Ликвидация бизнеса. Приказы. Оборудование для бизнеса. Бухгалтерия и кадры
Поиск по сайту

Тесты по экономике форматированные. Тесты по экономической теории

Экономическая модель — это упрощенное изображение экономической действительности, позволяющее выделить наиболее главное в сжатой компактной форме.

Экономические модели должны отвечать ряду требований:

  • содержательность;
  • реалистичность принятых посылок и допущений;
  • возможность построения прогнозов;
  • возможность информационного обеспечения;
  • возможность проверки.

Среди экономистов нет общего мнения, какие требования отнести к приоритетным.

Основные этапы создания экономической модели

Создание любой теоретической модели, в том числе и экономической, проходит несколько этапов:

  • отбор переменных;
  • определение допущений, которые необходимо сделать чтобы не усложнять модель;
  • выдвижение одного или несколько предположений, гипотез, объясняющих взаимосвязь параметров;

Переменные, используемые в теории — это конкретные величины, имеющие различное значение.

Различают эндогенные и экзогенные переменные:

Эндогенные переменные — это переменные, которые непосредственно входят в модель, являясь объектов изучения (в нашем примере это количество товаров: зерно и ракеты)

Экзогенные переменные — это переменные, которые воздействуют на исследуемые величины, но не являются объектом изучения (в нашем примере, на количество товаров, производимых обществом оказывают влияние наличие и уровень технологии). Для удобства их принимают за постоянные величины.

Допущения (научные абстракции) позволяют избежать чрезмерных сложностей при создании теории. (в модели к таким допущениям относятся: ограничение производства двумя товарами, заданный объем ресурсов, постоянный уровень научно-технического прогресса, отсутствие внешнеэкономических связей).

Гипотеза — основной элемент модели. Гипотеза — это попытка объяснить в одном утверждении, как связаны между собой эндогенные переменные.

В нашем примере, анализ поведения общества в условиях позволяет заметить, что некоторого количества одного товара неизбежно вынуждает сокращать производство определенного количества другого товара и наоборот. Это позволяет выдвинуть гипотезу о существовании альтернативных издержек производства.

Гипотезы, как правило, предполагают формирование функциональной зависимости между неизвестными в виде формулы, таблицы и графика.

Основные типы экономических моделей

В экономической теории используются, главным образом, модели двух типов: оптимизационные и равновесные.

Оптимизационные модели используются при анализе поведения отдельных экономических агентов (потребителей, производителей и т.д.) для нахождения оптимальных величин. В этих моделях используются предельные показатели: , предельный доход, и т.п. Данный анализ принято называть (от англ. margin).

Модели используются при исследовании взаимоотношений между экономическими агентами. При анализе предполагается, что система находится в равновесии, если взаимодействующие силы сбалансированы и отсутствует внутренний импульс к нарушению равновесия.

Значение равновесных моделей объясняется тем, что отдельные субъекты рынка, домохозяйства и фирмы могут оптимизировать свое положение, лишь обладая полной информацией о рынке предлагаемого ими блага и о рынках потребляемых ими ресурсов. Отсутствие такой информации вынуждает субъекта принимать решение: какое количество товара он мог бы купить (или продать) при некотором изменении его цены и при условии, что цены всех прочих товаров остаются неизменными.

Модель равновесия между спросом и предложением является основой микроэкономического анализа рынка.

Типы экономических моделей

Как наука экономическая теория имеет не только собственный предмет (что изучается), но и особые методы исследования (как изучается). Важнейшим методом является построение экономических моделей.

Моделями мы широко пользуемся в нашей повседневной жизни, даже не осознавая это. Типичная модель — карта города, т.е. его описанный по определенным правилам образ. На ней мы видим расположение улиц и транспортных магистралей, интересующих нас объектов. Такая карта не содержит, однако, информации, представляющейся в данном случае неважной (время работы магазинов, чистота улиц, состояние дорожного покрытия и т.д.).

Аналогично экономическая модель представляет собой упрошенное формальное описание интересующих нас сторон экономического явления.

Модели бывают двух типов: оптимизационные и равновесные. Оптимизационные модели используются для изучения поведения отдельных экономических агентов или их групп и показывают, как экономические агенты (их группы) максимизируют свое благосостояние. Примерами могут являться модель поведения фирмы, модель поведения отдельного потребителя. Равновесные модели нужны для изучения взаимоотношений между экономическими агентами и их группами. Пример — модель формирования рыночной цены под воздействием спроса всех покупателей и предложения всех продавцов.

Хорошая экономическая модель обладает рядом свойств:

  • она не перегружена деталями, содержащейся в ней информации должно быть не больше, чем необходимо для решения поставленной задачи;
  • посылки и допущения модели содержательны и реалистичны;
  • есть возможность собрать информацию, соответствующую условиям модели;
  • модель позволяет объяснить и предсказать реально наблюдаемые экономические явления.

Очень большую роль в экономике играют математические модели. Их применение позволяет не просто делать общие предположения относительно разных событий, но достаточно точно рассчитать количественные последствия тех или иных решений и тем самым дать конкретные рекомендации правительству и бизнесу. Вот, например, весьма актуальный вопрос о вступлении России во Всемирную торговую организацию (ВТО). Сторонники вступления говорят о его плюсах, противники акцентируют внимание на минусах, но только грамотные экономисты на основе эконометриче- ских моделей могут сказать: «Здесь выигрыш составит примерно столько-то, а в этой сфере весьма вероятны такие-то потери».

Модели строятся для нормативного и позитивного анализа. Позитивный анализ устанавливает причины и следствия экономических явлений, не давая им оценки. Такой анализ отвечает на вопросы типа: «Что и почему происходит в экономике сегодня?», «Что и почему происходило вчера?», «Что будет, если?..» Например, русский богатырь на распутье видит указатели: «Направо пойдешь — коня потеряешь. Налево пойдешь — голову потеряешь» и т.д. Все это — типичные примеры позитивных утверждений.

Напротив, нормативный анализ содержит оценку желательности тех или иных последствий. Круг его вопросов: «Что надо сделать, чтобы?..» Нормативный анализ содержит, следовательно, рекомендательную часть. Между двумя этими видами анализа существует тесная взаимосвязь: нормативные утверждения влияют на выбор предмета позитивного анализа, тогда как результаты последнего облегчают достижение нормативных целей.

Например, признано необходимым сократить инфляцию в экономике. Это нормативное утверждение. Но достичь данной цели можно по-разному:

  • повысив налоги для сокращения дефицита государственного бюджета;
  • уменьшив государственные расходы;
  • заморозив цены на основные виды сырья и энергоносителей;
  • ограничив рост курса доллара по отношению к рублю и т.д.

Выбрать лучший способ позволит позитивный анализ. Например, повышение налогов приведет к тому-то и тому-то, уменьшение государственных расходов — к тому-то и тому-то... Экономическая теория не избавляет, таким образом, людей от выбора, но позволяет сделать этот выбор более осознанным и ответственным.

Введение в экономическую теорию.

1. Расположите в исторической последовательности их возникновения следующие экономические школы:

1. Кейнсианство

2. физиократы,

3. маржинализм,

4. классическая школа,

5. неоклассическое направление,

а) 1,2,3,4,5,6 б) 6,5,4,3,2,1 в) 6,2,4,3,5,1 г) 6,2,4,3,5,1

2. Выскажите свое мнение. Экономические проблемы могут быть решены:

а) с помощью экономических моделей;

б) с учетом политических соображений;

в) с помощью экономических наук;

г) с учетом мнения и ценностных ориентаций каждого человека.

3. Какая из школ экономической теории была исторически первой:

а) марксизм;

б) меркантилизм;

в) мелкобуржуазная политэкономия;

д) классическая политэкономия;

е) физиократы.

4. Какая из экономических школ впервые сделала предметом своего анализа процесс производства, а не сферу обращения:

а) меркантилизм;

б) физиократы;

в) классическая политическая экономия;

г) маржинализм.

5. В чем заключается единство законов природы и общества:

а) носят объективный характер;

б) не зависят от деятельности людей;

в) проявляются через экономическую деятельность людей;

г) носят исторически приходящий характер;

д) являются вечными.

6. Какое из определений наиболее полно характеризует предмет общей экономической теории:

а) это наука о динамике материальных и духовных потребностей человека;

б) это наука о мотивации поведения человека;

в) это наука о производстве и критериях распределения производимых благ;

г) это наука о натуральном богатстве;

д) это наука о наиболее общих законах развития человеческого общества в условиях ограниченности ресурсов ;

7. «Положительная наука, - писал Дж. М. Кейнс, - может быть определена как совокупность систематических знаний, относящихся…» (продолжите):

а) к тому, что есть;

б) к тому, что должно быть;

в) к положительным тенденциям в экономическом развитии;

г) к оценочным суждениям.

8. Кто не является лауреатом Нобелевской премии по экономике:

а) Пол Самуэльсон;

б) Василий Леонтьев;

в) Джон Мейнард Кейнс.

9. Какое из этих положений не имеет отношения к определению предмета теоретической экономики?

а) Максимальное удовлетворение потребностей.

б) Редкость блага.

в) Материальные и духовные потребности.

г) Эффективное использование ресурсов

д) Неограниченные производственные ресурсы.

10. В каком из перечисленных случаев изучение теоретической экономики не имеет практического значения?

а) Каждый человек сталкивается с политическими проблемами, многие из которых связаны с экономикой.

б) Каждый, кто разбирается в принципах функционирования экономики, способен лучше решать собственные экономические проблемы .

в) Каждый человек зарабатывает деньги, используя свои знания и опыт в тех или иных сферах деятельности. Теоретическая экономика учит студентов «умению жить».

г) Каждый человек испытывает влияние экономики и сам воздействует на нее.

11. Чем ниже цена товара, тем больше объем спроса на него. Это одно из принципиальных положений теоретической экономики. Можно ли только на этом основании сделать следующие выводы:

а) Если цены на норковое манто упадут, а все остальные факторы спроса и его динамики не изменятся, возможно, этих манто будет куплено больше, чем раньше, когда они стоили дороже.

б) Если цены на норковое манто упадёт, то Вы купите не одно, а два манто.

в) Если цена на норковое манто упадёт, объём их продаж увеличится.

г) Если в этом месяце было продано больше норковых манто, чем в прошлом, то значит цены на них были снижены.

12. Экономическая модель не является:

а) инструментом для экономических прогнозов;

б) объяснением, как функционирует экономика и её отдельные сектора;

в) идеальным типом экономики или политики, во имя которых мы должны работать;

г) Комплексом экономических принципов.

13. Если экономические обобщения основываются на фактах, то такой метод анализа является:

а) гипотетическим;

б) индуктивным;

в) описательным;

г) дедуктивным.

14. Какая из перечисленных экономических целей имеет точное количественное измерение:

а) экономическая свобода;

б) справедливое распределение дохода;

в) полная занятость;

г) экономическая гарантия.

15. Если утверждается, что две экономические цели взаимоисключают друг друга, то это означает:

а) что реализация одной рассматривается как результат достижения другой;

б) что эти цели имеют количественное выражение;

в) невозможность одновременного достижения обеих целей;

г) отрицание их в качестве целей, которые должны быть реализованы в России.

16. Что из перечисленного изучает микроэкономика?

а) производство в масштабе всей экономики;

б) производство сахара и динамика его цены;

в) общий уровень цен;

г) численность занятых в хозяйстве.

17. Если экономический рост способствует справедливому распределению дохода, то эти две макроэкономические цели:

а) дополняют друг друга;

б) взаимоисключают друг друга;

в) логически связаны друг с другом;

г) противоречат друг другу.

18. Если исследуется экономика как целостная система, то это анализ:

а) позитивный;

б) нормативный;

в) микроэкономический;

г) макроэкономический.

19. Какова экономическая цель, если общество стремится минимизировать издержки и максимизировать отдачё от ограниченных производственных ресурсов?

б) экономическая эффективность;

в) достижение полной занятости;

г) поддержание экономического роста.

20. Позитивная экономическая теория изучает:

а) оценочные суждения;

б) положительные тенденции в экономическом развитии;

в) «что есть»;

г) что должно быть.

21. Экономическая теория:

а) не может быть полезной при изучении экономических отношений, свойственных социализму;

б) пригодна для изучения всех экономических систем;

в) пригодна только для изучения капиталистической системы хозяйствования;

а) делает модель более реалистичной;

б) увеличивает число вопросов, которые должны быть включены в анализ;

в) изменяет внутреннюю логику теории или модели;

г) облегчает решение проблемы.

25. Экономическая теория:

а) не может предсказывать будущего, но может объяснить последствия определённых явлений в развитии экономики;

б) не является наукой;

в) занимается исключительно прогностическими характеристиками развития экономических систем;

г) содержит положения, которые всегда принимаются всеми экономистами.

26. В экономике действует закон убывающей производительности факторов производства. Каким образом в этих условиях поддерживается экономический рост:

а) потребует всё больше и больше ресурсов;

б) необходим прирост ресурсов, но цена дополнительной единицы ресурсов будет возрастать;

в) прирост дополнительных ресурсов не увеличит, а уменьшит общий объём производства;

г) потребуется всё меньше и меньше производственных ресурсов.

27. Проблемы того, «что, как и для кого производить» могут иметь отношение:

а) только к отсталой экономике;

б) к любому обществу, безотносительно его социально-экономической и политической организации ;

в) только к рыночной экономике;

г) только к тоталитарным системам или к обществам, где господствует централизованное планирование.

28. Проблема «что производить» не стоит, если:

а) экономика не достигла стадии, когда начинает действовать закон убывающей производительности факторов производства;

б) каждый производственный ресурс специфичен, т. е. он может быть использован для производства только одного конкретного товара;

в) предложение ресурсов настолько ограничено, что они должны быть использованы только для производства предметов потребления;

г) предложение ресурсов достаточно и для того, чтобы производить предметы роскоши.

29. Если в экономике действует закон убывающей производительности факторов производства, для поддержания её роста необходимы:

а) рост объёма только одного фактора производства (при неизменных объёмах остальных факторов);

б) пропорциональный рост всех факторов производства (в натуральном выражении) при снижении цены дополнительной единицы продукции;

в) пропорциональный рост всех факторов производства;

г) рост некоторых факторов производства при неизменном объёме хотя бы одного производственного ресурса.

30. Проблема «что производить»:

а) возникает только в условиях острого дефицита ресурсов;

б) изучается на основе действия закона убывающей производительности факторов производства;

в) может стоять только перед частным предпринимателем, но не перед обществом;

г) может рассматриваться как проблема выбора точки на линии производственных возможностей.

31. Проблема «как производить» не существует:

а) при условии ограниченности запасов производственных ресурсов по отношению к наличной рабочей силе;

б) если количество производственных ресурсов строго фиксировано и «привязана» к конкретным товарам;

в) в технически развитом обществе, где эта проблема становится чисто технической;

г) если экономика не испытывает действия закона убывающей доходности факторов производства.

32. Линия производственных возможностей показывает:

а) альтернативную комбинацию товаров при наличии данного количества ресурсов;

б) лучшую из возможных комбинаций двух товаров;

в) время, когда вступает в действие закон убывающей производительности факторов производства.

г) точное количество двух товаров, которые хозяйство намерено производить.

33. Фермер, который использует неэффективные методы производства:

а) относится к числу занятых;

б) безработный;

в) частично безработный;

г) все предыдущие ответы неверны.

34. Экономика эффективна, если в ней достигнуты:

а) полное использование производственных ресурсов;

б) полная занятость;

в) или полная занятость, или полное использование остальных ресурсов;

г) и полная занятость, и полное использование других производственных ресурсов.

35. Если в обществе объём производственных ресурсов увеличился, то:

а) улучшилась технология производства;

б) повысился стандарт жизненного уровня;

в) будет произведено больше товаров и услуг;

г) экономика в состоянии производить больше товаров и услуг.

36. Альтернативные издержки нового стадиона – это:

а) цена строительства стадиона в будущем году;

б) цена других товаров и услуг, производство которых принесено в жертву строительству этого стадиона;

в) оплата его охраны и другого персонала;

г) изменение реальной ставки налога, которая выплачивается из доходов стадиона.

37. Фундаментальные экономические вопросы «что, как и для кого производить», решается на микро - и макроуровне. Какой из этих вопросов может решаться только на макроэкономическом уровне:

а) кто будет производить товары и услуги?

б) что производится?

в) с каким уровнем инфляции мы столкнёмся?

г) сколько товаров и услуг будет произведено?

38. Когда экономические проблемы решаются частично рынком, частично правительством, то экономика:

а) рыночная;

б) командная;

в) смешанная;

г) натуральная

39. Фундаментальная проблема, с которой сталкиваются все экономические системы – это:

а) редкость;

б) производство;

в) инвестиции;

г) потребление.

40. В каждой экономической системе фундаментальные вопросы «что, как и для кого производить» решаются на микро - и макроуровне. Какой из предложенных вопросов может решаться на микроэкономическом уровне:

а) как стимулировать экономический рост?

б) как избавиться от инфляции?

в) что и сколько производить?

г) каким образом можно достичь уровня полной занятости?

41. Если экономика движется по выпуклой кривой производственных возможностей вправо и вниз, то это означает, что:

а) альтернативные издержки снижаются;

б) альтернативные издержки увеличиваются;

в) альтернативные издержки постоянны;

42. Какие черты характеризуют только товарное производство?

а) экономическая обособленность производителей и развитие обмена;

б) универсализация труда;

в) общественное разделение труда;

г) возможность определять что, как и для кого производить.

43. Товар – это:

а) вещь, являющаяся продуктом человеческого труда;

б) вещь, обмениваемая на другую вещь или деньги;

в) вещь, обладающая потребительской стоимостью или полезностью;

г) благо, не являющееся продуктом труда, но полезное человеку.

44. Предельная полезность – это:

а) сумма полезностей равновеликих частей блага;

б) способность блага удовлетворять ту или иную потребность человека;

в) субъективная оценка блага индивидуумом;

г) наименее настоятельная потребность, удовлетворяемая последним из потребляемых экземпляров блага данного рода.

45. Экономическая теория – это:

53. Какая функция экономической теории отвечает за разработку принципов и методов рационального хозяйствования, научное обоснование экономической стратегии осуществления реформ экономической жизни?

а) практическая;

б) прогностическая;

в) методологическая;

г) познавательная.

54. Объективно существующие устойчивые причинно-следственные связи между явлениями экономической жизни – это…:

б) экономические законы;

в) экономические модели;

г) нет правильного ответа.

Потребности и экономические интересы.

1. Наивысшей потребностью в пирамиде потребностей по Маслоу является:

1) потребность в уважении

2) потребность в безопасности

3) физиологические потребности

4) потребность в саморазвитии

2. Какое распределение производственных отношений характерно для рыночной экономики:

1) производство-распределение-обмен-потребление

2) производство-обмен-распределение-потребление

3) потребление-производство-обмен-распределение

4) распределение-производство-обмен-потребление

3. Взаимозаменяемые товары – это …

1) … такие пары товаров, для которых рост цены одного приводит к падению спроса на другой

2) … товары первой необходимости

3) … пары товаров, для которых рост цены одного приводит к росту спроса на другой

4) … товары, для которых существует обратное соотношение изменения цены одного из них к изменению объема спроса на другой

1) высокое качество

2) ограниченность

3) неповторимость

4) трудоемкость

5. Исчерпывающая характеристика экономики, как хозяйство, включает в себя (указать правильное сочетание):

А) производство

Б) распределение

Г) потребление

6. Количество одного товара, которым необходимо пожертвовать для увеличения другого товара на единицу, называют:

1) предельными издержками

2) постоянными издержками

3) альтернативными издержками

4) средними издержками

7. Блага – это:

1) средства, имеющиеся в ограниченном количестве, с помощью которых удовлетворяются потребности

2) средства, имеющиеся в неограниченном количестве, с помощью которых удовлетворяются потребности

3) совокупность всех товаров и услуг, представляющих какую-либо ценность

4) совокупность всех товаров и услуг, без которых человек не может существовать

8. Термин «воспроизводство» впервые употребил:

4) П. Самуэльсон

9. Характеристиками экономического блага выступают:

1) способность удовлетворять потребность

2) редкость

3) ценность

4) верно все указанное

10. Экономические отношения – это:

1) отношения между людьми, связанные с их повседневной жизнью

д) данное имущество является бесхозным.

5. Существование государственной собственности обусловлено:

б) необходимостью решения общенациональных и социальных задач, поддержание уровня жизни населения;

в) наличием капиталоёмких и нерентабельных отраслей (железные дороги, автомобильные дороги, угольная промышленность и т. п.);

г) все ответы верны.

6. К формам собственности, основанным на групповом присвоении доходов, относятся:

А) Акционерная

Б) Индивидуальная

В) Партнерская

Г) Государственная

1. АВ 2. БВГ 3. АБГ 4. А

3) высокое качество продукции

4) отсутствие дефицита продуктов питания

Экономическая модель - это упрощенное изображение экономической действительности, позволяющее выделить наиболее главное в сжатой компактной форме.

Экономические модели должны отвечать ряду требований:

Модели бывают двух типов: оптимизационные и равновесные. Оптимизационные модели используются для изучения поведения отдельных экономических агентов или их групп и показывают, как экономические агенты (их группы) максимизируют свое благосостояние. Примерами могут являться модель поведения фирмы, модель поведения отдельного потребителя.Равновесные модели нужны для изучения взаимоотношений между экономическими агентами и их группами. Пример - модель формирования рыночной цены под воздействием спроса всех покупателей и предложения всех продавцов.

Микроэкономика как раздел экономической теории.

Современная экономическая теория подразделяется на две ключевые части: микро- и макроэкономику.

Микроэкономика как самостоятельная научная дисциплина сформировалась в последней трети XIX века. Она занимается исследованием поведения отдельных экономических субъектов.

Экономические субъекты (агенты) - это потребители (покупатели товаров и услуг); фирмы, производящие товары и услуги; наемные рабочие; вкладчики капитала; землевладельцы. Экономические субъекты разнятся по масштабам и функциям в экономических процессах, но роль каждой из названных групп экономических субъектов существенна и необходима.

Микроэкономика объясняет, как и почему принимаются экономические решения на низшем уровне. Например, как влияют изменения цен и доходов на приобретение товаров, каким образом фирмы планируют масштабы производства, почему рабочие решают, где и сколько им необходимо работать.

Микроэкономика изучает взаимодействие субъектов экономики на отраслевых рынках (рынках, на которых обращаются однородные товары), объясняет механизмы рыночного ценообразования, влияние государственной политики на деятельность экономических субъектов.

Сегодня границы между микро- и макроэкономикой размываются, тем не менее микроэкономический анализ сохраняет свою специфику, развивается вглубь.

Центральной микроэкономической проблемой является проблема ценообразования, формирования рыночной цены.

Основные экономические системы и их типы.

В последние 150-200 лет в мире действовали различные типы экономических систем: две рыночные (рыночная экономика свободной конкуренции (чистый капитализм) и современная рыночная экономика (современный капитализм)) и две нерыночные системы (традиционная и административно-командная).

Рыночная экономика - это экономическая система, основанная на принципах свободного предпринимательства, многообразия форм собственности на средства производства, рыночного ценообразования, договорных отношений между хозяйствующими субъектами, ограниченного вмешательства государства в хозяйственную деятельность. Она присуща социально-экономическим системам, где имеются товарно-денежные отношения.


^ 6. Макроэкономика определяется как область экономической теории, которая изучает:

A ) процессы, происходящие в национальной экономике, взятой в целом;

B) роль государства в экономике;

C) глобальные проблемы экономического развития человечества;

D) те же проблемы, что и политическая экономия в первоначальном значении этого термина;

E) правильные ответы C) и D);

^ 7. Рыночная экономика – это:

А) полные товарно – денежные отношения, осуществляемые через куплю – продажу и основанные на частной собственности и товарном производстве

В) частичные товарные отношения

С) бартер

Д) потребление

Е) потребление и распределение

^ 8. Процесс фокусирования только на наиболее важных факторах, для объяснения феномена или явления называется:

A) абстракция;

B) маржинальный анализ;

C) рациональный выбор;

D) контролируемый эксперимент;

E) нормативный анализ.

^ 9. В какой экономической системе ответы на вопросы «Что? Как? Для кого?» даются согласно обычаям страны?

А) В централизованной экономике;

В) В рыночной экономике;

С) В традиционной;

D) В административно-командной;

Е) В плановой.

^ 10. Экономическая модель не является:

A) идеальным типом экономики или политики, во имя которых мы должны работать;

B) инструментом для экономических прогнозов;

C) комплексом экономических принципов;

D) объяснением, как функционирует экономика и ее отдельные сектора.

E) методом анализа.

^ 1. Что имеется в виду в утверждении, что каждая экономическая система сталкивается с проблемой выбора:

А) некоторые продукты можно купить только по очень высоким ценам;

В) с ограниченностью сталкиваются бедные страны;

С) ресурсы никогда не бывают достаточными для удовлетворения всех человеческих потребностей ;

D) период участия государства в военных действиях;

Е) кризисное состояние экономики.
^ 2. Чем характеризуется метод синтеза:

A) соединение отдельных элементов в единое органическое целое, исследование их взаимодействия;

B) обоснование частных положений на базе общих;

C) постановка экспериментов;

D) моделирование экономических процессов;

E) верны ответы B) и D);
^ 3. Рынок – это …

А) Сфера обращения товаров

В) Сфера экономики, в которой доходы получают в нарушении действующего хозяйственного законодательства

С) Предприятия, занимающие господствующее положение, в определенной сфере экономики, что позволяет ему извлекать максимальную прибыль

D) Жесткая система управления производством и распределением

Е) Сфера государственного распределения экономических ресурсов.
^ 4. Экономическая модель - это:

А) Формализованное описание экономического процесса или явления.



  1. Искусственное воспроизведение экономического явления или процесса.

  2. Совокупность переменных величин, не зависящих от других переменных величин.
E) Искусственное воспроизведение экономического процесса с целью дальнейшего практического изменения.

5. В условиях товарного производства продукция выпускается с целью:

а) удовлетворения потребностей товаропроизводителя;

б) безвозмездной передачи ее другим;

в) распределения между участниками производства;

г) обмена на другие блага.

^ 6. Нормативная экономика занимается:

а) исследованием фактов, процессов, явлений с целью выявления их сущности:

б) выявлением взаимосвязи между экономическими процесcами и явлениями;

в) определением взаимосвязей между природой и обществом;

г) использованием экономических законов и принципов при решении определенных социально-экономических задач.

Е) все вышеперечисленное верно

^ 7. Индустриальная стадия экономического роста характеризуется :

А) Развитием НТП, замещением живого труда овеществленном.

В) Отсутствие НТП, полной занятостью трудоспособного населения с ростом населения.

С) Ростом населения.

Д) Взаимозаменяемостью факторов производства.

Е) Повышения нормы сбережения.
^ 8. Согласно классификации Д. Белла отраслями производства третичного сектора являются:

а) торговля, финансы, страхование, операции с недвижимостью;

б) наукоемкие отрасли, инновационное обслуживание, сфера услуг;

в) транспортные и коммунальные услуги;

г) здравоохранение, образование, культурнаЯ организация отдыха.
^ 9. Признаком командной экономики является:

A) преобладание частной собственности
B) свобода предпринимательства и выбора
C) личный экономический интерес
D) централизованное планирование

^ 10. Традиционная экономическая система отрицает:

A) Высокую концентрацию производства, НТП:

B) Решение всех вопросов на основе традиций, инстинктов, обрядов

C) Простое воспроизводство

D) Общинные отношения собственности

E) Медленный технический прогресс

^ 1. Предметом изучения экономической теории является:

А) деятельность людей по обмену товарами и услугами

B) переменные величины, поведение которых воздействует на состояние экономики

C) отношения между людьми по поводу рационального использования ограниченных ресурсов в процессе производства

D) динамика материальных и духовных потребностей человека

E) деньги, капитал и банковская система
^ 2. Чего нет в командной экономике:

C) Ориентации производителей, в основном, на платежеспособный спрос

E) Товарного дефицита

^ 3 . Какое высказывание лучше всего описывает проблему редкости ресурсов:

В) ресурсов всегда не хватает для удовлетворения всех человеческих потребностей;


^ 4. Раздел науки, изучающий поведение потребителей и фирмы – это…

А) Макроэкономика

В) Микроэкономика

С) Международная экономика

D) Национальная экономика

Е) Менеджмент

^ 5. Главные факторы производства :

A) Труд, земля и капитал, предпринимательские способности

B) Труд и капитал

C) Труд и земля

D) Капитал и земля

E) Незаменимые вводимые факторы

^ 6 . Объектом исследования мегаэкономики являются:

а) отношения на уровне национальной экономики;

б) международные экономические отношения ;

в) отношения в рамках отраслей и сфер народного хозяйства;

г) отношения, возникающие на уровне предприятий.

^ 7. Постиндустриальное система характеризуется как:

А) Экономика с эффективной технологией, информационный обеспечением, развитой сферой услуг

В) Экономика, где преобладает сельское хозяйство и господствует ручной труд

С) Экономика на основе машинизированного промышленного производства и разделения труда

Д) Экономика, основанная на обычаях, традициях народа

Е) Аграрно – индустриальная

^ 8. Если экономическая власть централизована и основным экономическим субъектом выступает государство, то это:

A) Рыночная экономика

B) Патриархальная система

C) Командно-административная экономика

D) Смешанная экономика

E) Рыночно регулируемая экономика

^ 9. Метод, основанный на соединении отдельных частей явления, изученных в процессе анализа, в единое целое – это…

А) Научная абстракция

В) Индукция

С) Дедукция

Е) Синтез
^ 10 . Какое высказывание лучше всего описывает проблему редкости ресурсов:

А) в любой экономике всегда чего-то недостает;

В) ресурсов всегда не хватает для удовлетворения всех человеческих потребностей;

С) бедные страны в большей степени ощущают ограниченность ресурсов, чем богатые;

D) чем меньше какого-нибудь ресурса, тем более он редок;

Е) редкость ресурсов вызывается дефицитом государственного бюджета.
^ 1. Основными типами экономических систем являются:

А) традиционная, командная , рыночная, смешанная

В) неразвитая, развивающаяся, развитая, высокоразвитая

С) традиционная, индустриальная, либеральная, демократическая

D) архаическая, демократическая, либеральная, прогрессивная

^ 2. Недостаточность существует потому, что:

A) человеческие потребности в товаре искусственно усиливаются рекламой

B) человеческие потребности велики по сравнению со средствами , доступными для их удовлетворения

C) производство ограничено только технологией и человеческой энергией

D) для выживания требуются неограниченные ресурсы

E) имеют место необоснованные чрезмерные потребности

^ 3. Чем характеризуется метод анализа:

D) постановка экспериментов;

^ 4. Основной экономический выбор решает :

A) где, когда и как

B) сколько, какого цвета и как много

C) когда, что и как

D) что, как и для кого

E) для кого, где и сколько

^ 5. Какое из следующих положений не имеет отношение к определению предмета экономической теории:

A) эффективное использование ресурсов

B) материальные и духовные потребности

C) неограниченные производственные возможности

D) редкость ресурсов

E) оптимальное использование наличных ресурсов

^ 6. Редкость - это:

A) характеристика только индустриальных систем;

B) концепция, отражающая невозможность полного удовлетворения человеческих потребностей;

C) характеристика только доиндустриальных систем;

D) эффективность;

E) платежеспособный спрос.
^ 7. Экономический эксперимент - это:


  1. Совокупность переменных величин, зависящих от других переменных величин.

  2. Формализованное описание экономического явления или процесса.
C) Целенаправленная система мероприятий государства в области общественного производства.

D) Искусственное воспроизведение экономического явления или процесса с целью его изучения.

Е) Совокупность переменных величин, не зависящих от других переменных величин.

^ 8. Экономическая теория изучает:

A) отношения людей в процессе производства и экономические законы развития общества

B) регулирование предпринимательской деятельности

C) распределение и эффективное использование редких и ограниченных ресурсов

D) распределение денег по отраслям и сферам экономики

Е) все вышеперечисленное ^ НЕ верно

9. Проблемы "что, как и для кого производить" относятся

A) только к отсталой экономике

B) только к командно-административной экономике

C) только к рыночной экономике

D) к любой экономике

Е) все вышеперечисленное верно
^ 10. Если исследуется экономика как целостная система, то это анализ :

A) макроэкономический

B) позитивный

C) нормальный

D) микроэкономический

Е) все вышеперечисленное верно

^ 1. Любая экономическая система сталкивается с проблемой

A) сбалансирования расходов на экспорт и импорт

B) рационального использования ограниченных ресурсов

C) сокращения дефицита государственного бюджета

D) экономии средств для сокращения внешнего долга

Е) все вышеперечисленное верно

^ 2. Производство как экономическая категория означает:

A) процесс создания материальных и духовых благ

B) место, где трудится человек

C) одну из сторон жизни общества

D) использование людьми машин, механизмов и другой техники

Е) все вышеперечисленное верно
3. ^ Проблемы эффективного использования ограниченных ресурсов на уровне отдельных субъектов экономики изучается в курсе:

А) Микроэкономики

В) Менеджмента

С) Макроэкономики

D) Маркетинга

Е) Мегаэкономика

^ 4. Рыночная экономика возникла вследствие:

A) ограниченности ресурсов, разделения труда и обмена продуктами труда обособленных товаропроизводителей

B) появления денег, без которых дальнейшее развитие обмена продуктами было невозможно

C) возникла стихийно, не подчинясь действиям многих экономических законов

D) в результате желания большинства населения

Е) все вышеперечисленное верно

^ 5. Какая из названных характеристик НЕ относится к рыночной экономике:

A) конкуренция

B) частная собственность

C) централизованное планирование

D) свобода предпринимательского выбора

Е) все вышеперечисленное верно

^ 6. Что характеризует второе крупное общественное разделение труда:

A) обособление земледелия в особый вид деятельности;

B) обособление ремесла в особый вид деятельности;

C) обособление торговли и купечества;

D) обособление скотоводства в особый вид деятельности;

E) обособление ростовщичества.

^ 7. Чем характеризуется метод анализа:

A) расчленение экономического явления на составляющие его простые элементы;

B) соединение элементов в единое органическое целое;

C) логическое выведение общих положений;

D) постановка экспериментов;

E) моделирование экономических процессов.

^ 8. Позитивная экономика занимается :

а) использованием экономических законов и принципов при решении определенных социально-экономических задач.

б) поисками путей выхода из кризиса;

в) выявлением содержательной стороны экономических процессов и явлений, взаимо-связанных как внутри их, так и между ними;

г) принятием решений по тем или иным социально-экономическим вопросам.

Е) все вышеперечисленное верно

^ 9. Чего нет в командной экономике:

A) Назначаемых чиновниками цен

B) Планирования от достигнутого

C) Ориентации производителей, в основном, на платежеспособный спрос

D) Несправедливого распределения благ

E) Товарного дефицита

ЭКОНОМИКА

!Начало!

!Вопрос!

    Понятие «политическая экономия» впервые ввел в науку

    1. Адам Смит

      Давид Рикардо

      Карл Маркс

      Антуан де Монкретьен

    Экономическая теория исследует отношения между людьми и их поведение в производстве, при обмене, распределении и потреблении в условиях ограниченности

    1. услуг для государственных и коммунальных предприятий;

      материальных и нематериальных благ;

      товаров, включая изготовленные для личного потребления;

      доходов юридических и физических лиц.

    Нужда людей в чем-либо, объективно необходимом для поддержания жизнедеятельности и развития организма, развития личности – это:

    1. благосостояние

      потребность.

    Экономический интерес человека предполагает стремление

    1. работать на собственника фирмы;

      работать на общество;

      производить товары для нуждающихся;

      удовлетворять свои потребности.

    К экономическим (производственным) отношениям относят:

    1. отношения по поводу хозяйственной деятельности;

      денежные отношения в процессе купли-продажи;

      отношения людей к экономическим благам;

      отношения между руководителем и подчиненными.

    Какое из этих положений не имеет отношения к определению предмета экономической теории?

    1. эффективное использование ресурсов;

      неограниченные производственные ресурсы;

      максимальное удовлетворение потребностей;

      материальные и духовные потребности;

      редкость блага.

    В каком из перечисленных случаев изучение экономической теории не имеет практического значения?

    1. каждый человек испытывает влияние экономики и сам воздействует на нее;

      каждый человек зарабатывает деньги, используя свои знания и опыт в тех или иных сферах деятельности. Теоретическая экономика учит студентов «умению жить»;

      каждый человек сталкивается с политическими проблемами, многие из которых связаны с экономикой;

      каждый, кто разбирается в принципах функционирования экономики, способен лучше решать собственные экономические проблемы.

    Экономическая модель не является:

    1. идеальным типом экономики или политики, во имя которых мы должны работать;

      инструментом для экономических прогнозов;

      комплексом экономических принципов;

      объяснением, как функционирует экономика и ее отдельные сектора.

    Если экономические обобщения основываются на фактах, то такой метод анализа является:

    1. описательным

      гипотетическим

      дедуктивным

      индуктивным

    Какая из перечисленных экономических целей имеет точное количественное измерение:

    1. экономическая гарантия

      полная занятость

      экономическая свобода

      справедливое распределение дохода

    Если утверждается, что две экономические цели взаимоисключают друг друга, то это означает:

    1. невозможность одновременного достижения обеих целей

      отрицание их в качестве целей, которые должны быть реализованы в России

      что реализация одной рассматривается как результат другой

      что эти цели имеют количественное выражение

    Что из перечисленного изучает микроэкономика?

    1. производство в масштабе всей экономики

      численность занятых в хозяйстве

      общий уровень цен

      производство сахара и динамику его цены

    Если исследуется экономика, как целостная система, то это анализ:

    1. микроэкономический

      макроэкономический

      позитивный

      нормативный

    Какова экономическая цель, если общество стремится минимизировать издержки и максимизировать отдачу от ограниченных производственных ресурсов?

    1. достижение полной занятости

      поддержание экономического роста

      экономическая безопасность

      экономическая эффективность

    Позитивная экономическая теория изучает:

    1. «что есть»

      что должно быть

      положительные тенденции в экономическом развитии

      оценочные суждения

    Общий уровень цен и безработицы в экономической системе изучается в курсе:

    1. микроэкономики

      макроэкономики

      менеджмента

      международных финансов

    Экономическая теория:

    1. занимается исключительно прогностическими характеристиками развития экономических систем;

      содержит положения, которые всегда принимаются всеми экономистами;

      не является наукой;

      не может предсказывать будущего, но может объяснить последствия определенных явлений в развитии экономики.

    Учение о принципах построения, формах и способах познания предмета экономической науки – это ее:

    1. методология

    Выявление наиболее существенных сторон изучаемого явления при отвлечении от всего второстепенного и случайного – это:

    1. анализ действительности;

      научная абстракция;

      научное моделирование;

      научный эксперимент.

    Обеспечение производства большего количества и лучшего качества товаров и услуг как условие высокого уровня жизни – это:

    1. показатель интенсивности;

      экономическая эффективность;

      экономический рост;

      рост производительности.

    Методологическая функция экономической теории проявляется:

    1. в формировании экономического мышления и соответствующего сознания, которое задает в конечном счете хозяйственное поведение, воздействующее на общественную психологию;

      в научном познании законов, закономерностей и категорий экономической жизни и ее основных проявлений в круговороте общественного воспроизводства;

      как теоретический фундамент для комплекса отраслевых, подотраслевых, функциональных, историко-экономических, а также экономических наук, находящихся на стыке различных отраслей знаний;

      в обосновании и проработанности научных прогнозов, обязательной их многовариантности, что исключает волюнтаризм и потери общества в экономической практике.

    Изменение, переустройство, нововведение с целью сохранения существующей экономической системы, структуры, характеризует содержание:

    1. практики;

    Экономическая эффективность проявляется, если:

    1. безработица снижена до естественного уровня;

      полностью используются производственные мощности;

      достигается максимизация прибыли при минимизации издержек;

      внедряются новые технологии.

!Ответ!

!Вопрос!

    Микроэкономика, в отличие от макроэкономики, изучает:

    1. только поведение отдельного потребителя;

      экономику территориальной единицы;

      экономические явления в течение короткого промежутка времени;

      поведение отдельных экономических показателей.

    В каждой экономической системе дифференциальные вопросы «что, как и для кого производить» решаются на микро- и макроуровне. Какой из предложенных вопросов может решаться на микроэкономическом уровне?

    1. каким образом можно достичь уровня полной занятости?

      что и сколько производить?

      как избавиться от инфляции?

      как стимулировать экономический рост?

    Экономическая теория:

    1. пригодна только для изучения капиталистической системы хозяйствования;

      пригодна для изучения всех экономических систем;

      не может быть полезной при изучении экономических отношений, свойственных социализму;

    Целенаправленная система мероприятий в области общественного производства, распределения, обмена и потребления благ называется:

    1. политической экономией;

      экономической теорией;

      экономической политикой;

      экономической наукой.

    Процесс создания материальных и духовных благ, необходимых для существования и развития человека, - это:

    1. распределение;

      экономический рост;

      производство.

    Материальные блага, имеющиеся в ограниченном количестве и требующие усилий для их добычи и приспособления к потребностям, называются:

    1. экономической целью;

      экономическими (хозяйственными) благами;

      результатами труда;

      факторами экономического роста.

    Факторы производства экономических благ – природные, людские, материальные, финансовые, - это:

    1. потребности

    Блага, имеющиеся в ограниченном количестве, называются:

    1. эффективными

      неэкономическими

      экономическими

      дорогими

    Проблема редкости ресурсов в экономической науке носит характер:

    1. гипотетический

      относительный

      абсолютный

      всеобщий

    Средства производства (орудия труда и предметы труда) и люди, овладевшие этими средствами, составляют:

    1. трудовые ресурсы

      способ производства

      производственные ресурсы

      производительные силы

    Полная занятость ресурсов понимается в экономической теории как использование:

    1. природных ресурсов

      трудовых ресурсов

      всей совокупности ресурсов

      основного и оборотного капитала

    Материальные блага, находящиеся в таком количестве и в такой форме, когда удовлетворение потребностей в них не требует каких-либо усилий и пожертвований, называются:

    1. товарами и услугами

      хозяйственными благами

      производственными факторами

      неэкономическими благами

    Процесс реализации физических, интеллектуальных и духовных потенций (способностей) человека, реализуемых в производстве товаров и услуг, - это:

    1. потребление

    2. производство

    Из перечисленных элементов хозяйственной среды: 1) почва; 2) законы; 3) население; 4) правила хозяйствования; 5) организации – к социальной среде экономической деятельности можно отнести:

  1. Основными стадиями хозяйственной деятельности являются:

    1. создание, использование, ремонт, восстановление

      проектирование, опытное производство, серийное производство

      зарождение, развитие, старение, умирание

      производство, распределение, обмен, потребление

    Под ограниченностью ресурсов в экономике понимают:

    1. невозможность удовлетворения всех потребностей

      расположение ресурсов в труднодоступных зонах

      нехватку собственных природных богатств в стране

      нехватку денег для покупки всего, что нужно

    Невозможность увеличения степени удовлетворения потребностей хотя бы одного человека без ухудшения положения другого члена общества характеризуется:

    1. «парето-эффективностью»

      «капиталоемкостью»

      «фондоемкостью»

      «трансакционными издержками»

    В решении проблемы экономического выбора экономисты исходят из гипотезы о:

    1. рациональном поведении людей

      сложности хозяйственной деятельности

      повышении производительности труда

      рациональном разделении труда

    Процесс определения доли, пропорции, количества, в которой каждый хозяйствующий субъект, принимавший участие в производстве продукта, присваивает результат этого производства, называется:

    1. торговлей

      распределением

      рыночным обменом

      производством

    Альтернативность использования ресурсов определяется

    1. стремлением к прибыли

      ограниченностью и редкостью

      планированием производства

      качеством управления

    Комбинация выпуска продукции, связанная с ограниченностью ресурсов, не осуществима:

    1. внутри кривой производственных возможностей

      при отсутствии возможности выбора комбинаций

      с внешней стороны кривой производственных возможностей

      на кривой производственных возможностей

    Кривая производственных возможностей показывает:

    1. точные количества двух товаров, которые хозяйство намерено производить;

      лучшую из возможных комбинаций двух товаров;

      альтернативную комбинацию при наличии данного количества ресурсов;

      время, когда вступает в действие закон убывающей производительности факторов производства

    Альтернативные издержки нового стадиона – это:

    1. оплата его охраны и другого персонала;

      цена строительства стадиона в будущем году;

      изменение реальной ставки налога, которая выплачивается из доходов стадиона;

      цена других товаров и услуг, производство которых принесено в жертву

      строительству этого стадиона.

    Ограниченность ресурсов означает, что:

    1. в обществе они имеются в таком количестве, которого недостаточно для производства необходимых товаров и услуг;

      с их помощью невозможно одновременное и полное удовлетворение всех имеющихся потребностей;

      ресурсов хватает только на производство предметов потребления.

    Взаимозаменяемость факторов производства обусловлена:

    1. конструктивными особенностями изделия;

      спецификой потребностей;

      ограниченностью ресурсов;

      все предыдущие ответы неверны.

    Производство эффективно, если:

    1. в нем обеспечено полное использование трудовых ресурсов;

      полное использование всех имеющихся ресурсов;

      полное использование производственных ресурсов;

      в нем не действует закон убывающей производительности факторов производства.

    Альтернативные издержки получения образования включают в себя:

    1. заработную плату, которую бы вы получили, если бы вам не надо было ходить в школу;

      деньги, потраченные на учебники;

      деньги потраченные на еду;

      плату за обучение.

    Процесс использования средств для восстановления и развития реального и финансового секторов экономики называется:

    1. инвестированием

      кредитованием

      амортизацией

      биржевой операцией

    Фундаментальная проблема, с которой сталкиваются все экономические системы, это:

    1. инвестиции

      производство

      потребление

      редкость

    Земля, труд, капитал – базовая классификация экономических ресурсов. Можно ли отнести к капиталу:

    1. деньги, акции, облигации;

      только акции и облигации;

      деньги и акции, но не облигации;

      ни деньги, ни акции, ни облигации не относятся к капиталу.

    Модель экономической системы может быть охарактеризована с учетом:

    1. форм хозяйствования;

      экономической ролью государства;

      преобладающих форм собственности;

      места и роли рынка в экономической системе;

      способов осуществления экономической власти;

      все ответы верны.

    Американская, японская, шведская, германская модели относятся к экономической системе, которая называется:

    1. традиционная,

      рыночная;

      смешанная;

      капиталистическая.

    Исторически определенный тип общества с органическими взаимосвязями, закономерностями и законами самообразования и развития, называется:

    1. способом производства;

      постиндустриальным обществом;

      общественно-экономической формацией;

      индустриальным обществом.

    Переход государственной собственности к отдельным гражданам, коллективам, физическим и юридическим лицам и формирование различных форм собственности – это:

    1. разгосударствление;

      приватизация;

      национализация;

      монополизация.

    1. присвоение;

      получение дохода;

      пользование и распоряжение;

      владение и управление.

    Как объект собственности движимое имущество включает:

    1. дороги, транспортные средства, производственные помещения;

      имущество, допускающее его свободное перемещение;

      духовный, физический, интеллектуальный потенциал людей;

    Знаменитая фраза «собственность – это кража» принадлежит:

    1. Ф. Фон Хайеку

      Ф. Энгельсу

      П-Ж Прудону

    Формой государственной собственности является:

    1. кооперативная

      коллективная

      муниципальная

      семейная

    Как объект собственности недвижимое имущество включает:

    1. машины, оборудования, мебель, ценные бумаги;

      производственные и непроизводственные помещения, различные объекты инфраструктуры;

      рабочую силу;

      изобретения, программные обеспечения электронной техники.

    Экономическая система эпохи свободного рынка с совершенной конкуренцией, в которой роль саморегулирования осуществляется по принципу «невидимой руки», называется:

    1. традиционной;

      чистым капитализмом;

      командно-административной;

      смешанной.

    Юридическое содержание отношений по поводу «присвоения-отчуждения» объекта собственности – это:

    1. правила игры на рынке;

      совокупность

      распределение ограниченных благ;

      присвоение ограниченных ресурсов.

    Субъектом собственности в праве могут быть:

    1. движимое и недвижимое имущество;

      люди, их коллективы, органы управления;

      квартира, мебель, оборудование;

      только человек, личность или семья

    Экономическая система, основная на национальном менталитете, обычаях и религии, наследственности или кастовой принадлежности, называется:

    1. смешанной;

      традиционной;

      рыночным социализмом;

      командно-административной.

    Собственность это:

    1. отношение человека к вещи;

      сама вещь;

      отношение людей друг к другу по поводу присвоения вещей.

    Если производство осуществляется в интересах отдельного индивидуума, то это:

    1. коллективная собственность и коллективное присвоение;

      частная собственность и частное присвоение;

      общественная собственность и общественное присвоение;

      все ответы неверны.

    Когда экономические проблемы решаются частичным рынком, частично правительством, то экономика:

    1. командная;

      рыночная;

      натуральная;

      смешанная.

    Права собственности – это:

    1. право исключительного физического контроля над благом;

      право применения полезных свойств блага для себя;

      право обладать результатами от использования блага;

      право решать, кто и как будет обеспечивать использование блага;

      право на отчуждение блага;

      право на уничтожение блага;

      право на передачу блага по наследству;

      право на бессрочность обладания благом;

      все ответы верны.

    Безвозмездное изъятие у собственника его имущества в установленном государственном порядке, это:

    1. монополизация;

      приватизация;

      национализация;

      конфискация.

    Существование государственной собственности обусловлено:

    1. наличием капиталоемких и нерентабельных отраслей (угольная промышленность, ж/д и автомобильные дороги и т.п.);

      необходимостью решения общенациональных и социальных задач, поддержанием уровня жизни населения;

      стремлением увеличить государственные доходы;

      все ответы верны.

    В соответствии с «экономической теорией прав собственности», собственность-это:

    1. производственный и денежный капитал;

      производственные и трудовые затраты;

      «пучок» прав по использованию ресурсов;

      заводы, здания, машины, оборудования.

    Передача или продажа принадлежащих государству предприятий в частную собственность – это:

    1. концентрация;

      приватизация;

      монополизация;

      национализация.

    Экономическое содержание собственности характеризуют:

    1. отношение людей к вещам;

      распоряжение и владение вещами и их использование;

      частное и общественное присвоение благ;

      отношения между людьми по поводу присвоения отчуждения благ.

    Если какое-либо имущество взять в аренду, то арендатор:

    1. является потенциальным собственником;

      распоряжается потребительной стоимостью имущества;

      является полным собственником;

      распоряжается ценностью данного имущества (может продать его или подарить);

      является владельцем этого имущества;

      данное имущество является бесхозным;

      все ответы неверны.

    Экономическая единица, которая использует факторы производства для изготовления продукции с целью максимизации прибыли, - это:

    1. финансовое учреждение;

      государственное предприятие;

      домашнее хозяйство;

      деловое предприятие.

    Товарным называется хозяйство, в котором товары и услуги производятся:

    1. для внутреннего потребления;

      на высокопроизводительном оборудовании;

      в большом количестве;

      для продажи или обмена.

    К «ошибкам» («осечкам») рынка относят такие процессы, как:

    1. производство «общественных» товаров;

      побочные эффекты от перелива ресурсов;

      неравномерность в распределении личных доходов;

      все ответы верны.

    Внутреннее строение, расположение, порядок отдельных элементов рынка, их доля в общем объеме рынка составляют:

    1. механизм рынка;

      структуру рынка;

      признаки рынка;

      систему рынка.

    Затраты энергии в физиологическом смысле придает товару свойство, которое называется:

    1. потребительной стоимостью;

      ценностью;

      полезностью;

      стоимостью.

    При переходе от натурального хозяйства к рыночному прямой продуктообмен (бартер) уступил место обмену, совершаемому при посредничестве денег, в роли которых выступали определенные товары. Это произошло в связи с тем, что бартер:

    1. был низкоэффективным, вследствие высоких издержек, связанных с необходимостью нахождения субъектов, готовых обменять нужные продавцу товары на те, которые у него имеются;

      был неудобен;

      препятствовал развитию общественного разделения труда;

      основывался на совпадении потребностей в обмениваемых товарах;

      имели место все перечисленные причины.

    Деньги служат:

    1. средством обращения;

      средством сохранения ценности;

      счетной единицей;

      все предыдущие ответы верны;

      верны ответы 1, 3.

    В модели кругооборота:

    1. предприниматели всегда обменивают товары на деньги;

      домашние хозяйства всегда обменивают деньги на товары;

      домашние хозяйства являются продавцами на рынке ресурсов и покупателями на рынке товаров;

      предприниматели являются покупателями на рынке товаров и продавцами на рынке ресурсов.

    Экономическая единица в составе одного или нескольких лиц, которая обеспечивает производство и воспроизводство человеческого капитала и стремится к удовлетворению своих потребностей – это:

    1. фирма, деловое предприятие;

      финансово-кредитное учреждение;

      государственное предприятие;

      домашнее хозяйство.

    Что обладает более высокой ликвидностью:

    1. продукты питания;

      товары длительного пользования;

      золотые украшения;

      наличные деньги.

    Рынок – это:

    1. совокупность актов купли-продажи;

      взаимодействие спроса и предложения;

      взаимоотношения между продавцами и покупателями;

      экономическая форма обмена, когда продукт существует в качестве товара;

      система экономических отношений между людьми, охватывающих процессы производства, распределения, обмена и потребления;

      все ответы верны.