Ликвидация бизнеса. Приказы. Оборудование для бизнеса. Бухгалтерия и кадры
Поиск по сайту

Экономическая «перестройка» в ссср. Перестройка в социально-экономической сфере Азербайджан и Армения

Главной причиной начала проведения реформ в СССР несомненно было тяжёлое экономическое положение, которое сложилось в стране с начала 80-х гг. Первые попытки проведения экономических реформ принадлежали Ю.В. Андропову. Он попытался укрепить трудовую дисциплину, начал борьбу с воровством и коррупцией. Деятельность Андропова привела лишь к незначительному кратковременному эффекту. Советская система была охвачена структурным кризисом, но советское руководство не осознавало этого.

11 марта 1985 г. Генеральным секретарём ЦК КПСС был избран самый молодой член Политбюро М.С. Горбачёв. Горбачёв был выдвиженцем Ю.В. Андропова. Глава государства, в отличие от Л.И. Брежнева и К.У. Черненко, обладал достоверной информацией об экономическом положении в стране. В отличие от большинства деятелей высшей советской номенклатуры он осознавал необходимость проведения радикальных социально-экономических и политических реформ. В то же время Горбачев понимал, что с помощь силовых методов - «закручивания гаек», невозможно решить экономические проблемы. По склад личности Горбачёв также значительно отличался от предыдущих советских руководителей.

Ухудшению экономического положения также способствовал целый ряд внешнеполитических причин.

К 1985 г. внешний долг СССР превысил рубеж 31 млрд. долларов. Размер долга порождал ряд проблем. Всё трудней было найти новых кредиторов. Последние требовали всё более высокие проценты. И наконец, долг было необходимо ежегодно обслуживать, т.е. платить проценты по предыдущим кредитам.

Второй крупной внешнеполитической проблемой для советского руководства было резкое падение мировых цен на нефть и нефтепродукты. В середине 1980-х гг. цены на сырую нефть, добываемую в СССР, достигли предельно низкой отметки - около 8 долларов за барейль. Советская экономика в значительной степени зависела от экспорта энергоресурсов, в частности сырой нефти. В результате экспортные поступления от продажи нефти резко снизились.

Третьим важным внешнеполитическим фактором, повлиявшим на ухудшение экономического положения, была активная военная кампания в Афганистане. Она по некоторым оценкам ежегодно обходилась экономике в 3-4 млрд. долларов. Одновременно афганская авантюра «оттолкнула» от СССР западные кредиты и поступление новых западных технологий. Это также негативно стало сказываться на советской экономике.

В четвёртых, в 1983 г. президент США Рональд Рейган выдвинул идею «Стратегической оборонной инициативы» (СОИ), или «звездных войн» - космических систем, которые могли бы защитить США от ядерного удара. Эта программа осуществлялась в обход договора ПРО. У СССР не было технических возможностей для создания такой же системы. Несмотря на то, что США тоже были далеки от успеха в этой области и идея СОИ имела целью заставить СССР попусту тратить ресурсы, советские лидеры восприняли ее всерьез. Ценой больших усилий была создана космическая система «Буран», способная нейтрализовать элементы СОИ.

Таким образом, сложилась ситуация, что советское правительство не имело достаточных валютных средств для импорта необходимых товаров народного потребления (ТНП) и продовольствия, которые в недостаточном количестве производились в Советском Союзе.

Несмотря на ухудшающееся экономическое положение в середине 80-х гг. советское руководство не сформировало целостной программы социально-экономических преобразований. Существовала лишь определённая концепция реформ. В соответствии с ней фундаментальные основы советской экономики - планирование, директивное управление, дотационность определённых отраслей сохранялись. Кроме государственной собственности предполагалось широко развивать кооперативную собственность. Самостоятельность предприятий должна была значительно увеличиться.

Экономические преобразование эпохи Горбачёва прошли три этапа.

I этап (1985 - 1986 гг.) - этап «ускорения социально-экономического развития». Главная идея состояла в том, что социализм имеет огромные неиспользованные ресурсы, необходимо ввести их в действие и сделать рывок в соревновании с Западом.

II этап (1987-1989 гг.) - этап либерализации экономики. Введение элементов рыночной экономики. Цель - совместить плановую экономику с рыночной экономикой.

III этап (1990-1991 гг.) - неудачные попытки проведения рыночных реформ.

В апреле 1985 г. на пленуме ЦК КПСС было признано, что экономика СССР находится в тяжёлом положении. Горбачёвым был провозглашён курс «всемерной интенсификации производства на основе внедрения достижений научно-технического прогресса, совершенствования планирования и управления, укрепления организованности, дисциплины и порядка во всех отраслях экономики». Главным элементом новой политики был объявлен «человеческий фактор».

В мае 1985 г. была принята «Продовольственная программа», в соответствии с которой должно было произойти улучшение обеспечения советских людей основными продуктами питания.

Одновременно (май 1985 г.) была начала знаменитая антиалкогольная кампания. Ей руководил соратник Горбачёва - секретарь ЦК КПСС по идеологии, Е.К. Лигачёв. 7 мая 1985 г. было принято постановление ЦК КПСС «О мерах по преодолению пьянства и алкоголизма». В нём отмечалось, что экономика несёт колоссальные убытки из-за прогулов и пьянства на рабочем месте. Неумеренное потребление спиртных напитков являлось одной из основных причин ранней смертности среди мужчин трудоспособного возраста. Предусматривалось ежегодно сокращать производство водки и ликероводочных изделий, к 1988 г. полностью прекратить выпуск плодово-ягодных вин. Спиртные напитки продавались лицам, достигшим 21 года.

Антиалкогольная кампания привела к положительному эффекту. Сократилось потребление алкоголя на душу населения, снизилась смертность людей в трудоспособном возрасте, увеличилась средняя продолжительность жизни.

Вместе с тем возросло самогоноварение, потребление непищевых спиртосодержащих жидкостей и химических препаратов. В стране возникли проблемы с обеспечением сахаром, ухудшилось качество хлеба из-за недовложения дрожжей, недоставало спирта в медицинских учреждениях. Лишь в 1987 г. из-за потребления суррогатов алкоголя умерло 11 тыс. человек. Государственный бюджет в 1985-87 гг. получил налогов от производства алкоголя на 37 млрд. рублей меньше. Осенью 1988г. антиалкогольная кампания была свёрнута.

В феврале 1986 г. на XVII съезде КПСС вопрос ставился правильно: «Повернуть производство лицом к потребителю и активизировать человеческий фактор». Но одними призывами было не обойтись: на выпуск товаров народного потребления была задействована только одна седьмая часть основных производственных фондов. И правительство затеяло малую индустриализацию - с тем, чтобы в конечном итоге модернизировать отсталую легкую промышленность. Тогда сократили закупку ширпотреба и бросили валютные средства на закупку техники за рубежом. Результат - минимальный. Часть оборудования так и осталась на складах и под открытым небом - нехватка производственных площадей. Целые поточные линии простаивали из-за неправильной эксплуатации, отсутствия запчастей, низкого качества сырья. Все это, однако, закончилось провалом уже на первом этапе: миллиардные государственных вложений в базовые отрасли бесследно растворились во всеобщем бедламе - нового оборудования, материалов, технологий легкая промышленность так и не дождалась.

Ухудшению положения в экономике способствовали и внутренние субъективные факторы.

Во время загранпоездок Горбачёв отказался от использования местных автомашин. «Каждая загранпоездка требовала для доставки в страну визита до двадцати машин «ЗИЛ-115». Под них необходимо было семь транспортных самолётов ИЛ-76. При этом совершались визиты по всему миру (Вашингтон, Гавана, Дели и т.д.)…С другой стороны, с каждым разом увеличивалось число членов делегаций, … достигало 400-500 человек, для которых также требовалось не менее пяти-шести самолётов… Обычно под делегацию возглавляемую Брежневым выделялось два самолёта».

26 апреля 1986 г. произошла авария на Чернобыльской атомной электростанции. На ликвидацию последствий взрыва потребовалось по самым минимальным оценкам свыше 20 млрд. рублей.

К началу 1987 г. Горбачёву стало ясно, что реформа экономики топчется на месте. Это было связано с тем, что реформу должны были осуществлять советские партийные чиновники, которые ней не нуждались, так как жили в другой реальности, в сравнении с обычными гражданами СССР (спецмагазины, спецполиклиники, курортное обслуживание, спецдачи, личные шофёры и другой персонал и т.д.). Чиновники не понимали целей реформ и не хотели потерять своё влияние.

Горбачёв заявляет о необходимости введения на государственных предприятиях хозрасчёта, самофинансирования, самоокупаемости. Был принят закон «О государственном предприятии (объединении)». Глава государства призвал увеличить выпуск ТНП на предприятиях тяжёлой промышленности в целом, и на заводах военно-промышленного комплекса в частности. Именно в январе 1987 г. на пленуме ЦК КПСС Горбачёв впервые и произносит термин «перестройка». «Перестройка - это решительное преодоление застойных механизмов и слом механизма торможения, создание эффективного механизма ускорения, опирающегося на творчество масс, развитие демократии и самоуправления, расширение гласности».

Но хозяйственная самостоятельность предприятий ограничивалась плановой административной системой экономики в целом. Свобода обернулась лишь правом бесконтрольного расходования государственных средств и привела к вздуванию цен, сокращению объемов производства. Рост заработков при этом никак не повлиял на выход конечной потребительской продукции, поскольку деньги выплачивались не только производителям товаров, но и всем остальным без исключения.

Представление Горбачёва об экономике в значительной мере были мифологическими. В ноябре 1987 г. он заявляет, что необходимо вернуть «ленинскую концепцию строительства социализма». В связи с этим и выдвигается идея массового развития кооперации, взятая из работы В.И. Ленина «О кооперации». В СССР предлагается развивать новые формы хозяйства, особенно в сфере обслуживания и производстве ТНП - кооперативы, различные формы аренды государственной собственности, разрешается индивидуальная трудовая деятельность. В дальнейшем Горбачёв заявляет, что «необходимо развивать новые формы социалистической собственности».

Но уже в 1988 г. становится ясно, что и «перестройка» экономики не способствует реальному улучшению ситуации. И тогда Горбачёв созывает ХIХ партийную конференцию (28 июня - 1 июля 1988 г.). В своём выступлении он заявляет, что «сохранена прежняя систем обязательных заданий по объёму производства, продолжается выпуск товаров не пользующихся спросом у потребителей. Экономика продолжает во многом движение по экстенсивному пути».

Горбачёв доводит до сведения участников, что с 1989 г. все предприятия должны перейти на хозрасчет и самоокупаемость: «…должны развиваться разнообразные формы подряда и аренды, создание широкой сети кооперативов, должны быть немедленно прекращены попытки командовать колхозами и совхозами».

«Радиальная экономическая реформа» фактически слабо проводилась в жизнь. Это была реформа в большей степени «на бумаге». По официальным данным рост промышленного производства в 1986-88 гг. составил 2,8% ежегодно, в 1989 г. - 2,4%, а в 1990 г. произошло падение объёмов промышленного производства на 2%. А при этом изменения в структуре управления промышленностью фактически приводят к её хаосу.21 Уже в 1988 г. стали возникать серьёзные проблемы с обеспечением населения продуктами питания и ТНП. В 1989 г. начинает вводиться карточная-талонная система на отдельные продукты, в 1990-91 гг. она охватывает десятки продовольственных и непродовольственных товаров. Постепенно рынок ТНП захватывают кооперативные производители. Деятельность мелких частных производителей приводит к спекуляции, росту цен. Фактически кооператоры и индивидуальные предприниматели не почти не платят налогов государству, так как не существует механизма сбора налогов. Место государства занимают банды рэкетиров.

В 1990 г. глава правительства Н. Рыжков был вынужден признать, что экономика страны находится в глубоком кризисе. В своём докладе 24 мая 1990 г. на сессии Верховного Совета он признал, что за 4 месяца 1990 г. объёмы производства снизились по сравнению с уровнем прошлого года в Азербайджане на 19%, Армении - 9%, Грузии - 8% и т.д. Правительство вынуждено закупить в 1990 г. 27 млн. тонн зерна. Из-за забастовок и межнациональных конфликтов в 1989 г. было потеряно 7 млн. человеко-дней, а за 4 месяца 1990 г. - 9,5 млн.22 Дефицит государственного бюджета СССР в 1990 г. составил 58,1 млрд. рублей.

Одновременно в 1990 г. активно развивается инфляция. Изначально её породила «социальная направленность» реформ. Уже с 1985 г. государство начало осуществлять рост зарплат и различных социальных пособий. Таким образом, происходил рост денежной массы, тогда как количество товаров на внутреннем рынке практически не менялось. Ослабление рубля привело к росту натурального обмена - бартерных сделок, что в свою очередь снизило собираемость налогов. В этой ситуации и была выдвинута «Концепция перехода к регулируемой рыночной экономике». Её разработчиками были Н. Рыжков и В. Павлов. Она предусматривала медленный переход к рыночной экономике при господстве государственной собственности и жёсткого контроля государства в экономике. Был принят ряд законов, которые позволяли строить рыночную экономику: «Закон о собственности», разрешавший частную собственность, «Закон о банках», который позволял создавать частные и акционерные банки, «Закон об инвестиционной деятельности». В 1991 г. происходил окончательный развал плановой экономики. Чтобы замедлить развитие инфляционных процессов; инфляция 1991 г. достигала 10% в месяц, правительство во главе с В.Павловым 1 апреля 1991 г. объявило денежную реформу. Впрочем, эта мера оказалась неэффективной. Осенью 1990 г. страны Запада стали осуществлять поставки гуманитарной помощи в СССР. Они прекратились лишь в 2000 г. с избранием на пост президента В.В. Путина. Практически эти поставки помогали разрушать мало конкурентоспособную экономику СССР и России.

Справедливости ради, стоит отметить, что в 1991 г. рыночные механизмы всё же с трудом стали действовать. Возникают первые акционерные общества, крупные частные предприятия; советские кооператоры постепенно превращаются в сословие предпринимателей. Мафиозные группы и коррумпированное советское чиновничество стало осуществлять раздел целых отраслей экономики. Более того, была расхищена даже часть золотовалютных резервов страны. Таким образом, увеличивалась безработица, а обнищание основной части населения достигло крайнего предела, расцветал чёрный рынок. Таковы были результаты непродуманной и стихийной экономической политики.

  • Закрепить теоретический материал, полученный в ходе предыдущих занятий и самостоятельной работы.
  • Выяснить необходимость изменения политической системы, этапы проведения политической реформы и их итоги.
  • Вооружить основными знаниями, необходимыми для владения данной темой по программе.
  • Формировать навыки исследовательской работы.

учащиеся должны уметь:

  • составлять таблицы;
  • характеризовать периоды в развитии перестройки;
  • показывать последовательность возникновения и развития исторических явлений; называть характерные, существенные черты перестройки;
  • сравнивать предлагаемые исторические версии и оценки;
  • определять (аргументировать) своё отношение к событиям и личностям в истории; работать с документами.

Тип урока: комбинированный

План урока:

  1. Перестройка – объективная необходимость.
  2. Первый этап перестроечных процессов.
  3. Второй этап перестроечных процессов.
  4. Результаты перестройки.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Проверка домашнего задания

По параграфу 66 ученики должны были дома составить таблицу

«Итоги экономического, социального и политического развития СССР к середине 80-х годов», выявить кризисные явления в различных сферах, ответив на вопрос:

«Почему существующая экономическая, политическая и социальная система превратилась в главный тормоз общественного развития? »

В таблице у ребят должны получиться примерно следующие выводы

Кризисные явления в различных сферах

Экономическая сфера Социальная сфера Политическая сфера
Кризис командной экономики: снижение темпов экономического роста, нарастающее отставание от передовых стран, экстенсивное развитие, нарастание диспропорций в экономике, проблема дефицита, устаревшие методы управления, начало инфляции, развитие теневой экономики, рост преступности в экономической сфере. Проблемы, связанные с понижением уровня жизни. Проблемы, связанные с психологическим состоянием общества: неверие в возможность перемен, недоверие к власти, нежелание работать в общественном секторе, привычка жить по двойным стандартам, социальная апатия. Кризис тоталитарной системы: бюрократия, коррупция, неспособность государственных органов к решению общественных проблем и т.д.

Монополия партии на власть – её ответственность за углубление кризиса.

Национальные проблемы. Внешнеполитические проблемы.

На основе проверки домашнего задания организуется обсуждение вопроса:

– Какие мероприятия помогут вывести страну из кризиса?

Примерный ответ ребят, который записывается в тетради.

  1. В экономической сфере –
    сменить экономическую модель, создать смешанную или рыночную экономику, ликвидировать отставание от передовых стран.
  2. В социальной сфере –
    достичь высокого жизненного уровня, активного участия граждан в общественной жизни (создать гражданское общество).
  3. В политической сфере –
    Изменить политический режим, создать демократическое общество, правовое государство, изменить концепцию отношений между республиками в рамках Советского Союза.

Подвести ребят к выводу: все эти преобразования означают коренные изменения общественно-политической и экономической модели и носят революционный характер.

Учитель: Не все социальные слои в СССР были заинтересованы, чтобы страна шла именно по такому пути. Силы, начавшие эти преобразования, тоже не сразу определили конечные задачи. Изменение в стране началось «сверху», а процесс изменения получил название «Перестройка» . Сегодняшняя тема урока

«Перестройка и её итоги». Ученики записывают в тетрадях тему.

III. Слайд-презентация ученика (предварительно составляется план работы с учителем) Приложение 1

Слайд 1. В 1982 году скончался Брежнев Л.И.

Слайд 2. После кончины Брежнева Генеральным секретарём стал Андропов Ю.В., а через полтора года после смерти Андропова Черненко К.У., который умер через год после назначения на должность. Наконец, в 1985 году на пост генсека политическая элита выдвигает довольно молодого парт аппаратчика Горбачёва М.С.

Слайд 3. Краткая биография Горбачёва М.С.

Слайд 4. Вместе с Горбачёвым в правящую элиту вошли молодые руководители: Лигачёв Е.К.; ШеварнадзеЭ.А.; Рыжков Н.И.; Яковлев А.Н., чуть позже в Москву был приглашён Первый секретарь Екатеринбурга – Ельцин Б.Н. Эта новая политическая элита хорошо понимала необходимость перемен и была готова к обновлению системы, но чёткого плана у реформаторов не было.

Слайд 4. Задачи «Перестройки»

Слайд 5. Первые реформы в экономике.

Слайд 6. В обыденном сознании наших людей существуют три основные точки зрения на предпосылки и начало Перестройки:

Не нужно было ничего менять, жили тихо, небогато, но зато стабильно, не думая о завтрашнем дне.

Кризис давно назрел, страна катилась в пропасть, реформы были необходимы.

Перестройка – цепь заговоров мирового империализма и масонства с целью ослабления и развала великой державы.

Слайд 7. К какой точке зрения вы склоняетесь?

Ребята аргументируют свой выбор.

Первый этап урока завершается выводом:

перемены с стране назрели, перестройка была насущной необходимостью. (записывается в тетради)

IV. На каждую парту учитель раздаёт Рабочий лист, который содержит таблицу

«Основные события 1985–1991 гг.»

Важнейшие политические мероприятия Национальные проблемы СССР
Генеральным секретарём ЦК КПСС в марте 1985г. избран М.С.Горбачёв.

Апрель 1985 г. – Пленум ЦК; обсуждение социально-экономического положения в стране, провозглашение курса на ускорение социально-экономического развития, предшествовавший период охарактеризован как застойный.

Февраль-март 1986 г. – XXVII съезд КПСС. Приняты планы 12 пятилетки(1986-1990г.г.) В отчётном докладе содержались идеи реформирования экономики в направлении рынка, политической системы – в направлении правового государства; гласность как важнейшее условие демократизации общества и элемент обновляющейся официальной идеологии. 26 апреля 1986 г. – авария на Чернобыльской АЭС.

Апрель1986 г. – обострение национальных проблем (выступления народа в Алма-Ате, Казахстан)

Январь 1987 г. – Пленум ЦК рассмотрел вопрос омоложения кадрового состава в руководстве партией. Гласность – открытость и правдивость в освящении прошлого.

Июнь 1987 г. – Пленум ЦК – начало экономических реформ.

Март 1988 г. – Публикация в газетах письма Н.Андреевой, направленного против преобразований в обществе. Консолидация антиперестроечных сил.

Июнь 1988 г. – XIX партконференция; решение о начале реформы политической системы.

Весна 1988 г. – начало войны между Арменией и Азербайджаном, погромы в Сумгаите.

Декабрь 1988 г. – землетрясение в Армении.

Март 1989 г. – выборы в Верховный Совет народных депутатов на основании нового закона о выборах. Апрель1989 г. – разгон демонстрации в Тбилиси. Погромы в Фергане.
Март 1990 г. – III внеочередной съезд народных депутатов, переход к президентскому правлению (избран Горбачёв М.С.) Отмена 6-й статьи Конституции.

Май 1990 г. на сессии Верховного совета впервые говорится о концепции перехода к рыночной экономике.

Июль 1990 г. XXVIII съезд КПСС. Генсеком избран М.С.Горбачёв. Раскол в КПСС.

«Парад суверенитетов» союзных республик.

Февраль1990 г. – лидеры Литвы провозглашают независимость.

12 июня 1990 г. – Iсъезд народных депутатов России принимает Декларацию о государственном суверенитете России.

Январь 1991 г. – начало официальной регистрации политических партий и организаций. Январь 1991 г. – События в Вильнюсе и в Риге, связанные с попыткой сохранить республики Прибалтики в составе СССР.

Апрель 1991 г. – начало «Новоогарёвского процесса» – подготовка нового Союзного договора (подписание намечено на 20 августа)

8 декабря 1991 г. – руководители России, Украины и Белоруссии подписали соглашение о выходе из СССР и образовании СНГ

21 декабря 1991 г. – встреча в Алма-Ате. Декларация о прекращении существования СССР.

Экономическое развитие СССР.

Среднегодовые показатели, % 1981–1985 1986 1987 1988 1989 1990
Темпы прироста национального дохода 3,5 2,3 1,6 4,4 2,5 -4
Темпы прироста производительности труда 3 2,1 1,6 4,8 2,2 -3

I этап перестройки (апрель 1985 г. – лето 1988 г.)

Главная идея – построение социализма с человеческим лицом.

Главная задача – остановить разложение социалистической системы.

Средства – осторожное реформирование при отсутствии целостной концепции реформ. активность «сверху». (Запись в тетрадях.)

– Работая с рабочим листом проследите, какие важнейшие события в политической жизни страны произошли в этот период.

– Что можно сказать о проблемах первого этапа? (продолжение экономического спада, рост межнациональных проблем, рост дезинтеграции общества)

Именно в этот период начались техногенные катастрофы, экологические катастрофы.

Показ слайдов (10 – 13).

Учащиеся приходят к выводу, что первый этап перестройки объективно приводил общество к радикальным преобразованиям, которых не предусматривали реформаторы.

V. В этот период шла борьба идей, найдите в рабочем листке март 1988 года статью Нины Андреевой «Не могу поступиться принципами». Раздаётся на каждую парту документ, выдержки из статьи. (Читается вслух.)

«Взять вопрос о месте И.В.Сталина в истории нашей страны. Именно с его именем связана вся одержимость критических атак, которая, по моему мнению, касается не столько самой личности, сколько всей сложнейшей переходной эпохи. Эпохи, связанной с беспримерным подвигом целого поколения советских людей, которые сегодня постепенно отходит от активной деятельности. В формулу «культа личности» насильственно втискиваются индустриализация, коллективизация, культурная революция, которые вывели нашу страну в разряд великих мировых держав…дело дошло до того, что от «сталинистов»… стали настойчиво требовать «покаяния»…

Сторонники «леворадикального социализма» формируют тенденцию фальсифицирования истории социализма…

Сложность воспитания молодёжи усугубляется ещё и тем, что в русле идей «неолибералов» создаются неформальные организации и объединения. Случается, что верх в их руководстве берут экстремистские, способные на провокации элементы. В последнее время наметилась политизация этих самодеятельных организаций на основе далеко не социалистического плюрализма. Нередко лидеры этих организаций говорят о «разделении власти» на основе «парламентского режима», «свободных профсоюзов»», автономных издательств» и т.п. Всё это, по моему мнению, позволяет сделать вывод, что главным и кардинальным вопросом проходящих ныне в стране дискуссий является вопрос – признавать или не признавать руководящую роль партии, рабочего класса в социалистическом строительстве, а значит и в перестройке».

Согласны ли вы, с мнением демократов, что статья Н.Андреевой – манифест «антиперестроечных сил»?

– Как вы относитесь к идее покаяния, которой возмущается автор? Знаком ли вам художественный фильм режиссёра Тенгиза Абуладзе «Покаяние»?

На основании рабочего листа составляется характеристика второго этапа перестройки.

Главная идея – радикальное реформирование, смена модели общественного развития.

Главная задача реформаторов – преобразование социалистической системы.

Какие внутриполитические достижения вы можете назвать? (осуществлён переход к политическому плюрализму от однопартийности; гласность привела к идеологическому плюрализму; углубляются процессы демократизации общества).

Какие проблемы этапа вы можете назвать? (продолжается спад экономики и снижение жизненного уровня населения; нарастают противоречия во всех властных структурах; обостряется идейно-политическая борьба в КПСС, между различными политическими партиями и движениями, нарастают национальные столкновения).

В рабочем листе обратите внимание на темпы прироста национального дохода и темпы прироста производительности труда, цифры говорят сами за себя.

Экономическая ситуация в стране продолжала ухудшаться. Резко возросла инфляция, рос и без того огромный бюджетный дефицит, золотой запас сокращался. Уровень жизни населения стремительно падал. Летом 1989года прошли первые массовые забастовки рабочих, которые стали постоянными спутниками перестройки.

– Одна из главных проблем страны – проблема подписания нового союзного договора. Вспомните год образования СССР? (1922)

– На какой основе он был создан? (на основе федерации) Однако фактически СССР был унитарным государством, со строгим подчинением республик центру.

– Как центр пытался удержать республики? (часто через применение силы,)

– По этому вопросу был впервые в СССР сделан референдум.

Показ слайда 14 и 15. Итоги референдума.

Вывод по третьему пункту плана урока: реформы начинают «пробуксовывать», люди разочаровываются в перестройке. Очаги межнациональных конфликтов могут привести к гражданской войне, нужен новый Союзный договор.

VIII. Показ слайдов 15–36 .

IX. Задание классу :

Сопоставить преобразования, необходимые для вывода страны из кризиса, и результаты перестройки.

Учащиеся формулируют вывод о соотношения замыслов и надежд «прорабов перестройки» и её реальных итогов.

X. Начать заполнение сравнительной таблицы «Попытки реформ»

План сравнения При Н.С.Хрущёве В годы перестройки
1. Отношение к частной собственности и экономической свободе
2. Отношение к гражданским правам и свободам
3. Отношение к политической оппозиции
4. Применение репрессий к политическим противникам
5. Государственный контроль за СМИ, книгоизданием, театрами и т.п.
6. Основные преобразования в экономической сфере
7. Основные политические и социальные реформы.
8. Результаты реформ.

IX. Выставление и комментирование оценок.

X. Домашнее задание

Слайд 2

В марте 1985 года Генеральным секретарем ЦК КПСС стал Михаил Сергеевич Горбачев, председателем Совета Министров СССР – Н.И. Рыжков. Горбачев унаследовал страну с огромным комплексом внутриполитических и внешнеполитических проблем. Ключевым звеном Горбачеву представлялась проблема темпов экономического роста.
В первое послевоенное десятилетие экономический рост Советского Союза составлял примерно 10% в год. Во второе десятилетие он сократился до 7%, но все же это был внушительный среди индустриальных стран рост.
Ситуация стала кризисной к 1980-м гг., когда Горбачеву принесли разметку на очередную пятилетку, там предусматривался рост в 2,8% в год.

Слайд 3

Первый этап реформ (1985г.)Стратегия ускорения

Горбачев положил в основу политики идею ускорения развития, т. е. повышение темпов экономического роста. За 15 лет предполагалось увеличить национальный доход почти в 2 раза при удвоении производственного потенциала, повысить производительность труда в 2,3-2,5 раза.

  1. Увеличение выпуска машин и оборудования
  2. Модернизация производства
  3. Госприемка (контроль за качеством продукции
  4. Ужесточение трудовой дисциплины

Руководство страны обещало также проводить социальную политику, основанную на принципах социальной справедливости. Было выделено две приоритетные проблемы - продовольственная и жилищная - и определены сроки их разрешения. Продовольственную проблему предполагалось решить к 1990 г., жилищную по принципу «каждой семье благоустроенную отдельную квартиру» - к концу XX в.

Слайд 4

Взяв курс на ускорение социально-экономического развития, пообещав народу круто повернуть экономику «лицом к человеку», новое руководство СССР разработало план двенадцатой пятилетки (1986-1990) по аналогии с довоенными пятилетками - с обширной строительной программой, как план «второй индустриализации». План был одобрен XXVII съездом КПСС и после утверждения Верховным Советом СССР стал законом.
Главное внимание в плане было уделено тяжелой промышленности. Роль ключевого звена реконструкции народного хозяйства отводилась машиностроению. Перейти от производства отдельных станков к производственным комплексам и промышленным роботам, внедрить новый класс машин в народное хозяйство, придав ему ускорение, - такова была «генеральная линия».Реализация этой линии требовала больших капиталовложений, а также энтузиазма трудящихся. Предполагалось использовать следующие резервы: 1) полностью загрузить действующие мощности, повсеместно переведя их на многосменную форму работы; 2) укрепить трудовую дисциплину, равняясь на опыт передовиков; 3) силами местных рационализаторов и изобретателей проводить механизацию и автоматизацию своего производства. Наконец, предлагалось повысить качество продукции..

Слайд 5

Провал политики ускорения и ухудшение экономической ситуации

  1. Падение цен на нефть и нефтепродукты осенью 1985 г. Валютная выручка СССР сократилась сразу на две трети. Уже одно это вызывало экономический кризис.
  2. Антиалкогольная компания. Бюджет ежегодно недополучал 40-50 млрд рублей.
  3. Авария на Чернобыльской АЭС 27 апреля 1986 г., позже – землетрясения в Армении.
  4. Огромные капиталовложения в машиностроение.

Стр. 370-371 – выписать причины провала политики ускорения.

Слайд 6

Второй этап реформ. Перестройка

Таким образом, уже в 1987 г. возникла угроза срыва курса на ускорение. Поэтому было решено перейти к перестройке экономической системы как главному средству достижения ускорения. Эта перестройка в 1987-1988 гг. была частичным возвратом к принципам экономической реформы 1965 г.

Слайд 7

Второй этап реформ (1987г.)

Перестройка

  • Повышение экономической самостоятельности государственных предприятий (перевод на хозрасчет и самоокупаемость)
  • Создание кооперативов и разрешение индивид. трудовой деятельности.
  • Создание фермерских хозяйств (1989 г..)
  • Лишение райкомов и обкомов КПСС хозяйствен-ных функций
  • Привлечение иностранных инвестиций путем создания совместных предприятий.
  • Слайд 8

    Головокружение от перестройки

    Предприятия получили право внешнеэкономических связей, в том числе создания совместных предприятий и свободной продажи части своей продукции на внешнем рынке. Государство, таким образом, ослабило монополию на внешнюю торговлю, введенную в нашей стране в 1918 г.
    В то же время большинство производимой продукции, а в иных случаях всю ее государство включало в госзаказ, выводило из свободной продажи, что лишало предприятия свободы самофинансирования. Но было обещано госзаказ постепенно сокращать, включая предприятия в хозрасчетные отношения. Трудовые коллективы получили право (в 1990 г. ликвидированное) выбора руководителей всех рангов и рабочего контроля деятельности администрации.
    На рубеже 1989-1990 гг. стало очевидным, что необходим переход к рынку во всех отраслях народного хозяйства (кроме оборонной и тяжелой промышленности). Однако государство не торопилось отказываться от монополии на управление экономикой.

    Слайд 9

    Л. Абалкин
    В основе концепции «регулируемого рынка» лежала программа «арендизации экономики» (главный разработчик - академик Л. Абалкин), которую предстояло начать реализовывать с 1991 до 1995 г. Не осознавая полностью масштабов кризиса экономики СССР, разработчики этой программы не понимали, что внедрение любых экономических реформ должно идти гораздо быстрее, а не растягиваться на годы.

    Г. Явлинский
    Комиссия Шаталина-Явлинского подготовила общесоюзную «Программу 500 дней».

    Было решено на основе программ Абалкина и Шаталина-Явлинского выработать единый компромиссный вариант, хотя эти программы были концептуально несовместимы. В итоге, поскольку «Программа 500 дней» предусматривала лишение государства монополии на экономическую власть, она была отклонена.

    Слайд 10

    К лету 1991 г. было принято более 100 законов, постановлений, указов по экономическим вопросам, но большинство из них не работало из-за противодействия со стороны республиканских органов власти, отстаивавших свой суверенитет.
    Если в 1986-1988 гг. национальный доход медленно, но рос, то с 1989 г. началось его падение. Реальные доходы населения стали сокращаться. В стране усилился дефицит всех товаров. Цены на них росли. Трудящиеся вышли на улицы с лозунгами протеста. По стране прокатилась волна забастовок. В декабре 1990 г., констатируя обвал экономики и «срыв перестройки», глава правительства Н. И. Рыжков подал в отставку. Она совпала с реформой правительства.

    Слайд 11

    Провал второго этапа

    • Сопротивление
    • Безответственность
    • Ограниченное развитие
    • Криминалитет

    Раскройте каждую характеристику применительно к причинам провала второго этапа реформ (стр. 375-377).

    Урок ___ ПОЛИТИКА ПЕРЕСТРОЙКИ В СФЕРЕ ЭКОНОМИКИ

    Общие цели: охарактеризовать политику перестройки.

    Вспомогательные цели: охарактеризовать политику, про­водимую М. С. Горбачевым, в сравнении с политической дея­тельностью Ю. В. Андропова; раскрыть понятия «перестройка», «ускорение». Определить итоги перестройки и ускорения.

    Дополнительные цели: провести сравнительный анализ по­литики Ю. В. Андропова и М. С. Горбачева; выявить итоги пе­рестройки и объяснить, почему они не принесли ожидаемого результата; установить факторы, действовавшие в разных сфе­рах общества, которые препятствовали перестройке.

    Основные понятия и термины: перестройка, стратегия ус­корения, реструктуризация экономики, конверсия, кризис по­требления, кадровая революция.

    Важнейшие даты и события:

    1985 г. - провозглашение курса на «ускорение социально-экономического развития».

    Июнь 1987 г. - принятие на Пленуме ЦК КПСС экономиче­ской реформы.

    1990 г. - Программа «500 дней».

    Ход урока

    I . Изучение нового материала.

      Продолжение курса Ю. В. Андропова.

      По пути экономических реформ.

    1. Продолжение курса Ю. В. Андропова.

    С целью организации знаний и на основе знаний основной
    школы сформулируйте краткую характеристику деятельности
    Юрия Владимировича Андропова (см. §37, с. 353-356).

      кризис коммунистической идеологии и системы;

      инертность правящей бюрократии;

      нарастание социально-экономических и внешнеполитиче­ских трудностей;

      массовая неудовлетворенность своим положением;

      кризис системы потребления;

      кризис массового производства;

      кризис сельского хозяйства;

      стремление к переменам приобретает массовый характер;

      возникновение неформальных общественных течений, тре­бовавших демократизации социализма.

    Выделить этапы в деятельности М. С. Горбачева:

    / этап - апрель 1985 г. - июнь 1987 г. - политика ускорения экономического и социального развития СССР;

    II этап -лето 1987 г. - 1990 г.

    Вопросы обучающимся:

      Попытайтесь объяснить, почему ни в руководстве страны, ни в обществе не сформировалось общего мнения о направле­нии реформ?

    В чем причина сложного выбора стратегии реформ в
    СССР?

    Дайте характеристику избранного курса на ускорение.

      Объясните, опираясь на материал § 39, в чем оказался не­эффективен этот социально-экономический курс?

      В чем причина неэффективности политики ускорения?

      Порассуждайте, чем объясняется тот факт, что власти по­пытались скрыть последствия взрыва на АЭС в 130 км севернее Киева, несмотря на серьезную опасность радиоактивного зара­жения, а ведь в то время и шла речь о преобразованиях либе­рального характера.

    2. По пути экономических реформ.

    Учитель делает определенные пояснения:

    Уже в 1986 г. стало очевидно, что ускорение не получает­
    ся, был выдвинут курс на «перестройку».

    Обучающиеся знакомятся с таблицей «Этапы ре­формы экономики в СССР (1985-1991 гг.)».

      Закрепление изученного материала.

    (Тест)

    Домашнее задание: § 39. Знать новые понятия, термины, даты и события. Письменно выполнить задание вопроса № 3: «Составить тезисы ответа по теме "Сущность перестройки"».

    Подготовить сообщение: «Роль средств массовой информации в расширении процесса гласности».

    Перестройка – общее название реформ и новой идеологии советского партийного руководства, используемое для обозначения больших и неоднозначных перемен в экономической и политической структуре СССР, инициированных генеральным секретарём ЦК КПСС М. С. Горбачевым в 1986-1991 годах.

    В мае 1986 года состоялся визит Горбачёва в Ленинград, где на встрече с партактивом ленинградского горкома КПСС он впервые употребил слово «перестройка» для обозначения общественно-политического процесса:

    «Видимо, товарищи, всем нам надо перестраиваться. Всем» .

    Термин был подхвачен СМИ и стал лозунгом начавшейся в СССР новой эпохи.

    Для сведения, (т.к. во многих учебниках с 1985 года):

    «Юридически» началом перестройки считают 1987 год, когда на январском пленуме ЦК КПСС перестройка была объявлена направлением развития государства.

    Предыстория.

    В 1985 г. к власти пришел Михаил Горбачев. К тому времени СССР уже находился на грани глубокого кризиса, как в экономике, так и в социальной сфере. Эффективность общественного производства неуклонно снижалась, тяжким бременем на экономике страны лежала гонка вооружений. Фактически в обновлении нуждались все сферы жизни общества.

    Характеристика доперестроечной административной системы: жёсткие административно-директивные задания, централизованная система материально-технического снабжения, строгая регламентация деятельности предприятий и организаций. Руководство хозяйством как в целом, так и каждой его отраслью, каждыми предприятием, крупным или малым, осуществлялось в основном, административными методами с помощью адресных директивных заданий. Командно-приказная форма управления отчуждала людей и от самого труда, и от его результатов, превращала общественную собственность в ничью. Этот механизм, а также политическая система персонифицировались в людях, воспроизводящих её. Бюрократический аппарат поддерживал такую систему, которая позволяла его представлениям занимать выгодные должности, быть «наверху», не взирая на фактическое положение дел в народном хозяйстве.

    Апрельский (1985) Пленум ЦК КПСС провозгласил новую стратегию – ускорение социально-экономического развития страны. К середине 80-х годов назревавшая необходимость перемен была понятна многим в стране. Поэтому предложенная в тех условиях М.С. Горбачевым «перестройка» нашла живой отклик во всех слоях советского общества.

    Если попытаться дать определение перестройки , то по моему мнению, «перестройка» - это создание эффективного механизма ускорения социально - экономического развития общества; всестороннее развитие демократии укрепление дисциплины и порядка уважение к ценности и достоинству личности; отказ от командования и администрирования, поощрение новаторства; поворот к науке, соединение научно-технических достижений с экономикой и т.д.

    Задачи перестройки.

    Вступление СССР в эпоху радикальных преобразований относится к апрелю 1985 г. и связано с именем нового Генерального секретаря ЦК КПСС М.С. Горбачева (избранного на этот пост на мартовском Пленуме ЦК).

    Предложенный Горбачевым новый курс предполагал модернизацию советской системы, внесение структурных и организационных изменений в хозяйственные, социальные, политические и идеологические механизмы.

    В новой стратегии особое значение приобретала кадровая политика, которая выражалась, с одной стороны, в борьбе с негативными явлениями в партийно-государственном аппарате (коррупцией, взяточничеством и др.), с другой стороны, в устранении политических противников Горбачева и его курса (в московской и ленинградской партийных организациях, в ЦК компартий союзных республик).

    Идеология реформ.

    Первоначально (начиная с 1985 г.) в качестве стратегии ставилась задача совершенствования социализма и ускорения социалистического развития. На январском 1987 г. Пленуме ЦК КПСС, а затем на XIX Всесоюзной партконференции (лето 1988 г.) М.С. Горбачевым была изложена новая идеология и стратегия реформ. Впервые признавалось наличие деформаций в политической системе и ставилась задача создания новой модели -социализма с человеческим лицом.

    В идеологию перестройки были включены некоторые либерально-демократические принципы (разделения властей, представительной демократии (парламентаризма), защиты гражданских и политических права человека). На XIX партконференции впервые была провозглашена цель создания в СССР гражданского (правового) общества.

    Демократизация и гласность стали сущностными выражениями новой концепции социализма. Демократизация коснулась политической системы, но она рассматривалась также как основа для осуществления радикальных экономических реформ.

    На данном этапе перестройки широкое развитие получила гласность, критика деформаций социализма в экономике, политике, духовной сфере. Советским людям стали доступны многие произведения как теоретиков и практиков большевизма, объявленных в свое время врагами народа, так и деятелей русской эмиграции различных поколений.