Ликвидация бизнеса. Приказы. Оборудование для бизнеса. Бухгалтерия и кадры
Поиск по сайту

Срок подачи налоговой декларации во франции. Вычеты французской налоговой системы. Фискальные обязательства предприятий

Про подоходный налог для физлиц во Франции

В последнее время в российских СМИ часто упоминаются высокие ставки подоходного налога во Франции, а именно 75% для миллионеров. Но чтобы составить объективную картину того, много или мало платят налогов французы по сравнению с россиянами, нужно иметь внятное и достаточно полное представление о том, как именно организовано подоходное налогообложение физических лиц во Франции по сравнению с Россией. Именно этому и посвящена эта статья.

Налогоплательщики и налоговая база
В России подоходным налогом (НДФЛ - налог на доходы физических лиц) облагается в отдельности каждое физическое лицо, получающее доход. Т.е. налоговая база (сумма, с которой платится налог) вычисляется индивидуально для каждого налогоплательщика по сумме его персональных доходов.

Во Франции подоходным налогом (IR - Impôt sur le Revenu) облагается не каждое отдельное физическое лицо, а вся семья в целом. Иногда это называют подоходным налогом с домохозяйства. Под семьей понимаются супруги и их дети, не достигшие 18 лет, а также дети, не состоящие в браке и моложе 21 года, либо дети-студенты моложе 25 лет.
Налоговая база вычисляется для всей семьи как совокупный годовой доход всех членов семьи за вычетом определённых видов расходов, которые налогом не облагаются (подробнее про налоговые вычеты см. ниже).
Далее эта суммарная семейная налоговая база делится на коэффициент размера семьи, и таким образом получается налогооблагаемая доля одного члена семьи, т.е. некий среднедушевой доход семьи (QF - Quotient Familial), который и определяет величину ставки подоходного налога для этой семьи (см. шкалу подоходного налога ниже).

QF = (Совокупный доход семьи) / (Семейный коэффициент)

Для среднедушевого дохода семьи (QF) считается налог по ступенчатой прогрессивной шкале - это получается размер налоговых отчислений на одну долю семьи. А далее размер налоговых отчислений с одной доли снова умножается на коэффициент размера семьи - таким образом получается размер налоговых отчислений на всю семью.
Семейный коэффициент
При подсчёте коэффициента размера семьи складываются весовые коэффициенты всех членов семьи. Взрослые (одинокие или супруги с официально зарегистрированным браком) - каждый по 1, первый и второй несовершеннолетние дети (живущие с обоими родителями) - по 0.5, третий и последующие несовершеннолетние дети (живущие с обоими родителями) - каждый по 1. При разводе или смерти одного из родителей вес ребёнка в подсчёте семейного коэффициента увеличивается.
Если это просто одинокий холостяк или незамужняя женщина без детей, то коэффициент размера семьи 1;
для семьи из двоих супругов без несовершеннолетних детей коэффициент размера семьи 2;
для семьи из двоих супругов с одним несовершеннолетним ребёнком коэффициент размера семьи 2.5;
для семьи из двоих супругов с двумя несовершеннолетними детьми коэффициент размера семьи 3;
для семьи из двоих супругов с тремя несовершеннолетними детьми коэффициент размера семьи 4;
для вдовы/вдовца с одним несовершеннолетним ребёнком коэффициент размера семьи 2.5;
для вдовы/вдовца с двумя несовершеннолетними детьми коэффициент размера семьи 3;
для вдовы/вдовца с тремя несовершеннолетними детьми коэффициент размера семьи 4;
для одного разведенного родителя (не живущего в гражданском браке) с одним несовершеннолетним ребёнком коэффициент размера семьи 2;
для одного разведенного родителя (не живущего в гражданском браке) с двумя несовершеннолетними детьми коэффициент размера семьи 2.5;
для одного разведенного родителя (не живущего в гражданском браке) с тремя несовершеннолетними детьми коэффициент размера семьи 3.5;
и т.д.

Итого холостяки платят во Франции налогов в среднем больше, женатые в среднем меньше (т.к. жёны либо не работают, либо имеют зарплату ниже мужа, а значит среднеарифметический доход QF будет меньше), а женатые с детьми платят налогов ещё меньше (чем больше детей, тем меньше налогов). Такая схема налогового стимулирования семьи и демографии действует во многих европейских странах.
Процентная ставка (шкала) подоходного налога
В России шкала подоходного налога (НДФЛ) плоская, т.е. налоговая ставка единая для всех и не зависит от уровня дохода. По основным видам дохода налоговая ставка 13% от суммы персонального дохода налогоплательщика.

Во Франции шкала налоговых ставок подоходного налога (IR) не плоская, а прогрессивная. Чем выше доход, тем выше ставка налога.
При этом шкала налогов пересматривается и утверждается парламентом Франции каждый год (в зависимости от уровня инфляции, бюджета и экономической ситуации в стране). Вот, например, шкала подоходного налога для физлиц во Франции в 2013 году:



QF от 70 831 до 150 000 евро в год: налоговая ставка 41%
QF от 150 001 до 1 000 000 евро в год: налоговая ставка 45%
QF свыше 1 000 000 евро в год: налоговая ставка 75%

В прошедшем 2012 году шкала была почти такой же за исключением дополнительных более высоких налоговых ставок для сверхвысоких доходов:

QF до 5 963 евро в год: налог 0%
QF от 5 963 до 11 896 евро в год: налоговая ставка 5,5%
QF от 11 897 до 26 420 евро в год: налоговая ставка 14%
QF от 26 421 до 70 830 евро в год: налоговая ставка 30%
QF свыше 70 830 евро в год: налоговая ставка 41%

При рассмотрении этой прогрессивной шкалы налоговых ставок очень важно учитывать два момента:

1) Слева в налоговой шкале указан не доход одного физического лица, а именно среднегодовой доход в расчёте на одного члена семьи (Quotient Familial).
Например, если супруг зарабатывает 28 000 евро в год (~94 750 рублей в месяц), а его жена не работает и сидит дома с единственным несовершеннолетним ребёнком, то (без учёта различных вычетов) QF будет равен 28 000 ÷ 2.5 = 11 200. Это значит налоговая ставка подоходного налога для этой семьи во Франции будет составлять 5.5% (а не 30%, как может показаться на первый взгляд неподготовленному российскому обывателю).
В России, где учитывается именно персональный доход налогоплательщика, ставка подоходного налога для доходов этой семьи будет составлять всегда 13%.

2) Указанная справа процентная ставка налога применяется не ко всему доходу целиком, а только к той его части, рамки которой определены слева. Т.е. часть среднедушевого дохода на члена семьи до 5 963 евро в год не облагается налогом вообще, часть среднедушевого дохода на члена семьи от 5 963 до 11 896 евро в год облагается налогом по ставке 5.5%, часть среднедушевого дохода на члена семьи от 11 897 до 26 420 евро в год облагается налогом по ставке 14% и т.д. Таким образом, определяемая по этой шкале ставка налога - это максимальная ставка, применяемая только к самой верхней части дохода. Более низкие части дохода будут облагаться налогом по более низким ставкам.
В России же единая налоговая ставка 13% применяется ко всему доходу целиком, без градаций.

Пример:
Семья, состоящая из двоих супругов с двумя несовершеннолетними детьми, зарабатывает совокупно 40 000 евро в год (135 300 рублей в месяц).

Расчёт подоходного налога с этой семьи в России (в год):
40000 × 0.13 = 5200 евро (~211 100 рублей)

Расчёт подоходного налога с этой семьи во Франции (в год):
Коэффициент размера семьи = 3
QF = 40000 ÷ 3 = 13333 => налоговая ставка (максимальная) 14%
(5963 × 0 + (11896-5963) × 0.055 + (13333-11896) × 0.14) × 3 = (0 + 326.315 + 201.18) × 3 = 1582 евро (~64 200 рублей)

Получается, что для семьи с таким доходом в России налоговые отчисления подоходного налога будут более чем в три раза выше, чем во Франции. А для такой же семьи с меньшим доходом платить подоходный налог в России будет ещё менее выгодно, чем во Франции.
Налоговые вычеты
Во Франции существует широкая система налоговых вычетов (профессиональных, семейных, социальных, имущественных и др.), что снижает налоговую базу (налогооблагаемую сумму) и соответственно в некоторых случаях может снижать и налоговую ставку (т.к. шкала прогрессивная). Например, из налоговой базы подоходного налога (т.е. из налогооблагаемой суммы семейного годового дохода) перед уплатой налогоы вычитаются:

а) Все профессиональные расходы (расходы, понесенные работающими членами семьи на то, чтобы получить доход от своей работы). Сюда относится оплата профессионального обучения (семинары/курсы по специальности, профессиональная подготовка и переквалификация и т.п.), транспортные расходы на проезд на работу и с работы, покупка спецодежды и рабочих инструментов, необходимых для выполнения работы (включая компьютеры/ноутбуки/телефоны/оргтехнику), расходы на рабочие обеды, расходы на аренду личного офиса и прочие рабочие/профессиональные расходы.

б) Расходы на покупку и постройку жилья для своей семьи.

в) Расходы по охране дома.

г) Социальные/медицинские расходы: страхование жизни (своей и членов семьи), отчисления в фонды медицинского/социального страхования, расходы на лекарства.

д) Расходы на содержание детей в яслях и детских садах. Расходы на обучение детей в школах, лицеях, колледжах и вузах.

е) Расходы на содержание недееспособных членов семьи.
Если вместе с семьёй и на её содержании живёт ближайший родственник (родитель/ребёнок), который является хоть и совершеннолетним, но недееспособным иждевенцем (инвалид, неработающий старик и др.), то на него можно либо получить фиксированный налоговый вычет (несколько тысяч евро в год, без подтверждения расходов), либо присовокупить его доход к общему доходу семьи и учесть его в семейном коэффициенте на равне с несовершеннолетним ребёнком.

ж) Вычет за ребёнка-военнослужащего можно получить даже если он уже совершеннолетний, и даже если у него уже есть своя семья.
Вычет за военнослужащего производится точно так же, как за несовершеннолетнего ребёнка или другого иждевенца на содержании семьи. На него можно либо получить фиксированный налоговый вычет (несколько тысяч евро в год, без подтверждения расходов), либо присовокупить его доход к общему доходу семьи и учесть его в семейном коэффициенте на равне с несовершеннолетним ребёнком.

з) Если помогаешь деньгами работающим родителям, которые живут отдельно, то тоже можешь перед уплатой налогов вычесть соответствующую сумму из своего семейного дохода, но эту передачу денег родителям придётся подтвержить банковской выпиской, а также эта сумма войдёт в суммарный семейный доход работающих родителей (и отразится на их налогах, если они живут во Франции).

и) Расходы на благотворительность (их нужно подтверждать банковскими выписками).

Во Франции все эти вычеты существуют не просто номинально на бумаге, они реально работают, и множество французских семей ими регулярно пользуется, чтобы уменьшить свою налоговую базу.

В России налоговые вычеты тоже существуют. Но, во-первых, в России их, на сколько я знаю, меньше, а во-вторых, их размер ограничен сверху весьма небольшими суммами. Соответственно значительного уменьшения налоговой базы они не дают.
Налоговые резиденты
Налоговыми резидентами Франции являются лица, которые более 183 дней в году проживают на территории Франции. При этом для статуса налогового резидента Франции совсем не обязательно быть гражданином Франции, можно постоянно проживать там, имея только вид на жительство. Налоговые резиденты Франции обязаны платить во Франции по французским налоговым ставкам подоходный налог со всех видов доходов (зарплата, премии, дивиденды, доходы от недвижимости, доходы от банковских вкладов, земельная рента, доход от коммерческой деятельности и др.), причём как с доходов, полученных на территории Франции, так и с доходов, полученных за пределами Франции.

В России с определением статуса налогового резидента и с налоговыми обязательствами для налоговых резидентов ситуация практически такая же.
Социальные отчисления
Ни в России, ни во Франции отчисления в социальные фонды не считаются налогом. Они отчисляются до выплаты подоходного налога и идут не в бюджет, а в некие внебюджетные фонды социального/медицинского/пенсионного страхования. Впоследствии средства из этих фондов используются для выплаты различных медицинских/социальных пенсий/пособий (пособий по больничным листам; расходов на медицинскую помощь; пособий, связанных с рождением ребёнка; пенсий по старости; пенсий по утере кормильца; выплат в связи с инвалидностью и др.).

В России отчисления (страховые взносы) обязательного социального страхования делает только работодатель с зарплатного фонда. Наёмный работник самостоятельно эти отчисления не производит и их реальный размер в своей зарплатной ведомости даже не видит. Для работника это скрытые платежи.

Во Франции же обязательные отчисления в различные фонды социального/медицинского/пенсионного страхования разделены между работодателем и наёмным работником. Часть этих платежей платит работодатель с зарплатного фонда (как и в России). Но другую часть этих отчислений платит сам работник со своей зарплаты (той, которую указывают в объявлениях о работе и в трудовом договоре). Примерно 18-20% от официально объявленной зарплаты каждого работника отчисляются в фонды соцстрахования. И соответственно дальнейшему подоходному налогообложению подлежит только оставшаяся часть 80-82% от исходной французской зарплаты.

Во Франции принято указывать "очень грязную" зарплату, т.е. ещё до социальных отчислений.
Это нужно учитывать при сравнении российских и французских зарплат. Если для сравнения берётся российская "грязная" зарплата (после социальных отчислений, но до уплаты подоходного налога), то из французской "очень грязной" зарплаты для адекватного сравнения сначала нужно вычесть 20%, чтобы тоже получилась просто "грязная" зарплата после социальных отчислений, но до уплаты подоходного налога. Во всех примерах в данной статье указанный доход семьи - это сумма после социальных отчислений и перед уплатой налогов.

Фактически сами отчисления в социальные фонды во Франции делает работодатель (как свою часть, так и часть с зарплаты работников) ещё до выплаты денег на банковский зарплатный счёт работника. Но разница с Россией в том, что в этом случае работник в зарплатной ведомости видит сумму, удержанную с него в виде социальных отчислений, т.е. осознаёт свою персональную часть социальных отчислений. Например, если объявленная грязная зарплата работника составляет 50 000 евро в год, то работник явно увидит, что из них 10 000 евро в год было отчислено в фонды социального страхования, а только 40 000 евро было перечислено ему (до уплаты налогов), и дальнейший подоходный налог он будет платить именно с этих 40 000 евро.

Явная для работников выплата социальных отчислений - это очень важный фактор, играющий роль в осознании французскими работающими гражданами того, сколько именно денег они передают со своих доходов в фонды социального страхования, чтобы потом требовать за эти большие деньги достойной пенсии, достойной медицины, достойных пособий и прочих социальных благ на должном уровне. Собственно, это французы и имеют взамен своих социальных отчислений.
Налоговые выплаты и налоговые агенты
В России налоги в бюджет платит за наёмных работников сам работодатель, а работник получает на руки зарплату уже после удержания всех подоходных налогов. Т.е. работодатель в России является для своих работников налоговым агентом по уплате подоходного налога.

Во Франции работодатель не является налоговым агентом для наёмных сотрудников. Он полностью выплачивает работникам на руки всю сумму (после социальных отчислений, но до выплаты налогов), а подоходный налог с полученной зарплаты обязан платить уже сам наёмный работник самостоятельно.

Самостоятельная выплата подоходного налога - это очень важный фактор, играющий роль в осознании французскими налогоплательщиками того, сколько именно денег они передают со своих доходов в бюджет, чтобы потом требовать сполна с органов власти (президента, правительства, парламента), чиновников, полиции и прочих структур, живущих на бюджетные средства, качественной работы на благо своих налогоплательщиков.
Налоговый период и налоговая декларация
Налоговый период для расчёта подоходного налога и в России, и во Франции - это 1 календарный год.

Но в России налоги за наёмных работников платит работодатель 2 раза в месяц, а самим работникам подавать налоговую декларацию в начале следующего года нужно только в случаях, когда у налогоплательщика кроме зарплаты был какой-то дополнительный источник дохода (доход от недвижимости, доход от дивидендов, доход от коммерческой деятельности и др.)

Во Франции же работники всегда сами платят подоходный налог. После окончания года налогоплательщикам по почте присылаются налоговые декларации, они самостоятельно заполняют их и перечисляют налоги в бюджет через местные налоговые органы (обычно за 3 платежа в течение года, следующего за отчётным налоговым годом).
Налоговые нарушения и преступления
Контроль за своевременностью и точностью налоговых выплат во Франции очень жёсткий.
Даже незначительная просрочка в подаче налоговой декларации грозит штрафом ~10% к сумме налоговых отчислений по этой декларации.
Непреднамеренная ошибка в декларации (например, забыл указать какой-то небольшой дополнительный доход) грозит штрафом ~10% (кроме полной уплаты налогов за этот период).
Намеренная ошибка в декларации (например, явное занижение реальных доходов) грозит штрафом в виде двукратного увеличения налоговых отчислений за отчётный период.
Более серьёзные нарушения (укрывание налогов в особо крупных размерах; подделка документов, подтверждающих доходы/расходы и др.) уже являются налоговым преступлением и грозят кроме штрафов ещё и реальным тюремным сроком.
С налогами там строго, и пытаться обманывать налоговиков действительно опасно.

В России, на мой взгляд, точность и своевременность налоговых отчислений контролируется менее жёстко, и наказания за налоговые нарушения менее суровые. Очень многие налоговые резиденты частично укрывают свои реальные доходы, чтобы платить меньше подоходного налога, и не несут за это серьёзной ответственности перед законом.
Пример вычисления подоходного налога французской семьи
Допустим, семья, живущая во Франции, состоит из двоих супругов с одним несовершеннолетним ребёнком (или ребёнком-студентом). Суммарная зарплата родителей (в любой пропорции между ними) составляет 40 000 евро в год (это зарплата ещё до вычета социальных отчислений). При этом годовой расход этой семьи на профессиональные расходы, покупку компьютера/ноутбука, расходы на ясли/садик/школу/университет и прочие семейные расходы подлежащие вычетам составляет 4 000 евро.

Декларируемая зарплата (т.е. после выплаты 20% социальных отчислений, но перед уплатой подоходного налога) составит:
40000 × 0.8 = 32000 евро в год.
После налоговых вычетов налоговая база составит:
32000 - 4000 = 28000 евро.
Семейный коэффициент для супругов с ребёнком составляет 2.5
Среднедушевой доход на одного члена семьи (QF) составляет:
28000 ÷ 2.5 = 11200 евро.
Это определяет максимальную ставку подоходного налогообложения 5.5%
Итого сумма налоговых отчислений по подоходному налогу с этой семьи будет:
(5963 × 0 + (11200 - 5963) × 0.055) × 2.5 = 5237 × 0.055 × 2.5 = 720 евро в год.
Заключение
Надеюсь, после прочтения этой статьи у вас сложилось достаточно внятное и целостное понимание системы подоходного налогообложения во Франции. Теперь вы сможете не только верить на слово любым заявлениям о том, что во Франции очень высокие (или наоборот очень низкие) подоходные налоги, а вы сможете самостоятельно оценить уровень налогов во Франции, уже зная, как именно они взимаются.

+=============================================================================================+

ALSO.
Попытка найти серьезные обзоры темы оплаты налогов в России, исследования налоговых систем в разных странах, обзоры и сравнения российских ученых-аналитиков не увенчалась успехом. Вполне возможно, плохо искал. Поэтому, спасибо энтузиастам в интернет сети, которые помогают открыть глаза на эту важнейшую тему. Сравнение налоговых систем России и развитых стран необходимо проводить с осторожностью, ибо необходимо помимо состояния экономики, уровня и качества жизни населения и уровня криминализации всех сфер экономики также учитывать историзм процесса.

Важность темы налогов и их уплаты невозможно переоценить. Можно сказать с уверенностью: достаточно установить в стране нормальную (жесткую), прозрачную, понятную, цивилизованную систему сбора налогов и ее перманентное обсуждение в обществе, то и не понадобятся ни злые законы о борьбе с коррупцией, ни выступления на болотной и т.п., так как все очень быстро встанет на свои места - и волки будут сыты и овцы будут целы.

Но в России, как мы знаем, налоговая система в цивилизованном ее смысле, абсолютно отсутствует. Гражданин страны не знает своих налогов, не понимает, как они рассчитываются, на что идут. Причем, это детское неведение активно подпитывается всеми госструктурами. Кто в этом виноват? Да сами граждане и виноваты. Больше никто. Надо требовать от работодателя информации о выплаченных налогах, а от властных структур всех уровней - полной информации, на что налоги идут, до копейки. Причем, эта информация должна быть понятной, простой, проверяемой, подсчитываемой и т.д. Более того, необходимо добиться того, чтобы каждый гражданин России знал своего налогового инспектора (боялся его пуще Путина), знал телефон налоговой инспекции, где она находится, какие хорошие люди там работают, и посещал это чудное заведение хотя бы раз в год, чтобы отдать декларацию, пообщаться с налоговым инспектором, с радостью расстаться со своими кровными денежками. Вы спросите, а зачем это нужно, эти мучения?

Ответ простой - каждый налогоплательщик должен самостоятельно, сам, никому не поручая, разумно, с чувством выполненного долга оплатить свой собственный налог государству, гражданином которого он является. Причем, он должен понимать, что если он не выплатит этих денег, то он заплатит штраф или отправится в тюрьму. Всей своей шкурой должен чувствовать налогоплательщик расставание со своими деньгами. Вот такой вот сакральный ритуал, понимаешь.

Только после того, как гражданин расстанется с N-ой суммой денег (и остро почувствует их отсутствие, не смотря на свои доходы) в пользу государства, то он, гражданин, если он не полный идиот, будет сначала может быть, робко, потом посмелее задавать не менее сакральные вопросы: на какие такие благие дела пошли мои деньги? Кто их получил в моем районе, деревне, селе, городке, городе, области, округе, стране? В какой сумме собраны налоги, каково их качество, на какие программы идут налоги? Как капитализируется его пенсионный фонд и, в целом, в городе, области, стране? Кто в данной местности занимается распределением налогов и на какие программы? Каково состояние дел в моем городе c платежным балансом? Сколько построено дорог, сколько отремонтировано и за какие деньги? Почему мэр города принял так много приезжих, на каком основании, зачем их так много? Есть ли для них рабочие места, являются ли приезжие налоговыми резидентами, каков их налоговый статус? Какая информация за месяц, квартал, год выложена сити-менеджером на сайте района, города, области, страны в P&L , и почему в этом отчете такие странные, подозрительные цифры? Может мой город идет ко дну, и на грани банкротства из-за разных причин и пора менять или сити-менеджера или место жительства? И т.д. и т.п. Это - очень простые вопросы разумных граждан, живущих на своей территории, любящих свое место проживания и требующих от назначенных ими управленцев отчета за свои действия в обмен на скурпулезную оплатут налогов. Все очень просто.
Безусловно, если граждане города исправно платят налоги, а городской управленец не справляется с задачей их распределния на благо горожан, то горожане имеют полное право при отсутствии злого умысла и состава преступления в действиях ответственного лица немедленно уволить его с должности, а в случае выявленных нарушений (для этого существуют независимые аудиторы) привлечь его к ответственности.

Чем больше тумана и сложностей в вопросах фискальной политики и сложностей донесения фискальной информации для гражданина, тем больше в них обмана и жульнических схем.

Как-то однажды собеседовал (в Москве) одну девушку на предмет занятия вакансии. Спросил, что ее не устроило на прошлом месте работы. Ответ меня не то, чтобы поразил особо, но запомнился надолго. Она ответила просто: сначала уменьшили премию (она работала менеджером в одной крупной компании), потом просто перестали ее платить, хотя работала вроде нормально. И еще, добавила она - при увольнении выяснилось, что хоть ее и занесли в трудовую книгу, как работника, но компания никаких взносов ни в какие фонды за нее не вносила! Т.е. работник работал в компании на птичьих правах, получая з/п в конверте. Никаких копий выписки по форме 2-НДФЛ она на руки не получила. Понятно, что она сама плохо знала законодательство и не попросила работодателя ознакомить ее со своей карточкой. Меня поразил цинизм директора этой компании (если, конечно, девушка не лукавила) - он ничего не боялся.
Другие распространенные случаи махинаций директоров компаний - это полное игнорирование в предоставлении различных социальных льгот для определенных групп работников. То ли от незнания, то ли от нежелания кадровых служб, работникам в некоторых случаях не оформляют уменьшение их налогооблагаемой базы, хотя это выгодно и предприятию.

Налоговая (фискальная) безграмотность населения России, как явление, носит массовый характер. Большинство населения до сих пор еще живет представлением о государстве, сложившемся в советское время. И ждут, бедолаги, ждут не дождутся, когда же "большие начальники" станут добрыми и дадут им все, как в сказке. Вот так вот просто, возьмут и дадут. Потому что, они, "большие начальники", конечно же пекутся о каждом гражданине и только и думают каждую секунду, как там дела у какой-нибудь марь-и-ванны в ее Запендрищенске, чем же ей помочь-то, прямо в кровь ноги стаптывают, прямо мозоли на руках срывают от дел праведных, чтобы помочь ей, болезной, проблемы ее решить. Представления эти о себе власть не только не развенчивает, как миф, но и активно подогревает в умах и представлениях остатков "гомо советикус". Типичной Марь-и-ванне даже не вдомек, что какой-то большой начальник, быстрее всего, пришел на свой пост с единственной целью - пилить бабло, а опилки с этого процесса смахивать в местный бюджет. И нет ему никакого дела до нее, болезной, разве что раз в год, ради пиара, какое чудо "дарения" с барского плеча не совершить прилюдно (более мерзопакостной болезни постсоветского начальства нельзя озвучить) для какой-нибудь бабушки или выбранной наугад (ибо их - миллионы) дошедшей "до точки" семьи.

Только вот уже лет двадцать пять, как минимум, никто ничего не решает за нас в России и решать не будет - все заняты только своим делом. Каждый из нас обязан своим собственным трудом и образованием доказывать, что ты - лучший. Необходимо перестать уповать на "начальников" и бояться их - они такие же люди, что и ты, а чаще всего, даже хуже, глупее, менее образованы чем ты и занимают свой пост не всегда достойно. Главный критерий качества - цифры основных показателей, больше ничего. Российская народная любовь к начальнику - это схоластика, никто не мешает любить бывшего начальника на заслуженном отдыхе. Эти фразы должны быть в первой строке букваря с детского сада записаны. Они должны вдалбливаться молодежи каждый день в школе и университете. Так как многие находятся в плену заблуждений своих родных и близких, стонущих и ностальгирующих по "прекрасной стране советов", сгинувшей в лету. Надо каждому из нас выдавливать из себя "гомо советикус", даже родившемуся после развала Союза, как выдавливал из себя раба Антоша Чехонте.

К слову сказать, еще живы в памяти потуги (которые надо всячески приветствовать) господина Починка собирать налоги с представителей шоу-бизнеса. Сколько воя было поднято в то время (http://www.kommersant.ru/doc/195428/print), многие помнят. Интересно, если сейчас "причесать" шоу-бизнес, они захотят стать налоговыми резидентами Франции? Или их всех потянет, например, в США? :)

Резюме: как только мозг гражданина наконец-то будет занят делом, т.е. будет контролировать кэшфло в своем ареале, платить налоги и требовать жестко отчета об их тратах от назначенных управленцев, то не потребуется никуда выходить и бузить попусту. Хотя, безусловно, законное право "бузить", т.е. собираться мирно, без оружия, обозначая свое мнение по разным вопросам, обозначенное в Конституции страны, должно неукоснительно выполняться. И ответственные лица, препятствующие этому законному праву граждан обязаны нести ответственность. Если не в наше время, то в другое, безусловно. Рукописи ведь не горят, верно?

Вот еще одна тема для размышления, вопрос, который каждый должен задать себе и "начальнику" - какая минимально установленная почасовая оплата труда в том месте (стране), где я нахожусь? Почему до сих пор эта так необходимая мера стимулирования трудовых отношений до сих пор не установлена? Кто обязан заниматься этим вопросом? Почему этот вопрос не поднимается и не обсуждается?

Бюджет Франции более чем на 90 % состоит именно из налоговых поступлений. В совокупности во Франции предусмотрено более 200 видов налогов, сборов, пошлин и других обязательных платежей; их ставки и условия взимания ежегодно пересматриваются.

Правила налогообложения, применяемые к плательщику, во многом зависят от того, является ли он налоговым резидентом Франции или нет.

Во Франции налоговыми резидентами признаются те, кто имеет французский домицилий, или место постоянного проживания. В соответствии с французским законодательством, независимо от гражданства домицилированным во Франции признаётся тот,

  • чьё основное место жительства или семья находятся во Франции;
  • кто осуществляет профессиональную деятельность (оплачиваемую либо нет) на территории страны, кроме случаев, когда такая деятельность носит вспомогательный характер;
  • чей центр экономических интересов, т. е. основные инвестиции, юридический адрес предприятия, центр профессиональной деятельности, находится во Франции.

По общему правилу, резиденты страны уплачивают налоги во французскую казну со всех своих мировых доходов: доходов от предпринимательской и трудовой деятельности, роялти, доходов от сделок с недвижимостью, доходов, полученных в виде дивидендов и процентов. Нерезиденты платят только налоги на имущество, расположенное во Франции, и на иной полученный во Франции доход.

Между Францией и Российской Федерацией существует Соглашение об избежании двойного налогообложения, что позволяет российским налоговым резидентам не платить налог в отношении одного дохода дважды. То есть суммы уплаченных во Франции подоходного налога и налога на прирост капитала могут быть зачтены при расчёте сумм налогов, подлежащих уплате по правилам российского законодательства. Налог на имущество, в соответствии с Соглашением, подлежит уплате только во Франции.

Налоги при покупке недвижимости

При покупке жилья, построенного более пяти лет назад, в государственный бюджет страны, а также в бюджет департаментов и коммун покупатель платит регистрационные сборы (les droits d"enregistrement). Суммарно размер регистрационных сборов составляет 5,81 % от vстоимости приобретаемого объекта (в департаментах Индр, Изер и Морбиан - 5,1 %).

При покупке новостройки уплачивается НДС (la taxe sur la valeur ajoutée, TVA) в размере 20 %, который чаще всего включается в стоимость приобретаемой недвижимости, и сбор в размере 0,71498 % от стоимости объекта.

Стоимость нотариального оформления сделки рассчитывается исходя из стоимости объекта.

Ставки нотариального сбора По данным Credit Suisse

Например, если покупатель приобретает квартиру общей стоимостью 200 тыс. евро, то за первые 6,5 тыс. евро нотариальный сбор взимается в размере 256,425 евро, за следующие 10,5 тыс. евро - 170,835 евро, далее - 466,55 евро и 1 139,6 евро соответственно. В итоге сумма нотариального сбора составит 2 033,41 евро.

Налоги при владении недвижимостью

Собственники ежегодно платят налог на недвижимость(la taxe foncière), налог на проживание (la taxe d"habitation).

Размер налога на недвижимость зависит от площади и местонахождения недвижимого имущества и устанавливается налоговыми органами в соответствии с кадастром и исходя из арендной стоимости. Налог на проживание, в соответствии с французским законодательством, оплачивается теми, кто занимает жильё на 1 января текущего года - либо его владельцем, либо арендатором.

По словам Лары Парэнан, директора департамента Восточной Европы AS et Associés, ставка налога на недвижимость в год эквивалента стоимости 0,5 месяца аренды, если в городе, в котором находится жильё, есть предприятия. В экономически более слабых населённых пунктах ставка равна плате за 1,5 месяца. Имеется в виду не рыночная аренда, а условная, которая рассчитывается, исходя из средних цен на обычное и социальное жильё, и стоит гораздо меньше рыночной. Taxe d"habitation тоже зависит от того, насколько хорошо наполнена казна города. В самых «отсталых» муниципалитетах его размер равен «условной» месячной аренде.

Например, в пригороде Парижа, где есть предприятия, у владельца недвижимости площадью 100 м², рыночная стоимость которой - 500 тыс. евро, в год уходит 800 евро на taxe foncière и столько же на taxe d"habitation. Другой пример: в пригороде Парижа, где нет предприятий, собственник жилья (100 м², 180 тыс. евро) платит 850 евро в год за taxe foncière и 900 евро за taxe d"habitation.

«Покупать недвижимость надо там, где есть предприятия - в пригородах Парижа (северо-запад), в самой столице, на побережьях (там хорошо развита туристическая инфраструктура) и в горах. В таких местах налоги ниже, но жильё стоит дороже - всё закономерно. К примеру, на востоке от Парижа налога совсем нет благодаря Диснейленду», - говорит Лара Парэнан.

По её словам, владельцы первичной недвижимости вовсе освобождаются от налогов в первые пять лет. Главное условие - правильно заполнить все необходимые документы, а это - забота риелторов.

Помимо этого, те, чьи активы в стране имеют стоимость свыше 1,3 млн евро, платят налог на богатство, или налог солидарности на состояние (l’impôt de solidarité sur la fortune, ISF). Налогообложению подлежит любое недвижимое имущество, находящееся в собственности. Ставки данного налога зависят от стоимости имущества.

Ставки нотариального сбора По данным Credit Suisse

Налог на богатство касается только физических лиц и их семей. Одинокие люди платят ISF отдельно, супруги, сожители и лица, заключившие гражданский договор солидарности (PACS),- совместно. При этом собственность несовершеннолетних детей облагается налогом вместе с собственностью их родителей.

Налоги на доходы и прибыль

Максимальная ставка подоходного налога (l"impôtsurlerevenu) достигает 45 %. Вдобавок к основной ставке обладатели сверхвысоких доходов (более 1 млн евро) платят дополнительные 3–4 %.

Ставки подоходного налога во Франции

Доход, евро Ставки, %
До 5 963 0
5 964 – 11 896 5,5
11 897 – 26 420 14
26 421 – 70 830 30
70 830 – 150 000 41
150 001 – 1 000 000 45
Свыше 1 000 000 48–49

Собственники, желающие обогатиться за счёт сдачи недвижимости в аренду, обязаны платить налог на доход от аренды (l’impôt surle revenu locatif). Налогооблагаемая база - доход от аренды за вычетом расходов по аренде. Ставки могут колебаться от 5 до 45 %. В отношении нерезидентов применяется плоская ставка в размере 20 %.

Кроме того, для нерезидентов ЕС к этому налогу добавляются социальные сборы (les prélèvements sociaux), ставка которых в совокупности составляет 15,5 %. Таким образом, максимальная ставка дохода от аренды для нерезидентов составляет 60,5 %.

Арендодатели, сдающие помещения площадью менее 14 м² за 30–45 евро/м² и более (сумма зависит от муниципалитета), платят дополнительный ежегодный налог . Ставка данного налога для меблированных студий составляет максимум 10 %.

Ставки налога на доход от аренды По данным Credit Suisse

Существует также налог на пустующую недвижимость (la taxe sur les logements vacants, TLV). Им облагаются немеблированные объекты, расположенные в коммунах с населением более 50 тыс. человек. Если такой объект недвижимости остаётся не занятым более года, ставка составляет 12,5 %, начиная со второго года - 25 %. Налог взимается с вменённого арендного дохода, который рассчитывается на основании данных рынка с учётом характеристик объекта. Посмотреть список коммун, в которых взимается налогна пустующую недвижимость, можно на сайте Legifrance.gouv.fr.

Меблированное жильё, сдающееся на короткие сроки (LMCT, location meublé ecourt terme), ежегодный доход от которого превышает 32,9 тыс. евро, подпадает под категорию льгот (bénéfices industriels et commerciaux, BIC), поскольку доходы от месячной аренды рассматриваются налоговыми органами как промышленная и коммерческая деятельность.

В этом случае социальными взносами и соответствующими налогами облагается лишь 50 % от суммы дохода, полученного от сдачи меблированного жилья в краткосрочную аренду.

В качестве альтернативы из арендного дохода могут вычитаться:

  • затраты по займам (проценты, сбор за обработку заявления и т. д.);
  • страховые премии;
  • расходы, связанные с управлением;
  • расходы, связанные с покупкой, техническим обслуживанием и ремонтом (менее 500 евро);
  • личные расходы;
  • расходы, связанные с приобретением недвижимости (комиссионные агентства и нотариуса);
  • сборы, взимаемые вкондоминиумах.

Также арендатор может освобождаться от уплаты местных налогов (например, налога на недвижимость).

Доход от аренды, получаемый компаниями, облагается налогом по ставке 33,33 % от получаемого дохода за вычетом расходов и амортизации. Этим налогом облагается немеблированное жильё, сдающееся в долгосрочную аренду (минимум на три года).

Владение французской недвижимостью, оформленной на компанию, сопряжено с уплатой ежегодного налога на косвенное владение, который оплачивается по ставке 3 % от рыночной стоимости. Его платят практически все юридические лица. Цель этого налога - противодействовать уклонению от уплаты налогов на роскошь, прирост капитала и наследование.

Однако, к примеру, гражданские компании по операциям с недвижимостью (la société civile immobilière, SCI) освобождены от уплаты данного налога, так как обязаны раскрывать информацию о своих акционерах по требованию французской налоговой инспекции. Освобождены от уплаты налога и иные французские или иностранные компании, зарегистрированные в странах, имеющих договоренность с Францией о раскрытии информации обо всех акционерах компании.

Налоги при продаже

Разница между ценой, по которой объект был куплен, и ценой, по которому он был позже продан, облагается налогом на прирост капитала (l’impôt sur les plus-values immobilières).

Первая продажа недвижимости резидентами может быть освобождена от уплаты налога на прирост капитала.

Недвижимость нерезидентов рассматривается как вторичное место проживания и, соответственно, с них взимается налог на прирост капитала.

Для резидентов ЕС ставка налога составляет 19 %, для российских налоговых резидентов - 33,33 %. Если нерезидент Франции является резидентом не сотрудничающего государства, например, Брунея или Гватемалы, ставка составляет 75 %.

Если недвижимость продается по истечении пяти лет после приобретения, то налог понижается за каждыйгод владения свыше пяти лет. При продаже по истечении более 22 лет недвижимость автоматически освобождается от данного налога. Для определения налогооблагаемой базы из цены продажи вычитается цена приобретения и расходы.

При продаже жилья во Франции бывшими резидентами прирост капитала (на сумму не более 150 тыс. евро) также освобождается от уплаты налога. Для этого налогоплательщик должен пробыть резидентом страны в течение двух лет до выезда, а жильё продано - в течение пяти лет.

При продаже недвижимости, в случае если доход превышает 50 тыс. евро, взимается дополнительный налог, ставка которого варьируется от 2 до 6 %.

Налог на наследство

В соответствии с законодательством страны, французская недвижимость, находящаяся во владении нерезидента, облагается налогом на наследство (l’impôt sur les successions).

Французский налог на наследство исчисляется исходя из стоимости объекта. Налогом не облагается имущество, которое переходит от одного супруга к другому. При передаче недвижимости в наследствоот родителей детям применяются ставки от 5 до 45 %. В случае передачи наследства братьям и сёстрам применяются ставки от 35 % до 45 %, племянникам и родственникам до четвертой степени родства - фиксированная ставка 55 %, а лицам, не состоящим в родстве с наследодателем, - 60 %.

Чтобы легально избежать уплаты налогана наследство, рекомендуется оформлять недвижимость на компанию. В этом случае будут применяться законы той страны, резидентом которой являлся собственник.

Ставки налога на наследство По данным Credit Suisse

Просим обратить внимание, что выше представлена лишь базовая информация о налогах во Франции. Разобраться в нюансах, определить точные размеры налогов и способы их оптимизации вам помогут сертифицированные специалисты по налогообложению во Франции. Tranio настоятельно рекомендует обратиться к ним перед заключением сделки.

Французская фискальная система довольно сложна. Мигранту важно знать: если он прожил в стране менее полугода и является нерезидентом, то налоги во Франции берутся с него в незначительном размере. Поэтому в период адаптации у эмигрантов проблем с уплатой налогов, как правило, не возникает.

Налоговая система Франции постоянно совершенствуется. Ежегодно парламент страны, утверждая бюджет, касается вопросов налогообложения и при необходимости вносит поправки в Налоговый кодекс.

Особенности налоговой системы страны следующие.

  • Социальная направленность.
  • Главенствующая роль подоходного налога.
  • Учёт интересов провинций.

Ответственность за несвоевременную уплату

За любое нарушение в вопросах уплаты налогов во Франции предусмотрено серьёзное наказание. Если плательщик нарушил сроки подачи декларации или же допустил в ней небольшие неточности, на него, как правило, накладывается штраф в размере 10% от общей суммы налога.
Если же будет выявлено и доказано сознательное уклонение от выплат, то в этом случае предусмотрено более строгое наказание, в частности, неплательщики могут быть привлечены к уголовной ответственности.

Варианты легального уменьшения годового налога

Налоги во Франции высоки, и чтобы минимизировать по ним выплаты, существует ряд способов. Например, в год заключения брака гражданин этой страны заплатит налог только с половины суммы своего дохода. Правда, это возможно в том случае, если его жена занимается исключительно ведением домашнего хозяйства.

Уменьшению налоговых выплат будет также способствовать наличие детей, так как появление в семье каждого малыша снижает сумму налога на определённую сумму. Когда ребёнок начнёт учиться, затраты на школу или вуз налогом не облагаются.

Также налогообложение не касается тех сумм, которые дети переводят в качестве материальной помощи своим родителям. В этом случае следует предъявить подтверждающие документы.

Что еще нужно знать

Иногда лица, имеющие российское и французское гражданство, беспокоятся, не придётся ли им осуществлять выплату налогов дважды. Их опасения напрасны, так как у России с Францией имеется соглашение об избежании двойного налогообложения.

Система налогов во Франции основана на добровольном составлении налоговых деклараций плательщиками налогов. Чтобы система эффективно работала, налоговые органы Франции периодически проводят проверки, поэтому каждый налогоплательщик находится под контролем налоговой.

В нашей компании юридические и физические лица могут получить консультацию по налоговому праву Франции, в частности:

  • НДФЛ (Impôt sur le revenu - IRPP)
  • Налогообложение доходов коммерческих обществ
  • НДС (Taxe sur la valeur ajoutée - TVA)
  • Социальные сборы
  • Налог на богатство или налог на состояние (Impôt de solidarité sur la fortune - ISF)
  • Налоги на недвижимость и местные налоги
  • Налоги на прибыль от продажи предприятия, недвижимости, акций, долей

В консультирование от компании Кофранс входит:

  • Налоговая экспертиза ситуации юридического или физического лица
  • Оптимизация налогообложения
  • Анализ законов, которые применяются в конкретной ситуации

Для правильного составления налоговой декларации налогоплательщик должен знать налоги на имущество и доходы, а также правила заполнения, подачи декларации, сроки уплаты налогов.

У нашей компании есть большой опыт в оформлении налоговых деклараций, поэтому мы готовы оказать вам помощь в этой ситуации

Международное налоговое право

Компании из России и бывшего СНГ в последние годы все больше расширяют свою деятельность на международные рынки товаров и услуг и, соответственно, сталкиваются с налогообложением. Вопросов возникает очень много: как определяется государство-резидент налогоплательщика, как облагается полученная в другой стране прибыль и доходы, каковы требования к налоговым декларациям и каков порядок уплаты налогов во Франции, декларировать ли банковские счета, каким налогом облагаются дивиденды, какие налоги на недвижимость и т.д. Таких вопросов может быть огромное количество, и регулирует их не только налоговый кодекс Франции, но и международные соглашения. По каждому вашему вопросу специалисты компании Cofrance анализируют положения французского законодательства в сфере налогообложения и международные налоговые соглашения, помогают в составлении налоговых деклараций. Если же у вас уже возник спор с налоговыми органами Франции, то мы готовы обеспечить защиту и представительство ваших интересов.

В нашей компании работают специалисты, которые глубоко разбираются в функционировании сложной налоговой системы Франции и двусторонних договорах государств СНГ с Францией об избежании двойного налогообложения. В список услуг по налогообложению входит консультирование и услуги по обеспечению соблюдения норм законов для физических и юридических лиц. Мы помогаем своим клиентам разрешить налоговые споры в суде, составить ответы на требования налоговой, подобрать документы, создать корректные отношения с проверяющими, представлять интересы в суде.

Корпоративное налогообложение

По различным аспектам корпоративного налогообложения мы даем физическим и юридическим лицам четкие рекомендации, помогаем в подготовке отчетов, планирования, учета, следовании требованиям закона и разрешении разногласий.

Управление персоналом

У нас вы можете получить консультации и услуги в сфере налогового законодательства для компаний и их работников, работающих в других странах мира. Мы стремимся выявить и свести к минимуму любые кадровые риски.

Оказываемые услуги:

  • Консалтинг по вопросам перемещения сотрудников между странами
  • Консалтинг по деловой иммиграции
  • Оценивание рисков
  • Анализ налоговых деклараций работников

Косвенные налоги

Компания Кофранс предоставляет консультации и услуги в сфере законодательства для косвенных налогов, к которым относятся НДС, таможенные пошлины, экологические сборы, налоги на товары и услуги.

Косвенные налоги касаются всей финансовой системы компании и особенно цепочек поставки. Они очень сложны для международных налоговых органов, потому что требуют точного управления в реальном времени.

Международное налогообложение

У нас вы можете получить консультации и услуги в сфере международного корпоративного налогообложения. Мы помогаем клиентам финансировать международные операции и структурировать планирование, риски, цепочки поставок.

Налогообложение сделок

Для снижения рисков и максимального использования возможностей наша компания уделяет много внимания налоговым последствиям отдельных этапов сделки, от комплексной проверки перед началом сделки до процедур, которые проводятся после ее окончания. Мы предлагаем структурирование сделки различными способами, не нарушающими интересов ее участников, определяющими схему выхода и повышающими эффективность инвестиций.


Особенности налоговой системы Франции

Как во Франции борются с уклонением от налогов

Каждое открытие счета, крупный денежный перевод и другая информация, которая может стать поводом проверить данные в декларации налогоплательщика, отображается в налоговых центрах. Также у них есть базы по налогам на землю, жилье, базы по яхтам, лошадям, самолетам. Налоговые центры имеют информацию о покупках машин, жилья, декларациях, подаваемых при приеме на работу. Активное сотрудничество и информационный обмен ведется с крупными компаниями, полицией и таможней. Не покидая рабочего места, сотрудник налоговой службы может проверить, насколько правдивая информация указана в декларации налогоплательщика.

Первичную обработку декларации проходят в компьютерном режиме, и любой фактор может привлечь внимание инспектора, даже рост расходов на детей. Декларации, которые вызвали подозрение, проверяются компьютером снова, уже учитывается вся информация по финансовому состоянию плательщика налогов, в том числе его семейное положение, доходы, места работы и т.д. Если данной проверки окажется мало, то компьютер еще проверит последние адреса, недвижимость и т.д. Если цена сделки намного превысит доходы, то это станет предметом расследования. Занимается расследованиями Специальный отдел Национальной дирекции налоговых расследований со штаб-квартирой в пригороде Парижа Пантене. Его сотрудники каждый день обрабатывают СМИ, анализируя светскую хронику и объявления купли-продажи. Специальный отдел собирает информацию на местах, контактируя с банками, полицией, ресторанами, мэрией, торговцами авто. Благодаря этому удается активно бороться с теневой экономикой. Активно инспекторы применяют и неформальные способы получения информации: анонимные письма, соседи, информаторы. После взыскания задолженности с неплательщика налоговая выдает премию информатору. У налоговых инспекторов премий за взыскание средств с недобросовестных налогоплательщиков нет, они получают лишь зарплату.

В последние годы нововведением стали совместные операции полиции и налоговой. 50 инспекторов налоговой получили также полицейское удостоверение и работают в отделах криминальной полиции. Согласно закону, они могут ознакомиться с рассматриваемом в суде делом. Особый их интерес - финансовые злоупотребления и махинации, черные кассы, тайное финансирование партий. Не брезгуют они и услугами частных детективов. Каждые 8 лет проверяется служащий, 28 лет - нотариус, 40 лет - парикмахер, 50 лет врач. Работает также Национальная дирекция проверки налоговой ситуации - специальная служба, которая занимается крупными политиками. Малые предприятия с оборотом менее 5 млн. евро проверяются за три месяца, а вот проверка крупных многонациональных компаний длиться около года и проводится каждые 6-7 лет. Занимается ими Дирекция национальной международной проверки, со штатом сотрудников 250 челок.

Ответственность за неуплату налогов

Преступлением не считаются нарушения на сумму менее пяти процентов подоходного налога, но за задолженность будет начислен ежемесячный штраф 0,75%. Неподача декларации в срок карается 10% штрафа от суммы налогов, а если просрочка превышает 30 дней, то размер штрафа достигает уже 40%, неподача декларации даже после повторного извещения, увеличивает штраф до 80%. Неуплата налогов может привести к тюремному заключению на 1-5 лет и 5-250 тыс. евро штрафу, без учета суммы налогов и процентов за просрочку. С целью заставить рассчитаться за неуплату налогов применяется арест на счета в банках, арест имущества и зарплаты. В то же время, плательщик налогов всегда может обжаловать решение и обратиться в суд.

Налогообложение во Франции имеет ряд особенностей, которые тесно связаны с историческим развитием страны. Налогообложение находится в компетенции парламента (Национальной ассамблеи), который ежегодно при голосовании государственного бюджета утверждает законодательные акты о налогах, а также декреты и предписания, принимаемые в развитие указанных законов.

Основными законодательными актами в области налогообложения во Франции являются:

  • 1)Налоговый кодекс 1948 года (Code Gиnиral des Impтts)
  • 2) Кодекс фискальных (налоговых) процедур 1982 года (Livre des procedures fiscales).

Организацией налогообложения в стране занимается налоговая служба, функционирующая в составе Министерства экономики, финансов и бюджета. Ее возглавляет Главное налоговое управление.

Особенности налоговой системы Франции

Основные характеристики:

  • 1) социальная направленность;
  • 2) преобладание косвенных налогов;
  • 3) особая роль подоходного налога;
  • 4) учет территориальных аспектов;
  • 5) гибкость системы в сочетании со строгостью;
  • 6) широкая система льгот и скидок;
  • 7) открытость для международных налоговых соглашений.

Классификация налогов во Франции стандартная: налоги делятся на федеральные, региональные и местные, прямые и косвенные.

Основные налоги во Франции

1) Налог на доходы физических лиц.

Плательщиками налога являются физические лица, которые для целей налогообложения подразделяются на резидентов и нерезидентов. Налог на доходы физических лиц взимается с семьи, которая может состоять из одного человека. Семья сдает одну декларацию. Супруги, не зарегистрированные в законном браке, но проживающие вместе, семьей не считаются. Если регистрация или расторжение брака происходят в течение налогового периода (календарного года), то супруги сдают три декларации: одну общую и две индивидуальные.

В 2011 году во Франции ставки фигурировали от 0% до 40% (табл. 2.1)

Таблица2.1

Ставки налога на доходы физических лиц в 2011г

Ежегодно шкала уточняется с учетом инфляционных процессов.

Налогообложение осуществляется по совокупному доходу, заявленному в декларации, которая составляется самим плательщиком один раз в год по доходам за предыдущий год.

Учтите! Налоговый год во Франции совпадает с календарным годом.

В доходы, полученные в течение года, включаются: заработная плата, премии и вознаграждения, пенсия, пожизненная рента, доходы от движимого имущества, доходы от землевладения, от сельскохозяйственной, промышленной и коммерческой деятельности, доходы от некоммерческой деятельности, прибыль от операций с ценными бумагами, разовые доходы, получаемые в случае передачи прав собственности.

Несмотря на то что налог высчитывается по единой прогрессивной шкале, принимаются во внимание экономические, социальные, семейные условия и возраст каждого плательщика. Общим правилом вычетов для определения чистого дохода является то, что из налогооблагаемой базы вычитаются все производственные расходы, обеспечившие доходы, например, целевые пособия на питание. Вычитаются расходы на содержание престарелых родителей и на благотворительность.

Подоходный налог с физических лиц является инструментом стимулирования семьи, оказания помощи малоимущим. За счет применения многочисленных льгот и вычетов из 25 млн плательщиков фактически платят налог только 15 млн.

Франция - родина НДС, где этот налог действует с 1954 года. Объектом налогообложения служит продажная цена товара и услуги.

  • 1) 18,6% - нормальная ставка на все виды товаров и услуг;
  • 2) 22% - предельная ставка на предметы роскоши, машины, алкоголь, табак;
  • 3) 7% - сокращенная ставка на товары культурного обихода (книги);
  • 4) 5,5% - на товары и услуги первой необходимости (питание, за исключением алкоголя и шоколада; медикаменты, жилье, транспорт) Тютюрюков Н.Н. Налоговые системы зарубежных стран. Учебник. - М.: Дашков и К, 2009. С. 45.

Во Франции определенным лицам доступен ряд льгот, одной из которых является упрощенный порядок уплаты НДС. Данный порядок предусматривает расчет налога по итогам года, без квартальных деклараций, но с ежеквартальным внесением налоговых авансов. Такая льгота предоставляется предприятиям, имеющим за предшествующий календарный год оборот ниже 230 000 евро (по определенным видам деятельности - 763 000 евро).

Если предприятие в отчетном году понесло убытки, то их можно вычесть из облагаемой чистой прибыли будущих лет, а в некоторых случаях - из чистой прибыли предыдущих лет.

Важная особенность французского НДС - это возможность его уменьшения на сумму, направленную на инвестиции. Предприниматели, на предприятиях которых занято 10 и более человек, обязаны прямо или косвенно участвовать в финансировании жилищного строительства. Они могут напрямую инвестировать строительство жилья, предоставлять займы своим работникам или вносить соответствующие средства в государственную казну.

От уплаты НДС освобождены следующие виды деятельности:

  • - медицина и медицинское обслуживание;
  • - образование;
  • - деятельность общественного и благотворительного характера;
  • - все виды страхования, лотереи, казино.

Налог на прибыль

Налогообложению подлежит прибыль, которая определяется с учетом сальдо всех операций, осуществляемых данным предприятием. Она равняется разнице между доходами предприятия и расходами, произведенными в интересах производственной деятельности

Физические лица платят прогрессивный налог на прибыль: от 10% до 42% (в среднем - 34%)

3) Налог на богатство

Налог на состояние или налог на богатство (IFS - Impфt de Solidaritй sur la Fortune) - налог, которым во Франции облагаются физические лица, если их состояние, оцениваемое на уровне семьи на 1 января налогового периода, превышает 770 000 евро. Он составляет от 0,55% до 1,80%. (см. таблицу).

По сути это налог на роскошь. Он был принят в начале 80-х годов, когда к власти пришли социалисты, желавшие отнять что-то у богатых в пользу бедных.

В расчет принимаются все доходы владельца. Налог уплачивается ежегодно на основании оценочной декларации, составляемой самим налогоплательщиком.

Таблица 2.2

Ставки налога на богатство в 2011г

Местные налоги

Во Франции - сложная система налогообложения. Поэтому, приобретая квартиры и дома во Франции, обязательно учитывайте расходы на будущие налоги.

Помимо однократных выплат при покупке (налога на приобретение собственности, гербового и нотариального сбора) недвижимости, составляющих около 7-8% от ее стоимости, существуют и ежегодные налоги. В частности, налог на недвижимость, который платит собственник жилья. Сумма налога зависит от типа собственности и ее местонахождения.

При купле-продаже недвижимости в большинстве случаев взимается не НДС, а регистрационный сбор (от 4,8% до 4,9%).