Ликвидация бизнеса. Приказы. Оборудование для бизнеса. Бухгалтерия и кадры
Поиск по сайту

Основание для списания компьютерной техники. Порядок списания оргтехники. Причины поломки компьютера для списания

Практически ни одному предприятию сегодня не удается избежать списания компьютерной техники, поскольку эта категория основных фондов прочно внедрилась в процесс производства и управления. Но следует знать, чем отличается списание компьютеров от других объектов ОС.

Причины списания компьютерной техники: примеры

Наша публикация посвящена выбытию оргтехники, включенной в состав ОС , поэтому добавим лишь несколько слов о том, как списать компьютер стоимостью менее 40 000. Такая техника обычно числится в составе МПЗ и списывается на затраты при вводе в эксплуатацию.

Главным критерием для списания ОС считается утрата ими необходимых полезных качеств, используемых в производственных целях. Классическими основаниями подобной утраты являются физический и моральный износ , а также невозможная к устранению поломка либо порча. Законодателями для оргтехники утверждены весьма короткие сроки полезного использования (СПИ) исчисления амортизации - 3 – 5 лет. Не будем останавливаться на физическом износе, поскольку с ним сопряжена понятная ситуация, когда СПИ оргтехники истек и списание производится на законных основаниях. Поговорим о моральном износе.

Оргтехника в гораздо большей степени, чем другие группы ОС, подвержена быстрому моральному износу. Это обусловлено бурным развитием компьютерных технологий и часто приводит к тому, что имеющий в компании парк работающих компьютеров требует модернизации или полного обновления в целях прибыльности производства. И далеко не всегда периодически повторяющаяся модернизация техники удовлетворяет возрастающие требования новых программных продуктов, поэтому можно говорить о моральном износе объекта.

Как установить старение техники

Но не все так просто. Старение компьютера требует подтверждения фактами, среди которых могут быть такие:

  • при нормальной обработке объема информации в 1 ч. компьютер делает это на протяжении нескольких часов;
  • приобретенную программу невозможно установить на имеющийся компьютер из-за его устаревших параметров и др.

Однако невозможность проведения модернизации должна быть доказана. Доводом здесь может быть факт окончания производства комплектующих, совместимых с имеющейся конфигурацией компьютера. К тому же, при истечении установленного производителем срока службы агрегата, выход его из строя может нанести производству ощутимый вред.

Причины поломки компьютера для списания

Отсутствие возможности использования агрегата из-за поломки также становится причиной списания. Ею может стать выход из строя:

  • дорогостоящих комплектующих частей системного блока, поводом для которого послужил скачок напряжения или попадание воды, пыли и т.п.;
  • микросхем из-за разлития электролита из разгерметизированной батареи Bios, или благодаря поломке стабилизатора;
  • корпуса блоки из-за деформации и пр.

При подобных неисправностях списание компьютерной техники возможно, если ремонт провести нереально, либо его стоимость аналогична стоимости покупки нового агрегата. Процедуру списания начинают с подготовки заключения о наличии неисправности в оргтехнике. Алгоритм списания мы представим далее.

Неисправности вспомогательного оборудования

Мониторы, клавиатуры, мыши также ломаются, и неисправности эти могут быть устранимыми или нет.

Причиной поломки монитора может стать повреждение матрицы, экранного процессора. Мышь и клавиатура наиболее подвержены поломкам (из-за обгорания, слипания или окисления контактных групп, механических поломок и др.) и их заменяют довольно часто. Нередко следствием поломок вспомогательных элементов является выход из строя системного блока.

Процесс списания комплектующих изделий к оргтехнике подобен списанию системного блока.

Списание оргтехники и компьютеров в коммерческих компаниях

Итак, для того, чтобы неиспользуемое оборудование не числилось на балансе , увеличивая сумму износа и не принося пользы производству, его требуется списать.

Регламент списания у коммерсантов весьма прост. Законодатель не обязывает их привлекать специалистов для оценки пригодности оборудования со стороны, и для того, чтобы оформить списание оргтехники, следует создать комиссию из персонала компании и актировать ее заключение о списании компьютера, в котором прописываются причины поломок, возможность и стоимость ремонта или нерациональность его проведения. На усмотрение главы фирмы можно привлечь специализированную организацию или стороннего оценщика, если таковых специалистов в компании не имеется.

Опираясь на заключение, составляют акт списания компьютерной техники. Существует унифицированная форма № ОС-4б «Акт о списании групп ОС», где указываются все технические характеристики нескольких объектов, первоначальную и остаточную (если она имеется) стоимости каждого, суммы начисленного износа, причины выбытия и информацию о наличии драгметаллов и передаче на утилизацию. Законодатели не обязывают применять акт формы № ОС–4б, компании вправе разработать свой документ с наличием обязательных реквизитов, но практика показала, что чаще используется типовая форма акта на списание компьютерной техники, образец которой можно скачать ниже.

Списание оргтехники в бюджетных учреждениях

Более расширен регламент процедуры списания компьютеров у бюджетников, поскольку средства бюджета строго контролируются госраспорядителем бюджетных средств (ГРБС). Им и утверждается (в большинстве случаев) пакет документов на списание любых ОС, в т.ч. и оргтехники.

На основе акта списания оргтехники оформляется приказ на списание и утилизация компьютерной техники.

Утилизация оргтехники

Компьютерные устройства содержат небольшое количество драгметаллов и вещества, опасные для окружающих. Фирма, приобретая и вводя в эксплуатацию оборудование, должна учитывать это обстоятельство. После списания техники ее отправляют в специализированные предприятия для утилизации. Это правило должно соблюдаться всеми организациями, а порядок проведения процедуры выбытия утверждается в комплекте документов на списание.

Списание материнской платы вследствие морального износа при проведении модернизации компьютера Организация производит замену устаревшей материнской платы на усовершенствованную деталь. Новая деталь приобреталась в специализированном компьютерном салоне. Там же производилась замена платы. В этом случае имеет место модернизация компьютерной техники, т. к. целевое назначение замены платы - улучшение функционала и технических характеристик компьютера. Бухгалтерия отображает покупку новой платы, траты на ее замену (оплату работ сторонней организации). Материнская плата по причине ее физического износа списывается. Первоначальная цена компьютерной единицы повышается за счет проведенной модернизации.

Порядок списания компьютерной техники (нюансы)

По итогам комиссии составляется акт по списанию основных средств формы N OC-4. В этой форме описываются бухгалтерские данные, характеризующих списанный объект.


Внимание

Руководитель фирмы или организации подписывает акт о списании, после чего объект нужно демонтировать и извлечь детали и комплектующие, пригодные для использования и ремонта. 5 Непригодные детали утилизируются в соответствии со своей рыночной стоимостью, которую можно определить, исходя из биржевых котировок и рыночных ценах, известных в СМИ. После составленного акта и определения стоимости утилизации информация о выбытии объекта отмечается в инвентарной книге.


6 Сложности часто возникают при списании техники в случае ее безвозмездной передачи кому-либо - детскому дому, школе, больнице или другой организации, принимающей помощь. Для такого процесса нужно составить накладную приемки-передачи основных средств, по форме N OC-1.

Списание компьютерной техники в бухгалтерском учете в 2018 году

В соответствии с законодательством РФ частные компании не обязаны привлекать сторонних специалистов для оценки пригодности компьютерной техники к дальнейшему использованию. Поэтому для оформления списания достаточно создания внутренней комиссии из сотрудников компании и актирование их заключения.

Инфо

Только если собственных специалистов, способных произвести оценку, нет, нужно приглашать таковых со стороны. На основе заключения комиссии составляется акт о списании объекта основных средств - компьютерной техники.


Должен быть также оформлен приказ, учитывающий возможные нюансы списания и утилизации оргтехники (об этом далее). С формой акта списания можно ознакомиться в статье «Унифицированная форма № ОС-4 - акт о списании объекта ОС».

Как списать компьютер

Для этого нужно привлечь специалистов из лицензированной компании. Наличие в списываемых компьютерах драгметаллов (а это порядка 80% случаев) означает, что

  1. Их необходимо передать для утилизации соответствующим образом лицензированной компании.
  2. Утилизирующая компания должна быть не только лицензирована по деятельности, связанной с обращением с опасными отходами, но иметь регистрационное удостоверение, выданное комитетом драгоценных металлов и драгоценных камней при Министерстве финансов Российской Федерации (постановление Правительства РФ от 25.06.1992 № 431).

Принимаемый порядок утилизации и экспертные заключения лицензированной компании должны найти свое отражение в документах на списание.


Расходы, связанные с утилизацией компьютерной техники, могут быть учтены в составе внереализационных расходов предприятия при расчете налога на прибыль (подп. 8 п. 1 ст.

Списание и утилизация компьютерной техники

Причинами такой утраты являются:

  • физический износ;
  • моральный износ;
  • неустранимая поломка или порча.

Для компьютерной техники в большей степени, чем для других видов оборудования, характерен быстрый моральный износ. Стремительное развитие компьютерных технологий часто ведет к тому, что существующий парк компьютерной техники, находящейся в рабочем состоянии, все равно требуется обновлять и модернизировать для производственных целей.

Поэтому для компьютеров и оргтехники законодательно установлены довольно короткие сроки полезного действия для расчета амортизации - от 3 до 5 лет. Чтобы на балансе не висело не используемое более компьютерное оборудование, его следует списать.

Нюансы списания оргтехники для коммерческих компаний Для коммерсантов общий порядок списания оборудования достаточно прост.

Порядок списания оргтехники

Перечень организаций, имеющих право осуществлять аффинаж драгоценных металлов, утвержден постановлением Правительства РФ от 17 августа 1998 г. № 972. Между учреждением и аффинажной организацией заключается договор в котором прописываются все существенные условия. В сопроводительных документах к нему нужно указать (п. 6.3 Инструкции № 68н):

  • наименование, массу и количество драгоценных металлов, находящихся в передаваемых деталях и узлах;
  • метод, которым определялось содержание драгоценных металлов (например, на основании паспорта на оборудование или согласно техническим документам на аналогичные модели (паспортам, формулярам, этикеткам, руководствам по эксплуатации, справочникам), либо при отсутствии этих сведений (импортное, устаревшее отечественное оборудование и т.

Списываем старую оргтехнику

По этой причине перечисленные детали рассматриваются и учитываются в составе компьютера (общего объекта). Допускается раздельный учет компьютера (по деталям) в двух случаях:

  1. Разный срок полезного использования деталей. Чаще всего это случается, когда компьютер покупали по запчастям. К примеру, у блока - 5 лет, у монитора - 2 года и т.
    д. Разница в сроках существенная и это является причиной отдельного учета компьютерных комплектующих.
  2. Составные части будут использоваться в разной комплектации оргтехники. Например, один монитор подключается к нескольким компьютерам.

Для целей учета запчастей, компьютерных комплектующих используется счет 10. Вопрос №2: Когда можно списать компьютер по частям? Если организация учитывает компьютерную технику по частям, то при необходимости. Например, при ремонте, когда требуется замена сломанной, изношенной детали.

Как списать основные средства с баланса

ОС, и только после этого списание отражается в бухучете на основании акта (п. 52 Единого плана счетов, утвержденного приказом Минфина РФ от 01.12.2010 № 157). О бухгалтерском учет списания основных средств в бюджетной организации читайте в этом материале.

Утилизация компьютерной техники Компьютерное оборудование содержит в себе различные элементы, среди которых:

  • вещества, опасные для окружающей среды, т. е. подпадающие под действие закона «Об отходах» от 24.06.1998 № 89-ФЗ;
  • драгметаллы - благодаря драгоценной «начинке», на списываемый компьютер распространяется действие закона «О драгметаллах» от 26.03.1998 № 41-ФЗ, а также инструкций Минфина по специальному учету драгметаллов.

Таким образом, компьютерная техника относится к объектам, которые нельзя просто выкинуть на свалку при списании.

400 bad request

При этом в случае поступлении запасных частей и деталей, содержащих драгоценные металлы и подлежащих передаче специализированному предприятию, по нашему мнению, подавать Справку о поступлениях в натуральной форме в органы Госказначейства не нужно, поскольку в дальнейшем предусматривается реализация этих материальных ценностей. Таким образом, по результатам осуществления процедуры списания компьютера бюджетному учреждению необходимо подать в органы Госказначейства Справку о поступлениях в натуральной форме только на сумму оприходованных запасных частей и деталей, пригодных для дальнейшего использования учреждением.

Списание компьютерной и офисной техники

Подобные виды ошибок признаются нарушением правил ведения бухгалтерского учета Примеры некоторых ошибок (описание) Правильный вариант Ошибочное исчисление и отображение амортизации техники в бухучете; причина - неправильное определение срока полезного использования объекта (компьютерной техники); следствие - искажение ежемесячной амортизации, себестоимости продукции (работ, услуг) Амортизацию начисляют с первого месяца, который идет вслед за месяцем принятия компьютерной техники к учету; заканчивают начислять ее с первого месяца, который идет после выбытия техники либо абсолютного покрытия ее стоимости; срок полезного пользования компьютерной техники может устанавливаться главой организации; все траты, увеличивающие первоначальную цену, учитывают на счете 08; компьютер стоимостью до 40 000 руб. учитывают в составе материальной трат, больше 40 000 руб.

Как списать компьютер с баланса

Таким образом, часть средств, полученных от сдачи лома и отходов золота, платины, металлов платиновой группы, драгоценных камней и серебра, подлежит перечислению в государственный бюджет в указанном выше размере, а остальные средства остаются в распоряжении учреждения и направляются на цели, предусмотренные БКУ. В противовес этому средства, которые учреждения получают от реализации металлолома черных, цветных металлов или их сплавов, остаются в их распоряжении в полном объеме. Согласно ч. 4 ст.13 БКУ поступления за сданные в виде лома и отходов черные, цветные, драгоценные металлы, драгоценные камни, которые в соответствии с действующим законодательством остаются в распоряжении бюджетных учреждений, относятся к подгруппе 4 первой группы собственных поступлений бюджетных учреждений (поступления бюджетных учреждений от реализации имущества) и зачисляются в доходы специального фонда.

Уничтожать, сдавать в лом из цветных и черных металлов технику, аппаратуру, приборы и другие изделия, содержащие драгоценные металлы и драгоценные камни, без предварительного их изъятия и одновременного оприходования годных для дальнейшего использования деталей, запрещается(п. 26 Порядка № 1314). Следует отметить, что средства за сданные драгоценные металлы и металлолом перечисляются специализированным предприятием на специальный регистрационный счет бюджетного учреждения.

Если же бюджетное учреждение не имеет такого счета в органах Госказначейства, его придется открыть, руководствуясь при этом нормами Порядка открытия и закрытия счетов в национальной валюте в органах Государственного казначейства Украины, утвержденного приказом Госказначейства от 02.12.2002 г. № 221. Заметим, что согласно п.п.

Необходимость в обновлении компьютерной техники встает перед менеджментом каждой компании - небольшой фирмы или крупного предприятия. Компьютеры морально устаревают очень быстро, и поэтому требуется приобретать новую, современную технику. Компания «ЭкспертУтиль» предлагает свои услуги по профессиональной экспертизе, списанию и утилизации компьютерной техники.

Предложения и схема работы «ЭкспертУтиль»

Логично, что нахождение на балансе устаревшей, нерабочей техники - это достаточно ощутимая прореха в финансовой ведомости для организации. Кроме того, громоздкие системные блоки и мониторы занимают полезное пространство офисного помещения. Просто отвезти аппаратуру на свалку запрещено: экологическое законодательство РФ строго регламентирует процесс утилизации компьютерной техники. Поэтому единственным правильным решением является обращение к специалистам, которые проведут списание компьютеров на предприятии под ключ в соответствии с требованиями действующего закона.

Итак, как работает «ЭкспертУтиль»?

  • На первом этапе вы связываетесь с нашими специалистами и оставляете заявку на списание компьютерной техники. Мы закрепляем за вами персонального менеджера, который будет курировать проект, подготовит коммерческое предложение по вашему заказу и ответит на все ваши вопросы;
  • Если вас устраивают условия «ЭкспертУтиль», то мы подготавливаем договор об оказании услуг и отправляем его вам, а также договариваемся об удобном для вас времени, чтобы произвести экспертизу;
  • В обговоренное время к вам приезжают специалисты «ЭкспертУтиль», которые проведут диагностику техники. Компьютеры осматривается, мы анализируем их состояние и то, насколько эффективно они справляются с актуальными для вашей компании задачами. На основании диагностики выносится заключение о том, насколько целесообразно списание морально устаревшего компьютера.
  • Специалисты «ЭкспертУтиль» подготавливают все закрывающие документы, в которых фиксируются причины списания. Мы составляем требуемые акты и передаем их клиенту: как оригиналы, так и цифровые копии.

Также, по вашему желанию, компания «ЭкспертУтиль» может осуществить утилизацию компьютерной техники. Мы обладаем государственной лицензией на проведение данного вида работы и располагаем всеми техническими средствами для экологически безопасной и оперативной утилизации.

Особенности списания в государственных учреждениях

Отметим, что списание компьютеров в бюджетном учреждении имеет ряд нюансов. Дело в том, что некоторые государственные учреждения имеют возможность самостоятельно принимать решения о списании и утилизации техники. Впрочем, такое заключение может вынести только специальная комиссия, которая регулирует поступление и выбытие нефинансовых активов учреждения, и только на основании строгих правил, которые утверждаются курирующими ведомствами и муниципалитетом. Это достаточно трудная операция, требующая блестящего знания соответствующих разделов законодательства. В том случае, если в штате компании нет специалистов, которые занимаются утилизацией и списанием, закон предлагает обратиться к сторонним сертифицированным компаниям.

Ждем ваших заказов и всегда готовы ответить на все ваши вопросы! У консультантов «ЭкспертУтиль» вы можете узнать актуальный список неисправностей компьютера для списания, уточнить цену операции и получить информацию о требуемых закрывающих документах.

Практически в каждом учреждении есть компьютеры, кондиционеры, другое электрооборудование. При их списании могут возникнуть проблемы. Какие и как их избежать? Рассказывают эксперты службы Правового консалтинга ГАРАНТ А. Н. Суховерхова, Ю. А. Кошелева.

Списание основных средств включает в себя:

  • определение технического состояния каждой единицы основных средств;
  • оформление необходимой документации;
  • получение разрешения на списание;
  • демонтаж, разборку;
  • утилизацию объектов и постановку на учет материалов, полученных от их ликвидации; списание с балансового (забалансового) учета.

Определяем техническое состояние

Нормативно-правовые акты Российской Федерации не обязывают учреждения привлекать специализированные организации для представления технического заключения о состоянии компьютерного и электрооборудования и необходимости его списания. Такое решение может принять комиссия , состоящая из сотрудников учреждения с соответствующей квалификацией. В компетенцию комиссии входит:

  • непосредственный осмотр объекта, подлежащего списанию, с использованием необходимой технической документации и данных бюджетного учета;
  • установление целесообразности (пригодности) его дальнейшего использования, возможности и эффективности его восстановления;
  • установление причин списания объекта (физический и моральный износ, нарушение условий эксплуатации и т. д.);
  • выявление лиц, по вине которых произошло преждевременное выбытие объекта, внесение предложений об их привлечении к ответственности, установленной ;
  • определение возможности использования отдельных узлов, деталей, материалов выбывающего объекта и их оценка исходя из текущей рыночной стоимости;
  • контроль за изъятием из списываемых объектов цветных и драгоценных металлов, определение их веса и сдача на соответствующий склад, а впоследствии - в организацию по приему вторсырья;
  • составление актов о списании объектов основных средств.

Если в штате учреждения отсутствуют специалисты необходимой квалификации, рассматривается возможность их привлечения из других учреждений, подведомственных главному распорядителю бюджетных средств. И только в случае, если обосновать необходимость списания основных средств возможно только с привлечением специализированной организации, учреждению необходимо заключить соответствующий договор.

Согласовываем

По результатам проведенных мероприятий комиссия комплектует пакет документов, которые необходимы для согласования списания основных средств. Перечень таких документов должен быть установлен ГРБС. Применительно к списанию оргтехники понадобятся:

  • копия приказа руководителя о создании постоянно действующей комиссии по списанию основных средств;
  • копии инвентарных карточек учета основных средств;
  • заключения о техническом состоянии, выданные специализированными организациями, подтверждающие непригодность объекта к восстановлению и дальнейшему использованию (при отсутствии в штате учреждения специалистов необходимой квалификации);
  • копии технических паспортов;
  • выписки из реестра муниципального имущества;
  • копии актов об аварии и справки о стоимости нанесенного ущерба;
  • справки органов власти, подтверждающие факт стихийного бедствия или чрезвычайного происшествия;
  • документы, подтверждающие принятие мер по защите интересов публично-правового образования и возмещению ущерба (при списании основных средств, выбывающих вследствие хищения, недостачи, нанесения ущерба).

Приведенный перечень не является исчерпывающим. Конкретные , которые должны прилагаться к акту о списании основных средств, утверждается органом власти, уполномоченным представлять интересы собственника по управлению имуществом.

Оформленные документы представляются руководителю учреждения для принятия соответствующего решения. В зависимости от установленного нормативным актом порядка списания данного основного средства руководитель учреждения вправе:

  • самостоятельно утвердить акт о списании основных средств. Такая возможность, к примеру, предусмотрена для федеральных учреждений, подведомственных Минздравсоцразвития России в приказе от 28 апреля 2010 г. № 306н (далее - Приказ № 306н). Там, в частности, сказано, что при списании федерального имущества (кроме объектов недвижимости и автотранспорта), первоначальная стоимость которого не превышает двухсот тысяч рублей, право принятия решения об их списании предоставляется руководителям учреждений. При этом они несут персональную ответственность за соблюдение процедур списания федерального имущества в соответствии с ;
  • представить документы главному распорядителю (распорядителю) бюджетных средств для принятия решения о списании основного средства;
  • представить документы главному распорядителю (распорядителю) бюджетных средств для принятия решения о списании основного средства по согласованию с органом по управлению муниципальным имуществом.

Вернемся к Приказу № 306н, где прописан перечень необходимых в последних случаях документов. Понадобятся:

  • письмо учреждения на бланке, содержащем полное наименование, с приложением перечня объектов основных средств, относящихся к движимому имуществу, списание которых подлежит согласованию. В перечне указываются:
    • номер по порядку;
    • наименование объекта основных средств;
    • инвентарный номер объекта основных средств (а также государственный регистрационный номер, тип, марка в отношении автотранспорта);
    • год выпуска объекта основных средств;
    • первоначальная стоимость объекта основных средств;
    • остаточная стоимость объекта основных средств на момент списания;
    • срок полезного использования, установленный для данного объекта основных средств, и срок фактического использования на момент списания;
    • краткое обоснование причин списания и нецелесообразности дальнейшего использования объекта основных средств;
  • акт о списании объекта основных средств (ф. 0306003, ф. 0306004, ф. 0306033) в двух экземплярах;
  • копия инвентарной карточки учета основных средств;
  • копия заключения о техническом состоянии объекта основных средств, подтверждающего его непригодность к дальнейшему использованию (при отсутствии соответствующих специалистов в штате учреждении - копия указанного заключения, выданного организациями, имеющими лицензии на данный вид деятельности, с приложением копий лицензий);
  • копия протокола постоянно действующей комиссии по списанию объектов основных средств о невозможности восстановления объекта либо нецелесообразности их восстановления;
  • копия приказа о создании постоянно действующей комиссии по списанию объектов основных средств организации.

При списании объектов основных средств, по которым срок фактической эксплуатации не превышает срока полезного использования, помимо указанных документов также нужны:

  • акт проверки, проведенной учреждением, о ненадлежащем использовании/хранении объекта основных средств с указанием виновных лиц;
  • письмо о принятых мерах в отношении виновных лиц, допустивших повреждение объекта основных средств, с приложением копий подтверждающих документов (в случае выявления виновных лиц);
  • копии постановления о возбуждении или прекращении уголовного дела (при его наличии);
  • справка учреждения о стоимости нанесенного ущерба;
  • справка учреждения о возмещении ущерба виновными лицами;
  • письмо с подробным пояснением причины, вызвавшей списание объекта основного средства до истечения срока полезного использования (в случае отсутствия виновных лиц).

При списании объектов основных средств, пришедших в негодное состояние в результате стихийных бедствий или иных чрезвычайных ситуаций, кроме вышеперечисленных документов понадобятся:

  • копия акта о причиненных повреждениях;
  • копия справки органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации или муниципальных образований, подтверждающих факт стихийных бедствий или других чрезвычайных ситуаций;
  • справка учреждения о стоимости нанесенного ущерба.

Копии представляемых документов должны быть заверены подписью руководителя и печатью учреждения. В представляемых документах не допускается наличия помарок, подчисток, исправлений.

Драгметаллы

Почти во всех компьютерах, мониторах и иной оргтехнике в небольшом количестве присутствуют золото, серебро и другие драгоценные металлы. Любая организация обязана документально оформлять их поступление, движение, инвентаризацию и выбытие.

Учреждение вправе (п. 3.2 Инструкции о порядке учета и хранения драгоценных металлов, драгоценных камней, продукции из них и ведения отчетности при их производстве, использовании и обращении, утвержденной приказом Минфина России от 29 августа 2001 г. № 68н (далее - Инструкция № 68н)):

  • самостоятельно обрабатывать (перерабатывать) собранный лом, содержащий драгоценные металлы;
  • реализовывать лом, содержащий драгоценные металлы;
  • передавать на давальческой основе аффинажным организациям или организациям, осуществляющим деятельность по заготовке лома и отходов, первичной обработке и переработке, для дальнейшего производства и аффинажа.

Как правило, в учреждениях нет возможности самостоятельно проводить утилизацию оргтехники и изъятие деталей, содержащих драгметаллы. Кроме того, в ряде случаев их самостоятельное изъятие невозможно. Это обусловлено тем, что помимо драгоценных металлов в компьютерной технике часто содержатся вредные для жизни и здоровья человека вещества (например, ртуть, свинец и т. д.). А мониторы могут быть отнесены к классу опасных отходов, поскольку за годы работы в дисплеях накапливается радиация. В этих случаях запрещает самостоятельно избавляться от таких отходов. Это могут сделать лишь специализированные лицензированные организации (постановление Правительства РФ от 26 августа 2006 г. № 524). Поэтому учреждения должны планировать расходы с учетом утилизации оргтехники с помощью специализированных организаций.

Перечень организаций, имеющих право осуществлять аффинаж драгоценных металлов, утвержден постановлением Правительства РФ от 17 августа 1998 г. № 972 "Об утверждении Порядка работы организаций, осуществляющих аффинаж драгоценных металлов, и Перечня организаций, имеющих право осуществлять аффинаж драгоценных металлов". Между учреждением и аффинажной организацией заключается договор, в котором указываются все существенные условия. В сопроводительных документах к нему нужно указать (п. 6.3 Инструкции № 68н):

  • наименование, массу и количество драгоценных металлов, находящихся в передаваемых деталях и узлах;
  • метод, которым определялось содержание драгоценных металлов (например, на основании паспорта на оборудование или согласно техническим документам на аналогичные модели (паспортам, формулярам, этикеткам, руководствам по эксплуатации, справочникам), либо при отсутствии этих сведений (импортное, устаревшее отечественное оборудование и т. п.) - по данным организаций-разработчиков, изготовителей или комиссионно на основе аналогов, расчетов).

После выполнения работ по извлечению драгоценных металлов из лома аффинажная организация представляет учреждению акт (паспорт) аффинажа, в котором указывает фактическое количество драгоценных металлов, извлеченных из лома, и их стоимость. Обычно эти данные не совпадают с первоначальными сведениями. Поэтому в первичные вносят соответствующие исправления (зачеркивают первоначальные записи и проставляют над ними сведения, указанные в акте (паспорте) аффинажа) (п. 6.20 Инструкции № 68н).

Пример 1

Учреждение произвело списание морально устаревшего и физически полностью изношенного оборудования (монитор компьютера), приобретенного за счет средств от приносящей доход деятельности (остаточная стоимость - 7000 руб.). Силами учреждения основные средства были демонтированы. После демонтажа были извлечены детали, содержащие драгоценные металлы. В чистом виде их масса составила 40 г на сумму 4000 руб. Оформлен акт приема-передачи деталей (узлов) аффинажной организации. После завершения работ в представленном паспорте указано содержание драгоценных металлов - 35 г на сумму 3500 руб. (в т. ч. НДС - 534 руб.). Данная сумма поступила на лицевой счет учреждения, открытый ему в территориальном органе Федерального казначейства для учета операций со средствами, полученными от приносящей доход деятельности. Заметим, в этом случае в поле "Назначение платежа" платежного поручения указывают наименование источника образования дохода или пункта Генерального разрешения, выданного учреждению. При поступлении денежных средств на лицевой счет по приносящей доход деятельности учреждение должно перечислить указанные средства в доход федерального бюджета на счет 40101. В поле 104 платежного поручения указывают код бюджетной классификации 000 1 14 02013 01 0000 440 "Доходы от реализации имущества, находящегося в оперативном управлении федеральных учреждений (за исключением имущества федеральных автономных учреждений), в части реализации материальных запасов по указанному имуществу" с указанием в 1–3 разрядах кода дохода кода главного администратора дохода (федерального органа исполнительной власти), за которым закреплено право распоряжения федеральным имуществом. А в поле "Назначение платежа" указывается код 000 3 02 02010 01 0000 440 и основание перечисления: "Перечисление в доход федерального бюджета доходов от реализации имущества, находящегося в оперативном управлении". В этом случае Генеральное разрешение на открытие лицевых счетов по учету средств, полученных от приносящей доход деятельности, должно содержать указания на источник образования поступающих на лицевой счет доходов: "Реализация лома и отходов цветных металлов и (или) доходы от аффинажа, с последующим перечислением полученных источников в доход федерального бюджета".
Впоследствии учреждение перечислило средства в доход федерального бюджета.
Бухгалтеру нужно сделать такие записи:

Дебет 2 401 01 172

Кредит 2 101 04 410
"Уменьшение стоимости машин и оборудования"
- 7000 руб. - списано основное средство;

Дебет 2 105 06 340

Кредит 2 401 01 172
"Доходы от реализации активов"
- 4000 руб. - оприходованы детали, содержащие драгоценные металлы;

Дебет 2 105 06 340 (аффинажная организация)
"Увеличение стоимости прочих материальных запасов"
Кредит 2 105 06 340 (склад)
"Увеличение стоимости прочих материальных запасов"
- 4000 руб. - переданы детали аффинажной организации (основание - акт передачи);

Дебет 2 205 09 560
"Увеличение дебиторской задолженности по доходам от реализации активов"
Кредит 2 401 01 172
"Доходы от реализации активов"
- 3500 руб. - начислен доход от реализации драгоценных металлов (основание - паспорт аффинажной организации);

Дебет 2 201 01 510
"Поступления денежных средств учреждения на счета"
Кредит 2 205 09 660
"Уменьшение дебиторской задолженности по доходам от реализации активов"
- 3500 руб. - поступили денежные средства на лицевой счет учреждения;

Дебет 2 401 01 172
"Доходы от реализации активов"
Кредит 2 303 04 730
"Увеличение кредиторской задолженности по налогу на добавленную стоимость"
- 534 руб. - начислен НДС;

Cторно:
Дебет 2 105 06 340
"Увеличение стоимости прочих материальных запасов"
Кредит 2 401 01 172
"Доходы от реализации активов"
- 500 руб. - произведена коррекция по содержанию драгоценных металлов в деталях методом "красное сторно";

Дебет 2 401 01 172
"Доходы от реализации активов"
Кредит 2 105 06 440
"Уменьшение стоимости прочих материальных запасов"
- 3500 руб. - произведено списание деталей (узлов) при их реализации;

Дебет 2 401 01 172
"Доходы от реализации активов"
Кредит 2 303 05 730
"Увеличение кредиторской задолженности по прочим платежам в бюджет"
- 3500 руб. - начислена задолженность в бюджет;

Дебет 2 303 04 830
"Уменьшение кредиторской задолженности по налогу на добавленную стоимость"
Кредит 2 201 01 610

- 534 руб. - перечислен НДС в бюджет;

Дебет 2 303 05 830

Кредит 2 201 01 610
"Выбытия денежных средств учреждения с банковских счетов"
- 3500 руб. - перечисление в бюджет начисленной задолженности от утилизации материальных ценностей.

Обратите внимание: администратор, за которым закреплено администрирование указанных платежей, должен произвести следующие записи:

Дебет 1 210 02 440

Кредит 1 401 01 172
"Доходы от реализации активов"
- поступление в бюджет дохода от утилизации материальных ценностей.

Пример 2

Воспользуемся примером № 1, с той лишь разницей, что организация, принявшая отходы цветных металлов, перечисляет денежные средства непосредственно в доход федерального бюджета на счет 40101. При этом в поле 104 платежного поручения указывают код бюджетной классификации 000 1 14 02013 01 0000 440 "Доходы от реализации имущества, находящегося в оперативном управлении федеральных учреждений (за исключением имущества федеральных автономных учреждений), в части реализации материальных запасов по указанному имуществу" с указанием в 1–3 разрядах кода дохода кода главного администратора дохода (федерального органа исполнительной власти), за которым закреплено право распоряжения федеральным имуществом.
В этом случае записи по получению средств от аффинажной организации будут такими:

Дебет 1 303 05 830
"Уменьшение кредиторской задолженности по прочим платежам в бюджет"
Кредит 1 205 09 660
"Погашение дебиторской задолженности по доходам от реализации активов"
- 3500 руб. - отражена зачисленная в бюджет сумма, поступившая от специализированной организации (запись делают после получения выписки органа казначейства из сводного реестра поступлений).

Администратор поступлений в бюджет, за которым закреплено администрирование указанных доходов, делает запись:

Дебет 1 210 02 440
"Расчеты с органами, организующими исполнение бюджетов по поступлениям в бюджет от реализации материальных запасов"
Кредит 1 401 01 172
"Доходы от реализации активов"
- 3500 руб. - поступление в бюджет дохода, перечисленного организацией, специализирующейся на утилизации материальных ценностей.

Эксперты службы
Правового консалтинга ГАРАНТ
А. Н. Суховерхова,
Ю. А. Кошелева.

Порядок ее работы может быть установлен в учетной политике или отдельным приказом по учреждению.

Трудно представить кабинеты государственных учреждений и коммерческих организаций без компьютеров, принтеров, МФУ, ноутбуков, кондиционеров и прочего оборудования. Современные офисы оснащены разнообразной техникой, помогающей грамотно организовать работу, усовершенствовать документооборот, сделать условия труда комфортными. Но приходит время, гаджеты устаревают, появляется необходимость провести списание оргтехники и сдать ее на утилизацию. Учитывая сложность и многоэтапность этой процедуры, доверьте это дело лучше профессионалам.
Компания «АЛАР» с 2006 года проводит в организациях Москвы, Московской области процедуру списания устаревшей техники, занимается ее переработкой. У нас есть необходимый штат специалистов, разрешительные документы государственного образца, регламентирующие деятельность утилизирующих организаций

Порядок списания оргтехники

Юридические лица не могут самостоятельно избавиться от отслужившей свой срок офисной техники, просто сдав ее на свалку. Это запрещается российским законодательством и карается штрафом до 200 тыс. рублей. Коммерческим предприятиям снять поставленную на баланс основных средств бытовую или офисную технику можно, только составив акт на списание оргтехники, после проведения предварительной оценки ее пригодности к дальнейшей эксплуатации специальной комиссией.
В отличие от бюджетных учреждений законодательство РФ позволяет коммерческим организациям создавать эту комиссию из собственных сотрудников, обязательно включив в нее главного бухгалтера или человека его заменяющего. Если собственных специалистов, способных дать заключение о непригодности техники нет, можно привлечь эксперта профильной организации.
Списание проходит поэтапно:

  • Сначала специалисты оценивают пригодность оргтехники к дальнейшему использованию, чтобы исключить списание в корыстных целях.
  • Затем оформляется акт списания оргтехники, в котором указывают инвентарный номер каждой подлежащей списанию единицы, причины списания, стоимость на момент приобретения. Акт подписывают члены комиссии.
  • Руководитель предприятия (отдела) выдает разрешение на списание оборудования, указанного в акте.
  • Технику демонтируют, готовят к вывозу на утилизацию.
Утилизация оргтехники проводится только компаниями, имеющими разрешительные документы государственного образца. Это требование обусловлено наличием в комплектующих цветных и драгоценных металлов. Утилизирующая компания выдает Заказчику пакет документов, подтверждающих факт передачи офисного оборудования и связанные с этим расходы. Впоследствии данная документация учитывается в процессе расчета налога на прибыль в статье внереализационных расходов на основании ст. 265 российского Налогового Кодекса.
Имея за плечами большой опыт работы в данной области, компания ООО «АЛАР» оказывает услуги по списанию и утилизации оргтехники столичным коммерческим предприятиям и организациям на высокопрофессиональном уровне. Наличие лицензии государственного образца и допуска к работе с драгметаллами и токсичными веществами позволяет нам решать все вопросы быстро и оперативно.

Списание оргтехники в бюджетных организациях

Руководители бюджетных организаций при списании офисной техники должны руководствоваться Постановлением Правительства РФ № 834 от 14.10.2010 , регламентирующего списание имущества в государственных учреждениях.
Первоначально решение организация принимает самостоятельно, но для его претворения в жизнь необходима экспертиза оргтехники для списания, в том числе привлечение организаций, занимающихся рециклингом. Пакет документов на запрос разрешения на списание и утилизацию предоставляется на утверждение в государственный орган по распоряжению бюджетными средствами (ГРБС).
Основные отличия списания в бюджетной организации от коммерческой заключаются в том, что в данном случае требуется большее количество разрешительных бумаг:

  • приказ о формировании комиссии;
  • техническое заключение о состоянии оборудования, подписанное специалистами (возможно привлечение со стороны);
  • инвентарные карточки учета ОС;
  • технические паспорта для каждой списываемой единицы;
  • выписка из реестра муниципального имущества на каждый объект.
Состав пакета документов может меняться в случаях, когда сроки списания оргтехники совпадают с рекомендованным сроком эксплуатации, и если технику списывают раньше (по объективным причинам), чем она выработала ресурс или морально устарела.
После того, как комиссия составила акт списания, необходимо утвердить их у руководителя организации, получить разрешение ГРБС. Только после этого можно приступать к демонтажу, вывозу офисного оборудования на утилизацию.
Сотрудники ООО «АЛАР» имеют необходимый опыт работы с бюджетными организациями и контролирующими госорганами в вопросе списания и утилизации оргтехники. Мы оказываем профессиональную помощь в организации процедуры списания, а также возьмем на себя всю работу по утилизации офисного оборудования.

ЗАГРУЗИТЕ СПИСОК НОМЕНКЛАТУРЫ

ДЛЯ ЭКСПЕРТИЗЫ ТЕХНИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ

Причины списания оргтехники

Российское законодательство объединило причины, по которым любая техника может быть снята с баланса организации, в 6 групп:

  • продажа;
  • дарение;
  • безвозмездная передача другому юридическому лицу (например, при реформировании предприятия);
  • порча или кража;
  • порча в результате форс-мажорных обстоятельств (пожар, неисправные коммуникации, землетрясение и т. п.);
  • износ, моральное устаревание.
Прежде чем отправить технику на утилизацию, руководству учреждения необходимо собрать комиссию, включающую должностных лиц, ответственных за сохранность основных средств, возглавляет ее главный бухгалтер или лицо его заменяющее. Комиссия определяет:
  • причину снятия с баланса ОС (например, моральное устаревание);
  • лиц, виновных в порче (если таковая была);
  • возможность использовать в рециклинге отдельные узлы и комплектующие.
Привлечение в комиссию технического специалиста поможет грамотно обосновать причины списания на основании дефектной ведомости, оформить заключение на списание оргтехники, передать по акту технику утилизирующей компании, снять ее с баланса на основании выданных документов. По итогам комиссия составляет «Акт о списании объекта ОС».
Обращение в профильные компании по утилизации освободит руководство бюджетного учреждения от организации оценки деталей, содержащих цветные, драгоценные металлы, постановки их на баланс, определения количественного содержания и отчета перед государственными контролирующими органами.
Компания «АЛАР» занимается утилизацией оргтехники, списанной с баланса организаций. При работе мы ориентируемся на дефектную ведомость, определяющую перечень неисправностей и действующую на всей территории страны. Мы возьмем на себя вопрос разбора, сортировки и учета ценных компонентов. По окончании работы Заказчику предоставляется справка на списание оргтехники.
Узнать условия сотрудничества и рассчитать стоимость услуг по списанию и утилизации вы можете с помощью нашего консультанта, позвонив по указанному на сайте телефону или оставив заявку на обратный звонок.