Ликвидация бизнеса. Приказы. Оборудование для бизнеса. Бухгалтерия и кадры
Поиск по сайту

Современная экономика южной кореи. Экономическое чудо южной кореи

Экономические темпы роста Южной Кореи в течение последнего десятилетия - одни из самых высоких в мире. ВНП составил в 2004 г. $508,3 млрд. (ВНП надушу населения - $11 270). Ведущие отрасли промышленности: машиностроение, судостроение, производство электроники и электротехники, текстильная, пищевая. Основные сельскохозяйственные культуры (сельское хозяйство обеспечивает 11% ВНП) - рис, ячмень, батат, соя; также развиты лесное хозяйство и рыболовство. Главные торговые партнеры: США, Япония. Общая протяженность железных дорог - 6 763 км, автодорог - 63 200 км, внутренних водных путей - около 1 609 км. Главные порты страны: Пусан, Мокпхо.

РК -- динамично развивающаяся индустриально-аграрная страна. Она занимает одно из ведущих мест среди так называемых новых индустриальных стран. За последние 20 лет ежегодные темпы экономического роста составили около 8%. В последние годы темпы экономического роста несколько замедлились.

Среди полезных ископаемых наибольшее значение имеют залежи каменного угля, ведется разработка железной, цинковой и медной руды, вольфрама, олова. Однако горнодобывающая промышленность не играет большой роли в экономике страны, большая часть потребляемого промышленного сырья ввозится из-за рубежа. В РК создана мощная энергетическая база, при этом 50% ее производства обеспечивается на АЭС.

Ведущая роль в экономике принадлежит обрабатывающей промышленности. РК занимает одно из первых мест в мире по производству судов, стали (26 млн. т), легковых автомобилей (3 млн. шт.), выпуску продукции электроники и электротехники (цветные телевизоры -- 13 млн. шт., видеомагнитофоны -- 8,3 млн. шт.). В стране осуществляется собственная программа развития аэрокосмической промышленности, ведутся активные научно-технические разработки в области биотехнологии, генной инженерии, лазеров, создания композиционных материалов.

В результате процесса монополизации южнокорейские корпорации постепенно становятся все более серьезными конкурентами ведущим компаниям Запада. В Южной Корее действует система обязательного начального образования. Насчитывается более 500 вузов (из них 400 частных), где обучаются 1 млн. 390 тыс. студентов, свыше ста колледжей и университетов. В числе наиболее крупных -- Государственный Сеульский университет и такие частные университеты, как Енсе, Кёнхи, Конгук, Кукмин, Кориа, Хангук, Ханъян.

Южная Корея во второй половине ХХ столетия олицетворяла собой динамизм экономического роста развивающихся стран Восточной Азии. Не обладая сколь-нибудь значительными природными ресурсами, она производит около 2% ВМП, имея всего лишь 0,8% мировой численности населения.

В стране была осуществлена индустриализация хозяйства, в структуре которой произошли коренные изменения. Южная Корея вошла в ряд стран среднего уровня развития. Как известно, нормальное функционирование любого хозяйства обеспечивается не только наличными трудовыми, природными ресурсами, капиталом, техникой и технологией, но и способностью их рационального соединения, обеспечивающего эффективность производства и рынки сбыта произведенных продуктов.

Южная Корея имела много общих черт в факторах и условиях экономического развития с другими восточно-азиатскими странами и территориями. Они в определенной мере опирались на содействие промышленно развитых стран, и, прежде всего США.

Развитие хозяйства Южной Кореи во многом определялось расширением ее внешнеэкономических связей, важнейшее место среди которых занимала внешняя торговля.

Устройство экономики

Экономика зависит от иностранного, главным образом японского и американского капитала. Осуществляются милитаризация и индустриализация, опережающими темпами развиваются экспортные отрасли и тяжелая промышленность. Доля промышленности в ВHП 40%, доля сельского хозяйства 28%. Добыча угля (23 млн.т.), железных, свинцово-цинковых руд. Производство электроэнергии (40 млрд.кВт.ч.). Металлургия, машиностроение (автомобильное, электротехника, радиоэлектроника, судостроение), нефтеперерабатывающая и химическая промышленность. Текстильная и пищевая промышленность. Основной род деятельности чеболь включает машиностроение, приборостроение, текстильную, электротехническую, судостроительную, автомобилестроительную, нефтехимическую отрасли промышленности, капитальное строительство, транспорт и т.д. Вкратце можно разбить ведущие конгломераты по следующим отраслям:

  • · автомобилестроение - "Хёнде Моторс" (47%), "Дэу Мотор" (18%) и "Киа- Мотор".
  • · судостроение - "Хёнде", "Дэу", "Самсунг" и "Кориа шипбилдинг энд инжиниринг" - 90% всех мощностей.
  • · электротехническая - "Лаки Голдстар", "Самсунг", "Дэу" и "Хёнде" практически все проиводство микроэлектроники, компьютеров, телевизоров и т.д.

Эта же четверка занимает лидирующее положение в химической индустрии и машиностроении, однако в этих отраслях экспортная деятельность не столь активна и результативна. Освоение этих рынков началось сравнительно недавно.

Что касается строительной индустрии, то степень монополизации в этой отрасли значительно ниже. Здесь действуют более 40 крупных компаний. В основном это специализированные подрядчики, предлагающие полный цикл услуг - от проектирования до строительства. Однако и в этой отрасли сильно влияние "Большой четверки". В частности, "Самсунг" стал первой корпорацией, которой удалось в 70-х годах выйти на рынок строительных услуг Ливии, Ирана, Ирака, а в 80-е года - на рынки Ближнего Востока, Южной Америки, Юго- Восточной Азии и Африки.

Следует также отметить текстильную промышленность, где 65% южнокорейского экспорта приходиться на "Дэу текстайл компани". Как и другие чеболи эта компания также меняет свою экономическую политику и переходит к экспорту капитала в места сбыта продукции. Таким образом, создаются совместные предприятия в странах-импортерах.

Факторы роста южно-корейской экономики

На протяжении трех последних десятилетий человечество имело возможность наблюдать за некоторыми развивающимися странами, демонстрировавшими миру "экономические чудеса". Конечно же, речь идет о молодых наиболее развитых государствах, которые в 60-70 гг. выделились и обособились в отдельную группу, получившую название "Новые индустриальные страны" (New industrializing countries). Эта группа постоянно пополняется, и в настоящее время в нее входят около полутора десятков стран и территорий. Прочное место среди них занимает Южная Корея.

О быстром экономическом росте Республики Корея говорилось немало. Эту "историю успеха" связывают с высокими темпами роста ВНП, которые составили 8,6% в период с 1962-1988г и превращением страны из традиционно сельскохозяйственной во вполне индустриальную, среди достижений которой уровень ВНП на душу населения более 5000$ и 13 место в списке ведущих торговых государств мира.

На стремительный рост экономики Южной Кореи оказывали и оказывают влияние самые различные факторы - объективные и субъективные, экономические и политические, внутренние и внешние, такие как:

  • - ориентированная на экспорт, на взаимодействие с внешним миром стратегия развития;
  • - благоприятный международный экономический климат 60-х-первой половины 70-х годов, облегчивший доступ к внешним источникам ресурсов;
  • - сильное и эффективное руководство в лице авторитарных правительств, отложивших демократические и политические преобразования в пользу экономического развития;
  • - относительно малые затраты на содержание военно-промышленного комплекса (2-3% против 60-70% северо-корейских затрат);
  • - привлечение иностранных капиталовложений - как финансовых, так и технологических: промышленное оборудование и "now how";
  • - этническая и культурная однородность, а также конфуцианская традиция, особую ценность придающая трудолюбию, образованию, жизненному успеху и преданности своей нации.

Эти и многие другие факторы во многом определили быстрые темпы развития экономики Республики Корея. Что касается фактора экспортной политики, то было бы справедливо считать его наиболее весомым фактором, служившим движущей силой роста корейской экономики. Что касается роли заимствованных технологий, то этот фактор не был определяющим, однако обращение к зарубежным технологиям явилось естественным следствием экспортной модели развития экономики Кореи, поэтому нельзя не оценить роль этого фактора в формировании современной экономики Кореи и приобщении страны к мировым достижениям НТР. Также этот фактор недостаточно широко освещен в русской литературе по сравнению с другими факторами, тем не менее на мой взгляд он представляет интерес для изучения, а может быть и частичного применения (естественно в адаптированном к местным условиям виде) в России.

Правительственное регулирование

Одним из факторов, объясняющих стремительный рост экономики Южной Кореи, явилось сильное и эффективное руководство в лице авторитарных правительств, отложивших демократические и политические преобразования в пользу экономического развития. Правительство принимало новые законы и тщательно пересматривало уже существующие, а также принималось множество мер политического характера с целью увеличения накоплений, расширения экспорта, содействие вложению как национального, так и иностранного частного капитала, привлечение инвестиций и технологий из-за рубежа. Правительство сделало максимум возможного для создания социальной инфраструктуры: дороги, дамбы, порты, железные дороги и школы. К правительству часто обращались с просьбами взять на себя риск, связанный с инвестиционной деятельностью частных предпринимателей, предоставляя гарантии по внешним займам, используемым для покрытия расходов на крупномасштабные проекты.

Очевидно, что в современных условиях высокоразвитого разделения труда в основе любых регулирующих мер лежит денежное обращение. В Корее достижению финансово-денежной сбалансированности уделялось первоочередное внимание. Даже в годы значительных хозяйственных трудностей денежное обращение, инфляция, дефицитность государственного бюджета не выходили из под контроля государства. Центральную роль в этом играла государственная монополия в кредитно-финансовой системе. Другое важное направление государственного регулирования Южной Кореи пролегает в валютной сфере. В разных вариантах принуждения к тому, чтобы держать иностранную валюту на специальных счетах в ЦБ, действует в Корее с 1949 года.

Концентрация финансовых и валютных ресурсов в руках государства воздействовало на формирование основных пропорций общественного производства. При этом основная ставка делалась на всемерное поощрение экспорта. Государство использовало субсидирование национальных экспортеров, которым предоставлялись банковские льготы. По самым скромным оценкам только в 70-е годы они ежегодно поглощали не менее 1/10 ВНП. Государственные кредиты такого рода составляли:

  • - 15% от ВНП - 1962-1966гг.
  • - 39% от ВНП - 1932-1936гг.
  • - 46% от ВНП- 1977-1981гг.

При этом нужно отметить, что кредиты концентрировались в потенциально наиболее эффективных сферах экономики. Также осуществлялся контроль за эффективностью применения кредитов.

По отдельным товарам южнокорейские компании заняли прочные позиции на мировом рынке: текстильные изделия -- 7,0%, одежда -- 5,2%, суда -- 15%, персональные компьютеры -- 1,3%. Но эти товары испытывают возрастающую конкуренцию со стороны других стран.

В структуре импорта основное место занимают промышленное оборудование, сырье и продовольственные товары. Значительная часть промышленных материалов и топлива (41%) и 25% капитальных товаров реэкспортируются. Удельный вес сырья и топлива превышает половину импорта.

По ввозу круглого леса, каменного угля, железной руды, хлопка, кукурузы, нефти Южная Корея выступает на мировых рынках вторым -- четвертым по величине импортером в мире. Это предопределяет ее высокую зависимость от колебаний цен на сырьевые товары.

Южнокорейские компании закупают за рубежом значительную часть специального оборудования и машин высокой сложности. Объем импорта машин и оборудования увеличился в 10 раз и достиг 37% общего объема импорта. За счет импорта удовлетворяется до 50% спроса на промышленное оборудование.

В основе конкурентных преимуществ южнокорейских товаров длительное время находились низкие издержки на рабочую силу, а также прямое и косвенное субсидирование. В экспортных отраслях были наполовину снижены налоги, сняты пошлины на ввоз сырья и полуфабрикатов, необходимых для производства товаров на экспорт.

Объем экспорта Южной Кореи растет двузначными цифрами уже 19-й месяц подряд, поддерживаемый хорошим спросом на транспортные средства, сталь и предметы машиностроительной отрасли сообщают представители Министерства Торговли, Промышленности и Энергетики.

За август экспорт увеличился на 14.4 % до $31.23 млрд., тогда как величина импорта выросла на 9,8% до $29,69 млрд. Таким образом, профицит торгового баланса по итогам месяца составил $1.54 млрд., немного меньше чем июльская цифра - $1.56 млрд.

Участие в международных организациях

АфБР, АЗПАК, ТКК, ЭСКАТО, ФАО, ГАТТ, МАГАТЭ, МБРР, ИКАО, MAP, ИФАД, МФК, МВФ, ИМО, ИНТЕЛСАТ, ИНТЕРПОЛ, МСЭ, ЮНКТАД, ЮНЕСКО, ЮНИСЕФ, ЮНИДО, ООН, ВПС, ВОЗ, ВОИС, ВМО, ВТО.

Новиков И.В. Экономическое развитие Южной Кореи / И.В. Новиков, В.А. Уткина // Экономика и бизнес: теория и практика – 2017. – Т. 2. №4. – С. 75-77

ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ЮЖНОЙ КОРЕИ

И.В. Новиков, студент

В.А. Уткина, студент

Дальневосточный Федеральный Университет

(Россия , г. Владивосток)

Аннотация. В работе выполнен анализ темпов экономического роста Южной Кореи, как наиболее успешный пример эффективной государственной и экономической политики среди развивающихся стран. Автором описываются основные факторы, оказавшие во з действие на рост ВВП страны в период с 1962 года по настоящее время.

Ключевые слова: Южная Корея, экономика, ВВП, развитие, потребление.

Корея в настоящее время является н а глядным примером успешного экономич е ского развития страны. Государство, не имеющее значительных природных ресу р сов, разрушенное войной, имевшее доход на душу населения, не превышающий $100 в 1962 году, достигло показателя в $10 000 к 1995 году, а средний ежегодный прирост ВВП составил 10%. В настоящее время Корея занимает 13-е место в производстве товаров и услуг, является 8-м крупнейшим трейдером в мире, а доход на душу нас е ления достигает отметок более чем $25 000 в год. Это одна из 60 стран, у к о торых в 1960 году доход на душу насел е ния был меньше $300, но Корея смогла к 1995 году повысить этот показатель до $10 000. Также Корея стала второй после Сингапура страной, которая во время Аз и атского финансового кризиса вышла из программы кредитования Всемирного банка.

В настоящее время продолжаются и с следования причин такого значительного экономического роста Южной Кореи. Так, например, ученые указывают на накопл е ние человеческого капитала, как источн и к а роста, но его вклад в развитие эко ном и ки составил менее чем 10%. Вместе с этим рассматривается роль воспитания, обуч е ния и распространения знаний, которые, несомненно, сыграли важную роль в пр о цессе развития Кореи. Однако, их нельзя считать основными факторами , так как и з вестно, что в период с 1962 по 1994 года правительство не тратило средств на обр а зование больше, чем другие развивающи е ся страны, с тем же уровнем дохода на душу населения. П о мнению большинства исследователей, такие впечатляющие те м пы роста корейской экономики – это р е зультат ежегодно растущих инвестиций, которые превышают 30% ВВП страны, при этом значительная их часть приходи т ся на официальную иностранную фина н совую помощь.

Официальная иностранная поддержка Кореи.
Масштабы и типы официальной ин о странной помощи.

В ходе социального и экономического развития Южной Кореи в период с 1945 под 1999 годы общий объем официальной иностранной финансовой помощи соста в ляет около 44 млрд. долларов США в т е кущих ценах. Эта сумма включает в себя государственные гранты на развитие на сумму около 7 млрд. долларов и кредиты на общественное развитие в размере 37 млрд. долларов. Таким образом , общая сумма кредитов разделена на «Официал ь ную помощь развитию» в размере 6 м лрд. долларов (гранты составляют более 25%) и на «Другую официальную помощь» в 25 млрд. долларов (гранты составляют менее 25%). В то время, когда объем полученной финансовой помощи, полученной Кореей в период с 1965 по 1995, был сравним с др у гими 59 развивающими странами, с дох о дом на душу населения менее $300 в 1960-е годы, Корея достигла среднего годового прироста ВВП в размере 2%. Тем не менее , другие 15 развивающихся стран достигли прибавки ВВП в размере 10%, поэтому нельзя сказать, что стремительный рост экономики Кореи обусловлен только лишь иностранными инвестициями.

Основными «донорами» финансовой помощи были США, Япония и Германия. Основными же многосторонними донор а ми являлись Организация Объединённых Наций, Агентство по реконструкции ООН в Корее, а также Международный Банк Развития.

Распределение финансовой помо щи

Поскольку большая часть грантов и кредитов направлялась в основном на пр о дукты питания и на экстренные нужды, а кредиты на общественное развитие с о ставляли 84% от общего объема офиц и альных инвестиций, то применение этих средств фактически отражает стр атегию правительства в развитии страны, так , не смотря на финансовый кризис на развитие инфраструктуры было направлено 51% инвестиций, на модернизацию произво д ственного сектора 24%, на отрасли соц и альной инфраструктуры около 12%. Эта модель распределения средств отличалась от тех, которые применялись в других ра з вивающихся странах, в лучшую сторону, поэтому к числу факторов экономического роста можно добавить и рациональное о т раслевое распределение финансовой п о мощи.

Совр еменно е экономическое полож е ние: о бщая экономическая активность.

По состоянию на сегодняшний день экономический рост продолжается ум е ренными темпами. Рост на 2017 год пр о гнозируется в размере 2-2,8% , а к 2018 г о ду этот показатель должен достигнуть о т метки в 3%. Это обусловлено тем, что ра з витие в сфере услуг остается на достато ч ном уровне, а вот уровень роста промы ш ленного производства и соответствующая ему доля использования производстве н ных мощностей остаются на низком уро в не. Ожидается, что рост экономики страны будет осуществлен за счет умеренного восстановления спроса на внутреннем рынке и роста экспорта. Но все эти пе р спективы основываются на предполож е нии о том, что мировая экономика также будет увеличивать свои темпы роста. Та к же, в месте со снижением процентных ст а вок по кредитам их количество резко во з росло, что значительно повлияло на тек у щее положение экономики страны.

Внутреннее потребление сократилось в прошлом году на 3,5%, и этот показатель продолжает медленное снижение. Это обусловлено снижением темпов роста м и ровой экономики, снижением частного п о требления и инвестиций, связанных со строительством, в связи с этим в рост ВВП составил 2,3% по сравнению с запланир о ванными 2,7%. Уровень внутреннего п о требления играет значительную роль в экономике Кореи, так как его доля в фо р мировании ВВП страны составляет 46,5%.

В 2014 году инвестиции в основной к а питал составили 7%, и сильно сказались на темпах роста экономики, пострадавшей во время экономического кризиса. Но нек о торые сокращения инвестиций в электр о техническую промышленность и эле к тронные технологии обусловлены ростом конкуренции на рынке электротоваров, в связи с этим сократился и спрос на данную категорию продукции. Но более позити в ные прогнозы нацелены на инвестиции в строительную отрасль, которая находилась в стадии застоя после глобального фина н сового кризиса, вплоть до дефицита средств в 2013 году. Но после этого инв е стиции в строительство резко выросли, и уже к концу 2013 года составляли 6,7% и с каждым годом этот показатель продолжает увеличиваться в среднем на 1,9%. Вместе с этим увеличилось число сделок в сфере недвижимости, несмотря на то , что цены продолжают рост. По прогнозам на 2017 год инвестиции в недвижимость должны вырасти как минимум на 4,5% по сравн е нию с прошлым годом.

По сегодняшним прогнозам, экономика Кореи продолжит свой рост в умеренном темпе, если внутренние и внешние условия буду оставаться благоприятными, но при этом существуют опасения по поводу з а долженностей по потребительских кред и там, которые существенно влияют на эк о номику страны. При этом, учитывая о с лабление внутреннего потребления и ни з кую инфляцию в условия международной экономической неопределенности, скл а дывается необходимость в поддержании экспансивной макроэкономической пол и тике, при которой значительная роль отд а ется иностранным инвестициям , а в месте с этим налоговая и бюджетная политика должны продолжать поддерживать и ст и мулировать экономическую активность на высоком уровне, для поддержания выс о ких темпов роста экономики Кореи.

Библиографический список

1. Зубченко Л. Иностранные инвести ции. 2012. С. 182- 186 .

2. Шарма Р. Прорывные экономики. В поисках следующего экономического чуда. 2013. С. 350- 352 .

3. Булатова А.С. Стр аны и регионы мира: экономико-п олитический справочник. 2010. С. 700-704.

4. Ломакин В.К. Мирова я экономика: Учебник для вузов. – М.: Финансы. 2002. С. 730-73 5.

5. Республика Корея – экономическое развитие продолжается // БИКИ № 106. 2005.С.16;

6. О развитии южнокорейской экономики // БИКИ № 40. 2005. С.16;

7. Крупянко И. Геополитики Восточной Азии сегодня и завтра . 2006. С. 48 — 60 .

ECONOMIC DEVELOPMENT OF SOUTH KOREA

I.V. Novikov, student

V.A. Utkina, student

Far Eastern federal university

(Russia, Vladivostok)

Abstract. The paper analyzes South Korea’s economic growth rate as the most successful e x ample of effective state and economic policy among developing countries. The author describes the main factors that influenced GDP growth in the period from 1962 to the present.

Keywords: South Korea, economy, GDP, development, consumption.

Введение............................................................................................. 3 - 4

Глава 1. Типы экономических систем. .................................................... 4 - 5

1.1 Смешанная система и ее модели. Глава 2. Экономическое развитие южнокорейской модели.................................................................. 6 - 13

2.4 Новые приоритеты структурной политики: 1972-1979 гг.........

2.5 Программа стабилизации: 1979-1988 гг.

2.6 Стимулирование научно-технического прогресса.

2.7 Финансово-промышленные группы.

Глава 3. Банковская система Республики Корея................................... 14 - 18

3.1 История складывания банковской системы.

3.2 Деятельность кредитно-банковских институтов. Заключение 19

Список литературы.................................................................................... 20

Введение.

Тема выбранной мною курсовой работы не случайна. Меня сразу же привлекла эта тема, “Экономическое развитие Южной Кореи” , я посчитала ее актуальной, особенно на сегодняшний день, когда наша страна стоит на перекрестке двух дорог: какую из них выбрать - социально- ориентированную, присущую Западной Европе или же восточноазиатскую? На мой взгляд, именно сейчас необходимо рассмотреть все оптимальные варианты во избежание всевозможных кризисных ситуаций. Южная Корея всего лишь три десятилетия назад находилась в бедственном положении: высокий уровень инфляции и безработицы. Что же произошло? Как раз этот вопрос я задала себе при выборе этой темы. В чем же скрыт секрет южнокорейского чуда? Кто же повлиял на столь благоприятный исход? Какова была и есть роль государственного аппарата в развитии экономики, рыночных отношений?

Ответы на эти вопросы должны раскрыться в моей работе, которая построена следующим образом.

Первая глава посвящена типам экономических систем, в частности смешанной системе, к которой и относится страна Южная Корея.

Вторая глава прослеживает стратегию экономической политики этого государства.

Отдельной главой я выделила банковскую систему Южной Кореи. Банки были первой помощью государства. На них опиралась вся инфраструктура страны.

В заключении подведен итог моей курсовой работы. Здесь представлен перечень вопросов, рассмотренных мной, и найденных ответов на них.

Глава 1. Типы экономических систем.

1.1 Смешанная система и ее модели.

Под экономической системой мы понимаем совокупность экономических отношений и форм хозяйствования, которые складываются между людьми в процессе производства, распределения, обмена потребления материальных и духовных благ и услуг.

В экономической науке различают несколько типов экономических систем. Среди них: традиционная экономика, рыночная, административно- командная и смешанная. На последней мне бы и хотелось остановиться.

Смешанная модель, как правило, сочетает в себе регулирующую роль государства и экономическую свободу производителей. Она диктует наиболее эффективное использование ресурсов, способствует внедрению более современных технологий. Важным неэкономическим аргументом в пользу смешанной экономики выступает ее ставка на личную свободу. Предприниматели и рабочие перемещаются из отрасли в отрасль по собственному решению, а не по правительственным директивам. Государство осуществляет антимонопольную, социальную, фискальную и другие экономические политики, способствующие экономическому росту страны и повышению жизненного уровня населения.

Современный мир показывает большое разнообразие форм. Самые наглядные из них - шведская, японская, американская, южнокорейская модели.

Шведская система характеризуется энергичным участием государства в обеспечении экономической стабильности и перераспределении доходов. Сердцевиной шведской модели является социальная политика. Для ее успешного проведения установлен высокий уровень налогообложения, составляющий более 50% ВНП. В результате в стране до минимума сведена безработица, относительно невелики различия в доходах населения, высок уровень социального обеспечения граждан, высока и экспортная способность шведских компаний. Главное достоинство шведской модели в том, что она сочетает высокий экономический рост с высоким уровнем благосостояния населения и с обеспечением полной занятости.

Японская модель экономики отличается развитым планированием и координацией деятельности правительства и частного сектора. Экономическое планирование государства носит индикативный характер. Планы представляют собой государственные программы, ориентирующие мобилизирующие отдельные звенья экономики на выполнение общенациональных задач. Для японской экономики характерно сохранение национальных традиций при заимствовании у других стран всего того, что необходимо для развития страны. Это позволяет создавать системы управления и организации производства, дающие большой эффект в условиях Японии.

В американской экономике государство играет важную роль в утверждении правил экономической игры, развитии образования, регулировании бизнеса. Однако большинство решений принимается исходя из ситуации на рынке и ценообразования на нем.

Южнокорейскую модель экономического развития также относят к одним из значимых моделей смешанной системы. Эта модель подразумевает стратегию, ориентирующую производство страны на экспорт. Она успешно сочеталась с большим притоком иностранного капитала, ростом денежных сбережений населения и интенсивным внедрением в производство передовых достижений научно-технического прогресса.

Глава 2. Экономическое развитие южнокорейской модели.

2.1 Восстановление экономики: 1953-1961 гг.

Послевоенная Корея представляла собой аграрную страну с закрытой экономикой. Промышленная база была полностью разрушена войной. Быстрый рост населения, ускоренная урбанизация, безработица осложняли ситуацию переходного периода. В условиях дефицита основных потребительских товаров правительство ориентировало производителей на выпуск товаров повседневного спроса, замещающих соответствующий импорт. Однако политика импортозамещения вскоре натолкнулась на ограниченность инвестиций и недостаточную емкость внутреннего рынка.

Правительство правело земельную реформу, направленную на увеличение числа землевладельцев за счет перераспределения земельных ресурсов. Число фермеров-арендаторов земли снизилось с 42,1% в 1947 г. до 5,2% в 1964 г. Таким образом удалось нарастить объемы производства основных сельскохозяйственных продуктов., существенно ослабив остроту проблемы насыщения внутреннего рынка продовольствием.

Вторым шагом к восстановлению южнокорейской экономики явилась реформа, направленная на максимальное использование людских ресурсов. Корея обеспечила 265%-ый рост охвата населения средним образованием по сравнению с предыдущими годами. Уровень неграмотности сократился с 78% до 28%. Наличие относительно дешевой и квалифицированной рабочей силы стало основным конкурентным преимуществом.

В целом за рассматриваемый период экономика страны, пройдя путь ошибок и проб в поиске эффективной стратегии развития, подошла к началу 60-х гг. с относительно невысокими темпами роста ВНП - 3,7% , а ВНП на душу населения - 1,7%.

2.2 Становление системы централизованного экономического планирования.

Именно государство создает условия для развития основ рыночной экономики - свободы предпринимательства и добросовестной конкуренции. В современном рыночном хозяйстве государство стало фактически основным “мозговым центром”, который регулирует формирование рыночной среды и обеспечивает динамизм и устойчивый экономический рост. Ведущая роль государства в экономике Южной Кореи была отражена в ее конституции: “Государство регулирует и координирует экономическую жизнь”, что фактически закрепило государственное вмешательство во все без исключения сферы народного хозяйства.

Госпланирование в Республике Корея началось с так называемого плана Натана, разработанного в 1954 г. с привлечением экспертов ООН.

2.3 Усиленная поддержка экспорта: 1962-1971 гг.

Пришедшее к власти новое правительство в 1962 г. страны начало разработки серии пятилетних планов экономического развития. Для реализации этой политики было учреждено Министерство экономического планирования(МЭП).

Основой разработанной стратегии экономического развития стали ориентация промышленности на внешние рынки, стимулирование и государственная поддержка экспорта. Практические меры включали в себя: выделение прямых экспортных субсидий, налоговые и таможенные льготы производителям экспортной продукции, обеспечение упрощенного порядка прохождения таможенных процедур и др.

Интенсивное наращивание промышленного производства требовало значительного объема инвестиций, приток которых в условиях ограниченности собственных инвестиционных ресурсов мог быть обеспечен за счет привлечения в страну иностранного капитала. Для этого был принят закон “О поощрении иностранных инвестиций”, в котором иностранным инвесторам гарантировалась защита капитала и страхование от некоммерческих рисков. В результате суммарный приток иностранного капитала возрос в 8 раз по сравнению с предыдущим десятилетием.

Итак, после выполненного ряда реформ результаты превзошли ожидания. ВНП в реальном исчислении увеличился более чем вдвое при среднегодовом темпе роста в 9,5% (13,8% по душевому ВНП). Объем внешнеторгового оборота составил в 1971 г. 3,4 млрд. долл. (по сравнению с 447 млн. долл. в 1962 г.), в том числе экспорт - 1,1 млрд. долл.

2.4 Новые приоритеты структурной политики: 1972-1979 гг.

В данный период наблюдается перестройка отраслевой структуры промышленности и экспорта в соответствии с изменившимися условиями развития мирового хозяйства. В это время Корея начала терять конкурентные преимущества в экспорте трудоемких товаров (фанера, обувь, текстиль), которые обеспечивались использованием дешевой рабочей силы невысокой квалификации. Вследствие был сделан упор на дальнейшее усиление политики импортозамещения и создание собственных мощностей тяжелой и химической промышленности.
Правительство последовательно осуществляло курс на ускоренное развитие металлургических, химических и нефтехимических производств. Созданные в те годы такие мощные комплексы, как Югонг (нефтеперерабатывающий завод), ПОСКО (металлургический комбинат) и др., составляют сегодня основу индустриального сектора национальной экономики.
Осуществление крупномасштабных индустриальных проектов в условиях нефтяного кризиса 1973-1974 гг., нанесшего сильнейший удар по платежным балансам, для Кореи было облегчено за счет осуществления программы экспорта строительных услуг в страны Ближнего Востока.
Форсирование роста производства, большая доля которого обслуживала потребности экспорта (а не внутреннего рынка), неизбежно привело к “перегреву” экономики: рост уровня инфляции, дисбаланс в развитии отдельных секторов экономики и регионов, дисбаланс в распределении доходов.

ГОУ ВПО «РЭА им. Г. В. Плеханова»

Кафедра мировой экономики

Контрольная работа

по дисциплине

«Мировая экономика»

«Анализ экономики Южной Кореи»

Выполнила:

студентка 3 курса ФФ

группы 2308

Бухадеева Е.Б.

Проверил: К.э.н.

Автурханов Э.М.

Г. Москва

Введение…………………………………………………………………………...3

    Этапы экономического развития……………………………………………...4

    Тип экономического развития…………………………………………………9

    Уровень экономического развития……………………………………………9

    Социальная структура экономики…………………………………………...10

    Экономическая стратегия и политика. Характеристика ВВП……………..10

    Промышленность……………………………………………………………..11

    Сельское хозяйство…………………………………………………………...14

    Минеральные ресурсы………………………………………………………..16

    Транспорт……………………………………………………………………...17

    Связь……………………………………………………………………….17

    Качество и использование рабочей силы……………………………….18

    Малый бизнес и предпринимательство. Возможности для ведения бизнеса в стране (регионе) российскими бизнесменами……………………..19

    Внешнеэкономические связи…………………………………………….20

    Роль страны (региона) в международном производстве, международном разделении труда, экономической интеграции…………….22

    Прогноз и развитие экономических связей с Россией…………………24

    Прогноз социально-экономического развития страны (региона)……..25

Заключение………………………………………………………………………26

Список использованной литературы…………………………………………...28

Введение.

Южная Корея является страной, которая за короткое время превратилась из отсталой в страну с передовым производством. В настоящее время весь мир пользуется продукцией, произведенной в Южной Корее, от автомобилей до мобильных телефонов. ВВП на душу населения вырос со 100 долларов США в 1963 году до 28 100 долл. США в 2009 году. Южную Корею сейчас вполне можно отнести в разряд развитых стран.

Темпы экономического развития Южной Кореи значительно превышают аналогичные показатели не только развивающихся государств, но и многих развитых стран. По производству отдельных видов промышленной продукции, в том числе наукоемких, она вышли на ведущие позиции в экономике.

Еще более высокими темпами развивается экспорт из этой страны. Дело в том, что, обладая высокой конкурентоспособностью, продукция обрабатывающей промышленности Южной Кореи все более интенсивно захватывает позиции на мировом рынке. Страна превратилась в крупнейшего экспортера обуви, одежды, текстильных изделий, стремительно наращивает вывоз бытовой электронной аппаратуры, персональных компьютеров, электронно-вычислительной техники, легковых автомобилей и других видов высокотехнологичных товаров.

Цель данной работы - определение роли Южной Кореи на в мировом производстве и международном разделении труда. Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:

Определить особенности экономики Южной Кореи, этапы ее развития, тип и уровень;

Определить социальную структуру экономики;

Оценить современное состояние Южной Кореи на рынке услуг и товаров и их положение на рынке услуг в перспективе;

Охарактеризовать внешнеэкономические связи Южной Кореи;

Проанализировать основные макроэкономические показатели.

  1. Этапы экономического развития

В развитии южнокорейской экономики можно выделить несколько периодов. Первый из них охватывает 1948-1961гг., второй период- с 1961 г. до середины 70-х годов, третий - с конца 70-х до 90-х годов, четвертый - конец 90-х и до наших дней.

Первый этап можно назвать послевоенным временем. Ко Второй мировой войне Корея подошла в качестве одной из беднейших стран мира с преимущественно аграрной экономикой. Послевоенная разруха и Корейская война не способствовали устойчивому развитию экономики страны. Правительство опиралось на экономическую помощь иностранных государств, в частности США. Народное хозяйство страны находилось в упадке, доходы населения были очень низки.

После разделения Кореи на две части - КНДР и Южную Корею - разрушились давние связи между аграрным Югом и промышленным Севером. Южная Корея лишилась таких отраслей промышленности, как металлургическая, химическая, цементная. На юге были сосредоточены в основном предприятия лёгкой и пищевой промышленности.

Корейская война окончательно подорвала экономику страны. После окончания войны союзниками Юга при содействии правительства был разработан план содействия южнокорейской экономике. США предоставили в 1954-1959 годах около 1,5 миллиарда долларов в виде субсидий и «займов развития» (займы составляли 12,4 миллиона долларов). Эти деньги в основном ушли на закупку американских продовольственных и потребительских товаров, лишь небольшая часть пошла на восстановление производственной инфраструктуры промышленности и сельского хозяйства. Однако в первые послевоенные годы американская помощь способствовала сравнительно быстрому восстановлению экономики.

С начала 60-х годов XX века начался второй этап развития корейской экономики. За три десятилетия (с 1962 по 1989 год) ВНП увеличивался в среднем на 8 % в год, поднявшись с 2,3 миллиардов долларов в 1962 году до 204 миллиардов в 1989 году. Средний годовой доход населения вырос с $87 на человека в 1962 году до $4 830 в 1989 году. Доля промышленного сектора в 1962 году составляла 14,3 % от ВНП, а в 1987 году - 30,3 %. Объём торговли товарами народного потребления вырос с $480 млн в 1962 до $127,9 млрд в 1990.

Наиболее значимым фактором в ускорении развитии экономики страны стала экономическая политика нового президента Пак Чонхи, который направил усилия правительства на привлечение иностранных инвестиций, увеличение объёма экспорта и индустриализацию экономики. Государство стало играть более заметную роль в экономической жизни общества. Стали внедряться элементы плановой экономики - пятилетние экономические планы.

В период развития лёгкой промышленности с 1962 по 1971 года иностранные инвестиции составили 2,6 миллиарда долларов, в основном в виде займов, предоставленных правительству и частному сектору.

Сделав ставку на промышленный сектор экономики и ориентированную на экспорт стратегию развития страны, правительство страны искусственно увеличило разрыв между промышленным и аграрным направлениями в экономике, что стало серьёзной проблемой к началу 70-х годов.

Третий этап мы можем назвать периодом стабилизации (1970-1997).

К началу 1970-х годов промышленный сектор страны столкнулся с проблемами. До этого национальная промышленность производила дешёвые продукты используя дешёвую рабочую силу, что увеличивало конкурентоспособность южнокорейских товаров и стимулировало проведение политики протекционизма со стороны других развивающихся стран. Правительство ответило на это увеличением финансирования тяжёлой и химической промышленности и направлением инвестиций в капиталоёмкие и высокотехнологичные отрасли экономики.

Структурный переход к капиталоёмкой промышленности был сложным. Ситуацию осложняло то, что в конце 1970-х годов случился мировой энергетический кризис, приведший к увеличению цен на нефть и ограничивший объёмы южнокорейского экспорта. В 1980 году южнокорейская экономика пережила временный кризис: впервые с 1962 года национальная экономика показала отрицательный рост, увеличилась инфляция.

В начале 1980-х годов правительство страны начало широкомасштабные экономические реформы. С целью обуздания инфляции были приняты консервативная монетаристская политика и жёсткие фискальные меры. Рост денежной массы был ограничен с 30 % в 1970-х годах до 15 %. Бюджет ненадолго был заморожен. Вмешательство правительства в экономику сильно уменьшилось, а для иностранных инвесторов были созданы более свободные условия.

Эти меры, наряду с общим оздоровлением мировой экономики, помогли южнокорейской экономике выйти на прежний уровень роста уже во второй половине 80-х годов. В период с 1982 по 1987 годы экономика росла в среднем на 9,2 % в год, а в период с 1986 по 1988 годы - на 12,5 %. Инфляция, которая в 70-х годах в процентном выражении составляла двузначную цифру, была взята под контроль, цены на товары народного потребления увеличивались в среднем на 4,7 % в год. Сеул добился существенного прибавления платёжного баланса в 1986 году, а сальдо платёжного баланса в 1987 и 1988 годах составило соответственно $7,7 млрд. и $11,4 млрд. Такое бурное развитие помогло Южной Корее сократить свой внешний долг.

В конце 1980-х годов внутренний рынок стал основой экономического роста. Рост спроса на автомобили и другие дорогостоящие товары сильно увеличился вследствие общего роста платёжеспособности населения. Вследствие этого экономическая политика правительства, прежде направленная на экспорт корейских товаров, изменилась в сторону самообеспечения, что привело к уменьшению зависимости от других государств.

90-е годы ознаменовались тесной интеграцией Южной Кореи в мировую экономику (в середине 90-х годов она стала членом нескольких международных экономических организаций) и бурным ростом доходов населения. Однако, к 1990 году стало ясно, что высокие темпы роста 80-х годов замедлятся. Рост экономики в 1989 году составил всего 6,5 %. В первой половине 90-х годов темпы снижаться не стали, напротив, было небольшое оживление - с увеличением инвестиций и экспорта экономический рост увеличился с 3 % в 1992 году до 8,6 % в 1994 и 8,9 % в 1995. Валовый национальный продукт на душу населения вырос до $10 000 в 1995, а в 1996 году безработица достигла беспрецедентного уровня в 2 %. Инфляция оставалась относительно стабильной - 4 % в год.

Стабильное экономическое развитие южнокорейской экономики было прервано в 1997 году вместе с глобальным экономическим кризисом. В октябре 1997 года началось резкое снижение курса воны по отношению к доллару. Для того, чтобы предотвратить полный крах экономики, правительство было вынуждено сделать крупные займы у Международного валютного фонда. Серия мер, предпринятая правительством, включая ряд экономических реформ, позволили Южной Корее довольно скоро выйти из кризиса. Уже в 1999 году экономический рост составил 10 %, а в 2000 году - 9 %.

На данный момент мы имеем следующую ситуацию. Замедление роста мировой экономики и падение объёмов экспорта в 2001 году сказались на южнокорейской экономике: в 2001 году рост составил всего 3,3 %. Однако уже в следующем, 2002 году экономика вышла на уровень роста 6 %. Реструктуризация больших компаний (чеболей), приватизация банков и общая либерализация экономики являются основными направлениями работы правительства страны. В 2004 году перспективы развития экономики выглядели не так хорошо, как за несколько лет до этого. Активная торговля с Китаем, однако, является хорошим фактором для развития Южной Кореи.

На данный момент южнокорейская экономика основывается прежде всего на производстве товаров народного потребления, таких как электроника, текстиль, автомобили, а также на сектор тяжёлой промышленности: кораблестроение, производство стали. Продукция этих отраслей производства является основным предметом экспорта. Несмотря на то, что рынок импорта в последние годы стал более свободным, сектор сельского хозяйства до сих пор находится под политикой протекционизма из-за серьёзного несоответствия уровня цен на сельскохозяйственную продукцию, например на рис, внутри страны и в мире. На 2005 год цена риса в Южной Корее была в пять раз больше, чем на международном рынке. В конце 2004 года, однако, со Всемирной торговой организацией была достигнута договорённость о постепенном повышении доли импорта на рынке риса в стране - к 2014 году импортированный рис должен составить 8 % всего потребляемого количества. Помимо этого, до 30 % импортированного риса должно поступать к конечным потребителям (до этого импортированный рис использовался в основном для производства различных продуктов питания и напитков, таких как соджу). К 2014 году рынок риса в Южной Корее должен стать полностью открытым.

Экономический кризис 2008-2010 годов сильно сказался на экономике Южной Кореи. В 2008 году сокращение промышленного производства в стране составило 26 %, выросла безработица, существенно понизился курс воны к доллару. В течение 2009 года экономика страны постепенно восстанавливалась, чему способствовала правительственная программа по борьбе с кризисом и понижение курса воны в 2008 году, что создало благоприятные условия для корейских экспортёров. Рост ускорился в 2010 году, после начала восстановления мировых рынков, являющихся потребителями южнокорейских товаров, в частности в первом квартале 2010 года прогноз годового прироста ВВП составил 5.2 %, а безработица снизилась с 4,4 % до 3,8 %.

Южная Корея – это высокоразвитая индустриально-аграрная страна, которая занимает одно из лидирующих мест в мире. На протяжение последних десятилетий промышленность Кореи развивалась стремительными темпами и показывала хорошую динамику роста. Государство является крупным производителем, а также экспортёром судов (контейнеровозов, танкеров), электроники (телевизоров, компьютеров и комплектующих, информационных систем, оптических приборов, электронного оборудования), автотранспортных средств.

Основные экономические тенденции

Современная промышленность Южной Кореи развивается относительно стабильно. Это обеспечило в 2015 году рост ВВП корейской экономики. По данным Министерства планирования и финансов (Ministry of Strategy and Finance, MOSF) ВВП был равен 1585,51 трлн. корейских вон (1,38 трлн. долл. США) и в сравнении с 2014 г. он вырос на 2,6%. Темпы прироста ВВП в поквартальной динамике составили: в первом квартале – 2,5%, во втором – 2,2%, в третьем – 2,7%, в четвертом квартале – 3,0%.

Последние кризисные годы сказались на РК, как и на других странах мира. Показатель ВВП в пересчёте на душу населения в долларовом эквиваленте равен 27340,8 долл. США против 27963,6 долл. США в 2014 г. (-2,2%). По информации Банка Кореи (Bank of Korea, BOK) в 2015 г. и 2014 г. прирост ВВП составил:

Сфера экономики 2015 г. (%) 2014 г. (%)
С/х 1,5 3
Лесное и рыбное хоз. 1,5 3
Обрабатывающая пром 1,3 4
Добывающая пром. 1,2 3,9
Строительство 3 1,2
Услуги 2,8 0,4

Как показывает статистика, добыча и переработка сократились, увеличилась сфера строительства и услуг. Валовой национальный доход составил 1565,82 трлн. корейских вон (1,41 трлн. долл. США), показав прирост на 4,6%. Объём экспорта был равен 526,9 млрд. долл. США и понизился на 8% по отношению к 2014 г. А объём импорта упал на 16,9% до 436,5 млрд. долл. США. Профицит внешнеторгового баланса составил 90,4 млрд. долл. США. Внешнеторговый оборот впервые за 5 лет не превысил 1 трлн. долл. США, снизившись до 963,4 млрд. долл. США. В 2016 году ВВП увеличился на 2,8%, вместо запланированных 3%, поэтому можно резюмировать, что кризис не миновал.

Положительно воздействовали на экономику корейского полуострова правительственные программы, направленные на стимулирование экспорта, внутреннего потребления, а также инвестирование в строительство и производство. Правительство РК приняло ряд стимулирующих мер, общая сумма которых составила 17 млрд долл. Большинство этих средств отпущена на увеличение рабочих мест, их было создано 300 тыс., тогда как в 2015 г. – 340 тыс.

Негативное влияние на промышленность Кореи в 2015-2016 году оказал спад потребления в странах, являющихся главными торговыми партнёрами. Существенное снижение спроса Китая и других азиатских стран привело к сокращению производств.

Уровень развития промышленности

Промышленность Южной Кореи показывает неоднозначную динамику – рост одних отраслей и спад в других сферах. По информации Банка Кореи, в 2015 г. индекс промышленного производства был равен 107,8 пунктов, продемонстрировав спад в сравнении с 2014 г. на 0,5 пунктов.

В 2015 году самый лучший результат роста был в IT-отрасли. Этому способствовали принятые корейским правительством меры по инвестированию в этом направлении и созданию системы сотрудничества с неправительственными организациями. Также были созданы профильные институты, целью которых является ориентирование научных исследований в IT-отрасли в формат тесного взаимодействия частных и государственных учреждений, подготовка высококвалифицированных кадров.

В результате этого страна в 2015 году заняла третье место в мире по объёму экспорта информационно-коммуникационных технологий, продукции, он составил 170 млрд. долл. США (107,2% от уровня 2014 г.). Электроника представляет львиную долю доходов в бюджет. Эта категория продукции служит существенной поддержкой во время экономического спада. Корейцы на мировом рынке укрепили свои позиции по производству следующих товаров:

  • Мобильные устройства (объём продаж увеличился на 1,4%),
  • Полупроводниковая память (на 7,9%),
  • Жидкокристаллические дисплеи (на 0,7%).

Несмотря на инцидент с продукцией Samsung (Galaxy Note 7), нанёсший рекордный финансовый урон как самой компании, так и общим показателям экономического роста, в основном динамика положительная

Необходимо отметить подъём производственных мощностей в аэрокосмической промышленности (прирост на 13,1%), в нефтехимии (на 3,3%), несмотря на падение мировых цен на нефть в 2015 г., в автомобилестроении (на 0,7%).

Темпы роста в отдельных отраслях промышленности показали отрицательную динамику. Так, в области металлургии было выплавлено на 2,6% меньше стали, чем в 2014 г., что вызвано сокращением производства в судостроении (-7,1%) и машиностроении (-2,0%).

Состояние сельского хозяйства

В целом складывается непростая ситуация в сельском хозяйстве. Все ещё сохраняется тенденция сокращения занятого в отрасли населения на 0,6%. По заявлению Министерства сельского хозяйства, продовольствия и сельских дел (Ministry of Agriculture, Food and Rural Affairs, MAFRA) в 2015 году снизились площади посева риса на 0,7%, который является самой важной сельскохозяйственной культурой.

Однако эффективное внедрение информационных и биотехнологий, активное использование солнечной энергии и робототехники в агросекторе дали возможность собрать урожай риса более 4,33 млн. тонн, что в свою очередь на 2,0% больше показателя 2014 года.

Прослеживается общая тенденция сокращения посевных площадей овощных культур: картофеля, посевная площадь которого в стране равна 37,3 тыс. га (-11,2%), китайской капусты 12,7 тыс. га (-60,3%), редьки 5,8 тыс. га (-72,6%), красного перца 34,5 тыс. га (-15,3%), яблок 31,6 тыс. га (+3,0%), груш 12,7 тыс. га (-3,5%). Как следствие, в стране собранный в 2015 году урожай в среднем сократился на 15%.

По данным профильного Министерства в 2015 году поголовье крупного рогатого скота сократилось на 3,1% и равно 3,09 млн. голов, из них 2,68 млн. голов мясных пород (97,0% от уровня 2014 г.) и 0,41 млн. молочных пород (95,5%). Рост цен на свинину способствовал увеличению количества этих животных до 10,19 млн. (101,0% с 2014 г.).

В стране существенно выросло количество уток – до 9,77 млн. (29,8%). Количество кур составило 164,13 млн. голов (104,9% от уровня 2014 г.). По сведениям Корейской организации международной торговли (Korea International Trade Association, KITA), сумма импорта свинины в 2015 г. была 1,3 млрд. долл. (114,0% от уровня 2014 г.), мяса КРС – 1,8 млрд. долл. США.

В 2016 году Корея оказалась на пятом месте из всех стран мира по развитию с/х, уступая лишь США, Японии, ЕС и Канаде. В категории «Качественного с/х продукта» уровень РК составил более 90% от уровня США. В области инноваций в с/х южнокорейцы на 4 месте в мире. В 2015 г. было зарегистрировано 534 патента (+12% от 2014 г). К 2020 г. по технологичности в данной сфере будет составлять 88,5% от уровня Соединённых Штатов.

Оборот розничной торговли

По данным информационного портала KOSIS (Korean Statistical Information Service) объём сферы услуг и розничной торговли в 2015 г. был равен 335,15 млрд. долл. США, что на 2,2% больше уровня предыдущего года. На объекты дорожного сервиса пришлось 24,6% от всех розничных продаж, а на специализированные магазины, которые торгуют товарами конкретного ассортимента – 27,6%.

Большую роль в торговой деятельности играют магазины шаговой доступности (увеличение оборотов продаж на 29,0% по сравнению с 2014 г.) и переориентация розничных продаж на интернет-магазины (увеличение на 10,5%). Это связано с желанием покупателей приобретать все необходимые товары, не выходя из дома в одном месте, и более низкими ценами таких магазинов.

Показатели объёма товарного производства

По сведениям корейского информационного ресурса KOSIS, в 2015 году из 266 видов выпускаемой в Республике Корея продукции 119 имели положительную тенденцию к увеличению по сравнению с показателями 2014 г. Среди товаров, производство которых в 2015 г. значительно возросло в сравнении с предыдущим периодом, стоит выделить:

  • гравий: 26,4 млн. кв. м. (126,0% отправлено уровня 2014 г.);
  • железобетонные опоры: 7,7 млн. т. (121,6%);
  • гербициды: 52,1 тыс. т. (120,2%);
  • смолы эпоксидные: 436,0 тыс. тонн (117,7%);
  • карьерный песок: 30,6 млн. куб. м. (117,3%);
  • масло кунжутное: 13,7 млн. л. (115,8%);
  • асфальт: 6,1 млрд. литров (115,4%);
  • лифты: 36,6 тыс. ед. (115,0%);
  • виски:4,2 млн. литров (114,8%);
  • масло соевое: 503,1 млн. л. (114,3%);
  • солидол: 35,6 тыс. тонн (113,6%);
  • керосин авиационный: 24,7 млрд. литров (113,3%);
  • соль: 342,8 тыс. т. (113,0%);
  • бетонные опалубки: 883,3 тыс. куб. м. (112,2%).

К товарам, выпуск которых существенно снизился, относятся:

  • крафт-бумага: 161,9 тыс. т. (87,3% от уровня 2014 г.);
  • молнии-застежки: 124,8 тыс. км. (84,6%);
  • компакт-диски: 91,9 тыс. шт. (82,7%);
  • кварцит: 1,3 млн. т. (79,8%);
  • торговые автоматы: 58,3 тыс. ед. (77,7%);
  • погрузочные краны: 620,2 тыс. т. (77,4%);
  • брезент: 137,7 тыс. т. (76,4%);
  • ферритовые сердечники: 3234,5 млн. шт. (75,9%);
  • трубы из стали: 4,6 млн. т. (74,4%);
  • пылесосы для дома: 2,5 млн. шт. (62,4%).

Однако, вопреки большим достижениям, современная промышленность Южной Кореи испытывает кризис. На пути развития экономики стали - строгое экономическое планирование, государственная поддержка чеболей (крупных финансово-промышленных групп) с ущербом для среднего и малого предпринимательства, жесткий контроль над всеми сферами бизнеса, внешнеторговый протекционизм.

Республика имеет острую необходимость структурной перестройки всех сфер экономики. Приоритетным направлением дальнейшего процветания государства служит создание такой экономической модели, которая будет ориентирована на поддержку интересов среднего и малого бизнеса, а также проведение реформ в промышленной и финансовой сфере, сельском хозяйстве.