Ликвидация бизнеса. Приказы. Оборудование для бизнеса. Бухгалтерия и кадры
Поиск по сайту

Кого освободили от взносов за капремонт. Пенсионеров освободят от оплаты за капитальный ремонт: в Госдуме рассматривают о полном освобождении пенсионеров от взносов на капитальный ремонт дома

Посвященного социальной защите лиц с ограниченными возможностями.

Напомним, что относится к капремонту :

  • ремонтные работы на кровлях и несущих конструкциях;
  • ремонт фасадов, восстановление и обновление инженерных систем;
  • восстановление подвалов, фундаментов;
  • замена лифтов.

Как видно, речь идет не о прихоти государства, а о безопасности и комфорте проживания самих же граждан.

Ранее участие в капитальном ремонте многоквартирного дома действительно было делом добровольным.

Но в 2013 году вступили в силу изменения в законодательстве , предписывающие платить за восстановление и поддержание жилища на должном уровне уже самим собственникам квартир.

Правительство поначалу — до нынешнего года — не предусматривало штрафов для неплательщиков. Однако с января 2016 года, помимо всей задолженности, с собственника будет взиматься еще и пеня исходя из количества дней просрочки.

Дом, который был признан аварийным, должен быть исключен из списка зданий, на которые идет сбор.

Какие категории граждан могут не платить?

Следует сразу оговориться — бесплатного ничего не бывает вообще, а уж что касается недвижимости — так тем более. Если кто-то из граждан за что-то не платит , за него это осуществляет государственная казна.

Новое законодательство вовсе не говорит, что кто-то имеет право не платить — нет, от уплаты даже льготники не освобождаются , другое дело, что они получают от государства компенсацию за понесенные ими по этой статье расходы.

Насколько большую — зависит уже от того, в какую категорию они входят. Как вернуть деньги, читайте в этой .

Итак, кто не платит за капитальный ремонт многоквартирного дома? Есть люди, полностью освобожденные от «повинности».

Есть граждане, имеющие право на частичную компенсацию (до 50 процентов)

  • лица с 1 и 2 групп;
  • одинокие пенсионеры (или семья пенсионеров) возрастом от 70 лет;
  • дети-инвалиды;
  • граждане, на попечении которых есть дети-инвалиды.

Они платят лишь половину того норматива, который установлен в конкретном регионе, остальное оплачивает государство.

Что нужно сделать, чтобы получить льготу?

  • статус хозяина квартиры;
  • размер платежей ЖКХ;
  • уровень дохода;
  • размер жилья;
  • сколько в сумме семья тратит на жилье.

Любой плательщик может сделать запрос и получить на него исчерпывающий ответ, в том числе и «могу ли я законно не платить за капитальный ремонт» или «имею ли я право не платить за капремонт». О том, что говорит об этом законодательство, читайте .

Куда обратиться? Те, кто не должен платить за капитальный ремонт многоквартирного дома, для получения льготы должны :

Какие документы будут нужны :

  • общегражданское удостоверение личности;
  • документ, подтверждающий статус льготника;
  • квитанция за капремонт;
  • справка о доходах (кроме неработающих граждан);
  • выписка из домовой книги;
  • правоустанавливающие документы на жилище;
  • лицевой счет;
  • заявление на субсидию.

Заявить свои права на субсидию можно собственной персоной , а можно и через доверенное лицо. Тогда у последнего, помимо всех прочих бумаг, должна быть нотариально заверенная доверенность.

Что будет, если просто перестать платить?

Не вносить деньги за капитальный ремонт, как становится ясно, нельзя. Людей, которые думают, что «и так сойдет», немало.

По данным официальной статистики, почти 11 процентов граждан вообще игнорируют этот пункт . По разным соображениям.

Кто-то считает, что это «неоправданная нагрузка», кто -то вообще не верит, что деньги дойдут до адресата — мол, их разворуют еще на подходе.

Но так могут рассуждать лишь те, кто абсолютно не в курсе, как проходит сбор. Ведь региональный оператор предоставляет списки с реестрами, где можно будет отследить судьбу именно того дома, где вы живете .

Если же вернуться вопросу к «что будет, если»… Ничего хорошего — в том числе и льготникам.

Если они не будут платить коммунальные платежи в течение хотя бы двух месяцев , это будет означать приостановку для них субсидии и выделение срока, в течение которого они обязуются погасить накопившийся долг. Заплатят — можно будет продолжать разговор о компенсациях.

Недовольство высказывают и жители новостроек. Мол, ремонт их обиталищу понадобится в крайнем случае лет через двадцать, а то и двадцать пять, как законно не платить за капремонт многоквартирных домов им?

Закон об освобождении от уплаты за капитальный ремонт пока никак не очерчивает их положение. Единственное, что сказано в Жилищном кодексе — это ст.170 — проведение капремонта не должно назначаться позднее пяти лет после того, как дом был включен в региональную программу .

То есть опять-таки — убежать от оплаты невозможно. Как вариант, если совсем уж невмоготу от такой «дани» — восстановительные работы за счет денег, полученных в результате аренды нежилых помещений в здании .

Таким образом, ремонт будет осуществлен полностью за счет тех, кто живет в доме. Вопрос решается на собрании собственников жилья.

Если же собственник проигнорирует этот пункт, то сперва ему придет уведомление о необходимости оплатить (заказное письмо с уведомлением под подпись).

Если не образумится — разбирательство в суде и итог в виде необходимости оплатить не только всю сумму долга, но и пеню (установленный размер — 1/300 ставки Центробанка РФ, это ст.75 НК РФ), а также судебные издержки.

Таким образом, расходы на капитальный ремонт — не добровольная акция, а необходимость для каждого собственника.

Лучше не пытаться игнорировать эту статью расходов — ведь в конечном итоге каждый жилец оплачивает свой комфорт и безопасность, а не якобы капризы государства.

Обязанность несения затрат по содержанию недвижимости возлагается на собственников жилья. Это законодательно закреплено в Гражданском кодексе РФ. Кроме того, хозяин должен вносить регулярные оплаты на капитальный ремонт – это регламент ЖК РФ. Чтобы окончательная сумма на ремонт не ложилась тяжким бременем, взносы выплачиваются в течение определенного времени и копятся на специальном счете МКД.

Общедомовое имущество многоквартирных домов ремонтируется за счет владельцев квартир. Поэтому, если собственником жилого помещения является государство, а проживающий – это наниматель по договору социального найма, жилец освобождается от платежей за капитальный ремонт. Отчисления производятся из средств муниципалитета.

Также ЖКХ установило список тех, кто от уплаты освобожден. Отчисления не придется делать в случаях:

  • дому присвоен статус «аварийного» и в ближайшем будущем планируется снос здания;
  • земля под строением изъята или планируется изъять надел для государственных нужд – это значит, что и квартиры будут изыматься, а взамен предоставят другое жилье.

Если при наступлении указанных случаев собственника принуждают вносить оплату на капитальный ремонт, это повод для обращения в суд.

Указ президента РФ

Жалобы пенсионеров на то, что большую часть выплат «съедают» услуги ЖКХ, а также цены на продукты, плюс взносы на капитальный ремонт, сделали свое дело.

Указом президента пенсионеры от 80 лет и более освобождаются от взносов на капитальный ремонт.

Но есть несколько нюансов: депутаты подчеркнули, что в каждом индивидуальном случае следует разговаривать с региональными властями, ведь у них может не оказаться нужного количества средств на осуществление капитального ремонта дома, если все пенсионеры старше 80 лет не будут выплачивать взносы. Поэтому право на льготу имеют лица, перечисленные в списке.

Но и это не все: закон вступит в силу при принятии постановления региональными властями – это будет значить, что они согласились с тем, что именно им нужно обеспечить возможность исполнения указа президента.

По другому – если региональные органы власти не примут соответствующего постановления, то ФЗ на эти области не распространяется.

Кто может не платить?

Поправки в законодательные акты, внесенные в 2016 году, продолжают действовать и сегодня. Эти поправки предоставляют льготы определенным группам россиян, но требуется предоставление немалого количества документов. Освобождением от взносов на капитальный ремонт могут пользоваться следующие категории граждан:

  • пенсионеры в возрасте от 80 лет, являющиеся одинокими;
  • члены семей, где есть пенсионеры старше 80 лет.

Также законодательство предоставляет скидку в 50%:

  • инвалидам I и II групп;
  • детям с инвалидностью и их попечителям;
  • одиноким собственникам жилья старше 70 лет;
  • членам семьи пенсионеров, которым исполнилось 70 лет.

Частичная компенсация затрат расходов на капитальный ремонт возможна для:

  • инвалидов, участников ВОВ;
  • лиц, которые могут представить документы о присвоении статуса малоимущих;
  • семьи, в которых много детей (многодетные);
  • лица с присвоенным званием «Ветеран труда»;
  • граждане, реабилитированные после репрессий.

По указу президента РФ пенсионеры могут не платить взносы на капитальный ремонт с начала 2018 года. Получается, что начиная с января и по сегодняшний день, пожилым людям положена компенсация, если взносы выплачивались регулярно, в установленном порядке.

В пакет документов на получение компенсации обязательно вложить все квитанции ЖКХ, возможно, потребуется распечатка о внесении платежей от УК – это является документом, на основании которого может быть выплачена компенсация.

Материал подготовлен С.Л. Филимоновым,

генеральным директором 000 «Юридическая фирма "Центр правовой поддержки ЖСК, ТСЖ, ГСК, ЖКХ"»


В декабре 2001 г. Тюменский областной суд признал п. 1 ст. 17 Закона Тюменской области от 05.07.2000 № 197 "О регулировании жилищных отношений в Тюменской области" (в ред. от 06.10.2000 № 212, от 31.10.01 № 434) противоречащим федеральному законодательству, не действующим и не подлежащим применению со дня вступления решения суда в законную силу.

Судебная коллегия по гражданским делам Верхов ного Суда РФ оставила решение Тюменского областного суда от 28 декабря 2001 г. без изменения, кассационную жалобу Тюменской областной Думы - без удовлетворения.

При вынесении решения суд руководствовался ст. 13 ГК РФ, которой предусмотрено, что ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными. Суды общей юрисдикции принимают и рассматривают жалобы граждан и протесты прокурора о несоответствии нормативных актов закону на основании Закона РФ от 27.04.93 № 4866-1 "Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан" (с изм. от 14.12.95).

Оспариваемый нормативный акт, по мнению суда, ограничил гражданские права граждан, а также незаконно возложил на них дополнительные обязанности, создал препятствия осуществлению гражданами своих пpaв и свобод, что противоречит требованиям Конституции РФ и ГК РФ. В силу части 3 ст. 55 Конституции РФ и п. 2 ст. 1 ГК РФ ограничение гражданских прав допустимо лишь на основании Федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Основанием для принятия судом решения о призна нии ненормативного акта, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления, недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием (п. 6 постановления Пленума ВС РФ и Пленума ВАС РФ от 01.07.96 № 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации").

Пункт 1 ст. 17 Закона Тюменской области № 197 пре дусматривает норму, что "в случае временного, на срок более одного месяца, отсутствия гражданина в жилом помещении, в котором он постоянно или преимущественно проживает, оплата коммунальных услуг (кроме отопления) за соответствующий период не производится. При этом отсутствие гражданина в жилом помещении должно быть подтверждено свидетельством о его регистрации по месту пребывания либо другими документами, подтверждающими время отсутствия".

Первая часть данной нормы, в общем, соответству ет действующему законодательству - подп. "д" п. 9 Правил пользования жилыми помещениями, содержания жилого дома и придомовой территории в РСФСР, утв. постановлением Совета Министров РСФСР от 21.09.85 № 415, который предусматривает, что "в случае отсутствия отдельных жильцов свыше одного месяца оплата за коммунальные услуги за время их отсутствия не взимается. От оплаты за телефон и отопление отсутствующие лица не освобождаются".

Следует заметить, что основания, дающие право гражданину производить оплату фактически предоставленных услуг (товара), также предусмотрены в ст. 37 Закона РФ "О защите прав потребителей" (с изм. от 17.12.99, 30.12.01): "потребитель обязан оплатить выполненную* исполнителем в полном объеме работу (оказанную услугу) после ее принятия потребителем", и ст. 544 ГК РФ: "оплата энергии производится за фактически принятое* абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон". В случае временного отсутствия граждан они, конечно, не потребляют коммунальные (за исключением отопления) услуги и соответственно не обязаны их оплачивать.

Однако вторая часть оспоренной нормы изложена в императивной (обязательной к исполнению) форме и возлагает на граждан обязанность по подтверждению факта временного отсутствия: "должно быть подтверждено". Суд решил, что с принятием Тюменской областной Думой данной нормы на граждан незаконно возложены обязанности, а это нарушает их права и свободы.

Оспоренная норма, по мнению Тюменской областной Думы, была направлена на реализацию подп. "д" п. 9 Правил пользования жилыми помещениями, содержания жилого дома и придомовой территории в РСФСР.

Аналогичный механизм реализации прав граждан по оплате жилищно-коммунальных услуг при временном отсутствии предусмотрен и в других субъектах Федерации. Например, распоряжение премьера правительства Москвы от 25.12.95 № 1260-РП "О расчетах за жилищно-коммунальные услуги при временном отсутствии граждан по месту жительства" предусматривает, что "платежи за жилищные услуги (оплата жилья, плата за наем, плата за услуги технического обслуживания) предъявляются гражданам, являющимся нанимателями или собственниками жилья, и оплачиваются ими исходя из положений действующих законодательных и нормативных актов вне зависимости от факта проживания в квартире, занимаемой по договору найма или находящейся в собственности гражданина.

Такие коммунальные услуги, как водопровод и ка нализация, горячая вода (подогрев воды), газ, вывоз мусора, оплачиваются гражданами по месту фактического проживания и пользования ими. При этом расчеты за коммунальные услуги ведутся непосредственно с нанимателем или собственником жилья с учетом имеющихся прав на льготы проживающих в квартире.

При временном отсутствии граждан по месту посто янного проживания (прописки) они освобождаются от обязанностей по оплате услуг за вывоз бытового мусора, газ, водопровод, канализацию, горячее водоснабжение (подогрев воды) за весь период отсутствия, но в пределах срока исковой давности (3 года) исходя из полного количества суток отсутствия гражданина, фактического количества дней подачи горячей воды (плановое отключение на 21 день не учитывается) и действующих в соответствующий период времени ставок при условии документального подтверждения факта и времени отсутствия.

Перерасчет по отоплению и жилищным услугам при временном отсутствии граждан по месту жительства не производится.

Основанием для проведения... перерасчета являет ся представление гражданином после возвращения документа, подтверждающего факт и время отсутствия:

- официальной справки организации или предприятия о командировке, справки из больницы, дома отдыха, санатория, дачного кооператива, поселкового Совета и т. п.;

- заявления плательщика в случае пребывания его в таком месте, откуда невозможно представить официальный документ, если оно подписано соседями по этажу (коммунальной квартире), с указанием, что лица, подписавшие его (не менее двух), сами в указанный период не выезжали.

Авансовое освобождение от платежей за вышена званные коммунальные услуги, т. е. неначисление* платы за них, допускается лишь в случае предоставления гражданами официального документа о призыве в армию, направлении на работу за пределы города, осуждении и т. п. В этом случае в документе, подтверждающем срок отсутствия по месту жительства, должны быть указаны даты убытия и возвращения. Если временно выезжают все проживающие в квартире (комнате в коммунальной квартире) граждане, выезжающими должно быть подано заявление о том, что в освобождающейся квартире (комнате) никто не будет проживать".

Текст приведенного в качестве примера распоряжения не содержит слов, которые бы устанавливали для граждан дополнительные обязательства.

Определение

Судебная коллегия по гражданским делам ВС РФ рас смотрела в судебном заседании 19 марта 2002 г. кассационную жалобу Тюменской областной Думы на решение Тюменского областного суда от 28 декабря 2001 г., которым признан п. 1 ст. 17 Закона Тюменской области "О регулировании жилищных отношений в Тюменской области" от 05.07.2000 № 197, в ред. законов от 06.10.2000 № 212, от 31.10.01 № 434, противоречащим федеральному законодательству, недействующим и не подлежащим применению со дня вступления решения суда в законную силу. Исследовав материалы дела, коллегия установила. Пунктом 1ст. 17 Закона Тюменской области "О регулировании жилищных отношений в Тюменской области"от 05.07.2000 № 197, в ред. законов от 06.10.2000 №212 и от 31.10.01 № 434, предусмотрено, что "в случае временного, на срок более одного месяца, отсутствия гражданина в жилом помещении, в котором он постоянно или преимущественно проживает, оплата коммунальных услуг (кроме отопления) за соответствующий период не производится. При этом отсутствие гражданина в жилом помещении должно быть подтверждено свидетельством о его регистрации по месту пребывания либо другими документами, подтверждающими время отсутствия".

Прокурор Тюменской области обратился в суд с за явлением о признании данной правовой нормы противоречащей федеральному законодательству, не действующей и не подлежащей применению со дня вступления решения суда в законную силу. Заявление обосновано тем, что этот вопрос относится к гражданским правоотношениям, которые находятся в ведении Российской Федерации, и должен регулироваться в связи с этим либо договором между гражданами и обслуживающей организацией, либо федеральными законами, указами Президента России, постановлениями Правительства РФ, но не законами субъекта Российской Федерации. Рассмотрев дело, суд вынес приведенное выше решение. В кассационной жалобе Тюменская областная Дума просит отменить решение суда, считая, что Дума вправе была принять оспариваемую правовую норму. Эта норма относится к жилищному законодательству, которое находится в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов, и что она повторяет положение, предусмотренное постановлением Правительства РФ от 21.09.85 № 415, в ред. постановления от 18.01.92 № 34. Права граждан оспариваемая норма не нарушает. Обсудив доводы кассационной жалобы, коллегия не находит оснований для ее удовлетворения. Подпунктом "д" п. 9 Правил пользования жилыми помещениями, содержания жилого дома и придомовой территории, утв. постановлением Совета Министров РСФСР от21.09.85 №415, в ред. постановлений Правительства РФ от 18.01.92 №34 и от 23.07.93 № 726, установлено, что "в случае отсутствия отдельных жильцов свыше одного месяца оплата за коммунальные услуги за время их отсутствия не взимается. От оплаты за телефон и отопление отсутствующие лица не освобождаются". При сравнении этой федеральной правовой нормы и п. 1 ст. 17 Закона Тюменской области "О регулировании жилищных отношений в Тюменской области" от 05.07.2000 №197, вред, законов от 06.10.2000 № 212 и от 31.10.01 № 434, видно, что содержание оспариваемой нормы не соответствует содержанию федеральной правовой нормы. Более того, п. 1 ст. 17 названного Закона Тюменской области содержит указание на то, что "отсутствие гражданина в жилом помещении должно быть подтверждено свидетельством о его регистрации по месту пребывания либо другими документами, подтверждающими время отсутствия", которого нет в федеральной правовой норме. Это правило затрагивает вопрос доказательств, который регулируется гражданским процессуальным законодательством, находящимся в ведении Российской Федерации, и сужает средства доказывания. При таких обстоятельствах коллегия не находит оснований для отмены решения суда. Руководствуясь ст. 304, 305, 311 ГПК РСФСР, коллегия определила оставить решение Тюменского областного суда от 28 декабря 2001 г. без изменения, кассационную жалобу Тюменской областной Думы без удовлетворения.

Относительно вопроса подведомственности спор ных правоотношений следует заметить, что Жилищный кодекс РСФСР от 24 июня 1983 г. в ст. 50 устанавливает, что "пользование жилыми помещениями в домах государственного и общественного жилищного фонда осуществляется в соответствии с договором найма жилого помещения и правилами пользования жилыми помещениями.

Типовой договор найма жилого помещения, прави ла пользования жилыми помещениями, содержания жилого дома и придомовой территории утверждаются Советом Министров РСФСР", т. е. спорные отношения относятся к жилищному законодательству.

Список льготников, получивших право на компенсацию, будет расширен с 2019 года

Региональные власти получили возможность полностью или частично освобождать от уплаты взносов за капитальный ремонт семьи, в которых проживают неработающие пенсионеры в возрасте от 70 лет и инвалиды I и II группы. Соответствующий закон президент Владимир Путин 29 июля.

Теперь можно и вместе, и порознь

Действующий с начала 2016 года Федеральный закон «О капитальном ремонте в многоквартирных домах» предполагал, что с собственников жилых и нежилых помещений ежемесячно будет взиматься определённая сумма в счёт будущего капитального ремонта. Но чтобы нововведение не ударило по карманам самых незащищённых слоёв населения, были разработаны и приняты поправки в Жилищный кодекс и в Закон «О социальной защите инвалидов», согласно которым отдельным категориям граждан частично или полностью компенсировалась плата за капремонт.

Практика показала, что не все обстоятельства при этом были учтены. В настоящее время пожилые люди старше 70 лет получают компенсацию в размере 50 процентов стоимости капремонта, а тем, кто достиг 80-летнего возраста, компенсируется 100 процентов. Они имеют право на льготу, если проживают одни или в семье, состоящей только из неработающих пенсионеров. Инвалиды I и II группы, если они являются собственниками квартиры, также получают 50-процентную льготу.

Однако в том случае, если пожилые льготники старше 70 лет проживают вместе с инвалидами, то они фактически лишаются права воспользоваться компенсацией, предусмотренной законом. Пенсионеры - из-за того, что они перестают считаться одиноко живущими, а инвалиды - потому что они не являются собственниками квартиры и не несут обязанности по уплате взносов на капремонт.

По оценкам экспертов, такая юридическая коллизия вынуждает сегодня около 200 тысяч человек нести неоправданные дополнительные материальные затраты, притом что закон гарантирует освобождение от них.

Юридическая коллизия вынуждала около 200 тысяч человек нести неоправданные дополнительные затраты. Фото: Александр Рюмин / ТАСС

Закон справедливости

Устранить недоразумение в январе этого года решила группа депутатов Госдумы по главе с членом Комитета палаты по жилищной политике и ЖКХ Михаилом Чернышевым («Единая Россия»), внёсшая в палату соответствующий законопроект. По мнению разработчиков документа, существующие правовые нестыковки вынуждают граждан совершать «не совсем нормальные действия». Например, чтобы получить льготу по капремонту, пенсионеру приходится куда-то выписывать инвалида, который с ним проживает.

«Мы создаём людям головную боль. Зачем? И сегодня мы эту ситуацию исправляем, чтобы пожилые люди, живущие вместе с инвалидом, не достигшим пенсионного возраста, могли воспользоваться своим правом на льготу», - пояснял ранее «Парламентской газете» автор законопроекта.

С такой логикой депутаты Госдумы согласились. Поправки в Жилищный кодекс были приняты в третьем чтении 12 июля. Совет Федерации также одобрил устраняющее несправедливость предложение, а Президент России его завизировал 29 июля.

Документ добавляет семьи, в которых совместно проживают неработающие пенсионеры старше 70 лет и инвалиды I или II группы, к категории получателей региональных компенсаций на оплату капремонта в многоквартирном доме. При достижении возраста 70 лет члены таких семей будут получать льготу в размере 50 процентов, а при достижении возраста 80 лет - 100-процентную компенсацию по оплате взносов.

Все расходы регионов на компенсации будут субсидироваться из федерального бюджета. Для реализации инициативы государству понадобится около 300 миллионов рублей, которые в бюджете уже зарезервированы.

По данным Минфина, ежегодно на компенсацию расходов на капремонт общего имущества в многоквартирных домах гражданам, достигшим 70-80-летнего возраста, из федерального бюджета выделяется почти четыре миллиарда рублей. Данная норма действует во всех регионах России.

Куда обращаться за компенсацией

Для получения компенсации по оплате капремонта необходимо собрать все документы, подтверждающие право на получение льготы, затем обратиться в многофункциональный центр обслуживания населения, где заявление будет рассмотрено в течение 10 рабочих дней. Отправить документы можно и в электронном виде через федеральный портал госуслуг. Кроме того, помочь в получении компенсации могут отделения соцзащиты.

Какие необходимы документы:

  • заявление на получение компенсации;
  • паспорт гражданина РФ;
  • документ, подтверждающий право на получение льготы;
  • свидетельство о собственности;
  • квитанция на оплату капитального ремонта;
  • лицевой счёт;
  • выписка из домовой книги (в отдельных случаях);
  • документ о коммунальных выплатах за последний месяц;
  • документы, подтверждающие, что у вас нет задолженности по коммунальным платежам.

В каких случаях могут отказать в получении компенсации:

  • если пенсионер не подходит по возрасту;
  • если пенсионер работает;
  • если пенсионер не является владельцем жилья;
  • если пенсионер имеет долги за коммунальные услуги;
  • если пенсионер предоставил не все документы или в них есть несоответствие указанной информации.


Новый год начинается с хороших новостей: до ухода на новогодние каникулы Президент РФ подписал закон об освобождении отдельных категорий граждан от уплаты взносов на капремонт. Соответствующие поправки вносятся в Жилищный кодекс РФ и ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ». Закон вступил в силу уже с 1 января 2016 года. Разберемся, что к чему.

На какие категории граждан рассчитан закон о льготах по капремонту:

  • одиноко проживающие и неработающие граждане в возрасте от 70 (80) лет;
  • граждане от 70 (80) лет, проживающие в составе семьи из неработающих пенсионеров;
  • инвалиды I и II групп;
  • дети-инвалиды;
  • родители детей-инвалидов.

Как будут рассчитывать льготу по взносам на капремонт?

Минимальный размер взноса на капремонт на 1 кв.м. общей площади жилого помещения в месяц по вашему региону умножается на нормативную площадь жилого помещения, используемую для расчета субсидий по региональному стандарту.

  • 50% — для одиноко проживающих неработающих пенсионеров в возрасте от 70 лет и граждан от 70 лет, проживающих в составе семьи из неработающих пенсионеров, инвалидов I и II групп, детей-инвалидов, родителей детей-инвалидов;
  • 100% — для одиноко проживающих неработающих пенсионеров в возрасте от 80 лет и граждан от 80 лет, проживающих в составе семьи из неработающих пенсионеров.

Например, в Вологодской области размер взноса на капремонт за 1 кв.м. площади составляет 6,60 рублей. Нормативная площадь на одиноко проживающих граждан — 33 кв.м. Итого 100% льгота составит 6,60 руб. * 33 кв.м. = 217,80 рублей в месяц, 50% льгота — 6,60 руб. * 33 кв.м. * 50% = 108,90 рублей в месяц.

Обратите внимание, что речи о полной отмене взносов на капремонт для льготников или возмещении 100% фактически уплаченных взносов не идет: льгота рассчитывается не от фактической площади вашей квартиры а от нормативной. Для получения льготы нужно будет оплачивать взносы на капремонт, а затем получать компенсацию по части уплаченных сумм.

Как можно будет получить льготу по уплате взносов за капремонт:

1) Власти вашего региона должны будут принять отдельный закон (областной, республиканский и т.п.) о предоставлении компенсации расходов по уплате взноса на капремонт соответствующим категориям льготников.

2) Собственник квартиры оплачивает взносы на капремонт по выставленным квитанциям.

3) Органы соцзащиты компенсируют собственнику-льготнику расходы по уплате взноса на капремонт.

Поскольку закон о льготах по взносам на капремонт принят совсем недавно, подробной информации по оформлению этих льгот на сайтах госорганов нет. Как только она появится, мы обязательно добавим ее в эту статью.

Кто еще может законно не платить взносы на капремонт?

1) Собственники помещений в многоквартирном доме, который признан аварийным и подлежащим сносу в порядке постановления Правительства РФ №47 от 28.01.2006 (ч.2 ст. 169 ЖК РФ).

2) Собственники квартир в МКД, если в отношении каждого жилого помещения в доме и земельного участка под домом принято решение об изъятии для государственных или муниципальных нужд (ч.2 ст. 169 ЖК РФ).

3) Собственники квартир в МКД, которые уже накопили на своем спецсчете дома минимальный размер фонда для проведения ремонтных работ (ч.8 ст.170 ЖК РФ).

Размер минимального размера фонда устанавливается региональным законом. Например, размер минимального фонда капремонта для Вологодской области составляет 6.60 рублей * площадь помещений собственников в доме * 60 месяцев.

Для приостановки уплаты взносов на капремонт таким собственникам нужно будет провести общее собрание и принять соответствующее решение. При этом должникам по взносам на капремонт все равно придется погасить свои долги.

4) Собственники квартир в МКД, введенных в эксплуатацию после утверждения региональной программы капремонта, — в течение установленного региональным законом срока, но не более 5 лет с даты включения дома в региональную программу капремонта (ч.5.1. ст.170 ЖК РФ).

В течение 5 лет региональный фонд капремонта не будет выставлять собственникам квартир в новостройках квитанции на уплату взносов. Если такие жильцы уже успели заплатить какие-то суммы на капремонт, эти деньги не пропадут, но и не вернутся: они пойдут в зачет следующего периода капремонта.
Собственники квартир в таком МКД должны будут принять и реализовать решение о способе формирования фонда капремонта минимум за 3 месяца до возникновения у них обязанности по уплате взносов на капремонт.

Например, такой закон был принят в Вологодской области. Он распространяется на все дома, введенные в эксплуатацию после 30.01.2014. В Череповце под этот закон попали 15 домов.