Ликвидация бизнеса. Приказы. Оборудование для бизнеса. Бухгалтерия и кадры
Поиск по сайту

На балансе автопогрузчик: надо ли уплачивать транспортный налог? Электропогрузчики и штабелеры в составе основных средств предприятия. Нюансы учета и налоговые последствия

"Торговля: бухгалтерский учет и налогообложение", 2012, N 3

Использование электрических, бензиновых, дизельных погрузчиков в предпринимательской деятельности торговой организации - дело привычное. А надо ли уплачивать транспортный налог в отношении названных транспортных средств?

Изучать этот вопрос начнем с норм Налогового кодекса: согласно ст. 357 плательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством РФ зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения. Исключение - организаторы XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 г. в г. Сочи, маркетинговые партнеры Международного олимпийского комитета в отношении транспортных средств, принадлежащих им на праве собственности и используемых исключительно в связи с организацией и (или) проведением Олимпийских (Паралимпийских) игр и развитием г. Сочи как горноклиматического курорта.

В п. 1 ст. 358 НК РФ перечислены транспортные средства - объекты налогообложения. К ним относятся:

  • автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу;
  • самолеты, вертолеты;
  • теплоходы, яхты, парусные суда, катера;
  • снегоходы, мотосани;
  • моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством РФ.

Ниже (в п. 2) приведены ТС, которые объектом обложения транспортным налогом не являются, это:

  • весельные лодки, а также моторные лодки с двигателем мощностью не свыше 5 л. с.;
  • автомобили легковые, специально оборудованные для использования инвалидами, а также автомобили легковые с мощностью двигателя до 100 л. с. (до 73,55 кВт), полученные (приобретенные) через органы социальной защиты населения;
  • промысловые морские и речные суда;
  • пассажирские и грузовые морские, речные и воздушные суда, находящиеся в собственности (на праве хозяйственного ведения или оперативного управления) организаций и индивидуальных предпринимателей, основным видом деятельности которых является осуществление пассажирских и (или) грузовых перевозок;
  • тракторы, самоходные комбайны всех марок, специальные автомашины (молоковозы, скотовозы, машины для перевозки и внесения минеральных удобрений и др.), зарегистрированные на сельскохозяйственных товаропроизводителей и используемые при сельскохозяйственных работах для производства сельскохозяйственной продукции;
  • транспортные средства, принадлежащие на праве оперативного управления федеральным органам исполнительной власти, где законодательно предусмотрена военная и (или) приравненная к ней служба;
  • транспортные средства, находящиеся в розыске, при условии подтверждения факта их угона (кражи) документом, выдаваемым уполномоченным органом;
  • самолеты и вертолеты санитарной авиации и медицинской службы;
  • суда, зарегистрированные в Российском международном реестре судов.

Как видим, среди исключений авто- и электропогрузчики не поименованы. Следовательно, нам необходимо выяснить:

  • должны ли указанные транспортные средства быть зарегистрированы их собственником в законодательно установленном порядке;
  • что собственно это за порядок;
  • какие органы отвечают за проведение регистрации ТС.

Государственная регистрация автомототранспортных средств и других видов самоходной техники осуществляется в порядке, установленном Постановлением Правительства РФ от 12.08.1994 N 938 "О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации" (далее - Постановление N 938). В соответствии с п. 2 названного Постановления регистрацию транспортных средств на территории РФ осуществляют:

  • подразделения Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел РФ в отношении автомототранспортных средств, имеющих максимальную конструктивную скорость более 50 км/ч, и прицепов к ним, предназначенных для движения по автомобильным дорогам общего пользования;
  • органы государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники в РФ - тракторов, самоходных дорожно-строительных и иных машин и прицепов к ним, включая автомототранспортные средства, имеющие максимальную конструктивную скорость 50 км/ч и менее, а также не предназначенные для движения по автомобильным дорогам общего пользования ;
  • военные автомобильные инспекции федеральных органов исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, и иные организации, имеющие воинские формирования, - транспортных средств воинских формирований федеральных органов исполнительной власти и иных организаций.

В п. 1 Постановления N 938 поясняется, что регистрации подлежат транспортные средства с рабочим объемом двигателя внутреннего сгорания более 50 куб. см или максимальной мощностью электродвигателя более 4 кВт.

Итак, мы выяснили, что, если транспортное средство не эксплуатируется на дорогах общего пользования, но при этом его технические характеристики превышают установленный минимум (имеет объем двигателя внутреннего сгорания более 50 куб. см или максимальную мощность электродвигателя более 4 кВт), оно должно быть зарегистрировано в органах Гостехнадзора. Причем сделать это нужно в течение 5 суток после приобретения такого ТС (таможенного оформления, снятия с учета, замены номерных агрегатов или возникновения иных обстоятельств, потребовавших изменения регистрационных данных) (п. 3 Постановления N 938). Правила государственной регистрации интересующих нас ТС утверждены Минсельхозпродом 16.01.1995.

К сведению. Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие торговлю транспортными средствами в предусмотренном законодательством РФ порядке, не регистрируют транспортные средства, предназначенные для продажи (п. 3 Постановления N 938).

Из сказанного выше делаем вывод, что владельцы автопогрузчиков регистрируют их в органах Гостехнадзора, причем регистрация является обязанностью, а не правом организации. Соответственно, зарегистрированные в установленном порядке погрузчики, на которые выданы паспорта самоходных транспортных средств, являются объектом обложения транспортным налогом. Аналогичное мнение высказано в Письмах Минфина России от 25.08.2009 N 03-05-05-04/09, от 17.08.2007 N 03-05-06-04/35, УМНС по г. Москве от 07.06.2004 N 23-10/3/37665.

Кстати, ст. 19.22 КоАП РФ установлена ответственность за нарушение правил государственной регистрации транспортных средств всех видов (в случае, если такая регистрация обязательна), в частности для должностных лиц размер штрафа составляет от 100 до 300 руб., для юридических лиц - от 1000 до 3000 руб.

Но, как показывает практика, владельцы погрузчиков не всегда добросовестно выполняют обязанность по регистрации названных ТС и, соответственно, уклоняются от уплаты транспортного налога, аргументируя это тем, что погрузчики не эксплуатируются за пределами предприятия.

Рассмотрим судебные решения по данному вопросу.

Например , Постановление ФАС МО от 16.04.2009 N КА-А40/2929-09. В ходе проведения контрольных мероприятий налоговой инспекцией было установлено, что в период с января 2002 по июнь 2006 г. организацией были приобретены погрузчики, однако до октября 2006 г. они не были зарегистрированы в установленном порядке и транспортный налог по ним не уплачивался. Суд пришел к следующим выводам:

  • обязанность по уплате налога не может ставиться в зависимость от желания лица осуществить регистрацию принадлежащих ему объектов налогообложения;
  • ст. 358 НК РФ не предусматривает зависимости между фактами использования автотехники и исчислением транспортного налога.

Вердикт: в результате использования транспортных средств без надлежащей регистрации общество необоснованно получило налоговую выгоду в виде неуплаты транспортного налога.

К аналогичному выводу пришел Арбитражный суд г. Москвы (Решение от 21.08.2009 N А40-12160/08-114-50): поскольку транспортные средства подлежали регистрации в Гостехнадзоре, они признаются объектом налогообложения транспортным налогом.

Справедливости ради отметим, что есть примеры и противоположных судебных решений (см., например, Постановление ФАС ВВО от 15.01.2007 N А39-5076/2005-380/11). Общество не включило в налогооблагаемую базу по транспортному налогу 57 единиц транспортных средств (автогрейдер, грейдер, скрепер, трактор, асфальтоукладчик, каток, мотокаток, виброкаток, каток дорожный, бульдозер, погрузчик, экскаватор). Основанием для доначисления налога послужили сведения (справка), представленные Гостехнадзором. Однако, исследовав названную справку, суд установил, что в представленном перечне ТС, зарегистрированных за налогоплательщиком, не были указаны государственные регистрационные знаки ТС, в связи с чем идентифицировать их не представлялось возможным. По мнению судей, документом, подтверждающим регистрацию транспортного средства органами Гостехнадзора, является свидетельство о регистрации и государственный регистрационный знак. При таких обстоятельствах суд посчитал, что общество включило в налогооблагаемую базу по транспортному налогу все транспортные средства, прошедшие государственную регистрацию в установленном законом порядке. По сути, позиция суда: нет регистрации - нет налога.

* * *

Независимо от того, эксплуатируется погрузчик на открытых площадках либо только внутри здания (склада, магазина), он все равно является транспортным средством и, следовательно, должен быть зарегистрирован в установленном порядке в органах Гостехнадзора. Соответственно, в силу норм налогового законодательства транспортное средство, зарегистрированное в законодательно установленном порядке, является объектом обложения транспортным налогом (напомним, что не подлежат обязательной госрегистрации ТС с объемом двигателя до 50 куб. см или максимальной мощностью электродвигателя до 4 кВт включительно). В ситуации, когда транспортные средства подлежат регистрации, но не были зарегистрированы их собственниками, арбитражная практика неоднозначна. Однако с большой долей вероятности можно говорить о том, что в таком случае споров с налоговиками не избежать.

С.В.Манохова

Редактор журнала

"Торговля:

бухгалтерский учет

и налогообложение"

Наша компания занимается оптовой торговлей и имеет большой склад для хранения товаров. Для работы нам необходимы автопогрузчики. Нужно ли их ставить на учет в ГИБДД? Уплачивается ли с них транспортный налог? Если не ставить автопогрузчик на учет, можно ли будет учесть расходы на ремонт и ГСМ в целях налогообложения прибыли?

Сразу скажем, что без регистрации автопогрузчика вам не обойтись.

ГИБДД здесь ни при чем

Тракторы, самоходные дорожно-строительные машины и прочую технику, включая автомототранспортные средства, имеющие максимальную конструктивную скорость 50 км/ч и менее, а также транспортные средства, не предназначенные для движения по дорогам общего пользования, регистрируют органы государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники (далее — органы гостехнадзора). Об этом говорится в абз. 3 п. 2 постановления Правительства РФ от 12.08.94 № 938 . Автопогрузчик по дорогам общего пользования не передвигается, так что и регистрировать его нужно в органах гостехнадзора, а не в ГИБДД МВД России.

Нет регистрации — нет и налога?

По общему правилу обязанность уплатить транспортный налог напрямую связана с моментом регистрации автотранспортного средства. Ведь плательщиками налога являются лица, на которых зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения (ст. 357 НК РФ). Объектом обложения транспортным налогом признаются в том числе самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством РФ (п. 1 ст. 358 НК РФ).

Тем не менее нужно учитывать, что общие нормы закона ориентированы на идеальную ситуацию, а не на то, чтобы предоставить компаниям возможность получать выгоду, не регистрируя автотранспорт и избавляясь таким способом от необходимости уплачивать налог. В отношении погрузчиков это особенно актуально. Ведь не регистрировать, например, эксплуатируемый легковой автомобиль в органах ГИБДД в течение длительного периода не получится по понятным причинам. А погрузчик может работать на территории предприятия без госрегистрации вплоть до плановой проверки органом гостехнадзора, которая и выявит нарушение п. 1.10 Правил . Кстати, за нарушение правил обязательной государственной регистрации транспортных средств всех видов ст. 19.22 КоАП РФ установлена административная ответственность в виде предупреждения или штрафа: на должностных лиц — от 100 до 300 руб., на юридических — от 1000 до 3000 руб.

Налоговики в ходе проверки будут отталкиваться от того, что регистрация погрузчика является обязанностью, а не правом компании, и включат погрузчик в налоговую базу начиная с периода, в котором зарегистрировать технику компания должна была по закону. По нашему мнению, вполне обоснованно.

Суд в такой ситуации может принять сторону инспекторов. Например, в деле, рассмотренном ФАС Московского округа, предприятие не регистрировало погрузчики и не уплачивало транспортный налог. Данное обстоятельство и привело к судебному разбирательству. Причем арбитры первых двух инстанций при­шли к выводу, что транспортное средство, не прошедшее регистрацию и не допущенное к участию в дорожном движении, не воздействует на состояние дорог общего пользования. Поскольку автопогрузчики, не зарегистрированные в органах гостехнадзора, использовались только в производственной деятельности предприятия (на его территории), экономических оснований для обложения их транспортным налогом нет.

Кассационная инстанция с этим не согласилась, указав, что обязанность по уплате налога не может ставиться в зависимость от желания лица провести регистрацию принадлежащих ему объектов налогообложения. Поскольку автопогрузчики считаются транспортными средствами, предприятие обязано было обеспечить их государственную регистрацию. Кроме того, ст. 358 НК РФ не устанавливает зависимости между фактами использования автотехники и исчислением транспортного налога. Из этого был сделан вывод, что в результате использования транспортных средств без надлежащей регистрации предприятие получило необоснованную налоговую выгоду в виде неуплаты транспортного налога и его доначисление правомерно (постановление от 16.04.2009 № КА-А40/2929-09). К аналогичным выводам арбитры ФАС Московского округа приходили неоднократно (постановления от 19.09.2008 № КА-А40/8418-08, от 23.10.2006 № КА-А40/8474-06 и от 31.05.2006 № КА-А41/4543-06).

Если погрузчик не зарегистрирован

Что касается налога на прибыль, для начисления амортизации не важен факт регистрации транспорта ни в органах ГИБДД, ни в органах гостехнадзора. С этим согласен и Минфин России (письмо от 20.11.2007 № 03-03-06/1/816). Амортизация по транспортному средству начинает начисляться в общем порядке — с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором объект введен в эксплуатацию (п. 2 ст. 259 НК РФ).

Такого мнения придерживается и большинство судов. Арбитры указывают, что ввод в эксплуатацию автомобиля не зависит от регистрации транспортного средства. Специальная регистрация транспортных средств осуществляется исключительно с целью их учета, носит информационный характер и не связана с возникновением имущественных прав на движимое имущество (постановления ФАС Западно-Сибирского округа от 04.10.2010 № А27-975/2010, Московского округа от 07.09.2010 № А40-152876/09-13-1221 и Северо-Западного округа от 08.05.2008 № А56-18079/2007).

В то же время в письме УФНС России по г. Москве от 25.11.2004 № 26-12/76625 разъяснялось, что автомобиль не может эксплуатироваться ранее его госрегистрации в органах ГИБДД, а потому и амортизация по нему должна начисляться только после соответствующей регистрации. К аналогичному выводу пришел ФАС Западно-Сибирского округа в постановлении от 18.06.2010 № А27-19317/2009, указав, что собственник вправе использовать транспортное средство (фронтальный погрузчик) в производстве только при наличии допуска к эксплуатации. Тот факт, что погрузчик не прошел обязательную процедуру регистрации в органах гостехнадзора, может рассматриваться как отсутствие допуска транспортного средства к эксплуатации. Значит, начислять в налоговом учете амортизацию по такому объекту нельзя.

На наш взгляд, регистрация погрузчика в органах гостехнадзора носит учетный характер и не может влиять на порядок налогообложения прибыли, в частности начисления амортизации. Поэтому полагаем, что факт государственной регистрации в органах гостехнадзора не влияет и на порядок списания затрат на ГСМ и ремонт погрузчика в налоговом учете. Расходы на ремонт основных средств учитываются как прочие (ст. 260 НК РФ), а стоимость ГСМ для погрузчика — как материальные (подп. 5 п. 1 ст. 254 НК РФ) при условии, что такие затраты экономически обоснованны, документально подтверждены и произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода (п. 1 ст. 252 НК РФ). С тем, что расходы на приобретение ГСМ могут учитываться в соответствии с указанной нормой, согласны и чиновники (письма Минфина России от 22.06.2010 № 03-03-06/4/61 и ФНС России от 16.07.2010 № ШС-37-3/6848).

С учетом изложенного выше при возникновении споров с налоговиками по поводу начисления амортизации и списания текущих расходов по погрузчикам, не прошедшим обязательную регистрацию, у компании будет немало шансов на успешную защиту своей позиции в суде. И все же лучше зарегистрировать погрузчик в органах гостехнадзора в сроки, установленные законодательством. Это позволит избежать и штрафов, и возможных разногласий с налоговиками.

Наша организация приобрела погрузчики для использования на территории складских помещений. Максимальная мощность электродвигателя - 9кВт. Погрузчики в Гостехнадзоре не зарегистрированы. Являются ли погрузчики объектом налогообложения транспортным налогом? Можно ли начислять амортизацию в бухгалтерском и налоговом учете по незарегистрированным в Гостехнадзоре погрузчикам?

По мнению специалистов Минфина, необходимость уплаты транспортного налога зависит от факта регистрации транспортного средства. Однако, в данном случае следует учитывать, что в силу требований закона, регистрации подлежат все транспортные средства с объемом двигателя внутреннего сгорания более 50 куб. см или максимальной мощностью электродвигателя более 4 кВт. Следовательно, в случае неуплаты транспортного налога, налоговая инспекция может доначислить соответствующую сумму. Факт отсутствия регистрации транспортного средства не влияет на возможность его амортизации ни в налоговом, ни в бухгалтерском учете.

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах «Системы Главбух»

1.Ситуация : Нужно ли платить транспортный налог по транспортному средству, не поставленному на учет в ГИБДД или органах Гостехнадзора

Нет, не нужно. Однако налоговая инспекция, обнаружив в организации

незарегистрированные транспортные средства, может квалифицировать их наличие как неправомерное уклонение от уплаты транспортного налога.*

По общему правилу транспортным налогом облагаются все транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке (п. 1 ст. 358 НК РФ). Из прямого толкования данной нормы следует, что обязанность платить транспортный налог возникает только после регистрации транспортного средства в ГИБДД или органах Гостехнадзора. При этом факт и характер эксплуатации транспортного средства значения не имеют. Контролирующие ведомства подтверждают правомерность такого подхода. В письмах Минфина России от 14 июня 2012 г. № 03-05-05-04/09 , от 1 августа 2011 г. № 03-05-05-04/18 , ФНС России от 6 июля 2012 г. № БС-3-11/2359 сказано, что обязанность по уплате транспортного налога ставится в зависимость только от регистрации транспортного средства, а не от его фактического использования.* Из этих разъяснений можно сделать вывод, что транспортное средство, которое эксплуатируется, но не поставлено на учет, объектом обложения транспортным налогом не является.

Вместе с тем нужно учитывать, что регистрации в ГИБДД (органах Гостехнадзора) подлежат все автомототранспортные средства, тракторы и самоходные дорожно-строительные машины с объемом двигателя внутреннего сгорания более 50 куб. см или максимальной мощностью электродвигателя более 4 кВт.*

Транспортное средство должно быть зарегистрировано:

  • либо в течение 10 суток после приобретения;
  • либо в течение срока действия временного знака «Транзит».

Причем требование о регистрации тоже не зависит от характера использования транспортных средств и распространяется, в том числе, на транспортные средства, которые не предназначены для движения по автомобильным дорогам общего пользования.* Исключение сделано лишь для торговых организаций: они не должны регистрировать транспортные средства, предназначенные для продажи. Такой порядок предусмотрен пунктами , и постановления Правительства РФ от 12 августа 1994 г. № 938.

Однако некоторые суды исходят из того, что регистрация транспортных средств зависит от волеизъявления их собственников. Поэтому отсутствие регистрации не может служить основанием для освобождения от уплаты налога. Следовательно, даже если у организации есть транспортные средства, не зарегистрированные в ГИБДД (органах Гостехнадзора), в отношении этих объектов она признается плательщиком транспортного налога. Такая позиция отражена в постановлениях ФАС Московского округа от 7 мая 2008 г. № КА-А40/3514-08 , от 31 мая 2006 г. № КА-А41/4543-06 , Западно-Сибирского округа от 28 августа 2007 г. № Ф04-5734/2007(37452-А03-15)).

Аналогичный вывод содержится и в постановлении Президиума ВАС РФ от 7 июня 2012 г. № 14341/11 . С выходом этого постановления следует ожидать, что арбитражная практика по данной проблеме станет единообразной, а у организации будет меньше возможностей оспорить доначисление налога по незарегистрированным транспортным средствам.

Сергей Разгулин,

2.Ситуация: Можно ли для расчета налога на прибыль начислять амортизацию по автомобилю до его регистрации в ГИБДД (органах Гостехнадзора)

Да, можно.

Основные средства (в т. ч. автомобиль) признаются амортизируемым имуществом для целей налогового учета, если они соответствуют всем необходимым для того требованиям (п. 1 ст. 256 НК РФ). Амортизацию по ним следует начислять с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором имущество было введено в эксплуатацию (п. 4 ст. 259 НК РФ).

Соответственно, начислять амортизацию по автомобилю нужно с месяца, следующего за тем, в котором он был введен в эксплуатацию (п. 4 ст. 259 НК РФ).*

Сергей Разгулин, действительный государственный советник РФ 3-го класса

3.Статья: Компания приобрела автотехнику

Принимаем на баланс

Итак, получив автомобиль, предприятие, как правило, сразу же может приступить к его эксплуатации. При условии, что данное транспортное средство не нуждается в доведении его до рабочего состояния (доработка, доукомплектация и т. п.). Поэтому в бухгалтерском учете уже на дату получения транспортного средства выполняются условия, определенные пунктом 4 ПБУ 6/01 «Учет основных средств». То есть в день оприходования транспортного средства оно должно быть включено в состав основных средств.*

В налоговом учете одним из условий включения объекта в состав основных средств (амортизируемого имущества) является его фактическое использование (п. 1 ст. 256 и п. 1 ст. 257 Налогового кодекса РФ).

Поэтому если транспортное средство вообще не используется предприятием, то включать его в состав основных средств и начислять амортизацию в налоговом учете организация не вправе.

В то же время постановка транспортного средства на учет никак не влияет на право компании учитывать его в составе амортизируемого имущества.

На это указал Минфин России в письмах от 13 июня 2012 г. № 03-03-06/1/303 , от 20 ноября 2007 г. № 03-03-06/1/816 .* Более того, отсутствие регистрации не свидетельствует о невозможности его эксплуатации.

Электропогрузчики и штабелеры - «складская» самоходная техника, обязательный атрибут любого современного склада. Для целей бухгалтерского и налогового учета, в соответствии с ПБУ 6/01 и Налоговым кодексом РФ, данная техника является амортизируемым имуществом и относится к объектам основных средств организаций.

Особенности учета и налогообложения самоходной техники вызывают множество вопросов у бухгалтеров. В каких случаях следует регистрировать технику в государственных органах? Платить или не платить транспортный налог? Каковы налоговые последствия отсутствия государственной регистрации самоходной техники?

В данной статье мы постараемся ответить на самые важные из этих вопросов.

1. Выбор амортизационной группы для электропогрузчиков и штабелеров

При введении в эксплуатацию объектов основных средств (далее - ОС), в соответствии со ст. 258 Налогового Кодекса и с учетом классификации ОС (утверждена Постановлением Правительства РФ №1 от 01.01.2002г.), налогоплательщик самостоятельно устанавливает срок полезного использования (далее - СПИ) объекта. В соответствии с установленным СПИ определяется амортизационная группа ОС.

На наш взгляд, при установлении СПИ для «складской техники» можно использовать следующие коды:

  • для штабелеров - код ОКОФ 14 2921030 /3/ «машины и оборудование погрузочно-разгрузочное, транспортное, оборудование лабораторное для сельского хозяйства», соответствующий коду 14 2921030 классификации ОС раздела «Машины и оборудование» и третьей амортизационной группе (имущество с СПИ свыше 3 лет до 5 лет включительно);
  • для электропогрузчиков - код ОКОФ 15 3599030 /9/ «средства транспортные внутриобъектовые на электрической тяге (электокары, электропогрузчики, электротележки и прочие), соответствующий коду 15 3599301 «электропогрузчики» классификации ОС раздела «Средства транспортные» и третьей амортизационной группе (имущество с СПИ свыше 3 лет до 5 лет включительно).
Обратите внимание: порядок определения СПИ должен быть закреплен в учетной политике организации. Это обязательный ее элемент.

2. Порядок регистрации самоходной техники в государственных органах

Так какая же техника подлежит регистрации в государственных органах? Обратимся к действующему законодательству.

Постановлением Правительства РФ №938 от 12.08.1994г. (далее - Постановление №938) установлено, что государственной регистрации на территории РФ подлежат самоходные дорожно-строительные машины и иные машины с рабочим объемом двигателя внутреннего сгорания более 50 куб.см. или максимальной мощностью электродвигателя более 4 кВт , принадлежащие юридическим и физическим лицам (выдержка из п. 1 Постановления №938).

Таким образом, мы должны обратиться к технической документации на самоходную технику и выяснить мощность электродвигателя каждой единицы техники.

К сожалению, не редки случаи, когда в бухгалтерии нет никаких документов на оборудование, кроме накладной и счета-фактуры. Как же быть? Необходимо сделать запрос о предоставлении технического паспорта на оборудование в отдел, ответственный за хранение и эксплуатацию самоходной техники. В случае утери этого документа придется обращаться за его восстановлением к заводу-изготовителю. Так же, необходимую информацию о мощности оборудования компании может предоставить поставщик оборудования, если техника приобреталась через торговую организацию, а не на заводе.

Итак, мы выяснили мощность нашей самоходной техники. Дальше речь пойдет только о том оборудовании, которое подлежит государственной регистрации, т.е. мощность которого превышает 4 кВт.

Какой орган государственной власти осуществляет регистрацию самоходной техники, мощность которой превышает 4 кВт?

В соответствии с п. 2 Постановления №938, регистрацию самоходной техники осуществляют органы государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники в РФ (далее - органы гостехнадзора).

На зарегистрированную самоходную технику органами гостехнадзора выдаются документы, подтверждающие прохождение государственной регистрации самоходных машин, а так же государственные регистрационные знаки.

Сроки прохождения государственной регистрации собственниками самоходных машин.

Владельцы самоходных машин должны зарегистрировать их в органах гостехнадзора в течение срока действия регистрационного знака «Транзит» или в течение пяти суток после приобретения, таможенного оформления самоходной техники (выдержка из п. 3 Постановления №938).

Обратите внимание: юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие торговлю транспортными средствами в предусмотренном законодательством Российской Федерации порядке, не регистрируют транспортные средства, предназначенные для продажи .

Регистрация самоходных машин в органе гостехнадзора производится на основании паспортов самоходных машин, а также заключенных договоров или иных документов, удостоверяющих право собственности на оборудование и подтверждающих возможность допуска их к эксплуатации на территории РФ (выдержка из п. 4 Постановления №938).

Паспорта самоходных машин, произведенных на территории РФ, выдаются предприятиями-изготовителями (п. 2 Постановления Правительства РФ №460 от 15.05.1995г.)

Паспорта самоходных машин, ввозимых на территорию РФ выдаются таможенными органами с 01.09.2001г. (Письмо ФТС РФ №01-11/37386от 11.09.2008г.)

3. Транспортный налог

Должна ли организация, зарегистрировавшая в установленном порядке самоходную технику в органах гостехнадзора, уплачивать транспортный налог? Да, должна. В соответствии с п. 1 ст. 358 гл. 28 «Транспортный налог» Налогового Кодекса РФ, объектом налогообложения признаются самоходные машины и другие транспортные средства (далее в настоящей главе - транспортные средства), зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством РФ.

Такого же мнения придерживается Минфин РФ. В соответствии с Письмом Министерства Финансов РФ от 25.08.2009 №03-05-05-04/09

«…следует учитывать, что понятие "транспортное средство" для целей применения гл. 28 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) определено ст. 358 Кодекса. В соответствии с указанной статьей Кодекса транспортными средствами, признаваемыми объектом налогообложения транспортным налогом, в частности, являются самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Таким образом, самоходные машины и механизмы на пневматическом или гусеничном ходу, зарегистрированные в органах государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники в Российской Федерации, на которые выданы паспорта самоходных транспортных средств, являются объектом обложения транспортным налогом ».

Для определения налоговой ставки, по которой будет рассчитываться транспортный налог, воспользуемся ставкой, предназначенной для категории «другие самоходные транспортные средства, машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу (с каждой лошадиной силы)» в соответствии с п.1 ст.361 Налогового Кодекса РФ.

В Налоговом Кодексе она установлена в размере 2.5 рубля на одну лошадиную силу (одна лошадиная сила равна 735,5 Вт или 0,7355 кВт) .

Обратите внимание: конкретный размер ставки налога утверждается законами субъектов РФ.

4. Налоговые и административные последствия

Пришло время разобраться, какие же налоговые и административные последствия влечет за собой отсутствие регистрации самоходных машин в органах гостехнадзора.

В случае несвоевременной регистрации самоходной техники в органах гостехнадзора, в соответствии с п.1 ст. 12.1 КоАП РФ на организацию может быть наложен административный штраф в размере от трехсот до восьмисот рублей.

Пока ничего страшного? Но есть и более серьезные риски . Их мы рассмотрим подробно.

Отсутствие государственной регистрации самоходной техники противоречит нормам действующего законодательства. Соответственно, при проведении налоговой проверки, инспекция может прийти к выводу, что организация, не зарегистрировавшая самоходную технику в установленном порядке и нарушившая требования закона, не вправе учесть расходы в виде амортизационных отчислений с данной техники для целей налога на прибыль.

Есть ли у налоговых инспекторов основания для подобных выводов? Если внимательно ознакомиться с положениями Налогового кодекса РФ и других нормативных актов, то можно сделать однозначный вывод - да, такие основания есть.

Рассмотрим подробнее положения Налогового Кодекса РФ.

В соответствии с п. 1 ст. 252 гл. 25 Налогового Кодекса РФ, налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением расходов, указанных в статье 270 Кодекса). Расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных статьей 265 Кодекса, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком. Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации.

На основании п. 1 ст. 256 Налогового Кодекса РФ, амортизируемым имуществом в целях настоящей главы признается имущество, которое находится у налогоплательщика на праве собственности, используется им для извлечения дохода и стоимость которых погашается путем начисления амортизации.

На основании п. 1 ст. 258 Налогового Кодекса РФ, амортизируемое имущество распределяется по амортизационным группам в соответствии со сроками его полезного использования. Сроком полезного использования признается период, в течение которого объект основных средств или объект нематериальных активов служит для выполнения целей деятельности налогоплательщика .

Какие выводы можно сделать по прочтении этих выдержек из Налогового Кодекса?

Имущество, стоимость которого мы собираемся погашать путем начисления амортизации, должно принадлежать организации и использоваться в производственных и коммерческих целях. При этом не следует забывать, что использование самоходной техники четко регламентировано.

Так, налогоплательщику следует обратить внимание на п. 2.15 «» который гласит, что эксплуатация машин без свидетельства о регистрации запрещается .

Кроме того, Постановлением Правительства РФ №460 от 15.05.1995г., в целях упорядочения регистрации, учета, допуска к эксплуатации и предотвращения фактов хищения на территории РФ тракторов, прицепов и полуприцепов, самоходных дорожно-строительных и иных машин , введены с 01.09.1995г. паспорта на самоходные машины и другие виды техники.

На основании п. 1 Постановления №460, наличие указанных паспортов является обязательным условием для регистрации этих машин и допуска их к эксплуатации .

Таким образом, организация не имеет права использовать в целях своей деятельности самоходную технику, государственная регистрация которой не проведена в порядке, установленном действующим законодательством.

Соответственно, такая техника не отвечает понятиям «основные средства организации» и «амортизируемое имущество организации», т.к. одним из условий признания объекта основным средством для бухгалтерского учета и амортизируемым имуществом в целях налогового учета, является возможность его использования в целях производственной деятельности предприятия.

Это значит, что организация не может учесть начисленную амортизацию по такой самоходной технике для целей налогового учета по налогу на прибыль.

Такую точку зрения подтверждает и арбитражная практика.

Так, например, в Постановлении ФАС Западно-Сибирского округа от 18.06.2010г. по делу №А27-19317/2009, налоговая инспекция привлекла к ответственности налогоплательщика за совершение налогового правонарушения в части неполной уплаты суммы налога на прибыль, с доначислением налога и соответствующих сумм пени.

Основанием доначисления налога на прибыль послужил вывод инспекции о неправомерном отнесении обществом в состав расходов, связанных с производством и реализацией, суммы амортизационных отчислений по транспортному средству (фронтальный погрузчик L-34).

При этом, проверяющие руководствовались следующим:

«…По мнению инспекции, общество, как собственник, имеет право использовать транспортное средство в производственных целях при наличии допуска к эксплуатации , и срок полезного использования в целях применения статьи 258 Налогового кодекса РФ не может начинаться ранее даты, с которой налогоплательщик вправе реализовать право пользования транспортным средством, то есть срок полезного использования не может начинаться ранее даты регистрации транспортного средства в органах Гостехнадзора.

…Не согласившись с решением инспекции, общество обратилось в арбитражный суд...

Отказывая в удовлетворении заявленных требований по рассматриваемому эпизоду, суды, руководствуясь положениями статей 247, 252, 256, 258 Налогового кодекса Российской Федерации, статьей 209 Гражданского кодекса Российской Федерации, Приказом Минфина Российской Федерации от 30.03.2001 N 26н "Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету "Учет основных средств ПБУ 6/01", признали законным и обоснованным вывод налогового органа о неправомерности отнесения налогоплательщиком в состав расходов, связанных с производством и реализацией, спорной суммы амортизационных отчислений.

Суд кассационной инстанции поддерживает выводы судов.

… Таким образом, как правильно указано судами, с учетом изложенных норм, наличие регистрации является в данном случае необходимым условием для эксплуатации обществом транспортного средства».

Справедливости ради, необходимо отметить, что арбитражная практика по схожим спорным ситуациям различна. Есть решения судов, которые поддерживают налогоплательщиков.

Так, например, Постановление ФАС Московского округа от 07.09.2010г., по делу №А40-152876/09-13-1221.

Налогоплательщик обратился в суд с заявлением о признании недействительным решения ИФНС о привлечении его к ответственности в части:

  • взыскания налога на прибыль, соответствующих пеней и штрафа;
  • налога на добавленную стоимость и соответствующих пеней.
Изучив материалы дела, суды приняли сторону налогоплательщика, указав следующее:

«….Довод инспекции о том, что амортизация по катку должна начисляться не ранее государственной регистрации катка, правомерно отклонен судебными инстанциями как не основанный на нормах налогового законодательства.

Суды обоснованно указали, что в 2006 году порядок начала начисления амортизации по основным средствам регламентировался п. 2 ст.259 НК РФ, в соответствии с которым предусмотрено, что начисление амортизации по объекту амортизируемого имущества начинается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором этот объект был введен в эксплуатацию.

Исследовав представленные в материалы дела доказательства, суды правильно применили нормы материального права и правомерно исходили из того, что права на транспортные средства не подлежат обязательной государственной регистрации, в ГИБДД (Гостехнадзоре) подлежат регистрации сами транспортные средства, что является специальной регистрацией и носит исключительно информационный (учетный) характер; амортизация по катку - 84ДТ подлежит начислению начиная с 1-го числа месяца, следующего за месяцем ввода в эксплуатацию, что и было соблюдено заявителем».

Тем не менее, считаем необходимым обратить внимание налогоплательщика, что при возникновении спорных ситуаций в части признания начисленной амортизации для целей налога на прибыль организаций, свою позицию предприятию, скорее всего, придется доказывать в суде.

Обобщая вышесказанное, мы приходим к следующим выводам.

Бухгалтеру необходимо контролировать приобретение организацией самоходных машин и своевременно запрашивать техническую документацию, подтверждающую их мощность.

Срок полезного использования самоходной техники, подлежащей государственной регистрации, должен быть установлен с учетом ПБУ 6/01, статьи 258 Налогового кодекса РФ, учетной политики. При этом необходимо учитывать положения «Правил государственной регистрации тракторов, самоходных дорожно-строительных и иных машин и прицепов к ним органами государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники в РФ ».

Во избежание налоговых рисков по налогу на прибыль организаций, следует придерживаться норм действующего законодательства, руководствуясь Постановлением №938 своевременно регистрировать самоходные машины, максимальная мощность электродвигателя которых превышает 4 кВт, в органах гостехнадзора.

Предоставление налоговой декларации по транспортному налогу и уплата транспортного налога на самоходные машины, максимальная мощность электродвигателя которых превышает 4 кВт, обязательна в соответствии со ст. 358 Налогового Кодекса РФ.

Выражаю надежду, что этот материал поможет налогоплательщикам избежать неприятных налоговых последствий.

К какому виду транспортного средства отнести электропогрузчик, мощностью двигателя 9,3 л.с. и какая ставка налога для него предусмотрена?Электрополгрузчик зарегистрирован в г.Москве.

при определении видов автомототранспортных средств и отнесения их к категории грузовых или легковых автомобилей нужно руководствоваться данными паспорта транспортного средства (ПТС). Тип и категория транспортного средства указываются в строках 3 и 4 ПТС. Исходя из этого, необходимо и определять ставку транспортного налога. Если электропогрузчик зарегистрирован в подразделении ГИБДД, то к нему применяется ставка 15 рублей - грузовые автомобили с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы) до 100 л. с. (до 73,55 кВт) включительно. Если же он зарегистрирован в органах Гостехнадзора с выдачей паспорта самоходного транспортного средства, то налоговая ставка составляет 25 рублей - другие самоходные транспортные средства, машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу (с каждой лошадиной силы).

Обоснование данной позиции приведено ниж е в материалах Системы Главбух

1. Рекомендация: Как определить категорию транспортного средства в целях расчета транспортного налога

Категории транспортных средств

От категории транспортного средства и его технических характеристик (мощность, тяга, вместимость) зависит размер ставки транспортного налога (ст. 361 НК РФ).

Категории транспортных средств перечислены в статье 361 Налогового кодекса РФ. К ним, например, относятся:*

  • легковые автомобили;
  • мотоциклы и мотороллеры;
  • автобусы;
  • грузовые автомобили;
  • другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу;
  • катера, моторные лодки и другие водные транспортные средства;
  • яхты и другие парусно-моторные суда;
  • гидроциклы;
  • самолеты, вертолеты;
  • несамоходные (буксируемые) суда и др.

Определение категории

При определении видов автомототранспортных средств и отнесения их к категории грузовых или легковых автомобилей нужно руководствоваться данными паспорта транспортного средства (ПТС).* Такой порядок подтверждается письмами Минфина России от 13 августа 2012 г. № 03-05-06-04/137 и от 21 октября 2010 г. № 03-05-06-04/251 , ФНС России от 15 февраля 2012 г. № БС-4-11/2450 и от 1 декабря 2009 г. № 3-3-06/1769 .

Тип и категория транспортного средства указываются в строках и ПТС* на основании Конвенции о дорожном движении (Вена, 8 ноября 1968 г.), ратифицированной Указом Президиума Верховного Совета СССР от 29 апреля 1974 г. № 5938-VIII (Положение , утвержденное совместным приказом от 23 июня 2005 г. МВД России № 496, Минпромэнерго России № 192, Минэкономразвития России № 134).

Под типами транспортного средства понимается характеристика автомобиля, определяемая его конструкторскими особенностями и назначением (грузовой, легковой, автобус и т. д.). Категорий транспортных средств можно выделить пять:*
1) А – мотоциклы, мотороллеры и другие мототранспортные средства;
2) В – автомобили, разрешенная максимальная масса которых не превышает 3500 кг и число сидячих мест которых, помимо сиденья водителя, не превышает восьми;
3) С – автомобили, за исключением относящихся к категории «D», разрешенная максимальная масса которых превышает 3500 кг;
4) D – автомобили, предназначенные для перевозки пассажиров и имеющие более 8 сидячих мест, помимо сиденья водителя;
5) E – прицеп – транспортное средство, предназначенное для движения в составе с транспортным средством. Этот термин включает в себя полуприцепы.

Если данные о категории (типе) транспортного средства, указанные в ПТС, не позволяют однозначно определить налоговую ставку, то этот вопрос должен решаться в пользу организации* (письмо ФНС России от 1 декабря 2009 г. № 3-3-06/1769).

Сергей Разгулин ,

действительный государственный советник РФ 3-го класса

2. Справочники: Ставки транспортного налога в Москве в 2014 году

3. Статья: Спецтехника, поставленная на учет в органах ГИБДД, признается грузовой

В соответствии с постановлением Правительства РФ от 12.08.94 № 938 органами государственной регистрации наземных транспортных средств являются:*

1. Подразделения ГИБДД – в отношении автомототранспортных средств, имеющих максимальную конструктивную скорость более 50 км/ч, и прицепов к ним, предназначенных для движения по автомобильным дорогам общего пользования.
2. Органы Гостехнадзора – в отношении тракторов, самоходных дорожно-строительных машин и иных машин и прицепов к ним, включая автомототранспортные средства, имеющие максимальную конструктивную скорость 50 км/ч и менее, а также не предназначенные для движения по автомобильным дорогам общего пользования.

Таким образом, только в отношении транспортных средств, зарегистрированных в органах государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники в Российской Федерации, на которые выданы паспорта самоходных транспортных средств, при исчислении транспортного налога должна применяться налоговая ставка, установленная для категории «другие самоходные транспортные средства, машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу».*

Л.П. Курочкина, главный государственный налоговый

инспектор отдела налогообложения физических

лиц УФНС России по Санкт-Петербургу