Ликвидация бизнеса. Приказы. Оборудование для бизнеса. Бухгалтерия и кадры
Поиск по сайту

Продукты для добросовестного обеспечения сбербанк-аст площадки. Памятка по работе со счетами и тарифами на Универсальной торговой платформе ЗАО «Сбербанк- АСТ Сбербанк аст как вернуть обеспечение заявки

1. Что нужно знать бухгалтеру об обеспечении заявок на участие в конкурсах и аукционах.

2. Как отразить в бухгалтерском учете операции, связанные с обеспечением заявки в зависимости от способа предоставления такого обеспечения.

3. Какие законодательные и нормативные акты регулируют вопросы предоставления и учета обеспечения заявки на участие в закупке.

Многим поставщикам товаров, работ, услуг не обойтись в своей хозяйственной деятельности без участия в закупочных процедурах (электронных аукционах, запросах котировок, конкурсах и т.д.). Во-первых, участие в закупках является необходимым условием заключения договоров с определенными категориями покупателей, например, с государственными и муниципальными учреждениями, госкорпорациями, субъектами естественных монополий. А во-вторых, участие в закупках позволяет расширить рынок сбыта, привлекая новых клиентов, нарастить масштабы деятельности, заключая договоры с крупными клиентами, и, наконец, улучшить свою репутацию как надежного поставщика. Непосредственно участием в закупочных процедурах, как правило, занимается отдельный специалист, а вот задачей бухгалтера является отражение в учете всех операций, связанных с участием в закупках. В этой статье предлагаю разобраться, как отразить в бухгалтерском учете обеспечение заявок на участие в закупках – с чего, собственно, и начинается «бухгалтерская» составляющая закупочной деятельности.

Что такое обеспечение заявки на участие в закупке

Для того чтобы корректно отразить в учете операции, связанные с обеспечением заявок, бухгалтеру необходимо иметь хотя бы общее представление об этом виде обеспечения: для каких целей, какими способами и на каких условиях оно предоставляется. Подробно все изложено в законе № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (ст. 44). Однако, бухгалтерам и без того приходится держать в голове большие объемы информации, поэтому, чтобы упростить задачу, основная информация об обеспечении заявок представлена в виде схемы (для увеличения щелкните по рисунку).

Обратите внимание: предоставление обеспечения заявки – это не расход, а всего лишь «замораживание» денежных средств на определенное время. В большинстве случаев, средства, перечисленные в обеспечение заявки, возвращаются участнику. В каких случаях не возвращаются – Вы уже знаете из схемы.

Как правило, бухгалтер получает от специалиста по закупкам готовую информацию: по каким реквизитам и в каком размере перечислить денежные средства в качестве обеспечения. Но просто отправить платеж по указанным реквизитам – это лишь небольшая составляющая бухгалтерской работы, все самое интересное впереди: как отразить обеспечение заявки на участие в закупке в бухгалтерском учете? Давайте разбираться.

Обеспечение заявки на участие в электронном аукционе

Для участия в электронных аукционах участники перечисляют денежные средства на свой лицевой счет, открытый у оператора электронной площадки. Средства на этом лицевом счете являются собственностью организации, она сохраняет за собой право распоряжаться ими по своему усмотрению и вывести на свой расчетный счет в любой момент. Однако при подаче заявки на участие в электронном аукционе, организация автоматически дает распоряжение оператору площадки заблокировать часть денежных средств, хранящихся на лицевом счете, в размере обеспечения заявки. При недостаточности средств на лицевом счете площадка просто не даст возможность подать заявку, поэтому многие организации предпочитают хранить на своих лицевых счетах суммы «с запасом», чтобы не перечислять отдельно под каждую процедуру.

Средства организации на лицевом счете электронной торговой площадки учитываются на счете 55 «Специальные счета в банках» согласно Инструкции по применению плана счетов. К счету 55 могут быть открыты субсчета для отражения свободных средств и заблокированных. Кроме того, целесообразно открыть субсчета для каждой площадки (Росэлторг, Сбербанк-АСТ, РТС и т.д.), поскольку на каждой электронной площадке открывается свой лицевой счет.

Обратите внимание: денежные средства, заблокированные на лицевом счете в размере обеспечения заявки на участие в аукционе, должны учитываться на забалансовом счете 009 «Обеспечения обязательств и платежей выданные» отдельно по каждому обеспечению.

Бухгалтерские проводки по учету обеспечения заявки на участие в электронном аукционе:

Кредит Дата операции
51 Перечислены денежные средства оператору электронной площадки NNN для пополнения лицевого счета
55 — св / Электронная площадка Денежные средства на лицевом счете заблокированы оператором электронной площадки в размере обеспечения заявки на участие в электронном аукционе (Заказчик ХХХ)
009 / Заказчик Дата подачи заявки на участие в электронном аукционе
55 — св / Электронная площадка 55 –блок / Электронная площадка Дата разблокирования денежных средств (п. 6 ст. 44 Закона № 44-ФЗ) Оператором электронной площадки произведено разблокирование денежных средств на лицевом счете
009 / Заказчик Дата разблокирования денежных средств Списана сумма обеспечения
51 55 — св / Электронная площадка Дата поступления средств на расчетный счет Выведены средства с лицевого счета, открытого оператором электронной площадки, на расчетный счет по заявке организации

При участии в электронных аукционах по госзаказу площадки не взимают плату за свои услуги. А вот участие в закупочных процедурах по коммерческому заказу, как правило, платное, в соответствии с тарифами электронной площадки. Чаще всего площадки берут плату за свои услуги с победителя аукциона. То есть при заключении контракта с заказчиком на лицевой счет поставщика поступает не вся сумма, заблокированная в счет обеспечения заявки, а за вычетом комиссии оператора электронной площадки:

! Обратите внимание: для отражения в бухгалтерском учете расходов на услуги оператора электронной площадки, сумма таких расходов должна быть документально подтверждена. Чаще всего площадки предоставляют подтверждающие документы в электронном виде. Такие электронные документы могут быть приняты к бухгалтерскому учету только, если они заверены электронной цифровой подписью (п. 5 ст. 9 Закона № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете»).

В некоторых случаях, например, если победитель аукциона уклонился от заключения контракта с заказчиком (п. 13 ст. 44 Закона № 44-ФЗ), денежные средства, заблокированные в качестве обеспечения заявки, ему не возвращается, а перечисляются на счет заказчика. При этом сумма обеспечения заявки списывается на прочие расходы:

Обеспечение заявки перечисляется на счет заказчика

При проведении конкурсов и закрытых аукционов обеспечение заявки на участие в закупке может перечисляться на специальный счет заказчика, по реквизитам, указанным в извещении. В этом случае денежные средства, перечисленные в качестве обеспечения заявки, отражаются в бухгалтерском учете на счете 76 «Расчеты с прочими дебиторами и кредиторами» в составе дебиторской задолженности до их возврата на расчетный счет участника закупки. Кроме того, выданное обеспечение отражается на забалансовом счете:

Кредит Дата операции
76 / Заказчик 51 Дата списания денежных средств с расчетного счета Перечислены денежные средства заказчику в качестве обеспечения заявки
009 / Заказчик Дата списания денежных средств с расчетного счета Отражена сумма выданного обеспечения заявки
51 76 / Заказчик Заказчиком возвращена сумма обеспечения заявки
009 / Заказчик Дата поступления денежных средств на расчетный счет Списана сумма обеспечения

В случае если участник признан победителем закупочной процедуры, но уклонился от заключения контракта, сумма обеспечения заявки ему не возвращается, а остается на счете заказчика.

Основанием такого списания должно служить решение контролирующего органа в сфере закупок, например ФАС, о признании победителя закупки уклонившимся от заключения контракта с поставщиком.

В качестве обеспечения заявки предоставляется банковская гарантия

При нежелании или невозможности использовать собственные денежные средства для обеспечения заявки, участник конкурса или закрытого аукциона может воспользоваться банковской гарантией. По условиям банковской гарантии банк принимает на себя обязательство по обеспечению заявки участника (ст. 368 ГК РФ). В случае если участник будет признан уклонившимся от заключения контракта, банк по требованию заказчика перечислит последнему сумму обеспечения заявки. Естественно, услуги банка по предоставлению банковской гарантии являются платными для участника закупки и отражаются в бухгалтерском учете в составе прочих расходов на счете 91-2.

Как говорилось ранее, могут возникнуть случаи, когда обеспечение заявки не возвращается участнику закупки, а остается у заказчика. Если обеспечение заявки было выдано под банковскую гарантию, то требование перечислить сумму обеспечения заявки заказчик предъявит банку. При этом у участника закупки возникнет кредиторская задолженность перед банком на сумму обеспечения заявки. В этом случае бухгалтерские записи будут следующие:

! Обратите внимание: банковская гарантия, выданная в качестве обеспечения участия в закупке должна соответствовать требованиям, установленным ст. 45 Закона № 44-ФЗ. Банк, предоставивший гарантию, должен входить в утвержденный перечень, с которым можно ознакомиться на сайте Минфина РФ.

Итак, мы рассмотрели порядок отражения в бухгалтерском учете операций, связанных с обеспечением заявки на участие в конкурсах и аукционах. Как Вы могли убедиться, учетные записи напрямую зависят от последовательности событий закупочной процедуры: в какой стадии находится заявка (подана, отозвана, отклонена и т.д.), каков итог процедуры определения поставщика (победили, проиграли, заключен ли контракт). В связи с этим бухгалтеру важно грамотно выстроить взаимодействие со специалистом по закупкам, чтобы быть в курсе значимых событий закупки. Все остальное – «дело техники», в чем, я надеюсь, Вам помогла разобраться эта статья.

Считаете статью полезной и интересной – делитесь с коллегами в социальных сетях!

Есть комментарии и вопросы – пишите, будем обсуждать!

Законодательные и нормативные акты:

1. Гражданский кодекс РФ

2. Федеральный закон от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»

3. Федеральный закон от 06.12.2011 г. № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете»

4. Приказ Министерства финансов Российской Федерации от 31.10.2000 № 94н «Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и инструкции по его применению»

Эти документы Вы найдете на http://pravo.gov.ru/

♦ Рубрика: , .

Работая с электронными закупками, Вы столкнетесь термином «Обеспечение заявки». Например, при работе в системе закупок с муниципальным учреждением согласно п. 16 ст. 44 гл. 3 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»:

«16. Участие в электронном аукционе возможно при наличии на лицевом счете участника закупки, открытом для проведения операций по обеспечению участия в таком аукционе на счете оператора электронной площадки, денежных средств, в отношении которых не осуществлено блокирование операций по лицевому счету в соответствии с частью 18 настоящей статьи, в размере не менее, чем размер обеспечения заявки на участие в таком аукционе, предусмотренный документацией о таком аукционе».

Проще говоря, для участия в закупке, Вам необходимо осуществить перечисление денежных средств на виртуальный счет электронной площадки. Ваш виртуальный счет будет сформирован только после прохождения процедуры регистрации. Учитывайте, что поступление средств занимает 1-3 дня, поэтому перечисление Вы должны произвести заблаговременно (до подачи заявки).

Как определяется размер обеспечения заявки (по 44-ФЗ)?

Размер обеспечения заявки определяется согласно 44-ФЗ (п. 14 и п. 15 ст. 44 гл. 3):

«14. Размер обеспечения заявки должен составлять от 0,5% до 5% начальной (максимальной) цены контракта или, если при проведении аукционов начальная (максимальная) цена контракта не превышает 3 млн. рублей, - 1% начальной (максимальной) цены контракта»;

«15. В случае если закупка осуществляется в соответствии со статьями 28-30 настоящего Федерального закона и участником закупки является учреждение или предприятие уголовно-исполнительной системы, организация инвалидов, субъект малого предпринимательства либо социально ориентированная некоммерческая организация, размер обеспечения заявки не может превышать 2% начальной (максимальной) цены контракта».

! Перед тем, как начать работу в системах государственных закупок, мы рекомендуем ознакомиться с Федеральными законами № 44-ФЗ и № 223-ФЗ.

В данной инструкции мы расскажем о том, как вывести денежные средства на свой банковский счет через платежную систему (интернет, клиент банк) после обеспечения заявки в «Сбербанк-АСТ».

Обеспечение заявки «Сбербанк-АСТ»

Получить реквизиты для перевода денежных средств на виртуальный счет электронной площадки очень просто:

Шаг 1. Зайдите в личный кабинет

Шаг 2. Зайдите в раздел «Счета» и выберите подраздел «Реквизиты для перечисления денежных средств»

На данной странице Вы сможете также загрузить образец платежного поручения и инструкции по переводу денежных средств.

Номер Вашего виртуального счета будет выслан Вам на электронную почту, после прохождения процедуры аккредитации. Но Вы всегда можете найти его в разделе «Документы», подраздел «Входящие документы». Самый первый входящий документ - положительный ответ по заявлению на аккредитацию. В нем и будет содержаться номер Вашего виртуального счета.

В случае необходимости вывода средств со счета электронной площадки, совершите следующие действия:

Шаг 1. Выберете раздел «Счета» и перейдите на страницу «Заявление на вывод денежных средств», нажав соответствующий пункт

Шаг 2. Нажмите на кнопку «Новое заявление на вывод средств»

Шаг 3. Проверьте правильность заполнения реквизитов и укажите сумму, которую хотите вывести на свой банковский счет

Шаг 4. Заполнив все поля, нажмите кнопку «Подписать и отправить»

После этого заявление будет сформировано и отправлено оператору, который обработает Ваше заявление в течение одного рабочего дня. О выводе средств Вы будете уведомлены письмом на Вашу электронную почту. Также это можно отследить в разделе «Документы» - «Входящие документы».

Как возвращаются денежные средства после обеспечения заявки?

Разблокировка денежных средств, внесенных в качестве обеспечения заявки, происходит согласно п. 6 ст. 44 гл. 3 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ:

«6. Денежные средства, внесенные в качестве обеспечения заявки на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), возвращаются на счет участника закупки при проведении конкурса и закрытого аукциона в течение не более чем 5 рабочих дней, а при проведении электронного аукциона прекращается блокирование таких денежных средств в соответствии с частью 18 настоящей статьи в течение не более чем одного рабочего дня с даты наступления одного из следующих случаев:

  1. подписание протокола рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе, протокола подведения итогов электронного аукциона, протокола закрытого аукциона. При этом возврат или прекращение блокирования осуществляется в отношении денежных средств всех участников закупки, за исключением победителя определения поставщика (подрядчика, исполнителя), которому такие денежные средства возвращаются после заключения контракта;
  2. (в ред. Федерального закона от 28.12.2013 N 396-ФЗ)
  3. отмена определения поставщика (подрядчика, исполнителя);
  4. отклонение заявки участника закупки;
  5. отзыв заявки участником закупки до окончания срока подачи заявок;
  6. получение заявки на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) после окончания срока подачи заявок;
  7. отстранение участника закупки от участия в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) или отказ от заключения контракта с победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с частями 9 и 10 статьи 31 настоящего Федерального закона;
  8. получение заказчиком решения контрольного органа в сфере закупок об отказе в согласовании заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), а в случае проведения электронного аукциона получение оператором электронной площадки от заказчика указанного решения, направляемого не позднее рабочего дня, следующего после даты получения заказчиком указанного решения».

Желаем Вам удачных торгов!

Если Вам не удалось справиться с данной задачей самостоятельно, Вы всегда можете обратиться к нашим опытным специалистам, заказав звонок.

Сообщение для живосайта:

Дата: 25.07.2016

Осуществляя закупку по 44-ФЗ, заказчик обязан устанавливать требование к обеспечению заявки, если закупка осуществляется через конкурс или аукцион 1 . Такое требование должно повышать ответственность участника закупки за выполнение тех обязательств, которые он берет на себя, подавая заявку: в частности, в случае своей победы - за обязательство подписать контракт на условиях, установленных заказчиком в документации о закупке, и условиях своей заявки.

Форма обеспечения (внесение участником закупки депозита денежных средств или предоставление банковской гарантии) зависит от способа закупки - если проводится электронный аукцион, вносятся денежные средства, если проводится конкурс или закрытый аукцион, то участник закупки сам выбирает тот вариант, который ему удобнее.

При проведении конкурса или закрытого аукциона денежные средства могут быть внесены участником торгов на специальный счет, указанный заказчиком в документации о закупке.

Участнику электронного аукциона необходимо разместить денежные средства на лицевом счете участника, открытом оператором электронной площадки для проведения операций по обеспечению участия в электронных аукционах (при подаче заявки на участие в аукционе оператор блокирует денежные средства на этом счете в размере обеспечения заявки).

Конечно, по сравнению с банковской гарантией внесение денежных средств может быть для участника закупки менее привлекательным, так как для использования этого варианта ему необходимо иметь свободные денежные средства, которые он может временно вывести из своего оборота.

Напомним, что в зависимости от решения заказчика и условий конкретной закупки размер обеспечения заявки может достигать 5 % от начальной (максимальной) цены контракта и не может быть менее 0,5 % 2 . Поэтому на практике внесение денежных средств чаще всего применяется участниками закупок только в том случае, где этого нельзя избежать, а именно при участии в электронном аукционе. И именно поэтому вопрос о получении обратно внесенных в качестве обеспечения заявки денежных средств является актуальным как для тех участников, которые становятся победителями торгов, так и для тех, кто проигрывает торги.

В законодательстве по этому поводу установлены определенные «правила игры» 3 . Рассмотрим их с учетом особенностей применяемого способа закупки.

Способы, процедуры, сроки и случаи возврата обеспечения заявки

Возврат денежных средств, внесенных в качестве обеспечения заявки, осуществляется путем их перечисления заказчиком на счет участника закупки при проведении конкурса и закрытого аукциона, а при проведении электронного аукциона - путем прекращения их блокирования оператором электронной торговой площадки на лицевом счете, открытом площадкой для участника закупки.

В первом случае сведения о счете, на который заказчик должен перечислить деньги, содержатся в платежном поручении (его копии), которое участник конкурса или закрытого аукциона обязан предоставить в составе своей заявки 4 . После наступления того или иного основания для возврата обеспечения (см. ниже) каких-либо отдельных действий от участника закупки в принципе не требуется, хотя направить заказчику письмо с просьбой вернуть обеспечение заявки, наверное, все-таки не помешает 5 .

Во втором случае участник закупки после разблокировки средств на своем лицевом счете может либо оставить эти средства у оператора для их использования при участии в других закупках, либо получить их на свой банковский счет в соответствии с регламентом конкретной площадки.

Например, соответствующий регламент площадки «Сбербанк-АСТ» 6 устанавливает, что вывод (возврат) денежных средств производится на основании поручения (заявления) участника, оформленного в личном кабинете на электронной площадке. При этом оператор отклоняет заявление на вывод (возврат) денежных средств, если указанный размер средств превышает остаток свободных средств на лицевом счете участника - такое может, в частности, произойти, если после разблокировки средств участник подал новую заявку на участие в новом электронном аукционе. Перечисление денежных средств производится по реквизитам, указанным в поручении (заявлении), а при отсутствии таковых - по реквизитам, указанным участником при аккредитации на электронной площадке. Срок перечисления - в течение 3 рабочих дней со дня получения оператором соответствующего поручения (заявления) от участника. Отметим, что данный срок не придуман электронной площадкой, а обусловлен соответствующей нормой законодательства 7 .

Возврат денег на счет участника закупки при проведении конкурса и закрытого аукциона должен быть осуществлен в течение 5 рабочих дней , а прекращение блокирования средств на счете при проведении электронного аукциона - в течение 1 рабочего дня с даты наступления одного из следующих случаев 8:

  1. Подписание протокола рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе, протокола подведения итогов электронного аукциона или протокола закрытого аукциона. Но это положение касается только тех участников закупки, которые проиграли торги. Если торги состоялись или в соответствии с подписанным протоколом контракт заключается с единственным их участником, то в отношении победителя (единственного участника) действуют другие случаи (см. ниже пункты 2 и 7). Данный протокол должен быть размещен в ЕИС при открытых способах закупки, либо сведения об этом решении должны быть адресно сообщены участникам закупки при закрытых способах.
  2. Заключение контракта с победителем торгов (единственным участником торгов). Это положение касается только победителя (единственного участника торгов), ведь функция обеспечения заявки как раз и заключается в том, чтобы мотивировать его к заключению контракта по итогам торгов. Отметим, что заключение контракта может состояться не ранее, чем через 10 дней с даты размещения в ЕИС протокола с итогами торгов 9 .
  3. Отмена заказчиком торгов. В этом случае возврат обеспечения осуществляется в отношении всех участников. Отметим, что решение об отмене торгов должно быть размещено в ЕИС в день принятия этого решения (при открытых способах закупки), а также быть незамедлительно доведено до сведения участников закупки, подавших заявки (при наличии у заказчика информации для осуществления связи с данными участниками); торги считаются отмененными с момента размещения решения об их отмене в ЕИС 10 . При закрытых способах закупки происходит только адресное уведомление участников закупки о принятом решении.
  4. Отклонение заявки участника торгов. В этом случае возврат обеспечения осуществляется именно в отношении данного участника. Отметим, что решение об отклонении заявки должно быть зафиксировано заказчиком в протоколе, который размещается в ЕИС (при открытых способах закупки) не позднее рабочего дня, следующего за датой подписания протокола при проведении открытого конкурса 11 , или не позднее даты рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе 12 . При закрытых способах закупки соответствующий протокол в ЕИС не размещается, а происходит только адресное уведомление участников о принятом решении. К этому же случаю приравнивается ситуация, когда участник отстраняется от участия в торгах или заказчик отказывается заключать с ним договор в любой момент до заключения контракта по причине того, что заказчик выявил, что участник торгов предоставил в своей заявке недостоверную информацию в отношении своего соответствия установленным требованиям или нарушил правила поставки жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов 13 . Также укажем, что в законодательстве определен особый случай, когда отклонение заявки участника электронного аукциона может наоборот являться основанием для отказа в возврате ему обеспечения заявки (см. ниже).
  5. Отзыв заявки участником закупки до окончания срока подачи заявок. Для этого участник закупки должен направить заказчику или оператору электронной площадки соответствующее уведомление, а датой отзыва будет считаться дата получения адресатом данного уведомления 14 . Отметим, что если получение адресатом уведомления произойдет после установленного срока подачи заявок, то такое уведомление будет считаться недействительным, и поэтому участник закупки не сможет рассчитывать на быстрый возврат обеспечения своей заявки - оно будет происходить по другим основаниям и, следовательно, в другие сроки. В уведомлении об отзыве заявки рекомендуется отдельно обратить внимание адресата на необходимость осуществить возврат обеспечения заявки (см. для примера образец уведомления об отзыве заявки на участие в открытом конкурсе в СПС «Консультант Плюс» (Путеводитель по контрактной системе)).
  6. Получение заявки на участие в торгах после окончания срока подачи заявок. Следует отметить, что тут могут быть сложности с определением даты поступления такой заявки при использовании неэлектронных способов закупки, так как законодательство требует здесь от заказчика регистрации поступления тех заявок, которые он получает только до наступления указанного срока 15 . Поэтому участнику закупки рекомендуется направлять свою заявку таким образом (например, заказным письмом с уведомлением), чтобы срок поступления заявки мог быть зафиксирован документально независимо от того, когда она поступит заказчику.
  7. Получение заказчиком решения органа, уполномоченного на проведение контроля в сфере закупок, об отказе в согласовании заключения контракта с единственным поставщиком, а в случае проведения электронного аукциона - получение оператором электронной площадки от заказчика указанного решения, направляемого не позднее рабочего дня, следующего после даты получения заказчиком указанного решения. Напомним, что для заключения контракта с единственным участником торгов как с единственным поставщиком (за исключением отдельных случаев) заказчику необходимо получить согласование от ФАС или органа исполнительной власти субъекта РФ (органа местного самоуправления), уполномоченного на осуществление контроля в сфере закупок 16 . Если такого согласования не будет, то контракт по итогам закупки не заключается, а участнику закупки, с которым заказчик собирался заключать контракт как с единственным участником, возвращается обеспечение заявки. Отметим, что случай проведения электронного аукциона как раз сейчас попадает в исключения из этого правила - по его итогам согласования в заключении контракта с единственным поставщиком не требуется.

Кроме того, оператор электронной площадки обязан прекратить блокирование операций по лицевому счету, открытому для проведения операций по обеспечению участия в электронном аукционе участника закупки, который не принял участия в таком аукционе, в отношении денежных средств в размере обеспечения заявки на участие в нем в течение 1 рабочего дня с даты размещения на электронной площадке протокола проведения такого аукциона 17 .

Обратим также внимание на то, что оператор электронной площадки должен возвращать участнику электронного аукциона не только сумму самого обеспечения, но и доходы, полученные им от размещения денежных средств, внесенных в качестве обеспечения заявок, за период размещения указанных средств на счете оператора электронной площадки в банке с момента блокирования указанных средств до прекращения их блокирования на основании договора, заключенного оператором электронной площадки с каждым участником закупки при прохождении им аккредитации на электронной площадке 18 .

Такие доходы могут представлять собой депозитные проценты, если оператор площадки использует для операций со средствами обеспечения заявок счет, открытый в банке по договору банковского вклада. Однако на практике данное положение, как правило, не работает - чаще всего операторы, не видя для себя каких-то выгод в использовании депозитного счета (ведь проценты все равно должны быть отданы участнику закупки), используют для данных операций простой банковский счет, где на размещенные средства банк не начисляет никакие проценты. Тем не менее, участникам закупки рекомендуется все-таки выяснить у оператора электронной площадки, какой счет он использует для операций со средствами обеспечения заявок. Если это все же счет банковского вклада, а никаких дополнительных сумм оператор участнику не перечисляет, то необходимо потребовать от оператора перечисления соответствующих сумм, а если он на это не идет, то обратиться по этому поводу в суд 19 .

Однако отметим, что в соответствии с положениями федерального законодательства о контрактной системе рассмотренное требование о выплате участникам электронного аукциона доходов, полученных оператором электронной площадки, не распространяется на те электронные площадки, которые прошли отбор еще до вступления в силу 44-ФЗ 20 . К числу этих площадок относятся: ОАО «Единая электронная торговая площадка» (www.roseltorg.ru), ЗАО «ММВБ-Информационные технологии» (www.ets-micex.ru), ГУП «Агентство по государственному заказу, инвестиционной деятельности и межрегиональным связям Республики Татарстан» (www.zakazrf.ru), ЗАО «Сбербанк-Автоматизированная Система Торгов» (www.sberbank-ast.ru), ООО «Индексное агентство РТС» (www.rts-tender.ru) 22 .

Ответственность заказчика и оператора электронной площадки за возврат обеспечения заявки

В случае просрочки исполнения заказчиком или оператором электронной площадки предусмотренных своих обязательств по своевременному возврату денежных средств или прекращению их блокирования участник закупки, в том числе победивший в закупке, вправе потребовать уплаты пеней 23 . Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательства начиная со дня, следующего после дня истечения установленного в соответствии с настоящей статьей срока исполнения обязательства, и устанавливается в размере 1/300 действующей на дату уплаты пеней ставки рефинансирования ЦБ РФ 24 от не возвращенной в срок суммы или от суммы, блокирование которой должно быть прекращено. И такие прецеденты, когда участники закупок взыскивают с заказчиков проценты за неправомерное пользование своими денежными средствами, уже есть 25 .

Также здесь предусмотрена и административная ответственность. В частности, нарушение сроков возврата (разблокирования) денежных средств, внесенных в качестве обеспечения заявки, влечет наложение на заказчика или оператора электронной площадки административных штрафов от 5 до 90 тыс. руб. 26

Кроме того, нужно отметить, что в случае проведения электронных аукционов солидарную ответственность вместе с оператором электронной площадки за соблюдение срока возврата денежных средств обеспечения заявки несет и банк, который обслуживает счет оператора 27 .

Случаи, когда денежные средства обеспечения заявки не возвращаются участнику закупки

Участник закупки не может рассчитывать на возврат обеспечения заявки в следующих случаях 28:

  1. Участник закупки, признанный поставщиком (подрядчиком, исполнителем), отказался или уклонился от заключения контракта. Отметим, что здесь идет речь о единственном участнике торгов или победителе торгов. Если контракт не подписывает участник конкурса, заявке которого присвоен второй номер, то это не считается уклонением от заключения контракта 29 . Что же касается электронного аукциона, то ситуация с формально-правовой точки зрения здесь не очень ясная: с одной стороны, в законодательстве здесь нет такой же нормы, как в отношении конкурса (см. выше), а с другой - порядок и сроки заключения контракта по итогам электронного аукциона и установленные сроки возврата обеспечения заявки допускают возможность того, что к моменту, когда «первый номер» будет признан уклонившимся от заключения контракта, «второму номеру» обеспечение заявки будет уже возвращено и в случае, если и он тоже уклонится от заключения контракта, «не возвращать» ему будет нечего. Однако с учетом того, что законодательство позволяет «второму номеру» отказаться от заключения контракта 30 , вопрос о невозврате ему обеспечения заявки обычно в практике не поднимается.
  2. Участник закупки, признанный победителем закупки, не предоставил заказчику или предоставил с нарушением установленных условий обеспечение исполнения контракта 31 .

Особое внимание следует обратить на то, что в законодательстве определен особый случай, когда при проведении электронного аукциона оператор электронной площадки не возвращает обеспечение заявки участнику закупки, заявка которого на участие в аукционе отклонена 32 . Это происходит, если на одной электронной площадке в отношении одного участника закупки 3 раза в течение одного квартала аукционные комиссии (одного или нескольких заказчиков) принимают решение о несоответствии вторых частей его заявок требованиям аукционной документации 33 - в этом случае участнику не возвращается обеспечение последней из этих 3 заявок.

Говоря простым языком, эта норма призвана наказывать тех участников закупки, которые недобросовестно и небрежно подходят к составлению заявок и причем делают это систематически. Однако у участника закупки, который попадает под такую санкцию, имеется возможность обжаловать ее применение - в течение 30 дней после последнего отклонения заявки обеспечение заявки остается заблокированным на счете оператора электронной площадки и только по истечении этого срока перечисляется заказчику. Это время как раз и дается участнику закупки, чтобы обжаловать решение аукционной комиссии. Отметим, что практика решения споров в ФАС и судебная практика по этому поводу весьма любопытны.

Пример

Во Владимирской области в мае 2014 г. участник закупки (асфальтобетонный завод) подал в один день 28 заявок на участие в электронных аукционах, проводимых областной администрацией. Все эти заявки были отклонены заказчиком по причине того, что в них отсутствовали документы, требуемые аукционной документацией. На основании этого оператором электронной площадки была продолжена блокировка денежных средств в отношении средств обеспечения каждой третьей заявки участника закупки (удержанная сумма составила 750 тыс. руб.). Завод обратился в суд, считая, что в его действиях не было признака систематичности, так как его заявки подавались одномоментно и все они имели одинаковые нарушения, ставшие причиной их отклонения. Хотя денежные средства уже были перечислены оператором электронной площадки заказчику, судебная тяжба в судах различных инстанций по этому делу не закончена до сих пор и имеет богатую историю 34 .

Также неоднозначно трактуется понятие «квартал». По мнению Минэкономразвития РФ квартал начинается с даты принятия аукционной комиссией решения о несоответствии первой заявки, поданной таким участником 35 , то есть, например, аукционные заявки, поданные в декабре и январе, считаются поданными в течение одного квартала. Но в соответствии с гражданским законодательством квартал считается равным 3 месяцам, а отсчет кварталов ведется с начала года 36 . Хотя логически, наверное, все-таки более обоснована первая интерпретация - ведь если участник закупки подал 2 «кривые» аукционные заявки в конце одного календарного квартала, а еще 2 такие же заявки в начале следующего календарного квартала, то в трактовке гражданского законодательства ни под какие санкции он не подпадет. Отметим, что и в судебной практике встречается трактовка понятия «квартал», не совпадающая с трактовкой гражданского законодательства - суд рассматривает аукционы, произошедшие в марте и апреле, как состоявшиеся в течение одного квартала 37 . В административных же регламентах электронных площадок понятие «квартал», как правило, тоже никак не уточняется.

1 Ч. 1 ст. 44 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

2 Ч. 14-15 ст. 44 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

3 Ст. 44 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

4 П. 5 ч. 2 ст. 51 и п. 4 ч. 2 ст. 88 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

7 Ч. 28 ст. 44 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

8 Ч. 6 ст. 44 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

9 Ч. 2 ст. 54 и ч. 9 ст. 70 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

10 Ч. 3 ст. 36 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

11 Ч. 12 ст. 53 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

12 Ч. 7 ст. 67 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

13 Чч. 9-10 ст. 31 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

14 Ст. 43 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

15 Ч. 6 ст. 51 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

16 П. 25 ч. 1 ст. 93 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», Приказ Минэкономразвития России от 31.03.2015 № 189 «Об утверждении Порядка согласования применения закрытых способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) и Порядка согласования заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем)».

17 Ч. 23 ст. 44 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

18 Ч. 8 ст. 44 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

20 Ч. 10 ст. 112 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

21 Письмо Минэкономразвития РФ, ФАС РФ, Казначейства России от 25.05.2010 № 8384-АП/Д22 «О порядке проведения открытых аукционов в электронной форме, порядке заключения государственных контрактов по результатам открытых аукционов в электронной форме, порядке осуществления контроля за операторами электронных площадок».

22 Письмо Минэкономразвития РФ, ФАС РФ, Казначейства России от 25.05.2010 № 8384-АП/Д22 «О порядке проведения открытых аукционов в электронной форме, порядке заключения государственных контрактов по результатам открытых аукционов в электронной форме, порядке осуществления контроля за операторами электронных площадок».

23 Ч. 29 ст. 44 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

24 С 01.01.2016 к отношениям, регулируемым актами Правительства Российской Федерации, в которых используется ставка рефинансирования Банка России, вместо указанной ставки применяется ключевая ставка Банка России, если иное не предусмотрено федеральным законом (Постановление Правительства РФ от 08.12.2015 № 1340).

25 См., например, Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 16.07.2015 N Ф08-4824/2015 по делу N А18-525/2014

26 См. ст. 7.31.1 КоАП.

27 Ч. 11 ст. 44 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

28 Ч. 13 ст. 44 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

29 Ч. 6 ст. 54 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

30 Ч. 14 ст. 70 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

31 Обеспечение исполнения контракта должно осуществляться в соответствии с требованиями ст. 96 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

32 Ч. 27 ст. 44 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

33 . 6 ст. 69 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Обеспечение заявки реквизиты Сбербанк АСТ на участие в электронном аукционе. Электронная торговая площадка Сбербанк АСТ. Перечисляемые средства не облагаются НДС. Данный образец взят с сайта ЭТП Сбербанк АСТ, в нем достаточно указать реквизиты Вашей компании, датой и т.д. Возврат денег вложенных на обеспечение участия, происходит из личного кабинета, ввиде функции «вывод денежных средств».

Реквизиты, указанные в платежном поручении, предназначены для перечисления денежных средств в качестве обеспечения заявки на электронной площадке по проведению электронных аукционов по 44-ФЗ http://www.sberbank-ast.ru. Перевод средств с лицевого счета Гос. площадки на лицевой счет Универсальной торговой платформе http://utp.sberbank-ast.ru (УТП) не осуществляется.

Обеспечение заявки реквизиты Сбербанк АСТ на участие в ЭА

Для участия в электронном аукционе необходимо внести обеспечение заявки, согласно закону №44 РФ, составляет от 0,5% до 5%. Представляем Вам реквизиты одной из самых популярных электронных торговых площадок по государственным закупкам по Волгоградской области — Сбербанк АСТ. В ходе работы оказалось одной из важных задач быстро перечислить денежные средства под какой нибудь электронный аукцион. Если учесть, что тендеры до 3 миллионов рублей проводятся через 7 дней после опубликования на электронной торговой площадке, а только государственных электронных торговых площадок пять и у каждой открывается счет, то приходится быстро снимать с одной площадки и также быстро перечислять или «докладывать» на другую торговую площадку. Время снятия и перечисления с 2015 года сократилось до не полного рабочего дня.

В качестве обеспечения заявок на Сбербанк-АСТ и других электронных торговых площадках используются только денежные средства. Это могут быть как свои, так и заемные ресурсы. Во втором случае оформляется отложенная заявка на участие в электронном аукционе, в которой уточняется дата поступления заемных ресурсов и реквизиты, по которым будет выполнен их возврат после завершения торгов.

Преимущества использования кредитных средств для обеспечения заявок Сбербанк-АСТ

  • Возможность получения одноразового займа или кредитной линии для обеспечения неограниченного числа заявок в пределах установленного лимита.
  • Сохранение собственных оборотных средств.
  • Возможность значительно расширить участие компании в сфере госзакупок.
  • Лояльные тарифы на данные кредитные операции (за счет низкого риска для банка и коротких сроков кредитования).

В условиях ограниченных сроков предоставления обеспечения без заемных средств не обойтись. Электронные аукционы на сумму до 3 млн рублей проводятся через неделю после размещения на электронной площадке. За этот период необходимо найти и перечислить денежные средства, причем подобных аукционов может быть много. позволяет решить данную проблему без значительных финансовых затрат.


Быстрое получение обеспечения для заявок на Сбербанк-АСТ

Быстрое получение на Сбербанк-АСТ возможно с помощью специалистов Gostender Style. Процедура занимает всего несколько часов. На принятие решения отводится около 60 минут. При этом ваше участие в процессе оформления минимально: достаточно передать электронный вариант документации и согласовать условия. Все прочее мы возьмем на себя.

Этапы оформления обеспечения заявки через Gostender Style

  • Подача заявки на оформление (по телефону, электронной почте или через специальную форму на сайте).
  • Подготовка и проверка документов (финансовая отчетность, регистрационные данные, тендерная документация).
  • Выбор подходящего кредитора (более 35 финансовых организаций на Сбербанк-АСТ).
  • Согласование индивидуальных условий и заключение договора.

С нашей помощью вы можете оформить не только одноразовый заем, но и кредитную линию, в рамках которой можно использовать средства для обеспечения многих заявок. В этом случае после завершения аукциона оператор торговой площадки не возвращает залоговую сумму кредитору, а оставляет ее на внутреннем счету участника торгов.