Ликвидация бизнеса. Приказы. Оборудование для бизнеса. Бухгалтерия и кадры
Поиск по сайту

Хозяйство восточной сибири. Комплексная характеристика восточной сибири

Для Восточной Сибири характерно существенное преобладание промышленности над сельским хозяйством. В совокупной валовой продукции трех основных отраслей материальной сферы удельный вес промышленности в Восточной Сибири составляет 67,8%.

Важнейшей особенностью промышленности Восточной Сибири является довольно широкая ее отраслевая структура, но лишь немногие отрасли могут считаться отраслями специализации региона. Специфические экономические и природные условия предопределили рыночную специализацию Восточной Сибири преимущественно на отраслях добывающей промышленности и "нижних" этажах обрабатывающей промышленности, базирующейся в основном на использовании местных ресурсов сырья и топлива. К таковым относятся топливно-энергетический, горно-металлургический и лесопромышленный комплексы.

Отрасли топливно-энергетического комплекса формируются на основе добычи угля, использования уникальных гидравлических ресурсов, а в перспективе и освоения открытых в регионе крупных запасов нефти и природного газа. Добыча угля составляет в настоящее время около 90 млн т. Большая его часть (40,3 млн т) приходится на Канско-Ачинский буроугольный бассейн, где действуют Березовский, Назаровский, Ирша-Бородинский и другие угольные разрезы. Добыча угля исключительно открытым способом делает его самым дешевым твердым топливом в стране. Надо отметить, однако, что из-за невысокой теплотворной способности (2,8-4,6 тыс. ккал.), высокой влажности, сыпучести, возможности окисления и самовозгорания он не может транспортироваться на большие расстояния. Поэтому наряду с использованием его в качестве топлива местными тепловыми электростанциями (на нем работают крупнейшая ГРЭС России - Березовская мощностью 6,4 млн кВт, а также Назаровская, Ирша-Бородинская ГРЭС) ведутся работы по получению из угля жидкого топлива, а также транспортабельных брикетов. На базе углей бассейна идет формирование Канско-Ачинского ТПК.

Ведется добыча угля в Иркутском (Черемхово), Минусинском (Черногорск) бассейнах, Харанорском, Гусиноозерском и других месторождениях. На базе этих углей также работают крупные ГРЭС (Гусиноозерская, Харанорская и др.).

В ближайшее время должна начаться реализация программы освоения Восточно-Сибирской нефтегазоносной провинции, что позволит создать новый нефтегазодобывающий регион с годовой добычей 60 -100 млн т нефти., 20- 50 млрд м3 газа. В результате изменятся условия топливоснабжения, откроются возможности для экспорта 10-20 млн т нефти и 15-25 млрд м3 газа в Китай, Корею и Японию.

Электроэнергетика является отраслью рыночной специализации Восточной Сибири. Кроме тепловых здесь построены крупнейшие в России гидравлические электростанции - Саяно-Шушенская (6,4 млн кВт) и Красноярская (6 млн кВт) на Енисее; Братская (4,5 млн кВт) и Усть-Илимская (4,3 млн кВт) на Ангаре. На Ангаре ведется строительство еще одной крупной ГЭС - Богучанской (4 млн кВт). Вырабатываемая электроэнергия передается в другие районы страны.

Горно-металлургические отрасли Восточной Сибири имеют для хозяйства России исключительное значение. Здесь издавна ведется добыча золота. Особенно выделяются в этом отношении Читинская (Балей) и Иркутская (Бодайбо) области, а также Красноярский край. Добыча руды и производство концентрата вольфрама и молибдена ведутся на Жирекенском комбинате (Читинская область), в Сорске (Красноярский край) и Джидинском комбинате (Бурятия). Добыча олова и получение оловянного концентрата сконцентрированы исключительно в Читинской области (Шерловая Гора). Медь, никель и кобальт добываются и выплавляются в Норильске. Начинается освоение Удоканского месторождения меди в Читинской области. Здесь при участии иностранного капитала в ближайшее время предполагается построить крупный горно-обогатительный комбинат. По предварительным оценкам, прибыль от освоения этого третьего в мире по запасам меди месторождения составит около 7,5 млрд долл. Добыча полиметаллических руд ведется в Нерченском месторождении (Читинская область) и Красноярском крае (Горевское месторождение в низовьях Ангары).

Особо следует сказать об алюминиевой промышленности, которая получила здесь мощное развитие благодаря дешевой электроэнергии ГЭС Ангаро-Енисейского каскада. Крупнейшие алюминиевые заводы построены в Красноярске, Саяногорске, Братске, Шелехове. Для обеспечения сырьем этих предприятий в Ачинске построен глиноземный завод.

В составе горно-металлургического комплекса Восточной Сибири черная металлургия по сравнению с цветной развита значительно слабее. В регионе действуют лишь передельные металлургические заводы в Красноярске ("Сибэлектросталь") и Петровске-Забайкальском. Добываемая железная руда идет на металлургические комбинаты соседней Западной Сибири.

Отрасли лесопромышленного комплекса, включающего лесозаготовительную, деревообрабатывающую и целлюлозно-бумажную промышленность, сосредоточивают около 1/4 всего промышленно-производственного персонала и дают примерно 1/6 часть всей промышленной продукции Восточной Сибири. Вывоз деловой древесины составляет более 22% от республиканского уровня (Восточная Сибирь лишь немного уступает Северному району). Причем надо отметить, что в этом крупнейшем лесо-сырьевом регионе расчетная лесосека используется пока только на 38%, хотя себестоимость древесины на 20% ниже, чем в европейской части. Правда, в настоящее время непомерно возросшие тарифы на перевозки сводят на нет более низкую себестоимость заготовок.

Освоение громадных лесных ресурсов Восточной Сибири находится пока на низком уровне, что объясняется недостаточным развитием деревообрабатывающих отраслей и транспортной сети. В районах, расположенных вдоль Транссибирской железнодорожной магистрали, ведутся интенсивные лесоразработки, а в районах, не связанных с ней транспортными артериями, особенно находящихся севернее ее, подавляющая часть лесов абсолютно не используется.

Значительный удельный вес лиственницы в лесах Восточной Сибири затрудняет лесозаготовки, так как применение ее в народном хозяйстве ограничено, а при сплаве происходят большие потери. Поэтому важной проблемой лесной промышленности района следует считать организацию переработки лиственницы на местных ЦБК и сплаве ее без потерь.

В местах пересечения сплавных рек и лесовозных дорог с железными дорогами выросли крупные центры лесопиления - Лесосибирск, Тулун, Зима и др. Вообще же в деревообрабатывающей промышленности Восточной Сибири в наибольшей степени развито менее трудоемкое производство пиломатериалов (1-е место в России), чем более трудоемкие производства клееной фанеры, древесных плит, мебели.

Аналогичная ситуация характерна для целлюлозно-бумажной промышленности, где наибольшее развитие получили менее трудоемкие производства целлюлозы и картона по сравнению с очень малыми объемами (всего 2,1% российского) трудоемкого производства бумаги. Крупные целлюлозно-бумажные (картонные) комбинаты созданы в Братске, Усть-Илимске, Красноярске, Байкальске, в Бурятии (Селенгинский комбинат).

Промышленность района, прежде всего цветная металлургия, лесная, топливно-энергетическая, требует развития металлоемкого, нетрудоемкого машиностроения (производство горного, энергетического, подъемно-транспортного, металлургического), оборудования, а сельское хозяйство - производства сельскохозяйственной техники, приспособленной для работы в специфических природных условиях Сибири. Однако в районе производится большое количество продукции трудоемких отраслей машиностроения - приборы, электротехнические изделия, самолеты. Объем производства различных видов этих изделий превышает потребности региона, поэтому более половины их вывозится за пределы района, в том числе и в европейскую часть страны (например, холодильники, компрессоры, низковольтная аппаратура). В то же время значительная часть продукции малотрудоемких и материалоемких отраслей (грузовые автомобили, тракторы и др.) в Восточную Сибирь завозится, причем не из соседней Западной Сибири, а из европейских районов страны. Это указывает на недостаточно рациональную структуру машиностроительного комплекса Восточной Сибири.

Машиностроение и металлообработка занимают все более заметное место в промышленности Восточной Сибири. На долю отрасли приходятся около 20% численности занятых в промышленности, 14% промышленной продукции и 12% промышленно-производственных основных фондов района. Правда, это значительно ниже, чем в среднем по России. Машиностроение Восточной Сибири отличается преобладанием ремонтных работ и широкой номенклатурой производимых изделий. Здесь представлены почти все подотрасли машиностроения, учитываемые в форме статистической отчетности, но уровень их концентрации невелик.

Большая часть машиностроения сосредоточена в Красноярском крае, Иркутской области, Хакасии и Бурятии. В Читинской области и Туве эта отрасль развита слабо. Важнейшие центры - Красноярск (завод сельскохозяйственного машиностроения, выпускающий комбайны "Сибиряк", завод тяжелых экскаваторов, завод "Сибтяжмаш" - оборудование для алюминиевой и цементной промышленности и др.), Иркутск (завод тяжелого машиностроения - драги, металлургическое оборудование, предприятия станкостроения и электротехники, авиационный завод). Крупнейший завод по производству грузовых вагонов построен в Абакане, комплекс электротехнических предприятий - в Минусинске. Есть крупные предприятия в Улан-Удэ (ремонт локомотивов и вагонов), Чите (производство холодильных установок, автосборочный завод), Качуге (судостроительный завод).

Все большее значение в структуре хозяйственного комплекса получает химическая промышленность, которая дает сейчас более 4% промышленной продукции района и около 3,5% продукции данной отрасли в России. На основе химической переработки древесины развито производство синтетического каучука (дивинил из вискозной целлюлозы), а на его основе - резины и шин. Для этих же целей используются и отходящие газы нефтепереработки. На базе полукоксования Черемховских углей создано производство азотных удобрений и метанола. С каждым годом усиливаются связи химии с цветной металлургией, дающей отрасли серную кислоту. Поваренная соль используется для получения хлора и его производных (каустическая сода и др.).

Химическая промышленность в целом еще не стала отраслью специализации Восточной Сибири, хотя отдельные ее производства приобрели в последние годы важное межрайонное значение. В частности, доля региона в российском производстве каустической соды составила 22,5%, химических волокон и нитей - 13,5%, пластмасс и синтетических смол - 12%. Значительно также производство синтетического каучука, автомобильных и тракторных шин.

Наибольшее развитие химическая промышленность получила в Иркутской области и Красноярском крае. В Иркутской области сложились два крупных химических комплекса - Ангарский и Усолье-Сибирский. Первый представлен переработкой нефти, производством аммиака, азотной кислоты, химических волокон, пластмасс, азотных удобрений. В Усолье-Сибирском на основе местной поваренной соли производят хлор, каустическую соду, а также карбид кальция, химико-фармацевтическую продукцию. В Красноярске ведется химическая переработка древесины, производятся синтетический каучук, шины, искусственные волокна, вискозный корд и ткани, фотобумага. В Ачинске действует крупный нефтеперерабатывающий завод.

Строительство крупнейших электростанций, промышленных объектов привело к значительному развитию в Восточной Сибири промышленности строительных материалов. Мощные цементные заводы действуют в Красноярске, Ангарске, Ачинске (работает на отходах крупнейшего в России Ачинского глиноземного завода). Производство стеновых материалов, панелей и блоков ведется на предприятиях Братска, Иркутска, Красноярска, Читы, оконного стекла - в Улан-Удэ, Тулуне. Много кирпичных заводов.

Легкая промышленность. Производство товаров народного потребления в регионе как в абсолютных, так и в относительных показателях значительно отстает от средних по России. Из предприятий текстильной промышленности следует выделить Канский хлопчатобумажный комбинат, Читинский и Черногорский камвольно-суконные комбинаты, Красноярский шелковый комбинат. Трикотажные изделия выпускаются в Абакане, Чите, Улан-Удэ. Развиты кожевенно-обувная промышленность (Абакан, Канск, Усолье-Сибирское, Красноярск, Иркутск и др.), а также пошив меховых изделий. Но для Восточной Сибири этого недостаточно. В условиях становления рыночных отношений, усиления социальной направленности экономики именно отрасли, производящие товары народного потребления, должны получить приоритетное развитие. Причем данную проблему вполне можно решить за счет малого бизнеса, развития малых предприятий, не привлекая средств из государственногобюджета.

Отрасли агропромышленного комплекса. В валовом республиканском производстве сельскохозяйственной продукции на долю Восточной Сибири приходится около 5%. В структуре производимой продукции более 3/5 ее стоимости приходится на животноводство. Об уровне развития сельского хозяйства Восточной Сибири свидетельствуют такие цифры. Все сельскохозяйственные угодья, находящиеся в пользовании предприятий и хозяйств региона, составляют почти 23 млн га (более 10% российских), в том числе пашня - 9,5 млн га (около 7% российских пахотных земель). Тем не менее производство зерна, овощей, мяса, молока и других продуктов питания в расчете на душу населения здесь ниже республиканского уровня.

Земледелие Восточной Сибири отличается узкой отраслевой структурой при почти полном отсутствии технических культур. Из-за резко континентального климата в зерновом клине района преобладает яровая пшеница (более 40%), а также менее требовательные к теплу культуры - рожь, ячмень, овес. Довольно высок удельный вес посевов зернобобовых культур, идущих на фураж. Это объясняется сравнительно малым количеством сенокосов и необходимостью обеспечения кормами животноводства главным образом за счет земледелия.

Основная отрасль рыночной специализации животноводства - овцеводство. Это связано с возможностью круглогодичного содержания овец на подножном корму. По поголовью овец и коз Восточная Сибирь уступает лишь Поволжью и Северному Кавказу. По производству шерсти на душу населения она вдвое превосходит среднереспубликанский уровень.

Для разведения крупного рогатого скота недостаточна кормовая база и, кроме того, это гораздо более трудоемкая отрасль животноводства. Особенно это относится к молочному направлению скотоводства.

В Северных районах развито оленеводство, но оно, так же как и скотоводство, свиноводство, птицеводство, направлено на удовлетворение внутрирайонных потребностей. Межрайонное значение имеют кроме овцеводства, лишь пушное звероводство и пушной промысел, которые также являются отраслями специализации.

Среди подотраслей пищевой промышленности наибольший удельный вес в регионе имеет мясная, причем четверть ее продукции приходится на мясные консервы. Второе место принадлежит молочной промышленности. Развиты также соляная, мукомольно-крупяная и др. В целом, однако, внутренние потребности региона его аграрно-промышленный комплекс пока не удовлетворяет. Хотя необходимые условия для этого имеются. Решение проблемы видится в скорейшем принятии закона о земле, проведении решительных преобразований в агропромышленном секторе экономики.

Транспорт и экономические связи. Большое значение в осуществлении межрайонных и внутрирайонных связей имеет железнодорожный транспорт. Особенно велика роль Транссибирской магистрали и ответвлений от нее, таких, например, как дорога Тайшет - Братск - Усть-Кут, связавшая недавно построенный БАМ с Транссибом, и Тайшет - Абакан, соединившая Южно-Сибирскую магистраль с Транссибирской. Однако железнодорожная сеть развита еще слабо.

Железные дороги сконцентрированы на юге района и имеют преимущественно широтное направление. В меридиональном направлении (на север от Транссиба) проложены дороги Хребтовая - Усть-Илимск, Решеты - Богучаны, Ачинск - Абалаково, обеспечившие необходимые условия для строительства гидроэлектростанций и вывоза древесины.

Важное значение имеет речной транспорт. Он удачно взаимодействует не только с железнодорожным, но и с морским, использующим Северный морской путь. Наиболее крупные порты, через которые происходит соединение речного судоходства с морским, - Диксон в Енисейском заливе, Дудинка и Игарка на Енисее.

Восточная Сибирь располагает сетью автомобильных дорог, но развита она слабо. Наиболее известны Усинский тракт (Абакан - Кызыл),- автомагистраль от Абазы (Хакасия) к Ак-Довураку (Тува). Нефтепроводом Восточная Сибирь связана с Западной Сибирью и Поволжьем. Важное значение имеет авиационный транспорт, без которого на необъятных просторах региона трудно представить осуществление регулярных внутренних и внешних связей.

Важной особенностью межрайонных связей Восточной Сибири является двухкратное преобладание вывоза над ввозом. Из района вывозятся лес и пиломатериалы, железные руды, руды и концентраты руд цветных металлов и др. Ввозятся машины и оборудование, нефть, продовольствие, товары народного потребления. Наиболее тесные связи регион имеет с соседней Западной Сибирью.

Восточная Сибирь - территориальная единица России, которая расположена к западу от Енисея. Восточной границей региона выступают водораздельные хребты, идущие вдоль тихоокеанского побережья.

Богатые земли Восточной Сибири имеют огромный потенциал для индустриального развития, но сегодня используются менее чем на 10 %.

Население

Среди всех регионов Сибири, только Восток характеризуется депопуляцией населения. Ежегодно фиксируется снижение численности жителей на 2,5 % от каждой 1000 людей. Даже такой небольшой показатель приводит к тому, что некоторые области Восточной Сибири близки к тому, что в ближайшие годы они не будут заселены.

Что касается средней плотности населения в регионе, то она в 4 раз ниже, аналогично показателя по стране. При этом в Эвенкийском округе эта цифра составляет 3 чел. На 100 км 2 , в то время как в южной части региона количество населения даже превышает средние государственные показатели. По этнической принадлежности коренные жители региона являются носителями многих национальностей и культур. Смешение этнических групп происходило несколько веков, поэтому определить принадлежность современного населения к любой из них достаточно сложно. По территориальной привязке восточной Сибири проживают народы тюркской, монгольской и других групп.

Промышленность Восточной Сибири

Несмотря на малочисленность населения, Восточная Сибирь является хорошо развитым промышленным регионом со специализированной структурой. Особенностью является то, что производственное направление каждой области обусловлено доступностью ресурсной базы.

Все промышленные восточносибирские центры - это населенные пункты, в которых развиты несколько направлений одной отрасли. Исключением являются лишь несколько самых крупных городов, в которых промышленность имеет более сложную структуру. Развить несколько отраслевых направлений смогли лишь такие города, как Чита, Красноярск, и Иркутск, благодаря наличию железнодорожного сообщения.

Наиболее развитым направлением промышленности в Восточной Сибири выступает цветная металлургия, удельный вес которой составил около 30 % от общих показателей страны. Переработка сырья осуществляется на нескольких предприятиях среднего звена.

Второй отраслью промышленности, которая имеет для страны важное значение, является лесобумажное производство. Продукция данной отрасли Восточной Сибири занимает 17 % от общегосударственного объема.

В целом регион богат природными ископаемыми и имеет все предпосылки для активного индустриального развития. Но пока, есть более экономично выгодные и транспортно доступные месторождения, Восточная Сибирь остается не особо развитым и мало заселенным регионом страны.

Сельское хозяйство Восточной Сибири

Агропромышленный комплекс восточной части Сибири представлен несколькими направлениями, среди которых растениеводство, рыболовство, животноводство и другие виды сельскохозяйственных промыслов. В сельском хозяйстве задействована четверть населения региона.

Большая часть выделенных под сельскохозяйственные угодья земель в регионе приходится на пастбища и сенокосы, что способствует развитию мясного и молочного животноводства.

В некоторых областях специализируются на развитии овец, и заготовке шерсти. Что касается земледелия, то больше всего в регионе оно направленно на выращивание основных зерновых культуры, в частности на пшеницу, ячмень, овес и другие.

Богатство флоры и фауны региона, позволило сельским жителям кроме основных направлений сельского хозяйства, получать выгоду от других видов промысла. В том числе, от сбора грибов и ягод, охоты, рыбной ловли и других.

Красноярский край, Иркутская область, Читинская область, Таймырский, Эвенкийский,Агинский Бурятский и Усть-Ордынский Бурятский автономные округа, Республики Бурятия, Тыва и Хакассия.

Экономико-географическое положение

Восточная Сибирь расположена вдали от наиболее развитых районов страны, между Западно-Сибирским и Дальневосточным экономическим районами. Только на юге проходят железные дороги (Транссибирская и Байкало-Амурская) и по Енисею в короткую навигацию обеспечивается связь с Северным морским путем.

Природные условия и ресурсы

Тысячекилометровые многоводные реки, бескрайняя тайга, горы и плоскогорья, низменные равнины тундры - такова природа Восточной Сибири. Территория - 5,9 млн.км 2 .

Наиболее значительная равнина - Восточно-Сибирское плоскогорье. Верхний ярус находящейся здесь Сибирской платформы представлен осадочными горными породами. С ними и связано образование крупнейшего в Сибири каменноугольного бассейна - Тунгусского. К осадочным породам прогибов на окраинах платформы приурочены запасы бурого угля Канско-Ачинского и Ленского бассейнов. А с докембрийскими породами нижнего яруса Сибирской платформы связано образование Ангаро-Илимского и других крупных месторождений железных руд и золота. Равнины Восточной Сибири на юге и востоке окаймлены горами (Енисейский кряж, Саяны, Байкальская горная страна).

Климат - резко-континентальный, с большими амплитудами колебания температуры (очень холодные зимы и жаркое лето). Почти четверть территории лежит за полярным кругом. Природные зоны сменяются в широтном направлении: арктические пустыни, тундра, лесотундра, тайга (большая часть территории), на юге - встречаются участки лесостепей и степей. По запасам леса район занимает первое место в стране.

Восточная Сибирь обладает огромными запасами различных полезных ископаемых (уголь, медно-никелевые, полиметаллические руды, золото, слюда, графит). Условия разработки их чрезвычайно трудны из-за сурового климата и многолетней мерзлоты, мощность которой превышает местами 1000 м, и которая распространена практически на территории всего района. Озеро Байкал - уникальный природный объект - содержит около 1/5 мировых запасов пресной воды.

Огромны гидроэнергетические ресурсы Восточной Сибири. Самая полноводная река - Енисей. Крупнейшие ГЭС России построены на этой реке и ее притоке Ангаре.

Население

Восточная Сибирь - один из самых малозаселенных районов России (9,3 млн.человек, средняя плотность - 2 чел.на 1 км 2 , в Эвенкийском и Таймырском автономных округах - 0,003-0,006 чел.). Население живет на юге, в основном в полосе, прилегающей к Сибирской железной дороге, БАМ и у озера Байкал. Заселенность Предбайкалья выше, чем Забайкалья. На огромных пространствах тундры и тайги население редкое, живет оно «очагами» по долинам рек и межгорным котловинам.

Большинство населения составляют русские. Кроме русских, живут буряты, тувинцы, хакассы, на севере - ненцы и эвенки. Преобладает городское население (72%).

Хозяйство

Отрасли специализации Восточной Сибири - электроэнергетика, металлургия, химическая и лесная промышленность.

Стержень современного хозяйства - электроэнергетика. Наиболее мощные тепловые электростанции в районе - Назаровская, Читинская, Гусиноозерская ГРЭС, Норильская и Иркутская ТЭЦ. Ряд крупнейших ГРЭС намечается еще построить на углях Канско-Ачинского бассейна (Березовские и др.), который протянулся на 800 км вдоль Транссибирской магистрали, начинаясь к западу от Ачинска. Стометровый пласт бурых углей залегает здесь близко к поверхности, добыча ведется в крупных карьерах открытым способом. Это энергетические угли, которые выгоднее сжигать в топках крупных электростанций, чем транспортировать на большие расстояния (КА-ТЭК - Канско-Ачинский топливно-энергетический комплекс).

Восточная Сибирь выделяется крупнейшими в стране гидроэлектростанциями: на Енисее (Красноярская и Саяно-Шушенская мощностью свыше 6 млн.кВт); на Ангаре (Братская,Усть-Илимская, Бо-гучанская, Иркутская ГЭС). Электростанции района объединены ЛЭП и подключены к энергосистеме Западной Сибири.

Вырабатывая дешевую электроэнергию и располагая разнообразными сырьевыми ресурсами, район развивает энергоемкие производства. Это, во-первых, выплавка алюминия (Шелехово, Братск, Красноярск). Сырье - местные нефелины. Комплексная их переработка с попутным получением цемента и соды делает производство алюминия в Восточной Сибири самым дешевым.

Далее, получили развитие добыча золота, серебра, молибдена, вольфрама, никеля, свинцово-цинковой руды. В некоторых районах на месте добычи создаются комбинаты - например, Норильский медно-никелевый, где попутно с выплавкой металлов производят химические продукты и стройматериалы. (В городе очень сложная экологическая ситуация).

Нефтеперерабатывающая и химическая промышленность представлена предприятиями в городах: Ангарск, Усолье-Сибирское и Зима. Там получили развитие переработка нефти (нефтепровод из Западной Сибири), производство синтетического аммиака, азотной кислоты, селитры, спиртов, смол, соды, пластмасс и др. Красноярский комплекс специализируется на химической переработке древесины, производстве синтетического каучука и волокон, шин,полиме-ров и минеральных удобрений. Таким образом, химические комбинаты работают на отходах целлюлозно-бумажной промышленности, на базе нефтепереработки, на местных ресурсах угля, на дешевой электроэнергии, а воду дают реки Восточной Сибири.

Большие запасы леса способствуют развитию лесной и целлюлозно-бумажной промышленности. Лесозаготовки ведутся в бассейнах Енисея и Ангары. По Енисею лес транспортируют к океану и далее по Северному морскому пути, и к Транссибирской и Байкало-Амурской магистралям для отправки в другие районы. За северным полярным кругом построен порт Игарка с лесопильным заводом. Основные предприятия лесной промышленности находятся в Красноярске, Лесосибирске, Братске, Усть-Илимске. Построен крупный Селенгинский целлюлозно-картонный комбинат (на реке Селенга, впадающей в Байкал). Необходимо отметить, что эти предприятия наносят ущерб экологическому состоянию Байкальского региона, загрязняя окружающую среду отходами производства.

Крупными предприятиями машиностроения являются заводы в Красноярске («Сибтяжмаш», комбайновый и завод тяжелых экскаваторов); в Иркутске (завод тяжелого машиностроения), автосборочный в Чите и др.

Агропромышленный комплекс. Сельское хозяйство развито в основном на юге района и специализируется на производстве мяса и шерсти, так как две трети сельскохозяйственных угодий составляют сенокосы и пастбища. Мясное скотоводство и мясошерстное овцеводство развиты в Читинской области, Бурятии и Туве. Ведущее место в земледелии принадлежит зерновым культурам. Возделывают яровую пшеницу, овес, ячмень, значительны посевы кормовых культур, развиваются картофелеводство и овощеводство.

В тундре занимаются разведением оленей. В тайге - охотой.

Топливно-энергетический комплекс. Электроэнергетика - отрасль специализации района. В районе работают крупнейшие в стране ГЭС, ГРЭС и ТЭЦ на местных ресурсах. ТЭЦ Норильска работала ранее на угле, а теперь работает на природном газе из Западной Сибири (по газопроводу от месторождения в 150 км от Дудинки).

Транспорт. Разработка природных богатств, развитие промышленности сдерживается малоразвитой транспортной сетью. Обеспеченность транспортом - самая низкая в стране. На юге Восточно-Сибирского района проходит Транссибирская магистраль, проложенная еще на рубеже XIX и XX вв. (Красноярск - Иркутск - Улан-Удэ - Чита). Несколько смягчило обстановку строительство Байкало-Амурской магистрали (общая протяженность более 3 тыс.км). Магистраль берет начало от Усть-Кута (в верхнем течении Лены), подходит к северной оконечности Байкала (Северобайкальск), преодолевает горные хребты Забайкалья через пробитые в скалах тоннели и заканчивается в Комсомольске-на-Амуре (Дальний Восток). Магистраль вместе с ранее построенными западным (Тайшет -Братск - Усть-Кут) и восточным участком (Комсомольск-на-Амуре - Ванино) образует второй, более короткий по сравнению с Транссибом, путь к Тихому океану.

Норильск связан электрифицированной железной дорогой с Дудинкой. Крупнейшая транспортная артерия - Енисей. К западу от устья Енисея судоходство по Северному морскому пути осуществляется даже зимой. Летом с помощью ледоколов проводятся суда и к востоку от Енисея. Игарка и Дудинка - лесс-экспортные порты.

Восточную Сибирь по хозяйственному развитию разделяют на два подрайона: Забайкалье (Бурятия и Читинская область) с более старым, преимущественно горнопромышленным освоением и овцеводством, и ангаро-енисейскую часть с гидроэлектроэнергетикой, цветной металлургией, лесопереработкой и военно-промышленным комплексом.

Какие условия способствовали развитию цветной металлургии Восточной Сибири?

Главная отрасль специализации района - цветная металлургия, базирующаяся на двух видах ресурсов. Первый - дешевая электроэнергия гидроэлектростанций Ангаро-Енисейского каскада. Второй - уникальные месторождения медно-никелевых руд Норильского района.

Гидроэлектростанции на Ангаре и Енисее дают столь дешевую энергию, что использующие ее алюминиевые заводы (в Шелихове близ Иркутска, Братске, Красноярске и Саяногорске в Хакасии) имеют возможность покупать глинозем, привозимый из далекой Австралии.

Небольшую часть потребностей в глиноземе удовлетворяет Ачинский глиноземный завод, работающий на местных нефелинах юга Красноярского края.

Восточная Сибирь дает более 70% российского алюминия, вполне конкурентоспособного на мировом рынке, причем самого дешевого, несмотря на транспортные издержки.

Запасы руд Норильского промышленного района - одно из самых ценных богатств Сибири, они не имеют себе равных в мире. Сейчас здесь выплавляется более 2/3 российской меди, более 80% никеля, почти вся платина и весь кобальт, а также редкий и очень ценный металл палладий. Норильский район дает значительную долю мирового производства никеля и платины, поэтому он оказывает влияние на мировые цены на эту продукцию.

Каковы особенности развития лесопромышленного комплекса?

Восточная Сибирь, наряду с Европейским Севером, - российский лидер в лесопромышленном комплексе. Игарка - один из главных лесоэкспортных портов России (лес в этот порт поступает из южных районов по Енисею), а целлюлозно-бумажные комбинаты в Братске и Усть-Илимске относятся к числу крупнейших в стране. К сожалению, эта отрасль промышленности разместилась и в бассейне уникального озера Байкал - в городе Байкальске прямо на южном берегу озера и в поселке Селенгинск на реке Селенге (вблизи Улан-Удэ), впадающей в Байкал. При впадении Ангары в Енисей находится один из крупнейших центров деревообработки (лесопиление, производство деревянных домов, строительных материалов и т. д.) - город Лесосибирск.

Как развивается топливная промышленность Восточной Сибири?

Добыча угля в Восточной Сибири осуществляется для нужд района, он почти не вывозится (и следовательно, не является отраслью специализации). Месторождений газа восточнее Енисея очень мало, и главным топливом здесь служит уголь, гораздо более экологически вредный, чем газ.

При суровых сибирских морозах топлива требуется очень много, и в городах и поселках свежевыпавший снег остается белым только в течение нескольких первых часов, потом он становится черным из-за угольной золы. А если учесть еще характер зимней погоды - сибирский антициклон, при котором часто наблюдаются безветрие и температурная инверсия, то становится ясным, что загрязнение атмосферы зимой в сибирских городах гораздо выше, чем в городах Европейской России с преобладанием циклональной погоды и котельными, работающими на газе.

Рис. 153. Братск: город, ГЭС, водохранилище

Большинство городов Восточной Сибири находится в котловинах, и холодный воздух по склонам стекает вниз, вытесняя более теплый воздух наверх. Такое сочетание неблагоприятных погодных условий ухудшает состояние воздуха и негативно сказывается на здоровье людей.

Широкую известность получил город Братск (относимый к числу наиболее загрязненных городов мира), где уже названные факторы усиливаются еще и тем, что в воздухе города смешиваются выбросы целлюлозно-бумажного комбината, алюминиевого завода и котельных. В результате их соединения идут совершенно непредсказуемые (и плохо изученные) химические реакции, и воздух города становится непригодным для дыхания. Уменьшить обьем выбросов без остановки производства практически невозможно.

Какие отрасли оборонной промышленности развиваются в Восточной Сибири?

Оборонная промышленность появилась в Восточной Сибири в 1930-е гг., когда были построены авиационные заводы в Иркутске и Улан-Удэ. В годы войны и Красноярский край стал одним из районов размещения эвакуированных заводов. На предприятиях в Сибири строят самолеты практически всех конструкторских бюро. Это и новый боевой самолет Су-30, оснащенный системой дозаправки топливом в воздухе, что делает дальность его полета практически неограниченной, и новый суперштурмовик Су-39, предназначенный для поражения целей круглосуточно, в любых метеоусловиях.

В 1950-е гг. в скальном монолите Атаманского кряжа (севернее Красноярска) было пробито множество туннелей и залов, общий объем которых превышает объем Московского метрополитена. Там на глубине 200-300 м (чтобы уцелеть даже при прямом попадании атомной бомбы) разместились атомные реакторы, вырабатывавшие оружейный плутоний для ядерных боеголовок. А на поверхности вырос «закрытый» город Красноярск-26 (теперь Железногорск). Сегодня, в период конверсии, атомщики осваивают новые профессии, например переработку и захоронение ядерного топлива, производство особо чистых веществ для микроэлектроники. Железногорск - главный разработчик и производитель спутников связи.

Для мирной атомной энергетики работает теперь завод по обогащению урана в Зеленогорске (бывший Красноярск-45). В порядке конверсии здесь налажено производство магнитной пленки, аудио- и видеокассет.

Какое значение имеет сельское хозяйство района?

Сельское хозяйство не обеспечивает продовольствием население района. В понижениях среди гор (их здесь называют «степями»: Канская степь, Минусинская степь и т. д.), которые и на самом деле представляют собой «островки» степной зоны среди тайги, сеют зерновые и разводят крупный рогатый скот. В более сухих местах (на востоке района и выше в горах) занимаются овцеводством (по поголовью овец Восточная Сибирь стоит на третьем месте в России после Северного Кавказа и Поволжья).

Ну а Север Сибири - это традиционное оленеводство и пушной промысел.

Выводы

Особенности тектонического и геологического строения Восточной Сибири предопределили наличие рудных месторождений. Сочетание горного рельефа и полноводных рек дает огромные гидроэнергетические ресурсы. Дешевая электроэнергия притягивает к себе производство алюминия. Богатые месторождения руд цветных металлов создали сырьевую базу для выплавки меди и никеля. Огромные лесные ресурсы и высокое качество древесины способствовали развитию лесозаготовок, лесопереработки и целлюлозно-бумажной промышленности.

Многолетняя мерзлота, распространенная на большей части территории, затрудняет строительство и еще более способствует концентрации населения вдоль речных долин.

Большинство городов расположено в межгорных котловинах, что затрудняет их продувание ветрами (и вынос дымов промышленных предприятий), создавая экологические проблемы, требующие незамедлительного решения.

Вопросы и задания

  1. Каковы основные отрасли специализации Восточной Сибири? Какие условия определили их развитие?
  2. На севере Восточной Сибири вокруг г. Норильска сформировался промышленный район. Какие причины способствовали его развитию? Какие отрасли здесь представлены? По материалам периодической печати охарактеризуйте современное состояние промышленности района.
  3. Как вы считаете, для Восточной Сибири экономически выгоднее сотрудничество с Европой (европейской частью) или с Азиатско-Тихоокеанским регионом?

По удельному весу промышленного производства ли­дировали: Тюменская обл. - 39%, Томская и Кемеровская обл. - 38%, а по удельному весу сельского хозяйства Республика Ал­тай - 24,5% и Алтайский край - 16,5%. В производстве услуг выделялись Новосибирская обл. - 57% и Республика Алтай - 52%, предоставляющие комплекс научных и коммерческих ус­луг - первая и рекреационных - вторая.

Промышленные комплексы. Отрасли рыночной специализа­ции Западно-Сибирского экономического района входят в состав ТЭК (топливная), металлургического (черная металлургия) и ма­шиностроительного комплексов. Топливная промышленность Западной Сибири имеет обще­российское и мировое значение благодаря добыче, транспорти­ровке и переработке уникальных нефтегазовых и угольных ресурсов. Добываемые здесь нефть и газ осваивают значительную часть инвестиций в промышленность России и обеспечивают регулярные валютные поступления в федеральный и региональ­ный бюджеты.

Западная Сибирь является главной базой нефтедобычи в Рос­сии

Суммарная протяженность системы транспортировки запад­но-сибирской нефти около 35 тыс. км,. Из Ханты-Мансийского АО со­оружены 10 магистральных нефтепроводов, транспортирующих нефть в сторону российских городов: Челябинска, Красноярска, Иркутска, Омска, Киришей (Ленинградская обл.) и Альметьевска, а также за рубеж - в Вентспилс (Латвия), Чимкент (Казахстан), в Одессу (Украина). В настоящее время нефть стала поступать на побережье Финского залива, где введены в эксплуатацию тер­миналы для экспорта нефти.

В г. Омске размещается один из лучших в стране нефтепере­рабатывающих заводов, выделяющийся рекордной для России глубиной переработки нефти - порядка 80%. Нефть перерабатыва­ется также в Тюменской обл. - в г. Тобольске. Имеются благо­приятные предпосылки для переработки нефти и попутного газа в местах нефтедо­бычи - в Тюменской и Томской обл., для чего намечается строи­тельство экономичных мини-НПЗ, призванных обеспечивать ме­стные потребности в топливе.

Добыча природного газа сосредоточена в Надым-Пуртазовском районе Ямало-Ненецкого АО, Газотранспортные системы, берущие начало в этом районе, следуют тремя коридорами на юго-запад - в центр России и далее в сторону Украины,Центральной и Западной Европы. Крупнейшие Уренгойское и Ям-бургское месторождения, по мнению большинства экспертов, ос­танутся базовыми в районе на обозримую перспективу,

Добычу газа в северных районах Западной Сибири намечает­ся значительно увеличить за счет освоения Ямальского газопро­мыслового района. Первый этап освоения Ямальских месторож­дений происходит на базе использования действующей системы газопроводов, проложенных из Надым-Пуртазовского района, с подключением к ней новых газопроводов системы Ямал-Ев­ропа, первая магистраль которой отчасти уже сооружена. Добыча газа на полуострове Ямал должна полностью обеспечить внут­ренние потребности России и увеличение экспорта.

Угольная промышленность Западной Сибири сконцентриро­вана в Кемеровской обл., где активно разрабатываются место­рождения Кузбасса и бурые угли Итатского месторождения Канско-Ачинского бассейна.

Коксующиеся угли Кузбасса поступают на крупные предпри­ятия черной металлургии Западной Сибири (Кемеровская обл.) и Урала. Энергетические угли Кузбасса и Канско-Ачинского бассейна обеспечивают не только Западно-Сибирский, но и боль­шинство рынков европейской части России.

Электроэнергетика ЗСЭР в основном тепловая, работающая на попутном газе: Сургутские ГРЭС 1 и 2 я) и Нижневартовская ГРЭС в Ханты-Мансийском АО, а также на угле: ЮжкузбассГРЭС, Беловская и Томь-Усинская КЭС, не­сколько крупных ТЭЦ в Кемеровской обл., Омске, Новосибирске и Томске. Завершается строительство крупной газовой ГРЭС в г. Уренгое Ямало-Ненецкого АО. Есть единственная крупная Но­восибирская ГЭС на р. Обь (400 Мвт).

Черпая металлургия ЗСЭР сосредоточена в Кемеровской обл.: Новокузнецкий металлургический комбинат и Западно-Сибир­ский завод полного цикла, Гурьевский передельный завод. Про­изводство готового сортового проката и стальных труб имеется в г. Новосибирске.

Машиностроительный комплекс , крупнейшие центры кото­рого размещены в Новосибирской, Омской, Кемеровской обл. и Алтайском крае, включает: станкостроение (производство ткацких станков), энергетическое, сельскохозяйственное и ра­диотехническое (г. Новосибирск), угольное (в городах Анжеро-Судженск, Киселевск, Прокопьевск Кемеровской обл.); пред­приятия по производству металлорежущих станков, паровых котлов, дизелей, грузовых вагонов и тракторов (в Алтайском крае). В Омской обл. развивается авиакосмическое объединение «Полет».

В Алтайском крае приоритет отдается расширению производства дизельных двигателей на алтайских моторных за­водах, а также тракторов и энергетического оборудования.

Химическая и нефтехимическая промышленность. Совре­менные нефтегазохимические комплексы развиваются в городах Тобольске (Тюменская обл.), Омске и Томске, где налажено произ­водство различных полимеров, синтетических смол и пластмасс.В Омске производят также синтетический каучук и шины. Ис­кусственные волокна выпускают в Новосибирске и Барнауле Ке­меровской обл. Крупное производство азотных минеральных удобрений с параллельным выпуском серной кислоты и других химических продуктов на базе коксохимии на ОАО «Азот» в Ке­меровской обл. В той же области в г. Прокопьевске развивается производство резиновых изделий. В г. Северске Томской обл. Си­бирский атомный химический комбинат в настоящее время на­лаживает производство редкоземельных элементов.

Агропромышленный комплекс выделяется своими размера­ми - это 1/6 всех сельскохозяйственных угодий страны, ком­пактно размещенных, в основном, в зоне южно-сибирских сте­пей и лесостепей Омской, Новосибирской и юга Тюменской обл. Местное сельское хозяйство имеет зерново-животноводческое направление.

К началу 2000-х гг. сельское хозяйство ЗСЭР производило око­ло 11%.

В районе ведутся работы по орошению Кулундинской степи и осушению Барабинской лесостепи. Особую направленность име­ет сельское хозяйство в северных районах, где распространены оленеводство, рыболовство, пушной промысел и звероводство, а также в районах Горного Алтая, где преобладают пантовое оле­неводство, заготовки лекарственных растений и пчеловодство.

Транспортный комплекс Западной Сибири наибольшее раз­витие получил в южной степной зоне, где проходят широтные Транссибирская и Среднесибирская железнодорожные магист­рали с ответвлением в сторону Южного Казахстана (Турксиб).

На севере железнодорожная сеть продолжает формироваться. От ранее построенной железной дороги к центрам нефтедобычи

Тюмень - Тобольск - Сургут - Нижневартовск была проложе­на магистраль до Уренгоя (центра крупнейшего газопромыслового района).

Важнейшие автомобильные дороги: Тюмень - Омск, Тю­мень - Сургут, Кемерово - Барнаул, автомагистраль в сторону Красноярска, а также Чуйский тракт в сторону Монголии. Же­лезные дороги обслуживают, в основном, межрегиональные и транзитные перевозки, а автомобильный транспорт занимает­ся большей частью внутрирайонными перевозками.

Речной транспорт в Западной Сибири выполняет главную функцию - завоз различных грузов в районы добычи нефти и газа в Ханты-Мансийском и Ямало-Ненецком округах. Значительная часть северного за­воза, осуществляемого с помощью речных судов, происходит в период весеннего половодья, когда по большой воде грузы доставляются по малым и средним рекам в глубинные районы Западной Сибири.

Морской транспорт мало востребован в Западной Сибири из-за невозможности захода морских судов в мелководную Обскую губу.


©2015-2019 сайт
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-27