Ликвидация бизнеса. Приказы. Оборудование для бизнеса. Бухгалтерия и кадры
Поиск по сайту

Особенности трудоустройства иностранных граждан в рф. Тема: Зарубежный опыт регулирования процессов занятости

Актуальность проблемы неформальной занятости в мире обусловлена масштабностью данного явления и той важной ролью, которую она играет в современной экономике. Согласно докладу ОЭСР в мире в секторе неформальной занятости без правового оформления и социальной защиты работает 1,8 млрд. чел.. Размеры неофициальной деятельности в Западной Европе варьируются в пределах: 10 % от ВВП в Швейцарии и 30 % от ВВП в Греции; в США около 9 % экономической деятельности приходится на неформальный сектор . В Латинской Америке неофициальная рабочая сила составляет значительную долю в общем числе занятых в экономике и колеблется в диапазоне от 25 % в Чили и до 75 % в Парагвае и Боливии . В России по данным Федеральной службы по труду и занятости в 2015 году неформально занятые в разных секторах экономике составили - 15 млн. человек. . Таким образом, неформальная занятость является болевой точкой социально – экономического благосостояния любого государства, поскольку напрямую связана с реальными экономическими убытки, потерями в государственном бюджете страны и обуславливает социальную напряженность в обществе. Население, занятое в «теневой сфере», оказывается в правовом и социальном отношении абсолютно бесправным и не защищенным.

В отношении понятия «неформальная занятость населения» в отечественной и зарубежной литературе до сих пор нет единого мнения о том, какие категории трудового населения к ней отнести. Воспользуемся определением Е.Я. Варшавской, в основе ее подхода лежит следующий критерий: «наличие или отсутствие у работника официально оформленных трудовых отношений». Следовательно, к неформально занятым наемным работникам она относит тех, кто работает без официально оформленных контрактов между конкретным работником и работодателем. К этой категории исследователь причисляет также предпринимателей, имеющих государственную регистрацию и вполне легально осуществляющих свою деятельность, но не имеющих регистрацию в качестве юридического лица .

Как правило, процесс формирования неформальной занятости является «наследием» стрессовых, кризисных ситуаций в экономике и искореняется посредствам социально-экономических реформ, проводимых государством.

В решении проблем с неформальной занятостью населения зарубежными учеными в качестве основного метода выделяется комплексный подход, признанный во всех странах, как наиболее эффективный. Он направлен на изменения экономических, социальных, правовых, административных, организационных и даже психологических условий, связанных с вопросами занятости и трудовой деятельностью, а так же с оформлением официальных отношений с государством.

В современной мировой практике в основном определены направления регулирования неформальной занятости населения, при этом методы борьба с неформальной занятостью в Европейских странах разные.

Важным направлением регулирования неформальной занятости населения является правовое регулирование найма, которое призвано стимулировать практику официального оформления занятости работников.

Главным вопросом регулирования трудового законодательства в странах Евросоюза, по мнению Союза промышленных предприятий европейских сообществ (UNICE), остается поиск баланса – с одной стороны, гибкость правовых норм, с другой, социальная защищенность работников. При этом отмечается, что задача обеспечение достаточного количества рабочих мест на «просторах» Европейского союза – приоритетна. Однако ее воплощение возможно только при условии гибкости рынка труда - в таком случае остается открытой проблема социальной безопасности трудящихся.

Например, в трудовом законодательстве Германии особое внимание отводиться охране труда, что не без оснований можно отнести к положительным аспектам повышения доверия к официальному оформлению занятости. Основными составляющими являются: общая, социальная, техническая и медицинская охрана труда.

Во Франции в 2016 имели место акции протеста по поводу изменений в трудовом законодательстве. Дело в том, что министр экономики страны решил придерживаться экономической стратегии, предлагаемой Брюсселем и Берлином. Основным направлением реформ стала следующая идея: при сохранении 35 часовой рабочей недели, с одобрения местных профсоюзов, рабочий день мог быть продлен до 46 часов. Так же предлагалось облегчить процедуру снижения заработной платы и увольнения. В данной стратегии была сделана ставка на то, что компании будут нанимать больше людей, зная, что их будет легче уволить в случае экономического спада.

Особое место в правовом регулировании неформальной сферы занятости отводится профсоюзам. Будучи осведомленными о делах конкретного предприятия, они могут контролировать начисление заработной платы работникам, учитывать случаи сверхурочной работы, а так же неполной занятости, при этом обеспечивать должный уровень их осведомленности и социальной защищенности.

Существует и иной взгляд на роль профсоюзов в регулировании трудовых взаимоотношений. Так, немецкий профессор Вагнер считает, что для повышения занятости населения и стимулирования официального оформления необходимо упразднить привилегию профсоюзов вести переговоры с работодателями и заключать тарифные соглашения. Субъектами социального партнерства он видит советы предпринимателей, союзы работников и безработных. Учитывая опыт Германии, профессор отмечает, что при наличии коллективных договоров должны быть механизмы, позволяющие отклоняться от договора и заключать, в случае необходимости, договора с каждым работникам на полноценных условиях.

В странах Европейского союза, в стратегии борьбы с неформальной занятостью приоритетным является комплексное взаимодействие между различными государственными учреждениями: инспекции по труду, органами социального обеспечения и налоговыми органами. Оперативность и прозрачность работы правовой системы призвана обеспечить тесное взаимодействие с властными структурами по проблемам неформальной занятости, например, информирование их о незаконных увольнениях. На качественно новый уровень была поставлена работа инспекций по труду, прежде всего, работа по осведомленности о наличии официальных рабочих мест, что позволило в странах Европейского союза выявить и перевести в статус законных рабочих мест сферу услуг домохозяйства.

Важным условием регулирования неформальной занятости в странах Евросоюза является совершенствование налоговой системы. Раскрывая особенности налоговой политики государств, профессор Попова Л. В. отмечает, что эта политика напрямую зависит от поставленных государством целей, таких как: разработка или отмена налоговых льгот, дифференциация налоговых ставок, актуализация вопроса форм налогообложения и сфер распространения, изменение налоговой нагрузки на налогоплательщика.

В ряде европейских стран, например, таких как, Бельгия и Франция, были предприняты меры по снижению налога с заработной платы для лиц имеющих низкооплачиваемую работу. Данная мера напрямую повлияла на повышение интереса граждан к официальной регистрации своей трудовой деятельности. Налоговые льготы коснулись самозанятых в тех сферах, где их сложнее всего отследить – работа по дому, услуги по уходу за детьми, пожилыми гражданами, обслуживающий персонал домохозяйств. Безусловно, эта мера привела к увеличению притока трудовой силы в официальный сектор рынка труда.

Наиболее успешное реформирование налоговой системы в рамках «европейской социальной модели» прошло в Словакии под руководством Микулаша Дзуринда в 1998 году. В стране был упразднен прогрессивный подоходный налог, введен единый налог и определена одна ставка в 19% для физических и юридических лиц. Налоговая система стала простой и прозрачной. К середине 2003 успехи Словакии уже отмечали представители крупного бизнеса - например, американский миллиардер Стив Форбс, заметил: «Словацкая Республика готова к тому, чтобы стать новым Гонконгом или Ирландией» Налоговая реформа в Словакии позволила вывести из тени до 7 % неформально занятого населения.

Характеризуя процесс регулирования неформальной занятости на рынке труда, особо следует отметить значимость его институциональной поддержки. Современные, государственные и общественные институты должны обеспечивать соблюдение законов, просвещать, информировать как работодателей, так и работников; наглядно демонстрировать положительные аспекты формального сектора занятости; обучать стратегиям конкурентной борьбы в условиях рынка; поддерживать предпринимательские инициативы.

Одновременно с этим государственные институты должны инспектировать и выявлять неформальную занятость, применяя прямые санкции к последним. Административные меры, таким образом, должны быть направлены на формирование благоприятной среды на официальном рынке труда.

Благоприятная обстановка в сфере формальной занятости так же может обеспечиваться через формирование активной деловой среды. Прямыми методами ее активизации является упрощение процедуры регистрации, прозрачность деловой практики, отсутствие препятствий к прекращению предпринимательской деятельности. Простая и понятная процедура легализации неформальной занятости в официальную экономическую деятельность это прямой путь вывода из «теневой сферы экономики» активных, трудоспособных граждан.

Стратегически важную мысль в этой связи высказал в своем интервью Болле М. президент направления R&D компании Bosch: «условия для развития инноваций и процветания предпринимательского духа должны создавать крупные компании. Большие мультинациональные корпорации обладают необходимыми ресурсами, что бы обустраивать принципиально новую среду для развития научной мысли» По его мнению, главной причиной отсутствия деловой активности является страх «прогореть». По его мнению 25 % немцев готовы открыть свое дело, тогда как в США желающих почти в два раза больше. Болле М предполагает, что при условии регулирования предпринимательской деятельности не только государством, но и крупными корпорациями, можно успешно стимулировать деловую активность.

Мобильность иностранных работников на российском рынке труда

Уровень знания русского языка тем выше, чем старше мигрант и дольше находится в России. Эта зависимость проявляется во всех этнических группах. Плохое знание русского языка демонстрируют в первую очередь недавно приехавшие молодые респонденты из Центральной Азии. У трети среди них (32,3%) в возрасте до 20 лет отмечено плохое знание русского языка, что практически вдвое выше, чем среди 30-50-летних мигрантов из этих же стран. Так же низко было оценено знание языка у 31,5% респондентов из центрально-азиатских государств, приехавших в 2011 г. - это в 2 раза больше, чем среди мигрантов из этих же стран, прибывших в РФ в 2008 г. и раньше.

В целом анализ социально-демографических характеристик респондентов позволяет заключить, что российский рынок труда всё в большей степени становится привлекательным для молодых мигрантов, преимущественно жителей стран Центральной Азии, имеющих невысокий уровень образования и профессиональной подготовки .

Переход "последняя работа дома - первая работа в России ". 60,7% занятых в момент опроса респондентов (4406 чел.) работали прежде в стране происхождения.

Обратим внимание на весьма тревожную тенденцию - уменьшение среди опрошенных доли работавших до приезда в Россию. Утвердительно ответили на вопрос о работе до первого приезда в РФ две трети респондентов, приехавших в 2005 г. и ранее, 61% прибывших в 2006-2008 гг. и только половина из тех, кто приехал в 2009-2011 гг. Причем максимальным это сокращение было среди респондентов молодых возрастов.

Отраслевые структуры занятости мигрантов по последнему месту работы в стране происхождения и на первой работе в РФ существенно различаются (табл. 3). Основная часть из них на родине были заняты в оптовой и розничной торговле (18,1%), строительстве (15,9%), на транспорте и связи (11,7%), в сельском хозяйстве (10,7%). Первые рабочие места мигрантов в РФ сконцентрированы в 3-х отраслях - торговле (34,2%) и строительстве (26,7%), а также коммунальных и социальных услугах (12%). В результате, если на последнем месте работы в стране происхождения на их долю приходилось немногим более трети работников (38,7%), то по первому месту работы в России этими видами деятельности заняты уже почти три четверти мигрантов (72,9%). Численность работающих возросла в торговле в 1,9 раз, в строительстве - в 1,7 раз, в коммунальных и социальных услугах - в 2,5 раза по сравнению с численностью занятых в них по месту последней работы в стране происхождения .

Таблица 3. Отраслевая структура занятости мигрантов по последнему месту работы в стране происхождения и по первому месту работы в России, (%)

Вид экономической деятельности

Отраслевая структура занятости

Изменение численности (первая работа в России / последняя работа дома)

последняя работа дома

первая работа в России

А. Сельское хозяйство

Б. Добыча полезных ископаемых

В. Обрабатывающие производства

Г. Производство и распределение электроэнергии, газа и воды

Д. Строительство

Ж. Гостиницы и рестораны

З. Транспорт и связь

И. Финансовая деятельность

М. Образование

Н. Здравоохранение и социальные услуги

Следует обратить внимание, что отраслевой профиль первой работы мигрантов в России менялся в течение 1990 - 2000-х гг. (рис. 1): доля нашедших первую работу в торговле уменьшалась, и, напротив, увеличивалась доля тех, у кого первое рабочее место было в сфере ЖКХ. Так, если почти половина (45,3%) респондентов, приехавших 10 и более лет назад, находили свою первую работу в сфере торговли, то среди прибывших в 2011 г. таковых менее трети (31,8%). Доля мигрантов, у которых первая работа была в сфере ЖКХ, увеличилась в 2,5 раза - с 7,2% среди иностранных работников со сроком пребывания от 10 лет до 18,1% среди приехавших в 2011 г.

Рисунок 1. Доля мигрантов, нашедших первую работу в России в торговле, строительстве, коммунальных, социальных и персональных услугах в зависимости от года приезда (в %).

Подавляющее большинство были вынуждены поменять вид экономической деятельности: только 31,2% нашли первую работу в той же отрасли, что и на родине. Менее всех склонны менять отрасль мигранты, которые и ранее работали в основных секторах занятости иностранных работников на российском рынке труда - строительстве и торговле. Здесь нашли свою первую работу 66,4 и 57,6% (соответственно) работавших в них в стране происхождения (табл. 4). Около трети занятых в сфере коммунальных, социальных и персональных услуг (37,3%), транспорта и связи (36,6%), гостинично-ресторанного бизнеса (36,1%) продолжили работать в этих отраслях и в РФ.

Таблица 4. Виды экономической деятельности мигрантов в стране происхождения и по месту первой работы в России (в % по строке)

Вид экономической деятельности в стране происхождения

Вид экономической деятельности по месту первой работы в России

А. Сельское хозяйство

Б. Добыча полезных ископаемых

В. Обрабатывающие пр-ва

Г. Производство и распределение э/энергии, газа и воды

Д. Строительство

Е. Оптовая и розничная торговля, ремонт транспорта и бытовых изделий

Ж. Гостиницы и рестораны

З. Транспорт и связь

И. Финансовая деятельность

К. Операции с недвижимостью, аренда и предоставление услуг

Л. Государственное управление, социальное страхование

М. Образование

Н. Здравоохранение и соц. услуги

О. Прочие коммунальные, социальные и персональные услуги

П. Услуги по ведению домашнего хозяйства

Полужирным курсивом выделены данные в ячейках, в которых показана доля мигрантов, работавших до приезда и не сменивших вид деятельности в первый приезд в Россию.

Самыми не востребованными на российском рынке труда оказались относительно многочисленные группы занятых у себя дома в здравоохранении, образовании и государственном управлении. Только 6,3% работавших в стране происхождения в здравоохранении заняты в этой сфере в РФ, ещё ниже аналогичная доля среди работников образования (2,8%) и государственного управления (1,9%). Подавляющая часть этих работников нашли свою первую работу на новом месте жительства в отраслях, не требующих профессиональной подготовки. В торговлю пошли трудиться 46,6% работавших в здравоохранении, 41,9% работников образования, треть (34,3%) занятых в госуправлении, в сферу коммунального и социального обслуживания - 12,6% бывших работников здравоохранения, 12,4% - образования, 20% - государственного управления.

На российском рынке труда оказываются во многом не востребованными не только специфические знания и навыки, которыми мигранты обладали в конкретном виде деятельности до приезда, но образование и квалификация работников. Численность специалистов высшей квалификации, нашедших соответствующую первую работу здесь, по сравнению с численностью этой группы по последнему месту работы в стране происхождения сократилась в 8,3 раза, специалистов средней квалификации - в 3,8 раз, руководителей и офисных работников - втрое; напротив, число неквалифицированных рабочих увеличилось в 2,6 раз (табл. 5). В результате существенно различаются профессионально-должностная структура мигрантов по последнему месту работы на родине и по первому - в России. Так, если в "домашней" структуре занятости на долю руководителей и специалистов приходится 20,9%, а неквалифицированных рабочих - 14,7%, то в "российской" удельный вес первых сократился до 4,0% (!), а вторых вырос до 38,7%.

Таблица 5. Профессионально-должностная структура мигрантов по последнему месту работы в стране происхождения и по первому месту работы в России

Профессионально-должностная группа

Профессионально-должностная структура, %

Изменение численности (первая работа в России / последняя работа дома, %)

последняя работа дома

первая работа в России

1. Руководители организаций, подразделений

2. Специалисты высшей квалификации

3. Специалисты средней квалификации

4. Работники, занятые подготовкой информации, оформлением документации, учетом и обслуживанием

5. Работники сферы обслуживания, ЖКХ, торговли

6. Квалифицированные работники с/х

7. Квалифицированные рабочие промышленных предприятий, строительства, транспорта, связи

8. Операторы, аппаратчики, машинисты установок и машин

9. Неквалифицированные рабочие

Таблица 6. Профессионально-должностные группы мигрантов в стране происхождения и по месту первой работы в России (в % по строке)

Темно-серым цветом выделены переходы, соответствующие нисходящей мобильности, светло-серым - восходящей, белым - переходы без изменения уровня квалификации. Полужирным курсивом выделены данные в ячейках, в которых показана доля мигрантов, работавших до приезда и не сменивших свою профессионально-должностную группу на первом российском рабочем месте.

Как и в случае с отраслевой, профессионально-должностная структура первых рабочих мест мигрантов изменялась в течение 1990 - 2000-х гг. (рис. 2). Существенно (в 1,8 раз) увеличилась доля мигрантов, для которых первое место занятости оказалось на позиции неквалифицированного рабочего - с 28,5% среди приехавших 10 и более лет назад до 52,7% среди прибывших в 2011 г. С другой стороны, сократилась доля работников сферы обслуживания и торговли (с 34,3 до 18,8%), а также руководителей и специалистов (с 8,0 до 3,1%). В целом изменение отраслевой и профессионально-должностной структуры первых рабочих мест мигрантов говорит о смещении спроса на их труд в сторону всё более простых, неквалифицированных занятий.

Рисунок 2. Доля мигрантов, нашедших первую работу в России, на соответствующих профессионально-должностных позициях в зависимости от года приезда (в %)

Только 38,9% мигрантов удалось сохранить свою прежнюю профессионально-должностную позицию по месту первой работы (табл. 6). Подавляющее большинство - неквалифицированные рабочие, 69,7% из них продолжили работу в этом качестве. Далее следуют работники сферы обслуживания, ЖКХ, торговли (51,8%) и квалифицированные рабочие (49,2%).

Напротив, абсолютному большинству руководителей и специалистов пришлось начинать работать на таких рабочих местах, которые не предполагают особых требований к образованию и квалификации. Так, 29,5% представителей группы "руководители" в стране происхождения в России стали неквалифицированными рабочими, ещё четверть (26,6%) - работниками сферы обслуживания и торговли; среди специалистов высшей квалификации таковых 33,6 и 36,0% соответственно, средней - 28,8 и 37,1%. Сохранить профессионально-должностной статус удалось только 13,3% руководителей, 7,2% специалистов высшей квалификации, 8,8% - средней. В результате нисходящая квалификационная мобильность на переходе "работа дома - первая работа в России" абсолютно превалирует над восходящей. Снизили свой профессионально-должностной статус после приезда 40,4% опрошенных мигрантов, удалось повысить его только 6,2%.

Что позволяет мигрантам сохранить профессионально-должностной статус? Прежде всего, трудоустройство в той же сфере экономической деятельности, в которой они были заняты на родине (табл. 7). Оно позволило трем четвертям (74,1%) сохранить принадлежность к своей "домашней" профессионально-должностной группе. С другой стороны, смена места работы с точки зрения его отраслевого профиля ведет и к изменению профессионально-должностного статуса - это произошло у 77,7% тех, чье место первой работы было в отрасли, отличной от работы в стране происхождения. В этом случае половина мигрантов (51%) испытала нисходящую квалификационную мобильность.

Таблица 7. Распределение мигрантов по изменению отраслевой и профессионально-должностной группы на переходе "работа дома - первая работа в России" (в %)

Первая работа в России в той же отрасли, что и дома, 1393 чел. (100%)

Первая работа в России в другой отрасли по сравнению с работой дома, 2947 чел. (100%)

Работают в той же проф. - должностной группе

Работают в той же проф.-должностной группе

Работают в другой профессионально-должностной группе

Восход, мобиль-
ность

Нисход. мобиль-
ность

Без изменения квалифи-
кации

Восход, мобиль-
ность

Нисход. мобиль-
ность

Без изменения квалифи-
кации

С точки зрения смены/сохранения профессионально-должностной и отраслевой группы при переезде мигрантов можно разделить на 4 группы: 1) сохранившие принадлежность к обеим группам (далее - "сохранившие"); 2) сохранившие отраслевую и сменившие профессионально-должностную группу; 3) сохранившие профессионально-должностную и сменившие отраслевую группу; 4) сменившие обе группы ("сменившие"). По выделенным группам респонденты распределились следующим образом. Более половины (52,8%) сменили принадлежность к обеим группам, напротив, каждому четвертому (23,8%) удалось её сохранить. 15,1% мигрантов сохранили профессионально-должностной статус, сменив отрасль, в которой они нашли первую работу, 8,3% приехавших нашли работу в той же отрасли, что и на родине, но изменили профессионально-должностную принадлежность.

Рассмотрим подробнее крайние группы, т.е. сохранивших и сменивших оба статуса. Основная часть сохранивших оба статуса (78,6%) - работники строительства, торговли, транспорта и связи. В группе сменивших оба статуса работников этих 3-х отраслей существенно меньше (29,7%). Работников госуправления, образования и здравоохранения среди сохранивших статусы мигрантов ничтожная доля (1,7%), зато среди "сменивших" они составляют 24%. Большинство в группе "сохранивших" составляют работники сферы услуг (30,9%) и квалифицированные рабочие (29,0%). Среди сменивших статусы их существенно меньше - 14,2 и 15,5% соответственно. Только 5,2% сохранивших оба статуса являются руководителями и специалистами, среди "сменивших" их доля значительно больше - 33,0%.

Самое значимое различие в характеристиках сохранивших и сменивших статусы - уровень образования. Половина (49,3%) мигрантов, сохранивших при переезде свой профессионально-должностной статус (обычно рабочего или работника сферы услуг) и отраслевую принадлежность (чаще всего к строительству и торговле), имеют среднее общее образование и только десятая часть (10,5%) - высшее. В группе сменивших оба статуса, почти четверть (23,4%) - обладатели вузовских дипломов и 38,3% имеют среднее общее образование.

Итак, первая работа в России чаще всего не соответствует уровню профессиональной подготовки мигранта и его специфическим навыкам. Российский рынок труда при первой встрече "понижает" статус мигрантов, особенно квалифицированных специалистов и руководителей, вынуждая соглашаться на работу, не соответствующую их уровню образования и подготовки. Вместе с тем он достаточно "дружелюбен" в отношении промышленных и строительных рабочих, в первую очередь низкоквалифицированных, а также работников сферы обслуживания, предоставляя им работу по специальности.

Переход "первая работа в России - актуальная работа в России ". Почти треть занятых (31,4%, 2379 человек) утвердительно ответили на вопрос о смене места работы с начала своих поездок в нашу страну или проживания на ее территории. Отметим, что наиболее значимой социально-демографической характеристикой, влияющей на

смену места работы, является уровень образования. Наименьшую активность проявляют мигранты с невысоким образованием. Так, среди имеющих начальное и неполное среднее образование 27,4% меняли место работы, среди обладателей вузовских дипломов - 37,4%. Пол и возраст не являются значимым фактором: менявшие место работы в равной мере представлены среди мужчин и женщин, а также среди респондентов разных возрастных групп (при контроле срока их пребывания в РФ).

Почти в половине случаев (44,2%) смена места работы не приводит к изменению её отраслевой принадлежности. Наиболее "верны" своей отрасли опять, как и на переходе "последняя работа дома - первая работа в России", работники торговли и строительства, среди которых 60,5 и 44,9% (соответственно), поменяв место работы, не сменили её отраслевой профиль. Значительная часть (70,2%) сменивших отраслевую принадлежность своей работы пришли работать в торговлю (27,9%), сферу коммунальных и социальных услуг (15,7%), строительство (14,5%), транспорт и связь (12,0%). Следует подчеркнуть, что смена места работы "не возвращает" бывших работников государственного управления, образования, здравоохранения, финансов к работе в этих отраслях. Таким образом, смена места работы на территории России приводит к усилению концентрации иностранных работников в определенных отраслевых сегментах занятости, прежде всего в торговле, строительстве, ЖКХ, что говорит о формировании особого сегмента рынка труда, предъявляющего спрос на работу мигрантов.

Несмотря на смену места работы, около половины (52,0%) остались в своей профессионально-должностной группе. Это прежде всего работники сферы обслуживания (56,8%) и неквалифицированные рабочие (54,2%). Наиболее мобильными, с точки зрения смены профессионально-должностного статуса, оказались специалисты и офисные работники (табл. 8).

Таблица 8. Профессионально-должностные группы мигрантов по месту первой работы в России и работы в момент опроса (в % по строке)

Темно-серым цветом выделены переходы, соответствующие нисходящей мобильности, светло-серым - восходящей, белым - переходы без изменения уровня квалификации. Полужирным курсивом выделены данные в ячейках, в которых показана доля мигрантов, сохранивших свою профессионально-должностную группу после смены работы в России.

Подчеркнем, что 27,1% сменивших место работы удалось повысить свой профессионально-должностной уровень, снизивших его работников оказалось в 2,3 раза меньше (11,6%). Иначе говоря, на переходе "первое место работы в России - актуальное место работы" восходящая мобильность доминирует, что говорит об экономической адаптации мигрантов. Однако смена места работы все же не позволяет им вернуться к профессионально-должностной позиции, занимаемой на родине. Только 32,3% респондентов, работавших дома, менявших место работы в России и занятых на момент опроса, сохранили свою "домашнюю" профессионально-должностную группу на первом рабочем месте в РФ, после смены работы их доля увеличилась незначительно - до 36%. Минимален уровень возврата среди руководителей и специалистов высшей квалификации (5,6 и 5,7% соответственно).

Смена места работы не способствует и реализации планов найти работу с хорошим заработком. Отрицательно ответили на вопрос об осуществлении таких планов 16,4% респондентов, сменивших работу, и 11,6% не менявших ее. Субъективные оценки подтверждаются данными о величине заработной платы: статистически значимой разницы в уровне заработка мигрантов, менявших и не менявших место работы (в т.ч. и при контроле срока их пребывания на территории РФ) не обнаружено.

Итак, анализ трудовой мобильности показал, что типичной траекторией мигрантов, впервые приехавших в Россию, является трудоустройство, не соответствующее их уровню профессиональной подготовки и специальным навыкам. На российском рынке труда оказываются слабо востребованными профессиональные навыки, образование и квалификация в первую очередь высокого уровня. Более того, динамика отраслевой и профессионально-должностной структуры рабочих мест, которые выступали местами первого трудоустройства мигрантов, говорит о смещении спроса на их труд в сторону всё более простой, не требующей квалификации работы. Очевидно, что наблюдаемое снижение образовательного уровня мигрантов во многом обусловлено такой динамикой спроса на труд.

В процессе смены места работы не более чем 10-15% удается занять рабочие места, в большей мере соответствующие их уровню квалификации и образования. Смена места работы на территории России приводит к усилению концентрации иностранных работников в определенных видах экономической деятельности (торговле, строительстве, ЖКХ, транспорте), что свидетельствует о постепенном формировании особого (во многом "мигрантского") сегмента рынка труда.

В работе использованы результаты, полученные в ходе выполнения проектов SEARCH (грант No.266864 European Community"s Seventh Framework Programme) и "Совершенствование механизмов привлечения и использования иностранных работников в Российской Федерации" (программа фундаментальных исследований НИУ ВШЭ 2013 г.)
Варшавская Елена Яковлевна - доктор экономических наук, профессор НИУ Высшая школа экономики
Денисенко Михаил Борисович - кандидат экономических наук, заместитель директора Института демографии, заведующий кафедрой демографии НИУ Высшая школа экономики
Концепция государственной миграционной политики Российской Федерации на период до 2025 г. URL: http://www.fms.gov.ru/about/koncep_mig_pol (дата обращения 5.06.2013); Население России 2009: Семнадцатый ежегодный демографический доклад/ Отв. ред. Вишневский А. Г. М.: Изд. дом ВШЭ, 2011. С. 264; ФМС оценила число нелегальных мигрантов в России. Пресс-конференция заместителя руководителя ФМС Егоровой Е. Ю. 15 октября 2012 г. URL: http:/ria.ru/society/20121015/902613691.html (дата обращения 9.06.2013).
В планах Федеральной службы государственной статистики обследование трудовых мигрантов намечено только на 2015 г. До 2013 г. данные о мигрантах, содержащиеся в Обследовании населения по проблемам занятости, практически не разрабатывались.
Опрос проводился по заказу НИУ Высшая школа экономики в 8 субъектах Российской Федерации: Москва, Московская область, Санкт-Петербург, Астраханская, Самарская, Свердловская области, Пермский, Приморский края. По данным ФМС, в январе-октябре 2011 г. на выбранные регионы приходилось 54% легально занятых иностранных работников в Российской Федерации. В основу распределения квот выборочной совокупности по регионам положена доля региона среди всех отобранных субъектов по суммарному показателю численности работающих по разрешению на работу и по патентам, скорректированная в сторону незначительного увеличения квоты для Астраханской и Самарской областей, а также Пермского края. Кроме того, учитывалось распределение мигрантов по странам происхождения. Респондентами выступали иностранные граждане независимо от их правового статуса и этнической принадлежности. Их поиск осуществлялся методом "снежного кома".
Знание русского языка оценивалось интервьюером.
Наши выводы не противоречат результатам, полученным в ходе других исследований трудовых мигрантов [Зайончковская Ж. А., Тюрюканова Е. В., Флоринская Ю. В. Трудовая миграция в Россию: как двигаться дальше. М.: МАКС Пресс, 2011; Население России 2009: Семнадцатый ежегодный демографический доклад/ Отв. ред. Вишневский А. Г. М.: Изд. дом ВШЭ, 2011].
Отмечается существенный рост численности работников, занятых оказанием услуг по ведению домашнего хозяйства, однако он во многом обусловлен эффектом "низкой базы"

В современной экономике можно выделить три основные модели рынка труда: американскую, японскую и шведскую.

Американская модель рынка труда предполагает свободный вход и выход рабочей силы и гибкость затрат на нее. Управление осуществляется посредством свободного найма и гибкостью заработной платы. Наемный работник чаще самостоятельно заботится о своем образовании. Часто происходит смена работодателя при предложении более выгодных условия труда и заработной платы. На одних и тех же должностях в различных организациях могут быть разные уровни заработной платы. При установлении ставок заработной платы обычно не учитываются анкетные данные (пол, возраст, стаж, образование). При выполнении одинаковых трудовых функций оплата труда не различается.

Для американской политики занятости характерна ориентация на высокую территориальную мобильность рабочей силы.

Японская модель рынка труда - это «система пожизненного найма, предусматривающая гарантии на весь срок трудовой деятельности работников. Модель предполагает закрытый вход и выход рабочей силы и постоянно высокие затраты на нее. Основные особенности данной модели: тщательный отбор кадров, слабая мобильность рабочей силы, низкая текучесть кадров. Гарантии работодателя по отношению к наемным работникам поддерживаются профсоюзами. Затраты на обучение лежат в основном на работодателе, низкая текучесть кадров позволяет использовать внутрифирменное обучение, воспитывать у работников творческое отношение к труду, к высокому качеству работы. Заработная плата зависит от множества критериев (стаж, квалификация и так далее). Работодатели проявляют интерес также к другим сторонам жизни наемных работников помимо профессиональной.

Шведская модель рынка труда предполагает активную государственную политику занятости. Государство финансирует образование, создает рабочие места в государственном секторе, субсидирует частные компании с целью создания рабочих мест и так далее. Политика занятости в данном случае увязана с общей экономической политикой государства.

Методы регулирования рынка труда за рубежом. Особенности государственного регулирования рынка труда в зарубежных странах.

В некоторых развитых странах (например, в США) практическое применение получила доктрина гибкого рынка труда. Гибкий рынок труда означает высокий уровень адаптации рабочей силы к колебаниям на рынке труда. В результате получила распространение гибкая система оплаты труда (учитывающая прибыль и участие в доходах). Работникам платят высокую заработную плату, однако они не имеют гарантий занятости. Функциональная гибкость предприятия предполагает, что персонал не должен иметь барьеров между специальностями. Постоянная модернизация производства требует от персонала способности легко изменять профессию.

Государственное регулирование гибкого рынка труда сводится к следующему:

Уменьшается роль правовых норм в области трудовых отношений;

Отказ от ряда государственных социальных программ;

Отказу от программ значительного перераспределения доходов и регулирования заработной платы;

Поощрению индивидуальных, а не коллективных договоров.

Однако, данная политика эффективна только в период подъема экономики, в период спада появляется необходимость государственного регулирования для смягчения последствий кризиса.

Существует два вида политики занятости: активная и пассивная. Активная - направлена на создание новых рабочих мест, пассивная на социальную защиту населения на рынке труда.

Политика занятости многих развитых стран имеет два направления:

Стимулирование рынка труда;

Социальная защита безработных граждан и членов их семей.

Для ускорения привлечения безработных к трудовой деятельности создаются центры занятости, которые аккумулируют информацию о безработных и свободных вакансиях, подбирают работу, организуют обучение и так далее. Социальная защита населения включает пособия по безработице, защиту от необоснованных увольнений, защиту социально-уязвимых слоев граждан на рынке труда. При этом пособия по безработицы не должны вызывать иждивенческих настроений, но и не вызывать обнищания.

Одним из основных направлений регулирования рынка труда является установление государством минимального размера оплаты труда. В частности во Франции и некоторых других странах устанавливается минимальный размер оплаты труда не только для всего рынка в целом но и различный для различной квалификации, уровня образования.

Также могут устанавливаться минимально допустимые условия труда (продолжительность рабочего дня, рабочей недели, участие работников в управлении предприятием и так далее). Применяется развитая система коллективных договоров.

Соблюдение этих норм может контролироваться как государственными органами так и профсоюзами.

Однако, системы, направленные на улучшение условий труда и коллективных договоров, вызывают проблемы с трудоустройством социально-незащищенных слоев граждан.

Что касается функций зарубежных служб занятости, то в настоящее время в связи с усиливающейся глобализацией экономики, большое значение получили международные организации в сфере труда.

Наиболее значимая из них - Международная организация труда (International Labor Office) (МОТ) - это специализированное подразделении ООН, которое способствует установлению социальной справедливости и признанию человеческих прав в области труда на международном уровне.

МОТ формирует международные стандарты труда в форме Конвенций и Рекомендаций, устанавливая минимальные стандарты основных трудовых прав.

Основные сферы деятельности МОТ:

Политика найма рабочей силы;

Управление трудом;

Условия труда;

Развитие менеджмента;

Кооперация;

Социальная защита;

Статистика труда и безопасность, и здоровье в сфере труда;

Профессиональное обучение и восстановление прав в сфере труда.

МОТ содействует развитию независимых организаций работодателей и профсоюзов и предоставляет услуги по обучению и консультированию в сфере труда.

Особое место в системе регулирования рынка труда занимает биржа труда (служба занятости, служба содействию найму) , являющаяся одной из важных структур рыночного хозяйственного механизма. Она представляет собой специальное учреждение, осуществляющее посреднические функции на рынке рабочей силы. В большинстве стран биржи труда являются государственными и осуществляют свою деятельность под руководством министерства труда или аналогичного ему органа.

Основными направлениями деятельности бирж труда являются: 1) регистрация безработных; 2) регистрация вакантных мест; 3) трудоустройство безработных и других лиц, желающих получить работу; 4) изучение конъюнктуры рынка труда и предоставление информации о ней; 5) тестирование лиц, желающих предложить работу; 6) профессиональная ориентация и профессиональная переподготовка безработных; 7) выплата пособий.

Кроме трудоустройства безработных биржи труда оказывают услуги лицам, желающим переменить место работы, изучают спрос и предложение рабочей силы, собирают и распространяют информацию об уровне занятости в разрезе профессий и территорий, занимаются профориентацией молодежи, направляют на различные курсы.

На мировом уровне существует Всемирная ассоциация государственных служб занятости (World Association jf Public Employment Services), которая объединяет службы занятости многих стран.

Во многих странах важное значение имеет государственное содействие найму.

Так в США функции службы занятости выполняет Управление занятости и профподготовки Министерства труда США (U.S. Department of Labor Employment & Training Administraition), которое оруководит правительственной программой профессиональной подготовки и программой распределения рабочей силы, управляет федеральными грантами для программ государственных служб занятости и организует выплату пособий по безработице. Эти услуги обеспечиваются прежде всего через системы развития рабочей силы штатов и муниципальных образований.

Управление занятости США имеет разветвленную по всей территории сеть бирж труда, которые занимаются регистрацией безработных, подбором для них вакансий, тестированием претендентов на работу для определения их квалификации и так далее.

Шведская государственная служба занятости (Swedish Public Employment Service) действует на 68 региональных рынках труда. Это разделение основано на способах замещения занятых и на региональных предпочтениях организаций по поводу найма персонала. Региональные рынки труда представляют из себя четыре рыночных пространства.

Также служба занятости включает Отдел промышленности и целевых групп и Отдел поддержки и обслуживания занятости. Отдел промышленности и целевых групп работает с заслуживающими особого внимания категориями клиентов. Отдел поддержки и обслуживания занятости обеспечивает внутреннюю деятельность службы занятости.

Шведская государственная служба занятости уполномочена Правительством и Парламентом выполнять различные задачи в области занятости. Эти задачи далее описываются для целей годового бюджета и финансовых документов.

Главная цель Шведской службы занятости - улучшить функционирование рынка труда. Служба занятости делает это путем:

Соотнесения ищущих работу с работодателями, желающими нанять персонал;

Прилагая все усилия для обслуживания индивидуумов на рынке труда;

Содействуя достижению в долгосрочном периоде стабильного и высокого уровня занятости.

Проблема социальной защиты безработных решается с помощью страхования от безработицы и системы выплаты пособий по безработице

Вместе с тем на рынке труда наряду с государственными службами занятости функционирует большое число частных посреднических фирм, эффективность деятельности которых очень высока.

На международном уровне существует Международная конфедерация частных кадровых агентств (International Confederation of Private Employment Agencies) - это организация, созданная для поддержки интересов кадровых агентств на международном уровне. Поддержка обеспечивается посредством:

Помощи ее членам в ведении их бизнеса;

Разработке стандартов качества услуг по подбору и найму персонала;

Развития лучшего понимания существующего положения в сфере услуг по найму персонала;

Улучшения имиджа и представительности кадровых агентств;

И другие.

Российская политика занятости населения развивается, сочетая различный зарубежный опыт, но имея свои национальные особенности, которые и рассмотрены авторами далее. В отличие от остальных стран, в Российской Федерации существуют два понятия: официально зарегистрированная безработица и фактическая безработица. Официально зарегистрированная безработица, это число безработных, состоящих на учете в службе занятости и ищущих работу через данную службу, но их по данным аналитических агентств в 3,5 раза меньше, чем фактических безработных. Данное расхождение обусловлено тем, что в России размер пособия по безработице установлен в рамках от 850 рублей до 4900 рублей, средний размер по данным статистики составляет 4200 рублей, и безработные не стремятся вставать на учет в службу занятости. В других странах такой тенденции не наблюдается и фактическая безработица равна регистрируемой.

Для сравнения в США размер пособия по безработице составляет 30000 рублей, в Японии - 72000 рублей, в странах Еврозоны от 14400 до 75000 рублей. Таким образом, низкий размер пособия не способствует увеличению числа обращений граждан, которые нуждаются в работе. Более того, авторами отмечается одна из особенностей российских безработных - большинство их них предпочитают находить работу через родственников и знакомых - 59,5%, или через интернет - 29,8%.

В России безработному необходимо представить пакет документов, подтверждающий, что гражданин в данное время не имеет работы, но стремится ее получить. В случае признания гражданина безработным ему необходимо раз в две недели подтверждать, что он является безработным и ищет работу. Основным плюсом в нахождении на учете в службе занятости стоит отметить, что у безработного не прерывается трудовой стаж, что существенно влияет на размер пенсии при ее расчете. Состоящий на учете в службе занятости гражданин имеет право на прохождение профессионального обучения, профессиональной ориентации, участие в оплачиваемых общественных работах, получение психологической помощи и другие мероприятия активной политики. Т.к. пособие по безработице ниже прожиточного минимума, то безработный может на условиях малоимущих граждан получить субсидию на оплату коммунальных услуг. Авторами отмечаются некоторые трудности в получении данной субсидии, т.к. средняя заработная плата в течение последних 6 месяцев должна быть ниже прожиточного минимума, а значит, получение субсидии будет возможно не сразу, а по истечению 3-6 месяцев, в зависимости от уровня заработной платы на последнем месте работы.

К одной из национальных особенностей также относится и средний возраст безработных. К концу 2013 года в Российской Федерации он составляет 35,2 года, в США - 39 лет, в Японии - 37,1 лет. Низкий средний возраст российского безработного обуславливается тем, что работодатели предпочитают не нанимать молодых людей, без опыта работы, в то время как в других странах такой тенденции не наблюдается, наоборот происходит формирование новых кадров еще при получении высшего образования и при получении диплома студенты в США, Европе и Японии уже имеют приглашения на работу.

В неформальной занятости, как и в любом явлении, есть и положительные и отрицательные стороны как для гражданина, предприятия и экономики в целом, но объем неформальной занятости в Российской Федерации необходимо уменьшать, потому что его доля, а значит и доля теневого рынка, которая не регулируется на законодательном уровне, очень велика, для этого необходимо вмешательство государства, совершенствование как налоговой, так и общегосударственной политики. При разработке государственной программы политики по уменьшению доли теневого сектора экономики в Российской Федерации, необходимо также учитывать зарубежный опыт, потому что преобладающее большинство развитых стран имеет минимальную долю теневого сектора экономики, и его наличие не имеет большого влияния на социальные и экономические факторы.

На современном этапе развития Российской Федерации необходимо на законодательном уровне поднимать статус государственной службы занятости, перенимая из зарубежного опыта ограничения для рекрутинговых агентств, стимулируя развитие государственной службы занятости. Одним из пунктов в повышении привлекательности службы занятости является увеличение размеров пособий по безработице, но данное увеличение не должно быть очень существенным, иначе это приведет к увеличению числа безработных, которые сознательно не хотят выходить на работу. При формировании политики занятости анализ зарубежного опыта необходим, но полностью перенимать чью-либо модель поведения неприемлемо для России.

ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ РЕГУЛИРОВАНИЯ ПРОЦЕССОВ ЗАНЯТОСТИ

По результатам международного обследования положение с безработицей в мире характеризуется следующими данными. В 1994 г. 30% мировой рабочей силы - около 820 млн человек - были безработными или неполностью занятыми. В промышленно развитых странах примерно 35 млн человек не имеют работы, показатель уровня безработицы выражается двузначными цифрами. Размах безработицы настолько велик, что положение признается кризисным.

Почти во всех странах с переходной экономикой безработица быстро выросла, однако по сравнению с величиной падения производства рост зарегистрированного уровня безработицы оказался небольшим, что объясняется в основном сохранением избыточной рабочей силы, а следовательно, и наличием высокого уровня скрытой безработицы, которая рано или поздно проявится. Поэтому можно предположить, что даже при значительном подъеме экономики безработица, по-видимому, не снизится.

В мировой практике средствами реализации мер содействия занятости являются законодательные акты, специальный финансовый фонд занятости, государственные службы занятости.

Законоположения о содействии занятости приняты во многих странах сравнительно недавно (в отличие от Законов о безработице и ее предупреждению, которые существуют десятки лет), и их появление связано с тем, что в последние годы в политике занятости этих стран стали преобладать тенденции расширения роли и сферы действия социальной защиты. Главная цель данных преобразований - поддержать здоровый экономический климат в обществе, при этом имеет место отход от прежнего понимания безработицы как главного регулятора рынка труда, на смену ему выдвигаются принципы сохранения полной занятости и исключения массовой безработицы.

Опыт промышленно развитых стран показывает, что центральным звеном системы регулирования процессов на рынке труда является государственная служба занятости. Она представляет собой структуру специальных органов, создаваемых для постоянного целенаправленного регулирования профессиональной подготовки и использования рабочей силы. В зависимости от особенностей рыночных отношений во многих странах определяются функции и степень активности государственной службы. Например, в Швеции, Канаде, ФРГ, Японии и ряде других стран этой службе отводится роль основного инструмента разработки и воплощения в жизнь политики в области занятости, регулятора между спросом и предложением рабочей силы. В то же время в Великобритании, Австралии и США роль государственной службы занятости менее активна: здесь допускается наличие частных платных бюро по трудоустройству, ответственность же за поиск работы ложится непосредственно на самих безработных.

В различных странах службы занятости имеют различный юридический статус: управления в Министерстве труда или автономного учреждения (ведомства). В большинстве стран служба занятости и ее агентства выступают в качестве представителей государственной администрации со всеми вытекающими отсюда последствиями.

Финансирование мероприятий по регулированию процессов занятости и трудоустройству граждан, включая и содержание службы занятости, во многих странах осуществляется по-разному. В ФРГ эти мероприятия финансируются за счет налогов с предпринимателей и трудящихся; в Финляндии, Швеции, Франции - из государственного бюджета; в Бельгии, Канаде, США - за счет комбинированных источников (бюджет и фонды страхования на случай потери работы).

Внимание, уделяемое зарубежными странами активным программам на рынке труда, и перераспределение значительной доли их ресурсов в пользу этих программ (от 0,4% ВВП в США и Канаде до 2% в Швеции) вызывается многими причинами. Во-первых, активная позиция не только и не столько поддерживает существование тех, кто потерял работу, но прежде всего поощряет активность каждого гражданина, направленную на поиск рабочего места, что, в свою очередь, сокращает его зависимость от поддержки доходов за счет социальных выплат (а, значит, уменьшает и затраты государственного бюджета), а также снимает напряженность в обществе, связанную с тяжелым психическим состоянием безработных (даже при условии получения ими достаточно высоких пособий). Во-вторых, активная позиция увеличивает производительность труда в целом и, в частности, способствует структурной перестройке экономики, повышая тем самым эффективность использования трудовых ресурсов, поскольку ее главная задача состоит в максимально быстром нахождении работником такого рабочего места, на котором его отдача будет самой высокой, то есть такого рабочего места, которое будет оптимально соответствовать его умственным и физическим способностям.

Основными функциями службы занятости, закрепленными законодательно во многих странах, являются: оказание посреднических услуг в трудоустройстве, ориентация в выборе профессии, подготовка и переподготовка с целью трудоустройства, консультации по проблемам размещения производства, международный обмен стажерами, информационная служба, специализированное обслуживание лиц с ограниченной трудоспособностью.

Главной обязанностью бюро по трудоустройству является обеспечение встречи покупателей и продавцов рабочей силы. Предприниматель с вакансией может отправить заявку в агентство, указав сущность работы, необходимую квалификацию и прочее. Безработный или человек, желающий сменить свое рабочее место, имеет право попросить о нем в бюро, для чего он должен заполнить регистрационный лист. Служащие агентства проводят первоначальный отбор, ставя в соответствие запросы и регистрационные листы. Работодатель не обязан нанимать найденную ему кандидатуру; безработный также может отказаться от предложенного ему места. Практически во всех государствах деятельность служб по трудоустройству бесплатна как для трудящихся, так и для предпринимателей. Система сбора и обработки данных построена на единых для всей страны принципах, а информация носит закрытый характер и недоступна даже полиции.

Интересен опыт Франции, где агентства занятости организуют специальные кружки для безработных, проводящие 2-3 раза в неделю занятия на тему «Как искать работу», на которых обсуждаются различные варианты предстоящих переговоров с нанимателями, другие вопросы, касающиеся правил поведения при поиске вакансии. Деятельность этих кружков достаточно результативна: они помогают 40% их посещающих подобрать себе удачное место.

Несмотря на то, что эффективность государственной службы по трудоустройству высока, только небольшая часть вакансий заполняется с ее помощью, причем это преимущественно рабочие места, требующие низкой квалификации. Так, в Швеции всего 35% ищущих работу вступают в контакт с бюро занятости. Во Франции через государственные агентства трудоустраиваются 750 тыс. чел. в год, или 15% всей потребности в рабочей силе. Даже в США, где насчитывается 300 банков рабочих мест, охватывающих всю территорию страны, лишь 5% лиц получают работу через службу содействия найму.

Дело в том, что целый ряд причин затрудняет функционирование агентств. Так, предприниматели, имеющие выгодные вакансии, и хорошие работники редко пользуются их услугами, предпочитая искать то, что им нужно, через родственников и знакомых или с помощью объявлений и прямых контактов. Подсчитано, что большинство трудящихся (56%) получает информацию о рабочих местах от друзей или родных. Во-вторых, работодатели часто не заявляют о своих вакансиях, боясь раскрытия коммерческой тайны. В связи с этим в некоторых странах их законодательно обязывают делать это («Закон об обязательной регистрации свободных рабочих мест» в Швеции). В-третьих, сложности в оценке, как предлагаемых работ, так и рабочих не просто снижают успех деятельности бюро, но и уменьшают их престиж. Во многих случаях частные агентства по трудоустройству оказываются более перспективными. Наконец, национальную службу занятости часто рассматривают как учреждение для поиска работы неудачникам, а предприниматели воспринимают присланных им из бюро людей, как худшую часть рабочей силы.

Еще одна широко распространенная мера государства по усовершенствованию информации о рынке труда - это публикация данных о будущем спросе на различные профессии, что особенно ценно для учащихся, выбирающих, какую карьеру предпочесть.

Однако эти публикации содержат массу возможностей для ошибок: даются средние цифры по стране, тогда как тенденции, существующие на местных рынках, могут различаться; технологические сдвиги, меняющие спрос на труд, почти непредсказуемы; а во многих расчетах не учитывается, что этот спрос зависит и от заработной платы.

Особое внимание в мероприятиях по содействию занятости уделяется вопросам обеспечения занятости молодежи, так как она - одна из самых уязвимых категорий населения на рынке труда.

Чтобы каким-то образом снизить уровень социальной напряженности и разрядить взрывоопасную ситуацию, правительства большинства западных стран разрабатывают специальные социальные программы, ориентированные на молодежь.

Программа занятости для молодежи неразрывно связана с программами профессионального обучения. Во многих промышленно развитых странах действуют меры, направленные на то, чтобы облегчить переход молодых людей от школы к трудовой жизни, в частности: субсидии предпринимателям в промышленности и торговле, которые предоставляют молодым людям возможность по окончании школы проходить полугодовую стажировку, получая одновременно минимальную заработную плату (Австралия); льготы в налогообложении по социальному страхованию предприятиям, предлагающим контракты для производственного обучения, договоры на неполное рабочее время с ограниченной продолжительностью и параллельно - курс профессиональной подготовки непосредственно на предприятии без заключения трудового договора (Италия); программа охвата профессиональной подготовкой всех молодых людей до 18-летнего возраста, которые в 16 и 17 лет закончили школу и не имеют работы (Великобритания) и др.

Программы занятости молодежи, в которых достигнута наиболее высокая степень эффективности, разработаны и действуют во Франции.

Их можно условно подразделить на две основные группы: программы обучения, предоставляющие специальные виды трудовых контрактов для молодых людей, и программы, обеспечивающие им профессиональную стажировку и обучение, но не дающие статуса работы по найму.

В первой группе выделяются следующие виды трудовых договоров.

    Контракт об адаптации к рабочему месту. Продолжительность контракта - минимум 6 месяцев, заработная плата в рамках контракта - не меньше минимальной по стране. Контракт заключается с молодыми людьми, которые уже имеют определенную квалификацию и могут достаточно быстро занять рабочее место благодаря дополнительной профессиональной подготовке, нацеленной на нужды конкретной фирмы.

    Контракт о квалификации. Продолжительность - от полугода до 2 лет. Заработная плата в рамках контракта - не ниже 17-75% минимальной заработной платы, ее размер прямо связывается с возрастом и продолжительностью работы. Этот вид контракта предназначен для молодых людей, не имеющих квалификации.

    Контракт о производственном ученичестве. Его продолжительность - от 1 года до 3 лет. По контракту выплачивается заработная плата в размере не менее 17-75% минимальной.

    Контракт «занятость - солидарность». Продолжительность контракта - от 3 месяцев до 1 года. Заработная плата по контракту начисляется на базе половинного размера минимальной, 85% этого заработка выплачивается за счет государства. Распространяются только на государственные предприятия, причем на работы так называемой общественной полезности (различные неприбыльные учреждения и ассоциации, органы социального обеспечения и т.д.).

В рамках второй группы программ занятости для молодежи можно выделить следующие: мероприятия чередующегося профессионального обучения (от 2 до 8 месяцев), стажировки приобщения к профессиональной жизни (3-6 месяцев), квалифицирующие мероприятия.

Молодежи предоставляется первоочередное право при приеме на государственные курсы профессиональной подготовки и переподготовки. Так, в Великобритании в 1983 г. вступила в действие программа профессионального обучения молодых людей, предусматривающая профессиональную подготовку и работу на производстве для выпускников школ. Во Франции для молодежи от 16 лет до 21 года, бросившей учебу, проводятся стажировки за счет предприятий с целью компенсации недостатков в образовании. Специалисты считают, что весьма эффективно чередование занятий в старших классах и на профессиональных курсах.

Помимо возможности участия в различных программах профессиональной подготовки, молодые люди обладают преимущественным правом поступления на субсидируемые рабочие места. Так, во Франции государство стимулирует компании, принимающие на работу молодежь без специальности или квалификации, беря на себя расходы по ее страхованию от безработицы и болезни на срок до 1 года, что снижает затраты на рабочую силу на 20-25%. Аналогично, в Испании предприниматели, нанимающие или обучающие молодых людей, платят пониженные взносы на социальное страхование. А в Великобритании, Италии, Швеции государство покрывает до 80 процентов издержек фирмы при трудоустройстве молодежи 16-18 лет без среднего образования. Кроме того, в большинстве стран ОЭСР продолжают действовать программы создания дополнительных рабочих мест для молодых людей, финансируемые из государственных источников (общественные работы).

Существуют и некоторые другие программы в рамках политики занятости, которые в значительной степени касаются молодых людей.

Это и программа стимулирования предпринимательской деятельности (существенные субсидии и льготы безработным, решившим открыть собственное дело), и освобождение от социальных взносов тех пожилых людей или инвалидов, которые принимают к себе для работы на дому помощника или сиделку (чаще всего они рекрутируются из числа молодых безработных). Речь в первую очередь идет о действующих сейчас уже в 17 странах ОЭСР программах, допускающих выплату лицам, не имеющим работы, всей суммы пособия по безработице за максимальный срок при условии открытия ими собственного дела. Безработный, желающий начать свой бизнес, подает заявление с необходимыми обоснованиями в агентство по трудоустройству, где его рассматривают специалисты и готовят свое заключение. Около 60% таких просьб удовлетворяется. При этом стартовый капитал нового предприятия может быть обеспечен за счет его владельца лишь на 10%, до 70% государственные субсидии и около 20% кредиты. Фирма, не приносящая прибыли, освобождается на определенный срок от уплаты налогов. Как показывает опыт, именно развитие подобных предприятий позволяет создать значительную часть новых рабочих мест. Так, во Франции 1/4 всех вновь образовавшихся фирм за последние 4 года финансировалась за счет средств государственного страхования по безработице.

Поддержка государства, которая кроме денежной помощи включает предоставление консультационных и иных услуг, определяет высокую степень выживаемости этих предприятий. Например, в Великобритании через 2 года после открытия, то есть когда уже прекращалось поступление государственных дотаций, продолжали успешно функционировать 65 процентов самостоятельных хозяев.

Следует сказать и о программах общественных работ. Впервые возникнув в США (30-е гг. ХХ в.), общественные работы в те годы носили общенациональный характер и включали в себя труд, не требующий высокой квалификации. Сейчас они редко охватывают всю страну, чаще имея дело с отдельными категориями населения, районами или периодами времени (межсезонье, спад деловой активности).

Программы общественных работ это, во-первых, трудоемкие общественные работы, которые нацелены на мобилизацию излишней рабочей силы в сельской местности для создания базовой инфраструктуры (дорог, ирригационных сооружений), защиты земель и проведения лесопосадок. В городах к работам такого рода можно отнести прокладку тротуаров, строительство и ремонт общественных зданий и сооружений (школ, больниц, библиотек, музеев, систем канализации и водоснабжения и другое). Во-вторых, существуют также так называемые социальные общественные работы, оплачиваемые муниципальными властями, услуги по уходу за престарелыми, инвалидами, детьми, больными.

Чаще всего общественные работы длятся неполный рабочий день, чтобы трудящиеся могли часть своего времени использовать на профессиональную подготовку или на поиск постоянного места. Участники этих программ обычно получают минимальную заработную плату, позволяя критикам говорить, что такие мероприятия переводят людей из положения безработных в сверхзанятость. Их оппоненты отвечают, что в современных экономических условиях эти программы являются одним из немногих способов создания дополнительных рабочих мест, в то же время давая средства существования беднейшим слоям населения. К тому же психическое состояние занятых гораздо лучше, чем безработных, а деньги здесь, в отличие от пособий по безработице, выплачиваются не безвозмездно. Наконец, согласно расчетам немецких специалистов, каждые 100 рабочих мест в сфере общественных работ ведут к возникновению 30-40 рабочих мест в других отраслях.

Зарубежный опыт страхования и управления рискомКурсовая работа >> Банковское дело

... зарубежный опыт управления рисками на примере фирмы АВС; - рассмотреть государственное регулирование страхования в зарубежных странах... 60 служащих, 30 из которых занято в процессе производства. Остальные включают управляющих, рабочих...


Сегодня ни в одной, даже самой «рыночной» стране, рынок, в том числе и рынок труда, не находится во власти стихии. Наряду с рыночными механизмами существуют, развиваются и взаимодействуют механизмы регулирования в рамках корпораций, государств и межгосударственных образований. При этом все большая роль в регулировании занятости отводится государству.
Проблемы занятости для большинства стран мира становятся острее по мере усиления конкуренции на внутреннем и внешнем рынках, предопределяя необходимость повышения эффективности использования рабочей силы, ее качества, высвобождения образующегося в результате технического перевооружения ее «излишка» и т.д.
Если проанализировать накопленный в развитых капиталистических странах опыт в области государственного регулирования занятости, можно отметить, что принимаемые государством меры зависят от состояния развития экономики страны и уровня безработицы. При этом проявляющиеся на рынке труда проблемы и тенденции аналогичны для большинства стран, как и меры государственного регулирования занятости на отдельных этапах развития экономики.
В развитии государственного регулирования занятости за рубежом в послевоенный период выделяют четыре этапа:
начало 60-х - середина 70-х годов;
середина 70-х - начало 80-х годов;
80-е годы;
конец 80-х гг. - до настоящего времени. Характерным для экономики в период с начала 60-х до середины 70-х годов был общий экономический подъем. Но на его фоне обнаруживается в ряде отраслей нехватка рабочей силы, что предопределило главную задачу государственной политики занятости этого этапа - развитие «человеческих ресурсов». Требовалось приспособить совокупную рабочую силу к структурным сдвигам в экономике, смягчить социальные последствия циклических колебаний и расширить возможности трудоустройства категорий трудящихся, испытывающих наибольшие трудности на рынке труда.
В этих условиях участие государства в решении проблемы занятости было постоянным и разноплановым, а основными направлениями его деятельности стали:
достижение относительно постоянной занятости в масштабах всей национальной экономики;
повышение отраслевой, профессионально-квалификационной и региональной мобильности рабочей силы, ее способности адаптироваться к техническим и структурным изменениям;
расширение инструментария государственного регулирования, создание научных центров по изучению проблем рынка труда, министерств, служб и ведомств, ответственных за реализацию политики занятости;
укрепление финансовой базы путем формирования специальных фондов, которые можно было бы использовать для выборочного регулирования уровня и структуры спроса и предложения.
Период с середины 70-х и до начала 80-х годов для большинства развитых капиталистических стран - время глубокого экономического кризиса, сопровождающегося массовой и длительной безработицей. В связи с этим масштабы государственного регулирования занятости расширились: государство участвует в подготовке и переподготовке кадров, возмещает предпринимателям часть расходов на организацию учебного процесса, обеспечивает выплату стипендий и определенного процента заработной платы лицам, проходящим переквалификацию. В результате профессиональное обучение и переобучение позволили решить две задачи: во-первых, повысить качество рабочей силы и ее конкурентоспособность и, во-вторых, обеспечивать гибкость и мобильность рабочей силы в условиях возросшего динамизма рынка труда.
Для решения проблем занятости широко используются общественные работы.
В этот период в государственном регулировании занятости доминируют направления:
усиление мер поддержки занятости и увеличение государственных ассигнований на их осуществление;
проведение политики децентрализации и повышение роли местных органов власти в регулировании занятости;
государственное субсидирование найма, в первую очередь, молодежи и лиц с пониженными шансами на трудоустройство;
увеличение числа программ поддержания занятости для отдельных регионов, отраслей, категорий безработных;
принятие правительственных программ компенсации потерь заработка трудящихся при переводе их на сокращенную рабочую неделю.
80-е годы отличаются неоконсервативным поворотом в экономике капиталистических стран, выразившимся в усилении роли рыночных регуляторов, перенесении акцентов на повышение прибыльности и конкурентоспособности производства и ослабление влияния государства на экономическое развитие.
Аналогичные тенденции проявились и в политике регулирования занятости: программы переподготовки, их проведение и субсидирование ориентированы на предприятия; поощряются мелкое предпринимательство и создание собственного дела безработными; совместные инициативы местных властей, предпринимателей, профсоюзов и других общественных организаций и т.д.
Приоритетными направлениями в регулировании рынка труда становятся:
повышение гибкости рабочей силы, включая функциональные и организационные ее аспекты;
«либерализация» правил найма и увольнения;
усиление мер, ограничивающих предложение рабочей силы (поощрение частичной и временной занятости, досрочный перевод на пенсию, сокращение или перекрытие потока иностранных рабочих и помощь в их репатриации);
снижение роли общественный работ, обеспечивающих краткосрочную занятость, которая не требует высокой квалификации, вызванное увеличением удельного веса длительной безработицы;
ориентация на «селективный» характер программ поддержания занятости, нацеленных на «болевые» точки рынка, главным образом на нетрудоустроенную молодежь.
На современном этапе, начавшемся с конца 80-х г., в большинстве стран мира наблюдаются замедление темпов экономического роста, сохранение застойной безработицы на фоне нехватки квалифицированных кадров в условиях обновления капитала, использования новых технологий, малоэффективных мер регулирования занятости, применяемых в предшествующий период.
В этих условиях занятость является важнейшей проблемой для всего современного развитого общества, которое считает своими основными целями повышение материального благополучия граждан, сохранение социальной стабильности в обществе, обеспечение устойчивого функционирования национальной экономики. Исходя из таких целевых установок, в 1988 г. на 75-ой сессии МОТ были выработаны основные требования в области регулирования занятости, обязательные для всех государств - членов МОТ:
увеличение размера пособий и срока их выплаты;
увеличение численности охватываемых пособием лиц;
сокращение периода ожидания работы;
обеспечение безработных медицинским обслуживанием;
стимулирование предпринимателей к созданию новых рабочих мест;
стимулирование безработных через систему социального обеспечения к поиску работы;
создание специальных программ по содействию занятости для низкоконкурентных социальных групп (женщин, молодежи, инвалидов, пожилых, длительно безработных, законных эмигрантов).
В 90-е годы в большинстве стран мира в системе государственного регулирования занятости делается упор на налоговую систему; социальное страхование и вспомоществование; меры, подталкивающие безработных на более энергичный поиск нового места работы. Кроме того, осуществляется перестройка служб занятости для более тесной увязки системы страхования по безработице с активной политикой на рынке труда, приоритетное развитие получают программы повышения качества рабочей силы.
Коррективы в налоговой системе направлены на снижение налогов на низкие доходы и увеличение разрыва между заработной платой неквалифицированного работника и пособием. Это достигается преимущественно путем сокращения выплат предпринимателей в фонды социального страхования с заработной платы низкооплачиваемых работников.
При формировании системы страхования по безработице в большинстве стран учитывается корреляция между размером пособий и ростом безработицы. Это объяснялось тем, что высокие размеры пособия в сравнении с уровнем дохода от работы не стимулируют поиск рабочего места безработным. По этой причине были изменены и принципы страхования, и система выплат пособия по безработице.
Для снижения общего объема затрат на выплату пособий страны прибегают к различным методам:
снижению максимального размера пособия (Дания, Австрия, Германия, Канада);
ограничению сроков выплат в максимальном объеме (Франция);
изменению порядка индексации (Ирландия при корректировке величины пособия вместо динамики средней заработной платы использует показатель инфляции);
удлинению стажа работы, необходимого для получения пособия;
возрастному лимитированию, в первую очередь для молодежи, затрудняющему доступ к получению пособия лицами, не достигшим определенного возраста (в Норвегии, Новой Зеландии и Канаде не выплачиваются пособия молодым людям 16-17 лет; в Нидерландах сокращен размер пособия для молодежи; в Дании снижена продолжительность выплат для данной возрастной категории).
Одновременно сокращаются другие социальные выплаты безработным (например, в Великобритании снижен размер жилищных субсидий безработным семьям).
Параллельно с ужесточением контроля за процессом трудоустройства отдельные страны вводят систему материального поощрения активных поисков работы безработными. Этот подход широко применяется в Японии: размер выплачиваемого поощрения (оно может достигать суммы четырехмесячного пособия по безработице) напрямую зависит от скорости трудоустройства безработного на новое рабочее место. Практика выплаты премиальных длительно безработным, сумевшим трудоустроиться, стала вводиться и в некоторых американских штатах.
Другое направление активизации трудоустройства безработных, в основе которого лежит усиление заинтересованности работодателей в предоставлении рабочих мест безработным, получило развитие в Германии. Оно заключается в том, что государство переносит акценты материальной заинтересованности от безработного на нанимателя.
В большинстве стран в последнее время наблюдается тенденция постепенного замещения пассивных мер регулирования занятости активными.
Наряду с общими для всех стран тенденциями, характеризующими государственное регулирование занятости, каждая сторона имеет свою собственную модель рынка труда, зависящую от модели и состояния национальной экономики, менталитета, культуры и традиций нации.
В США регулирование занятости осуществляется при минимальном вмешательстве государства. Американская модель ориентирована на:
максимальную свободу экономических сил на рынке труда;
невысокую степень контролируемости условий продажи рабочей силы;
децентрализацию политики занятости, т.е. перенос центра тяжести в решении этих проблем с общегосударственного на региональный уровень;
предоставление широких прав нанимателю в области, регулирующей увольнение или сокращение наемного работника;
соблюдение прав трудящихся при найме на работу;
искоренение дискриминации при найме на работу (в связи с семейным положением, по расовой принадлежности, полу, религиозным убеждениям, политическим связям и т.д.).
Важнейшая роль в решении проблемы занятости принадлежит профсоюзам.
Результатом сведенного до минимума государственного регулирования занятости в США является относительно высокий, по сравнению с другими развитыми странами, уровень безработицы: в период «великой депрессии» безработица составляла более 24%, в середине 80-х гг. - более 10%, на сегодняшний день - 6-8%.
Для стран Западной Европы характерны активная роль государства и его значительное, а зачастую и определяющее влияние на развитие ситуации на рынке труда, высокий уровень социальной защищенности трудящихся. Западноевропейскую модель рынка труда отличает наличие развитой организационной структуры, охватывающей многочисленные государственные, общественные и частные институты, учреждения, организации.
Государство и работодатели обеспечивают выдачу пособий по безработице, различные виды социального вспомоществования. Средства на решение проблем безработицы поступают по двум основным каналам: из государственного бюджета и от нанимателей. При этом государство применяет и льготное налогообложение.
В странах Западной Европы широко используется принцип «пожизненного субсидирования» профессиональной подготовки и переподготовки рабочей силы, осуществляемой за счет средств государства и частного капитала.
В результате государственной политики в сфере занятости в странах Западной Европы наблюдается относительно невысокий уровень безработицы - 3-5%.
Особый интерес вызывает шведская модель рынка труда, существовавшая в Швеции до начала 90-х годов. Ее отличали высокая степень вмешательства государства, заметная роль профсоюзов, ориентация на применение мер превентивного характера, предупреждающих появление безработицы. Основными элементами данной модели, заложенной более 40 лет назад шведскими учеными, являлись:
ограничительная фискальная политика (ее цель - ограничение темпов инфляции посредством установления косвенных налогов на товары и услуги; недопущение конкуренции между высокорентабельными фирмами на рынке труда путем контроля за повышением зарплаты на данных предприятиях);
политика солидарности в заработной плате (равная оплата труда за равный труд вне зависимости от финансового положения нанимателя привела к равномерному распределению заработной платы в национальной экономике);
активная политика на рынке труда, направленная на достижение полной занятости в долгосрочной перспективе, основанная на:
дифференциации наемных работников, обладающих различной конкурентоспособностью на рынке труда;
стимулировании нанимателей посредством субсидий на сохранение рабочих мест за проблемными группами работников;
создании специальных рабочих мест на государственных предприятиях при активном участии профсоюзов.
Применение данной модели рынка труда позволило Швеции достичь полной занятости: уровень безработицы составлял 1,5-2%.
Однако отказ Швеции в начале 90-х гг. от «социальной уравниловки», усиление монетарных регуляторов в экономике, ослабление государственного влияния в перераспределительном процессе повлекли за собой резкий рост безработицы, достигшей 10-12%.
Мировой опыт подтверждает необходимость государственного регулирования рынка труда. Однако конкретные меры воздействия государства на решение проблем занятости зависят от особенностей национальной экономики, сложившейся в стране социально-экономической ситуации. Кроме того, эти меры не являются застывшими. Они изменяются под влиянием внутренних и внешних факторов. Так, например, курс на сохранение рабочих мест в случае, когда он не отвечает техническим требованиям и потребностям рынка, отвергается как несовместимый с экономическим прогрессом. Неоправданными при определенной демографической ситуации могут быть и поощрение досрочного выхода на пенсию, ограничение притока иностранных рабочих и т.д.
В современных условиях в любой стране меры государственного регулирования занятости должны быть увязаны с решением общих проблем: развитием более производительной экономики, активизацией и развитием человеческих ресурсов. Они должны быть нацелены на расширение предложения труда, улучшение его качества, повышение эффективности труда. Для этого необходимы:
мобилизация возможностей человека;
расширение участия населения в экономической жизни в любых, в том числе и нестандартных формах (частичная, временная занятость, надомный труд);
повышение общеобразовательной и квалификационной подготовки;
усиление мобильности рабочей силы;
расширение использования активных мер регулирования занятости, направленных на «рассасывание» армии нетрудоустроенных (увеличение рабочих мест, повышение уровня квалификации рабочей силы и т.д.).
Все перечисленные меры требуют значительных затрат со стороны государства. В настоящее время в большинстве развитых стран затраты на регулирование сферы занятости составляют 2-3% от валового внутреннего продукта, но с лихвой окупаются за счет повышения использования человеческих ресурсов.