Ликвидация бизнеса. Приказы. Оборудование для бизнеса. Бухгалтерия и кадры
Поиск по сайту

Кто заплатит за свет в подъезде? Кто должен платить за свет в подъезде Кто платит за электроэнергию в подъезде

Теперь для расчета официально можно использовать показания счетчиков, а не нормативы. Это правило установил федеральный закон, подписанный президентом. Документ уже действует, и его нужно исполнять.

У управляющих компаний больше не получится навариться на общей электроэнергии и воде и брать с жильцов больше положенного. Но пока это не значит, что в вашей следующей квитанции что-то изменится.

Что такое общедомовые нужды?

Жильцы платят за свет, воду и газ, которые расходуют в своей квартире. А еще - за общие ресурсы, которые идут на освещение и уборку подъездов.

Это обязательный платеж. Он зависит от площади квартиры: чем больше квартира, тем больше приходится платить за содержание общего имущества.

Как раньше начисляли платежи за общие свет и воду?

До 1 января 2017 года управляющие компании начисляли плату за общедомовые нужды как хотели. Внятного регулирования не было.

С этого года решили установить нормативы: максимум, больше которого жильцы не оплачивают. Если фактически воды или электроэнергии дом израсходует больше, разницу оплатит управляющая компания.

В регионах до 1 июня должны были установить новые нормативы для оплаты общедомовых нужд. По правилам нужно учитывать, как утеплен дом, есть ли там энергосберегающие лампочки, из каких материалов стены и какая площадь общих помещений.

Но проблема не в самих нормативах, а в том, что в законе был прописан только максимум: жильцы платят по нормативам и не больше. А что можно платить меньше - в законе написано не было. Хотя фактически дом мог использовать на общие нужды меньше света и воды, чем начисляла управляющая компания и насчитали региональные власти. Лампочка могла не гореть, а жильцы за нее платили.

Была еще одна проблема: жильцам начисляли плату за услуги, которых не было. Например, за общее водоотведение, которое технически невозможно. В итоге жильцы переплачивали, а управляющая компания зарабатывала.

Что изменилось с этими начислениями?

В нашем доме нет общих счетчиков, как мы будем платить?

Если стоят общедомовые счетчики, какие есть варианты?

У вас есть выбор. Можно платить по нормативам или счетчикам.

По умолчанию счетчики в приоритете. Если по ним показания меньше, платить по нормативам не придется - учитывается фактический расход. Если больше - заплатите только норматив.

Но как всегда, дьявол в деталях. Вот какие есть варианты по новому закону.

Без общего собрания. Если в доме есть общие счетчики, с августа 2017 года вы продолжаете платить по нормативам. А в следующем году вам пересчитают сумму с учетом фактических показаний. Пересчет будет в меньшую сторону, или просто не придется доплачивать.

По решению общего собрания. Можно выбрать, как платить за общедомовые нужды:

  • среднемесячный объем по счетчикам. Потом эту сумму тоже скорректируют;
  • фактический объем по счетчикам. Сумму корректировать не придется - сколько потратили, за столько и заплатили.

Итого. Без собрания - платите по нормативам, а потом пересчитывают сумму. С собранием - можно уже сейчас платить по счетчикам.

Когда и как будут пересчитывать оплату за общедомовые нужды?

Порядок и сроки перерасчета утверждает правительство. Федеральный закон про новые правила оплаты общедомовых нужд уже работает, а постановления всё еще нет. Как только его опубликуют, мы расскажем, как это будет работать.

Есть только проект, в котором написано, что пересчитывать будут раз в год до 1 июля. Это обычная практика - так делают с отоплением.

А что со структурой платежей за общие нужды?

В жилищном кодексе прописали, что конкретно входит в общедомовые нужды: холодная и горячая вода, электроэнергия и канализация. Если в доме не используют какой-то из ресурсов, то и платить за него не придется.

Проверьте свою квитанцию. Если вам начисляют платежи за водоотведение и горячую воду, хотя в доме нет общей канализации, а в подвале кран только с холодной водой, это незаконно.

После публикации в «Курьере» статьи об оплате электроэнергии в местах общего пользования вопросов у бердчан к «Сибирьэнерго» и управляющим компаниям меньше не стало

По теме я обращалась в государственную жилищную инспекцию и задавала вопрос «Сибирьэнерго» во время онлайн-конференции. Вот что мне ответили.
Вопрос от Людмилы Ивановны (Бердск, Северный микрорайон, д. 19):
В доме имеются общедомовые и индивидуальные приборы учета электроэнергии. В 219 квартирах прописаны около 150 человек. Управляющая компания расчет по распределению оплаты за электроэнергию в местах общего пользования (МОП) производит по показаниям общедомовых счетчиков, распределенных на количество зарегистрированных.
Отдел экспертиз в сфере защиты прав потребителей поясняет, «что места общего пользования — это не только лампочка в подъезде, это доставка по существующим в доме сетям ресурса. Чем больше индивидуальный потребитель использует электроэнергии, тем больше износ электрических сетей и тем больше потерь в этих сетях».
Федеральная служба по тарифам рекомендует распределять потребленный объем электроэнергии в местах общего пользования в многоквартирном доме так:
из общего объема потребленной электрической энергии, определенного исходя из показаний общедомовых приборов учета, в первую очередь вычитается объем электроэнергии, потребленный юридическими лицами, расположенными в многоквартирном доме. Потом объем электроэнергии, потребленный в квартирах. Оставшийся объем электроэнергии распределяется пропорционально квартирному потреблению среди жильцов, имеющих индивидуальные счетчики.
С таким алгоритмом распределения можно согласиться, но УК принимает за основу «прописку», которая не отвечает реальной действительности. В арендованных квартирах и купленных по ипотеке, как правило, не прописывают, а люди живут и пользуются электроэнергией, следовательно, бремя технических потерь в сетях и МОП переносится на прописанных. А эти потери значительно больше, чем потребление лампочкой на площадке. Мои дети прописаны со мной, но живут отдельно в Москве и Новосибирске, где платят за съемные квартиры.
Почему управляющая компания не применяет более справедливую формулу распределения электроэнергии в МОП, рекомендуемую нормативными документами? Собрания не проводятся. Обращение по электронной почте осталось без ответа. Очень надеюсь получить компетентное разъяснение.
Ответ из госжилинспекции:
Частью 1 ст. 45 Жилищного кодекса РФ определена обязанность собственников жилья ежегодно проводить собрания. Кроме того, инициатором созыва общего собрания может быть исключительно собственник жилья.
Алгоритм начисления платы за коммунальные услуги изложен в приложении №2 к правилам предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденным постановлением правительства №307 от 23.05.2006 года.
Защита нарушенных прав в части ценообразования по мнению Государственной жилищной инспекции Новосибирской области возможна в судебном порядке.

На подобный вопрос в «Сибирьэнерго» ответили более чем лаконично:
«В ответ на ваш вопрос сообщаем, что количество потребленной на общедомовые нужды электроэнергии должно определяться в соответствии с «Правилами предоставления коммунальных услуг», утвержденными постановлением правительства РФ №307 от 23.05.2006 года.
УК обязана выполнять закон?

В полученных ответах дается ссылка на постановление правительства РФ №307 «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам».
За январь и февраль я заплатила за электроэнергию по счетчику 316 рублей и за места общего пользования (МОП) 305 рублей, потому что УК СКС производит расчет по числу прописанных в квартире. В нашем доме №19 в микрорайоне Северном 219 квартир, а прописанных 151. Только в квартирах на нашей площадке живут 10 человек, а прописаны из них 4. Если внимательно посмотреть на цифры 219 и 151, то станет понятно, что
постановление №307 учитывает этот фактор, предлагая начисление за МОП производить пропорционально показаниям индивидуальных электросчетчиков.
УК СКС упорно не желает производить расчет по алгоритму, расписанному в приложении 2 постановления №307. Об этом свидетельствует то, что Татьяна Грекова в интервью «Курьеру» даже не упоминает этот вариант.

Официально

Из Приложения N2 к правилам предоставления коммунальных услуг гражданам

Расчет размера платы за коммунальные услуги

3. При оборудовании многоквартирного дома коллективными (общедомовыми) приборами учета и отдельных или всех помещений в многоквартирном доме индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета размер платы за коммунальные услуги в жилом помещении определяется в следующем порядке:
1) размер платы (руб.) за холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, газоснабжение, электроснабжение в помещениях, не оборудованных приборами учета, определяется по формуле 3, а в помещениях, оборудованных приборами учета, определяется по формуле:

Где:
V — объем (количество) коммунального ресурса (холодной воды,
D — горячей воды, газа или электрической энергии), фактически потребленный за расчетный период, определенный по показанию коллективного (общедомового) прибора учета в многоквартирном доме или в жилом доме (куб. м, кВт·час);
V n.p — суммарный объем (количество) коммунального ресурса (холодной воды, горячей воды, газа или электрической энергии), потребленный за расчетный период в помещениях, оборудованных приборами учета (за исключением помещений общего пользования), измеренный индивидуальными приборами учета, а в коммунальных квартирах — общими (квартирными) приборами учета (куб. м, кВт·час);
V n.n — суммарный объем (количество) коммунального ресурса (холодной воды, горячей воды, газа или электрической энергии), потребленный за расчетный период в помещениях, не оборудованных приборами учета, определенный исходя из нормативов потребления коммунальных услуг по формулам 1 и 3 (куб. м, кВт·час);
V i.p — объем (количество) коммунального ресурса (холодной воды, горячей воды, газа или электрической энергии), потребленный за расчетный период в помещении, оборудованном прибором учета (за исключением помещений общего пользования), измеренный индивидуальными приборами учета, а в коммунальных квартирах — общими (квартирными) приборами учета (куб. м, кВт·час);
T ky — тариф на соответствующий коммунальный ресурс, установленный в соответствии с законодательством РФ (для холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, газоснабжения и водоотведения — руб./куб. м; для электроснабжения - руб./кВт·час).

Мы знаем, как платить за свет в подъезде! Может быть, УК СКС не знает, что постановления
правительства они обязаны выполнять? Хотелось бы прочитать ответ на этот вопрос в следующем номере газеты.

С уважением, Людмила Ивановна , жительница Бердска

СКС отвечает
Генеральный директор ООО РКЦ СКС Татьяна Грекова считает, что ответ на свой вопрос должны дать сами жильцы дома:

-Жители должны сами выбрать способ начислений платы за электроэнергию на освещение МОП: исходя из числа проживающих в доме жителей, путем распределения на общую площадь дома, на количество квартир в равных долях. Для этого нужно провести общее собрание собственников помещений дома и провести голосование, можно в заочной форме. С другой стороны, многие квартиры дома сдаются внаем, и соответственно в этих квартирах живут незарегистрированные граждане, а платить за них приходится остальным жителям. Для того чтобы плата начислялась и на этих жителей, старшим по дому необходимо создать комиссию из жителей дома и составить акты о проживании незарегистрированных граждан, эти акты сдать в УК. А там пусть собственники этих квартир и наниматели, проживающие в них, сами разбираются, кто из них будет платить за коммунальные услуги, в том числе и за электроэнергию в МОП. Жителям нужно как-то организовываться и самим брать в свои руки решение проблемы, а управляющие компании всегда окажут помощь.

Поставщик электроэнергии ОАО «Свердловэнергосбыт» выиграл еще одно судебное разбирательство по начислению платы за общедомовое потребление электроэнергии.
В середине ноября энергосбытовая компания добилась принудительного взыскания задолженности с камышловца, который принципиально не платил за освещение подъездов. Все вышеизложенное происходит на фоне изменения методики расчета платы за энергопотребление в местах общего пользования и отмены перевода часов. Эти темы затронуты в интервью с управляющим Восточным сбытом ОАО «Свердловэнергосбыт» Анатолием БЛИНОВСКИХ.

– Анатолий Георгиевич, начнем, пожалуй, с самой наболевшей проблемы – оплаты счетов за освещение мест общего пользования. Постоянно говорится о том, что проводятся какие-то мероприятия по снижению энергопотребления в подъездах, и, тем не менее, каждый месяц в квитанциях – неподъемные суммы…
– А мы не устаем объяснять, что экономия на оплате общедомового энергопотребления зависит в первую очередь от самих граждан.
Одна из самых больших проблем сегодня – это устаревшие приборы учета в квартирах горожан. Они некорректно фиксируют объемы потребления в квартире, что, соответственно, влияет на начисление платы за электроснабжение мест общего пользования как для самого жителя, так и для его соседей. Старые счетчики необходимо своевременно менять! Сделать это можно, обратившись на Камышловский участок ОАО «Свердловэнергосбыт».
Также на расчет платы сильно влияет то, насколько регулярно и своевременно жильцы дома передают показания индивидуальных приборов учета. Идеально, чтобы эти показания приходили вовремя и примерно в один срок. Передать их можно при оплате квитанции в почтовых отделениях, а также с помощью таких сервисов, как Web-кабинет на сайте компании www.sesb.ru, SMS-сообщение на номер 34-18 для абонентов «Билайн» или на общий номер +7-903-767-69-77. Подробности использования этого сервиса вы можете узнать на участке или на сайте гарантирующего поставщика.
И последняя проблема – неудовлетворительное состояние внутридомовых сетей, которые также остаются незащищенными от несанкционированных подключений.

– Анатолий Георгиевич, тогда объясните, пожалуйста, кто за что отвечает при оказании услуги энергоснабжения. Потому что бывает так, что звонишь в одну организацию со своим вопросом, а там тебя отправляют в другую, и начинаешь ходить по кругу…

– Ответственность за поставку электроэнергии до места соединения коллективного (общедомового) прибора учета с входящей в многоквартирный дом инженерной сетью несет ГУП СО «Облкоммунэнерго». Эта же организация ежемесячно снимает показания общедомовых приборов учета и предоставляет их ОАО «Свердловэнергосбыт». ОАО «Управляющая компания» приобретает у гарантирующего поставщика электроэнергию для собственников помещений в многоквартирных домах, а также отвечает за обслуживание и состояние внутридомовых инженерных систем, с использованием которых собственникам помещений предоставляется энергия.
А гарантирующий поставщик электроэнергии осуществляет лишь расчет платы за энергоснабжение квартир и мест общего пользования на основании переданных ему от жильцов и сетевой организации показаний. Таким образом, проблемами обслуживания внутридомовых сетей, в том числе выявлением незаконных подключений, должна заниматься управляющая компания, так как она получает от жителей плату за содержание жилья. Именно от нее жильцы многоквартирных домов имеют право требовать проведения аудита внутридомовых сетей.
Правда, к сожалению, сегодня некоторые граждане предпочитают копить долги перед гарантирующим поставщиком, игнорируя оплату энергоснабжения мест общего пользования. Это ошибка. 11 ноября в судебном участке № 2 мирового суда Камышловского района состоялось заседание по требованию ОАО «Свердловэнергосбыт» о взыскании долга с бытового абонента. Этот потребитель намеренно не оплачивал суммы, начисленные за освещение мест общего пользования. В результате исковые требования энергосбытовой компании были удовлетворены полностью, а с абонента взыскана сумма долга. Также напомню, что Свердловский областной суд поддержал позицию гарантирующего поставщика в судебном разбирательстве по иску Камышловской межрайонной прокуратуры и признал начисление платы за общедомовое потребление электроэнергии правомерным. Таким образом, было установлено, что граждане обязаны оплачивать его так же, как и другие коммунальные услуги – своевременно и в полном объеме.

Коммунальщики могут поплатиться за то, что наживались на жителях, которых подрядились обслуживать. Сотрудники прокуратуры прокуратуры Свердловской области проверили работу управляющей компании «Фонд Радомир» и выяснили, что те «мухлюют» с тарифами на электроэнергию, заставляя горожан переплачивать. Кроме платы за свет в своих квартирах, клиентов «Радомира» заставляли отдельно оплачивать работу подъездных лампочек и дворовых фонарей. Получался такой вот двойной тариф, который прокуратура посчитала незаконным.

Поводом для ревизии стали неоднократные жалобы жителей одного из домов по улице Блюхера.

Проверка показала, что работники ООО «Фонд Радомир» предъявляли к оплате счета за электроэнергию, потребленную по общедомовым приборам учета. А по закону затраты на оплату электрической энергии, подаваемой на работу приборов освещения мест общего пользования и для работы электрического оборудования, входящего в состав общего имущества в многоквартирном доме, уже включены размер платы за жилищные услуги, - рассказали в пресс-службе прокуратуры Свердловской области.

Неделю назад Чкаловский суд Екатеринбурга удовлетворил иск прокуратуры и Роспотребнадзора по делу о взимании с жителей платы за общедомовое потребление электроэнергии. Судья встал на сторону жильцов, постановив исключить из коммунальных квитанций новую строку. Суд руководствовался тем, что плата за свет в подъездах и дворах уже входит в строку "Содержание жилья", поэтому выставление отдельных счетов незаконно.

Новая строка "Электроэнергия. Общедомовой учет" появилась в квитанциях жителей Чкаловского района в 2008 году. Тогда граждане обратились с жалобами в прокуратуру и Роспотребнадзор, а те, в свою очередь, подали иск в суд. Чкаловский суд удовлетворил иск, однако УК "РЭМП УЖСК" и ООО "Единый расчетный центр" попытались оспорить решение кассационной инстанции. Областной суд вернул дело в райсуд на повторное рассмотрение. Однако окончательная точка еще не поставлена.

С похожей проблемой в 2009 году столкнулись и жители Верх-Исетского района. УК "Верх-Исетская" выставила жителям ВИЗа счета, включив в них плату за общедомовое потребление коммунальных ресурсов в 2008 году. В баснословные суммы также была заложена оплата технологических потерь, образовавшихся при эксплуатации домовых и придомовых коммуникаций. Квитанции с новыми расчетами получили даже те граждане, квартиры которых оборудованы счетчиками. Прокуратура Верх-Исетского района Екатеринбурга также обратилась с заявлением в суд, но иск был отклонен. Сейчас в прокуратуре готовят новые обращения.

Кто же прав? В каких случая управляющая компания вправе включать в общий счет платеж за электроэнергию, используемую для освещения подъездов?

Александр Лаврентьев, заместитель генерального директор ГК "Юрэнерго" :

В соответствии с нормами Постановления Правительства РФ от 23.05.2006 N 307 "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам" изложенных в пунктах 19-23, порядок расчета платы за коммунальные услуги определен в зависимости от наличия или отсутствия приборов учета и производится в соответствии с формулами указанными в Приложении N 2 к Правилам.

Из состава формул, а так же согласно статье 158 Жилищного кодекса следует:

  • собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения
  • участвует в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения

Таким образом, собственники (наниматели) помещений в многоквартирном доме оплачивают (компенсируют) расходы на освещение их многоквартирного дома, а так же потери энергии во внутредомовых сетях пропорциональной своей доле.

Следовательно, при определении виновности или неосновательного обогащения управляющей компании необходимо выяснить, было ли на самом деле задвоение оплаты? Или управляющая компания просто разделяла коммунальную услугу на две её составляющих – стоимость фактического потребления энергии конкретной квартирой и стоимость потребления энергии на освещение подъездов, лифтов, площадок пропорционально доле данной квартиры.

Подобное разделение, например, находит свое отражение в пункте 89 Постановления Правительства РФ от 31.08.2006 N 530 "Об утверждении правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики".

«89. Исполнитель коммунальных услуг на основании договора энергоснабжения (договора купли-продажи (поставки) электрической энергии) и в соответствии с настоящими Правилами приобретает электрическую энергию у гарантирующего поставщика (энергосбытовой организации)

  • для целей оказания собственникам и нанимателям жилых помещений в многоквартирном доме и собственникам жилых домов коммунальной услуги электроснабжения
  • использования на общедомовые нужды (освещение и иное обслуживание с использованием электрической энергии межквартирных лестничных площадок, лестниц, лифтов и иного общего имущества в многоквартирном доме)
  • а также для компенсации потерь электроэнергии во внутридомовых электрических сетях.

При этом количество приобретаемой исполнителем коммунальных услуг у гарантирующего поставщика (энергосбытовой организации) электрической энергии определяется на границе балансовой принадлежности электрических сетей сетевой организации и внутридомовых электрических сетей.

Потери электроэнергии во внутридомовых электрических сетях определяются исполнителем коммунальных услуг как разность между объемом электрической энергии, приобретенным на границе балансовой принадлежности электрических сетей сетевой организации и внутридомовых электрических сетей, объемом использования электрической энергии на общедомовые нужды и объемом оказанных потребителям коммунальных услуг электроснабжения.»

Качественное освещение в подъездах многоквартирных домов является важнейшим фактором комфорта жильцов. В большинстве случаев в качестве источника света используют обыкновенные лампы накаливания. Но такая разновидность искусственного освещения в последнее время теряет свою актуальность в связи с недолговечностью использования, значительным потреблением энергетических ресурсов, а также высокой степенью накаливания (до 360°С), что может послужить причиной возгорания. Сегодня люди ищут альтернативные варианты источников света.

Освещение в подъездах жилых домов по нормам СанПиН

Для начала изучим основные нормы освещенности, которые предъявляют к помещениям подъездов.

Согласно санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам СанПин, действующим на территории России с 15.08.2010 года, Раздел пятый «Гигиенических требований к естественному и искусственному освещению и инсоляции» (пп. 5.4., 5.5 и 5.6) гласит о том, что:

  • Каждый подъезд и другие помещения жилого здания должны быть обеспечены общим и местным искусственным освещением.
  • Освещенность там, где расположены лестничные площадки, ступени лестниц, лифтовые холлы, поэтажные коридоры, вестибюли, подвалы и чердаки, не должна быть ниже 20 лк на полу.
  • Каждый основной вход в жилой дом должен быть оснащен светильниками, обеспечивающими на площадке входа в подъезд освещенность не менее 6 лк, для горизонтальных поверхностей – от 10 лк, для вертикальных поверхностей – на высоту двух метров от пола. Также необходимо освещать пешеходную дорожку у входа в многоквартирный дом.

Более того, в соответствии с п. 7.62 СНиП 23-05-95 каждое здание этажностью более шести должно быть оборудовано эвакуационным освещением. За счет этого обеспечивается безопасная эвакуация людей из здания в том случае, когда исчезает рабочее освещение.

Согласно пункту 7.63 аварийное освещение должно освещать лестницы не менее 0,5 лк на ступенях. При этом важно соблюдать условие, чтобы перепад между максимально и минимально освещенными участками не превышал соотношения 1:40.

Не забывайте об обязательном наличии эвакуационного освещения на улице. Здесь уровень освещенности земли должен составлять всего 0,2 лк.

  • Не путайте аварийный и эвакуационный выходы

Источники освещения в подъездах жилых домов

Согласно многочисленным наблюдениям источниками света в подъездах и других местах общего пользования в многоэтажных домах являются лампочки средней мощностью 60 Вт. Лампы обычно устанавливают без плафонов, что является грубым нарушением требований пожарной безопасности. В свою очередь пожарная опасность ламп накаливания обычно рассматривается в 2 аспектах:

  • возможности возгорания в результате соприкосновения лампы с горючим материалом;
  • вероятности возгорания при попадании раскаленных частиц лампочки, образовавшихся при ее разрушении, на близлежащие горючие материалы.

Первый аспект обусловлен в первую очередь тем, что температура колбы лампы накаливания после одного часа горения доходит до 360 °С (при условии, что мощность лампочки составляет до 100 Вт). Именно поэтому над лампами образуются темные закопченные круги на потолке.

Второй фактор – это неправильная эксплуатация, когда, помимо использования лампочки без рассеивателя, не соблюдается допустимое расстояние до горючих материалов. Данное явление актуально для тесных приквартирных тамбуров, которые жители многоквартирных домов используют в качестве импровизированных кладовок.

Невозможно гарантировать безопасность только за счет достаточного расстояния. Пожароопасная ситуация может возникнуть по причине раскаленных частиц металлов, которые образуются в том случае, когда лампочка перегорает. Опускающиеся частицы способны зажечься даже при падении с 10-метровой высоты.

Довольно часто можно встретить нарушение, когда алюминиевые провода удлиняют, используя медные провода со скрутками. Так образуется гальванический пар, из-за которого разрушается контакт (происходит электрохимическая коррозия и рост сопротивления контакта). Все это может привести к пожару по причине перегревания места соединения проводов.

Выделяют следующие основные системы электроснабжения:

  1. вся система без использования диодов;
  2. вся система включена при применении диодов;
  3. различные комбинации (диоды устанавливают частично в лампочках и выключателях).

Диод представляет собой электронный элемент, который обладает разной степенью проводимости в зависимости от направления тока. В многоквартирных домах его используют для того, чтобы снизить действующее напряжение на лампах накаливания и, соответственно, уменьшить энергопотребление и повысить срок эксплуатации лампочек.

Диоды, установленные в системе освещения в подъездах МКД, приводят к мерцанию ламп накаливания, что в свою очередь создает дополнительный дискомфорт.

В этом случае напряжение снижается с 220 до 156 В, но важно понимать, что лампа накаливания – это нелинейный элемент, поэтому ее энергопотребление сократится всего на 42%. При этом световой поток, который представляет собой основной параметр источника света, по которому оценивают уровень освещенности в подъезде, может уменьшиться всего до 27%.

Так лампы накаливания теряют свою энергоэффективность: если обычная лампочка характеризуется световым потоком 800 лм и мощностью 60 Вт (показатель светоотдачи составляет 13,3 лм/Вт), то в результате подключения диодов световой поток составит 216 лм, а мощность – 34,8 Вт (показатель светоотдачи в этом случае – 6,2 лм/Вт).

Для того чтобы компенсировать сниженный световой поток, жильцы многоквартирных домов устанавливают лампочки большей мощности (до 200 Вт), что в свою очередь провоцирует рост потребляемой электроэнергии при включении освещения в подъездах.

Именно поэтому рекомендуют монтировать энергоэффективные источники света. На сегодняшний день рынок предлагает ассортимент следующих энергоэффективных источников света (ЭИС), которые используются в качестве освещения в подъездах жилых домов: люминесцентные лампы (к которым относятся и КЛЭ), светодиодные лампы и светильники.

Люминесцентные лампы имеют один существенный недостаток – в их состав входят пары ртути, поэтому необходимо соблюдать правила их утилизации, а также наблюдается задержка включения (лампочка, как правило, достигает номинального светового потока через определенный промежуток времени). Срок эксплуатации данных приборов для освещения в подъездах составляет около 25 тысяч часов, но на практике их срок службы меньше из-за того, что вольфрамовые электродиоды часто перегорают. Включенная лампочка разогревается до шестидесяти градусов, и в том случае, когда ее используют в составе закрытых светильников, тепловыделение приводит к перегреванию электроники и преждевременному выходу лампы из строя. Данные приборы не имеют гарантийного срока эксплуатации. Также не стоит упускать из внимания человеческий фактор: нередко возникают случаи, когда лампочки крадут сами жильцы, чтобы затем использовать их для освещения собственной квартиры.

Светодиодные лампы имеют один единственный, но при этом существенный недостаток – это высокая стоимость. Но такая цена оправдывает себя за счет экономного энергопотребления, даже в сравнении с КЛЭ. Но когда вы будете использовать эту лампу в стандартном светильнике, качество светораспределения на освещаемой поверхности может снизиться, поскольку она дает узконаправленный луч света. Итак, светодиодные лампы целесообразно устанавливать в люстрах.

Если вы размышляете, что приобрести в качестве источника света в подъезде – светодиодную лампу или светильник, то лучше отдать предпочтение второму варианту, поскольку светодиодная лампа подвержена такому же человеческому фактору и возможности перегрева электроники (как и в случае с КЛЭ).

Современный рынок предлагает две разновидности светодиодных светильников, которые можно использовать для освещения в подъездах: основанные на бездрайверной схеме, а также с использованием драйвера. Основная задача драйвера заключается в том, чтобы преобразовать переменный ток и высокое напряжение первичной цепи в постоянный стабилизированный ток и низкое напряжение, которые приемлемы для питания светодиодов. Благодаря уменьшенному напряжению вторичной цепи обеспечивается безопасность при проведении электромонтажных работ освещения в подъездах.

Характерной особенностью схемы без применения драйвера заключается в том, что в светильнике используется 2070 светодиодов малой мощности (до 0,3 Вт), которые соединены последовательно для питания их высоким напряжением (более 70 В). Надежность всех технических систем обратно пропорциональна количеству используемых элементов. Перегорание любого светодиода может вывести светильник из строя в подъезде. Системы защиты при этом нет.

Отсутствие драйвера является причиной некорректного питания светодиодов, поэтому в свою очередь снижается срок службы ламп с 50 до 30 тысяч часов. Еще один существенный недостаток такого светильника заключается в большом коэффициенте пульсаций.

  • Энергоэффективный ремонт МКД в России: миф или реальность

Автоматическое освещение в подъездах многоквартирных домов

На сегодняшний день разрабатывают и внедряют самые различные автоматические системы освещения в подъездах. Для каждого подъезда актуальна своя схема освещения, основанная на местоположении входа, этажности дома, порядочности домовладельцев и многих других факторах. Ниже мы с вами подробнее остановимся на самых распространенных и удачных вариантах:

Вариант 1. Автоматическое освещение в подъездах, управление которым осуществляется с помощью кнопочных постов.

Такой способ управления освещением в подъездах в особенности подходит малоэтажным домам, в которых проживают сознательные граждане, поскольку данный метод дает возможность сэкономить денежные средства. Но каким образом это будет происходить, зависит только от жильцов подъезда.

Главное его преимущество – это простота и стоимость, которая намного выгоднее других вариантов.

Таким образом, выделяют различные способы управления освещением в подъезде:

  • Первый вариант представлен кнопочным постом, расположенным у входа в подъезд и на каждом этаже. Процесс выглядит следующим образом: человек входит в подъезд и нажимает кнопку, чтобы включить свет: за счет этого действия запускается освещение во всем подъезде. При попадании в квартиру кнопку используют для того, чтобы отключить свет, – и освещение гаснет.
  • Другой вариант – отключение освещения посредством кнопочного поста не во всем подъезде, а только на лестничном пролете. Данный способ подразумевает, что свет погашается на каждом этажном коридоре в отдельности под воздействием собственного пускателя. Этот вариант несколько экономнее, тем не менее, более сложный и дорогой в реализации.

Как правило, кнопочные посты можно заменить схемами «проходных» выключателей. Электрическая схема в этом случае будет выглядеть значительно сложнее, но может позволить сэкономить денежные средства. Но такое освещение подойдет не для каждого.

  • Третий способ позволяет управлять освещением в подвалах подъездов, на чердаках, а также наружным освещением из разных точек, которые можно выбрать отдельно.
  • В том случае, когда в вашем многоквартирном доме нельзя положиться на добросовестность жильцов, вы можете организовать отключение освещения в подъездах посредством соответствующего таймера.

Вариант 2. Использование датчиков освещенности в подъездах.

В том случае, когда подъезд хорошо освещен за счет естественной инсоляции, следует использовать датчики освещенности. Безусловно, этот вариант не дает существенной экономии, тем не менее, его можно использовать как альтернативу включателю.

Для того чтобы данный способ реализовать, просто установите и настройте один датчик освещенности, который следует монтировать в самом темном месте подъезда.

Данный прибор активируется в темноте, подает импульс для включения света с помощью пускателя или посредством собственных контактов. В этом случае освещение может сработать не только в подъезде, но и снаружи.

Датчики освещенности обычно запитываются через обычный включатель.

Вариант 3. Использование датчиков движения освещения в подъездах.

Автоматическое освещение в подъездах постепенно становится все популярнее. Данный вариант обеспечивает существенную экономию, при этом со стороны жильцов не требуется никаких действий. Главный фактор в данном вопросе – грамотная организация с учетом особенностей подъезда.

Для того чтобы обеспечить нормальное функционирование данной схемы, необходимо установить датчик на каждом этаже. Иногда также монтируют такой прибор у входа в подъезд. Когда человек попадает в подъезд, датчик, расположенный на входе, автоматически срабатывает. После чего включается освещение на лестнице и 1-м этаже. Если в МКД установлен лифт, тогда импульс подается и для освещения прохода к лифту. В случае необходимости также освещается и лестничный пролет.

После того, как датчик сработает, начинается отсчет времени до отключения освещения в подъезде. Данного временного промежутка вполне хватает для того, чтобы не торопясь подняться на второй этаж.

В том случае, когда лифт в доме не предусмотрен, человек идет вверх по лестнице и оказывается в зоне действия датчиков, размещенных на втором этаже. Этот прибор срабатывает и подает импульс, чтобы включить освещение на лестнице и в коридоре 2-го этажа. Так, даже через некоторое время свет на лестнице не потухнет.

По такой же аналогии включается освещение и на других этажах в подъездах МКД.

В том случае, когда в подъезде установлено лифтовое оборудование, создать самостоятельно оптимальную схему освещения в подъезде будет несколько труднее. Это возможно только благодаря интеграции с лифтовым оборудованием. Желательно, чтобы при нажатии кнопки вызова лифта подавался импульс для включения системы освещения. Но данный вариант реализовать довольно затруднительно. Значительно проще подсоединить освещение к концевому выключателю, чтобы двери лифта автоматически открывались. Тем не менее, для этого требуется нанять специалистов.

Именно поэтому чаще всего используется схема включения освещения в подъезде с помощью датчика движения, когда человек выходит из лифта.

Вариант 4. Совмещенные схемы освещения подъездов.

Как правило, для освещения подъездов и подвалов используют комбинированный метод. При этом на выбор схемы освещения в подъездах оказывают влияние в первую очередь поставленные задачи и тип помещения. Некоторые способы освещения можно назвать универсальными, которые подойдут для многих помещений.

К примеру, датчик освещения является основным вариантом. Когда уровень освещенности падает, прибор реагирует и дает импульс, включающий основной пускатель, который в свою очередь питает датчики движения и активирует освещение коридоров, лифта, а также инсоляцию снаружи дома и эвакуационное освещение. Основное освещение подъездов реализуется за счет датчиков движения, а в других помещениях – посредством обычных или проходных выключателей.

  • Ремонт подъездов МКД: порядок проведения и ответственность УК

Мнение эксперта

Как сэкономить на освещении мест общего пользования

В.Д. Щербань ,

председатель ТСЖ «Московская 117» (г. Калуга)

В 2008 году был установлен электросчетчик, который учитывает потребление всего объема электроэнергии, расходуемой на оборудование, расположенное в местах общего пользования – от освещения подъездов, аппаратуры провайдеров связи до автоматических ворот. Альтернативных вариантов для МОП на тот момент еще не существовало. В многоквартирный дом было заведено оборудование провайдеров связи, а также заключен с ними договор, согласно которому они должны были оплачивать потребляемую электроэнергию. В подъездах были установлены датчики движения, а обычные лампы накаливания заменены энергосберегающими. Таким образом, произошла серьезная экономия расходов на освещение мест общего пользования – около 150 кВт/ч в месяц.

Кто оплачивает освещение в подъездах, и как определяется сумма

Под общедомовыми нуждами подразумевается целый ряд услуг – от освещения в подъездах и работы лифта до влажной уборки помещений и промывки инженерных систем.

Ранее расход электроэнергии на общедомовые нужды был прописан в квитанции отдельным пунктом и назывался «ОДН», но в январе 2017 года данную графу убрали из платежек.

На сегодняшний день существует 2 варианта начисления оплаты за расход электроэнергии на ОДН:

  1. При наличии общедомового счетчика.

В том случае, когда в МКД установлен общедомовой счетчик, общедомовые нужды определяются работниками Энергонадзора и представителями дома, которых избрали в ходе общего собрания жильцов. Затем вычисляют разницу между значениями общедомового счетчика и значениями приборов учета каждой квартиры многоэтажного здания. Также в расчете учитываются жилые квадратные метры, которые не оборудованы датчиками.

Получившийся показатель распределяется между всеми собственниками квартир согласно занимаемой площади. Следовательно, чем больше общая площадь квартиры, тем дороже обходятся владельцу ОДН по электроэнергии.

Обратите внимание на формулу, по которой вычисляется размер ОДН по электроэнергии в том случае, когда в многоэтажном доме установлен счетчик:

Электроэнергия по ОДН = (Показатели электросчетчика – Совокупное количество электричества, потребленное в нежилых помещениях, которые не являются общедомовым имуществом – Совокупное количество ресурса в каждой жилой квартире, где установлены приборы учета электроэнергии – Объем потребленного электричества в квартирах, где не монтированы счетчики) × Общую площадь квартиры × Совокупную площадь всех квартир в многоэтажке.

  1. В случае отсутствия общедомового счетчика.

Если в многоэтажном доме не монтирован общедомовой счетчик электроэнергии, тогда в этом случае за единицу оплаты берется норматив, который устанавливает администрация области. Ознакомиться с данным показателем можно на официальном сайте региона. Норматив является граничной величиной, но в том случае, когда расходы жильцов превышают установленное значение, они могут прийти к решению оплачивать большую сумму, если пожелают. Конечно, такого в реальной жизни не бывает.

Формула для расчета ОДН по электроэнергии для многоэтажных домов, в которых не установлен общедомовой счетчик, выглядит следующим образом:

Объем ОДН = Норматив потребления электроэнергии, установленный администрацией × Площадь помещений, входящих в состав общедомового имущества × Общую площадь квартиры/Площадь всех квартир в многоэтажке.

Мнение эксперта

Как начислять плату за общедомовые нужды по новым правилам

Олеся Лещенко ,

исполнительный директор Ассоциации управляющих организаций «Комфортный дом»

Любовь Чеснокова ,

главный редактор журнала «Управление многоквартирным домом»

Можно выделить 5 шагов подсчета оплаты за ОДН для одного собственника:

  1. Рассчитывают объем фактически израсходованных коммунальных ресурсов.
  2. Определяют нормативное количество коммунального ресурса.
  3. Сравнивают полученные показатели и выбирают для последующего расчета наибольший из них.
  4. Определяют стоимость коммунальных ресурсов для многоквартирного дома в целом.
  5. Распределяют получившуюся сумму между собственниками квартир.

Согласно Минстрою плату целесообразно делить между владельцами квартир в многоквартирном доме в соответствии с занимаемой ими площадью.

Первоначально можно включить плату за коммунальные услуги на общедомовые нужды без решения собрания жильцов дома (согласно ч.10 ст.12 ФЗ от 29.06.2015 г. №176-ФЗ).

Затем следует внимательно проверить, чтобы перечень предоставляемых услуг, которые компания выполняет и оказывает в многоквартирном доме, соответствовал минимальному перечню работ и услуг, утвержденному постановлением Правительства РФ. Нормативы потребления каждого коммунального ресурса на ОДН представлены:

  • нормативными технологическими потерями коммунальных ресурсов (неизбежными и обоснованными);
  • объемом коммунальных ресурсов, потребляемым в случае выполнения минимального перечня услуг, утвержденного Правительством РФ.

Если количество оказываемых работ и услуг в соответствии с договором управления МКД превышают данный минимальный перечень, тогда необходимо организовать собрание собственников квартир в МКД, чтобы обсудить увеличение размера оплаты коммунальных услуг в связи с превышением нормативов потребления тех или иных коммунальных ресурсов на ОДН.

Кем выполняется замена освещения в подъездах

Когда освещение в подъезде отсутствует, можно попробовать самостоятельно определить причину поломки.

Освещение в подъезде может отсутствовать из-за:

  • неисправности лампочки;
  • повреждения плафона;
  • замыкания проводки;
  • поломки включателей;
  • выхода из строя распределительного щита;
  • аварии на подстанции;
  • проведения плановых работ специалистами электросети.

После того, как вы самостоятельно выявите причину проблемы или обнаружите отсутствие лампы в подъезде, замените ее, либо обратитесь в ТСЖ или управляющую компанию.

Вариант 1. Самостоятельная замена освещения в подъезде.

Заменить лампу или плафон в подъезде можно самостоятельно, но любую другую неисправность обязательно нужно решать только с помощью специалистов.

Чтобы устранить любую подобную проблему в распределительном щитке обязательно перекрывают подачу электроэнергии.

Зачастую освещение в подъезде может отсутствовать просто из-за того, что лампочка перегорела, либо из-за перепадов напряжения. Также для того, чтобы понять, по какой причине отсутствует подача электроэнергии, следует выяснить, есть ли свет в других подъездах вашего дома и близлежащих зданиях.

В том случае, когда в районе выключателя или проводки слышно потрескивание или ощущается запах гари, тогда нужно в срочном порядке обратиться в службу электросети.

Для того чтобы своевременно обеспечить освещение в подъезде, на лестничном пролете, в лифте, на чердаке, технических этажах и других местах общего пользования, жальцам следует коллективно решить возникшую проблему. Менять лампочки в подъезде соседи могут по очереди. Так можно сэкономить время, однако, не факт, что все жильцы будут добросовестно исполнять данную обязанность.

Вариант 2. Замена освещения в подъезде ТСЖ или управляющей компанией.

Иногда, чтобы решить данную проблему, жильцы многоквартирного дома пишут соответствующее заявление в ТСЖ или управляющую компанию. ТСЖ отличается большей оперативностью, поскольку данное товарищество контролирует только один или несколько домов в отличие от УК, которые обслуживают десятки МКД, и иногда замены лампочки приходится ожидать довольно долго.

И в том, и в другом случае расходы, возникшие в связи с данными техническими работами, оплачиваются жильцами. В счет по оплате электроэнергии также включают работу домофона, насосных станций и иных электроприборов, которые являются общим имуществом. В тех случаях, когда в некоторых квартирах проживают квартиросъемщики, данная услуга оплачивается за минусом той суммы денег, которая была начислена арендодателям.

  • Закон о тишине в Москве и области с 1 января 2018 года и как УК правильно его использовать

Таким образом, если у жильцов возникла проблема с освещением в подъезде по той причине, что перегорела лампочка, то они имеют полное право требовать замены от своей УК, потому что если в темноте кто-нибудь из собственников получит травму в подъезде, тогда вина будет полностью лежать на управляющей компании.

В том случае, когда ТСЖ или УО отказываются от выполнения своих прямых обязанностей или игнорируют заявления жильцов, тогда следует обратиться к ним с коллективной жалобой и пытаться снова решить данный вопрос с освещением в подъезде. В том случае, когда и повторное обращение осталась без ответа, собственники имеют право принять более жесткие меры в отношении ТСЖ или УО. Для того чтобы урегулировать сложившуюся ситуацию, им необходимо подать жалобу в местные органы самоуправления. И если вопрос не получается решить мирным путем, тогда можно обратиться в суд и требовать от управляющей компании компенсации за моральный ущерб.

  • Жалобы жильцов на управляющую компанию: как обрабатывать и систематизировать заявки

Какие возможны последствия для УК, если отсутствует освещение в подъездах

В соответствии с письмом Министерства регионального развития РФ от 18.06.2007 г. под правилами содержания мест общего пользования в МКД подразумевается обслуживание и ремонтные работы электросетей МКД, а также светильников. Здесь главным образом подразумевается выполнение работ, направленных на создание благоприятных условий для подачи электроэнергии в МОП.

В соответствии с приложением №4 «Перечня работ по содержанию МКД» список данных работ, направленных на содержание МКД, представлен устранением любой незначительной неисправности приборов электроэнергии (от протирки лампочек, смены перегоревших ламп в местах общего пользования до замены и ремонта розеток и включателей и мелкого ремонта электропроводки и т.д.).

В приложении №1 к постановлению Госстроя Российской Федерации №170 говорится о проведении планового и частичного осмотра управляющей компанией, а также последующее осуществление замены перегоревших электролампочек (со стартерами) с той регулярностью, которая заранее обозначена в договоре управления МКД.

К тому же Постановление Госстроя Российской Федерации №170 предусматривает тот факт, что жильцы МКД имеют право подать соответствующую заявку на устранение той или иной неисправности инженерно-технического оборудования и конструкций. Заявки подлежат рассмотрению в тот же день, когда они поступили в УО, и не позднее следующего дня возникшая проблема с освещением в подъезде должна быть устранена. В той ситуации, когда ликвидация той или иной неисправности требует длительного времени или замены запчасти, которой на данный момент нет в наличии, о создавшихся обстоятельствах непременно нужно известить жильцов МКД. По такой же схеме следует отрабатывать заявки, поступившие на телефон или систему диспетчерской связи.

Каждая управляющая компания обязана вести учет принятых заявок на устранение проблем с освещением в подъезде, а также неисправностей инженерно-технического оборудования в жилых помещениях и иных элементов МКД и обеспечить строгий контроль качества и сроков исполнения данных обязательств УО.

Согласно приложению №2 к Постановлению Госстроя РФ №170 о максимальных сроках устранения неполадок в случае выполнения внеплановых ремонтных работ отдельных элементов МКД и их инженерно-технического оборудования устранение неполадок в системе освещения в подъезде (подразумевающее замену электролампы, люминесцентной лампы, выключателя и конструктивного элемента светильника) должно быть осуществлено в течение 7 дней после поступления соответствующей заявки со стороны жильцов МКД в УО.

УК несет ответственность за содержание МОП, в том числе обязана контролировать исправность освещения в подъездах МКД. Следовательно, управляющая компания должна при необходимости заменить перегоревшие лампы. Важно понимать, что выявлять неисправности освещения в подъездах и устранять их следует как в результате планового осмотра, проводимого УО (согласно утвержденному УК графику проведения данных работ), так и на основании поступившего заявления от жильцов МКД на устранение повреждений.

Если УО не устраняет неисправности в системе освещения в подъезде (в том числе не заменила перегоревшую электролампочку), которые были выявлены в результате планового осмотра или на основании поступившей от жильцов МКД заявки, по истечении 7 дней после того, как соответствующая заявка была получена УК, это является нарушением, за которое управляющую компанию можно привлечь к административной ответственности.

Согласно статье 7.22 Кодекса РФ об административных правонарушениях за нарушение установленных правил содержания и ремонта МКД предусматривается ответственность. На должностных лиц, несущих ответственность за содержание МКД, в случае нарушения правил содержания и ремонта МКД налагают административный штраф в размере от 4 до 5 тыс. рублей, а на юридических лиц – от сорока до пятидесяти тысяч рублей.

Государственная жилищная инспекция (ГЖИ) уполномочена контролировать обеспечение прав и интересов жильцов МКД и государства в процессе предоставления гражданам жилищных и коммунальных услуг. Специалисты ГЖИ и сотрудники администрации города составляют соответствующие протоколы в случае выявления административных нарушений по статье 7.22 КоАП РФ.