Ликвидация бизнеса. Приказы. Оборудование для бизнеса. Бухгалтерия и кадры
Поиск по сайту

Инвестиционный налоговый кредит под бременем ограничений

Инвестиционный налоговый кредит (ИНК) — это один из инструментов государственного «плеча», направленных на повышение инвестиционной привлекательности определенной категории инвестиционных проектов. Несмотря на достаточно благоприятное нормативное регулирование, а также возможность применения и регламентирования как на федеральном, так и на региональном уровне, ИНК не получил широкого распространения. В то же время существуют примеры его успешного использования, которые свидетельствуют о стабильном интересе к нему со стороны определенного круга налогоплательщиков.

В российскую правовую терминологию понятие «инвестиционный налоговый кредит» впервые введено Законом РФ от 20.12.91 № 2071-1 «Об инвестиционном налоговом кредите». Общая концепция ИНК в редакции этого закона предполагала возможность получения кредита не только государственными, но и частными предприятиями. Так, кредит мог быть предоставлен товариществу, которое создано в ходе приватизации, при условии, что все товарищи являются бывшими работниками приватизируемого предприятия. В 1998 г. названный закон был отменен в связи с принятием части первой Налогового кодекса РФ, в рамках которого инвестиционный налоговый кредит действует до сих пор, и Федерального закона от 31.07.98 № 147-ФЗ «О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации».

Нормативно-правовая регламентация

Инвестиционный налоговый кредит представляет собой такое изменение срока уплаты налога, при котором организации предоставляется возможность в течение определенного срока и в определенных пределах уменьшать свои платежи по налогу с последующей поэтапной уплатой суммы кредита и начисленных процентов (п. 1 ст. 66 НК РФ). ИНК может быть предоставлен организации, являющейся плательщиком соответствующего налога, при наличии хотя бы одного из следующих оснований (п. 1 ст. 67 НК РФ):

  • проведение научно-исследовательских или опытно-конструкторских работ либо технического перевооружения собственного производства, в том числе направленного на создание рабочих мест для инвалидов или защиту окружающей среды от загрязнения промышленными отходами и (или) повышение энергетической эффективности производства товаров, выполнения работ, оказания услуг;
  • осуществление внедренческой или инновационной деятельности, в том числе создание новых или совершенствование применяемых технологий, создание новых видов сырья или материалов;
  • выполнение особо важного заказа по социально-экономическому развитию региона или предоставление особо важных услуг населению;
  • выполнение государственного оборонного заказа;
  • осуществление инвестиций в создание объектов, имеющих наивысший класс энергетической эффективности, в том числе многоквартирных домов, и (или) относящихся к возобновляемым источникам энергии, и (или) относящихся к объектам по производству тепловой энергии, электрической энергии, имеющим коэффициент полезного действия более чем 57%, и (или) иных объектов, технологий, имеющих высокую энергетическую эффективность, в соответствии с перечнем, утвержденным Правительством РФ;
  • включение организации в реестр резидентов зоны территориального развития в соответствии с Федеральным законом от 03.12.2011 № 392-ФЗ «О зонах территориального развития в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Таким образом, инвестиционный налоговый кредит представляет собой механизм государственной инвестиционной поддержки, сочетающий в себе элементы заемного финансирования. Суть инструмента заключается в возможности изменения срока уплаты налога на прибыль организации, а также региональных налогов в части, поступающей в бюджет субъекта РФ. Инвестор — получатель ИНК приобретает в течение определенного срока и в определенных пределах право на уменьшение своих платежей по налогу с последующей поэтапной уплатой суммы кредита и начисленных процентов.

Инвестиционный налоговый кредит предоставляется на основании договора 1 на срок от года до пяти лет в случаях проведения НИОКР либо технического перевооружения собственного производства, осуществления внедренческой или инновационной деятельности, создания новых видов сырья или материалов, при выполнении особо важного заказа по социально-экономическому развитию региона или предоставлении особо важных услуг населению, при выполнении организацией государственного оборонного заказа и при осуществлении организацией инвестиций в создание энергоэффективных объектов. Если организация включена в реестр резидентов зоны территориального развития, ИНК может быть предоставлен на срок до десяти лет. Помимо этого резидент зоны территориального развития в отличие от иных организаций, имеющих право на ИНК, не уплачивает проценты на сумму задолженности по соответствующему налогу.

Важно: организация может заключить несколько договоров на предоставление инвестиционного налогового кредита. Как правило, кредит выделяется в размере не более 50% годовой суммы подлежащих зачислению в бюджет налогов, исчисленных в текущем финансовом году.

Практика применения

Безусловно, эффективность инвестиционного налогового кредита необходимо оценивать в рамках отдельных инвестиционных проектов с учетом чувствительности финансовой модели проекта к предоставлению кредита по отдельно взятым налогам. В некоторых случаях он играет важную роль среди мер государственной поддержки бизнеса, так как позволяет существенно снизить налоговое бремя инвестора и одновременно решить проблему получения заемного финансирования с достаточно низкой процентной ставкой.

Для получения ИНК инвестору необходимо подать заявление по форме, утвержденной приказом ФНС России от 21.11.2006 № САЭ-3-19/798@, приложив документы, подтверждающие:

  • основание для получения кредита;
  • факт приобретения и стоимость приобретенного заявителем оборудования;
  • бизнес-план инвестиционного проекта.

После заключения с региональным органом ФНС России договора о предоставлении инвестиционного налогового кредита копию этого договора нужно в пятидневный срок представить в инспекцию ФНС России по месту учета организации. Общий срок для рассмотрения и принятия решения ФНС России о предоставлении или об отказе в предоставлении кредита не должен превышать 30 рабочих дней со дня получения заявления.

На практике получение инвестиционного налогового кредита заметно тормозится, и одна из причин — несовершенство законодательной базы, регулирующей предоставление такого кредита. В частности, отсутствуют понятные критерии, позволяющие определить срок, на который может быть предоставлен ИНК. Ни в федеральном, ни в региональном законодательстве нет четкой информации о сроках и величине кредита (что, безусловно, придает инструменту определенную гибкость), а также сумме процентов по нему. Фраза «поэтапная уплата» может обозначать выплаты данного кредита и процентов в течение как длительного, так и короткого промежутка времени. Между тем этот механизм связан со «скрытым» финансированием инвесторов, он не требует выделения из регионального бюджета дополнительных средств.

Примеры организаций, которым в России предоставлен инвестиционный налоговый кредит, приведены в таблице.

Закономерным является тот факт, что предоставление инвестиционного налогового кредита происходило в регионах с высокими бюджетными показателями, имеющими благоприятный инвестиционный климат. Практика получения ИНК свидетельствует и о том, что в большой степени его широкое распространение на территории какого-либо субъекта РФ зависит от наличия политической воли администрации региона.

Дальнейшее совершенствование инструмента

Несмотря на все указанные преимущества и наличие достаточно большого числа успешных примеров предоставления ИНК не получил широкого применения. И можно сделать вывод, что законодательная цель положений Налогового кодекса РФ об инвестиционном налоговом кредите не достигнута — слишком незначительно количество полученных налоговых преференций на фоне потенциала всех предусмотренных для кредита направлений хозяйственной деятельности, имеющих важное социально-экономическое значение.

На наш взгляд, основными препятствиями для развития механизма ИНК являются существенные ограничения в условиях его предоставления. Так, согласно п. 3 ст. 66 НК РФ накопленная в течение налогового периода сумма кредита не может превышать 50% размеров суммы налога, подлежащего уплате организацией за этот налоговый период. Для повышения стимулирования инвестиционной деятельности хозяйствующих субъектов необходимо существенно повысить предельный размер — вплоть до 100% размеров суммы налога при благоприятной бюджетной ситуации.

Кроме того, необходимо пересмотреть сроки предоставления инвестиционного налогового кредита. В соответствии с нормами Налогового кодекса РФ такой кредит предоставляется для большинства инвестиционных проектов на срок до пяти лет. Имеет смысл снять это ограничение на максимальный срок ИНК либо существенно повысить данный срок и более тесно увязать условия его предоставления с инвестиционными условиями проекта, включая сроки окупаемости и нормы доходности. Такое регулирование предоставит большую гибкость получателю кредита и налоговым органам в структурировании проекта в части налогообложения и обеспечит более высокую инвестиционную привлекательность проектов для частных инвесторов.

В качестве уже существующих положительных характерных особенностей ИНК стоит отметить определенную свободу в отношении его суммы. В налоговом законодательстве нет нормативов, определяющих точную величину кредита, установлены только лимиты суммы. Размер кредита определяется по соглашению между налоговым органом и организацией, что обеспечивает инструменту гибкость.

Таким образом, для более активного использования ИНК необходимо предпринять ряд мер по его усовершенствованию.

Безусловно, нужна модернизация нормативной правовой базы с учетом упомянутых ранее сроков и лимитов суммы инвестиционного налогового кредита. В настоящее время на федеральном уровне кредит может быть предоставлен только по налогу на прибыль организаций. И перспективным направлением может стать расширение перечня федеральных налогов, по которым может быть предоставлен кредит, к примеру, в отношении налога на добавленную стоимость.

Кроме того, данный механизм может сделаться существенной поддержкой инвестиционных проектов для малого и среднего бизнеса. Для этого целесообразно дополнить перечень оснований предоставления ИНК новым основанием: «вновь образующимся субъектам малого бизнеса и (или) уже существующим субъектам малого бизнеса на развитие новых видов деятельности». Естественно, такие субъекты должны вести раздельный учет налоговой базы по деятельности, под которую получен указанный кредит, и по остальной деятельности субъекта. Отсутствие такого раздельного учета должно служить основанием для расторжения договора об инвестиционном налоговом кредите.

Помимо этого необходимо дать региональным властям возможность предоставлять кредит в отношении специальных налоговых режимов по вновь образующимся субъектам малого бизнеса и (или) в отношении нового вида деятельности, которым собирается заниматься уже существующий субъект малого бизнеса. Для предотвращения возможных злоупотреблений максимальная сумма ИНК, которая может быть предоставлена в рассматриваемых условиях, должна быть законодательно ограниченна для субъектов РФ на федеральном уровне. Причем для получения кредита субъект малого бизнеса не должен представлять в обязательном порядке залог, поручительство, гарантию и бизнес-план, а также технико-экономическое обоснование инвестиционного проекта.

Наконец, необходима активная позиция самого бизнеса в отношении предоставления инвестиционного налогового кредита. При демонстрации государственному партнеру и налоговым органам очевидного интереса к данному инструменту государственной поддержки шансы на предоставление налогового кредита и развитие его инструментария существенно повышаются. Особенно это важно в отношении субъектов РФ, в которых не существует практики широкого применения ИНК ввиду недостаточной политической воли.

1 Формы договоров как для налога на прибыль, так и для региональных, местных налогов предусмотрены приказом ФНС России от 29.11.2005 № САЭ-3-19/622@.

Примеры компаний, получивших ИНК*

Регион

Получатель

Сумма, руб.

На какой срок предоставлен

Цели

г. Санкт-Петербург

ОАО «Балтийский завод»

Модернизация производства, строительство нового цеха


ОАО «Ижорские заводы»

Модернизация производства труб

Ханты-Мансийский автономный округ — Югра

ОАО «Юганскнефтегаз»


ОАО «ТНК» (Нижневартовск)

Проведение НИР, технического перевооружения нефтедобывающего производства

Томская область

ОАО «Томскнефть»

ИНК по НДС

Иркутская область

ОАО «Алюком-Тайшет»

Налог на имущество в областной бюджет/развитие нового производства на предприятии

Ростовская область

ЗАО «Донтелеком»

Развитие сотовой связи стандарта GSM-900 в северных и восточных районах области

Татарстан

ОАО «Нижне­камскнефтехим»

Строительство комплекса гидроочистки средних дистиллятов

* По данным открытых источников.

к сведению

Что такое инновационная деятельность

В Налоговом кодексе РФ и в нормативно-правовых актах в сфере налогов и сборов понятие инновационной деятельности отсутствует. В Основных направлениях политики Российской Федерации в области развития инновационной системы на период до 2010 года (утверждены Председателем Правительства РФ 05.08.2005 № 2473п-П7) инновационная деятельность трактуется как выполнение работ и (или) оказание услуг, направленных:

  • на создание и организацию производства принципиально новой или с новыми потребительскими свойствами продукции (товаров, работ, услуг);
  • создание и применение новых или модернизацию существующих способов (технологий) ее производства, распространения и использования;
  • применение структурных, финансово-экономических, кадровых, информационных и иных инноваций (нововведений) при выпуске и сбыте продукции (товаров, работ, услуг), обеспечивающих экономию затрат или создающих условия для такой экономии.

Отметим, что в дальнейшем Межведомственной комиссией по научно-инновационной политике (протокол от 15.02.2006 № 1) была утверждена Стратегия развития науки и инноваций в Российской Федерации на период до 2015 года, а распоряжением Председателя Правительства РФ от 08.12.2011 № 2227-р — Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года.

Инвестиционный налоговый кредит может быть предоставлен организации по достаточно узкому спектру оснований. Изучим, какие именно фирмы вправе претендовать на эту редкую преференцию.

Что представляет собой инвестиционный налоговый кредит и каковы условия его получения

Инвестиционный налоговый кредит — это сумма налога, которую организация в порядке, установленном законом, может временно не уплачивать в бюджет с тем, чтобы уплатить ее потом — с процентами (п. 1 ст. 66 НК РФ).

Получить налоговый кредит может организация, которая:

1. Платит:

  • налог на прибыль;
  • какой-либо из региональных налогов, например на имущество, или местных, например на земельные участки.

2. В ходе своей деятельности (п. 1 ст. 67 НК РФ):

  • осуществляет научно-исследовательские, конструкторские разработки (НИОКР);
  • внедряет инновации, разрабатывает новые типы сырья и материалов;
  • выполняет значимый в масштабах региона заказ в области социально-экономических задач, предоставления важных услуг гражданам;
  • выполняет оборонные заказы от государства;
  • инвестирует в объекты с наивысшим классом энергоэффективности;
  • работает в качестве резидента зоны территориального развития.

Особые правила предоставления налоговых кредитов (которые должны учитываться при составлении договоров) вправе устанавливать (п. 7 ст. 67 НК РФ):

  • власти субъектов РФ — для плательщиков налога на прибыль (в части, перечисляемой в региональный бюджет), региональных налогов;
  • муниципалитеты — для плательщиков местных налогов.

Допустимы сочетания разных оснований для предоставления кредита и, соответственно, применение норм как федеральных, так и региональных законов (п. 5 ст. 67 НК РФ). Таким образом, фирме инвестиционных налоговых кредитов может быть предоставлено несколько.

Изучим подробнее специфику оформления рассматриваемых кредитов.

Каков порядок предоставления налогового кредита

Привилегия, о которой идет речь, предоставляется налогоплательщику:

1. На основании заявления (по форме, утвержденной приказом ФНС России от 16.12.2016 № ММВ-7-8/683@).

ФНС, получив от организации, которая претендует на получение налогового кредита, заявление, принимает решение о предоставлении соответствующей привилегии в течение 30 дней. Данное решение ФНС согласует с Минфином или его региональными представительствами.

2. При условии заключения с ФНС договора (по налогу на прибыль и местным налогам — с использованием форм, введенных приказом ФНС РФ от 29.11.2005 № САЭ-3-19/622@).

Организация может подавать заявления на оформление договоров по инвестиционным кредитам по разным основаниям в любое время (п. 5 ст. 67 НК РФ).

Изучим особенности структуры и заполнения указанного выше заявления и форм договора подробнее.

Как заполнить заявление на налоговый кредит

В заявлении на налоговый кредит, составляемом по форме, которая введена в оборот приказом ММВ-7-8/683@, указываются:

1. Сведения о предмете запроса в ФНС.

В данном случае в документ включается формулировка «заявление о предоставлении налогового кредита».

В графе «Прошу изменить срок уплаты» указывается название налога.

В графе «В сумме» отражается размер вычета, на который на основании предварительных подсчетов (возможно, по согласованию с самим ведомством в ходе консультаций) рассчитывает фирма.

В графе «На срок» указывается максимальный срок, установленный законодательством для категории фирм, к которой относится заявитель.

В следующих графах указывается нужный подпункт и п. 1 ст. 67 НК РФ, на основании которого фирма обращается за кредитом.

2. Сведения об организации (ИНН, КПП, название фирмы, адрес).

Руководитель организации подписывает документ, проставляет дату.

Заявление может дополняться различными документами в соответствии с пп. 5-12 Порядка изменения срока уплаты налога, утвержденного приказом ММВ-7-8/683@.

Как составляется договор на налоговый кредит

Договор между ФНС и получателем налогового кредита должен содержать положения, устанавливающие (п. 6 ст. 67 НК РФ):

1. Порядок использования сумм кредита в уменьшение налога (с указанием конкретного налога).

2. Величину кредита, процентов.

Проценты не могут быть установлены по ставке менее 1/2 и более 3/4 от ключевой ставки Банка России. Если кредит оформляется организацией, работающей в зоне территориального развития, то ставка по нему будет нулевой.

3. Срок действия соглашения, предоставления кредита.

4. Порядок погашения кредита, процентов.

5. Формы обеспечения по кредиту.

Если привилегия предоставляется под залог имущества, то дополнительно заключается соглашение о соответствующем залоге.

6. Ответственность сторон.

7. Правило о недопущении передачи имущества, покупка которого фирмой стала условием предоставления кредита, в чье-либо распоряжение или владение в период действия договора. Право на инвестиционный налоговый кредит может быть предоставлено только при соблюдении постоянства условий его получения конкретным хозяйствующим субъектом.

В договоре также могут присутствовать (если их включение не предусмотрено утвержденной законом формой) положения:

1. О порядке согласования обеими сторонами графика погашения задолженности налогоплательщика до заключения договора.

2. Об основаниях для предоставления кредита.

3. Об отчетности перед ФНС о текущем использовании кредита (фактическом уменьшении исчисленного налога) с установленной периодичностью.

4. О порядке досрочного прекращения договора.

Важнейшие нюансы любого кредитного договора (в общем смысле данного понятия) — установление суммы по кредиту, а также определение сроков действия соглашения между «кредитором» и «заемщиком».

Какова максимальная сумма налогового кредита

Инвестиционный налоговый кредит предоставляется на сумму (п. 2 ст. 67 НК РФ):

1. Не превышающую стоимость оборудования, купленного:

  • для НИОКР;
  • для инвестиций в энергоэффективность.

2. Не превышающую сумму расходов на капитальные вложения в объекты в зонах территориального развития.

3. Закрепленную в договоре о налоговом кредите — в остальных случаях.

Сумма кредита может уменьшать налог:

  • не более чем на 50% от исчисленного в течение отчетного периода;
  • не более чем на 50% от исчисленного в течение года.

Исключение — кредит для резидента зоны территориального развития. Процент уменьшения налогов по нему устанавливается договором.

То, как именно расходуется сумма налогового кредита, определяется договором между ФНС и налогоплательщиком. Неиспользованный остаток кредита переносится на следующий отчетный период (п. 3 ст. 66 НК РФ).

Пример

ГУП «НАНОМАШ» в 2016 году закупило микроскопы на сумму 200 000 руб., после чего заключило договор о налоговом кредите на аналогичную сумму. По договору организация вправе уменьшать на налоговый кредит до 50% от налога на прибыль.

Исчисленные платежи по налогу на прибыль государственного предприятия в 2017 году составили:

за 1-й квартал — 120 000 руб. (из них было «кредитовано» 60 000 руб.);

за 2-й квартал — 70 000 руб. (из них было «кредитовано» 35 000 руб.).

Оставшуюся сумму — 105 000 руб. (200 000 руб. 95 000 руб.) ГУП «НАНОМАШ» сможет потратить на уменьшение налогов в следующие периоды.

Установление сроков действия договора налогового кредита также имеет ряд особенностей.

На какой срок предоставляется налоговый кредит

Налоговый кредит предоставляется на срок:

  • 1-5 лет — в общем случае;
  • 1-10 лет — если кредит оформлен резидентом зоны территориального развития.

Региональные законодатели вправе устанавливать отдельные сроки выдачи кредита по налогам в пределах своих компетенций. Столичные власти допускают продление сроков по налоговым кредитам до 10 лет (ст. 2 закона г. Москвы «О дополнительных условиях изменения сроков уплаты налогов» от 09.02.2000 № 1).

В формах договора, закрепленных законодательно, может быть прописан конкретный срок действия соглашения. Например, в форме по договору о кредите при уплате налога на прибыль, утвержденной приказом САЭ-3-19/622@, предусмотрено, что договор должен действовать с момента подписания и до возврата кредита с процентами. При этом конкретный срок предоставления кредита стороны должны прописать в форме.

В течение срока действия договора фирма уменьшает платежи по налогу (в общем случае не более чем на 50% от исчисленного, как мы уже знаем) до того момента, пока сумма кредита не будет полностью израсходована. Если у фирмы несколько договоров по налоговому кредиту, то сначала расходуется кредит по самому раннему, а потом — по следующим за ним договорам исходя из очередности их заключения.

На какой период предоставляются отсрочка и рассрочка по кредиту

Рассматриваемая привилегия — это, по сути, разновидность рассрочки по кредиту (отличает ее лишь необходимость уплаты процентов и узкий перечень оснований для предоставления). Можно отметить, что порядок прекращения действия договора налогового кредита и порядок аннулирования стандартной отсрочки (рассрочки) уплаты налогов регулируется одним и тем же источником норм — ст. 68 НК РФ.

Отсрочка и рассрочка обязательств налогоплательщика по кредитному договору с ФНС на уровне федерального законодательства не предусмотрены. Кредит должен быть возвращен до истечения срока его предоставления по договору.

Вместе с тем ФНС и налогоплательщик теоретически могут реализовать отсрочку (рассрочку) налогового кредита де-факто — посредством:

  • включения в раздел об ответственности сторон положений, которые не предусматривают применения к налогоплательщику санкций в случае просрочки уплаты суммы налогового кредита по графику, если закон не предписывает иного;
  • определения такого графика платежей, при котором перенос уплаты просроченных сумм на будущее (в пределах срока, на который выдан кредит) возможен без каких-либо санкций.

Нужно также иметь в виду, что в положениях ст. 68 НК РФ есть утвержденный законом перечень оснований для прекращения договора с ФНС. В этом случае обязательства плательщика подлежат взысканию в полном объеме вскоре после расторжения договора. Их перенос не предусмотрен законом.

Итоги

Инвестиционный налоговый кредит может быть предоставлен организации, которая имеет основания на такую преференцию исходя из положений п. 1 ст. 67 НК РФ. Данная преференция заключается в возможности отложить уплату до 50% (в общем случае) от исчисленного налога (на прибыль, регионального, местного) в отчетном периоде или расчетном периоде на срок выдачи инвестиционного кредита. Однако перенесенная сумма выплат впоследствии должна быть перечислена в бюджет с процентами.

Узнать больше о выполнении организацией обязательств, связанных с выплатой инвестиционного кредита, вы можете в статьях:

  • ;
  • .
Еще одна форма финансирования деятельности предпринимательских фирм - это инвестиционный"налоговый кредит. В соответствии со ст. 66 НК РФ инвестиционный налоговый кредит представляет собой такое изменение срока уплаты налога, при котором
129

организации при наличии соответствующих оснований предоставляется возможность в течение определенного срока и в определенных пределах уменьшать свои платежи по налогу с последующей поэтапной уплатой суммы кредита и начисленных процентов. Данный кредит может быть предоставлен предпринимательской фирме по налогу на прибыль, а также по региональным и местным налогам на срок от 1 года до 5 лет.
Инвестиционный налоговый кредит может быть предоставлен фирме, являющейся налогоплательщиком, в следующих случаях:

  • при проведении этой фирмой научно-исследовательских или опытно-конструкторских работ либо технического перевооружения собственного производства, в том числе направленного на создание рабочих мест для инвалидов или защиту окружающей среды от загрязнения промышленными отходами;
  • при осуществлении этой фирмой внедренческой или инновационной деятельности (в том числе создание новых или совершенствование применяемых технологий, создание новых видов сырья или материалов);
  • если эта фирма выполняет особо важный заказ по социально-экономическому развитию региона или предоставляет особо важные услуги населению.
Инвестиционный налоговый кредит предоставляется на основании заявления предпринимательской фирмы и оформляется договором установленной формы между фирмой и финансовым органом субъекта Российской Федерации. Решение о предоставлении инвестиционного коммерческого кредита принимается в течение 1 месяца со дня получения заявления. При этом предпринимательская фирма имеет право заключать одновременно несколько договоров об инвестиционном налоговом кредите.
Договор об инвестиционном налоговом кредите должен содержать следующие сведения: сумму кредита (с указанием налога, по которому этот кредит предоставлен); срок действия договора, начисляемые на сумму кредита проценты; порядок погашения суммы кредита и начисленных процентов; документы об имуществе, которое является предметом залога, либо поручительство; ответственность сторон.
Кроме того, данный договор должен содержать положения, в соответствии с которыми не допускаются в течение срока его действия реализация или передача во владение, пользование или распоряжение другим лицам оборудования или иного имущества, приобретение которого фирмой было условием предоставления инвестиционного налогового кредита, либо в договоре должны быть определены условия такой реализации. Копия договора должна быть предоставлена предпринимательской фирмой в налоговый орган по месту ее учета в 5-дневный срок со дня заключения договора.
Фирма, получившая инвестиционный налоговый кредит, вправе уменьшать свои платежи по налогу в течение срока действия договора об инвестиционном налоговом кредите. При этом уменьшение производится по каждому платежу за каждый отчетный период до тех пор, пока сумма, не уплаченная фирмой в результате всех таких уменьшений (накопленная сумма кредита), не станет равной сумме кредита, указанной в соответствующем договоре.
В том случае, если фирмой заключено более одного договора об инвестиционном налоговом кредите, срок действия которых не истек к моменту очередного платежа по налогу, накопленная сумма кредита определяется отдельно по каждому из этих договоров. При этом увеличение накопленной суммы кредита производится вначале в отношении первого по сроку заключения договора, а при достижении этой накопленной суммы кредита размера, предусмотренного указанным договором, фирма может увеличивать накопленную сумму кредита по следующему договору.
Независимо от числа договоров об инвестиционном налоговом кредите, в каждом отчетном периоде суммы, на которые уменьшаются платежи йо налогу, не могут превышать 50% соответствующих платежей по налогу, определенных без учета наличия данных договоров. При этом накопленная в течение налогового периода сумма кредита не может превышать 50% суммы налога, подлежащего уплате фирмой за этот налоговый период.
В случае проведения предпринимательской фирмой НИОКР инвестиционный налоговый кредит предоставляется в сумме, составляющей 30% стоимости приобретенного фирмой оборудования, используемого исключительно для проведения НИОКР или технического перевооружения. В остальных случаях инвестиционный налоговый кредит предоставляется на суммы, определяемые соглашением сторон при заключении договора об инвестиционном налоговом кредите.
Проценты на сумму кредита устанавливаются по ставке, не менее "/2 и не превышающей 3/4 ставки рефинансирования ЦБ РФ.

На основании некоторых положений НК РФ, предприятие имеет право уменьшить размеры налогов. Кроме того, можно законно оформить изменение сроков уплаты налога с обязанностью поэтапно выплачивать кредит по начисленным процентам. Такой договор оформляется в течение определенного промежутка времени, и в нем фиксируется установленная сумма понижения налогов. Эта функция и называется инвестиционный налоговый кредит. Ниже мы подробнее расскажем, что собой представляют порядок и условия получения подобной льготы, которой будет рад каждый налогоплательщик.

Условия предоставления кредита

Для получения такого вида кредита необходимо, чтобы выполнялось как минимум одно из следующих условий:

  1. Предприятие проводит научно-исследовательские, технические, конструкторские или социально полезные работы. Например, создает условия для работы людей с ограниченными возможностями. В эту же категорию попадают работы, связанные с экологией, например, защита природы от пагубного влияния производственных отходов.
  2. Проведение комплекса научных, технологических, организационных, финансовых и коммерческих мероприятий, целью которых является создание новых или улучшенных товаров/услуг.
  3. Организация участвует в повышении социально-экономического уровня региона или же предоставляет особо значимые для населения товары или услуги.

Размер кредита

Инвестиционный кредит выдается в следующих вариантах:

  1. 30% от затраченных на покупку оборудования средств. Оборудование должно использоваться только для целей, перечисленных в подпункте 1 ст. 66 НК РФ .
  2. На величину долга, которая определяется по согласию органа исполнительной власти и предприятием, вовлеченным в процесс. Такой долг выдается на основании пп. 2 и 3 НК РФ . Через определенный промежуток времени (вне зависимости от количества соглашений о предоставлении кредита) сумма уменьшения платежей по налогу не должна быть более 50% от величины соответствующих выплат налогов, установленных по общественным правилам, не учитывая уже имеющихся договоров инвестиционного налогового займа.

Кроме того, величина долга не должна превышать 50% за весь период накопления кредита. В случае если долг накопления превышает установленную норму, разница между установленной и получившейся величиной переносится на другой отчетный период. Однако такое возможно лишь в случае, когда уменьшение налога является допустимой мерой, установленной настоящим пунктом для определенного промежутка времени.

Величина долга не должна переходить 50% за весь период накопления кредита.

Предприятие, которое получило инвестиционный налоговый кредит, может оплачивать налоги в меньшей величине по надлежащему налогу в течение времени, установленного договором об оформлении кредита.

Уменьшить можно любой платеж, по которому был выдан кредит, за промежуток времени до того момента, пока сумма, которая была накоплена за время предоставления кредита, не сравняется с той, что была оговорена в соглашении. Точный порядок понижения можно определить по договору о выдаче инвестиционного кредита.

Если предприятие заключило несколько соглашений о выдаче кредита, сумма каждой задолженности вычисляется по отдельности. Отметим также, что повышение полученной суммы производится сначала относительно начального кредита по сроку заключения, а если сумма накопления достигла предела, установленного в договоре, то предприятие имеет право увеличить сумму по следующему договору.

В случае если у предприятия были превышения расходов, что повлекло за собой убытки в течение налоговых периодов или финансовые потери за весь период, размер кредита также автоматически переходит на следующий период оплаты, а также получает статус набранной суммы в налоговом промежутке.

Срок

Инвестиционный заем может быть предоставлен на ограниченное время – от года и до пяти лет. Срок предоставления определяется в переговорном процессе между займодавцем и заемщиком. Проценты на величину долга будут определены по ставке, не менее половины и не более трех четвертых ставки нового займа на более выгодных условиях для полного или частичного погашения предыдущего кредита.

Срок предоставления определяется в переговорном процессе между займодавцем и заемщиком.

Для оформления инвестиционного займа предприятие должно предоставить заявление, после чего начнется процесс оформления договора между органом исполнительной власти и этим предприятием.

Инвестиционное соглашение

В соглашении обязательно должны быть предусмотрены следующие пункты:

  • Порядок понижения оплаты налогов.
  • Размер кредита (также в этом пункте учитывается и государственный сбор, который будет начислен на долг).
  • Порядок расплаты за долг и полученные проценты.
  • Документы на залоговое имущество или поручительство (обязательство за исполнение обязательств).

Чтобы предприятие могло получить инвестиционный заем, оно должно предоставить следующий набор документов:

  • Официальная просьба о предоставлении кредита, оформляемая налогоплательщиком.
  • Документ, в котором описываются основные аспекты предпринимательской деятельности, на основании которых можно получить инвестиции.
  • Сведения, показывающие предварительный план оплаты долга, а также сроки его погашения.
  • Определение налога, для которого будет оформляться налоговая задолженность, подтвержденная налоговым органом.
  • Отчет о финансовом состоянии предприятия.
  • Документы на предметы залога или ответственность за обеспечение исполнения налогоплательщиком обязательств (поручительство).
  • Письменное подтверждение отсутствия задолженностей в городской бюджет (выдается налоговой инспекцией).
  • Документы, служащие основанием для деятельности юридического лица.

Например

Вино-водочный завод развивающейся области планирует осуществить проект по усовершенствованию и расширению производства, чтобы увеличить производительность. А это значит, повышение продаж товара более высокого качества, увеличение количества производимой продукции, расширение ассортимента. Кроме того, новое оборудование позволит гарантировать высокое качество продукции.

По заключению экспертов, спрос на алкогольную продукцию достаточен для увеличения продаж в текущий момент. Предвидится повышение спроса со стороны ресторанов и баров на алкогольную продукцию. В ближайшее время грядут новогодние праздники, что повышает уровень продаж алкоголя. Кроме того, близлежащие от области небольшие города, села и поселки подают заявки на поставку алкогольных продуктов.

От проекта ожидается:

  • Полная или частичная замена имеющегося у предприятия оборудования более новой и производительной техникой.
  • Организация производства нового вида товара благодаря новому цеху.

Обеспечение денежными ресурсами текущих затрат ожидается частично за счет личных денежных средств от нынешней работы организации и частично – кредитом в размере 14 800 тыс. руб. с оплатой 24% годовых в рублях. Определенное банком время действия соглашения составляет три года с момента заключения договора. Банк выдвигает свои требования в виде погашения долга одинаковыми частями суммы в течение двенадцати месяцев в каждом налоговом периоде.

Чтобы обеспечить финансовую состоятельность (оплата полной стоимости кредита в установленное время), организация подает заявление на предоставление инвестиционного кредита по налогу на прибыль в срок на три года.