Ликвидация бизнеса. Приказы. Оборудование для бизнеса. Бухгалтерия и кадры
Поиск по сайту

Основные проблемы развития тэка. Тэк, его состав и значение, проблемы и перспективы развития

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина». Филиал в г. Алапаевске.

КУРСОВАЯ РАБОТА

«Проблемы топливно-энергетического комплекса»

Студент: Джапарбекова С. А.

Группа: ЭМЗ-220402к-АЛд

2015

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..…3

  1. ТОПЛИВНО-ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС (ТЭК).

СТРУКТУРА ТЭК И ЕГО ЗНАЧЕНИЕ……………………………………4

2. УДЕЛЬНЫЙ ВЕС ОТРАСЛЕЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ ТЭКА……….7

  1. ПРОБЛЕМЫ ТЭК…………………………………………………………...10
  2. ПРОБЛЕМЫ ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКИ…………………………………13

4.1 Оценка текущего состояния и динамики

развития отрасли…………………………………………………………….13

4.2 Проблемы функционирования текущей модели рынка

электроэнергии……………………………………….,.…………………….14

4.3 Проблемы инвестирования и регулирования в рамках

текущей модели……………………………………………………………...16

  1. ВЫВОДЫ …………………………………………………………………….20

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………23


ВВЕДЕНИЕ

Топливно-энергетический комплекс основа современного хозяйства любой страны. В то же время, топливная промышленность один из главных загрязнителей окружающей среды. Особенно сильное разрушительное воздействие на экосистему оказывают добыча угля открытым способом и нефтедобыча, а также транспортировка нефти и ее продуктов.

Топливно-энергетический комплекс РФ является лидером и двигателем экономики страны. Принцип использования передовых технологий в цикле добычи и переработки углеводородного сырья, всегда применялся в отрасли на всех этапах ее развития. Без него нельзя обойтись и в современных условиях, когда конкуренция на рынке велика и приходится искать наиболее эффективные формы производственных и экономических процессов, а также и их управления.

В результате своего развития, человечество начинает использовать все новые виды ресурсов (атомную и геотермальную энергию, солнечную, гидроэнергию приливов и отливов, ветряную и другие нетрадиционные источники). Однако основную роль в обеспечении энергией всех отраслей экономики сегодня играют топливные ресурсы. Это четко отражает так называемая "приходная часть" топливно-энергетического баланса.

Топливно-энергетический комплекс РФ является основой экономики нашей страны, обеспечивая жизнедеятельность всех отраслей народного хозяйства, объединение регионов страны в единое экономическое пространство, формирование значительной части «бюджетных доходов» и валютных поступлений. От результатов деятельности ТЭК зависят, в итоге, платежный баланс страны, поддержание курса рубля и степень снижения долгового бремени России.

Топливно-энергетический комплекс тесно связан со всеми видами промышленности страны. На развитие ТЭК расходуется более 20% денежных средств, приходится 30% основных фондов и 30% стоимости промышленной продукции России. Он использует 10% продукции машиностроительного комплекса, 12% продукции металлургии, потребляет порядка 70% труб в стране, дает больше 50% экспорта России и значительное количество сырья для химической промышленности. Его доля в перевозках составляет порядка 30% всех грузов по железным дорогам, половину перевозок морского транспорта и всю транспортировку по трубопроводам. Основные фонды ТЭК составляют примерно 30% производственных фондов всей промышленности.

С ТЭК связано благосостояние всех граждан нашей страны, решаются такие проблемы, как безработица и инфляция.

Бесперебойная работа ТЭК – один из ключевых факторов национальной экономической безопасности, динамичного развития внешнеэкономических и геополитических связей России и интеграционных процессов в рамках СНГ, а также Евразийского экономического союза.

1 ТОПЛИВНО-ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС (ТЭК).

СТРУКТУРА ТЭК И ЕГО ЗНАЧЕНИЕ

Топливно-энергетический комплекс (ТЭК) – сложная межотраслевая система добычи и производства топлива и энергии, их транспортировки, распределения и использования.

От развития ТЭК во многом зависит темп, масштаб и технико-экономические показатели общественного производства, в первую очередь – промышленности. Вместе с тем приближение к источникам топлива и энергии – одно из основных требований территориальной организации промышленности. Массовые и эффективные топливно-энергетические ресурсы служат основой формирования многих территориально-производственных комплексов, в том числе промышленных, определяя их специализацию на энергоёмких производствах. С точки зрения народного хозяйства, размещение ресурсов по территории неблагоприятно. Главные потребители энергии находятся в европейской части России, а около 80% геологических запасов топливных ресурсов сосредоточено в восточных районах России, что обусловливает дальность перевозок и, в связи с этим, увеличение себестоимости продукции.

Топливно-энергетический комплекс имеет большую районообразующую функцию: вблизи энергетических источников развивается мощная инфраструктура, благоприятно способствующая формированию промышленности, росту. Но, на долю ТЭКа приходится около 90% выбросов парниковых газов, почти 50% всех вредных выбросов в атмосферу и 30% вредных веществ, сбрасываемых в воду, что, не может быть положительным.

Для ТЭК характерно наличие развитой производственной инфраструктуры в виде магистральных трубопроводов (транспортировка энергоресурсов) и высоковольтных линий электропередачи. ТЭК связан со всеми отраслями народного хозяйства, он использует продукцию машиностроения, металлургии, связан с транспортным комплексом. На его развитие расходуется около 30% денежных средств, 30% всей промышленной продукции дают отрасли ТЭКа.

Топливно-энергетический комплекс является базой развития российской экономики, инструментом проведения внутренней и внешней политики, 20% ВВП формируется за счёт ТЭКа, больше 40% бюджета страны и 50% экспорта России складывается за счёт реализации топливно-энергетических ресурсов.

Основа экспорта России приходится на продукцию ТЭК. Особенно зависят от поставок нефти и газа из России страны СНГ. В то же время Россия изготовляет лишь 50% необходимой ей нефтедобывающей техники и зависит в свою очередь от поставок энергетического оборудования из Украины, Азербайджана и других стран. Учитывая последние конфликты нашей страны с Украиной, а также санкциям со стороны США и ЕЭС, это может привести к дополнительным затратам (импортозамещение).

Состояние и технический уровень действующих мощностей топливно-энергетического комплекса становятся в настоящее время критическими. Исчерпали свой проектный ресурс более 50% оборудования угольной промышленности, 30% газоперекачивающих агрегатов, свыше 50% износа имеет половина оборудования в нефтедобыче и более 30% в газовой промышленности. Особенно велик износ оборудования в нефтепереработке и электроэнергетике.

Антикризисные меры в отраслях топливно-энергетического комплекса предполагают в ближайшие годы восстановить докризисный уровень и наращивать добычу ТЭР. Региональная стратегия России в топливно-энергетическом комплексе направлена на развитие рыночных отношений и максимальное энергоснабжение каждого региона самостоятельно.

Реализацию государственной политики в сфере ТЭК осуществляет Министерство энергетики Российской Федерации и подведомственные ему организации.

Структура ТЭК:

Топливная промышленность:

Нефтяная,

Газовая,

Угольная,

Сланцевая,

Торфяная.

В состав нефтяной промышленности России входят нефтедобывающие предприятия, нефтеперерабатывающие заводы и предприятия по транспортировке и сбыту нефти и нефтепродуктов.

Газовая промышленность России включает в себя предприятия, осуществляющие геологоразведочные работы, бурение разведочных и эксплуатационных скважин, добычу и транспортирования, подземные хранилища газа и другие объекты газовой инфраструктуры.

Электроэнергетика:

Тепловые электростанции (ТЭС),

Атомные электростанции (АЭС),

Гидроэлектростанции (ГЭС),

Прочие электростанции (ветро-, гелиостанции, геотермальные станции)

Электрические и тепловые сети,

Самостоятельные котельные.

Структура производимой электроэнергии распределяется следующим образом: ТЭС – 68%, ГЭС – 18%, АЭС – 14%.


2 УДЕЛЬНЫЙ ВЕС ОТРАСЛЕЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ ТЭКА

Располагая 2,8% населения и 12,8% территории мира, Россия имеет 12-13% прогнозных ресурсов и около 12% разведанных запасов нефти, 42% прогнозируемых и 34% запасов природного газа, около 20% разведанных запасов каменного и 32% запасов бурого угля. Суммарная добыча за всю историю использования ресурсов составляет в настоящее время по нефти 17% от прогнозных извлекаемых ресурсов и по газу 5%. Обеспеченность добычи разведанными запасами топлива оценивается по нефти и газу в несколько десятков лет.

Объем добычи нефти в России в 2014 году вырос на 0,7% по сравнению с аналогичным показателем 2013 года (по данным ЦДУ ТЭК).

Добыча угля в России по итогам 2014 г. выросла на 1,5% в сравнении с 2013 г., (данные Центрального диспетчерского управления топливно-энергетического комплекса.

Объем добычи газа в РФ в 2014 году снизился на 4,2% по сравнению с аналогичным показателем 2013 года (по данным ЦДУ ТЭК).

Производство электроэнергии в РФ по итогам 2014 г. увеличилось по сравнению с предыдущим годом на 0,5% (по данным ЦДУ ТЭК).

Производство тепловой энергии в прошедшем 2014 г. выросло на 3,7% (по данным ЦДУ ТЭК).

Газовая промышленность. Россия сосредоточивает 1/3 мировых разведанных запасов природного газа (47 600 млрд. куб. м).

Около 30% мировых запасов природного газа добывается на территории республик СНГ (причём, среди них 80% – в России, что далеко опережает все остальные страны мира по этому показателю) и в США (25% мировой добычи). Затем, многократно отставая от первых двух стран, следует Канада, Нидерланды, Норвегия, Индонезия, Алжир. Эти государства являются также крупнейшими экспортёрами природного газа.

Обеспеченность мировой экономики природным газом при современном уровне его добычи (2,2 трлн. куб. м в год) составляет 71 год.

Угольная промышленность очень перспективна в мировом энергоснабжении (угольные ресурсы по-настоящему еще не разведаны, их общие геологические запасы значительно превосходят запасы нефти и природного газа). Современная мировая добыча угля находится на уровне 4,5–5 млрд. т. Среди главных угледобывающих стран – представители почти всех регионов мира. Исключение – бедные углем страны Латинской Америки, доля которых в мировой добыче угля крайне мала. Больше всех в мире добывают угля Китай (1 160 млн. т), США (930), ФРГ (270), Россия (245), Индия (240), Австралия, Польша, ЮАР (примерно по 200 млн. т), Казахстан, Украина (примерно по 100 млн. т). Самые крупные по добыче угольные бассейны мира — Аппалачский (США), Рурский (ФРГ), Верхне-Силезский (Польша), Донецкий (Украина), Кузнецкий и Печорский (Россия), Карагандинский (Казахстан), Фушунский (Китай). Эффективна разработка угля открытым способом – США, Австралия, ЮАР.

Примерно десятая часть мировой добычи угля (преимущественно коксующегося) ежегодно поступает на экспорт. Крупнейшие экспортеры угля — Австралия, США, ЮАР, Польша, Канада, Россия. Основные импортеры — Япония, Южная Корея, Италия, Германия, Великобритания. Австралия поставляет уголь главным образом в Японию и Южную Корею. США и ЮАР работают на европейский и латиноамериканский рынок. Распространение российского угля (Печорского и Кузнецкого бассейнов) за рубеж ограничено его слабой конкурентоспособностью (из-за дороговизны добычи, удаленности от основных потребителей и пр.) с местным и привозным топливом других стран.

Мировое производство электроэнергии составляет примерно 13,5 трлн. кВт-ч, Большая часть мирового производства электроэнергии приходится на небольшую группу стран, среди которых выделяются США (3600 млрд. кВт-ч), Япония (930), Китай (900), Россия (845), Канада, Германия, Франция (около 500 млрд. кВт-ч). Разрыв в производстве электроэнергии между развитыми и развивающимися странами велик: на долю развитых стран приходится около 65% всей выработки, развивающихся – 22%, стран с переходной экономикой – 13%.

В целом, в мире более 60% всей электроэнергии вырабатывается на тепловых электростанциях (ТЭС), около 20% – на гидроэлектростанциях (ГЭС), около 17% – на атомных электростанциях (АЭС) и около 1% – на геотермальных, приливных, солнечных, ветровых электростанциях. Однако в этом отношении наблюдаются большие различия по странам мира. Например, в Норвегии, Бразилии, Канаде и Новой Зеландии практически вся электроэнергия вырабатывается на ГЭС. В Польше, Нидерландах и ЮАР, наоборот, почти всю выработку электроэнергии обеспечивают ТЭС, а во Франции, Швеции, Бельгии, Швейцарии, Финляндии, Республике Корее электроэнергетика в основном базируется на АЭС. , .


3 ПРОБЛЕМЫ ТЭК

За последнее десятилетие произошли крупные структурные изменения в топливно-энергетическом комплексе, разрушение прежних организационных структур, установившиеся хозяйственные связи и создание новых структур управления, новые производственно-хозяйственные отношения.

Одновременно региональные энергетические компании подвергаются воздействию различных факторов неопределенности, приводящих к недополучению прибыли, а, следовательно, к нестабильному развитию. К ним, в первую очередь, следует отнести реструктуризацию энергетики, результаты первых этапов которой, не только не принесли желаемых результатов, а даже ухудшили финансовое положение компаний. В результате все силы и средства региональных энергетических компаний направляются на их устойчивое функционирование. Это приводит к росту затрат на производство электрической, так и тепловой энергии. Одновременно возникла проблема, связанная с наращиванием производственного потенциала для компенсации выводимых старых производственных мощностей, что в свою очередь, требует огромных затрат.

Также к факторам, сдерживающим развитие энергетики, относятся:

Сохраняющийся дефицит инвестиций;

Устаревшее энергетическое оборудование, используемое в энергетике;

Отсутствие рыночной инфраструктуры и цивилизованного, конкурентного энергетического рынка;

Не обеспечивается необходимая прозрачность хозяйственной деятельности субъектов естественных монополий;

Сохраняющаяся высокая нагрузка на окружающую среду от топливно-энергетической деятельности;

Отсутствие развитого и стабильного законодательства, учитывающего в полной мере специфику функционирования предприятий ТЭК .

Учитывая определяющую роль ТЭК в экономике нашей страны, восстановление топливно-энергетического комплекса, в том числе его позиций на мировом рынке становится первоочередной государственной задачей.

Острота проблем развития ТЭК в значительной степени будет определяться соотношением количественных и качественных характеристик экономического роста. Исчерпание многих действовавших в течение десятилетий экстенсивных факторов обусловливает необходимость перехода к качественному новому типу экономического роста. Главными его отличительными чертами являются:

Глобальное техническое перевооружение;

Переход от ресурсопоглощающей модели экономического развития к наукоемкой;

Повышение продуктивности использования всех факторов общественного производства;

Повышение благосостояния населения не столько за счет роста количества материальных и духовных благ, сколько за счет повышения их качества;

Включение в понятие благосостояния здоровой окружающей среды.

Необходимы разработка и реализация государством мер по стимулированию инвестиционной деятельности в нефтяной промышленности, включая и нефтеперерабатывающую, в том числе расширение действия системы соглашений по разделу продукции (СРП), особенно в сфере рискованного предпринимательства.

В газовой промышленности экономические изменения, связанные с перспективным состоянием сырьевой базы отрасли и ее основных фондов, проявляют себя еще более остро, чем в нефтяном секторе.

Угольная промышленность располагает достаточной базой для полного удовлетворения потребностей экономики России, однако ее развитие осложнено рядом факторов (экология, и объемы перевозки железнодорожным транспортом).

Специфика развития российского ТЭК обусловлена рядом факторов. Во-первых, это климатический, природно-географический фактор: Россия – самая холодная страна в мире, почти половина ее территория приходится на зону вечной мерзлоты. Во-вторых, центры потребления удалены от энергетических баз. В-третьих, ограничен доступ к незамерзающим портам. В-четвертых, транспортно-энергетические коммуникации, будучи весьма протяженными, имеют ограниченные резервы их пропускной способности.

Эти факторы во многом косвенно, через влияние ТЭК, предопределяет и специфику развития всей экономики. Ввиду особой роли российской энергетики в мировом разделении труда конца 20- начала 21 столетий происходящие в ней процессы будут сказываться не только на отечественной, но и на экономике зарубежных стран.

При формировании вариантов развития ТЭК государства на среднесрочную и долгосрочную перспективу для их сравнительной оценки важно в полном объеме учитывать возможности реализации разного рода стратегических угроз энергетической безопасности и требования по надежности топливно- и энергообеспечения потребителей страны в текущем плане и особенно для случаев возникновения чрезвычайных ситуаций.

Основными факторами, определяющими уровень энергетической безопасности государства, являются:

Способность экономики и ТЭК осуществлять в достаточном объеме бесперебойную поставку энергоносителей, создавая энергетические предпосылки для стабильного функционирования и развития экономики и поддержания необходимого уровня жизни населения;

Способность потребителей эффективно расходовать энергию;

Сбалансированность поставок топливно-энергетических ресурсов и спроса на них с учетом экономически обоснованных объемов ввоза и вывоза топливно-энергетических ресурсов;

Социально-политические, правовые, экономические и международные условия для развития отраслей ТЭК и повышения эффективности использования топливно-энергетических ресурсов их потребителям.

Низкая конкурентоспособность предприятий топливно-энергетического комплекса России стала одним из главных кризисоформирующих факторов в российской экономике, в связи, с чем необходима корректировка дальнейшего проведения реформ в энергетике с учетом аспектов обеспечения повышения конкурентоспособности в рамках приоритета федеральных государственных интересов.


4 ПРОБЛЕМЫ ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКИ

4.1 Оценка текущего состояния и динамики развития отрасли

Развитие электроэнергетики в России осуществляется в условиях противоречивых тенденций в динамике основных технико-экономических характеристик. Анализ динамики основных отраслевых технико-экономических показателей в 2014 г. по сравнению с уровнем 1990 г. показывает, что отрасль характеризуется:

Ухудшением состояния генерирующих и передающих мощностей отрасли:

Суммарная установленная мощность электростанций за рассматриваемый период увеличилась на 9,8 тыс. МВт (на 5%) при снижении спроса на электроэнергию на 8%;

Рост среднего возраста оборудования с 18,3 до 33,4 лет;

Прирост протяженности электрических сетей всех классов напряжения 110 кВ и выше составил 30%. Такие изменения при фактическом снижении спроса на электроэнергию — один из источников существенного роста стоимости электросетевой компоненты тарифа для конечного потребителя;

Неоправданным увеличением стоимости энергетических объектов;

В сфере производства электроэнергии в последние 10 лет было введено в действие 19,911 тыс. МВт генерирующих мощностей общей стоимостью около 565 млрд. руб., что в 2 раза дороже в удельных показателях, чем в США, Европе или Китае. Это свидетельствует о неэффективности инвестиционного процесса.

В 2010–2014 гг. построено ЛЭП и подстанций разного класса напряжений на сумму 632 млрд. руб., что в 2 раза дороже чем в 1990 гг. Таким образом, величина удорожания энергетического строительства за 20 лет реформы — более чем в 2 раза.

Ростом эксплуатационных затрат из-за ухудшения основных технико-экономических показателей энергетических компаний;

Удельный расход топлива на ТЭС вырос за эти 20-25 лет на 6%, что свидетельствует о недостаточных темпах инновационного обновления производственных фондов, нарастающем их старении, накоплении на балансах энергокомпаний морально устаревших технологий, естественном ухудшении их технико-экономических характеристик. Схемой и программой развития ЕЭС России поставлена задача к 2019 г. выйти на отметку 310,3 тонна условного топлива/кВт-ч и повысить средний КПД ТЭС до 43,4% (сейчас он составляет 36–37%).

Доля электросетевой составляющей в структуре цен на электроэнергию к настоящему времени достигла почти 60%, что в 3 раза превышает соответствующий показатель 1990 г. и более чем в 2 раза превышает современный уровень в развитых странах.

Существенно ухудшился показатель расхода электроэнергии на ее транспорт (сетевые потери электроэнергии) – с 8,7% в 1990 г. до 11,2% к 2013г. (в развитых зарубежных странах они составляют 5–9%);

Численность эксплуатационного персонала в электроэнергетике выросла в 1.5 раза за последние 20-25 лет;

4.2 Проблемы функционирования текущей модели рынка электроэнергии

Ключевым вопросом развития рынка электроэнергии (мощности) является реальный уровень конкуренции на нем и потенциал его роста. Как уже отмечалось, одной из важнейших задач реформ было создание конкурентного рынка в отрасли, способного обеспечить наиболее эффективное функционирование электроэнергетики и ее субъектов. Следует отметить, что возможности построения полностью конкурентного рынка в отрасли существенно ограничиваются технологическими и техническими условиями.

С точки зрения потребителя, уровень конкуренции рынка электроэнергии (мощности) можно признать низким в силу следующих позиций:

Наш рынок не обеспечивает конкуренции за потребителя, достигнутого зарубежными рынками электрической энергии, так потребитель имеет существенные ограничения при выборе/смене поставщика электроэнергии;

Выход на оптовый рынок, где более привлекательные ценовые условия для потребителя, сопряжен для потребителя с огромными финансовыми и временными затратами;

Потребители, не являющиеся участниками оптового рынка, не имеют возможностей конкурентного влияния на поставщиков энергии и услуг, а также покупки энергии и услуг на открытых торговых площадках и др.;

Крайне низкий уровень конкуренции на розничных рынках, где не оправдались надежды на эффективность конкурентной борьбы энергосбытовых компаний (далее — ЭСК) за потребителя, их стимулирования к внедрению механизмов снижения цен и роста качества обслуживания. Следует отметить, что потенциальные возможности снижения цен за счет конкуренции на розничном рынке весьма ограничены, поскольку уровень затрат ЭСК во много раз ниже затрат на генерацию и передачу электроэнергии.

Текущая модель рыночная модель отрасли предусматривает естественную монополию технологической инфраструктуры, в первую очередь электрических сетей. В аналогичных моделях рынка за рубежом государство за счет стимулирующих методов регулирования обеспечивает эффективное функционирование сектора и постепенное снижение электросетевой составляющей тарифа на электроэнергию для конечного потребителя, а также недискриминационный доступ к сети. Анализ развития данного сектора в российской модели показывает:

Несовершенство механизмов тарифного регулирования, и, как результат, неконтролируемый рост тарифов на передачу и распределение электрической энергии;

Сложность процедур и высокая стоимость присоединения к сетям. Сроки доступа заявителей к электросетям остаются весьма длительными, несмотря на значительное улучшение этого показателя в 2014 г.;

Сохраняется система перекрестного субсидирования, это существенно искажает рыночные сигналы и стимулы, как в текущем состоянии, так и при выработке стратегии развития отрасли.

Все это создает систему негативных сигналов для потребителя, варианты возможной реакции которого - сокращение потребления энергии, повышение энергоэффективности или развитие собственной генерации. В последние два-три года промышленные и другие потребители стали активно «уходить» с рынка и ориентироваться на развитие локальных систем энергоснабжения (помимо высокой цены этому также способствует ряд других факторов: невозможность оперативного технологического присоединения к сетям, недостаточное качество электроснабжения, требования законодательства по защите окружающей среды, согласно которому необходимо утилизировать попутный газ и др.). Это, в свою очередь, вызывает дополнительное снижение эффективности действующего рынка вследствие относительного снижения объемов поставок и роста удельных издержек генерации и сетей ЕЭС России.

В результате формируется своего рода ловушка: чем активнее уходят потребители от снабжения централизованной электроэнергетикой, тем выше ценовая нагрузка на оставшихся покупателей, тем сильнее действуют негативные сигналы, заставляющие сокращать потребление или создавать собственную систему электроснабжения. У распределенных энергосистем при этом возникают резервные мощности, эффективность использования которых очевидно невысока, а более оптимальным вариантом была бы совместная работа с централизованной электроэнергетической системой, чтобы посредством экспортно-импортных поставок минимизировать издержки.

Таким образом, сформированная структура торговых отношений в электроэнергетике, централизовавшая систему ценообразования для всех электростанций страны на одной торговой площадке, неадекватно отражает физическую и технико-экономическую особенность функционирования систем энергообеспечения, искусственно лишая конкурентоспособности ТЭЦ-генерацию и способствуя развитию затратной «котелизации» страны.

4.3 Проблемы инвестирования и регулирования в рамках текущей модели

Одной из ключевых задач перехода к рынку в энергетике было создание условий для привлечения инвестиций. Следует отметить наличие целого ряда противоречивых результатов в этой области.

Созданные в ходе реформы 2003–2008 гг. генерирующие компании, где доминировал частный капитал, получили обязательства по строительству новых мощностей в соответствии с договорами на поставку мощности (ДПМ), по которым инвесторам было гарантировано возмещение стоимости инвестиций на рынке мощности в течение десяти лет. Контролируемые государством ОАО «Русгидро», ОАО «ИнтерРАО», концерн «РосАтом» также получили плановые задания на строительство новых мощностей, которые также гарантировано должны оплачиваться потребителями на рынке мощности. Таким образом, в отрасли в 2010–2014гг. произошел инвестиционный бум, который в значительной степени реализовался с применением нерыночных механизмов, обеспечивающих приемлемую доходность инвесторам.

Но отсутствуют долгосрочные рыночные сигналы и инструменты для развития электроэнергетики. Кроме нерыночного механизма договоров на поставку мощности (далее — ДПМ), крупным генерирующим компаниям очень сложно привлечь инвестиции за счет других механизмов. Следствием введения механизма ДПМ стало сдерживание инвестиционной привлекательности действующей генерации (вне ДПМ). Данный механизм гарантирует результат, но при высоких затратах и при условии, что все риски (финансовые, ошибок в размещении объектов и их избыточности) ложатся на потребителей. При значительно более низкой, чем в странах Евросоюза, стоимости энергоносителей для российских тепловых станций (в частности, цена природного газа в РФ все еще на 34,7% ниже среднеевропейской), стоимость электроэнергии для средних промышленных потребителей в России выше на 25%. Это результат хронического недоинвестирования отрасли и завышенных прогнозов роста спроса на электричество. Попытки решить указанные проблемы введением договоров предоставления мощности, по сути, переложили окупаемость инвестиций на потребителей.

Для повторения инвестиционного бума второй половины 2000-х годов в настоящее время нет необходимых предпосылок: быстрого роста спроса, доступных финансовых источников, определенности в планах развития отрасли. Инвесторы настроены «пессимистично», отмечая в качестве важнейших препятствий для развития отрасли недостатки регулирования и модели рынка, нестабильность и противоречивость «правил игры».

Отечественная экономика отстает по показателям среднедушевого потребления и электровооруженности промышленности по сравнению со многими развитыми странами, что обеспечивает дополнительный потенциальный спрос для электроэнергетики. Все это создает предпосылки для инвестиционной привлекательности сектора генерации и российской электроэнергетики в целом на долгосрочную перспективу, но - парадоксальным образом - отрасль оказывается малопривлекательной для капиталовложений из-за неблагоприятного инвестиционного климата и накопленных проблем в регулировании и стратегическом планировании.

Одной из причин такой ситуации является неэффективное регулирование отрасли. Регулирование российской электроэнергетики в значительной степени базируется на государственных институтах, при этом функции распределены между различными структурами исполнительной власти.

По закону об электроэнергетике «государственная политика в сфере электроэнергетики направлена на обеспечение соблюдения общих принципов организации экономических отношений в сфере электроэнергетики, установленных настоящим Федеральным законом» [Федеральный закон, 2003]. В инвестиционной сфере поставлена комплексная задача, которая предусматривает несколько направлений: создание инвестиционного климата в отрасли, энергосбережение, контроль над инвестициями в естественно-монопольных секторах. В том числе по закону об электроэнергетике предусмотрена экономически обоснованная норма доходности на инвестированный капитал.

В 2011–2014 гг. стало очевидным, что модель рынка и накопившиеся проблемы требуют уточнения и решения, однако подготовка решений идет довольно медленно, что увеличивает неопределенность и заставляет инвесторов откладывать запуск новых проектов в секторе генерации, а также дает им основания говорить о необходимости новых договоров ДПМ (которые являются нерыночным инструментом и в условиях неточного прогноза спроса приводят к строительству мощностей, которые в дальнейшем мало востребованы).

Важным аспектом также является регулирование цен не только в самой электроэнергетике, но и цен на топливо, в ЖКХ, в теплоэнергетике, где, как уже отмечалось выше, также зачастую принимаются решения краткосрочные и противоречивые. Например, в «Энергетической стратегии — 2030» была предусмотрена высокая динамика цен на газ, что повышало конкурентоспособность угля как топлива (в том числе это было учтено при разработке Генеральной схемы размещения объектов электроэнергетики до 2020 г.), однако в последствии при разработке среднесрочного прогноза социально-экономического развития (которую готовит Министерство экономического развития) в основу был положен прогноз, предусматривающий умеренную цену на газ. Это меняет приоритеты для будущих инвестиционных решений в секторе генерации и влияет на окупаемость уже введенных мощностей.

Еще один важный момент — реализация государственной программы по энергоэффективности, начавшейся в 2009 г. и рассчитанной до 2020 г., согласно которой энергоемкость ВВП должна снизиться на 40%. От того, насколько успешно будет реализована данная программа, зависит дальнейшая динамика спроса на электроэнергию. Пока достигнутые результаты невелики по сравнению с тем потенциалом энергосбережения, который можно реализовать. Стимулы и механизмы, которые выбирает регулятор, определяют эффективность, но она невысока.

У органов регулирования отсутствует единая с Минэнерго РФ система мониторинга перспективных цен и тарифов на электрическую и тепловую энергию в увязке с перспективами роста энергопотребления, динамикой развития генерирующих мощностей и перспективными условиями функционирования оптового рынка электроэнергии.


5 ВЫВОДЫ

Предпринятые в России масштабные преобразования в электроэнергетике пока не доведены до конца и предстоит серьезная работа по развитию рыночных механизмов и инфраструктуры, созданию современной системы государственного регулирования, адекватной задачам создания электроэнергетики 21 в.

Не представляются конструктивными и призывы - «пока еще не все развалилось» вернуться к традиционной регулируемой электроэнергетике. Можно долго спорить о том, была ли своевременной реформа электроэнергетики и какие она принесла результаты. Но она уже состоялась, и в отрасли действуют новые субъекты, новые правила и отношения. Попытки вернуться назад вместо поиска новых креативных технологических и организационных решений, продвигающих нас в сторону современной рыночной электроэнергетики, будут потерей времени и обрекут электроэнергетику (как и экономику страны) на еще большее отставание и «замораживание» технологического уклада прошлого века. В то же время международный опыт конкурентной электроэнергетики приводит к пониманию, что процессы долгосрочного развития отрасли не полностью обеспечиваются рыночными сигналами и требуют специальной поддержки со стороны регуляторов (механизмы оплаты мощности, долгосрочные контракты, государственные гарантии, механизмы поддержки ВИЭ, налоги на выбросы СО и др.).

Необходимы неординарные эффективные решения, которые позволили бы провести модернизацию электроэнергетики на новой технологической основе. И сделать это надо с максимально возможным привлечением негосударственного капитала и лучшего управленческого опыта, что даст возможность существенно снизить стоимость этих преобразований для потребителей за счет значительного роста экономической эффективности работы электроэнергетики.

Пока российская электроэнергетика в целом недостаточно ориентирована на учет требований потребителей, в то время как они повышают требования к качеству и доступности товаров и услуг отрасли, прозрачности ценообразования и доступности информации . В целом регулирование в отрасли остается нестабильным, изменчивость «правил игры» дестимулирует инвесторов и побуждает потребителей активней развивать свою собственную генерацию. При этом развитие распределенной электроэнергетики идет без стимулов со стороны государства, а также мало учитывается при развитии централизованной системы электроэнергетики и теплоснабжения. Это повышает неопределенность и увеличивает сроки окупаемости проектов для инвесторов в секторе централизованной электроэнергетической системы и может привести к негативным последствиям для ее потребителей, на которых будут перераспределены издержки производства.

Переход к интеллектуальной и распределенной энергетике ставит перед развитием отрасли новые задачи, требующие поиска комплексных решений в условиях динамически нестабильной среды и противоречивости интересов основных действующих игроков. От государства требуется создание механизма для баланса интересов инвесторов (в распределенной энергетике и секторах генерации электроэнергии и тепла) и стимулов для инвестиций в централизованных системах электроэнергетики и теплофикации; создание благоприятного инвестиционного климата в распределенной энергетике и обеспечение высокого качества товаров и услуг централизованных электроэнергетики и теплоснабжения.

Ключевой задачей инновационного развития является взаимодействие предприятий ТЭК со смежными отраслями промышленности (машиностроением, структурами сервиса, ИТ - технологий, наукой в рамках общего инновационного цикла), призванного обеспечить технологическую безопасность развития энергетики за счет импортозамещения, создания новых средств комплексного использования ресурсов и безотходных производств, подготовки кадров для новой энергетики. Намечается снижение доли импортного оборудования для ТЭК к 2035 г. до 3–5%.

Важнейшим направлением государственной энергетической политики становится создание институциональной системы, включая формирование частно-государственного партнерства, формирование рыночной среды, развитие конкуренции, правовое регулирование недопользования и других важнейших с точки зрения государства видов энергетической деятельности, в том числе при освоении арктического шельфа, новых районов Восточной Сибири и Дальнего Востока, стимулирование инвестиционной активности в России и на мировом рынке в зоне интересов российских компаний.

Электроэнергетика России стоит перед тяжелым выбором:

Либо оставаться в стагнационном состоянии, когда в нее, как в "черную дыру" будут вливаться госинвестиции, служащие лишь обогащению акционеров распределительной системы, но не должному развитию отрасли, необходимому для нормального функционирования промышленности и других отраслей России;

Либо возродиться, преобразовав ее из нынешней рыночно-монополистической системы, имеющей целью обогащение акционеров, в высокотехнологичный госхолдинг, ставящий своей целью не доходы тех групп и людей, которым удалось добраться до управления отраслью, а интересами настоящего хозяина - Российской Федерации, ее максимально быстрого развития, то есть минимально низкой цены электроэнергии, равной ее себестоимости, обеспечивающей наилучшие условия развития всех отраслей России.


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. «Региональная экономика», «Топливно-энергетический комплекс» - М., №6, 2006;
  2. Морозова Т.Г. «Региональная экономика» - М: ЮНИТИ, 2006г.;
  3. «Экономическая география России» под редакцией Морозовой Т.Г. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001.
  4. Вавилова, Е. В. Экономическая география и регионалистика /Е. В. Вавилова. – М.: Гардарики, 2004. – 148 с.
  5. Видяпин, В. И. Региональная экономика, учебник / под ред. В.И. Видяпина и М.В. Степанова. – М.: Инфра-М, 2005. – 666с.
  6. Козьева, И. Экономическая география и регионалистика (история, методы, состояние и перспективы, размещение производительных сил): учебное пособие / И. Козьева, Э. Кузьбожев. –М.: КНОРУС, 2007. – 540с.
  7. Желтиков, В.П. Экономическая география: учебник / В.П. Желтиков, Н.Г. Кузнецов, Ростов н/Д: Феникс, 2001. — 384 с.
  8. Кистанов, В. Региональная экономика России: учебник / В. Кистанов, Н. Копылов. – М.: Финансы и статистика, 2002.
  9. «Нефть, газ и бизнес», Захарова М.В. «Оценка эффективности моделей. Организации экономических отношений энергетического рынка», №9,2006;
  10. «Финансы и кредит», Шевченко И.В., Синковец И.А., Федосеева Е.Н. «Проблемы управления предприятий ТЭК России», №5(245), 2007;
  11. «Известия российской Академии наук. Энергетика», Пяткова Н.А., Рабчук В.И., Сендеров С.М., Чельцов М.Б., Еделеев А.В. «Методические основы выбора направлений корректировки решений по развитию энергетики государства с позиций энергетической безопасности», №3, 2006;

>> Роль, значение и проблемы ТЭК

Топливно-энергетический комплекс (ТЭК)

§ 18. Роль, значение и проблемы ТЭК

Топливно-энергетический комплекс - совокупность отраслей, связанных с производством и распределением энергии «ее различных видах и формах.

Поскольку без энергии ни один вид человеческой деятельности невозможен, от развития ТЭК в значительной мере зависит все хозяйство страны . Однако роль ТЭК в современной экономике России определяется не только этим. Этот комплекс - основной поставщик товаров внешней торговли страны. Доля топливно- энергетических ресурсов в экспорте России составляет чуть менее 40%.

В состав комплекса входят три крупных взаимосвязанных звена. Каждое из звеньев выполняет свою определенную функцию.

В России энергосберегающие технологии пока не получили должного применения, хотя возможности для экономии энергии в нашей стране поистине огромны. Только за счет улучшения теплоизоляции зданий, применения экономичных источников освещения и прочего можно ежегодно экономить десятки миллионов тонн топлива.

Вопросы и задания

1. Что входит в состав топливно-энергетического комплекса?
2. Что такое топливно-энергетический баланс?
3. Почему важно экономить электроэнергию?

География России. Население и хозяйство. 9 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений / В.П. Дронов, В.Я. Ром. - 17-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2010. - 285 с.: ил., карт.

Учебники и книги по всему предметам, домашняя работа, онлайн библиотеки книжек, планы конспектов уроков по географии, рефераты и конспекты уроков по географии для 9 класса скачать

Содержание урока конспект урока опорный каркас презентация урока акселеративные методы интерактивные технологии Практика задачи и упражнения самопроверка практикумы, тренинги, кейсы, квесты домашние задания дискуссионные вопросы риторические вопросы от учеников Иллюстрации аудио-, видеоклипы и мультимедиа фотографии, картинки графики, таблицы, схемы юмор, анекдоты, приколы, комиксы притчи, поговорки, кроссворды, цитаты Дополнения рефераты статьи фишки для любознательных шпаргалки учебники основные и дополнительные словарь терминов прочие Совершенствование учебников и уроков исправление ошибок в учебнике обновление фрагмента в учебнике элементы новаторства на уроке замена устаревших знаний новыми Только для учителей идеальные уроки календарный план на год методические рекомендации программы обсуждения Интегрированные уроки

ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ТОПЛИВНО-ЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА РОССИИ

Данилина Марина Викторовна 1 , Шершкина Вероника Николаевна 1
1 ФГОУ ВПО Московский государственный университет экономики статистики и информатики


Аннотация
Данная статья посвящена обзору основных проблем топливно-энергетического комплекса, направлений его развития. Данная проблематика имеет многогранный характер. Проведенное исследование позволяет утверждать, что Россия обладает достаточным потенциалом, позволяющим справиться с возникшими трудностями. Среди перспективных направлений – инвестиции в разработку новых месторождений, разработка более гибкой ценовой политики.

MAIN PROBLEMS AND PERSPECTIVES OF THE FUEL AND ENERGY COMPLEX OF RUSSIA

Danilina Marina Victorovna 1 , Shershkina Veronika Nikolaevna 1
1 Moscow State University of economics, statistics and informatics


Abstract
This article reviews the main problems of the fuel and energy complex, the directions of its development. This perspective is multifaceted. The study suggests that Russia has enough potential to cope with difficulties. Among the promising areas - investmentы in new oil and gas fields, the development of more flexible pricing policy.

Библиографическая ссылка на статью:
Данилина М.В., Шершкина В.Н. Основные проблемы и перспективы топливно-энергетического комплекса России // Гуманитарные научные исследования. 2014. № 11 [Электронный ресурс]..03.2019).

Топливно-энергетический комплекс (ТЭК) – один из важнейших межотраслевых комплексов любой страны. ТЭК является набором тесно взаимосвязанных отраслей электроэнергетики и топливной промышленности. Именно по признаку тесной взаимозависимости их группируют в единый комплекс. Сюда так же зачастую относят и специализированные виды транспорта, и транспортировочные системы – трубопроводные и магистральные высоковольтные линии.

В России ТЭК является ведущим межотраслевым комплексом, что является отличительной чертой нашей страны по сравнению с другими развитыми странами. Существенным отличием является и то, что ТЭК выполняет не только функции снабжения страны топливом и электроэнергией, но и является основой для национальной экономики, обеспечивая основную часть валютных поступлений. Так, по данным на 2013 год, ТЭК России обеспечил 30% от общего ВВП России, более 40% налоговых доходов бюджета, а так же занял первое место по экспорту – 70% от общего экспорта. Все это объясняет повышенное внимание к перспективам развития этого комплекса.

Исследователи обычно выделяют определенный ряд проблем, характерных как для ТЭК России, так и для мирового энергетического комплекса. Безусловно, при проработке стратегии развития топливно-энергетического комплекса нашей страны, необходимо будет учитывать обозначенный далее ряд проблем.

Во-первых, к глобальным проблемам относится выход природного газа на ведущие позиции в мире по востребованности, которые по прогнозам специалистов должны сохраниться до середины века. Так же, прогнозируется медленный, но относительно стабильный рост цен на нефть в связи с выходом общемировой добычи нефти на предельный уровень к 2030 году. Нужно учитывать, что имеется в виду не физическое истощение доступных ресурсов нефти, а именно экономический феномен в связи с добычей ограниченного количества нефти в единицу времени.

Во-вторых, возможно сокращение доли углеродосодержащих топлив (особенно угля) в потребляемых энергоресурсах в связи с проблемами охраны окружающей среды и глобальным потеплением. Сюда же можно отнести потенциально возможные ограничения на развитие ядерной энергетики после трагических событий на Фукусиме и в Чернобыле.

В-третьих, текущая политика ведущих импортеров энергоресурсов в последнее время направлена на обеспечение безопасности и непрерывности поставок, что приводит к сокращению закупок из регионов с нестабильной геополитической ситуацией. Так же, многие страны делают ставку на диверсификацию поставок сырья и развитие собственных источников энергии.

Что касается проблем, непосредственно характерных для России, то в первую очередь сюда стоит отнести традиционную проблему – обширность территории нашей страны. Это ведет к большим затратам на доставку энергоресурсов до перерабатывающих заводов или конечных потребителей, что делает цены менее конкурентоспособными.

Кроме того, недостаток рабочей силы, обусловленный продолжающимся снижением численности трудоспособного населения страны может стать серьезным ограничением для развития ряда производств. Особенно это характерно для восточных районов России, богатых различными энергоресурсами.

Еще одной географической проблемой развития ТЭК в России является холодный климат, особенно характерный для зон, богатых природными ресурсами. Это, так же влияет на затраты на обеспечение энергетического комплекса всем необходимым для его нормально функционирования, что в свою очередь опять же увеличивает стоимость конечного продукта.

К чисто экономическим проблемам можно отнести сильную зависимость экономики страны от экспорта энергоресурсов, а так же нехватка бюджета на модернизацию энергетического оборудования. Особенно это заметно в электрике, где износ достигает 50%, а сроки возврата капитала – десять лет и более.

Учитывая данные факторы, в перспективе 2030-2040 годов, базовыми направлениями развития ТЭК являются:

  • Увеличение использования доли природного газа среди других энергоресурсов по причине его большей конкурентоспособности.
  • Развитие передовых технологий электрификации (например использование новых источников энергии, в том числе и возобновляемых или газовых турбин).
  • Повышение эффективности использования энергии и энергосбережение.

Обычно перспективы развития ТЭК в России приводятся в привязке к различным сценариям развития страны в целом и к каким-то определенным социально-экономическим параметрам, но поскольку данная статья является обзорной, в ней будут рассмотрены перспективы в обобщенном виде. К сожалению, более подробный анализ проблемы выходит за рамки данной статьи.

Так, прогнозы развития ТЭК принято рассматривать в соответствии с исследованиями ИНП РАН. В них содержится информация по двум основным сценариям экономического развития России – инерционного развития и развития с использованием потенциала экономического роста. Следует отметить, что развитие ТЭК напрямую зависит от общего экономического развития нашей страны, из чего следует, что во втором сценарии ТЭК будет развиваться более интенсивно. Кроме того, важным допущением является тот факт, что в ближайшее время не будут введены ограничения на выбросы СО 2 в атмосферу.

Итак, многие отрасли ТЭК России тесно завязаны на экспорте ресурсов, что при условии постоянно растущего потребления приводит к росту необходимых объемов добычи ископаемых. Так, например, разведанные в настоящее запасы нефти и газа могут обеспечить современный уровень добычи сырья лишь в ближайшие 13-15 лет. Остальные запасы должны быть добыты на новых объектах, что означает необходимость серьезных инвестиций в исследование и разработку новых месторождений. К счастью, некоторые регионы России обладают весьма богатыми залежами полезных ископаемых, но зачастую они находятся в дорогостоящих для добычи местах, что в свою очередь может сказаться на ценах конечного продукта и снизить его конкурентоспособность. Примерами таких регионов являются шельфы Охотского, Каспийского и Баренцева морей, а так же российский сектор Каспийского моря. В связи с этими факторами разумным решением является поиск альтернативных путей получения моторного топлива – например, разработка новых синтетических видов топлива на основе других ресурсов (водорода, электроэнергии, газа и т.д.).

Стоит так же отметить, что, учитывая лидирующие позиции России в мире по суммарным ресурсам газа, степень разведанности его месторождений не превышает в настоящее время 25%. Это оставляет довольно большой потенциал для роста добычи данного вида ископаемых в рамках развития ТЭК. При этом сланцевый газ пока не рассматривается для разработки как экономически целесообразный в силу сложности его добычи.

Примерно такая же ситуация, как с нефтью и газом у нас и с углем – его ресурсы на территории страны весьма значительны. На данном этапе развития ТЭК России они требуют дальнейшего геологического изучения.

Касаемо добычи сырья для атомной энергетики – по данным World Nuclear Association за 2007 г. запасы России составляют 550 тыс. тонн, из которых на изведанные приходится лишь половина. При текущем уровне потребления данного сырья (учитывая экспорт урана), в ближайшие 40 лет может возникнуть дефицит данного вида топлива. Выходом из этого положения могут стать расширение гео-поисковых работ по выявлению рентабельных месторождений урана или внедрение новых реакторов на быстрых нейтронах. Данный тип реакторов потребляет значительно меньше сырья, при этом для него имеется больше ресурсов. Еще одной альтернативой данному решению может стать разработка реакторов на основе ториевого цикла.

Говоря об энергетике, стоит так же упомянуть и такое перспективное направление, как производство электроэнергии из возобновляемых ресурсов. По некоторым исследованиям, экономический потенциал всех возобновляемых источников энергии в несколько раз превышает годовую потребность страны в энергии в течение всего XXI в. Конечно, из-за высокой материалоемкости технологий добычи энергии из данного типа ресурсов (и как следствие более низкой энергоотдачи), такие источники энергии рассматриваются как возможные в более долгосрочной перспективе.

Вообще, одной из центральных задач развития ТЭК России должно стать решение проблемы энергосбережения, в первую очередь на основании замены устаревшего оборудования и технологий. Энергосберегающий путь развития требует в несколько раз меньше инвестиций, чем в расширение мощностей по производству энергоресурсов, поэтому является целесообразным сделать ставку на инновационные разработки в этой области, а так же на законодательно-правовую поддержку такой политики.

Что касается экспорта энергоресурсов, аналитики предсказывают высокий уровень его роста в долгосрочной перспективе. Ожидается, что после 2030 года экспорт нефти начнет сокращаться в связи с исчерпанием дешевых для добычи ресурсов (на фоне увеличивающего спроса, в том числе за счет экспорта в страны Азии). В связи с этим рассматривается возможность производства искусственной нефти на базе дешевого угля.

Касаемо газа, существует ряд факторов, угрожающих перспективам развития экспорта газа основным потребителям этого продукта России – странам ЕС. Эти факторы лежат в большом промежутке от нестабильной геополитической ситуации на Украине до прогнозируемого в долгосрочной перспективе появления конкурентных предложений других стран. В связи с этим необходимо подготовить техническую базу для способности предложить конкурентные цены за счет удешевления добычи данного ресурса, а так же разработка более гибкой ценовой политики в отношении европейских потребителей.


Библиографический список
  1. Ивантер В.В., Ксенофонтов М.Ю. Концепция конструктивного прогноза роста российской экономики в долгосрочной перспективе // Проблемы прогнозирования. 2012. № 6.
  2. А.В. Новак, Итоги работы ТЭК России в 2013 году. Министерство энергетики, minenergo.gov.ru
  3. Ю.В. Синяк, А.С. Некрасов, С.А. Воронина, В.В. Семикашев, А.Ю. Колпаков Топливно энергетический комплекс России: возможности и перспективы, http://www.ecfor.ru/pdf.php?id=2013/1/02
Количество просмотров публикации: Please wait

Гаджиев Магомед Расулмагомедович , профессор кафедры менеджмента, Дагестанский государственный институт народного хозяйства, Россия

Бучаева Светлана Азизовна , ст. преп. кафедры налоги и налогообложение, Дагестанский государственный институт народного хозяйства, Россия

1. Наличие частично решенной проблемы перекрестного субсидирования в электроэнергетике (между группами потребителей, между теплом и электричеством при комбинированной выработке), т.к. соответствующий законопроект находится на подписи у Президента Российской Федерации.

2. Несогласованность федеральных и региональных программ развития субъектов федерации, несоответствие планов регионального развития их реализации.

3. Вопросы тарифообразования, когда формирование конкурентной цены на оптовом рынке нивелируется на уровне регионального регулирования.

4. Слабая конкуренция на розничных рынках.

5. Недостаточный контроль затрат естественных монополий.

6. Недостаточные темпы вывода неэффективной генерации.

7. Развитие малой (распределенной) генерации, особенно в труднодоступных регионах страны.

Основными направлениями совершенствования экономических отношений в отраслях ТЭК являются решение задач, связанных с комбинированной выработкой на тепловых электростанциях (рынок тепла – «альтернативная котельная»); корректировка модели оптового и розничного рынков электрической энергии (мощности); повышение эффективности использования сетевой инфраструктуры (оплата резервируемой мощности, штрафы за недозагрузку трансформаторной мощности, принцип «бери или плати» в техническом присоединении, бенчмаркинг, внедрение показателей эталонов качества, надежности услуг, капитальных расходов); утверждение правил технологического функционирования электроэнергетических систем; реализация плана мероприятий «дорожной карты», «повышение доступности энергетической инфраструктуры» и разработка необходимых документов; укрепление платежной дисциплины; создание механизмов вывода неэффективной генерации .

Относительно правового обеспечения развития ТЭК в докладе Министра энергетики РФ А.В. Новака на тему «Итоги работы Минэнерго России и основные результаты функционирования ТЭК в 2014 году. Задачи на среднесрочную перспективу» отмечено, что принятие решении ̆ по долг осрочному развитию отраслей ТЭК России и по инвестициям должно происходить в соответствии с обновленной Энергетической стратегией ̆ России до 2035 года (планируемые показатели добычи ТЭР представлены в табл. 1 ) и обновленной редакцией государственной программы Российской Федерации «Энергоэффективность и развитие энергетики» (Постановление Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. № 321). Однако исполнение указанных документов серьезно затруднено, поскольку зависит от целого ряда факторов. В их числе: траектория мирового экономического развития (кризисов, стагнации, роста прогнозного объема потребления энергии); тенденции объемов добычи энергоресурсов; наличие конкуренции на межтопливном рынке; открытость доступа компании ̆ к месторождениям и проектам ; «дороговизна» стоимости заемного капитала ; характер политических и финансовых рисков , санкции западных государств . Реалистичность оценок указанных факторов в динамике – это главный вопрос прогнозирования и построения сценариев, что требует внесения поправок в стратегию.

Прогнозируемые показатели Энергетической стратегии

на период до 2035 года по основным отраслям ТЭК:

изменение по отношению к 2010 году

Показатели

База исчисления

Целевой / Консервативный сценарии

2010

2020

2025

2035

Добыча нефти

100%

104%
101%

105%
99%

105%
92-93%

Добыча угля

100%

121%
111%

124%
109%

128%
108%

Добыча газа

100%

118%
116%

129%
120-121%

144%
130-131%

Уст.мощность электростанций

100%

112%
101%

120%
118%

139%
136%

Из таблицы 1 видно, что в проекте Энергетической стратегии на период до 2035 года указано, что доля ТЭК в общих капиталовложениях в экономику будет снижаться (с 25,6% в 2010 году до 17,7% к 2035 году), но при этом в абсолютном выражении капиталовложения в ТЭК страны будут увеличиваться. По данным бюджета России за 2013/2014 г., на инвестиции в энергетику приходится, по разным оценкам, 4–6% ВВП России, это весьма значительная величина. Роль ТЭК в экономике России представлена ниже. На рисунке 1 приведены данные из отчета Министра энергетики о фактических и плановых инвестициях в отрасль ТЭК, анализ которых показывает недофинансирование отрасли по сравнению с принятой Стратегией развития.

По данным международного экономического агентства (МЭА), ТЭК России понадобятся инвестиции объемом в 100 млрд долл. в год на протяжении 20 лет. По оценкам, приведенным в проекте Энергетической стратегии России на период до 2035 года, объем требуемых инвестиции ̆ еще больше – порядка 130 млрд долл. в год на период до 2035 года

В планах государства и российских компании ̆ ТЭК – масштабные и дорогостоящие проекты по разработке месторождении ̆ на Арктическом шельфе , добыче запасов и разв итию инфраструктуры на Дальнем Востоке России, по модернизации в электроэнергетике и сфере теплоснабжения, по повышению энергоэффективности. Все перечисленные направления являются достаточно капиталоемкими. В проекте Энергетической стратегии на период до 2035 года даются оценки по потребностям в инвестициях с 2011 до 2035 годы, приведенные в соответствии с нуждами экономики и с планируемым изменением производственных показателей отраслей ТЭК (табл. 2 ).


Прогноз необходимых инвестиции ̆ в ТЭК России и в энергоснабжение экономики России на период до 2035 года ( в ценах 2010 года )

Отрасли ТЭК

2011–

2020

2021–

2025

2026–

2035

Всего.

2011–2035

В среднем за год

Всего ТЭК и энергосбережение экономики России

973–1008

591–638

1283–1522

2846–3168

114–127

Нефтяная промышленность

413–416

229–239

510–560

1152–1216

46–49

Газовая промышленность

237–239

134–142

316–340

687–720

27–29

Угольная промышленность

27–28

18–19

44–48

89–95

3,6–3,8

Электроэнергетика

174–194

140–157

261–376

576–727

23–29

Возобновляемые источники энергии

5–7

14–24

24–37

1–1,5

Централизованное теплоснабжение

61–63

32–33

62–64

156–160

6,2–6,4

Автономная энергетика

11–12

8–9

22–25

41–47

1,6–1,9

Энергосбережение

43–51

25–32

54–84

122–166

5–7

* – кроме ГЭС мощностью более 25 МВт.

Из таблицы 2 видно, что объем инвестиции ̆ в документе в зависимости от сценария оценивается в 2,8–3,2 трлн долл. (в ценах 2010 года). Ожидается, что инвестиции в ТЭК и в энергоснабжение экономики России должны составлять 114–127 млрд долл. ежегодно на период до 2035 года, но требуемое значение существенно превышает текущий уровень капиталовложении ̆ . По оценкам ИНЭИ РАН, приведенным в Прогнозе развития энергетики мира и России до 2040 года, инвестиции в ТЭК в России в 2010 году составляли около 90 млрд долл. Вне зависимости от сценария ожидается, что структура инвестиции ̆ не претерпит значительных изменении ̆ . Пе речислим направления инвестирования по основным отраслям ТЭКа – нефтяной промышленности, газовой и электроэнергетике:

1. Большая доля инвестиции ̆ прогнозируется в нефтегазовый сектор (61% от всех инвестиции ̆ в целевом сценарии и 64% в консервативном сценарии). Запланированы инвестиции и в электроэнергетику, их доля также будет велика (23% или 20% в зависимости от сценария). В нефтяной ̆ сфере прогнозируемый ̆ объем инвестиции ̆ необходим лишь для поддержания текущего уровня добычи углеводородов . Однако ожидается удорожание проектов по причине перехода от легкодоступных традиционных запасов нефти в Западной Сибири к трудноизвлекаемым запасам, преимущественно расположенных на отдаленных территориях востока и севера страны, а также на шельфе, что объясняет рост требуемого объема инвестиции ̆ .

2. Увеличение объема инвестиции ̆ в газовую промышленность ожидается как за счет прогнозируемого увеличения добычи газа (почти на 44% в 2035 году по сравнению с 2010 годом ), так и за счет реализации инфраструктурных проектов по тран спортировке и хранению газа. В угольной промышленности основные инвестиции ожидаются в развитие новых центров добычи угля на востоке страны, а также на создание требуемой инфраструктуры.

3. В электроэнергетике, согласно проекту энергетической стратегии на период до 2035 года, объем инвестиции ̆ будет направлен на расширение и модернизацию сетевого комплекса , строительство атомных и тепловых электростанции ̆ (замена существующих , а также ввод дополнительных мощностей ).

На рисунке 2 представлены фактические и прогнозные данные капиталовложений в ТЭК.

В ближайшие два года в России ожидается нулевой прирост потребления электроэнергии. Об этом сообщил замминистра энергетики РФ Вячеслав Кравченко, отметив, что еще полгода назад в министерстве думали, что прирост будет по 0,5% в год, но сейчас прогнозы более пессимистичные. Такое же мнение выразил «Системный оператор ЕЭС»:потребление электроэнергии в стране в текущем году останется на уровне 2014 года.

Доходы от экспорта электроэнергии из России в 2014 году упали на 25,7% по сравнению с 2013 годом, до 737,5 млн долл., сообщает Федеральная таможенная служба. Доходы от экспорта электроэнергии в страны дальнего зарубежья сократились на 17,9% до 552,5 млн долл., в страны СНГ – на 42% до 185 млн долл. Доходы от экспорта электроэнергии в январе 2015 года уменьшились на 4,8% по сравнению с январем 2014 года, до 82,4 млн долл. При этом доходы от экспорта в страны дальнего зарубежья выросли на 11,6% до 61,5 млн долл., а в страны СНГ сократились на 33,7% до 20,9 млн долл. Инвестиции в российскую энергетику в 2015 году сократятся на 17% по отношению к 2014 году, а если не принять антикризисные меры – на 21%, говорится в обновленном прогнозе социально-экономического развития МЭР. В частности, по данным открытых источников, «Росатом» в 2015 году сократит инвестиции в расширение АЭС на 32,3% до 88 млрд руб. из-за сокращения госпрограммы «Развитие атомного энергопромышленного комплекса».

В 2015 году в стране планируется ввести два новых атомных энергоблока, ключевой из которых – четвертый блок Белоярской АЭС (ввод запланирован на второе полугодие). При этом, по словам директора «Росатома» по капвложениям Геннадия Сахарова, могут быть отсрочены следующие проекты: запуск второго блока Ленинградской АЭС-2 (запланирован на 2017 год), третьего и четвертого блоков ЛАЭС (2021 год) и четвертого блока Ростовской АЭС (2017 год).

Можно сделать вывод, что рост конкуренции и глобализация мирового рынка (сланцевый газ, СПГ и спотовый рынок газа, возобновляемая энергетика) приводят к ухудшению рыночной позиции ТЭКа России. Требуется корректировка системы сбыта и инфраструктуры, что связано со смещением спроса от потребителей в Европе вследствие политической позиции официальных властей Украины, экономической стагнаций производства в самой Европе, повышения требований по экологии и энергоэффективности. На сегодняшний день видны не только резкое падение мировых цен на углеводороды и неопределенность их дальнейшей динамики, ухудшение геополитической ситуации, в наличие санкции против российского ТЭК (например, ограничение к современным технологиям и оборудованию, и потенциальным рынкам сбыта). Кроме того, ТЭК необходимо провести плановую интеграцию энергосистемы Крыма в российскую энергетику, решить проблему «последней мили» в 28 субъектах РФ, развивать возобновляемые источники энергии и малые гидроэнергостанции.

Необходимы крупные инвестиции в размере 2,4–2,8 трлн долл. США в ценах 2007 года в развитие отраслей топливно-энергетического комплекса , централизованного теплоснабжения, энергосбережения, автономной энергетики и возобновляемых источников энергии. Основными источниками инвестиций будут являться собственные средства и прибыль акционерных компаний, привлечение кредитов, средств от дополнительной эмиссии акций. При строительстве новых и модернизации существующих гидроэлектростанций и атомных электростанций, а также в случаях, если компании не являются инвестиционно привлекательными и самодостаточными в силу региональных особенностей, необходимо привлечение государственных средств.

Для отраслей ТЭК сегодняшняя зависимость от мировой конъюнктуры на нефть, от экономической и политической ситуации в странах – потребителях российских энергоресурсов, от курса доллара и других связанных факторов не может рассматриваться как позитивная. По базовому прогнозу социально-экономического развития России, предпринимаемые в настоящее время меры по модернизации экономики и диверсификации экспорта приведут к тому, что доля ТЭК в российском экспорте к 2030 г. снизится в 1,7 раза, в доходах бюджета и инвестициях – в 2,5 раза. При этом свое место на рынках энергоресурсов Россия намерена сохранить, объем добычи и переработки сырья снижаться не будет .

Установление долгосрочных правил в сфере ценообразования и тарифного регулирования является одним из базовых условии ̆ привлечения инвестиции ̆ в полностью или частично регулируемые отрасли . Так , в настоящее время , в частности, неопределенными являются перспективы привлечения новых инвестиции ̆ в электроэнергетику (в связи с планами по изменению модели оптового рынка ), в сферу теплоснабжения (планы масштабной реформы сферы , переход на «альтернативную котельную» ), что мо жет быть барьером при привлечении средств.

Существующая нагрузка на компании ТЭК по развитию необходимой ̆ инфраструктуры ( необходимость строительства сетевых мощностей , газо - и трубопроводов и т.д.) особенно характерны для регионов на востоке и севере России. Для решения этих проблем введены госпрограммы, в рамках которых привлекается бюджетное финансирование, но данный механизм на настоящий момент не решает всех проблем. Дополнительной проблемой являются правила допуска иностранных инвесторов (существуют значительные ограничения).

В 2009 году Россия присоединилась к новой инициативе «Группы двадцати» по ликвидации неэффективных энергетических субсидии ̆ . В 2012 году Россия вступила в ВТО , в рамках которой подписала Соглашение по субсидиям и компенсационн ым мерам (субсидии делятся на запрещенные, требующие и не требующие принятия мер; в ТЭК, в первую очередь, предполагается уход от субсидии ̆ для производителей ̆ ТЭР и потребителей ̆ в промышленности ). В связи с заключенными соглашениями от России требуется п ринятие базового принципа перехода к рыночному ценообразованию на ТЭР, формированию конкурентных рынков ТЭР в тех случаях, когда это возможно.

Энергетические субсидии по их целевой направленности можно разделить на две основные группы.

1. Субсидии производителям: поддержка отдельных отраслей ТЭК и на выполнение отдельных целей ̆ энергетической ̆ политики .

2. Субсидии потребителям: выполнение социальной функции или поддержка отечественной промышленности.

Существуют неоднозначные оценки относительно эффективности энергетических субсидии ̆ для экономики страны , решения проблемы энергодефицита . Для поддержки отечественной ̆ промышленности в противоречие вступают два эффекта . С одной стороны , промышленная продукция становится более конкурентоспособной на мировых рынках за счет относительного снижения издержек на субсидируемые ТЭР. С другой стороны, значительно снижается уровень энергоэффективности экономики из-за менее рационального использования ТЭР. А при выполнении социальной функции также возникает два эффекта: позитивный, связанный со снижением неравенства (в случае успешного таргетирования), и негативный, связанный с нерациональным использованием ТЭР. Однако, как отмечается в ряде работ (Полтерович, Попов, Тонис, 2007) , «…ускорение развития экономики за счет энергетических субсидии ̆ носит ограниченный характер до некоторого порогового значения , после которого с большей долей вероятности будет преобладать фактор более низкой эффективности» . С уществуют вычеты по налогу на прибыль для нефтегазодобывающих компании ̆ в США , субсидии для нефтегазовых компании ̆ в Норвегии , Канаде , льготные тарифы для источников на ВИЭ в странах ЕС . Тем не менее в развитых странах уровень энергетических субсидии ̆ обыч но ниже, чем в развивающихся.

Субсидии производителям энергоресурсовнаправляются для выполнения целей российской ̆ энергетической политики . При поддержке производителей основная проблема связана с поиском оптимального уровня субсидии ̆ с учетом возможностей альтернативного использования выделяемых средств. Прямую или косвенную поддержку преимущественно получает нефтегазовая отрасль, также поддержка оказывается в электроэнергетике (договоры на поставку мощности для ТЭС, сходные по своему принципу меры поддержки для АЭС, ГЭС и ВИЭ на оптовом рынке электроэнергии и мощности, субсидии электросетевым компаниям). В нефтегазовой отрасли, по оценкам WWF и IISD, в 2010 году в России субсидии из бюджета нефтегазовым компаниям составляли 14,4 млрд долл., или 6% от объема выручки нефтегазовои ̆ отрасли , или 5,3% от доходов федерального бюджета 2010 года . В даннои ̆ оценке были учтены случаи и прямого , и косвенного субсидирования (за счет налоговых льгот, льгот по вывозным пошлинам, особых тарифов на транспортировку и т.д.). Преимущественно льготы оказываются в рамках более мягких условии ̆ по взиманию НДПИ , экспортных пошлин , а также налогов на прибыль и имущество . В последние годы идет рост числа льгот за счет более широких планов развития месторождении ̆ Восточной Сибири , Дальнего Востока , шельфа , трудноизвлекаемых ресурсов . При оценках использован метод , разделяющий подход Минфина России , применяемый при оценке «вы падающих доходов бюджета» (разница между базовыми ставками налогов и всеми понижающими коэффициентами). Однако при таком подходе оценки субсидии ̆ могли бы быть совсем иными при другой системе налогообложения нефтегазовых компании ̆ (например , при налогообло жении финансового результата). Так, оценки учитывают объем энергетических субсидии ̆ производителям в нефтегазовом секторе , но не принимается во внимание объем неэффективных субсидии ̆ .

Снижение темпов экономического роста российской экономики, стагнация производства, высокая степень неопределенности относительно рыночной конъюнктуры и спроса на внешних рынках также могут значительно ограничить объем долгосрочных инвестиции ̆ в отрасли рос сийского ТЭК .

Перечислим основные факторы, негативно сказывающиеся на развитии и функционирование ТЭК и ГЭС:

- высокий износ производственных фондов (более 50%), старение оборудования и сооружений сетевых организаций, неэкономичность оборудования, отставание производственного потенциала от современных технологий;

- сокращение ввода в эксплуатацию новых энергообъектов;

- высокая аварийность (по причине нарушения дисциплины, неэффективности управления, старения фондов);

- дефицит инвестиционных ресурсов и их нерациональное использование. Приток внешних инвестиций составляет 13–15% от общего объема капиталовложений;

- деформация соотношений цен на взаимозаменяемые энергоресурсы (газ, уголь), высокая доля валютный и политических рисков;

- отсутствие прозрачности хозяйственной деятельности монополий, государственное их регулирование в вопросах ценообразования тарифов;

- высокая нагрузка на окружающую среду, рост риска техногенных катастроф.

Одновременно с факторами, препятствующими развитию ТЭК и ГЭС, существуют и другие проблемы в отрасли: степень освоения гидроресурсов (так называемый гидропотенциал) составляет всего 21%, тогда как в других странах данный показатель выше (в Германии, Италии, Франции – 95%, Великобритании – 90%, США – 82%). Заметим, что гидропотенциал России значительно различается по регионам страны: в европейской части он составляет 40%, в Сибири 23%, на Дальнем Востоке менее 6%.

Заключение

С точки зрения макроэкономической ситуации, ТЭК обеспечивает ¼ ВВП, 1/3 объема промышленного производства и доходов консолидированного бюджета РФ и ½ доходов федерального бюджета, экспорта и валютных поступлений, тогда как доля инвестиций (капиталовложений) в ТЭК составляет 1/20 от ВВП РФ. Из проведенных цифр видна диспропорция между ролью ТЭК в формировании бюджета и ВВП РФ и инвестициями в отрасль ТЭК.

Такое сложное положение отрасли сохраняется достаточно продолжительное время, т.е. ждать «инновационных», «наукоемких» прорывных технологий без широкой государственной поддержки не приходится. Здесь необходимо упомянуть о «демоверсии» финансового рынка в России в силу его неразвитости, когда предприятия не имеют возможности для осуществления заимствований (кредитования) как внутри страны, так и за рубежом (в силу санкций), т.е. в вопросах развития и модернизация отрасли ТЭК большую роль должно занимать правительство России. Кроме того, банковские структуры не обладают долгосрочными ликвидными ресурсами, и ставки привлечения кредитных средств в настоящее очень велики.

Важной макроэкономической проблемой также является неэффективность фондового рынка в силу его искажений: фондовый инвестор всегда сможет сформировать портфель инвестиций, доходность по которому превышает рентабельность инвестированного капитала в реальные активы и инвестиционные проекта. И, к сожалению, давление ТЭК на экономику России еще больше способствует этому.


Издайте свою монографию в хорошем качестве всего за 15 т.р.!
В базовую стоимость входит корректура текста, ISBN, DOI, УДК, ББК, обязательные экземпляры, загрузка в РИНЦ, 10 авторских экземпляров с доставкой по России.

Москва + 7 495 648 6241


Цели: Показать значение ТЭК, сформировать представление о размещении месторождений нефти и газа. Дать понятие о топливно-энергетическом балансе. Познакомить с проблемами ТЭК. Развивать умение работать с экономическими картами, со статистическим материалом.
Оборудование: Карта топливной промышленности, коллекция «Нефть и продукты ее переработки», атласы, картины.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Изучение нового материала.
- Сегодня мы начинаем знакомство с межотраслевыми комплексами и отраслями, их составляющими.
План изучения межотраслевого комплекса:
- Значение МОК в хозяйстве.
- Состав комплекса и роль отраслей, входящих в него.
- Факторы размещения отраслей.
- Районы размещения производства (базы).
- Перспективы и проблемы развития комплекса.

Первый межотраслевой комплекс, который мы будем изучать - топливно-энергетический - ТЭК. Поскольку 40% экспорта России составляет топливо (нефть,газ, уголь), то изучение мы начнем с «первого этажа» экономики, который базируется на природных ресурсах.
Экономику России - страны с холодной зимой, развитой промышленностью невозможно представить без топлива и энергии. Задача ТЭК состоит в добыче топлива, производстве электроэнергии и передаче их (транспортировке) потребителю.
Демонстрируется слайд, а дети в тетрадях выполняют схему:

ТЭК(топливно-энергетический комплекс)
топливная промышленность, электроэнергетика, орфяная, угольная, нефтяная, газовая электростанции
(тепловые, атомные, приливные, гидростанции и пр.)

Рассмотрим состав ТЭК:

Топливная промышленность - занимается добычей топлива (угля, газа, нефти, сланцев, торфа).
Электроэнергетика - производством энергии на электростанциях. Энергоресурсами являются - топливо, энергия воды, энергия ядерного топлива, нетрадиционные виды энергии (ветер, приливы, энергия Солнца и др.).
Транспортировка топлива и электроэнергии.
Ежегодно в стране составляется топливно-энергетический баланс - это соотношение добычи топлива и произведенной энергии (приход) и их использование в хозяйстве страны (расход).

Задание:
- Определите (с. 113, рис. 40.) из чего складывается приход и расход
топлива и энергии? (Приход - составляет добыча и производство топлива, остатки на конец года и импорт. Расход - на производственные нужды, преобразование в другие виды энергии и экспорт.)

Задание проверяется на слайдах презентации.
- Задачами ТЭК является не только увеличение добычи топлива и производства
электроэнергии, но и экономия энергии, т. к., во-первых, новые месторождения расположены в необжитых, труднодоступных для освоения, районах Севера России; во-вторых, добыча и транспортировка топлива постоянно дорожает; и в-третьих, топливная промышленность и энергетика оказывают отрицательное воздействие на природу.
Вопрос к классу : Как можно экономить энергию каждому жителю России? Как учащиеся школ могут помочь в этом?


Укажите направления, по которым осуществляется транспортировка нефти. (I. Нефтепровод «Дружба»: от г. Альметьевска (Татарстан) - до г. Бреста и через границу Белоруссии в страны Европы; 2. Альметьевск - Кириши - Санкт-Петербург; 3. Альметьевск - Новороссийск.)

Найдите центры нефтепереработки (города, где имеются НПЗ). (Кириши, Ярославль, Пермь, Уфа, Рязань и др.)
Газовая промышленность
Газ - дешевое и экологически чистое высококалорийное топливо.
По запасам и добыче газа Россия занимает 1 место в мире. В России разведано более 700 месторождений природного газа. Добыча газа стабильна и приносит большие доходы.
1. Основные районы добычи газа
Россия богата месторождениями природного газа, но его добыча зачастую происходит в суровых природных условиях: полярная ночь, вечная мерзлота, сильные ветры при низких температурах воздуха зимой.
На Западно-Сибирской базе добывается 92% всей добычи газа в стране. Это месторождения - Уренгойское, Ямбургское, Медвежье и др. Оренбургско-Астраханская база(6% добычи); Тимано-Печорская база(1% добычи),
Работа с картой :
- Найдите на карте основные месторождения природного газа.
2. Транспортировка газа
Газ доставляется потребителю по газопроводам. Крупнейшие из них построены Уренгоя и Оренбурга (Уренгой - Помары - Ужгород). Новые газопроводы «Ямал-Европа» и «Голубой поток» проложены через Черное море в Турцию.
Задания:
Отметить на контурной карте месторождения нефти и газа, а также основные направления нефте- и газопроводов.
Нанесите на карту 10 НПЗ и нефтеэкспортные порты.
III. Закрепление.
- Какие отрасли входят в состав топливно-энергетического комплекса?
- Какой вид топлива стоит на первом месте в структуре первичных энергоресурсов? (Газ.)
- Что такое топливно-энергетический баланс?
- Назовите способы добычи нефти. Какой из способов дешевле? (Фонтанный и насосный. Дешевле фонтанный.)
- Назовите основные нефтяные базы России. (Западно-Сибирская, Волго-Уральская.)
- Почему НПЗ строят не в районах добычи нефти, а в районах потребления? (Для транспортировки нефти нужно построить один нефтепровод, а для транспортировки продуктов ее переработки несколько (бензопровод, керосинопровод и т. д.)
- Почему в 90-х годах произошло снижение добычи нефти? (Истощение запасов нефти, изношенность оборудования скважин, низкие темпы разведки и освоения новых месторождений.)
- В каком направлении транспортируются нефть и газ по трубопроводам? (На запад в европейскую часть России, к западной границе и к морским нефтеэкспортирующим портам.)
Домашнее задание
§2, вопросы после параграфа. На контурную карту нанести месторождения нефти и газа.