Ликвидация бизнеса. Приказы. Оборудование для бизнеса. Бухгалтерия и кадры
Поиск по сайту

Налоги и их процентные ставки. Виды налоговых ставок, порядок исчисления и уплаты

Налоговый кодекс РФ предусматривает, что налог считается установленным лишь тогда, когда определены налогоплательщики и элементы налогообложения (п. 1 ст. 17 НК РФ). При этом одним из обязательных элементов налогообложения названа налоговая ставка. О том, что такое ставка налога расскажем в нашей консультации.

Налоговая ставка - это…

Налоговая ставка представляет собой величину налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы (п. 1 ст. 53 НК РФ). Это значит, что налоговая ставка - это по НК РФ показатель, связывающий между собой величину исчисленного налога и налоговую базу, исходя из которой налог рассчитывается. Налоговая ставка может быть установлена как в рублях, так и в процентах. К примеру, налоговая база по налогу на прибыль - это денежное выражение прибыли, определяемой в соответствии со ст. 247 НК РФ (п. 1 ст. 274 НК РФ). Соответственно, налоговая ставка устанавливается в % от величины налоговой базы (ст. 284 НК РФ). В общем случае процентная ставка налога на прибыль составляет 20% (п. 1 ст. 284 НК РФ).

А налоговая база для большинства транспортных средств, имеющих двигатели, - мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах (пп. 1 п. 1 ст. 359 НК РФ). Следовательно, ставка в виде % здесь уже не применима. Налоговая ставка по таким объектам устанавливается в рублях с каждой лошадиной силы (ст. 361 НК РФ).

Как налоговые ставки устанавливаются

Налоговые ставки по федеральным налогам устанавливаются НК РФ, а налоговые ставки по региональным и местным налогам — соответственно законами субъектов РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований в тех пределах, которые установлены НК РФ (ст. 53 НК РФ).

Это означает, что в любом случае ставка налога и метод обложения установлены Налоговым кодексом, но по региональным и местным налогам ставки могут быть увеличены или уменьшены в пределах, предоставленных НК РФ.

К примеру, транспортный налог - налог региональный (ст. 14 НК РФ). Налоговым кодексом РФ в отношении легковых автомобилей с мощностью двигателя свыше 150 л.с. до 200 л.с. включительно налоговая ставка установлена в размере 5 рублей с каждой лошадиной силы (п. 1 ст. 361 НК РФ). При этом указано, что такая ставка законами субъектов РФ может быть увеличена или уменьшена, но не более чем в 10 раз (п. 2 ст. 361 НК РФ). Кроме того, допускается установление дифференцированных налоговых ставок в отношении каждой категории транспортных средств (


1. Ставка налога (норма налогового обложения) - размер налога, приходящийся на единицу налогообложения.
При исчислении налога ставка, как правило, - это то, на что умножается (умножитель). По конкретным налогам ставки могут устанавливаться не только в единственном числе (например, общая ставка по НДС - 20%, льготная - 10%), но и во множественном, по методу так называемых налоговых тарифов - в виде систематизированного перечня (в твердых суммах или процентах), - по которым облагаются различные товары, предоставляемые услуги и т. д. Наиболее типичным примером налоговых тарифов выступают таможенные тарифы.
Установление налоговых ставок является универсальным инструментом государственного регулирования экономики. Не случайно ставки некоторых налогов, имеющих большое значение для хозяйствующих субъектов (акцизы, пошлины), оперативно устанавливаются Правительством в зависимости от экономических условий и целей.
2. В теории налогообложения выделяются следующие виды налоговых ставок:
- равные;
- тождественные (твердые);
- процентные (долевые).
Равные налоговые ставки соответствуют равному методу налогообложения, при котором для каждого налогоплательщика устанавливается равная сумма налога. Фактически в данном случае сумма налога (налоговый оклад) и налоговая ставка совпадают. Примером равного налогообложения выступает подушное налогообложение, при котором каждый налогоплательщик уплачивает налог в определенной сумме, причем имущественное положение плательщика в данном случае практически не учитывается. Примером равного налогообложения служат некоторые местные налоги, предусмотренные подп. «ж» п. 1 ст. 21 Закона об основах налоговой системы, - налог на содержание милиции, налог на благоустройство и др. Ставка по этим налогам устанавливается в размере, не превышающем 3% установленного законом минимального размера оплаты труда. При установленном в 1997 году минимуме 83490 руб. для каждого гражданина-налогоплательщика этот налог может быть установлен в сумме, не превышающей 2505 руб. в год.
При применении твердых ставок на каждую единицу налога определен абсолютный размер налога, зафиксированный в денежном выражении. Например, Закон РФ от 18 октября 1991 г. «О дорожных фондах в Российской Федерации» установил размер годового налога с владельцев легковых автомобилей с мощностью двигателя до 100 л. с. в размере 50 коп.
Процентные ставки устанавливаются в процентах от единицы налогообложения, например 12% с каждого рубля дохода физического лица. Процентные ставки установлены для налога на прибыль, НДС, акцизов и т- д. Налоги, ставки которых устанавливаются в процентах от единицы обложения, называются квотативными.
3. В зависимости от изменения размера налогооблагаемой базы налоговые ставки могут изменяться или оставаться неизменными. По этому основанию различают ставки пропорциональные, прогрессивные и регрессивные.
Пропорциональные ставки не изменяются при изменении размера налогооблагаемой базы, т. е. процент ставки фиксирован. Примером пропорциональной ставки служит ставка налога на имущество физических лиц - 0,1% оценочной стоимости имущества.
Прогрессивные ставки резко (нелинейно) увеличиваются с ростом базы налога. Прогрессивные ставки основаны на использовании принципа дискреционного дохода. Дискреционный доход определяется как разница между совокупным доходом и доходом, который тратится на удовлетворение необходимых первоочередных потребностей. Поскольку с ростом дохода доля жизненно необходимых затрат уменьшается, доля дискреционного дохода, т. е. дохода, используемого для собственных нужд, возрастает. Следовательно, должно возрастать и налоговое бремя.
При прогрессивной ставке налогообложения могут применяться две шкалы: простая и сложная. В результате простой прогрессии увеличивающаяся ставка применяется ко всей налогооблагаемой базе. Так происходит, в частности, по налогу с владельцев автотранспортных средств, когда, согласно п. 29 Инструкции Госналогслужбы РФ от 15 мая 1995 г. № 30 «О порядке исчисления и уплаты налогов, поступающих в дорожные фонды», за легковые автомобили с мощностью двигателя до 100 л. с. включительно уплачивали налог по ставке 50 коп. за каждую лошадиную силу, а с мощности двигателя более 100 л. с. - по ставке 1 руб. 30 коп. за каждую лошадиную силу.
Сложная (раскладная) прогрессия предусматривает разделение налогооблагаемой базы на части, каждая из которых облагается по своей, более высокой ставке. В этом случае налоговый оклад определяется как сумма нескольких составляющих. Примером сложной прогрессии является ставка подоходного налога, увеличивающаяся по мере роста совокупного дохода физического лица.
Регрессивные (дегрессные) ставки уменьшаются по мере увеличения налогооблагаемой базы. Примером регрессивной ставки является ставка государственной пошлины за обращение в суд или арбитражный суд. Так, с исковых заявлений имущественного характера, подаваемых в арбитражный суд, при цене иска до 10 млн. руб. госпошлина составляет 5% цены иска;
от 50 до 100 млн. руб. - 2 млн. 100 тыс. руб. + 3% суммы свыше 50 млн. руб.; от 100 до 500 млн. руб. - 3 млн. 600 тыс. руб. + 2% суммы свыше 100 млн. руб.; при цене иска более 1 млрд. руб. госпошлина составляет 16 млн. 600 тыс. руб. + 0,5% суммы свыше 1 млрд. руб., но не более тысячекратного минимального размера оплаты труда.
Применение нескольких видов ставок при обложении каких-либо объектов налогом одного вида носит наименование смешанного метода обложения.
4. В зависимости от степени изменяемости выделяют общие, повышенные и пониженные (льготные, преференциальные) ставки налога. В соответствии со ст. 10 Закона об основах налоговой системы льготы могут устанавливаться в виде понижения налоговых ставок. По налогу на добавленную стоимость для отдельных видов товаров (продукты питания, детская одежда) предусмотрена пониженная ставка в размере 10% при общей ставке 20%. По налогу на прибыль предприятий и организаций наряду с общей ставкой (как правило) 35% установлена повышенная ставка налогообложения прибыли, полученной от посреднических операций, в размере (как правило) 43% и пониженная для предприятий, использующих труд инвалидов.

Налоговая ставка в системе налоговых элементов

Налоговая система основана на законодательных актах государства, которые устанавливают определенные методы построения, а также взимания налогов, т.е. определяются налоговые элементы.

К данным элементам относятся:

  • субъект налога - лицо, которое в соответствии с законодательством обязано уплачивать налог. При этом налоговое бремя через механизм цен может быть переложено на иное лицо в связи с этим рассматривают и нижеследующий элемент.
  • носитель налога – это то лицо, которое по факту производит уплату налога;
  • объект налога – имущество либо доход, с которого производится начисление налога (ценные бумаги, заработная плата, недвижимое имущество, прибыль, товары и проч.);
  • источник налога – тот доход, за счет которого производится уплата налога;
  • ставка налога - важнейший элемент налога, с помощью которого определяется величина налога в расчете на единицу измерения налоговой базы.

При расчете налога ставка - это та величина, на которую умножается налоговый объект. По определенным налогам ставки могут быть установлены в нескольких вариантах (например, ставка по НДС общая - 20%, льготная - 10%). Ставка может устанавливаться по методу налоговых тарифов - в виде перечня (в процентах или твердых суммах), - по которым облагаются товары или услуги и т.д. Типичным примером применения налоговых тарифов могут служить таможенные тарифы.

Налоговая ставка - это обязательный элемент налога и один из главных критериев расчета наряду с налоговой базой, объектом налогообложения, налоговым периодом и прочих.

Замечание 1

Нужно отметить важное условие - только когда определена полностью вся совокупность указанных выше элементов, налог можно считать установленным.

Установление размеров налоговых ставок само по себе является универсальным государственным инструментом регулирования экономики. Так ставки по некоторым налогам, имеющим существенное значение для субъектов хозяйствования (пошлины, акцизы), устанавливаются Правительством оперативно в зависимости от экономических условий.

Основные типы налоговых ставок

Налоговые ставки по методу начисления могут быть четырех видов:

  • пропорциональные,
  • твердые,
  • регрессивные,
  • прогрессивные.

Пропорциональная ставка налога выражается в определенном заранее проценте от базы налогообложения независимо от ее объема (НДС, налог на прибыль, налог на имущество).

Пропорциональные ставки в основном применяются в случаях применения в качестве налоговой базы стоимостных характеристик объекта налогообложения. Этот тип ставок весьма универсален, так как не требует индексации при сохранении общей направленности государственной политики налогообложения.

Твёрдые ставки налогов устанавливаются в абсолютном размере на единицу обложения или на весь объект. Твердые ставки не зависят от размеров налоговой базы. Данную ставку иногда называют реальным налогом.

С позиции начисления налогоплательщиком, а также контроля налоговыми органами твердые ставки достаточно элементарны. Они применяются тогда, когда налоговая база является количественной характеристикой объекта налогообложения, кроме стоимостной характеристики. Основной недостаток данного вида ставки налога заключается в том, что при росте инфляции эту ставку необходимо периодически повышать.

Прогрессивная ставка налога растет по мере роста уровня налоговой базы. Существует два вида прогрессивной ставки: сложная и простая.

При простой прогрессивной ставке величина ее растет при росте налоговой базы по всей сумме дохода.

При сложной прогрессивной ставке база налогообложения делится на части, у каждой из этих частей для начисления налога применяется собственная ставка. При этом налоговая ставка повышается только для той части налога, которая выросла по сравнению с предыдущим налоговым периодом.

Регрессивная налоговая ставка снижается по мере роста налоговой базы. Регрессивные ставки нужны в тех случаях, когда государство стимулирует подобный рост.

Определение 1

Налоговая ставка, которая выражается в процентах к уровню дохода плательщика, носит название налоговой квоты.

В 2018 и 2019 годах в налоговом законодательстве РФ произошли определенные изменения, коснувшиеся, согласно внесенным в статьи №399-№409 поправкам, физических лиц, которые являются владельцами недвижимости (в частности, квартир). Прежде чем уплачивать налог, стоит разобраться, какие, а также от чего зависит налоговая ставка на квартиру

Оглавление:

Виды недвижимости физических лиц, облагаемые налогом

В 2017 году прекратил свое действие закон РФ №2003-1 «О налогах на имущество физических лиц» (с изменениями и дополнениями) от 09.12.1991г.

Вместо него действительной является 32 глава НК РФ (далее – НК), регулирующая юридические аспекты уплаты налога на недвижимость. Исходя из ст. 400 данной главы, любому физическому лицу, у которого есть право владения имуществом, вменяется уплачивать налог на него.

Изменения, имевшие место в 2016 году, коснулись объектов налогообложения. Ранее под ними подразумевались:

  • жилой дом;
  • квартира;
  • комната (любая площадь) в коммунальной квартире;
  • гараж.

На сегодняшний день к списку, приведенному выше, добавлены такие объекты налогообложения (ст. 401 НК):


Исходя из новых поправок в законодательстве, налогооблагаемая база включает физического лица, ознакомиться с которой можно в кадастре недвижимости. Для этого необходимо составить соответствующее письменное заявление. На протяжении пяти рабочих дней можно получить всю требуемую информацию. Изменить кадастровую стоимость возможно путем обращения в соответствующую комиссию или через постановление суда.

Новые ставки распространяются на объекты, утвержденные в ст. 401 НК РФ, или на прочие объекты недвижимости, предусмотренные ст. 406 НК, п.3.

Теперь применяются следующие процентные ставки на жилплощадь, в частности, квартиры:

  • 0,1% - цена квартиры до 300.000,00 руб.;
  • 0,1%-0,3% - цена квартиры от 300.000,00 руб. до 500.000,00 руб.;
  • 0,3%-2; - цена квартиры свыше 500.000 руб.

Первые две ставки законно можно опровергнуть или повысить (примерно в три раза). Такой перерасчет возможен по налоговому законодательству в муниципалитетах Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя.

В данном случае специалистами учитывается инвентаризационная стоимость квартиры.

Исходя из написанного выше, можно сделать вывод, что, в первую очередь, налоговая ставка на квартиру в 2019 году зависит от ее кадастровой стоимости.

Льготы при использовании налоговой ставки в 2019 году

Те физические лица, которые попадают в льготную категорию, имеют возможность использовать право льготы только на одну единицу недвижимости из всех имеющихся.


Льгота распространяется на квартиры, которые не несут коммерческой выгоды, т.е. не сдаются в аренду и не являются торговой площадью для магазинов, салонов и т.д.

Чтобы получить льготу, необходимо написать заявление в налоговую службу по месту жительства. Также следует предоставить документы, которые бы подтверждали принадлежность к льготной категории.

Важный факт

Многодетные семьи и матери-одиночки НЕ имеют право получать налоговые льготы.

Необлагаемая площадь для квартиры составляет 20 м 2 (для жилого дома - 50 м 2 , для комнаты - 10 м 2). Если, при вычете необлагаемой площади, у владельца квартиры (дома, комнаты) выходит «ноль», то уплачивать сумму налога владелец не обязан. В таком случае региональные органы власти должны составить акт, в котором будет содержаться список физических лиц, имеющих право не платить налог на квартиру.

Алгоритм расчета налога в 2019 году с учетом налоговой ставки

Например, площадь n-ной квартиры физлица А. составляет 64 м 2 . У него имеется льгота (20 м 2). При вычете необлагаемой площади получается 44 м 2 налогооблагаемой территории.

Например, условная кадастровая стоимость квартиры составляет 5.000.000 руб. ее необходимо разделить на полную площадь жилья: 5.000.000 / 64 = 78.125 руб.

В указанном примере она составит: 44 * 78 125 = 3 437 500 руб.

4. Определяется нужная для расчета налога ставка.

Исходя из примера, налоговая ставка составит 0,1%.

5. Определившись со ставкой, необходимо рассчитать сумму самого налога.

Для этого совершается следующее: 3.437.500 * 0,1% = 3437,5 руб.

Исходя из ст. 408 НК РФ, существуют коэффициенты, которые снижают налоговое бремя налогоплательщика, имеющего квартиру. В совокупности с приведенным примером в 2019 г. налог будет рассчитываться по следующей формуле: (3437,5 – 83,33) * 0,6 + 83,33 = 2095,83 руб.

Налог необходимо уплатить до 1 октября текущего года. После оплаты налоговые органы присылают оповещение о зачете оплаченных средств. Узнать сумму налога можно на интернет-портале ФНС РФ.

Нововведения в законодательство острее других затронет тех, кто является владельцем давно построенного (при СССР) жилья, т.к. кадастровая и инвентаризационная стоимости таких квартир очень отличаются друг от друга. Наименьшую сумму налога будут уплачивать те, кто является собственником жилья новостроек.

  • 9. Система права: понятие и основные элементы. Характеристика налогового права как подотрасли финансового права.
  • 10. Юридические факты: понятие и виды. Виды юридических фактов как основание возникновения, изменения или прекращения налоговых правоотношений.
  • 11. Правоотношение: понятие, признаки, виды. Налоговые правоотношения и их основные признаки.
  • 12. Правотворчество и законотворчество. Правотворческая деятельность Министерства финансов Российской Федерации в сфере федеральных налогов и сборов.
  • 13. Реализация права. Особенности реализации налогового права.
  • 14. Юридическое определение и правовые признаки налогов, сборов и пошлин.
  • 15. Применение права. Правоприменительные полномочия органов налогового контроля.
  • 16. Правовые основания установления налогов. Правовые элементы налогов.
  • 5. Порядок исчисления налога.
  • 19. Правовые основы исполнения налоговой обязанности.
  • 20. Правовые основы принудительного взыскания налогов, сборов, пеней и штрафов.
  • 21. Правовые основы специальных налоговых режимов.
  • 22. Правовые особенности досудебного урегулирования налоговых споров.
  • 23. Понятие, виды и принципы юридической ответственности за нарушения законодательства о налогах и сборах.
  • 2) Дисциплинарная.
  • 24. Понятие и виды нарушений законодательства о налогах и сборах.
  • 1. Консультационные услуги по налоговому планированию в организациях: методы осуществления.
  • 3 Фазы развития налогового консалтинга:
  • 2. Порядок распределения между организациями обязанностей по уплате налогов и сборов при различных формах реорганизации.
  • 3. Классификация налогов и ее назначение. Характеристика прямых и косвенных налогов.
  • 1) По принадлежности к уровню власти:
  • 2) По методу взимания:
  • 3) По субъекту уплаты:
  • 4) По способу обложения:
  • 5) По объекту:
  • 6) По применяемой ставке:
  • 7) По назначению:
  • 8) По срокам уплаты:
  • 11) По уровню установления и изъятия:
  • 4. Роль и место налоговых органов в делах о банкротстве: полномочия, регламентирующие документы.
  • 5. Профессиональные риски в налоговом консультировании и их разделение между участниками процесса.
  • 1) Понятие «риск»; 3 результата.
  • 2) У налогоплательщиков может быть возможность попасть в рисковую ситуацию.
  • 3) Классификации.
  • 6. Налоговое консультирование: предмет, цель, задачи, этапы проведения.
  • 1. Подготовка:
  • 7. Порядок обжалования решений по результатам налоговых проверок: современная практика и новые тенденции.
  • 8. Налоговый контроль: назначение, методы, формы осуществления. Пути повышения эффективности его в рф.
  • 9. Федеральная налоговая служба Российской Федерации: задачи, функции и организационная структура.
  • 10. Принципы налогообложения и их характеристика. Эволюция принципов налогообложения. Реализация принципов налогообложения в налоговой системе рф.
  • 1) Финансовые:
  • 2) Экономико-хозяйственные:
  • 3) Этические:
  • 4) Принципы налогового администрирования:
  • 11. Налоговое консультирование: виды услуг и типы консультационных организаций типы консультационных организаций.
  • 12. Принципы профессионального оказания услуг по налоговому консультированию.
  • 1. Объективность и беспристрастность;
  • 2. Независимость консультанта;
  • 3. Конфиденциальность;
  • 4. Законность;
  • 5. Профессионализм/Профессиональная компетентность;
  • 13. Неоклассические взгляды на роль налогов и налоговой политики в обеспечении рыночного равновесия. Налоги как встроенный стабилизатор экономического роста.
  • 14. Права и обязанности налогового консультанта. Профессиональная этика налогового консультанта.
  • 1. Независимость.
  • 2A) Персональная ответственность.
  • 2B) Материальная ответственность.
  • 3. Внимание и добросовестность.
  • 4. Конфиденциальность.
  • 16. Услуги налогового консультанта: критерии и оценка уровня их качества.
  • 4 Вида оплаты труда:
  • 17. Оформление и реализация материалов налоговых проверок.
  • 18. Выездная налоговая проверка, ее назначение, порядок планирования, порядок проведения и реализации материалов.
  • 19. Методы налогообложения и реализация принципа справедливости. Влияние прогрессивного налогообложения на выравнивание доходов и имущественного положения населения. Кривая Лоренца.
  • 20. Налоговая нагрузка и ее влияние на экономическое развитие и объемы налоговых поступлений в бюджетную систему. Кривая а. Лаффера.
  • 21. Камеральная налоговая проверка, ее назначение и порядок проведения.
  • 22. Кейнсианские взгляды на роль налогов и налоговой политики государства в достижении макроэкономического равновесия. Налоговый мультипликатор.
  • 23. Налоговая система государства: понятие, составные элементы, факторы развития.
  • 24. Налоговая ставка. Формы и виды налоговых ставок. Роль налоговой ставки в реализации функций налогов.
  • 25. Функции налогов и их реализация в налоговой системе Российской Федерации.
  • 1. Акцизы: сущность, налогоплательщики, элементы налога, механизм исчисления и уплаты.
  • 3. Ндс: налоговые вычеты и порядок их применения.
  • 4. Налог на добавленную стоимость по экспортно-импортным операциям. Особенности исчисления, уплаты и возмещения.
  • 5. Особенности исчисления и уплаты ндс коммерческими банками.
  • 1) Доходы от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав – доходы от реализации.
  • 2) Внереализационные доходы.
  • 3) Доходы, не учитываемые при определении налоговой базы.
  • 2. Внереализационные расходы
  • 3. Расходы не учитываемые в цкелях налогообложения
  • 9. Расходы, учитываемые для целей налогообложения прибыли: классификация и характеристика.
  • 2. Внереализационные расходы
  • 3. Расходы не учитываемые в целях налогообложения
  • 10. Земельный налог: механизм исчисления и уплаты, перспективы развития
  • 11. Единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности: назначение, сфера применения, механизм исчисления и уплаты, перспективы замены патентной формой налогообложения.
  • 13. Особенности состава доходов и расходов для исчисления налога на прибыль коммерческими банками.
  • 14. Порядок формирования резервов по сомнительным долгам, по ремонту и гарантийному обслуживанию и их влияние на величину налоговой базы по налогу на прибыль организаций производственной сферы.
  • 15. Система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог): назначение, механизм исчисления и уплаты, перспективы развития.
  • 16. Налогообложение доходов организаций в виде дивидендов.
  • 17. Страховые взносы во внебюджетные государственные фонды социального назначения: назначение, объект обложения, порядок исчисления и уплаты. Порядок администрирования страховых взносов.
  • 18. Имущественные налоговые вычеты по ндфл: назначение, состав, условия и порядок применения.
  • 19. Система налоговых вычетов по ндфл. Характеристика, условия и порядок применения стандартных налоговых вычетов.
  • 20. Налог на доходы физических лиц: налогоплательщики, объект налогообложения, налоговая база, необлагаемые доходы, налоговые ставки.
  • 21. Действующий механизм исчисления и уплаты налога на имущество организаций.
  • 22. Социальные налоговые вычеты по ндфл: назначение, состав, условия и порядок применения.
  • 23. Специфика налогообложения доходов физических лиц от предпринимательской деятельности.
  • 24. Налог на имущество физических лиц: действующий механизм исчисления, современные проблемы и пути их решения.
  • 25. Упрощенная система налогообложения: назначение, механизм исчисления и уплаты единого налога, перспективы развития.
  • 24. Налоговая ставка. Формы и виды налоговых ставок. Роль налоговой ставки в реализации функций налогов.

    Понятие

    Налоговая ставка - величина налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы.

    Формы и виды налоговых ставок

    Виды

    В зависимости от объекта налогообложения ставки бывают:

    1) Твердые (специфические) устанавливаются в абсолютной сумме на единицу обложения независимо от размеров доходов или прибыли. Указанные ставки применяются при обложении НДПИ, акцизов.

    2) Процентные (адвалорные) устанавливаются к стоимости объекта налогообложения. Применяются при уплате большинства налогов.

    3) Комбинированные сочетают в себе и твердые, и процентные ставки. Например, при уплате акцизов на сигареты и папиросы 550 рублей за 1 000 штук + 8 процентов расчетной стоимости, исчисляемой исходя из максимальной розничной цены, но не менее 730 рублей за 1 000 штук.

      Маргинальные – ставки, приведенные в налоговом законодательстве.

      Фактические – отношение суммы уплаченного налога к величине нал.базы.

      Экономические – отношение суммы уплаченного налога к размеру всего полученного дохода.

    Формы

    Прогрессивные ставки – с увеличением стоимости объекта увеличивается и их размер (НИФЛ, транспортный налог).

    Регрессивные – с увеличением стоимости объекта уменьшается их размер (ЕСН до 2010 года).

    Пропорциональные – ставки действуют в одинаковом размере к объекту обложения (большинство налогов).

    Роль налоговой ставки в реализации функций налогов

    Значительный вклад в развитие неоклассической теории налогов внес профессор А.Лаффер, которые установил количественную зависимость между прогрессивным налогообложением и доходами бюджета, построив параболическую кривую, получившую название кривая Лаффера. Из рисунка видно, что рост налоговых ставок только до определенного предела (точка М) ведет к соответствующему увеличению бюджетных доходов. Превышая этот предел, налоговая ставка становится тормозом для предпринимательской деятельности, при этом ликвидируются стимулы развития экономики, а доходы бюджета начинают сокращаться, поскольку сужается налоговая база.

    По мнению А.Лаффера, предельной ставкой налогового изъятия в бюджет, в границах которой увеличится сумма доходов бюджета, является 30 %. При 40–50 %-ном изъятии доходов, когда ставка налога попадает в «запретную зону» действия, происходит сокращение сбережений населения, что влечет за собой незаинтересованность в инвестировании в те или иные отрасли экономики и сокращение налоговых поступлений.

    По мнению А. Лаффера, предельной ставкой налогового изъятия в бюджет, в границах которой увеличится сумма доходов бюджета, является 30 %. При 40–50 %-ном изъятии доходов, когда ставка налога попадает в «запретную зону» действия, происходит сокращение сбережений населения, что влечет за собой незаинтересованность в инвестировании в те или иные отрасли экономики и сокращение налоговых поступлений.

    25. Функции налогов и их реализация в налоговой системе Российской Федерации.

    Экономическая сущность налогов проявляется через их функции, которые реализуются непосредственно в процессе налогообложения: отражают систему отношений и взаимосвязи государства и отдельного н\пл.

    Функции налога:

    Необходимо выделить 4 основных функции:

    Фискальную;

    Регулирующую;

    Социальную;

    Контрольную.

    1) Фискальная – через уплату налогов пополняется бюджет страны для осуществления гос.расходов (управление государством: дума, министерства, оборона, порядок, МВД, суд, соц.защита, медицина, культура, образование).

    С помощью реализации данной функции на практике формируются государственные финансовые ресурсы и создаются материальные условия для функционирования государства. Основная задача выполнения фискальной функции - обеспечение устойчивой доходной базы бюджетов всех уровней. Фискальная функция, таким образом, является понятием более широким, чем функция обеспечения участия населения в формировании фонда финансирования общегосударственных потребностей. Однако реализация фискальной функции налогов имеет объективные и субъективные ограничения. При недостаточности налоговых поступлений и невозможности сокращения государственных расходов приходится прибегать к поиску других форм доходов. Прежде всего это обращение к внутренним и внешним государственным, региональным, местным займам. Размещение займов приводит к образованию государственного долга.

    2) Распределительная – посредством налогообложения государство распределяет более равномерно доходы между гражданами.

    3) Контрольная – посредством налоговой системы государство может контролировать финансовые потоки (осуществление нал.контроля – проведение нал.проверок).

    Следует отметить, что контрольную функцию налогов было бы неверно отождествлять с налоговым контролем (ст. 82 НК РФ), осуществляемым налоговыми и таможенными органами, органами государственных внебюджетных фондов. Задача перечисленных ведомств - контроль за соблюдением налогового законодательства посредством налоговых проверок в разных формах.

    4) Регулирующая – влияние налога на экономическое развитие тех или иных видов деятельности (спрос и предложение, инвестиции, налоговые льготы для отраслей).

    Данная функция связана во временном аспекте с распределением налоговых платежей между юридическими и физическими лицами, сферами и отраслями экономики, государством в целом и его территориальными образованиями. Данная функция позволяет регулировать доходы разных групп населения. Налоговое регулирование реализуется через систему льгот и систему налоговых платежей и сборов. Цель применения налоговых льгот - сокращение размера налоговых обязательств плательщика. В зависимости оттого, на изменение какого элемента структуры налога направлены льготы, они могут подразделяться на изъятия, скидки, налоговый кредит. Изъятия - это налоговая льгота, направленная на выведение из-под налогообложения отдельных объектов (например, необлагаемый минимум). Под скидками понимаются льготы, направленные на сокращение налоговой базы. В отношении налогов на прибыль (доходы) организаций скидки связаны не с доходами, а с расходами налогоплательщика, иными словами, плательщик имеет право уменьшить прибыль, подлежащую налогообложению, на сумму произведенных им расходов на цели, поощряемые государством. Налоговый кредит - это льгота, направляемая на уменьшение налоговой ставки или окладной суммы. Регулирующая функция налогов проявляется не только в сфере производства, но и через платежеспособность физических лиц - на рынке спроса и предложения на товары и услуги, в сфере обмена и потребления.

    В зависимости от вида предоставляемой льготы налоговые кредиты принимают следующие формы:

    Снижение налоговой ставки;

    Сокращение окладной суммы (полное освобождение от уплаты налога на определенный период - возможность предусмотрена ст. 56 НК РФ - получило название налоговых каникул);

    Возврат ранее уплаченного налога или его части;

    Отсрочка и рассрочка уплаты налога, в том числе инвестиционный налоговый кредит;

    Зачет ранее уплаченного налога;

    Замена уплаты налога (части налога) натуральным исполнением.

    Регулирующая функция направлена на регулирование финансово-хозяйственной деятельности производителей товаров и услуг через систему налоговых платежей и сборов, аккумулируемых государством и предназначенных для восстановления израсходованных ресурсов (прежде всего природных), а также для расширения степени их вовлечения в производство в целях достижения экономического роста. Эти отчисления имеют, как правило, четкую отраслевую направленность. К такого рода налогам и сборам правомерно отнести налог на пользование недрами, налог на воспроизводство минерально-сырьевой базы, сбор за право пользования объектами животного мира и водными биологическими ресурсами, лесной налог, водный налог, экологический налог, налог на имущество, дорожный налог, транспортный налог, земельный налог.

    5) Стимулирующая – разными налоговыми льготами государство может стимулировать развитие тех или иных отраслей экономики (налоговые кредиты, налоговые каникулы, преференции).

    Нынешняя система налогообложения предоставляет широкий набор налоговых льгот малым предприятиям, предприятиям инвалидов, сельскохозяйственным производителям, организациям, осуществляющим капитальные вложения в производство и благотворительную деятельность, и т.д.

    6) Социальная функция налогов тесно связана с фискальной и регулирующей функциями посредством условий взимания подоходного и поимущественного налогов. Налоги взимаются в большем размере с обеспеченных слоев населения, при этом значительная их доля должна в виде социальной помощи поступать к малоимущим слоям населения.

    К числу конкретных механизмов реализации социальной функции налогов, предусмотренных частью второй НК РФ, относятся страховые платежи; кроме того, применительно к налогу на доходы физических лиц предусматриваются перечни: доходов, не подлежащих налогообложению; стандартных налоговых вычетов; профессиональных налоговых вычетов. Вместе с тем в ст. 224 НК РФ указан перечень доходов, по которым налог взимается по повышенным ставкам.

    Вопрос №3.