального устройства субъектов Российской Федерации (апрель 2011 г.);
- окончательные итоги формируются согласно Программе публикации итогов Всероссийской переписи населения 2010 года по тематическим очередям из базы первичных данных (2011 - 2012 гг. - по специальному графику формирования таблиц каждой очереди);
- дополнительные итоги формируются на основе базы данных по запросам пользователей, превышающим объем опубликованных данных (по мере поступления запросов).
Важно отметить, что все сведения о населении, содержащиеся в переписных листах, являются информацией ограниченного доступа, не подлежат распространению и обрабатываются для статистических целей с обязательным их обезличиванием в целях формирования официальной статистической информации Всероссийской переписи населения 2010 года. Таким образом, в публикации Росстата попадает только сводная, обезличенная информация, по которой нельзя будет выявить никакие персоналии.
Предполагается, что результаты будущей переписи будут опубликованы в 12 тематических томах. Они будут содержать данные о

Численности и размещении населения
- возрастно-половом составе населения и состоянии в браке
- образовании
- национальном составе населения, владении языками, гражданстве
- источниках средств к существованию
- числе и составе домохозяйств
- об экономически активном и экономически неактивном населении
- продолжительности проживания населения в месте постоянного жительства
- жилищных условиях населения
- рождаемости.

В последний том войдут сводные итоги переписи в сопоставлении с итогами Всероссийской переписи населения 2002 года.
Помимо официальных публикационных томов, каждый из которых будет снабжен CD, предполагается издание специального атласа, брошюр.
Территориальные органы статистики опубликуют итоги в разрезе муниципальных образований и административно-территориальных единиц субъектов Российской Федерации.
Все тома официальной публикации в открытом доступе будут размещены на сайте Росстата. При помощи специальных стандартных программных средств предусматривается возможность Web-доступа пользователей к неперсонифицированной базе с обеспечением конфиденциальности данных для получения необходимой информации.
Как и по результатам 2002 года, официальные публикации Всероссийской переписи 2010 года будут направлены помимо федеральных органов власти, органам власти субъектов Российской Федерации, в научные и учебные заведения, центральные библиотеки субъектов.

ОБ ИТОГАХ ВСЕРОССИЙСКОЙ ПЕРЕПИСИ НАСЕЛЕНИЯ
2002 года

Численность населения. По данным Всероссийской переписи населения, проведенной по состоянию на 9 октября 2002г., численность постоянного населения Российской Федерации составила 145,2 млн.человек . Данные по предварительным итогам были уточнены на 15 тыс.человек.

По сравнению с переписью населения 1989г. численность населения сократилась на 1,8 млн.человек, в том числе проживающих в городских поселениях - на 1,6 млн.человек, в сельской местности - на 0,2 млн.человек.

Таблица 1

компоненты изменения численности населения

Сокращение численности населения происходило в основном из-за естественной убылинаселения (превышения числа умерших над числом родившихся). С 1992г. на фоне естественной убыли населения миграция стала единственным источником восполнения потерь в численности населения России. Даже в 1994г., когда миграционный прирост был наибольшим за последние три десятилетия и составил 0,8млн.человек, он не компенсировал естественную убыль населения. Всего за 1989-2002гг. естественная убыль была на три четверти замещена миграционным притоком населения из-за рубежа, подавляющая часть которого приходится на иммигрантов из государств-участников СНГ и стран Балтии.

Процесс урбанизации , прежде проходивший в стране интенсивными темпами, в последний межпереписной период практически прекратился: соотношение горожан и сельских жителей сохранилось на уровне 1989г. - соответственно - 73% и 27%.

На соотношение городского и сельского населения повлияли происходившие в период с 1989г. по 2002г. значительные преобразования в административно-территори-альном устройстве субъектов Российской Федерации. По решениям органов власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления изменялся как статус городских поселений (перевод поселков городского типа в категорию городов, а городов - в поселки городского типа), так и происходили преобразования поселков городского типа в сельские населенные пункты и наоборот.

Население Российской Федерации проживает в 2940 городских поселениях (городах и поселках городского типа) и 142 тыс. сельских населенных пунктах.


Таблица 2

группировка городских поселений

Число городских

Число жителей в них

поселений,
единиц

тыс.
человек

2002г.
в % к
1989г.

в % к
итогу

Все городские поселения

10642 9

в том числе:

города

из них с числом жителей,
тыс.человек:

1 млн. и более

поселки городского типа

из них с числом жителей,
тыс.человек:

20 и более

В городах проживает более 90% городского населения, остальное городское население живет в поселках городского типа. За межпереписной период число городов увеличилось на 61 в результате преобразований в города 66 городских поселений, 4 сельских населенных пунктов и зарегистрированного, как вновь возникший населенный пункт, г.Магас (столица Республики Ингушетия), а также включения 9 городов в состав более крупных городов и преобразования одного города в сельское поселение. Рост числа городов и численности населения в них отмечен в группах малых городов (до 50 тыс.человек), больших (от 100 тыс. до 250 тыс.человек) и крупнейших городов-миллионеров.

В Российской Федерации преобладают малые города с числом жителей до 50 тыс.человек (768 городов, или 70% всех городов), но в них проживает только 17% горожан. Среднее число жителей, приходящееся на один такой город, составляет 22 тыс.человек.

Почти треть горожан проживает в 13 крупнейших городах: Москве, Санкт-Петербурге, Новосибирске, Нижнем Новгороде, Екатеринбурге, Самаре, Омске, Казани, Челябинске, Ростове-на-Дону, Уфе, Волгограде и Перми.

Увеличение численности населения в группе крупнейших городов сложилось за счет роста числа жителей только пяти из них (Москвы, Казани, Ростова-на-Дону, Новосибирска и Волгограда). Столица Российской Федерации входит в число двадцати наиболее крупных городов мира.

Число поселков городского типа уменьшилось на 351. Изменения произошли за счет упразднения 432 поселков городского типа (329 преобразованы в сельские поселения, 42 - в города, 46 - включены в черту других городских поселений, 15 - ликвидированы) и образования 81 поселка (44 - за счет преобразования из городских поселений, 32 - из сельских населенных пунктов и 5 - вновь возникшие). Большая часть населения (63%) проживает в поселках городского типа с числом жителей до 10 тыс.человек.

Таблица 3

группировка сельских населенных пунктов

Число сельских

Число жителей в них

населенных пунктов,
единиц

тыс.
человек

2002г.
в % к
1989г.

в % к
итогу

Все сельские
населенные пункты

в том числе:

без населения

с населением

из них с числом
жителей, человек:

10 и менее

3001 и более

За межпереписной период число сельских населенных пунктов, в которых проживает население, сократилось почти на 11 тысяч. Это произошло за счет ликвидации и исключения из учетных данных в соответствии с решениями органов власти субъектов Российской Федерации сельских населенных пунктов, в которых население не проживает по причине выезда в другие (городские или сельские) населенные пункты и естественной убыли населения. Однако, при переписи было зафиксировано 13 тыс. сельских поселений, в которых население не проживало, поскольку по одним из этих поселений решений об их ликвидации не было принято, а по другим - такое решение не может быть принято, так как в них население официально зарегистрировано (прописано), но фактически не проживает.

Отток и естественная убыль населения повлияли на увеличение числа мелких населенных пунктов с числом жителей 10 человек и менее. Большая часть из них это "вымирающие деревни", в которых преобладает население старше трудоспособного возраста, и где отсутствует или слаборазвита социальная и экономическая инфраструктура.

Половина сельских жителей проживает в больших и крупных сельских населенных пунктах с числом жителей 1 тыс.человек и более.

Возрастно-половой состав населения. По данным переписи населения 2002г., сохранилось характерное для населения России значительное превышение численности женщин над численностью мужчин, которое составило 10,0 млн.человек против 9,6 млн.человек в 1989 году. Ухудшение соотношения полов связано с высокой преждевременной смертностью мужчин.

Таблица 4

численность мужчин и женщин

Тыс.
человек

Удельный вес

мужчины

женщины

мужчины

женщины

Все население

городское население

сельское население

На 1000 мужчин в 2002г. приходилось 1147 женщин, в 1989г. - 1140 женщин.

Преобладание численности женщин над численностью мужчин отмечается с 33-летнего возраста.

Заметные изменения произошли в возрастном составе населения. Резкое снижение рождаемости, начавшееся в конце 80-х - начале 90-х годов прошлого века, привело к усилению процесса демографического старения. По сравнению с переписью 1989г. средний возраст жителей страны увеличился на 4,3 года и составил 37,1 лет. У мужчин соответственно - на 3,6 года и 34,1 лет, у женщин - на 4,6 года и 39,8 лет.

Таблица 5

численность населения по возрастным группам

Тыс.человек

Удельный вес населения соответствующей возрастной группы

муж. и жен.

в том числе

муж. и жен.

в том числе

в общей численности населения, %

Все население

в том числе в
возрасте, лет:

80 лет и более

Из общей численности -
население в возрасте:

моложе трудоспособного
(мужчины и женщины
до 16 лет)

трудоспособном
(мужчины 16-59 лет,
женщины 16-54 лет)

старше трудоспособного
(мужчины 60 лет и более,
женщины 55 лет и более)

За межпереписной период численность населения старше трудоспособного возраста увеличилась на 2,6 млн.человек (на 9,5%). В то же время численность детей и подростков за этот период сократилась на 9,7 млн.человек (на 27%). Особенно резкое снижение (на 43%) произошло в возрастной группе детей до 10 лет (поколения, родившиеся в последнее десятилетие, когда уровень рождаемости был самым низким за всю послевоенную историю России).

Вступление в трудоспособный возраст поколения молодежи, родившейся в первой половине 80-х годов прошлого века (период самой высокой за три последних десятилетия рождаемости), а также положительный миграционный прирост привели к увеличению численности населения трудоспособного возраста на 5,2 млн.человек (на 6%). Произошли структурные изменения и внутри данной возрастной группы. В 2002г. 52,6% в численности населения трудоспособного возраста составили лица в возрасте старше 35 лет (в 1989г. - 45,7%).

Возрастной состав городского и сельского населения исторически имеет некоторые отличия, в которых отражены особенности процесса урбанизации в России, а также различия в репродуктивном поведении и продолжительности жизни городских и сельских жителей.

Таблица 6

возрастной состав городского и сельского населения

Городское население

Сельское население

тыс.человек

в % к итогу

тыс.человек

в % к итогу

Все население

в том числе
в возрасте:

моложе
трудоспособного

трудоспособном

старше
трудоспособного

Уровень рождаемости - показатель среднего числа детей, рожденных одной женщиной в течение репродуктивного периода - составлял в 2002г. в сельской местности 1,5 ребенка, в городских поселениях - 1,25. Средняя продолжительность жизни в сельской местности составляла 63,4 года (для мужчин - 57,1, для женщин - 71,3) в городских поселениях - 65,3 года (для мужчин - 59,0, для женщин - 72,3).

Средний возраст городских мужчин составил 33,9 года, женщин - 39,8 года, сельских - соответственно 34,6 года и 39,9 года.

Снижение рождаемости и рост численности населения трудоспособного возраста за межпереписной период привели к уменьшению числа лиц нетрудоспособного возраста, приходящихся на население рабочих возрастов (показатель демографической нагрузки). Причем, если в городских поселениях это снижение произошло только за счет уменьшения показателя нагрузки детьми, то в сельской местности снизился и показатель демографической нагрузки людьми пенсионного возраста.

Таблица 7

демографическая нагрузка на население
трудоспособного возраста

На 1000 жителей трудоспособного возраста
приходится лиц нетрудоспособного возраста, человек

всего

в том числе

детей и подростков
(0-15 лет)

лиц старше
трудоспособного возраста

Все население

городское
население

сельское
население

Рост численности населения трудоспособного возраста и дальнейшее снижение показателя демографической нагрузки можно ожидать до 2006 года. Впоследствии в трудоспособный возраст начнут вступать поколения, рожденные в 90-х годах прошлого столетия, когда началось резкое снижение рождаемости, а выходить из этого возраста - многочисленные поколения родившихся в послевоенный период. Это приведет к снижению численности населения трудоспособного возраста, а также росту числа и удельного веса лиц старших возрастных групп, что обусловит, в свою очередь, рост показателя демографической нагрузки.

Состояние в браке. Число супружеских пар составило 34 миллиона (в 1989г. - 36 млн.). Впервые при проведении переписи населения были собраны сведения о числе незарегистрированных брачных союзов. Из общего числа супружеских пар 3 млн. (10%) состояли в незарегистрированном браке.


Таблица 8

Брачное состояние населения

Мужчины и женщины

Мужчины

Женщины

Население в возрасте 16 лет и
более, тыс.человек

в том числе:

никогда не состоявшие в браке

состоящие в браке

разошедшиеся, разведенные

На 1000 человек в возрасте
16 лет и более:

никогда не состоявшие в браке

состоящие в браке

разошедшиеся, разведенные

Следует отметить, что 4,2 тыс.человек в возрасте моложе 16 лет указали, что они состоят в браке, из них 2,3 тыс.человек - в незарегистрированном.

Традиционно число замужних женщин превышает число женатых мужчин (в 1989г. - на 28 тыс.человек, в 2002г. - на 65 тыс.человек).

С начала 80-х годов прошлого века наблюдалось снижение числа зарегистрированных брачных союзов. Особенно существенным оно было в 1989-1995гг., после чего наступила относительная стабилизация. В 2002г. было зарегистрировано немногим более одного миллиона браков (в 1989г. - 1,4 млн.). Доля повторных браков в период между переписями населения остается стабильной величиной - 25-28% в общем числе заключенных браков.

Распространение незарегистрированных брачных союзов привело к увеличению числа детей, рожденных вне зарегистрированного брака. За 1989-2002гг. доля таких детей удвоилась и составила около 30% от общего числа ежегодных рождений (почти половина из них зарегистрирована по совместному заявлению родителей). Это явление характерно для большинства европейских стран, например, самые высокие показатели в Исландии (в 2000г. - 65% внебрачных детей), Эстонии (в 2001г. - 56%), Швеции (56%), Норвегии (50%), Дании (45%), Латвии (42%) 1) .

За межпереписной период на 40% увеличилось число лиц, никогда не состоявших в браке, и такими же темпами возросло число разошедшихся. В последнее время в стране ежегодно расторгается примерно 800 тыс. браков (в 1989г. расторгнуто 583 тыс. браков), в результате около 400 тыс. несовершеннолетних детей остаются без одного из родителей. Более трети разводов приходится на молодые супружеские пары, прожившие в браке менее пяти лет. Это привело к повышению доли разведенных в брачной структуре населения, особенно среди женщин, для которых вступление в повторный брак весьма затруднено из-за диспропорции населения по половому и возрастному составу.

Процессы, происходящие в брачной структуре населения, сказались на числе и составе домохозяйств.

Число и размер домохозяйств. Впервые после переписи 1897г. за учетную единицу переписи была принята не семья, а домохозяйство. В отличие от семьи, домохозяйство может включать не родственников и состоять из одного человека.

Переписью 2002г. было учтено почти 53 млн. частных домохозяйств 2) , в которых проживало 142,8 млн.человек, или 98% всего населения России.

Таблица 9

распределение частных домохозяйств по размеру

Все населенные пункты

В том числе

В % к итогу

городские

сельские

все населенные пункты

городские

сельские

Всего домохозяйств, тысяч

в том числе домохозяйства
состоящие из:

1 человека

2 человек

3 человек

4 человек

5 человек

6 человек

7 человек и более

Средний размер
домохозяйства, человек

Невысокий средний размер домохозяйства обусловлен наличием большого числа домохозяйств, состоящих не более чем из 3 человек, такие домохозяйства составляют почти три четверти всех частных домохозяйств.

_________________

1) Источник: Современное демографическое развитие в Европе, 2002г., Совет Европы.

2) Частные домохозяйства - это домохозяйства, проживающие в индивидуальных домах, отдельных и коммунальных квартирах, общежитиях, гостиницах, традиционных жилищах (чумах, ярангах, юртах и т.п.) и других помещениях, приспособленных для жилья.

При переписи населения также учтено 2,3 млн.человек, проживающих в детских домах, школах-интернатах для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, домах-интернатах для инвалидов и престарелых, больницах для лиц с хроническими заболеваниями, монастырях, казармах, местах лишения свободы и тому подобных учреждениях.

Национальный состав населения. Результаты переписи еще раз подтвердили, что Россия является одним из самых многонациональных государств мира.

Национальная принадлежность в ходе опроса населения указывалась в соответствии с Конституцией Российской Федерации самими опрашиваемыми на основе самоопределения и записывалась переписными работниками строго со слов опрашиваемых. При переписи было получено более 800 различных вариантов ответов населения на вопрос о национальной принадлежности, написание которых часто отличалось друг от друга только из-за языкового диалекта и принятых местных самоназваний этнических групп. При обработке материалов переписи ответы населения о национальной принадлежности были систематизированы в 140 национальностей и 40 входящих в них этнических групп1).

Таблица 10

численность населения наиболее многочисленных национальностей 2)

Тыс.человек

2002г.
в % к
1989г.

В % к итогу

Все население

Украинцы

Белорусы

Азербайджанцы

Кабардинцы

Даргинцы

________________

1) Систематизация произведена на основе Алфавитного перечня национальностей и этнических наименований, разработанного Институтом этнологии и антропологии РАН.

2) Национальности перечислены в порядке убывания численности населения по 2002 году.

За межпереписной период изменения в национальном составе обусловлены действием трех факторов. Первый фактор связан с различиями в естественном движении населения. Второй фактор - это процессы во внешней миграции, сложившиеся под влиянием распада СССР. Третий фактор связан с процессами смены этнического самосознания под влиянием смешанных браков и других явлений.

В 2002г. насчитывалось 23 наиболее многочисленные национальности с численностью населения, превышающей 400 тыс.человек, в 1989г. таких национальностей было 17. В связи с ростом численности населения в эту группу вошли азербайджанцы, кабардинцы, даргинцы, кумыки, ингуши, лезгины и якуты, выбыли из-за уменьшения численности населения евреи. Как и в 1989г. численность семи народов превышает 1 млн.человек, однако в составе этой группы произошли изменения: в межпереписной период в группу вошли чеченцы и армяне, вышли белорусы и мордва.

Русское население по-прежнему является наиболее многочисленным (около 116 млн.человек) и составляет почти 80% общей численности населения страны. По сравнению с 1989г. его доля во всем населении уменьшилась на 1,7 процентного пункта. Это произошло, главным образом, за счет естественной убыли, составившей почти 8 млн.человек, которую не смог компенсировать более чем трехмиллионный миграционный прирост русских.

Второе место по численности населения в стране, как и при прошлой переписи, занимают татары, численность которых составляет 5,55 млн.человек (почти 4% населения страны).

За счет эмиграции и естественной убыли снизилась за межпереписной период численность евреев (с 537 тыс. до 230 тыс.человек) и немцев (с 842 тыс. до 597 тыс. человек).

Главным образом за счет миграционного прироста значительно увеличилась численность армян (с 532 тыс. до 1130 тыс.человек), азербайджанцев (с 336 тыс. до 622 тыс.человек), таджиков (с 38 тыс. до 120 тыс.человек), китайцев (с 5 тыс. до 35 тыс.человек).

Впервые после переписи населения 1926г. была получена численность лиц, отнесших себя к кряшенам (около 25 тыс.человек). Также впервые после переписи 1897г. была получена численность лиц, назвавших себя казаками (около 140 тыс.человек), и ряда малочисленных народов Дагестана.

Из примерно 1,5 млн.человек, у которых не заполнен ответ на вопрос переписного листа о национальной принадлежности, почти две трети - это проживающие в Москве, Санкт-Петербурге и Московской области.

Владение языками. При переписи населения 2002г. впервые была получена информация от всего населения о владении государственным языком страны - русским языком. Из общей численности населения владеют русским языком 142,6 млн.человек (98%).

Среди других языков наиболее распространенными являются английский язык (7,0 млн.человек, или 4,8%), татарский (5,3 млн.человек, или 3,7%), немецкий (2,9 млн. человек, или 2%), украинский (1,8 млн.человек, или 1,3%), башкирский (1,4 млн.человек, или 1%) и почти одинаковое число людей назвало владение чеченским и чувашским языками (по 1,3 млн.человек, или по 0,9%).

Гражданство. Впервые при переписи населения получены сведения о гражданстве населения России. Численность граждан Российской Федерации составила 142,4 млн.человек (98% всех жителей страны), 1,0 млн.человек имеют гражданство других государств и 0,4 млн.человек - лица без гражданства. Из общей численности граждан Российской Федерации 44 тыс.человек имеют двойное гражданство. Примерно 1,3 млн.человек не указали свое гражданство.

Гражданство населения Российской Федерации
(тыс.человек)

иностранные граждане по стране гражданства:


Среди иностранных граждан, постоянно проживающих в России, подавляющая часть - это граждане государств-участников СНГ (906 тыс.человек, или 88% всех иностранцев), из них наиболее многочисленны граждане Украины (230 тыс.человек), Азербайджана (155 тыс.человек) и Армении (137 тыс.человек).

Уровень образования населения. При переписи населения 2002г. учтено 109,4 млн.человек в возрасте 15 лет и более, имеющих образование основное общее и выше, что составляет 90,2% этой возрастной группы. По сравнению с 1989г. число лиц с указанным уровнем образования увеличилось на 18,3 млн.человек, или на 20%.


Таблица 11

уровень образования населения1)

Тыс.человек

2002г.
в % к
1989г.

На 1000 человек

Все население в возрасте
15 лет и более

в том числе имеют:

профессиональное образование

высшее (включая послевузовское
образование)

неполное высшее

начальное

общее образование

среднее (полное)

основное

начальное

не имеют начального общего
образования

___________________

1) В соответствии с Федеральным Законом "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "Об образовании" изменились ранее употреблявшиеся названия уровней образования и появились новые уровни. При сопоставлении данных переписей 1989г. и 2002г. следует иметь в виду: ранее из высшего образования не выделялось послевузовское образование, высшему профессиональному образованию соответствует высшее, среднему профессиональному - среднее специальное, основному общему - неполное среднее, начальному общему - начальное образование. Численность лиц с начальным профессиональным образованием получена как сумма лиц, окончивших профессионально-технические училища на базе среднего (полного) общего и основного общего образования.

Из общего числа лиц в возрасте 15 лет и более 71,4 млн.человек (59%) имеют профессиональное образование (высшее, среднее и начальное). За 1989-2002гг. число специалистов с высшим образованием увеличилось на 6,6 млн.человек (на 52%), со средним профессиональным - на 11,2 млн.человек (на 52%), с начальным профессиональным - на 0,7 млн.человек (на 5%).

Впервые при переписи получено число лиц, имеющих послевузовское образование (закончивших аспирантуру, докторантуру, ординатуру), которое составило 0,4 млн. человек.

Увеличилось на один миллион (на 5%) число лиц, имеющих среднее (полное) образование. В то же время уменьшилось число лиц в возрасте 15 лет и более с основным общим и начальным образованием.

Изменения в уровне образования связаны с вхождением в возрастную группу 15 лет и более многочисленного поколения родившихся в первой половине 80-х годов прошлого столетия, большая часть которого продолжала повышать свой образовательный уровень.

Так, по данным текущей статистики за 1989-2002гг., было подготовлено и выпущено 7,1 млн. специалистов с высшим и 8,3 млн. специалистов со средним профессиональным образованием. Это привело к росту уровня высшего и среднего профессионального образования среди молодежи. Численность молодежи в возрасте 16-29 лет с высшим образованием выросла по сравнению с 1989г. на 42,4%, со средним профессиональным - на 7,5%. В расчете на 1000 человек в этом возрасте приходится 112 человек с высшим образованием (в 1989г. - 84 человека) и 224 человека со средним профессиональным образованием (в 1989г. - 223 человека).

В тоже время численность юношей и девушек в возрасте 16-29 лет, имеющих только начальное общее образование, увеличилась в межпереписной период в 2,1 раза и составила 0,5 млн.человек, из них 70% не учится.

Продолжалась тенденция повышения уровня образования и мужчин, и женщин.

Таблица 12

уровень образования мужчин и женщин

Мужчины

Женщины

тыс.человек

на 1000 человек

тыс.человек

на 1000 человек

1989г.

2002г.

1989г.

2002г.

1989г.

2002г.

Все население в возрасте
15 лет и более, имеющее
образование основное
общее и выше

в том числе имеют:

профессиональное
образование

высшее (включая
послевузовское
образование)

неполное высшее

начальное

общее образование

среднее (полное)

основное

Впервые перепись населения показала превышение доли женщин, имеющих высшее образование, по сравнению с мужчинами.

Уменьшилась доля неграмотного населения в возрасте 10 лет и более с 1,9% в 1989г. до 0,5% в 2002 году. Среди неграмотного населения 67% - это лица в возрасте 60 лет и более. Подавляющее большинство остальных неграмотных - лица с тяжелыми физическими и умственными недостатками.

Впервые при переписи были получены данные о дошкольном обучении детей, которым охвачено 3,1 млн. детей в возрасте 3-6 лет (или 60% от общего числа детей этого возраста), из них в городских поселениях - 2,4 млн. детей (70%), в селе - 0,7 млн. детей (40%). В возрасте 6-9 лет 4,7 млн. детей (82%) обучаются в общеобразовательных учреждениях, а 11% детей этого возраста продолжали посещать дошкольные учреждения (в более старшем возрасте это, как правило, учреждения для детей с недостатками физического или умственного развития).

Среди детей и подростков в возрасте 7-15 лет перепись зафиксировала 277 тыс. детей (1,6%), которые не посещали образовательные или дошкольные учреждения.

Источники средств к существованию. При переписи 2002г. население могло указать все имеющиеся у негоисточники средств к существованию в отличие от прошлой переписи, когда у населения выяснялось не более двух источников средств к существованию.

Итоги переписи показали повышение удельного веса населения, имеющего не один источник средств к существованию. В 2002г. 29% населения имело более одного вида источника средств к существованию (26% имело два вида источника, 1,5% - три вида источника и 0,04% - четыре и более).

Таблица 13

источники средств существования населения

Все
население,
указавшее
данный
источник,
тыс.
человек

В том числе в возрасте

В % ко
всему населению

Средний возраст, лет

моложе
трудо-
способ-
ного

трудо-
способ-
ном

старше
трудо-способ-ного

Доход от трудовой деятельности
(кроме работы в личном
подсобном хозяйстве)

Личное подсобное хозяйство

Стипендия

Пенсия (кроме пенсии
по инвалидности)

Пенсия по инвалидности

Пособие (кроме пособия
по безработице)

Пособие по безработице

Другой вид государственного
обеспечения

Сбережения

Доход от сдачи внаем или в
аренду имущества

На иждивении отдельных лиц

Иной источник средств
к существованию

Не указавшие источник средств
к существованию

Свыше 62 млн. жителей страны (43%) назвали источником средств к существованию доход от трудовой деятельности (в 1989г. - 77 млн.человек, или 52%). Для более чем 48 млн.человек этот доход был единственным источником средств к существованию.

В 2002г. свыше 18 млн. опрашиваемых (12,5%) назвали одним из источников средств к существованию доход от личного подсобного хозяйства.

После переписи населения 1926г. впервые получена численность лиц, получающих пенсию по инвалидности. Этот источник назвали 4,7 млн.человек; остальные виды пенсий (по старости, по случаю потери кормильца, социальную) - около 32 млн. человек.

Численность лиц, получающих пособие (кроме пособия по безработице), составила 16,6 млн.человек, подавляющее большинство из них дети (средний возраст лиц, указавших данный источник средств к существованию, - 11,9 лет). Это пособия на детей в возрасте до 16 лет; детей, родители которых уклоняются от уплаты алиментов; детей одиноких матерей; женщинам, получающим пособия в период отпуска по уходу за ребенком до полутора лет, и другие.

Формирование новых экономических отношений привело к изменениям на рынке труда - появлению такой категории населения, как безработные (при переписи в последний раз безработица изучалась в 1926г.). В 2002г. пособие по безработице получали 1,2 млн.человек, что подтверждают данные текущей статистики. Средний возраст получающих пособие по безработице - 36,6 лет.

При переписи 2002г. около 2 млн.человек, или 1,4% (против 1,3 млн.человек, или 0,9% в 1989г.) указали источником другой вид государственного обеспечения. Это полностью или частично находящиеся на обеспечении государства воспитанники детских домов, учащиеся школ-интернатов; лица, живущие в домах-интернатах для престарелых и инвалидов; лица, находящиеся в местах заключения, а также проживающие в казармах, монастырях и других подобных учреждениях.

Перепись показала наличие у населения таких видов источников, как сбережения (350 тыс.человек), включая доход от ценных бумаг, и доход от сдачи внаем или в аренду имущества (225 тыс.человек); при прошлых переписях эти источники учитывались в иных видах источников.

Почти треть населения (43,5 млн.человек) являются иждивенцами отдельных лиц. Подавляющая часть иждивенцев (свыше 80%) - дети и молодежь до 25 лет. Средний возраст иждивенцев - 16,7 лет.

Значительных отличий в структуре указанных источников средств к существованию среди мужчин и женщин не отмечается.

Занятость населения. При переписи населения 2002г. изучалась занятость населения в возрасте 15 лет и более за неделю до начала переписи (текущая занятость).

Таблица 14

численность и возрастная структура занятого населения 1)

Тыс.
человек

2002г.
в % к

Удельный вес занятых
в общей численности населения

соответствующей возрастной
группы, %

Занятое население в возрасте
15 лет и более

в том числе в возрасте, лет:

60 лет и более

__________________

1) При сравнении данных 2002г. с 1989г. следует иметь в виду методологические изменения в учете занятого населения. При переписи населения 1989г. изучалась текущая и частично обычная занятость, поэтому в численность занятого населения включались не работавшие на дату переписи сезонные работники и лица, уволившиеся с работы за три недели и менее до начала переписи в связи с переменой места работы. Кроме того, военнослужащие по призыву учитывались при переписи 1989г. по прежнему (до призыва) своему экономическому положению; при переписи 2002г. все военнослужащие учтены в соответствии с международными рекомендациями в численности занятого населения.

Среди занятого населения 95% - это лица в трудоспособном возрасте.

По сравнению с переписью 1989г. удельный вес занятых уменьшился во всех возрастных группах населения. Самое значительное (более чем в 2 раза) снижение доли занятого населения произошло среди подростков и молодежи в возрасте 15-19 лет. Одной из причин являлось продолжение учебы этой категории населения на дневных отделениях учебных заведений в связи с сокращением вечерней и заочной форм обучения, дающих возможность совмещать учебу с работой.

Абсолютная численность занятых увеличилась только в возрастной группе 40-49 лет за счет вступления в данные возраста многочисленного поколения, родившегося после войны. Однако уже через 5-10 лет, когда начнет уходить на пенсию это поколение, а вступать в трудоспособный возраст малочисленное поколение родившихся в 90-х годах прошлого века, положение на рынке труда может резко обостриться из-за нехватки рабочей силы.

Впервые при переписи изучен статус населения в занятости. Из общего числа занятых в экономике в возрасте 15 лет и более абсолютное большинство - 58 млн.чело-век (95%) являются работающими по найму, почти 1 млн. занятых (1,5%) - работодатели, привлекающие для осуществления своей деятельности наемных работников, и около 2 млн.человек (3%) являются индивидуальными предпринимателями.

Другие категории населения, учтенные при Всероссийской переписи населения 2002 года. При переписи было учтено 107 тыс. граждан Российской Федерации, находящихся по долгу службы на дату переписи за рубежом (включая членов их домохозяйств), из них 67 тыс. мужчин (63%) и 40 тыс. женщин (37%). Наибольшая часть этой категории населения - 84 тыс.человек (79%) - в трудоспособном возрасте.

Таблица 15

ГРАЖДАНЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ,
НАХОДЯЩИЕСЯ ПО ДОЛГУ СЛУЖБЫ ЗА РУБЕЖОМ,
ПО ПОЛУ И ВОЗРАСТНЫМ ГРУППАМ

Мужчины и
женщины

В том числе

мужчины

женщины

Все граждане Российской Федерации,
находящиеся по долгу службы
за рубежом

в том числе в возрасте:

моложе трудоспособного

трудоспособном

старше трудоспособного

Средний возраст населения, лет

Кроме того, при переписи было учтено 239 тыс.человек, временно находившихся на территории Российской Федерации и постоянно проживающих за рубежом. Из них 65% (156 тыс.человек) указали, что они приехали в Россию на работу, 11% - на отдых, лечение или в качестве туристов, 6% находятся в служебной или деловой поездке, 1% - мигранты, транзитом следующие через Россию, и около 17% лиц указали другие цели приезда в Россию или не указали цель приезда.

Более подробные данные Всероссийской переписи населения 2002г. по России и субъектам Российской Федерации приведены в приложении.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 декабря 2009 г. № 1075 «Об организации Всероссийской переписи населения 2010 года» установлено, что с 14 по 25 октября 2010 года проводится очередная Всероссийская перепись населения. На отдалённых и труднодоступных территориях, транспортное сообщение с которыми затруднено в планируемый период, Всероссийская перепись населения проводится с 1 апреля по 20 декабря 2010 года.

По данным Всероссийской переписи населения, проведенной по состоянию на 14 октября 2010 года, численность постоянного населения Российской Федерации составила 142,9 млн. человек .

Российская Федерация занимает восьмое место в мире 1 по численности населения после Китая (1335 млн. человек), Индии (1210 млн. человек), США (309 млн. человек), Индонезии (238 млн. человек), Бразилии (191 млн. человек), Пакистана (165 млн. человек) и Бангладеш (147 млн. человек).

По сравнению с переписью населения 2002 г. численность населения уменьшилась на 2,3 млн. человек, в том числе в городских населенных пунктах - на 1,1 млн. человек, в сельской местности - на 1,2 млн. человек.

Соотношение горожан и сельских жителей составило в 2010 г. 74% и 26% соответственно.

Население Российской Федерации проживает в 2386 городских населенных пунктах (городах и поселках городского типа) и 134 тыс. сельских населенных пунктах.

В городах проживает 93% городского населения (в 2002 г. - 90%), остальное городское население живет в поселках городского типа. Вместе с тем при переписи было зафиксировано 19,4 тыс. сельских населенных пунктов, в которых население фактически не проживало. По сравнению с прошлой переписью число таких населенных пунктов увеличилось на 48 процентов. По данным переписи населения 2010 г. численность женщин превышает численность мужчин на 10,8 млн. человек. В 2002 г. это превышение составляло 10,0 млн. человек.

На 1000 мужчин в 2010 г. приходилось 1163 женщины, в 2002 г.- 1147.

По данным переписи 2010 г. преобладание численности женщин над численностью мужчин отмечается с 30-летнего возраста (в 2002 г. - с 33-летнего возраста).

Заметные изменения произошли в возрастном составе населения.

По итогам Всероссийской переписи населения 2010 года средний возраст жителей страны составил 39 лет (в 2002 г. - 37,7 лет)

Число супружеских пар составило 33 миллиона (в 2002 г. - 34 млн.). Из общего числа супружеских пар 4,4 млн. (13%) состояли в незарегистрированном браке (в 2002 г. - 3,3 миллиона, или 9,7%). Среднее число рожденных женщинами детей уменьшилось в расчете на 1000 женщин с 1513 в 2002 г. до 1469 в 2010 г. В городских населенных пунктах этот показатель составил 1328 детей (в 2002 г. - 1350), а в селе - 1876 (в 2002 г. - 1993).


Из общей численности женщин в возрасте 15 лет и более, родивших детей, первого ребенка родили в возрасте 15-19 лет 19% женщин, в возрасте 20-24 лет - 54%, в возрасте 25-29 лет - 19%, в возрасте 30-34 лет - 5,3%, в возрасте 35 лет и более - 1,9% женщин.

При рассмотрении национального состава населения следует иметь в виду, что на численность населения отдельных национальностей могло повлиять то, что население имело право не отвечать на вопрос о национальной принадлежности. В связи с этим в 2010 г. у 5,6 млн. человек (почти 4,0%, в 2002 г. - 1,5 млн. человек, или 1%) отсутствуют сведения о национальной принадлежности, из них о 3,6 млн. человек сведения получены из административных источников, а 2 млн. человек не определили свою национальную принадлежность.

В 2010 г.владение русским языком указало 138 млн. человек (99,4% из числа ответивших на вопрос о владении русским языком), в 2002 г. - 142,6 млн. человек (99,2%). Среди горожан владели русским языком 101 млн. человек (99,8%), а среди сельского населения - 37 млн. человек (98,7%).

Среди других языков наиболее распространенными являются английский, татарский, немецкий, чеченский, башкирский, украинский, чувашский.

Владение русским жестовым языком глухих указали 121 тыс. человек.

Численность граждан Российской Федерации составила 137,9 млн. человек (99,4% лиц, указавших гражданство), 0,7 млн. человек имеют гражданство других государств и 0,2 млн. человек - лица без гражданства. Из общей численности граждан Российской Федерации 79 тыс. человек имеют два гражданства. У более 4,1 млн. человек в переписном листе гражданство не указано.

При переписи населения 2010 г. учтено 110,6 млн. человек в возрасте 15 лет и более, имеющих образование основное общее и выше , что составляет 91% этой возрастной группы. По сравнению с 2002 г. число лиц с указанным уровнем образования увеличилось на 1,2 млн. человек (1,1%).

Из общей численности лиц с высшим профессиональным образованием степень бакалавра имеют 1,1 млн. человек (4,3%), специалиста 5 - 25,1 млн. человек (93%) и магистра 0,6 млн. человек (2,3%).

Среди специалистов с высшим профессиональным образованием 707 тыс. человек имеют послевузовское образование (в 2002 г. - 369 тыс. человек).

В России насчитывается 596 тыс. кандидатов наук и 124 тыс. докторов наук. Среди кандидатов наук женщины составляют 265 тыс. человек (44%), среди докторов наук - 41 тыс. человек (33%). По возрасту среди кандидатов наук преобладают лица в трудоспособном возрасте (65%), среди докторов наук - лица старше трудоспособного возраста (51%).

Увеличилась численность лиц с неполным высшим образованием (на 44%), при этом 68% из них продолжают обучение.

Незначительно выросла численность лиц, имеющих среднее (полное) общее образование (на 189 тыс. человек, или на 0,9%). В то же время уменьшилась численность лиц в возрасте 15 лет и более с основным общим и начальным образованием.

Следует отметить уменьшение доли неграмотного населения в возрасте 10 лет и более. Если в 2002 г. доля неграмотных в этой возрастной группе составляла 0,5%, то в 2010 г. - 0,3 процента. Среди неграмотного населения 42% - это лица в возрасте 60 лет и более (в 2002 г. - 67%).

В 2010 г. 103,6 млн. человек имели один источник средств к существованию, два источника имели 33,0 млн. человек, три источника и более было у 2,2 млн. человек.

Экономическая активность населения выросла на 6,1%, при этом рост происходил за счет увеличения занятого населения (на 8,8%) при одновременном сокращении численности безработных (на 16%).

Численность экономически неактивного населения (например, не работающих пенсионеров, учащихся, домохозяек, лиц, не имеющих и не ищущих работу) сократилась на 18%, а их доля среди населения частных домохозяйств в возрасте 15-64 лет составила 25% против 31% в 2002 году.

В 2010 году из 109 млн. человек в возрасте 15-72 лет, проживающих в частных домохозяйствах, 72 млн. человек (66%) были экономически активными, а 32 млн. человек (29%) - экономически неактивными и 5 млн. человек (5%) не указали экономическую активность.

Почти 66 млн. человек (или 91%) экономически активного населения в возрасте 15-72 лет составляют занятые в экономике, а 6,3 млн. (или 9%) приходится на безработных. Среди безработных 2,8 млн. человек, или 44%, - это молодежь в возрасте 15-29 лет.

В 2010 г. 1,7 млн. занятых (2,5%) указали, что имеют не одну работу.

Из общего числа занятых в экономике в возрасте 15-72 лет абсолютное большинство - 61,6 млн. человек (94%) - являются работающими по найму. По сравнению с 2002 г. численность наемных работников увеличилась на 5,8%. Численность работодателей, привлекающих для осуществления своей деятельности наемных работников, составила 1,4 млн. человек (в 2002 г. - 923 тыс. человек).

Социальная политика государства в структуре государственно-муниципального менеджмента: определение, генезис, цель, мера комплексности и набор ее объектов. Социальная политика в РФ и РТ.