Ликвидация бизнеса. Приказы. Оборудование для бизнеса. Бухгалтерия и кадры
Поиск по сайту

Бюджетное правило история и перспективы. Что такое бюджетное правило и почему доходы от дорогой нефти не идут в экономику. Из суверенных фондов останется один ФНБ

Используется правило следующим образом:

Согласно официальной позиции Министерства финансов , бюджетное правило снижает зависимость федерального бюджета от состояния мировых рынков , а также обеспечивает «подушку безопасности» на случай кризиса, аналогичного кризису 2008 года .

История правила

Принцип, заложенный в бюджетное правило, фактически действует с 2004 года , когда был образован Стабилизационный фонд . Для указанного фонда действовал следующий порядок формирования: в него перечислялись нефтегазовые доходы свыше цены отсечения , которая составляла 20 долларов за баррель нефти в 2004 году, 27 долларов в 2006 году. При этом динамика цен на нефть существенно опережала рост цены отсечения. По оценкам специалистов, в Стабилизационный фонд поступало до ¾ дополнительных доходов от благоприятной внешней конъюнктуры.

Распоряжение Правительства РФ от 4 марта 2013 года № 293-р государственной программы «Управление государственными финансами» предусматривается возможность последующего распространения автоматических стабилизаторов на иные элементы и уровни бюджетной системы, помимо прочего в части долговой политики субъектов Российской Федерации и муниципальных образований . Сотрудники Министерства Финансов не отрицают возможности применения бюджетного правила в будущем для бюджетов регионов и муниципалитетов.

Мнения экономистов и государственных деятелей

Бюджетное правило выполняет две основные функции: определяет алгоритм распределения нефтегазовых доходов в части суверенных фондов и устанавливает ограничения на расходную часть бюджета. В связи с последней функцией в экспертном сообществе идет дискуссия о целесообразности установления такого правила.

Существуют два основных взгляда на проблему:

  • необходимо смягчение бюджетного правила в части ограничений госрасходов;
  • необходимо сохранение жесткого правила, ограничивающего государственные расходы.

За смягчение бюджетного правила последовательно выступают помощник президента России Андрей Белоусов , предлагавший снизить порог Резервного фонда с 7 до 5 % ВВП, чтобы направить высвободившиеся средства на строительство дорог, состояние которых мешает росту экономики страны, а также заместитель министра экономического развития Андрей Клепач .

Данную позицию поддерживает министр экономического развития Алексей Улюкаев , заявивший, что бюджетное правило должно быть «чувствительно к инвестиционному циклу или варьироваться с учетом того, какая инвестиционная ситуация складывается». По мнению Заместителя председателя Правительства Ольги Голодец , правило негативно влияет на экономическое и социальное развитие страны - под вопросом оказываются не только социальные, но и инвестиционные расходы.

За сохранение жесткого бюджетного правила выступает Министерство финансов Российской Федерации в лице министра Антона Силуанова . Введение бюджетного правила приветствовалось Международным валютным фондом в лице главы миссии МВФ в России, советника европейского управления Антонио Спилимберго .

Аргументы в пользу смягчения правила

Аргументы в пользу сохранения правила

Напишите отзыв о статье "Бюджетное правило"

Примечания

Ссылки

  • Яковенко Дмитрий. (рус.) . «Эксперт» №18-19 (897) (28 апреля 2014). Проверено 3 мая 2014.
  • Александр Айвазов. . ИА REGNUM (28 апреля 2013). Проверено 3 мая 2014.
  • . Бюджет.ru (29 МАРТА 2013). Проверено 3 мая 2014.

Отрывок, характеризующий Бюджетное правило

– Ну, вот и хорошо, – продолжал полковой командир. – Людям по чарке водки от меня, – прибавил он, чтобы солдаты слышали. – Благодарю всех! Слава Богу! – И он, обогнав роту, подъехал к другой.
– Что ж, он, право, хороший человек; с ним служить можно, – сказал Тимохин субалтерн офицеру, шедшему подле него.
– Одно слово, червонный!… (полкового командира прозвали червонным королем) – смеясь, сказал субалтерн офицер.
Счастливое расположение духа начальства после смотра перешло и к солдатам. Рота шла весело. Со всех сторон переговаривались солдатские голоса.
– Как же сказывали, Кутузов кривой, об одном глазу?
– А то нет! Вовсе кривой.
– Не… брат, глазастее тебя. Сапоги и подвертки – всё оглядел…
– Как он, братец ты мой, глянет на ноги мне… ну! думаю…
– А другой то австрияк, с ним был, словно мелом вымазан. Как мука, белый. Я чай, как амуницию чистят!
– Что, Федешоу!… сказывал он, что ли, когда стражения начнутся, ты ближе стоял? Говорили всё, в Брунове сам Бунапарте стоит.
– Бунапарте стоит! ишь врет, дура! Чего не знает! Теперь пруссак бунтует. Австрияк его, значит, усмиряет. Как он замирится, тогда и с Бунапартом война откроется. А то, говорит, в Брунове Бунапарте стоит! То то и видно, что дурак. Ты слушай больше.
– Вишь черти квартирьеры! Пятая рота, гляди, уже в деревню заворачивает, они кашу сварят, а мы еще до места не дойдем.
– Дай сухарика то, чорт.
– А табаку то вчера дал? То то, брат. Ну, на, Бог с тобой.
– Хоть бы привал сделали, а то еще верст пять пропрем не емши.
– То то любо было, как немцы нам коляски подавали. Едешь, знай: важно!
– А здесь, братец, народ вовсе оголтелый пошел. Там всё как будто поляк был, всё русской короны; а нынче, брат, сплошной немец пошел.
– Песенники вперед! – послышался крик капитана.
И перед роту с разных рядов выбежало человек двадцать. Барабанщик запевало обернулся лицом к песенникам, и, махнув рукой, затянул протяжную солдатскую песню, начинавшуюся: «Не заря ли, солнышко занималося…» и кончавшуюся словами: «То то, братцы, будет слава нам с Каменскиим отцом…» Песня эта была сложена в Турции и пелась теперь в Австрии, только с тем изменением, что на место «Каменскиим отцом» вставляли слова: «Кутузовым отцом».
Оторвав по солдатски эти последние слова и махнув руками, как будто он бросал что то на землю, барабанщик, сухой и красивый солдат лет сорока, строго оглянул солдат песенников и зажмурился. Потом, убедившись, что все глаза устремлены на него, он как будто осторожно приподнял обеими руками какую то невидимую, драгоценную вещь над головой, подержал ее так несколько секунд и вдруг отчаянно бросил ее:
Ах, вы, сени мои, сени!
«Сени новые мои…», подхватили двадцать голосов, и ложечник, несмотря на тяжесть амуниции, резво выскочил вперед и пошел задом перед ротой, пошевеливая плечами и угрожая кому то ложками. Солдаты, в такт песни размахивая руками, шли просторным шагом, невольно попадая в ногу. Сзади роты послышались звуки колес, похрускиванье рессор и топот лошадей.
Кутузов со свитой возвращался в город. Главнокомандующий дал знак, чтобы люди продолжали итти вольно, и на его лице и на всех лицах его свиты выразилось удовольствие при звуках песни, при виде пляшущего солдата и весело и бойко идущих солдат роты. Во втором ряду, с правого фланга, с которого коляска обгоняла роты, невольно бросался в глаза голубоглазый солдат, Долохов, который особенно бойко и грациозно шел в такт песни и глядел на лица проезжающих с таким выражением, как будто он жалел всех, кто не шел в это время с ротой. Гусарский корнет из свиты Кутузова, передразнивавший полкового командира, отстал от коляски и подъехал к Долохову.
Гусарский корнет Жерков одно время в Петербурге принадлежал к тому буйному обществу, которым руководил Долохов. За границей Жерков встретил Долохова солдатом, но не счел нужным узнать его. Теперь, после разговора Кутузова с разжалованным, он с радостью старого друга обратился к нему:
– Друг сердечный, ты как? – сказал он при звуках песни, ровняя шаг своей лошади с шагом роты.
– Я как? – отвечал холодно Долохов, – как видишь.
Бойкая песня придавала особенное значение тону развязной веселости, с которой говорил Жерков, и умышленной холодности ответов Долохова.
– Ну, как ладишь с начальством? – спросил Жерков.
– Ничего, хорошие люди. Ты как в штаб затесался?
– Прикомандирован, дежурю.
Они помолчали.
«Выпускала сокола да из правого рукава», говорила песня, невольно возбуждая бодрое, веселое чувство. Разговор их, вероятно, был бы другой, ежели бы они говорили не при звуках песни.
– Что правда, австрийцев побили? – спросил Долохов.
– А чорт их знает, говорят.
– Я рад, – отвечал Долохов коротко и ясно, как того требовала песня.
– Что ж, приходи к нам когда вечерком, фараон заложишь, – сказал Жерков.
– Или у вас денег много завелось?
– Приходи.
– Нельзя. Зарок дал. Не пью и не играю, пока не произведут.
– Да что ж, до первого дела…
– Там видно будет.
Опять они помолчали.
– Ты заходи, коли что нужно, все в штабе помогут… – сказал Жерков.
Долохов усмехнулся.
– Ты лучше не беспокойся. Мне что нужно, я просить не стану, сам возьму.
– Да что ж, я так…
– Ну, и я так.
– Прощай.
– Будь здоров…
… и высоко, и далеко,
На родиму сторону…
Жерков тронул шпорами лошадь, которая раза три, горячась, перебила ногами, не зная, с какой начать, справилась и поскакала, обгоняя роту и догоняя коляску, тоже в такт песни.

Возвратившись со смотра, Кутузов, сопутствуемый австрийским генералом, прошел в свой кабинет и, кликнув адъютанта, приказал подать себе некоторые бумаги, относившиеся до состояния приходивших войск, и письма, полученные от эрцгерцога Фердинанда, начальствовавшего передовою армией. Князь Андрей Болконский с требуемыми бумагами вошел в кабинет главнокомандующего. Перед разложенным на столе планом сидели Кутузов и австрийский член гофкригсрата.
– А… – сказал Кутузов, оглядываясь на Болконского, как будто этим словом приглашая адъютанта подождать, и продолжал по французски начатый разговор.
– Я только говорю одно, генерал, – говорил Кутузов с приятным изяществом выражений и интонации, заставлявшим вслушиваться в каждое неторопливо сказанное слово. Видно было, что Кутузов и сам с удовольствием слушал себя. – Я только одно говорю, генерал, что ежели бы дело зависело от моего личного желания, то воля его величества императора Франца давно была бы исполнена. Я давно уже присоединился бы к эрцгерцогу. И верьте моей чести, что для меня лично передать высшее начальство армией более меня сведущему и искусному генералу, какими так обильна Австрия, и сложить с себя всю эту тяжкую ответственность для меня лично было бы отрадой. Но обстоятельства бывают сильнее нас, генерал.
И Кутузов улыбнулся с таким выражением, как будто он говорил: «Вы имеете полное право не верить мне, и даже мне совершенно всё равно, верите ли вы мне или нет, но вы не имеете повода сказать мне это. И в этом то всё дело».
Австрийский генерал имел недовольный вид, но не мог не в том же тоне отвечать Кутузову.
– Напротив, – сказал он ворчливым и сердитым тоном, так противоречившим лестному значению произносимых слов, – напротив, участие вашего превосходительства в общем деле высоко ценится его величеством; но мы полагаем, что настоящее замедление лишает славные русские войска и их главнокомандующих тех лавров, которые они привыкли пожинать в битвах, – закончил он видимо приготовленную фразу.
Кутузов поклонился, не изменяя улыбки.
– А я так убежден и, основываясь на последнем письме, которым почтил меня его высочество эрцгерцог Фердинанд, предполагаю, что австрийские войска, под начальством столь искусного помощника, каков генерал Мак, теперь уже одержали решительную победу и не нуждаются более в нашей помощи, – сказал Кутузов.
Генерал нахмурился. Хотя и не было положительных известий о поражении австрийцев, но было слишком много обстоятельств, подтверждавших общие невыгодные слухи; и потому предположение Кутузова о победе австрийцев было весьма похоже на насмешку. Но Кутузов кротко улыбался, всё с тем же выражением, которое говорило, что он имеет право предполагать это. Действительно, последнее письмо, полученное им из армии Мака, извещало его о победе и о самом выгодном стратегическом положении армии.
– Дай ка сюда это письмо, – сказал Кутузов, обращаясь к князю Андрею. – Вот изволите видеть. – И Кутузов, с насмешливою улыбкой на концах губ, прочел по немецки австрийскому генералу следующее место из письма эрцгерцога Фердинанда: «Wir haben vollkommen zusammengehaltene Krafte, nahe an 70 000 Mann, um den Feind, wenn er den Lech passirte, angreifen und schlagen zu konnen. Wir konnen, da wir Meister von Ulm sind, den Vortheil, auch von beiden Uferien der Donau Meister zu bleiben, nicht verlieren; mithin auch jeden Augenblick, wenn der Feind den Lech nicht passirte, die Donau ubersetzen, uns auf seine Communikations Linie werfen, die Donau unterhalb repassiren und dem Feinde, wenn er sich gegen unsere treue Allirte mit ganzer Macht wenden wollte, seine Absicht alabald vereitelien. Wir werden auf solche Weise den Zeitpunkt, wo die Kaiserlich Ruseische Armee ausgerustet sein wird, muthig entgegenharren, und sodann leicht gemeinschaftlich die Moglichkeit finden, dem Feinde das Schicksal zuzubereiten, so er verdient». [Мы имеем вполне сосредоточенные силы, около 70 000 человек, так что мы можем атаковать и разбить неприятеля в случае переправы его через Лех. Так как мы уже владеем Ульмом, то мы можем удерживать за собою выгоду командования обоими берегами Дуная, стало быть, ежеминутно, в случае если неприятель не перейдет через Лех, переправиться через Дунай, броситься на его коммуникационную линию, ниже перейти обратно Дунай и неприятелю, если он вздумает обратить всю свою силу на наших верных союзников, не дать исполнить его намерение. Таким образом мы будем бодро ожидать времени, когда императорская российская армия совсем изготовится, и затем вместе легко найдем возможность уготовить неприятелю участь, коей он заслуживает».]

Принцип, заложенный в бюджетное правило, фактически действует с 2004 года, когда был образован Стабилизационный фонд. Для указанного фонда действовал следующий порядок формирования: в него перечислялись нефтегазовые доходы свыше цены отсечения, которая составляла 20 долларов за баррель нефти в 2004 году, 27 долларов в 2006 году. При этом динамика цен на нефть существенно опережала рост цены отсечения. По оценкам специалистов, в Стабилизационный фонд поступало до ¾ дополнительных доходов от благоприятной внешней конъюнктуры.

Принцип, заложенный в бюджетное правило, фактически действует с 2004 года, когда был образован Стабилизационный фонд. Для указанного фонда действовал следующий порядок формирования: в него перечислялись нефтегазовые доходы свыше цены отсечения, которая составляла 20 долларов за баррель нефти в 2004 году, 27 долларов в 2006 году. При этом динамика цен на нефть существенно опережала рост цены отсечения. По оценкам специалистов, в Стабилизационный фонд поступало до ¾ дополнительных доходов от благоприятной внешней конъюнктуры.

С 1 февраля 2008 года стабилизационный фонд был разделён на две части: Резервный фонд $125,41 миллиард (3 069 млрд руб. на момент разделения) и Фонд национального благосостояния $31,98 миллиард (782,8 млрд руб. на момент разделения).

величина ненефтегазового дефицита бюджета — 4,7 % ВВП

нефтегазовый трансферт — объема нефтегазовых доходов, который можно направить на финансирование расходных статей бюджета — 3,7 % ВВП.

То есть подразумевалось, что возможно «безопасно» выполнять заимствования в размере 1 % ВВП для финансирования дефицита бюджета. Пороговый объем Резервного фонда был установлен равным 10 % ВВП. После преодоления данного порога нефтегазовые доходы должны были направляться в Фонд национального благосостояния.

В связи с кризисом 2008 года, указанное выше правило перестало действовать. Новой ценой отсечения стал уровень 45 — 50 долларов за баррель, который обечпечивал нефтегазовые доходы на уровне 4,7 % ВВП. В 2011 году пороговый объем Резервного фонда был установлен в размере 7 % ВВП.

В 2012 году было предложено бюджетное правило, включавшее два новшества:

цена отсечения нефтегазовых доходов должна не прогнозироваться, а рассчитываться на основе статистических данных за предыдущие годы как трендовый показатель;

объем расходов бюджета должен определяться как сумма ненефтегазовых доходов и нефтегазовых доходов в рамках расчетной цены на нефть плюс максимально возможный дефицит бюджета в размере 1 % ВВП.

Официально бюджетное правило начало действовать с 1 января 2013 года. Цена отсечения рассчитывалась за период в пять лет и составила 91 доллар за баррель. Нужно отметить, что к 2018 году расчетный период должен составить десять лет. В 2014 году цена отсечения выросла до 92 долларов США за баррель.

Обострение внешнеполитической конфронтации России со странами Запада и ухудшение экономической ситуации требуют от руководства страны незамедлительных действий. Пресловутое импортозамещение пока оказывается скорее переходом не на отечественный продукт, а на китайский. Нужны кардинальные перемены.

Последняя неделя стала неделей откровений для Правительства России, экспертов и россиян. С трибун Госсовета зазвучали предложения по кардинальной смене экономического курса. Так, президент страны Владимир Путин опроверг экономические постулаты, которые внушались либералами последние 20 с лишним лет, и заявил, что отныне российская экономика будет ориентироваться на внутренний рынок, а не на мифические иностранные инвестиции.

Вопрос внешних заимствований, от которых Минфин отказался в текущем году, всегда вызывал множество нареканий в экспертной среде. В 2010 году Россия вернулась к практике размещения долговых бумаг с целью покрытия бюджетного дефицита. Однако, несмотря на то, что бюджет в 2011-2013 годах исполнялся с профицитом, Минфин почему-то от привлечения средств не отказался. При том что стабильно растущие доходы от экспорта энергоресурсов позволяли наращивать средства резервного фонда. 1 мая этого года совокупный объем средств резервного фонда достиг 87,94 млрд долларов. В связи с этим оставалось неясным, с какой целью Минфин в последние несколько лет обращался на внешний рынок за дополнительными деньгами, если государство не испытывало нехватки собственных средств.

Как бы там ни было, под давлением обстоятельств Минфин вынужден теперь отказаться от внешних заимствований. В частности, сыграло свою роль снижение рейтинговым агентством Standart&Poors кредитного рейтинга России с «BBB» до «BBB-», то есть до «негативного».

Это делает нецелесообразным привлечение заемных средств.

Нужно отметить, что игра в евробонды, которую начал Минфин в 2010 году при колоссальном росте поступлений в резервный фонд, привела к тому, что долговая нагрузка на государство увеличилась на 14,43 млрд долларов, составив в структуре госдолга 72,9%. Конечно на фоне крупных развитых стран государственный долг России небольшой. На 1 апреля 2014 года он составил всего 54,9 млрд долларов . Это один из самых низких показателей госдолга в Европе. А если обратиться за примером к США, в 2013 году он превысил цифру в 17 трлн.

Однако у этой медали есть обратная сторона. При низком долге госсектора у нас катастрофически высокий частный долг. В 2014 году он достиг 649,2 млрд долларов . При этом суммарный внешний долг России, по данным Центробанка, равен 727,1 млрд. И пугает не столько масштаб корпоративного долга, сколько его динамика. В двухтысячные годы внешний долг рос весьма стремительно.

Российский крупный бизнес на протяжении последних 10 лет весьма активно обращался за кредитами в зарубежные банки. Растущий спрос на иностранные источники объясняется выгодной разницей процентной ставки иностранных кредитов по сравнению с внутрироссийскими, а также более доступными условиями получения. Некоторые эксперты не склонны видеть в этом серьезной угрозы в силу того, что в России сложилась экспортная модель экономики. По их мнению, задолженность перед западными банками не страшна, пока долги обеспечены стабильным экспортом продукции.

При этом крупнейшие отечественные компании, имеющие серьезную внешнюю задолженность, связаны с энергоресурсами или другими сырьевыми товарами. Среди ключевых должников такие гиганты, как «Лукойл», «Евраз», «Русал», «Северсталь», «Транснефть», «Газпром» и «Роснефть». В частности, по данным Reuters, совокупная задолженность «Газпрома» и «Роснефти» составляет порядка 90 млрд долларов (почти в 2 раза больше, чем российский госдолг). При этом Standart&Poors оценивает сумму возврата, которую в этом и следующем году должна осуществить «Роснефть», - в 15 и 16 млрд долларов соответственно. Также существенная часть внешней задолженности приходится на пять крупнейших отечественных банков, которые должны зарубежным кредиторам порядка 60 млрд долларов.

Одной из угроз неуправляемого роста внешнего долга является превышение суммы долга над располагаемыми золотовалютными резервами. Чем это чревато? Золотовалютные резервы, как известно, используются в первую очередь для финансирования импорта, погашения внешнего государственного долга и стабилизации валютного рынка. Государство в случае ухудшения экономической ситуации вынуждено брать на себя финансирование долгов крупных корпораций.

Глубоко не вдаваясь в эти нюансы, достаточно еще раз обратить внимание на компании с наибольшими долгами - это стратегические корпорации, связанные с добычей энергоресурсов, от которых напрямую зависит наполнение бюджета. Очевидно, что отказаться от помощи этим компаниям государство не может.

Между тем соотношение величины внешнего долга и ЗВР существенно изменилось за последние несколько лет. Если в декабре 2011 года ЗВР покрывали 94,8% внешнего долга, то в мае 2014 резервами обеспечено уже лишь 65,3% долга.

Кроме того, что само по себе растущее бремя внешнего долга является серьезной угрозой, с этого года добавился еще один фактор. Это ухудшение отношений с США и Евросоюзом, которое уже начало сказываться на финансово-кредитной сфере. В условиях нарастающей конфронтации с Западом, при снижении суверенного кредитного рейтинга зарубежные банки могут отказать нашим компаниям в реструктуризации долгов, в переносе сроков выплат либо в дополнительных займах. Это в свою очередь может значительно ухудшить ситуацию с оттоком капитала.

Политические проблемы уже коснулись некоторых компаний. Причиной стали изменения, которые в этом году были внесены в условия кредитования иностранными банками. В кредитном договоре теперь появился пункт о немедленном погашении взятых займов или даже об объявлении заемщиком дефолта в случае введения санкций против компании или даже ее совладельца. Как отмечает Financial Times, банки и кредитные организации США и ЕС требуют, чтобы компании, избежавшие санкций, немедленно погасили кредиты в случае их введения . Хотя такая практика не является революционной. И в общем логично, что любой кредитор в условиях политической нестабильности желает себя обезопасить подобными условиями.

Реакция на такую меру ждать себя не заставила. Например, крупнейшая российская компания нефтехимического комплекса «Сибур» , против совладельца которой - Геннадия Тимченко - власти США ранее ввели санкции, недавно взяла в Сбербанке кредит на 27 млрд рублей, отказавшись от зарубежного кредитора .

По данным Financial Times, западные банки уже сократили объем сотрудничества с РФ. Citigroup по итогам первого квартала 2014 года сократил инвестиции на 9% - до 9,4 млрд долларов. JP Morgan Chase решил инвестировать на 13% меньше - 4,7 млрд долларов. Также сворачивать бизнес в РФ стали и японские банковские группы - это Bank of Tokyo Mitsubishi UFJ и Sumitomo Mitsui Banking Corporation. Кстати, последний заморозил на некоторое время кредитные линии для нефтетрейдера Gunvor, ассоциированного с попавшим в санкционный список Тимченко. Также сложности возникли у горно-металлургического холдинга «Металлоинвест» Алишера Усманова. Буквально за несколько дней до подписания соглашения по экспортному финансированию в размере 1 млрд долларов - банк отказался от сделки.

Дальнейшее ухудшение ситуации, которое подогревается еще и сугубо экономическими причинами - это усугубление мирового кризиса, - может вызвать острый кризис ликвидности. В 2008-2009 годах это привело к тому, что государство было вынуждено взять на себя реструктуризацию и погашение долгов ряда компаний.

Текущая ситуация будет сохраняться и может быть либо усугублена, либо сглажена в зависимости от дальнейшего развития событий вокруг Украины. Но из этой истории важно сделать своевременные выводы. Минфин ранее уже заявил о том, что намерен впредь отслеживать все иностранные займы. Однако какие-то конкретные инструменты озвучены не были. Безусловно, положительным является отказ от государственных заимствований. Но тут, скорее, дело в полном отсутствии выгоды от привлечения средств в условиях негативного кредитного рейтинга. Конечно, и Запад, вероятно, не желает усугублять ситуацию. Иностранный капитал все же заинтересован в сотрудничестве, а не в конфронтации.

Но, так или иначе, зависимость российского бизнеса от западной финансовой системы и продолжающийся рост корпоративного долга не имеет перспектив. Превышение суммы долга над золотовалютными резервами - это опасный симптом. Примечательно, что внешняя задолженность продолжала накапливаться и при растущем в 2012-2013 годах экспорте. Казалось бы, растущий экспорт должен был положительно сказаться на росте прибылей наших добывающих корпораций и смягчить долговую нагрузку. Однако долги увеличивались. Это свидетельствует о том, что эффективность экспортной модели снижается. Российские финансовые власти, делая отдельные шаги - отказываясь от займов через евробонды, ужесточая контроль за иностранными кредитами, - ранее все же не шли на радикальные меры, которые, сейчас, уже стоит рассматриваются всерьез. Это, отказ от пресловутого бюджетного правила, о чем уже не один раз заявляли даже в Минэкономики…

Странно, что прошла почти незамеченной новость о том, что финансовое ведомство предлагает отказаться от пополнения Резервного фонда за счет дополнительных нефтегазовых доходов в рамках «бюджетного правила». На величину этих доходов планируется сократить программу государственных заимствований, на стоимость которых негативно влияют геополитическая ситуация и режим западных санкций. По бюджетному правилу, нефтегазовые доходы бюджета, получаемые сверх базовой цены на нефть (96 долларов за баррель), направляются в Резервный фонд, напомнил замглавы Минфина. «Мы предлагаем модифицировать это правило и не накапливать эти средства в Резервном фонде, а направлять их уже на этапе планирования на замещение государственных заимствований», - сказал глава Минфина Антон Германович Силуанов. «Мы отходим от ранее преобладающей тактики и стратегии — «занимай и сберегай», которая позволяла занимать и накапливать средства в Резервном фонде,- сообщил Лавров. — Раз у нас ситуация такая, считаем правильным не направлять эти средства в Резервный фонд, а сократить тем самым объем государственных заимствований и госдолга». Сберегал Минфин, напомним, в основном в гособлигациях стратегического конкурента — США. Так что иначе, как отказом платить дань Вашингтону, это решение назвать нельзя , и оно действительно сенсационное (ранее уже сообщалось о постепенном сокращении доли российских ЗРВ в облигациях США, вкупе с начавшимся отказом от расчетов в долларах с Китаем и рядом других стран, это открытый вызов «мировому гегемону», развязавшему войны по всему миру).

В проекте бюджета на 2015-2017 гг. предусмотрено сокращение внутренних государственных заимствований более чем в два раза: в 2015 г. — до 280 млрд руб. (в действующем законе о бюджете — 676,6 млрд руб.), а в 2016 г. — до 299 млрд руб.(против планировавшихся 745,5 млрд руб.). Объем Резервного фонда оценивается в сумму около 3,5 трлн руб. А на днях стало известно, что возглавляемая Дмитрием Медведевым правящая партия готовит для страны альтернативный экономический курс. Одним из главных идеологов этого курса становится советник президента Сергей Глазьев. В Госдуме прошли широко анонсированные парламентские слушания о новой экономической политике ().

Предлагаемые единороссами меры прямо противоположны предыдущей политике правительства Дмитрия Медведева. Депутаты, в частности, предлагают в пять раз увеличить бюджетный дефицит, резко сократить налоговую нагрузку и потратить на инвестиции почти половину золотовалютных запасов страны за ближайшие пять лет. Прозвучало предложение ввести налог на вывоз капитала — то есть своего рода налог на богатых.

Советник президента РФ Сергей Глазьев в ходе прошедшего в среду круглого стола на тему «Российская экономика в условиях нарастания санкций со стороны западных стран» рассказал о трудностях, которые мешают осуществиться повороту экономического курса. «Если Центральный банк будет и дальше проводить политику удушения наших товаропроизводителей, не увеличивая объем денег, не создавая механизмы долгосрочного дешевого кредита, то никакого импортозамещения не будет. Политика Центрального банка наносит гораздо больший вред, чем экономические санкции. А в сумме политика Центробанка и санкции ставят нашу экономику на грань катастрофы. В этом году нужно отдать Западу кредитов на 120 млрд долларов — это порядка 4 трлн руб. плюс импортозамещение - 1 трлн руб., не меньше. Так, российской экономике не хватает 5 трлн руб. на поддержание простого воспроизводства» , — отметил Глазьев. По мнению советника президента, необходимо предоставить нашим корпорациям долгосрочные дешевые кредиты на 4 трлн руб. на тех условиях, к которым они предоставляются за рубежом.

Но чтобы капиталы не «утекли» на Запад, нужны дополнительные меры. «Я бы предложил налог на вывоз капитала. Многие страны пользуются этим инструментом. Если мы понимаем, что вывоз капиталов происходит с целью уклонения от налогов, то что мешает ввести такую норму, как обложение финансовых трансакций НДС. Если это легальная операция, и импорт идет в страну, то этот налог засчитывается в НДС. А если нелегальная, то штраф за вывоз капитала», — сообщил Глазьев. При этом советник предложил возвращать налог для компаний, вывозящих деньги под сделки по легальному импорту. Отметим, что Банк России прогнозирует отток капитала из России в 2014 г. в 90 млрд долларов, а Минэкономразвития ожидает данный показатель на уровне 100 млрд долларов, правда, никаких действий за этими прогнозами не следует. «Этот вопрос для Центробанка абсолютно табуирован, ЦБ делает вид, что это его не касается. При такой политике мы рискуем пострадать от экономических санкций летальным образом. Поэтому главная проблема, которую сегодня надо решать - это преодоление упорного нежелания Центрального банка отстаивать интересы национальной безопасности, обеспечивать экономическую безопасность страны и прекратить следование интересам иностранных спекулянтов», — заявил Глазьев.

Отметим, что Банк России прогнозирует отток капитала из России в 2014 г. в 90 млрд долларов, а Минэкономразвития ожидает данный показатель на уровне 100 млрд долларов, правда, никаких действий за этими прогнозами не следует.

"Этот вопрос для Центробанка абсолютно табуирован, ЦБ делает вид, что это его не касается. При такой политике мы рискуем пострадать от экономических санкций летальным образом. Поэтому главная проблема, которую сегодня надо решать - это преодоление упорного нежелания Центрального банка отстаивать интересы национальной безопасности, обеспечивать экономическую безопасность страны и прекратить следование интересам иностранных спекулянтов" , - заявил Глазьев.

Экономист Михаил Хазин в ходе "круглого стола" по теме санкций отметил, что переориентировать Правительство и руководство ЦБ на новый курс будет непросто.

"Сегодняшнее руководство российского Правительства и руководство Центрального банка - это люди, которые свою карьеру сделали в рамках взаимодействия с долларовым центром, поэтому говорить о том, что они будут строить что-то альтернативное долларовой системе, по меньшей мере наивно. Они этого делать никогда не будут", - заявил экономист.

Тем временем, становится очевидным, что Бреттон-Вудская система со всеми ее институтами - МВФ, Всемирным банком и эмиссионным долларовым центром - претерпевает кризис, который США пытаются преодолеть за счет других участников мировой экономики, уверен Хазин. Так, глобальная экономическая проблема в очередной раз оказывается неотделимой от политики.

"Россия в данном случае выступает в качестве наиболее публичного оппонента США. В реальности Китай и часть элит Западной Европы сопротивляются американскому давлению куда сильнее, чем Россия, но это происходит за кулисами. А Россия в ситуации с Украиной сделала это публично, что привело к двум следствиям. Первое - весь мир увидел, что есть в мире силы, которые не хотят ложиться под США. Если бы экономическая ситуация в мире была хорошей, это бы не вызвало сильной реакции, но уровень жизни населения сильно падает. Руководители малых стран поняли, что свой кусок от мировой долларовой системы не получат, и для них принципиально важно, что есть кто-то, кто может оказывать какое-то противодействие. В результате авторитет России в мире не среди экономических элит, а среди народа в целом, малых и средних государств очень сильно вырос. Как следствие это вызвало очень острое противодействие. Именно в этом причина санкций", - отмечает экономист.

Итак, очевидно, каких действий требуют обстоятельства, но все они - деоффшоризация, выгодное "длинное" кредитование.

«Минфин предлагает зафиксировать в готовящемся законе о федеральном бюджете на 2015-2017 годы отказ от пополнения Резервного фонда за счет дополнительных нефтегазовых доходов в рамках "бюджетного правила". Об этом говорится в проекте федерального бюджета на 2015 год и плановые 2016-2017 годы, подготовленного министерством. На величину этих доходов планируется сократить программу государственных заимствований, на стоимость которых негативно влияют геополитическая ситуация и режим западных санкций.

Предложение учитывать эти изменения уже на этапе планирования бюджета озвучил заместитель министра финансов РФ Алексей Лавров на заседании российской трехсторонней комиссии, объединяющей представителей правительства, работодателей и профсоюзов.

По бюджетному правилу, нефтегазовые доходы бюджета, получаемые сверх базовой цены на нефть ($96 за баррель), направляются в Резервный фонд, напомнил замглавы Минфина.

"Мы предлагаем модифицировать это правило и не накапливать эти средства в Резервном фонде, а направлять их уже на этапе планирования на замещение государственных заимствований",- сказал Лавров, уточнив, что эта практика может распространиться на текущий процесс подготовки бюджета на следующие три года.

Программа заимствований на 2015 год пока без изменений - планируется привлечь на внутреннем рынке около 1 трлн рублей, на внешнем - 7 млрд долларов, говорил несколько дней назад министр финансов Антон Силуанов.

Но в опубликованном сегодня проекте бюджета на 2015-2017 годы предусмотрено сокращение внутренних государственных заимствований более чем в два раза: в 2015 году - до 280 млрд рублей (в действующем законе о бюджете - 676,6 млрд рублей), а в 2016 году - до 299 млрд рублей (против планировавшихся 745,5 млрд рублей).

"Мы отходим от ранее преобладающей тактики и стратегии - "занимай и сберегай", которая позволяла занимать и накапливать средства в Резервном фонде,- сообщил Лавров. - Раз у нас ситуация такая, считаем правильным не направлять эти средства в Резервный фонд, а сократить тем самым объем государственных заимствований и госдолга".

Минфин таким образом планирует закрепить сложившуюся в текущем году практику, сказал замминистра финансов. В 2014 году министерство уже отказалось от планов пополнять Резервный фонд (первоначально предполагалось направить туда 251 млрд рублей).

"Такой режим действует в отношении этого года, и будет действовать в следующем году - если нам будет не хватать ненефтегазовых доходов, или источников финансирования дефицита, у нас есть право не направлять средства в Резервный фонд, и даже использовать средства Резервного фонда",- заключил Лавров.

Ранее Силуанов сообщал, что в следующем году предусмотрено пополнение Резервного фонда на 350 млрд рублей.

"Мы, конечно, в этих условиях вряд ли сможем его пополнить, - признавал он. - Но будем пользоваться тем же самым принципом, что и в этом году. Если у нас внешние рынки будут дорогие или будут закрыты, то мы не будем пополнять Резервный фонд, а будем сокращать программу заимствований".

Минфин оценивает, что объем Резервного фонда в 2015 году вырастет на 70 млрд рублей - до 3,542 трлн рублей, а в 2016 году - на 119 млрд рублей - до 3,661 трлн рублей, говорится в материалах ведомства, подготовленных к заседанию трехсторонней комиссии по социально-экономическим вопросам.»

МОСКВА, 11 июля. /ТАСС/. Минфин России обнародовал параметры нового бюджетного правила в "Основных направлениях бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики". Формула учитывает такие показатели, как базовая цена на нефть и природный газ, курс рубля и объем ненефтегазовых доходов. Документ опубликован на официальном сайте Госдумы.

Согласно новому бюджетному правилу в редакции Минфина, базовая цена на нефть марки Urals устанавливается на уровне $40 за баррель в ценах 2017 года и подлежит ежегодной индексации на 2%, начиная с 2018 года.

Таким образом, предельный объем расходов федерального бюджета рассчитывается как сумма нефтегазовых доходов (рассчитанных исходя из базовой цены на нефть, базовой экспортной цены на газ, прогнозируемого валютного курса, объема ненефтегазовых доходов) и расходов на обслуживание госдолга. Такой способ определения предельных расходов позволяет обеспечить бездефицитный бюджет на первичном уровне при базовых параметрах, отмечает Минфин.

Пополнение резервов

Дополнительные нефтегазовые доходы, полученные в результате превышения фактической цены нефти установленного уровня отсечения, будут направляться в Резервный фонд.

Объем пополнения или использования средств Резервного фонда в определяется как разница между полученными нефтегазовыми доходами и нефтегазовыми доходами, рассчитанными при базовой цене на нефть, базовой цене на экспортируемый газ и фактическом валютном курсе.

По мнению Минфина, бюджетное правило - единственный зарекомендовавший себя для сырьевых стран действенный механизм минимизации восприимчивости внутренних экономических условий к колебаниям внешней конъюнктуры. Существенные колебания нефтяных цен могут оказывать значительное влияние на темпы экономического роста и устойчивость бюджета, инфляцию и благосостояние населения, курсовые соотношения и процентные ставки в экономике.

В случае, когда объем средств Резервного фонда на 1 января первого года планового периода опускается ниже уровня в 5% ВВП, предельный объем использования средств Резервного фонда не может превышать 1% ВВП. Таким образом, исходя из этой суммы корректируется предельный объем расходов и/или другие источники финансирования дефицита бюджета.

История бюджетного правила в РФ

В России бюджетное правило были изначально введено в 2004 году, после чего дважды модифицировались: в 2008 году и с завершением периода приостановки их действия (2009-2012 годы) в 2013 году. Несмотря на положительный вклад в обеспечение стабильности бюджетной системы, действовавшая до приостановки на 2016 год конструкция бюджетных правил не позволяла надлежащим образом обеспечить снижение отрицательного влияния волатильности цен на нефть на предсказуемость экономических условий и устойчивость бюджета, признает Минфин.

По мнению ведомства, повышенная изменчивость структуры относительных цен (реальный эффективный курс рубля) в последние 15 лет в России и по сравнению с динамикой валют сырьевых стран с действенным механизмом бюджетных правил - наглядная иллюстрация недостатков предшествующих конструкций.

Переходный период

Практическая проблема для внедрения бюджетных правил состоит в том, что Россия вошла в снижающуюся фазу долгосрочного сырьевого суперцикла с минимальным объемом резервных средств в суверенных фондах, отмечает Минфин. Таким образом, приведение бюджетных расходов к соответствующему бюджетным правилам уровню, с одной стороны, невозможно осуществить в течение короткого промежутка времени, а с другой стороны, объема накопленных резервов недостаточно для растягивания консолидации на продолжительный период.

В связи с этим общий механизм новых бюджетных правил дополнен периодом, предусматривающим плавный переход к новым предельным объемам расходов. При этом длительность такого переходного периода определяется необходимостью сохранения минимально безопасного уровня резервных средств в суверенных фондах.

Исходя из этого ограничения, приведение бюджетных расходов к соответствующему бюджетным правилам уровню должно завершиться к 2019 году.

Переходные положения новой конструкции бюджетных правил начали реализовываться уже в 2017 году. В конце января 2017 года было принято решение о сохранении дополнительных нефтегазовых доходов при превышении ценами на нефть отметки в $40 за баррель и проведении операций по покупке/продаже валюты на открытом рынке. Как результат, с февраля 2017 года произошло заметное снижение корреляции между динамикой курса и ценами на нефть, сокращение риск-премии по российским активам, а значит, снижение требуемой доходности и равновесных реальных процентных ставок в экономике, подчеркивают в Минфине.

МОСКВА, 14 июл — РИА Новости. Госдума на пленарном заседании в пятницу приняла во втором чтении правительственный законопроект о новой конструкции бюджетного правила и об объединении Фонда национального благосостояния (ФНБ) и Резервного фонда на базе ФНБ.

Бюджетное правило

Планка отсечения по цене на нефть Urals в обновленном бюджетном правиле устанавливается уровне 40 долларов за баррель. Нефтегазовые доходы, полученные при цене выше этой планки, будут направляться в резервы.

Законопроект определяет предельный объем расходов федерального бюджета, который не может превышать суммы нефтегазовых доходов, рассчитанных исходя из базовой цены на нефть, базовой экспортной цены на природный газ и прогнозируемых валютного курса, ненефтегазовых доходов, а также расходов на обслуживание гоcдолга. Базовая цена на нефть марки Urals устанавливается на уровне 40 долларов за баррель в ценах 2017 года и подлежит ежегодной индексации на 2% начиная с 2018 года.

ФНБ + Резервный фонд

Во втором чтении в законопроект были внесены поправки об объединении суверенных фондов РФ на базе ФНБ. Замглавы Минфина РФ Владимир Колычев пояснял, что такое объединение предполагается в условиях, когда прогнозируется исчерпание средств Резервного фонда на фоне значительно снизившихся за последние два-три года цен на нефть.

При этом целевая составляющего этого фонда сохраняется такой же, какими были цели предшествующих двух фондов: финансирование, направленное на сбалансированность страховой пенсионной системы, финансирование дефицита федерального бюджета и софинансирование добровольных пенсионных накоплений. Формировать объединенный фонд предполагается за счет дополнительных нефтегазовых доходов.

Если общий объем средств в объединенном фонде превысит 5% ВВП, его использование предлагается ограничить выпадающими нефтегазовыми доходами, если общий объем средств меньше 5%, то ограничить этот объем 1% ВВП.

Поправками предусматривается, что средства Резервного фонда зачисляются в ФНБ (объединенный фонд) не позднее 1 февраля 2018 года. Минфин будет ежемесячно публиковать сведения о величине активов ФНБ на начало отчетного месяца, зачисления средств в указанный фонд, их размещении и использовании в отчетном месяце.

Согласно одобренным поправкам, до достижения объема средств ФНБ, размещенных в Банке России, на конец очередного финансового года и (или) первого и (или) второго года планового периода 7% прогнозируемого объема ВВП, размещение средств ФНБ в иные финансовые активы не допускается, за исключением финансирования начатых до 1 января 2018 года самоокупаемых инфраструктурных проектов.

11:37 — REGNUM

Правительственный закон о бюджетном правиле Госдума приняла в третьем итоговом чтении, передает корреспондент ИА REGNUM 19 июля. По планам Минфина, который разработал законопроект, принятие нового бюджетного правила позволит снизить зависимость федерального бюджета от нефтяных цен.

Правило устанавливает предельный объем расходов для федерального бюджета. Теперь он не сможет превышать сумму нефтегазовых доходов за очередной финансовый год. Сумма нефтегазовых доходов рассчитывается при учете базовой цены на сырье (нефть и газ), прогнозируемых курса рубля к доллару, объема ненефтегазовых доходов и расходов на обслуживание госдолга.

Базовая цена барреля нефти при расчете бюджета должна составлять 40 долларов. С 2018 года стоимость сырья будет ежегодно индексироваться на 2%.

«Это правило в полном объеме вступит в действие с 2019 года, а на 2018 год предельный уровень расходов предлагается определить с учетом первичного дефицита в 1% ВВП», — отметил депутат Госдумы Глеб Хор («Единая Россия»). Он напомнил, что в ходе обсуждения проекта закона в Госдуме звучали предложения повысить используемую в новом правиле цену отсечения с 40 до 50 долларов за баррель. «Однако большинство депутатов сочло возможным сохранить предложенную правительством РФ планку в 40 долларов», — добавил парламентарий.

Дополнительные доходы от более высокой цены на нефть будут перенаправлены в Фонд национального благосостояния (ФНБ). Изначально Минфин предлагал наполнять дополнительными доходами Резервный фонд, основная задача которого — сокращение бюджетного дефицита. Для этих же целей ведомство предлагало фактически реорганизовать ФНБ и объединить его с Резервным фондом. Однако профильный комитет Госдумы по бюджету и налогам отмечал, что основная задача ФНБ —обеспечение софинансирования добровольных пенсионных накоплений россиян и обеспечение сбалансированности бюджета Пенсионного фонда. Поэтому перенаправить все средства ФНБ в Резервный фонд невозможно.

Ко второму чтению Минфин и профильный комитет изменили документ, прописав, что Резервный фонд к 1 февраля 2018 года будет ликвидирован и вольется в ФНБ. Новый Объединенный фонд возьмет на себе задачи по сбалансированности страховой пенсионной системы, финансированию дефицита федерального бюджета, а также софинансированию добровольных пенсионных накоплений.

Средства ФНБ можно будет использовать, в том числе, на софинансирование добровольных пенсионных накоплений и финансирование дефицита федерального бюджета в зависимости от остатка средств фонда на конец года, отметил депутат Госдумы Леонид Симановский («Единая Россия»). «Если объем размещенных на депозитах и банковских счетах в Банке России средств ФНБ превысит 5% ВВП на конец очередного года, то использование средств фонда на покрытие дефицита федерального бюджета и бюджета Пенсионного фонда РФ будет ограничен объемом недополученных нефтегазовых доходов, а если не превысит 5% — то 1% ВВП», — отметил парламентарий, комментируя закон.