Ликвидация бизнеса. Приказы. Оборудование для бизнеса. Бухгалтерия и кадры
Поиск по сайту

Что значит политика протекционизма. Политика протекционизма. К мерам государственного протекционизма относится что

Внешнеторговая политика государств

Внешнеторговая политика – это комплекс мер со стороны государства по регулированию торговых отношений и связей с другими странами, оптимизирующих участие страны в международном разделении труда. Основными направлениями внешнеторговой политики госу­дарства являются протекционизм и фритредерство (Рис. 3.3).

Рис 3.3. Внешнеторговая политика и ее инструменты


Традиционный протекционизм – это теория и практика ре­гулирования внешней торговли, направленные на защиту эко­номических субъектов национальной экономики от иностран­ной конкуренции.

На практике протекционизм развивается и применяется с периода возникновения международных торговых отношений. В XX в. особенно сильное влияние протекционизма наблюдалось в период между двумя мировыми войнами. Сохранится такая практика, надо полагать, и в XXI в., как специфическая мера защиты экономических субъектов национальной экономики.

Внешним проявлением протекционизма является положи­тельное сальдо торгового баланса, т.е. превышение стоимости экспорта над стоимостью импорта, что и служит основой для сохранения протекциони­стских тенденций.

В развивающейся национальной экономике протекционист­ские меры необходимы для защиты только возникших и форми­рующихся под влиянием научно–технического прогресса отрас­лей от конкуренции эффективных иностранных фирм, функ­ционирующих на мировом рынке достаточно длительное время.

Кроме того, протекционистские меры имеют ярко выражен­ный социальный характер в периоды формирования или струк­турной реорганизации национальной промышленности, когда государству необходимо защитить те профессиональные катего­рии занятых, которые нуждаются в переквалификации в связи с закрытием или банкротством национальных предприятий.

В периоды серьезных обострении отношений между государ­ствами и усиления международной напряженности, протекцио­нистские меры используются для сохранения национальной безо­пасности государства, чему способствует производство на его территории всей необходимой, жизненно важной продукции.

Основными аргументами, выдвигаемыми противниками про­текционизма против этой теории, являются следующие.

1. Протекционизму присуща определенная нелогичность: ставя целью достижение положительного сальдо торгового ба­ланса, протекционизм сдерживает импортные операции. Это вызывает аналогичную реакцию международных партнеров, в результате чего сворачиваются объемы экспортных операций, и ситуация приводит не к положительному сальдо, а к разбалансированности торгового баланса.

2. В условиях протекционизма секторы национальной эко­номики, защищенные его барьерами, теряют стимулы к разви­тию, поскольку механизмы конкуренции затухают, а стремления к прогрессу и инновациям уничтожаются возможностями со­хранять высокие уровни доходов и монопольные привилегии.


3. Протекционизм обладает определенным мультиплици­рующим эффектом: технологическая взаимосвязь между отрас­лями ведет к тому, что если для одних отраслей технологиче­ской цепочки введена протекционистская защита, то ее потре­буют также и технологически связанные с ними отрасли. В итоге возникает новый протекционизм, или неопротекционизм.

4. Протекционизм наносит ущерб экономическим интересам потребителей: отечественный потребитель дороже платит за то­вар, причем, не только за импортный, облагаемый таможенной пошлиной, но и за товары национальной промышленности.

5. В условиях протекционизма национальная экономика не может оптимально использовать преимущества международной специализации, поскольку более дешевые импортные товары не могут попасть в страну в связи с вводимыми ограничениями.

Определяемые спецификой применения выделяются сле­дующие виды протекционизма.

1. Отраслевой протекционизм, направленный на защиту воз­никающих и оформляющихся отраслей промышленности и аг­рарного сектора (отрасли ВКП, молодые отрасли НТР и сель­ского хозяйства).

2. Скрытый протекционизм, для осуществления которого ис­пользуются механизмы внутренней экономической политики.

3. Селективный протекционизм, применяемый в отношении конкретных мегасубъектов, товаров или услуг. Разновидностью его является «эмбарго» – запрет на поставки.

4. Интеграционный протекционизм, проводимый странами, входящими в интеграционное объединение в отношении всех остальных мегасубъектов.

Основными и наиболее распространенными протекционист­скими мерами являются тарифные (тарифы на экспорт и им­порт) и нетарифные барьеры.

Тарифы на импорт, или импортная пошлина, – это мера про­текционизма, в условиях которой отечественная цена импортного товара поднимается выше мировой цены, и к мировой цене при­бавляется величина тарифа на импорт. В результате получается величина, равная мировой цене, умноженной на ставку тарифа.

Фактический уровень тарифа на импорт в отрасли вели­чина, отражающая уровень возрастания добавленной стоимости единицы продукции в отрасли в условиях функционирования всей тарифной системы. Когда конечная продукция отрасли бу­дет защищена более высоким таможенным тарифом на импорт, чем ее промежуточная продукция, то фактический уровень та­рифа превысит его номинальный уровень, а именно, уровень ставки, указанной в таможенном тарифе.

Механизмтарифов на экспорт является зеркальным отраже­нием механизма тарифов на импорт.

Таможенные тарифы конкретизируются совокупностью ста­вок таможенных пошлин. Таможенная пошлина – это налог, которым облагаются импорт и экспорт товаров и услуг, начис­ляемый либо с количества, либо со стоимости. В соответствии со спецификой начисления различают следующие пошлины.

1. Специфические таможенные пошлины: (налог начисляется на единицу обложения).

2. Адвалорные таможенные пошлины: (налог начисляется в процентах к таможенной стоимости объекта обложения).

3. Комбинированные таможенные пошлины, размер налога устанавливается при сочетании методов обложения.

В практике мировой торговли и международных отношений выделяются особые конъюнктурные таможенные пошлины, к числу которых относятся следующие:

1. Антидемпинговые таможенные пошлины. Ими облагаются товары, ввозимые по демпинговым ценам. Демпинг – прак­тика экспорта товаров по ценам, значительно ниже тех, по ко­торым товар реализуется на внутреннем рынке. Демпинг при­меняется в периоды циклических спадов, когда на внутреннем рынке невозможна реализация произведенной продукции в связи с сокращением отечественного спроса. Отрицательный эффект демпинга испытывают производители страны–экспор­тера, поскольку он серьезно затрудняет развитие импортоконкурирующих отраслей.

2. Компенсационные таможенные пошлины. Такие пошлины нейтрализуют иностранные экспортные субсидии, предоставляе­мые экспортирующими странами отечественным производителям.

3. Сезонные таможенные пошлины. К ним относятся пошли­ны, налагаемые на продукцию сезонного характера, главным образом на продукцию сельского хозяйства. Срок их действия ограничен Сроками движения подобных товаров.

По характеру оформления различают автономные, конвен­ционные и преференциальные таможенные пошлины.

Введение автономных пошлин является результатом односто­ронних решений законодательных органов государственной вла­сти. Конкретизация их ставок осуществляется соответствующи­ми министерствами (министерствами экономики, финансов, торговли) с последующим утверждением в правительстве.

Введение конвенционных пошлин – результат двусторонних или многосторонних соглашений. Классическим примером яв­ляется Генеральное соглашение о тарифах и торговле (ГАТТ).

Специфическими в ряду таможенных пошлин являются пре­ференциальные пошлины. Их отличают и количественные, и каче­ственные характеристики. Преференциальные пошлины всегда имеют более низкие ставки в рамках единой тарифной системы. Такими пошлинами облагаются товары и услуги, экспортируе­мые из развивающихся стран.

Основными видами нетарифных торговых ограничений яв­ляются антидемпинговые меры, экспортно–импортные квоты, добровольные экспортные ограничения (ДЭО).

Введение антидемпинговой пошлины должно быть обосновано протоколом специальной комиссии по установлению факта демпинга и определению ущерба от него, который грозит отечествен­ным производителям.

Экспортно–импортные квоты (контингент) – наиболее рас­пространенный вид нетарифных торговых ограничений. Квоти­рование (контингентирование) – ограничение в количественном или стоимостном выражении объема продукции, разрешенной к ввозу или вывозу из страны. В связи с этим различают импорт­ные квоты и экспортные квоты.

В условиях тарифных ограничений количества ввозимых и вы­возимых товаров не регламентируются, требуется проплатить став­ку тарифа по количеству, таможенной стоимости или их сочета­нию. Квотирование ограничивает объемы внешней торговли опре­деленным количеством тонн, штук, литров. Государство выдает лицензии на экспорт или импорт ограниченного объема продук­ции и накладывает запрет на нелицензированную торговлю.

Добровольные экспортные ограничения (ДЭО) – это разновидность экспортной квоты. В рамках добро­вольных экспортных ограничений страны–экспортеры прини­мают на себя обязательства по ограничению экспорта в кон­кретную страну. Видимость добровольности покрывает стремле­ние избежать со стороны партнеров более серьезных и жестких протекционистских ограничений. По существу ДЭО являются вынужденной мерой.

Кроме трех основных к нетарифным торговым ограничени­ям относятся также разновидности скрытого протекционизма, в условиях которых контролируется дотаможенное движение то­варов, т.е. сама возможность участия товаров в импорте и экс­порте. К ним относятся санитарно–технические и валютные ог­раничения импорта товаров.

К санитарно–техническим ограничениям относятся следующие их виды:

Обязательное соблюдение национальных стандартов;

Сертификаты качества импортной продукции;

Требования к специфической маркировке и упаковке товаров;

Требования к экологическим характеристикам товаров по­требительского назначения и товаров производственного назначения.

Санитарно–технические стандарты являются выражением стремления государств в рамках преодоления таможенных огра­ничений оградить нацию от продукции, наносящей ущерб жизни и благосостоянию ее граждан.

Введение

Международная торговля нигде и никогда не развивалась без вмешательства государства. История международной торговли - это и история развития и совершенствования системы государственного регулирования международной торговли. Различают протекционистскую торговую политику и политику свободной торговли.

Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что без знания исторического опыта торговой политики и ее особенностей невозможно успешное продвижение бизнеса в современном мире по пути к цивилизованному рынку.

Целью данной работы является рассмотрение таможенного протекционизма во второй половине XIX века. На основе цели работы поставлены следующие задачи:

рассмотрение термина «протекционизм», как общее понятие, его содержания, положительных и отрицательных сторон.

изучение внешнеторговой политики России во второй половине XIX века.

прослеживание наличия идей протекционизма и его развитие в это время.

Объектом исследования является политика протекционизма, проводимая русским правительством на протяжении второй половины XIX-го столетия.

Методами исследования являются теоретические методы.

Протекционизм. Основные принципы

Сущность протекционизма во внешнеторговой политике

Термин "протекционизм" происходит от латинского "protectio", что означает "покровительство, защита". В современном обществе протекционизм - это экономическая политика государства, которая противоположна по направлению политике "свободной торговли" и старается решать такие задачи как:

1)Защита отраслей отечественной экономики, имеющих какое-либо стратегическое значение, от иностранной конкуренции;

2)Защита новых или созданных недавно отраслей отечественной экономики;

3)Расширение внешнего рынка.

Так же он является ответной мерой при проведении политики протекционизма торговыми партнёрами.

В наиболее полном виде теория протекционизма была изложена немецким экономистом Фридрихом Листом в середине XIX в. в книге "Национальная система политэкономии". Так он писал о положительном влиянии протекционизма на экономическое развитие страны: "Протекционная политика обеспечивает: развитие промышленности, устойчивую экономику, зависящую в большей мере от развитого внутреннего рынка, внутреннее благосостояние нации, что бесконечно важнее, чем материальное богатство, и рост среднего класса, обеспечивающий политическую стабильность" Ф.Лист. Национальная система политической экономии. Под ред. К.В. Трубникова, СПб, 1891 г., с. 234.. И это действительно так.

Реализация национальных экономических интересов - дело экономической комплексной политики государства. Являясь частью этой комплексной экономической политики, политика государственного достижению этой главной цели в своей области. Сама политика подразделяется на несколько направлений, которые классифицируются по мероприятиям государства, связанных с внешней торговлей. Первое - это оборонительный или пассивный, протекционизм, направлен на предотвращение существующей или потенциальной, явной или скрытой угрозы национальным, таких как иностранные предпринимательские группы, отдельные государства и даже группы стран.

Ко второму направлению относится активный протекционизм, который заключается в создании особо благоприятных условий для становления и ускоренного накопления отечественного капитала с целью обеспечения динамичного расширенного воспроизводства и устойчивости всей национальной экономики.

И последнее - наступательный протекционизм, который усиливает конкурентные возможности национальных предпринимателей, сверх имеющихся в их распоряжении, в случае осуществления экономической экспансии на мировой рынок или на рынки конкретных государств.

Так же к протекционизму в широком смысле относятся и поддержка науки, и защита национального фондового рынка, и защита финансовой системы страны и пр.

В реализации протекционизма во внешнеэкономической политике государство использует целую систему экономических институтов, таких как: льготы и ограничения, тарифы, пошлины, квоты, лицензии, государственное законодательство; и определяет порядок экономических взаимоотношений хозяйствующих субъектов с зарубежными странами.

Для внешнеторговых отношений России в годы реформирования характерно отсутствие какой-либо хорошо продуманной протекционистской государственной политики. В этой сфере деятельности, как и внутри страны правительство по существу отказалось от всесторонне обоснованного экономически эффективного регулирования. Открыв внутренний рынок для зарубежных производителей, и разрушив обрабатывающую промышленность, правительство сосредоточило свои интересы на сырьевом экспорте, что придает экономике России неустойчивый и зависимый от внешнего мира характер.

Аргументами сторонников протекционистской доктрины являются: рост и развитие национального производства, занятость населения и как следствие улучшение демографической ситуации в стране. Оппоненты протекционизма, поддерживающие доктрину свободной торговли – фритредерство, подвергают его критике с позиций защиты прав потребителей и предпринимательской свободы.

Виды протекционизма

В зависимости от поставленных задач и предъявляемых условий протекционистская политика разделяется на несколько отдельных форм:

Протекционизм отраслевой – защита одной отрасли производства;
- протекционизм селективный – защита от одного государства или одного из видов товара;
- протекционизм коллективный – защита нескольких союзных государств;
- местный протекционизм, под него подпадают продукция и услуги местных компаний;
- протекционизм скрытый, проводится при помощи нетаможенных методов;
- зеленый протекционизм, использует нормы экологического права;
- коррупционный протекционизм, проводится нечистыми на руку политиками в интересах определенных финансовых групп.

Экономические кризисы – движущая сила протекционизма

Затяжные мировые экономические депрессии конца XVIII начала XIX века постепенно привели многие мировые державы к переходу на политику жесткого протекционизма, под лозунгом «Поддержим отечественного производителя». В континентальной Европе этот переход произошел после затяжной экономической депрессии 1870-1880-х годов. После окончания депрессии во всех странах проводивших эту политику начался активный промышленный рост. В Америке переход к протекционизму произошел в 1865 году, после окончания Гражданской войны, активно эта политика проводилась до конца Второй мировой войны в 1945 году, после чего до конца 1960-х годов она продолжала действовать в неявной форме. В Западной Европе жесткая протекционистская политика начала действовать повсеместно в 1929-1930 годах, в начале Великой депрессии. В конце 1960-х годов западноевропейские страны и США приняли совместные решения и осуществили скоординированную либерализацию своей внешней торговли, активное повсеместное действие протекционизма закончилось.

Сторонники протекционизма утверждают, что именно протекционистская политика проводимая странами Европы и Северной Америки в XVII-XIX веках позволила им провести индустриализацию и совершить экономический рывок. В своих утверждениях они указывают на то, что периоды бурного промышленного роста данных государств совпадают с периодами жесткого протекционизма, включая и самый последний экономический рывок в западных странах в середине XX века.

Критики протекционизма в свою очередь указывают на основные его недостатки. Увеличение таможенных пошлин приводит к повышению стоимости импортных товаров внутри страны, от чего страдают конечные потребители. Угроза монополизации промышленности и захвата монополистами контроля над внутренним рынком в условиях защиты от внешней конкуренции, что и произошло в США Германии и России в конце XIX начале XX веков.

Протекционизм

Протекциони́зм - политика защиты внутреннего рынка от иностранной конкуренции через систему определённых ограничений: импортных и экспортных пошлин, субсидий и других мер. Такая политика способствует развитию национального производства.

В экономической теории протекционистская доктрина является противоположной доктрине свободной торговли - фритредерству , спор между этими двумя доктринами продолжается со времён Адама Смита . Сторонники протекционизма критикуют доктрину свободной торговли с позиций роста национального производства, занятости населения и улучшения демографических показателей. Оппоненты протекционизма критикуют его с позиций свободы предпринимательства и защиты прав потребителей.

Основные виды протекционизма

  • Селективный протекционизм - защита от конкретного товара, или против конкретного государства;
  • Отраслевой протекционизм - защита конкретной отрасли;
  • Коллективный протекционизм - взаимная защита нескольких объединившихся в союз стран;
  • Скрытый протекционизм - протекционизм при помощи нетаможенных методов;
  • Местный протекционизм - протекционизм продукции и услуг местных компаний;
  • Зелёный протекционизм - протекционизм при помощи норм экологического права;
  • Коррупционный протекционизм - когда политические деятели действуют в интересах не массового избирателя, а организованных бюрократических и финансовых групп.

История протекционизма

Повсеместный переход к политике протекционизма начался в континентальной Европе в конце XIX в., после затяжной экономической депрессии 1870-1880-х гг . После этого депрессия закончилась, и во всех странах, проводивших эту политику, начался быстрый промышленный рост. В США политика протекционизма наиболее активно проводилась в период между концом Гражданской войны (1865 г.) и концом Второй мировой войны (1945 г.), но в неявной форме продолжалась до конца 1960-х гг. В Западной Европе повсеместный переход к жёсткой протекционистской политике произошел в начале Великой депрессии (1929-1930 гг.). Эта политика продолжалась до конца 1960-х гг., когда в соответствии с решениями т. н. «Кеннеди-раунда» США и западноевропейские страны осуществили скоординированную либерализацию своей внешней торговли .

Взгляды сторонников протекционизма и аргументы в его защиту

Протекционизм рассматривается как политика, стимулирующая экономический рост в целом, а также промышленный рост и рост благосостояния страны, проводящей такую политику. Теория протекционизма утверждает, что наибольший эффект достигается: 1) при единообразии применения импортных и экспортных пошлин, субсидий и налогов по отношению ко всем субъектам, без каких-либо исключений; 2) при повышении размеров пошлин и субсидий по мере увеличения глубины переработки и при полной отмене пошлин на импортируемое сырьё; 3) при сплошном обложении импортными пошлинами всех товаров и изделий, либо уже производимых в стране, либо тех, производство которых в принципе имеет смысл развивать (как правило, в размере не менее 25-30 %, но и не на уровне, который является запретительным для любого конкурирующего импорта); 4) при отказе от таможенного обложения импорта товаров, производство которых невозможно или нецелесообразно (например, бананов на севере Европы) .

Сторонники протекционизма утверждают, что страны Европы и Северной Америки смогли провести свою индустриализацию в XVIII-XIX вв. в основном благодаря протекционистской политике . Они указывают, что все периоды бурного промышленного роста этих стран совпадали с периодами протекционизма, включая новый рывок в экономическом развитии, произошедший в странах Запада в середине XX в. (создание «государств всеобщего благоденствия») . Кроме того, они утверждают, подобно меркантилистам XVII-XVIII вв., что протекционизм способствует более высокой рождаемости и более быстрому естественному росту населения .

Критика протекционизма

Критики протекционизма обычно указывают на то, что таможенные пошлины повышают стоимость импортных товаров внутри страны, от чего могут пострадать потребители. Кроме того, важным аргументом против протекционизма является угроза монополизации: защита от внешней конкуренции может помочь монополистам установить полный контроль над внутренним рынком. Примером может служить быстрая монополизация промышленности в Германии и России в конце XIX - начале XX вв., произошедшая в условиях проведения ими протекционистской политики.

Некоторые экономисты пытаются выработать нейтральный взгляд на протекционизм, фритредерство , рассматривая их влияние на рост национального благосостояния через анализ выигрышей и потерь. По их мнению, выгода от применения экспортных и импортных пошлин может быть противопоставлена производственным и потребительским потерям, возникающим от искажения мотивов поведения как производителей, так и потребителей. Однако возможен и такой случай, когда выгода от улучшения условий торговли после введения внешнеторговых налогов превышает потери от неё. Главная предпосылка улучшения условий торговли от введения пошлины - наличие у страны рыночной власти, то есть способности одного или группы продавцов (покупателей) в стране влиять на цены экспорта и/или цены импорта .

Цитаты

Если же Англия лет 50 фритредерствует в наше время, то нельзя забыть, что лет 200 в ней действовал усиленный протекционизм, начало которому положено навигационным актом (1651), что она и поныне превосходит другие страны промышленно-торговым развитием, выросшим на почве протекционизма.

Начинатели всяких промышленных дел получают первые свои товары дороже, чем могут их продавать предприятия, уже укрепившиеся, приобретшие опыт и погасившие начальные затраты. Подобные окрепшие предприятия, владея капиталом и кредитом, легко прекращают начинания соперничества, возрождающегося в иных странах, сбавляя цены или даже продавая товары временно в убыток. Множество общеизвестных данных об этом свидетельствует.

Статьи

  • У. Столпер, П. Самуэльсон - «Протекционизм и реальная заработная плата»
  • Владимир Попов - «Китай: Технология экономического чуда»
  • Политика экономического протекционизма: плюсы и минусы
  • Аргументы «за» и «против» протекционизма на примере Таможенного союза Беларуси, Казахстана и России

Ссылки


Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Протекционизм" в других словарях:

    Система покровительственных пошлин, имеющая целью поддержать внутреннее производство. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ПРОТЕКЦИОНИЗМ система покровительств. пошлин, т. е. высокого обложения иностр.… … Словарь иностранных слов русского языка

    Экономическая политика государства, заключающаяся в целенаправленном ограждении внутреннего рынка от поступления товаров иностранного производства. Осуществляется посредством введения комплексапрямых и косвенных ограничений импорта таможенных… … Финансовый словарь

    - (protectionism) Точка зрения, согласно которой ограничение международной торговли является желательной политикой. Ее целью может быть предотвращение безработицы или потери производственных мощностей в отраслях, которым угрожает импорт, содействие … Экономический словарь

    - (protectionism) Защита, покровительство (покровительственная система в торговле). Теория или практика ограничения торговли между странами в пользу отечественных производителей путем установления тарифов, квот или (чаще всего используемых в наше… … Политология. Словарь.

    протекционизм - (социально психологический аспект) (от лат. protectio прикрытие) корыстное покровительство, оказываемое кому либо лицом или группой лиц, обладающих властью. П. ведет к возникновению привилегированного круга лиц, культивированию конформизма,… … Большая психологическая энциклопедия

    1) экономическая политика государства, направленная на ограждение национальной экономики от иностранной конкуренции. Реализуется посредством финансового поощрения отечественной промышленности, стимулирования экспорта, ограничения импорта. Для… … Большой Энциклопедический словарь

    протекционизм - а, м. protectionnisme m. < лат. protectio защита, прикрытие. 1. Экономическая политика буржуазных стран, связанная с ограждением отечественной промышленности и сельского хозяйства от иностранной конкуренции и с захватом внешних рынков. Система … Исторический словарь галлицизмов русского языка

ВНЕШНЕТОРГОВЫЙ ПРОТЕКЦИОКЦИОНИЗМ, ЕГО ВИДЫ, МЕТОДЫ.

Международная торговля нигде и никогда не развивалась без вмешательства государства. История международной торговли – это и история развития и совершенствования системы государственного регулирования международной торговли. Различают протекционистскую торговую политику и политику свободной торговли.

Свобода торговли – политика минимального государственного вмешательства во внешнюю торговлю, которая развивается на основе свободных рыночных сил спроса и предложения.

Протекционизм – государственная политика защиты внутреннего рынка какой-либо продукции от иностранной конкуренции путем использования тарифных и нетарифных инструментов торговой политики (протекционизм также часто направлен на захват внешних рынков).

К такой политике обычно прибегает отсталая в экономическом отношении страна. Протекционистскими мерамигосударство стремится поддержать отечественных производителей, особенно в период их становления.
Представим несколько основных положений, ради чего вводятся импортные пошлины на товары, капитал и рабочую силу:
- защита отраслей, связанных с национальной обороной;
- защита отрасли в период ее становления;
- защита отдельных отраслей и предприятий в ходе диверсификации, конверсии или структурной перестройки экономики;
- защита внутреннего рынка от конкуренции более дешевой иностранной рабочей силы.
Политика свободной торговли и политика протекционизма почти никогда не существовали в чистом виде (никогда не охватывали всю внешнюю торговлю).
Обычно государства проводят ту или иную политику выборочно с учетом проблем, возникающих в стране. В противопоставление протекционизму возникло другое направление внешней политики государства - свободная торговля (фритредерство - free trade).

Можно выделить несколько форм протекционизма:

Селективный протекционизм – направлен против отдельных стран или отдельных товаров;

Отраслевой протекционизм – защищает определенные отрасли (прежде всего сельское хозяйство, в рамках аграрного протекционизма);

Коллективный протекционизм – проводится объединениями стран в отношении стран, в них не входящих;

Скрытый протекционизм – осуществляется методами внутренней экономической политики.

Современная система протекционистских мер, направленных на создание национальным производителям наиболее благоприятных условий на внутреннем и внешнем рынках, охватывает различные направления.
Среди наиболее значимых следует назвать:
Таможенное обложение (тарифные барьеры), предполагающие использование покровительственных пошлин для затруднения ввоза в страну или, что встречается реже, вывоза из нее определенных видов продукции. Для облегчения ведения национальными производителями конкуренции с иностранными корпорациями, как правило, устанавливаются высокие таможенные пошлины при импорте готовой продукции и полуфабрикатов, особенно предметов роскоши, а более низкие - при импорте сырья и материалов.
Не тарифные барьеры, которые представляют собой совокупность прямых или косвенных ограничений внешнеэкономической деятельности с помощью разветвленной системы экономических, политических и административных мер.
Наибольшее распространения получили следующие меры:
Контингентирование - установление определенной квоты на экспорт или импорт отдельных товаров или товарных групп, в пределах которой внешнеторговые операции осуществляются относительно свободно. На практике - это список товаров, свободный ввоз или вывоз которых ограничен процентом от объема или стоимости их национального производства.
Лицензирование - организация, которая желает заняться внешнеэкономической деятельностью должна получить разрешение (лицензию) у правительственных органов. Такая политика дает государству контролировать международные отношения и успешно осуществлять меры по их регулированию. Лицензирование может также использоваться для получения дополнительных материальных средств при выдачи лицензии, то есть она может выступать в качестве разновидности таможенного обложения.
Антидемпинговые правила - закон, который позволяет вводить тарифные барьеры, если отечественные производители столкнулись с продажей иностранных товаров по ценам, которые ниже себестоимости продукции. К примеру, такие положения в законе существуют в Соединенных Штатах Америки.
До сих пор мы рассмотрели отдельные прямые ограничения.
В отличие от прямых, косвенные ограничения напрямую не связаны с внешней экономической деятельностью:
Налоговая система - строится таким образом, чтобы создать преимущества для покупателей национальной продукции.
Транспортный тариф - преимущества имеют экспортеры национальной продукции перед импортерами иностранных товаров.
Закрытие для иностранцев отдельных портов.
Запрет, налагаемый на государственные учреждения при приобретении иностранной продукции если имеются аналогичные продукты отечественного производства.
Государственное стимулирование экспорта:
Прямые дотации.
Выдача кредита на льготных условиях, льготное налогообложение.
Добровольное ограничение экспорта. Проводится экспортерами товаров с целью не допущения повышения импортных пошлин в стране-импортере. Такое добровольное ограничение провели производители японских автомобилей на свой экспорт в США.

Гримасы российского протекционизма

За прошедшие годы в стране произошла полная инверсия протекционизма, когда государство вполне эффективно защищает интересы не отечественных, а иностранных компаний .

Как известно, протекционизм – это защита местного производителя от иностранных конкурентов. Хотя эта система все чаще порицается мировым сообществом, почти все развитые и развивающиеся страны успешно используют в практике государственного регулирования протекционистские инструменты. Особенно остро данная проблема стоит в отношении импорта готовой продукции. Однако есть рынок, который почти автоматически «отторгает» товары иностранного происхождения – рынок государственных закупок. Но это правило на Россию не распространяется. Как это ни парадоксально, но российские власти более пристальное внимание уделяют «открытым» рынкам, которые часто регулируют с помощью «грубых» тарифных методов, за что и подвергается нападкам со стороны Запада. А в это же самое время иностранные компании внедряются на рынок госзакупок, «забирая» себе деньги отечественного налогоплательщика.

Тем самым в России сложилась система «перевернутого» протекционизма, когда вся государственная машина работает не на защиту отечественного производителя от иностранных конкурентов, а наоборот – иностранного поставщика от российских предприятий. Следовательно, за прошедшие годы в стране произошла полная инверсия протекционизма: государство вполне эффективно защищает интересы не местных, а иностранных компаний. Данный результат можно обсуждать как точки зрения причин возникновения, так и с точки зрения способов выправления ситуации. Однако это не меняет главного вывода: в стране сложилась такая систем, которая способствует утечке государственных инвестиций за границу.

Разумеется, в возникновении столь нелицеприятной ситуации во многом виноват нерадивый российский производитель, который, во-первых, не может производить по-настоящему качественную и дешевую продукцию, а, во-вторых, не способен использовать современные лоббистские механизмы для отстаивания своих деловых интересов. Однако и добивать его, на наш взгляд, государство все-таки не должно. Если государство надолго отвернется от своего производителя, то ведь и производитель может отвернуться от своего государства, перенося свою деятельность за пределы родной страны.