Ликвидация бизнеса. Приказы. Оборудование для бизнеса. Бухгалтерия и кадры
Поиск по сайту

Введение. Органы управления и структура бирж

Великолукская государственная сельскохозяйственная академия

«Органы управления и структура бирж»

Великие Луки

2009

Классификация бирж

Устройство бирж

Управление биржей

Структура и функции

Биржа

Би́ржа (нидерл. beurs, нем. Börse, фр. bourse, итал. bórsa, исп. bolsa, англ. exchange) - юридическое лицо, обеспечивающее регулярное функционирование организованного рынка товаров, валют, ценных бумаг и производных финансовых инструментов. Раньше, биржей называли место или здание, где собираются в определённые часы торговые люди и посредники, биржевые маклеры для заключения сделок с ценными бумагами или товарах

До эпохи компьютеризации о сделках стороны договаривались устно. Сейчас торги большей частью проходят в электронном виде с использованием специализированных программ. Брокеры в своих интересах или интересах клиентов выставляют в торговые системы заявки на покупку или продажу ценной бумаги (валюты, товара). Эти заявки удовлетворяются встречными заявками других торговцев. Биржа ведёт учет заключённых сделок, организует и гарантирует расчёты, обеспечивает механизм «поставки против платежа» (Delivery against payment).

Обычно, биржи получают комиссионный сбор с каждой заключённой сделки, и это основной источник их доходов. Другими источниками могут быть членские взносы, плата за доступ к торгам, продажа биржевой информации.

Классификация бирж

В зависимости от торгуемых активов (инструментов) биржи подразделяются на:

товарные (англ. commodity exchange) - постоянно действующий оптовый рынок чистой конкуренции, на котором по определенным правилам совершаются сделки купли-продажи на качественно однородные и легко взаимозаменяемые товары

фондовые - организация, предметом деятельности которой являются обеспечение необходимых условий нормального обращения ценных бумаг, определение их рыночных цен и распространение информации о них, поддержание высокого уровня профессионализма участников рынка ценных бумаг.

фьючерсные- биржа, торговля на которой ведется фьючерсными контрактами. Практически все современные товарные, фондовые и валютные биржи являются фьючерсными.

Торговлю на фьючерсной бирже по сравнению с торговлей реальным товаром на товарной бирже отличают:

преимущественно фиктивный характер сделок;

косвенная связь с рынком реального товара через хеджирование;

полная унификация всех условий контракта, кроме цены;

участие расчетной палаты в расчетах между покупателем и продавцом.

опционные - специализирующаяся на торговле долговых финансовых обязательств. Источником дохода опционной биржи служат премии, уплачиваемые клиентами за покупку опционов.

Однако, всегда существовали и универсальные биржи - биржи, совмещающие организацию торгов различными инструментами в рамках одной организационной структуры (зачастую в разных секциях).

Устройство бирж

В разных странах и даже в пределах одной страны устройство бирж сильно разнится. Однако, несмотря на различия, удаётся выделить и очертить типичные организационно-структурные признаки построения товарных бирж.

С точки зрения организационно-правовой формы биржи формируются преимущественным образом в виде акционерных обществ. В то же время это могут быть и товарищества, общества с ограниченной ответственностью, смешанные товарищества и даже частные предприятия.

Чаще всего биржи представляют собой акционерные общества закрытого типа (ЗАО). Их акции не подлежат свободной продаже. Тем самым руководящие органы биржи имеют возможность отбирать желающих стать акционерами по своему усмотрению, не допускать проникновения в акционерное общество случайных лиц. Такой подход в известной степени оправдывается тем, что биржа оперирует многомиллионными суммами, и поэтому риск проникновения в это дело незнакомых, случайных людей с неизвестной репутацией желательно свести к минимуму.

В соответствии с организационно-правовыми формами хозяйствования биржи в своём подавляющем большинстве не относятся к государственным организациям (хотя в принципе возможны и государственные биржи), а представляют собой коммерческие предприятия негосударственных форм собственности. Их доходы формируются в основном за счёт поступлений от клиентов, участников оптовой торговли, проводимой биржей.

Членами биржи могут быть не только граждане своей страны, но и иностранные граждане и организации (юридические лица), которым в законодательном порядке разрешено заниматься предпринимательской деятельностью. Однако не любой человек и не любая организация могут стать членами биржи. Для этого надо соответствовать требованиям её устава и иметь достаточный стартовый капитал, чтобы уплатить весьма крупный паевой взнос или купить почти столь же дорогое брокерское место на бирже. К тому же членом биржи можно стать только по решению биржевого совета.

Управление биржей

По своей организационной форме биржа чаще всего является акционерным обществом. Отсюда следует, что и основные принципы управления на ней сходны с управлением на любом АО.

Управление биржей осуществляют следующие органы: собрание акционеров, Биржевой Совет (Совет Директоров), Правление, другие органы, создаваемые по решению биржи.

Наивысшим органом управления является общее собрание акционеров в дореволюционной России такие собрания именовали сходами биржевого общества. Оно проводится раз в год, и разрыв между годовыми собраниями, как правило, не может превышать 15 месяцев. Общее собрание обычно решает следующие вопросы:

· утверждает, вносит изменения и дополнения в Устав;

· утверждает, вносит изменения и дополнения в Положение о Биржевом Совете;

· избирает Биржевой Совет;

· рассматривает жалобы на Совет Директоров;

· утверждает годовые отчеты о результатах деятельности биржи, заключение ревизионной комиссии (своеобразный внутренний аудит), счет прибылей и убытков.

Между общими собраниями высшим органом управления является Биржевой Совет. Его численность и персональный состав определяет общее собрание акционеров. В Биржевой Совет входят как представители торгово-промышленных и банковских компаний, являющихся членами биржи, так и не ее члены: представители ученых, деловых и политических кругов. Во главе Биржевого Совета стоит председатель. Все члены Биржевого совета выбираются ее постоянными членами. Если биржа - государственная, то в состав Совета государственные органы, обычно по линии министерства финансов, назначают своих представителей.

Биржевой Совет вправе решать все вопросы, не отнесенные к исключительной компетенции общего собрания. Его полномочия определяются специальным Положением, а заседания проводятся обычно не реже одного раза в месяц; между его заседаниями повседневной административно-хозяйственной и коммерческой деятельностью руководит Правление с исполнительным директором во главе. К числу функций, непосредственно выполняемых биржевым советом, относятся подготовка материалов к проведению общего собрания членов биржи, руководство работой исполнительной дирекции, регулирование финансовых дел, установление временного режима работы биржи, проведение торгов, наблюдение за котировкой цен, организация отбора и регистрации брокеров и т. д. Решения биржевого совета по этому кругу функций обязательны для всех членов и работников биржи.

Биржевой Совет определяет политику, правила и нормы биржевой торговли, а за их соблюдением следят специальные комитеты, состоящими из членов биржи. Комитеты отвечают за свою деятельность перед Советом директоров; их члены работают бесплатно. Весь остальной наемный персонал биржи не имеет каких-либо прав по торговле или права голоса. Количество персонала и его обязанности определяются Советом директоров. Персонал выполняет решения и поручения Совета директоров и комитетов, а организационная структура персонала часто соответствует функциям различных комитетов.

Число комитетов на разных биржах различно и колеблется от 8 до 40. Наиболее распространенные на биржах комитеты:

· комитет по приему новых членов;

· комитет по деловой этике;

· наблюдательный комитет (рассматривает споры и выносит решения по дисциплинарным вопросам);

· контрольный комитет (ведет наблюдение за деловой активностью на бирже);

· комитет по новым товарам (изучает потенциальные возможности введения торговли новыми товарами на бирже);

· комитет по товарам и качеству (контролирует соответствие действительного качества и характеристик представляемых к торговле товаров);

· комитет по процедурам торгового зала (наблюдает за соблюдением правил биржевой торговли в биржевом кольце, определяет режим торговых сессий).

Для оперативного руководства повседневной административно-хозяйственной и коммерческо-финансовой деятельностью биржи совет назначает правление или исполнительную дирекцию. В функции этого органа входят организация исполнения решений биржевого совета, решение текущих проблем, возникающих в процессе деятельности биржи, налаживание взаимодействия между подразделениями, быстрое вмешательство при возникновении сбоев, повседневное регулирование биржевых процессов.

Структура и функции

Структура органов оперативного управления обычно достаточно сложна. Прежде всего, выделяются центральные, внутренние органы биржи и периферийные, внешние. Первые обычно расположены в самом здании биржи, представляют её основной рабочий аппарат, непосредственно организующий и проводящий торги, направляющий и оформляющий сделки. Периферийные органы в отличие от центральных выполняют не основные, а вспомогательные функции предпродажного и послепродажного сервиса, обслуживания клиентов биржи, продавцов и покупателей товара на местах. Они могут находиться в любом уголке страны, где возникает первичный спрос и предложение товара. Такие внешние органы представлены обычно местными отделениями, филиалами бирж и брокерских контор. Они работают на центральную биржу, собирают и принимают заказы на биржевое обслуживание. Работников таких периферийных отделений принято называть брокерами - приёмщиками заказов.

Остановимся на описании органов биржи и её участников. С этой целью выделим основные части, главные функциональные элементы биржи и охарактеризуем вкратце участников биржевых операций. Брокерские конторы и фирмы подают в торговую систему биржи заявки и способствуют их продвижению к источникам спроса (если это заявки на продажу) и предложения (если это заявки на покупку), то есть заключению сделок. Брокеры выступают в роли посредников между продавцом и покупателем товара, соединяющих их интересы, и одновременно в качестве полномочных представителей, действующих на бирже как доверенные лица владельцев реализуемого товара и его покупателей (слово «брокер» означает «посредник», «комиссионер», «оценщик»). Брокеры имеют свои стационарные места на бирже и являются неотъемлемой частью её структуры.

Лиц, занимающихся биржевым посредничеством от своего имени и за свой счёт, называют в отличие от брокеров дилерами (джобберами). Это физическое лицо или фирма, проводящие биржевые операции в роли участников сделок.

Биржевые комитеты (комиссии) выполняют определённый, заранее заданный круг функций подготовки и проведения биржевого процесса. Обычно в их число входят комитеты по правилам биржевой торговли, по стандартам и качеству, котировальный комитет, информационные биржевые службы. Это специальные подразделения бирж.

Комитет по правилам занят составлением новых правил и внесением изменений в действующие правила биржевой торговли, подготовкой типовых контрактов, контролем за соблюдением норм и правил, ознакомлением с правилами заинтересованных лиц.

Котировальный комитет, исходя из конъюнктуры рынка, ранее осуществлённых сделок, определяет средний уровень и соотношение цен на биржевые товары, то есть проводит котировку товаров. Одновременно он готовит биржевой бюллетень справочных цен. В нем публикуются данные о минимальных и максимальных значениях цен, по которым совершались сделки на бирже. Такой бюллетень служит весомым подспорьем для брокеров.

Информационные службы обеспечивают движение информации по каналам связи и информационный сервис в соответствии с принятым порядком и технологией проведения биржевого процесса. Сердцевину биржи представляет операционный зал, разделённый на специализированные торговые секции, каждая из которых занята совершением либо определённых видов торговых сделок, либо сделок по группам и видам товаров. На крупных биржах обычно имеется до пяти и более таких секций.

Окончательное соединение предложения о продаже и заявки на покупку происходит в так называемом биржевом кольце («биржевой яме»), играющем роль главной сцены. Сделки считаются биржевыми, если они заключены публично в пределах этой территории.

Для обеспечения денежных операций, сопутствующих сделке, требуемые расчеты проводит расчетная палата.

Наряду с этими основными элементами биржевых структур, характеризующих устройство биржи, в ее состав должна входить биржевая арбитражная комиссия. Она призвана разрешать конфликтные ситуации и тем самым обеспечивать правовой, юридический порядок.

Комиссия может направлять на биржи государственных комиссаров, имеющих право доступа к любой биржевой информации.

), размер которых регламентируют нормативные документы биржи.

Раньше биржей называли место или здание, где собираются в определённые часы торговые люди и посредники, биржевые маклеры для заключения сделок с ценными бумагами или товарами .

До эпохи компьютеризации о сделках стороны договаривались устно. Сейчас торги большей частью проходят в электронном виде с использованием специализированных программ. Брокеры в своих интересах или интересах клиентов выставляют в торговые системы заявки на покупку или продажу ценной бумаги (валюты, товара). Эти заявки удовлетворяются встречными заявками других торговцев. Биржа ведёт учёт исполненных сделок, реализует, организует и гарантирует расчёты (клиринг), обеспечивает механизм взаимодействия «поставки против платежа» .

Функции биржи

  • предоставление места для торговли (место встречи покупателей и продавцов);
  • организация биржевого торга;
  • установление правил торговли, в том числе стандартов на товары, реализуемых через биржу;
  • разработка типовых контрактов;
  • урегулирование (арбитраж) споров;
  • информационная деятельность;
  • предоставление определенных гарантий исполнения обязательств участниками торгов.

Классификация бирж

В зависимости от торгуемых активов (инструментов) биржи подразделяются на:

  • опционные

Однако, всегда существовали и универсальные биржи - биржи, совмещающие организацию торгов различными инструментами в рамках одной организационной структуры (зачастую в разных секциях).

Устройство бирж

В разных странах и даже в пределах одной страны устройство бирж сильно различается. Однако, несмотря на различия, удаётся выделить и очертить типичные организационно-структурные признаки построения товарных бирж.

С точки зрения организационно-правовой формы биржи формируются преимущественным образом в виде акционерных обществ . В то же время это могут быть и товарищества , общества с ограниченной ответственностью , смешанные товарищества и даже частные предприятия.

Чаще всего биржи представляют собой акционерные общества закрытого типа (ЗАО). Их акции не подлежат свободной продаже. Тем самым руководящие органы биржи имеют возможность отбирать желающих стать акционерами по своему усмотрению, не допускать проникновения в акционерное общество случайных лиц. Такой подход в известной степени оправдывается тем, что биржа оперирует многомиллионными суммами, и поэтому риск проникновения в это дело незнакомых, случайных людей с неизвестной репутацией желательно свести к минимуму.

В соответствии с организационно-правовыми формами хозяйствования биржи в своём подавляющем большинстве не относятся к государственным организациям (хотя в принципе возможны и государственные биржи), а представляют собой коммерческие предприятия негосударственных форм собственности. Их доходы формируются в основном за счёт поступлений от клиентов, участников оптовой торговли, проводимой биржей.

Членами биржи могут быть не только граждане своей страны, но и иностранные граждане и организации (юридические лица), которым в законодательном порядке разрешено заниматься предпринимательской деятельностью. Однако не любой человек и не любая организация могут стать членами биржи. Для этого надо соответствовать требованиям её устава и иметь достаточный стартовый капитал, чтобы уплатить весьма крупный паевой взнос или купить почти столь же дорогое брокерское место на бирже. К тому же членом биржи можно стать только по решению биржевого совета.

Управление биржей, структура и функции

Управление биржей, структура и функции органов управления строятся, как это принято в акционерных обществах. Высшим органом управления является общее собрание членов биржи, проводимое, как правило, один раз в год. Это как бы своего рода законодательный орган биржи, определяющий уставные формы и выносящий принципиальные решения в области биржевой деятельности. В функции собрания входит принятие устава и других учредительных документов, внесение в них изменений и дополнений, избрание биржевого совета, создание и закрытие филиалов, рассмотрение и утверждение годовых отчетов. Общее собрание призвано также определять цели и стратегию развития биржи. В дореволюционной России такие собрания именовали сходами биржевого общества.

Высшим исполнительным органом биржи является биржевой совет, именуемый также советом директоров (управляющих). Численность и персональный состав биржевого совета определяется общим собранием членов (акционеров) биржи. Биржевой совет собирается обычно не менее одного раза в месяц или даже еженедельно. Это контрольно-распорядительный орган, осуществляющий текущее управление делами биржи. Он имеет право решать любой вопрос, не входящий в исключительную компетенцию общего собрания, представляет и охраняет интересы всех членов - участников биржи.

К числу этих функций, непосредственно выполняемых биржевым советом, относятся подготовка материалов к проведению общего собрания членов биржи, руководство работой исполнительной дирекции, регулирование финансовых дел, установление временного режима работы биржи, проведение торгов, наблюдение за котировкой цен, организация отбора и регистрации брокеров и т. д. Решения биржевого совета по этому кругу функций обязательны для всех членов и работников биржи.

Для оперативного руководства повседневной административно-хозяйственной и коммерческо-финансовой деятельностью биржи совет назначает правление или исполнительную дирекцию. В функции этого органа входят организация исполнения решений биржевого совета, решение текущих проблем, возникающих в процессе деятельности биржи, налаживание взаимодействия между подразделениями, быстрое вмешательство при возникновении сбоев, повседневное регулирование биржевых процессов.

На крупных биржах при правлении создается дирекция. В этом случае правление может принять на себя часть функции биржевого совета, а дирекция занимается оперативными делами.

Структура органов оперативного управления обычно достаточно сложна. Прежде всего выделяются центральные, внутренние органы биржи и периферийные, внешние. Первые обычно расположены в самом здании биржи, представляют её основной рабочий аппарат, непосредственно организующий и проводящий торги, направляющий и оформляющий сделки. Периферийные органы в отличие от центральных выполняют не основные, а вспомогательные функции предпродажного и послепродажного сервиса, обслуживания клиентов биржи, продавцов и покупателей товара на местах. Они могут находиться в любом уголке страны, где возникает первичный спрос и предложение товара. Такие внешние органы представлены обычно местными отделениями, филиалами бирж и брокерских контор. Они работают на центральную биржу, собирают и принимают заказы на биржевое обслуживание. Работников таких периферийных отделений принято называть брокерами - приёмщиками заказов.

Остановимся на описании органов биржи и её участников. С этой целью выделим основные части, главные функциональные элементы биржи и охарактеризуем вкратце участников биржевых операций. Брокерские конторы и фирмы подают в торговую систему биржи заявки и способствуют их продвижению к источникам спроса (если это заявки на продажу) и предложения (если это заявки на покупку), то есть заключению сделок. Брокеры выступают в роли посредников между продавцом и покупателем товара, соединяющих их интересы, и одновременно в качестве полномочных представителей, действующих на бирже как доверенные лица владельцев реализуемого товара и его покупателей (слово «брокер» означает «посредник», «комиссионер», «оценщик»). Брокеры имеют свои стационарные места на бирже и являются неотъемлемой частью её структуры.

Лиц, занимающихся биржевым посредничеством от своего имени и за свой счёт, называют в отличие от брокеров дилерами (джобберами). Это физическое лицо или фирма, проводящие биржевые операции в роли участников сделок.

Биржевые комитеты (комиссии) выполняют определённый, заранее заданный круг функций подготовки и проведения биржевого процесса. Обычно в их число входят комитеты по правилам биржевой торговли, по стандартам и качеству, котировальный комитет, информационные биржевые службы. Это специальные подразделения бирж.

Комитет по правилам занят составлением новых правил и внесением изменений в действующие правила биржевой торговли, подготовкой типовых контрактов, контролем за соблюдением норм и правил, ознакомлением с правилами заинтересованных лиц.

Комитет по стандартам и качеству вырабатывает биржевые стандарты, осуществляет экспертизу качества товаров, представляемых на торги, готовит акты экспертизы.

Котировальный комитет, исходя из конъюнктуры рынка, ранее осуществлённых сделок, определяет средний уровень и соотношение цен на биржевые товары, то есть проводит котировку товаров. Одновременно он готовит биржевой бюллетень справочных цен. В нем публикуются данные о минимальных и максимальных значениях цен, по которым совершались сделки на бирже. Такой бюллетень служит весомым подспорьем для брокеров.

Информационные службы обеспечивают движение информации по каналам связи и информационный сервис в соответствии с принятым порядком и технологией проведения биржевого процесса. Сердцевину биржи представляет операционный зал, разделённый на специализированные торговые секции, каждая из которых занята совершением либо определённых видов торговых сделок, либо сделок по группам и видам товаров. На крупных биржах обычно имеется до пяти и более таких секций.

Окончательное соединение предложения о продаже и заявки на покупку происходит в так называемом биржевом кольце («биржевой яме»), играющем роль главной сцены. Сделки считаются биржевыми, если они заключены публично в пределах этой территории.

В биржевом кольце правит бал закон спроса и предложения, хотя он действует не совсем свободно. Цена складывается еще и в зависимости от индивидуальных позиций и оценок участников торга, в первую очередь брокеров-продавцов и брокеров-покупателей. Для фиксации и регистрации результатов сделок в структуре биржи выделяется регистрационное бюро (комитет). Основная функция его заключается в документальном закреплении текущей биржевой цены, на которую согласились обе стороны, участвующие в сделке. Для обеспечения денежных операций, сопутствующих сделке, требуемые расчеты проводит расчетная палата.

Наряду с этими основными элементами биржевых структур, характеризующих устройство биржи, в ее состав должна входить биржевая арбитражная комиссия. Она призвана разрешать конфликтные ситуации и тем самым обеспечивать правовой, юридический порядок.

Комиссия может направлять на биржи государственных комиссаров, имеющих право доступа к любой биржевой информации.

Как ведутся торги на бирже

Рассмотрим теперь принципиальную схему функционирования биржи, порядок ведения торгов. При этом следует учитывать, что каждой бирже присущи собственные особенности организации биржевого процесса, которые к тому же постоянно совершенствуются по мере развития биржевого дела.

Биржевые операции вправе осуществлять только члены биржи самостоятельно или через своих уполномоченных, а также биржевые брокеры по поручению членов биржи. Поэтому клиент, который желает купить или продать свой товар через биржу, должен прежде всего обратиться в брокерскую контору, являющуюся членом этой биржи, и связаться с брокером - приёмщиком заказов. Клиент заполняет бланк-приказ и передает его полномочному брокеру. Все эти предварительные, стартовые операции могут осуществляться вне биржи, в периферийных органах. Лишь после того, как полномочный брокер передает заявку и отдает указание брокеру - исполнителю счетов, она поступает в центральные органы биржи. Все биржевые услуги и операции платные. Клиент биржи обязан сам нести расходы. На многих биржах до начала исполнения заказа клиент должен внести на счёт биржи гарантийный взнос («маржу »), составляющий до 10 % оценочной стоимости предмета сделки. Маржа не используется биржей, а служит залогом исполнения сделки клиентом. Если клиент оплатил положенные по сделке суммы, то он вправе получить маржу обратно.

Принятая биржей заявка поступает в торговую секцию операционного зала, проходя через приёмный пульт и регистратуру, и затем пересылается в биржевое кольцо. Биржей может проводиться предварительная фильтрация заказов на предмет отсева несоответствующих нормативным требованиям или заведомо нереальных.

Собственно торги происходят в биржевом кольце, находящемся в операционном зале. Биржевые брокеры, члены биржи, обладающие правом заключать сделки и имеющие на то заявки от своих клиентов, передают заявки находящемуся в биржевом кольце представителю брокерской фирмы, который непосредственно участвует в торгах. Наряду с брокерами в торге принимают участие в качестве ведущих и фиксирующих сделки биржевые маклеры, входящие в персонал биржи. Участникам торгов принято выдавать карточки разного цвета. Так, брокеры обычно получают синие или красные карточки, а маклеры - зелёные. Помощники брокера чаще всего имеют карточки жёлтого цвета. Из-за того, что в биржевом зале обычно очень шумно, в ходе торгов брокеры и маклеры общаются путём поднятия карточек или жестами (на биржах существует устоявшийся язык жестов). Обычно торг начинает ведущий маклер с сообщения о товарах, выставленных на продажу. Если сообщение маклера вызвало интерес у присутствующих брокеров, желающих приобрести товар, они подтверждают это, поднимая вверх руку с карточкой. После оглашения всего списка и небольшого перерыва начинается обсуждение предложений брокеров-продавцов. В идеальном случае на предложение откликается заинтересованный брокер-покупатель, то есть контрагент, желающий приобрести всю партию товара. И сделка сразу фиксируется. Если такой вариант не проходит, то обсуждаются встречные предложения брокеров-покупателей об условиях, на которых они согласны приобрести товар или его часть. В случае повторной неудачной попытки заключить сделку она откладывается и рассматриваются следующие предложения.

При достижении договорённости между брокером-продавцом и брокером-покупателем (в виде их устного согласия о взаимоприемлемости условий) маклер фиксирует сделку записью в регистрационной карте. Такая регистрация свидетельствует о том, что сделка заключена.

Приведённое описание торгов чрезвычайно упрощено в целях облегчения восприятия процесса в целом. Реальная процедура торга намного сложнее и разнообразнее. Порядок ведения во многом зависит от вида сделок, а также от установившихся на каждой бирже традиций, уровня оснащённости бирж площадями, помещениями, средствами передачи и отображения информации, вычислительной техникой. Возможны разнообразные ответвления от основной схемы и её вариации. В особенности сказанное относится к вновь возникающим, формирующимся биржам, функционирующим в условиях становления рыночных отношений.

Виды сделок

  • Длинная позиция (покупка финансового инструмента - акции, облигации, валюты, фьючерса, опциона и пр. - в расчёте на рост его стоимости)
  • Короткая позиция (продажа без покрытия, то есть берутся взаймы ценные бумаги и продаются в расчёте на падение их стоимости, предусматривается выкуп подешевевшего актива и возврат кредитору)

Регулирование деятельности

Игры

Было создано несколько игр, моделирующих биржу. Среди них:

  • Брокер (игра)
  • Брокер +1 (игра)

История в России

Во времена НЭПа

Первые советские биржи появились в СССР летом 1921 года - Саратовская, Пермская, Вятская, Нижегородская и Ростовская. Они были кооперативными, но с появлением в конце декабря 1921 года Московской Центральной товарной биржи ВСНХ и Центросоюза кооперативная биржа была заменена «смешанной» с органами ВСНХ, и в первом полугодии 1922 года все биржи были реформированы в соответствии с уставом Московской биржи. Перед советскими биржами ставились задачи выявления спроса и предложения, регулирования торговых операций, а также контроля за правильностью и экономической целесообразностью сделок.

2 января 1922 года ВСНХ выпустил приказ об участии государственных предприятий и организаций в биржевых операциях и открыл школы «торговой грамотности», но поначалу предприятия избегали участия в биржевых сделках. Котировка на Московской бирже началась спустя 10 месяцев со дня ее образования; до лета 1922 года котировка производилась лишь на 24 из 39 существующих бирж. Частные лица не могли быть членами советских бирж, хотя допускались на биржевые собрания, если были постоянными посетителями и уплачивали ежегодный взнос. В результате доля участия частного капитала при совершении биржевых сделок значительно уступала удельному весу государственных структур. В 1923 году средний годовой процент частного капитала в биржевом обороте не превышал 15,5%, и темпы его роста были значительно меньше государственных оборотов: 11% против 45%.

В 1923 году в СССР насчитывалось уже 70 бирж. Но государство рассматривала их как инструмент для «овладения рынком» и вытеснения частника из экономической сферы. В сентябре 1922 года СТО обязал госорганы обязательно оформлять на бирже сделки, совершенные вне биржи. Поскольку биржи взимали более высокие сборы за регистрацию внебиржевых сделок по сравнению с биржевыми, то данное постановление способствовало искусственному увеличению биржевых оборотов .

В начале 1927 года Совет народных комиссаров и Совет Труда и Обороны приняли решение, ограничивающее работу бирж, и в результате из 70 бирж осталось 56, а в 1929-1930 гг. и они были закрыты.

См. также

Примечания

Ссылки


Wikimedia Foundation . 2010 .

Синонимы :

Переход Российской Федерации к рыночным формам хозяйствования потребовал в рамках трансформации экономической системы государства создания новых институтов, не присущих плановой экономике. Это привело к изменению традиционных и образованию новых форм торговли, послужило объективной основой возрождения в России биржевой торговли и базовых инструментов этой торговли - товарных, фондовых и валютных бирж.

Биржа -- это юридическое лицо, обеспечивающее регулярное функционирование организованного рынка товаров, валют, ценных бумаг, производных финансовых инструментов. Организация биржевой торговли при помощи бирж в масштабе Российского государства на сегодняшний день выступает одним из направлений публичной политики в экономической сфере. При этом становится совершенно очевидным, что без эффективной частноправовой и публично-правовой регламентации правового статуса бирж, рыночные отношения России не смогут дальше нормально развиваться, а, следовательно, процесс интеграции национального (государственного) рынка России в мировой рынок может затянуться на очень долгие-долгие годы.

Поэтому в этом смысле наиболее актуальным является укрепление нормативной правовой базы, регламентирующей правовой статус, деятельность и правовое обеспечение функционирования бирж. В свою очередь, в основе такого правового нормирования лежит развитой частноправовой элемент - закрепление соответствующего нынешним экономическим реалиям устойчивого гражданско-правового положения биржи. В соответствии с вышесказанным, в представленной работе рассмотрена актуальная тема - «Общая характеристика правового статуса биржи (понятие, функции, значение)».

Цель работы - исследовать общую характеристику правового статуса биржи с точки зрения современного коммерческого права. В соответствии с определенной целью в работе были поставлены и решены следующие задачи:

Исследовать понятие биржи в современном аспекте;

Изучить функции и деятельность, осуществляемую биржей;

Выяснить значение биржи в современной экономической жизни;

Объектом исследования данной работы является биржа, как юридическое лицо, обеспечивающее регулярное функционирование организованного рынка товаров, валют, ценных бумаг, производных финансовых инструментов. Предметом исследования работы выступает правовой статус биржи.

Исследование выбранной темы осуществлялось при помощи следующих методов: метод всестороннего познания предмета и объекта исследования работы, метод анализа полученных знаний и материалов, сравнительно-правовой метод, системный метод, структурно-функциональный метод, а также метод обобщения полученных материалов по изученной теме.

Теоретической основой представленной работы выступили научные труды и работы российских правоведов, рассматривающих основные аспекты правового статуса и деятельности бирж в Российской Федерации. Это работы таких авторов, как Б.И. Пугинский, С.И. Винченко, А.Г. Грязнова, Р.В. Корнева, В.А. Галанов, Л.В. Андреева, П.В. Петров, А.П. Соломатин, Ф.П. Половцева и др. Также в работе использовались материалы Интернет-ресурсов - Http://www.rg.ru/, Http://www.gumer.info/, Http://allpravo.ru./, Http://garant.ru/.

Законодательной основой представленной работы выступают - Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г., Федеральные законы РФ «О товарных биржах и биржевой торговле» от 20 февраля 1992 г. N 2383-I, «О рынке ценных бумаг» от 22 апреля 1996 г. № 39-ФЗ, «О валютном регулировании и валютном контроле» от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ и иные нормативно правовые акты, регулирующие данный вид правоотношений.

Поставленные цели и определенные задачи обусловили структуру представленной работы. Контрольная работа состоит из введения, основной части и заключения, включает список использованной литературы. Данная работа изложена на 16 страницах, для написания использовано 10 научных источников, из них четыре - это нормативно-правовые материалы.

Это организации, выполняющие все функции на рынке ценных бумаг, кроме функции купли-продажи ценных бумаг. Их можно разделить на:

  • организации, обеспечивающие заключение сделок, - организаторы торговли - биржи и торговые системы, организующие проведение регулярных торгов по ценным бумагам;
  • организации, обеспечивающие исполнение сделок, - системы расчетов и учета прав на ценные бумаги - клиринговые системы, регистраторы и депозитарии, обеспечивающие расчеты по заключенным сделкам, учет и перерегистрацию прав на ценные бумаги;
  • информационные агентства - информационно-аналитические системы поддержки инвестиционных решений: информационные агентства, рейтинговые агентства, базы данных, представляющие инвесторам развернутую и полную информацию о состоянии эмитентов, экономической ситуации в стране, исполнении бюджетов.

Организации, обеспечивающие заключение сделок

Организаторами торговли на рынке ценных бумаг являются профессиональные участники рынка, осуществляющие деятельность по организации торговли, которая заключается в предоставлении услуг, непосредственно способствующих заключению гражданско-правовых сделок с ценными бумагами между участниками рынка ценных бумаг.

Организатором торговли является фондовая биржа. Фондовая биржа представляет собой организованный, регулярно функционирующий, централизованный рынок с фиксированным местом торговли, с процедурой отбора ценных бумаг и операторов рынка, отвечающих определенным требованиям, с наличием временного регламента торговли ценными бумагами и стандартных торговых процедур, с централизацией регистрации сделок и расчетов по ним, установлением официальных (биржевых) котировок. Она осуществляет надзор за членами биржи, оказывает расчетные и информационные услуги, дает определенные гарантии и получает комиссионные от сделок. Фондовая биржа - это некоммерческое предприятие, работающее по лицензии, порядок выдачи которой определен Положением о лицензировании биржевой деятельности на рынке ценных бумаг, утвержденным письмом Минфина России от 15.04.1992 г. № 20 с последующими изменениями к нему.

Фондовая биржа организует торговлю только между членами биржи. Другие участники рынка ценных бумаг могу т совершать операции на бирже только через посредничество членов биржи, ко торыми могут быть любые профессиональные участники рынка цепных бумаг.

Торговля на организованном внебиржевом рынке ценных бумаг осуществляется в торговой системе. Торговая система это совокупность технических, технологических и организационных средств, позволяю-щих заключать сделки с ценными бумагами и сверять ее параметры.

Крупнейшей в России системой электронных торгов является Российская торговая система (РТС), объединяющая инвестиционные компании и банки.

К организациям, обеспечивающим исполнение сделок, относятся: клиринговые организации, депозитарии, регистраторы (реестродержатели).

Клиринговые (расчетно-кдиринговые) организации - организации, осуществляющие деятельность по определению взаимных обязательств (сбор, сверка, корректировка информации по сделкам с ценными бумагами и подготовка бухгалтерских документов по ним) и их зачету по поставкам ценных бумаг и расчетам по ним. Это организации, имеющие соответствующую лицензию и действующие на основании Временного положения о клиринговой деятельности на рынке ценных бумаг в Российской Федерации, утвержденного Постановлением Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг от 30.12.1997 г. № 44.
Клиринговая организация обычно существует в тех же юридических формах, что и коммерческие банки, но чаще всего - в форме акционерного общества закрытого типа. Она может обслужить какую-либо одну фондовую биржу или сразу несколько фондовых бирж или рынков ценных бумаг.

Клиринговая организация осуществляет:

  • сбор данных о сделках по ценным бумагам (для неттинга и расчетов) - об участниках сделок, категориях ценных бумаг, месте и времени совершения сделок, форме расчетов по ним;
  • составление перечня сделок для проведения неттинга и расчетов (как правило, путем сопоставления и корректировки). В результате неттинга (классификации заключенных сделок с целью максимального сокращения числа операции сторон с ценными бумагами) объем сделок сводится к относительно небольшому числу случаев поставки ценных бумаг и передачи денежных средств.

Депозитарии - профессиональные участники рынка ценных бумаг, осуществляющие депозитарную деятельность, т. е. деятельность, связанную с предоставлением услуг но хранению ценных бумаг, выпущенных в документарной и бездокументарной формах, и учетом перехода нрав на них. Депозитарием может быть только хозяйствующий субъект.

В обязанности депозитария входят:

  1. регистрация фактов обременения ценных бумаг депонента обязательствами;
  2. ведение отдельного от других счета депо депонента с указанием даты и основания каждой операции по счету;
  3. передача депоненту всей информации о ценных бумагах, полученной депозитарием от эмитента или держателя реестра владельцев ценных бумаг.

Депозитарий имеет право регистрироваться в системе ведения реестра владельцев ценных бумаг или у другого депозитария в качестве номинального держателя.

Регистратор (держатель реестра) - юридическое лицо, осуществляющее деятельность по ведению реестра владельцев именных ценных бумаг (для ценных бумаг на предъявителя система ведения реестра не ведется), которая состоит в сборе, фиксации, обработке, хранении и предоставлении данных, составляющих систему ведения реестра владельцев ценных бумаг. Он не вправе совершать сделки с ценными бумагами эмитентов, ведение реестров которых он осуществляет.

Деятельность регистратора включает ведение лицевых счетов зарегистрированных лиц, ведение учета ценных бумаг на эмиссионном и лицевом счетах эмитента, хранение и учет документов, являющихся основанием для внесения записей в реестр, учет начисленных доходов по ценным бумагам. Задача регистратора состоит в том, чтобы вовремя и без ошибок предоставлять реестр эмитенту.

Функцию регистратора может выполнять само акционерное общество (если число владельцев ценных бумаг не превышает 500 человек), либо сторонняя организация - профессионал по ведению реестра (это может быть банк, специализированный регистратор, т. е. юридическое лицо).

Особую роль на рынке цепных бумаг играют информационные агентства. Существует множество информационных агентств, каждое из которых не только аккумулирует информацию, но и предлагает различные способы ее доставки и обработки. Эту часть рынка делят между собой зарубежные и отечественные информационные агентства. Среди зарубежных на российском рынке присутствуют такие известные агентства, как Рейтер, Доу-Джонс Телерейт, Блумберг, Тенфор. Очень активную позицию занимает Межбанковский финансовый дом (МФД) со своим официальным дилером по Северо-Западу Петербургским межбанковским финансовым домом (Г1МФД). Разработанная ими информационная система Дикси+ установлена в большинстве мелких и средних фирм, работающих на рынке ценных бумаг. Подобной Дикси+ является и система агентства АК&М. Многие информационные агентства используют для передачи информации возможности системы Internet.

Введение…………………………………………………………………….3

1. Понятие и сущность биржи………………………………..…..………..5

2. Функции биржи………………………………………………...……..…9

3. Значение биржи………………………………………….…………..…13

Заключение…………………………………………………………..……15

Список использованной литературы………………………….…………16


Введение

Переход Российской Федерации к рыночным формам хозяйствования потребовал в рамках трансформации экономической системы государства создания новых институтов, не присущих плановой экономике. Это привело к изменению традиционных и образованию новых форм торговли, послужило объективной основой возрождения в России биржевой торговли и базовых инструментов этой торговли – товарных, фондовых и валютных бирж.

Биржа - это юридическое лицо, обеспечивающее регулярное функционирование организованного рынка товаров, валют, ценных бумаг, производных финансовых инструментов. Организация биржевой торговли при помощи бирж в масштабе Российского государства на сегодняшний день выступает одним из направлений публичной политики в экономической сфере. При этом становится совершенно очевидным, что без эффективной частноправовой и публично-правовой регламентации правового статуса бирж, рыночные отношения России не смогут дальше нормально развиваться, а, следовательно, процесс интеграции национального (государственного) рынка России в мировой рынок может затянуться на очень долгие-долгие годы.

Поэтому в этом смысле наиболее актуальным является укрепление нормативной правовой базы, регламентирующей правовой статус, деятельность и правовое обеспечение функционирования бирж. В свою очередь, в основе такого правового нормирования лежит развитой частноправовой элемент – закрепление соответствующего нынешним экономическим реалиям устойчивого гражданско-правового положения биржи. В соответствии с вышесказанным, в представленной работе рассмотрена актуальная тема – «Общая характеристика правового статуса биржи (понятие, функции, значение)».

Цель работы – исследовать общую характеристику правового статуса биржи с точки зрения современного коммерческого права. В соответствии с определенной целью в работе были поставлены и решены следующие задачи:

▬ исследовать понятие биржи в современном аспекте;

▬ изучить функции и деятельность, осуществляемую биржей;

▬ выяснить значение биржи в современной экономической жизни;

Объектом исследования данной работы является биржа, как юридическое лицо, обеспечивающее регулярное функционирование организованного рынка товаров, валют, ценных бумаг, производных финансовых инструментов. Предметом исследования работы выступает правовой статус биржи.

Исследование выбранной темы осуществлялось при помощи следующих методов: метод всестороннего познания предмета и объекта исследования работы, метод анализа полученных знаний и материалов, сравнительно-правовой метод, системный метод, структурно-функциональный метод, а также метод обобщения полученных материалов по изученной теме.

Теоретической основой представленной работы выступили научные труды и работы российских правоведов, рассматривающих основные аспекты правового статуса и деятельности бирж в Российской Федерации. Это работы таких авторов, как Б.И. Пугинский, С.И. Винченко, А.Г. Грязнова, Р.В. Корнева, В.А. Галанов, Л.В. Андреева, П.В. Петров, А.П. Соломатин, Ф.П. Половцева и др. Также в работе использовались материалы Интернет-ресурсов – Http://www.rg.ru/, Http://www.gumer.info/, Http://allpravo.ru./, Http://garant.ru/.

Законодательной основой представленной работы выступают – Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г., Федеральные законы РФ «О товарных биржах и биржевой торговле» от 20 февраля 1992 г. N 2383-I, «О рынке ценных бумаг» от 22 апреля 1996 г. № 39-ФЗ, «О валютном регулировании и валютном контроле» от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ и иные нормативно правовые акты, регулирующие данный вид правоотношений.

Поставленные цели и определенные задачи обусловили структуру представленной работы. Контрольная работа состоит из введения, основной части и заключения, включает список использованной литературы. Данная работа изложена на 16 страницах, для написания использовано 10 научных источников, из них четыре – это нормативно-правовые материалы.

1. Понятие и сущность биржи

Биржа - это юридическое лицо, обеспечивающее регулярное функционирование организованного рынка товаров, валют, ценных бумаг, производных финансовых инструментов. Согласно энциклопедии Брокгауза и Эфрона биржа - это место или здание, где собираются в определенные часы торговые люди и посредники, биржевые маклера для заключения сделок о ценных бумагах или товарах. До эпохи компьютеризации это было действительно так, и о сделках стороны договаривались устно. Но сейчас торги большей частью проходят в электронном виде. Упрощенно - на бирже стоит торговый сервер, к которому подключены аккредитованные брокерские компании через специальные глобальные линии связи. Брокеры в своих интересах или интересах клиентов выставляют в торговые системы заявки на покупку или продажи ценной бумаги, валюты, товара. Таким образом, биржа предоставляет возможность встретиться покупателям и продавцам, но уже не в своем здании, а на одном сервере, и заключать сделки купли-продажи.

Первая официальная Российская биржа была открыта в Петербурге в 1703 году, в период правления Петра I Великого. В последующем биржи возникают в Кременчуге (1834 год); в Москве (1839 год), Рыбинске (1842 год); Нижнем Новгороде (1848 год). Быстрый толчок к появлению бирж в Казане, Риге, Самаре и Киеве дал переход к рыночным отношениям после реформы 1861 года. В 90-е и последующие годы ХХ века биржевое дело получает дальнейшее развитие в России в связи с интенсивным строительством железных дорог, элеваторов, т.д. и появлением коммерческих банков. В целом к началу войны общее количество российских бирж достигало ста пятнадцати.

16 июля 1914 года биржи России были закрыты. В январе 1917 года их вновь открыли, а в феврале - закрыли опять. Полностью разрушенная в 1917-1920 годы рыночная инфраструктура российского государства на короткое время возродилась в период НЭПа. Это было связано, прежде всего, с расширением свободных товаропроизводителей, оживлением спроса, а также возрастанием деловой активности в стране. В этот период времени возникает более сотни бирж, в том числе такие крупные, как Саратовская, Пермская, Вятская, Нижегородская и Московская центральная товарная биржа.

В это же время происходит обширная правовая регламентация биржевой деятельности. Постановлением IX Всероссийского съезда Советов по вопросам НЭП было разрешено ВСНХ и его местным органам учредить товарные биржи. 23 августа 1922 года вышло постановление Совета Труда и Обороны “О товарных биржах”, а затем постановление СНК РСФСР “О фондовых биржевых операциях”. Данные акты вошли в первый ГК РСФСР 1922 года и действовали до 1925 года. Их заменило положение о фондовых и товарных биржах и фондовых отделах при товарных биржах 1925 года, новая редакция которого была утверждена в 1928 году. Данный документ, рассчитанный на все формы биржевой торговли, дополнялся актами Наркомторга и Наркомфина РСФСР среди которых были Нормальный устав товарной биржи, а также правила биржевой торговли, которые устанавливались своими биржами и были обязательными для их членов и посетителей. Перечисленные акты биржевой деятельности были отменены в 1930 году вместе с другими законодательными документами НЭПа, что послужило началом той директивной экономики, которая просуществовала в нашей стране ≈ 70 лет

Создание биржевых институтов выступает необходимым условием функционирования рыночного механизма государства. Биржевой институт России пережил возрождение в начале 90-х годов ХХ века и сейчас находится в периоде своего развития. По мере становления российского биржевого рынка создается и отлаживается система его регулирования. Идея разработки отечественного биржевого законодательства появилась вместе с биржами. В июле 1990 года был подготовлен первый проект Закона РСФСР “О товарной бирже и биржевой торговле”, вошедший в программу “500 дней”. Затем появились проекты нормативных актов, исходивших от самих бирж. Здесь можно выделить проект постановления Совета Министров РСФСР, разработанный на МТБ, и проект постановления Президиума Верховного Совета РСФСР, подготовленный на РТСБ. И, несмотря на то, что все они так и остались проектами, тем не менее, их разработки определили основные подходы к проблеме. Разработка правовой основы регулирования биржевой деятельности в России базировались на имеющихся законах, постановлениях, положениях и указах, с помощью которых осуществлялся переход от командно-административной системы управления страной к рыночной экономике.

Появление биржевых структур явилось одним из направлений вложения избыточных денежных средств. Биржи создавались, как акционерные общества, к 1992 году биржа перестала быть единственным символом рынка, и становится истинно оптовой торговлей. В это же время идет процесс становления фьючерсной торговли. Отличительной чертой крупнейших российских бирж всегда была их универсальность, т.е. на одной и той же бирже совершаются операции и товарные, и фондовые. Формирование российских бирж осуществлялось в условиях отсутствия нормативно-правовой базы, а также в условиях нестабильной экономики и спада производства, и было связано с большим риском для инвесторов. Ситуация на бирже характеризовалась взлетом и падением заработков. Одним из условий формирования бирж в Российской Федерации было отсутствие форм товарного обращения.

Биржа - это классический институт рыночной экономики, который формирует оптовый рынок товаров. При этом биржа имеет организационную основу; экономическую основу; и юридическую основу. Биржа, с точки зрения организационной основы, это хорошо оборудованное рыночное место, предоставляемое брокерам и дилерам, то есть профессионалам биржевого дела. С экономической точки зрения, это организованный в определенном месте регулярно действующий по установленным правилам оптовый рынок, на котором происходит торговля ценных бумаг, оптовая торговля по образцам и стандартам, по договорам и контрактам на их поставку в будущем, а также продажа валюты и редкоземельных металлов по ценам официально установленным на основе спроса и предложения. Биржа является юридическим лицом, обладающем обособленным имуществом, может быть истцом и ответчиком в суде, арбитражном государственном суде (третейском суде).

Основным документом биржевой торговли на территории Российской Федерации является Закон РФ “О товарных биржах и биржевой торговле” от 20 февраля 1992 года № 2383-I, который создает правовые гарантии для торгово-посреднической деятельности; учитывает реальные процессы, которые происходят на современных биржах. Согласно, данному закону биржа организует и ведет биржевые торги, но не может совершать сделки от своего имени и за свой счет. Она не может также осуществлять торговую, торгово-посредническую и иные виды деятельности непосредственно не связанные с организацией биржевой торговли. Предприятия и организации, не отвечающие указанным положениям, не имеют права на организацию биржевой торговли, использование в своем названии слов “товарная биржа” или “биржа” и не подлежат регистрации в качестве биржевых структур. Предметом биржевых сделок не может быть недвижимое имущество, объекты интеллектуальной и промышленной собственности, а также произведения искусства.

Порядок валютного регулирования и общие условия, необходимые для совершения сделок с валютой на валютной бирже на территории России определены Федеральным Законом Российской Федерации “О валютном регулировании и валютном контроле” от 10 декабря 2003 года № 173-ФЗ.

Деятельность фондовых бирж регулируется Федеральным Законом РФ от 22 апреля 1996 года № 39-ФЗ “О рынке ценных бумаг”. Фондовая биржа – организатор торговли на рынке ценных бумаг, не совмещающий деятельность по организации торговли с иной деятельностью, исключение - депозитарная деятельность и деятельность по определению взаимных обязательств. Фондовая биржа – некоммерческая организация, но доходы, могут быть получены ею от осуществления депозитарной или клиринговой деятельности.


Как и другие организаторы торговли на рынке ценных бумаг, фондовая биржа предоставляет участникам рынка услуги, непосредственно способствующие заключению гражданско-правовых сделок с ценными бумагами. Деятельность фондовых бирж осуществляется в соответствии с требованиями, предъявляемыми законодательством к организаторам торговли на рынке ценных бумаг. Между тем для получения статуса фондовой...

Долго, но не в этом суть. Главное, на мой взгляд, - это создание условий и действенных механизмов для нормаль­ного функционирования принятых законов. 2. Правовой статус товарной и фондовой биржи. 2.1. Понятие товарной биржи. Порядок создания и прекращение деятельности. Учреждение товарных бирж происходит в несколько этапов. Прежде все­го, должно быть принято решение об образовании...

Посредничество биржи. Все виды деят-ти осущ-ся через ФКЦБ. Порядок членов биржи вступление, выход и исключ. опред. локальными нормативными актами. Правовое положение банков Пр. полож. опр-ся спец. законами отд. орг-прав. норм или спец. законами опр-щими статус отд. субъектов. Пр. полож. ком. банков опред. положением от 2.12.95г. “Закон о банках и банк. деят-ти.” Кред. огр-ций признается физ...

Принадлежащего ему имущества Однако у индивидуальных предпринимателей есть и немало общего с гражданами-непредпринимателями. Это позволяет сделать вывод о том, что правовой статус индивидуальных предпринимателей находится на стыке правомочий обычных граждан и коммерческих организаций. В отличие от юридических лиц имущество индивидуального предпринимателя, составляющее объекты предпринимательской...