Ликвидация бизнеса. Приказы. Оборудование для бизнеса. Бухгалтерия и кадры
Поиск по сайту

Для чего нужны налоговые регистры. Налоговые регистры

Регистры налогового учета - это документы, куда вносятся все исходные (первичные) данные, необходимые для исчисления налога. Какие требования надо соблюдать при создании регистров налогового учета и как с их помощью правильно сформировать налоговую базу, расскажем в нашей статье.

Как создаются регистры налогового учета

Значимое место в деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей занимает налоговый учет. С целью организации этой работы и для группировки данных по платежам в бюджет создаются регистры налогового учета , куда сводится информация из первичных документов, необходимая для исчисления различных налогов.

Для создания регистров налогового учета налогоплательщик может воспользоваться собственными идеями, а может применять уже имеющиеся формы. Весь перечень форм следует обязательно отразить в учетной политике и утвердить путем издания соответствующего приказа. На это нацеливает норма, содержащаяся в абз. 7 ст. 314 НК РФ.

Субъектам предпринимательства предоставляется право выбора формы того или иного регистра налогового учета . Главное, чтобы из нее было видно, как и из каких первичных документов создается данный регистр. Более того, разрешено группировать сведения в таблице или излагать в текстовой форме.

Но есть и строгое предписание обязательно указывать в регистрах налогового учета ряд реквизитов. Их перечень определен в НК РФ.

Посмотрим, как выглядит список обязательных реквизитов в реестрах для налога на прибыль. Согласно абз. 10 ст. 313 НК РФ это должны быть:

  • название регистра;
  • дата его формирования;
  • единицы измерения операций (как денежных, так и натуральных);
  • название учетного объекта или операции;
  • подпись лица, отвечающего за внесение данных в регистр.

Правила заполнения налоговых регистров

В ст. 314 НК РФ определено, что внесение данных в регистры налогового учета производится последовательно по датам. Каждый первичный документ должен находиться на своем месте в соответствии с этим правилом. Изъятие или лишние вставки не допускаются.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Чтобы подтвердить достоверность данных, внесенных в регистры налогового учета , можно использовать в том числе бухгалтерскую первичку, если она удовлетворяет требованиям законодательства. На этот счет есть письмо Минфина России от 17.01.2014 № 03-03-06/1/1156, в котором это положение обосновано отдельно.

В налоговых регистрах иногда допускаются ошибки. Исправлять их можно, но только при соблюдении 2 условий:

  • для исправления должны быть серьезные причины;
  • коррективы должны заверяться подписью ответственного лица с указанием даты внесения изменений.

Разглашать данные, содержащиеся в регистрах, запрещено, поскольку эта информация относится к налоговой тайне. Согласно письму Минфина России от 12.04.2011 № 03-02-08/41 нарушителю грозит не только административная, но и налоговая ответственность.

Налог на прибыль: требуемые регистры налогового учета

Рассмотрим, какие регистры налогового учета по налогу на прибыль нужны для заполнения соответствующего отчета. Это позволит понять общий принцип сведения данных.

Для данной декларации нужны как минимум 2 регистра:

  • по доходам;
  • по расходам.

Разница между данными из этих регистров позволит вычислить прибыль.

Однако на практике все не так просто, поскольку и доходы, и расходы могут как относится к производству и реализации по основной деятельности, так и быть внереализационными - в зависимости от деятельности и разновидностей операций. В таком случае вводятся дополнительные регистры налогового учета .

Если у налогоплательщика нет желания формировать свои регистры налогового учета , он может применить уже имеющиеся образцы. Их можно найти еще в документах Министерства по налогам и сборам РФ от 19.12.2001, которые посвящены системе налогового учета и рекомендованы для расчета налога на прибыль. Данные рекомендации актуальны и поныне, поэтому использование регистров из предлагаемого списка будет оправданным.

Пример

Бухгалтерия ООО «Спектр» вносит сведения, требуемые для определения размера налога на прибыль за 1-е полугодие 2016 года, в регистры налогового учета, а именно:

  • «Доходы от реализации».
  • «Расходы, уменьшающие доходы от реализации».
  • «Внереализационные доходы».
  • «Внереализационные расходы».

Получилось так, что в указанный период у компании не было доходов вне реализационного процесса, не было и соответствующих расходов, поэтому в следующей главе рассмотрим только налоговые регистры, оформляемые в рамках основной деятельности.

Заполняем регистр по доходам

Продолжение примера

Структура доходов ООО «Спектр» в 1-м полугодии 2016 года такова (указывается выручка):

  • Реализация товаров, изготовленных на своем производстве, - 14 569 000 руб.
  • Реализация товаров, ранее приобретенных у партнеров, - 10 450 000 руб.
  • Реализация иного имущества - 430 000 руб.

Включать в данный регистр надо всю реализацию, кроме той, которая указана в ст. 251 НК РФ. НДС и акцизы в сумму реализации не включаются.

Данные для внесения в этот регистр налогового учета берутся из бухучета, а именно со счета 90, на котором записываются продажи, и счета 91, где отражаются прочие доходы и расходы.

Чтобы налогоплательщику было легче ориентироваться, на нашем сайте размещены регистры налогового учета. Образец доходного реестра можно увидеть, пройдя по следующей ссылке.

Заполняем расходный регистр налогового учета по налогу на прибыль

Регистр, в который вносятся расходные операции для определения размера налога на прибыль, вести сложнее, чем тот, куда вносятся доходы. Дело в том, что отдельные расходы по-разному учитываются в налоговом и бухгалтерском учете. В результате приходится делать корректировки.

Продолжение примера

Бухгалтерия ООО «Спектр» создала налоговый регистр под названием «Расходы, снижающие величину реализационных доходов». В нем были отражены затраты:

  • на приобретение сырья и материалов;
  • заработную плату вкупе с начисленными страховыми взносами;
  • амортизацию;
  • оплату электроэнергии и пр.

Данные брались со счетов 20, 26, 44, 91 и других. Все произведенные расходы признаются по одинаковым правилам в налоговом и бухгалтерском учете. По этой причине корректировки данных не производились.

На нашем сайте есть эти налоговые регистры. Образец представлен ниже.

Регистры налогового учета могут быть разработаны самим налогоплательщиком при соблюдении непременного условия: в этих документах должны найти место обязательные реквизиты. Но формы можно взять и из доступных источников на сайте ФНС или нашем сайте, где также есть примеры их заполнения.

Жесткие условия налоговики предъявляют и к информации, вносимой в регистры налогового учета. Все сведения должны быть достоверны, и проверяющим должно быть ясно, каким путем формировались данные.

1. Организация системы налогового учета

Глава 25 НК РФ предусматривает в целях определения налоговой базы по налогу на прибыль ведение налогового учета. Налоговый учет - система обобщения информации для определения налоговой базы по налогу на основе данных первичных документов, сгруппированных в соответствии с Налоговым кодексом (ст. 313 НК РФ).

Основные задачи налогового учета - формирование полной и достоверной информации о величине доходов и расходов учреждения, определяющих размер налоговой базы отчетного (налогового) периода, а также обеспечение информацией внутренних и внешних пользователей для контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты в бюджет налога на прибыль.

Организация системы налогового учета подразумевает определение совокупности показателей, прямо или косвенно влияющих на размер налоговой базы, критериев их систематизации в регистрах налогового учета, а также порядка ведения учета, формирования и отражения в регистрах информации об объектах учета.

Аналитические регистры налогового учета - совокупность показателей (сводные формы), применяемых для систематизации данных налогового учета за отчетный (налоговый) период, сгруппированных в соответствии с требованиями гл. 25 НК РФ, без распределения (отражения) по счетам бухгалтерского учета.

Система налогового учета организуется учреждением самостоятельно исходя из принципа последовательности перехода от одного налогового периода к другому. В связи с тем, что единых утвержденных форм регистров налогового учета не существует, учреждение должно разрабатывать их самостоятельно либо вносить в применяемые регистры бухгалтерского учета дополнительные реквизиты, формируя тем самым регистры налогового учета. И в том и в другом случае регистры необходимо указывать в учетной политике для целей налогообложения , утверждаемой соответствующим приказом (распоряжением) руководителя (ст. 313 НК РФ). Организация вправе использовать данные аналитического учета, разработанные в соответствии с правилами ведения бухгалтерского учета, при условии, что информация содержит все необходимые сведения для расчета налога на прибыль (Письмо Минфина России от 01.08.2007 № 03-03-06/1/531).

Налогоплательщик анализирует хозяйственные операции и самостоятельно определяет, по каким объектам учета он должен разработать и утвердить формы регистров налогового учета, в которых должен быть обеспечен набор всех данных, необходимых для правильного определения показателей налоговой декларации.

Подтверждением данных налогового учета являются:

1) первичные учетные документы (включая справку бухгалтера);
2) аналитические регистры налогового учета;
3) расчет налоговой базы.

В соответствии со ст. 9 Федерального закона № 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" все хозяйственные операции, проводимые организацией, должны оформляться оправдательными документами. Эти документы служат первичными учетными документами, на основании которых ведется бухгалтерский учет. Таким образом, первичные документы служат основанием для организации как бухгалтерского, так и налогового учета.

Регистры налогового учета ведутся в виде специальных форм на бумажных носителях, в электронном виде и (или) любых машинных носителях. При этом аналитический учет данных должен быть так организован налогоплательщиком, чтобы обеспечивал непрерывное отражение в хронологическом порядке фактов хозяйственной деятельности и раскрывал порядок формирования налоговой базы.

Формы аналитических регистров налогового учета для определения налоговой базы в обязательном порядке должны содержать следующие реквизиты:

Наименование регистра;
- период (дату) составления;
- измерители операции в натуральном и денежном выражении;
- наименование хозяйственных операций;
- подпись (расшифровку подписи) лица, ответственного за составление указанных регистров.

Еще одно немаловажное замечание касается формата отражения данных в регистрах налогового учета. В соответствии со ст. 314 НК РФ корреспонденция счетов бухгалтерского учета в налоговом учете не указывается - отражаются только наименование хозяйственной операции (или группы одноименных операций) и их сумма.

По мнению автора, чтобы облегчить встречную сверку данных бухгалтерского и налогового учета, весьма полезным может оказаться включение в форму регистра налогового учета корреспонденции счетов (но как справочной, а не основной информации).

Согласно ст. 314 НК РФ правильность отражения хозяйственных операций в регистрах налогового учета обеспечивают лица, составившие и подписавшие их.

Исправление ошибки в регистре налогового учета должно быть подтверждено подписью лица, внесшего исправление, с указанием даты и обоснованием внесенного исправления. При хранении регистров налогового учета должна обеспечиваться их защита от несанкционированных исправлений.

При составлении регистров должно быть обеспечено достижение следующих целей:

Минимизация трудозатрат для дальнейшей обработки информации;
- возможность переносить данные налоговых регистров в налоговую декларацию непосредственно или после незначительной обработки;
- возможность проводить последующие проверки правильности переноса данных из регистров бухгалтерского учета.

2. Виды регистров

Для организации налогового учета ФНС рекомендовало ведение следующих регистров учета (Рекомендации МНС России "Система налогового учета, рекомендуемая МНС России для исчисления прибыли в соответствии с нормами главы 25 Налогового кодекса Российской Федерации"; данный документ носит рекомендательный, а не обязательный характер).

Регистры учета хозяйственных операций.

1. Регистр учета операций приобретения имущества (работ, услуг, прав).
2. Регистр учета операций выбытия имущества (работ, услуг, прав).
3. Регистр учета поступлений денежных средств.
4. Регистр учета расхода денежных средств.
5. Регистр учета сумм начисленных штрафных санкций.
6. Регистр учета расходов на оплату труда.
7. Регистр учета начисления налогов, включаемых в состав расходов.

Регистры учета хозяйственных операций являются источником систематизированной информации о проводимых организацией операциях, которые тем или иным образом влияют на величину налоговой базы в текущем или будущих периодах. Настоящий перечень включает все основные операции, связанные с утратой или получением права собственности на объекты гражданских прав (имущество, в том числе деньги, работы, услуги, права) по сделкам с третьими лицами. В отношении проводимых учреждением операций по признанию задолженностей и иных установленных НК РФ объектов налогообложения перечень может быть дополнен. В частности, в нем отсутствуют регистры по учету операций выявления результатов инвентаризации, переоценки имущества (кроме амортизируемого имущества и ценных бумаг).

Регистры учета состояния единицы налогового учета.

1. Регистр информации об объекте основных средств.
2. Регистр информации об объекте нематериальных активов.
3. Регистр информации о приобретенных партиях товаров, учитываемых по методу ФИФО (ЛИФО).
4. Регистр информации о приобретенных партиях сырья/материалов, учитываемых по методу ФИФО (ЛИФО).
5. Регистр информации о движении товаров, учитываемых по методу средней себестоимости.
6. Регистр информации о движении приобретенных сырья/материалов, учитываемых по методу средней себестоимости.
7. Регистр учета расходов будущих периодов.
8. Регистр аналитического учета операций по движению дебиторской задолженности.
9. Регистр учета операций по движению кредиторской задолженности.
10. Регистр учета расчетов с бюджетом.
11. Регистр движения резерва по сомнительным долгам.
12. Регистр учета расходов на гарантийный ремонт.
13. Регистр учета расчетов по штрафным санкциям.

Регистры учета состояния единицы налогового учета являются источником систематизированной информации о состоянии показателей объекта учета, сведения о которых используются более одного отчетного (налогового) периода. Ведение регистра должно обеспечить отражение информации о состоянии объекта учета на каждую текущую дату и изменении состояния объектов налогового учета во времени. Содержащиеся в регистрах сведения о величине показателей используются для формирования суммы расходов, подлежащих учету в составе того или иного элемента затрат в текущем отчетном периоде.

Регистры учета целевых средств некоммерческими организациями.

1. Регистр учета поступлений целевых средств.

2. Регистр учета использования целевых поступлений.

3. Регистр учета целевых средств, использованных не по целевому назначению.

Регистр учета поступлений целевых средств формируется для обобщения информации по денежным средствам, другому имуществу, работам, услугам, полученным в рамках благотворительной деятельности, в том числе в виде благотворительной помощи, пожертвований, других целевых поступлений, средств целевого финансирования и средств, полученных в виде безвозмездной помощи (содействия), поступившим некоммерческим организациям, включая бюджетные учреждения, в течение налогового периода в соответствии с пп. 15 п. 1 ст. 251 НК РФ, пп. 6 и 8 п. 1 ст. 251 НК РФ, п. 2 ст. 251 НК РФ (целевые средства) на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности. В соответствии со ст. 251 НК РФ ведение учета доходов и расходов целевых средств, а также сумм доходов и расходов от деятельности, связанной с получением доходов от реализации, и внереализационных доходов и расходов производится раздельно.

В регистре отражаются средства, признанные в соответствии с гл. 25 НК РФ для некоммерческих организаций, включая бюджетные учреждения, целевыми средствами по каждому факту их поступления, в момент фактического получения имущества, товаров, работ, услуг и прав. Ведение регистра учета поступлений целевых средств в течение налогового периода производится в хронологическом порядке с указанием вида поступлений - наименования полученных целевых средств и присвоенного кода.

Регистры промежуточных расчетов.

1. Регистр-расчет "Формирование стоимости объекта учета".
2. Регистр-расчет "Учет амортизации нематериальных активов".
3. Регистр-расчет стоимости списанного сырья и (или) материалов по методу ФИФО (ЛИФО).
4. Регистр-расчет стоимости списанных товаров по методу ФИФО (ЛИФО).
5. Регистр-расчет стоимости сырья/материалов, списанных в отчетном периоде.
6. Регистр учета сомнительной и безнадежной дебиторской задолженности по результатам инвентаризации на отчетную дату.
7. Регистр-расчет сомнительных долгов текущего отчетного (налогового) периода.
8. Регистр учета кредиторской задолженности по результатам инвентаризации на отчетную дату.
9. Регистр учета договоров на добровольное страхование работников.
10. Регистр учета расходов по добровольному страхованию работников.
11. Регистр-расчет расходов по добровольному страхованию работников текущего периода.
12. Регистр-расчет расходов на ремонт текущего отчетного периода.
13. Регистр-расчет расходов на ремонт, учитываемых в текущем и будущих периодах.
14. Регистр учета внереализационных расходов по операциям уступки прав требования, относящихся к будущим периодам.
15. Регистр-расчет резерва расходов на гарантийный ремонт.
16. Регистр-расчет коэффициента для перерасчета резерва расходов на гарантийный ремонт.

Регистры промежуточных расчетов предназначены для отражения и хранения информации о порядке проведения налогоплательщиком расчетов промежуточных показателей, необходимых для формирования налоговой базы в порядке, указанном гл. 25 НК РФ.

Под промежуточными понимаются показатели, для которых не предусмотрено соответствующих отдельных строк в декларации, то есть их значения хотя и участвуют в формировании отчетных данных, но не в полном объеме через специальные расчеты или в составе обобщающего показателя.

Показатели регистров данной группы должны в полном объеме отразить все этапы проведения промежуточных расчетов и величину всех показателей, участвующих в расчете.

Регистры формирования отчетных данных.

1. Регистр-расчет "Учет амортизации основных средств".
2. Регистр-расчет стоимости товаров, списанных (реализованных) в отчетном периоде.
3. Регистр учета прочих расходов текущего периода.
4. Регистр-расчет "Финансовый результат от реализации амортизируемого имущества".
5. Регистр учета стоимости реализованного прочего имущества.
6. Регистр-расчет учета остатка транспортных расходов.
7. Регистр учета внереализационных расходов.
8. Регистр-расчет финансового результата от реализации прав, которые были приобретены ранее в рамках операций по оказанию финансовых услуг (п. 3 ст. 279 НК РФ).
9. Регистр-расчет финансового результата от уступки прав требования (расходы по реализации прав, кроме ситуаций продажи ранее приобретенных прав).
10. Регистр учета доходов текущего периода.
11. Регистр учета убытков обслуживающих производств.
12. Регистр-расчет "Финансовый результат от деятельности обслуживающих производств и хозяйств".

3. Ведение регистров

Ведение регистров формирования отчетных данных обеспечивает информацией о порядке получения значений конкретных строк налоговой декларации.

Обобщающим признаком для всех вышеперечисленных регистров является формирование в них конечных данных налоговой отчетности. Одновременно в этих регистрах как результат расчетов выявляется и систематизируется и иная информация, переносимая в регистры учета состояния единицы налогового учета или регистры промежуточных расчетов.

Инструкцией № 25н (утверждена приказом Минфина России от 10 февраля 2006 года) определено, что в целях бюджетного учета учреждение обязано определять доходы и расходы методом начисления. В таком случае и в целях налогового учета целесообразно применять метод начисления, так как применение одного и того же метода признания доходов и расходов для бюджетного и налогового учета позволит избежать двойного учета, а также использовать в целях налогового учета регистры бухгалтерского учета.

В соответствии с п. 8 ст. 254 НК РФ для определения размера материальных расходов при списании сырья и материалов, используемых при производстве (изготовлении) товаров (выполнении работ, оказании услуг), учреждение обязано утвердить в учетной политике для целей налогообложения один из следующих методов оценки указанного сырья и материалов:

По стоимости единицы запасов;
- по средней стоимости;
- по стоимости первых по времени приобретений (ФИФО);
- по стоимости последних по времени приобретений (ЛИФО).

Напомним, что Инструкцией № 25н предусмотрено два способа списания материальных запасов:

По фактической стоимости каждой единицы;
- по средней фактической стоимости.

Согласно п. 3 ст. 259 НК РФ в целях налогового учета налогоплательщики самостоятельно определяют метод начисления амортизации (линейный или нелинейный). Нелинейный метод достаточно громоздок и неудобен, а применение одного и того же метода в налоговом и бюджетном учетах позволит избежать двойного учета. Однако нелинейный метод позволяет организации увеличить расходы, а следовательно, уменьшить налог на прибыль в первые периоды использования данного метода. Также следует учесть, что по основным средствам, приобретенным до 01.01.2002, остаточная стоимость определяется в виде разницы между первоначальной стоимостью объекта основных средств и суммой амортизации, начисленной по правилам бюджетного учета за период эксплуатации такого объекта. Выбранный бюджетным учреждением метод начисления амортизации не может быть изменен в течение всего периода начисления амортизации по объекту амортизируемого имущества.

Согласно п. 1.1 ст. 259 НК РФ с 01.01.2006 налогоплательщикам предоставлено право включать в состав расходов отчетного (налогового) периода расходы на капитальные вложения в размере не более 10% (30% - для 3-7 амортизационных групп) первоначальной стоимости основных средств (за исключением основных средств, полученных безвозмездно) и (или) расходов, понесенных в случаях достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации, технического перевооружения, частичной ликвидации основных средств, суммы которых определяются в соответствии со ст. 257 НК РФ.

Применять или не применять амортизационную премию - право, а не обязанность налогоплательщиков, следовательно, это решение принимается бюджетным учреждением самостоятельно. Решение об использовании премии, а также размер, в котором должны признаваться данные расходы, отражаются в учетной политике. В случае принятия решения о применении амортизационной премии учреждению необходимо разработать и утвердить в учетной политике регистры налогового учета, отражающие начисление амортизации в целях налогового учета , так как в бюджетном учете данные расходы не предусмотрены.

В соответствии с п. 10 ст. 259 НК РФ по решению руководителя учреждения, закрепленному в учетной политике для целей налогообложения, допускается начисление амортизации по нормам амортизации ниже установленных НК РФ. Использование пониженных норм амортизации допускается только с начала налогового периода и в течение всего налогового периода.

Ответственность за несоставление регистров налогового учета.

В ст. 120 НК РФ предусмотрена ответственность за грубое нарушение правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения. Под грубым нарушением понимается, в частности, отсутствие первичных документов, счетов-фактур или регистров бухгалтерского учета. Налоговые регистры в данной норме не упоминаются. Таким образом, при отсутствии регистров налогового учета требования ст. 120 НК РФ не нарушаются.

Ответственность по ст. 126 НК РФ наступает в том случае, если учреждение не представило в установленный срок документы и другие сведения, предусмотренные налоговым законодательством. Однако налоговые органы не вправе устанавливать для налогоплательщиков обязательные формы документов налогового учета (ст. 313 НК РФ). А раз нет утвержденных форм налоговых регистров, то требовать их не следует. Ведь, чтобы запросить документы, инспекция должна знать их перечень и количество.

Значит, оштрафовать учреждение за неведение регистров налогового учета по ст. 126 НК РФ нельзя. В ст. 122 НК РФ установлена ответственность за неуплату или недоплату налога в результате занижения налоговой базы или других неправомерных действий. И даже если отсутствие налоговых регистров привело к недоимке по налогу, то штраф назначат именно за недоплату, а не за отсутствие налоговых регистров. Следует отметить, что налоговое законодательство не содержит санкций за отсутствие регистров налогового учета.

Компания может хранить документы бухгалтерского и налогового учета в электронном виде при условии, что все они заверены электронной цифровой подписью (письмо Минфина России от 24 июля 2008 года № 03-02-071-314).

С формальной точки зрения основания для такого вывода есть. Подпись – это обязательный реквизит любого первичного документа (пункт 2 статьи 9 Федерального закона от 21 ноября 1996 года № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете»). Регистры бухгалтерского и налогового учета тоже должны быть подписаны составившими их лицами. Это следует из абзаца 8 статьи 314 НК РФ, а также пункта 2 статьи 9 и пункта 3 статьи 10 Закона № 129-ФЗ. Закон не ставит эти требования в зависимость от того, в каком виде компания хранит документы - бумажном или электронном. А единственная возможность завизировать электронный документ – использовать электронную цифровую подпись (статья 4 Федерального закона от 10 января 2002 года № 1-ФЗ).

Чем грозит отсутствие подписи? Специального штрафа за это нарушение нет. Есть штраф за отсутствие первичных документов и бухгалтерских регистров – 5 тыс. рублей (статья 120 НК РФ). Однако, в контрольном управлении ФНС России считают, что к этому нарушению нельзя приравнивать ситуацию, когда документ составлен, но не подписан. Кроме того, налоговиков в ходе проверки интересуют документы в бумажном виде, а не в электронном – соответственно с «живой» подписью.

Проблемы могут быть, только если в ходе проверки инспекция истребует документы, которые не подписаны. И то при условии, что нет возможности сразу же их распечатать и подписать. Например, если главный бухгалтер на больничном или вообще уволился. В результате инспектор может не зачесть расходы или отказать в вычете НДС.

Во избежание таких проблем на случай проверки любую первичку и регистры лучше хранить в бумажном виде и с подписями. Распечатывать документы целесообразно по окончании каждого квартала (налоговый период по НДС), а также перед увольнением главного бухгалтера или директора.

В соответствии с установленным порядком, с 1 января 2002 года все предприятия обязаны вести налоговый учет. Каждый факт хозяйственной деятельности предприятия необходимо отражать не только с точки зрения бухгалтерского, но и налогового учета.

Система налогового учета организуется налогоплательщиком самостоятельно, исходя из принципа последовательности применения норм и правил налогового учета, то есть применяется последовательно от одного налогового периода к другому. Порядок ведения налогового учета устанавливается налогоплательщиком в учетной политике для целей налогообложения, утверждаемой соответствующим приказом (распоряжением) руководителя.

Регистры налогового учета - это табличные формы систематизации данных налогового учета за отчетный (налоговый) период, сгруппированные в соответствии с требованиями главы 25 НК РФ и правилами составления декларации по налогу на прибыль. Основанием для записи в регистре налогового учета являются первичные документы и регистры бухгалтерского учета.

По налогооблагаемым объектам регистры сгруппированы следующим образом:

Регистры учета доходов от реализации - формируются данные о выручке от реализации товаров, выполнения работ, оказания услуг;

Регистры учета понесенных расходов - формируются данные о понесенных расходах по производству товаров, выполнению работ, оказанию услуг;

Регистры учета доходов и расходов от реализации - формируются данные о реализации имущества и имущественных прав;

Регистры учета внереализационных доходов и расходов - внереализационные доходы и расходы формируются в отдельном регистре по правилам налогового учета;

Регистры учета убытков - формируются данные об убытках, принимаемых к налогообложению на определенных условиях.

Регистры налогового учета составляются на бумажных носителях или в электронном виде (в электронных таблицах Excel).

Регистры налогового учета могут иметь двух или трехуровневую иерархию, например:

1 уровень - карточки налогового учета; справки - расчеты;

2 уровень - аналитические и/или синтетические регистры учета доходов и расходов;

3 уровень - сводные регистры учета доходов и расходов.

Сводные ведомости налогового учета составляются на основе синтетических ведомостей. Синтетические ведомости составляются для расшифровки показателей, включаемых в сводные ведомости. Синтетические ведомости составляются на основании данных бухгалтерского учета и/или аналитических ведомостей налогового учета.

Аналитические ведомости заполняются на основании данных карточек налогового учета или на основании первичных бухгалтерских документов. Аналитические ведомости составляются для расшифровки показателей, включаемых в синтетические ведомости.

Значительная часть регистров налогового учета заполняется на основе регистров бухгалтерского учета:

Аналитических и/или синтетических ведомостей,

Журналов - ордеров,

Карточек по отдельным счетам,

Сальдо - оборотных ведомостей и других.

Часть регистров налогового учета ведется на основе:

Карточек учета и

Справок - расчетов.

Карточки ведутся для налогового учета:

Основных средств и нематериальных активов,

Отдельных расходов будущих периодов и

Учета списания убытков.

Карточки учета основных средств заполняются на основании первичных документов. Карточки списания убытков, учета расходов (убытков) будущих периодов ведутся на основании ведомостей налогового учета.

Справки - расчеты составляются для учета отдельных объектов налогового учета, например:

Нормируемых расходов,

Резерва сомнительных долгов,

Суммы убытка, принимаемого в целях налогообложения по передаче права требования до наступления срока платежа и других.

Часть регистров налогового учета ведется на основе первичных бухгалтерских документов, например, ведомость добровольного страхования работников.

Регистры налогового учета составляются ежемесячно или ежеквартально с нарастающим итогом.

Ячейки налоговых регистров разного уровня взаимосвязаны между собой и соответствуют строкам декларации по налогу на прибыль. К каждой строке налоговой декларации составляется регистр учета или каждой строке налоговой декларации соответствует конкретная ячейка регистра налогового учета. Количество и перечень налоговых регистров определяются количеством строк налоговой декларации, которые необходимо заполнить и требованиями по ведению налогового учета доходов и расходов, предъявляемыми НК РФ.

В основе любой модели налогового учёта лежат регистры учёта, информация в которых систематизируется с целью формирования базы по налогу на прибыль. Для ведения налогового учёта могут быть использованы как бухгалтерские, так и аналитические регистры налогового учёта.

Требования к аналитическим регистрам установлены в ст. 313 и 314 НК РФ. Данные первичных документов группируются в соответствии с требованиями налогового законодательства в специально разработанных аналитических регистрах налогового учета, представляющих собой сводные формы систематизации данных без распределения (отражения) по счетам бухгалтерского учета. Систематизация данных первичных учётных документов в регистрах налогового учёта производится на основе их группировки без отражения на счетах бухгалтерского учёта. Это – главная отличительная особенность регистров налогового учёта.

Формы аналитических регистров налогового учета для определения налоговой базы в обязательном порядке должны содержать следующие реквизиты:

Наименование регистра;

Период (дата составления);

Измерители операций в натуральном и денежном выражении;

Наименование хозяйственных операций;

Подпись, расшифровка подписи лица, ответственного за составление указанного регистра.

При составлении регистров должно быть обеспечено достижение целей:

Минимизация трудозатрат для дальнейшей обработки информации;

Возможность переносить данные налоговых регистров в налоговую декларацию непосредственно или после незначительной обработки;

Возможность проводить последующие проверки правильности переноса данных из регистров бухгалтерского учета.

Данные налогового учета группируются в регистрах путем непрерывного отражения в хронологическом порядке объектов учета. Аналитический учет организуется налогоплательщиком таким образом, чтобы можно было проследить порядок формирования налоговой базы

В соответствии со ст.314 НК РФ корреспонденция счетов бухгалтерского учета в налоговом учете не указывается - отражаются только наименование хозяйственной операции (или группы одноименных операций) и их сумма. Однако, чтобы облегчить встречную сверку данных бухгалтерского и налогового учета, весьма полезным может оказаться включение в форму регистра налогового учета корреспонденции счетов (но как справочной, а не основной информации).

Согласно ст.314 НК РФ правильность отражения хозяйственных операций в регистрах налогового учета обеспечивают лица, составившие и подписавшие их.

Исправление ошибки в регистре налогового учета должно быть подтверждено подписью лица, внесшего исправление, с указанием даты и обоснованием внесенного исправления.

При хранении регистров налогового учета должна обеспечиваться их защита от несанкционированных исправлений.

Налоговый учет может быть организован как в самостоятельных регистрах налогового учета, так и в регистрах бухгалтерского учета, дополненных реквизитами, необходимыми при исчислении налога на прибыль. При этом показатели налогового учета в регистрах могут:

Совпадать с показателями бухгалтерского учета;

Иметь другое значение, рассчитанное в отдельном регистре.

Первый вариант возникает в том случае, если требования налогового и бухгалтерского учета совпадают и необходимо лишь соответствующее построение аналитического разреза регистров бухгалтерского учета, а также, если правила бухгалтерского учета допускают вариантность в отражении хозяйственных операций и в том числе существует вариант, совпадающий с требованиями налогового учета.

Второй вариант имеет место, когда требования налогового и бухгалтерского учета не совпадают ни при каких условиях. Использование регистров бухгалтерского учета для налогового учета возможно при условии ведения налогового учета методом начисления. При кассовом методе это невозможно, поскольку требования бухгалтерского и налогового учета в отношении момента отражения хозяйственных операций не совпадают.

В Информационном сообщении ФНС России «Система налогового учета, рекомендуемая ФНС России для исчисления прибыли в соответствии с нормами главы 25 Налогового кодекса Российской Федерации» приводится ряд понятий, используемых при ведении регистров налогового учета:

Объекты налогового учета - имущество,

Обязательства и хозяйственные операции организации, стоимостная оценка которых определяет размер налоговой базы текущего отчетного налогового периода или налоговой базы последующих периодов;

Единицы налогового учета - объекты налогового учета, информация о которых используется более одного отчетного (налогового) периода;

Показатели налогового учета - перечень характеристик, существенных для объекта учета;

Данные налогового учета - информация о величине или иной характеристике показателей (значение показателя), определяющих объект учета, отражаемая в разработочных таблицах, справках бухгалтера и иных документах налогоплательщика, группирующих информацию об объектах налогообложения.

Регистры учета хозяйственных операций

1. Регистр учета операций приобретения имущества (работ, ус луг, прав).

2. Регистр учета операций выбытия имущества (работ, услуг, прав). Регистр учета поступлений денежных средств формируется для обобщения информации о поступлении в организацию денежных средств. Записи производятся по каждому факту поступления денежных средств на расчетный счет организации или кассу.

3. Регистр учета поступлений денежных средств. Регистр учета поступлений денежных средств формируется для обобщения информации о поступлении в организацию денежных средств. Записи производятся по каждому факту поступления.

4. Регистр учета расхода денежных средств.

5. Регистр учета сумм начисленных штрафных санкций.

6. Регистр учета расходов на оплату труда.

7. Регистр учета начисления налогов, включаемых в состав расходов.

Регистры учета хозяйственных операций являются источником систематизированной информации о проводимых организацией операциях, которые тем или иным образом влияют на величину налоговой базы в текущем или будущих периодах. Настоящий перечень включает все основные операции, связанные с утратой или получением права собственности на объекты гражданских прав (имущество, в том числе деньги, работы, услуги, права) по сделкам с третьими лицами. В отношении проводимых учреждением операций по признанию задолженностей и иных установленных НК РФ объектов налогообложения перечень может быть дополнен. В частности, в нем отсутствуют регистры по учету операций выявления результатов инвентаризации, переоценки имущества (кроме амортизируемого имущества и ценных бумаг).

Регистры учета состояния единицы налогового учета

1. Регистр информации об объекте основных средств.

2. Регистр информации об объекте нематериальных активов.

3. Регистр информации о приобретенных партиях товаров, учитываемых по методу ФИФО (ЛИФО).

4. Регистр информации о приобретенных партиях сырья/мате риалов, учитываемых по методу ФИФО (ЛИФО).

5. Регистр информации о движении товаров, учитываемых по методу средней себестоимости.

6. Регистр информации о движении приобретенных сырья/материалов, учитываемых по методу средней себестоимости.

7. Регистр учета расходов будущих периодов.

8. Регистр аналитического учета операций по движению дебиторской задолженности. Записи в регистры учета операций по движению дебиторской (кредиторской) задолженности производятся по всем фактам возникновения и погашения дебиторской (кредиторской) задолженности по любым основаниям с начала налогового периода до отчетной даты.

9. Регистр учета операций по движению кредиторской задолженности.

10. Регистр учета расчетов с бюджетом. Регистр учета расчетов с бюджетом формируется для обобщения информации о состоянии расчетов с бюджетом. Записи производятся по каждому факту начисления и перечисления в бюджет сумм налога (сбора).

11. Регистр движения резерва по сомнительным долгам.

12. Регистр учета расходов на гарантийный ремонт.

13. Регистр учета расчетов по штрафным санкциям. Регистр учета доходов текущего периода формируется для обобщения информации об операциях получения доходов отчетного (налогового) периода, используемой при заполнении декларации по налогу на прибыль организаций. Ведение регистра должно обеспечивать возможность группировки доходов по их видам.

Регистры учета состояния единицы налогового учета являются источником систематизированной информации о состоянии показателей объекта учета, сведения о которых используются более одного отчетного (налогового) периода. Ведение регистра должно обеспечить отражение информации о состоянии объекта учета на каждую текущую дату и изменении состояния объектов налогового учета во времени. Содержащиеся в регистрах сведения о величине показателей используются для формирования суммы расходов, подлежащих учету в составе того или иного элемента затрат в текущем отчетном периоде.

Регистры учета целевых средств некоммерческими организациями

1. Регистр учета поступлений целевых средств.

2. Регистр учета использования целевых поступлений.

3. Регистр учета целевых средств, использованных не по целевому назначению.

Регистр учета поступлений целевых средств некоммерческими организациями формируется для обобщения информации по денежным средствам, другому имуществу, работам, услугам, полученным в рамках благотворительной деятельности, в том числе в виде благотворительной помощи, пожертвований, других целевых поступлений, средств целевого финансирования и средств, полученных в виде безвозмездной помощи (содействия), поступившим некоммерческим организациям, включая бюджетные учреждения, в течение налогового периода в соответствии с пп. 15 п. 1 ст. 251 НК РФ, пп. 6 и 8 п. 1 ст. 251 НК РФ, п. 2 ст. 251 НК РФ (целевые средства) на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности. В соответствии со ст. 251 НК РФ ведение учета доходов и расходов целевых средств, а также сумм доходов и расходов от деятельности, связанной с получением доходов от реализации, и внереализационных доходов и расходов производится раздельно.

В регистре отражаются средства, признанные в соответствии с гл. 25 НК РФ для некоммерческих организаций, включая бюджетные учреждения, целевыми средствами по каждому факту их поступления, в момент фактического получения имущества, товаров, работ, услуг и прав. Ведение регистра учета поступлений целевых средств в течение налогового периода производится в хронологическом порядке с указанием вида поступлений - наименования полученных целевых средств и присвоенного кода.

Регистры промежуточных расчетов

1. Регистр-расчет Формирование стоимости объекта учета.

2. Регистр-расчет Учет амортизации нематериальных активов.

3. Регистр-расчет стоимости списанных сырья и (или) материалов по методу ФИФО (ЛИФО).

4. Регистр-расчет стоимости списанных товаров по методу ФИФО (ЛИФО).

5. Регистр-расчет стоимости сырья/материалов, списанных в от четном периоде.

6. Регистр учета сомнительной и безнадежной дебиторской задолженности по результатам инвентаризации на отчетную дату.

7. Регистр-расчет резерва сомнительных долгов текущего отчетного (налогового) периода.

8. Регистр учета кредиторской задолженности по результатам инвентаризации на отчетную дату.

9. Регистр учета договоров на добровольное страхование работников.

10. Регистр учета расходов по добровольному страхованию работников.

11. Регистр-расчет расходов по добровольному страхованию работников текущего периода.

12. Регистр-расчет расходов на ремонт текущего отчетного периода.

13. Регистр-расчет расходов на ремонт, учитываемых в текущем и будущих периодах.

14. Регистр учета внереализационных расходов по операциям уступки прав требования, относящихся к будущим периодам.

15. Регистр-расчет резерва расходов на гарантийный ремонт.

16. Регистр-расчет коэффициента для перерасчета резерва расходов на гарантийный ремонт

Регистры промежуточных расчетов предназначены для отражения и хранения информации о порядке проведения налогоплательщиком расчетов промежуточных показателей, необходимых для формирования налоговой базы в порядке, предусмотренном главой 25 НК РФ. Под промежуточными показателями понимаются показатели, для которых не предусмотрено соответствующих отдельных строк в декларации, т.е. их значения хоть и участвуют в формировании отчетных данных, но не в полном объеме через специальный расчет или в составе обобщающего показателя. Показатели регистров данной группы должны в полном объеме отразить все этапы проведения промежуточных расчетов и величину всех показателей, участвующих в расчете.

Регистры формирования отчетных данных

1. Регистр-расчет учета амортизации основных средств.

2. Регистр-расчет стоимости товаров, списанных (реализованных) в отчетном периоде.

3. Регистр учета прочих расходов текущего периода.

4. Регистр-расчет Финансовый результат от реализации амортизируемого имущества.

5. Регистр учета стоимости реализованного прочего имущества.

6. Регистр-расчет учета остатка транспортных расходов.

7. Регистр учета внереализационных расходов.

8. Регистр-расчет Финансовый результат от реализации прав, которые были приобретены ранее в рамках операции по оказанию финансовых услуг (п. 3 ст. 279 НК РФ).

9. Регистр-расчет Финансовый результат от уступки прав требования (расходы по реализации прав, кроме ситуаций продажи ранее приобретенных прав).

10. Регистр учета доходов текущего периода. Регистр учета доходов текущего периода формируется для обобщения информации об операциях получения доходов отчетного (налогового) периода, используемой при заполнении декларации по налогу на прибыль организаций. Ведение регистра должно обеспечивать возможность группировки доходов по их видам.

11. Регистр учета убытков обслуживающих производств.

12. Регистр-расчет Финансовый результат от деятельности обслуживающих производств и хозяйств.

Регистры формирования отчетных данных обеспечивают информацией о порядке получения значений конкретных строк налоговой Декларации.

Обобщающим признаком для всех вышеперечисленных регистров является формирование в них конечных данных налоговой отчетности. Одновременно в этих регистрах как результат расчетов выявляется и систематизируется и иная информация, переносимая в Регистры учета состояния единицы налогового учета или Регистры промежуточных расчетов.

Ведение регистров формирования отчетных данных обеспечивает информацией о порядке получения значений конкретных строк налоговой декларации. Одновременно в этих регистрах как результат расчетов выявляется и систематизируется и иная информация, переносимая в регистры учета состояния единицы налогового учета или регистры промежуточных расчетов.

Аналитические регистры должны быть взаимосвязаны с налоговыми декларациями и расчетами.

Формы регистров налогового учета и порядок отражения в них аналитических данных разработан налогоплательщиком, т.е. руководителями и специалистами АО «РСК «МИГ» самостоятельно и устанавливаются приложениями к учетной политике организации для целей налогообложения.

Согласно российскому Налоговому Кодексу начисление и уплата налогов являются обязательными для каждой зарегистрированной на территории Федерации организации либо предприятия. Правильное определение суммы необходимых бюджетных уплат невозможно без ведения регулярного и непрерывного фиксирования и обработки числовых данных, полученных в ходе осуществления той или иной хозяйственно-финансовой операции. Для удобства этого процесса используются специальные регистры налогового учета.

Это установленные законодательными актами формы документов, в которых ведутся необходимые расчеты:

Формируются суммы доходов и расходов;

Определяется перечень расходов, подлежащих вычету в целях налогообложения в этом отчетном периоде;

Фиксируется числовое значение расходов, которые будут отнесены на следующие периоды;

Создаются резервы;

Выводится размер задолженности бюджету.

Регистры налогового учета по налогу на прибыль формируются в виде закрепленных нормативами форм учетных книг либо журналов, а также на электронных носителях.

Анализ при исчислении налогов

Аналитические регистры налогового учета - это сгруппированные формы, которые содержат сведения и систематизацию цифровых данных учета за определенный без использования бухгалтерских счетов. Они применяются для накопления и систематизации информации и отражении ее в расчете зафиксированной в а также в итогах анализа налогового учета.

В двадцать пятой главе Налогового Кодекса России представлены нормы налогового учета. На их основании Министерством по налогам и сборам в информационном сообщении в декабре 2001 года были предложены к использованию основные регистры для определения сумм отчислений в бюджет.

Перечень налоговых регистров

В настоящее время органами закреплены следующие регистры налогового учета:

  1. расчетный регистр, отражающий формирование суммы, показывающей денежную величину объекта учета;
  2. расчетный регистр, показывающий амортизацию нематериальных активов;
  3. расчетный регистр стоимости материалов либо сырья, списанных методом ЛИФО;
  4. расчетный регистр, отражающий стоимость списанных материалов либо сырья в определенном отчетном периоде;
  5. расчетный регистр, показывающий стоимость списанных товаров за налоговый период;
  6. расчетный регистр, показывающий резервы безнадежных и сомнительных долгов за данный период отчета;
  7. расчетный регистр понесенных расходов, отражающих размеры сумм на добровольное страхование работников на текущий период;
  8. расчетный регистр расходов, отчисленных на ремонт в текущем отчетном периоде;
  9. расчетный регистр расходов, планируемых на ремонтные работы, учитываемых в настоящем и будущих отчетных периодах;

10. расчетный регистр, отражающий имеющиеся резервы расходов в случае бесплатного гарантийного ремонта;

11. расчетный регистр перерасчетного коэффициента резервов расходов при имеющем место гарантийном ремонте;

12. учетный регистр, составляемый по данным инвентаризации на дату отчета и показывающий размер дебиторской безнадежной задолженности;

13. учетный регистр составляемый по данным инвентаризации на дату отчета;

14. учетный регистр, фиксирующий страховые суммы на основании договоров работников на добровольное страхование;

15. учетный регистр расходов предприятия по страхованию работающих;

16. учетный регистр операций по внереализационным расходам отнесенным к будущим периодам.

Кроме приведенных здесь рекомендованных учетно-расчетных документов, организацией могут быть разработаны дополнительные регистры налогового учета. Они могут быть расширены, разделены или другим образом преобразованы, исходя из индивидуальных особенностей хозяйственно-финансовой деятельности организации либо предприятия.

Правильная организация ведения налоговых регистров поможет предпринимателю избежать штрафа от налоговой инспекции. А рассмотренные образцы налоговых регистров по налогу на прибыль помогут сделать правильные выводы.

Организации и предприятия, которые зарегистрированы налогоплательщиками, в обязательном порядке должны вести регистры налогового учета по требованиям, предъявляемым налоговыми инстанциями.

Вести регистры доходов и расходов обязаны не только плательщики налога на прибыль, потому что это условие не указано в налоговом кодексе, что служит предметом возникновения споров и неразберих.

Общепринятые правила ведения регистров налогов

Ведение налогового регистра – это систематизация и сводка данных за налоговый или отчетный период, которые не имеют распределения в сфере счетов бухгалтерского учета.

Обязательными реквизитами для налогового регистра являются: название, дата составления или период, измерители проведения операции в форме денежного или натурального эквивалента, а также отображение самой операции. Подтверждается регистр подписью ответственного лица, которая в обязательном порядке должна иметь расшифровку. Такие требования предъявлены статьей 313 НК.

В качестве налогового регистра можно использовать также регистр бухгалтерского учета, дополнив его необходимыми сведениями, что также предусматривает статья 313.

Регистры подлежат ведению и в бумажной, и в электронной форме.

Для бухгалтеров, которые не справляются с составлением регистров, налоговые службы разработали примерные формы образцов налоговых регистров по налогу на прибыль.

При этом налогоплательщик вправе сам составлять форму налогового регистра и определять порядок ведения учета для подключения к учетной политике и налогообложению. Это указано в статье 314 НК.

Согласно требованиям налоговых служб, регистры заполняются на базе первичных учетных документов. Запрещено:

  • Заполнять регистры, не соблюдая хронологический порядок проведения операций.
  • Делать безосновательные изъятия из них информации по операциям.
  • Безосновательно добавлять какие-либо учетные мероприятия.
  • Вести регистр беспорядочно.

Очень важным моментом является внесение поправок в уже составленный регистр. Эта документация должна быть защищенной от вмешательства несанкционированного характера. Поправки и исправления имеет право вносить лишь то лицо, которое отвечает за ведение регистров, это же лицо обязано заверить внесенную поправку своей подписью и датой исправления.

Учет налога на прибыль

Заполняя декларацию на прибыль, требуется минимум 2 регистра налогового учета по налогу на прибыль. Один из них будет отображать налоговый учет доходов, а другой – расходов. Информация, предоставленная на базе регистров, является необходимой для расчета налоговой базы – прибыли, ведь без этого этапа расчет самого налога на прибыль невозможен.

Дополнительные регистры обязательно понадобятся организации, если ее деятельность имеет несколько разновидностей. В таком случае каждый вид проводимых операций заносится в содержание регистра.

Отдельной регистрации также требуют операции, которые облагаются налогами в специальном порядке.

Например, минимальный перечень необходимых регистров для расчета налога на прибыль ООО «Цветочек»:

  1. Регистр налогового учета по доходам от реализации.
  2. Регистр налогового учета операций, которые уменьшают доходы от реализации.
  3. РНУ о внереализационных доходах.
  4. РНУ о внереализационных расходах.

Оформляя доходные регистры, стоит помнить, что сумма за реализованные товары заполняется без учета НДС и что некоторые операции не включаются в список доходов, перечень их можно найти в Налоговом кодексе.

Расходы, которые отображаются в бухгалтерском учете, не всегда налогоплательщик вправе отобразить в налоговом учете и, соответственно, заносить их в расходный налоговый регистр. Эти моменты также стоит не забывать и учитывать при ведении регистров. Некоторые затраты, которые в бухучете отображаются полностью, имеют установленные налоговым кодексом рамки, поэтому отображать их в учете налоговом следует только после внесения корректировок и поправок.