Ликвидация бизнеса. Приказы. Оборудование для бизнеса. Бухгалтерия и кадры
Поиск по сайту

Особенности налоговой системы рф. Уровни и структура налоговой системы российской федерации

  • 10. Понятие и виды стоимости в бухгалтерском учете.
  • 11. Наличные и безналичные денежные расчеты: понятие, виды, условия осуществления.
  • 12. Учет кассовых операций.
  • 15. Износ основных средств и его виды.
  • 16. Амортизация основных средств и методы ее начисления.
  • 17. Учет основных средств организации.
  • 18. Определение стоимости основных средств при их постановке на бухгалтерский учет. Понятие переоценки основных средств.
  • 19. Понятие и виды нематериальных активов.
  • 20. Определение стоимости нематериальных активов при их постановке на бухгалтерский учет в зависимости от способа их приобретения.
  • 21. Учет нма - пбу 14/2007
  • 22. Понятие, классификация и оценка мпз – пбу 5/01
  • 23. Методы оценки мпз, списанных в производство
  • 24. Учет материальных запасов
  • 25. Классификация затрат на производство
  • 31.Синтетический и аналитический учет оплаты труда работников
  • 1. Синтетический учет
  • 2. Аналитический учет
  • 32. Учет расчетов по социальному страхованию и обеспечению.
  • Учет расчетов по социальному страхованию и обеспечению
  • Кто платит взносы
  • На что не начисляются взносы
  • Как рассчитать облагаемую базу
  • Когда и как перечислять взносы
  • 35. Учет расчетов с покупателями и заказчиками.
  • 36. Учет расчетов с разными дебиторами и кредиторами
  • 41. Бухгалтерский баланс и его структура.
  • 42. Понятие и сущность налогов и сборов.
  • 43. Структура налоговой системы Российской Федерации.
  • 44. Принципы налогообложения Российской Федерации.
  • 45. Функции налогов.
  • 47. Элементы налогообложения.
  • 48. Правовое регулирование системы налогообложения в Российской Федерации.
  • 49. Налог на добавленную стоимость, порядок его исчисления и уплаты.
  • 50. Ндс и характеристика его элементов.
  • 53. Налог на прибыль организаций и характеристика его элементов.
  • 54. Налог на имущество юридических лиц и характеристика его элементов.
  • 1) Жилой дом;
  • 1) 0,1 Процента в отношении:
  • 2) Инвалиды I и II групп инвалидности;
  • 3) Инвалиды с детства;
  • 56. Виды специальных налоговых режимов
  • 58. Енвд
  • 59. Единый сельскохозяйственный налог (есхн)
  • 60. Система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции
  • 43. Структура налоговой системы Российской Федерации.

    Налоговая система РФ – это совокупность налогов, сборов и пошлин, введенных на федеральном уровне и установленных законами России и ее субъектов, а также законодательными актами органов местного самоуправления.

    Структура налоговой системы. ВРоссии действует трехуровневая налоговая система, включающая федеральные, региональные и местные налоги и сборы . Также в НК РФ определенны специальные налоговые режимы. Они предусматривают особые условия и порядок уплаты налогов, а также полное освобождение от необходимости уплаты отдельных их разновидностей.

    Полный перечень федеральных налогов и сборов (ст. 13 НК РФ):

    Налог на добавленную стоимость;

    Налог на доходы физических лиц;

    Налог на прибыль организаций;

    Акцизы (к подакцизным товарам относятся: алкоголь, табачная продукция, легковые автомобили, дизельное и бензиновое топливо);

    Водный налог;

    Налог на добычу полезных ископаемых (нефть, известняк, уголь, руда, алмазы и пр.);

    Сборы за пользование объектами животного мира и водных биологических ресурсов (например: медведь, соболь, косуля, тунец, минтай);

    Государственная пошлина (к примеру, за регистрацию ООО).

    Полный список региональных налогов и сборов (ст. 14 НК РФ):

    Налог на имущество организаций (как движимое, так и недвижимое);

    Транспортный налог (ставка зависит от типа транспортного средства и мощности двигателя).

    Перечень всех местных налогов и сборов (ст. 15 НК РФ):

    Налог на имущество физических лиц (такое как квартира, дом);

    Земельный налог (им облагаются владельцы земельных участков);

    Торговый сбор (платеж, взимаемый с объектов торговли).

    44. Принципы налогообложения Российской Федерации.

    На сегодняшний день основным законодательным актом о налогах является Налоговый кодекс Российской Федерации , состоящий из двух частей (общей и специальной), регламентирующих как общие принципы построения налоговой системы, так и взаимоотношения государства и налогоплательщиков по конкретным видам налогов.

    Принципы налогообложения:

    Эффективность налоговой системы обеспечивается соблюдением определенных критериев, требований и принципов налогообложения. В основе построения большинства действующих налоговых систем лежат идеи А. Смита, в виде 4 основных принципов налогообложения :

      принцип справедливости , который предполагает всеобщность обложения и равномерность распределения налога между гражданами соразмерно их доходам;

      принцип определенности , заключающийся в том, что сумма, способ и время платежа должны быть точно и заранее известны налогоплательщику;

      принцип удобства - налог должен взиматься в такое время и таким способом, которые представляют наибольшие удобства для плательщика;

      принцип экономии , который подразумевает сокращение издержек взимания налогов.

    45. Функции налогов.

    Налог -обязательный, индивидуально безвозмездный платёж, принудительно взимаемый органами государственной власти различных уровней с организаций и физических лиц в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

    Функции налогов:

    Налоги выполняют одновременно четыре основные функции: фискальную, распределительную, регулирующую и контролирующую.

      Фискальная функция налогообложения - основная функция налогообложения. Исторически наиболее древняя и одновременно основная: налоги являются преимущественной составляющей доходов государственного бюджета. Реализация функции осуществляется за счёт налогового контроля и налоговых санкций, которые обеспечивают максимальную собираемость установленных налогов и создают препятствия к уклонению от уплаты налогов.

      Распределительная (социальная) функция налогообложения - состоит в перераспределении общественных доходов (происходит передача средств в пользу более слабых и незащищённых категорий граждан за счёт возложения налогового бремени на более сильные категории населения).

      Регулирующая функция налогообложения - направлена на решение посредством налоговых механизмов тех или иных задач экономической политики государства.

      Контрольная функция налогообложения - позволяет государству отслеживать своевременность и полноту поступлений в бюджет денежных средств и сопоставлять их величину финансовых ресурсов.

    46. Классификация налогов.

    Все налоги, действующие на территории РФ, в зависимости от уровня установления подразделяются на три вида:

      федеральные:

      региональные;

    Федеральные налоги устанавливаются, отменяются и изменяются НК РФ и обязательны к уплате на всей территории РФ.

    Региональные налоги устанавливаются НК РФ и обязательны к уплате на всей территории соответствующих субъектов РФ. Правительство субъектов Федерации наделено правом вводить или отменять региональные налоги на своей территории и изменять некоторые элементы налогообложения в соответствии с действующим федеральным законодательством.

    Местные налоги регламентируются законодательными актами федеральных органов власти и законами субъектов РФ. Органам местного самоуправления в соответствии с НК РФ предоставлено право вводить или отменять на территории муниципального образования местные налоги и сборы.

    В зависимости от метода взимания налоги подразделяются следующим образом:

    • косвенные.

    Прямые налоги устанавливаются непосредственно на доход или имущество налогоплательщика, владение и пользование которым служит основанием для налогообложения. К прямым налогам относятся:

      налог на доходы физических лиц;

      налог на прибыль организаций;

      налоги на имущество как юридических, так и физических лиц.

    Косвенные налоги нередко называются налогами на потребление, непосредственно включаются в цену товара (работы, услуги) в виде надбавки и уплачиваются потребителями. Эти налоги предназначены для перенесения реального налогового бремени на конечного потребителя. При косвенном налогообложении субъектом налога является продавец товара (работы, услуги), а носителем и фактическим плательщиком данного налога выступает потребитель. К косвенным налогам относятся:

      налог на добавленную стоимость;

    • таможенные пошлины и др.

    Косвенные налоги - наиболее простые для государства с точки зрения их взимания, но достаточно сложные для налогоплательщика с точки зрения укрывательства от их уплаты. Привлекательны для государства эти налоги еще и потому, что их поступления в казну прямо не привязаны к финансово-хозяйственной деятельности субъекта налогообложения и фискальный эффект достигается в условиях падения производства и даже убыточной работы организаций.

    Нередко на практике проводят разделение налогов в зависимости от их использования :

    • специальные.

    К общим налогам относятся большинство взимаемых в любой налоговой системе налогов. Их отличительная особенность заключается том, что после поступления в бюджет они обезличиваются и расходуются на цели, определенные в соответствующем бюджете.

    В отличие от них специальные налоги имеют строго целевое предназначение и «закреплены» за определенными видами расходов.

    Глава 7. Налоговая система: понятие, содержание и структура

    Глава 8. Развитие налогового федерализма в РФ

    Глава 9. Федеральные налоги и сборы

    Глава 10. Региональные налоги

    Глава 11. Местные налоги

    Глава 12. Специальные налоговые режимы

    Налоговая система: понятие, содержание и структура

    Понятие и основные параметры налоговой системы

    Налоги - это сложное и многоаспектное явление, концентрирующее в себе экономические и социально-политические отношения в обществе. Государство использует совокупность налогов для косвенного воздействия на экономику и формирования своих доходов. Однако из-за многочисленности и разнообразия налоговых и неналоговых платежей объективно усложняется управление налогообложением. В связи с этим появилась необходимость систематизации налоговых платежей. Для любой системы налогообложения характерно более или менее точное ее соответствие действующей экономической системе. Значение и ее структура определяются социально-экономическим строением общества и государства. Создание оптимальной, соответствующей макроэкономической политике страны налоговой системы - ключевая макроэкономическая задача любого государства.

    Понимание структуры налоговой системы базируется на определении понятия «система» (греч. бэз! та - целое, составленное из частей; соединение). Система - совокупность элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, образующих определенную целостность и единство.

    Налоговая система - сложное социальное образование, тесно связанное с развитием государства и экономики. Служит инструментом перераспределения валового национального продукта страны, а также представляет собой часть финансовой системы, действует целенаправленно при наличии соответствующей экономической, промышленной и научно-технической политики.

    Для каждого государства общее содержание и характер налоговой системы определяются налоговым законодательством, а также нормами, регулирующими ее отношения с другими государствами. При этом необходимо стремиться создать такую налоговую систему, которая, с одной стороны, обеспечивает достаточное и стабильное финансирование бюджета, а с другой - стимулирует налогоплательщиков к высокоэффективному труду.

    В ныне действующем налоговом законодательстве понятие «налоговая система» отсутствует. Оно может быть охарактеризовано с разных сторон. Например, по мнению Д.Г. Черника и А.З. Дадашева, налоговая система Российской Федерации - это совокупность налогов и сборов, взимаемых в установленном порядке с плательщиков - юридических и физических лиц на территории страны .

    По мнению Е.Н. Евстигнеева, налоговая система - взаимосвязанная совокупность действующих в данный момент в конкретном государстве существенных условий налогообложения.

    В Федеральном законе «Об основах налоговой системы» от 27 декабря 1991 г. №2118-1 налоговая система определялась как совокупность налогов, сборов, пошлин и других обязательных платежей, взимаемых в установленном порядке.

    Такие определения, по нашему мнению, не полностью раскрывают ее сущность и являются слишком узкими, так как в них налоговая система сведена к простой совокупности налогов и сборов, взимаемых на территории страны.

    Понятие «налоговая система» не является однозначным. В широком понимании оно базируется на:

    • совокупности налогов и сборов, взимаемых государством;
    • налоговом законодательстве, регулирующем налоговые отношения в государстве;
    • участниках налоговых правоотношений, обеспечивающих налоговое производство.

    Налоговой системе свойственны признаки, характеризующие любую систему: поэлементный состав системы, взаимосвязанность элементов, органическая целость и единство, непрерывное развитие и т.д.

    Кроме того, эти определения не включают ряд обязательных элементов, непосредственно формирующих налоговую систему государства: состав налогоплательщиков и других участников налоговых отношений, систему налогового контроля и налоговой безопасности, систему принципов налогообложения, систему налогового законодательства и права.

    По нашему мнению, налоговая система в широком смысле представляет собой систему общественных отношений, складывающихся в процессе установления, исчисления, взимания и уплаты налогов и сборов. К элементам налоговой системы относится не только совокупность налогов и сборов, взимаемых на территории страны, но и финансовые, налоговые, таможенные органы, субъекты налога (налогоплательщики, налоговые агенты), принципы организации и функционирования налоговой системы, а также нормы налогового права. Все эти составляющие неразрывно взаимосвязаны.

    Отметим, что понятия «налоговая система» и «система налогов» не тождественны. Система налогов служит своеобразным ядром налоговой системы. В свою очередь, налоговая система более широкое понятие, характеризующее экономические и правовые показатели и параметры.

    Важнейшими параметрами, характеризующими налоговую систему, признаются:

    • 1) налоговый потенциал государства и его территорий - финансовые ресурсы, способные мобилизоваться в бюджет за счет взимания налогов и сборов;
    • 2) доля налогов и сборов в доходах бюджетов. Основная часть доходов бюджетов разных стран - налоги (80-90%). В России также доля налогов в доходах бюджета примерно соответствует мировым показателям;
    • 3) общее количество налогов и сборов. На 1 января 2012 г. первая часть НК РФ (ст. 13-15) содержит восемь федеральных, три региональных и два местных налога, однако их количество не постоянно;
    • 4) стабильность налогового состава. Желательно чтобы налоговый состав был определенным и стабильным в течение длительного времени. Это обеспечивает возможность налогоплательщику планировать свою деятельность на перспективу и удобно государству для планирования и прогнозирования доходов бюджета;
    • 5) соотношение прямых и косвенных налогов. Их соотношение зависит от уровня развития страны. Поскольку механизм взимания и контроля косвенных налогов прост, в менее развитых странах их доля высока;
    • Обобщенный показатель, характеризующий роль налогов в жизни общества, определяется как отношение общей суммы налоговых поступлений к ВНП;
    • 7) собираемость налогов и сборов - это соотношение между величиной реально собранных налогов и величиной налогов, которые должны быть собраны, величиной налоговой базы и налоговыми ставками, предусмотренными налоговым законодательством. В предыдущие годы в России широкие масштабы приобрело укрывательство от налогообложения. По большинству налогов государство собирало чуть более половины причитающихся сумм. Только один из шести налогоплательщиков исправно и в полном объеме платил налоги. В настоящее время собираемость основных налогов в России составляет 60-70%, тогда как в развитых странах свыше 90%;
    • 8) уровень налоговой культуры населения. Под налоговой культурой населения необходимо понимать осведомленность населения относительно своих налоговых обязанностей и готовность добросовестно и осознанно исполнять их. Данной проблеме уделяется особое внимание во всех развитых странах. Ею занимаются налоговые органы, органы образования, средства массовой информации.

    Организация функционирования налоговой системы осуществляется в соответствии с определенными принципами (положениями). В частности, выделяются следующие организационные и функциональные принципы.

    • 1. Единство налоговой системы означает единство правовой базы налогообложения, порядка ведения бухгалтерского и налогового учета, валюты, в которой уплачивают налоги, органов, обеспечивающих налоговый контроль и налоговую безопасность, и других элементов налоговой системы.
    • 2. Принцип разграничения полномочий органов власти разных уровней предполагает четкое определение пределов их компетенции по установлению и введению налогов и сборов на подведомственных территориях.
    • 3. Справедливость налогообложения подразумевает, что при установлении налогов должна учитываться фактическая способность налогоплательщика к уплате налога.
    • 4. Достаточность налогообложения означает, что сумма средств, получаемых в результате взимания налогов и сборов, должна обеспечивать необходимое финансирование публичной власти.
    • 5. Подвижность (эластичность ) налогообложения означает, что налоговая система должна гибко учитывать перемены социально- экономического характера в жизни общества.
    • 6. Стабильность налоговой системы противопоставляется принципу эластичности. Налоговая система должна функционировать в течение многих лет.
    • 7. Принцип множественности налогов. Любая налоговая система эффективна, только если она предусматривает множественность налогов. Во-первых, это обусловлено необходимостью перераспределения налогового бремени по плательщикам. Во-вторых, соблюдение данного принципа позволяет реализовать взаимодополняемость налогов, расширить базу налогообложения.

    Принцип множественности делает общую суммарную налоговую нагрузку менее психологически заметной для налогоплательщика, распределяя ее по разным объектам, источникам, во времени и т.п.

    Принципы налогообложения имеют важное значение для российской налоговой системы. Они способствуют стабилизации налоговых отношений и придают налогообложению долговременный характер действия.

    • Налоговая система России: Учеб, пособие / Под ред. Д.Г. Черника и А.З. Дадашева. М.: АКДИ «Экономика и жизнь», 1999. С. 17.

    Налоговая система РФ - это основа для выполнения государством своих функций и главный источник доходов федерального, региональных и местных бюджетов. В статье мы рассмотрим структуру и основные элементы налоговой системы РФ.

    Кратко об истории системы налогообложения в России

    Налоговая система РФ начала формироваться после распада СССР, а именно в декабре 1991 года. Тогда был принят закон «Об основах налоговой системы РФ». Он вводил в действие новые налоги и сборы, к примеру, НДС, подоходный налог, акцизы на алкогольную и табачную продукцию и другие. В 1998 году была утверждена 1-я часть Налогового кодекса РФ, в 2000-м — 2-я часть. Этот кодекс стал главным законодательным актом в российской налоговой системе. НК РФ определил взаимоотношения государства и налогоплательщиков, структуру и элементы российской налоговой системы.

    Отдельно стоит выделить образование государственных органов по надзору за налогообложением в Российской Федерации. В 1990 году была создана Государственная налоговая инспекция, которая затем была преобразована в Государственную налоговую службу. В 1998 году появилось Министерство по налогам и сборам. В 2004 году оно было реорганизовано, и его функции перешли к Минфину РФ. С этого же года начала функционировать хорошо знакомая нам Федеральная налоговая служба, которая осуществляет свою деятельность до сих пор.

    Налоговая система - это... (понятие и структура)

    Налоговую систему РФ можно определить как совокупность всех налогов и сборов, принятых в России, а также администраторов налогов и сборов (государственных органов) и их плательщиков.

    Структура российской системы налогов подразумевает комплексное взаимодействие всех ее составляющих элементов: налогов (а с 2017 года также страхзносов) и сборов, их плательщиков, правовой основы и государственных органов.

    Структура налоговой системы РФ имеет 3 уровня:

    • федеральный;
    • региональный;
    • местный.

    Уровень налога определяет соответствующий уровень бюджета, зачислению в который он подлежит.

    Поскольку налоговая система РФ имеет 3-уровневую структуру, законодательная база о налогах и сборах также делится на 3 уровня:

    • Федеральное законодательство — это высший уровень законодательной базы. Он действует на всей территории РФ. Подзаконные и другие нормативно-правовые акты не должны противоречить ему. К этой категории относятся обе части Налогового кодекса РФ, федеральные законы, которые согласованы с положениями НК РФ, указы Президента РФ, постановления Правительства РФ и, конечно, Конституция РФ.
    • Региональное законодательство включает в себя законы субъектов РФ по налогообложению в конкретном регионе нашей страны.
    • Местное законодательство состоит из нормативно-правовых актов, которые принимаются представительными органами местного самоуправления (советами депутатов, законодательными собраниями).

    Кроме того, на основании НК РФ Минфин РФ и ФНС РФ разрабатывают приказы, разъяснения, пояснения, письма и другие подобные документы. Они необходимы для конкретизации положений и статей НК РФ и других федеральных законов РФ в области налогообложения. Такие документы разъясняют непонятные с точки зрения налогоплательщиков ситуации и могут составляться на основании их обращений.

    Подробнее о федеральных, региональных и местных налогах читайте в этой статье .

    Элементы налоговой системы Российской Федерации

    Как уже отмечалось ранее, налоговая система РФ, предполагает взаимодействие всех ее элементов и комплексный подход к решению налоговых задач. Все составляющие элементы образуют налоговую структуру РФ.

    В структуру налоговой системы России включены:

    • все налоги, страхвзносы и сборы, принятые на территории нашей страны согласно НК РФ;
    • субъекты обложения налогами и сборами;
    • нормативно-правовая основа;
    • государственные органы власти в области налогообложения и финансов.

    Теперь рассмотрим каждый элемент российской налоговой системы более подробно.

    Налоги и сборы, установленные в России, обязательны к уплате для тех категорий налогоплательщиков, на которых возложена обязанность по их уплате в соответствии с положениями НК РФ.

    Субъектами налогообложения являются налогоплательщики (юридические и физические лица) и налоговые агенты, то есть те, кто, согласно НК РФ, уплачивает налоги и сборы. В качестве примера налоговых агентов можно привести предприятия и организации, которые рассчитывают и перечисляют НДФЛ с начисленных доходов своего персонала, а также подают соответствующую налоговую отчетность (2-НДФЛ, 6-НДФЛ) после окончания налогового периода (года).

    К системе налоговых органов РФ относятся:

    • Министерство финансов РФ.
    • Федеральная налоговая служба РФ.

    Минфин РФ определяет главные направления налоговой политики нашего государства, прогнозирует налоговые поступления и вносит предложения по улучшению налоговой системы РФ в целом. В его ведомстве находится ФНС РФ как исполнительный орган государственной власти.

    Главными функциями ФНС РФ являются:

    • учет плательщиков налогов и сборов;
    • контроль за выполнением требований налогового законодательства;
    • надзор и проверка начислений налогов, их уплаты в соответствующий бюджет и налоговой отчетности.

    ФНС РФ — это объединенная система всех налоговых органов. В ее состав входят:

    • Управление в каждом субъекте РФ. Ему подчиняются территориальные налоговые органы и инспекции ФНС РФ.
    • Межрегиональные инспекции ФНС по каждому федеральному округу. У них в подчинении находятся межрегиональные инспекции по крупнейшим налогоплательщикам, по централизованной обработке данных (ЦОД), а также межрайонные инспекции.

    Какие бывают налоги в РФ

    Всего в нашей стране насчитывается 14 налогов: 8 федеральных, в том числе государственная пошлина, 3 региональных и 3 местных. Немного обособленно стоят 5 специальных систем налогообложения. Также обособленно выделим страхвзносы и новый экспериментальный режим налогообложения самозанятых лиц, введенный с 2019 года.

    Подробнее об эксперименте по налогообложению самозанятых читайте .

    Федеральные налоги на всей территории нашего государства имеют одинаковые налоговые ставки, правила расчета и перечисления в соответствии с НК РФ. К ним относятся:

    • НДФЛ;
    • налог на прибыль организаций;
    • акцизы;
    • водный налог;
    • налог на добычу полезных ископаемых;
    • госпошлина.

    Региональные налоги также утверждаются НК РФ на федеральном уровне. Власти регионов имеют возможность изменять условия налогообложения по своему усмотрению и в пределах, принятых Налоговым кодексом. Например, регионы могут устанавливать налоговую ставку, но не более размера, прописанного в НК РФ. Все изменения закрепляются законами субъектов РФ. Сюда относится транспортный налог, налог на игорный бизнес, на имущество организаций. Органы регионального управления также могут вводить в действие специальные налоговые режимы и вносить в них собственные изменения, но согласно положениям НК РФ.

    Местные налоги, впрочем, как и остальные налоги и сборы в России, также утверждаются НК РФ. Местные органы самоуправления могут вносить в них изменения и дополнения в рамках Кодекса. К местному налогообложению относятся:

    • земельный налог;
    • налог на имущество физических лиц;
    • торговый сбор.

    В зависимости от порядка взимания налоги можно разделить на 2 основные категории: прямые и косвенные. Прямые налоги начисляются непосредственного на доход либо стоимость имущества налогоплательщика. Косвенные налоги включаются в стоимость товаров, услуг и работ. Фактически их уплачивает покупатель продукции, а продавец выступает в роли посредника между косвенным налогом и государством. В Российской Федерации косвенных налога всего 2: НДС и акцизы. Все остальные являются прямыми.

    Виды систем налогообложения в РФ: основная, УСНО, ЕНВД и т. д.

    Выбор системы налогообложения в России для хозсубъектов - важное мероприятие, позволяющее определить налоговое бремя для бизнеса. Рассмотрим основные виды налогообложения в России.

    Налоговая система РФ включает в себя 5 режимов налогообложения плюс еще один экспериментальный (с 2019 года) :

    1. Основная система налогообложения (ОСНО).

    Данный режим присваивается хозсубъекту автоматически сразу после регистрации в ИФНС. Его могут использовать как ООО, так и ИП. Налогоплательщик вправе перейти на спецрежим при соблюдении установленных налоговым законодательством условий.

    1. Упрощенная система налогообложения (УСНО).

    УСНО вправе применять налогоплательщики, у которых:

    • среднесписочная численность работников не превышает 100 человек;
    • остаточная стоимость амортизируемых основных средств не более 150 млн руб.;
    • доходы за 9 мес. не превышают 112,5 млн руб.
    1. Единый налог на вмененный доход (ЕНВД).

    Данный спецрежим могут применять только те хозсубъекты, деятельность которых поименована в п. 2 ст. 346.2 НК РФ, а среднесписочная численность персонала не превышает 100 человек.

    Кто вправе применять ЕНВД см. .

    1. Единый сельхозналог (ЕСХН).

    Данный режим вправе использовать только сельхозпроизводители.

    О подробностях применения ЕСХН читайте в рубрике «ЕСХН» .

    1. Патент (ПСН).

    ПСН вправе применять исключительно индивидуальные предприниматели. Смысл данного режима заключается в том, что коммерсант покупает патент на определенный срок, не превышающий 12 месяцев.

    Как лучше выбрать систему налогообложения

    1. ОСНО.

    Данный режим имеет самую высокую налоговую нагрузку:

    Налог на прибыль

    10 или 18% (с 01.01.2019 - 20%) от суммы наценки в зависимости от вида товаров

    Ставка зависит от вида продукции

    Налог на имущество

    Ставка устанавливается региональными властями

    Ставка зависит от вида ископаемых

    Транспортный налог

    Ставка устанавливается региональными властями и зависит от мощности ТС

    Водный налог

    Ставка зависит от вида водного объекта

    Если ваш бизнес только начинает развиваться, советуем обратить внимание на спецрежимы. Рассмотрим основные УСНО и ЕНВД:

    Налогоплательщику прежде всего следует определиться с видом объекта налогообложения. При УСНО их 2:

    • Доходы , с которых в бюджет уплачивается 6%.
    • Разница между доходами и расходами , с которой следует перечислить государству 15%.

    Доходы (6%)

    Доходы минус расходы (15%)

    Доходы (6%)

    Доходы минус расходы (15%)

    Единый налог заменяет налог на прибыль (НДФЛ для ИП), НДС, налог на имущество (за исключением налога, исчисляемого с кадастровой стоимости недвижимости)

    1. ЕНВД.

    Для применения ЕНВД величину предполагаемого дохода устанавливает государство. При ЕНВД не платится налог на прибыль, НДС, налог на имущество, за исключением установленных законом случаев.

    О плюсах и минусах применения ЕНВД читайте .

    Итоги

    Налоговая система России предполагает комплексное взаимодействие всех элементов, образующих ее структуру. К элементам налоговой системы РФ относятся: налоги и сборы, их плательщики, нормативно-правовая база и органы государственной власти в налоговой сфере. Структура системы РФ в области налогообложения имеет 3 уровня: федеральный, региональный и местный. На каждом из этих уровней принимаются соответствующие законодательные акты, которые не должны противоречить положениям Налогового кодекса и Конституции РФ.

    Налоговая система государства является необходимым инструментом выполнения им важнейших функций и задач. Структурная организация налоговой системы – основной показатель экономического и социального развития страны.

    Налоговая система РФ начала действовать в 1992 г. одновременно с принятием закона «Об основах налоговой системы РФ». Были введены термины подоходного налога, акциза, налога на добавленную стоимость (НДС).

    На протяжении 25 лет российская система налогообложения неоднократно изменялась и подвергалась реформам и нововведениям.

    В начале 1999 года вступила в силу первая часть Налогового кодекса РФ. С 1 января 2001 г. начала действовать вторая часть закона. НК РФ стал важнейшим законодательно-правовым актом РФ, определяющим отношения государства и плательщика налогов, функции, структуру и элементы государственнойсистемы налогообложения.

    Налоговая система РФ кратко

    Общая характеристика налоговой системы РФ выражает ее, как важнейший источник доходов государственного бюджета всех уровней и фундамент для качественной и своевременной реализации государством своих функций по управлению потоками денежных средств и экономикой.

    Налоговая система Российской Федерации - это комплекс налогов, сборов и других налоговых платежей, вводимых федеральным законодательством РФ, а также нормативно-правовыми актами регионов и органов местного самоуправления.

    Понятие налоговой системы заключает в себе также совокупность взаимоотношений между налогоплательщиками и государством.

    Принципы построения налоговой системы РФ

    Основы построения налоговой системы России описаны ст. 3 НК РФ. Обобщенно стоит классифицировать следующие принципы построения налоговой системы:

    • Справедливость. Любой российский гражданин обязан уплачивать налоги, законодательно установленные в РФ. В то же время при определении налога учитывается, способен ли гражданин к его уплате по факту.
    • Определенность. Для установления налога необходимы четко определенные элементы налоговой системы. Двусмысленные толкования законодательства трактуются в пользу плательщика налогов.
    • Равенство. Законом запрещается дифференцирование ставок налогов и предоставление необоснованных льготных режимов, поставленных в зависимость от гражданства налогоплательщика, его собственности или капитала. Кроме того, налоги не могут быть различными в применении по соображениям национальности, исповедуемой религии, социального статуса, расовой принадлежности.
    • Удобство. Законы должны быть доступно сформулированы, чтобы российский гражданин был информирован о необходимости уплаты определенного вида налога, о его размере и временных рамках совершения платежа. Выполнение этого принципа направлено на своевременное исполнение гражданином налоговых обязанностей перед государством, а также на исключение злоупотреблений полномочиями налоговых органов.
    • Экономичность. Необходимость экономического обоснования вводимых в действие налогов и сборов. Платежи, противоречащие конституционным основам России, являются недопустимыми.

    Таким образом, принципы налоговой системы направлены на соблюдение российского законодательства и конституционных основ.

    Структура налоговой системы РФ

    Структура налоговой системы предполагает ее разделение на уровни налогообложения. Каждый из уровней состоит из соответствующих ему элементов, характеризующих и дающих возможность системе качественно выполнять назначенные функции.

    Уровни налоговой системы РФ

    Налоговая система РФ состоит из 3 уровней (НК РФ ст.12):

    • Федеральный.
    • Региональный.
    • Местный.

    Налоговая система: классификация налогов в РФ

    Ст. 12 НК РФ классифицирует следующие виды налогов в зависимости от уровня:

    • Федеральные. Должны уплачиваться налогоплательщиками в обязательном порядке на всей территории России, за исключением освобождений, предоставляемых в связи с применением налоговых спецрежимов, которые описаны в п. 7 ст.12 НК РФ. Подробнее можно прочитать здесь.
    • Региональные. Налоги, установленные НК РФ и региональными законами субъектов Федерации и подлежащие обязательной уплате на их территории. Какие это налоги и кто их платит – в нашей статье.
    • Местные. Налоги и сборы, взимаемые в муниципалитетах в соответствии с налоговым законодательством РФ, законами субъектов и муниципальных образований. О них вы узнаете здесь.

    Элементы налоговой системы

    Механизм налогообложения состоит из субъекта и объекта, ставки налога и предоставляемых льгот по его уплате.

    Налоговая система России представлена следующими образующими элементами:

    • Виды налогов, сборов и других налоговых платежей.
    • Права и обязанности граждан и органов налоговой системы.
    • Способы и виды контроля в налоговой сфере.
    • Ответственность за нарушения правовых актов налогового законодательства.
    • Основания для установления налога и появления обязанности по его уплате.
    • Принципы установления налогов.
    • Проверки, экспертизы, учет налогоплательщиков.
    • Порядок оспаривания и обжалования действий или бездействий сотрудников органов российской налоговой системы.

    Функции налоговой системы

    Налоговая система РФ как сочетание элементов выполняет ряд функций. Такими функциями являются:

    • Фискальная. Налоговая система РФ является гарантом обеспечения денежными поступлениями бюджета государства.
    • Регулирующая. Заключается в достижении намеченных задач в налоговой государственной политике. Налоги и налоговая система признаются мощным инструментом регулирования экономики, темпов роста инвестиций, спроса и предложения, трудовой занятости.
    • Распределительная.Выражается в распределении налоговых средств по бюджетам всех уровней.
    • Стимулирующая. Различные льготы позволяют эффективно развиваться перспективным отраслям экономики.
    • Контрольная. Дает возможность государству контролировать финансовую деятельность налогоплательщиков, в том числе их доходы и расходы. Налоговая система динамично развивается, поэтому с помощью контроля оценивается также целесообразность нововведений в нее.

    Налоги — обязательные, безвозмездные, невозвратные, собираемые на регулярной основе платежи, взыскиваемые уполномоченными государственными учреждениями с целью удовлетворения потребностей государства в финансовых ресурсах.

    Общая характеристика налоговой системы России

    Налоговая система — это совокупность налогов и сборов, взимаемых с плательщиков в порядке и на условиях, определенных .

    Необходимость налоговой системы вытекает из функциональных задач государства. Исторические особенности эволюции государственности предопределяют каждый новый этап развития налоговой системы. Таким образом, структура и организация налоговой системы страны характеризуют уровень ее государственного и экономического развития .

    Принципы построения налоговой системы

    Принципы построения налоговой системы в Российской Федерации определены и . В России действует трехуровневая налоговая система , состоящая из , и , что соответствует мировому опыту федеративных государств.

    На сегодняшний день основным законодательным актом о налогах является Налоговый кодекс Российской Федерации , состоящий из двух частей (общей и специальной), регламентирующих как общие принципы построения налоговой системы, так и взаимоотношения государства и налогоплательщиков по конкретным видам налогов. Первая часть Налогового кодекса вступила в действие 1 января 1999 года, вторая — двумя годами позже.

    Принципы налогообложения

    Эффективность налоговой системы обеспечивается соблюдением определенных критериев, требований и принципов налогообложения. В основе построения большинства действующих налоговых систем лежат идеи , сформулированные в его труде «Исследование о природе и причинах богатства народов» (1776 г.) в виде четырех основных принципов налогообложения :

    • принцип справедливости , который предполагает всеобщность обложения и равномерность распределения налога между гражданами соразмерно их доходам;
    • принцип определенности , заключающийся в том, что сумма, способ и время платежа должны быть точно и заранее известны налогоплательщику;
    • принцип удобства — налог должен взиматься в такое время и таким способом, которые представляют наибольшие удобства для плательщика;
    • принцип экономии , который подразумевает сокращение издержек взимания налогов.
    Принципы построения налоговой системы в Российской Федерации сформулированы в части I , третья статья которого устанавливает основные начала законодательства о налогах и сборах:
    • Каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения. При установлении налогов учитывается фактическая способность налогоплательщика к уплате налога.
    • Налоги и сборы не могут иметь дискриминационный характер и различно применяться исходя из социальных, расовых, национальных, религиозных и иных подобных критериев.
    • Не допускается устанавливать дифференцированные ставки налогов и сборов, налоговые льготы в зависимости от формы собственности, гражданства физических лиц или места происхождения капитала.
    • Налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными.
    • Не допускается устанавливать налоги и сборы, нарушающие единое экономическое пространство Российской Федерации и, в частности, прямо или косвенно ограничивающие свободное перемещение в пределах территории Российской Федерации товаров (работ, услуг) или финансовых средств, либо иначе ограничивать или создавать препятствия не запрещенной законом экономической деятельности физических лиц и организаций.
    • Ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы, а также иные взносы и платежи, обладающие установленными Кодексом признаками налогов и сборов, не предусмотренные им либо установленные в ином порядке, чем это определено Кодексом.
    • При установлении налогов должны быть определены все элементы налогообложения. Акты законодательства о налогах и сборах 14 должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый точно знал, какие налоги (сборы), когда и в каком порядке он должен платить.
    • Все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сборов).
    Критерии качества налоговой системы:
    • сбалансированность . Данный критерий качества налоговой системы подразумевает, что проводимая государством налоговая политика должна обеспечивать формирование доходов бюджетной системы Российской Федерации, необходимых для финансирования расходов государства по осуществлению им своих функций;
    • эффективность и рост производства. Проводимая налоговая политика должна содействовать устойчивому развитию экономики, приоритетных отраслей и видов деятельности, отдельных территорий;
    • стабильность цен. Проводимая налоговая политика должна обеспечивать оптимальное соотношение прямых и косвенных налогов с целью достижения устойчивости цен и предотвращения эффекта инфляционного ожидания;
    • эффективность социальной политики, обеспечиваемая при соблюдении принципа всеобщности и равномерности налогообложения граждан;
    • полнота и своевременность уплаты налогов может быть обеспечена за счет улучшения информированности налогоплательщиков о подлежащих уплате налогах, правилах их исчисления и сроках уплаты.
    Основные тенденции развития налоговой системы:
    • общее снижение налогового бремени для товаропроизводителей, в том числе за счет уменьшения ставок по некоторым видам налогов, повышения роли целевых налоговых льгот;
    • устранение противоречий в действующем законодательстве, регулирующем налоговые отношения, его упрощение;
    • поэтапный перенос налогового бремени с предприятий на ренту от использования природных ресурсов;
    • повышение удельного веса прямых налогов при одновременном уменьшении доли косвенных налогов в общем объеме поступлений в бюджетную систему Российской Федерации;
    • развитие налогового федерализма, учет фискальных интересов регионов и муниципальных образований, повышение доли собственных доходов в доходной части их бюджетов;
    • совершенствование и строгое соблюдение организационных принципов построения налоговой системы, а также принципов налогообложения;
    • повышение политической ответственности, которое должно заключаться в проведении такой налоговой политики, которая зависела бы от объективных экономических условий;
    • гибкое реагирование системы налогообложения на изменения экономической конъюнктуры;
    • усиление налоговой дисциплины и налоговой культуры налогоплательщиков;
    • выравнивание условий налогообложения за счет сокращения и упорядочивания налоговых льгот;
    • совершенствование системы налогового контроля и ответственности за совершение налоговых правонарушений.

    Критерии оценки налоговых систем

    Налоговая система страны представляет собой сложный механизм, состоящий из большого числа разнообразных налогов. Как уже говорилось, эти налоги имеют целью пополнение государственного бюджета или воздействие на поведение экономических агентов . Зачастую эти цели противоречат друг другу.

    Например, для выплаты пособий беднейшим слоям населения, государство может быть заинтересовано в повышении налоговых поступлений, однако, если будет введен налог, обладающий регрессивным характером, то тяжесть этого налога ляжет на тех же бедных.

    Усложненность налоговой системы возникает как раз из-за стремления распределить налоговое бремя между различными группами налогоплательщиков исходя из принципов справедливости и эффективности . Полностью совместить эти принципы невозможно — всегда приходится частично жертвовать эффективностью в пользу справедливости или наоборот.

    Поскольку некоторые несовершенства налоговой системы в принципе неизбежны, необходимо определить критерии, на основании которых будет оцениваться налоговая система.

    Критерии оценки налоговых систем:

    1. Равенство обязательств . Данный критерий основывается на принятом в обществе пониманиисправедливости. Право государства на принуждение (принудительный сбор налогов) должно в равной степени применяться ко всем гражданам. Поскольку люди находятся в разном экономическом положении, то их необходимо объединить в более однородные группы. Дифференциация должна производится по четким критериям, связанным с результатами действий индивидов, а не с их врожденными качествами. Равенство обязательств рассматривают по вертикали и по горизонтали.

    • Вертикальное равенство подразумевает, что к индивидам из различных групп предъявляются различные требования. Например, люди с низкими доходами платят меньший налог.
    • Горизонтальное равенство предполагает, что люди в одинаковом положении выполняют одинаковые обязательства (т.е. нет дискриминации по расе, полу, религии; при одинаковом доходе уплачивается одинаковый налог).

    2. Экономическая нейтральность отражает эффективность налоговой системы. С помощью этого критерия оценивается воздействие налогов на рыночное поведение потребителей и производителей, а также на эффективность распределения ограниченных ресурсов.

    Как было показано выше, большинство налогов воздействует на мотивацию экономических агентов, побуждая их принимать решения, отличающиеся от тех, которые были приняты при отсутствии данного налога. Такие налоги называют искажающими. Налог, который не оказывает такого действия, является неискажающим (например, единовременная подушная подать). В идеале налоговая система должна состоять из неискажающих налогов, однако такая система не отвечает другим критериям.

    3. Организационная (или административная) простота связана с затратами на сбор налогов. В затраты на сбор налогов входят расходы на содержание налоговой системы, затраты времени и средств плательщиков, связанных с определением причитающихся налоговых сумм, их перечислением в бюджет и документированием правильности уплаты налогов, расходы на консультации и др.

    Чем проще построенная система, тем ниже издержки ее функционирования.

    4. Гибкость налогов предполагает способность системы адекватно реагировать на изменение макроэкономической ситуации, прежде всего, на смену фаз делового цикла.

    Примером гибкого налога может служить налог на прибыль, который сглаживает цикл деловой активности и действует как встроенный стабилизатор. В фазе подъема данный налог сдерживает предпринимательскую активность, поскольку увеличение бремени налога происходит скорее, чем рост прибыли. И наоборот, на стадии спада бремя налога сокращается быстрее, чем прибыль, что стимулирует предпринимателей увеличивать их активность.

    5. Прозрачность — предполагает возможность контроля налоговой системы со стороны основной массы налогоплательщиков. Люди должны четко представлять, какие налоги они платят, по какой ставке, как осуществляется платеж и т.п. С этой точки зрения, не являются прозрачными косвенные (покупатель в магазине не может оценить НДС, таможенный сбор и т.п., включаемые в цену товара), немаркированные (так как неизвестно, на какие цели они будут использованы), организационно-сложные налоги.

    Принципы налогообложения в РФ

    Из-за существующего многообразия налогов в РФ возникла необходимость их классификации. Отнесение того или иного налога к определенному виду позволяет более четко уяснить его суть и содержание. В теории налогообложения для классификации налогов используются различные критерии.

    Налоги подразделяются на следующие виды:

    Закрытый список региональных и местных налогов служит гарантией налогоплательщику от попыток местных органов власти пополнить доходы соответствующих бюджетов путем введения дополнительных взносов.

    Налоговым кодексом устанавливаются также , определяются порядок установления таких налогов, а также порядок введения в действие и применения указанных специальных налоговых режимов. Специальные налоговые режимы могут предусматривать освобождение от обязанности по уплате отдельных федеральных, региональных и местных налогов, указанных в статьях 13-15 Налогового кодекса.

    В соответствии со статьей 18 Налогового кодекса к специальным налоговым режимам относятся:

    • система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог);
    • система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности;
    • система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции.

    Налоговый федерализм

    Классификация налогов по принадлежности к уровням управления и власти в связи с федеративным устройством Российской Федерации подразумевает введение понятия налогового федерализма — законодательное установление равноправных отношений между федеральным центром и субъектами Федерации при формировании доходов бюджетов всех уровней, достигаемое за счет оптимального сочетания их налогового потенциала, выполняемых финансово-хозяйственных, социальных функций и имеющихся общественно необходимых потребностей.

    Налоговый федерализм — это разграничение и распределение налогов между уровнями бюджетной системы страны, т. е. это совокупность отношений в налоговой сфере между РФ и ее субъектами, органами местного самоуправления, которые обусловлены необходимостью реализации закрепленных в Конституции полномочий.

    Основная цель налогового федерализма состоит в обеспечении единства государства и стабильности его социально-экономического развития на основе удовлетворения потребностей в денежных средствах всех уровней власти за счет перераспределения части ВВП между звеньями бюджетной системы.

    В основу налогового федерализма положены следующие принципы:
    • Зависимость поступлений по налогам от результатов деятельности органов власти и управления. Означает, что на региональные и местные органы власти возлагается функция по осуществлению контроля за поступлением налогов.
    • Степень мобильности облагаемой базы. Высокой степенью мобильности обладают труд и капитал в денежной форме, а более низкой — имущество и природные ресурсы, поэтому налоги на труд и капитал в основном закрепляются за федеральным бюджетом, а налоги на имущество и природные ресурсы — на региональном и местном уровне.
    • Экономическая эффективность отдельных видов объектов обложения. Издержки по взиманию налогов не могут превышать размера собранных налогов.
    • Регулирование процессов на макроэкономическом уровне. Означает, что за федеральным бюджетом закрепляются основные налоги, через которые осуществляется регулирование процесса воспроизводства на уровне всей страны.

    Существуют несколько подходов к решению проблемы налогового федерализма:

    • Кумулятивный — соединение в одной ставке налога ставок каждого уровня власти. Региональные и местные органы власти вправе взимать в дополнение к общефедеральным налогам одноименные налоги, размеры которых установлены верхним пределом. При этом федеральная ставка едина на всей территории страны, а региональная и местная — устанавливаются в пределах лимита (например, налог на прибыль: на федеральном уровне — 2%, на региональном — до 18%, но не ниже 13,5%).
    • Нормативный — устанавливаются нормативы, т. е. проценты, в пределах которых происходит распределение дохода от налогов между уровнями бюджетной системы (не ниже установленного процента).
    • Дистрибутивный — концентрация налоговых поступлений первоначально на едином счете, а в дальнейшем их перераспределение между звеньями бюджетной системы.
    • Фиксированный — разграничение и закрепление соответствующих налогов между разными уровнями управления в соответствии с принципами налогового федерализма. Способы разграничения и распределения налогов различны.
    Распределение налогов между уровнями бюджетной системы Таблица 3

    Вид налога

    Определение

    управление

    Комментарии

    Налоговой базы

    Налоговой ставки

    Налог на прибыль

    Мобильная налоговая база, стабилизационный инструмент

    Налог на доход физических лиц

    Перераспределительный, стабилизационный инструмент, мобильная налоговая база

    Многоуровневый налог с продаж (НДС)

    Децентрализированное управление трудноосуществимо, если ставки и базы различаются в регионах

    Налогообложение по месту производства предотвращает экспорт налогов

    Налог на недвижимость

    Иммобильная налоговая база, оплата по принципу получаемых выгод

    Распределение налогов между уровнями бюджетной системы в РФ в 2008 году Таблица 4

    По объекту налогообложения налоги делятся на:

    • налоги на доходы;
    • налоги на имущество;
    • налоги на потребление;
    • налоги на капитал.

    По субъекту-налогоплательщику можно выделить следующие виды налогов:

    • налоги с физических лиц (налог на доходы физических лиц, налог на имущество физических лиц и др.);
    • налоги с организаций (налог на прибыль организаций, налог на добавленную стоимость и т. д.).
    Следующая классификация налогов — по способу изъятия. В данном случае налоги подразделяются на прямые и косвенные. Это деление осуществляется по трем признакам:
    • по способу уплаты;
    • по способу взимания;
    • по экономическому признаку.

    Исходя из первого признака, к прямым налогам относятся налоги, которые вносятся в бюджет действительными плательщиками налогов, а косвенные налоги вносятся в бюджет третьими лицами и ими перелагаются на конечных потребителей товаров, работ, услуг. Исходя из второго признака к прямым налогам относятся налоги, взимаемые по окладным листам, кадастрам; а к косвенным налогам — налоги, взимаемые по тарифам. В соответствии с экономическим признаком к прямым налогам относятся налоги, взимаемые с производства (доходов, имущества), а к косвенным — налоги, взимаемые с потребления (расходов, пользования имуществом). К прямым налогам можно отнести налог на имущество, налог на доходы физических лиц, налог на прибыль организаций, а к косвенным налогам — налог на добавленную стоимость, акцизы.

    Налоговый предел — это предельный уровень налогообложения, превышение которого ведет к снижению налоговых поступлений и при котором достигается оптимальная для плательщиков и государственной казны доля валового внутреннего продукта, перераспределяемого через бюджетную систему. Налоговый предел выражается в принципе соразмерности. Принцип соразмерности ярко иллюстрируется кривой Лаффера. Кривая показывает, что при повышении ставки налога до налогового предела налоговые доходы бюджета возрастают.

    Однако при превышении уровня налогового предела уплата налога приводит к тому, что у налогоплательщика чистого дохода практически не остается. Начинается спад экономической активности, а уклонение от налогов приобретает массовый характер. Происходит искусственное занижение налоговой базы, перемещение валового внутреннего продукта в сферу теневой экономики и, как следствие, сокращение налоговых доходов бюджета.

    При определении влияния налогов на экономический рост необходимо учитывать связь между уровнем налогообложения и объемом налоговых поступлений в бюджет. Для характеристики изменений налоговых поступлений под влиянием определяющих экономических факторов (валового внутреннего продукта, доходов населения, уровня розничных цен и т. д.) в макроэкономике применяется коэффициент эластичности налогов.

    Коэффициент эластичности налогов рассчитывается по формуле:
    • Э — коэффициент эластичности;
    • X — начальный уровень налоговых поступлений (всех, группы налогов или отдельного налога);
    • X 1 — прирост налоговых поступлений (всех, группы налогов или отдельного налога);
    • Y — начальный уровень определяющего фактора (например, ВВП и др.);
    • Y 1 — прирост анализируемого фактора.

    Коэффициент эластичности налогов показывает, насколько процентов изменяются налоговые поступления при изменении определяющего фактора на 1%. Если он равен единице, то доля налоговых доходов государства в остается стабильной. Если коэффициент больше единицы, то налоговые доходы увеличиваются более быстрыми темпами, чем возрастает ВВП, и удельный вес налоговых доходов в ВВП возрастает. При коэффициенте меньше единицы доля налоговых поступлений в ВВП снижается.

    Основные термины налогообложения

    Согласно ст. 17 Налогового кодекса России, налог считается установленным лишь в том случае, когда определены налогоплательщики и следующие элементы налогообложения:

    • объект налогообложения (ст.38 НК РФ);
    • налоговая база (ст. 53 НК РФ);
    • налоговый период (ст. 55 НК РФ);
    • налоговая ставка (ст. 53 НК РФ);
    • порядок исчисления налога (ст. 52 НК РФ);
    • порядок и сроки уплаты налога (ст. 57 НК РФ).

    Налогоплательщики — организации и физические лица, на которых в соответствии с Налоговым кодексом возложена обязанность уплачивать налоги.

    Права налогоплательщиков (ст. 21 НК РФ). Налогоплательщики имеют право:

    • пользоваться льготами по уплате налогов на основаниях и в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах;
    • предоставлять налоговым органам документы, подтверждающие права на льготы по налогам;
    • знакомиться с актами проверок, проведенных налоговыми органами;
    • предоставлять налоговым органам пояснения по исчислению и уплате налогов по актам проверок;
    • в установленном порядке обжаловать решение налоговых органов и действие их должностных лиц;
    • другие права.

    Обязанности налогоплательщиков (ст. 23 НК РФ). Обязанности у налогоплательщика возникают при наличии объекта (предмета) налогообложения и по основаниям, установленным законодательными актами. Налогоплательщики в соответствии с налоговым законодательством должны:

    • уплачивать законно установленные налоги;
    • вести бухгалтерский учет;
    • составлять отчеты о финансово-хозяйственной деятельности, обеспечивая их сохранность в течение трех лет;
    • предоставлять налоговым органам необходимые для исчисления и уплаты налогов документы и сведения;
    • вносить исправления в бухгалтерскую отчетность в размере суммы сокрытого или заниженного дохода (прибыли), выявленного проверками налоговых органов;
    • выполнять требования налогового органа об устранении выявленных нарушений законодательства о налогах;
    • известить о прекращении своей деятельности, несостоятельности (банкротстве), ликвидации или реорганизации — в срок не позднее трех дней со дня принятия такого решения;
    • предупредить об изменении своего места нахождения не позднее 10 дней со дня принятия такого решения;
    • выполнять другие обязанности.

    Налоговый агент — лицо, на которое в соответствии с Кодексом возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению в соответствующий бюджет налогов (например, налоговый агент по налогу на доходы физических лиц — организация-работодатель.)

    Объект налогообложения — реализация товаров (работ, услуг), имущество, прибыль, доход, расход или иное обстоятельство, имеющее стоимостную, количественную или физическую характеристику, с наличием которого законодательство о налогах и сборах связывает возникновение у налогоплательщика обязанности по уплате налога (ст. 38 НК РФ).

    Налоговая база — стоимостная, физическая или иная характеристика объекта налогообложения.

    Налоговый период — календарный год или иной период времени (месяц, квартал) применительно к отдельным налогам, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога, подлежащая уплате.

    Налоговая ставка — величина налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы. Налоговые ставки могут устанавливаться в абсолютных суммах (твердые ставки) или в долях к объекту налогообложения (процентные ставки). Процентные ставки, в свою очередь, подразделяются на пропорциональные, регрессивные и прогрессивные (причем прогрессия может быть как простой — применяется ко всему объекту, так и сложной — повышенная ставка применяется к части объекта налогообложения).

    Порядок исчисления налога — в соответствии со ст. 52 Российской Федерации налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму налога, подлежащую уплате за налоговый период, исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот.

    В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, обязанность по исчислению суммы налога может быть возложена на налоговый орган или налогового агента. В случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление. В налоговом уведомлении должны быть указаны размер налога, подлежащего уплате, расчет налоговой базы, а также срок уплаты налога. Налоговое уведомление может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку или иным способом, подтверждающим факт и дату его получения. В случае, если указанными способами налоговое уведомление вручить невозможно, это уведомление направляется по почте заказным письмом. Налоговое уведомление считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.

    Порядок и сроки уплаты налогов — уплата налога производится разовой уплатой всей суммы налога либо в ином порядке, предусмотренном законодательством, в или . Конкретный порядок и сроки уплаты налога устанавливаются в соответствии с Налоговым кодексом применительно к каждому налогу. При нарушении срока уплаты налога налогоплательщик уплачивает пени в порядке и на условиях, предусмотренных законодательством. Сроки уплаты налогов и сборов определяются календарной датой или истечением периода времени, исчисляемого годами, кварталами, месяцами и днями, а также указанием на событие, которое должно наступить или произойти, либо действие, которое должно быть совершено. В случаях, когда расчет налоговой базы производится налоговым органом, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления.

    Налоговые льготы в соответствии с Налоговым кодексом льготами признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере. Нормы законодательства о налогах и сборах, определяющие основания, порядок и условия применения льгот по налогам и сборам, не могут носить индивидуального характера.