Ликвидация бизнеса. Приказы. Оборудование для бизнеса. Бухгалтерия и кадры
Поиск по сайту

Малайзия: секрет процветания тигра. Анализ состояния экономики малайзии

Индустриально-аграрная страна. Основные отрасли промышленности: резиновая, легкая, электронная, горная (оловодобувна, нефтяная), переработка продукции с / х Ведущее место занимает переработка продуктов с / х и минерального сырья. Транспорт: железнодорожный, автомобильный, морской. В начале 1990-х годов парк автомашин превысил 5 млн. единиц, а общая протяженность дорог составила 92 500 км. Большинство из них находится в Полуостровной Малайзии. Малайский железная дорога соединяет полуостровной части Малайзии с Сингапуром и Бангкоком. На Сабах проложена одна очень короткая линия, а в Сараваке железнодорожное сообщение вообще отсутствует. В стране насчитывается более 40 морских портов. Крупнейшие из них - Пинанг, Пелабухан-Келанг, Диксон и Малакка в полуостровной части страны; Сандакан, Лабуан и Кинабалу в Сабахе; Кучинг в Сараваке. В Куала-Лумпуре, Джорджтауне, Джохор-Бару, Кинабалу и на о. Ланкави являются международные аэропорта.

По данным : ВВП - $ 94,3 млрд. Темп роста ВВП - (-7,5%). ВВП на душу населения - $ 4251. Прямые зарубежные инвестиции - $ 2,2 млрд. Импорт (продукты питания, прежде всего зерно и сахар; электротехническое оборудование, станки, транспортные средства, химикаты, черные металлы, оптика, пряжа и ткани) - $ 77 млрд (г.ч. Сингапур - 24,7%, Япония - 15,9%, США - 13,8%, Южная Корея - 6,7%, Тайвань - 5,1%). Экспорт (нефть, каучук, растительные масла и жиры, древесина и фанера, олово, продукция электронной промышленности, автомобили, резинотехнические изделия, обувь, текстиль, одежда) - $ 94 млрд (г.ч. США - 21,0%, Сингапур - 17,9%, Япония - 10%, Гонконг - 4,6%, Тайвань - 4,1%).


2. Промышленность

В сравнении с большинством других азиатских стран Малайзия обладает развитой промышленностью. В 1996 вклад обрабатывающей промышленности в ВВП составлял примерно 34,5%. Около 90% предприятий сосредоточены в полуостровной части страны, особенно в окрестностях Куала-Лумпура и в отдельных районах штатов Джохор и Пулао-Пинанг. Ключевые производства занимаются переработкой нефти, каучука, древесины, продуктов кокосовой и масличной пальмы, ананасы. На экспорт в значительной степени ориентированы производство тканей, одежды, электронной аппаратуры, электрооборудования, бытовых приборов, транспортных средств. На внутренний рынок поступают пищевые продукты, напитки, табачные изделия, химические препараты, строительные материалы, сталь.

Ежегодный прирост валового внутреннего продукта в 1988-1998 составил ок. 10% в год. ВВП в 1997 достиг 4200 долл. США на одного человека. Экономический подъем сопровождался сокращением доли населения, находящегося ниже черты бедности, с 20,7 до 17,1%. При этом у 40% наименее обеспеченных семей доходы увеличивались быстрее, чем у других социальных групп. Этих результатов Малайзия добилась благодаря ориентации на выпуск экспортной продукции, а также вследствие отраслевой диверсификации производства. К традиционным статьям малазийского экспорта каучука и пальмовых маслу добавились такие важные экспортные товары, как нефть и природный газ. Главным экономическим достижением страны следует считать развитие промышленности, особенно тех ее отраслей, работающих на экспорт. До второго десятилетия XXI века. правительство Малайзии поставило задачу создания в стране развитой экономики; эта программа получила название "Перспектива 2020". Среди важных задач - внедрение современных технологий, улучшение системы подготовки кадров, повышение их общеобразовательного уровня и более равномерное развитие Полуостровной Малайзии и Восточной Малайзии.


3. Лесная промышленность и сельское хозяйство

Лесная промышленность уступает по значению только обрабатывающей промышленности и добыче нефти и газа. Малайзия - один из крупнейших экспортеров древесины ценных тропических пород. В стране разработаны специальные программы охраны и восстановления лесного фонда страны.

В прошлом основу сельского хозяйства Малайзии составляли плантации гевеи, уступившие затем лидирующее место плантациям масличной пальмы. Культивируют также какао, кокосовую пальму, черный перец, ананасы.

Главной продовольственной культурой страны является рис, примерно 87% его посевов размещены в Полуостровной Малайзии. В 1996 было собрано ок. 2,13 млн. т риса. Кроме того, рис импортируют (0,5 млн. т в 1996). Чтобы уменьшить затраты на импорт продовольствия, в стране поощряется производство фруктов, овощей, зеленых культур, а также кормов для скота. Площадь под плодовыми насаждениями расширяется ежегодно более чем на 6%. Почти половина отведена под такую ​​традиционную для Малайзии культуру, как кокосовая пальма. Быстрыми темпами развиваются птицеводство и свиноводство.

Ускоренное развитие морского промысла в стране началось в 1980-е годы после переоснащения рыбацких баркасов. Совершенствование материально-технической базы и новые возможности получения кредитов помогли росту продукции отрасли до 1,2 млн. т в 1996.


Малайзия — уникальная страна, которой руководит выборный султан. Это государство в Юго-Восточной Азии менее чем за полвека независимости от Британии добилось огромных успехов в области экономики и мировой политики, превратившись из колонии в развитую страну, одного из "азиатских тигров".

По данным на 2010 год ее ВВП составлял 414,4 миллиона долларов (30-е место в мире), а по показателям на душу населения — 14,7 тысяч долларов (57-е место). В то время как многие западные страны находятся в состоянии стагнации, Малайзия развивается завидными темпами. В среднегодовом исчислении рост ее экономики составляет шесть-семь процентов.

Важно отметить, что эта преимущественно мусульманская страна добилась успехов совсем не за счет эксплуатации природных ресурсов. Хотя Малайзия богата нефтью, газом, оловянными рудами и редкоземельными металлами, она вовремя сделала ставку на производство высокотехнологичной продукции, особенно электроники. Не последнюю роль в ее подъеме сыграли и многомиллиардные заграничные займы. Но само по себе наличие огромных сумм на развитие не означает будущего процветания страны — известно множество примеров того, как средства из-за границы растворялись где-то на полпути. Страны "третьего мира", в том числе и азиатские, да еще и монархического толка славятся коррупцией — казалось бы, неудача была запрограммирована. Однако пришедшие из-за рубежа деньги не осели в карманах чиновников, а были вложены в развитие тех самых отраслей, которые сейчас приносят стране доходы.

Уровень коррупции удалось заметно снизить благодаря уникальной государственной системе Малайзии, где выборным является даже монарх — Верховный правитель. Его выдвигают из "своих" султаны и раджа, возглавляющие девять штатов страны. Основные же функции управления государством осуществляют демократически избираемый парламент и правительство. Ряд политологов видит в этом лучшее подтверждение того, что сменяемая власть — самое эффективное средство борьбы с коррупционной опасностью.

А это, в свою очередь, привлекает иностранных инвесторов, которые приходят в Малайзию, зная, что их бизнес защищает отлаженный механизм нормативно-правового регулирования. Весьма привлекательный рынок банковских услуг придает экономике страны дополнительную репутацию и устойчивость.

Параллельно экономическому росту растет и политическое влияние этого государства. В настоящее время развитие отношений с Малайзией становится все более важным для больших игроков мировой политики.

Отдельного упоминания заслуживает роль Малайзии в мусульманском мире — ведь она является одной из ключевых стран так называемой "Исламской восьмерки", созданной в 1997 году по аналогии с "Большой восьмеркой".

Наблюдатели отмечают, что Малайзия является самой демократичной из всех мусульманских стран. Впрочем, как сетуют некоторые западные политологи, это не распространяется на некоторые общественные нормы. Например, в этой стране, так же как и в остальных исламских государствах, запрещена любая публичная критика ислама.

Малайзия все более активно борется если не за лидерство в исламском мире, то, по крайней мере, за более высокое место в его иерархии. Этому немало способствует хаос в арабских странах. Ради блага государства Куала-Лумпур даже готов поступиться либеральными установками, которыми он некогда славился. Еще в 2006 году премьер Абдулла Бадави подчеркивал, что "исламу чужды экстремизм, фанатизм и насилие", а вслед за этим из Малайзии зазвучали реплики влиятельного политика, экс-главы правительства страны Махатхира Мохамада, в поддержку иракских повстанцев. Ему же принадлежит идея создания параллельного Международного трибунала и осуждения Буша и Блэра — "убийц детей и военных преступников".

Что касается отношений Малайзии с Россией, то в настоящее время Куала-Лумпур является одним из крупнейших торговых партнеров РФ среди государств АСЕАН. Торговый оборот двух стран растет: если в 2010 году его общий объем составлял 1,711 миллиарда долларов, то в 2011 году он превысил 1,8 миллиарда. Он мог бы быть еще больше, если бы Малайзия не отказалась от закупок МиГ-29 под предлогом их дороговизны — постарался Катар, который содействовал ей в приобретении французских "Миражей",

Заметим, что подобная политика Катара в Индонезии провалилась: местные специалисты быстро раскусили, что в эксплуатации "Миражи" на треть дороже "МиГов". Однако поведение Малайзии в области военно-технического сотрудничества лишний раз показывает, в какую сторону клонятся ее симпатии.

А вот с Поднебесной отношения Малайзии постепенно обостряются, несмотря на то, что для Китая малайзийское направление становится все более важным. Взять хотя бы тот факт, что 77 процентов всего китайского импорта нефти проходит через Малаккский пролив, расположенный между Малайзией и Индонезией. Не случайно в Пекине это стратегически слабое для него место называют "Малаккской дилеммой". Стоит его перекрыть — и китайскую экономику ожидает коллапс.

Но проблемы в отношениях Китая и Малайзии не ограничиваются "проливами". Еще одна больная для Поднебесной тема — борьба за архипелаг Спратли в Южно-Китайском море, через которое также проходят стратегически важные для мировой экономики транспортные пути. А еще в этом районе сосредоточены рыбные ресурсы и крупные запасы углеводородов. Сейчас КНР соперничает с Вьетнамом и Филиппинами за северные и центральные острова, рифы и скалы. Однако недалек тот час, когда Поднебесная открыто предъявит притязания и на южную часть архипелага, на которую претендует и шесть островов которого занимает Малайзия. Заметно, как риторика между Пекином и Куала-Лумпуром по Спратли становится все более резкой.

Куала-Лумпур, видя усиление китайского "дракона", включается в региональную гонку вооружений. Выгоду из этого обострения в первую очередь извлекают США. Америка уже начала создавать "антикитайский пояс", в который она втягивают Индию, Австралию, Вьетнам, Малайзию и Филиппины. Впрочем, из всего вышесказанного о Мазайзии ясно видно, что ее противостояние с Китаем вряд ли превратит ее в "пуделя США".

Отправить другу


Малайзия - особенная страна. Она отличается от многих других государств сочетанием древних культур, высокого уровня образования и развития, а также поликонфессиональностью, мультинациональностью населения, разнообразием экзотических видов растений, животного мира и кухни.

Страна состоит из двух частей: большая часть Малайзии находится на юге полуострова Малакка - между Таиландом и Сингапуром, здесь располагается и столица государства Куала-Лумпур. Вторая занимает северо-западную часть острова Борнео. На севере Малайзия окружает небольшое, но богатое государство Бруней-Даруссалам, а на юге и востоке граничит с Индонезией. Малайзии принадлежит 1007 островов, крупнейшие из которых - Лангкави, Пинанг, Тиоман. В состав Малайзии входят 13 штатов и 2 федеральные территории - столица Куала-Лумпур и остров Лабуан. Последний, наряду с островом Лангкави, является офшорным центром; на Лабуане открыты представительства всех местных и несколько десятков иностранных банков.

В настоящее время экономика Малайзии - один из признанных лидеров в исламских финансах. Это с учетом того, что мусульмане в стране составляют не абсолютное большинство, а около 63 % населения, этнические китайцы - 28 %, остальные 9 % - индийцы и представители некоренных национальностей.

Развитие финансовой системы Малайзии началось во времена правления султана Малакки Музаффара - 1445-1459, который призвал использовать денежные средства для обмена. Колонизаторы из Португалии, затем Голландии использовали свою национальную валюту. Великобритания, отвоевав территорию Малайзии у голландцев, ввела в обращение английский фунт стерлингов.

Первым органом, отвечавшим за денежную эмиссию, стал учрежденный Великобританией Совет комиссаров по валюте британских колоний-поселений Пенанг, Малакка и Сингапур, который был создан в 1897 г. Он действовал до 1967 г., затем его полномочия были переданы национальному регулятору страны - Центральному банку Малайзии.

Первым коммерческим банком в стране, начавшим работу в 1856 г. на территории провинции в одноименном городе Пенанг, стал Chartered Merchantile Bank of India, London and China. Его филиал был открыт только в 1875 г. Эти банковские учреждения обслуживали горнорудную промышленность, сельское хозяйство, торговлю, занимались переводами денежных средств. Следующий банк - Kwong Yik Banking Corporation, основанный уже китайским капиталом, был открыт только в 1913 г. в штате Селангор.

Центральный банк Малайзии был создан 26 января 1959 г., через два года после получения независимости этой страны. Он является надзорным органом банковской и страховой системы Малайзии, а также осуществляет контроль за рынком ценных бумаг совместно с Комиссией по ценным бумагам Малайзии - Securities Commission of Malaysia. BNM - это и эмиссионный центр, отвечает за денежное обращение, контролирует уровень ликвидности, инфляции, определяет ключевые ставки, отвечает за стабильность национальной валюты, обращение государственных ценных бумаг; является кредитором - инвестором, последней инстанции, а также исполняет функции казначея и банковского обслуживания правительства.

В Малайзии в 1983 г. был принят первый в мире закон об исламских банках, установивший правила функционирования исламских финансовых институтов, положив начало формированию двухкомпонентной финансовой системы этой страны, состоящей из традиционных ссудных и исламских финансовых институтов под надзором единого регулятора - Центрального банка Малайзии, который отвечает за функционирование банковского, страхового и частично фондового рынков.

ИСТОРИЯ И ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЫ МАЛАЙЗИИ
Потребность в исламских финансовых институтах в Малайзии существовала всегда, но она многократно усилилась после объявления независимости и принятия Конституции 31 августа 1957 г., когда вместе с развитием национальных институтов малайцы стали требовать и соблюдения их религиозных нужд в экономической сфере. Первым исламским финансовым учреждением в Малайзии стал фонд паломников Lembaga Tabun Haji, созданный в 1969 г. правительством этой страны для того, чтобы верующие смогли накапливать средства на хадж, не нарушая религиозные нормы. Первоначально средства потенциальных паломников накапливались на специальном счете Министерства финансов Малайзии, но их объем увеличивался с огромной быстротой, и стало ясно, что необходимо создание специальных исламских банков для их эффективного инвестирования. Кроме этого понимания «наверху», постоянно шли призывы «снизу».

Во время проведения экономического конгресса в 1980 г. было выдвинуто требование к властям Малайзии создать исламский банк, который бы имел возможность привлекать и накапливать средства мусульман, доверенных ими Совету паломников. В 1981 г. участники Национального семинара по концепции развития ислама обратились к правительству Малайзии с просьбой принять специальный закон об исламских банках, которые будут функционировать по канонам шариата.

Правительство Малайзии для изучения этого вопроса создало Национальный исполнительный комитет по изучению исламской банковской деятельности, который, в свою очередь, изучив опыт египетских и суданских банков, подготовил и обнародовал летом 1982 г. объемный доклад, в котором порекомендовал: - создать банк, функционирующий с соблюдением законов шариата; - принять специальный закон об исламских банках, дополнив и изменив уже действующие законы «О компаниях» 1965 г. и «О банках» 1973 г.; - регулирующим органом всей банковской системы должен оставаться Центральный банк Малайзии; - в каждом из вновь созданных исламских банков надо сформировать Шариатские советы, контролирующие соблюдение шариатских принципов.

Все рекомендации нашли отражение в законе «Об исламском банковском деле» 1983 г., принятие которого позволило создать первый исламский банк в Малайзии - Bank Islam Malaysia Berhad, которому и была передана большая часть средств из фонда паломников.

В том же году был принят «Закон об инвестициях», определивший порядок эмиссии соответствующих шариату государственных инвестиционных сертификатов, и внесены изменения в закон 1973 г. «О ценных бумагах». В 1984 г. принят закон «Об исламском страховании», который определил законодательные рамки функционирования исламских страховых компаний. Закон об исламском страховании был принят при отсутствии специального закона о страховании, которое регулировалось общим законом «О компаниях» до выхода специального закона «О страховании» в 1994 г.

Пионером рынка ценных бумаг страны была Ассоциация биржевых брокеров Сингапура, которая начала работу в 1930 г. С того времени ассоциация превратилась в биржу и много раз меняла название. С 2004 г. и по настоящее время это центральная биржа Малайзии. Рынок ценных бумаг Малайзии с момента его основания контролировался пятью разными ведомствами на основании законов «О компаниях» 1965 г. и «Об индустрии ценных бумаг» 1973 г. Множественность и разнообразие регулятивных требований вызывали трудности у участников рынка и приводили к жалобам в правительство Малайзии.

В 1988 г. специальная рабочая группа порекомендовала создать отдельный регулирующий и надзирающий орган, который также бы отвечал за развитие исламского сегмента ценных бумаг. В 1991 г. Министерство финансов Малайзии создало специальный консультационный комитет, который разработал рабочий документ «О создании комиссии по ценным бумагам» и два проекта постановлений - «Положение о Комиссии по ценным бумагам» и «Положение об индустрии фьючерсных сделок».

Парламент Малайзии утвердил представленные документы в конце 1992 г., дав официальный старт работе Комиссии по ценным бумагам 1 марта 1993 г. после вступления в силу соответствующего закона. Единый регулирующий орган отвечает не только за развитие фондового рынка, но и за другие вопросы, как, например, защита прав инвесторов. Чтобы избежать дублирования функций и конфликта интересов, в 2001 г. были изменены законы «О банковской деятельности и финансовых институтах» 1989 г. и «О Комиссии по ценным бумагам» 1993 г., согласно которым Комиссия по ценным бумагам Малайзии осталась исключительно надзорным органом за рынком частных корпоративных долговых бумаг. Комиссия видит свою миссию в поддержке принципов справедливости, эффективности, стабильности и прозрачности рынка ценных бумаг и фьючерсного рынка, а также в содействии упорядоченному развитию инновационного и конкурентоспособного рынка капитала.

Зона ответственности Комиссии по ценным бумагам Малайзии распространяется на следующие области: регистрация проспектов эмиссий акций и облигаций корпоративных эмитентов; регулирование рынка ценных бумаг и фьючерсных контрактов; вопросы слияний и поглощений компаний; паевые фонды; лицензирование и контроль соблюдения законодательства; взаимодействие с биржами, брокерами, саморегулируемыми организациями; поддержание законодательной, регулятивной и организационной инфраструктуры фондового рынка.

Перед регуляторами в рамках общей цели - создания и обеспечения устойчивого роста развитой двухзвенной финансовой системы поставлены несколько промежуточных задач: - сформировать полноценную и развитую исламскую финансовую инфраструктуру - банки, страховые такафул-компании, рынок ценных бумаг, небанковские финансовые компании и фонды; - разработать с участием шариатских ученых и апробировать линейку исламских финансовых продуктов, востребованных клиентами; - создать условия для привлекательности бизнес-модели исламских финансов не только для мусульман, что значительно увеличит клиентскую базу, позволит привлечь и традиционные финансовые институты на исламский рынок, открывая филиалы, так называемые «исламские окна»; - сформировать в Малайзии глобальный центр по исламским финансам.

Был разработан поэтапный долгосрочный план развития исламского финансового сектора в Малайзии, одновременно с перестройкой всей национальной финансовой системы. Первый период начался в 1983 г. и имел целью становление исламской банковской системы и такафул-страхования. За 10 последующих лет был разработан, согласован и внедрен 21 исламский финансовый продукт. К концу этого периода в М лайзии действовали один полноценный исламский банк, два исламских банка, осуществлявших ограниченный набор операций, 8 небанковских исламских финансовых компаний и 20 традиционных банков.

В 1994 г. начался второй период развития малазийской финансовой системы, упор делался на развитие полноценных рынков, соответствующих шариату. 4 марта 1994 г. Центральный банк Малайзии объявил о начале «беспроцентной банковской программы», которая разрешала традиционным ссудным банкам открывать «исламские окна», оказывая услуги, соответствующие шариату. В программу вначале вошли три из 20 традиционных коммерческих банков Малайзии, а затем присоединились еще 10 ссудных банков. Во время этого этапа Центральный банк Малайзии прилагал активные усилия по развитию исламского межбанковского рынка, создав механизм и структуру межбанковских инвестиций, торгов соответствующими шариату финансовыми инструментами, а также чековую клиринг-систему. Чековая система, хорошо развитая в Малайзии, доставшаяся ей от британских банков, пользуется популярностью и спросом у местной клиентуры до настоящего времени, несмотря на наличие более удобных и безопасных цифровых банковских технологий.

В 1997 г. регулятор принимает решение о необходимости создания Национального консультативного шариатского совета по исламскому банкингу и такафул, который выполняет функции одновременно консультативного и арбитражного органа высшей инстанции.

В 2004 г. в исламском финансовом секторе начался третий этап развития, целью которого стал рост исламских небанковских финансовых компаний, Вакф и Закят-фондов - исламских финансовых компаний, выполняющих функции сбора и перераспределения ресурсов мусульман. Вакф-фонды - благотворительные, распоряжающиеся имуществом, переданным мусульманами и компаниями на нужды общины. Закят-фонды консультируют при расчете обязательного религиозного налога, собирают его и перераспределяют на нужды, определенные шариатом - неимущим, инвалидам, помощь мечетям, образовательным учреждениям и др. Кроме того, в течение третьего этапа велась разработка ранее не используемых продуктов, а также уникальных инструментов, не имеющих аналогов в ростовщических финансовых структурах. Кроме того, Банк Малайзии значительно расширил полномочия исламских банков, разрешив им заниматься операциями, ранее считавшимися непрофильными: торговать товарно-материальными ценностями, землей, недвижимостью, ценными бумагами, осуществлять портфельные инвестиции - покупать акции, участвовать в совместных предприятиях.

Одновременно национальный мегарегулятор объявил о закрытии «исламских окон» у традиционных банков. Центральный банк Малайзии предоставлял каждому банку, открывшему до этого «исламское окно», время и возможность определиться: или этот банк создает полноценный исламский финансовый институт, имея соответствующую лицензию, или действует полностью как ссудный банк.

В августе 2006 г. Центральный банк Малайзии создает несколько учреждений, которые с того времени значительно изменили ситуацию на финансовых рынках Малайзии и всего мира. Прежде всего речь идет о Малазийском международном исламском финансовом центре - MIFC, который был создан по инициативе Центрального банка Малайзии; Управлении по финансовым услугам - ЛАБУАН-офшор; бирже и Комиссии по ценным бумагам Малайзии. Кроме изучения международного и национального рынка исламских финансов, выработки прогнозов, рекомендаций и подготовки стандартов, целью MIFC по замыслу создателей является стимулирование развития Малайзии как одного из региональных и глобальных центров исламских финансов.

Кроме этой известной сейчас во всем мире организации, Центральный банк Малайзии создал в 2006 г. Международную шариатскую исследовательскую академию в области исламских финансов - научно-исследовательский институт, изучающий исламские финансы с точки зрения шариатского права, а также университет - Международный центр обучения исламским финансам. Работает и Глобальный университет исламских финансов, готовящий как профессионалов, так и ученых в области практических исламских финансов. Эти два учреждения известны во всем мире и являются кузницей кадров и источником аналитической информации для всей мировой отрасли исламских финансов.

Результатом работы Комиссии по ценным бумагам стал принятый в 2007 г. закон «О рынках капитала и ценных бумагах», который определил механизмы укрепления защиты инвесторов, расширил полномочия Комиссии по воздействию на рынок и наказанию нарушителей, привел лицензирование к единым стандартам. Также были разработаны основополагающие принципы для выпуска исламских ценных бумаг, включающие порядок назначения советника в процессе эмиссии ценных бумаг; процесс утверждения эмиссии; порядок назначения шариатских советников; механизм определения рейтингов, а также иные требования.

Исламские финансовые инструменты - сертификаты долевого участия сукук - ценные бумаги, обеспеченные активами; пользуются спросом у исламских инвесторов из-за дефицита других эмиссионных ценных бумаг уже широко используются в ряде мусульманских стран, при этом в Малайзии создан крупнейший рынок сукук, который ежегодно растет на 15-20 %. Несмотря на недостаточное развитие рынков ипотечных ценных бумаг и производных инструментов, механизмы их использования уже разработаны и приняты. При этом производные инструменты могут быть использованы на исламских финансовых рынках только для целей хеджирования и недопустимы при наличии элементов спекуляции и неопределенности - например, при сделках - пари.

Существует еще одна государственная организация - созданная в 1986 г. Национальная корпорация по недвижимости Малайзии «Кагамас Берхад, которая контролирует операции институтов, действующих на традиционном и исламском рынках ценных бумаг и недвижимости. Корпорацией разработан механизм выпуска исламских жилищных облигаций, и 25 марта 1994 г. проведена первая эмиссия исламских облигаций Cagamas Sanadat Mudharabah, средства от реализации которых шли на исламское жилищное финансирование. С конца 2001 г. Cagamas начала выделять исламские ипотечные кредиты, а также предоставлять жилье в лизинг.

В 2000 г. официально был принят Общий план развития исламского финансового сектора, определив несколько приоритетов: - Повышать конкурентоспособность на международном уровне, необходимую для поддержания инвестиционных потребностей Малайзии, а также ее долгосрочных экономических целей. - Быть эффективным каналом для мобилизации и инвестирования средств. - Создать благоприятную нормативно-правовую базу, что позволит финансовым рынкам эффективно выполнять свои функции и пользоваться доверием участников.

Были также поставлены крупные амбициозные задачи на 10 лет вперед, предполагающие, что: - Малайзия должна стать общепризнанным региональным и мировым центром исламских финансов. - Активы исламских и страховых компаний составят минимум 1/5 всех активов национальной банковской и страховой системы. - Продуктовая линейка исламских банковских и страховых институтов будет представлена полным набором инструментов, на которые есть спрос клиентов. - Исламские финансовые учреждения станут устойчивыми институтами, обладающими достаточным собственным капиталом и страховыми резервами. - В каждом исламском финансовом институте должен работать шариатский совет, утверждающий все используемые инструменты и осуществляющий мониторинг их использования. - Национальный шариатский консультативный совет будет рассматривать возникающие споры и разногласия в качестве высшей арбитражной инстанции и формулировать рекомендации для всей исламской финансовой индустрии. - Нормативно-правовая база должна обеспечивать равные благоприятные условия для развития как исламских, так и традиционных финансовых институтов, и изменяться в случае необходимости. - Будет функционировать система подготовки и переподготовки квалифицированных кадров для исламского финансового сектора, изменяемая в соответствии с реальными потребностями исламских финансовых рынков.

Следует признать, что, несмотря на сложность поставленных задач, все они были выполнены. Экономика Малайзия превратилась в лидера исламских финансов, в конце 2010 г. объем рынка исламского капитала превысил 1 трлн ринггит - 330 млрд долл. по курсу на конец 2010 г.

В Малайзии сформирована устойчивая полноценная двухкомпонентная финансовая система, состоящая из традиционного и исламского секторов. Создана и развивается законодательная, регуляторная и организационная инфраструктура. Четко определены функции и задачи регуляторов.

Активную роль в стимулировании развития исламского финансового сектора играет председатель Центрального банка Малайзии Зети Актар Азиз. Благодаря ее руководству система продолжает расти и совершенствоваться. Так, к 2010 г. исламские активы составляли 27 % от всех активов финансовой системы, к 2020 г., по прогнозам MIFC, их объем сравняется с традиционными. Общая сумма вкладов в исламскую банковскую систему в конце 2015 г. составила 25,9 % от общего объема депозитов в банковском секторе, по прогнозам экспертов, в 2020 г. превысит 43 %. Малайзия известна так же как мировой центр подготовки и переподготовки кадров для исламской финансовой отрасли, место проведения международных форумов, конференций по исламским финансам.

Особая значимость для Малайзии исламского финансового сектора выражается в том, что член королевской семьи, наследный принц штата Перак Раджа Назрин Шах является куратором и отвечает лично перед королем за развитие этого направления.

Есть у Малайзии и значительные инвестиционные преимущества, выраженные в развитой инфраструктуре - законодательная, регулятивная система, шариатские стандарты, устоявшиеся бухгалтерские и аудиторские методики, комплексный подход регуляторов, наличие возможности проведения офшорных операций, либеральное отношение к иностранному капиталу, налоговые льготы, защита прав инвесторов и значительном потенциале развития рынка - наличие внутреннего спроса, стимулирование иностранных инвесторов, понятные способы ввода и вывода средств, устойчивая институциональная система.

Официальная политика не только позволила развить финансовую систему страны, но и обеспечила прозрачность проведения сделок, гарантии сохранности инвестиций и равные фискальные условия всем участникам рынка, привлекла инвестиции как на исламских, так и на традиционных принципах.

Исламский финансовый сектор не только предлагает для быстрорастущей экономики Малайзии значительные ресурсы для инфраструктурных проектов через высоколиквидный рынок сертификатов сукук, но и объединяет свои усилия в целях мобилизации средств населения, физических лиц, малого и среднего бизнеса. Поддержанный руководством Центрального банка Малайзии проект консорциума шести крупнейших исламских банков «Платформа инвестиционного счета», представляющий собой интернет-площадку, на которой в режиме реального времени вкладчики смогут разместить свои деньги, а нуждающиеся в инвестициях - привлечь средства в соответствии с исламским правом, является уникальным продуктом и открывает новые перспективы развития исламских финансов как внутри страны, так и за ее пределами. Кроме того, одной из последних инициатив Центрального банка Малайзии стала публикация инструкции по эмиссии этических сукук, т.е. выпуск исламских бумаг на нужды социальных отраслей экономики и с отчислениями на благотворительные цели.

Ожидается, что дальнейшая либерализация внутреннего рынка усилит конкуренцию, расширит линейку предлагаемых продуктов и послужит дальнейшей интеграции региона и экспансии малазийского исламского капитала на рынки стран Юго-Восточной Азии и Ближнего Востока.

ЗАРИПОВ ИЛЬЯС АБДУЛБЯРОВИЧ, - кандидат экономических наук, магистр исламских финансов, советник правления банковской группы «ЗЕНИТ», эксперт Российской ассоциации экспертов по исламскому финансированию, Москва, Россия

Европейцы стремились подчинить себе территорию нынешней Малайзии еще с XVI в. Разумеется, главными причинами такого упорства были природные богатства этих краев и проходившие здесь древние торговые пути, Поэтому борьба между европейскими странами за контроль над будущей Малайзией шла столетиями. С конца XVIII в. эти территории постепенно перешли в зону влияния Великобритании.
Экономика английской колонии создавалась в интересах метрополии каучуковые плантации расширялись даже в ущерб иным культурам.
В метрополию также поставлялись олово, лес, в том числе особо ценные породы, пряности. Англичане построили крупные оловянные рудники, создали банки, транспортные компании, организовали экспорт малазийских товаров.
После того как в 1957 г. была провозглашена независимость Малайской Федерации, Британия еще долго сохраняла ключевые позиции в экономике молодой страны, контролируя производство каучука, добычу олова, банковский сектор и внешнюю торговлю.
К 1971 г., когда в Малайзии была принята программа Новой экономической политики, страна оставалась аграрной, практически не было промышленности и инфраструктуры. Напряженность между общинами коренных жителей (малайцев и иных коренных народов) и китайской и индийской общинами во многом объяснялась и экономическими трудностями. Правительство взяло на себя задачу сформировать современную малайскую бизнес-элиту буквально с нуля, поскольку среди малайцев традиционно считалось, что богатство возможно только от владения землей. К 1970 г. малайцы составляли всего 4,9% от общего числа квалифицированных специалистов в стране, их уровень образования был недостаточен для экономического рывка.
Значительные преференции в сфере предпринимательства, законодательно предоставленные малайцам и иным коренным народам Малайзии, должны были стимулировать их получать образование и участвовать в предпринимательской деятельности. Правительство отправляло студентов учиться за границу и выделяло предпринимателям льготные кредиты.
В рамках Новой экономической политики, осуществлявшейся в 1971-1990 гг., особое внимание уделялось развитию электронной промышленности, современной инфраструктуры, созданию национальной системы образования. Также появились такие понятия, как охрана окружающей среды и сбережение природных ресурсов. Успех НЭП позволил повышать социальные дотации малоимущему населению. Ежегодные темпы экономического роста в 80-х гг XX в. достигали 8%.
Следующий этап развития экономики Малайзии - реализация программы «Национальная политика развития», которая была осуществлена в 1991-2000 гг Финансовый и экономический кризис 1998 г. существенно снизил темпы экономического роста. Правительство пошло на расширение государственного вмешательства в экономику, ввело контроль над вывозом капиталов и перемещением финансовых средств, а также прибегло к стимулированию внутреннего спроса и потребления.
Сегодня в Стране осуществляется программа «Перспектива-2020», в соответствии с которой к 2020 г. Малайзия должна стать государством с развитой экономикой.

Современную Малайзию уже никак нельзя назвать аграрной страной, хотя ее сельскохозяйственный экспорт по-прежнему велик. Но сегодня добывающая и обрабатывающая промышленность Малайзии динамично развиваются, растет и число наукоемких производств.

Во многом это связано со ставкой на образование, которую правительство страны сделало еще в 70-е гг. XX в. Сегодня Малайзия в стандартах национального образования ориентируется на развитые страны. К 2020 г. предполагается достичь цифры 40% в определении количества людей, имеющих высшее образование. Сейчас этот показатель равен 29%.
Цели, которые перед собой ставит Малайзия, уже облечены в цифры.
Так, предполагается, что до 2020 г. $444 млрд будут инвестированы в проекты, которые помогут к этому сроку утроить ВВП и увеличить показатель годового дохода на душу населения с $6,7 тыс. до $15 тыс.
Основным двигателем такой масштабной программы, по мнению правительства, станет частный капитал. Как предполагает экономическая программа, только 8% инвестиций в новые проекты поступит из государственной казны, еще 32% дадут коммерческие структуры с государственным участием, а вот от частных компаний ждут все 60%. Для внутренних инвесторов разработан 131 инвестиционный проект в 12 отраслях экономики, включая нефтегазовый сектор, производство пальмового масла, туризм, финансовые услуги, образование и инфраструктуру.
В планах страны покрытие всей территории широкополосным Интернетом, развитие ядерной энергетики, строительство скоростной железнодорожной магистрали от Куала-Лумпура к Сингапуру. Расширение производства кремниевых панелей для солнечной энергетики должно вывести Малайзию на второе место в мире среди поставщиков этого важнейшего в наше время товара. Строительство большого регионального нефтехранилища должно обеспечить Малайзии к 2015 г. положение крупнейшего нефтесервисного центра Южной Азии.
Но государство, прежде серьезно дотировавшее экономику, переключит свои ресурсы на увеличение доходов граждан, социальные гарантии, на еще более масштабную поддержку образования. Кстати, учителя и преподаватели в Малайзии - очень уважаемые и вполне состоятельные люди.
Рост благосостояния граждан Малайзии запланирован на 6% в год, что и позволит к 2020 г. достичь уровня дохода на душу населения, который, по мнению экспертов Всемирного банка, является высоким. А ВВП страны к 2020 г. должен составить $523 млрд. «Новая экономическая модель», которую правительство страны презентовало в 2010 г., предусматривает среднегодовые темпы экономического роста на период с 2011 до 2020 г. в 6,5%.
Соревнование с соседними Индонезией, Таиландом и Сингапуром для Малайзии возможно только при качественно новом подходе к экономике, вкупе с ориентацией на производство услуг с высокой добавленной стоимостью. Видимо, будут пересмотрены и преференции для коренного населения. Но сомнений в том, что проект «Новая экономическая модель» станет реальностью, в стране нет ни у кого, от крупного бизнесмена до мелкого торговца.

Общая информация

Малайзия, государство в Юго-Восточной Азии.
Форма правления: федеративная конституционная выборная монархия.
Административно-территориальное деление: 13 штатов и 3 федеральные территории.
Столица: , 1 809 699 чел. (2009 г.).
Язык: малайский (официальный).
Религия: ислам, буддизм, индуизм, христианство.
Денежная единица: малазийский ринггит.
Крупнейшие города : Куала-Лумпур, Субанг-Джайя, Келанг Джорджтаун, Ипох, Серембан.
Главные морские порты: Куантан, Джохор-Бару, Джорджтаун, Келанг.
Важнейшие аэропорты: международный аэропорт Куала-Лумпур (Сепанг), международный аэропорт Байан Лепас Пинанг (Джорджтаун), международный аэропорт Паданг Мат Серат (Лангкави).
Крупнейшие реки: Паханг Раджанг, Кинабантанг.
Соседние страны: Таиланд, Сингапур, Бруней, Индонезия.

Цифры

Площадь: 329 847 км 2 .
Население: 28 250 000 чел. (2010 г.).
Плотность населения: 85,6 чел./км 2 .
Экономически активное население: 10 260 000 чел.
Урбанизация: 70%.
Этнический состав: малайцы и родственные группы - 65%, китайцы - 26%, индийцы - 8%, другие этнические группы - 1%.
Протяженность границ: 2669 км.
Протяженность береговой линии: 4675 км.

Экономика

ВВП (номинальный): $214 700 млн (2009 г.), по данным Всемирной книги фактов (ВКФ).
ВВП (ППС): S379 500 млн (2008 г.), по данным ВКФ.
ВВП на душу населения (ППС): $15 700 (2008 г.), по данным ВКФ.
ВВП по секторам экономики: сельское хозяйство - 13% ВВП, промышленность - 46%, сфера услуг - 41% ВВП.
Дефицит государственного бюджета: 7,4% ВВП.
Объем государственного долга: $104 млрд, 45,5% ВВП.
Промышленность, наиболее конкурентоспособные области: добыча и выплавка олова, добыча и обработка древесины, легкая промышленность, сборка электроники, автомобилестроение, переработка нефти и газа; первое место в мире по производству электронных чипов и бытовых кондиционеров, третье место в мире по производству сжиженного газа.
Сельское хозяйство: первое место в мире по производству пальмового масла и третье - по производству натурального каучука.
Сфера услуг: туризм, банковское дело.
Особенности экономики: превышение экспорта над импортом.
Основной экспорт: электроника, нефть, нефтепродукты и сжиженный газ, древесина и изделия из нее, пальмовое масло, каучук, текстиль.

Любопытные факты

■ Эффектные 452-метровые башни-близнецы Петронас (1998 г.) в Куала-Лумпуре кинематографисты сняли уже в 30 фильмах.
■ Малайзия - пример страны, где либеральная экономика уживается с ее жестким по сравнению с западными странами государственным регулированием. Каждые пять лет принимаются новые макроэкономические планы, приоритеты которых обсуждаются всем обществом.
■ Только с 1970 по 1990 г. процент населения, живущего ниже уровня бедности, сократился с 52 до 17%.
■ Впервые задача стать к 2020 г. развитой страной была поставлена в Малайзии в 1991 г.

Преимущества: электроника, компьютеры, электроприборы. Туризм. Тяжелая промышленность (сталь). Пальмовое масло. Латекс, резина, химические продукты. Национальная автомобильная марка «Протон». Возобновившийся с 2000 г. рост.

Слабые стороны: большие долги. Дефицит специалистов. Высокие процентные ставки тормозят развитие частной инициативы. Высокие правительственные расходы. Конкуренция с другими быстроразвивающимися странами.

Основу экономики составляет промышленность (46 % ВВП) и сфера услуг (41 %). Сельское хозяйство дает 13 % ВВП. Особенно высокого развития достигли электронная и электротехническая промышленность (1 место в мире по производству электронных чипов и бытовых кондиционеров), автопроизводство (в стране существует национальная марка Proton; Perodua — второй крупнейший малайзийский автопроизводитель), переработка нефти и газа (3 место в мире по производству сжиженного газа), текстильная промышленность. Около столицы ведется строительство крупнейшего в мире мультимедийного коридора — т. н. силиконовой долины. Среди имеющих мировое значение — производство пальмового масла (первое место в мире), натурального каучука (третье место в мире), оловянного концентрата и лесоматериалов.

Доказанные запасы нефти Малайзии — 4,3 млрд баррелей. Малайзийская нефть низкосерниста, считается одной из лучших по качеству. Добывается на шельфовых месторождениях вблизи Малаккского полуострова. Ежедневно в стране добывается 730 тыс. баррелей нефти, из которых почти половина экспортируется.

Мощности нефтепереработки приближаются к 500 тыс. баррелей в сутки. Запасы природного газа Малайзии оценены в 2,2 млрд кубических метров (77,7 трлн кубических футов), добыча достигает 1,36 трлн кубических футов в год.

Государственная нефтяная компания Малайзии ПЕТРОНАС. Её стратегические партнеры — ExxonMobil и Shell, с участием которых созданы основные нефтедобывающие компании Малайзии — Эссо Продакшн Малайсия, Сабах Шелл Петролеум, Саравак Шелл Берхад, а также Саравак Шелл/ПЕТРОНАС Чаригали. Другими зарубежными компаниями, активно работающими в Малайзии, являются — Амоко, Коноко, Энрон, Интернэшнл Петролеум Корпорейшн, Мицубиси, Мобил, Мёрфи Ойл, Ниппон Ойл, Оксидентал, Статойл, Тексако, Тритон, Петровьетнам.

Нефтеперерабатывающие заводы — Порт Диксон-Шелл (мощность — свыше 100 тыс. баррелей нефти в сутки), Малакка-1 (100 тыс.) и Малакка-2 (100 тыс.), Керт-Петронас (40 тыс.), Порт Диксон-Эссо (свыше 80 тыс.), Лутонг-Шелл (45 тыс.). Основные терминалы — Бинтулу, Кучинг, Малакка, Пинанг, Порт-Диксон, Порт-Кланг и др. Одной из основных проблем нефтяной отрасли является истощение запасов. За последние годы в Малайзии не открыто ни одного действительно значительного по запасам месторождения. С целью активизации геологоразведочных работ правительство в 1998 году приняло решение о снижении налогообложения в отрасли. Одновременно руководство ПЕТРОНАС приступило к разработке новой стратегии, подразумевающей активное участие компании в зарубежных проектах. Так, сегодня малайзийская компания уже работает в Туркмении, Иране, Китае, Пакистане, Вьетнаме, Алжире, Ливии, Тунисе и ряде других стран. В апреле 1997 г. малайзийская инвестиционная холдинговая компания «Петра Хира» подписала соглашение с правительством Татарстана о приобретении контрольного пакета акций нефтехимического предприятия «Нижнекамскнефтехим».
Современная Малакка

Внешнеторговый оборот Малайзии в 1998 г. составил 133,6 млрд ам. долл. (в 1997 г.- 167 млрд.), в том числе экспорт 74,3 млрд долл. (в ценах ФОБ), а импорт — 59,3 млрд долл. По объёму экспорта страна занимает 19-е место в мире, импорта — 17-е место. Основные предметы экспорта: электроника (около 50 %), нефть и нефтепродукты, пальмовое масло, древесина и изделия из неё, каучук, текстиль. Продукция обрабатывающей промышленности составляет 81 % всего экспорта, с.-х. — 9,5 %, добывающей промышленности — 6,3 %. Потребители экспорта: США (21 %), Сингапур (20 %), Япония (12 %), Гонконг (5 %), Великобритания и Таиланд (по 4 %), ФРГ (3 %). Страна входит в шестерку крупнейших экспортеров промышленной продукции Азии. Основные предметы импорта: машины и оборудование, химикалии, продукты питания. 27 % импорта поступает из Японии, 16 % — из США, 12 % — из Сингапура, 5 % — из Тайваня, по 4 % из ФРГ и Южной Кореи.

После некоторого спада в производстве из-за финансового кризиса 1997 г. начался подъем. В 1999 г. темпы роста составили 4,3 процента, а в промышленности 8,9 процента, золотовалютные резервы возросли до 30,2 млрд ам. долл. Инфляция упала до трех процентов.

Доход на душу населения — 4 690 долл. Внешний долг — 39,8 млрд ам. долл. На обслуживание внешнего долга расходуется всего 1 % стоимости экспорта страны, а объём краткосрочной задолженности составляет немногим более 30 % резервов Государственного банка. Объём прямых иностранных инвестиций — 3 млрд ам. долл. Крупнейшие инвесторы — США, Япония.

Развивается банковская система на принципах исламской экономики. За период с 1993 по 1999 гг. активы исламских банков увеличились с 2,4 млрд до 34 млрд ринггитов. Ведущие позиции занимает Банк Муамалат Малайсия Берхад. Поскольку по законам шариата деньги не являются товаром и, следовательно, требовать уплату за их предоставление в долг (рибу) считается нарушением норм исламской морали, исламская кредитная система зиждется на принципе раздела прибыли от инвестиций между кредитором и заемщиком. Существуют два вида кредитных операций: мудараба (финансовая компания привлекает ресурсы на депозитные счета и вкладывает их в различные проекты в обмен на строго оговоренную долю прибыли; если дело принесло убытки, то потери несет только заемщик) и мушарака (инвесторы осуществляют капиталовложения в складчину и делят между собой полученные прибыли или убытки в соответствии с размером пая каждого участника).

Сохраняются традиционные промыслы: изготовление тканей батик и сонгкет, ювелирных изделий из серебра и сувениров из олова, плетение. Уделяется большое внимание развитию туризма. Основные центры: о. Пинанг, о. Лангкави, исторический город Малакка, национальные парки и заповедники.

Протяженность железных дорог — 1 798 км, шоссейных 94 500 км (70 970 км с твердым покрытием, в том числе 580 км — скоростные дороги). Автомагистраль «Север-Юг» (848 км) проходит от границы с Таиландом до Сингапура. 1 307 км нефтепроводов и 379 км газопроводов. Морской торговый флот насчитывает 378 судов, в том числе 61 нефтяной и 19 газовых танкеров. Основные порты: Порт-Кланг (крупнейший, грузооборот 49 млн т. в 1996), Лабуан, Пулау-Пинанг, Пасир-Гуданг, Куантан, Кота-Кинабалу, Сандакан, Кучинг, Сибу, Бинтулу. 115 аэропортов, из них 6 международных (Сепанг, Лангкави, Пулау-Пинанг, Джохор-Бару, Кота-Кинабалу, Кучинг). Национальная авиакомпания «МАС» (1971) осуществляет полеты в 75 городов мира.

Хорошо развита система телекоммуникаций и связь. В 1997 г. насчитывалось 2,7 млн частных абонентов телефонной сети и 1,45 млн абонентов — юридических лиц, свыше 170 тыс. телефонов-автоматов, почти 2,5 млн сотовых телефонов. Телефонную связь обеспечивают две спутниковые станции и проложенные по морскому дну кабели в Индию, Гонконг и Сингапур. Спутники (MEASAT-1 и MEASAT-2) выведены на орбиту с помощью французской ракеты-носителя.

Крупные города: Куала-Лумпур, Джорджтаун, Ипо, Джохор-Бару, Петалинг-Джая, Кучинг.

В 1995 году заложена новая административная столица Путраджайя. Строительство которой планируется завершить в 2008 году. Предполагается, что здесь будут проживать не более 250 тысяч человек.

Практикуется пятилетнее планирование. С 1970 по 1990 гг. осуществлялась новая экономическая политика, в результате которой число населения, проживающего ниже уровня бедности, уменьшилось с 52 до 17 процентов. В 1991 г. объявлен амбициозный план «Видение-2020», ставящий целью превращение Малайзии к 2020 г. в индустриально развитое государство.