Ликвидация бизнеса. Приказы. Оборудование для бизнеса. Бухгалтерия и кадры
Поиск по сайту

Экономическое развитие ссср 1970 1980. Страны Западной Европы

Основные события

Факты

Депрессия 1974-1975рр.

Объем промышленного производства снизился на 6-7 %.

Заработная плата снизилась на 1-5 %, цены резко выросли.

21 тыс. компаний обанкротились. - Зарегистрировано 8,3 млн безработных.

Второй этап научно-технической революции

Внедрение автоматического производств,

роботов, лазерной техники. - Развитие микроэлектроники, приборостроения,

средств связи, информатике, аэрокосмической

Освоение космического пространства (высадка астронавтов на Луну в 1969 г., создание многоразового космического корабля "Спейс Шаттл", запуски автоматических станций на Марс,

до Венеры, отдаленных планет Солнечной системы и т. п.).

Участие США в разрядке международной напряженности

Участие во встречах на высшем уровне, визит в СССР Г. Никсона (1972, 1974), Встреча Л. Брежнева с Дж. Фордом (1974), Дж. Картером (1976).

Подписание документов, закреплявших принцип мирного сосуществования, сокращение вооружений.

Отход от политики " разрядки"

Вынесение новой международной доктрины

(президент Г. Рейган, 1982), что возрождала

"холодную войну". - Ускорение гонки вооружений, объявления

программы СОИ (1983). - Оккупация а. Гренада, где у власти находился

правительство советско-кубинской ориентации. - Тайное оказания поддержки руководителям

никарагуанских контрас. - Военные акции в Ливане. - Поддержка афганских партизан.

" Рейганомика" - поддержка частной инициативы, уменьшение социальных выплат и федеральных социальных расходов; снижение налогов на доходы до 10%

Преодолен кризис 1970-х гг

Вырос жизненный уровень американцев, снизилось

безработица, инфляция. - Увеличились зарубежные инвестиции.

Особенности сельскохозяйственного производства

Высокий уровень электрификации. - Распространение сельскохозяйственной кооперации. - Рост инвестиций в сельское хозяйство. - Формирование агропромышленного комплекса (АПК).

Полная механизация возделывания почвы.

Создание определенного типа сельскохозяйственного маркетинга. - Использование интенсивных методов хозяйствования.

Рост мощности и универсальности техники. - Рост производительности труда.

Страны Западной Европы

Великобритания

После Второй мировой войны, в ходе которой Великобритания потеряла 25 % национального богатства, основной проблемой страны было восстановление разрушенной экономики. Осуществить это было чрезвычайно трудно: в 1946 г. государственный долг увеличился за годы войны в 3 раза, составил 23,7 млрд фунтов стерлингов.

"Новый консерватизм" Г. Тэтчер

В курса Маргарет Тэтчер были как сторонники, так и противники. В 1982 г. правительство вынуждено принять закон, ограничивающий право граждан на проведение забастовок, а полиции предоставлял право проводить аресты в местах массовых беспорядков. "Тэтчеризм" спас Великобританию от кризисных явлений в экономике на несколько лет. Но с 1987 г. снова начался рост инфляции, бюджетного дефицита. Обострились социальные проблемы:

- конфликт в Ольстере между ирландскими католиками и английскими протестантами; - разрушение системы здравоохранения; ухудшение системы образования;

- расовые конфликты;

- снизился уровень благосостояния населения (в 1990 г. 9 млн британцев попали в категорию бедных, налоги возросли в 22 раза и тому подобное);

- недовольство оппозиции войной Великобритании с Аргентиной (1982) за Фолклендские (Мальвинские) острова, официально продолжали считаться колониальным владением Великобритании.

Общая тенденция развития хозяйства Великобритании в 1950 и 1970рр.

Франция

Во время Второй мировой войны Франция понесла огромные экономические убытки, вследствие которых уровень промышленного производства в 1944 г. составлял 38 % от довоенного. В 1948 г. восстановлен довоенный уровень экономики.

1969 г.

Правительство проводит ряд социальных реформ (введены дополнительные пенсии, расширены права профсоюзов).

1981 г.

Президентом Франции избран Ф. Миттеран - социалист, сторонник национализации и расширения социальных программ. Правительство сосредоточило усилия на обеспечении экономического подъема.

1986г.

Правительство не достиг успехов в экономике. На выборах в национальное собрание победу одержал блок правых сил, их лидер Же. Ширак возглавил правительство. Началась денационализация, были уменьшены расходы на социальную помощь.

1988-1990гг.

Президентом вновь избран Ф. Миттеран. Началась экономический кризис (1990-1993 гг.).

1995 г.

Президентом Франции избран Же. Ширак. Усилилось забастовочное движение в ответ на социальные реформы, начатые правительством (увеличение налогов, обязательные уплаты в фонд социального страхования). Выросла безработица.

Общая тенденция развития хозяйства Франции в 1950 и 1970рр.

Германия

После Второй мировой войны в Германии введена система четырехсторонней оккупации войсками СССР, США, Великобритании и Франции. Германия была разделена на 4 зоны оккупации, Берлин - на 4 сектора. До 1990 г. Германия оставалась разделенной на ФРГ и ГДР. В ФРГ формировался режим западной демократии, в ГДР были проведены социалистические реформы.

Экономика ФРГ и ГДР (1949-1990 гг.)

ФРГ

ГДР

Происходила быстрая отстройка

Проведены социалистические реформы в

монополистической экономики, значительную роль в этом сыграло участие ФРГ в плане Маршалла. Осуществляется техническое перевооружение, появляются новейшие технологии и отрасли производства (безлюдное производство в машиностроении, биотехнологии).

Темпы экономического роста были высокими, в результате чего ФРГ превратилась в одну из самых развитых стран мира (что уступала по некоторым показателям только США и Японии).

Несмотря на высокий уровень экономического развития, происходят периодические кризисы (1965, 1973-1975, 1980-1982), увеличивается количество безработных и ухудшается уровень жизни населения. В начале 1990 г. удалось преодолеть кризисные явления в экономике, добиться высоких показателей.

экономике: частичная национализация, создание государственных сельскохозяйственных объединений, кооперативов.

в Конце 1950-х годов социалистический сектор в экономике становится определяющим. Сохранялись (в отличие от СССР) мелкие частные, кустарные производства, но их роль в экономике была ничтожна. Внедрены социалистические методы управления экономикой (планирование, государственный контроль и т. п), а также хозрасчет (в ходе экономической реформы 1968 г.).

Достигнута общая занятость населения, введены социальные гарантии (пенсии, пособия и т. п.).

На экономическое развитие ГДР негативно влиял отрыв от исторически сложившейся сырьевой базы (основные залежи каменного угля, железной руды, цветных металлов остались в ФРГ). СССР оказывал ГДР финансовую помощь; сократил, а с 1954 г. прекратил взимание репараций.

ГДР в 1980-е годы была экономически наиболее развитой страной среди социалистических стран Европы.

План Маршалла

Общая тенденция развития хозяйства ФРГ в 1950 и 1970 гг.

Италия

1947г., декабрь - Принята конституция Италии. Италия провозглашалась республикой. Конституция гарантировала демократические права и свободы, социальное обеспечение, признавала необходимость национализации ряда отраслей, контроля за монополиями.

1948 г.

Италия приняла помощь по плану Маршалла. - Восстановлен довоенный уровень экономики.

1953-1960 и последующие годы

Италия участвует в европейской интеграции, вступила в ЕЭС.

Италия развивает экономические, политические, культурные отношения с СССР.

1962-1964рр.

Начинают осуществляться социальные программы, направленные на улучшение жизни населения; достигнутые успехи, но в целом проблема не решена: уровень жизни в Италии остается более низким, чем в развитых странах.

1970-1971 гг.

Италия вошла в семерку наиболее индустриально развитых стран мира. На международном рынке упрочились позиции итальянских монополий: ФИАТ (автомобильная промышленность), "Монтекатини" (химическая), "Эдисон" (электротехническая). Промышленное развитие страны было неравномерным: Юг страны намного отставал от Севера.

Активизировалась мафия - террористическая организация, которая возникла во времена феодализма на Юге страны, а в 1970-е годы распространилась на всю Италию.

1980-и гг.

Восстанавливается экономика, пострадавшая от кризиса 1974-1978 гг. Значительного развития достигает швейная, обувная промышленность, производство вычислительной техники, роботов, компьютеров.

В 1983-1987 гг. правительство Италии проводило экономическую политику поддержки монополий, сокращение социальных расходов.

Объявлена война мафии, достигнуты определенные успехи в борьбе с этим социальным бедствием.

Ограниченные права католической церкви.

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

2 слайд

Описание слайда:

Союз Советских Социалистических Республик СССР являлся самой большой страной мира, занимал 1/6 часть обитаемой суши Земли. По международному статусу являлся одной из двух сверхдержав. В СССР проживало большое количество разных народов. Страна являлась многонациональной, но преобладал русский народ. В начале 1970-х гг. у власти находился Леонид Ильич Брежнев. Идеология – марксизм-ленинизм.

3 слайд

Описание слайда:

Население СССР На всём протяжении существования СССР численность населения постоянно увеличивалась, вплоть до начала 1990-х гг. В 1970 г. в СССР проживал 241 млн. человек. Городское население с 1960-х гг. преобладало над сельским. Самым большим народом по численности был русский народ. Перепись населения: 1970 г. - 241 млн. чел.; 1985 г. - 276 млн. чел.

4 слайд

Описание слайда:

Политическое развитие СССР С 1964 г. по 1982 г. страной управлял Леонид Ильич Брежнев. В этот период росло количество образовательных, учебных и научных учреждений, музеев, театров, библиотек и других учреждений культуры. В 1970-е гг. стал формироваться образ великого полководца И. В. Сталина, одержавшего победу в Великой Отечественной Войне. С конца 1960-х гг. начинается и постепенно набирает размах кампания по возвеличиванию и самого Л. И. Брежнева. В 1973 г. было принято специальное постановление о мерах по "повышению авторитета" главы партии, а затем и государства. Брежнева часто награждали орденами и медалями. Большинство проводившихся официальных мероприятий носило парадный характер, все решения были заранее подготовлены и согласованы с партийными органами и были в основном чисто декларативными.

5 слайд

Описание слайда:

Новая Конституция СССР 1977 года В 1977 г. была принята Конституция СССР в основу которой была положена концепция “развитого социализма”. По Конституции политическую основу государства составляли советы народных депутатов. Ядром политической системы общества “развитого социализма” называлась Коммунистическая партия. Статья шестая Основного закона закрепляла за КПСС роль руководящей и направляющей силы общества. Однако в реальной жизни авторитет Коммунистической партии постепенно падал, в стране росло недовольство, а Генеральный секретарь коллекционировал награды и титулы, получал знаки Маршала Советского Союза и - в мирное время - четыре золотые звезды Героя Советского Союза и высший военный орден “Победы”. Абсолютная власть Генерального секретаря ЦК КПСС лишила его способности к критической самооценке.

6 слайд

Описание слайда:

Экономика СССР Экономика СССР по валовым показателям занимала 2 место в мире после США. Доля СССР в мировой промышленной продукции составляла 20%. Имелись и уникальные разработки, например Ту-144 – первый в мире сверхзвуковой пассажирский самолет. Почти отсутствовал импорт, многое производилось в стране.

7 слайд

Описание слайда:

Пятилетки в СССР В годы девятой пятилетки (1970 - 1975 гг.) страна достигла нового технического уровня, развивались новые отрасли промышленности. Массовым явлением стало создание производственных, научно-производственных, агропромышленных, межколхозных объединений. Сформировалась единая энергосистема, транспортная система СССР, единая система автоматической связи, нефтеснабжения и газоснабжения. Более тесными стали хозяйственные связи республик и регионов.

8 слайд

Описание слайда:

Промышленность СССР В 1970-е гг. в СССР активно развивались все отрасли промышленности. Строились новые предприятия (в т. ч. ВАЗ и КАМАЗ). С 1970 по 1985 г. в стране было построено 3200 новых заводов и фабрик. В СССР преобладала экстенсивная модель развития экономики, т.е. строительства заводов по всей стране и увеличения их количества.

9 слайд

Описание слайда:

Промышленность СССР Высокими темпами развивалась энергетика, химия, электроника, нефтедобывающая, газодобывающая, атомная промышленность. Строились ГЭС. Особое внимание уделялось космической промышленности. Приоритетное положение занимала оборонная промышленность. СССР был развитой промышленной державой.

10 слайд

Описание слайда:

Роботизация в СССР В нашей стране интенсивная работа над созданием наиболее массовых промышленных роботов началась с конца 1960-х гг. С 1976 г. начинается массовое производство роботов. Уже в 1983 г. на предприятиях страны работало около 7 тыс. роботов и манипуляторов, а за 1981-1985 гг. их выпущено свыше 40 тыс. шт.

11 слайд

Описание слайда:

Наука в СССР В 1970-е гг. в СССР создавались научно–производственных объединения, новые наукоемкие производства (с внедрением робототехники, микроэлектроники, информатики и биотехнологий). В поисках более гибкого планирования вводились перспективные и комплексные планы. Город Зеленоград становится одним из основных научно-производственных центров электроники и микроэлектроники СССР и России. Работали более 5000 научно-исследовательских учреждений.

12 слайд

Описание слайда:

Информатизация в СССР В начале 1980-х гг. произошел переход от ЭВМ к персональным компьютерам. В 1981 году в Зеленограде разработали первый в СССР персональный компьютер. Компьютер проектировался именно для использования населением. С 1982 года десятки, а потом сотни тысяч компьютеров выпускались на заводе «Квант» Министерства электронной промышленности СССР.

13 слайд

Описание слайда:

Жилищное строительство в СССР Особых успехов Советский Союз достиг в строительстве жилья. По объёму вводимой в год площади СССР занял 1 место в мире. Изменился и стандарт жилья – от простых хрущевок к более современным квартирам. В СССР человек мог получить квартиру бесплатно, но на определенных условиях. Больше всего шансов получить квартиру было у жителей стремительно развивающихся городов, куда вкладывались огромные средства.

14 слайд

Описание слайда:

Жилищное строительство Часто люди годами стояли в очереди на получение квартир. Многие квартиры принадлежали государству, поскольку в СССР отсутствовала частная собственность. Имелись и кооперативные квартиры, но нужно было платить большие взносы. С 1970 г. по 1985 г. новое жильё получили 50 млн. человек.

15 слайд

Описание слайда:

Советский город в 1970-1980 гг. Отечественная архитектура 1970-х гг. сделала огромный скачок в своем развитии. Были созданы более совершенные в функциональном, конструктивном и эстетическом отношении типы зданий. Прогрессивная направленность советской архитектуры проявилась в строительстве больших жилых комплексов во всех городах, в резком возрастании жилищного строительства и в качественном изменении характера жилищ.

16 слайд

Описание слайда:

Советский город Советские архитекторы разработали основные черты стиля социалистической архитектуры. Советская архитектура 1970-х - это новые жилые районы, окруженные зеленью и цветами. Продолжается строительство новых городов. Быстро застраивались города Тольятти и Набережные Челны. Творчески осваивался исторический опыт, учитывалась связь города с природным окружением, применялись новые принципы планировки и застройки. Жильё становится более комфортным.

17 слайд

Описание слайда:

Сельское хозяйство СССР В начале 1980-х гг. СССР занимал 1-е место в мире по производству пшеницы, ржи, ячменя, сахарной свёклы, картофеля, подсолнечника, хлопка, молока, 2-е по поголовью овец, 3-е - по общему объёму производства сельскохозяйственной продукции, поголовью крупного рогатого скота, сбору зерна.

18 слайд

Описание слайда:

Сельское хозяйство Численность занятых в сельском хозяйстве в 1985 г. составляла около 28 млн. человек. Большинство сельскохозяйственных земель в СССР принадлежало колхозам и совхозам. Но крестьяне могли иметь в собственности землю и использовать ее в качестве огорода, пастбища и других целей.

19 слайд

Описание слайда:

Транспорт СССР В СССР были развиты все виды транспорта, особенно электротранспорт. Постоянно строились дороги, прокладывались новые трассы. Существовали скоростные пассажирские поезда. Наиболее развитой являлась Европейская часть СССР, где было больше дорог. В отличии от других стран в СССР преобладал не личный, а общественный транспорт (автобусы, троллейбусы, трамваи).

20 слайд

Описание слайда:

2-ая волна автомобилизации в СССР В 1971 году автомобильные заводы СССР изготовили более 1 миллиона машин. Легковые автомобили в этом количестве составляли 46 %. Спрос на них был огромен, и будущему владельцу приходилось несколько лет стоять в очереди на покупку автомобиля. В 1972 году советские автомобильные заводы выпустили больше легковых машин, чем грузовиков. Отечественные автомобили также поставлялись в другие страны (Европа, Северная Америка, Азия, Африка и т.д.)

21 слайд

Описание слайда:

Речной транспорт СССР Речные пути использовались для внутренней торговли и туризма. Существовали различные типы судов. Протяжённость водных путей в 1975 году составляла 145 тыс. км, из них более 19 тыс. км - искусственные пути: шлюзованные реки, каналы, водохранилища. Основные реки – Волга, Днепр, Нева, Енисей, Дон, Амур, Лена, Обь, Иртыш, Урал, Кама, Ангара.

22 слайд

Описание слайда:

Морской транспорт СССР Морской транспорт использовался для торговли с другими странами. По всей стране строились новые порты. Большая часть перевозок приходилась на моря Европейской части СССР (Чёрное, Балтийское, Белое, Баренцево), повышалась роль Дальневосточного бассейна. По суммарному тоннажу советский торговый флот занимал в 1975 году 6 место в мире. Крупнейшие порты: Ленинград, Одесса, Владивосток, Рига, Архангельск.

23 слайд

Описание слайда:

Байкало-Амурская магистраль (1972-1984) В 1972 году начинается строительство БАМа. Сюда приезжали массы молодых людей. Работа была тяжелой. Приходилось строить железную дорогу в Сибири и на Дальнем Востоке, на территориях вечной мерзлоты. Строителям БАМа по тем временам платили хорошие деньги. В 1984 году Байкало-Амурская магистраль была построена. Эта магистраль была очень важна для Советского Союза.

24 слайд

Описание слайда:

Байкало-Амурская магистраль (БАМ) БАМ создавалась для увеличения пропускной способности Транссиба, для военных целей и для освоения природных богатств Сибири и Дальнего Востока. БАМ пересекает 11 крупных рек, было возведено 140 мостов, пробито 8 тоннелей. БАМ - одна из крупнейших железнодорожных магистралей в мире. Строителям выдавали медали и считали их героями. Около БАМа возникали новые населенные пункты, которые позже превращались в города. Длина магистрали – 4324 км.

25 слайд

26 слайд

Описание слайда:

Плановая (командная) экономика СССР Недостатки: 1. Централизованная экономическая система. 2. Неповоротливость системы для решения вопросов производства и реализации продукции, а также меняющемся спросе на данную продукцию в мирное время. 3. Большие объемы остающихся у населения денег с отсутствием предложения на рынке товаров. 4. Большой бюрократический аппарат. 5. Концентрация власти в руках одного или нескольких человек. 6. Большой размер теневого сектора экономики (но меньше, чем в рыночной) 7. Отсутствие личной заинтересованности у производителя в качестве производимой продукции. 8. Экстенсивный путь развития экономики. 9. Перекос развития средств производства над производством предметов потребления.

27 слайд

Описание слайда:

Олимпиада 1980 года в Москве XXII Летние Олимпийские игры проходили в Москве с 19 июля по 3 августа 1980 года. Часть соревнований Олимпиады 1980 г. проводилась в других городах Советского Союза, а именно: парусные регаты стартовали в Таллине; предварительные игры футбольного турнира состоялись в Киеве, Ленинграде и Минске; соревнования по пулевой стрельбе прошли на стрельбище «Динамо» в подмосковных Мытищах.

28 слайд

Описание слайда:

Олимпиада 1980 года в Москве Более 50 стран (в основном капиталистических) бойкотировали Олимпиаду в связи с вводом в 1979 году советских войск в Афганистан. Некоторые спортсмены из стран, бойкотировавших игры, всё же приехали в Москву и выступали под Олимпийским флагом. Этот бойкот стал одной из основных причин ответного бойкота Советским Союзом и рядом его союзников следующих летних Олимпийских игр в Лос-Анджелесе в 1984 году. Страны соц. лагеря в 1984 г. на Олимпиаду в Лос-Анджелес не поехали.

29 слайд

Описание слайда:

Армия СССР В 1970-1980-е гг. Вооружённые Силы СССР были крупнейшими в мире по численности (около 5 млн. человек) и обладали самыми большими в мире запасами ядерного и химического оружия. В армии было огромное количество самой разнообразной военной техники. Постоянно проводились военные учения.

30 слайд

Описание слайда:

Армия СССР Армия СССР была самой передовой в мире и по технологиям опережала американскую армию на десятки лет вперед. Рубежи государства охраняло 60 тысяч танков. Государство тратило огромные деньги на содержание Вооруженных Сил и разработку новых вооружений. Армия СССР была самой большой и самой мощной в истории человечества.

31 слайд

Описание слайда:

Флот СССР В 1970-1980 гг. советский флот пополнялся новыми кораблями. В 1985 году советский флот достиг пика своего могущества, имел в своем составе 1561 корабль в сумме и по количеству кораблей и боевому потенциалу занимал 2 место в мире после ВМФ США. К концу 1980-х годов в состав ВМФ СССР входило более 100 эскадр и дивизий, общая численность личного состава флота составляла около 450 000 человек.

32 слайд

Описание слайда:

Война СССР в Афганистане (1979-1989) Серьезной ошибкой советского руководства являлась война в Афганистане. Ограниченный контингент советских войск оказался непосредственно втянут в разгоравшуюся в Афганистане гражданскую войну и стал ее активным участником. В данном конфликте принимали участие вооруженные силы правительства Демократической Республики Афганистан с одной стороны и вооруженная оппозиция (моджахеды, или душманы) - с другой.

Потенциал реформ и преобразования при Н. Хрущеве был достаточно высок, несмотря на то, что эти реформы натолкнулись на серьезное противодействие. На излете правления Н. Хрущева в экономике накопилось немало негативных черт, которые были обусловлены как волюнтаристскими преобразованиями руководства, так и исчерпанием резервов экстенсивного хозяйствования. Проект Директив по восьмому пятилетнему плану развития народного хозяйства СССР (1966 – 1970) разрабатывался сложно. Уже в самый разгар работы (1963 – 1964) стало ясно, что цифры, заложенные в Программе партии, в том числе и на 1970 г., едва ли выполнимы. Ученые и практики бились над тем, как рассчитать пятилетку в соответствии с провозглашенными заданиями, ведь недаром их уже на октябрьском (1964) Пленуме ЦК КПСС называли волюнтаристскими.

Возникла идея разработать еще один – семилетний план на 1966 – 1972 гг. чтобы как-то замаскировать невозможность выхода на рубежи, определенные ХХ съездом КПСС и чтобы к 1972 г. хотя бы немного превзойти план 1970 г. Но к концу 1965 г. решили все же отказаться от этого и снова вернулись к восьмой пятилетке, в течение которой планировалось увеличить производительность труда в промышленности на 33 – 35%, прибыль –более чем в 2 раза. Также намечалось 80 % прироста продукции обеспечить за счет роста производительности труда (против 62% в седьмой и 72% в шестой пятилетке).

Было предусмотрено развитие территориально-производственных комплексов (ТПК): Западно-Сибирского, Ангаро-Енисейского, Южно-Таджикского, Тимано-Печерского и др. Предполагалось уделить первостепенное внимание развитию сельского хозяйства, производству потребительских товаров, росту реальных доходов населения. Однако осуществить задуманное было невозможно без кардинальных изменений в экономике, а потому остро встала проблема ее реформирования.

На октябрьском (1964) Пленуме ЦК КПСС первым секретарем был избран Л. Брежнев, а Председателем Совета Министров – А. Косыгин. Л. Брежнев стал выразителем интересов партийно-государственного аппарата. Господствующими в этой среде настроениями были: неприятие хрущевских реформ, стремление к стабильности. Поэтому новое руководство избрало сравнительно умеренный консервативный курс в экономической и социальной политике. Его идеологическим обоснованием была концепция развитого социализма, которая позволяла не только отодвинуть задачу построения коммунизма на неопределенный срок, но и зафиксировать достижения на этом пути, а также избежать постановки сколько-нибудь определенных задач.

В отличие от Сталина и даже от Н. Хрущева, Л. Брежнев относительно осторожно пользовался властью. Более того, он предпочитал бездействовать, если сталкивался со сложными проблемами. В полной мере новый курс установился не сразу. В экономике поначалу еще сказывался реформаторский импульс предшествующей эпохи. Одним из первых заметных мер нового руководства страны во главе с Л. Брежневым стало проведение экономической реформы. О ней было заявлено в решениях сентябрьского (1965) Пленума ЦК КПСС. Ее замысел и формирование в ту пору приписывали новому руководству, но это было не совсем так. Идеи подобных преобразований возникли в годы хрущевского правления.

Принятию решения о проведении экономической реформы предшествовала широкая дискуссия, начало которой было положено публикацией в газетах «Известия» и «Правда» статьи «План, прибыль, премия» харьковского профессора Е. Либермана. Она вызвала бурное обсуждение, как в прессе, так и в среде экономистов о возможности и необходимости более широкого использования товарно-денежных отношений в хозяйственном управлении экономикой в СССР. Эти идеи были подхвачены либерально настроенными экономистами: В. Новожиловым, Г. Лисичкиным, Я. Кронродом и др.

Под экономическими методами подразумевалось использование экономических законов, рыночных отношений, материальной заинтересованности. Одним из крупнейших инициаторов в осуществлении реформы в руководстве был тогдашний Председатель Совета Министров СССР А. Косыгин. Новое руководство не очень симпатизировало этим идеям. Между Л. Брежневым и Н. Косыгиным наметились некоторые противоречия по поводу оценки идей и значения реформ. Н. Косыгин в целом разделял пафос и направленность реформы, и именно ему, а не Первому секретарю ЦК КПСС было поручено выступить на сентябрьском Пленуме ЦК КПСС с изложением концепции и основных направлений реформы. Поэтому реформу называют «Косыгинской».

Ключевой задачей экономической реформы был переход от преимущественно административных методов управления народным хозяйством к преимущественно экономическим. Предполагалось усилить воздействие и роль стоимостных инструментов: цены, прибыли, кредитов, процента, премии и т.д. В связи с этим под реформаторские преобразования подводилась теоретическая база, смысл которой состоял в признании товарной природы социалистического производства. Впоследствии эта точка зрения осуждалась, как проявление «рыночного социализма». Подобные мысли высказывал, например, нынешний академик российской Академии наук Н.Петраков. Он считал, что прибыль – наилучший измеритель экономической эффективности общественного производства.

Следующим важным направлением реформы стало изменение всей системы планирования и экономического стимулирования. Было признано необходимым устранить излишнюю регламентацию хозяйственной деятельности предприятий. Для этого было сокращено число плановых показателей системы, ориентированной на рост производства валовой продукции, главным показателем в новых условиях стал рост объемов реализованной продукции предприятия. Предусматривалось оценивать итоги хозяйственной деятельности по полученной прибыли (рентабельности производства) и выполнению заданий по поставкам важнейших видов продукции. Среди обязательных показателей устанавливались и такие: основная номенклатура продукции, фонд заработной платы, платежи в бюджет и ассигнования из бюджета, показатели по объему централизованных инвестиций и вводу действие производственных мощностей и основных фондови некоторые другие. Все остальные показатели хозяйственной деятельности предстояло разрабатывать и выполнять самостоятельно в пределах техпромфинплана, т.е. рабочей программы предприятия. Иными словами, речь шла об усилении оперативно-хозяйственной самостоятельности предприятий.

Реформа объявила предприятие основным звеном социалистической экономики. Это давало возможность усилить заинтересованность предприятий и отдельных работников в результатах своего труда. Чтобы заинтересованность предприятия в повышении качества товаров и сокращении продукции, не пользующейся спросом, наряду с объемом валовой продукции вводиться показатель стоимости реализованной продукции, то есть той, за которую уже получены от потребителя деньги. По новому положению прибыль предприятия стали делить на две части. Одна — по прежнему передавалась государству, использовалась централизованно. Другая оставалась в распоряжении предприятий и расходовалась на обновление основных фондов, премии, культурно-бытовые нужды работников предприятий. Таким образом, процветание предприятий в большой степени, чем ранее, ставилось в зависимость от его доходности.

В соответствии с принципами реформы было решено расширить экономические права предприятий, развивать прямые связи между производителями и потребителями на принципах взаимной материальной заинтересованности и ответственности. Предполагалось внедрять в практику отношения, основанные на хозяйственных договорах между предприятиями. В новых условиях, чтобы обеспечить сбыт продукции,а не просто сдать ее на склад, необходимо было найти покупателя, заказчиков, заключить с ними договоры, а это, как предполагалось, было возможно только при достаточно высоком качестве производимой продукции. Но часто это было сделать затруднительно, поскольку предусмотренные первоначально прямые связи между предпринимателями и оптовой торговлей средствами производства не были введены из-за несовместимости с системой фондирования и разнарядок.

Тем не менее, возросшая самостоятельность предприятий пришла в противоречия с полномочиями министерств и ведомств, с жесткими директивным планированием всего народного хозяйства, в частности, с установкой на стабильность цен. Реформа оптовых цен была проведена в 1966 – 1967 гг. Для повышения роли экономического стимулирования была сделана попытка усовершенствовать систему ценообразования в пользу низкорентабельных производств, поскольку в экономике наряду с высокоприбыльными предприятиями всегда существовало множество убыточных (например, вся угольная промышленность). Зачастую на некоторых высокоприбыльных предприятиях имелись участки, выпускавшие необходимую для населения, но убыточную продукцию. Поэтому предприятия сами не хотели выпускать эти изделия и всячески старались от них избавиться. В связи с этим усиливалось значение таких инструментов, как цена, прибыль, премия, которые возвращали их в исходное состояние.

Реформа закладывала идею перевода всех предприятий на полный хозяйственный расчет. Это предполагало управление предприятиями посредствам экономических стимулов. Для предприятий устанавливались долговременные экономические нормативы и налоговые платежи, определяющие их взаимоотношения с государственным бюджетом: плата за фонды, рентные платежи, нормативы формирования фондов развития и экономического стимулирования. Личные стимулы тесно увязывались с итогами работы всего предприятия.

Новые формы, методы хозяйствования распространялись постепенно. Сначала они проходили проверку в рамках отдельных предприятий: еще в 1963-1964 гг. по-новому работали в порядке эксперимента московский автокомбинат №1, московское швейное объединение «Большевичка», горьковское объединение «Маяк». Затем на новые условия в 1966 г. были переведены 43 крупные, экономически крепкие предприятия ряда ведущих отраслей, затем – целые отрасли. Более активно себя проявили министерства электротехнической промышленности, приборостроения, автопромышленности. Их руководители были деятельными сторонниками новых методов хозяйствования, отстаивали идею перевода на хозрасчет целой отрасли, включая аппарат управления министерства.

Определенный толчок повышению производительности труда дал щёкинский эксперимент. В 1967 г. в порядке эксперимента объединение «Химволокно» г. Щёкино Тульской области получило право определять фонд заработной платы стабильно, вне зависимости от численности работников. Сокращая численность занятых, комбинат получил право оставлять себе сэкономленную часть фонда заработной платы при сокращении работников. Эксперимент таил в себе немалые резервы роста эффективности производства.

За 1967-1968 гг. объем выработки продукции на комбинате вырос почти в 2 раза. Но широкого распространения эксперимент не получил, так как содержал в себе серьезное противоречие. Его результаты способствовали заметному высвобождению рабочей силы. Но это слабо вписывалось в систему планового хозяйствования, при которой должна существовать «полная занятость».

Многочисленные противоречия реформы можно было бы устранить, если постепенно продвигаться к рынку. Однако это было невозможно по политико-идеологическим соображениям. Даже такой крупный реформатор как А. Косыгин был противником рынка и выступал лишь за отдельные элементы рыночных отношений, за усиление роли экономических регуляторов в плановой экономике.

Н.Косыгину противостоял Л. Брежнев, который вообще не был сторонником сколько-нибудь серьезным реформ. К тому же советское руководство беспокоило усиление американский интервенции во Вьетнаме, а также «пражская весна» 1968 г. (социализм с «человеческим лицом», «рыночный социализм»). Попытки компартии Чехословакии придать социализму «второе дыхание», в том числе с помощью рыночных механизмов, привели в конечном счете, в вторжению стран Варшавского Договора в Чехословакию. В итоге экономические реформы в СССР стали свертываться, начался возврат к более детальному планированию деятельности предприятий со стороны министерств.

В меньшей степени реформа коснулась сельскохозяйственного производства. На это были направлены решения мартовского (1965) Пленума ЦК КПСС. Отменялись обязательные повсеместные посевы кукурузы, больше внимания стал уделяться Центральным Черноземным и Нечерноземным районам страны, восстанавливались приусадебные участки и т.д. Менялась система закупок сельскохозяйственной продукции: вводились твердые (неизменные) и сравнительно низкие планы заготовок на несколько лет вперед до 1970 г. включительно. Были повышены закупочные цены на пшеницу, рожь и другие культуры, предусматривались дифференциация цен по различным зонам и районам страны. При сверхплановой продаже зерна государству устанавливалась 50 % надбавка к основной закупочной цене. Принимались меры по укреплению хозяйственного расчета в сельскохозяйственных предприятиях. Резко усилились финансирование аграрного сектора.

В 1966 – 1980 гг. в него было направлено 883 млрд. руб., что составляло 78% всех инвестиций в сельское хозяйство за все годы советской власти. За счет этих средств началось осуществление грандиозных программ по комплексной механизации, электрификации сельского хозяйства, мелиорации и химизации почв. В 1960-е гг. вновь возродилась идея об организации системы сельскохозяйственных звеньев с целью усиления заинтересованности работников в результатах их труда. Предполагалось перейти от крупных бригад (до 100 чл.) к небольшим звеньям, которые отвечали бы за весь технологический цикл, и получали оплату за всю произведенную продукцию. Так, в Краснодарском крае В. Первицкий со своим звеном в 10 чел. стал получать урожаи зерна в 2 – 3 раза выше, чем у работавших на аналогичных участках больших бригад.

Еще более удивительный эксперимент был предпринят в Казахстане. Там И. Худенко разрешили внедрить новую систему оплаты труда в одном из целинных районов. Вся работа распределялась между небольшими хозрасчетными звеньями, к которым предъявлялось одно требование: произвести установленный объем продукции к определенному сроку, при этом заработная плата выплачивалась без ограничения по достигнутому результату. Итоги работы в течение нескольких лет были поразительными: производительность труда превысила средний уровень почти в 20 раз, затраты на производство зерна сократились в 4 раза, зарплата выросла в 4 раза, а прибыли на одного работающего –в 7 раз. Расчеты, сделанные И. Худенко, подтверждали, что введение новой системы по всей стране позволит увеличить в несколько раз производство зерна, сократив при этом число занятых с 35 до 5 млн. человек.

Особенности восьмой и девятой пятилеток невозможно понять без анализа итогов предыдущей семилетки. Остановимся на этих итогах, имея в виду три обстоятельства, предопределивших во многом последующее развитие экономики. Во-первых, семилетка проходила под партийным лозунгом «развернутого строительства коммунизма», провозглашенного в новой Программе КПСС, принятой в 1961 г. Программа предусматривала построение коммунизма в 60 – 80-е годы.

В первое десятилетие 1961-1970 гг. –предполагалось превзойти все развитые страны, в том числе США, по объему производства на душу населения, поднять более чем в 2 раза производительность труда, устранить тяжелый физический труд, обеспечить всем материальный достаток и благо-устроение жилища. К концу второго десятилетия 1971 – 1980 гг. – создать материально техническую базу коммунизма, поднять производительность труда в 4 – 4,6 раза, обеспечить изобилие материальных благ для всего населения в результате чего «в СССР будет в основном построено коммунистическое общество».

Во-вторых, другим, более важным итогом было успешное развитие реальной экономики по ряду направлений. Значительно расширились абсолютные масштабы и объемы общественного производства. Национальный доход увеличился более чем на 1/3. В промышленности возросли не только абсолютные объемы, но и ежегодные приросты производства. За семь лет прирост промышленной продукции в 4 раза превысил ее прирост за все довоенные годы. Особенно быстро развивалось энергетика, добыча нефти и газа, производство стали и проката, машиностроение. Было построено 5,5 тыс. новых промышленных предприятий, в том числе такие гиганты, как Братская ГЭС, Западно-Сибирский и Карагандинский металлургические комбинаты, газопровод Бухара-Урал.

Таковы были положительные итоги семилетки. Но были и отрицательные результаты, которые все отчетливее проявлялись все последующие 25 лет, а некоторые из них превратились в крупные экономические проблемы. К концу семилетки замедлились темпы роста общественного производства и производительности труда, снизилась эффективность производства, использование основных фондов и инвестиции. В годы семилетки четко проявилась проблема диспропорциональности в развитии экономики, прежде всего в производстве средств производства и предметов потребления. Особенно заметным стало отставание сельского хозяйства: среднегодовой прирост его валовой продукции за семилетку составил лишь 2% при плане 10% в результате общий объем продукции возрос лишь на 14 %. Уменьшился среднегодовой сбор зерновых, резко сократилось поголовье скота.

Итоги восьмой пятилетки были достаточно обнадеживающими. Впервые же годы были достигнуты неплохие результаты. Сблизились темпы роста производительности труда и заработной платы работников, занятых в промышленности. Заметно вырос удельный вес интенсивных факторов в общем приросте национального дохода страны с 34 % в 1966 г. до 40 % в 1970 г. Именно в годы восьмой пятилетки введены в строй уникальные промышленные объекты: Западно-Сибирский и Карагандинский металлургические комбинаты, Красноярская ГЭС, началось освоение Тюменского нефтегазодобывающего комплекса, в 1960 –1970 гг. построен Волжский автозавод и др. В некоторой степени были решены проблемы с производством потребительских товаров.

Чем можно объяснить прогрессивные перемены в экономике? Влияние реформы, конечно, было значительным, но не решающим, тем более что очевидные улучшения в экономике произошли именно в первой половине восьмой пятилетки, когда массовый переход на новую систему только начинался. Истинная причина в другом: как уже указывалось выше, в период возврата от совнархозов к министерствам предприятия получили некоторую свободу маневра, какое-то время они не были скованы жестокой регламентацией, что и дало временный положительный эффект. Следует отметить, что к составлению восьмого пятилетнего плана были привлечены профессиональные экономисты, которые стремились заложить в план наиболее оптимальные параметры экономического развития страны.

Но уже в 1968 г. темпы роста заработной платы в промышленности обогнали темпы роста производительности труда, а это означало, что, осуществляя лишь незначительные реформы, невозможно обеспечивать долговременный экономический рост. Хотя некоторый эффект реформы проявился достаточно быстро, но он оказался кратковременным. Если в годы восьмого пятилетнего плана прирост объемов производства в промышленности по сравнению с предыдущей пятилеткой составил примерно 50 %, ав сельском хозяйстве 21 %, то в дальнейшем он стал вновь сокращаться: 43 и 13 % соответственно – в годы девятой пятилетки; 24 и 9 % в годы десятой пятилетки; 20 и 6 % в одиннадцатой пятилетки.

В конце 1960-х – начале 1970-х гг. позитивный потенциал хозяйственной реформы стал исчерпываться, народное хозяйство возвращалось к традиционным источникам экономического роста за счет топливно-энергетического и военно-промышленного комплекса (в рамках ВПК находилось до 80 % машиностроительных заводов). К началу 1970-х гг., когда в экономике еще ощущалось влияние реформы 1965 г., становилось ясно, что она постепенно сворачивается, хотя никто не отменял экономических методов управления. К концу 1970 г. на новую систему хозяйствования из 49 тыс. промышленных предприятий было переведено 41 тыс., на долю которых приходилось 95% прибыли и 93% общего выпуска промышленной продукции. Была даже предпринята попытка перевести на хозрасчетные принципы аппарат Министерства приборостроения, средств автоматизации и систем управления.

Однако все чаше стали проявляться различные ограничения и регламентации, что подрывало саму идею хозрасчета. Были введены лимиты на образование фондов экономического стимулирования, сверх которых даже высокорентабельные предприятия не могли увеличить эти фонды. Всю дополнительную прибыль в виде «свободного остатка» приходилось перечислять в госбюджет. Таким образом, хорошо работающие предприятия не поощрялись, а фактически наказывались за высокие результаты. Но на следующий плановый период задания для них устанавливались с учетом этих высоких достижений. Очень скоро под контроль вышестоящих организаций попал и фонд развития производства, который стал включаться в централизованный план распределения капитальных вложений. Тем самым происходило жестокое ограничение полномочий предприятий самостоятельно распоряжаться собственными средствами.

Самым уязвимым местом хозяйственной реформы были взаимоотношения относительно самостоятельных предприятий и государственных управленческих структур, действовавших административными методами. Фактическое принятие решений распределялось между многочисленными инстанциями партийно-хозяйственной иерархии, где исходные документы приходилось согласовывать.

Итак, экономическая реформа 1965 г. ознаменовала собой наиболее масштабную попытку усовершенствовать плановую систему хозяйствования. Партийное руководство страны, сделав несколько шагов к рынку, было не готово на дальнейшую трансформацию хозяйственной системы, так как это неизбежно привело бы к необходимости политической либерализации.

Конец 1970-х-- первая половина 1980-х гг. стали временем нарастания и обострения системного кризиса тоталитарного социализма.

Кризис назревал в:

  • -- экономике;
  • -- политике;
  • -- международных отношениях.

Двумя главными проблемами экономики СССР в конце 1970-х -- начале 1980-х гг. были:

  • -- неспособность командно-административной системы удовлетворить элементарные экономические нужды страны (тотальный дефицит товаров, их низкое качество, временами -- отсутствие продовольствия);
  • -- наметившееся отставание СССР от развитых стран мира.

В 1960 -- 1980-е гг. в странах Запада произошла технологическая информационная революция. Началась компьютеризация. Если в 1930-е гг. все решала тяжелая промышленность, то в 1960 -- 1980-е гг. все стали решать высокие технологии. В СССР высокие технологии имелись в ВПК, космонавтике, но в остальных сферах они отсутствовали. В СССР почти не было компьютеров, которые на Западе были почти у каждого; даже в 1980 г. на большинстве заводов имела место ручная сборка, в то время как в ведущих государствах все было автоматизировано. Низкие стандарты были в машиностроении, других сферах. При таком развитии СССР рисковал отстать от остального мира на 30 -- 50 лет.

Другой проблемой стал острый политический и нравственный кризис:

  • -- начавшееся при Л.И. Брежневе оздоровление партаппарата остановилось в середине 1970-х гг.;
  • -- началось «прирастание» аппаратчиков к своим должностям от Генерального секретаря до секретаря парткома;
  • -- произошло духовное перерождение партаппарата -- практически исчезла вера в коммунистические идеалы, появились ярко выраженные корыстные интересы, цинизм;
  • -- постепенно от дел стал отходить сам Л.И. Брежнев. Тяжело больной Л.И. Брежнев после принятия Конституции СССР 1977 г., начиная с 1978 г. несколько раз подавал в отставку, однако не был отпущен на пенсию своим окружением, которое не желало нарушения сложившегося баланса сил. В результате страна практически осталась без лидера и развивалась на самотек;
  • -- в СССР разрасталась коррупция, особенно в национальных республиках;
  • -- в Грузии, Азербайджане, Узбекистане, иных республиках, Москве сложился класс подпольных дельцов («цеховиков»); происходило сращивание криминального бизнеса и партийной элиты;
  • -- в самом обществе царили пессимизм и двойная мораль. Системный кризис тоталитарного социализма выплескивался и за пределы СССР.

В 1968 и 1980 гг. в двух наиболее «благополучных» социалистических странах -- Чехословакии и Польше -- произошли массовые антисоветские и антикоммунистические выступления. Особенно болезненным для СССР стал кризис в Чехословакии.

  • -- в январе 1968 г. к власти в ЧССР пришло новое руководство во главе с Александром Дубчеком;
  • -- новое руководство провозгласило своей целью построение «социализма с человеческим лицом» и начало реформы;
  • -- в ходе реформ начались переосмысление социализма, раскрепощение народа; у значительной части чехословацкого общества -- разочарование в социализме сталинско-брежневского типа;
  • -- часть руководства Чехословакии и часть общества заняли радикальную позицию -- выход из Варшавского договора, максимальное удаление от СССР, объединение с западной цивилизацией; по стране начали распространяться антисоветские и антикоммунистические настроения;
  • -- несколько раз руководство СССР пыталось вынудить чехословацкое руководство «навести порядок», подписывались различные документы, однако процессы в Чехословакии уже были неподвластны руководству А. Дубчека -- повернуть их вспять оно не могло и не хотело;
  • -- в ночь на 21 августа 1968 г. армии СССР и стран Варишвского договора (кроме Румынии) вторглись в Чехословакию и заняли территорию страны;
  • -- армия Чехословакии не оказала никакого сопротивления, хотя имелись жертвы в результате столкновений молодежи и войск;
  • -- в итоге под давлением войск в 1969 г. к власти в ЧССР пришло новое пробрежневское руководство во главе с Г. Гусаком, реформы А. Дубчека прекращены, ЧССР возвращена в «социалистический лагерь».

В 1980 -- 1981 гг. в Польше начались массовые антиправительственные выступления, которыми руководил рабочий профсоюз «Солидарность» под руководством Леха Валеты. Польское руководство подавило беспорядки собственными силами. В декабре 1981 г. в Польше бьию введено военное положение, начались репрессии.

Несмотря на кризисы в соцстранах, СССР предпринял попытку экспортировать социализм. 27 декабря 1979 г. СССР, сделав ставку на одну из марксистских афганских группировок во главе с Бабраком Кармалсм, ввел войска в Афганистан и попытался вместе с афганскими коммунистами (партия НДПА) построить в феодальном Афганистане просоветское социалистическое общество. Данная политика привела к 10-летней полномасштабной войне 1979 -- 1989 гг., которая стала дестабилизирующим фактором в СССР, унесла жизни более 15 тыс. советских солдат, привела к резкому охлаждению обстановки в мире.

Война в Афганистане привела к новому витку холодной войны:

  • -- нормальные советско-американские отношения были прерваны на 6 лет;
  • -- большинство капиталистических стран во главе с США бойкотировало Олимпиаду 1980 г. в Москве;
  • -- в ответ на это в 1984 г. СССР и социалистические страны бойкотировали Олимпийские игры в США, Лос-Анджелесе;
  • -- в 1983 г. США начали развертывание новых ракет средней дальности в Европе;
  • -- президент США Р. Рейган провозгласил СССР «империей зла» и- объявил о создании в будущем «космического щита» -- системы противоракетной обороны, которая бы сбивала советские ракеты из космоса (программа "звездных войн");
  • -- в 1983 г. СССР сбил южнокорейский пассажирский самолет, вторгшийся в советское воздушное пространство, который был принят за самолет-разведчик.

Проходившая гонка вооружений, разрушавшая бюджет СССР, превышала всякий здравый смысл.

Ядерные арсеналы во много раз превышали необходимое количество. Например, в 1983 г. один только город Киев в случае войны должен бы был подвергнут 40 ядерным ударам одновременно, когда для полного уничтожения города было достаточно 1 -- 2 ядерных ракет. Аналогичные планы существовали в отношении других городов. Мир стоял на пороге глобальной ядерной катастрофы.

После смерти Л.И. Брежнева в 1982 г. в СССР была предпринята попытка реформ. Данные реформы связаны с именем Юрия Владимировича Андропова (1914 -- 1984), бывшего в 1956 г. послом СССР в восставшей Венгрии, председателем КГБ в 1967 -- 1982 гг. и избранного новым Генеральным секретарем ЦК КПСС в 1982 г. Реформы Андропова имели поверхностный, косметический характер. В основном они касались наведения дисциплины и порядка в стране, преследования теневого бизнеса. В частности, было инициировано «хлопковое дело», по которому в крупных хищениях хлопка были обвинены ряд высших руководителей Узбекистана. Начавшиеся реформы прервались преждевременной смертью тяжело больного Ю.В. Андропова в начале 1984 г.

Новый лидер партии и СССР -- престарелый Константин Устинович Черненко (1911 -- 1985) -- также провозгласил реформы. Черненко был первым, кто объявил о начале в СССР «перестройки» и ввел в оборот данный термин. Однако на это мало кто обратил внимание. На деле началась только реформа школы 1984 г., других каких-либо значимых реформ не проводилось. Как и Ю.В. Андропов, К.У. Черненко в период нахождения в должности Генерального секретаря ЦК КПСС в силу крайне плохого здоровья был практически недееспособен.

Через 1 год и 1 месяц после своего избрания, 10 марта 1985 г., К.У. Черненко скончался после тяжелой продолжительной болезни. Через несколько часов, 11 марта 1985 г., новым Генеральным секретарем ЦК КПСС в спешном порядке был избран 54-летний М.С. Горбачев, который был на 20 лет младше своих предшественников. В СССР началось время перемен.

Несмотря на то, что 70-е гг. были благоприятными с точки зрения естественных приростов трудоспособного населения, именно в этот период обострился дефицит рабочей силы, поскольку огромные капиталовложения как нарочно бросались не на замещение устаревшей техники и оборудования, а на возведение стен для давно устаревших технологических установок и машин. С упорством, достойные лучшего применения, создавались в крупнейших городах рабочие места под работников с низкой квалификацией. По стране пошло гулять расхожее московское слово - “лимитчик”. Дефицитность трудовых ресурсов в условиях административно-командной системы заставляла предприятия накапливать этот “ресурс” впрок. В 1971-1978 гг. в промышленности было создано более 3 млн. новых рабочих мест, которые оставались вакантными. Зато значительная часть рабочих обслуживала физически и морально устаревшую технику. Поэтому хотя и происходило некоторое сокращение удельного веса работников, занятых ручным трудом, их абсолютная численность продолжала расти.

Десятая пятилетка, скорее для самоуспокоения, была провозглашена “пятилеткой эффективности и качества”. Однако все шло наоборот. Вместо всемерной экономии изо всех сил поддерживались пропорции 30-50-х гг. Ставка делалась на закупки по импорту промышленного оборудования и товаров ширпотреба в обмен на экспорт энергоносителей из невозобновляемых источников. При этом недальновидно рассчитывали на благоприятную внешнеэкономическую конъюнктуру.

Культурное развитие.

Период двадцатилетнего руководства страной Л. И. Брежневым управление наукой и культурой в СССР обрело внешне демократические формы, однако большинство проводившихся официальных мероприятий носило парадный характер, а все решения были заранее подготовлены и согласованы с парторганами. Под лозунгом "неуклонного повышения уровня жизни советских людей" росло количество образовательных, учебных и научных учреждений, музеев, театров, библиотек и т.д., но качественных изменений в развитии культуры и науки не происходило. С конца 1960-х гг. постепенно набирали силу тенденции администрирования. Все больше талантливых произведений культуры и искусства, научных открытий и достижений оказывались либо запрещенными, либо невостребованными. Особенно ярко признаки консервации режима проявлялись в реабилитации сталинизма. В 1970-е гг. стал формироваться образ великого полководца И. В. Сталина, одержавшего победу в Великой Отечественной войне. С конца 1960-х гг. начинается и постепенно набирает размах кампания по возвеличиванию и самого Л. И. Брежнева, В 1973 г. было принято специальное постановление о мерах по "повышению авторитета" главы партии и государства Вместе с тем проблемы идеологии и организации научной и культурной жизни в стране постепенно усложнялись растущими экономическими трудностями.

В это время широкое распространение получили новые средства связи и коммуникации, способы передачи информации: радио и телевидение (цветное с конца 1960-х гг.), аудио- и видеокассеты. Все это расширило возможности доступа широких слоев советского общества к достижениям западной массовой культуры. Становилось ясно, что самый передовой строй отстает от стандартов жизни "загнивающего капитализма". Единственным ответом советских идеологов на новые явления в культуре и науке была основанная на догмах марксизма-ленинизма критика "буржуазных концепций". Несмотря на отчаянные попытки советского руководства "догнать и перегнать Запад" в области развития науки и культуры, материальных средств на это явно не хватало. И хотя расходы в СССР на социально-культурные нужды с 1970 по 1985 г. возросли более чем в два раза, доля затрат государства на такие отрасли, как наука и просвещение, неуклонно снижалась. Действовал принцип остаточного финансирования культурного строительства. В результате большинство объектов социально-культурной сферы превращалось в "долгострой", десятилетиями не реставрировались памятники архитектуры и искусства, приходили в упадок крупнейшие хранилища культурных и духовных ценностей - библиотеки, музеи, заповедники и др.

Вывод к теме 1.1:В результате выполненной работы, мы определили основные тенденции развития СССР к 1980 годам. Внутреннюю и внешнюю политику, культурное развитие народов Советского Союза.

горбачёв политика советский

1. Конец 1970-х- первая половина 1980-х гг. стали временем нарастания и обострения системного кризиса тоталитарного социализма.

Кризис назревал в:

  • экономике;
  • политике;
  • международных отношениях.

Двумя главными проблемами экономики СССР в конце 1970-х - начале 1980-х гг. были:

  • неспособность командно-административной системы удовлетворить элементарные экономические нужды страны (тотальный дефицит товаров, их низкое качество, временами - отсутствие продовольствия);
  • наметившееся отставание СССР от развитых стран мира.

В 1960 - 1980-е гг. в странах Запада произошла технологическая информационная революция. Началась компьютеризация. Если в 1930-е гг. все решала тяжелая промышленность, то в 1960-1980-е гг. все стали решать высокие технологии. В СССР высокие технологии имелись в ВПК, космонавтике, но в остальных сферах они отсутствовали. В СССР почти не было компьютеров, которые на Западе были почти у каждого; даже в 1980 г. на большинстве заводов имела место ручная сборка, в то время как в ведущих государствах все было автоматизировано. Низкие стандарты были в машиностроении, других сферах. При таком развитии СССР рисковал отстать от остального ми­ра на 30 - 50 лет.

Другой проблемой стал острый политический и нравственный кризис:

  • начавшееся при Л.И. Брежневе оздоровление партаппарата остановилось в середине 1970-х гг.;
  • началось «прирастание» аппаратчиков к своим должностям от Генерального секретаря до секретаря парткома;
  • произошло духовное перерождение партаппарата - практически исчезла вера в коммунистические идеалы, появились ярко выраженные корыстные интересы, цинизм;
  • постепенно от дел стал отходить сам Л.И. Брежнев. Тяжело больной Л.И. Брежнев после принятия Конституции СССР 1977 г., начиная с 1978 г. несколько раз подавал в отставку, однако не был отпущен на пенсию своим окружением, которое не желало нарушения сложившегося баланса сил. В результате страна практически осталась без лидера и развивалась на самотек;
  • в СССР разрасталась коррупция, особенно в национальных республиках;
  • в Грузии, Азербайджане, Узбекистане, иных республиках, Москве сложился класс подпольных дельцов («цеховиков»); происходило сращивание криминального бизнеса и партийной элиты;
  • в самом обществе царили пессимизм и двойная мораль. Системный кризис тоталитарного социализма выплескивался и за пределы СССР.

2. В 1968 и 1980 гг. в двух наиболее «благополучных» социалистических странах - Чехословакии и Польше - произошли массовые антисоветские и антикоммунистические выступления. Особенно болезненным для СССР стал кризис в Чехословакии.

  • в январе 1968 г. к власти в ЧССР пришло новое руководство во главе с Александром Дубчеком;
  • новое руководство провозгласило своей целью построение «социализма с человеческим лицом» и начало реформы;
  • в ходе реформ начались переосмысление социализма, раскрепощение народа; у значительной части чехословацкого общества - разочарование в социализме сталинско-брежневского типа;
  • часть руководства Чехословакии и часть общества заняли радикальную позицию - выход из Варшавского договора, максимальное удаление от СССР, объединение с западной цивилизацией; по стране начали распространяться антисоветские и антикоммунистические настроения;
  • несколько раз руководство СССР пыталось вынудить чехословацкое руководство «навести порядок», подписывались различные документы, однако процессы в Чехословакии уже были неподвластны руководству А. Дубчека - повернуть их вспять оно не могло и не хотело;
  • в ночь на 21 августа 1968 г. армии СССР и стран Варишвского договора (кроме Румынии) вторглись в Чехословакию и заняли территорию страны;
  • армия Чехословакии не оказала никакого сопротивления, хотя имелись жертвы в результате столкновений молодежи и войск;
  • в итоге под давлением войск в 1969 г. к власти в ЧССР пришло новое пробрежневское руководство во главе с Г. Гусаком, реформы А. Дубчека прекращены, ЧССР возвращена в «социалистический лагерь».

В 1980 - 1981 гг. в Польше начались массовые антиправительственные выступления, которыми руководил рабочий профсоюз «Солидарность» под руководством Леха Валеты. Польское руководство подавило беспорядки собственными силами. В декабре 1981 г. в Польше бьию введено военное положение, начались репрессии.

3. Несмотря на кризисы в соцстранах, СССР предпринял попытку экспортировать социализм. 27 декабря 1979 г. СССР, сделав ставку на одну из марксистских афганских группировок во главе с Бабраком Кармалсм, ввел войска в Афганистан и попытался вместе с афганскими коммунистами (партия НДПА) построить в феодальном Афганистане просоветское социалистическое общество. Данная политика привела к 10-летней полномасштабной войне 1979 - 1989 гг., которая стала дестабилизирующим фактором в СССР, унесла жизни более 15 тыс. советских солдат, привела к резкому охлаждению обстановки в мире.

4. Война в Афганистане привела к новому витку холодной войны:

  • нормальные советско-американские отношения были прерваны на 6 лет;
  • большинство капиталистических стран во главе с США бойкотировало Олимпиаду 1980 г. в Москве;
  • в ответ на это в 1984 г. СССР и социалистические страны бойкотировали Олимпийские игры в США, Лос-Анджелесе;
  • в 1983 г. США начали развертывание новых ракет средней дальности в Европе;
  • президент США Р. Рейган провозгласил СССР «империей зла» и- объявил о создании в будущем «космического щита» - системы противоракетной обороны, которая бы сбивала советские ракеты из космоса (программа «звездных войн’);
  • в 1983 г. СССР сбил южнокорейский пассажирский самолет, вторгшийся в советское воздушное пространство, который был принят за самолет-разведчик.

Проходившая гонка вооружений, разрушавшая бюджет СССР, превышала всякий здравый смысл.

Ядерные арсеналы во много раз превышали необходимое количество. Например, в 1983 г. один только город Киев в случае войны должен бы был подвергнут 40 ядерным ударам одновременно, когда для полного уничтожения города было достаточно 1 - 2 ядерных ракет. Аналогичные планы существовали в отношении других городов. Мир стоял на пороге глобальной ядерной катастрофы.

5. После смерти Л.И. Брежнева в 1982 г. в СССР была предпринята попытка реформ. Данные реформы связаны с именем Юрия Владимировича Андропова (1914 - 1984), бывшего в 1956 г. послом СССР в восставшей Венгрии, председателем КГБ в 1967 - 1982 гг. и избранного новым Генеральным секретарем ЦК КПСС в 1982 г. Реформы Андропова имели поверхностный, косметический характер. В основном они касались наведения дисциплины и порядка в стране, преследования теневого бизнеса. В частности, было инициировано «хлопковое дело», по которому в крупных хищениях хлопка были обвинены ряд высших руководителей Узбекистана. Начавшиеся реформы прервались преждевременной смертью тяжело больного Ю.В. Андропова в начале 1984 г.

6. Новый лидер партии и СССР - престарелый Константин Устинович Черненко (1911 - 1985) - также провозгласил реформы. Черненко был первым, кто объявил о начале в СССР «перестройки» и ввел в оборот данный термин. Однако на это мало кто обратил внимание. На деле началась только реформа школы 1984 г., других каких-либо значимых реформ не проводилось. Как и Ю.В. Андропов, К.У. Черненко в период нахождения в должности Генерального секретаря ЦК КПСС в силу крайне плохого здоровья был практически недееспособен.

Через 1 год и 1 месяц после своего избрания, 10 марта 1985 г., К.У. Черненко скончался после тяжелой продолжительной болезни. Через несколько часов, 11 марта 1985 г., новым Генеральным секретарем ЦК КПСС в спешном порядке был избран 54-летний М.С. Горбачев, который был на 20 лет младше своих предшественников. В СССР началось время перемен.