Ликвидация бизнеса. Приказы. Оборудование для бизнеса. Бухгалтерия и кадры
Поиск по сайту

Налогообложение. Налоговые мультипликаторы. Мультипликатор государственных расходов и налогов

Мультипликатор государственных расходов. Налоговый мультипликатор. Мультипликатор сбалансированного бюджета

Государственные расходы ‒ это расходы государства на выполнение им своих функций, а также на приобретение товаров и услуг для собственного потребления или регулирования спроса на рынках благ.

Государственные расходы оказывают непосредственное влияние на объемы национального производства и занятость наряду с потребительскими расходами домохозяйств и инвестициями фирм.

Государственные расходы обладают мультиплицирующим эффектом, который определяется через показатель я мультипликатор государственных расходов.

Мультипликатор государственных расходов ‒ это отношение приращения валового внутреннего (или национального) продукта за счет приращения государственных расходов:

где m g ‒ мультипликатор государственных расходов;

ΔY ‒ абсолютный прирост валового национального продукта;

ΔG ‒ абсолютный прирост государственных расходов;

MPC ‒ предельная склонность к потреблению.

Действие мультипликатора государственных расходов отображается на графике кейнсианского креста (рис. 15.3). Если государственные расходы увеличиваются на ΔG, то кривая планируемых расходов сдвигается вверх на эту же величину, точка равновесия перемещается из положения А в положение В, а равновесный объем производства возрастает от Y 1 до Y 2 на величину ΔY.

Рис. 15.3. Влияние государственных расходов на национальный доход

Если государство увеличивает свои расходы и при этом не изменяет величину налоговых поступлений, то возникает прирост ВВП (ВНВ) в несколько раз, так как государственные расходы порождают новые витки потребительских расходов, которые в свою очередь приведут к множительному росту инвестиций.

Также данный мультипликатор определяется как обратная величина предельной склонности к сбережению, а именно вследствие возросшего потребления со стороны домохозяйств.

Доходы и расходы государства имеют постоянную тенденцию к изменениям и корректировкам, и, следовательно, находятся под непосредственным регулированием и контролем со стороны государства. Первостепенные факторы влияния на данный процесс ‒ это рост цен, изменение курса валюты и ссудного процента.

При этом механизм государственного влияния на циклические колебания экономики позволяет: в период спада ‒ увеличивать государственные расходы и тем самым увеличивать выпуск продукции, а в период бума ‒ сокращать расходы, защищая экономику от «перегрева».

Фискальная политика государства отражает не только влияние на национальную экономику (национальное производство) изменения величины государственных расходов, но также и эффективность системы формирования доходной части бюджета в первую очередь через механизм налогообложения.

Рост ВВП в закрытой экономике зависит не только от потребительских и государственных расходов, инвестиций, а также и от налоговых поступлений в государственный бюджет.

Увеличение налоговых поступлений в рыночной экономике приводит к увеличению национального дохода, причем на величину большую, чем первоначальный рост налогов. Данное явление характеризуется действием налогового мультипликатора:

где m T ‒ налоговый мультипликатор; ΔТ ‒ изменение налоговых поступлений.

Действие налогового мультипликатора отражено на рис. 15.4.

Рис. 15.4. Влияние снижения налогов на национальный доход

Влияние государства на циклические колебания национальной экономики также проявляются в увеличении или уменьшении налоговой нагрузки на домохозяйства и бизнес. Снижение налогов для физических лиц ведет к росту личного располагаемого дохода и, следовательно, к увеличении потребления, что в свою очередь увеличит совокупный спрос и соответственно предложение. Снижение налогов для предприятий также является стимулирующей мерой, так как большая часть прибыли остается в распоряжении компаний, и возможность увеличивать инвестиции растет (растет спрос на инвестиционные товары).

Анализируя формулы мультипликатора государственных расходов и налогового мультипликатора можно сделать вывод, что первый всегда будет больше второго на единицу. Следовательно и мультипликационный эффект от увеличения государственных расходов будет всегда больше, чем от снижения налогов. Это действие необходимо учитывать при выборе инструментов фискальной политики.

Если государственные расходы и налоговые отчисления возрастают на одну и ту же величину, то и равновесный объем производства возрастает. В этом случае говорят о мультипликаторе сбалансированного бюджета , который всегда равен или меньше единицы.

Мультипликатор сбалансированного бюджета не предполагает абсолютного устранения любых бюджетных дефицитов или излишков. Речь идет о сбалансировании изменений в доходной и расходной частях бюджета, то есть о сохранении равенства ΔT = ΔG.

Вопросы для самоконтроля

1. Охарактеризуйте функции бюджетной системы общества.

2. Назовите основные группы и подгруппы доходов бюджетов РФ.

3. Назовите разделы и подразделы классификации расходов бюджетов в России.

4. Поясните структуру доходов консолидированного бюджета Российской Федерации в 2008 и 2011 годах.

5. Что такое налог, и какие виды налогов по действующему законодательству РФ относятся к федеральным налогам?

6. Какие виды налогов по действующему законодательству РФ относятся к региональным и местным налогам?

7. Какую зависимость отражается на кривой Лаффера?

8. Проведите межстрановое сравнение налоговых ставок.

9. Что такое бюджетный дефицит? Назовите его основные виды.

10. Охарактеризуйте механизм финансирования бюджетного дефицита. Назовите внутренние и внешние источники его финансирования.

11. Назовите и поясните проблемы, встающие перед государством, связанные с денежным и долговым финансированием бюджетного дефицита.

12. Дайте определение фискальной (бюджетно-налоговой) политики. Назовите ее основные виды.

13. Что является основными целями и задачами фискальной политики?

14. Поясните влияние государственных расходов на национальный доход.

15. Поясните механизм действия налогового мультипликатора.

16. Что показывает мультипликатор сбалансированного бюджета?

Сила эффекта мультипликатор а. Если значения этих показателей относительно постоянны, то определить мультипликатор не составит труда.

Поскольку Y = С + I, то прирост дохода(Y) будет равен, соответственно, сумме прироста потребления(C) и прироста инвестиций(I).

Предельную склонность к потреблению следует рассчитывать для того, чтобы определить уровень производства продукции. Если общие расходы равны или почти равны сумме денежных средств, которая необходима для закупки определенного объема продукции, то уровень производства является равновесным.

Расчет предельной склонности к потреблению продукции необходим для определения потребляемой доли изменения в общем доходе. Как правило, величина предельной склонности получается меньше единицы. Если известен показатель предельности склонности к сбережению, то составьте пропорцию, из которой будет видно, что величины обратно пропорциональны друг другу.

Источники:

  • Расчет предельной склонности к потреблению в 2019

Налоговый мультипликатор - отрицательный коэффициент, который показывает изменение национального дохода в зависимости от изменения налогов. Увеличение налогов ведет к снижению доходов населения.

Сущность налогового мультипликатора

В экономике действуют так называемые мультипликационные эффекты. Она возникают в тех случаях, когда изменение расходов ведет к большему изменению равновесного ВВП.

Наиболее известным является Кейнса. Он отражает насколько возрастает уровень доходов в результате роста государственных и иных расходов.

Налоговый мультипликатор обладает меньшим воздействием на уменьшение спроса, чем мультипликатор государственных расходов на его увеличение. Он имеет следующий эффект - при росте налогов сокращается валовый национальный продукт, при снижении - он растет. Стоит отметить, что между изменением налоговой ставки и национального дохода всегда присутствует временной промежуток от нескольких месяцев до года.

Более сильное влияние государственных расходов на внутреннее потребление обусловлено их непосредственным вхождением в совокупный спрос.

Каким образом действует налоговый мультипликатор? Так, при снижении налогов для населения у потребителей появляется возможность больше тратить, соответственно, они увеличивают свои расходы на потребительские товары. Снижение налоговой нагрузки для предпринимателей стимулирует рост инвестиционных вложений.

Воздействие госрасходов и налогов на величину дохода и потребления является главным при выборе государством инструментов фискальной (бюджетно-налоговой) политики. При приоритетном расширении государственного сектора экономики увеличиваются и расходы. Это приводит к увеличению доходов населения, производства товаров, а также к снижению безработицы. Однако такие положительные эффекты достигаются только в том случае, если рост госрасходов обусловлен не только увеличением налоговой нагрузки.

Более сильное влияние государственных расходов на внутренне потребление обусловлено тем, что они непосредственно входят в совокупный спрос и их изменения отражаются на его величине.

При необходимости сдерживания инфляционного подъема увеличиваются налоги. Сегодня бюджетно-фискальная политика является одним из основных средств достижения устойчивого поступательного экономического развития.

Если госрасходы и налоги одновременно увеличиваются на одну и ту же величину, то равновесное производство также возрастет на ту же величину. При сбалансированном бюджете мультипликатор всегда равен единице.

Расчет налогового мультипикатора

Изменение налоговой политики обычно имеет возможность оказать влияние на экономику разнонаправленное воздействие. Именно налоговый мультипликатор позволяет перевести меры воздействия в количественную величину. Он равен отношению предельной способности к предельной способности с минусовым значением.

Например, значение предельной способности к потреблению составляет 0.9, а к сбережению - 0.3. Тогда налоговый мультипликатор будет равен -3. Соответственно, рост налогов на 1 долл. уменьшает на 3 долл.

Как и мультипликатор государственных расходов, налоговый мультипликатор может действовать в обоих направлениях.

Как ни парадоксально это может показаться, хотя российская мультипликация по праву считается одной из лучших в мире, мультипликаторов в стране – считанные единицы. При этом всегда находится множество желающих получить эту увлекательную творческую профессию.

Начальный этап подготовки мультипликатора

Молодые люди, мечтающие о профессии мультипликатора, скорее всего, представляют себя в будущем художниками-постановщиками анимационных фильмов. Однако эта сфера деятельности предполагает и другую, интересную, но кропотливую работу по созданию многочисленных изображений, из которых и состоит мультфильм, в технических цехах киностудии.

Готовят специалистов для работы в цехах лишь в одном учебном заведении Российской Федерации. Это Московский профессиональный художественный лицей анимационной кинематографии №333. Прием в него ведется на базе полного среднего образования. Однако поступить сюда далеко не просто. Для начала абитуриент должен представить на конкурс не менее 10 творческих работ, а затем сдать экзамены по рисунку, раскадровке и языку. На протяжении двух лет обучения студенты изучают как классические художественные дисциплины (академический рисунок, живопись и т.д.), так и предметы, относящиеся непосредственно к процессу создания анимации: например, фазовка и прорисовка. По окончании лицея, выпускникам присваивается квалификация «художник-мультипликатор».

Кроме этого уникального учебного заведения, существует немало профессиональных лицеев, где проходит подготовка по специальности «дизайнер со знанием компьютерной графики и анимации». Туда также можно поступить после окончания 11-ти классов, успешно сдав экзамены по рисунку, живописи и русскому языку. Разумеется, здесь не учат классической анимации, но ведь большинство современных студий давно не работают по старой технологии. Она является гораздо более дорогостоящей, чем компьютерная, и настоящих специалистов по ней немного. Так что знание современных компьютерных технологий, используемых для создания анимации, даже более актуально.

Путь к вершинам профессии

Те, кто хочет приблизиться к вершинам профессии, создавая собственные анимационные фильмы, могут продолжить образование в высших учебных заведениях. Базовым вузом, где готовят художников-мультипликаторов, является Всесоюзный государственный институт кинематографии. Правда, поступить туда очень трудно. Конкурс в него огромен, а отбор очень строг. Абитуриенты, поступающие на специальности «художник мультипликационного фильма» или «художник компьютерной графики и анимации», сначала должны представить работы для участия в предварительном творческом конкурсе. После его успешного прохождения им предстоит выдержать экзамены по живописи, рисунку, композиции, истории, русскому языку и литературе.

Дальнейшая судьба художника-мультипликатора зависит исключительно от его таланта и трудолюбия. Если ему удастся создать действительно яркие, интересные, самобытные анимационные фильмы для детей и взрослых – ему будут рады на любой киностудии.

Другой инструмент фискальной политики - регулирование налогов также оказывает мультипликативное воздействие на изменение равновесного уровня дохода. Как уже отмечалось ранее, с целью стимулирования экономики правительство также может сократить налоги. Допустим налоговые платежи сократились на ДТ. Это приведёт к росту располагаемого дохода на эту же величину и соответственно к росту потребительских расходов на величину (ДТ?b). В результате кривая потребительских расходов сдвигается вверх и равновесный объём выпуска возрастает на величину

Уравнение мультипликатора налогов примет следующий вид

m t - простой мультипликатор налогов.

При налоговой ставке t уравнение мультипликатора налогов примет следующий вид

m t t - мультипликатор налогов при налоговой ставке t.

В открытой экономике это уравнение примет следующий вид

m t,o t - мультипликатор налогов в открытой экономике.

Рассмотренные нами 2 инструмента фискальной политики приводят к дисбалансу государственного бюджета, что ограничивает сферу их применения. Поэтому на практике правительство часто использует мультипликатор сбалансированного бюджета - когда госрасходы и налоги одновременно изменяются на одну и ту же величину. Величина этого мультипликатора не превышает 1. Это значит, что если госрасходы и налоги возрастут на 1, то равновесный объём производства также увеличится максимум на 1. С одной стороны это не увеличивает бюджетный дефицит, а с другой повышает равновесный объём производства т.к. величина мультипликатора госрасходов больше чем мультипликатора налогов. Поэтому при стимулирующей фискальной политике правительство обычно повышает государственные расходы, а при сдерживающей политике увеличиваются налоги. Если основной целью является быстрое сокращение инфляции то правительство может пойти на сокращение государственных расходов но при этом произойдёт снижение уровня жизни населения.

Как показывает недавний опыт таких развитых стран как США, Франция, Германия и др. чрезмерное увлечение мультипликатором сбалансированного бюджета также приведёт к замедлению экономического роста. При увеличении государственных расходов их предельная отдача сокращается т.к. сперва финансируются самые перспективные направления, а потом всё менее и менее перспективные. В тоже время повышение налогов оказывает всё более и более депрессивное воздействие на бизнес. Поэтому собрать дополнительную единицу налогов становится гораздо труднее чем увеличить госрасходы на этуже единицу. Это значит, что с ростом госрасходов и налогов мультипликатор сбалансированного бюджета сокращается. Именно это явилось причиной отказа в 1970-х гг. США, Англии и других стран от чрезмерно активной стимулирующей фискальной политики.

В краткосрочной перспективе меры бюджетно-налоговой политики сопровождаются эффектами мультипликаторов государственных расходов, налогов и сбалансированного бюджета.

Если государственные расходы увеличиваются на?G, то кривая планируемых расходов сдвигается вверх на эту же величину (см. рис. 6), а равновесный объем производства возрастает от Y1 до Y2 на величину?Y = ?G х mg, где mg - мультипликатор государственных расходов.

Мультипликационный процесс начинается, когда расходы возрастают на?G и увеличивают доход на ту же величину, что в свою очередь дает прирост потребления на величину b*?G. Этот рост потребления вновь увеличивает расходы и доход, что снова приводит к росту потребления на величину b2*?G и т.д. Совокупный эффект равен:

первоначальное изменение расходов = ?G;

первое изменение потребления = b*?G;

второе изменение потребления = b2*?G;

Y = ?G (1 + b + b2 + ...)

Рисунок 6 Мультипликатор государственных расходов

Y/?G = 1/(1-b).

Эта элементарная модель получила название простого мультипликатора Кейнса.

Величина мультипликатора государственных расходов и равновесный объем выпуска могут быть найдены в результате решения системы уравнений:

Где Y = C + I + G- основное макроэкономическое тождество;

С = а + b*Y - потребительская функция.

Подстановка потребительской функции в основное макроэкономическое тождество позволяет определить равновесный объем производства:

Y = a + b*Y + I + G >Y-b*Y=a + I + G>Y*(1-b)=a + I + G,

Y=1/(1-b)*(a+I+G)

где (а+ I + G) - автономные расходы, не зависящие от величины дохода Y,

а*1/(1-b) - мультипликатор, который показывает, насколько возрастает равновесный уровень дохода в закрытой экономике в результате роста не только государственных, но и любого из автономных расходов на единицу. Основным фактором, определяющим величину мультипликатора, является предельная склонность к потреблению b (МРС).

С учетом налогообложения дохода Y изменится вид потребительской функции и, соответственно, модель мультипликатора:

C = a + b(1-t)*Y

Исходя из этого:

Y=1/(1-b*(1-t))*(a+I+G),

где 1/(1-b*(1-t)) мультипликатор расходов в закрытой экономике;

Предельная налоговая ставка - соотношение между приростом суммы вносимого налога и приростом дохода:

где t - предельная ставка налогообложения;

  • ?T - прирост суммы вносимого налога;
  • ?Y - прирост дохода.

Прогрессивная система налогообложения является фактором, способствующим ослаблению эффекта мультипликатора и стабилизации уровней занятости и выпуска. Чем ниже ставки налогообложения, тем, при прочих равных условиях, более значителен эффект мультипликатора.

Эффект мультипликатора государственных расходов в открытой экономике относительно ниже, чем в закрытой.

В открытой экономике величина мультипликатора госрасходов и равновесный объем выпуска могут быть найдены в результате решения системы уравнений:

Y = C + I + G + Xn;

C = a + b*(1-t)*Y;

Где Y = C + I + G + Xn - основное макроэкономическое тождество;

С = а + b*(1 - t)*Y - потребительская функция;

Xn =g-m"Y - функция чистого экспорта.

Y=1/(1-b*(1-t)+ m")*(a+I+G+g)

где 1/(1-b*(1-t)+ m") - мультипликатор государственных расходов в открытой экономике;

m" - предельная склонность к импортированию.

Аналогичное мультипликативное воздействие на равновесный уровень дохода окажет и снижение налогов Т. Если налоговые отчисления снижаются на?T, то располагаемый доход Yd = Y- T возрастает на величину?T(рис. 7). Потребительские расходы соответственно увеличиваются на величину?T*b, что сдвигает вверх кривую планируемых расходов и увеличивает равновесный объем производства Y1 до Y2 на величину

Где?Y//?T=-b/(1-b) - мультипликатор налогов.


Рисунок 7 Мультипликатор налогов

Механизм налоговой мультипликации, как и в случае с государственными расходами, связан с многократной реакцией потребления на однократное изменение налогов.

Если предположить, что все налоговые отчисления в государственный бюджет зависят от динамики текущего дохода Y, то налоговая функция принимает вид

где t - предельная налоговая ставка.

В этом случае функция потребления имеет вид:

С = а + b*(Y- t*Y) = а + b* (1 - t)*Y,

а модель налогового мультипликатора принимает вид:

mt = -b/(1-b*(1-t)),

где mt - налоговый мультипликатор в закрытой экономике. Полная налоговая функция имеет вид:

где Та -- автономные налоги, независящие от величины текущего дохода Y (например, налоги на недвижимость, наследство и т.д.);

t - предельная налоговая ставка.

С учетом функциональной зависимости налоговых отчислений Т от дохода Y функция потребления принимает вид:

C = a+b*(Y-(Ta+T*Y))

В этом случае модель равновесного объема производства в открытой экономике имеет вид:

Y = 1/(1-b*(1-t)+ m")*(a+I+G+g) - b/(1-b*(1-t)+ m")* Ta,

где - b/(1-b*(1-t)+ m") - мультипликатор налогов в открытой экономике.

При этом суммарное изменение дохода?Y в результате одновременного изменения величин госрасходов и автономных налогов определяется как

Y = ?G*1/(1-b*(1-t)+ m") - ?Ta* b/(1-b*(1-t)+ m")

Если государственные расходы и автономные налоговые отчисления возрастают на одну и ту же величину, то и равновесный объем производства возрастает. В этом случае говорят о мультипликаторе сбалансированного бюджета, который всегда равен или меньше единицы.

Мультипликатор сбалансированного бюджета не предполагает абсолютного устранения любых бюджетных дефицитов или излишков. Речь идет о сбалансировании изменений в доходной и расходной частях бюджета, то есть о сохранении равенства?G = ?T, где под символом?T обобщенно обозначаются все изменения доходов бюджета, а под символом?G - все изменения расходов бюджета.

Если, например, государственные расходы возросли на?G, то равновесный объем производства возрастет на величину:

Y =?G*1/(1-b*(1-t)+ m")

Если правительство одновременно повысит автономные налоги на?Та = ?G, то равновесный объем выпуска снизится на величину

Y =-?Та *b/(1-b*(1-t)+ m")

Суммарное изменение равновесного объема выпуска составит:

Y =-?Та (?G)*{ 1/(1-b*(1-t)+ m"- b/(1-b*(1-t)+ m"))}

т.е. ?Y ‹ ?G = ?Та.

Мультипликативный эффект от снижения налогов слабее, чем от увеличения государственных расходов, что алгебраически выражается в превышении мультипликатора расходов над налоговым мультипликатором. Это является следствием более сильного воздействия госрасходов на величины дохода и потребления (по сравнению с изменением налогов). Данное различие является определяющим при выборе инструментов фискальной политики. Если она нацелена на расширение государственного сектора экономики, то для преодоления циклического спада увеличиваются госрасходы (что дает сильный стимулирующий эффект), а для сдерживания инфляционного подъема увеличиваются налоги (что является относительно мягкой ограничительной мерой).

Если фискальная политика нацелена на ограничение государственного сектора, то в фазе циклического спада снижаются налоги (что дает относительно небольшой стимулирующий эффект), а в фазе циклического подъема снижаются госрасходы, что позволяет относительно быстро снизить уровень инфляции.

Таким образом, мультипликатор государственных расходов и налогов, в отличие от того же денежного мультипликатора, имеет довольно таки большое значение. Это означает, что даже небольшое изменение государственных расходов или налогов, имеет весьма большой позитивный или негативный результат для экономики. Поэтому развитые государства с устойчивой экономикой очень осторожно подходят к изменениям данных параметров.

Следует обратить внимание на два момента:

величина отрицательная. Это означает, что его воздействие на совокупный доход обратное. Рост налогов приводит к снижению совокупного дохода, а сокращение налогов - к росту совокупно­ го дохода.

По своему абсолютному значению мультипликатор налогов всегда меньше мультипликатора расходов. Поэтому если государственные закупки и автономные налоги увеличиваются на одну и ту же величину, то происходит рост совокупного дохода, причем это изменение равно величине изменения государственных закупок и налогов.


Влияние трансфертов

Мультипликативным эффектом обладают и трансферты. Трансферты представляют собой как бы «антиналоги».


Они, так же как и налоги, оказы­вают косвенное воздействие на совокупный спрос (через изменение потреби­тельских расходов). Рост трансфертов ведет к росту располагаемого дохода, а их сокращение - к уменьшению располагаемого дохода. (Строго говоря, трансферты изменяют величину личного дохода, что при неизменной вели­чине налогов означает изменение располагаемого дохода.)

Выведем формулу мультипликатора трансфертов. Изменение трансфер­тов означает изменение располагаемого дохода:

Изменение располагаемого дохода ведет к изменению потребления в со­ответствии

ΔTr = ΔY d

с величиной предельной склонности к потреблению:

ΔC = ΔY d ´ MPC = ΔTr ´ MPC

а изменение потребления мультипликативно изменяет совокупный доход:

ΔY = ΔC ´ = ΔTr ´MPC ´ = ´ ΔTr

Величина мультипликатора трансфертов, таким образом, равна

M Tr = или M Tr =

Таким образом, величина простого мультипликатора любого инстру­мента фискальной политики определяется только предельной склонностью к потреблению (или соответственно предельной склонностью к сбереже­нию) и не зависит от величины государственных закупок, аккордных нало­гов или трансфертов.

Мультипликатор трансфертов - это коэффициент, который показыва­ет на сколько увеличивается совокупный доход при увеличении трансфертов на единицу.

По своему абсолютному значению мультипликатор трансфертов ра­вен мультипликатору автономных налогов. Величина мультипликатора трансфертов меньше, чем величина мультипликатора расходов, поскольку трансферты оказывают косвенное воздействие на совокупный доход, а рас­ходы (потребительские, инвестиционные и государственные закупки) - прямое.

Социальные трансфертные выплаты - трансферты домашним хозяйствам - воздействуют на совокупный спрос, а трансферты фирмам - субсидии - и на совокупный спрос, и на совокупное предложение. Увеличение субсидий и субвенций, введение льготного инвестиционного кредита и др. расширя­ют возможности внутреннего финансирования фирм и увеличения производства, что не только ведет к росту инвестиционных расходов, увеличивая совокупный спрос, но и уменьшает издержки фирм на производство едини­цы продукции, а это служит стимулом для роста совокупного предложения. Сокращение трансфертов уменьшает и совокупный спрос, и совокупное предложение.



Виды фискальной политики


Стимулирующая и сдержива­ющая фискальная политика

Инструменты фискальной политики применяются прежде всего для ста­билизации экономики и сглаживания циклических колебаний.

В зависимости от фазы цикла, в которой находится экономика, выделя­ют два вида фискальной политики: стимулирующую и сдерживающую.


Стимулирующая фискальная политика применяется при спаде, направлена на увеличение деловой активности и используется как средство борьбы с безработицей.

Мерами стимулирующей фискальной политики выступают:

Увеличение государственных закупок;

Снижение налогов;

Увеличение трансфертов.

Сдерживающая фискальная политика используется при буме экономики, направлена на снижение деловой активности в целях борь­бы с инфляцией.

Мерами сдерживающей фискальной политики служат:

Сокращение государственных закупок;

Увеличение налогов;

Снижение трансфертов.


Дискреционная и автомати­ческая фискальная политика

В зависимости от способа воздействия инструментов фискальной полити­ки на экономику различают фискальную политику: дискреционную и авто­матическую.

Дискреционная фискальная политика представляет собой за


конодательное официальное изменение правительством величины государственных закупок, налогов и трансфертов с целью стабилизации экономики . Эти изменения находят отражение в основном финансовом плане страны - государствен­ном бюджете.



Автоматическая (недискреционная) фискальная политика основана на действии встроенных (автоматических) стабилизаторов.

Встроенные стабили­заторы - это инструменты, величина которых не меняется, но само наличие которых (встроенность их в экономическую систему) автоматически стабили­зирует экономику, стимулируя деловую активность при спаде и сдерживая ее при «перегреве». К автоматическим стабилизаторам относятся:

Подоходные налоги (включающие все виды налогов на доходы, в том числе налог на прибыль корпораций);

Косвенные налоги (в первую очередь, налог на добавленную стоимость);

Пособия по безработице;

Пособия по бедности.

В США к встроенным стабилизаторам относятся также субсидии фер­мерам.

Подоходный налог действует следующим образом: при спаде уровень де­ловой активности (Y) снижается, поэтому величина налоговых поступлений (Тх = t´ Y) уменьшается, а при «перегреве» экономики, когда совокупный доход максимален, налоговые поступления увеличиваются. При этом став­ка налога остается неизменной. Однако налоги - это утечки из экономи­ки, сокращающие поток расходов и, следовательно, доходов. Получается, что при спаде утечки минимальны, а при «перегреве» максимальны. Таким образом, из-за наличия налогов экономика как бы автоматически «остужа­ется» при «перегреве» и «подогревается» при рецессии. Наиболее сильное стабилизирующее воздействие на экономику оказывает прогрессивный по­доходный налог.

Налог на добавленную стоимость (НДС) также обеспечивает встроенную стабильность. Он является косвенным налогом, частью цены товара, поэтому в период рецессии, когда общий объем продаж падает, налоговые поступле­ния от косвенных налогов - утечки из экономики - сокращаются. При «перегреве», наоборот, совокупные доходы увеличиваются, объем продаж в экономике растет, что увеличивает поступления от косвенных налогов. Ста­билизация экономики происходит автоматически.

Пособие по безработице и пособие по бедности являются автоматиче­скими стабилизаторами, поскольку общая сумма их выплат увеличивает­ся при спаде - по мере того, как люди начинают терять работу, стано­вясь безработными и оказываясь ниже черты бедности, - и сокращаются при буме, когда наблюдается сверхзанятость и рост доходов. Эти пособия являются трансфертами, т.е. инъекциями в экономику. Их выплата спо­собствует росту доходов и поэтому совокупных расходов, стимулируя подъем, когда экономика находится в состоянии рецессии. Уменьшение общей суммы этих выплат при буме оказывает сдерживающее влияние на экономику.

Таким образом, автоматическими стабилизаторами являются только те виды налогов и трансфертов, величина которых меняется в зависимости от фазы экономического цикла.

Действие встроенных стабилизаторов ведет к увеличению дефицита государственного бюджета в период спада и может способствовать появлению профицита бюджета (или уменьшению дефицита) в период «перегрева».

Преимущество встроенных стабилизаторов состоит в том, что нет необходимости принятия специальных решений для введения их в действие. Однако встроенные стабилизаторы оказывают ме­нее сильное воздействие на экономику, чем меры дискреционной фискаль­ной политики. Они не способны обеспечить полную занятость и неинфля­ционный уровень совокупного выпуска. В развитых странах экономика на две трети регулируется с помощью дискреционной фискальной политики и только на треть - за счет действия встроенных стабилизаторов.


Эффект вытеснения

Основным недостатком стимулирующей фискальной политики являет­ся эффект вытеснения частных инвестиций.


Дело в том, что рост государственных расходов или снижение налогов в период спада ведет к мультипликативному увеличению совокупного выпуска, что вызы­вает рост спроса на деньги для обеспечения возможности покупки увели­чившегося количества товаров и услуг. Люди начинают снимать деньги с банковских счетов, возможности банков по выдаче кредитов сокращаются, ставка процента по кредитам растет, т.е. кредиты становятся дороже. В этих условиях фирмы берут меньше кредитов, и инвестиционные расходы част­ного сектора сокращаются. Поэтому с целью стимулирования частных ин­вестиций в период спада целесообразно использовать не стимулирующую фискальную, а стимулирующую монетарную политику, результатом которой является снижение ставки процента в процессе увеличения предложения денег. Если целью стабилизационной политики выступает максимальное увеличение объема выпуска, то для нейтрализации эффекта вытеснения стимулирующая фискальная политика используется в сочетании со стиму­лирующей монетарной политикой.

ПРАКТИКУМ


Контрольные вопросы

Охарактеризуйте роль налогов в экономике.

Что включает в себя налоговая система?


Сформулируйте известные Вам принципы и концепции налогообложения.

Какие виды налогов Вы знаете?

Дайте определение прогрессивному, регрессивному, пропорциональному налогу.

Что представляет собой государственный бюджет? Назовите основные статьи доходов и расходов.

Что такое бюджетный дефицит? Каковы возможности государства для достижения сбалансированного бюджета?

Что входит в понятие государственный долг? Каковы негативные последствия государственного долга?

Как взаимосвязаны погашение государственного долга и рост неравенства в доходах?

Что такое фискальная политика? Назовите и охарактеризуйте ее инструменты и основные виды.

В чем заключаются возможности фискальной политики по стабилизации национальной экономики?


Упражнения

1. Рассчитайте на основе данных таблицы средние и предельные налоговые ставки.


Каким является данный налог: прогрессивным, пропорциональным или регрессивным?

Решение:

Для определения ставок налога воспользуемся формулами:

t а = ; t m =

Результаты занесем в таблицу:

Данный налог является прогрессивным, поскольку средняя налоговая ставка возрастает по мере роста дохода.

2. Предположим, что равновесный объем ВНП равен 5200$, MPC = 2/3. Правительство решило увеличить налоговые сборы на 600$.

А) Чему равно новое значение ВНП?

Б) Как при новом уровне налогообложения должны измениться государственные расходы, чтобы ВНП остался на прежнем уровне?