Ликвидация бизнеса. Приказы. Оборудование для бизнеса. Бухгалтерия и кадры
Поиск по сайту

Налоги швеции. Налогообложение физических лиц. Подоходный налог с граждан

Введение

Ι. Налоговая система, налоговые органы и управление налоговой системой Швеции……………………………………………………………………1

1. Прямое налогообложение…………………………………………………………3

2. Налоговые льготы………………………………………………………………….4

3. Налогообложение недвижимости…………………………………………………5

4. Налогообложение доходов с капитала……………………………………………6

5. Налогообложение фирм……………………………………………………………6

6. Удержание налогов………………………………………………………………….6

7. Аппеляции……………………………………………………………………………7

8. Судебные санкции…………………………………………………………………..8

ΙΙ. Краткий обзор законодательства по НДС и характеристика налоговой отчетности по НДС в Швеции………………………………………………………8

ΙΙΙ. Электронный документооборот. Единый налоговый счет. Регистрационный номер плательщика НДС…………………………………...12

ΙV. Контроль за уплатой НДС при торговле между странами ЕС. (Администрирование НДС при помощи электронных баз данных ЕС)……14

V. Национальная электронная система «PUMA» по отбору налогоплательщиков для проведения контрольных мероприятий………...17

VΙ. Реформирование налоговой системы……………………………………...20

Заключение

Библиографический список

Введение

Сегодня вряд ли найдешь в стране человека, который не жалуется на чрезмерность налогового бремени или не видит в нем главный тормоз экономического роста. В пылу обличений мы привыкли считать, что высокие налоги и развитая экономика - вещи несовместимые. Но ведь есть и обратные примеры. Наиболее характерный, наверно, Швеция, чей социально-политический строй затруднялись строго охарактеризовать еще советские политологи: и не капитализм, и не социализм, а не пойми чего.

Ключ к пониманию сути шведской государственной модели лежит именно в налоговой системе страны. В центре любой предвыборной борьбы или обсуждения государственного бюджета Швеции всегда оказываются налоги, которые низкими никак не назовешь. В этих спорах часто теряют свои портфели министры финансов. Да что там министры - уходят в отставку целые правительства!

История налоговой системы Швеции обросла многими анекдотами и курьезами. Вспоминают, как шведская писательница Астрид Линдгрен в 1976 году посетовала публично, что налог, который она должна была заплатить, был выше ее дохода за тот же год. За укрывательство от налогов в те же времена чуть не арестовали великого Ингмара Бергмана, который спасся только бегством за границу. Характерно также, что именно в 1976 году социал-демократы впервые проиграли на выборах после 1932 года.

Парадокс политической жизни в Швеции заключается в том, что, требуя снижения налогов, буржуазная оппозиция никогда не спешила выполнять собственные требования, оказавшись у власти. В 1991 году, когда буржуазные партии пришли на три года к власти, руководитель одной из этих партий, получивший пост министра по социальным вопросам, заявил: "Существенное сокращение налогов приведет к неприемлемому снижению достигнутых стандартов в области здравоохранения и образования, в сфере детских учреждений, помощи старикам и инвалидам. Сделав тяжелее жизнь пенсионеров, мы вряд ли улучшим условия для развития экономики".

Государственный сектор в Швеции, то есть национальное правительство (государство) и местные органы управления (муниципалитеты и областные советы) имеет очень широкий круг полномочий. Они включают образование, трудоустройство и промышленную политику, уход за больными и престарелыми, социальное обеспечение, защиту окружающей среды и многое другое.

Для реализации этих полномочий государственным органам необходима часть общенациональных ресурсов, получаемая ими в виде налогов. Поэтому уровень налогов в Швеции довольно высок, но не следует забывать, что большая часть собранных средств возвращается налогоплательщикам в форме различных выплат и услуг.

Ι. Налоговая система, налоговые органы и управление налоговой системой Швеции

Налоговые органы Швеции, состоящие из национального налогового ведомства (ГНС Швеции), имеют, так же как и в России, трехуровневую систему. ГНС Швеции подчиняется Минфину, Правительству страны, но является независимым от Правительства ведомством. Центральному налоговому ведомству (г. Стокгольм) подчиняются 10 региональных органов (налоговых управлений) и входящие в их состав налоговые инспекции (местные налоговые отделы).

В составе региональных налоговых управлений, возглавляемых региональными директорами, имеются специальные отделения по работе с крупными предприятиями. Исчислением и уплатой НДС занимаются отделы косвенных налогов, в которых обязательно имеются специалисты в сфере внешнеэкономической деятельности.

Налоговые органы решают не только вопросы налогообложения, но и ведут акты гражданского состояния, перепись населения и содействуют обеспечению общих выборов.

Налоговая система Швеции включает множество прямых и косвенных налогов и сборов. Наиболее важными прямыми налогами являются государственный и местный подоходные налоги и государственный налог на собственность. Прямыми налогами облагаются также наследование (пошлина, уплачиваемая наследником) и дарение. Отдельно от налогов существует система разнообразных сборов, взимаемых с работодателей (расходы на социальное страхование), из которые выплачиваются пенсии, медицинские страховки и прочие социальные выплаты.

Все доходы от непрямого налогообложения, фактически поступающие в государственную казну, имеют два основных источника: налог на добавленную стоимость и акцизные сборы, которыми облагается ряд товаров.

Определение уровня государственных и местных налогов входит во властные полномочия шведского парламента. Тем не менее, местные органы могут устанавливать уровень подоходного налога непосредственно в муниципалитетах и областных органах самоуправления.

Важная роль отводится и таким косвенным налогам, как акцизы на табак и алкоголь. Есть годовой налог на пользование личным транспортом и разовый налог на его приобретение. Интересная особенность: на каждой бензоколонке висят объявления, уведомляющие водителя, что примерно 80 процентов стоимости литра бензина (до доллара за литр) составляет налог. Энергетический налог относится к дизельному топливу, углю, электроэнергии.

Швеция имеет соглашения примерно с шестьюдесятью другими странами об избежании двойного налогообложения доходов и собственности.

Доходная часть бюджета Швеции состоит из следующих поступлений:

41 % - государственный и муниципальный подоходный налог (физические лица - с дохода от наемного труда, дохода с капитала; юридические лица - с прибыли от хозяйственной деятельности);

24 % - налог на добавленную стоимость;

21 % - налог на заработную плату (социальные взносы работодателей);

3,5 % - налог на имущество (налоги на собственность);

10,5 % - прочие налоги.

Каждый работодатель, коллективный или индивидуальный, выплачивает в казну так называемые социальные взносы, равные примерно трети заработка каждого рабочего и служащего. Эти средства идут на покрытие пенсионных и медицинских расходов. Механизм налоговых платежей организован так, что выплаты растянуты в сущности на целый год. Первые тридцать процентов от любой заработанной суммы вычитаются работодателем в пользу казны при ее выплате, когда бы и где бы она ни происходила. Налоговое управление бдительно следит за выполнением всех правил. Весной начинается горячая пора: заполнение и сдача налоговых деклараций. В случае недоплаты налогоплательщик наказывается пенями, которые достигают 40 процентов доплат.

Ежегодно в шведскую казну поступают около 1000 млрд. швед. крон налоговых платежей.

Налоговые органы оказывают помощь налогоплательщикам, которые хотят честно и правильно платить налоги, зная о достаточно сложной национальной налоговой системе и частом изменении в налогообложении (еженедельно в Парламенте утверждается в среднем одна поправка к нормативным актам, касающимся налогообложения организаций).

Так, например, в течение месяца 100 тыс. человек посещают сайт гётеборгского регионального управления налоговой службы Швеции в Интернете (www.rsv.se/skm_goteborg).

1. Прямое налогообложение

До недавнего времени шведская налоговая система характеризовалась очень высоким уровнем налогов, но одновременно очень узкой базой налогообложения. В 1990 году система претерпела коренные преобразования, целью которых являлось снижение уровня налогов и, одновременно, расширение базы налогообложения. Для расширения налогооблагаемой базы целый ряд вычетов был сокращен, и, одновременно, налогообложение собственности стало более универсальным и эффективным, что должно стимулировать сбережение средств и противодействовать накоплению долгов. Новая налоговая система начала вводиться с конца июля 1990 года и полностью вступила в действие в 1992 году.

Частные лица платят подоходный налог и государству, и местным органам управления, в то время как юридические лица (за исключением домовладений скончавшихся граждан) облагаются только общегосударственным подоходным налогом. Уровень общегосударственного подоходного налога для фирм составляет 28%.

Местный подоходный налог определяется следующим образом: ежегодно все местные органы управления решают, какую долю от налогооблагаемого дохода будет составлять налог. В среднем уровень местного подоходного налога составляет приблизительно 31% от налогооблагаемого дохода.

Доходы теперь понимаются несколько шире, чем раньше. Так, теперь доходы от деятельности, связанной с хобби, тоже облагаются налогом.

Все виды вознаграждения за труд и любую другую деятельность, включая заработную плату и любые другие формы платежей, облагаются налогом, по возможности, единым образом в зависимости от их рыночной стоимости. Введены новые правила для налогообложения доходов, связанных с использованием автомобилей. Полностью облагается налогом бесплатное питание. Существуют стандарты для налогообложения поденных работ.


Прежде чем отправиться в Швецию в качестве бизнес-эмигранта, нелишним будет узнать больше о налоговой системе страны. Налоги в Швеции – это сложная, и, как сказали бы наши соотечественники, мудрёная система. Некоторых она отталкивает, так как, если собрать все выплаты воедино, получается достаточно высокая процентная ставка, одна из самых крупных в Евросоюзе.

Налоговая система Королевства Швеции полна нюансов, которые сложны для понимания не только русских, но и граждан других европейских государств. Однако если в ней разобраться, можно неплохо устроиться в стране и успешно развивать любой экономический сегмент. Особенностью налоговой службы Королевства является то, что она разветвлена на отделы, отвечающие за определённые направления.

Структура шведских налоговых поступлений в бюджет

К примеру, имеется отдел, занимающийся исключительно интернет-торговлей. Отдельное направление предусмотрено и для иностранного бизнеса. Со дня вступления в шведские власти стремятся приблизить внутреннюю налоговую систему к евро-стандартам. Судя по всему, это не очень у них получается.

Почему власти Швеции хотят много

Государственное устройство Королевства Швеции устроено таким образом, что большинство доходов страны складывается из взимаемых налогов. Таким образом, физические и юридические лица государства, являющиеся его резидентами, платят за бесплатное образование, отличную страховку, приличное пособие в случае попадания в число безработных и т. д.

Таблица сравнения налоговой нагрузки на шведскую экономику

Как и в прошлые годы, многие рассчитывают в 2019 году устроиться на работу в перспективной европейской стране.За что взимают налоги в Швеции

Как и в любой налоговой системе мира, в Королевстве Швеция взимание процентов с деятельности идёт по двум основным направлениям:

  • прямые налоги;
  • косвенные.

К двум основным направлениям можно также присовокупить и налоги на труд и капитал. Объектами прямого налогообложения являются все доходы и имущество. Тут раскошеливаться приходится как физическим, так и юридическим лицам. Взимание процентов осуществляется по трём направлениям:

  • подоходный налог;
  • на недвижимость;
  • на прибыль фирмы.

Что касается косвенного налогообложения, то оно имеет отношение к деловым людям. Его единственным объектом является оборот. В ход идут акцизы и НДС.

Основные источники дохода

Если рассматривать все доходы относительно источников их получения, можно также выделить две весомые группы:

  • капитал;
  • труд.

Любая работа приносит доход, и именно он в данном случае является источником налогообложения. Это должны иметь в виду все, кто находится в поиске шведских вакансий. Отчисляются подоходный налог с , НДС, если речь идёт о коммерческой деятельности, соц. выплаты, собственные отчисления. Налогообложение на капитал предполагает взимание процентов с состояния, недвижимости и прибыли. Предприятия обязаны делать отчисления подоходного налога от доходов с капитала.

Что почём в шведском налогообложении

Налоговая система Королевства взимает с капитала всего 15% от общего налогообложения. Соответственно, остальные 85% в казну поставляет труд.

Сравнение ставки подоходного налога в Швеции с другими государствами

Если говорить о физическом или юридическом лице, то в совокупности всех выплат его отчисления могут доходить до 45% от всех доходов. Есть и более высокий процент выплат – это 75%, которые взимаются с шоу-бизнеса. Тем не менее, на территории государства успешно функционируют тысячи предприятий шоу-бизнеса, и отрасль не считается бесперспективной.

Подоходный налог с физических лиц начинает взиматься с 45 тыс. евро в год. Чьи заработки ниже, платят по нулевой ставке. Те, кто превзошёл указанную разницу, должны отдавать в казну 20%. И это не предел. Ставка растёт в зависимости от суммы и может достигать 57%. Дивиденды, получаемые физическими лицами, облагаются 10%.

График сравнения шведских налогов на доход корпораций с налогами в других странах

НДС в Швеции приведён к общим требованиям, созданным для всех стран Евросоюза. В стандартном варианте он равен 25%. Нулевая ставка предусмотрена для экспорта, медицинских товаров, авиатоплива и т. д. Сниженные ставки – 6 и 12% предусмотрены для средств массовой информации, ресторанного и гостиничного бизнеса и т. д.

Налог на прибыль в стране равен 22%. Это базовый показатель. Если речь идёт о прибыли, получаемой паевыми инвестиционными фондами, он будет равен 30%. Тем, кто планирует обзавестись в стране недвижимым имуществом, важно узнать, что представляет собой налогообложение жилых и промышленных площадей.

Недвижимость, подлежащая налогообложению

Налоговое законодательство Королевства Швеция отталкивает многих желающих обзавестись жильём в стране. В цифрах сбор кажется не таким высоким. Всего 1,7%.

Причём речь идёт о процентах от общей стоимости, под которой понимается не первоначальная цена, по которой приобретается недвижимое имущество, а 75% от неё. То есть, если дом или квартира были куплены за 10 000 евро. Проценты будут сниматься с 7 500.

Другим видом выплат за недвижимое имущество являются отчисления, которые делает покупатель квадратных метров. Это 1,5 % от рыночной стоимости. В отличие от других стран, в Королевстве Швеция не так выгодно приобретать недвижимость для последующей сдачи её в аренду. Государство такой доход расценивает, как основной, а, следовательно, и взимает с него весьма приличную сумму. Целых 30%. То есть, в казну уйдёт едва ли не половина прибыли хозяина недвижимого имущества, что гражданам нашей страны, где добрая доля квартир сдаётся на чёрном, не облагаемом налогами, рынке, кажется совершенно несправедливым.


По налогу за жильё владельцам приходится ежегодно отчислять в казну около 300 евро. Максимальная сумма – 650 евро в год.

Если наметили покупку жилья

Если немного отступить от темы налогов и сосредоточиться на содержании недвижимости, то тут есть немало других нюансов, требующих значительных расходов со стороны домовладельцев. Первым делом речь идёт о коммунальных платежах.

Львиная доля их уходит на оплату электричества, которым отапливается подавляющее большинство домов. В среднем на такое отопление уходит около 1 500 евро в год.

Как разобраться со шведскими налогами

Сравнение налоговых сборов в Швеции с другими странами

Несмотря на то что Швеция в плане налогов не столь привлекательна как её соседи, в 2019 году количество бизнес и трудовых эмигрантов в неё не уменьшится. Многие физические и юридические лица, облюбовавшие страну, как объект для жизни, трудоустройства и открытия бизнеса, поначалу нанимают специалистов, которые занимаются всеми вопросами, связанными с законодательством государства. Такой подход помогает исключить промахи, связанные с незнанием местных правил и законов.

Практика показывает, что налоговая система Королевства для многих наших соотечественников стала непосильным ярмом и причиной финансового краха. Выживают сильнейшие. Прежде чем обосноваться в стране, нужно взвесить все за и против. Меньше рискуют те, кто изначально нанимает налогового бухгалтера, который ведёт дела предприятия.

Несколько слов о двойном налогообложении

Карта Швеции с обозначением городов и приграничных государств

Его частично или полностью освобождают от выплаты налогов.

НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ В ШВЕЦИИ

Важное место в системе налогов Швеции занимает налог на прибыль корпораций. Ставка налога на прибыль корпораций установлена в размере 28%. Не существует различий при налогообложении распределённой и нераспределённой прибыли компании. Также не существует никаких местных налогов для корпораций. Прибыль определяется в соответствии с общественными принципами бухгалтерского учёта, с небольшой корректировкой в целях налогообложения. Налогооблагаемая база уменьшается на суммы затрат на ведение бизнеса, включая проценты по кредитам на инвестирование филиала или приобретение нового оборудования. Существуют затрат, которые не включаются: превышающие установленные нормы затраты на развлекательные мероприятия и затраты, связанные с операциями с алкогольными напитками. Нормы амортизационных отчислений для целей налогообложения обычно совпадают с нормами бухгалтерской амортизации. Для оборудования, патентов, торговых марок, имиджа фирмы, суммы амортизационных отчислений списываются прямолинейным методом по ставке 20% в год либо методом уменьшения балансовой стоимости по ставке 30%. Тот или другой метод может использоваться при условии, что все активы будут оценены с использованием одного и того же метода в году. Также существуют прямолинейный метод списывания по остаточной стоимости по ставке 25%

Прибыль от реализации материальных и нематериальных основных средств и других активов должна быть включена в совокупный налогооблагаемый доход предприятия и облагается по ставке 28%. Дивиденды, полученные от шведских компаний, освобождены от налогообложения. Дивиденды, полученные от зарубежного филиала (минимальный пакет акций не менее 25%), также могут быть освобождены от обложения при условии, что филиал облагается по ставке не менее чем 15%. Работодатель обязан выплачивать взносы в социальные фонды за своих работников (резидентов Швеции) в размере 33% от валовой заработной платы, включая в стоимость дополнительных выплат и льгот. Пониженная ставка взносов в размере 21,39% установлена на предпринимательский и трудовой доход граждан, возраст которых превышает 65 лет. В некоторых сельских северных районах Швеции действующая ставка может быть понижена на 5-10%. Законодательством установлен новый кредит на суммы налогов на доход от капитала, уплаченных за рубежом. В отношении зарубежных дивидендов, налоговый кредит предоставляется только на сумму налога, удержанного у источника, но не на сумму зарубежного корпоративного налога. Действующая ставка на дивиденды корректируется международными соглашениями об избегании двойного налогообложения. Неиспользованный налоговый кредит может быть перенесён на срок до трёх лет. Доход, полученный от зарубежного представительства, должен быть включён в налогооблагаемую базу главного шведского отделения, если нет поправки на налоговое соглашение. Налоговая декларация предоставляется ежегодно. Налоги подсчитываются на протяжении всего финансового года. Налоговое извещение выдаётся по окончании финансового года и все задолженности по налогам должны быть выплачены не позднее апреля.

Иностранные компании, зарегистрированные в органах для целей выплаты страховых взносов в социальные фонды, могут их уплачивать раз в год (одним платежом).

Весомая роль в доходах бюджета разных уровней принадлежит подоходному налогу с граждан. Физические лица считаются резидентами Швеции для целей налогообложения, если они присутствуют в стране более 183 дней в году. Резиденты Швеции обязаны выплачивать национальный и подоходный налог на их доход, полученный как в Швеции, так и за её приделами, а нерезиденты - только с доходов, полученных на территории Швеции. Резиденты Швеции, выезжающие за рубеж на срок не менее 6 месяцев, освобождены от уплаты шведского подоходного налога при условии, что физическое лицо уплатило подоходный налог в стране пребывания. Нерезиденты Швеции уплачивают налоги с доходов, полученные из шведских источников, а также доход от операций с недвижимым имуществом, оплаты предоставленных услуг, пенсий и некоторых видов дохода на капитал. Доход в размере не более 209100 шведских крон облагается муниципальным налогом по ставке приблизительно 32%. Доход свыше этих сумм облагается также национальным налогом 25%. Максимальная ставка подоходного налога (муниципального и национального) - 57%. Супружеские пары облагаются налогом раздельно. Доход от капитала облагается по ставке 30%

Физическое лицо, находящееся на территории Швеции менее 6 полных месяцев, имеет ограниченную налоговую ответственность. Налог по ставке 25% должен быть удержан работодателем при оплате произведённых в Швеции налогов и услуг. Нерезидент, работающий по найму, не обязан предоставлять декларацию о доходах в налоговые органы.

Большую часть налога в социальные фонды уплачивает работодатель. Работник, возраст которого не превышает 65 лет, должен уплачивать взносы на индивидуальное медицинское страхование - 3,95% и пенсионное обеспечение - 1%.

Прирост капитала рассчитывается как разница между ценой реализации и ценой приобретения и облагается по ставкам 30%. Нерезиденты уплачивают налоги на доходы от недвижимости, расположенной в Швеции. Если резидент становится нерезидентом, то прибыль от шведских акций в течение 10 лет со дня отъезда может облагаться налогом в некоторых случаях по пониженным ставкам. Доход от инвестиций обычно облагается по единой ставке - 30%. Не существует никаких льгот.

Все граждане, получающие доходы от работы по найму, обязаны составлять налоговые декларации.

Система обложения налога на добавленную стоимость (НДС) в Швеции сходна с системой обложения внутри ЕС. Предприятия, имеющие обороты, подлежащие обложению НДС, в размере более 1 млн. шведских крон, должно быть зарегистрировано в местных налоговых органах в качестве плательщика НДС. Если обороты - менее 1 млн. шведских крон, то регистрация не обязательна. Обычно ставка НДС - 25%. Пониженная ставка - 12% по продуктам питания и услугам по туризму. Низкая ставка - 6% по газетным изданиям. Отчёты по НДС предоставляются ежемесячно вместе с подтверждающими документами оплаты НДС.

Имущество, переходящее в наследство облагается по прогрессивным ставкам, размер которых зависит от оцененной стоимости полученного имущества и от степени родства. Налог уплачивает получатель имущества. Если получателем является супруг(а) или ребёнок, ставки налога варьируются от 10% (наследство оценивается в 300000 шведских крон или меньше) до 30% свыше 600000 шведских крон. В остальных случаях ставки дифференцированы от 10% до 30%. Имущество, наследуемое супругом в размере до 280000 шведских крон и детьми - 70000 шведских крон (дополнительно 10000 шведских крон для детей до 18 лет), освобождается от уплаты налога. Такие же правила применяются в отношении подарков. Подарок, стоимость которого не превышает 10000 шведских крон, не облагается налогом.

Резиденты обязаны платить налог по ставке 1,5% от чистой стоимости имущества, превышающей 800000 шведских крон, расположенного как в Швеции, так и за её пределами. Имущество, составляющее оборотный капитал, налогом не облагается. Различные фонды и благотворительные организации уплачивают поимущественный налог по ставке 0,15% от чистой стоимости имущества, превышающей 25000 шведских крон. Нерезиденты уплачивают этот налог только за имущество, расположенное в Швеции. Если имущество, находящееся за рубежом, освобождено от налогообложения, то оно тем не менее может быть включено в налогооблагаемую базу нерезидента при определении соответствующей налоговой ставке

В заключении можно сказать, что важной особенностью налоговой системы Швеции является разделение населения этой страны на резидентов и нерезидентов. Необходимо учитывать этот факт, так как для них существует различие в налогообложении.

Развитие системы налогообложения в Швеции происходит под влиянием общей экономической ситуации, для которой характерны следующие тенденции:

Стабильность и неизменность в течение нескольких лет общих правил взимания налогов;

Высокая степень развития регулятивной системы;

Постоянная ориентация государства на поддержку структуровид-ляют ювальнои равновесия;

Гибкость, избирательность по направленности комплекса льгот и санации на реализацию общих целей социально-экономической политики;

Изменчивость и чувствительность к изменениям в формировании доходов объектов налогообложения;

Постоянная противоинфляционную направленность;

Гибкость различных видов налогов и ставок в зависимости от состояния денежного оборота;

Охват различными налогами денежной, имущественной и натуральной собственности как объектов налогообложения.

Налоги в Швеции довольно большие, в отдельные годы составляли более 50% валового внутреннего продукта (ВВП), в том числе прямые - 25,3, косвенные - 14,7, на социальное страхование - 16,5%.

В Швеции проводится четкое разграничение между налогами, которые относятся к компетенции правительства, и теми, что находятся в компетенции местных органов власти. В соответствии с этим определяется сумма налогов, поступающих в этих уровней. Следует отметить, что большинство этих средств возвращается к плательщикам в виде полученных от государства услуг.

К основных прямых налогов относятся национальный и местный подоходный налог на капитал, наследство, дарение. Кроме того, имеются многочисленные сборы с предпринимателей на социальное страхование, пенсии, помощь на лечение.

К косвенных налогов относятся те, которые в полном объеме поступают в государственный бюджет: налог на добавленную стоимость (НДС), акциз по отдельным товарам и изделий. Центральные органы Швеции определяют как государственные, так и коммунальные налоги, но некоторые из них местные органы власти имеют право устанавливать самостоятельно. Особым является подход в Швеции в структуру налогов. Наибольшую долю занимают налоги на личные доходы, имущество, товары в виде акцизов и НДС. Из всех сумм 88% - налоги на доходы, из которых 41 - на товары и услуги, 28 - на личные доходы, б% - на имущество.

Особенностью государственной налоговой системы Швеции является ее социальная направленность. Около 60% всех расходов бюджета используется на здравоохранение, социальное обеспечение, образование и культуру. Следствием проведения такой политики является высокий уровень социального обеспечения граждан, особенно пенсионеров и инвалидов, экспортная способность шведских компаний, занимающих заметное место на мировом рынке.

Используя механизм перераспределения доходов, государство способствует не только выравниванию доходов различных групп населения, но и текущем потреблению. Решаются социальные проблемы в первую очередь путем повышения занятости, на что тратятся довольно значительные средства.

Однако в 90-х годах прошлого века в экономике Швеции появились и некоторые негативные черты: выросли по сравнению с прогнозируемыми темпы инфляции (на 2%), существенно увеличились затраты на рабочую силу, снизились темпы роста ВВП и производительности труда. Прогрессивное налогообложение высоких доходов существенно повлияло на улучшение уровня жизни различных слоев населения. В результате проведения такой политики в Швеции самая маленькая в мире разница между самым высоким и самым низким уровнем потребления.

Реализация экономических и социальных программ вызвала потребность в дополнительных финансовых ресурсах из государственного бюджета, что, в свою очередь, увеличило налоговую нагрузку на плательщиков. Рост потребностей государства в средствах усилило фискальную функцию налогов за счет увеличения базы и размера ставок, количества налогов к уплате. Это привело к увеличению поступлений от налогов до 56% валового национального продукта (ВНП). Наибольшую долю имеет подоходный налог - 19% в ВНП, взносы на социальное страхование предприятий - 13, акцизы - 5, налоги на потребление - 7%.

Основная цель налоговой реформы, которая проводилась с начала 90-х годов XX в., Была такова:

Устранение негативных социально-экономических последствий налоговой системы, существовавшей;

Невозможность для плательщиков с большими доходами уклоняться от уплаты налогов и обеспечения равных условий налогообложения плательщикам с равными доходами.

Новое правительство, пришедшее к власти 2006г., Планирует снизить налоговую нагрузку на 27 млрд шведских крон. Планируется также уменьшить долю государства в некоторых компаниях, то есть провести их частичную приватизацию.

Налог на добавленную стоимость (НДС). Система обложения НДС в Швеции подобная системе обложения внутри ЕС. Шдприемство, которое имеет обороты, подлежащих обложению НДС, в размере более 1 млн шведских крон, должен зарегистрироваться в налоговых органах как плательщик НДС. Если обороты меньше 1 млн шведских крон, то регистрация необязательна. Обычная ставка НДС - 25%. Снижена - 12% из продуктов питания и услуг туризма. Самая низкая ставка - 6% с газетных изданий. Отчеты по НДС предоставляются ежемесячно вместе с подтверждающими документами оплаты НДС.

Резиденты обязаны платить налог по ставке 1,5% от чистой стоимости имущества, превышающей 800 000 шведских крон, расположенного как в Швеции, так и за ее пределами. Имущество, составляющее оборотный капитал, налогом не облагается. Различные фонды и благотворительные организации платят имущественный налог по ставке 0,15% от чистой стоимости имущества, превышающей 25 000 шведских крон.

Нерезиденты уплачивают этот налог только за имущество, расположенное в Швеции. Если имущество, находящееся за рубежом, освобожденное от налогообложения, оно может быть включено в налогооблагаемую базу нерезидента при определении соответствующей налоговой ставки.

Начисления на заработную плату такие (%):

1) на пенсионное обеспечение - 13;

2) медицинское страхование - 8,43;

3) народную пенсию (для обеспечения тех, у кого нет выслуги лет) - 5,86;

4) пенсионную страховку - 0,2;

5) страхование от производственного травматизма - 1,38;

6) превентивную защиту сотрудников - 0,17;

7) выплату помощи по безработице, переквалификацию потерявших работу - 2,12;

8) страхование жизни - 0,61;

9) групповую страховку - 0,95;

10) пособие при увольнении - 0,28;

11) дополнительную пенсию - 3,1;

12) гарантию заработной платы при банкротстве компании - 0,2;

13) страховку от травматизма - 1;

14) в гарантийный фонд - 0,06;

15) налог на пенсионные платежи - 0,6. Общая сумма начислений составляет 38.

Если речь идет не о наемного работника, а о владельце фирмы, то структура платежей меняется, а сумма начислений составляет 39,3%.

Корпоративный налог в Швеции. Важное место в системе налогов занимает прибыль корпораций. Все компании и другие виды организационно-правовой формы, такие как общества с ограниченной ответственностью, должны зарегистрироваться в Патентном и Регистрационном отделах для того, чтобы получить статус юридического лица. Конечно как минимум 50% управляющих директоров и главный директор должны быть резидентами страны ЕС или европейских государств. Однако возможны исключения из правил, которые предоставляются отделом патентов и регистраций или правительством, в отношении юридических лиц, большая часть совета директоров которых состоит из нерезидентов Швеции.

Национальный налог на прибыль взимается с резидентов по всему дохода, а с нерезидентов - с доходов, полученных из шведских источников. Компания считается налоговым резидентом, если она образована в Швеции или имеет постоянное представительство на ее территории.

Ставка налога на прибыль корпорации установлена в размере 28%. Нет расхождений при налогообложении распределенной и нераспределенной прибыли компании. Также нет местных налогов для корпораций.

Прибыль определяется в соответствии с общепринятыми принципами бухгалтерского учета, с небольшим корректировкой в целях налогообложения. При подсчете прибыли, акции оцениваются по более низкой рыночной цене. Альтернативный метод оценки - 97% цены приобретения, но он должен применяться при оценке всего акционерного портфеля.

Налогооблагаемая база уменьшается на суммы расходов на ведение бизнеса, включая проценты по кредитам на инвестирование филиала или приобретение нового оборудования. Есть перечень расходов, не вычитаются, такие как расходы на развлекательные мероприятия, и расходы, связанные с операциями с алкогольными напитками, превышающих установленные нормы.

Для оборудования, патентов, торговых марок, имиджа фирмы суммы амортизационных отчислений списываются прямолинейным методом по ставке 20% в год или методом уменьшения балансовой стоимости по ставке 25%.

Дома амортизируются по ставкам, варьируют от 2 до 5% от стоимости приобретения. Амортизационные ставки зависят в основном от целей использования зданий. Земля не является предметом начисления амортизации, хотя затраты на рекультивацию земель могут амортизироваться по ставке 5% в год.

Прибыль от реализации материальных и нематериальных основных средств и других активов должно быть включено в совокупный налогооблагаемый доход предприятия и, следовательно, облагаться по ставке 28%. Убыток, полученный при реализации капитальных активов, списывается в счет совокупной прибыли без всяких временных ограничений. Однако ущерб, возникающий от реализации инвестиционного портфеля акций и других подобных финансовых инструментов, может приниматься к зачету только в счет прибыли, полученной по такому же видом собственности.

Дивиденды, полученные от шведских компаний, освобожденных от налогообложения. Дивиденды, полученные от зарубежного филиала, также могут быть освобождены от обложения налогом при условии, что филиал облагается по ставке не менее 15%.

Причиненные убытки могут быть зачислены на счет полученного дохода в следующем году и не могут переноситься на счета прошлых лет.

Работодатель обязан выплачивать взносы в социальные фонды за своих работников в размере 33% от валовой заработной платы, включая стоимость дополнительных выплат и льгот. Граждане ЕС, работающие в Швеции, руководствуются законодательными актами ЕС. Снижена ставка взносов в размере 21,39% установлена на предпринимательский и трудовой доход граждан, возраст которых превышает 65 лет. В некоторых сельских северных районах Швеции действующая ставка может быть снижена на 5-10%.

Законодательством установлен налоговый кредит на суммы налогов на доход от капитала, уплаченных за границей. Относительно иностранных дивидендов налоговый кредит предоставляется только на сумму налога, удержанного из источника, но не на сумму зарубежного корпоративного налога. Вместо этого дивиденды, полученные от зарубежного филиала (минимальный пакет акций не менее 25%), также освобождены от обложения при условии, что филиал облагается по ставке не менее 15%. Если эти условия невыполнимы, то стандартный налоговый кредит в размере 13% добавляется к кредиту с налога, удержанного из источника выплаты, но дивиденды в Швеции облагаются по ставке корпоративного налога (26%). Доход, полученный от зарубежного представительства, должен быть включен в налогооблагаемую базу главного шведского отделения, если нет поправки на налоговое соглашение.

Налогообложение физических лиц. Важная роль в доходах бюджета разных уровней принадлежит подоходному налогу с граждан. Физические лица считаются резидентами Швеции для целей налогообложения, если они присутствуют в стране более 183 дней в году.

Резиденты Швеции обязаны платить национальный и муниципальный подоходный налог на их доход, полученный как в Швеции, так и за ее пределами, а нерезиденты - только с доходов, полученных на территории Швеции.

Резиденты Швеции, выезжающих за границу на срок не менее 6 месяцев, освобождены от уплаты шведского подоходного налога при условии, что физическое лицо уплатило подоходный налог в стране пребывания. Независимо от того, облагается полученный доход налогом в зарубежной стране, резиденту Швеции может быть предоставлен годовой налоговый кредит на сумму причитающихся шведских налогов при следующих условиях:

В течение года он должен находиться в одной и той же стране и работать на том же предприятии;

Все отчисления и льготы, применяемые к полученному доходу в зарубежной стране, установленные общим правилам законодательства той же страны для всех ее резидентов, а не регламентированы международными налоговыми соглашениями;

Работодателем является правительство Швеции.

Нерезиденты Швеции платят налоги с доходов, полученных из шведских источников, а также доход от операций с недвижимым имуществом, оплаты оказанных услуг, пенсий и некоторых видов дохода и капитала.

Заработная плата, включаемая в совокупный доход, состоящий из всех видов выплат, пенсий и натуральной оплаты труда. Возможно получение налогового кредита по заграничным прямыми налогами в пределах сумм шведского национального и муниципального подоходного налога, уплаченного по видам зарубежного налога. Согласно большинству налоговых соглашений налоговый кредит в размере уплаченных налогов за рубежом гарантируется за счет муниципального подоходного налога. Супружеские пары облагаются налогом отдельно.

Доход в размере не более 209 100 шведских крон облагается муниципальным налогом по ставке примерно 32%. Доход свыше этих сумм облагается также национальным налогом в 25%. Следовательно, максимальная ставка подоходного налога - 57%.

Доход от капитала облагается отдельно по ставке 30%.

Физическое лицо, находящееся на территории Швеции менее шести полных месяцев, имеет ограниченную налоговую ответственность. Налог по ставке 25% должен быть удержан работодателем при оплате произведенных в Швеции работ и услуг. Нерезидент, работающий по найму, не обязан подавать декларацию о доходах в налоговые органы.

Большую часть налога в социальные фонды уплачивает работодатель, однако работник, возраст которого не превышает 65 лет, имеет также уплачивать взносы на индивидуальное медицинское страхование - 3,95% и пенсионное обеспечение - 1%.

Нерезиденты уплачивают налоги на доходы от недвижимости, расположенной в Швеции. Если резидент Швеции становится нерезидентом, то прибыль от шведских акций в течение десяти лет со дня отъезда может облагаться налогом в некоторых случаях по сниженным ставкам. Доход от инвестиций обычно облагается по единой ставке - ЗО%. Нет никаких льгот.

Все граждане, получающие доходы от работы по найму, обязаны составлять налоговые декларации, хотя на практике применяются упрощенные формы декларации. Для большинства граждан срок подачи декларации установлен в августе. Налоговое уведомление о сумме, подлежащей уплате, направляется налоговыми органами в сентябре. Сумма недоплаченного налога взимается работодателем из заработной платы работника за первые месяцы следующего года. Индивидуальные предприниматели платят остаточную сумму налога самостоятельно не позднее апреля. Налоговые уведомления хранятся еще пять лет, соответственно, возможны корректировки для получения возмещения излишне уплаченных сумм налогов.

Что налоговая служба в Швеции занимает пятое место по популярности – среди без малого тридцати основных государственных ведомств. Шведы доверяют государству и его институтам – это подтверждают многочисленные исследования общественного мнения . В чем причина такой симпатии к госструктуре, забирающей почти половину заработка, а то и больше? В уважении к закону? Отчасти, но не только.

Сколько налогов платят шведы?

Если спросить шведа и россиянина, какие у них зарплаты, они ответят на этот вопрос принципиально по-разному. И дело здесь не в сумме заработка, а в том, как он считается. В Швеции принято озвучивать зарплату брутто, то есть, сумму до уплаты налогов. В России же чаще всего, называя зарплату, говорят о сумме, получаемой на руки после уплаты налогов.

Налоги в Швеции платят все работающие граждане. Однако ставки и размер налоговых выплат зависят от ряда факторов: возраста налогоплательщика, муниципалитета, где тот зарегистрирован, общей суммы заработка, типа трудоустройства – наемный работник или частный предприниматель, – и других. Действует общее правило: те, кто , заплатят больше и в налоговую казну.

Налог состоит из двух частей: местного (коммунального) и государственного сборов. Ставка местного налога в среднем варьируется от 29% до 35% в зависимости от коммуны. Исторически сложилось так, что в коммунах с праволиберальным правлением налоги существенно ниже, чем в коммунах, где у власти левые партии. Те, кто зарабатывает в год меньше 455 300 крон, должны заплатить только коммунальный налог. Если сумма годового заработка выше, то помимо коммунального налога будет взыскан еще и налог государственный – 20%. Те, чьи доходы за год составят больше 662 300 крон, помимо коммунального и государственного налогов, должны заплатить еше и 5% от суммы, превышающей этот порог.

Предприниматели платят больше всех налогов в стране. Однако если прибыли нет или бизнес убыточен, то налог платить не придется. Освобождаются от налога и заработавшие за год не более 19 247 крон. Меньше всего налогов платят те, кто старше шестидесяти, и те, кто младше тридцати.

Как Астрид Линдгрен отправила в отставку правительство

Высокие налоги являлись и являются в Швеции любимой темой для дискуссий. Известна история о том, как писательница Астрид Линдгрен повлияла на отставку шведского правительства, возмутившись его иррациональной налоговой политикой. «Я просто разозлилась, узнав, что по новому закону мне полагается платить 102% налога с моего дохода, – рассказывала Линдгрен. – Тогдашнему министру финансов я отправила письмо, в котором заверила, что готова с радостью платить 90% от своего дохода, но никак не 102». А потом взяла и написала «Сагу о Помперипосе и Монисмании». Незатейливая сказка до сих пор является символом борьбы с чиновничьим абсурдом. «Министру финансов, с которым мы немного дружили, моя сага страшно не понравилась, – вспоминала Астрид. – Он написал, что лучше бы я занималась своими рассказами и не совала нос в дела, в которых ничего не смыслю. Я ответила ему статьей в газете, предложив поменяться профессиями, поскольку, как выяснилось, я все же неплохо считаю, а он сочиняет смехотворные байки про финансы. Я и не знала, что мои настроения разделяло столько шведов».

В результате пресловутый закон о налогах был отменен, а кабинету министров пришлось уйти в отставку.

На что идут налоговые деньги?

Большие налоги в Швеции – неизбежное следствие высоких требований, которые предъявляют шведы к своей стране и качеству жизни. Отремонтированные дороги, новые школы и поликлиники, общественный транспорт, на который можно положиться, – все это результат высокого налогообложения. Для шведов очень важны гарантии и социальная защищенность, причем они по умолчанию должны быть доступны каждому. Каждый налогоплательщик знает, что если он заболеет или потеряет работу, можно рассчитывать на выплаты из страховой кассы, сравнимые с размером месячной зарплаты. Медицинское обслуживание, которое в Швеции почти бесплатное, тоже финансируется за счет налогов. Добиться всего этого, не повышая налоговые ставки, очевидно, было бы невозможно.

Шведы в большинстве своем воспринимают налоги не как неизбежное зло, а скорее как свою прямую обязанность. Они понимают, что налоговые сборы пойдут на ремонт дорог или школ, на пенсии и медицину – и использованы будут . Шведы гордятся тем, что они исправные налогоплательщики, и при случае не прочь похвастать друг перед другом тем, сколько налогов кто заплатил в ушедшем году. Более того, в стране существует открытый доступ к финансовым и бухгалтерским документам компаний: пытаться что-то утаить бессмысленно. Достаточно ввести имя налогоплательщика или название компании на www.allabolag.se , и можно увидеть и сколько он зарабатывает, и сколько налогов заплатил.

Подать декларацию – в один клик

Еще одна причина, по которой шведы терпимо относятся к налогам, – это легкость общения с налоговыми структурами. Подать декларацию можно любым удобным способом: отослать бумажную анкету обычной почтой (что в технически передовой стране происходит все реже и реже), отправить смс или набрать специальный номер телефона, по электронной почте, через мобильное приложение или аккаунт на сайте налоговой службы www.skatteverket.se . Помимо шведского, сайт налоговой службы функционирует на английском, русском, финском, турецком, идише, арабском и еще десятке с лишним языков, на которых говорят жители Швеции. Отдельная версия сайта с видеофильмами с сурдопереводом предлагается слабослышащим.

И никаких очередей, томительного ожидания и бюрократии. Угораздило вписать данные не в ту строчку декларации – вежливые сотрудники налоговой службы перезвонят сами, уточнят и исправят цифры или пересчитают. Кстати, большинству налогоплательщиков даже не приходится самим подсчитывать доходы за год – налоговая служба присылает по почте уже заполненную декларацию, с подсчитанной суммой налога к выплате. Такую декларацию достаточно только подписать и отослать обратно. Предпринимателям и тем, кто в течение года продал или купил квартиру придется заполнять больше всего данных.

Что финансируется за счет налогов?

Социальная защита – 41%

Здравоохранение – 13%

Образование – 13%

Полиция, пожарная служба, оборона – 6 %

Строительство жилья, дорог, поддержка рынка труда – 9 %

Управление, администрация – 14%

Фото: Хелена Вальман / imagebank.sweden.se

Заплатил налоги – получи деньги обратно

Налоговики зорко следят за тем, чтобы кто-то, не дай бог, не переплатил лишнего. Ежегодно в начале мая шведы подают декларации о доходах. В течение максимум полугода те, кто по каким-то причинам заплатил больше, чем следовало, получают свои кровно заработанные обратно на банковский счет. В каких случаях это может произойти? К примеру, если налогоплательщик много потратил на ремонт дома или на поездки от дома до работы в течение года. (Все потому, что некоторые дорогостоящие виды услуг подразумевают получение налогового вычета, так же, как и расходы на развитие бизнеса). Многие получают возмещение от налоговой уже в июне, что очень даже уместно, поскольку в начале лета вся страна готовится отмечать с танцами у праздничного шеста, с любимыми и шнапсом, а потому и деньги от налоговой оказываются своевеременным бонусом.

Налоговая – не только о налогах

Деятельность налоговой службы не ограничивается сбором платежей с граждан. Помимо этого, она присваивает каждому родившемуся в Швеции или прожившeму на территории страны более года индивидуальный налоговый номер (personnummer) и фактически регистрирует по месту проживания. Каждый раз при переезде нужно в недельный срок оповестить налоговую службу о своем новом адресе; только после регистрации налогового номера гражданина по новому адресу переезд будет считаться состоявшимся.

Без налогового номера в Швеции – никуда: ни малейшую государственную услугу не получить, ни сделку не оформить. Налоговая же уполномочена выдавать удостоверения личности тем, у кого еще нет шведского гражданства. Для того, чтобы пригласить кого-то из друзей или родственников в гости в Швецию, гражданин должен взять в налоговой справку – так называемый personbevis (разумеется, и это можно сделать в интернете или позвонив по телефону). А если пришла пора заключить брак, то перед тем, как назначать дату свадьбы, придется сообщить о планируемом событии в налоговую службу, чтобы всезнающее ведомство дало добро, убедившись, что препятствий для женитьбы нет (прежде всего, что жених или невеста уже не состоят в другом браке). И если семейная жизнь не сложилась – развод также начнется с обращения в налоговую.

www.skatteverket.se – сайт Государственной налоговой службы с множеством удобных сервисов – от заказа справки и подачи декларации онлайн до калькулятора налогов.

www.allabolag.se – открытый источник финансовой информации о шведских компаниях