Ликвидация бизнеса. Приказы. Оборудование для бизнеса. Бухгалтерия и кадры
Поиск по сайту

Современная э-коммерция в офшоре: стоит ли уходить в офшор? Бомба замедленного действия. Чем офшоры грозят российской экономике

Предложенная правительством концепция специальных административных районов во многом воспроизводит ошибки, допущенные при создании особых экономических зон

По замыслу Минэкономразвития, специальные административные районы (САР), которые планируется создать на островах Русский во Владивостоке и Октябрьский в Калининградской области, должны составить конкуренцию зарубежным офшорам, которые сейчас использует российский и международный бизнес, и привлечь в российскую юрисдикцию компании, зарегистрированные за рубежом. В эпоху санкций актуальность такой задачи понятна. Однако, несмотря на консолидированную позицию правительства, концепция САР, с которой удалось познакомиться авторам, вызывает ряд вопросов. Похоже, что чиновники готовятся повторить прошлые ошибки.

История российских «офшоров»

Российское государство уже давно пытается использовать возможности зон льготного налогообложения. В 1990-х годах это были специальные соглашения с деловым сообществом, по которым в обмен на инвестиции в местную экономику разрешалось не платить региональную часть налога на прибыль: вместо 24% получалось только 18%. Наиболее известными регионами, практиковавшими такие соглашения, были Чукотка, Калмыкия и Мордовия (последние два региона фигурировали в первом «деле ЮКОСа» — ФНС посчитала, что компания использует их для уклонения от налогов).

В 2005 году после принятия федерального закона №116-ФЗ «Об особых экономических зонах в РФ» система офшоров претерпела радикальные изменения. Были ликвидированы все ранее существовавшие зоны льготного налогообложения, кроме зон в Магаданской и Калининградской областях. Вместо них появились особые экономические зоны (ОЭЗ), главной целью которых было обеспечить «индустриально-технологические прорывы». И если для технико-внедренческих и промышленно-производственных ОЭЗ такая цель воспринималась органично, то для появившихся вскоре в рамках того же закона туристско-рекреационных (с 2006 года) и портовых ОЭЗ (с 2007 года) она уже вызывала вопросы.

Начиная с 2010 года друг за другом стали появляться новые виды зон с особым налоговым режимом: ИЦ «Сколково» (2010 год), зоны территориального развития (2011 год), региональные инвестиционные проекты на территориях ДВФО и отдельных субъектов РФ (2013 год), территории опережающего социально-экономического развития (2014 год), свободная экономическая зона в Республике Крым и Севастополе (2015 год) и Свободный порт Владивосток (2015 год).

При этом именно в рамках исполнения закона об ОЭЗ был реализован целый ряд неоднозначных решений (никак не связанных с передовым зарубежным опытом), среди которых:

1) создание ОЭЗ в «чистом поле», когда вся инфраструктура под нее создавалась с нуля на деньги федерального и регионального бюджетов;

2) создание позднее ликвидированного Федерального агентства по управлению особыми экономическими зонами (РосОЭЗ), руководители которого сменяли друг друга практически каждые полгода;

3) создание специальной государственной структуры — управляющей компании для управления каждой (!) особой экономической зоной;

4) использование режима свободной таможенной зоны для беспошлинного/низкопошлинного ввоза импортных товаров на территорию ОЭЗ, что позволяет при последующей незначительной переработке выпускать фактически импортную продукцию на внутренний российский рынок под маркой «сделано в ОЭЗ».

Второе и третье решения указывают на то, что российские зоны льготного налогообложения управляются государством, а это, по мнению Всемирного банка, повторяет как раз неудачный мировой опыт. Будущее принадлежит небольшим офшорам, управляемым частным сектором без прямого государственного вмешательства.

Стоит отметить, что авторам неизвестен какой-либо зарубежный опыт создания офшоров, предполагающий расходование огромных бюджетных средств. Подобный подход привел в итоге к массовому закрытию ОЭЗ из-за того, что бизнес не захотел в них работать (восемь ОЭЗ были закрыты только в 2016 году), передаче недостроенных ОЭЗ на баланс субъектов Федерации и, как логичное следствие, введению моратория на создание новых ОЭЗ с 2016 года.

Перспективы нового проекта

К сожалению, концепция создания специальных административных районов (САР) вновь предполагает введение особого административного управления, создание управляющей компании, выделение отдельного уполномоченного федерального органа исполнительной власти с функциями единого регулятора и т.д. Таким образом, опять речь идет о создании государственного офшора, что в мире уже не практикуется.

Есть проблемы и с целью создания САР. Предполагаются значительные административные послабления для участников: возможность учреждения юридического лица в течение одного рабочего дня, упрощенная процедура ведения реестра участников, неприменение требования об обязательной репатриации валютной выручки. При этом планируется специальный режим налогообложения для резидентов САР, включая налогообложение только доходов от источников в России, освобождение водных и воздушных судов резидентов от транспортного налога и налога на имущество организаций, освобождение от налога на доходы от эксплуатации имущества (водные и воздушные суда) за пределами России. Также резиденты САР не будут признаваться валютными резидентами со всеми вытекающими из этого последствиями.

В итоге САР будет представлять собой некую «тихую гавань» для безопасной работы резидентов на внешних мировых рынках, при том что российский бюджет будет получать с резидентов только НДФЛ (причем с налоговых нерезидентов по ставке 13%, а не 30%, как предусмотрено Налоговым кодексом) и страховые взносы. Отсутствие значимых налоговых поступлений от САР превращает их создание в благотворительный жест со стороны государства.

Кроме того, авторы идеи не учли возможность миграции бизнеса в САР из других российских регионов (перенаправление экспортных потоков через дочерние структуры — резиденты САР), что может привести к многомиллиардным потерям региональных и федерального бюджетов.

Как известно, для успешного развития бизнеса необходимо сочетание многих факторов, среди которых и доступность заемных средств, и наличие рынков сбыта, и платежеспособный спрос. При создании САР можно было бы заложить точки экономического роста на отдельных территориях, где уже есть инфраструктура для ведения бизнеса и трудовые ресурсы. А для мобилизации заемных средств освободить от налогообложения выплату дивидендов резидентами офшора в пользу как отечественных, так и иностранных компаний, инвестирующих в такие точки роста.

Вредная анонимность

Основной проблемой САР может стать его вполне декларируемая связь с темой антироссийских санкций. Принципы сокрытия информации офшорами известны развитым государствам достаточно давно. США достигли в борьбе с анонимностью немалых результатов.

Еще в 1937 году секретарь казначейства США Генри Моргентау написал президенту Франклину Рузвельту о необходимости незамедлительных действий в отношении американцев, создающих частные холдинговые корпорации в местах, «где налоги низки, а законы о корпорациях — размыты».

Важно заметить, что с анонимностью борются не только развитые государства, но и FATF, и не менее уважаемая Россией ОЭСР, под эгидой которой ФНС России очень рассчитывает на запуск этой осенью автоматического обмена налоговой информацией о финансовых счетах.

Особым же риском запуска режима анонимности в САР может стать прямой режим санкций со стороны США и, возможно, Евросоюза, не говоря уже о серьезных потенциальных претензиях со стороны FATF и ОЭСР. Если говорить прямо, то сам проект создания САР уже наверняка привлек внимание Управления по контролю за иностранными активами (OFAC) Министерства финансов США.

Мы много пишем о том, что офшорные компании – это очень мощный инструмент для развития бизнеса. Однако стоит понимать, что реальная ценность зависит не только от самой компании, но и от того, как вы собираетесь её использовать. И не учитывая множество нюансов, можно после регистрации компании, затрат нескольких тысяч евро, получить документы и задать вопрос: «А что мне теперь с ней делать?».

Чтобы такого вопроса не возникало, давайте поговорим о том, когда разумно использовать офшорную компанию при работе в электронной коммерции. Для начала возьмём торговлю физическими и электронными товарами (без услуг, фриланса и тому подобного).

Предположим, что у вас собственный интернет магазин. Он торгует программами вашего собственного производства. Вы решили переехать в офшор, создав там новую компанию и счёт, после чего перевели все активы на них. Что изменилось?

С точки зрения налогов – скорее всего ничего. С товарами ведь как – основной налог - это НДС, который сегодня почти везде платится в зависимости от местоположения покупателя. Например, продавая свой товар в Европе (не только цифровой, но и физический), вы будете платить в каждой стране свой НДС. И от этого не сбежать.

Так же, если вы выбрали какую-то совсем офшорную зону, могут возникнуть проблемы с приёмом оплаты. Дело в том, что стандартный для многих начинающих PayPal может не работать в новой стране или требовать посредника, который будет брать дополнительную комиссию.

Что делать? Открывать мерчант счет в банке или у специального провайдера. Но для этого требуется обычно серьёзный оборот. А значит компания уже должна иметь хорошие показатели или готовиться к серьёзным вложениям.

К тому же, если говорить про налоги, офшор становится выгодным в случае получения дивидендов. Но опять же, нужно учитывать, что всё больше стран вводят специальные налоги для стран «офшорного списка» или пристально следят за выполнением договорённостей по соглашениям о двойном налогообложении.

Это первый два пункта, о которых стоит задуматься, прежде чем передвигать свой бизнес в офшор.

Другая проблема, которая коснётся в первую очередь тех, у кого есть физические товары: где вы будете их хранить? Склад на территории страны может сделать ваш бизнес по факту резидентом этой страны. А значит и налоги, и прочие выгоды от офшора пропадают. Можно предпринять попытку создать склад в свободных торговых зонах типа Гонконга , Сингапура , Мальты и тому подобных. Но опять же — с какого объёма это будет вам интересно?

А ведь за это придётся платить, и цена зависит не только от размера склада, но и от того, где и как вы производите свой товар. В итоговую цену будут входить расходы на логистику от места производства до склада, таможенные пошлины и т.п. Если вы делаете это на территории того рынка, где и продаёте (например, в России или в Европе), то такая сложная процедура вывоза и ввоза будет только в минус.

Ко всему прочему добавляется фактор Репутации. Выбранный офшор уже как-то зарекомендовал себя на мировом рынке. Это может быть уважением, подозрение или игнорирование. И если вы выбираете это место для своей базы, то получаете в наследство и все «исторические проблемы». Готов ли ваш бизнес, а самое главное партнёры, банк и клиенты, работать в новых условиях? Будут ли они выгоднее или станут хуже?

Задайте себе эти вопросы и задумайтесь – готов ли ваш торговый бизнес к таким изменениям? Как показывает практика, чтобы использовать выгоды офшора, необходимо уже иметь определённый уровень доходов и оборотов. Google и Apple не с первого дня ушли в офшоры, но со временем, когда стали достаточно большими и имеющими свободные средства на стратегическое планирование и развитие.

В этом смысле немного проще тем, кто оказывает различные услуги. Уйти в офшор консультанту, фрилансеру или музыканту – гораздо проще. Почему? Во-первых, потому, что он сам реально может переехать в то или иное место на планете и стать резидентом офшора. Во-вторых, услуги имеет гораздо меньше «якорей» для резидентства: у них нет склада, офис можно открыть где угодно, как и сайт со счётом.

Именно поэтому многие консультационные и удалённые услуги выгодно вести сразу из офшора (разумеется, если планируется приличный ежемесячный оборот). Либо уходить в офшор, когда оборот достиг нужного уровня. Как показывает практика, если доход фрилансера в месяц составляет более 5 000 – 10 000 долларов, имеет смысл задуматься об уходе в офшор. Как минимум потому, что во многих местах налог на доходы равен нулю или ниже, чем в крупных странах.

Но снова повторим – создание офшорной компании, ведение э-коммерции требует подготовки, как теоретической, так и практической. Нужно понимать, что сразу стремится в офшор, если это ваш первый бизнес – не стоит, не окупится. Но если у вас уже стабильно растущее предприятие или вы опытным бизнесмен, который знает, как строить структуру компании и развивать её – то офшор может стать хорошей площадкой для стремительного роста.

Подробнее о нюансах регистрации, так и ведения бизнеса в офшорах, вы можете узнать на консультации у наших специалистов. Просто напишите им письмо на ящик [email protected] . Они учтут ваши пожелания и постараются показать все важные места на карте вашего будущего офшорного бизнеса.

Но не забывайте – всё равно нужно быть внимательным и соблюдать закон. А выгода офшора зачастую начинает проявляться только тогда, когда обороты компании становятся большими.

P.S. Правда для жителей СНГ офшор становится дополнительной защитой от посягательства внешних сил. Но это уже другая история.


Метки:

Подпишитесь на наш телеграм канал и расскажите о нем знакомым в бизнесе.

Читайте другие интересные статьи портала InternationalWealth.info:

    Дата проведения: 12 декабря 2018 года Место проведения: конференц-зал юридического факультета СПбГУ Скидочный промокод для читателей портала InternationalWealth.info: npnalog2018. 12 декабря 2018 года в конференц-зале Санкт-Петербургского Государственного…

    Европа готовится презентовать новые налоговые правила по цифровой экономике. Уже ожидают появления дополнительных налогов и увеличение бумажной волокиты. Также недавно опубликовали результаты общественного обсуждения перспектив…

  1. Дата проведения: 20 марта 2018 года Место проведения: Марриотт Гранд Отель, Москва, ул. Тверская, 26 Время проведения: с 9.30 до 13.30 Бизнес-завтрак “Налоги без границ…

Все на войну с офшорами. Российские власти, кажется, всерьез озаботились оттоком средств из страны. Оно и понятно. За последние 20 лет в офшоры ушло, по разным оценкам, от 800 миллиардов до триллиона долларов, и этот процесс продолжается. 12 декабря Владимир Путин, выступая с ежегодным посланием Федеральному Собранию, признал, что борьба с офшорами не принесла сколько-нибудь заметных успехов, а значит, назрела необходимость более решительных мер. "Каковы плюсы и минусы новых предложений власти по деофшоризации российской экономики, помогут ли они на этот раз решить проблему с оттоком капиталов", - выясняли эксперты раздела " " интернет-издани я "Биржевой лидер".

Смелый план российского правительства.

Давно не секрет, что офшоры являются главным фактором оттока средств из России, а значит, и замедления экономического роста. Ведь доходы отечественных компаний вместо того, чтобы работать на развитие экономики России и повышение уровня жизни россиян, поддерживают экономику зарубежных стран. Как считает финансов Антон Силуанов, деофшоризация экономики могла бы пополнить российский бюджет на десятки миллиардов , заметим, совсем даже не лишних в условиях замедления экономического роста.
Что же предложил президент для преодоления офшоризации экономики? Среди новых и не очень новых мер можно отметить следующие:
- отлучить офшорные компании от госконтрактов и господдержки в любой форме, включая кредиты Внешэкономбанка. В самом деле, если главной целью офшорного бизнеса является уклонение от , то почему государство должно поддерживать такую компанию;

Изымать налоги с таких сделок в пользу российского бюджета принудительно. поставил задачу продумать систему, как эти деньги будут изыматься;

Отказаться от соглашения об избежании двойного с офшорами. Как считает Игорь Сечин, много времени этот вопрос не займет, достаточно лишь уведомить иностранных партнеров о выходе из такого соглашения. Что же касается , то, как сообщил Силуанов, с ним уже договорились о раскрытии информации "в более подробном формате, нежели существовал ранее";

Компании должны раскрывать своего владельца, что позволит определить, где бизнес зарегистрирован и платит ли налоги. Путин уже подписал поправки в Налоговый кодекс , которые вводят 30 процентный штрафной налог с пассивных доходов, выплачиваемых за , если не раскрыт бенефициар иностранной фирмы.

Другими словами, как сказал , "хочешь пользоваться льготами, господдержкой и получать прибыль, работая в России, регистрируйся в российской юрисдикции".

Таким образом, такие крупные российские компании, не зарегистрированные в стране, как алюминиевый холдинг "Русал", металлургический "Евраз", "Вымпелком", ЕВРАЗ, Мечел, ММК, "Силовые машины", Кировский завод и многие другие останутся без господдержки со стороны правительства или должны будут выйти из офшорной зоны. То есть поставлена задача сделать увод денег из России максимально невыгодным.

Если брать во внимание международный опыт борьбы с офшорами, то, к примеру, в тех же существуют специальные штрафы, офшорные фонды, покупающие активы в стране, облагаются налогами по повышенным ставкам. А в ЕС существует уголовная ответственность за минимизацию налогов при международной торговле с офшорами.

Российские эксперты, в целом, поддерживая давно назревшие меры, полагают, что переломить ситуацию с офшорами будет все же непросто. Как известно, чтобы мечта стала планом, она должна сбыться, а вот с этим явно будут проблемы.

При этом в ходе оценки различных экономических параметров в редких случаях могла похвалиться показателями, характерными для наиболее успешных развивающихся европейских стран. Так, информационно-коммуникационные технологии, электроэнергетика, железнодорожная инфраструктура и состояние рынка капитала в России получили от специалистов ЕБРР, как ни странно, довольно высокие оценки.

"Курс рубля на валютном рынке Forex продолжает торги в восходящем тренде, причем ближайшее важное сопротивление располагается в области майского максимума - 33,53", - отмечают в аналитическом отделе брокерской компании (входит в рейтинг рекомендованых брокеров Форекс Академии Masterforex-V). Поддержки расположены на уровнях наклонного канала МФ и пивота МФ 31,64.

Как невозможное сделать возможным.

Признаем, бизнес всегда искал и будет искать возможность сэкономить на налогах и получить максимальную защиту своего капитала. Российские компании, понятно, не являются исключением из этого правила. Даже сделка по приобретению "Роснефтью" компании ТНК-ВР была проведена через офшоры. Понятно, что решить эту проблему в одночасье не получится. Не получится уже потому, что четыре из первой пятерки крупнейших поставщиков иностранных инвестиций в Россию - это офшоры или квазиофшоры, на них приходится около 60 процентов из общего объема иностранных инвестиций в российскую экономику. Как свидетельствует Росстат, к концу сентября в российской экономике было накоплено инвестиций из Кипра на 78 миллиардов долларов, из Нидерландов - на 59 миллиардов, из Люксембурга - на 39 миллиардов и из Виргинских островов - на 12 миллиардов. Фактически это российский капитал, и если резко прикрыть офшоры, то он может уйти с рынков России навсегда в другие страны.

Другими словами, чтобы избавиться от офшоров одного "кнута" в виде угрозы отказать в господдержке не только недостаточно, но в чем-то и опасно. Тут без "пряника" никак не обойтись. Поскольку к апитал более всего ценит хороший деловой , стало быть, надо работать над его улучшением. Без этого борьба с офшорами останется не более чем сотрясением воздуха, делом абсолютно неперспективным. Пока же борется не столько с причинами офшоризации российской экономики, сколько с ее следствием. Так в чем популярность офшоров в России, помимо желания сэкономить на налогах? Очевидно, что в недостаточной защищенности прав собственности внутри страны, недоверии к отечественной судебной системе, сложности ведения бизнеса. Что делать?

Рецепты эти давно известны, здесь нет никакого секрета:

Обеспечить законодательное обеспечение возвращения капиталов из офшоров в российскую юрисдикцию. Нельзя сказать, что в этом отношении ничего не делается. Так, Госдума уже заявила о готовности в ближайшее время принять решение об исключении офшорных компаний из сферы закупок. Следственный комитет разработал законопроект, по которому под удар попадет практика получения кредитов из офшоров. С другой стороны, не будем преувеличивать реактивность отечественного парламента, к примеру, он еще в декабре 2012 собирался рассмотреть законопроект о повышении налогов для анонимных акционеров, но о его дальнейшей судьбе общественность так ничего и не узнала. Важно при этом закрыть все возможные щели. Уже прозвучали предположения, что компании, чтобы избежать проблем и не поткрять господдержку, могут завести себе российские "прокладки" между собой и офшорами;

- налоговые преимущества. К примеру, стандартная ставка для офшорной компании Кипра - 4,25% от прибыли, а в России - 20% с возможным снижением до 13,5%;

Снятие коррупционной составляющей бизнеса. Между тем Путин в своем выступлении перед Федеральным Собранием практически ничего не сказал о борьбе с коррупцией;

Упрощение процедуры регистрации компаний в России;
- предоставление режима банковской тайны;
- защита собственности и прав миноритариев. Между тем уже сейчас борьбу с офшорами некоторые объясняют желанием властей поставить под контроль те или иные сферы крупного бизнеса.

Редколлегия раздела "Новости России" журнала "Биржевой Лидер", совместно с экспертами Академии Masterforex-V, проводят опрос вДискуссионном клубе Академии Masterforex-V: удастся ли довести до логического конца деофшоризацию российской экономики?

Да, отлучение офшорных компаний от госконтрактов и господдержки действенная мера;
. нет, права собственности внутри страны не защищены;
. время покажет.

Минфин намерен обложить налогом граждан России и российские фирмы, которые имеют долю более чем в 10% в компаниях, зарегистрированных в офшорах. Таких жёстких антиофшорных предложений от российских чиновников ещё не по-ступало. Однако в нынешних политических реалиях офшоры - мина под экономикой всей страны, в любой момент.

Чем кон-кретно грозят офшоры России и как заставить деньги богачей-уклонистов приносить пользу нашей стране, «АиФ» рассказал Валентин Катасонов, профессор кафедры международных финансов МГИМО, председатель Русского экономического общества им. С. Ф. Шарапова .

На коротком поводке

Богатеи всего мира, а не только наши хранят деньги в офшорах, где можно платить налоги в разы меньше, где не выдадут истинного владельца капитала. Но если западные олигархи переводят в «уютные» страны только прибыль от заработанного, то у нас всё гораздо опаснее: наши корпорации выведены туда целиком, всеми своими финансовыми активами! То есть производства, которые, казалось бы, расположены в России, полностью принадлежат зарубежным структурам, а значит, непод-отчётны нашему государству.

Получается, что у нас есть министерства, чиновники, которые отвечают за разные направления развития экономики, но реально они ни на что повлиять не могут. А как, если вся экономика выведена за пределы страны? Скорее уж западные политики при желании смогут с помощью офшорных рычагов надавить на олигархов. И тогда последние, опасаясь потерять свои миллиарды, будут землю рыть, исполняя волю «хозяев», подрывая экономику своей страны (что мы видим на примере Украины, где миллиардеры тоже вывезли почти всю страну в офшоры, и именно внешние силы смогли воздействовать и продолжают воздействовать на государство).

Экономист японского банка Йенс Нордвиг подсчитал теневые долги крупнейших корпораций. Он учитывал, сколько займов набрали компании, фактически расположенные на территории одной страны, но зарегистрированные в офшоре. Лидером оказался российский бизнес - он назанимал больше всех. По официальным данным, долги российских компаний перед иностранными кредиторами - около 600 млрд долл. Но это лишь то, что открыто для статистики.

По разным оценкам, 85-95% отечественного крупного бизнеса переведено в офшор, в т. ч. дочки компаний с гос-участием, оборонных предприятий, организаций ЖКХ. Они могут проводить сделки, ни перед кем не отчитываясь. Есть мнение, что с учётом таких заимствований наши предприниматели задолжали западным финансовым структурам более триллиона долларов. Но фактически офшорные компании набирают обязательства под те материальные активы (заводы, недра и т. д.), что расположены в России. То есть расплачиваться по кредитам в конечном итоге придётся нашей стране.

Как убежать из мышеловки?

О какой социальной стабильности может идти речь в стране, граждане которой фактически работают на заграничный капитал? Ушли эти деньги из государства - нет развития промышленности, нормального финансирования здравоохранения, повышения социальных пособий (по некоторым оценкам, казна ежегодно могла бы получать 10-20 млрд долл.). Чтобы остаться в живых, мы обязаны срочно отсечь нашу реальную экономику от офшорного зазеркалья. Сработает ли предложение Минфина о взимании налогов с обладателей иностранных активов? Да, при условии, что офшоры честно выдадут тех, кто зарегист-рирован у них. Но это, судя по мировому опыту, маловероятно.

В 2012 г. громкий поход против офшоров начало американское правительство. Тогда через СМИ распространялась информация о международных налоговых уклонистах. Но каких-то крупных расследований в тех же США не последовало.

Некоторые страны объявляли офшорную амнистию: разрешали безболезненно вернуть капитал в страну, уплатив налог по минимальной ставке. В большинстве случаев (к примеру, в США, России, Казахстане и др.) этот «пряник» не срабатывал. Разве что Италии удалось так привлечь деньги своих олигархов домой.

Можно вспомнить и отечест-венный опыт борьбы с офшорами. До 1923 г. из России вывозились деньги, золото. К примеру, в 1918 г. глава ВЧК Феликс Дзержинский организовал вывоз больших сумм в Швейцарию. В памятном 1937 г. в том числе и эти средства в принудительном порядке заставляли возвращать - выбивали пароли и шифры от банковских счетов в обмен на жизнь. Было и такое.

Что сработает сейчас? Нужен президентский указ о том, чтобы в течение месяца предприниматели, создавшие офшорные компании, перерегистрировали свой бизнес в России. Месяц - реальный срок: оформить фирму в офшоре можно и за 24 часа. Если это условие не будет выполнено - национализировать активы, принадлежащие иностранному капиталу. По-моему, это честно, ведь наша экономика должна работать на наше благосостояние. Кажется, уже бесполезно ждать, когда до наших олигархов дойдёт: если не платить налоги в своей стране, она погибнет. Погибнут и те предприятия, которые они «отжимают». Даже мыши часто обходят мыше-ловку, а наши богачи бегут туда сломя голову.

Инфографика: Яна Лайкова / АиФ