Ликвидация бизнеса. Приказы. Оборудование для бизнеса. Бухгалтерия и кадры
Поиск по сайту

Защита банкнот — элементы и признаки. Как проверить деньги на подлинность? Защита денег от подделки

Проблема фальшивомонетничества встала перед человечеством с началом обращения бумажных денег. Самым лучшим способом защитить бумажные от подделок – это выпускать банкноты высокого качества, чтобы производство фальшивых денег оказалось настолько дорогим, что в нем не было бы никакого смысла.

Какие же существуют основные элементы для защиты банкнот от подделывания?

1) Бумага
. Она имеет особую жесткость и звонкость, благодаря наличию в ней специальных добавок. В отличие от обычной бумаги, она не люминесцирует в отраженных ультрафиолетовых лучах. Практически все банкноты разных валют, кроме американских долларов, имеют хаотично размещенные на банкнотной бумаге защитные волокна, имеющие люминесценцию в ультрафиолетовых лучах.

2) Водяной знак
. Это изображение, которое можно увидеть на просвет, и создано внутренней структурой бумаги. В зависимости от расположения на купюре, водяные делятся на локальные, общие и бегущие. Выделяют несколько видов водяных знаков: многотонные, двухтонные, светлые, темные.

3) Цветовые волокна
. Во время отлива банкнотной бумаги в легко просматривающиеся места и свободные от печати, добавляют цветные шелковые волокна, которые люминесцируют в отраженных ультрафиолетовых лучах.

4) Защитная лента
. Внесение в бумажное полотно синтетических или металлизированных нитей, что значительно усложняет подделку банкнот.

5) Антисканерная сетка
. Специальные линии, оставляющие при сканировании или копировании денег на копии «муар».

6) Полиграфическая печать с элементами ощущения рисунка
. Глубокая печать, позволяющая ощущать на ощупь печатные элементы.

7) Совмещенные рисунки
. Печать лицевой и обратной стороны таким образом, чтобы изображения полностью совпадали или дополняли друг друга.

8) Микропечать
. Печать мелким шрифтом, где высота букв должна быть не мене 0,5 мм, которую можно увидеть при 7-ми кратном увеличении и более.

9) Магнитная защита
. Использование магнитных красок, содержащих особый пигмент.

10) Kipp-эффект
. Распознаваемый при специальном освещении пространственный характер глубокой печати.

11) Ультрафиолетовая защита
. Использование специальных веществ, которые обладают свойствами люминесценции.

12) Краска «овиай».
Она имеет свойство изменять цвет, в зависимости от угла обозрения.

13) Инфракрасная защита
. Использование метамерных красок (одинаковых на первый взгляд), прозрачных или непрозрачных в инфракрасном излучении.

14) Микроперфорация
. В бумажной основе присутствует элемент, который состоит из множества микроотверстий, образующих изображение, видимое в проходящем свете.

15) Голограмма
. Оптически переменное изображение, в основе которого лежит применение физического свойства дифракции света.

Бумага

Денежные знаки печатают на высококачественной прочной бумаге, специально предназначенной для печати банкнот.

В качестве сырья для изготовления банкнот используются обрезки хлопчатобумажных и льняных тканей. Цветные волокна для внедрения в бумагу поступают в мотках, причем волокна каждого цвета закупаются у разных фирм. Волокна разрезают согласно техническим требованиям.

Далее сырье вручную сортируется, и из него удаляются инородные элементы, после чего его отправляют на резку. Полученная масса направляется в роторный котел, где при обработке перегретым паром происходит её превращение в бумажную массу.

После охлаждения и отжима масса поступает в вымывную машину, где она многократно пропускается через специальные валы, снабженные стальными ножами, и обильно промывается артезианской водой. При этом из бумажной массы удаляются инородные включения, и уменьшается длина волокон.

Далее к полученной массе добавляют отбеливатель, и сырье помещается на пористую поверхность, пропускающую воду и оставляют в таком виде на несколько дней. После этого масса поступает в размольную машину, где к ней добавляют цветные волокна и краситель, придающий бумаге кремовый оттенок.

Бумажную массу помещают в очистную машину, а затем пропускают через фильтр, удаляющий не размолотые волокна.

Полученная масса содержит до 99 % воды. Для её удаления массу многократно прокатывают по вращающейся проволочной сетке, при этом волокна переплетаются, и образуется бумага.

Образующееся бумажное волокно подвергается дополнительной обработке с целью удаления остатков воды и уплотнения волокон (специальные отсосы, вакуумный ролик и др.).

На окончательном этапе бумагу сушат, пропуская её через серию валиков, состоящих из больших, полых, стальных цилиндров, нагретых паром.

В результате описанного процесса получается бумага, похожая на промокательную. Для придания бумаге необходимой плотности её пропитывают животным клеем и глицерином, пропускают через жесткие валики и сушат.

Готовая бумага поступает для печати в «Гознак». Полученная бумага выдерживает многократный изгиб (до 4000 раз), устойчива к разрыву и продавливанию, имеет характерный хруст.

Обычно бумага денежных знаков содержит двух- или многотоновой водяной знак - чередование более темных и более светлых участков, отличающихся от остальной части денежного билета. Хорошо видимый на просвет, он обязательно должен иметь слегка размытые, нечеткие контуры. Это связано с тем, что толщина бумаги изменяется плавно.

Возникший как клеймо производителя бумаги, водяной знак стал теперь неотъемлемой частью защиты денежных знаков. Различают локальный водяной знак - рисунок, расположенный в определённом месте банкноты (обычно на купонном поле), и общий водяной знак - непрерывно повторяющийся рисунок, расположенный по всему полю купюры.



В бумагу банкнот добавляют защитные волокна различных цветов. Волокна хаотично расположены на бумаге и находятся как в толще, так и на поверхности бумаги. Иногда также на стадии отлива в бумагу банкнот могут вводится цветные включения, выполненные из полимерной плёнки, в форме кружков или многоугольников - так называемые конфетти.

Бумага денежных знаков не содержит оптического отбеливателя и поэтому в фильтрованном ультрафиолетовом свете (длина волны 366 нм) выглядит темной.

Бумага же общего назначения будет люминесцировать голубым или ярко-голубым светом. Это хорошо заметно, даже если осветить боковую сторону пачки бумаги.

Однако, следует заметить, что если денежный билет попал в раствор стирального порошка (например при случайной стирке), то бумага адсорбирует порошок и будет люминесцировать в Уф свете.


Защитная нить

Часто в бумагу денежных билетов вводят пластиковые, металлизированные или металлические нити, иногда выходящие на поверхность денежного билета с лицевой стороны, так называемые «плавающие». Нить может иметь магнитные свойства или флуоресцировать под воздействием УФ-излучения, при этом свечение может быть как одноцветным, так и многоцветным. Обычно нить содержит повторяющийся микротекст.

Краски

Краски, используемые при изготовлении денежных билетов, отличаются от обычных полиграфических. Они более устойчивы к действию различных химических веществ и не изменяют свой цвет. Иногда в краски вводится ферромагнитный пигмент, который вызывает срабатывание различных тестеров.

Магнитной краской часто печатают серийные номера (рубли России) или фрагменты металлографских изображений (доллары США). Одноцветный рисунок может быть выполнен двумя красками, имеющими один цвет, но разные магнитные свойства.

Очень распространено использование пигментов, люминесцирующих под действием ультрафиолета (свечение красного, зеленого и желтого цветов). При печати современных банкнот иногда используют краски, имеющие одинаковый цвет, но различное отражение в инфракрасной области спектра - ИК-метамерные краски. Для выявления всех описанных признаков существуют специальные приборы.

На банкнотах крупных номиналов в последние годы часто используется для печати оптически изменяющиеся краски (opticallyvariableink - OVI). Такие краски имеют металлический блеск, и их цвет может меняться при изменении угла зрения. Производство оптически изменяющихся красок осуществляет швейцарская фирма SICPA, технология их изготовления очень сложна и дорога.

Под действием различных химических веществ (стиральные порошки, растворы, используемые в химчистке, растворители) краски могут частично изменять первоначальный цвет, а иногда и вымываются компоненты, светящиеся под действием УФ-излучения.

Способы печати

Для изготовления денежных знаков используются следующие виды печати:

Высокая печать. Формы высокой печати устроены таким образом, что рельефные печатающие элементы расположены в одной плоскости и выше, чем пробельные элементы. При печати лист бумаги прижимают к печатающей форме и находящаяся на печатающих элементах краска выдавливается к краям элементов. При этом по краям получаемых изображений образуется характерный «бортик» из краски и создаётся небольшая деформация бумаги. Именно таким образом выполнены изображения серий и номеров купюр на большинстве валют мира, в том числе и на российских рублях.

Глубокая металлографская печать . Формы глубокой печати устроены противоположным образом, по сравнению с формами высокой печати. Элементы изображений углублены в печатной форме. При печати краска из форм прилипает к бумаге и при высыхании образует выступающий над поверхностью бумаги красочный слой достаточно большой толщины, который легко почувствовать на ощупь.

С помощью металлографской печати достигается высокая точность и четкость воспроизведения рисунка. Самые мельчайшие элементы изображений на купюрах выполнены именно данным способом.

Офсетная (плоская) печать. В формах офсетной печати печатающие и пробельные элементы расположены в одной плоскости. Процесс печати с таких форм основан на избирательном смачивании пробельных элементов водой, а печатающих - жирной краской.

Изготовление печатной формы сводится к получению на поверхности формного материала устойчивых гидрофобных (жировосприимчивых) и гидрофильных (влаговосприимчивых) плёнок.

Для получения форм плоской печати необходимо создать на поверхности формного материала (формной основы) устойчивые печатающие и пробельные элементы. Это может быть достигнуто различными способами. Наибольшее распространение получили монометаллические и биметаллические печатные формы. В качестве формной основы используются пластины из алюминия или стали. Поверхность пластины при изготовлении монометаллической печатной формы остается без изменений, а при получении биметаллических печатных форм на нее наносят слой меди (он образует печатающие элементы), а поверх него слой хрома или никеля (для формирования пробельных элементов).

В обоих случаях на пластину наносят негативный или позитивный копировальный слой. На копировальный слой контактным способом экспонируют фотоформы: негатив или диапозитив. На монометаллических формах основой для печатающих элементов служат неэкспонированные участки копировального слоя, для пробельных - алюминиевая пластина, обнажающаяся при проявлении изображения.

Процесс формирования биметаллической печатной формы более сложен. Копировальный слой теряет растворимость на освещенных участках и, после проявления, под его защитой травится верхний слой металла на форме. В результате обнажается следующий слой металла на участках соответствующих темным местам фотоформы. После этого удаляется копировальный слой и производится одновременная химическая обработка пробельных и печатающих элементов. При печати краска с формы сначала переносится на промежуточное эластичное резиновое полотно, а с него на бумагу. Краска ложится на оттиск тонким ровным слоем, сквозь который хорошо просматривается структура бумаги.

Именно таким способом печатают журналы, буклеты, календари, книги, газеты и др.

Орловская печать. Является разновидностью офсетной печати, при которой в элементах получаемых изображений присутствует переход одного цвета в другой. При этом граница перехода является четкой, отсутствуют перекосы и разрывы штрихов, наложение одного цвета на другой.

Способ назван по фамилии техника экспедиции И.И.Орлова, который в конце XIX века изобрёл способ многоцветного печатания. Сущность его состояла в одновременном нанесении за один оттиск на бумагу различных тонов и красок с одной печатной формы. В 1891 году машина была им спроектирована, а уже через два года построена и работала. Впервые орловская печать была применена при изготовлении при изготовлении кредитных билетов номиналом 25 рублей образца 1894 г.

Для орловской печати используется сложнейшее высокоточное оборудование. Воспроизвести эффект орловской печати обычными классическими способами печати невозможно.

Ирисовая печать. Также является разновидностью офсетной печати. При ирисовой печати в элементах получаемых изображений присутствует плавный переход одного цвета в другой. При этом четкая граница перехода отсутствует.

Рассмотрев общие элементы защиты денежных знаков, разберем подробнее конкретные валюты, при этом остановимся на рублях России, долларах США и Евро, как имеющих наиболее широкое хождение на территории нашей Родины.

Одним из основных способов борьбы с фальшивомонетничеством является физико- химическая защита печатной продукции. Физико-химическая защита банкнот основывается на использовании в составах материалов различных добавок. При изготовлении банкнот используются особо стойкие печатные краски, причем для каждого вида печати - свои (краски для высокой печати (офсетные), для глубокой печати, для трафаретной печати и др.).
Для защиты банкнот обычно применяются специальные краски, обеспечивающие создание как открытых (оптически-переменные краски - OVI, иридисцентные и металлизированные краски), так и скрытых защитных признаков (ферромагнитные краски; флуоресцентные краски; фосфоресцентные краски; краски, поглощающие или отражающие инфракрасное излучение).
Ультрафиолетовая защита обеспечивается введением в состав красок веществ, обладающих свойствами люминесценции. Так, при исследовании российских рублей в УФ-лучах в нижней части купонного поля на лицевой стороне банкнот всех номиналов наблюдается слабо выраженное свечение боковых фрагментов розетки серого цвета, на которых выполнено цифровое обозначение номинала, на оборотной стороне банкнот хорошо видны фрагменты вертикального орнамента и некоторые детали в зависимости от достоинства.




При воздействии на банкноты ультрафиолетового излучения бумага не светится, красные и светло-зеленые защитные волокна имеют соответственно красное и желто-зеленое свечение, а на двухцветных защитных волокнах красным светом люминесцируют красные участки. Фрагменты фонового изображения, отпечатанные на оборотной стороне банкнот оранжевой краской, имеют желтое свечение.
Магнитную защиту обеспечивают краски, содержащие ферромагнитный пигмент. На российских рублях, например, ферромагнитными свойствами обладает темно-зеленая краска, которой отпечатаны серийные номера в правой верхней части лицевой стороны банкнот, на долларах США - портрет президента и некоторые другие фрагменты изображений. Участки, запечатанные магнитной краской, при рассматривании с помощью магнитного визуализатора выглядят рельефными (рис.1.36).
Инфракрасная защита - один из наиболее надежных и широко распространенных способов защиты банкнот и ценных бумаг от подделки. Это связано с тем, что нанесение специальной краски с метамерными свойствами является достаточно сложным и дорогостоящим процессом. Кроме того, сложной операцией является и совмещение части изображения, нанесенного обычной краской, с изображением, нанесенным специальной краской.
В банкнотах разных стран, включая и Россию, широко применяются ИК-метамерные краски, когда часть изображения, выглядящего как единое целое в видимом спектре, пропадает при наблюдении в инфракрасном (ИК) диапазоне.


INTELLECT TECHNOLOGY




При просмотре банкноты через ИК-визуализаторы, имеющие специальный режим просмотра, участки изображений с такой меткой "М" как бы "мерцают". К слову, подобные участки имеются и на некоторых сериях долларов США. В ряде случаев исследование долларов США в этом режиме просмотра позволяет выявить и "суперподделки". В целом, говоря о стандартной ИК защите, можно отметить, что ИК-датчики наиболее современных счетчиков банкнот уверенно распознают не только наличие соответствующих участков, но и форму рисунка, выполненного метамерной краской.


R />Высокую степень защиты обеспечивают оптически переменные краски, изменяющие свой цвет в зависимости от угла зрения. Прежде всего, к ним относится OVI (Optical Variable Ink) разработки и производства швейцарской компании SICPA. Например, эмблема Банка России на банкнотах достоинством 500 рублей, отпечатанная в верхней части узкого купонного поля с лицевой стороны, изменяет свой цвет с красно-оранжевого на желто-зеленый (рис.1.38, слева).
На модифицированных 1000-рублевых купюрах подобным образом выполнена эмблема г. Ярославля (рис.1.38, справа). На банкноте 5000 рублей обе эмблемы (Банка России и герб Хабаровска) выполнены оптически переменной краской. Краски OVI широко используются в долларах США, евробанкнотах, в денежных билетах многих других государств.



Одним из распространенных способов защиты является применение иридисцентной (или иридирующей) краски (рис.1.40).
При изменении угла наклона рисунок, выполненный этой краской, под Рис 1 40
ярким светом переливается и сияет. В результате мы можем, например, Иридисцентная
на евробанкноте увидеть на иридисцентной полосе символы евро вместе полоса на банкноте
с цифрами номинала. 5 евро
Как видим, на пути фальшивомонетчиков (как профессиональных преступников, так и любителей острых ощущений - дилетантов) постоянно создаются все новые и новые барьеры. Рассмотрим, каким образом мы можем противостоять фальшивомонетчикам: на улице, в транспорте, на рынке - и в условиях касс.

Еще по теме Физико-химическая защита:

  1. Физико-технические свойства теплоизоляционных материалов на основе перлита
  2. Динамика выпуска продукции химической промышленности 23
  3. Физико-технические свойства битумно-полимерных наплавляемых рулонных материалов на стекловолокнистой основе
  4. 3.1. Неустойка как способ защиты права в системе способов защиты гражданских прав
  5. 3.3.11. Обращение в суд в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц (защита общественных интересов)
  6. Право граждан на судебную защиту. Формы защиты прав и законных интересов граждан и организаций.
  7. РАЗДЕЛ 1. ЗАЩИТА ПРАВ ИНВЕСТОРОВ В КОНТЕКСТЕ ОБЩЕЙ ПРОБЛЕМЫ ЗАЩИТЫ ПРАВ ХОЗЯЙСТВУЮЩИХ СУБЪЕКТОВ

- Авторское право - Адвокатура - Административное право - Административный процесс - Антимонопольно-конкурентное право - Арбитражный (хозяйственный) процесс - Аудит - Банковская система - Банковское право - Бизнес - Бухгалтерский учет - Вещное право - Государственное право и управление - Гражданское право и процесс - Денежное обращение, финансы и кредит - Деньги - Дипломатическое и консульское право - Договорное право - Жилищное право - Земельное право - Избирательное право - Инвестиционное право - Информационное право - Исполнительное производство - История государства и права - История политических и правовых учений -

Первые бумажные деньги напоминали обычные долговые расписки, подлинность которых удостоверяла лишь подпись ответственного лица. Чем сильнее бумажные деньги проникали в мир, тем чаще их старались подделать, и тем жёстче относились банковские учреждения к вопросам защиты расчётных знаков. Рассмотрим основные способы защиты банкнот и проверим их на степенях защиты банковских билетах различных стран мира.

Физико-химические способы защиты банкнот

Защита купюр от подделок данными способами основывается на реакции отдельных элементов банкноты при облучении светом, находящимся за пределами видимого спектра (инфракрасное и ультрафиолетовое излучение), а также на поведение в магнитной среде. В основном, используются свойства краски, применяемой для печати современных банкнот. Наиболее надёжной из перечисленных является инфракрасная защита, для которой используется краска, обладающая метамерией. Подлинная и поддельная банкнота будут казаться одинаковыми при обычном освещении, но в случае изменения источника света продемонстрируют разительные отличия.


Применение ультрафиолетовой защиты обеспечивается наличием элементов на банкноте, чья краска обладает свойствами люминесценции. При внесении банкноты в источник ультрафиолетового излучения такие элементы приобретают ярко выраженное разноцветное свечение. В качестве примера можно привести цветные волокна на бумаге банкноты. Ферромагнитный пигмент краски создаёт магнитную защиту. Зелёные номера купюр Банка России выполнены краской с ферромагнитными свойствами.

Полиграфические способы защиты банкнот

Данные способы защиты основаны на применении скрытых приёмов полиграфии. Характерным примером может считаться соединение графических элементов на разных сторонах банкноты в единый рисунок, если смотреть банкноту на просвет. Обеспечиваются комбинацией различных способов печати. Например, серийные номера на банкноту наносятся высоким способом печати, а для фоновых сеток и микроузоров используется плоская печать. Не осталась в стороне и глубокая печать, которой достигаются кипп-эффекты. Это множество параллельных линий, но если взглянуть на них не под прямым, а острым углом, то сложится рисунок (например, символ рубля на банкнотах достоинства 200 и 2000 рублей).


Микротекст "КРЫМ" на памятной банкноте России 2015 года

Одним из наиболее используемых способов является микротекст, набранный шрифтом размером менее четверти миллиметра. Качественное воспроизведение такого шрифта затруднено на большинстве современной оргтехники, поэтому отделить фальшивку от оригинала легко можно, просмотрев подозрительные купюры под сильным увеличением. Способ зарекомендовал себя настолько хорошо, что им пользовались также при защите почтовых марок Российской Федерации (стандартные выпуски конца прошлого века).


Ирисовая печать, предполагающая плавный, практически незаметный переход одного цветового оттенка в другой, тоже обеспечивает достаточный уровень защиты. При копировании эта цветопередача сбивается, обнаруживая заметные глазу границы цветовых переходов. К сложновоспроизводимым методам относится и гильоширный рисунок (в литературе можно встретить термин "гильоширная розетка"), сплетённый в орнаменты и узоры из множества линий, расположенных по заранее просчитанной закономерности.

Технологические способы защиты банкнот

В основном, эти способы кроются в свойствах бумаги, на которой печатают расчётные знаки. Опытный кассир мгновенно отбракует подделку на ощупь, так как привык к определённой жёсткости банкноты, её шероховатости и характерным хрустящим звукам, когда её сгибают или мнут.


Кроме того, защиту обеспечивают цветные волокна, хаотично разбросанные по полю банкноты. Они не мешают восприятию графических элементов рисунка, но их отсутствие - резкий сигнал тревоги. Издавна для защиты применяется водяной знак. Он может быть общим (линии звёзд на мелких банкнотах позднего СССР) или локальным (портреты на современных банкнотах России крупного достоинства). Проявляется, когда банкноты смотрят на просвет. Обеспечивается различной плотностью бумажной подложки.


Большинство современных купюр обладают защитной нитью. Ранее превалирующая металлизированная полоса теперь часто уступает место полимерным материалам - прозрачная основа, на которой размещён микротекст. Для большей степени защиты нить часто делают ныряющей, когда на поверхности банкноты визуально заметны лишь её фрагменты. Она может обладать и свойствами свечения в ультрафиолетовом излучении.


К технологическим способам защиты относят и микроперфорацию. В бумаге пробивается множество миниатюрных отверстий, образующих заданную графическую композицию, видимую на просвет. Вручную сымитировать подобную перфорацию практически невозможно.

Степени защиты купюр Банка России

Современные обладают расширенным набором степеней защиты, позволяющим любому банковскому учреждению, обладающему проверочной аппаратурой, изобличить подавляющее большинство фальшивок. Разберём их на примере купюры самого крупного достоинства - пять тысяч рублей модификации 2010 года (ведь подделка мелких номиналов лишь введёт фальшивомонетчиков в убыток).


В глаза немедленно бросается полусантиметровая защитная нить, расположенная в толще бумаги. На поверхность выходят лишь округлые элементы (единичные или собранные в цепочку), на которых читается микротекст "5000" с оптическим эффектом перемещения. Если поставить купюру напротив источника света, мы увидим защитную нить целиком в виде непрозрачной полосы. На просвет станет заметна и микроперфорация, собирающаяся в число "5000". Проведя пальцем по фрагменту с микроперфорацией, мы не почувствуем каких-либо выступов или углублений. Ещё один элемент защиты, видимый на просвет, локальный водяной знак полутонового типа с портретом Муравьёва-Амурского. Позади него ещё один водяной знак, но уже филигранного типа, когда тёмные штрихи и светлые участки создают эффект объёма. С помощью данного водяного знака мы увидим номинал банкноты.

Полиграфические степени защиты здесь являют целый арсенал возможностей миниатюризма. Тонкие линии, которые видятся как однотонная поверхность, на самом деле представляют собой микроузор. Таким же свойством обладает скрытая муаровая полоса (MVC), однотонность которой при изменении угла зрения разбивается на разноцветные полосы. Кроме того, дальний берег Амура при большом увеличении также нам явится композицией отдельных графических элементов малого размера (надпись "ЦБРФ", силуэты медведей, рыб, тигров и деревьев). И не забудем о микротексте в виде повторяющегося числа «5000».


Защитные волокна, произвольно разбросанные по банкнотному полю, разбиваются на два типа: серые и переменного сечения, где чередуется красный и синий цвет. Степени защиты, определяемые на ощупь, можно обнаружить в разных местах. Наиболее привычный для продавцов участок - надпись «Билет Банка России», выполненная рельефно. Благодаря бескрасочному тиснению почувствовать объём можно у штрихов справа от данной надписи и у их аналогов возле левой кромки аверса.

KIPP-эффект - буквы «РР» - достижение металлографии, которой отпечатаны линии перпендикулярно линиям фона рисунка (участок ленты под изображением деревьев). Скрытое изображение проявится при изменении угла зрения. Оптический эффект есть и у оптически переменной краски OVI, которой выполнен герб Хабаровска. Наклоняя купюру, мы заметим, как по зелёному полю перемечается светлая линия.


Поместив банкноту в ультрафиолетовое излучение, мы увидим, что красные части волокон начинают светиться (серые волокна и участки синего цвета люминесцентными свойствами не обладают). Яркий свет будет и у выступающего на поверхность участка муаровой ленты. Отблеск явит и закрытая часть эмблемы Банка России. Все эти светящиеся элементы мы увидим лишь на аверсе. Перевернув банкноту, нам останется довольствоваться лишь красным люминесцентным цветом защитных волокон.


Куда менее скучным покажется нам аверс пятитысячной банкноты в инфракрасном излучении. Здесь царство миллионов оттенков серого, которые предстанут нам в виде видимой части рисунка, выполненной краской с метамерическими свойствами. Кроме того, мы увидим один из номеров банкноты, участки защитной нити возле него и герб Хабаровска, не утративший странствующую светлую линию. Отметим, что степени защиты новых купюр постоянно совершенствуются, а кроме явных степеней защиты российских банкнот существуют и скрытые, известные лишь специалистам.

Защита купюры евро

Одним из основных защитных элементов является внедрённый в бумагу голографический элемент, объёмное изображение которого меняется в зависимости от угла просмотра. Например, на старой банкноте 50 евро исчезает номинал, уступив место копии фрагмента архитектурной композиции, чей крупный план занимает правую часть расчётного знака. На модифицированной банкноте того же номинала голографическая часть занимает уже целую полосу.


Полезно будет взглянуть на просвет верхнего угла. Тогда отдельные части на аверсе и реверсе соберутся в число номинала банкноты старого образца. Для модифицированных купюр вместо этого защитного элемента использован номинал, выполненный оптически переменной краской. На той же белой полосе мы увидим водяной знак, в котором отражён номинал и копия архитектурного элемента, изображённого на аверсе. Однако для модифицированных банкнот к ним добавлен портрет финикийской царевны Европы.


Если взглянуть на просвет, то на внедрённой в бумагу тонкой защитной нити мы обнаружим светлый символ евро и номинал. Хорошую службу составит и металлографическая печать, благодаря которой главное изображение и некоторые реквизиты аверса легко воспринимаются на ощупь


Интересной особенностью является номер банкноты. Не всем известно, что его сумма цифр должна равняться числу "8" (первую литеру заменяем её порядковым номером в английском алфавите, складываем числа, при получении двузначной суммы складываем её числа). Но это правило действует лишь для старых купюр. Взглянув на номер модифицированной банкноты, мы увидим в его начале уже две буквы.

Защита долларовых купюр

Если в Америке наиболее ходовой является двадцатка, то в России, которую долго и безуспешно пытаются дедолларизировать, основной банкнотой для неофициальных расчётов выступает сотня. Поэтому разберём степени защиты именно банкноты сотенного номинала.


Чтобы увидеть микротекст, смотрим под увеличением на лацкан сюртука Бенджамина Франклина, чтобы разглядеть там надпись «THE UNITED STATES OF AMERICA». Более короткий текст «USA100» мы увидим внутри цифры номинала напечатанным в несколько рядов. Микропечать встретит нас и на защитной нити слева от портрета. На ней та же надпись, но в ином порядке - «USA 100», которую можно увидеть хоть с аверса, хоть с реверса. Ещё один Франклин проявится на просвет в виде локального водяного знака.

Полезно взглянуть и на основной портрет. Технологии печати делают его объёмным и контрастным, чего не могут передать многочисленные фальшивки. Металлография помогает повысить объём надписей «THE UNITED STATES OF AMERICA, ONE HUNDRED DOLLARS», благодаря чему они кажутся выпуклыми при проведении по ним пальцем. Высокая печать номера банкноты позволит ощутить его рельеф на обороте банкноты.

Если повернуть купюру, оптически переменная краска меняет цвет номинала в правом нижнем углу лицевой стороны с привычного зелёного на чёрный. При помещении в ультрафиолет, мы заметим, что защитная нить станет светиться красноватыми оттенками. Очень хорошую степень защиты обеспечивает сам рисунок банкноты, обладающий многими секретами. К примеру, фон для портрета из тонких концентрических линий на аверсе. Из тех же линий выполнен и фон для Дворца Независимости на обороте. Если просто скопировать банкноту, то аналог этих линий не получится: вместо них мы увидим муаровые оттенки (участки тёмного и светлого цветов). Тем же эффектом обладают изображения на печатях, ровные и острые зубцы которых мы видим на оригиналах. Фальшивки явят нам размытые или смазанные зубцы.

Банкноты меньшего достоинства обладают дополнительными средствами защиты в виде изменённых цветов (да-да, современные доллары уже не назовёшь полностью зелёными) и элементов, выполненных специальной краской. Для той же двадцатки это миниатюрный герб США справа от портрета Эндрю Джексона. Полезно помнить, что доллары вне зависимости от номинала одинакового размера. Поэтому всегда стоит проверять сомнительную купюру, положив на неё проверенный подлинник. Любые отклонения от нормы - уже сигнал задуматься.


Стодолларовые - это форпост изобретений в виде защиты от подделок. Нововведениями являются помимо привычной защитной ленты (слева от портрета) ещё одной (справа от портрета) - трёхмерной, на которой размещены колокольчики, уступающие место при наклоне банкноты числу "100". Если же поэкспериментировать с наклоном банкноты, можно заметить, как и колокольчики, и цифры "плавают" с места на место. Эффект достигается тем, что лента состоит из миллиона микролинз. Ещё один колокольчик мы обнаружим в золотой чернильнице рядом с лентой. Колокольчик выполнен оптически переменной краской, поэтому он то сливается с фоном чернильницы, то снова проявляется из неё. Той же краской выполнен номинал в правом нижнем углу и на обороте. Золотыми оттенками напечатаны фразы из Декларации независимости и перо на аверсе.

Графические способы защиты банкнот иностранных государств

Среди прочих стран можно выявить иные способы защиты банкнот от подделки. Красивым методом является "Конфетти". При изготовлении бумаги для денег в неё внедряют круглые элементы, имеющие люминесцентные свойства и проявляющие себя во всём великолепии при наличии ультрафиолетового света. Уже известная нам защитная полоса может быть выполнена методом горячего тиснения, правда, мастера изготовления подделок уже освоили это искусство. В состав бумаги можно внедрить химические элементы, которые под воздействием реагента меняют свойства, что сразу отличит подлинник от фальшивки. Очень интересен термохромный эффект. Здесь купюра изменит внешний вид при повышении или понижении температуры, чего не сможет сделать подделка. Интересным является метод "Созвездие Эвриона". Визуально это окружности, произвольно раскиданные по купюре. Однако алгоритм их расположения занесён в счётные машинки, которые и отделяют подлинники от имитаций, легко вычисляемых программой.


Фрагмент банкноты с тремя выделенными "Созвездиями Эвриона"

Самые защищенные деньги мира

Здесь нет чемпиона, раз и навсегда занявшего верхнюю ступеньку пьедестала. Технологии развиваются, изобретаются новые метода и материалы, и уже завтра Китай или Канада смогут предложить какой-нибудь революционный метод для защиты своих расчётных знаков. Есть очень хорошие отзывы о евробанкнотах нового образца, о купюрах Казахстана, Белоруссии и даже Украины.


Однако пока пальму первенства удерживают полимерные . Новинкой их не назовёшь, так как первая эмиссия десятидолларовых банкнот началась ещё в 1988 году. Оказалось, что новые деньги хорошо защищены не только от подделок, но и от агрессивной среды. Банкноты не меняли свойств ни после стирки, ни после кипячения, ни после извлечения из земли. Уже в 1996 году на полимерной основе выпускаются сто австралийских долларов, а затем и весь денежный оборот (за исключением монет) переводится на пластик. Качественных подделок австралийской валюты пока не выявлено.


Самыми защищёнными признают и . Они используют как проверенные способы защиты (голограмма, микротекст, оптически переменная краска и другие), так и новинки. Среди прочих можно отметить тонкую защитную нить, внедрённую в банкноту. На некоторых участках она выходит на поверхность. При смене угла обзора она переливается и меняет цвет. Эти переливы и цветовую гамму фальшивомонетчикам пока имитировать не удалось. По крайней мере, об успешных подделках этих банкнот пока ничего неизвестно.

Способы имитации элементов защиты банкнот

Тем не менее, фальшивомонетчики тоже не стоят на месте. Поэтому в заключении несколько слов о способах имитации элементов защиты банкнот, на которые стоит обратить внимание, чтобы вам не всучили подделку. Ведь способы имитации элементов защиты банкнот Банка России поражают разнообразием.


Наличие водяного знака не гарантирует подлинности, ведь при изготовлении фальшивки его просто печатают светлыми тонами. Сложнее операция, когда подобие водяного знака делается рельефом, образуя на "банкноте" выпуклости и вдавленности. Цветные волокна часто переходят на подделку при копировании, или их дорисовывают вручную. Современные технологии позволяют наносить краску, светящуюся в ультрафиолете, и мошенники этим пользуются. В любом случае волокна на оригинале можно удалить, чего не скажешь о волокнах подделки.


Кажется, что оптически переменную краску подделать нельзя. Но попытки не прекращаются. Поверх напечатанного герба наносят тонкий слой лака для ногтей. При освещении на поверхности герба теперь появляется блик, который "путешествует" по гербу при наклоне "банкноты". Иногда применяется металлизированная фольга. Однако полной имитации добиться не получается, достаточно взглянуть на герб подлинника и сравнить поведение бликов на нём и на фальшивке.


Особое значение придаётся микроперфорации. Её запросто наколоть иглой. Вот только отверстия получаются разного размера и выстраиваются не таким уж красивым рисунком. Кроме того, проведя пальцем по поверхности "банкноты" в месте перфорирования, можно на ощупь определить направление уколов.

Защитную нить имитируют приклеиванием фольги на нужные участки или рисованием краской-серебрянкой. Полного сходства с подлинником добиться сложно. О тексте на фольге нечего и говорить. В большинстве грубых подделок он отсутствует. Не забывают преступники и о рельефных элементах. Надпись «БИЛЕТ БАНКА РОССИИ» воспроизводят выдавливанием. Более ленивые фальшивомонетчики просто накалывают произвольный рельеф на буквах, обеспечивая ощущение шероховатости.

Ещё сложнее обмануть кассира, в арсенале которого есть источник ультрафиолета. В этом свете подлинная банкнота, напечатанная на специальной бумаге, останется тёмной (кроме вышеразобранных элементов), а вот обычная бумага в ультрафиолете будет светиться голубоватыми оттенками. Даже если мошенники обработают бумагу собственного "производства" реактивами, подавляющими свечение, общий тон подделки всё равно будет не таким, как у оригинальной банкноты.


Надеемся, что эти нехитрые советы помогут вам избежать случая стать владельцем поддельной купюры. Если же это всё же произошло, нельзя пытаться пристроить банкноту обратно в оборот. При попытке расплатиться фальшивкой преступником становитесь уже вы сами, какую бы степень недоумения вам ни удалось изобразить. Здесь следует смириться с финансовыми потерями и сдать поддельный расчётный знак правоохранительным органам для организации розыска и поимки настоящих преступников.

О новой 100-долларовой купюре, которая получила дополнительную защиту от подделки. Сегодня более подробно и детально рассмотрим, какие виды защиты бумажных купюр от подделки существуют в мире.

Напомним, на обновленной американской банкноте появится главный защитный элемент - синяя защитная 3D-полоса. Она позволит не только легко отличать новые купюры от старых визуально, но и значительно усложнит жизнь фальшивомонетчикам. А ведь они не дремлют.

Фальшивомонетчики, как утверждает история, появились одновременно с возникновением денег, причем не только бумажных, но и металлических.

Выпуск первых бумажных денег, например, в Российской империи в 1769 году сразу же открыл массу народных «талантов». Повод на первых порах дало само правительство. Не имея достаточного опыта, русские банкиры ввели в серию ассигнации номиналом в 100, 50, 75 и 25 рублей. То, чего сразу не предугадало правительство, быстро заметили злоумышленники. Ведь если в числе «25» искусно переделать двойку на семерку, то номинал знака сразу возрастет в три раза. Быстро нашлись «специалисты», которые не стали откладывать дело в долгий ящик и начали просто перерисовывать двадцатипятирублевые бумажки в семидесятипятирублевые. Это явление оставило отпечаток до наших дней, ведь до сих пор ни у нас, ни у наших соседей нет купюры, которая содержала бы число «75».

Во Франции, например во время правления Наполеона, существовали фальшивомонетчики, которые состояли на службе у императора и подделывали деньги России и Англии в промышленных масштабах: во-первых, чтобы расплачиваться за продовольствие и услуги с местным населением, а во-вторых, чтобы подорвать экономику той страны, с которой шла война. Такие деньги изготавливались в специальной типографии, на специальной бумаге, там же их «старили». Например, мсье Лаль, один из профессиональных фальшивомонетчиков, придумал такой способ. В специальной кладовке на толстый слой уличной пыли, которую предварительно сметали и приносили туда, бросали новенькие купюры, а затем особой кожаной метлой гоняли их из угла в угол. После такой обработки, писал Лаль, ассигнации выглядели так, словно прошли уже через многие руки.

Двинув «великую армию» на Россию, Наполеон забрал печатную машину с собой. Теперь уже никто не «старил» фальшивки, на это просто не было времени. Их печатали, упаковывали в тюки и везли за собой со специальной охраной. Таким образом, определенную часть затрат на содержание армии император Наполеон покрывал за счет ловкости рук людей особого отделения своего тайного правительства.

Российское правительство не сразу оценило масштаб нанесенного урона, так как данные подделки были выполнены на то время очень искусно. Отличить их можно было только по грамматическим ошибкам, так как французы владели русским языком не в совершенстве (это, например, как китайские товары на нашем рынке лет десять назад, когда в описании было много ошибок, отсутствовали «правильные» буквы).

Во время Великой Отечественной войны правительство Германии также массово подделывало деньги СССР и пускало их в оборот. До сих пор, как предполагают, на дне озера на территории Австрии затоплено оборудование, на котором печатались данные фальшивки.

В настоящее время в мире существует очень много поддельных купюр. Например, в коллекции Интерпола 30 тыс. образцов разного рода подделок со всех континентов, две трети из которых - доллары США, причем с номиналом «100».

Кстати, тот же Интерпол издает специальный бюллетень «Фальшивки и подделки», в котором дается описание наиболее заметных отличий фальсификатов от оригиналов. Причем включаются сюда описания не кустарных дешевых подделок, а только индустриальных, выполненных на самом высоком техническом уровне.

Все это заставляет правительства, которые выпускают бумажные деньги, идти на их защиту. Все знают о водяных знаках и защитных полосах, так как данные виды защиты присутствуют и на купюрах нашей страны, но существует еще ряд способов защиты банкноты от подделок. Давайте поподробнее рассмотрим, как можно защитить купюру.

«Увеличивающийся» серийный номер. Метод защиты, когда каждая последующая цифра серийного номера банкноты становится выше или толще либо одновременно и выше, и толще. Существуют варианты как горизонтального, так и вертикального увеличения цифр серийного номера. Такой способ, в частности, используется на купюрах Чехии, Словакии, Шотландии и других стран. Также данный способ практикуется в Замбии.

Цветные волокна. Способ защиты, при котором в купюру добавляют цветные шелковые или синтетические волокна, как правило, красного, зеленого или синего цвета, которые хорошо видны, если присмотреться к купюре. Данный способ довольно старый. Так, на бумаге, которая шла на производство знаков достоинством в два червонца СССР образца 1928 года, хорошо заметны микроскопические красные прожилки - это свидетельствует о том, что банкнота подлинные. Данный способ использовался также в Камбодже, Таджикистане.

Двусторонний оптический дизайн или совмещающееся изображение. Специальная техника нанесения изображения, когда одна его половина нанесена на одной стороне купюры, а вторая - на другой. При рассматривании банкноты на просвет неокрашенный элемент лицевой стороны заполняется цветом фрагментов оборотной стороны, образуя законченный единый рисунок. Данный способ применяется для защиты купюр нашей страны, Канады, Египта, Шри-Ланки, Конго и многих других государств.

Защитная нить. Данный тип защиты сейчас применяется практически на всех современных банкнотах в мире, в том числе и в Беларуси. На первом этапе на просвет они выглядели черными линиями. Теперь ленточки усложнились, стали «ныряющими», бывают нескольких видов, например нить, которую можно рассмотреть только на просвет. Бывает металлизированная нить с кинетическим эффектом, то есть при разных углах меняющая свое свойство либо цвет. Например, на 10 египетских фунтах используется сразу две нити, одна из них видна на просвет, вторая - с кинетическим эффектом: с одной стороны она выглядит как разорванная полоса, при просмотре на просвет полоса становится неразрывной.

На купюре Мадагаскара также присутствуют две нити, одна видна на просвет, вторая появляется, если смотреть на купюру под определенным углом.

На купюре Ирана при просмотре на просвет появляется черная нить, а при просмотре в УФ-излучении данная нить становится разноцветной.

Голограмма. Изображение в виде рисунка либо наклейки, которая меняет свое свойство (как правило, цвет) при просмотре купюры под разными углами. Примером может служить юбилейная банкнота в 20 000 рублей, про которую ранее.

Водяной знак. Невидимая печать. Метод защиты, когда на купюру наносится текст либо изображение, которые становятся видимыми только на просвет. В настоящее время в мире в качестве водяных знаков используются изображения и портреты правителей, животных, растений, национальных символов, цифр, номиналов и многого другого.

Металлографическая печать. Способ защиты, когда применяется специальный способ печати, из-за чего изображение становится более выпуклым и его можно почувствовать на ощупь. Хорошим примером являются банкноты США. Думаю, многие из поколения восьмидесятых сами не раз терли пальцами пиджаки американских президентов.

Микротекст. Сделанные очень мелкими буквами надписи для невооруженного глаза кажутся простыми линиями оформления. Как правило, микротекст, который образует сложный рисунок, просто не воспроизводится при копировании с использованием техники, и место, где он находится, становится очень размытым, что сразу выдает подделку. Микротекст можно увидеть, только если очень внимательно присмотреться либо через увеличительное стекло. Также может быть в виде так называемой антикопировальной сетки, когда вместо текста при помощи очень тонких линий образовываются узоры, геометрические фигуры, которые не сможет воспроизвести копировальная техника.

Люминесценция в УФ-лучах. Метод печати, когда на купюру наносится текст, изображение либо цифры, которые становятся видимыми, если купюру «просветить» в УФ-излучении.