Ликвидация бизнеса. Приказы. Оборудование для бизнеса. Бухгалтерия и кадры
Поиск по сайту

Закон о переводе денег между физическими лицами. Облагается ли налогом перевод с карты на карту? Контроль над финансовыми операциями граждан начался

Новости о том, что начал действовать отдельный закон о переводе денег с карты на карту с 1 июля 2018 года встревожили многих россиян, которые регулярно пользуются банковскими карточками. Так, одним из самых больших опасений резидентов России и, в особенности, клиентов Сбербанка стал налог за перевод денег с карты на карту, предусмотренный в некоторых случаях Налоговым кодексом. Однако далеко не все сообщения соответствуют реальности, поэтому не лишним будет ознакомиться с реальным положением дел и последними изменениями в 2018 году в законе о переводе денег с карты на карту и его последствиях.

Закон о переводе денег с карты на карту с 1 июля 2018 года – как это было

Сообщения о том, что с 1 июля 2018 года закон о переводе денег с карту на карту будет применяться ко всем без исключения россиянам и предусматривать автоматическое снятие в размере 13% от перевода, не имеют официального источника. Во многих СМИ начали появляться публикации о том, что статья 86 НК РФ потребует от банков отправки всей информации о клиентах в вопросах проведения ими платежей и их характера. Так, положения означенной статьи действительно позволяют налоговым органам получать сведения о платежах клиентов и их размерах.

Налоговые органы вправе предъявить банку требование о блокировке банковской карты и об изъятии с неё средств для уплаты налога на доходы физических лиц при подозрении на уклонение от уплаты такового.

Однако же на практике, последние изменения статьи 86 НК РФ проводились еще в 2014 году и с этого момента она была неизменной. Закон, вступающий в силу 1 июля 2018 года, и предполагающий изменения в Налоговом кодексе, никак не затрагивает вопросы перевода денег с карту на карту, а лишь расширяет требования законодательства в отношении хранимых в банках ценностей и операций с ними.

Налог за перевод денег с карты на карту – размеры и как он будет сниматься

В Российской Федерации сейчас идет борьба с незаконной предпринимательской и трудовой деятельностью, связанной с отсутствием обязательных налоговых отчислений. Одной из мер таковых действий является закон о переводе денег с карты на карту. Соответственно требованиям законодательства, если платеж человека не подтвержден соответствующим назначением и вызывает подозрения, то с него налоговые органы могут обязать выплатить следующие суммы:

  • 13% от суммы перевода в счет НДФЛ.
  • 20% от суммы перевода в качестве штрафных санкций за уклонение от уплаты налогов.

Необходимо понимать, что данные требования действительно имеют место и доведены до всех банковских учреждений, однако не подразумевают автоматического списания данных средств при каждом переводе денег с карты на карту. Более того – официальные лица как ФНС, так и Сбербанка и других крупнейших банковских организаций опровергли наличие налога на перевод денег с карты на карту как такового – налоги будут списываться только в случае наличия обоснованных подозрений о неуплате налогов и целях получения платежа как оплаты товаров или услуг.

Данное списание налоговая сможет производить только в случае наличия у нее обоснованных подозрений о неуплате владельцем банковской карты налогов. Сами по себе банки не отправляют информацию о движениях средств по картам налоговой в всех ситуациях. Однако они обязаны это делать, когда:

Закон о переводе денег с карты на карту – как не попасть под подозрение

Многие граждане обоснованно переживают, что их бытовые переводы могут начать облагаться налогами. Это не так, но все же банки и налоговая служба имеют определенные рычаги влияния и механизмы отслеживания тех, кто уклоняется от обязательных платежей. В частности, может вызвать подозрение налоговых органов и банков комментарий к осуществляемому переводу, например, если в нем может иметь место указание вознаграждения за что-то. Лучше всего рассмотреть данную ситуацию на наглядном примере:

Если человек брал деньги в долг у кого-то, например, на ремонт и после их возвращает их с примечанием «За ремонт», то банковские работники и сотрудники налоговой службы могут посчитать данный перевод оплатой услуг по ремонту. То же самое касается случаев, когда осуществлялся перевод для приобретения какой-либо вещи.

Чтобы избежать налогов на такие переводы, необходимо по-другому формировать примечание к платежу или вовсе не заполнять данное поле.

Пострадать от последних изменений по переводам денег с карты на карту могут и фрилансеры, которые не зарегистрированы в качестве предпринимателей. В частности, они могут регулярно получать средства от заказчиков. И, соответственно, если банк или налоговики обнаружат регулярные платежи, допустим, раз в неделю от одних и тех же лиц и в приблизительно одинаковых размерах, то тогда скорее всего фрилансер будет привлечен к ответственности, либо из его средств просто изымут сумму налога. Чтобы избежать этого, необходимо обеспечивать хаотичность переводов – отсутствие какой-либо стабильной регулярности как в отправителях средств, так и в датах переводов.

В случае, если при переводе денег с карты на карту с них списали налог, то клиент банка вправе обратиться в банк или налоговую службу с документами, подтверждающими происхождение средств или иные обстоятельства, однозначно свидетельствующие об отсутствии дохода от незаконной предпринимательской деятельности без уплаты налогов. Так, не облагаются налогами:

  • Любые средства, переведенные с карты на карту близкими родственниками.
  • Средства, полученные в счет уплаты долга.
  • Компенсации от работодателей за понесенные расходы, например, по .

Слух о том, что закон о банковских картах с 1 июля 2018 года заставит каждого гражданина платить налог с «незарплатных» поступлений свыше 4 000 рублей и отчитываться обо всех пополнениях счета перед налоговой, взволновал и привел в замешательство большинство россиян. Мало кто потрудился выяснить, в связи с какими изменениями в НК возникла паника.

Расскажем, в чем истинный смысл новшеств в финансовом законодательстве, будет ли взиматься налог на перевод денег с карты на карту, что из себя представляет закон о блокировки банковских карт, который действительно был принят Госдумой и вступит в силу в 2018 году.

Мифы и реальность налогового контроля переводов по картам

Прежде всего, обращаем внимание читателей, что никакой закон о картах с 1 июля 2018 года в действие не вступает по причине его отсутствия.

В адрес портала правовой информации сайт поступали многочисленные обращения по этому вопросу. Вот типичные примеры:

«Пролейте свет на ситуацию: правда ли, что закон о банковских переводах на карту 2018 года обяжет с каждого поступления независимо от суммы уплачивать 13% налога? А если этого не сделать, оштрафуют еще на 20%?», - интересовалась Марина из Саратова.

«Как будет действовать закон с 1 июля о банковских картах? Какой документ надо предоставить в налоговую, если я с каждой зарплаты перевожу жене половину на хозяйство? Или это тоже объект налогообложения?», - спрашивал Игорь из Бийска.

Огромное количество связанных со слухами вопросов заставило Федеральную налоговую службу 20 июня 2018 года дать официальное разъяснение по этому поводу. Информация доступна на сайте самой ФНС, в справочно-правовой системе «Гарант».


Закон с 1 июля 2018 года — Налоговая разъяснила, когда возможна проверка

Смысл ответа инстанции сводится к следующему.

  1. Налоговая вправе запросить в кредитной организации данные о поступлениях на счет физического лица не просто так, а только в рамках проводимой проверки. Основаниями станут ст. 88, ст. 93.1 НК РФ.
  2. Сама обязанность банков сообщать в ФНС эти сведения - не новость, она существует еще с 2014 года. В 2016 году она была конкретизирована в пп. 1.1. ст. 86 НК и обязала передавать информацию об открытии и закрытии счетов частных лиц.

По всей видимости, слухи о тотальном контроле карточных переводов родились в связи с изменениями, произошедшими 01.06.2018. Была уточнена ст. 86: теперь банки по поступившим запросам передают в НИ информацию о наличии счетов, депозитов, о списаниях или отсутствии движений денег по счетам, открытым в драгметаллах.

Реальная ситуация с банковскими переводами с 1 июля 2018 года

Действительно, налоговая вправе запрашивать данные о состоянии счетов, вкладов и электронных кошельков граждан. На то она и налоговая! Но получить эту информацию фискальный орган может не в любой момент. Для этого необходимо соблюдение двух условий:

  1. Данные потребовались в рамках проведении проверки гражданина. Чаще всего такие проверки инициируются при выявленном несовпадении расходов лица с его зарплатными, задекларированными доходами. Типичная ситуация: человек обращается за вычетом после приобретения недвижимости. ФНС выясняет, откуда средства на дорогостоящую покупку, если официальный заработок или иной доход отсутствует. И для этого служба может истребовать у банков сведения.
  2. Для оформления запроса в банк обычного требования инспектора недостаточно. Разрешить провести такую процедуру должен либо руководитель налоговой по субъекту, либо руководство ФНС федерального уровня.

В конце разъяснения ФНС указала: «Информация о начислении налогов и штрафов за все невыясненные поступления на карты граждан не соответствует действительности».

Вывод таков: новый закон о «налоге с банковских карт» с 1 июля 2018 года - очередная утка, массово распространенная соцсетями и ненадежными интернет-ресурсами.

Блокировка счета из-за подозрений в хищении: чего ожидать?

Из-за шумихи, которую породила пенсионная реформа, чемпионат по футболу и вымышленный закон о банковских картах 2018 года, незамеченной осталась другая новость. 20 июня 2018 года Совет Федерации одобрил закон о блокировке карт при выявлении признаков возможного хищения. Госдумой этот проект был принят еще 5 июня.

Законопроект под номером 296412-7 вносит соответствующие корректировки:

  • в 161-ФЗ «О национальной платежной системе»;
  • в ФЗ № 395-1 «О банках и банковской деятельности»;
  • в 86-ФЗ «О ЦБ РФ».

Он вступит в силу спустя 3 месяца после подписания Президентом. Карточка законопроекта доступна в электронной системе обеспечения законодательной деятельности. Пакет документов и сам текст законопроекта можно скачать .

Таким путем законодатели решили бороться с мошенничеством, получившим распространение при совершении банковских операций в онлайн режиме. Закон призван обеспечить защиту средств граждан от незаконных снятий и оплат.

Ограничения и полномочия банков

Банк получает право заблокировать перевод, если обнаружит признаки, что перечисление выполняется без согласия владельца счета. Сроки блокирования предлагается ограничить 2 рабочими днями.

Клиенту банка тут же высылается уведомление о потенциально незаконном списании с его счета. Он должен либо подтвердить, либо запретить перечисление. Если поступает запрет, банк отвечает за возврат денег.

Перечень признаков хищения должен будет составить Банк России. На основании его указаний другие банки смогут дополнить или детализировать этот список.

В отношении переводов между организациями банки получат полномочие задерживать зачисление средств на счет получателя после их списания со счета отправителя на срок до 5 рабочих дней. Но для этого от плательщика должно поступить сообщение о списании денег без разрешения.

В связи с этим возникает вопрос: не станут ли постоянными задержки переводов денежных средств из-за закона о блокировки банковских карт. Говорить об этом до обнародования признаков хищений, утвержденных ЦБ, преждевременно.

ЦБ РФ в содружестве со Сбербанком, ВТБ, Газпромбанком, «Открытие», Альфа-банком, НСПК и Qiwi создают некую ассоциацию «Финтех». Основной целью этой ассоциации заявлено создание платформы моментальных платежей (p2p). По словам представителей ЦБ РФ - для удобства населения в части моментального перевода средств между физическими лицами и в оплату за работы, услуги.

Сумма перевода, видимо, будет ограничена - не более, чем 100 000 руб. Платежи можно будет делать через мобильное приложение. Рассматривается вариант интернет-сервисов, которые совместят с платформой ЦБ РФ и его платежной системой.

Читая все это, невольно возникает вопрос: а зачем нам еще одна платежная система? Их уже полно. Существуют и интернет-системы для моментального перевода денег. Зачем тратить бюджетные деньги (причем, полагаю, немалые) и время на разработку того, что уже есть и отлично работает?

Можно, конечно, ответить, что чиновникам заняться больше нечем. Но у всякой медали есть оборотная сторона, о которой простым смертным знать необязательно.

«Клерк» попробовал разобраться.

Контроль над финансовыми операциями граждан начался?

В последние несколько лет ЦБ РФ активно разрабатывает и внедряет указания для коммерческих банков в сфере реализации положений Федерального закона от 07.08.2001 №115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма». Достаточно перечислить основные из них:
  • Положение Банка России от 29.08.2008 № 321-П (Приложение 8);
  • Письмо ЦБ РФ от 31.12.2014 № 236-Т «О повышении внимания кредитных организаций к отдельным операциям клиентов»;
  • Положение Банка России от 02.03.2012 № 375-П (в ред. Указания ЦБ РФ от 28.07.2016 № 4087-У).
Содержание всех этих документов преследует одну цель - жесточайшим образом контролировать финансовые операции (движение денежных средств по счетам) юридических лиц и ИП.

В отношении транзакций физических лиц пока такого жестко регламентированного контроля не наблюдалось. Хотя многие физические лица уже столкнулись с блокировкой своих карточных счетов и прошли процедуру объяснений с представителями обслуживающего банка по поводу денежных средств, поступивших на карточный счет.

Полагаю, что выполнив работу по регламентации операций юридических лиц и ИП, ЦБ РФ взялся теперь и за доходы физических лиц.

Возможность перевода денежных средств с карты на карту физического лица, указав лишь ее номер, появилась в России несколько лет назад. Согласно внутренней статистике ЦБ РФ, в настоящее время квартальные обороты подобных операций граждан в отдельных банках достигают десятков миллиардов рублей (например, за I квартал 2017 года физические лица - клиенты «Тинькофф Банка» осуществили переводов с карты на карту на сумму около 70 млрд руб., а в ВТБ и ВТБ-24 объем таких переводов составил примерно 37 млрд руб., по Сбербанку показатель составляет 2,6 трлн руб.).

Представители Сбербанка отмечают, что все большее количество физических лиц открывают карточные счета и активно используют их для оплаты различного рода услуг, предоставляемых в том числе и другими физическими лицами, не являющимися ИП. Однако, для таких граждан подобные перечисления являются налогооблагаемым доходом (согласно ст. 209 НК РФ) и именно эти граждане не торопятся уплачивать налоги с полученных доходов. По общему правилу, если гражданин, получивший доход, является резидентом РФ, то он должен уплатить НДФЛ с полученной суммы в размере 13%, если нерезидентом - 30%.

Например, бухгалтер - фрилансер обслуживает юрлица и ИП, с которыми работа строится на основании официально заключенного договора. Соответственно, денежные средства поступают на его карточный счет уже за вычетом удержанного заказчиком НДФЛ. Однако, могут быть и клиенты, в том числе и физлица, которые просто перечисляют ему деньги на карточный счет за оказанные услуги. И с этих денег никаких налогов он не платит. И вот здесь есть опасения, смогут ли налоговые органы отследить такие платежи и предъявить к нему претензии.

Что говорит ФНС

По сведениям, полученным от юристов, специализирующихся на налоговых правоотношениях, такое внимание может быть скорее случайным, инициированным в ходе налоговой проверки заказчика услуг - юридического лица или ИП. В свою очередь, представители ФНС отмечают, что массовая проверка всех физических лиц на предмет получения ими незадекларированного дохода пока не проводится. Но, как известно, в случае получения информации, налоговые органы вправе проводить налоговые проверки в отношении физических лиц (ст. 89 НК РФ).

Также представители ФНС обращают внимание на то, что сведения о движении денежных средств по счету налогоплательщика не являются однозначным доказательством получения дохода налогоплательщиком. А выписка банка о движении денежных средств по расчетному счету не может служить достаточным доказательством для установления факта осуществления операций по реализации товаров или услуг.

Кто в зоне риска? Это, как правило, риэлторы, лица, получающие доходы от зарубежных активов, самозанятые граждане (фрилансеры, лица, оказывающие разного рода услуги, или выполняющие различного рода работы для физических лиц).

Согласно п. 2 ст. 86 НК РФ налоговая может запрашивать информацию от банков о счетах физических лиц, не являющихся ИП, только с согласия руководителя вышестоящего налогового органа, руководителя ФНС или его зама - в случаях проведения налоговых проверок в отношении этих граждан. Однако, как указывают специалисты ФНС, такое ограничение не действует в случае, если физическое лицо фактически занимается предпринимательством без регистрации.

А судьи?

Судебная практика по привлечению физлиц к ответственности за неуплату налога в подобных ситуациях и доначисления НДФЛ не развита, поскольку у налоговых органов просто нет механизмов обнаружения фактов получения гражданами таких доходов.

Безналичные переводы между физическими лицами разрешены, и банки не должны уведомлять налоговую о каждом платеже каждого своего клиента. Видимо, для устранения именно этого пробела, ЦБ РФ и озаботился созданием единой платежной платформы с целью осуществления возможности отслеживать платежи физических лиц-клиентов банков в одном ресурсе.

Какие риски есть уже сейчас

И даже при действующей ныне системе, юристы отмечают, что определенный риск есть. По закону №115-ФЗ банк, установив факт регулярного поступления средств клиенту, имеет право запросить у него информацию об их происхождении, а не получив ответа, вправе заблокировать счет.

В свою очередь, налоговики, могут запросить банк о состоянии счета и обнаружить незадекларированный доход. В таком случае помимо доначисления НДФЛ применяются дополнительные штрафы в размере 20% от неуплаченной суммы налога.

Таким образом, вполне возможно, что в ближайшем будущем ситуация с налогообложением незадекларированных доходов физических лиц начнет меняться.

Какие денежные доходы физлиц не облагаются НДФЛ? Прежде всего, это деньги без ограничения суммы, подаренные физическим лицом, не являющимся предпринимателем (п. 18.1 ст. 217 НК РФ). Поэтому при переводе денег на карту лучше уведомить отправителя об указании в графе «Назначение платежа» в поле для комментариев «Дарение». Тогда вероятность претензий со стороны налоговиков снизится. Освобождены от НДФЛ доходы за услуги нянь и сиделок, репетиторов, уборщиков жилья, не являющихся индивидуальными предпринимателями, но уведомивших налоговый орган о статусе самозанятого гражданина (п. 70 ст. 217 НК РФ). Доходы за иные работы и услуги, а также доходы от сдачи в аренду жилья по общему правилу облагаются НДФЛ, для чего налоговой службе потребуется дополнительный источник информации, например, жильцы или соседи сданной в аренду квартиры. Юристы также уверяют, что, если человек не декларирует доход, перечисленный на карту, или забудет отразить какую-то часть дохода, а налоговая служба эти средства так и не выявит, инспекция не сможет провести доначисление налога и выставить штрафные санкции.

P.S. В редакции готовится материал о том, какие схемы ищут налоговые органы, проверяя использование банковских карт.

Интернет активно начал пополняться различными слухами о том, что с 1 июля 2018 года на территории Российской Федерации начинает действовать новый закон, который предусматривает налог при различных переводах с одной банковской карты на другую.

Моментально эта новость набрала ажиотаж, потому что в России очень большой процент тех операций, которые происходят при помощи перевода средств с карты на карту. Это очень популярный способ, который требует минимума затрат и бумажного оформления.

Какой на самом деле был принят закон, начинающий свою работу 1 июля 2018 года

Проценты автоматически списывать с банковских счетов никто не будет. Это хорошая новость для тех людей, которые активно пользуются банковской услугой, подразумевающей перевод с учреждения на другую фирму. На территории Федерации начинает работать поправка в законе, которая предусматривает решение вопросов касательно подозрительных переводов.

В случае если налоговые службы будут заинтересованы регулярными платежами или финансовыми переводами, которые нельзя обосновать, происходит процедура отправки запроса банковскому учреждению о предоставлении информации касательно клиента.

Поправки в законопроект приняты исключительно для переводов с карты на карту

Анонсированная мера была принята, потому как при помощи этой системы регулярно проходят теневые и различные оплаты, которые не облагаются налогами. Те граждане, которые производят небольшие переводы с карты на карту, могут быть спокойными, потому как налоговую службу интересуют финансовые начисления крупных размеров.

«Подпункт 1.1 статьи 86 Налогового кодекса, который обязывает банки сообщать налоговикам об открытии и закрытии счетов физлиц, действует с 1 сентября 2016 года, пишет Therussiantimes. Те же формулировки, но в другом пункте существовали в НК РФ с 1 июля 2014 года», - говорится в сообщении ФНС.

Запросить информацию о счетах, вкладах и электронных кошельках физлиц налоговые органы могут только при проведении проверок, поясняет налоговая служба.

«Например, гражданин направил заявление о получении налогового вычета за покупку квартиры, не имея официального дохода. В этом случае налоговая может заинтересоваться поступлениями на счета такого налогоплательщика», - отмечает ФНС.

«ФНС в своем письме от 6 июня 2018 года №ЕД-4-2/10885 дала разъяснения о том, что переводы физических лиц с карты на карту не будут автоматически считаться налогооблагаемым доходом. Порядок предоставления сведений налоговому органу о движении средств по банковским счетам физических лиц не изменяется», - говорит , старший юрист BGP litigation.

Взаимодействие банка с налоговой с 1 июля не изменится, заявили «Газете.Ru» в Сбербанке. Как пояснили в банке «Открытие», на банки давно возложена обязанность представлять налоговым органам на основании мотивированного запроса справки о наличии счетов физических лиц в банке, остатках денежных средств на таких счетах, а также предоставлять выписки об операциях на таких счетах.

Эта необходимость существует уже несколько лет и никаких концептуальных изменений Налоговый кодекс с тех пор не претерпевал, добавили в кредитной организации.

По словам Елены Веревочкиной, управляющего Санкт-Петербургским филиалом Росгосстрах Банка, «налоговая служба вправе запрашивать данные о состоянии счетов, вкладов и электронных кошельков граждан».

Однако только при проведении налоговой проверки и «разрешения руководителя налоговой (федерального уровня или уровня субъектов)».

Такие проверки инициируются налоговой при «существенных расхождений расходов и задекларированных доходов физического лица», говорит банкир.

Шумиха, скорее всего, связана с тем, что на статью 86 НК после внесения изменений «россияне обратили внимание»,

полагает Анатолий Нагиев, руководитель практики налогового права компании «Амулекс».

Впрочем, несмотря на то, что с 1 июля по сути ничего не изменится, эксперты не исключают, что в ближайшее время налоговые органы будут активнее следить за переводами россиян.

Как говорит управляющий партнер экспертной группы Veta Илья Жарский, если через банковские переводы граждане регулярно получают денежные средства в счет оплаты тех или иных услуг, то отследить частоту этих переводов и периодичность банкам и ФНС не составит особых усилий.

«В таком случае гражданам необходимо будет либо признать свой статус самозанятого и войти в число честных налогоплательщиков. Тем более, что скоро государство внедрит пилотный проект по функционированию специального приложения на телефон для отчисления от 3% до 6% от заработка в пользу налоговиков, либо прекратить подозрительные операции или перевести их в статус хаотичных. Иными словами, делать все, чтобы это не выглядело как регулярные переводы на одну и ту же сумму», - говорит эксперт.

В Госдуме опровергли новости о налогах при переводе средств с карты на карту

Распространяемая в Сети информация о том, что с 1 июля автоматически будет взиматься налог при переводе денег с одной банковской карты на другую, не соответствуют действительности, заявила первый зампред комитета ГД по бюджету и налогам Ирина Гусева.

«Сейчас в интернете ходит «новость», что якобы с 1 июля переводы денежных средств с карты на карту будут облагаться налогом. Это неправда, людям не нужно поддаваться на такие провокации», - цитирует депутата пресс-служба «Единой России».

Парламентарий пояснила, что обязанность банков уведомлять налоговые органы об открытии счетов и вкладов граждан действует с 2014 года, причем она возникает только при условии наличия мотивированного запроса со стороны налогового органа. В ноябре прошлого года в Налоговый кодекс были внесены поправки, обязывающие банки с 1 июня 2018 года по запросам налоговых органов предоставлять справки по счетам в драгоценных металлах.

О том, что никакого налога нового не вводилось, ранее заявляли и представители самой фискальной службы. Если же вы не доверяете официальным данным и считаете, что дыма без огня не бывает - перестрахуйтесь. В случае, если отправитель средств укажет назначение платежа, например «подарок» или «любимая, купи себе шубу», то налоговая точно не будет иметь оснований на предъявления вам претензий.

Расскажем, надо ли будет платить налог на переводы с карты на карту для физлиц с 1 июля 2018 года. Существует ли закон, усиливающий налоговый контроль за банковскими переводами.

На каких основаниях налоговая проверяет счета граждан?

Каждая кредитная организация (банк) должна сообщать налоговой службе, когда граждане, в том числе ИП, открывают и закрывают счета или вклады (депозиты), изменяют реквизиты счета. В этих случаях службу уведомляют в течение трех дней (п. 1.1 ст. 86 НК РФ). Также есть информация, которую банки обязаны сообщать по запросу налоговых органов. Это сведения о наличии средств на счетах и вкладах, а также обо всех операциях, совершенных гражданами, в том числе о переводах электронных денег. Возможность запрашивать эти сведения появилась у налоговиков с 2014 года, когда начал действовать закон о контроле банковских карт под номером 134-ФЗ, принятый 23 июня 2013 года в целях противодействия нелегальным финансовым операциям. Им были внесены изменения в ст. 86 НК РФ.

За пять лет эти положения закона один раз подвергались редакции (Федеральный закон от 03.07.2016 N 241-ФЗ), а с 1 июня 2018 года были дополнены пунктом, который позволяет налоговикам получать информацию не только в отношении денежных средств, но и драгоценных металлов, хранящихся в банках (Федеральный закон от 27.11.2017 N 343-ФЗ). Вот и все изменения.

Тем не менее, многие СМИ представили эту информацию так, как если бы закон об отслеживании переводов на карту физических лиц был новым нормативно-правовым актом, который обяжет граждан платить налог на перевод с карты на карту для физлиц с 1 июля 2018 года.

Закон о банковских картах, точнее, положения ст. 86 Налогового кодекса РФ предусматривают, как и раньше, всего несколько случаев, при которых будут обоснованными запросы налоговой в банк о состоянии счетов граждан. В этих случаях граждане должны дать налоговикам разъяснения, являются те или иные поступления доходами, которые должны облагаться налогом.

Закон с 1 июля о банковских картах - когда налоговая проверяет счета?

Банки обязаны раскрывать сведения об операциях по счетам, в том числе о переводах с помощью онлайн-банка, в связи с поступлением запроса от налоговой инспекции. Запрос направляется при проведении проверки документов о доходах физлица: декларации 3-НДФЛ и справки 2-НДФЛ. В отношении граждан проверка обычно проводится при подаче документов гражданином на оформление налогового вычета или при уплате налога на доход от сдачи в найм жилья. Запрос на информацию о счетах должен быть подписан руководителем Управления ФНС по субъекту РФ или руководителем (заместителем руководителя) ФНС России.

Если указанные гражданином сведения отличаются от сведений о доходах, представленных банком или иными лицами, налоговая предложит разъяснить это в течение 5 дней или подать исправленные документы. Помимо банков информацию (документы), подтверждающую размер доходов налогоплательщика могут предоставить также лица, участвовавшие в сделках с гражданином (п. 2 ст. 93.1 НК РФ).

Запрос налоговой на предоставление информации во всех случая должен быть мотивированным, то есть с указанием, в связи с какими налоговыми мерами возникла необходимость применить закон о контроле банковских карт физлиц. В запросе, который направляется при проверке сделки, налоговики должны указывать реквизиты, позволяющие идентифицировать ее.

Что делает налоговая после получения информации от банка?

Закон о переводе денег с карты на карту включает в себя также порядок предоставления информации о счетах и операциях по ним, который регулируется Банком России (Положение от 28.04.2012 N 377-П) и Федеральной налоговой службой. Если сведения, поступившие из банка, где размещены счета физлица, отличаются от сведений, представленных гражданином, то служба направит налогоплательщику требование о разъяснении этих несоответствий или исправлении документов. Требование составляется по образцу в приложении 1 к Приказу ФНС России от 08.05.2015 N ММВ-7-2/189@. Результаты проверок деклараций и справок о доходах, в ходе которых запрашивалась информация о переводе с карты на карту, должны быть отражены налоговиками в акте согласно приложению 23 к Приказу.

Требование разъяснить операции по карте или подать исправленные документы (сведения о доходах), налогоплательщик должен выполнить в течение 5 дней. Возражения по акту налоговой проверки можно подать в течение месяца (п.6 ст. 100 НК РФ).

Если разъяснения или исправления не будут сделаны, в разделе 3 акта указывается, что по результатам проверки установлена неуплата подоходного налога (недоимка), в связи с чем предложено начислить пени и привлечь к ответственности за совершение налогового правонарушения. Если гражданин не согласен с фактами, изложенными в акте, и (или) с выводами и предложениями проверяющих, он должен передать в налоговый орган документы (заверенные копии), подтверждающие обоснованность его возражений (образец возражений дан в Информации ФНС России «Подача возражений на акты налоговых проверок»). Эти документы, должны подтверждать, что электронные денежные средства, переводившиеся на карту, не являются доходом согласно ст. 209 НК РФ, либо отнесены к доходам, которые освобождены от уплаты налога по основаниям ст. 217 НК РФ. Закон с 1 июля о банковских картах будет применяться в таком же порядке, что и раньше.

Какая ответственность грозит неплательщику налогов?

Акт налоговой проверки, другие материалы, которые свидетельствуют о нарушении налогового законодательства, а также письменные возражения по акту должны быть рассмотрены руководителем (заместителем руководителя) проверяющей налоговой инспекции. По результатам их рассмотрения в течение 10 дней и со дня истечения 1 месяца на представление возражений может быть принято решение о привлечении к ответственности или решение о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля. Срок рассмотрения материалов налоговой проверки и вынесения решения может быть продлен, но не более чем на один месяц (ст. 101 НК РФ).

При установлении неуплаты налога, возможно наложение штрафа на гражданина по ст. 122 НК РФ - 20% от суммы неуплаченного налога. Это не освобождает лицо от обязанности уплатить налог (НДФЛ) и пени (ст. 75 НК РФ). Решение о привлечении к ответственности выносится по форме приложения 30 к Приказу ФНС России от 08.05.2015 N ММВ-7-2/189@, в разделе 3 решения будет указан вышестоящий налоговый орган для подачи жалобы на решение и разъяснен порядок обжалования. Для обращения в суд необходимо соблюдение досудебного порядка, то есть предварительное обращение с жалобой в вышестоящий налоговый орган (ст.138, 139 НК РФ).