Ликвидация бизнеса. Приказы. Оборудование для бизнеса. Бухгалтерия и кадры
Поиск по сайту

Глобальные проблемы экономики. Проблемы экономики

Глобальные проблемы мировой экономики - это проблемы, касающиеся всех стран мира и требующие разрешения путем объединения усилий всех членов мирового сообщества. Эксперты выделяют порядка 20 глобальных проблем. Наиболее значимыми являются следующие:

1. Проблема преодоления бедности и отсталости.

В современном мире бедность и отсталость характерны прежде всего для развивающихся стран, где проживает почти 2/3 населения Земли. Поэтому данную глобальную проблему часто называют проблемой преодоления отсталости развивающихся стран.

Для большинства развивающихся стран, особенно наименее развитых, типична сильная отсталость, если судить по уровню их социально-экономического развития. Так, 1/4 населения Бразилии, 1/3 жителей Нигерии, 1/2 населения Индии потребляют товаров и услуг менее чем на 1 долл. в день (по паритету покупательной способности). Для сравнения, в России таковых в первой половине 90-х гг. было менее 2%.

Причин нищеты и голода в развивающихся государствах множество. Среди них следует назвать неравноправное положение этих стран в системе международного разделения труда; господство системы неоколониализма, ставящей своей основной целью закрепление и по возможности расширение позиции сильных государств в освободившихся странах.

В результате от недоедания в мире страдает около 800 млн человек. К тому же значительная часть нищих людей неграмотна. Так, доля неграмотных среди населения старше 15 лет составляет в Бразилии 17%, в Нигерии -- около 43% и в Индии -- примерно 48%.

Нарастание социальной напряженности из-за обострения проблемы отсталости подталкивает различные группы населения и правящие круги развивающихся стран к поиску внутренних и внешних виновников такой бедственной ситуации, что проявляется в увеличении числа и глубины конфликтов в развивающемся шире, в том числе этнических, религиозных, территориальных.

Основным направлением борьбы против нищеты и голода является реализация принятой ООН Программы нового международного экономического порядка (НМЭП), которая предполагает:

  • - утверждение в международных отношениях, демократических принципов равенства и справедливости;
  • - безусловное перераспределение в пользу развивающихся государств накопленных богатств и вновь создаваемых мировых доходов;
  • - международное регулирование процессов развития отсталых стран.
  • 2. Проблема мира и демилитаризации.

Наиболее острой проблемой современности является проблема войны и мира, милитаризации и демилитаризации экономики. Длительное военно-политическое противостояние, в основе которого лежат экономические, идеологические и политические причины, было связано со структурой международных отношений. Оно привело к накоплению огромного количества боеприпасов, поглотило и продолжает поглощать огромные материальные, финансовые, технологические и интеллектуальные ресурсы. Только военные конфликты, имевшие место с 1945 г. до конца 20 -го столетия, обернулись потерями 10 млн. человек, огромным ущербом. Общие расходы на военные нужды в мире превысили 1 трлн. дол. в год. Это примерно 6-7% от мирового ВНП. Так, например, в США они составили 8%, в бывшем СССР - до 18% ВНП и 60% продукции машиностроения.

Военным производством заняты 60 млн. человек. Выражением сверхмилитаризованности мира является наличие у 6-ти стран ядерного оружия в количестве, достаточном для уничтожения жизни на Земле несколько десятков раз.

К настоящему времени сложились следующие критерии определения степени милитаризации общества:

  • - доля военных расходов по отношению к ВНП;
  • - количество и научно-технический уровень вооружений и вооруженных сил;
  • - объем мобилизованных ресурсов и подготовленных к войне людских резервов, степень военизации жизни, быта, семьи;
  • - интенсивность использования военного насилия во внутренней и внешней политике.

Отход от конфронтации и сокращение вооружений началось в 70-е гг. как следствие определенного военного паритета между СССР и США. Распад блока стран Варшавского договора, а затем СССР привел к дальнейшему ослаблению атмосферы конфронтации. НАТО сохранился как военный и политический блок, пересмотрев некоторые из своих стратегических установок. Есть ряд стран, которые довели расходы до минимума (Австрия, Швеция, Швейцария).

Война не исчезла из арсенала способов решения конфликтов. Глобальное противостояние сменилось усилением и увеличением числа различного рода конфликтов локального характера по поводу территориальных, этнических, религиозных разногласий, грозящих превратится в региональные или глобальные конфликты с соответствующим вовлечением новых участников (конфликты в Африке, Юго-Восточной Азии, Афганистане, бывшей Югославии и т.п.).

3. Продовольственная проблема.

Мировую продовольственную проблему называют одной из главных нерешенных проблем XX в. За последние 50 лет в производстве продовольствия достигнут существенный прогресс -- численность недоедающих и голодающих сократилась почти вдвое. В то же время немалая часть населения планеты до сих пор ощущает дефицит продуктов питания. Численность нуждающихся в них превышает 800 млн. человек. От голода ежегодно умирает около 18 млн. человек, особенно в развивающихся странах.

Наиболее остро проблема дефицита продуктов питания стоит во многих развивающихся странах (к ним по статистике ООН относится и ряд постсоциалистических государств).

В то же время в ряде развивающихся стран уровень потребления на душу населения в настоящее время превышает 3000 ккал в день, т.е. находится на вполне приемлемом уровне. К данной категории относятся, в частности, Аргентина, Бразилия, Индонезия, Марокко, Мексика, Сирия и Турция.

Однако статистика свидетельствует и о другом. В мире производится (и может производиться) достаточное количество продовольствия, чтобы обеспечить им каждого жителя Земли.

Многие международные эксперты сходятся в том, что производство продовольствия в мире в ближайшие 20 лет будет способно в целом удовлетворить спрос населения на продукты питания, даже если население планеты будет ежегодно возрастать на 80 млн. человек. При этом спрос на продовольствие в развитых странах, где он и так достаточно высок, останется примерно на современном уровне (изменения коснутся главным образом структуры потребления и качества продуктов). В то же время усилия мирового сообщества по решению продовольственной проблемы приведут, как предполагается, к реальному росту потребления продовольствия в странах, где наблюдается его нехватка, т.е. в ряде государств Азии, Африки и Латинской Америки, а также Восточной Европы.

4. Проблема природных ресурсов.

В последней трети XX в. среди проблем мирового развития обозначилась проблема исчерпаемости и нехватки природных ресурсов, особенно энергетических и минерального сырья.

В сущности, глобальная энергосырьевая проблема представляет собой две очень близкие по характеру происхождения проблемы -- энергетическую и сырьевую. При этом проблема обеспечения энергией является в значительной мере производной от проблемы сырьевой, поскольку практически большая часть используемых в настоящее время способов получения энергии по сути является переработкой специфического энергетического сырья.

Об энергосырьевой проблеме как глобальной заговорили после энергетического (нефтяного) кризиса 1973 г., когда в результате скоординированных действий государства -- члены ОПЕК практически одномоментно повысили в 10 раз цены на продаваемую ими сырую нефть. Подобный шаг, но в более скромных масштабах был предпринят в самом начале 80-х гг. Это позволило говорить о второй волне мирового энергетического кризиса. В результате за 1972--1981 гг. цены на нефть выросли в 14,5 раза. В литературе это было названо «мировым нефтяным шоком», который ознаменовал конец эры дешевой нефти и вызвал цепную реакцию подорожания различных других видов сырья. Некоторые аналитики расценивали подобные события как свидетельство истощения мировых невозобновляемых природных ресурсов и вступления человечества в эпоху длительного энергетического и сырьевого «голода».

В настоящее время решение проблемы ресурсо- и энергообеспечения зависит, во-первых, от динамики спроса, ценовой эластичности на уже известные запасы и ресурсы; во-вторых, от изменяющихся под влиянием НТП потребностей в энергетических и минеральных ресурсах; в-третьих, от возможностей их замены альтернативными источниками сырья и энергии и уровня цен на заменители; в-четвертых, от возможных новых технологических подходов к решению глобальной энергосырьевой проблемы, обеспечить которые может непрерывный НТП.

5. Экологическая проблема.

Условно всю проблему деградации мировой экологической системы можно разделить на две составные части: деградация окружающей природной среды в результате нерационального природопользования и загрязнение ее отходами человеческой деятельности.

В качестве примеров деградации окружающей природной среды в результате нерационального природопользования можно привести обезлесение и истощение земельных ресурсов. Процесс обезлесения выражается в сокращении площади под естественной растительностью и прежде всего лесной. По некоторым оценкам, за последние 10 лет площадь лесов сократилась на 35%, а средняя лесистость -- на 47%.

Деградация земельных ресурсов в результате расширения земледелия и животноводства происходила на протяжении всей истории человечества. По подсчетам ученых, в результате нерационального землепользования человечество в ходе неолитической революции уже потеряло 2 млрд. га некогда продуктивных земель. И в настоящем, в результате процессов деградации почвы ежегодно из мирового сельскохозяйственного оборота выбывает около 7 млн. га плодородных земель, которые теряют свое плодородие. 1/2 всех этих потерь в конце 80-х гг. приходилось на четыре страны: Индию (6 млрд. т), Китай (3,3 млрд. т), США (млрд. т) и СССР (3 млрд. т).

За последние 25-30 лет в мире использовано сырья столько, сколько за всю историю цивилизации. При этом менее 10% сырья превращается в готовую продукцию, остальное - в отходы, загрязняющие биосферу. К тому же растет число предприятий, технологическая основа которых была заложена еще в то время, когда возможности природы как естественного абсорбента казались неограниченными.

Показательным примером страны с непродуманной технологией может служить Россия. Так, в СССР ежегодно образовывалось около 15 млрд. т твердых отходов, а сейчас в России - 7 млрд. т. Общее количество твердых отходов производства и потребления, находящихся в отвалах, полигонах, хранилищах и свалках, достигает ныне 80 млрд. т.

Проблемой является уменьшение озонового слоя. Было подсчитано, что за последние 20--25 лет в связи с ростом выброса фреонов защитный слой атмосферы уменьшился на 2--5%. Согласно расчетам, уменьшение озонового слоя на 1% приводит к усилению ультрафиолетового излучения на. 2%. В Северном полушарии содержание озона в атмосфере, уменьшилось уже на 3%. Особую подверженность Северного полушария воздействию фреонов можно объяснить следующим: 31 % фреонов производят в США, 30% -- в Западной Европе, 12% -- в Японии, 10% --в СНГ.

Одно из главных последствий экологического кризиса на планете -- оскудение ее генофонда, т.е. уменьшение биологического разнообразия на Земле, которое оценивается в 10--20 млн. видов, в том числе на территории бывшего СССР -- 10--12% от общего количества. Урон в данной сфере уже достаточно ощутим. Это происходит из-за разрушения среды обитания растений и животных, чрезмерной эксплуатации сельскохозяйственных ресурсов, загрязнения окружающей среды. По подсчетам американских ученых, за последние 200 лет на Земле исчезло около 900 тыс. видов растений и животных. Во второй половине XX в. процесс сокращения генофонда резко ускорился.

Все эти факты свидетельствуют о деградации глобальной экологической системы и нарастании глобального экологического кризиса. Социальные последствия их уже проявляются в недостатке продовольствия, росте заболеваемости, расширении экологических миграций.

6. Демографическая проблема.

Численность населения мира на протяжении всей истории человечества неуклонно возрастает. Многие века она прирастала чрезвычайно медленно (к началу нашей эры -- 256 млн. человек, к 1000 г. -- 280 млн. человек, к 1500 г. -- 427 млн. человек). В XX в. темпы прироста населения резко ускорились. Если своего первого миллиарда население мира достигло примерно в 1820 г., то уже второго миллиарда оно достигает через 107 лет (в 1927 г.), третьего -- 32 года спустя (в 1959 г.), четвертого -- через 15 лет (в 1974 г.), пятого -- по прошествии уже всего 13 лет (в 1987 г.) и шестого -- через 12 лет (в 1999 г.). В 2012 г. население мира составило 7 млрд. чел.

Среднегодовые темпы прироста мирового населения постепенно замедляются. Это обусловлено тем, что страны Северной Америки, Европы (включая Россию) и Япония перешли к простому воспроизводству населения, для которого характерен незначительной прирост или относительно небольшая естественная убыль населения. Одновременно существенно уменьшился естественный прирост населения в Китае и странах Юго-Восточной Азии. Однако замедление темпов практически не означает смягчения остроты мировой демографической ситуации в первые десятилетия XXI в., так как отмеченное снижение темпов оказывается пока недостаточным, чтобы существенно уменьшить абсолютный прирост.

Особая острота глобальной демографической проблемы проистекает от того, что свыше 80% прироста мирового населения приходится на развивающиеся страны. Зоной демографического взрыва в настоящее время являются страны Тропической Африки, Ближнего и Среднего Востока и в несколько меньшей степени -- Южной Азии.

Главное последствие быстрого роста населения заключается в том, что если в Европе демографический взрыв следовал за экономическим ростом и изменениями в социальной сфере, то в развивающихся странах резкое ускорение темпов роста населения опередило модернизацию производства и социальной сферы.

Демографический взрыв привел к усиливающейся концентрации трудовых ресурсов мира в развивающихся странах, где численность рабочей силы росла в пять-шесть раз быстрее, чем в промышленно развитых. При этом 2/3 мировых ресурсов рабочей силы сосредоточено в странах с самым низким уровнем социально-экономического развития.

В связи с этим одним из важнейших аспектов глобальной демографической проблемы в современных условиях является обеспечение занятости и эффективного использования трудовых ресурсов развивающихся стран. Решение проблемы занятости в этих странах возможно путем как создания новых рабочих мест в современных отраслях их экономики, так и увеличения трудовой миграции в промышленно развитые и более богатые страны.

Основные демографические показатели -- рождаемость, смертность, естественный прирост (убыль) -- зависят от уровня развития общества (экономического, социального, культурного и т.д.). Отсталость развивающихся стран служит одной из причин высоких темпов естественного прироста населения (2,2% по сравнению с 0,8% в развитых и постсоциалистических странах). В то же время в развивающихся странах, как и прежде в развитых, усиливается тенденция возрастания социально-психологических факторов демографического поведения при относительном снижении роли естественно-биологических факторов. Поэтому в странах, достигших более высокого уровня развития (Юго-Восточной и Восточной Азии, Латинской Америки), проявляется довольно устойчивая тенденция к снижению рождаемости (18% --в Восточной Азии против 29% -- в Южной Азии и 44% -- в Тропической Африке.). В то же время по уровню смертности развивающиеся страны мало отличаются от развитых (соответственно 9 и 10%). Все это дает основание предполагать, что по мере повышения уровня экономического развития страны развивающегося мира будут переходить к современному типу воспроизводства, что будет способствовать решению демографической проблемы.

7. Проблема развития человеческого потенциала.

Развитие экономики любой страны и мировой экономики в целом, особенно в современную эпоху, определяется ее человеческим потенциалом, т.е. трудовыми ресурсами и главное -- их качеством.

Изменение условий и характера труда и повседневной жизни при переходе к постиндустриальному обществу привели к развитию двух, казалось бы, взаимоисключающих и в то же время взаимопереплетающихся тенденций. С одной стороны, это все более возрастающая индивидуализация трудовой деятельности, с другой -- необходимость наличия навыков к работе в коллективе для решения сложных производственных или управленческих задач методом «мозговой атаки».

Изменяющиеся условия труда предъявляют в настоящее время повышенные требования и к физическим качествам человека, которые в значительной мере определяют его способность к труду. На процессы воспроизводства человеческого потенциала большое влияние оказывают такие факторы, как сбалансированное полноценное питание, жилищные условия, состояние окружающей среды, экономическая, политическая и военная стабильность, состояние здравоохранения и массовые заболевания и т.п.

Ключевыми элементами квалификации сегодня выступают уровень общего и профессионального образования. Признание значения общего и профессионального образования, увеличение продолжительности обучения привели к осознанию того, что рентабельность ассигнований в человека превосходит прибыльность вложений в физический капитал. В связи с этим затраты на образование и профессиональную подготовку, а также здравоохранение, получившие название «инвестиций в человека», рассматриваются в настоящее время не как непроизводительное потребление, а как один из наиболее эффективных видов капиталовложений.

Одним из показателей квалификационного уровня служит среднее общее количество лет обучения в начальной, средней и высшей школе. В США оно составляет в настоящее время 16 лет, в Германии -- 14,5 лет. Однако продолжают сохраняться страны и регионы с очень низким уровнем образования. По оценке Международного банка реконструкции и развития, в Западной Африке этот показатель составляет около двух лет, в странах Тропической Африки -- менее трех лет, в Восточной Африке -- около четырех лет, т.е. не превышает продолжительности обучения в начальной школе.

Отдельная задача в области образования -- это ликвидация неграмотности. В последние десятилетия уровень неграмотности в мире снизился, но число неграмотных возросло. Подавляющая часть неграмотных приходится на развивающиеся страны. Так, в Африке и Южной Азии неграмотные составляют более 40% взрослого населения.

Они проистекают из взаимодействия человека и общества с природой.
Современная наука считает глобальными те проблемы, которые:
а) имеют общемировой характер и касаются интересов всех либо большинства стран;
б) создают угрозу человечеству, ведут к регрессу в условиях жизни людей, в развитии производительных сил;
в) требуют неотложных и решительных действий на основе коллективных и скоординированных усилий мирового сообщества.
По этим признакам глобальные проблемы делят на три сферы их действия:
К первой принадлежат проблемы, возникающие из взаимодействия природы и общества и связаны с использованием ограниченных ресурсов. Во второй половине уходящего столетия возникла ситуация, когда остро проявилось противоречие между потребностями общества в природных источниках и возможностями природы удовлетворять эти потребности.
Ко второй сфере относятся проблемы общественных взаимоотношений между государствами разных социально-экономических систем и разных уровней развития. Ныне на первый план среди этих проблем вышла проблема региональных конфликтов.
Третья сфера охватывает проблемы приспособления современного человека к условиям к постоянно изменяющейся под влиянием НТР природной среды. Проблему человека и его будущего ученые рассматривают в качестве всеобщей, в которой концентрируются и многократно усиливаются все другие проблемы человеческого общества.
В конце 60-х годов Римский Клуб, объединяющий на добровольной основе сто самых выдающихся ученых и политиков мира опубликовал очередной доклад, посвященный состоянию окружающей Среды. В этом докладе выдвинуты и обоснованы три вероятные катастрофы, которые могут обрушиться на мир уже в недалеком будущем.
Первой названа демографическая проблема, масштабы и последствия которой трудно переоценить. Вторая половина ХХ века началась демографическим взрывом, т.е. стремительным ростом населения. Если на начало этого столетия на Земле проживало около 1,6 млрд. человек, на середину - 2,5 млрд., то к концу века общая численность населения превысила 5,5 млрд. Восемьдесят процентов всего прироста приходится на Азию, Африку и Латинскую Америку. В этих странах сложилась противоречивая ситуация. С одной стороны проникновение цивилизации позволило значительно сократить детскую смертность, ликвидировать очаги массовых эпидемий, удлинить среднюю продолжительность жизни.
С другой стороны, отсталость условий существования людей, беспрекословное следование вековым обычаям, традициям, религиозным воззрениям сохранили рождаемость на предельно-естественном уровне. Вероятно такой предельный уровень воспроизводства населения сохранится в большинстве развивающихся стран до середины ХХI века. К этому времени 90-95% всего населения будет приходится на Азию, Африку и Латинскую Америку, а общая численность населения Земли может приблизиться к 10 млрд. человек.
Быстрый рост населения в странах "третьего" мира вызывает озабоченность и сопровождается обострением социально-экономической напряженности в мире. При ежегодном возрастании населения на 2-2,5%, потребительские ресурсы во многих странах увеличиваются в пределах 1%. В национальных границах ряда государств уже обнаруживается абсолютное перенаселение. Глобальный характер продовольственной проблемы получает выражение не только в том, что значительная часть населения умирает от голода и недоедания, но и в возрастании социальных, военных конфликтов с применением самого современного оружия. Выходом из этой ситуации может быть с одной стороны, преодоление экономической отсталости, а с другой стороны, принятия неотложных мер к регулированию рождаемости. Увеличивающийся разрыв в уровнях жизни и уровнях воспроизводства населения между "Севером и Югом" создает реальную угрозу для жителей планеты: угрозу перенаселения, голода и массовых военных столкновений.
Вторая реальная угроза связывается с экологической платформой. Хозяйственная деятельность людей всегда наносила ущерб окружающей среде. Однако еще в недалеком прошлом природа справлялась с ее последствиями и восстанавливала экологическое равновесие. В наше время ущерб, наносимый хозяйственной деятельностью человека окружающей природной среде возрос настолько, что природа утратила способность к самовосстановлению. Возникла реальная угроза самоотравления людей. Близятся к концу многие невозобновляемые запасы полезных ископаемых, огромная опасность таится в глобальном потеплении климата на планете, расширяются "озоновые дыры", сокращаются потенциальные возможности Земли как уникальной Среды обитания человека. Будущие поколения могут получить в наследство безжизненное пространство. Решение этих проблем требует объединенных усилий мирового сообщества, концентрации огромных капиталов и их использовании на восстановление и поддержание экологического равновесия. Однако само мировое сообщество противоречиво. Многие государства не располагают средствами для поддержания жизнедеятельности людей даже на критическом минимальном уровне и поэтому будут и дальше не в состоянии перевести хозяйственную деятельность на замкнутые безотходные технологии, не говоря уже о возможности их высокого вклада в мировой фонд защиты природы. Какая-то часть этих проблем разрешима и разрешается на уровне отдельных государств, но решение многих требует объединенных усилий всех стран мира.
Третьей, наиболее опасной для человека является ядер-ная угроза. В мире скопилось огромное количество ядерного оружия и, что самое опасное, оно начинает быстро распространяться среди государств, в том числе и среди тех, чье поведение не всегда предсказуемо.
Разорительны для человечества сами приготовления к ядерной войне. Они наносят прямой ущерб экономике. В случае такой войны победителей не окажется.
По ком будут звонить колокола и будет ли кому вообще звонить, если не решить все острейшие глобальные проблемы, с которыми столкнулось человечество на пороге XXI столетия.

Вопросы для повторения:

1. Какие факторы лежат в основе объединения национальных хозяйств во всемирное хозяйство?
2. Чем отличается развитие внешних связей в эпоху промышленного переворота от первых попыток сближения народов?
3. Что вы понимаете под теорией сравнительных издержек: назови те ее автора.
4. Как вы понимаете теорию сравнительных преимуществ и определите ее место в мирохозяйственных связях.
5. В чем вы видите различия между всемирным хозяйством начала ХХ столетия и современным?
6. Как вы понимаете положительное и отрицательное сальдо внешнеторгового оборота?
7. Раскройте содержание и цели политики протекционизма и политики свободной торговли.
8. С чем связана международная миграция капитала и в каких формах она протекает?
9. Что лежит в основе миграции трудовых ресурсов? Для развитых стран приток мигрантов благо или зло?
10. Что такое экономическая интеграция и чем она отличается от традиционных форм экономических отношений?
11. Что вы понимаете под "плавающим" валютным курсом?
12. Гривна - конвертируемая валюта?
13. Перечислите Глобальные экономические проблемы и кратко охарактеризуйте одну из них.

Это может быть интересно (избранные параграфы):
- Общественный продукт, его состав и стадии движения
- Предпринимательская деятельность государства
-

Глобальные проблемы экономики

Определение 1

Проблемы экономики представляют собой глобальные нарушения развития и ведения хозяйственной деятельности отдельных государств или всего мирового хозяйства.

Основными глобальными проблемами экономического характера являются:

  • разделение сообщество на полюса развития,
  • проблемы с продовольствием,
  • проблемы бедности,
  • вопрос глубокого истощения ресурсов,
  • слабое развитие научно-технического прогресса и др.

К глобальным проблемам относят совокупность проблем, ставящих под вопрос не только развитие планеты, но и каждой отдельно взятой страны в экономическом смысле, а также существование человечества в целом.

В этих проблемах затрагиваются вопросы, требующие срочного решения и полноценных мер со стороны мирового общества. Рассмотрим основные проблемы и пути их решения.

Проблема разных «полюсов» экономического развития

Проблема разных полюсов обусловлена появлением разделения глубокого характера севера и юга. Это разделение происходит между государствами, которые уже развиты, и теми, кто относится к категории развивающихся стран.

Развивающиеся страны нуждаются в помощи других государств в предоставлении более гибких условий. Отсталость большинства государств является опасным фактором не только внутреннего характера, но и для экономического состояния в мировой экономике в целом.

Составной частью экономического пространства является более отсталое положение южных стран, поэтому их проблемы становятся общими для всех государств. Можно наблюдать всё более активное перемещение населения из менее развитых государств в страны с высоким уровнем развития. Это способствует переносу ряда заболеваний, а также увеличению нагрузки на экономику, возникновению проблем по социальному обеспечению и др.

Пути решения этой проблемы заключается в новой концепции, суть которой заключается в активной помощи развивающимся государствам с нестабильным экономическим состоянием. Следует выделить основные идеи этой концепции:

  • льготный режим для государств, которые идут по пути развития при формировании международных отношений.
  • Реальная помощь стабильного характера для решения социальных и экономических проблем отсталых государств, что снижает долговое бремя и помогает разобраться с текущими проблемами.

Проблема бедности

По своей сути проблема бедности является следствием явных пробелов экономики, включая неспособность правительства к обеспечению своего народа. В ситуации бедности появляется большая пропасть между людьми, которые имеют большие средства для существования, и другой категорией населения, которая находится за чертой бедности.

Существует два критерия проблемы бедности: международный и национальный. На национальном уровне речь идёт о населении, которое можно отнести к наиболее бедному. Эти группы населения характерны для многих стран, в которых Россия не является исключением.

Глобальное решение проблемы бедности заключается в экономическом росте государства, увеличении уровня валового внутреннего продукта, росте фонда потребления.

Замечание 1

Вторым решением проблемы может быть международная государственная помощь людям, которые находятся за гранью бедности. Этот подход способен справиться с данной проблемой только при преодолении при помощи других государств.

Международное сообщество на сегодняшний день большое внимание уделяет проблеме бедности. Так, создается ряд предприятий, которые готовы работать на общее благо и снижать общий уровень бедности и роста бедных государств. Все пути решения могут принести свои плоды лишь при комплексном решении проблемы.

Продовольственный кризис

Определение 2

Продовольственный кризис тесно связан с экономическими проблемами мирового масштаба. Развивающиеся государства не всегда могут обеспечить население жизненно необходимыми продуктами питания.

Природные ресурсы развивающихся стран очень богаты, при этом сама экономика имеет большие перспективы. При всём этом существует проблема нехватки продовольствия, которая требует оперативного решения.

Последнее время проблема голода перестает быть актуальной только для развитых государств, которые полностью покрывают потребности своего общества. Но в целом на планете наблюдается большой разбег в обеспечении продуктами.

Лучшим решением для борьбы с продовольственным кризисом является рост урожайности в развивающихся государствах, включая увеличение обрабатываемых земель, поголовье скота и др. В этом случае большое внимание следует уделить росту уровня развития сельского хозяйства, улучшению технологий, совершенствованию обработки почвы, засева земли высокоурожайными видами растений и др.

В этой проблеме также сложно найти решение внутри государства, необходима коллегиальная помощь мирового уровня.

Замечание 2

Многие страны большие надежды возлагают на Зеленую революцию, которая дает возможность внедрить новую технику в сельскохозяйственные отрасли, использовать только высококачественные высокоурожайные культуры, лучшую обработку земель и др.

Для решения проблемы нехватки продовольствия необходимо участие государства в развитии этой отрасли, включая дополнительные вложения внутри государства и привлечение иностранных инвестиций.

Энергетические проблемы

Замечание 3

Энергетические проблемы характерны для стран со слабой экономикой, они обусловлены чаще всего ростом стоимости нефти, что создает огромные проблемы для экономики большинства мировых государств.

Некоторые страны вышли из энергетической зависимости, но при этом мировая экономика до сих пор испытывает острый дефицит в энергетических ресурсах. Основной причины энергетической проблемы является резкий рост использования энергетических ресурсов, что актуально для начала 20 века.

С одной стороны происходит открытие крупных месторождений энергетических ресурсов, с другой стороны с каждым годом всё больше становится автомобильный парк, растет потребность в экономических сферах.

Основным путем решения этой проблемы является увеличение объема разработки и добычи полезных ресурсов. Эту работу необходимо продолжать даже тогда, когда запасов кажется больше, чем нужно. Это обусловлено тем, что мировое потребление газа и нефти с каждым годом всё больше вырастает.

Вторым важным вопросом является перестройка экономики, включая снижение доли энергоемких производств.

Конспект урока обществознания в 11 «А» классе

Учитель Батрасова И.М.

МБОУ СОШ № 17 МО г. Новороссийск

Тема урока: Глобальные проблемы экономики (слайд 1)

Цели урока:

- обеспечить знаниями учащихся о глобальных проблемах экономики;

Подвести к выводу, что они носят не только планетарный характер, но и затрагивают каждого из нас и требуют усилий всего мирового сообщества;

Сформулировать личностное отношение к изучаемой проблеме;

Воспитывать чувство причастности к общим проблемам;

Уметь проводить поиск необходимой информации;

Знать обществоведческие термины;

Прослеживать причинно-следственные связи.

Задачи урока:

Образовательные задачи:

    Раскрыть основные подходы к понятию «глобальные проблемы экономики» и сформулировать их характерные особенности.

    Охарактеризовать причины возникновения глобальных проблем.

    Дать представление о возможных направлениях их решения.

Развивающие задачи:

    Развить логическое мышление на основе усвоения учащимися причинно-следственных связей и сравнительного анализа.

    Развить критическое мышление через осмысление новой информации и последующую рефлексию.

    Развить навыки межличностного общения в процессе групповой работы.

Воспитательные задачи:

    Воспитать дух толерантности на основе благожелательного отношения к мнению других людей, умения внимательно слушать и слышать.

    Воспитать экологическую нравственность и ответственное отношение к собственному здоровью за счет формирования экологического и нравственного мировоззрения.

Тип урока: комбинированный. Рассчитан на 40мин .

Формы работы учащихся: коллективная, самостоятельная.

Оборудование: ПК, мультимедийный проектор, интерактивная доска, презентация Microsoft Power Point «Глобальные проблемы экономики», опросные карточки, таблица «Характеристика глобальных проблем экономики» для самостоятельного заполнения учащимися в процессе урока.

Предполагаемые результаты:

1. Учащиеся могут охарактеризовать понятие «глобальные проблемы экономики» и определить основные группы проблем.

2. Учащиеся могут сформулировать основные причины возникновения глобальных проблем.

3. Учащиеся могут определить пути разрешения глобальных проблем.

План урока: (слайд 3)

    Понятие «глобальные проблемы экономики» и их основные виды

    Причины возникновения глобальных проблем экономики

    Основные направления разрешения глобальных проблем экономики

Основные понятия урока:

Глобальные проблемы,

Глобальные проблемы экономики.

ХОД УРОКА:

I . Вступительное слово учителя, организационный момент, проверка готовности к уроку (2 мин).

Сообщение темы урока и целей урока.

Тема урока: «Глобальные проблемы экономики».

В результаты изучения темы вы должны

Знать:

Понятие глобальных проблем экономики,

Виды глобальных проблем экономики,

Пути решения проблем экономики

Уметь:

Определять глобальность проблем,

Формировать глобальные проблемы экономики по группам,

Предлагать пути решения глобальных проблем экономики,

Использовать Интернет - технологии для достижения поставленных целей.

Ставим проблему урока: почему возникают глобальные проблемы экономики?

Учащиеся в тетрадь записывают дату, тему урока, цели и проблему урока .(слайд 3,4, 5)

Учащимся раздается таблица «Характеристика глобальных проблем экономики», которая заполняется ими в процессе объяснения нового материала.

II . Проверка домашнего задания (5 мин).

Работа по карточкам – заданиям по вопросам:

Мировая экономика.

Государственная политика РФ в области международной торговли.

III .Получение новых знаний (объяснение нового материала) (25 мин).

Объяснения учителя идут в сопровождении презентации (с использованием интерактивной доски, мультимедийного проектора, компьютера).

Вопрос 1. Понятие «глобальные проблемы экономики» и их основные виды

Слайд 6. В конце 20 века человечество оказалось перед лицом резко обострившихся проблем, получивших наименование глобальных.

Глобальные проблемы – проблемы, охватывающие весь мир, все человечество, создающие угрозу для настоящего и будущего и требующие для своего решения объединенных усилий, совместных действий всех государств и народов.

Глобализация мировой экономики - это увеличивающаяся взаимозависимость экономик различных стран мира вследствие роста перемещений товаров и услуг, экспорта капиталов, интенсивного обмена информацией и технологиями, миграции рабочей силы (слайд 7) .

Глобальные проблемы экономики - проблемы, возникающие в результате активной хозяйственной деятельностичеловека (слайд 8).

Каковы эти проблемы?

Выделяют пять основных глобальных проблем экономики

    экономическая отсталость;

    экологическая;

    демографическая;

    продовольственная;

    разоружение, нераспространение оружия массового уничтожения и предотвращение ядерной войны; борьба с терроризмом.

Экономическая отсталость (слайд 9)

Проблема разрыва в социально-экономическом развитии стран «цивилизованного (Первого) мира» и беднейших стран Азии, Африки и некоторых других регионов, так называемого «Третьего мира». Проблема взаимоотношений «Первого» и «Третьего» миров и получила название проблемы «Север – Юг».

Демографическая (слайд 10)

Численность населения планеты на протяжении существования человечества постоянно возрастает. Население беднейших стран увеличивается более быстрыми темпами, чем объём производимого ими валового внутреннего продукта.

В области рождаемости и роста численности населения в современном мире сложились две противоположные тенденции: стабилизация или снижение их в развитых странах; резкий рост в развивающихся странах.

Продовольственная (слайд 11)

Рост народонаселения опережает рост сельскохозяйственного производства, что во многих развивающихся странах приводит к продовольственной проблеме.

Экологическая (слайд 12)

Наращивание масштабов хозяйственной деятельности чревато глобальными природными катастрофами. Приведу в пример только две из них: затопление огромных территорий из-за таяния ледового покрова полюсов, эпидемический рост числа раковых заболеваний кожи и других болезней из-за расширения «озоновой дыры».

Разоружение, нераспространение оружия массового уничтожения и предотвращение ядерной войны; борьба с терроризмом (слайд 13)

Проблема необходимости сохранения мира и избегания разрушительной ядерной войны в настоящее время утратила прежнюю остроту. Глобальное противостояние сменилось увеличением и усилением конфликтов локального характера по поводу этнических, религиозных, территориальных разногласий, которые могут перерасти в глобальные.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА (2мин.) Выполняем упражнения для глаз: вращение, моргание с открытыми и закрытыми глазами. Пока выполняются упражнения, заполняется пауза: «Мы должны в буквальном смысле смотреть шире во всём: и на уроке видеть не только узкую тему задачи, а выводы, которые можем использовать. Итак, все закрывайте глаза, а я Вам расскажу интересный научный факт: человека положили на горизонтальную доску, уравновесили, затем предложили решить простейшую математическую задачу! Часть тела до пояса опускалась на «весах» вниз. Почему? А потому что мыслительный процесс усиливает кровоток в мозг и происходит перевешивание».

Отдохнули? Замечательно! А теперь продолжим урок.

Вопрос 2.Причины глобальных проблем экономики.

Мы рассмотрели пять глобальных экономических проблем. Все они вызваны различными причинами.

Давайте задумаемся – в чем причина возникновения этих проблем?

Учащиеся с помощью учителя формулируют причины и записывают их в таблицу:

Причина экономической отсталости - колониальное и зависимое прошлое; перенаселенность; низкий уровень технологии; многоукладность экономики; взаимоотношения стран богатого «Севера» с отсталым «Югом».

Причина демографической проблемы – хозяйственная и иная отсталость развивающихся стран.

Причина экологической проблемы – нерациональное использование земель, вырубка лесов, нехватка пресной воды, «озоновые дыры», опустынивание и т.д.

Причина продовольственной проблемы – осуществление процесса индустриализации, вызывающего поток миграции сельского населения в город; быстрый рост всего населения, высокая степень урбанизации; низкая урожайность сельскохозяйственных культур в развивающихся странах.

Необходимость сохранения мира и избегания разрушительной ядерной войны, борьба с терроризмом – неконструктивное, бесконтрольное распространение ядерного вооружения, социальная подоплёка терроризма.

Вопрос 3.Основные направления разрешения глобальных проблем экономики

У нас остался еще один вопрос - основные направления разрешения глобальных проблем экономики. Как, по - вашему мнению, можно решить эти проблемы?

Ученики с помощью учителя формулируют пути решения проблем и вносят их в таблицу.

Решение проблемы экономической отсталости - переоценка существующей системы международных экономических отношений и создания нового экономического порядка, который бы прекратил ущемление прав беднейших государств нашей планеты и предоставил им равные возможности для вхождения в мировую экономику.

Решение демографической проблемы – контроль над рождаемостью, социально-экономические преобразования в развивающихся странах.

Решение продовольственной проблемы - обеспечение населения таким количеством и ассортиментов продуктов питания, которые необходимы для нормального воспроизводства и функционирования рабочей силы.

Решение экологических проблем - переход к более интенсивным системам земледелия и насаждения лесов, снижение применения химических веществ в сельском хозяйстве, природоохранные мероприятия, направленные на уменьшение загрязнения окружающей среды, энергосберегающие, использующие вторичное сырье, работающие по замкнутому или близкому к нему циклу производства технологии.

Решение проблемы необходимости сохранения мира и избегания разрушительной ядерной войны – контроль над ядерными вооружениями, ибо их бесконтрольное распространение и возможное использование может привести к необратимым последствиям. Решение проблемы борьбы с терроризмом – действия, направленные на выявление «корней» терроризма, его социальной и иной основ.

IV .Рефлексия(3 мин)

Сегодня мы с вами изучили тему «Глобальные проблемы экономики».

В начале урока мы поставили проблему: Почему возникают глобальные проблемы экономики?

Предлагаю вам заполнить схему «Причины и последствия глобальных проблем экономики» (схема выведена на интерактивную доску- слайд 16 ), тем самым ответив на проблемный вопрос.

Причины Последствия

Глобальные проблемы экономики

Учащиеся (на отдельных на листах) заполняют схему.

Подведем итог.

Глобальные проблемы возникли в результате объективного развития общества; они создают реальную угрозу самому существованию человечества и могут быть решены лишь объективными усилиями всего человечества.

V . Выставление оценок за урок (2 мин).

Подведение итогов проверки домашнего задания.

Оценивание работы учащихся в течение урока.

VI . Домашнее задание (1 мин). (слайд 17)

Изучить параграф 10 учебника и письменно ответить на вопрос 1,2.

Для помощи в ответе на вопросы можно воспользоваться Интернет-сайтом

Виртуальная экономическая библиотека - http://econom.nsc.ru/jep/

Список источников:

    Обществознание, 11 класс, Базовый уровень, Боголюбов Л.Н., Городецкая Н.И., Матвеев А.И., - М.: Просвещение, 2011 г.

    Антонов А.И. Демография в эру депопуляции /А.И. Антонов. // Демографические исследования, 2009, № 6

    Баранник А. Глобализация как основа формирования глобальных рисков международной и национальной безопасности / Баранник, А., И. Возьнюк // Зарубежное военное обозрение, 2008, № 4(733)

    Ермишин П.Г. Основы экономической теории. – Уфа: ГАТУ, 2009.

    http :// yandex . ru / - фото для презентации

    https :// ru . wikipedia . org / wiki - терроризм

Современное человечество в последнее время обращает внимание на ряд проблем, которые получили название глобальных по причине своей масштабности и важности для жизни людей. Основными глобальными проблемами являются ядерная война, загрязнение окружающей среды и космического пространства.

Глобальные экономические проблемы характеризуются общим планетарным характером, поскольку могут затронуть важнейшие вопросы всех государств и народностей. По этой причине они находятся в критическом состоянии, и промедление в их решении может грозить неминуемой гибелью всех цивилизаций или деградацией условий человеческой жизни. Необходимо учесть, что глобальные экономические проблемы при их разрешении требуют громадных усилий тех стран, которые должны объединиться вместе для прогрессивного и тесного взаимодействия, используя экономические, политические и научно-технические возможности.

Глобальные проблемы

Глобальные экономические проблемы характеризуются противоречивостью и многообразием. В целом их объединяют в три основные группы. Первая группа включает в себя складывающиеся в мире взаимосвязи и взаимоотношения в системе хозяйствования. Сюда можно включить проблему взаимоотношений по вопросам мира и войны, разоружения, экономического развития.

Во вторую группу включены экономические проблемы современного народа, связанные с болезнью и голодом. Третья группа включает отношения, которые складываются между обществом и природой. Здесь необходимо отметить проблемы, которые имеют отношение к охране окружающей среды, использованию природных ресурсов, заготовке и потреблению даров природы, развитию энергетического потенциала.

Решение глобальных экономических проблем =

Решение глобальных проблем в современных условиях не может происходить за счет одной страны. Человечество из тупиковой ситуации могут вывести только совместные усилия народа всей планеты, способного предотвратить подобные экономические процессы.

Сотрудничество государств должно быть сконцентрировано на охране окружающей среды, кардинальном улучшении экологии. В этих целях необходимо рассмотреть проблему разоружения, оздоровления условий жизни и развития человеческих возможностей. Существует большое количество направлений возможного сотрудничества государств при решении глобальных экономических проблем.

Глобальные экономические проблемы в целом рассматривает и несет ответственность Организация Объединённых Наций. В ее ведении находятся несколько специализированных учреждений. Развитие и решение большинства глобальных экономических проблем находится в зависимости от позиции крупных стран мира, включая заинтересованность в достижении положительных результатов.

Классификация глобальных проблем

Основные глобальные проблемы в современном мире появились не так давно, примерно в середине XX века. Выделяют масштабные глобальные проблемы, включающие предотвращение мировой ядерной войны, установку равноправных и выгодных отношений между странами. Также можно рассмотреть общечеловеческие проблемы: ликвидация нищеты и социального неравенства, охрана здоровья людей, регулирование и планирование прироста населения, рост уровня и качества жизни общества.

Глобальные проблемы экономики

Проблемы планетарного масштаба порождаются глобализацией, которая представляет собой аспекты жизнедеятельности и развития, объединяющие население Земли с помощью тесных связей. Основными проблемами в этой сфере являются:

  1. сохранность мира,
  2. преодоление смертельных болезней,
  3. экологическое состояние природы,
  4. регулирование народонаселения,
  5. обеспечение производства ресурсами,
  6. освоение Мирового океана,
  7. преодоление отсталости некоторых государств и народов.

Многие отмеченные глобальные проблемы появились несколько веков назад, сопровождая человеческое общество на протяжении всей истории. Но в последнее время глобальные проблемы стали более острыми, что обусловлено прогрессом науки и техники.

До настоящего момента некоторые страны так и не избавились от проблемы нищеты и голода. Разрешить или ослабить глобальные проблемы можно только на основе международного сотрудничества масштабного и долговременного характера. Это сотрудничество может быть двусторонним, многосторонним, региональным и всемирным.