Ликвидация бизнеса. Приказы. Оборудование для бизнеса. Бухгалтерия и кадры
Поиск по сайту

Институт: понятие, признаки, виды, регулирование. Институты в экономике

Выше было сформулировано определение рынка как конкурентной формы связи между хозяйствующими субъектами, при которой цены на один и тот же товар имеют тенденцию быстро выравниваться. При этом происходит отчуждение своей собственности и присвоение чужой. Следовательно, фактически рынок означает взаимную передачу прав собственности.

Таким образом, для нормального функционирования рыночной экономики необходимы условия, рамки, в пределах которых взаимодействовали бы экономические субъекты. Этими рамками являются экономические институты, а разновидностью экономических институтов является право собственности.

Экономические институты

Понятие «экономические институты» введено в научный оборот институционально-социологическим направлением экономической теории. Основоположниками институционализма признаны Т. Веб- лен, У. Митчелл, Дж. Гэлбрейт, Ян Тинберген и др.

Экономические институты - это совокупность созданных людьми формальных и неформальных правил, выступающих в виде ограничения для экономических агентов, а также соответствующих механизмов контроля за их соблюдением и защитой.

Под механизмом контроля подразумевается набор средств, с помощью которых можно идентифицировать соблюдение или нарушение правила, а также применение стимулирующих или дестимулирующих санкций.

Современная экономическая теория институтов далека от завершения, хотя за последние два десятилетия было проведено много исследований. В 1993 г. американский экономист Дуглас Сесил Норт (р. 1920) был удостоен Нобелевской премии по экономике как один из пионеров новой институциональной экономики.

Институты - это достаточно дискуссионные понятия. Ученые так и не дали им четкого определения. Более того, с точки зрения экономических перспектив институты определялись по-разному. Например, немецкий экономист Людвиг Эльстер пишет, что институт характеризует законопринудительный механизм, изменяющий поведение с использованием силы, что представляет наиболее поразительный его аспект. Американский экономист Фрэнк Хайнеман Найт (1885-1974) считает, что институты - это набор правил, структурирующий общественные взаимоотношения особенным образом, знание которых должны разделять все члены данного сообщества.

Используя терминологию, разработанную австрийским экономистом К. Менгером, институты можно определить как общественные блага более высокого порядка. Объясняется это следующим. Если институты обеспечивают производство информации, необходимой для координации действий отдельных экономических агентов, то именно эта информация оказывается общественным благом. Так, рыночная цена, являющаяся носителем информации, формируется на основе взаимодействия экономических агентов, которое построено на определенных правилах.

Институты, обеспечивая агентов необходимой информацией, способствуют формированию совместимых друг с другом ожиданий, обусловливающих координацию их действий и достижение взаимовыгодных результатов. В этом случае институты как набор правил обладают свойствами самодостаточности, добровольности соблюдения и не требуется внешнего органа, обеспечивающего соблюдение установленного правила.

Институты можно рассматривать как общественный капитал, который может меняться через обесценивание и новые инвестиции. Формальные законы могут меняться быстро, но принуждение и формальные правила меняются медленно. Неформальные правила, нормы, обычаи не создаются властями, они часто развиваются стихийно.

Институты медленно приспосабливаются к изменениям окружающей обстановки, поэтому институты, бывшие эффективными, становятся неэффективными и остаются таковыми продолжительное время, так как трудно повернуть общество с исторического пути, установленного много времени назад.

Роль институтов в экономической жизни чрезвычайно велика. Институты уменьшают неопределенность, структурируя повседневную жизнь. Они организуют взаимоотношения между людьми. Институты определяют и ограничивают набор альтернатив в экономическом поведении, которые имеются у каждого человека. Они включают все формы ограничений, созданных людьми для того, чтобы придать определенный порядок человеческим взаимоотношениям.

Институты бывают формальные и неформальные. Формальные институты - это правила, придуманные людьми, а неформальные - общепринятые условности и кодексы поведения (обычаи, традиции и т.д.). Они могут быть продуктом сознательного человеческого замысла (например, конституции) или просто складываться в процессе исторического развития.

Формальные институты часто создаются, чтобы служить интересам тех, кто контролирует институциональные изменения в рыночной экономике. Погоня за собственными интересами одних может иметь негативный эффект для других.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Негосударственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«МОСКОВСКИЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ»

Контрольная работа

по дисциплине « Институциональная экономика »

Выполнил: Пономарев Д.Г.

Москва 2015

1. Что такое институты, какова их классификация

Ответ: Институты это создаваемые людьми рамки поведения, регулирующие политическое, экономическое и социальное взаимодействие. Их главная роль-уменьшение неопределенности путем установления устойчивой структуры взаимодействия между людьми. Институты обеспечивают взаимопонимание между людьми путем формирования согласованных ожиданий при минимальном обмене информацией. Институты включают механизмы принуждения(санкции). Санкции бывают: политические, экономические, моральные

Институты делятся на формальные и неформальные

Неформальные-общепринятые условности, кодексы поведения.

Не фиксируются в письменной форме и защищены иными (не государственными) механизмами принуждения.

Формальные - правила которые создаются целенаправленно, легко фиксируються в письменной форме и выступают как ограничитель набора альтернатив.

По классификации Норта правила делятся на: политические, экономические, правила контрактации.

Политические определяют иерархическую структуру общества и наиболее важные характеристики контроля над политическими процедурами

Экономические устанавливают возможные формы организации хозяйственной деятельности, в рамках которой индивиды конкурируют друг с другом. Устанавливают права собственности, пучок прав по использованию и получению доходов от собственности, ограничения доступа других индивидов к ресурсам.

Правила контрактации- определяют способ, порядок и условия конкретного соглашения по обмену.

2. Как и почему изменяются институты

Ответ: Субъектом институциональных изменений является индивидуальный предприниматель, реагирующий на стимулы, заложенные в институциональной системе. Источниками изменений служат меняющиеся относительные цены или предпочтения. Процесс изменений носит почти исключительно инкрементный характер. Эти разрозненные элементы институционального процесса я собираюсь свести воедино в данной главе.

Изменения обычно состоят из адаптаций в рамках допускаемых возможностей к комплексу правил, норм и принуждений, которые образуют институциональную систему. Общая стабильность этой системы делает возможным сложный обмен, протекающий в пространстве и во времени. Для лучшего понимания природы инкрементного процесса институциональных изменений полезно сделать краткий обзор характеристик институциональной стабильности.

3. Какое воздействие оказывают институты на экономическое развитие

Ответ: Развитие экономических институтов как субъектов рынка и субъектов государственного регулирования, как необходимых составляющих по реализации программ социально-экономического развития определяется действующим законодательством (нормативно-правовыми актами), а деятельность экономических институтов в части исполнения законов и нормы обеспечивается регулирующими органами.

4. Основной элемент неформальной институциональной среды

Ответ: Основным элементом неформальной институциональной среды является норма.

Норма -базовый регулятор взаимодействия людей. Норма -предписание определенного поведения, обязательного для выполнения ее.

Нормы поведения делятся на: наследуемые, генетически передаваемые и приобретенные.

институт рыночный экономический отношения

5. Институты рыночного хозяйства, сложившиеся в Западной Европе в период Средневековья и какова роль государства в этом процессе

Ответ: Надо сказать, что институциональные предпосылки рыночной экономики сложились далеко не сразу. Первоначальный импульс был связан с расширением рынков и развитием внутренней и внешней торговли. Именно в этот период (XV-XVI вв.) создавались институты, благоприятные для ее развития, связанные, не в последнюю очередь, с изменениями в системе права, которое касалось таких важных для торговли явлений, как страховка, векселя, судовой фрахт, договоры о продаже, соглашения о товариществах, патентах, арбитраже. В этот же период возникли и экономические объединения, основанные не на родственных, а на чисто деловых связях. Развитие перечисленных институтов шло эволюционным путем, когда неформальные институты с расширением сферы своего действия принимали вид формальных, т.е. закреплялись в законах, статусах и иных документах, действие которых выходило за пределы персонифицированных отношений.

6. Какова трактовка институтов в рамках экономического анализа, каково их место в различных экономических теориях

Ответ: В настоящее время в рамках современного институционализма наиболее распространенной является трактовка институтов Дугласа Норта: Институты - это правила, механизмы, обеспечивающие их выполнение, и нормы поведения, которые структурируют повторяющиеся взаимодействия между людьми.

Экономические действия индивида протекают не в изолированном пространстве, а в определенном социуме. И поэтому имеет большое значение, как общество будет реагировать на них. Таким образом, сделки, приемлемые и приносящие доход в одном месте, необязательно окажутся целесообразными даже при сходных условиях в другом. Примером тому могут служить ограничения, налагаемые на экономическое поведение человека различными религиозными культами.

Чтобы избежать согласования множества внешних факторов, влияющих на успех и на саму возможность принятия того или иного решения, в рамках экономического и социального порядков вырабатываются схемы или алгоритмы поведения, являющегося при данных условиях наиболее эффективным. Эти схемы и алгоритмы или матрицы поведения индивидов есть ни что иное, как институты.

7. Почему разным типам экономической деятельности соответствуют разные формы экономической организации даже в одних и тех же правовых рамках

Ответ: Экономическое поведение как принятие решений. В рамках экономической теории поведение экономических агентов -- действия, нацеленные на рациональное использование ограниченных ресурсов, -- рассматривается как последовательность актов принятия решений. Экономический агент, исходя из своей целевой функции, -- функции полезности для потребителя, функции прибыли для предпринимателя и т. п., -- и имеющихся ресурсных ограничений, выбирает такое распределение ресурсов между возможными направлениями их использования, которое обеспечивает экстремальное значение его целевой функции.

8. В чём экономическая логика разнообразных видов контрактного устройства (фирм), используемых для организации производства и обмена

Ответ: В частности, Т. Эггертссон выделяет три области исследования неоинституционалистов , включающих целый ряд насущных для общества вопросов, которые остаются вне поля зрения неоклассиков:

1. Как альтернативные наборы социальных правил (прав собственности) и видов экономической организации воздействуют на поведение, размещение ресурсов и равновесные исходы?

2. Почему разным типам экономической деятельности соответствуют разные формы экономической организации даже в од¬них и тех же правовых рамках? В чем экономическая логика разнообразных видов контрактного устройства (например, фирм), используемых для организации производства и обмена?

3. Какая экономическая логика стоит за фундаментальными социальными и политическими правилами, регулирующими производство и обмен, и как меняются эти правила?

Таким образом, неоклассическая теория изучает экономику в своеобразном «вакууме», а неоинституциональная рассматривает экономические, политические и социальные процессы в комплексе, уделяя значительное внимание изучению взаимосвязи между ними. Междисциплинарность дает неоинституционализму значительные преимущества в анализе процессов, происходящих в обществе, и в то же время становится серьезным препятствием с точки зрения изучения имеющегося материала по всем перечисленным дисциплинам.

9. Что такое трансакционные издержки и какова их величина в экономике

Ответ: Для осуществления сделки от агента может требоваться совершение множества самых различных операций. Каждая из них может обходиться ему весьма недешево и сопровождаться ошибками и потерями. Отсюда - многообразие видов трансакционных издержек. Рассмотрим некоторые виды трансакционных издержек.

1. Издержки поиска информации.

2. Издержки ведения переговоров.

3. Издержки измерения.

4. Издержки спецификации и защиты прав собственности.

5. Издержки оппортунистического поведения.

6. Издержки "политизации".

10. Приведите основные варианты классификации трансакционных издержек

Ответ: Классификация трансакционных издержек.

Милгром П. и Робертс Дж. предложили разделить их на две категории: издержки, связанные с координацией, и издержки, связанные с мотивацией. Координационные издержки, в свою очередь, содержат три составляющих, а мотивационные две.

Координационные издержки включают в себя:

Издержки определения деталей контракта. По сути, это - обследование рынка с целью определения качественных характеристик предложения, способного удовлетворить потребность прежде, чем будет сделан окончательный выбор в пользу того или иного товара.

Издержки определения партнеров. Они связаны с некоторого рода обследованием партнеров, которые поставляют нужные услуги или товары (их местоположения, возможности выполнить данный контракт, требуемых цен и т.д.).

Издержки непосредственной координации. При заключении сложного контракта возникает необходимость создания некой структуры, в рамках которой стороны сходятся для заключения контракта. Ее задачей является обеспечение процесса переговоров. Это может быть как структура, имеющая юридический статус, так и некая коммуникативная структура, действие которой обеспечивается с помощью социальных, общественных институтов.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Понятие институциональных изменений. Причины изменения и пути заимствования институтов. "Импортные" институты в российской экономике и праве. Причины отторжения импортируемых институтов для Российской Федерации. Основные типы институциональных изменений.

    контрольная работа , добавлен 12.07.2011

    Институты инфраструктуры рынка. Институциональные компоненты экономического роста. Роль рыночных институтов в процессе интеграции России в мировую экономику. Эффективность реформ, количественная оценка выигрыша от вступления в ВТО. Институты и торговля.

    курсовая работа , добавлен 18.12.2010

    Институты как основа экономического поведения. Поведение индивидуума как потребителя и участника производства. Основные типы ситуаций, приводящих к появлению институтов. Типология институтов, их функции и роль. Институциональная структура общества.

    реферат , добавлен 21.11.2015

    Теоретико-методологическое исследование сущности и содержания экономических институтов, характерных особенностей их формирования и функционирования в современных условиях. Анализ роли государства в регулировании деятельности экономических институтов.

    курсовая работа , добавлен 20.10.2013

    Социально-экономическая система как целостная совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих социальных и экономических институтов (субъектов) и отношений по поводу обмена и потребления товаров и услуг, анализ особенностей формирования и развития.

    курсовая работа , добавлен 25.06.2013

    Развитие интеграционных процессов и системы наднациональных институтов регулирования ВЭД как важная характеристика современного мирового хозяйства. Анализ экономических отношений, определяющих сущностные черты и характер эволюции интеграционных процессов.

    курсовая работа , добавлен 20.05.2014

    Сущность и признаки социального рыночного хозяйства. Система институтов и модели социального рыночного хозяйства. Роль и значение государственного вмешательства в экономические процессы. Положение России на пути к социальному рыночному хозяйству.

    курсовая работа , добавлен 31.10.2014

    Научные подходы к определению термина "институт". Ограничительная, координирующая и распределительная функции институтов. Деление институтов на формальные и неформальные. Условия эффективности неформальных институтов в регулировании жизни сообщества.

    контрольная работа , добавлен 11.11.2014

    Понятие и основные виды рынков. Развитие рыночных институтов в России. Создание равных условий для деловой активности экономических субъектов. Формирование "среднего класса" собственников. Сочетание плановых и рыночных начал хозяйственной деятельности.

    курсовая работа , добавлен 25.12.2013

    Сущность процесса модернизации экономических институтов в России. Виды экономических теорий. Классическая и неоклассическая теории, институционализм. Анализ системы рыночных институтов на основе приемов и способов системно-институционального подхода.

Институтами называют устойчивые формы (в том числе нормы и правила) взаимодействия людей.

К основным экономическим инсти­тутам относят экономических агентов, собственность, рынок. Каждый из этих институтов представля­ет собой сложное образование, имеющее долгую историю становле­ния и развития.

Причем все экономические институты в жизни вза­имосвязаны, отчасти дополняют друг друга, отчасти заменяют.

Права собственности в современной экономической теории - это совокупность (пучок) прав, то есть санкционированных обществом (законами государства, административными распоряжениями, традициями, обычаями и т.д.) поведенческих норм, которые возникают в связи с существованием благ и касаются их использования.

Субъект (S) собственности (собственник) - активная сторона отношений собственности, имеющая возможность и право обладания объектом собственности.

Объект (О) собственности - пассивная сторона отношений собственности в виде веществ природы, энергии, информации, имущества, интеллекта, целиком или в какой-то степени принадлежащих субъекту.

Существующий ныне набор прав формировался исторически в течение длительного времени. В римском праве ведущую роль игра­ли права владения, пользования, распоряжения.

Владение - начальная, первичная форма собственности, отражающая момент фиксации (закрепления) субъекта за объектом собственности, это статичная характеристика отношений собственности, номинальное право, а не сущностная их реализация.

Пользование означает применение объекта собственности в соответствии с его назначением, использование его полезных качеств.

Распоряжение дает субъекту право и возможность поступать по отношению к объекту и использовать его любым желаемым образом вплоть до передачи другому субъекту, глубокой трансформации, преобразования в другой объект и даже ликвидации.

Особое значение имеет совокупность прав, именуемая частной собственностью. Возможны две односторонние трактовки собственности, ориентированные либо на объекты права, либо на субъекты: функцио­нальное - что можно делать с объектом любому, кто имеет на это пра­во, и субъектное - кто может делать что-либо с объектом.

Согласно функциональному пониманию частная собственность - это право отчуждения своих прав на объект, т.е. право продать их другому лицу, неважно, физическому или юридическому.

Согласно субъектному пониманию частная собственность - это собственность, субъект которой персонифицирован как физическое лицо (или семья) - «частник».

На бытовом уровне у нас в стране преобладает субъектное понимание частной собственности, хотя сути дела больше соответствует функцио­нальное понимание.

При функциональном, содержательном понимании нет смысла го­ворить о рынке отдельно от частной собственности. Рынок без частной собственности просто не существует, хотя частная собственность существовала и без рынка, до его появления.

От права частной собственности следует отличать исключитель­ные права, имеющие большое значение для рационального ведения дел, эффективного управления хозяйством.

Смысл исключитель­ных прав состоит в том, что наличие определенного права на объект у одного субъекта исключает возможность существования такого же права на этот объект у другого субъекта.

Обычно в рамках пучка прав собственности выделяются два вида экономических прав:

Во-первых, права, связанные с использовани­ем полезных свойств объекта (его потребительной ценности) для оп­ределенных целей, - права хозяйствования (в простейшем случае - право пользования);

Во-вторых, права, связанные с возможностью передачи прав хозяйствования другим агентам, - права собственно­сти в узком смысле (в простейшем случае - право распоряжения).

Эти права могут двигаться от агента к агенту относительно неза­висимо друг от друга. Например, собственником легковой автома­шины может быть один человек, а пользоваться ею по довереннос­ти - другой. При этом первый может передать свои права собствен­ника третьему человеку, не интересуясь мнением второго - непо­средственного пользователя.

Главный интерес пользователя объектом в отно­шениях с собственником состоит в следующем. Заплатив за право пользования, он получает право при­своения результатов такого пользования, часто именуемых остаточ­ным доходом.

На практике это часто выглядит так. Хозяйствующий агент полу­чает на время права пользования объектом. По окончании этого времени он расплачивается из полученных результатов с собствен­ником в заранее установленном размере, а остальное присваивает. Иначе говоря, получает в собственность остаточный доход. Дальше он может делать с этим доходом все исключительно по своему усмотрению, как и полагается собственнику. При этом собственник использован­ного объекта никаких прав на остаточный доход не имеет - все, что полагается ему, он уже получил.

Рынок - это форма общения равноправных лиц, физических и юри­дических, - производителей (собственников) и потребителей (пользо­вателей) частных экономических благ, включая ресурсы, а также по­средников между ними. Результатом такого общения являются дого­воры (добровольные сделки) взаимной передачи имущественных прав на частные блага на приемлемых для всех сторон условиях по цене, каче­ству, количеству и другим параметрам.

При этом происходят добровольное отчуждение - полное или частичное - своей собственности и присвоение чужой. Следова­тельно, рынок означает добровольную взаимную передачу прав собст­венности субъектами, которые могут выбирать партнеров по сделке и ее условия.

В ходе заключения сделок происходят своеобразный учет и обще­ственная оценка благ, поступающих в оборот. Общественные по­требности выявляются с помощью системы цен. Цены благ, точнее, их соотношения по разным благам, передают информацию, которая служит стимулом к применению наиболее экономных методов про­изводства, эффективному использованию ограниченных ресурсов, их наилучшему размещению среди пользователей.

Тем самым рынок способствует перераспределению доходов в пользу лучше хозяйству­ющих субъектов, использующих передовую технологию. С точки зрения теории прав собственности рынок специфицирует права, т.е. создает условия для приобретения прав собственности теми, кто ценит их выше, кто способен извлечь из них большую пользу. А задача спецификации заключается в изменении поведения хозяйствующих субъектов таким образом, чтобы они принимали наиболее эффективные решения.

Среди двусторонних рыночных сделок наиболее массовыми яв­ляются купля-продажа и аренда.

Купля-продажа - это одновремен­ная взаимная передача агентами полных прав собственности на обме­ниваемые блага.

Большинство потребительских благ (товаров и услуг) вовлекаются в хозяйственный оборот с помощью купли-продажи. Схематически этот акт можно изобразить так:

Аренда - это (временная) передача хозяйственных прав на одно благо в обмен на ренту (рентный платеж).

С помощью аренды в хозяйственный оборот вовлекаются многие ресурсы (факторы производства). Схематически аренду можно изобразить так:

Домашнее хозяйство - собственник фактора производства (труда, земли, капитала) лишь на время передает покупателю (фирме) права хозяйствования фактором за определенную плату.

Еще по теме 2.3 ОСНОВНЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ИНСТИТУТЫ:

  1. 2.4 Основные экономические проблемы. Экономические системы общества
  2. ОСНОВНЫЕ ТИПЫ ЭКОНОМИЧЕСКИХ МОДЕЛЕЙ И ИХ ПРИМЕНЕНИЕ В ЭКОНОМИЧЕСКОМ ИССЛЕДОВАНИИ
  3. 1. Возникновение и развитие экономической теории. Характеристика основных течений экономической мысли
  4. Тема №2: «Основные этапы и направления развития экономической мысли. Важнейшие экономические учения (школы)»
  5. 32. Экономическое развитие. Основные показатели развития. Факторы и типы экономического развития. Экономический рост.

- Авторское право - Адвокатура - Административное право - Административный процесс - Антимонопольно-конкурентное право - Арбитражный (хозяйственный) процесс - Аудит - Банковская система - Банковское право - Бизнес - Бухгалтерский учет - Вещное право - Государственное право и управление - Гражданское право и процесс - Денежное обращение, финансы и кредит - Деньги - Дипломатическое и консульское право - Договорное право - Жилищное право - Земельное право - Избирательное право - Инвестиционное право - Информационное право - Исполнительное производство - История государства и права - История политических и правовых учений -

От желания и воли людей в рыночной экономике зависит очень многое. Однако тезис «пусть люди делают всё, что хотят» ныне категорически неприемлем. Экономическая теория. Макроэкономика. Переходная экономика: учеб. пособие: в 2 ч. / Герасимов Б.И., Косов Н.С., Дробышева В.В. и др. Тамбов. 2009 С. 190 Свобода означает: во-первых, равные экономические возможности для всех, т.е. право для каждого начинать экономическую деятельность в соответствии со своими возможностями и интересами и беспрепятственно выполнять её в рамках закона: во-вторых, служит условием существования конкуренции и эффективного распределения ресурсов.

Экономическая свобода вовсе не предполагает отсутствие правовых, социальных и иных ограничений на хозяйственную деятельность. Волевые отношения закрепляются в структуре прав и через систему стимулов определяют норму поведения человека в обществе. Тем самым законодательная основа общества является важной предпосылкой становления рыночного хозяйства и одновременно - следствием его развития.

В хозяйственной жизни, как и во всех остальных сферах человеческой деятельности, необходимо соблюдение определённых общепризнанных правил, чтобы масса разнообразных поступков хозяйствующих субъектов не привела к экономическому хаосу, а превратилась в логическую совокупность экономических процессов, обеспечивающих развитие экономики в целом. Герасимов Б.И., Косов Н.С., Дробышева В.В. Указ. Соч. С. 203 Эти правила возникают и изменяются в процессе исторического развития, устанавливаются общепринятой практикой или в административном порядке - государством.

Все хозяйствующие субъекты в рыночной экономике - государство, предприятия, граждане, занимающиеся бизнесом, и т.д. действуют по определённым правилам, указывающим, что можно и что нельзя делать, как строить взаимоотношения между хозяйствующими субъектами. Такие правила называются экономическими институтами.

Нередко в понятие «институт» включают и экономические организации, и учреждения, например такие, как правительство, парламент, центральный банк, министерства, службы, комиссии и т. д. В некоторой степени это вполне оправдано, поскольку все законы, распоряжения, указы, инструкции, нормативные акты, приказы и т. д. исходят из этих ведомств, затем доводятся до экономических агентов.

Вместе с тем понятие «институт» более широкое. Институты - это правила, по которым хозяйствующие субъекты взаимодействуют друг с другом и осуществляют экономическую деятельность. Институтами являются, например, право частной собственности, порядок открытия и регистрации нового предприятия, процедура получения государственной лицензии на разработку какого-либо месторождения и т. д.

Институты бывают формализованные и неформализованные. Формализованные институты - это все писаные правила, имеющие отношение к экономической деятельности: Конституция, Гражданский кодекс, Налоговый кодекс, другие экономические законы, Указы, постановления и распоряжения государственной власти. Система формализованных институтов по своему содержанию близка к понятию «рамочные условия экономической деятельности» хозяйствующих субъектов.

К неформализованным институтам (правилам) относятся традиции, социокультурные стереотипы, правила и процедуры, не санкционированные государством, но, тем не менее, практикуемые хозяйствующими субъектами в своей деятельности.

При недостатке правовых норм или неспособности государства обеспечить соблюдение законов неформализованные институты играют очень важную роль в регулировании поведения экономических агентов.

Роль институтов в экономической жизни чрезвычайно велика. Институты уменьшают неопределенность, структурируя повседневную жизнь. Они организуют взаимоотношения между людьми. Институты определяют и ограничивают набор альтернатив в экономическом поведении, которые имеются у каждого человека. Они включают все формы ограничений, созданных людьми для того, чтобы придать определенный порядок человеческим взаимоотношениям. Институты влияют на экономический процесс тем, что оказывают воздействие на издержки обмена и производства. Тарушкин А.Б. Институциональная экономика: учебное пособие. Кемерово. 2011. С. 131 Наряду с применяемой технологией они определяют трансакционные и трансформационные (производственные) издержки, которые в совокупности составляют общие издержки производства.

Экономические институты зачастую называют «правилами игры», причём заданными извне. Хозяйствующие субъекты никак не могут менять экономические правила и порядки по своему усмотрению. Например, они не имеют права изменить порядок закрытия предприятия в случае его банкротства. Изменением «правил игры» в пользу хозяйствующих субъектов обычно занимаются организации, специально созданные для этой цели.

Таким образом, писанные и неписанные законы, правила и нормы экономической деятельности - институты структурируют экономическую среду, задают внешние рамки хозяйственной жизни, привносят известную определённость и прогнозируемость в экономические процессы за счёт ограничения свободы и произвола экономических агентов.

Существует множество экономических институтов. Однако важнейшим из них является договор - институт сделки, представляющий собой двухстороннее или многостороннее соглашение, где оговорены права и обязанности его участников, направленные на установление, изменение или прекращение прав и обязанностей. Договор регулирует поведение контрагентов по определённым, известным им признакам, в соответствии с логикой тех видов деятельности, которыми они заняты.

Другим видом экономического института является право собственности, регулирующее поведение людей в обществе в отношении тех или иных экономических благ.

Симметричным праву собственности является право человека. Это право регулирует поведение человека в отношении других людей. По своему содержанию оба института настолько близки, что фактически составляют часть одного целого - правил поведения индивида в обществе. Герасимов Б.И., Косов Н.С., Дробышева В.В. Указ. Соч. С. 214

В высокоразвитых странах институциональная среда, сформировавшаяся в результате многовековой социально-экономической эволюции, чрезвычайно сложна, что можно рассматривать как её достоинство. В такой среде институты хорошо взаимодействуют, законодательство подробно регулирует весь спектр социально-экономических отношений. Существует огромное многообразие экономических организаций очень узкой специализации. В этих условиях хозяйствующий субъект функционирует в экономической среде легко и свободно, что значительно облегчает ему хозяйственную деятельность.

С течением времени со сменой условий и обстановки у экономических институтов наблюдается тенденция к изменениям. Однако решение об институциональном преобразовании должно быть принято соответствующим властным органом, а он не всегда делает это охотно и эффективно. Всё дело в том, что новые государственные законы, программы по регулированию и стабилизации экономики, основополагающие решения о расходах и налогах, мероприятия, предотвращающие инфляцию или спад производства, принимаются органами представительной и исполнительной власти. Но и избранные, и назначенные официальные чиновники исходят исключительно из собственных интересов. Все лица, управляющие государством, имеют свои цели, стремятся извлечь для себя выгоду из экономического процесса и максимизировать собственное благополучие. Поэтому решения, принятые ими, нередко бывают сомнительными и неэффективными с экономической точки зрения, поскольку в них учтены частные интересы.

Кроме того, изменение институтов связано в большинстве случаев с перераспределением прав отдельных групп или самого властного органа, принимающего решение об институциональном изменении. Иногда неэффективный институт может со временем в процессе изменения поведения экономической системы перестать вообще, функционировать. Например, люди могут просто перестать выполнять устаревший закон.

Очень важно проводить систематическую работу по изменению институциональной среды. При этом особую роль должно играть государство. Оно обязано устанавливать и защищать обязательные для других субъектов рынка условия экономической деятельности. Воздействие государства на формирование институциональной среды выражается, прежде всего, в законотворчестве и контроле за соблюдением законов.

Как уже было сказано ранее, одним из главнейших экономических институтов является право собственности, а именно, как рассматривают сегодня ученые - экономисты сама частная собственность. Рассмотрим ее более подробно.

Собственность как экономическая категория формируется еще на заре становления человеческого общества. Значительное влияние на зарождение и развитие форм собственности оказали труд и его разделение между отдельными людьми, племенами. Агеев А.И. Предпринимательство: проблемы собственности и культуры. М., 1999. С. 48 Обладание средствами труда стало одним из определяющих условий жизни, производства необходимых средств существования. В то же время производительный труд давал возможность получать экономический продукт в большей мере, чем это было необходимо, чтобы обеспечить простейшие жизненные потребности того периода. Возникает накопление собственности, зарождается форма ее в виде богатства. Появление богатых и бедных, стремление расширить свои владения порождают войны за обладание территориями, богатством, имуществом; собственность начинает переходить из рук в руки. Увеличивающемуся населению надо все больше и больше земли, природных ресурсов, вовлекаемых в производство. В результате все доступное человеку тут же обособляется, захватывается, присваивается, делится, т.е. становится собственностью.

Возникновение государств способствовало зарождению государственной собственности. Тем самым сложилось разнообразие форм собственности в виде личной, семейной, родовой, государственной.

Впоследствии, собственность приобретает все более совершенный вид, в ходе истории она видоизменяется, трансформируется, некоторые формы уже исчезли с лица Земли (феодальная собственность). Сегодня же, человечество рассматривает этот институт в разных аспектах: нравственном, юридическом, экономическом. Следует различать экономическую и юридическую категории собственности. Как экономическая категория собственность выражает отношения присвоения и отчуждения между людьми. Экономическая теория // Под ред. Г.П. Журавлевой, В.М. Юрьева. Тамбов., 2000 . С. 317 Как юридическая категория собственность есть субъективное толкование объективно сложившихся отношений присвоения, общественной потребности закрепить то, что уже сложилось на практике. В данной работе рассмотрим экономическое содержание собственности.

Экономическое содержание собственности раскрывается через ее функциональную характеристику: владение, управление, контроль. Главным в функциональной характеристике собственности является контроль над производственно-финансовой деятельностью субъекта собственности.

В современной экономической теории получило развитие целое направление экономического анализа, именуемое неоинституционализмом. Одной из наиболее известных теорий этого направления является экономическая теория прав собственности. Курс экономической теории // Под ред. М.Н. Чепурина, Е.А. Киселевой. Киров, 2000. С. 46

У истоков теории прав собственности стояли американские экономисты Р. Коуз, лауреат Нобелевской премии 1991 г., почетный профессор Чикагского университета, и А. Алчиан, профессор университета Лос-Анджелеса. Своеобразие экономического анализа, согласно их теории, состоит в следующем:

Во-первых, в своих исследованиях они оперируют не привычным для нас понятием «собственность», а используют термин «права собственности». Не ресурс сам по себе является собственностью, а «пучок» или доля прав по использованию ресурса - вот что составляет собственность.

Полный «пучок прав» собственности состоит из следующих 11 элементов, характеризующих содержание собственности «правил игры» при использовании благ:

Из Римского права:

право владения;

право пользования, т.е. личного использования вещи;

право осуществления управления, т.е. решения о том, как и кем вещь может быть использована.

право на доход, т.е. на блага, проистекающие от предшествующего личного пользования вещью или от разрешения другим лицам пользоваться ею;

право на «капитальную стоимость» вещи, предполагающее право на отчуждение, потребление, изменение или уничтожение вещи.

Из 1-й половины XX в.:

право на безопасность, т.е. иммунитет от экспроприации;

право на переход вещи по наследству или завещанию;

8) бессрочность.

Из 2-й половины XX в.:

9) запрещение вредного использования, т.е. обязанность воздерживаться от использования вещи вредным для других образом;

ответственность в виде взыскания, т.е. возможность изъятия вещи в уплату долга;

остаточный характер, т.е. ожидание «естественного» возврата переданных кому-либо правомочий по истечении срока передачи или в случае утраты последней силы по любой иной причине. Журавлева Г.П., Юрьев В.М.Указ. соч. С. 321

В российском праве, исторически сложилась триада правомочий собственника: владение, пользование, распоряжение.

Специфическая форма современного распределения прав собственника - трастовое соглашение. Траст (англ. trust) - договор о праве хозяйственного ведения, т.е. соглашение о передаче права управлять своей собственностью другому субъекту. Причем собственник не имеет формального права вмешиваться в действия своего доверенного лица.

Права собственности понимаются как санкционированные обществом (законами государства, административными распоряжениями, традициями, обычаями и т.д.) поведенческие отношения между людьми, которые возникают в связи с существованием благ. Это правовые порядки, которые любое лицо должно соблюдать в своих взаимодействиях с другими людьми или же нести издержки из-за их несоблюдения.

Право частной собственности означает, что отдельное физическое или юридическое лицо обладает всем «пучком» из одиннадцати прав, или, как заметил Пол Хейне (1931-2000), некоторыми «травинками» из этого «пучка». Права собственности - это право контролировать использование определенных ресурсов и право распределять при этом затраты и выгоды. Именно права собственности или то, что, по мнению людей, является соответствующими правилами игры, определяют, каким именно образом в обществе осуществляются процессы предложения и спроса.

Вторая отличительная черта теории прав собственности заключается в том, что феномен собственности выводится в ней из проблемы относительной редкости, или ограниченности, ресурсов: «Без какой-либо предпосылки редкостей бессмысленно говорить о собственности».

Правда, такой подход не является открытием выше названных авторов; впервые он был обоснован еще в 1871 г. австрийским экономистом Карлом Менгером (1840-1921) в книге «Основания политической экономии». «Собственность, - писал К. Менгер, - своим конечным основанием имеет существование благ, количество которых меньше по сравнению с потребностями в них. Поэтому институт собственности является единственно возможным институтом разрешения проблем, несоразмерности между надобностью и доступным распоряжению количеством благ».Чепурин М.Н, Киселева Е.А. Указ. Соч. С. 52

Такое несоответствие ведет к тому, что центральным моментом отношений собственности становится их исключительный характер. Отношения собственности - это система исключений из доступа к материальным и нематериальным ресурсам. Отсутствие исключений из доступа к ресурсам (т.е. свободный доступ к ним) означает, что они ничьи. Такие ресурсы не составляют объекта собственности. По поводу их использования между людьми не возникают экономические, рыночные отношения.

Четкая определенность прав собственности заключается в изменении поведения хозяйствующих субъектов таким образом, чтобы они принимали наиболее эффективные решения. Ведь только на собственника падают в конечном счете все положительные и отрицательные результаты осуществляемой им деятельности. Станковская И.К., Стрелец И.А. Экономическая теория для бизнес-школ. М., 2005.С. 67-68 Поэтому он заинтересован в максимально полном их учете при принятии решений. Чем определеннее права собственности, тем сильнее стимул у хозяйствующего субъекта учитывать те выгоды или тот ущерб, которые его решения приносят другому лицу. В процессе обмена права собственности передаются экономическому агенту, для которого они представляют наивысшую ценность. Тем самым обеспечивается эффективное распределение ресурсов, поскольку в ходе обмена они перемещаются от менее производительного к более производительному использованию, от лиц, менее их ценящих, к лицам, ценящим их более. Ивашковский С.Н. Микроэкономика. М., 2001. С. 47

В заключение можно отметить, что переход к рыночной экономике, осуществляемый в ряде стран, вызывает неизбежные институциональные изменения, необходимость создания новых рыночных институтов. Журавлева Г.П., Юрьев В.М. Указ. Соч. С. 307 Поэтому для научного сообщества очень важно рассматривать экономические институты, как важный критерий объяснения истоков и предпосылок высокоэффективного экономического развития.

Экономические институты и собственность в рыночной экономике. Приватизация

Экономические институты и трансакционные издержки

Организационно-правовые формы предприятий (фирм). Их преимущества и недостатки.

Приватизация

Экономические институты и собственность

В рыночной экономике

Рынок – конкурентная форма связи между хозяйствующими субъектами, при которой цены на один и тот же товар имеют тенденцию быстро выравниваться. При этом происходит отчуждение своей собственности и присвоение чужой. Следовательно, фактически рынок означает взаимную передачу прав собственности.

Таким образом, для нормального функционирования рыночной экономики необходимы условия, рамки, в пределах которых бы взаимодействовали экономические субъекты. Этими рамками являются экономические институты, а разновидностью экономических институтов является право собственности.

Экономические институты

Понятие «экономические институты » введено в научный оборот институционально-социологическим направлением экономической теории. Основоположниками институционализма признаны Торстейн Бунде Веблен, Уэсли Клэр Митчелл, Джон Кеннет Гэлбрейт, Ян Тинберген и др.

Экономические институты – совокупность созданных людьми формальных и неформальных правил, выступающих в виде ограничения для эк. агентов, а также соответствующих механизмов контроля за их соблюдением и защитой.

Под механизмом контроля подразумевается набор средств, с помощью которых можно идентифицировать соблюдение или нарушение правила, а также применение стимулирующих или дестимулирующих санкций.

Институтами являются как формальные законы (конституции, законодательства, права собственности), так и неформальные правила (традиции, обычаи, кодексы поведения).

институты – набор правил, структурирующий общественные взаимоотношения особенным образом, знание которых должны разделять все члены данного сообщества .

Институты медленно приспосабливаются к изменениям окружающей обстановки, поэтому институты, бывшие эффективными, становятся неэффективными и остаются таковыми продолжительное время, так как трудно повернуть общество с исторического пути, установленного много времени назад.

Роль институтов в экономической жизни чрезвычайно велика. Институты уменьшают неопределенность, структурируя повседневную жизнь. Они организуют взаимоотношения между людьми. Институты определяют и ограничивают набор альтернатив в экономическом поведении, которые имеются у каждого человека. Они включают все формы ограничений, созданных людьми для того, чтобы придать определенный порядок человеческим взаимоотношениям.

Институты бывают формальные и неформальные. Формальные институты – это правила, придуманные людьми, а неформальные – общепринятые условности и кодексы поведения (обычаи, традиции и т.д.). Они могут быть продуктом сознательного человеческого замысла (например, конституции) или просто складываться в процессе исторического развития.

Формальные институты часто создаются, чтобы служить интересам тех, кто контролирует институциональные изменения в рыночной экономике. Погоня за собственными интересами одних может иметь негативный эффект в других.

Общественные институты , исполняющие идеологические или духовные потребности, часто влияют на общественные организации и экономическое поведение. Попытки государства манипулировать общественными институтами, например нормами, в своих целях часто оказывались безуспешными. Примером может служить воспитание советских людей в духе морального кодекса строителей коммунизма.

Институциональные ограничения включают, как запреты индивидам совершать определенные действия, так и иногда указания, при каких условиях отдельным индивидам разрешены некоторые действия. Поэтому институты представляют собой рамки, в пределах которых люди взаимодействуют друг с другом. Важный элемент механизма функционирования институтов состоит в том, что установление факта нарушения не требует специальных усилий и что нарушитель подвергается суровому наказанию.