Ликвидация бизнеса. Приказы. Оборудование для бизнеса. Бухгалтерия и кадры
Поиск по сайту

Управленческий учет по бух счетам. План счетов управленческого учета и планирование. Схема контрарно-дополнительных счетов

Как разработать управленческий план счетов и ничего не упустить

Принципы создания управленческого плана счетов

Бюджетное управление для своей реализации требует соответствующего инструментария, точнее сказать - носителя. Если структура бухгалтерского плана счетов четко регламентирована нормативными документами, то управленческий план счетов всегда строится , происходящих на предприятии. Он должен давать необходимую плановую и фактическую информацию в нужных для анализа разрезах и в удобной форме отражать специфику деятельности предприятия.

По статьям строиться!

Существует два основных принципа :

  • «Приход – Расход» по статьям бюджетов.
  • Проводки по счетам.

Первый подход заключается в следующем. Хозяйственные операции распределяются по статьям, которые группируются в бюджеты в зависимости от отражаемой области деятельности. Каждая операция вызывает увеличение сумм по определенной для нее статье или нескольким статьям. Обороты по статьям за период рассчитываются путем их суммирования, а итоги формируются как разность между противоположными статьями.

Суть второго принципа отражения – проводок по счетам – аналогична отражению хозяйственных операций в бухгалтерском учете, а именно:

  • существует управленческий план счетов (УПС), который и является механизмом хранения данных в учетной программе;
  • каждая хозяйственная операция по вводу плановых или фактических данных отражается в системе путем ввода первичных документов. Они, в свою очередь, создают проводки строго по двум счетам УПС: дебету одного и кредиту другого (принцип двойной записи);
  • данные в бюджетах рассчитываются как остатки или обороты по дебету или по кредиту соответствующего счета.

Основное преимущество постатейного учета - простота и наглядность для специалиста, не искушенного в бухгалтерии. Преимущество отражения хозяйственных операций на основе счетов - в гарантированной корректности при отражении каждой операции, что обеспечивает целостность и полноту внесенной информации.

Эти две системы не отвергают друг друга, и, более того, учет по счетам включает в себя постатейный как неотъемлемую часть. При таком варианте реализации управленческие счета в качестве одного из своих свойств имеют аналитику “Статья бюджета”, через которую вводимые данные отражаются не только по счету, но и статье. Такая, кажущаяся на первый взгляд, сложность на практике уже хорошо отработана методически и поддерживается программными средствами.

У каждого свой управленческий план счетов

Если бухгалтерский план счетов (БПС) един для всех предприятий, то УПС каждое предприятие разрабатывает для себя в соответствии со своими потребностями. В зависимости от целей бюджетирования, традиций финансового учета на конкретном предприятии, требований собственников предприятия и следует выбрать управленческий план счетов. Им может быть национальный план счетов, с определенными доработками и обобщениями, или план счетов западного формата (GAAP или IAS). Наконец, возможно разработать собственный управленческий план счетов.

Разработка УПС – чрезвычайно важная и ответственная работа для создания всей системы бюджетирования. Управленческий план счетов является фундаментом для учетной политики, и одновременно регистром хранения данных. Кодировка счетов и субсчетов должна учитывать финансовую и бюджетную структуру предприятия, обеспечив, таким образом, как внесение прогнозных и плановых величин, так и получение полностью сопоставимых фактических данных для проведения анализа и корректировки бюджетов. То, с какой детализацией, в какой группировке и с какими аналитическими разрезами будут выделены отдельные счета, определит возможность получения и расшифровки данных в управленческих отчетах.

Важную роль в создании плана счетов должны сыграть и бухгалтеры. Во-первых, большой опыт работы с бухгалтерским планом счетов как хранилищем информации для бухгалтерского учета даст ясное понимание того, каким должен быть УСП, чтоб выполнить все требования, выдвигаемые к управленческому учету. К тому же хорошее знание структуры плана счетов позволит в дальнейшем качественно настроить отчетность.

Во-вторых, общеизвестно, что поставщиком фактических данных для управленческого учета чаще всего служит именно бухгалтерский учет. Ведь чем ближе УСП к бухгалтерскому плану счетов, тем проще настроить карты переноса для получения этой информации. А в дальнейшем намного легче происходит сверка правильности и полноты данных, полученных в управленческом учете.

Более того, некоторые компании для целей управленческого учета используют непосредственно бухгалтерский план счетов, добавив на некоторые счета специфические управленческие аналитики.

В полном объеме все принципы построения УПС при введении управленческого учета реализованы в программе .

В связи с тем, что УПС является хранилищем данных, в программе существует большое количество ссылок из отчетов проформ, схем переноса фактических данных на счета учета. К тому же изменения в УПС требуют трудоемких изменений в уже настроенной модели. Поэтому желательно спроектировать УПС таким образом, чтоб в дальнейшем вносить в него как можно меньше изменений.

Принципы разработки управленческого плана счетов

Если при постановке бюджетного управления нет жестких требований использовать план счетов западного формата (GAAP или IAS), то лучше взять за основу типовой бухгалтерский план счетов. Это значительно упростит задачу получения фактических данных и их сверку с данными бухгалтерского учета.

Нумерацию счетов желательно оставлять как в БПС, поскольку в дальнейшем будет проще работать с планом счетов, структура которого знакома.

Если в БПС существует группа счетов, содержащая субсчета, а в УПС такая детализация является излишней, то всю эту группу счетов можно, в управленческом учете, заменить на один счет. Например, всю группу счетов 10 – Основные средства, содержащую субсчета 10.1-10.9, в УПС заменяем на сч.10 – Основные средства. А если возникнет необходимость сгруппировать в отчетности основные средства по каким-либо другим принципам, это возможно сделать, создав дополнительное свойство «Группа ОС» для справочника Основные средства.

Основные средства

Земельные участки

Капитальные затраты по улучшению земель

Дома и сооружения

Машины и оборудование

Транспортные средства

Инструменты приборы и инвентарь

Рабочий и продуктивный скот

Многолетние насаждения

Другие основные средства

Другие основные средства

Основные средства предназначенные для продажи

Желательно не исключать из УПС счета, которые в данный момент не используются, в связи с особенностями деятельности конкретного предприятия. Лучше их оставить и включить в настройку отчетности и схем переноса фактических данных. Т.к. если в дальнейшем, в связи с расширением или изменением направления деятельности предприятия, в бухгалтерском учете, они начнут использоваться, то это не приведет к потере фактической информации в управленческом учете или к ошибкам в отчетности и потребуется только донастроить проформы для возможности планирования. Например, сч. 34 – Краткосрочные векселя полученные. Даже если на данный момент компания не принимает к учету векселя, это не значит что из УПС необходимо исключить данный счет.

Если в управленческом учете есть необходимость отражать какие-либо специфические операции, которые не отражаются в бухгалтерском учете, и соответственно в БПС нет счетов для учета таких операций, то необходимо завести специальные счета в УПС, которым не будет аналога в БПС. Например, в бухгалтерском учете существует группа счетов 60

Краткосрочные займы

Краткосрочные кредиты банков в национальной валюте

Краткосрочные кредиты банков в иностранной валюте

Отсроченные краткосрочные кредиты банков в национальной валюте

Отсроченные краткосрочные кредиты банков в иностранной валюте

Просроченные займы в национальной валюте

Просроченные займы в иностранной валюте

При создании УПС вся группа трансформировалась в субсчет 60.1 – Краткосрочные займы финансовых учреждений и будет добавлен субсчет 60.2 для учета займов нефинансовых учреждений, которые отражаются только в управленческом учете.

Инструмент глубокого анализа

Теперь поговорим об аналитиках (аналоги знакомых бухгалтерам субконто). Каждый счет управленческого плана счетов имеет свой набор аналитик, который позволяет проводить анализ управленческих данных в определенных разрезах.

Именно потребность в анализе деятельности определяет количество и вид аналитик. На практике не редко при создании управленческого плана счетов стараются на каждом счете создать как можно больше аналитик, чтобы иметь возможность подробно детализировать управленческую отчетность. При этом, забывая о том, что, чтобы получить детальную информацию в отчетах, необходимо будет, и плановые и фактические данные внести с такой же степенью детализации. А это достаточно сложно, трудоемко, а порой просто невозможно.

Разрабатывая набор аналитик, мы должны руководствоваться двумя принципами:

  • С одной стороны, количество и набор аналитик должен быть таким, чтоб была возможность получить всю необходимую управленческую отчетность с достаточной степенью детализации и расшифровки. Если, борясь за простоту системы, мы откажемся от основных управленческих аналитик, то наши отчеты, могут оказаться, неинформативны и вся система бюджетного управления просто потеряет смысл.
  • С другой стороны, количество аналитических разрезов не должно быть слишком велико т.к. такую систему будет очень сложно настраивать, а в дальнейшем неудобно ей пользоваться. Пользователям будет сложно заполнять плановые документы, содержащие большое количество реквизитов и, в конечном счете, часть аналитических разрезов так и не наполниться информацией, а будет только загромождать систему. На обработку фактической информации, соответственно, будет уходить много времени, а когда речь идет о «Факте» оперативность имеет большое значение. Также, необходимо помнить, что чем больше аналитик, тем медленнее работает программное обеспечение.

Обдумывая необходимость каждой аналитики, мы должны задать себе вопросы:

  • Сможем ли мы при планировании заполнять данные по этой аналитике.
  • Сможем ли мы фактические данные разнести с учетом этой аналитики.
  • Действительно ли нам необходимо именно в управленческом учете детализировать информацию, таким образом, или при необходимости такую детальную информацию мы сможем получить из систем оперативного учета.

Скрытые возможности системы

Рассмотрим, как реализована разработка аналитик УПС в программе «Корпоративные финансы 2005».

Если в УПС предполагается использовать в качестве аналитики такую же аналитику, как и на БПС, то нет смысла создавать специально для управленческого учета справочник аналогичный бухгалтерскому. Имеет смысл воспользоваться тем же самым справочником. Например, и в бухгалтерском и в управленческом учете, в качестве аналитик имеет смысл пользоваться одними и тем же справочниками: «Номенклатура», «Контрагенты», «Места хранения», «Основные средства» и пр. При этом если нас, для целей управленческого учета, не устраивает группировка элементов в этих справочниках или иерархия, то мы можем воспользоваться механизмом «Дополнительных свойств» (каждому элементу справочника поставить в соответствие некоторые дополнительные свойства, что даст возможность в отчетах сгруппировать данные в соответствии со значениями этих дополнительных свойств).

Для однотипной, по сути, информации использовать один справочник и одну аналитику, а не заводить несколько разных справочников. Например, на сч.40 – Уставной капитал и на сч.41 – Паевой капитал нам необходима аналитика «Учредители». Вместо того, чтоб создать специальный справочник для использования в качестве аналитики на этих счетах, лучше воспользоваться справочником «Контрагенты», создать в нем группу «Учредители», и поместить в нее перечень учредителей.

Не переусердствуйте

В заключении, хотелось бы подчеркнуть следующее. Затраты на разработку и последующую эксплуатацию учетной системы не должны превышать эффект от нее. Знаменитое Правило Парето (известное еще также как "Правило 20 на 80") гласит, что 20 % статей учета дают 80 % полезной информации. Поэтому главная задача разработчика учетной системы - не заложить в нее все, что только можно, а описать, прежде всего, ключевые показатели.

Тема 6. Организация управленческого учета

Цель

Цель изучения темы – формирование у студентов представления о возможных вариантах организации управленческого учета на предприятии и связанных с этим проблемах.

Основные задачи:

  • изучение возможных вариантов организации управленческого учета, взаимосвязи финансовой и управленческой бухгалтерии;
  • изучение сущности интегрированной и автономной систем организации управленческого учета, их достоинств и недостатков, целесообразности реализации каждой из них в конкретных условиях;
  • изучение сущности понятия «финансовая структура предприятия», концепции децентрализации управления, принятия управленческих решений и выделения центров ответственности;
  • изучение принципов формирования и представления внутренней отчетности.

6.1. Финансовая и управленческая бухгалтерия

Как отмечалось в п. 1.3, управленческий учет – это внутренняя система предприятия, и решение о ее создании принимает руководство предприятия.

Главным аргументом в пользу организации управленческого учета является экономическая среда, те условия, в которых функционирует современное предприятие. Характерной для настоящего времени является юридическая и экономическая самостоятельность предприятий, позволяющая им делать выбор вида деятельности, ассортимента производимой продукции, определять цены реализации продукции, ее потребителей, распределять полученные доходы и т. д. Руководители предприятий должны постоянно принимать разнообразные управленческие решения, эффективность которых в значительной мере определяется составом, своевременностью и достоверностью используемой при этом информации. Причинами неудовлетворительного состояния информации, ее недостаточности, а следовательно, и необходимости организации управленческого учета, обычно являются:

  • отсутствие механизма бюджетирования деятельности предприятия, позволяющего проводить предварительный сравнительный анализ принимаемых решений, рассчитывать плановые, экономически оправданные показатели затрат, прогнозировать результаты деятельности и обосновывать перспективные решения, проводить анализ отклонений фактических показателей от плановых и выявлять их причины;
  • отсутствие «прозрачной» системы учета затрат, позволяющей не только определить их достоверную величину, но и проанализировать их по видам, статьям, местам возникновения, носителям, центрам ответственности с целью осуществления контроля;
  • отсутствие либо несовершенство системы внутренней отчетности;
  • отсутствие механизма оценки рентабельности отдельных видов деятельности, видов продукции;
  • отсутствие методик проведения анализа и принятия управленческих решений, связанных с формированием производственной программы, ценообразованием, инвестициями и т. д.;
  • отсутствие эффективных методов стимулирования руководителей структурных подразделений в снижении затрат и повышении эффективности деятельности как отдельного структурного подразделения, так и предприятия в целом.

Под организацией управленческого учета понимают систему условий и элементов построения учетного процесса с целью получения достоверной и своевременной информации об объектах управленческого учета.

Поскольку управленческий учет является составной частью системы управления предприятием, то от эффективности его организации и функционирования в значительной мере зависит эффективность системы управления предприятием в целом.

Вопрос создания системы управленческого учета решается администрацией предприятия. При положительном его решении необходимо определить порядок классификации затрат, степень детализации мест возникновения затрат и центров ответственности, порядок планирования, учета и контроля затрат по местам возникновения и центрам ответственности, порядок составления и представления внутренней отчетности.

Управленческий учет должен быть организован таким образом, чтобы достигалось его соответствие целям и задачам предприятия, чтобы были учтены технические особенности производства.

Наиболее сложным при принятии решения о создании системы управленческого учета является вопрос о его взаимодействии с финансовым учетом. Как отмечалось выше, финансовый и управленческий учет – это две подсистемы единой системы бухгалтерского учета, в которой финансовый учет предназначен в основном для управления финансовой и коммерческой деятельностью и для внешних пользователей, а управленческий учет – для управления производственной деятельностью и для внутренних пользователей.

На зарубежных предприятиях общая бухгалтерия подразделяется на две – финансовую и управленческую. В финансовой бухгалтерии создается информация о текущих расходах в поэлементном разрезе, о доходах, о дебиторской и кредиторской задолженности и пр. На основе этой информации составляется финансовая отчетность. Управленческая бухгалтерия аккумулирует данные о расходах и доходах организации, детализированные в той мере, чтобы быть полезными руководству организации при принятии управленческих решений.

Для отечественной практики наличие двух бухгалтерий – финансовой и управленческой пока является нетипичным. Чаще всего при положительном решении руководства предприятия о ведении управленческого учета, он организуется как аналитический, его ведут в рамках бухгалтерского учета с выделением дополнительных аналитических признаков (третьего, четвертого и прочих порядков).

Возможны два варианта обособленного ведения (взаимодействия) финансового и управленческого учета. Они называются интегрированной и автономной системами организации бухгалтерского управленческого учета.

При интегрированной системе и финансовая, и управленческая бухгалтерия работают, используя единую систему счетов бухгалтерского учета.

При автономной системе учета для каждой из бухгалтерий создается своя самостоятельная система счетов бухгалтерского учета.

При выборе одного из названных вариантов должны быть учтены организационная структура предприятия, вид его деятельности, особенности производства, объем осуществляемых хозяйственных операций и другие факторы. Кроме того, следует иметь в виду, что организация финансового и управленческого учета в единой системе счетов не всегда позволяет учесть специфику принципов управленческого учета. Обособление счетов управленческого учета позволяет улучшить информационное обслуживание управленческого персонала предприятия, создает условия для сохранения коммерческой тайны о производственных затратах, рентабельности отдельных видов продукции и пр. Однако использование автономных систем финансового и управленческого учета повышает трудоемкость учетной работы, делает практически неизбежным дублирование информации.

Важнейшим фактором как при принятии решения о создании системы управленческого учета, так и при определении формы взаимодействия двух учетных подсистем является экономическая эффективность принятого решения, т. е. те выгоды, которые получает предприятие при организации управленческого учета в той или иной форме. Экономически эффективным следует считать тот вариант организации учета, который позволяет повысить качество принимаемых управленческих решений и вследствие этого получить доходы, превышающие затраты на его реализацию.

При любом из принятых вариантов взаимодействия финансовой и управленческой бухгалтерии как на небольших, так и на крупных предприятиях целесообразно:

  • определить организационную и финансовую структуру предприятия;
  • определить состав основных задач финансового и управленческого учета, их согласование с функциями общей системы управления предприятием;
  • определить степень детализации счетов;
  • сформировать учетную политику для финансового и управленческого учета;
  • определить технологию сбора и обработки информации, разработать схему документооборота для финансового и управленческого учета;
  • создать систему внутренней отчетности, определить порядок представления информации внутренним пользователям для контроля, анализа и принятия управленческих решений;
  • определить методику контроля и анализа реализации решений, принятых на основе информации управленческого учета.

6.2. Интегрированная и автономная система управленческого учета

Как отмечалось в п. 6.1, сущность интегрированной (однокруговой) системы учета состоит в том, что финансовая и управленческая бухгалтерия используют единую систему счетов и бухгалтерских проводок, а автономной (двухкруговой) системы – в том, что каждая из систем учета (финансового и управленческого) является замкнутой.

Интегрированная система учета, основанная на использовании единой системы счетов, – традиционный вариант для российского бухгалтерского учета. Он повсеместно применяется на практике. Счета управленческого и финансового учета, отражающие затраты на производство, ведутся в единой системе счетов бухгалтерского учета без обособления калькуляционных счетов в систему управленческого учета. При этом обеспечивается прямая корреспонденция счетов управленческой бухгалтерии с контрольными счетами финансового учета, которыми являются счета учета доходов и расходов. В этом случае системность учета предполагает единство принципов отражения учетной информации, взаимосвязь регистров учета и внутренней отчетности, обеспечение в необходимых случаях согласования данных управленческого учета с показателями финансового учета и отчетности, формирование единой учетной политики финансового и управленческого учета.

В соответствии с Положением по бухгалтерскому учету «Расходы организации» (ПБУ 10/99) расходы организации формируются по элементам. Для учета затрат по элементам дополнительно к используемым калькуляционным счетам 20–29 рекомендуют открывать предусмотренные действующим планом счетов бухгалтерского учета синтетические счета: 30 «Материальные затраты», 31 «Затраты на оплату труда», 32 «», 33 «Амортизация», 34 «Прочие затраты». В настоящее время правила отражения операций на счетах 30–34 нормативно не определены. Однако существует множество публикаций с рекомендациями по использованию этих счетов в учете. Считается, что счета 30–34 могут использоваться при интегрированной системе организации управленческого учета и в рамках интегрированной системы учета на этих счетах целесообразно учитывать все затраты организации по их элементам. По дебету счетов 30–34 предлагают учитывать все расходы по формированию соответствующих затрат. При этом по дебету счета 30 «Материальные затраты» в корреспонденции со счетом 10 «Материалы» отражается стоимость материалов, израсходованных на производственные и другие цели. По дебету счета 31 «Затраты на оплату труда» в корреспонденции со счетом 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» отражается сумма заработной платы, начисленной всем категориям работающих. По дебету счета 32 «Отчисления на социальные нужды» в корреспонденции со счетом 69 «Расчеты по социальному страхованию» отражается сумма единого социального налога, страховых платежей в Фонд социального страхования, начисленных с заработной платы всех категорий работающих. По дебету счета 33 «Амортизация» в корреспонденции со счетом 02 «Амортизация основных средств» и 05 «Амортизация нематериальных активов» отражается сумма амортизации, начисленной по всем используемым в организации основным средствам и нематериальным активам. По дебету счета 34 «Прочие затраты» в корреспонденции с разными счетами отражаются затраты, относящиеся к прочим затратам организации. Ежемесячно счета по учету элементов затрат предлагают закрывать, списывая учтенные на них суммы с кредита этих счетов в дебет счета 37 «Отражение общих затрат» (рис. 6.1).

Рис. 6.1. Учет затрат по экономическим элементам

Собранные на счете 37 «Отражение общих затрат» суммы рекомендуют распределять между калькуляционными счетами и записывать их в дебет счетов 20 «Основное производство», 23 «Вспомогательные производства», 25»Общепроизводственные расходы», 26 «Общехозяйственные расходы», 29 «Обслуживающие производства и хозяйства», 44 «Расходы на продажу», 08 «Вложения во внеоборотные активы», 91 «Прочие расходы» (рис. 6.2).

Рис. 6.2. Распределение затрат, учтенных по экономическим элементам

По мнению авторов приведенных рекомендаций (Г.И. Пашигорева, О.С. Савченко), организация управленческого учета и обеспечение взаимодействия финансовой и управленческой бухгалтерии по рассмотренной схеме не потребуют значительных дополнительных затрат.

По мнению других авторов (М.А. Вахрушина), при интегрированной системе учета счета 30–34 не применяются. При этом счета 10 «Материалы», 20 «Основное производство», 43 «Готовая продукция» ведутся одновременно и в финансовой, и в управленческой бухгалтерии. Однако запись всех операций на них производит только управленческая бухгалтерия, а в финансовую бухгалтерию для сохранения коммерческой тайны она передает информацию только об оборотах по этим счетам за месяц и об остатках на конец месяца. Счета затрат, не имеющие сальдо (25 «Общепроизводственные расходы», 26 «Общехозяйственные расходы»), используются только в управленческой бухгалтерии. Финансовый результат определяется в управленческой бухгалтерии на счете 90 «Продажи» и затем передается в финансовую бухгалтерию. Для передачи данных из управленческой бухгалтерии в финансовую рекомендуют использовать специально выделенный передаточный счет, например счет 79 «Внутрихозяйственные расчеты»

При автономной системе учета для каждой из бухгалтерий – финансовой и управленческой – создается своя система счетов бухгалтерского учета. Финансовый и управленческий учет выделяются как самостоятельные, и каждый представляет собой замкнутую подсистему. При этом в каждой учетной подсистеме используются парные контрольные счета одного и того же наименования. Их называют зеркальными счетами или счетами-экранами. Через эти счета осуществляется взаимосвязь между финансовой и управленческой бухгалтерией.

Система счетов управленческой бухгалтерии включает в себя счета учета затрат на производство: 20 «Основное производство», 21 «Полуфабрикаты собственного производства», 23 «Вспомогательные производства», 25 «Общепроизводственные расходы», 26 «Общехозяйственные расходы», 28 «Брак в производстве», 29 «Обслуживающие производства и хозяйства». Здесь они представляют собой самостоятельную систему счетов управленческого учета, отделенную от системы других синтетических счетов бухгалтерского учета. В дополнение к названным счетам добавляют счет 27 «Распределение общих затрат». Финансовая бухгалтерия эти счета не использует. Счета, предназначенные для учета запасов и для калькулирования себестоимости (10, 20, 25, 26, 43), для финансовой бухгалтерии недоступны.

Для учета затрат по элементам и в финансовой, и в управленческой бухгалтерии используют счета-экраны – 30, 31, 32, 33, 34. В финансовой бухгалтерии на этих счетах в течение периода накапливают данные по соответствующему элементу затрат без детализации по местам возникновения и видам продукции, а в конце периода эти счета закрывают на счет 35 «Расходы по обычной деятельности». Учтенные на счете 35 суммы, в свою очередь, списывают в дебет счета 90 «Продажи». При этом все запасы и затраты периода считаются по умолчанию расходами этого периода и уменьшают прибыль от продаж. Однако это чаще всего не так. Поэтому в управленческой бухгалтерии определяют сальдо по каждому виду запасов (счета 10, 20, 43) и передают их в финансовую бухгалтерию, где на эту сумму производят корректировку заниженной прибыли по кредиту счета 90 и по дебету счетов, предназначенных в финансовой бухгалтерии для учета остатков запасов. Это может быть счет 39 «Остатки материальных ценностей» с открытыми к нему субсчетами.

Таким образом, информация о выручке от продаж присутствует как в финансовой, так и в управленческой бухгалтерии. Прибыль от продаж рассчитывается и в финансовой, и в управленческой бухгалтерии: в финансовой - на счете 90, а в управленческой - на счете 27. Финансовая бухгалтерия располагает информацией как о доходах, так и о затратах, но только в разрезе экономических элементов.

В табл.6.1 приведен перечень синтетических счетов, рекомендуемых для использования в условиях автономной системы учета. Счета, помеченные (*), являются счетами-экранами.

Таблица 6.1

Перечень счетов финансовой и управленческой бухгалтерии

Счета финансового учета

Счета управленческого учета

Номер

Наименование

Номер

Наименование

Материалы

Основное производство

Вспомогательные производства

Общепроизводственные расходы

Общехозяйственные расходы

Результаты производственной деятельности

Материальные затраты

Материальные затраты

Затраты на оплату труда

Затраты на оплату труда

Отчисления на социальные нужды

Отчисления на социальные нужды

Амортизация

Амортизация

Прочие затраты

Прочие затраты

Расходы по обычной деятельности

Готовая продукция

Остатки материальных ценностей

Предположим, что организация производит и реализует продукцию, не облагаемую НДС. Никаких иных видов деятельности организация не осуществляет. Корреспонденция счетов по хозяйственным операциям за месяц при использовании автономной системы учета представлена в табл. 6.2.

Таблица 6.2

Корреспонденция счетов по хозяйственным операциям за месяц в финансовой и управленческой бухгалтерии при использовании автономной системы учета

№ хоз. операции

Финансовая бухгалтерия

Управленческая бухгалтерия

Сумма, руб.

Корреспонденция счетов

Сумма, руб.

Корреспонденция счетов

Оприходованы на склад полученные от поставщика материалы
Отпущены со склада и израсходованы материалы:
  • для изготовления продукции
  • для обслуживания производства
  • для общехозяйственных нужд
Начисленная заработная плата:
  • рабочим за изготовление продукции
  • специалистам и служащим цехов
  • административно-управленческому персоналу предприятия
Начисленные страховые платежи во внебюджетные фонды:
– с заработной платы рабочих
  • с заработной платы специалистов и служащих цехов
  • с заработной платы административно-управленческого персонала предприятия
Начисленная амортизация основных средств:
  • общепроизводственного назначения
  • общехозяйственного назначения
Определяются и списываются ОПР
Определяются и списываются ОХР
Сдана на склад готовая продукция
Предъявлен счет покупателю за отгруженную продукцию (НДС не облагается)
Списывается фактическая производственная себестоимость реализованной продукции
Закрываются счета:
  • материальных затрат
  • расходов на оплату труда
  • отчислений на социальные нужды
  • амортизации
Оценка запасов на конец месяца:
  • материалов
  • незавершенного производства
  • готовой продукции (по данным управленческой бухгалтерии)
Закрытие счета расходов по обычным видам деятельности

В результате в конце месяца:

  • в финансовой бухгалтерии данные счетов 30–33 показывают величину затрат на производство продукции по элементам без учета места их возникновения; в конце месяца счета 30–33 закрываются; по данным счета 90 определяется финансовый результат реализации продукции – 3000 руб.;
  • в управленческой бухгалтерии по данным счета 10 определяется остаток материалов на складе (5000 руб.);
  • по данным счета 20 определяется неполная (сокращенная) себестоимость готовой продукции, переданной на склад (14 000 руб.), остаток незавершенного производства (21 200 руб.); счета 25 и 26 закрываются;
  • по данным счета 43 определяется неполная фактическая себестоимость остатка готовой продукции на складе (30 000 руб.); по данным счета 27 – маржинальная прибыль (160 000 -110 000 = 50 000 руб.) и прибыль от реализации продукции (50 000 - 46 800 = 3200 руб.).

Информация о выручке от продажи присутствует как в финансовой, так и в управленческой бухгалтерии.

6.3. Организационная и финансовая структура предприятия

Построение системы управленческого учета тесно связано с организационной структурой предприятия. Организационная структура предприятия представляет собой совокупность правил распределения прав, обязанностей и ответственности по принятию решений между управленческими звеньями. Организационная структура предприятия обычно является достаточно устойчивой. Ее изменение производится не часто, как правило, в связи с изменением вида деятельности, обновлением ассортимента выпускаемой продукции и т. п.

В связи с задачами управленческого учета и организационным обеспечением их решения наряду с понятием «организационная структура предприятия» вводят понятие «финансовая структура предприятия». При этом под финансовой структурой предприятия понимают совокупность центров финансовой ответственности, связанных между собой линиями ответственности. Центр финансовой ответственности это, как правило, структурное подразделение, осуществляющее деятельность в соответствии с утвержденными функциями, возглавляемое руководителем, который отвечает за результаты его работы. Образуется иерархия центров ответственности во главе с генеральным директором, который несет ответственность перед собственниками предприятия за результаты его деятельности. Далее следуют являющиеся центрами ответственности функциональные подразделения, а затем – такие центры ответственности, как секции, подсекции и даже отдельные работники функциональных подразделений предприятия. В результате формируется такая система организационного обеспечения управленческого учета, которая основана на децентрализации управления.

Необходимость децентрализации, т. е. распределения полномочий между различными структурными подразделениями и уровнями управления предприятием, в управленческом учете связана с тем, что большая часть информации о фактическом использовании ресурсов и формировании доходов подконтрольна центрам ответственности.

Считается, что финансовая структура предприятия более мобильна, чем организационная, и состав центров финансовой ответственности при неизменной организационной структуре может меняться по бюджетным периодам в зависимости от целей деятельности предприятия, определенных планами его стратегического развития.

Понятие «центр ответственности» было рассмотрено ранее в п. 1.4 и 5.2. Как отмечалось, выделяют такие типы центров финансовой ответственности с разной степенью полномочий и ответственности, как:

  • центр затрат (ответственность за затраты);
  • центр доходов (ответственность за выручку);
  • центр прибыли (ответственность за прибыль);
  • центр инвестиций (ответственность за размеры и эффективность капитальных вложений).

Порядок формирования центров ответственности зависит от вида деятельности предприятия, его мощности, отраслевой специфики, организационной структуры, характера технологического процесса, численности персонала и других факторов. Поэтому определение состава центров ответственности требует индивидуального подхода для каждого предприятия.

Формирование системы организационного обеспечения управленческого учета на основе центров ответственности предусматривает следующие основные этапы:

  • исследование особенностей функционирования отдельных структурных подразделений;
  • определение основных типов центров ответственности в разрезе структурных подразделений предприятия;
  • определение прав, обязанностей и ответственности руководителей центров ответственности;
  • разработка и доведение до центров ответственности их бюджетов;
  • организация контроля за выполнением бюджетов центрами ответственности путем формирования внутренней отчетности, ее анализа и выявления причин отклонений.

В результате формирования центров ответственности (финансовой структуры предприятия) рекомендуется разрабатывать «Классификатор центров ответственности», в котором закрепляются принципы их выделения, классификации и кодирования, и «Справочник центров ответственности», содержащий перечень центров ответственности предприятия.

При разработке финансовой структуры организации следует учитывать как ее преимущества, так и недостатки.

К преимуществам финансовой структуры предприятия как совокупности центров ответственности относят:

  • руководители центров ответственности имеют больше информации, необходимой для принятия управленческих решений, чем руководители более высоких уровней управления предприятием;
  • у руководителей центров ответственности больше возможностей для своевременного принятия оперативных управленческих решений;
  • деятельность руководителей центров ответственности становится более мотивированной;
  • децентрализация управления позволяет руководству предприятия акцентировать внимание на задачах стратегического планирования деятельности предприятия в целом.

К недостаткам управления по центрам ответственности относят:

  • несогласованность целей центров ответственности с целями деятельности предприятия в целом;
  • отсутствие у руководителей центров ответственности информации о влиянии результатов их деятельности на результаты деятельности предприятия в целом;
  • дублирование функций;
  • вероятность принятия руководителями центров ответственности неэффективных решений ввиду невнимания к деятельности других центров ответственности.

6.4. Организация учета и контроля по центрам ответственности

Для реализации названных в п. 6.3 преимуществ финансовой структуры предприятия необходима организация учета и контроля по центрам ответственности.

Организация учета и контроля по центрам ответственности обеспечивает отражение, накопление, анализ и представление информации о затратах, доходах и результатах центров ответственности и позволяет дать оценку деятельности отдельных структурных подразделений и их руководителей.

В настоящее время учет затрат на производство чаще всего ведут по местам их возникновения и носителям затрат. С этой целью используют соответствующим образом сформированную систему аналитических счетов учета затрат. Для организации учета затрат не только по местам их возникновения и по носителям затрат, но и по центрам ответственности целесообразно перестроить систему аналитических счетов учета затрат, привязав ее к центрам ответственности. При этом в условиях бюджетирования, когда для каждого центра ответственности определены показатели деятельности, за достижение которых они несут ответственность, важно организовать ни только учет фактических затрат по центрам ответственности, но и учет других бюджетных показателей и отклонений фактических их значений от бюджетных. Организация такого учета является одной из проблем управленческой бухгалтерии.

В мировой практике существуют два варианта учета отклонений по затратам.

Первый – когда для учета отклонений используются соответствующие счета синтетического и аналитического учета. Отраженные на таких счетах отклонения анализируются и списываются затем на счета реализации или финансового результата. Этот вариант используется в управленческой бухгалтерии западных учетных систем.

Второй вариант – когда отклонения отражаются в первичной документации и в учетных регистрах без использования специальных счетов бухгалтерского учета. В последующем эти отклонения отражаются на счетах учета прямых и косвенных затрат, т. е. включаются в фактическую производственную себестоимость изготовленной продукции. Такой вариант характерен для отечественной практики при использовании нормативного метода учета затрат. Данный подход к учету отклонений чаще всего не позволяет провести их анализ по местам возникновения и центрам ответственности, анализ их влияния на себестоимость и финансовый результат.

С целью обеспечения возможности более эффективного контроля за фактическим уровнем затрат и анализа отклонений рекомендуется для каждого центра ответственности выделить синтетические и аналитические счета для отражения на них фактических затрат. Учет фактических затрат и финансового результата осуществляется при этом согласно принятой методологии. Учет отклонений ведется внесистемно (без использования счетов бухгалтерского учета) отдельно для каждого центра ответственности на основе данных аналитического учета затрат по центрам ответственности и базы данных о бюджетных затратах путем сопоставления фактических затрат с бюджетной их величиной. Таким образом, бюджет центров ответственности становится важным инструментом управленческого учета, позволяющим контролировать их деятельность.

Данные о фактических затратах и их отклонениях от бюджетных величин рекомендуется представлять в отчетах об исполнении бюджета, составляемых для каждого центра ответственности. В отчетах может быть приведена также и другая наиболее важная информация, характеризующая результаты деятельности центра ответственности и персональную ответственность их руководителей. В процессе анализа отчетов об исполнении бюджета устанавливаются причины отклонений от бюджетных показателей, факторы, положительно и отрицательно повлиявшие на величину затрат и доходов центров ответственности, дается оценка деятельности руководителей центров ответственности.

Бюджеты и отчеты об их исполнении называют первым уровнем внутренней отчетности предприятия о затратах и результатах, разрабатываемой в рамках информационной системы управленческого учета. Цель внутренней отчетности – обеспечение управленческого персонала предприятия информацией, позволяющей контролировать и оценивать деятельность центров ответственности и их руководителей.

Составление в необходимые сроки и в требуемых объемах внутренней управленческой отчетности, содержащей необходимую руководству предприятия информацию, является одной из важнейших задач системы управленческого учета.

Внутренние отчеты должны формироваться и представляться в соответствии со следующими принципами:

  • отчет должен быть адресным и конкретным;
  • отчет должен содержать оперативную информацию, полезную для принятия управленческих решений;
  • отчет не должен быть перегружен, информация в отчете должна быть систематизирована;
  • затраты на подготовку внутренней отчетности не должны превышать экономического эффекта от ее использования.
  • приводить как фактические, так и плановые значения показателей, а также их значения в предыдущих периодах;
  • дополнять отчетные формы текстовыми пояснениями;
  • осуществлять классификацию информации;
  • осуществлять расчет аналитических показателей.

Все элементы системы управленческой отчетности должны быть закреплены в учетной политике организации для целей управленческого учета.

Выводы

Принимая решение о создании системы управленческого учета на предприятии, его руководство должно осуществить выбор варианта его организации, определить возможность и целесообразность обособленного ведения финансового и управленческого учета, выбрать вариант взаимодействия финансовой и управленческой бухгалтерии. Этот выбор должен быть произведен с учетом преимуществ и недостатков интегрированной и автономной систем организации управленческого учета. С целью рациональной организации управленческого учета на предприятии должна быть сформирована финансовая структура как совокупность финансовых центров ответственности. Учет затрат и доходов и составление внутренней управленческой отчетности должны осуществляться в разрезе выделенных в финансовой структуре предприятия центров ответственности.

Вопросы для самопроверки

  1. Чем обусловлена необходимость организации управленческого учета на отечественных предприятиях?
  2. Что понимают под организацией управленческого учета?
  3. Назовите основные варианты взаимодействия систем финансового и управленческого учета.
  4. Какие факторы влияют на решение о выборе варианта взаимодействия финансового и управленческого учета?
  5. В чем состоит сущность интегрированной системы учета?
  6. В чем состоит сущность автономной системы учета?
  7. Каков порядок использования счетов бухгалтерского учета при интегрированной и автономной системах учета?
  8. Что такое организационная структура предприятия?
  9. Что такое финансовая структура предприятия?
  10. Что такое центры финансовой ответственности?
  11. Какие существуют виды центров финансовой ответственности?
  12. Какое значение имеют центры ответственности для организации внутреннего управленческого учета?
  13. Хрестоматия
    Название работы Аннотация

    Практикумы

    Название практикума Аннотация

    Презентации

    Название презентации Аннотация

Руководитель проекта сайт, автор серии книг "100% практического бюджетирования" и книги

Нужно отметить, что сейчас в некоторых компаниях активно внедряются международные стандарты финансовой отчетности (IAS).

В этих стандартах есть свой план счетов. Он отличается от российского варианта более логичной структуризацией счетов. По первой цифре в номере счета можно сразу понять, какой тип элемента финансовой отчетности детализирует данный счет. То есть в нем все счета разбиты на группы, в соответствии с элементами финансовой отчетности (активы, обязательства, капитал, доходы, расходы), только некоторым из них соответствует несколько групп.

Например, план счетов в международных стандартах может состоять из следующих групп:
1. Первая группа счетов – текущие (оборотные) активы.
2. Вторая группа счетов – постоянные (внеоборотные) активы.
3. Третья группа счетов – текущие (краткосрочные) обязательства.
4. Четвертая группа счетов – долгосрочные обязательсва.
5. Пятая группа счетов – капитал.
6. Шестая группа счетов – доходы от основной деятельности.
7. Седьмая группа счетов – производственные и коммерческие расходы по основной деятельности.
8. Восьмая группа счетов – общефирменные расходы по основной деятельности.
9. Девятая группа счетов – доходы и расходы по неоперационной деятельности.

Естественно, что в рамках каждой группы счетов может быть своя детализация на подгруппы.

Кстати, если перед компанией стоит задача только получать отчетность по международным стандартам, то вести учет с использованием плана счетов, применяемого в МСФО, вовсе не обязательно. В главе "Методика формирования управленческой отчетности" книги "Постановка и автоматизация управленческого учета" подробно рассмотрены принципы и примеры построения фактической управленческой отчетности.

Из этих примеров очевидно, что для составления отчетов абсолютно не важно, как будут группироваться и нумероваться счета. Программе, используемой для автоматизации управленческого учета , вообще не важно, как пользователь нумерует счета. У программы есть своя внутренняя нумерация.

То есть для программы все равно, как нумеровать счет основных производственных затрат. Ему можно присвоить номер 20, как в российских стандартах учета, или, например, 7100, как в МСФО. Запрос к этому счету для получения соответствующего управленческого отчета от этого никак не зависит.

Поэтому при организации управленческого учета , если нет необходимости (например, жесткое требование акционеров), то можно применять план счетов, используемый в российских стандартах отчетов. Так даже будет более понятно тем специалистам, которые будут заниматься непосредственным вводом данных о совершенных хозяйственных операциях, поскольку они уже привыкли к российскому плану счетов. Да и при настройке методики формирования управленческой отчетности опять-таки нужно будет использовать план счетов, т.к. запросы строятся именно к конкретным счетам, записанным в журнале проводок.

Хотя как раз именно из-за привычности к плану счетов могут возникать проблемы при внедрении управленческого учета, особенно если речь идет о группе предприятий. В одном мебельном холдинге при постановке управленческого учета возникала проблема, связанная с созданием единого управленческого плана счетов.

При разработке данного плана счетов за основу решили взять российский план счетов. Но при этом у каждой компании холдинга был свой план счетов, который отличался от других. Естественно, что каждый главный бухгалтер просто насмерть стоял и не хотел отступать от своего плана счетов. Все они утверждали, что за основу нужно взять именно тот план счетов, который используется в их компании.

В данный спор пришлось вмешаться генеральному директору холдинга, чтобы волевым решением утвердить тот вариант плана счетов, который был подготовлен финансовым директором холдинга.

Итак, для ведения управленческого учета не обязательно использовать план счетов, применяемый в МСФО. При разработке управленческого плана счетов за основу можно взять план счетов, используемый в бухгалтерском учете, но, как правило, он требует доработки.

Причем, чаще всего, эта доработка заключается в том, что бухгалтерский план счетов "увеличивается в ширину" и "уменьшается в длину". То есть само количество счетов, используемых в управленческом учете, может быть меньше, а вот количество аналитик по счетам, скорее всего, придется увеличить.

Хотя на самом деле все зависит от форматов управленческих отчетов, которые должны будут регулярно составляться в каждой конкретной компании. Ведь одной из основных задач управленческого учета является формирование отчетов, а план счетов – это всего лишь технический инструмент, используемый при вводе данных и при формировании отчетов.

Сначала должны разрабатываться именно формы отчетов, а план счетов – потом. Поэтому такой этап проекта, как разработка форматов управленческой отчетности, является очень важным. От форм зависит план счетов, от плана счетов будет зависеть регламент управленческого учета, в котором должны быть предусмотрены все функции необходимые для сбора, обработки и ввода данных. Понято, что чем более детальные отчеты нужны, тем более "аналитичный" план счетов для этого потребуется, а значит, и времени на сбор данных для ввода будет тратиться больше.

Примечание : более подробно тема данной статьи рассматривается на семинаре-практикуме

Использование специализированного программного обеспечения для ведения бюджетирования и управленческого учета позволяет автоматизировать планирование деятельности компании различными способами, получение же фактической информации из бухгалтерии в автоматическом режиме зачастую остается за кадром. Разработчики ПО предлагают различные механизмы по импорту данных из учетных систем, которые обычно уже закодированы, и для изменения правил загрузки требуется вмешательство программиста.

Перед тем как приступить к настройкам переноса данных из бухгалтерского в управленческий контур в любом ПО, целесообразно ответить на вопросы:

  • Какие аналитики сейчас есть в бухгалтерии, каким образом они будут взаимодействовать и достаточно ли таких специалистов для переноса данных в разработанный стандарт управленческого учета на предприятии?
  • Потребуется ли дополнительный штат для обработки информации, поступившей из бухгалтерского контура (так как учет в бухгалтерии не ведется в разрезе центров финансовой ответственности, управленческих статей доходов и расходов и т. д.)?

Перенос фактических данных в управленческий учет с минимальными затратами это одна из основных проблем, с которыми сталкивается предприятие при введении бюджетного управления. Итак, прежде чем приступать к собственно настройкам, необходимо проанализировать учет в бухгалтерии.

Анализ бухгалтерского учета на предприятии для ведения управленческого учета

Соответствия бухгалтерского плана счетов управленческому и состав их аналитик

Для того чтобы приступить к сравнению планов счетов бухгалтерского и управленческого контуров для предприятий, ведущих несколько информационных баз и/или юридических лиц, мы предварительно сформируем общий бухгалтерский план счетов единым составом аналитик (видов субконто). Если принимается решение, что общий бухгалтерский план счетов сформировать не возможно/не нужно, необходимо проделать работу по сравнению каждого бухгалтерского плана счетов с управленческим.

Примерный вид сравнения планов счетов приведен в таблице 1.

Планы счетов могут существовать в разных стандартах. Как видно из таблицы, управленческому плану счетов, составленному по международным стандартам (МСФО), устанавливается соответствие российского бухгалтерского плана счетов. Существуют следующие типы соответствий:

  • Счет в счет. Одному управленческому счету соответствует один бухгалтерский.
  • Один ко многим. Одному управленческому счету соответствует более одного бухгалтерского.
  • Много к одному. Одному бухгалтерскому счету соответствует более одного управленческого. В этом случае ищутся пути определения управленческого счета (например, в зависимости от выбранной бухгалтерской аналитики) или принимается решение, что такая детализация в управленческом контуре избыточна.

Соответствие аналитик бухгалтерского учета управленческим

Переходим к анализу самих аналитик бухгалтерских справочников. Чаще всего на практике встречается такая ситуация основной состав аналитик (виды субконто на плане счетов) бухгалтерского учета почти полностью соответствует управленческому учету. Отличие лишь в том, что в бухгалтерии не используется понятие Центры финансовой ответственности (ЦФО), а все остальные аналитики Основные средства, Материалы, Номенклатура, Контрагенты и прочие, существуют и в управленческом контуре. Поэтому, не учитывая ЦФО, можно сказать, что состав основных видов субконто совпадает. Отличия возникнут при анализе уже самих справочников, причем в основном по справочникам статей (Статьи ДДС, Статьи затрат, Издержки обращения и т. д.).

Значит, следующая задача, которую необходимо выполнить, определить соответствия бухгалтерских справочников статей управленческим. Обычно мы имеем соответствия двух видов:

  • Бухгалтерские статьи движения денежных средств управленческие статьи БДДС (бюджета движения денежных средств).
  • Бухгалтерские статьи затрат управленческие статьи БДР (бюджета доходов и расходов).

Первый вид соответствия один бухгалтерский справочник будет противопоставлен одному управленческому. Второй вид соответствия несколько бухгалтерских справочников затрат будут противопоставлены одному управленческому справочнику.

Примерный вид сопоставления статей приведен в таблице 2

Таблица 2. Соответствие бухгалтерских статей ДДС управленческим

Справочник "Движение денежных средств" Справочник "Статьи БДДС"
Заработная плата сотрудников Заработная плата
Коммунальные расходы Коммунальные расходы
Налог на имущество Налоги
Налог на прибыль Налоги
Прочие налоги и сборы Налоги
Поступления от покупателей за товары Поступления от реализации товаров
Поступления от покупателей за услуги Поступления от реализации услуг
Поступления по прочей деятельности Поступления прочие
Оплата поставщику за товары Закупочная стоимость товаров
Оплата поставщику за услуги Коммунальные расходы
Аренда
..

По тем же самым принципам соотносятся бухгалтерские статьи затрат управленческим статьям БДР. При сопоставлении статей часто встречаются следующие типы связей:

  • Связь Одна к одной. Одна бухгалтерская статьям соответствует одной управленческой.
  • Связь Много к одной. Нескольким бухгалтерским статьям соответствует одна управленческая.
  • Связь Одна ко многим. Одной бухгалтерской статье соответствует более одной управленческой. Такие статьи анализируются более подробно: определяется, возможно ли в связке с другой аналитикой, которая также будет применяться в хозяйственной операции, определить управленческую статью. Например, из таблицы видно, что бухгалтерской статье Оплата поставщику за услуги соответствует две управленческих Коммунальные расходы и Аренда. Возможно, что, сопоставив статью Оплата поставщику за услуги и поставщика услуг (Арендодатель), мы сможем определить управленческую статью Аренда. Таким образом, сопоставится еще часть бухгалтерских статей. В конечном итоге, останется часть управленческих статей, которые невозможно сопоставить с бухгалтерскими (то есть бухгалтерия не ведет детализацию в таком разрезе статей). Далее принимаются решения: 1) Если статьи важно отражать и учитывать в управленческом контуре, расширяется состав бухгалтерских статей (на те статьи, по которым невозможно получить данные из бухгалтерии). 2) Если статьи не важны в управленческом контуре и ими можно пренебречь, они удаляются из управленческого справочника статей.

Мы рассмотрели сопоставление наиболее часто встречаемых отличий (статейных). Возможны также ситуации, когда в управленческом контуре помимо статейных отличий существуют и отличия в других аналитиках. Например, управленческий учет ведется в разрезе проектов (объектов учета), а бухгалтерский учет лишь частично затрагивает эти вопросы (расходы ведутся в разрезе проектов, а движение денежных средств нет, или наоборот). Тогда помимо изменений в бухгалтерских справочниках, возможно, потребуется изменить бухгалтерские документы и/или план счетов.

Таким образом, мы рассмотрели, как сопоставляются аналитики бухгалтерского учета управленческим. Теперь перейдем к вопросу, как данные из бухгалтерии при передаче в управленческий контур будут правильно отражаться по центрам финансовой ответственности (ЦФО), так как основным понятием бюджетного управления является учет по ЦФО.

Определение центров финансовой ответственности

Как и упоминалось выше, обычно в бухгалтерии отсутствует такое понятие как ЦФО, в управленческом же учете это понятие является основным и более того обязательным для заполнения. Поэтому на данном этапе, нам потребуется определить по каким принципам данные из бухгалтерии будут отражаться по ЦФО.

При определении ЦФО можно отталкиваться от любой аналитики, которая существует в бухгалтерском учете. Обычно анализируются все данные, которые будут передаваться в управленческий контур, для удобства их разбивают по группам - объектам учета.

Например:

  1. Движение денежных средств - определяем по Контрагентам.
  2. Затраты (на производство, общехозяйственные и пр.) определяем по Подразделениям.
  3. Основные средства определяем по Основным средствам и т. д.

Таблица 3. Определение ЦФО из бухгалтерского справочника Контрагенты

Определение ЦФО означает, что например, каждый Покупатель/Поставщик (или группа Покупателей/Поставщиков) будет привязан к ЦФО и, когда в бухгалтерском учете пройдут Поступления/Выплаты по конкретному контрагенту, при переносе данных в управленческий контур создастся документ по тому ЦФО, к которому относится этот Покупатель/Поставщик.

В результате этого этапа для всех данных, которые будут переноситься из бухгалтерии, должны быть определены ЦФО. Такой механизм позволяет связать на визуальном уровне (без добавления аналитики напрямую в бухгалтерию) бухгалтерский контур, в котором отсутствует ЦФО, с управленческим, где понятие ЦФО является основным.

В итоге после прохождения всех трех этапов вырабатываются подробные рекомендации по минимизации затрат на ручной ввод информации в управленческий контур, разрабатывается документ с подробным перечнем рекомендаций по изменению бухгалтерского учета (требования к доработке справочников, плана счетов и т. д.), чтобы содержащиеся в нем данные корректно переносились в управленческий контур. И только после внесения изменений в бухгалтерский контур следует приступать к настройке правил переноса в автоматизированную систему.

Переход российской экономики на рыночные отношения потребовал активного и последовательного внедрения в систему управления новейших достижений в организации учета и информационных технологий. В этих условиях неизмеримо возросла роль бухгалтерского учета, поскольку сейчас требуется не только соизмерять произведенные затраты с полученными доходами, но и исполнять мероприятия по эффективному использованию каждого вложенного рубля в производственную, финансовую и инвестиционную деятельность организаций. В режиме постоянной инфляции и жестких рыночных отношений (конкуренции) работа организаций в России сопряжена со значительными предпринимательскими и финансовыми рисками. В этих условиях учет в организациях становится не только важнейшим и единственным пока источником сверх важной информации, но и главным инструментом планирования и прогнозирования деятельности . Необходимость привлечения к управлению предприятием в первую очередь специалистов, руководителей и менеджеров всех уровней на первое место выводит значение подсистемы управленческого учета.

Управленческий учет - интегрированная система внутреннего управления предприятием, представляющая информацию о затратах и результатах деятельности как всего предприятия, так и его отдельных структурных подразделений, предназначенную для принятия оперативных и стратегических управленческих решений.

Управленческим учетом называется система, обеспечивающая руководителей и специалистов предприятия производственной информацией для принятия эффективных решений и обеспечивающая пользователей необходимой информацией для оценки деятельности предприятия.

Управленческий учет - это инструмент, позволяющий предприятию: повысить прозрачность финансовых потоков; оперативно реагировать на изменения окружающей среды; контролировать возможные риски; объективно оценивать свой бизнес; принимать своевременные обоснованные решения на основе управленческих данных.

Управленческий учет является существенным элементом системы управления предприятием. Характеризуя сущность управленческого, следует отметить его важнейшую особенность - управленческий учет связывает процесс управления с учетным процессом. Управленческий учет выступает составной частью информационной системы предприятия. Эффективность управления производственной деятельностью обеспечивается информацией о деятельности структурных подразделений, служб, отделов предприятия. Управленческий учет формирует такую информацию для руководителей разных уровней управления внутри предприятия с целью принятия ими оптимальных управленческих решений.

Задачи управленческого учета:

    обеспечение менеджмента информацией для контроля над целесообразностью хозяйственных операций, за использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов в соответствии с утвержденными на предприятии положениями, нормативами и сметами;

    предотвращение вероятности отрицательных результатов хозяйственной деятельности организации;

    выявление внутрихозяйственных резервов;

    обеспечение финансовой устойчивости предприятия.

В связи с этим можно отметить, что основной целью управленческого учета является предоставление руководству организации полного комплекса плановых, прогнозных и фактических данных о функционировании предприятия как экономической и производственной единицы (включая представление данных по предприятию в целом, а также в разрезе структурных и производственных подразделений, центров затрат и прибылей) в целях обеспечения возможности принимать экономически взвешенные управленческие решения.

Методы и способы управленческого учета:

Методом управленческого учета называется совокупность различных приемов и способов, посредством которых отражаются объекты управленческого учета в информационной системе предприятия. Метод управленческого учета состоит следующих элементов: документирование, инвентаризация, оценка, группировка и обобщение, контрольные счета, планирование, нормирование, лимитирование, анализ и контроль.

Организация системы управленческого учета:

    выявление функций и взаимосвязей структурных подразделений (составление организационно- производственной схемы);

    разработка стандартов рабочего места, включая составление должностных инструкций;

    подбор специалистов соответствующей квалификации;

    составление программы подготовки и переподготовки кадров;

    организация технического и финансового обеспечения, в том числе, обеспечение информационными технологиями.