Ликвидация бизнеса. Приказы. Оборудование для бизнеса. Бухгалтерия и кадры
Поиск по сайту

Решение собрания собственников многоквартирного дома. Собрание владельцев помещений многоквартирного дома

Жилищный кодекс, N 188-ФЗ | ст. 46 ЖК РФ

Статья 46 ЖК РФ. Решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме (действующая редакция)

1. Решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по вопросам, поставленным на голосование, принимаются большинством голосов от общего числа голосов принимающих участие в данном собрании собственников помещений в многоквартирном доме, за исключением предусмотренных пунктами 1.1, 4.2 части 2 статьи 44 настоящего Кодекса решений, которые принимаются более чем пятьюдесятью процентами голосов от общего числа голосов собственников помещений в многоквартирном доме, и предусмотренных пунктами 1, 1.1-1, 1.2, 2, 3, 3.1, 4.3 части 2 статьи 44 настоящего Кодекса решений, которые принимаются большинством не менее двух третей голосов от общего числа голосов собственников помещений в многоквартирном доме. Решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме оформляются протоколами в соответствии с требованиями, установленными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства. Решения и протокол общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме являются официальными документами как документы, удостоверяющие факты, влекущие за собой юридические последствия в виде возложения на собственников помещений в многоквартирном доме обязанностей в отношении общего имущества в данном доме, изменения объема прав и обязанностей или освобождения этих собственников от обязанностей, и подлежат размещению в системе лицом, инициировавшим общее собрание. Подлинники решений и протокола общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме подлежат обязательному представлению лицом, по инициативе которого было созвано общее собрание, в управляющую организацию, правление товарищества собственников жилья, жилищного или жилищно-строительного кооператива, иного специализированного потребительского кооператива, а при непосредственном способе управления многоквартирным домом в орган государственного жилищного надзора не позднее чем через десять дней после проведения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме. Копии решений и протокол общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по вопросу, указанному в пункте 4.4 части 2 статьи 44 настоящего Кодекса, также подлежат направлению лицом, по инициативе которого было созвано общее собрание, в срок, указанный в настоящей части, в ресурсоснабжающую организацию, региональному оператору по обращению с твердыми коммунальными отходами, с которыми собственниками помещений в многоквартирном доме, действующими от своего имени, будут в соответствии с принятым решением заключены договоры, содержащие положения о предоставлении коммунальных услуг.

1.1. Управляющая организация, правление товарищества собственников жилья, жилищного или жилищно-строительного кооператива, иного специализированного потребительского кооператива в течение пяти дней с момента получения указанных в части 1 настоящей статьи подлинников решений и протокола общего собрания собственников помещений обязаны в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства, направить подлинники указанных решений и протокола, в том числе с использованием системы, в орган государственного жилищного надзора для хранения в течение трех лет. Орган государственного жилищного надзора в случае поступления в его адрес в течение трех месяцев подряд двух и более протоколов общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, содержащих решения по аналогичным вопросам повестки дня, обязан провести внеплановую проверку в целях установления факта соблюдения требований законодательства при организации, проведении и оформлении результатов такого собрания.

2. Общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме не вправе принимать решения по вопросам, не включенным в повестку дня данного собрания, а также изменять повестку дня данного собрания.

3. Решения, принятые общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, а также итоги голосования доводятся до сведения собственников помещений в данном доме собственником, указанным в статье 45 настоящего Кодекса иным лицом, по инициативе которых было созвано такое собрание, путем размещения соответствующего сообщения об этом в помещении данного дома, определенном решением общего собрания собственников помещений в данном доме и доступном для всех собственников помещений в данном доме, не позднее чем через десять дней со дня принятия этих решений.

4. Копии протоколов общих собраний собственников помещений в многоквартирном доме и решений таких собственников по вопросам, поставленным на голосование, хранятся в месте или по адресу, которые определены решением данного собрания.

5. Решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, принятое в установленном настоящим Кодексом порядке, по вопросам, отнесенным к компетенции такого собрания, является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме, в том числе для тех собственников, которые не участвовали в голосовании.

6. Собственник помещения в многоквартирном доме вправе обжаловать в суд решение, принятое общим собранием собственников помещений в данном доме с нарушением требований настоящего Кодекса, в случае, если он не принимал участие в этом собрании или голосовал против принятия такого решения и если таким решением нарушены его права и законные интересы. Заявление о таком обжаловании может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня, когда указанный собственник узнал или должен был узнать о принятом решении. Суд с учетом всех обстоятельств дела вправе оставить в силе обжалуемое решение, если голосование указанного собственника не могло повлиять на результаты голосования, допущенные нарушения не являются существенными и принятое решение не повлекло за собой причинение убытков указанному собственнику.

7. В многоквартирном доме, все помещения в котором принадлежат одному собственнику, решения по вопросам, относящимся к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, принимаются этим собственником единолично и оформляются в письменной форме. При этом положения настоящей главы, определяющие порядок и сроки подготовки, созыва и проведения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, не применяются, за исключением положений, касающихся сроков проведения годового общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.

1. Решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по вопросам, поставленным на голосование, принимаются большинством голосов от общего числа голосов принимающих участие в данном собрании собственников помещений в многоквартирном доме, за исключением предусмотренных пунктом 1.1 части 2 статьи 44 настоящего Кодекса решений, которые принимаются более чем пятьюдесятью процентами голосов от общего числа голосов собственников помещений в многоквартирном доме, и предусмотренных пунктами 1, 1.1-1, 1.2, 2, 3, 3.1, 4.2, 4.3 части 2 статьи 44 настоящего Кодекса решений, которые принимаются большинством не менее двух третей голосов от общего числа голосов собственников помещений в многоквартирном доме. Решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме оформляются протоколами в соответствии с требованиями, установленными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства. Решения и протокол общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме являются официальными документами как документы, удостоверяющие факты, влекущие за собой юридические последствия в виде возложения на собственников помещений в многоквартирном доме обязанностей в отношении общего имущества в данном доме, изменения объема прав и обязанностей или освобождения этих собственников от обязанностей, и подлежат размещению в системе лицом, инициировавшим общее собрание. Подлинники решений и протокола общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме подлежат обязательному представлению лицом, по инициативе которого было созвано общее собрание, в управляющую организацию, правление товарищества собственников жилья, жилищного или жилищно-строительного кооператива, иного специализированного потребительского кооператива, а при непосредственном способе управления многоквартирным домом в орган государственного жилищного надзора не позднее чем через десять дней после проведения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.

1.1. Управляющая организация, правление товарищества собственников жилья, жилищного или жилищно-строительного кооператива, иного специализированного потребительского кооператива в течение пяти дней с момента получения указанных в части 1 настоящей статьи подлинников решений и протокола общего собрания собственников помещений обязаны в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства, направить подлинники указанных решений и протокола, в том числе с использованием системы, в орган государственного жилищного надзора для хранения в течение трех лет. Орган государственного жилищного надзора в случае поступления в его адрес в течение трех месяцев подряд двух и более протоколов общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, содержащих решения по аналогичным вопросам повестки дня, обязан провести внеплановую проверку в целях установления факта соблюдения требований законодательства при организации, проведении и оформлении результатов такого собрания.

2. Общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме не вправе принимать решения по вопросам, не включенным в повестку дня данного собрания, а также изменять повестку дня данного собрания.

3. Решения, принятые общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, а также итоги голосования доводятся до сведения собственников помещений в данном доме собственником, указанным в статье 45 настоящего Кодекса иным лицом, по инициативе которых было созвано такое собрание, путем размещения соответствующего сообщения об этом в помещении данного дома, определенном решением общего собрания собственников помещений в данном доме и доступном для всех собственников помещений в данном доме, не позднее чем через десять дней со дня принятия этих решений.

4. Копии протоколов общих собраний собственников помещений в многоквартирном доме и решений таких собственников по вопросам, поставленным на голосование, хранятся в месте или по адресу, которые определены решением данного собрания.

5. Решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, принятое в установленном настоящим Кодексом порядке, по вопросам, отнесенным к компетенции такого собрания, является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме, в том числе для тех собственников, которые не участвовали в голосовании.

6. Собственник помещения в многоквартирном доме вправе обжаловать в суд решение, принятое общим собранием собственников помещений в данном доме с нарушением требований настоящего Кодекса, в случае, если он не принимал участие в этом собрании или голосовал против принятия такого решения и если таким решением нарушены его права и законные интересы. Заявление о таком обжаловании может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня, когда указанный собственник узнал или должен был узнать о принятом решении. Суд с учетом всех обстоятельств дела вправе оставить в силе обжалуемое решение, если голосование указанного собственника не могло повлиять на результаты голосования, допущенные нарушения не являются существенными и принятое решение не повлекло за собой причинение убытков указанному собственнику.

7. В многоквартирном доме, все помещения в котором принадлежат одному собственнику, решения по вопросам, относящимся к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, принимаются этим собственником единолично и оформляются в письменной форме. При этом положения настоящей главы, определяющие порядок и сроки подготовки, созыва и проведения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, не применяются, за исключением положений, касающихся сроков проведения годового общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.

Комментарий к Ст. 46 ЖК РФ

1. Собственник помещения в многоквартирном доме сам, своей волей и в своем интересе реализует власть над имуществом — принимает решение о совершении действия и совершает действие. При множественности состава собственников в отношении их общего имущества реализация ими возможностей владения, пользования, распоряжения усложняется. В отношениях с участием множества лиц при формировании единого решения возникает «психическое множество отдельных воль, которое становится единством через множество волевых операций» .
———————————
Суворов Н.С. О юридических лицах по римскому праву. М., 2000. С. 128.

Такая особенность волевой организации в отношениях, усложненных множественностью лиц, владеющих имуществом на праве общей собственности, когда эти отношения могут возникнуть только на основании актов согласования их воль, предполагает необходимость упорядочения их действий по согласованию их воль, т.е. в силу множественности субъектов права собственности необходимо определение порядка принятия ими общих решений по владению, пользованию и распоряжению общим имуществом. Иначе говоря, порядок принятия общих решений необходим для выработки «общей воли» таких субъектов, как воли, сформированной через согласование их воль. При этом акты согласования воль могут представлять собой не соглашения участников общей собственности, а общие решения, принимаемые ими большинством голосов, если принятие таких решений допускается законом либо соглашением между сособственниками.
———————————
Понятия «общая воля субъектов права общей собственности» и «формирование воли субъектов права общей собственности» условны, поскольку воля как таковая отсутствует в связи с отсутствием единого субъекта права. По существу, посредством данных понятий характеризуется отношение по реализации отдельных индивидуальных воль субъектов — участников общей собственности.

2. В п. 1 ст. 246 и п. 1 ст. 247 ГК РФ закреплено общее правило, согласно которому владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в долевой собственности, осуществляются по соглашению всех ее участников. Таким образом, несогласие хотя бы одного из сособственников парализует возможность совершения указанных действий, т.е. принцип приоритета воли большинства при решении данных вопросов не действует.

Применение норм п. 1 ст. 246 и п. 1 ст. 247 ГК РФ возможно при небольшом количестве участников общей собственности.

В многоквартирных домах, как правило, количество собственников помещений, а значит, и участников общей долевой собственности довольно значительно. При большом количестве таких участников практически невозможно достичь единогласного решения вопроса об определении порядка владения, пользования и в установленных пределах распоряжения общим имуществом.

Кроме того, даже организационно очень сложно обеспечить участие в общем собрании всех собственников, особенно если вопросы в повестке дня общего собрания малозначительны. Требование единогласного решения по всем вопросам, возникающим по поводу эксплуатации общего имущества в многоквартирном доме, привело бы к парализации всей деятельности по управлению многоквартирным домом. Названные статьи ГК РФ не учитывают такую специфику права собственности на общее имущество в многоквартирном доме, в том числе многочисленность субъектного состава этой собственности. Поэтому наличие отношений общей долевой собственности в многоквартирном доме обусловило необходимость создания такого правового механизма управления общим имуществом в этом доме, который позволил бы достичь разумного компромисса между интересами большинства и меньшинства сособственников. Приемлемой оказалась конструкция, в соответствии с которой владение, пользование и в установленных пределах распоряжение общим имуществом в многоквартирном доме должны осуществляться сособственниками по решениям, принимаемым большинством голосов.
———————————
К.П. Змирлов в своей статье «О недостатках наших гражданских законов», опубликованной еще в 1883 г. в журнале «Журнал гражданского и уголовного права», отмечал: «Закон наш не указывает определенного пути при разрешении несогласия между совладельцами относительно способа и порядка эксплуатации общего имущества; по этому вопросу надлежит указать, что постановления большинства обязательны для меньшинства, судебная власть может указать порядок распоряжения только по жалобе этого последнего или при отсутствии наличности большинства» (Законы гражданские с разъяснениями Правительствующего Сената и комментариями русских юристов / Сост. И.М. Тютрюмов. М.: Статут, 2004. Кн. 2. С. 270). В эпоху римского частного права каждый из сособственников общей вещи мог управлять данной вещью в целом, даже эффективно отчуждать ее и вносить в нее изменения, будучи ограничен правом воспрещения со стороны других сособственников, причем большинство не имело преимущества над меньшинством и запрещение одного могло пресечь любое нововведение, задуманное остальными (D.8.5.11) (Памятники римского права: Законы XII таблиц. Институции Гая. Дигесты Юстиниана. М., 1997. С. 313). Подобный порядок взаимоотношений сособственников при владении, пользовании и распоряжении общей вещью приводил к определенным трудностям в имущественном обороте. Поэтому многие объединения собственников, основанные на совместной собственности, распадались. В силу потребности объединения имущества для достижения экономического эффекта Юстиниан принял jus prohibendi и ввел принцип большинства, когда большинство совладельцев составляли те из них, которые располагали более 50% доли собственности на вещь. Однако участники общей собственности, оставшиеся в меньшинстве, чьи интересы были ущемлены решением о так сформулированном множестве, могли потребовать выдела или раздела имущества (см.: Пухан И., Поленак-Акимовская М. Римское право: Базовый учебник / Под ред. проф. В.А. Томсинова. М., 1999. С. 220, 221). В первом советском Гражданском кодексе РСФСР 1922 г. (СУ РСФСР. 1922. N 71. Ст. 904) было установлено, что владение, пользование и распоряжение общей собственностью должны производиться по общему согласию всех ее участников. Однако законодатель допустил и исключение (ст. 62), поскольку при недостижении согласия реализация таких правомочий могла осуществляться по большинству голосов (такое исключение, по существу, было взято из положения ст. 818 проекта Гражданского уложения Российской империи (Ред. ком. 1905 г.): «Управление и пользование общим имуществом должны быть по общему согласию всех соучастников, а в случае разногласия — по большинству голосов, исчисляемому соответственно размеру долей» (Законы гражданские с разъяснениями Правительствующего сената и комментариями русских юристов / Сост. И.М. Тютрюмов. С. 269).

Возможность использования принципа «большинства голосов» следует из того, что в данном случае принадлежащие сособственнику правомочия имеют менее абсолютный характер, чем в других случаях реализации права общей долевой собственности, во-первых, в силу вышеуказанной специфики назначения объекта, а во-вторых, из-за большего числа управомоченных лиц на стороне собственника, что само по себе предопределяет существенные ограничения в осуществлении таких прав.

Данная позиция прослеживается и в отдельных решениях Конституционного Суда РФ. В частности, в Постановлении от 17 декабря 1996 г. N 20-П КС РФ указал на то, что право частной собственности не является абсолютным и не принадлежит к таким правам, которые в соответствии с Конституцией РФ не подлежат ограничению ни при каких условиях, следовательно, по смыслу ч. 3 ст. 55 Конституции РФ оно может быть ограничено федеральным законом в целях защиты прав и законных интересов других лиц. В другом решении КС РФ отметил возможность отхода от принципа равенства лиц одной категории при наличии различных правовых и фактических обстоятельств.
———————————
Постановление Конституционного Суда РФ от 17 декабря 1996 г. N 20-П «По делу о проверке конституционности пунктов 2 и 3 части первой статьи 11 Закона Российской Федерации от 24 июня 1993 г. «О федеральных органах налоговой полиции» // Вестник КС РФ. 1996. N 5.

В Определении от 5 марта 2004 г. N 82-О «По запросу Первомайского районного суда города Пензы о проверке конституционности пункта 5 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации» (Вестник КС РФ. 2004. N 5) указано, что принцип равенства всех перед законом и судом, гарантируя одинаковые права и обязанности для субъектов, относящихся к одной категории, не исключает при этом определенные фактические различия, а также необходимость их учета законодателем. Так, в Определении обосновывается, что особый «законодательно установленный порядок приобретения прав… обусловлен спецификой объекта и природой права общей собственности, а также характером связанных с ней отношений. Он направлен на защиту прав и интересов всех участников общей собственности и, таким образом, по смыслу части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации не может рассматриваться как ограничивающий права и свободы человека и гражданина». При этом уточняется, что «установление неодинакового порядка, приобретения прав… для собственников и… сособственников не нарушает конституционный принцип равенства, ибо это обусловлено различными фактическими и правовыми условиями, в которых находятся индивидуальные собственники и сособственники имущества».

3. Правовой механизм управления общим имуществом в многоквартирном доме, основанный на принципе большинства голосов, нашел соответствующее отражение в комментируемой статье.

В частности, несмотря на требования ст. ст. 246 и 247 ГК РФ, комментируемая статья непосредственно допускает осуществление владения, пользования и в установленных пределах распоряжения общим имуществом в многоквартирном доме по решению большинства собственников такого имущества. При этом предварительное достижение всеми собственниками согласия по указанному порядку принятия решения не требуется.
———————————
Жилищный кодекс РФ в этой части, по существу, с одной стороны, идет по пути законодательства ряда зарубежных стран (к примеру, Гражданское уложение Германии (§ 745) также распространяет принцип «большинства голосов» на порядок принятия собственниками решений при управлении и пользовании имуществом, находящимся в их общей долевой собственности (см.: Гражданское уложение Германии / Пер. с нем. М.: Волтерс Клувер, 2004. С. 224), а с другой стороны, возвращается к ранее действовавшим положениям законодательства нашего государства (ст. 62 ГК РСФСР 1922 г.).

Так, согласно ч. 1 комментируемой статьи решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по вопросам, поставленным на голосование, принимаются большинством голосов от общего числа голосов, участвующих в данном собрании собственников помещений в многоквартирном доме. При этом следует обратить внимание на то, что в данном случае большинство голосов определяется даже не от общего числа голосов, принадлежащих всем собственникам помещений в многоквартирном доме, а только от совокупного числа голосов собственников, принимающих участие в собрании. Исключение из этого порядка представляют только случаи принятия решений, предусмотренных п. п. 1 — 3.1 ч. 2 ст. 44 ЖК РФ. К таким решениям относятся решения о реконструкции многоквартирного дома, строительстве хозяйственных построек и других зданий, строений, сооружений, капитальном ремонте общего имущества в многоквартирном доме, пределах использования земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, в том числе о введении ограничений пользования им, передаче в пользование общего имущества в многоквартирном доме, принятии решений об определении лиц, которые от имени собственников помещений в многоквартирном доме уполномочены на заключение договоров об использовании общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме (см. комментарий к ст. 44 ЖК). Эти решения должны приниматься квалифицированным большинством голосов (не менее 2/3). При этом, в отличие от вышеприведенного порядка принятия решений, в данном случае указанное большинство голосов определяется от общего числа голосов всех собственников помещений в многоквартирном доме.

4. Необходимость получения согласия всех собственников помещений в многоквартирном доме ЖК РФ связывает только с рассмотрением вопроса об уменьшении размера общего имущества в таком доме. Например, если планируемая реконструкция многоквартирного дома приведет к уменьшению размера общего имущества в этом доме, то с учетом ч. 3 ст. 36 и ч. 2 ст. 40 ЖК РФ решение общего собрания собственников помещений в этом доме должно быть принято единогласно всеми указанными собственниками либо единогласно всеми собственниками, участвующими в собрании, с предварительным, до проведения данного общего собрания, получением согласия в письменной форме не участвующих в собрании собственников на такую реконструкцию.

5. Согласно ч. 1 комментируемой статьи решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме должны оформляться протоколами, которые в соответствии с ч. 4 данной статьи, по существу, относятся к документам постоянного хранения (в течение всей «жизни» дома как многоквартирного, т.е. пока он существует, орган управления таким домом — общее собрание собственников помещений в этом доме), поскольку ЖК РФ не устанавливает временных пределов их хранения. Порядок такого оформления, а также место или адрес, по которым осуществляется хранение документов, должны быть установлены общим собранием собственников помещений в данном доме.

6. Жилищный кодекс РФ не предъявляет особых требований к содержанию протокола. Вместе с тем достаточно очевидно, что он должен содержать указание на дату, время и место проведения общего собрания. Причем эти сведения должны совпадать с теми, которые указаны в других процедурных документах, посвященных собранию (в сообщениях о проведении собраний, направлявшихся собственникам, объявлении о проведении собрания). Сведения, связанные с общей идентификацией многоквартирного дома, органом управления которого является проводимое общее собрание (адрес такого дома), и с идентификацией лиц, принимавших участие в общем собрании, с указанием помещения, собственниками или представителями собственника которого они являются, — также обязательные реквизиты протокола. Традиционно в каждом протоколе указывается и его порядковый номер.

Во вводной части протокола необходимо отразить общее количество голосов, которыми обладают собственники или их представители, участвующие в собрании. Эти данные должны соответствовать ранее составленному списку всех собственников (в котором обобщена информация о площади принадлежащего каждому собственнику помещения в соответствующем доме и с учетом этого — о количестве принадлежащих ему голосов) и подтверждать, что собрание имело кворум, т.е. было правомочно принимать решения (см. комментарий к ст. 45 ЖК).

Кроме того, во вводной части должны быть указаны имя, фамилия и отчество лица, ведущего собрание (в случае проведения внеочередного собрания таким лицом может быть собственник, инициировавший вопрос о его проведении, а годового собрания — лицо, ставшее ведущим по решению собрания), и лица, ответственного за оформление протокола.

Следующая часть протокола — повестка дня. Ее формулировка также должна в точности соответствовать другим документам, составленным при подготовке собрания (сообщениям о проведении собраний, направлявшимся собственникам, объявлению о проведении собрания).

Далее в протоколе могут быть изложены основные положения выступлений, должны быть отражены вопрос, поставленный на голосование, итоги голосования по нему и принятое решение. Обычно для этого в протоколе используются термины «поставили на голосование», «голосовали», «приняли решение». При этом главное, чтобы поставленный на голосование вопрос повторял повестку дня. Нельзя, к примеру, что-то добавить в содержание этого вопроса по результатам его обсуждения на собрании, даже если присутствующие собственники высказываются за это (иначе решение собрания может быть оспорено иными собственниками в суде). Поэтому формулировку вопросов нужно продумывать заранее, еще при составлении повестки дня собрания.

Надлежащим образом оформленный протокол должен быть подписан либо лицом, которое вело собрание, и лицом, ответственным за оформление протокола, либо всеми или частью собственников, принимавших участие в собрании (данное правило устанавливается по решению общего собрания).

7. Оформленный протокол передается на хранение ответственному за это лицу, определенному собранием, либо размещается для хранения в специально отведенном для этого месте. При этом ЖК РФ не исключает, что в качестве адреса хранения общим собранием может быть установлен адрес помещения, принадлежащего указанному лицу. Если собрание проводилось в форме заочного голосования, т.е. без присутствия собственников путем голосования в виде оформляемых в письменной форме решений каждого собственника по включенным в повестку дня вопросам, то принятые решения должны также храниться в порядке, аналогичном хранению протоколов. При этом, как следует из содержания ч. 4 комментируемой статьи, такие решения хранятся вместе с протоколами в одном месте либо по одному адресу.

Хранение протоколов и указанных решений обеспечивает возможность использования этих документов при разрешении судебных споров, в том числе в части установления правомерности принятия общим собранием решения по тому или иному вопросу.

8. Часть 2 комментируемой статьи устанавливает специальные требования относительно повестки дня общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.

Повестка дня общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме — это план собрания, содержащий перечень вопросов, которые выносятся на рассмотрение конкретного собрания.

Данная повестка формируется до начала проведения собрания, и согласно ч. 4 ст. 45 ЖК РФ сообщение о проведении собрания, которое предварительно (за 10 дней до дня проведения собрания) направляется каждому собственнику помещения в соответствующем многоквартирном доме, должно содержать информацию о повестке дня планируемого собрания.

Повестка дня собрания играет существенную роль в части обеспечения прав указанных собственников на информацию (см. комментарий к ст. 45 ЖК), поскольку предварительно позволяет каждому из них оценить правомерность вопросов, выносимых на рассмотрение собрания, определить, насколько данные вопросы затрагивают их интересы.

Каждый из сособственников, получив информацию о повестке дня, может предварительно согласовать с иными собственниками, с учетом наличия группового интереса, позицию по голосованию на собрании и т.п. При этом собственник помещения в многоквартирном доме, проанализировав включенные в повестку дня вопросы и удостоверившись в том, что данные вопросы не затрагивают существенным образом его интересы, может принять решение не участвовать в общем собрании либо выдать доверенность на голосование другому собственнику, предоставив ему право самостоятельно решать, как голосовать по тем или иным вопросам повестки дня. Именно поэтому ч. 2 комментируемой статьи прямо устанавливает, что общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме не вправе принимать решения по вопросам, не включенным в повестку дня данного собрания, а также изменять повестку дня собрания. Иначе, если допустить возможность изменения повестки дня собрания, а также принятия решений по не включенным в повестку дня вопросам, собственник, приняв решение не участвовать в собрании, основываясь на предоставленной ему информации о повестке дня, по существу, будет отстранен от принятия решений по другим вопросам, которые не были указаны в повестке дня, но рассматривались на собрании. Данные вопросы могли существенным образом затрагивать его интересы, в связи с чем, зная о дате предполагаемого их рассмотрения, собственник не только не отказался бы от участия в собрании и голосовании, но и предпринял бы до начала собрания дополнительные шаги по консолидации голосов других собственников. Поэтому ЖК РФ в этой части категоричен: повестка дня неприкосновенна и обязательна для общего собрания. Отсюда вытекает, что она должна быть ясной и конкретной. В ней не допускается формулировка «разное». Собрание не вправе изменить повестку дня и выйти за ее рамки, даже если за это проголосуют собственники, которым принадлежит 2/3 голосов от общего количества голосов всех собственников. Тем самым гарантируются права собственников, не присутствующих на собрании.

9. Решения, принятые общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, а также итоги голосования доводятся до сведения собственников помещений в данном доме собственником, по инициативе которого было созвано собрание, путем размещения соответствующего сообщения об этом в помещении данного дома, определенном решением общего собрания собственников помещений и доступном для всех собственников помещений в данном доме, не позднее чем через 10 дней со дня принятия этих решений.

Такое требование, установленное ч. 3 комментируемой статьи, как элемент правового механизма защиты прав сособственников на информацию, связанную с управлением многоквартирным домом (см. комментарий к ст. 45 ЖК), играет важную роль в процессе формирования общей воли собственников (принятии общим собранием того или иного решения).

Вполне справедливо мнение, что при обязательном информировании всех сособственников о принятых общим собранием решениях и об итогах голосования осуществляется всесторонняя защита их интересов, поскольку с учетом данной информации собственники могут применить предусмотренные законом способы защиты своих прав. Иначе говоря, данное требование является юридической гарантией права каждого из сособственников потребовать прежде всего пересмотра принятого общим собранием решения и в крайнем случае признания в судебном порядке такого решения недействительным.

Особую актуальность данный вопрос получает при проведении собрания в форме заочного голосования, поскольку даже те собственники, которые участвовали в голосовании путем направления своих оформленных в письменном виде решений, смогут узнать об общих результатах голосования только при соблюдении указанного требования.

10. По поводу вышеизложенного возникает вопрос: может ли служить нарушение требования о доведении до всех собственников принятых общим собранием решений и итогов голосования, в том числе в связи с нарушением 10-дневного срока их доведения, основанием для признания всех принятых решений недействительными?

Очевидно, что невыполнение указанного требования является нарушением законодательства. Однако специальных последствий такого нарушения ЖК РФ не устанавливает.

Вместе с тем требование о доведении указанной информации до ее потребителя в некоторой степени напоминает требование Конституции РФ об обязательном опубликовании законов и о последствиях нарушения такого требования, когда неопубликованные законы применению не подлежат.

В соответствии с ч. 5 комментируемой статьи решения общего собрания являются обязательными для всех сособственников, в том числе для тех, которые не принимали участие в голосовании. Поэтому возникает вопрос: правомерно ли считать обязательными и соответственно подлежащими применению те решения, о которых сособственник не знает в силу нарушения требования об их доведении до всех сособственников? Представляется, что с учетом возможности проведения заочного голосования ответ на данный вопрос можно дать отрицательный, поскольку в случае проведения заочного голосования без обнародования его итогов, формируемых на основе поступивших письменных решений собственников, сособственники, кроме отдельных лиц, которые осуществляли подсчет голосов, не будут знать, по каким вопросам приняты положительные решения и соответственно какие из данных решений являются для них обязательными.

Все сказанное подтверждает также то, что начало течения срока исковой давности по обжалованию решения общего собрания ЖК РФ связывает с днем, когда собственник, обращающийся в суд с таким заявлением, узнал или должен был узнать о принятом собранием решении.

Однако не следует забывать и о необходимости учета баланса интересов всех сособственников. С одной стороны, должны быть защищены интересы сособственников, не принимавших участия в собрании и не знающих о принятых решениях, часть которых может нарушить их права, с другой — существует большинство сособственников, которые принимали участие в собрании, обеспечили положительное решение большинства вопросов, включенных в повестку дня, и вряд ли была бы оправданной возможность во всех случаях признавать такие решения недействительными только на основании, к примеру, нарушения срока доведения информации о принятых решениях и результатах голосования. В любом случае решение данного вопроса целиком относится к компетенции суда, поскольку четкие юридические критерии — основания для признания решений общего собрания недействительными и не подлежащими применению — в ЖК РФ отсутствуют.

11. Установленное ЖК РФ право каждого собственника помещения в многоквартирном доме на участие в общем собрании собственников с правом голоса по всем вопросам компетенции данного собрания является неотъемлемой частью прав такого собственника на управление многоквартирным домом. Право на обжалование принятых на общих собраниях решений также включается в право собственников жилых помещений на управление многоквартирным домом и неразрывно связано с необходимостью обеспечения защиты прав таких лиц как собственников общего имущества.

В ч. 6 комментируемой статьи содержатся условия, на основании которых сособственник вправе обжаловать в суд решение общего собрания собственников.

Необходимо, во-первых, чтобы такое решение было принято с нарушением требований ЖК РФ (например, с нарушением правил о компетенции общего собрания; при отсутствии кворума; в случае выхода за пределы повестки дня собрания; при принятии решения простым большинством голосов, хотя требовалось принятие квалифицированным большинством); во-вторых, чтобы собственник не принимал участия в соответствующем общем собрании или голосовал против принятого решения; в-третьих, чтобы решением были нарушены его права и законные интересы.

Отсутствие хотя бы одного из перечисленных условий исключает признание судом решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме недействительным.

12. Комментируемая статья устанавливает, что заявление о признании решения общего собрания недействительным может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня, когда собственник узнал или должен был узнать о принятом решении.

Возникает вопрос: является ли этот срок сокращенным сроком исковой давности и поэтому к нему должны применяться все предусмотренные ст. ст. 195 — 207 ГК РФ правила об исковой давности, включая возможность его восстановления применительно к физическим лицам, либо это срок особого вида — пресекательный, восстановление которого не допускается?

Основным аргументом против признания этого срока сокращенным сроком давности следовало бы признать возможность его восстановления только в отношении физических лиц, что поставило бы в неравное положение собственников — физических и юридических лиц (ст. 205 ГК предусмотрена возможность его восстановления только для первой категории).

Тем не менее представляется, что этот срок обладает всеми признаками давностного срока — срока на защиту нарушенного права, а теория пресекательных сроков настолько не разработана, что активное обращение к подобным срокам ни к чему, кроме правовой неопределенности и даже ошибок, привести не может. Аргумент же в пользу того, что физические лица поставлены в неравное положение с юридическими, никак нельзя считать достаточным, поскольку такова была воля законодателя при принятии ГК РФ. Поэтому в исключительных случаях, когда суд признает уважительной причину пропуска указанного срока собственником — физическим лицом по обстоятельствам, связанным с его личностью (тяжелая болезнь и т.п.), этот срок может быть восстановлен судом в соответствии со ст. 205 ГК РФ. Вместе с тем окончательную позицию по этому вопросу должна будет сформировать судебная практика.

13. Часть 6 комментируемой статьи предусматривает, что суд вправе с учетом всех обстоятельств дела оставить в силе обжалуемое решение, если голосование обратившегося с заявлением собственника не могло повлиять на результаты голосования, допущенные нарушения не являются существенными и решение не повлекло причинения убытков данному собственнику.

Диспозиция этой нормы, не допуская никакой доли усмотрения, точно и ясно формулирует правило, согласно которому суд вправе оставить обжалуемое решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме в силе, если перечисленные условия присутствуют одновременно.

При этом обращает на себя внимание тот факт, что законодатель не расшифровывает понятие «существенные нарушения». Таким образом, он оставляет решение этого вопроса на усмотрение суда, что предполагает необходимость при рассмотрении дела судом учитывать конкретные обстоятельства такого дела и оценивать каждое нарушение.

Вместе с тем достаточно очевидно, что к существенным нарушениям, которые могут служить основаниями для удовлетворения иска собственника о признании решения общего собрания недействительным, следует отнести, в частности, несвоевременное извещение (неизвещение) собственника о дате, месте и времени проведения общего собрания; непредоставление возможности ознакомиться с необходимой информацией (материалами) по вопросам, включенным в повестку дня собрания; рассмотрение вопросов, не включенных в повестку дня; неправильный подсчет голосов; принятие решения при отсутствии кворума; нарушение порядка голосования при принятии решения (простым большинством голосов вместо квалифицированного).

В качестве примера из судебной практики можно отметить Определение Московского областного суда от 19 мая 2011 г. по делу N 33-11471. Как следует из материалов дела, истец, являясь собственником 1/3 доли в праве собственности на жилое помещение в соответствующем многоквартирном доме, оспаривал решение общего собрания собственников помещений данного дома, проведенного в форме заочного голосования, на котором был избран способ управления многоквартирным домом — управление управляющей организацией.

В кассационной жалобе истицей были отмечены следующие обстоятельства.

Общее собрание собственников было проведено с существенными нарушениями ЖК РФ, а именно: инициатор собрания не уведомил всех собственников о проведении общего собрания, при проведении общего собрания отсутствовал необходимый кворум, протокол общего собрания оформлен с существенными нарушениями требований законодательства, подписан неуполномоченными лицами (секретарем и председателем собрания).

Принятым в результате заочного голосования решением нарушены права истицы быть уведомленной о проведении собрания жильцов, принимать участие в собрании и выражать свое мнение по поставленным на повестку дня вопросам путем голосования; отсутствие кворума нарушает ее право собственника, так как фактически способ управления многоквартирным домом был избран без учета ее мнения и мнения других собственников помещений. В нарушение порядка уведомления собственников помещений о проведении общего собрания собственники были извещены позднее чем за 10 дней до его проведения; при подсчете голосов была нарушена методика, определенная собранием; решения собственников оформлены с нарушением закона. Выбранная общим собранием собственников управляющая компания ООО «Красногорье-ДЭЗ» не обладает ресурсами для обеспечения своевременного и качественного оказания услуг собственникам, что ставит под угрозу сохранность ее имущества; ее участие могло повлиять на принятие решения.

Судебная коллегия по гражданским делам Московского областного суда, рассмотрев кассационную жалобу, не нашла оснований для отмены решения Красногорского городского суда Московской области от 27 января 2011 г. В обоснование было отмечено следующее.

В соответствии со ст. 44 ЖК РФ общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме является органом управления многоквартирным домом.

По смыслу п. 6 ст. 46 ЖК РФ собственник помещения в многоквартирном доме вправе обжаловать в суд решение в том случае, если оно принято с нарушением требований Кодекса, собственник не принимал участие в этом собрании или голосовал против принятия такого решения и если таким решением нарушены его права и законные интересы.

Суд с учетом всех обстоятельств дела вправе оставить в силе обжалуемое решение, если голосование указанного собственника не могло повлиять на результаты голосования, допущенные нарушения не являются существенными и принятое решение не повлекло за собой причинение убытков указанному собственнику.

Судом по данному делу установлено, что истица является собственником 1/3 доли в жилом помещении общей площадью 86,6 кв. м данного многоквартирного дома.

Истица реализовала свое предусмотренное законом право на обжалование указанного решения.

С учетом требований п. 2 ст. 44 ЖК РФ оспариваемое решение общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, в том числе в части выбора способа управления многоквартирным домом, было принято в пределах своей компетенции.

Статьей 47 ЖК РФ установлено, что решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме может быть принято без проведения собрания путем проведения заочного голосования — передачи в место или по адресу, которые указаны в сообщении о проведении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, в письменной форме решений собственников по вопросам, поставленным на голосование.

Согласно п. 2 ст. 45 ЖК РФ внеочередное общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме может быть созвано по инициативе любого из этих собственников. Данным правом воспользовался ответчик по делу, являющийся собственником жилого помещения общей площадью 103,8 кв. м указанного многоквартирного дома.

Из пункта 4 ст. 45 ЖК РФ следует, что собственник, по инициативе которого созывается общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме, обязан сообщить собственникам помещений в данном доме о проведении такого собрания не позднее чем за 10 дней до даты его проведения. В указанный срок сообщение о проведении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме должно быть направлено каждому собственнику помещения в данном доме заказным письмом, если решением общего собрания собственников помещений в данном доме не предусмотрен иной способ направления этого сообщения в письменной форме, или вручено каждому собственнику помещения в данном доме под роспись, либо размещено в помещении данного дома, определенном таким решением и доступном для всех собственников помещений в данном доме.

Из дела видно, что инициатором собрания была избрана заочная форма голосования, так как многоквартирный дом по указанному адресу к периоду проведения общего собрания не был полностью заселен (дом-новостройка). Ответчиком были разработаны форма сообщения о проведении общего собрания собственников с указанием сведения о лице, по инициативе которого созывалось данное собрание; форма проведения данного собрания; указаны дата окончания приема решений собственников по вопросам, поставленным на голосование, и место или адрес, куда должны передаваться такие решения; повестка дня данного собрания; порядок ознакомления с информацией и (или) материалами, которые будут представлены на данном собрании, и место или адрес, где с ними можно ознакомиться. Указанное сообщение соответствовало нормам ст. 45 ЖК РФ.

Судом на основании исследованных доказательств, имеющихся в материалах дела, установлено, что ответчик совместно с другими жильцами дома использовал несколько вариантов уведомления собственников о проведении внеочередного общего собрания собственников помещений. Инициативной группой с собственниками была организована предварительная беседа о необходимости проведения внеочередного собрания, о вопросах повестки дня общего собрания. Сообщение о проведении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме было размещено в местах общего пользования (подъездах, дверях, лифтах, почтовых ящиках) данного дома; большая часть сообщений вручена собственникам помещений под роспись; часть направлена заказным письмом. Учитывая специфику не заселенного полностью дома, инициатор собрания также уведомлял часть собственников посредством телефонной и электронной связи.

При таких обстоятельствах суд обоснованно пришел к выводу о том, что доводы истицы об отсутствии надлежащего извещения собственников жилых и нежилых помещений о проведении заочного голосования в установленном законом порядке не подтверждены. Ее утверждение, что она была лишена права участвовать в заочном голосовании и высказать свое мнение, является недоказанным.

С результатами общего собрания собственники помещений были ознакомлены как посредством размещения информации на стендах в подъездах дома, так и на форуме в Интернете.

На основании комментируемой статьи решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по вопросам, поставленным на голосование, принимаются большинством голосов от общего числа голосов принимающих участие в данном собрании собственников помещений в многоквартирном доме, за исключением предусмотренных п. п. 1 — 3.1 ч. 2 ст. 44 ЖК РФ решений, которые принимаются большинством не менее 2/3 голосов от общего числа голосов собственников помещений в многоквартирном доме.

Решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме оформляются протоколами в порядке, установленном общим собранием собственников помещений в данном доме.

Количество голосов, которым обладает каждый собственник помещения в многоквартирном доме на общем собрании собственников помещений в данном доме, пропорционально его доле в праве общей собственности на общее имущество в данном доме.

Из представленных ответчиками данных следует, что общая площадь помещений в многоквартирном доме составляла по данным, имеющимся у счетной комиссии, 12938,30 кв. м. Поскольку у счетной комиссии отсутствовали данные о собственниках нежилых помещений на дату подсчета голосов, количество проголосовавших по 13 вопросам повестки дня составило 55,04%. С учетом сложения нежилых помещений площадью 517,1 кв. м и жилых помещений площадью 12938,30 кв. м общая площадь помещений в доме составила 13455,4 кв. м. При установлении кворума количество проголосовавших составило 52,9%.

Таким образом, общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме, как правильно указал суд первой инстанции, было правомочно (имело кворум), так как в нем приняли участие собственники помещений в данном доме или их представители, обладающие более чем 50% голосов от общего числа голосов. Доля же истца в квартире равна 28,86 кв. м, что от общей площади помещений в доме составляет 0,21%.

На основании изложенного суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о том, что голос истицы не мог повлиять на результаты голосования. При этом отсутствие голосов других собственников квартир, на что ссылался представитель истицы, также не могло повлиять на результаты голосования.

Оформленный по результатам проведенного заочного голосования протокол общего собрания содержит предусмотренную комментируемой статьей информацию о дате и месте проведения собрания, сведениях об инициаторе собрания, периоде проведения собрания, месте и дате подсчета голосов, общем количестве голосов, количестве голосов собственников, принявших участие в голосовании, повестке дня, результатах голосования по 13 вопросам повестки дня, подписях инициатора и членов счетной комиссии.

Кроме того, из представленных истицей суду доказательств не следует, что в результате принятия собственниками многоквартирного дома решения о выборе управляющей компании ООО «Красногорье-ДЭЗ» ей причинен какой-либо вред.

Согласно справке ООО «Красногорье-ДЭЗ» истец не оплачивает коммунальные платежи и имеет задолженность.

Имеющимися в протоколах судебных заседаний объяснениями ответчиков подтверждается, что выбор новой управляющей компании является оправданным; тарифы на ЖКХ у ООО «Красногорье-ДЭЗ» значительно ниже, чем у ООО «Управляющая компания «Павшино», услуги населению новой компанией оказываются качественнее, чем предыдущей компанией.

Несогласие истицы с расчетами, производимыми управляющей компанией, и ссылка на то, что поставка коммунальных услуг является некачественной, какими-либо доказательствами не подтверждены и не могут сами по себе свидетельствовать о незаконности принятого решения общего собрания собственников помещений многоквартирного дома и о нарушении законных прав истицы.

Доводы кассационной жалобы в той части, что суд указал в решении, но не обозревал реестры уведомлений и почтовых описей, не соответствуют данным протокола судебного заседания, из которого следует обозрение л.д. 179 т. 2 реестра на отправку заказной корреспонденции.

При разрешении указанных выше требований суд первой инстанции правильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, дал им надлежащую правовую оценку и постановил законное и обоснованное решение.

14. В многоквартирном доме все помещения могут принадлежать одному собственнику. Особенности же такого «единоличного» режима собственности очевидны: здесь не может быть такого органа управления многоквартирным домом, как общее собрание собственников помещений в этом доме. Все решения, связанные с управлением многоквартирным домом, принимаются самим собственником. Соответственно, в таком многоквартирном доме не могут применяться и требования ЖК РФ о созыве собраний, об уведомлении сособственников, о порядке проведения, об установлении кворума и т.д. Единственный собственник должен по своему усмотрению принимать решения, не беря в расчет ни дату их вынесения, ни повестку дня. Поэтому ч. 7 комментируемой статьи прямо предусматривает, что решения по вопросам, относящимся в соответствии с ЖК РФ к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, принимаются этим собственником единолично и положения гл. 6 ЖК РФ, определяющие порядок и сроки подготовки, созыва и проведения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, не применяются. При этом ЖК РФ также устанавливает требование о необходимости оформления таких решений в письменной форме. Очевидно, что это требование подразумевает обязанности собственника по обеспечению их хранения, хотя ЖК РФ на этот счет не содержит прямого указания (место и адрес такого хранения собственник, конечно же, определяет самостоятельно).

Кроме того, можно обозначить несколько условий, выполнение которых необходимо для того, чтобы такие решения были правильными и действительными. Прежде всего это дата принятия решения. Как правило, должен указываться и порядковый номер, хотя его отсутствие на юридической силе решения не скажется. Затем должны быть указаны сведения, идентифицирующие собственника (Ф.И.О. или наименование юридического лица), со ссылкой на количество принадлежащих ему голосов (должно быть 100%). Далее в документе формулируется содержание принятого решения. И, наконец, решение должно быть подписано собственником. Если единственным собственником является юридическое лицо, решение удостоверяется его печатью и подписью лица, которое в силу закона или учредительных документов такого юридического лица вправе выступать от его имени без доверенности.

Собственник всех помещений в многоквартирном доме связан только требованиями ЖК РФ о сроке проведения годового общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, т.е. ежегодно в самостоятельно определенные им сроки такой единственный собственник должен рассматривать вопросы управления многоквартирным домом, требующие ежегодного его внимания. Эти вопросы прежде всего связаны с поддержанием в надлежащем состоянии многоквартирного дома и его инфраструктуры, поскольку такой объект недвижимости с течением времени подвержен воздействию внешних факторов, что приводит к его постепенному разрушению, и поэтому данный объект, безусловно, нуждается в постоянной заботе и внимании (контроле за его состоянием).

Вопросы управления МКД рассматриваются на регулярно проводимых общих собраниях собственников. Эти мероприятия проводятся по строгому регламенту и сопровождаются составлением определенной документации. Соблюдение закрепленных в законе требований к процедуре собрания обеспечивает легитимность проведенных решений. В материале мы рассмотрим основные вопросы реализации ОСС. Для управляющих организаций полезным будет изучение ошибок, которые допускаются инициаторами собраний.

Общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме по ЖК РФ является для него высшим управляющим органом. Именно на ОСС определяется, как будет обслуживаться и ремонтироваться дом, благоустраиваться его прилегающая территория и проводиться капремонт.

Как провести общедомовое собрание

Общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме надо реализовывать так, чтобы:

  • несогласные с проведенными решениями не имели возможности для их оспаривания;
  • не возникло проблем с контролирующими органами.

Для этого достаточно соблюдать действующее законодательство. Ключевые моменты – уведомление собственников помещений о готовящемся мероприятии и подготовка протоколов по итогам его проведения.

Также в проведении собрания поможет рекомендация "Как говорить с жителями, чтобы вас понимали правильно. Стоп-слова и готовые разъяснения"

Как составляется уведомление о готовящемся собрании

Порядок информирования собственников о готовящемся собрании прописывается в ЖК РФ и строго соблюдается. Его нарушение дает повод для оспаривания всей процедуры ОСС.

Подготовка к собранию начинается именно с рассылки уведомлений. О запланированном мероприятии инициатор должен известить каждого из хозяев помещений. Делается это заранее – за 10 дней и более.

При подготовке уведомления соблюдается форма, заложенная в Жилищном кодексе (ч. 5 ст. 45). Тут нужно поместить следующую информацию:

  • сведения о лице, инициирующем ОСС;
  • форма готовящегося мероприятия;
  • дата и время, место сбора владельцев помещений. Для заочной и очно-заочной форм предусматривается также дата, когда завершается прием решений владельцев квартир. Она вместе с адресом для передачи этих решений также указывается в уведомлении;
  • повестка в виде списка вопросов;
  • порядок изучения материалов ОСС и место для знакомства с ними.

При запуске общего собрания собственников важно не нарушить правила их уведомления. Частой ошибкой становится выбор неправильного способа оповещения. По умолчанию уведомлять жителей необходимо заказными письмами или передачей каждому из них бумаги лично под роспись.

Оповещать граждан при помощи объявлений в подъездах и на входных дверях тоже можно, но только при утверждении такого порядка при проведении одного из прошлых собраний. Если подобные способы уведомления ранее жителями не одобрялись, то велик риск оспаривания принятых решений.

Повестка общего собрания собственников

Подготовка повестки ОСС происходит заранее, чтобы владельцы квартир могли изучить ее и принять решение о собственном участии в мероприятии. Выносящиеся на нее вопросы составляются кратко и четко. У читающих их не должно возникать двояких суждений.

Первый пункт любой повестки – выбор председателя собрания, ведущего его человека и секретаря, занимающегося составлением и последующим ведением протокола. После этого можно проголосовать за членов счетной комиссии, однако этот вопрос к числу обязательных уже не относится.

Следующие пункты связаны с проблемами, для решения которых и организовывалось собрание. Заканчивается повестка вопросом о том, каким способом владельцы квартир будут уведомляться о результатах проведенного собрания и месте хранения его протокола.

Включать в повестку пункт «Разное» не разрешается. В нее могут входить только те вопросы, которые действительно будут рассматриваться. Это правило закрепляется в приказе Минстроя РФ № 937/пр от 25 декабря 2015 года . Подписывается повестка тем, кто инициирует проведение собрания.

В повестку вносятся вопросы, которые относятся к компетенции общедомового собрания. Их можно разделить на несколько групп:

  • о текущем и капитальном ремонте многоквартирного дома;
  • об использовании прилегающего к МКД земельного участка;
  • о порядке пользования общим имуществом. Его можно передать третьим лицам, что дает дополнительные средства на содержание дома;
  • о порядке работы и обязанностях управляющей организации;
  • прочие вопросы, относящиеся по Жилищному кодексу к компетенции ОСС.

Во время собрания зачастую возникают вопросы, которые владельцы помещений хотят немедленно обсудить. Дополнительно включать их в повестку уже в ходе мероприятия запрещается. Рассматриваться могут только заранее определенные и указанные в уведомлении вопросы. Если в процессе собрания обнаруживаются какие-то важные моменты, то их рассмотрение переносится на следующее собрание.

Кворум собрания

Для правомочности решений общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме требуется собрать кворум. ОСС считается состоявшимся, если в принятии решений поучаствовало более 50 процентов голосов всех собственников помещений.

Голоса считаются не по числу людей, пришедших на собрание, а по количеству находящихся в их собственности квадратных метров. Это означает, что у единоличного собственника 3-комнатной квартиры больше голосов, чем у четырех владельцев 1-комнатной квартиры.

При наличии кворума собрание считают состоявшимся. Начинается оно с оглашения первого пункта повестки – выбирается председатель и секретарь мероприятия. Выбранный председатель получает полномочия по ведению ОСС.

Для очных собраний по каждому вопросу из повестки проводится обсуждение с последующим голосованием. Голоса подсчитывает счетная комиссия, а если она не собирается, то секретарь. Когда голосование по всем внесенным в повестку вопросам проведено, секретарь оформляет протокол ОСС.

Большинство решений на общедомовом собрании действительно принимается 50 процентами плюс одним голосом. Однако есть несколько серьезных вопросов, требующих большего количества одобряющих собственников. Сюда входит, к примеру, расходование средств, собираемых на капремонт. Решение тут признается принятым только в ситуации, когда за него голосует более 2/3 владельцев жилья.

Есть вопросы, решаемые при получении 100 процентов голосов. К примеру, только так можно согласовать уменьшение площади общедомового имущества.

Как провести собрание в очной, заочной и очно-заочной формах

При запуске общего собрания собственников следует определиться, в каком формате его проводить. Сегодня существует три варианта :

  • очно;
  • заочно;
  • очно-заочно.

В очной форме проводить ОСС сложнее всего, так как жители обычно не проявляют активности и собрать кворум проблематично. Провести собрание в очной форме чаще всего удается в домах, число квартир в которых не превышает 20.

Обойти очную форму ОСС невозможно, поэтому управляющей компании придется последовательно проходить всю процедуру:

  • размещать уведомление о проведении собрания в определенные законом предварительные сроки;
  • в указанный день проводить ОСС.

При наличии кворума собрание будет считаться состоявшимся, и его инициатор организует рассмотрение всех указанных в повестке вопросов. Владельцы помещений голосуют поднятием рук. Если собственник не присутствует на мероприятии сам, то за него может проголосовать представитель. Для этого оформляется доверенность. Секретарь подсчитывает голоса, и председатель объявляет о принятых решениях.

Если попытка проведения собрания собственников в общей форме не собрала кворума, то мероприятие признается несостоявшимся. В таком случае можно реализовывать заочную форму. Уведомлять о проведении ОСС здесь также необходимо за 10 дней с обязательным указанием формата, в котором будут собираться голоса. Собственникам помещений раздаются опросные листы. В оповещении указывается, куда и в какие сроки их необходимо сдать после заполнения. Организаторы собрания подсчитывают голоса, определяют, были ли приняты решения и не позже 10 дней после проведения мероприятия оформляют протокол.

Наиболее простой и удобной является очно-заочная форма проведения ОСС, которая была введена ФЗ-176 от 29 июня 2015 года . Такой способ проведения собраний упрощает процедуру голосования и процесс принятия решений по озвученным в повестке вопросам. Уведомления рассылаются стандартным способом - за 10 дней до мероприятия. В назначенный день даже при отсутствии кворума собственники обсуждают поставленные на повестку вопросы. На следующий день собрание проводится уже в заочной форме. Данный формат отличается тем, что не нужно выжидать 10 дней для перехода к раздаче опросных листов тем жильцам, которые не смогли непосредственно поприсутствовать на мероприятии.

Общие собрания собственников сегодня могут проводиться и при использовании электронных систем. Это перспективный механизм, внедрение которого пока находится на стадии обсуждения.

Оформление решения и протокола собрания

Протокол общедомового собрания становится итогом проведения мероприятия. К его оформлению предъявляются строгие требования. В документе обязательно указывается следующая информация:

  • номер и датировка протокола. На нем ставится та дата, когда документ подготовлен и подписан;
  • дата и время прохождения ОСС;
  • место, где проводилось собрание;
  • форма собрания и его тип (очередное, внеочередное);
  • инициатор мероприятия, информация о нем и о принадлежащей ему собственности;
  • сведения о председателе, секретаре ОСС и приглашенных персонах;
  • сведения о площади МКД и площади жилья, принадлежащего всем собственникам;
  • повестка дня и сведения о том, как люди голосовали по каждому вопросу;
  • перечисление приложений к протоколу и указание числа страниц.

Протокол подписывают председатель общего собрания собственников и его секретарь.

Куда передавать протокол

Чтобы избежать подделок протоколов, их оригиналы в соответствии с приказом Минстроя РФ № 937/пр от 25 декабря 2015 года следует передавать в Госжилинспекцию. Управляющая компания делает это в течение 5 дней после того, как получит документы от инициатора мероприятия.

В ГЖИ следят за тем, по каким вопросам проводятся собрания. Если в течение 3 месяцев в МКД проходит два и более ОСС с рассмотрением аналогичных вопросов, то это становится поводом для проведения проверки.

Ответственность за подделку протокола

До 2015 года за подделку протоколов ОСС никого не наказывали – они не относились к официальным документам. Это не позволяло инициировать дело по статье 327 УК РФ.

В 2015 году в ЖК РФ были внесены поправки, которые сделали протоколы и листы решений официальными документами. Наказание для подделывающих их может составить до 2 лет тюремного срока.

Вложенные файлы

  • Протокол общего собрания собственников помещений по новой форме.docx
  • Примерный Комплект документов для проведения общего собрания собственников помещений в многоквартирном.docx
  • Доверенность.doc

Общее собрание владельцев жилых помещений дома многоквартирного типа считается самым успешным и действенным механизмом решения проблем коллективного значения. Подобные сходы жильцов законодательно регламентируются ЖК РФ, а именно, статьей 44. В частности, нормативный акт отражает основные компетенции данного управляющего механизма и выводит ключевые правила проведения собрания хозяев жилых помещений в многоподъездных домах.

Организация и повестка дня общего собрания в многоквартирном доме

Процедура проведения общедомового собрания жильцов детерминирована п.1 ст. 45 ЖК РФ. Указанная норма имеет императивный характер, который обязывает собственников проводить заседания жильцов один раз в год. При этом законодательная база не предусматривает механизм, согласно которому участники обязуются ежегодно организовывать подобные собрания.

На сегодняшний день предусмотрено две основополагающих формы проведения общего собрания: очное и заочное. Несмотря на вид проведения заседания, успех осуществления коллективного схода зависит от умения инициативной группы не только организовать само собрание, но и предусматривать возможные исходы голосования.

Организация собрания жильцов многоквартирного дома подразумевает несколько основных стадий:

  • Подготовительная стадия. В этот момент инициатор заседания должен определить оптимальное место, время и дату собрания. Эти параметры выбираются с учетом возможностей инициаторов и соблюдения интересов большинства жильцов многоквартирного дома. Как показывает практика, коллективные собрания проходят в вечернее время в подъезде или же во дворе дома.
  • Далее инициаторы собрания обеспечивают материально-техническую базу, которая необходима для проведения голосования и фиксации решения собственников. Тщательно разрабатывается смета расходов, которые ложатся на плечи всех владельцев.
  • Если необходимо продвинуть, т.е. лоббировать, определенную инициативу во время общего собрания, тогда организаторы должны сформировать конкретную группу союзников, разработать агитационные листовки, на которых будет опубликована повестка дня, а также подготовить выступления для некоторых жильцов.

Таким образом, организация общего собрания дома многоквартирного типа требует много свободного времени и усилий.

Квалифицированное большинство голосов общего собрания собственников

Чтобы решения, выдвинутые на сходе владельцев помещений, были правомерны, существуют определенные механизмы подсчета голосов. Одним из основных способов принятия решения выступает квалифицированное большинство голосов. В этом случае принятие решения будет считаться правомерным, если в голосовании примут участие 2/3 или же 3/4 части всех домовладельцев.

На сегодняшний день законодательством предусмотрены определенные вопросы, решения по которым могут быть приняты только 2/3 или 3/4 голосов (ст. 44 ЖК РФ). К таковым относятся:

  • Работы по реконструкции дома многоквартирного типа.
  • Определение пределов и границ использования земельного участка, на котором стоит многоквартирный дом.
  • Эксплуатация владельцами или же не имеющими отношения к недвижимости лицами общего имущества многоквартирной постройки. В частности, рассматривается вопрос о монтаже рекламных конструкций, если для монтажа требуется эксплуатация общедомового имущества.
  • Согласование участниками схода лиц, которые могут выступать от имени собственников, в том числе заключать договора, направленные на использование иными субъектами правоотношений общего имущества.

Более распространенным механизмом принятия решений на сходе владельцев недвижимости в многоквартирном доме признается простое большинство или кворум. В этом случае для принятия решения по проблемам, которые включает повестка дня, достаточно набрать 50% + 1 голос. Подобное правило голосования предусматривается ст.45 ЖК РФ.

Однако следует помнить о том, что использовать данный способ для принятия решений, которые не включены в повестку дня, запрещается законом, а именно, ст. 46 ЖК РФ. Эта норма носит императивный характер, поэтому обязательна для исполнения.

Протокол общего собрания

Протокол решения общего собрания собственников считается юридической формой закрепления итогов голосования по проблемам, включенным в повестку дня. 46 ст. ЖК РФ гласит о том, что протокол должен храниться после завершения собрания в месте, которое было определено на общем заседании владельцев помещений жилого предназначения.

Обязанность по ведению протокола может быть возложена на одного из субъектов правоотношений, кандидатура которого также принимается решением простого большинства. Так как протокол представляет собой документ, имеющий юридическую силу, то его оформление играет первостепенную роль в признании его законности.

Избежать ошибок при оформлении протокола позволит образец подобного документа, который могут предоставить все практикующие юристы. Образец протокола общего собрания содержит в себе шаблонную информацию, которая обязательна к заполнению:

  • дата и адрес проведения общего собрания;
  • время и место, где разворачивался процесс подсчета голосов;
  • количество граждан, пребывающих на сходе (соблюден ли кворум);
  • повестка дня;
  • результаты волеизъявления по каждому из поднятых инициативной группой вопросов;
  • ФИО и подписи председателя собрания, секретаря и участников счетной комиссии.

Правила о юридической силе решения общего собрания собственников

Документ общедомового заседания собственников помещений, который закрепляет распоряжения, принятые на сходе, приобретет юридическую силу лишь в том случае, если будут соблюдены определенные правила, предусмотренные нормами ЖК:

  • решение было оформлено посредством протокола, который составлялся по результатам очередного или внеочередного собрания;
  • решение по актуальным вопросам было принято в строгом соответствии с повесткой дня;
  • во время принятия решения соблюдался принцип кворума или квалифицированного большинства голосов;
  • решение, которое было принято большинством собственников, официально доведено до всех владельцев квартир в доме многоквартирного типа (Это может быть открытое оглашение результатов, а также рассылка официальных документов, в качестве которых выступает заверенная копия протокола);
  • принятие решения осуществлялось по вопросам, которые причисляются к компетенции коллективного собрания.

Перечисленные критерии могут стать основанием для обращения граждан в суд, которые сочтут принятие решения неправомерным.

Правила обжалования решения общего собрания

После того как постановление совместного собрания будет принято, собственник жилья может обжаловать его в судебной инстанции. Однако при этом должны быть соблюдены определенные условия:

  • во время общего собрания были зафиксированы нарушения действующего законодательства.
  • Обжаловать решение может только собственник, который либо отсутствовал на заседании, либо отдал свой голос против. Однако в этом случае должны быть нарушены интересы и права этого гражданина.
  • Обжалование принятого решения может быть осуществлено в срок, не превышающий 6 месяцев после проведения заседания.

Чтобы начать процесс обжалования, собственник должен обратиться с письменным заявлением в судебную инстанцию. При этом необходимо представить исчерпывающие доказательства нарушений осуществления голосования или ущемления законных прав и интересов.

Невозможность проведения общего собрания

Воплощение на практике коллективного собрания становится невозможным в том случае, если инициаторам заседания не удалось собрать кворум жильцов (в случае с простым большинством) или достигнуть кворума (при необходимости наличия квалифицированного большинства). Иными словами, даже при осуществлении схода он будет незаконным, поэтому принятые решения не будут иметь юридическую силу. При этом неважно, будет ли это очное или же заочное голосование.

В случае если невозможно осуществить совещание жильцов, то протокол общего собрания заполняется в предусмотренном законодательством порядке. В документе фиксируется причина, по которой собрание не состоялось в запланированное время. Протокол общего собрания оформляется по установленному образцу и подписывается уполномоченными на то лицами.

В соответствии с Жилищным кодексом РФ, все вопросы, связанные с управлением делами , находятся в ведении общего собрания жильцов многоквартирных домов . Именно собственникам квартир в больших домах, предоставлено право непосредственно выбирать судьбу своего . Все вопросы, связанные с жизнью многоквартирного дома решаются на общем собрании жильцов, проведение которого строго регламентировано законом.

В этом году были разработаны новые правила, касающиеся проведения общего собрания жильцов многоквартирных домов . Планируется, что они вступят в силу уже с 1 января 2014 года . В чем же суть новых правил.

Устанавливается срок проведения общего собрания жильцов. В соответствии со ст.45 ЖК РФ , в многоквартирном доме обязаны ежегодно проводить годовое общее собрание. Новые правила указывают, что, если иное не установлено общим собранием собственников, годовое общее собрание проводится в течение первого квартала текущего года .

Изменен перечень лиц, имеющих право созывать общее собрание собственников помещений . Теперь таким право обладают:

Любой собственник помещения в многоквартирном доме

Управляющая организация - в случае:
---необходимости принятия решений по вопросам утверждения или изменения перечня услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме,
---определения или изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения и размера платы за коммунальные услуги, а также порядка внесения такой платы,
---представления собственникам отчета о выполнении договора управления.

Ресурсоснабжающая организация – при наличии перед ней установленной за соответствующую коммунальную услугу, в размере, превышающем стоимость соответствующего коммунального ресурса за 3 расчетных периода (расчетных месяца). Собрание проводится с целью принятия решений по вопросам:
---внесения платы за соответствующую коммунальную услугу ресурсоснабжающей организации,
---заключения договора на предоставление одной или нескольких коммунальных услуг, и содержанию и ремонту соответствующих внутридомовых инженерных систем, с указанной ресурсоснабжающей организацией
---изменения способа управления многоквартирным домом

В законе детализируются моменты, касающиеся порядка проведения собрания по инициативе одного из собственников помещений в доме. Так, собственник должен обратиться с письменным заявлением о проведении собрания в управляющую организацию, ТСЖ, иные организации, уполномоченные созывать общее собрание, с перечнем вопросов, подлежащим внесению в повестку дня. После поступления обращения, указанные организации обязаны осуществить мероприятия, необходимые для проведения собрания.

Уточняется, что, по общему правилу, все расходы, связанные с проведением общего собрания жильцов, несет сторона, инициировавшая собрание (исключение – если эти расходы включены в состав платы за содержание и ремонт жилого помещения, а собрание проводится по инициативе собственника).

Изменены правила определения кворума общего собрания . Общее собрание собственников правомочно (имеет кворум), если в нем приняли участие собственники помещений в данном доме или их представители, обладающие более чем 50% голосов от общего числа голосов, при этом более чем 25% голосов принадлежит собственникам (уточнение о 25% голосов собственников является нововведением закона).

Скорректированы правила доведения решений , принятых на собрании, до жильцов многоквартирного дома . Обязанность доведения данных сведений до собственников возлагается на лицо, инициировавшее собрание. Сделать это необходимо не позднее чем через 10 дней со дня принятия решений, путем оповещения с помощью:
-направления заказных писем
-вручения каждому собственнику помещения в доме под роспись решения
-размещения решения в помещении дома, доступном для всех собственников помещений
-иным способом, в любой доступной форме, позволяющей подтвердить получение адресатом, если этот способ утвержден на общем собрании.

Так же, путем введения дополнительного пункта в ст.46 ЖК РФ , уточнены сведения, которые должны содержаться в решениях общего собрания по вопросам выбора способа управления, а так же, по вопросу заключения с ресурсоснабжающей организацией.

Серьезным коррективам подверглась ст.47 ЖК РФ , устанавливающая формы проведения собрания . В соответствии с новым порядком, общее собрание может проводиться путем:
-совместного присутствия собственников помещений в данном доме
-проведения заочного голосования (опросным путем)
-очно-заочного голосования.

По общему правилу, общее собрание должно проводиться путем совместного присутствия собственников , если иная форма не определена на общем собрании. Если такое собрание не имеет кворума, в дальнейшем, решения, с такой же повесткой, могут быть приняты путем проведения заочного голосования.

Очно-заочная форма собрания устанавливается решением собственников. При данной форме общего собрания, происходит очное обсуждение повестки дня и принятия решений, с последующей передачей, в установленный срок, письменно оформленных решений собственников.

Таковы новые правила проведения общего собрания в многоквартирных домах, которым придется придерживаться уже с нового, 2014 года.