Ликвидация бизнеса. Приказы. Оборудование для бизнеса. Бухгалтерия и кадры
Поиск по сайту

Инвентаризация перед годовой отчетностью. Годовая инвентаризация. Инвентаризация расчетов с подотчетными лицами

Предписывает проводить инвентаризацию перед составлением годовой бухгалтерской отчетности, при смене материально ответственных лиц, при реорганизации или ликвидации организации и в ряде других случаев. Если налоговая проверка найдет расхождения между фактическим наличием активов и суммами в отчетности, предприятию могут выписать штраф.

В статье мы расскажем, как провести инвентаризацию перед годовой отчетностью, каков порядок ее проведения и чем грозит игнорирование требований закона.

Зачем проводить инвентаризацию

Если задать этот вопрос бухгалтеру, он ответит: «Так положено». И будет прав. Закон обязывает всех юридических лиц проводить инвентаризацию перед составлением годового отчета. Основная цель — подтвердить подлинность сведений, отраженных в балансе. Если налоговая обнаружит, что цифры в отчетности не соответствуют действительности, то компанию и руководителя ждут штрафы.

  1. За грубое нарушение правил учета доходов и расходов по ст. 120 НК РФ — штраф для организации 10 тысяч рублей и более
  2. По ст. 15.11 КоАП РФ — штраф от 5 до 10 тысяч рублей для должностного лица.

На микропредприятиях с небольшими оборотами и отсутствием имущества инвентаризация по большому счету носит документальный характер. Однако даже микробизнесу нужно ежегодно проводить сверку взаиморасчетов с контрагентами и бюджетом.

Надо ли проводить инвентаризацию ИП

В отличие от юридических лиц, ИП пересчитывать имущество не обязан — закон этого не требует. Но никто не мешает предпринимателю провести инвентаризацию по личной инициативе. Нужно ли это делать? Если у бизнесмена много активов, и он работает не один, ответ — да.

Во-первых, проверка покажет, что с имуществом: находится ли оно в целости и сохранности.

Во-вторых, во время проверки могут выплыть ошибки налогового учета. Например, выяснится, что какой-то товар был случайно списан на расходы по УСН (ОСНО) дважды. Или наоборот: покупку имущества не зафиксировали, а в результате переплатили налог.

Поскольку для ИП нет отдельного порядка проведения инвентаризации, предприниматели могут пользоваться Методическими рекомендациями, установленными Минфином для организаций.

Что нужно инвентаризировать

Под проверку попадают все активы:

  • здания, оборудование, транспорт и прочие основные средства. Как свои, так и арендованные или принятые на ответственное хранение;
  • товары и готовая продукция;. деньги на счетах и в кассе;
  • фирменные названия, товарные знаки, программы, базы данных и прочие нематериальные активы;
  • запасы;
  • сырье и материалы;
  • долги дебиторов: ценные бумаги, депозиты и прочие финансовые вложения.

Также под проверку попадают все обязательства:

  • кредиторская задолженность;
  • займы и кредиты;
  • резервы.

Например, если предприятие пользуется арендованными автомобилями, то проверяется их фактическое наличие и техническое состояние. Если фирма является участником другой организации, то проверяется документация, подтверждающие внесение вклада в уставный капитал. Если компания взяла кредит в банке, проверяется наличие договора и платежных документов, проводится сверка расчетов с кредитным учреждением.

Когда проводить инвентаризацию

Проверка проводится до составления баланса. Согласно приказу Минфина , годовую отчетность нужно сформировать и сдать в ФНС в течение 90 дней по окончании года. Организация сама устанавливает даты и фиксирует их в приказе по учетной политике.

Обычно инвентаризацию проводят в конце года, а результаты оформляют уже в новом году. Если в четвертом квартале часть имущества уже проверяли, то пересчитывать его заново не нужно. Например, компания провела внеплановую инвентаризацию товаров на складе в середине октября, поскольку меняла кладовщика. Нет необходимости снова перепроверять этот участок в декабре.

Некоторые виды имущества разрешается инвентаризировать реже. К примеру, основные средства проверяют раз в 3 года, а библиотечный фонд — раз в 5 лет.

Как провести мероприятие: пошаговая инструкция

Шаг 1. Формируем инвентаризационную комиссию

В состав комиссии могут входить штатные сотрудники предприятия (бухгалтер, юрист, документовед, начальник отдела охраны труда и прочие) и представители сторонних компаний (аудитор). Закон не устанавливает количество человек в комиссии. Как правило, комиссия формируются из нечетного количества участников, чтобы исключить неопределенность результата при голосовании. Председателем назначают руководителя, его заместителя или главного бухгалтера.

Созданная комиссия считается постоянно действующей, то есть набирать ее с нуля перед каждой новой проверкой не нужно. Если у компания много подразделений, разбросанных территориально, то создается несколько рабочих комиссий. При этом мероприятие стартует во всех подразделениях одновременно.

Шаг 2. Издаем приказ

Распоряжение издают в свободной форме, но в нем обязательно нужно перечислить состав комиссии, указать сроки и причину проверки. В нашем примере основание для инвентаризации — составление отчетности по итогам года. Реквизиты документа заносят в журнал контроля .


Пример приказа о проведении инвентаризации

С 2013 года унифицированные шаблоны не обязательны к применению. Организация может разрабатывать бланки самостоятельно, включая в их состав обязательные реквизиты, перечисленные в п. 2 ст. 9 закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ .

Шаг 3. Фиксируем остатки

Перед процедурой комиссия должна получить актуальные сведения об остатках активов по данным учета. Эту работу выполняет бухгалтерия:

  1. получает расписки от подотчетников и материально ответственных лиц;
  2. поднимает последние отчеты о движении денег и товарно-материальных ценностей;
  3. составляет реестры и прикладывает к ним собранную документацию.

Подготовленные документы получает председатель комиссии, визирует их и проставляет дату.

Шаг 4. Проверяем активы и обязательства

Руководитель создает условия для проведения проверки. Например, проверяющим надо предоставить измерительные приборы и мерную тару. Если придется перемещать тяжелые предметы, надо привлечь к работе грузчиков. Во время инвентаризации опечатывают помещения с товарно-материальными ценностями приостанавливают прием и отпуск ценностей.

Комиссия пересчитывает имущество, присваивает каждому объекту инвентарный номер, составляет описи. Если какие-то виды имущества невозможно сосчитать поштучно, делаются соответствующие взвешивания и обмеры. Проверка фактического наличия ценностей проводят только в присутствии материально ответственных лиц и всех членов рабочей комиссии.

Комиссия устанавливает наличие невещественных активов и финансовых обязательств по документам, сведения заносит в инвентаризационные акты.

Важно! Если хотя бы один член комиссии на проверке отсутствует, ее результаты могут признать недействительными. Поэтому количество подписей в инвентаризационной документации должно соответствовать числу членов комиссии.

Шаг 5. Сравниваем данные и оформляем результаты

Полученные по итогам проверки данные сверяют с показателями бухгалтерского учета. Если обнаружились расхождения, нужно заполнить сличительные ведомости .

Заключительный этап — заседание по итогам инвентаризации. Члены комиссии обобщают результаты, анализируют причины расхождений и предлагают способы их устранения. Протокол заседания и сопутствующие документы передают руководителю, который утверждает итоги мероприятия в приказном порядке. Инвентаризационная документация поступает в бухгалтерию, а служащие приводят в порядок данные учета: приходуют излишки, списывают недостачи.

Согласно 238 статье Трудового кодекса , руководство может обязать материально ответственные лица возместить убытки, если обнаружится недостача. причиненные работодателю в полном объеме.

Итого

  1. Инвентаризация перед подготовкой отчетности обязательна для всех организаций. Предпринимателей пересчитывать имущество никто не обязывает. Но они могут сделать это, чтобы убедиться: все ценности в порядке, а в налоговый учет не закрались ошибки.
  2. Инвентаризация проводится по определенному алгоритму, под проверку попадают все активы и обязательства компании. Мероприятие проводит в установленные сроки специальная комиссия, состав которой утверждает руководство.
  3. Сведения о фактическом количестве имущества и прочих ценностей передают в бухгалтерию. На основании этих данных приводят в соответствие сведения учета.

До составления годовой отчетности требуется провести инвентаризацию. Любые найденные в процессе инвентаризации отклонения требуют отражения в налоговом и бухгалтерском учете.

Основания проведения годовой инвентаризации

Требования к проведению инвентаризации устанавливаются следующими нормативными документами:

  • Федеральным законом от № 402-ФЗ от 06.12.2011 «О бухгалтерском учете» (редакция от 23.05.2016);
  • Приказом Минфина РФ от № 49 от 13.06.1995 «Об утверждении Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств» (редакция от 08.11.2010);
  • Приказом Минфина РФ № 34н от 29.07.1998 «Об утверждении Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации» (редакция от 24.12.2010, с изменениями от 08.07.2016).

Целью инвентаризации является формирование достоверной базы данных для годовой бухгалтерской отчетности и бухгалтерского учета.

Под инвентаризацию подпадают:

1) все имущество предприятия вне зависимости от местонахождения:

  • финансовые вложения,
  • товары,
  • основные средства,
  • денежные средства,
  • готовая продукция,
  • нематериальные активы,
  • производственные запасы,
  • прочие финансовые активы, в т.ч. дебиторская задолженность,
  • прочие запасы;

2) все финансовые обязательства:

  • резервы,
  • займы,
  • кредиторская задолженность,
  • кредиты банков.

Инвентаризируется не только имущество организации, но и имущество, полученное для переработки, находящееся в аренде или на ответственном хранении. Также инвентаризуется прочее имущество, не учтенное ранее по каким-либо причинам.

Сроки проведения годовой инвентаризации на предприятии

Инвентаризация проводится перед подготовкой годовой бухгалтерской отчетности. Даты прохождения годовой инвентаризации закрепляют в учетной политике организации. Часто ее производят в конце года, а в начале нового года оформляют ее результаты.

Не инвентаризуются:

  • имущество, которое инвентаризировалось в октябре - декабре текущего года,
  • основные средства, которые инвентаризировались менее 2 лет назад,
  • библиотечные фонды, с момента инвентаризации которых прошло менее 5 лет,
  • товары, сырье и материалы, находящиеся на предприятиях Крайнего Севера (инвентаризация имущества данных предприятий проводится в периоды их наименьших остатков).

Создание инвентаризационной комиссии

Комиссия формируется для непосредственного проведения инвентаризации. В случае большого количества работ по инвентаризации создается несколько комиссий. В состав комиссии должны войти представители руководства, бухгалтерии, работники других служб (техники, инженеры, экономисты и т.п.). Также в комиссию могут войти сотрудники службы внутреннего или внешнего аудита. Списочный состав комиссии утверждает руководитель предприятия. После этого создается внутренний приказ о проведении инвентаризации.

Обязательные элементы приказа о проведении инвентаризации

В приказе указываются:

  • даты проведения инвентаризации,
  • причины проведения (в нашем случае - инвентаризация перед составлением годовой бухгалтерской отчетности),
  • состав инвентаризационной комиссии.

Регистрация приказа осуществляется в книге контроля проведения инвентаризаций. Далее фиксируются остатки имущества на начало инвентаризации.

Фиксация остатков на начало инвентаризации

До начала годовой инвентаризации комиссия должна иметь все актуальные на момент осуществления инвентаризации отчеты о движении денежных средств и материальных ценностей, расходные и приходные ордеры.

По факту сдачи указанных документов материально ответственные лица пишут расписки о том, что на начало инвентаризации они предоставили все приходные и расходные документы на имущество, а все ценности оприходованы либо списаны в расход. Все предоставленные документы визируются председателем комиссии с обязательным указанием даты. Бухгалтерия на основании этих данных определяет входящие остатки имущества на начало инвентаризации.

Порядок проведения инвентаризации перед составлением годовой отчетности

В ходе годовой инвентаризации комиссия оценивает фактическое наличие имущества, а также правильность учтенных финансовых обязательств. Оценка обязательно происходит при материально ответственных лицах. Результаты инвентаризации фиксируются в актах инвентаризации или инвентаризационных описях, которые составляются не менее чем в 2 экземплярах.

Учет результатов годовой инвентаризации

Результаты проведенной инвентаризации сводятся в ведомость результатов по итогам инвентаризации. Они обязательно проводятся в годовой бухгалтерской отчетности: выявленные недостачи списываются в соответствии с утвержденными правилами, а излишки принимаются в качестве прочего дохода.

Одной из основных задач бухгалтерского учёта является формирование полной и достоверной информации о деятельности организации и её имущественном положении (подп. «в» п. 3 Положения по ведению бухгалтерского учёта и бухгалтерской отчётности в Российской Федерации, утв. приказом Минфина России от 29.07.98 № 34н). Данная информация необходима как внутренним пользователям - учредителям, участникам, собственникам имущества, руководителям, так и внешним - инвесторам и кредиторам. На основе упомянутой информации должна формироваться бухгалтерская (финансовая) отчётность (п. 6 Положения по бухгалтерскому учёту «Бухгалтерская отчётность организаций» (ПБУ 4/99), утв. приказом Минфина России от 06.07.99 № 43н).

Осуществление инвентаризации активов и обязательств и способствует формированию достоверности данных бухгалтерского учёта и бухгалтерской отчётности организации. Тем более что пунктом 38 ПБУ 4/99 предусматривается подтверждение статей бухгалтерской отчётности, составляемой за отчётный год, результатами инвентаризации активов и обязательств.

Во вступившем с начала текущего года законе № 402-ФЗ инвентаризации посвящена статья 11. Ею установлено, что активы и обязательства подлежат инвентаризации. При её осуществлении выявляется фактическое наличие соответствующих объектов, которое сопоставляется с данными регистров бухгалтерского учёта.

Случаи, сроки и порядок проведения инвентаризации, а также перечень объектов, подлежащих инвентаризации, определяются экономическим субъектом, за исключением случаев обязательного её проведения. Обязательное же проведение инвентаризации устанавливается законодательством РФ, федеральными и отраслевыми стандартами. На сегодняшний день такие стандарты ещё не появились.

В то же время упомянутым законом № 402-ФЗ определено, что до утверждения органами государственного регулирования бухгалтерского учёта федеральных и отраслевых стандартов, предусмотренных законом № 402-ФЗ, применяются правила ведения бухгалтерского учёта и составления бухгалтерской отчётности, утверждённые до дня его вступления в силу (п. 1 ст. 30 закона № 402-ФЗ).

Вышеприведённое положение по ведению бухгалтерского учёта и бухгалтерской отчётности обязывает перед составлением годового отчёта провести инвентаризацию имущества и обязательств (абз. 3 п. 27). Таким образом, всем организациям независимо от форм собственности и отраслевой принадлежности необходимо до завершения текущего года осуществить инвентаризацию.

На обязательность проведения инвентаризации перед составлением бухгалтерской отчётности Минфин России указал в Рекомендациях аудиторским организациям, индивидуальным аудиторам, аудиторам по проведению аудита годовой бухгалтерской отчётности организаций за 2012 год (приложение к письму Минфина России от 09.01.13 № 07-02-18/01). При этом инвентаризация обязательств должна проводиться по состоянию на 31 декабря включительно.

Напомним, что под инвентаризацией понимается способ бухгалтерского учёта, представляющий собой регламентную процедуру периодической проверки и документального подтверждения наличия, состояния и оценки имущества и обязательств организации, производимую для подтверждения достоверности данных бухгалтерского учёта и бухгалтерской отчётности. В ходе данной процедуры вполне возможно:

Выявить излишки или недостачи имущества;

Установить фактическое состояние объектов;

Упорядочить имущественные отношения;

Оценить действительность отражённой в учёте задолженности;

Выявить возможность снижения затрат;

Откорректировать учёт.

Методическими указаниями по проведению инвентаризации имущества и финансовых обязательств (утв. приказом Минфина России от 13.06.95 №49, далее-указания по инвентаризации) определён порядок её осуществления и оформления результатов. При этом для целей указаний по инвентаризации (п. 1.2):

Под имуществом организации понимаются основные средства, нематериальные активы, финансовые вложения, производственные запасы, готовая продукция, товары, прочие запасы, денежные средства и прочие финансовые активы, а

Под финансовыми обязательствами - кредиторская задолженность, кредиты банков, займы и резервы.

Кроме того, инвентаризации подлежат производственные запасы и другие виды имущества, не принадлежащие организации, но числящиеся в бухгалтерском учёте (находящиеся на ответственном хранении, арендованные, полученные для переработки), а также имущество, не учтённое по каким-либо причинам.

Порядок проведения инвентаризации активов и обязательств утверждается при формировании учётной политики (п. 4 Положения по бухгалтерскому учёту «Учётная политика организаций» (ПБУ 1/2008), утв. приказом Минфина России от 06.10.08 № 106н).

Годовая инвентаризация обычно проводится не ранее 1 октября. Поэтому имущество, инвентаризация которого по иным причинам осуществлена в IV квартале отчётного года до момента начала годовой инвентаризации, повторно не инвентаризируется. Инвентаризация основных средств может проводиться один раз в три года (п. 27 Положения по ведению бухгалтерского учёта и бухгалтерской отчётности).

Подготовительные мероприятия

Подготовительные мероприятия для проведения инвентаризации включают в себя:

Разработку внутренних инструкций;

Издание приказа;

Получение расписок от материально ответственных лиц;

Определение остатков имущества и обязательств по учётным данным.

С начала текущего года для ведения бухгалтерского учёта используются формы первичных учётных документов и регистров бухгалтерского учёта, которые утверждены руководителем экономического субъекта (п. 4 ст. 9 закона № 402-ФЗ). Формы таковых организация могла самостоятельно разработать. При этом во всех первичных документах необходимо наличие обязательных реквизитов, поименованных в пункте 2 статьи 9 закона № 402-ФЗ. В числе утверждённых документов должны быть и формы, применяемые при проведении инвентаризации.

В то же время субъект вправе продолжать использовать формы документов, содержащиеся в альбомах унифицированных форм первичной учётной документации. При таком варианте при осуществлении инвентаризации используются формы, утверждённые постановлением Госкомстата России от 18.08.98 № 88. Так, приказ на проведение инвентаризации оформляется по форме № ИНВ-22. В приказе устанавливаются сроки её проведения, определяется персональный состав инвентаризационной комиссии, объём инвентаризуемого имущества и обязательств, дата сдачи материалов в бухгалтерию. Желательно в организации иметь в наличии журнал учёта контроля за выполнением приказов о проведении инвентаризации (форма № ИНВ-23), в котором следует зарегистрировать данный приказ.

В организации может быть создана постоянно действующая в течение отчётного года инвентаризационная комиссия (п. 2.2 указаний по инвентаризации). Как правило, в её состав включают представителей администрации, работников бухгалтерии, других специалистов (инженеров, экономистов, работников отдела внутреннего аудита и др.).

Материально ответственные лица в инвентаризационную комиссию обычно не включаются: проверка самих себя выглядит несколько нелогично и противоречит смыслу инвентаризации. А вот в проведении инвентаризации они обязательно участвуют:

Фактическое наличие имущества проверяется при обязательном их присутствии;

Инвентаризационная комиссия получает от них отчёты со всеми документами, подтверждающими движение материально-производственных запасов и денежных средств;

Ими представляется расписка о том, что к началу проведения инвентаризации все расходные и приходные документы на МПЗ переданы в бухгалтерию, поступившие на их ответственность запасы оприходованы, а выбывшие - списаны в расход.

Аналогичные расписки дают лица, имеющие подотчётные суммы на приобретение или доверенности на получение имущества (п. 2.4, 2.8 указаний по инвентаризации).

Если объём работ по инвентаризации достаточно большой, то для одновременного её проведения создаются рабочие инвентаризационные комиссии. В этом случае постоянно действующая инвентаризационная комиссия проводит инструктаж рабочих комиссий, осуществляет контрольные проверки, рассматривает объяснения материально ответственных лиц, допустивших недостачу. Рабочие же комиссии непосредственно осуществляют инвентаризацию МПЗ, основных средств, денежных средств и т. п. в местах хранения и производства.

Инвентаризационная комиссия должна провести ряд подготовительных мероприятий. Для начала необходимо проверить, заключены ли с материально ответственными лицами трудовые договоры, а также договоры об их полной материальной ответственности. Также рекомендуется проверить:

Наличие и состояние инвентарных карточек, инвентарных книг, описей и других регистров аналитического учёта;

Наличие и состояние технических паспортов или другой технической документации;

Наличие документов на основные средства, сданные или принятые организацией в аренду и на хранение.

Если этих документов нет, то их необходимо дооформить. А при обнаружении расхождений и неточностей в регистрах бухгалтерского учёта или технической документации нужно внести соответствующие исправления и уточнения (п. 3.1 указаний по инвентаризации).

В организациях могут разрабатываться внутренние нормативные документы, регламентирующие деятельность комиссии на каждом этапе проведения инвентаризации.

Бухгалтерия, подготовив инвентаризационные описи по объектам, подлежащим инвентаризации, передаёт их материально ответственным лицам в количестве не менее двух экземпляров для заполнения графы «Фактическое наличие».

Проведение проверки

При инвентаризации используются два вида проверок: натуральная (вещественная) и документальная. Натуральная проверка связана непосредственно с наблюдением объектов инвентаризации, определением их количества путём подсчёта, взвешивания, обмера. Её используют при инвентаризации основных средств, материально-производственных запасов, наличных денежных средств, бланков строгой отчётности и т. д. При документальной проверке наличие объекта учёта подтверждается непосредственно документами. Исходя из этого она применяется при инвентаризации оценочных резервов, финансовых обязательств, расходов будущих периодов и т. д.

При применении унифицированных форм в большинстве случаев для оформления результатов вещественной проверки используются формы инвентаризационных описей, для оформления же результатов документальной проверки - формы актов инвентаризации.

При значительном объёме и номенклатуре материально-производственных запасов не всегда удаётся приостановить их поступление и выдачу во время проведения инвентаризации. В этом случае материально ответственное лицо принимает МПЗ в присутствии членов комиссии. Приходуются запасы по реестру или товарному отчёту, при этом заносятся они в отдельную опись «Товарно-материальные ценности, поступившие во время инвентаризации».

Отпуск же МПЗ производится в исключительных случаях и только с письменного разрешения руководителя и главного бухгалтера. Причём отпускать их материально ответственное лицо должно в присутствии членов комиссии. Заносятся же отпущенные запасы также в отдельную опись «Товарно-материальные ценности, отпущенные во время инвентаризации».

Акты обмеров, технические расчёты и другие документы, послужившие основанием для установления фактического наличия имущества навалочных товаров (наливной продукции), прикладываются к соответствующим инвентаризационным описям (форма № ИНВ-3).

Если инвентаризационная комиссия не имеет возможности в течение одного дня произвести подсчёт материальных ценностей и записать их в инвентаризационную опись, то для учёта фактического наличия МПЗ на складах в период проведения инвентаризации используется инвентаризационный ярлык (форма № ИНВ-2).

Данные по инвентаризации материально-производственных запасов, отгруженных, но не оплаченных, находящихся в пути, принятых на ответственное хранение, заносятся в отдельные акты (форма № ИНВ-4 и ИНВ-6) и описи (форма № ИНВ-5).

При проведении инвентаризации МПЗ комиссия по её проведению может:

Осуществить проверку соблюдения правил и условий их хранения;

Выявить запасы, частично потерявшие своё первоначальное качество и устаревшие морально;

Выявить неиспользуемые материальные ценности.

При проведении инвентаризации основных средств и нематериальных активов проверяется наличие самих активов и соответствующих первичных документов по их оприходованию и учёту (используются инвентаризационные описи по формам № ИНВ-1 и ИНВ-1а). Кроме того, проверяется правильность отражения в учёте фактов поступления и использования основных средств и нематериальных активов.

Основные средства, которые на период проведения инвентаризации будут находиться вне места расположения (автомобили, суда, железнодорожные вагоны, передаваемые на капитальный ремонт объекты и т. д.), следует инвентаризовать до момента временного их выбытия.

Подлежат инвентаризации и объекты основных средств, находящиеся на ответственном хранении и арендованные. По ним составляется отдельная опись, в которой даётся ссылка на документы, подтверждающие принятие этих объектов на ответственное хранение или в аренду.

Отдельная опись также составляется на основные средства, не пригодные к эксплуатации и не подлежащие восстановлению. По каждому из них указывается время ввода в эксплуатацию и причины, приведшие эти объекты к непригодности (порча, полный износ и т. п.) (п. 3.4, 3.5, 3.6 указаний по инвентаризации).

Результаты инвентаризации основных средств, находящихся в ремонте, отражаются в акте инвентаризации незаконченных ремонтов основных средств (форма № ИНВ-10).

Инвентаризация расчётов с банками и другими кредитными учреждениями по ссудам и кредитам, с бюджетом, покупателями, поставщиками, подотчётными лицами, работниками, депонентами, другими дебиторами и кредиторами заключается в выявлении по соответствующим документам остатков и тщательной проверке обоснованности сумм, числящихся на счетах учёта указанных расчётов.

При инвентаризации дебиторской и кредиторской задолженности должны быть проанализированы расчёты с покупателями и заказчиками, поставщиками и подрядчиками, работниками и другими дебиторами и кредиторами. Реальность дебиторской и кредиторской задолженности проверяется на основании первичных документов. Проверке также подлежит неистребованная кредиторская задолженность. Следует установить, не перекрывается ли в бухгалтерских балансах дебиторская задолженность кредиторской путём отражения свёрнутого сальдо по расчётным счетам, поскольку в бухгалтерской отчётности не допускается зачёт между статьями активов и пассивов (п. 34 ПБУ 4/99, письма Минфина России от 17.08.12 № 07-02-06/204, от 09.04.10 № 07-02-06/41). Таким образом, остатки по счетам аналитического учёта, по которым имеется дебетовое сальдо и кредитовое сальдо, в бухгалтерском балансе надлежит отразить в развёрнутом виде в активе и пассиве.

При инвентаризации дебиторской задолженности комиссия помимо определения общего её размера должна установить и суммы, подтверждённые и не подтверждённые дебиторами, с истекшим сроком исковой давности. По суммам кредиторской задолженности устанавливается причина и момент её возникновения, документ, подтверждающий задолженность.

По результатам проверки заполняется акт инвентаризации расчётов с покупателями, поставщиками и прочими дебиторами и кредиторами по форме № ИНВ-17 последовательно с дебиторами и кредиторами. Но предварительно по указанным видам задолженности заполняется справка (приложение к форме № ИНВ-17). Её составляют в разрезе синтетических счетов бухгалтерского учёта.

Инвентаризация денежных средств, находящихся в банках на расчётном (текущем), валютном и специальных счетах, производится путём сверки остатков сумм, числящихся на соответствующих счетах по данным бухгалтерии организации, с данными выписок банков.

По расчётам с работниками выявляются невыплаченные суммы по оплате труда, а также суммы и причины возникновения переплат работникам.

При инвентаризации подотчётных сумм рассматриваются авансовые отчёты подотчётных лиц, при этом по каждому подотчётному лицу оценивается целевое использование выданных авансов.

При инвентаризации кассы проверяется наличие денежных средств, находящихся в кассе, и данные кассовой книги. По её результатам оформляется акт инвентаризации наличных денежных средств (форма № ИНВ-15).

Фактическое наличие бланков ценных бумаг, бланков строгой отчётности проверяется по видам бланков, а также по каждому месту хранения и материально ответственным лицам.

Инвентаризация денежных средств в пути представляет собой сверку сумм на счетах бухгалтерского учёта с данными квитанций учреждения банка, почтового отделения, копий сопроводительных ведомостей на сдачу выручки инкассаторам банка и т. д.

Перед составлением годовой бухгалтерской отчётности организациям необходимо проверить обоснованность создания резервов, правильность их образования и использования.

В бухгалтерском учёте практически все резервы могут иметь переходящий остаток по итогам года. Так, остаток резерва расходов на предстоящую оплату отпусков работникам, отражаемый в годовом балансе, определяется исходя из количества дней неиспользованного отпуска, среднедневной суммы расходов на оплату труда работников и начисляемых на неё сумм страховых взносов в ПФР, ФСС России и ФФОМС. В аналогичном порядке определяется переходящий остаток резервов, созданных на выплату ежегодных вознаграждений за выслугу лет и по итогам работы за год.

В случае превышения фактически начисленного резерва над суммой подтверждённого инвентаризацией расчёта в декабре отчётного года указания по инвентаризации предписывают осуществить проводку:

Дебет 20 (26, 44) Кредит 96

Сторно на разность между значениями фактически начисленного резерва и подтверждённого инвентаризацией.

При их же недоначислении осуществляется дополнительная запись по включению недостающей суммы в издержки производства и обращения:

Дебет 20 (26, 44) Кредит 96

Доначислена сумма резерва.

Остатки резервов предстоящих расходов отражаются в пассиве бухгалтерского баланса. Переходящее же на следующий год сальдо оценочных резервов отдельной строкой в бухгалтерском балансе не показывается. Остатки таких резервов уменьшают соответствующие суммы в активе баланса. Резерв по сомнительным долгам уменьшает сумму дебиторской задолженности, резерв под обесценение финансовых вложений уменьшает балансовую стоимость этих вложений, а резерв под снижение стоимости материальных ценностей уменьшает соответственно стоимость сырья и материалов.

При инвентаризации имущества в большинстве случаев подсчёт ведётся в натуральных единицах. Однако помимо этих значений в описи и акты вносятся денежные оценки имущества и обязательств. Берутся они из первичных документов или данных бухгалтерского учёта.

Инвентаризационные описи и акты инвентаризации подписываются всеми членами комиссии. Причём инвентаризационные описи и некоторые акты подписывают и материально ответственные лица. При этом ими производится запись, что проверка произведена в их присутствии, претензий к членам комиссии нет и они принимают перечисленное в описи (акте) имущество на ответственное хранение.

В ходе оформления инвентаризационных описей довольно часто допускаются следующие ошибки:

Не заполняются итоги по страницам, а именно: прописью число порядковых номеров материальных ценностей и общий итог количества в натуральных показателях, записанных на данной странице;

Не заполняются в описях графы с указанием заводских инвентарных номеров по техническому паспорту организации-изготовителя, года выпуска, назначения, мощности и т. д. при инвентаризации машин, оборудования и транспортных средств;

Имеются исправления (подчистки, помарки) ранее внесённых записей о наличии у данного материально ответственного лица инвентарных объектов основных средств или материалов. При этом исправления не заверяются надлежащим образом (а именно путём зачёркивания неправильных записей и проставления над зачёркнутыми правильных записей). Исправления должны быть оговорены и подписаны всеми членами инвентаризационной комиссии и материально ответственными лицами;

В инвентаризационной описи отсутствует подпись одного из членов инвентаризационной комиссии или (и) материально ответственного лица.

Анализ и оформление результатов

Если в ходе инвентаризации были выявлены отклонения фактических данных от учётных, то составляются сличительные ведомости (формы № ИНВ-18 и ИНВ-19).

При составлении сличительных ведомостей по МПЗ комиссия вправе учесть пересортицу и потери в пределах норм естественной убыли.

Напомним, что под пересортицей понимается одновременное наличие как излишков, так и недостач МПЗ одного и того же наименования. Причинами её могут быть ошибки при составлении товарно-сопроводительных документов: на склад фактически поступают (выбывают со склада) одни ценности, а по документам - другие. Возможны и ошибки при учёте: по документам и фактически на склад поступают одни ценности, в учёте же находят отражение другие.

Указания по инвентаризации (п. 5.3) позволяют только в виде исключения произвести взаимный зачёт излишков и недостач МПЗ в результате пересортицы. Причём производить взаимный зачёт можно по решению руководства организации только за один и тот же проверяемый период, у одного и того же проверяемого лица, в отношении запасов одного и того же наименования и в тождественных количествах. Идентичная норма имеется и в Методических указаниях по бухгалтерскому учёту материально-производственных запасов (утв. приказом Минфина России от 28.12.01 № 119н, п. 32).

О допущенной пересортице материально ответственные лица представляют подробные объяснения инвентаризационной комиссии.

В том случае когда при зачёте недостач излишками по пересортице стоимость недостающих ценностей выше стоимости МПЗ, оказавшихся в излишке, эта разница относится на виновных лиц.

При отсутствии конкретных виновников пересортицы разницы рассматриваются как недостачи сверх норм убыли и списываются на финансовые результаты у коммерческих организаций или на увеличение расходов - у некоммерческих (п. 32 методических указаний по учёту МПЗ).

На разницу в стоимости от пересортицы в сторону недостачи, образовавшейся не по вине материально ответственных лиц, в протоколах инвентаризационной комиссии должны быть даны исчерпывающие объяснения о причинах, по которым такая разница не отнесена на виновных лиц.

Убыль МПЗ в пределах установленных норм определяется после зачёта недостач излишками по пересортице.

Выявленные при инвентаризации расхождения между фактическим наличием имущества и данными бухгалтерского учёта отражаются на счетах бухгалтерского учёта в следующем порядке (п. 28 положения по ведению бухгалтерского учёта и бухгалтерской отчётности):

Излишки имущества приходуются по рыночной стоимости на дату проведения инвентаризации. Соответствующая сумма зачисляется на финансовые результаты у коммерческой организации или увеличение доходов у некоммерческой организации;

Недостача имущества и его порча в пределах норм естественной убыли относятся на издержки производства или обращения (расходы), сверх норм - на счёт виновных лиц. Если виновные лица не установлены или суд отказал во взыскании убытков с них, то убытки от недостачи имущества и его порчи списываются на финансовые результаты у коммерческой организации или увеличение расходов у некоммерческой организации.

Данные фактического наличия строительных материалов по результатам инвентаризации и бухгалтерского учёта приведены в таблице. Учётная стоимость одного мешка цемента марки М-500 - 220 руб/меш., марки М-400 - 190 руб/меш., сухой смеси - 250 руб/меш., песко-бетона - 130 руб/меш. Материально ответственное лицо представило объяснения причин случившегося и подтвердило готовность возместить убытки.

Выявленные при инвентаризации расхождения фактического наличия материалов с данными бухгалтерского учёта следующие:

Недостачу цемента марки М-500, 7 мешков, можно покрыть за счёт излишков цемента марки М-400. Разница в сторону недостачи на сумму 210 руб. ((220 руб/меш. -- 190 руб/меш.) х 7 меш.) относится на виновное лицо. При этом остаётся излишек цемента марки М-400 - 2 меш. (9 - 7) на сумму 380 руб. (190 руб/меш. х 2 меш.).

Частичную недостачу 7 мешков сухой смеси излишками цемента марки М-400 (2 мешка) и пескобетона (5 мешков) зачесть нельзя, так как в рассматриваемом случае материалы разные. Поэтому вся сумма недостачи по сухой смеси относится на материальное лицо - 2000 руб. (250 руб/меш. х 8 меш.).

Стоимости же излишков цемента марки М-400, 380 руб., и пескобетона, 650 руб. (130 руб/меш. х 5 меш.), включаются в прочие доходы (п. 9 Положения по бухгалтерскому учёту «Доходы организации» (ПБУ 10/99), утв. приказом Минфина России от 06.05.99 № 32н).

В бухгалтерском учёте данные операции отразятся следующим образом:

Дебет 94 Кредит 10

210 руб. - отражена разница на сумму превышения недостачи цемента над его излишками;

37,80 руб. (210 руб. х 18%) - начислен НДС на разницу сумм;

Дебет 73 Кредит 94

247,80 руб. (210 + 37,80) - недостача по пересортице отнесена на виновное лицо;

Дебет 10 Кредит 91-1

1030 руб. (380 + 650) - стоимость излишков цемента и пескобетона отнесена к прочим доходам;

Дебет 94 Кредит 10

2000 руб. - отражена недостача сухой смеси;

Дебет 94 Кредит 68 субсчёт «Расчёты по НДС»

360 руб. (2000 руб. х 18%) - восстановлен НДС на сумму недостачи;

Дебет 73 Кредит 94

2360 руб. (2000 + 360) - сумма недостачи сухой смеси отнесена на виновное лицо.

Удержание причитающейся суммы с доходов работника производится с учётом ограничения, установленного статьёй 138 ТК РФ: общий размер всех удержаний при каждой выплате заработной платы не может превышать 20%:

Дебет 70 Кредит 73

2607,80 руб. (2360 + 247,80) - сумма недостачи удержана из зарплаты виновного лица.

Возможность зачёта излишков МПЗ одного сорта и недостач запасов другого сорта в результате пересортицы главой 25 НК РФ не пре-дусматривается. Поэтому общая сумма излишков цемента марки М-400, 1710 руб. (190 руб/меш. х 9 меш.), и пескобетона, 650 руб. (130 руб/меш. хх5 меш.), учитывается во внереализационных доходах как стоимость излишков материально-производственных запасов, выявленных в результате инвентаризации (п. 20 ст. 250 НК РФ).

Недостачи же материальных ценностей в производстве и на складах при отсутствии виновных лиц признаются внереализационными расходами лишь в случае, когда факт отсутствия виновных лиц документально подтверждён уполномоченным органом государственной власти (подп. 5 п. 2 ст. 265 НК РФ) (в постановлении о приостановлении уголовного дела в связи с неустановлением виновных лиц (подп. 1 п. 1, п. 2 ст. 208 УПК РФ)). В нашем примере такого не наблюдается. Следовательно, учёт стоимости недостачи цемента марки М500, 1540 руб. (220 руб/меш. х 7 меш.), и сухой смеси, 2000 руб. (итого 3540 руб. (1540 + + 2000)), в налоговом учёте некорректен.

Вносимая работником сумма в покрытие недостачи 2607,80 руб. признаётся внереализационным доходом. При методе начисления такой доход учитывается на дату его признания должником (подп. 4 п. 4 ст. 271 НК РФ).

Разница при исчислении бухгалтерской прибыли и налогооблагаемой прибыли составит 3937,80 руб. (1710 + 650 - 1030 + + 2607,80) по доходам и 3540 руб. по расходам. Эти величины признаются постоянной разницей, так как не учитываются при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль как в текущем году, так и в последующих периодах. И первая, и вторая сумма приводят к образованию постоянного налогового обязательства (п. 4, 7 Положения по бухгалтерскому учёту «Учёт расчётов по налогу на прибыль» (ПБУ 18/2002), утв. приказом Минфина России от 19.11.02 № 114н), величина которого составит 1495,56 руб. ((3937,80 + 3540 руб.) хх 20%). В бухгалтерском учёте при этом производится следующая запись:

1495,56 руб. - начислено постоянное налоговое обязательство.

Пересортица довольно часто наблюдается при реализации продуктов питания. Для определения принадлежности продуктов питания к одному наименованию финансисты рекомендуют использовать Общероссийский классификатор продукции ОК 005-93 (ОКП) (утв. постановлением Госстандарта России от 30.12.93 № 301) (письмо Минфина России от 19.08.04 № 07-05-14/217).

Обнаруженные при инвентаризации расхождения фактических сведений с данными бухгалтерского учёта отражаются в проекте акта инвентаризации. К нему должны прилагаться бухгалтерские справки с указанием возможных вариантов списания выявленных недостач - на хищения, порчу при хранении вследствие халатности виновных лиц и т. д.

Обобщение результатов инвентаризации производится на заседании комиссии. Итогом этого заседания является заключительный акт об инвентаризации, который представляется на рассмотрение руководителю организации. В нём отражаются предложения о регулировании выявленных при инвентаризации расхождений фактического наличия ценностей и данных бухгалтерского учёта.

Для оформления итоговых данных инвентаризации используется ведомость учёта результатов, выявленных инвен-таризацией, № ИНВ-26.

Отметим, что из-за неправильно заполненного документа или нарушения порядка проведения инвентаризации её результаты могут быть признаны недействительными. И первым среди таковых является отсутствие одного из членов комиссии на период инвентаризации (п. 2.3 методических указаний). К последующим же можно отнести:

Материально ответственное лицо не сдало перед началом инвентаризации все приходные и расходные документы, отсутствует его расписка либо данное лицо не присутствует на проверке;

В описи имеются неоговорённые исправления или оставлены незаполненные строки;

Во время перерывов в инвентаризации посторонние лица имеют допуск в помещения, где она проходит, а также к инвентаризационным описям.

Законом № 402-ФЗ предлагается их учитывать в том отчётном периоде, к которому относится дата, по состоянию на которую проводилась инвентаризация (п. 4 ст. 11). Исходя из этого результаты годовой инвентаризации отражаются на дату её завершения.

Пример 2

По результатам проведения годовой инвентаризации МПЗ выявлены излишки хозяйственных товаров на сумму 1855 руб., а также установлена недостача: материалов - на сумму 9669 руб., товаров - 8095 руб., готовой продукции - 11 480 руб. От материально ответственных лиц получены соответствующие объяснения. Причиной недостачи материалов и товаров признана халатность работников при исполнении должностных обязанностей. Оба работника признали свою вину и согласились возместить убытки. По недостаче готовой продукции виновные не установлены, поэтому её стоимость списана на финансовые результаты.

Объект основных средств, первоначальная стоимость которого - 136 150 руб., сумма начисленной амортизации - 104 846 руб., признан не пригодным к эксплуатации (при вводе объекта в эксплуатацию была принята к вычету сумма НДС 24 507 руб.). Проанализировав полученные объяснения работника, комиссия пришла к выводу:

Причиной выбытия объекта явилось его техническое состояние;

Восстанавливать объект экономически нецелесообразно.

При выбытии объекта оприходованы материалы на сумму 1958 руб.

В бухгалтерском учёте для отражения выявленных излишков и недостач по результатам инвентаризации используются следующие записи:

Дебет 10 Кредит 91-1

1855 руб. - оприходованы излишки хозяйственных товаров;

Дебет 94 Кредит 10

9669 руб. - отражена стоимость недостающих материалов;

Дебет 94 Кредит 41

8095 руб. - отражена стоимость недостачи товаров;

Дебет 94 Кредит 43

11 480 руб. - отражена стоимость недостающей готовой продукции;

Дебет 01 субсчёт «Выбытие основных средств» Кредит 01

136 150 руб. - списана первоначальная стоимость пришедшего в негодность объекта основных средств;

Дебет 02 Кредит 01 субсчёт «Выбытие основных средств»

104 846 руб. - списана сумма начисленной амортизации;

Дебет 94 Кредит 01 субсчёт «Выбытие основных средств»

31 304 руб. (136 150 - 104 846) - списана остаточная стоимость пришедшего в негодность объекта.

Финансисты обязывают организации восстанавливать НДС со стоимости недостающих материалов, товаров и остаточной стоимости спи-сываемых объектов основных средств. Мотивировкой для этого служит то, что упомянутое имущество не используется для операций, об-лагаемых указанным налогом. НДС по основным средствам при этом восстанавливается в части, пропорциональной их остаточной (балан-совой) стоимости (письма Минфина России от 18.03.11 № 03-07-11/61, от 18.03.11 № 03-07-11/61, от 29.01.09 № 03-07-11/22). Законодатель же в главе 21 НК РФ таких норм не установил. Следование настойчивым рекомендациям чиновников приводит к необходимости осуществления дополнительных записей:

Дебет 94 Кредит 68 субсчёт «Расчёты по НДС»

3197,52 руб. ((9669 руб. + 8095 руб.) хх 18%) - восстановлен ранее принятый к вычету НДС по недостающим материалам и товарам;

Дебет 94 Кредит 68 субсчёт «Расчёты по НДС»

5634,72 руб. (24 507: 136 150 х 31 304) - восстановлен НДС в части остаточной стоимости пришедшего в негодность объекта;

Дебет 91-2 Кредит 94

11 480 руб. - списана сумма недостачи готовой продукции;

Дебет 91-2 Кредит 94

36 938,72 руб. (31 304 + 5634,72) - отражено выбытие объекта основных средств;

Дебет 10 Кредит 91-1

1958 руб. - оприходованы материалы от выбытия объекта основных средств;

Дебет 73 Кредит 94

20 961,52 руб. (9669 + 8095 + 3197,52) - начислена задолженность работников по недостаче материалов и товаров;

Дебет 70 Кредит 73

20 961,52 руб. - удержаны суммы задолженностей работников по недостаче материалов и товаров.

В налоговом учёте в состав внереализационных доходов подлежат включению доходы в виде стоимости излишков материально-произ-водственных запасов и иного имущества, которые выявлены в результате инвентаризации. При этом излишек имущества приходуется по рыночной стоимости на дату проведения инвентаризации (подп. 20 п. 1 ст. 250 НК РФ).

При выведении из эксплуатации основного средства во внереализационных расходах учитываются лишь суммы недоначисленной в со-ответствии с установленным сроком полезного использования амортизации (подп. 8 п. 1 ст. 265 НК РФ). В нашем случае это 31 304 руб. Об учёте восстановленной суммы НДС, приходящейся не неё, НК РФ умалчивает, поскольку его нормами данное восстановление не прописано. Финансисты же предлагают суммы НДС, подлежащие восстановлению по выводимым основным средствам, учитывать в составе прочих расходов в соответствии со статьёй 264 НК РФ на основании подпункта 2 пункта 3 статьи 170 НК РФ (упомянутое письмо Минфина России № 03-07-11/22).

При исчислении облагаемой прибыли сумма недостачи готовой продукции, 11 480 руб., не будет учтена в расходах. Эта величина признаётся постоянной разницей.

Недостачи при хранении и транспортировке МПЗ в пределах норм естественной убыли, утверждённых в порядке, установленном Пра-вительством РФ, учитываются в материальных затратах на основании подпункта 2 пункта 7 статьи 254 НК РФ. Недостачи же сверх норм естественной убыли в расходах, уменьшающих доходы, не учитываются, за исключением случаев, предусмотренных упомянутым подпунктом 5 пункта 2 статьи 265 НК РФ. Поскольку лицо, виновное в недостаче, установлено, то нормы этого подпункта не применяются.

Суммы, взыскиваемые с работников в возмещение ущерба, включаются в состав внереализационных доходов. Начисленная совокупность задолженностей работников, 20 961,52 руб., признаваемая в налоговом учёте внереализационным доходом, увеличивает постоянную разницу. Таким образом, её величина составит 32 441,52 руб. (11 480 + 20 961,52).

Наличие постоянной разницы обязывает организацию начислить постоянное налоговое обязательство в сумме 6488,30 руб. (32 441,52 руб. х 20%):

Дебет 99 Кредит 68 субсчёт «Расчёты по налогу на прибыль»

6488,30 руб. - начислено постоянное налоговое обязательство.

По окончании инвентаризации могут проводиться контрольные проверки правильности её проведения. Они осущест-вляются с участием инвентаризационных комиссий и материально ответственных лиц обязательно до открытия поме-щения, где проводилась инвентаризация. Результаты контрольных проверок оформляются актом (форма № ИНВ-24) и регистрируются в журнале учёта контрольных проверок правильности проведения инвентаризации (форма № ИНВ-25).

Материалы работы инвентаризационной комиссии по завершению инвентаризации передаются в бухгалтерию ор-ганизации. Документы по инвентаризации (протоколы заседаний инвентаризационных комиссий, инвентаризационные описи, списки, акты, ведомости об инвентаризации активов, обязательств) согласно Перечню типовых управленческих архивных документов, образующихся в процессе деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, с указанием сроков хранения (утв. приказом Минкультуры РФ от 25.08.10 № 558) хранятся постоянно (поз. 427 перечня).

Бухгалтерская (финансовая) отчётность должна давать достоверное представление о финансовом положении экономического субъекта на отчётную дату, финансовом результате его деятельности и движении денежных средств за отчётный период, необходимое пользователям этой отчётности для принятия экономических решений (п. 1 ст. 13 Федерального закона от 06.12.11 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учёте»).

Последовательность действий, связанных с проведением инвентаризации, условно можно подразделить на подготовительные работы, проведение проверки, анализ полученных данных и оформление результатов.

Помимо основной задачи инвентаризационная комиссия может осуществить проверку соблюдения правил и условий хранения приведённых активов, а также правил их содержания и эксплуатации.

Для полной и точной проверки фактического наличия имущества у членов комиссии должны быть мерная тара, инвентарь для перемеривания, взвешивания, измерительные и другие контрольные приборы. Руководство субъекта должно подготовить упомянутые предметы и передать их инвентаризационной комиссии.

При инвентаризации зданий, сооружений и другой недвижимости комиссия проверяет наличие документов, подтверждающих нахождение указанных объектов в собственности организации. Проверяется также наличие документов на земельные участки и другие объекты природных ресурсов, находящиеся в собственности субъекта.

Анализ полученных данных включает:

Сопоставление данных инвентаризационных описей и актов инвентаризации с данными бухгалтерского учёта;

Выявление расхождений, составление сличительных ведомостей и определение причин расхождения учётных и текущих оценок;

Подготовку предложений по отражению в бухгалтерском учёте результатов инвентаризации.

По результатам проверки заполняется акт инвентаризации расчётов с покупателями, поставщиками и прочими дебиторами и кредиторами по форме № ИНВ-17 последовательно с дебиторами и кредиторами. Но предварительно по указанным видам задолженности заполняется справка (приложение к форме № ИНВ-17). Её составляют в разрезе синтетических счетов бухгалтерского учёта.

О допущенной пересортице материально ответственные лица представляют подробные объяснения инвентаризационной комиссии.

В том случае когда при зачёте недостач излишками по пересортице стоимость недостающих ценностей выше стоимости МПЗ, оказавшихся в излишке, эта разница относится на виновных лиц.

Удержание причитающейся суммы с доходов работника производится с учётом ограничения, установленного статьёй 138 ТК РФ: общий размер всех удержаний при каждой выплате заработной платы не может превышать 20%.

Результаты инвентаризации утверждаются приказом руководителя организации. Причём в приказе должно быть предписание по устранению выявленных в результате инвентаризации расхождений фактического наличия и учётных данных. На основании приказа вносятся соответствующие записи в регистры бухгалтерского учёта.

Финансисты обязывают организации восстанавливать НДС со стоимости недостающих материалов, товаров и остаточной стоимости списываемых объектов основных средств. Мотивировкой для этого служит то, что упомянутое имущество не используется для операций, облагаемых указанным налогом. НДС по основным средствам при этом восстанавливается в части, пропорциональной их остаточной (балансовой) стоимости.

Евгений ПЕТРОВ, налоговый консультант

Проведение инвентаризации регламентируется статьями Федерального закона №402-ФЗ «О бухгалтерском учете», Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ, утвержденным приказом Минфина России №34н.

Порядок проведения инвентаризации имущества и финансовых обязательств организации и оформления ее результатов определены в Методических указаниях, утвержденных приказом Минфина России №49.

Унифицированные формы документов для оформления итогов инвентаризации утверждены постановлениями Госкомстата России №88 и №26.

Используя в своей работе все эти документы, организация сможет правильно оформить всю необходимую в рамках проведения инвентаризации документацию в соответствии с требованиями действующего законодательства.

Как часто нужно проводить инвентаризацию имущества и обязательств

Организация обязана провести инвентаризацию в каждом из следующих случаев (п. 3 ст. 11 Закона N 402-ФЗ, п. 27 Положения по бухучету N 34н):

    перед составлением годовой бухгалтерской отчетности, кроме имущества, которого проводилась начиная с 1 октября отчетного года. При этом Инвентаризацию ОС можно проводить раз в три года;

    при смене материально ответственных лиц. В этом случае проводится инвентаризация только того имущества, которое было доверено материально ответственному лицу;

    при выявлении фактов хищения или порчи имущества;

    в случае стихийного бедствия, пожара или других чрезвычайных ситуаций;

    при ликвидации или реорганизации организации.

Порядок проведения инвентаризации

Инвентаризация проводится в несколько этапов.

Шаг 1. Создание инвентаризационной комиссии

Создание инвентаризационной комиссии оформляется приказом (постановлением, распоряжением) руководителя организации (п. 2.3 Методических указаний по инвентаризации).

Унифицированная форма данного приказа (форма N ИНВ-22) утверждена Постановлением Госкомстата России от 18.08.1998 N 88.

В состав инвентаризационной комиссии могут быть включены любые работники организации. Членами комиссии, как правило, являются:

    представители администрации организации;

    работники бухгалтерской службы (например, заместитель главного бухгалтера, бухгалтер по отдельному участнику);

    другие специалисты (работники технических (например, инженер), финансовых (например, руководитель финансового отдела), юридических (например, юрист) и других служб).

Материально ответственные лица не могут входить в состав инвентаризационной комиссии, однако их присутствие при проверке фактического наличия имущества является обязательным.

В комиссию должны входить как минимум два человека.

Помимо состава инвентаризационной комиссии, в этом приказе указываются также сроки и причины проведения инвентаризации, проверяемое имущество и обязательства.

После утверждения приказа генеральным директором этот документ должны подписать председатель и члены инвентаризационной комиссии.

Приказ о проведении инвентаризации регистрируется в журнале учета контроля за выполнением приказов (постановлений, распоряжений) о проведении инвентаризации, который может составляться по форме N ИНВ-23 (п. 2.3 Методических указаний по инвентаризации).

Шаг 2. Получение последних приходных и расходных документов

До начала проверки фактического наличия имущества инвентаризационной комиссии надо получить последние на момент проведения инвентаризации приходные и расходные документы.

Полученные документы заверяются председателем инвентаризационной комиссии с указанием "до инвентаризации на "__" __________ 201_ г.", что является основанием для определения бухгалтерией остатков имущества к началу инвентаризации по учетным данным (п. 2.4 Методических указаний по инвентаризации).

Шаг 3. Получение расписки от материально ответственных лиц

Расписка, оформляемая материально ответственным лицом перед началом инвентаризации, предоставляется инвентаризационной комиссии в день проверки и подтверждает факт того, что к началу инвентаризации все расходные и приходные документы на имущество сданы материально ответственным лицом в бухгалтерию или переданы комиссии, все ценности, поступившие на их ответственность, оприходованы, а выбывшие - списаны.

Шаг 4. Проверка и документальное подтверждение наличия, состояния и оценки активов и обязательств

Инвентаризационная комиссия определяет:

    наименования и количество имущества (ОС, МПЗ, денежные средства в кассе, документарные ценные бумаги), имеющегося в организации, в том числе арендованного имущества, – путем натурального подсчета (п. 2.7 Методических указаний по инвентаризации). Одновременно с этим проверяется состояние этих объектов (могут ли они использоваться по назначению);

    виды активов, не имеющих материально-вещественной формы (например, НМА, ), – путем сверки документов, подтверждающих права организации на эти активы (п. п. 3.8, 3.14, 3.43 Методических указаний по инвентаризации);

    состав дебиторской и кредиторской задолженности – путем проведения сверки с контрагентами и проверки документов, подтверждающих существование обязательства или требования (п. 3.44 Методических указаний по инвентаризации).

Полученные данные инвентаризационные комиссия заносит в инвентаризационные описи (акты). После этого материально ответственные лица в инвентаризационных описях (актах) должны расписаться в том, что они присутствовали при проведении инвентаризации (п. п. 2.4, 2.5, 2.9 - 2.11 Методических указаний по инвентаризации).

Шаг 5. Сверка данных в инвентаризационных описях (актах) с данными бухгалтерского учета

После этого полученные данные в инвентаризационных описях (актах) сверяются с данными бухгалтерского учета.

Если в ходе инвентаризации выявлены излишки или недостача, тогда оформляется сличительная ведомость, в которой указывают расхождения (излишек, недостача), выявленные при инвентаризации. Ее составляют только по тому имуществу, по которому есть отклонения от учетных данных.

Для оформления проведения и результатов инвентаризации можно использовать следующие формы документов:

    по ОС – Инвентаризационная опись ОС (форма N ИНВ-1) и Сличительная ведомость инвентаризации ОС (форма N ИНВ-18);

    по МПЗ – Инвентаризационная опись товарно-материальных ценностей (форма N ИНВ-3); Акт инвентаризации товарно-материальных ценностей отгруженных (форма N ИНВ-4) и Сличительная ведомость результатов инвентаризации ТМЦ (форма N ИНВ-19);

    по расходам будущих периодов – Акт инвентаризации расходов будущих периодов (форма N ИНВ-11);

    по кассе – Акт инвентаризации наличных денег (форма N ИНВ-15);

    по ценным бумагам и БСО – Инвентаризационная опись ценных бумаг и бланков документов строгой отчетности (форма N ИНВ-16);

    по расчетам с покупателями, поставщиками и прочими дебиторами и кредиторами – Акт инвентаризации расчетов с покупателями, поставщиками и прочими дебиторами и кредиторами (форма N ИНВ-17).

Шаг 6. Обобщение результатов, выявленных инвентаризацией

Инвентаризационная комиссия на заседании по итогам инвентаризации анализирует выявленные расхождения, а также предлагает способы урегулирования обнаруженных расхождений фактического наличия ценностей и данных бухгалтерского учета (п. 5.4 Методических указаний по инвентаризации).

Заседание инвентаризационной комиссии оформляется протоколом.

Если по итогам инвентаризации расхождений не выявлено, этот факт также следует отразить в протоколе заседания инвентаризационной комиссии.

Инвентаризационная комиссия по итогам заседания обобщает результаты проведенной инвентаризации.

С этой целью может применяться унифицированная форма N ИНВ-26 "Ведомость учета результатов, выявленных инвентаризацией", утвержденная Постановлением Госкомстата России от 27.03.2000 N 26, в которой отражаются все выявленные излишки и недостачи, а также указывается способ отражения их в учете (п. 5.6 Методических указаний по инвентаризации).

Протокол заседания инвентаризационной комиссии вместе с ведомостью учета результатов представляются на рассмотрение руководителю организации, который принимает окончательное решение.

Шаг 7. Утверждение результатов инвентаризации

Инвентаризационная комиссия представляет руководителю организации протокол заседания инвентаризационной комиссии и ведомость учета результатов, выявленных инвентаризацией.

К указанным документам могут прилагаться сличительные ведомости и инвентаризационные описи (акты).

После рассмотрения документов руководитель организации принимает окончательное решение, которое оформляется приказом об утверждении результатов инвентаризации (п. 5.4 Методических указаний по инвентаризации).

Обязательной частью приказа является предписание о порядке устранения расхождений, выявленных инвентаризацией.

После этого документация по результатам инвентаризации передается инвентаризационной комиссией в бухгалтерскую службу.

Шаг 8. Отражение в учете результатов инвентаризации

Выявленные при инвентаризации расхождения между фактическим наличием объектов и данными регистров бухгалтерского учета следует отразить в бухгалтерском учете в том отчетном периоде, к которому относится дата, по состоянию на которую проводилась инвентаризация (ч. 4 ст. 11 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ).

В случае годовой инвентаризации указанные результаты должны быть отражены в годовой бухгалтерской отчетности (п. 5.5 Методических указаний по инвентаризации).

При выявлении в результате инвентаризации имущества, которое не подлежит дальнейшему использованию в связи с моральным устареванием и (или) порчей, такое имущество подлежит списанию с учета.

Также с балансового учета списывается задолженность с истекшим сроком исковой давности.

Выявлена недостача

В бухгалтерском учете недостачи отражаются на дату, по состоянию на которую проводилась инвентаризация (п. 4 ст. 11 Закона о бухучете).

Стоимость приобретения недостающих МПЗ относят на затраты, связанные с производством или продажей, в пределах норм естественной убыли (пп. "б" п. 28 Положения по бухучету N 34н).

Проводки будут такие.

Стоимость недостач МПЗ сверх норм естественной убыли и недостач МПЗ, для которых такие нормы не утверждены, а также недостач ОС, инструментов, денег и денежных документов (БСО и т.п.) (пп. "б" п. 28 Положения по бухучету N 34н):

    если лицо, виновное в возникновении недостачи, установлено, – взыскивается с этого лица;

  • если лицо, виновное в возникновении недостачи, не установлено, – списывается в прочие расходы.

Для целей налога на прибыль стоимость приобретения недостающих МПЗ учитывается в материальных расходах в периоде выявления недостачи в пределах утвержденных норм естественной убыли (пп. 2 п. 7 ст. 254 НК РФ).

Порядок учета недостач МПЗ сверх норм естественной убыли и недостач МПЗ, для которых такие нормы не утверждены, а также недостач ОС, инструментов, денег и денежных документов (БСО и т.п.) зависит от ситуации.

Ситуация 1. Лицо, виновное в возникновении недостачи, установлено. В этом случае стоимость недостач учитывается в расходах на одну из следующих дат (пп. 8 п. 7 ст. 272 НК РФ):

    или признания виновным суммы ущерба (например, на дату заключения с работником соглашения о добровольном возмещении ущерба);

    или вступления в силу решения суда о взыскании с виновного суммы ущерба.

Одновременно в доходах надо учесть сумму ущерба, признанную виновным или присужденную судом (п. 3 ст. 250, пп. 4 п. 4 ст. 271 НК РФ).

Ситуация 2. Лицо, виновное в возникновении недостачи, не установлено. Тогда стоимость недостач учитывается в расходах на дату составления одного из следующих документов (пп. 5, 6 п. 2 ст. 265 НК РФ):

    или постановления о приостановлении предварительного следствия по уголовному делу в связи с тем, что лицо, подлежащее привлечению в качестве обвиняемого, не установлено;

    или документа компетентного органа, подтверждающего, что недостача вызвана чрезвычайным происшествием.

Например, при пожаре такими документами будут справка из органов противопожарной службы (МЧС), акт о пожаре и протокол осмотра места происшествия.

Выявлены излишки имущества

Рыночная стоимость излишков имущества, выявленных в результате инвентаризации, включается в бухгалтерском и налоговом учете в состав доходов по состоянию на дату, на которую проводилась инвентаризация:

Рыночную стоимость такого имущества можно подтвердить одним из следующих документов:

    или справкой, составленной самой организацией на основе доступной информации о ценах на такое же имущество (например, из СМИ);

    или отчетом независимого оценщика.

Проводка в бухгалтерском учете будет такая.

В конце года в компании проводится годовая инвентаризация. Это прописано в пункте 27 Положения по ведению бухгалтерского учета и отчетности, утвержденного приказом Минфина России от 29 июля 1998 г. № 34н. Однако на деле многие бухгалтеры подходят к этой процедуре формально: просто оформляют документы, а саму инвентаризацию не проводят. А иногда из-за нехватки времени и этого не делают.

За то, что ревизию не провели, инспекторы не накажут. Но если не инвентаризировать имущество и обязательства, с большой долей вероятности в учете появятся ошибки и искажения. Представьте себе такую ситуацию. Организация не провела инвентаризацию и из-за этого не отследила кредиторскую задолженность с истекшим сроком исковой давности. Сумму вовремя не учли в доходах. Придется подавать уточненку по налогу на прибыль и платить пени.

К тому же выявить реальные остатки материалов, товаров и наличности в кассе в интересах самой компании. Своевременная ревизия поможет обнаружить недостачу. Кстати, с виновника ее можно взыскать, только когда есть оформленные по всем правилам документы об инвентаризации.

Компании на упрощенке или ЕНВД ведут учет в полном объеме и составляют бухгалтерскую отчетность – статьи 2 и 6 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ. На спецрежимников тоже распространяется пункт об обязательной инвентаризации в конце года.

Основные этапы инвентаризации вы видите в таблице. Расскажу подробнее о каждом из них.

Этапы инвентаризации
Этап Действия
Подготовка к инвентаризации Руководитель издает приказ о создании комиссии и о проведении инвентаризации. Материально ответственные лица сдают председателю комиссии расписки о том, что они передали все документы по имуществу в бухгалтерию, поступившие ценности оприходовали, а выбывшие списали
Инвентаризация Комиссия проверяет факт наличия имущества и фиксирует результаты в инвентаризационной описи
Сопоставление результатов проверки с данными учета Если в процессе ревизии выявлены расхождения, бухгалтер составляет сличительную ведомость. Излишка или недостачи нет? Сличительная ведомость не нужна
Учет излишков и недостач Бухгалтер составляет итоговую ведомость по результатам инвентаризации (форма № ИНВ-26 ). А затем отражает излишки или недостачу, чтобы данные учета соответствовали действительности

Сначала подготовьте приказ об инвентаризации. Укажите причину и сроки ревизии, состав комиссии, имущество и обязательства, которые будете проверять. Документ подписывают руководитель компании, председатель и члены комиссии. Бланк приказа можно разработать самостоятельно. На мой взгляд, удобнее использовать типовую форму № ИНВ-22, что утверждена постановлением Госкомстата России от 18 августа 1998 г. № 88.

Перед началом ревизии материально ответственные лица сдают в бухгалтерию расписки о том, что они сдали все документы по вверенному им имуществу, оприходовали поступившие ценности и списали выбывшие.

После этого начинается сама годовая инвентаризация. Результаты проверки комиссия фиксирует в инвентаризационной описи или акте. Документ надо обязательно составить в двух экземп-лярах (п. 2.5 Методических указаний по инвентаризации). Для каждого вида имущества есть своя унифицированная форма. Например, № ИНВ-1 – для основных средств, № ИНВ-3 – для ТМЦ, № ИНВ-15 – для наличных и денежных документов, № ИНВ-17 – для расчетов с дебиторами и кредиторами. Все эти формы есть в постановлении Госкомстата России от 18 августа 1998 г. № 88. Но вы можете разработать и свои бланки.

Кстати, если используете унифицированные описи, то не придется отдельно собирать расписки от материально ответственных лиц. В унифицированные формы уже включен специальный раздел с распиской для них.

Если по итогам инвентаризации комиссия обнаружит излишек или недостачу, то информацию об этом зафиксируйте в сличительной ведомости. Помимо этого излишки и недостачи, найденные по каждому счету, обобщите в итоговой ведомости по форме № ИНВ-26 (утв. постановлением Госкомстата России от 27 марта 2000 г. № 26).

Документы по инвентаризации оформите 31 декабря. Минфин настаивает – ревизию нужно проводить именно в конце года, а не в начале. Такие рекомендации аудиторам ведомство дает в приложении к письму от 9 января 2013 г. № 07-02-18/01 (раздел II, пункт «Инвентаризация обязательств»).

Организация может проводить инвентаризацию в любой удобный для себя день. Но для целей учета лучше назначить инвентаризацию на 1-е число месяца, например 1 декабря. На эту дату можно проверить основные средства и нематериальные активы, незавершенное производство, материально-производственные запасы. Инвентаризацию расчетов проведите на 31 декабря, чтобы подтвердить соответствующие статьи баланса. Итоги инвентаризации отразите в бухучете декабрем. Это касается и случаев, когда ведомость учета результатов инвентаризации подписана лишь в январе следующего года.

Если инвентаризационные описи будут датированы 31 декабря, а сличительные ведомости – январем следующего года, то вам придется учитывать временные разницы по ПБУ 18/02. Потому как в бухучете результаты инвентаризации в любом случае отражаются в конце года (ч. 4 ст. 11 Закона о бухучете от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ). А вот в налоговом учете излишки и недостачи можно показать только на ту дату, когда выявлены расхождения и подписаны сличительные ведомости.

Товарно-материальные ценности

Подробные инструкции о том, как провести проверку товарно-материальных ценностей, есть в пунктах 3.15–3.26 Методических указаний Минфина России по инвентаризации. Остановимся на ключевых моментах.

Комиссия инвентаризирует не только те материалы и товары, что принадлежат компании и фактически находятся на складе. Проверить нужно и ценности, которые отгружены покупателю, приняты на хранение или находятся в пути. Поэтому для инвентаризации ТМЦ есть много форм:

– № ИНВ-3 (инвентаризационная опись для всех ценностей в целом);

– № ИНВ-4 для товаров, отгруженных покупателям, но пока числящихся на балансе компании;

– № ИНВ-5 для ценностей, принятых на ответственное хранение;

– № ИНВ-6 для товаров в пути.

Проверка показала отклонения данных учета от фактического количества ТМЦ? Составьте сличительную ведомость по форме № ИНВ-19.

Товары, отгруженные покупателям, или ценности в пути пересчитать не получится. Ведь по факту на складе их нет. Инвентаризация таких ТМЦ заключается в том, чтобы проверить, верно ли отражена их стоимость на счетах учета. Для этого комиссия изучает бумаги по этим товарам.

Если во время инвентаризации на склад поступают или, наоборот, выбывают материалы, то их учет ведите в особом порядке. Он описан в пунктах 3.18 и 3.19 Методических указаний. Материально ответственное лицо принимает и отпускает ТМЦ только в присутствии членов комиссии. Поступившие товары занесите в отдельную опись «Товарно-материальные ценности, поступившие во время инвентаризации». В ней укажите дату поступления, наименование поставщика, дату и номер приходного документа, название товара, его количество, цену и сумму. Ценности, наоборот, выбывающие со склада, включите в опись «Товарно-материальные ценности, отпущенные во время инвентаризации».

Далее я хотела бы остановиться на том, что делать бухгалтеру, если во время инвентаризации обнаружили недостачу или излишки. Проводки рассмотрим на примере ТМЦ. Так как именно на этом участке чаще всего и находят расхождения. Но если вам вдруг понадобятся записи на случай учета недостачи по кассе или кражи ОС, то просто замените счета учета материалов и товаров на счет 50 или 01.

Обнаруженный во время инвентаризации излишек включите в доходы по рыночной стоимости. Ее можно подтвердить двумя документами: либо отчетом независимого оценщика, либо бухгалтерской справкой (если цену на имущество легко узнать из СМИ или интернета).

Излишки в учете покажите так:

ДЕБЕТ 10 (41, 43) КРЕДИТ 91 субсчет «Прочие доходы»
– отражены излишки.

Обнаружили недостачу? Отразите ее записью:

ДЕБЕТ 94 КРЕДИТ 10 (41, 43)
– выявлена недостача материалов, товаров.

Дальнейший учет недостачи зависит от того, найден винов-ник или нет. В первом случае спишите недостачу на счет винов-ного лица проводкой по дебету счета 73 (76) и кредиту счета 94. А во втором – включите в расходы. Запись: дебет счета 91 субсчет «Прочие расходы» и кредит счета 94.

А в налоговом учете порядок иной. Если виновник установлен, то стоимость недостачи включите в расходы на ту дату, когда сотрудник признает ущерб и подпишет соглашение о возмещении. Или вступит в силу решение суда о взыскании ущерба.

Одновременно с этим сумму, которую обязан возместить виновник, включите во внереализационные доходы. Такой алгоритм действий описывает Минфин России в письме от 17 апреля 2007 г. № 03-03-06/1/245.

Допустим, виновника не нашли. Недостачу можно списать в расходы, но лишь при условии, что у компании есть постановление о приостановлении уголовного дела (письмо Минфина России от 29 мая 2015 г. № 03-03-06/1/31130).

Недостача возникла из-за чрезвычайного обстоятельства? Надо чтобы это подтвердил компетентный орган. Допустим, на складе был пожар. Недостачу подтвердят: справка МЧС, протокол осмотра места происшествия и акт о пожаре. Все документы на руках? Недостачу можно смело списывать в расходы.

Минфин считает, что со стоимости утраченного имущества надо восстановить НДС (письмо от 19 мая 2010 г. № 03-07-11/186). Конечно, при условии, что до этого налог с покупки компания поставила к вычету.

Но позиция чиновников шаткая. Налоговый кодекс не требует восстанавливать НДС при недостаче. Так же считают и судьи. Они ориентируются на соответствующее постановление ВАС РФ от 23 октября 2006 г. № 10652/06. А когда мнение Минфина России противоречит позиции ВАС РФ, налоговики должны ориентироваться на точку зрения судей. Это подчеркивает и сам Минфин (письмо от 7 ноября 2013 г. № 03-01-13/01/47571). Видимо поэтому налоговики на местах постепенно соглашаются с тем, что компания вовсе не обязана восстанавливать НДС со стоимости недостающего имущества. Например, недавно инспекторы разрешили не восстанавливать налог, если недостача возникла из-за пожара (письмо ФНС России от 21 мая 2015 г. № ГД-4-3/8627).

Иногда во время инвентаризации комиссия обнаруживает одновременно и излишки, и недостачи по товару одного наименования, но разного сорта. Когда пересортица найдена за один и тот же период и у одного и того же материально ответственного лица, то по решению руководителя такие излишки и недостачи можно зачесть. Для этого используйте аналитическую проводку:

ДЕБЕТ 10 (41, 43) КРЕДИТ 10 (41, 43)
– зачтены недостачи в счет излишков.

Зачет проводите по физическим показателям. А если стоимость ТМЦ отличается, то для зачета берите меньшую. Например, недостает одной коробки печенья «Медовое с орехом» стоимостью 1000 руб. В то же время есть излишек двух коробок печенья «Медовое с шоколадом» по 900 руб. каждая. Зачет можно сделать на коробку орехового печенья стоимостью 1000 руб. Остается излишек – 800 руб. (900 + 900 – 1000). Его нужно включить в доходы.

В налоговом учете такой зачет провести нельзя. Там излишки и недостачи отражаются отдельно.

Основные средства

У инвентаризации основных средств есть особенность. Ее можно проводить только раз в три года (п. 27 приказа Минфина России от 29 июля 1998 г. № 34н).

Обычно о пропаже основных средств известно сразу. Редко когда недостачу ОС обнаруживают только в конце года по результатам ревизии. Как правило, в инвентаризационной описи по форме № ИНВ-1 количество ОС по факту и по данным учета не расходится.

Особое внимание обратите на документы по основным средствам. Перед ревизией проверьте, чтобы в бухгалтерии были инвентарные карточки, книги, техническая документация и другие бумаги по ОС. А во время инвентаризации посмотрите, совпадают ли наименование, заводские и инвентарные номера, год выпуска актива по документам и по факту.

Расчеты и резервы

Перейдем к инвентаризации расчетов. Здесь основное внимание уделите безнадежной кредиторской задолженности. Ее нужно включить в доходы того периода, когда долг стал безнадежным к взысканию (п. 18 ст. 250 НК РФ). В зоне риска кредиторка старше трех лет. Именно столько составляет срок исковой давности.

Но не спешите списывать в доходы долги, возникшие более трех лет назад. Сначала посмотрите, есть ли у вас подписанный с двух сторон акт сверки. Дело в том, что когда компания признает свой долг перед кредитором (подписывает сверку), срок исковой давности прерывается и начинает отсчитываться заново. Такие правила описаны в статье 203 ГК РФ. Поэтому три года считайте с даты последней сверки.

Также проверьте, не ликвидировался ли кто-то из ваших контрагентов. Ведь исключение кредитора из ЕГРЮЛ – это еще одно основание, по которому долг может стать безнадежным.

Просроченная дебиторская задолженность – это следующий пункт, на который стоит потратить время при проверке расчетов. Безнадежные долги дебиторов можно списать в расходы. Главное, чтобы в наличии были первичные документы, подтверждающие сумму задолженности и дату возникновения: товарные накладные, акты, договоры.

Если организация выдает сотрудникам деньги под отчет, то наверняка на счете 71 висит сальдо. Посмотрите, из чего состоит этот остаток. Нет ли там сумм, по которым сотрудники до сих пор не отчитались, хотя срок уже прошел? Инспекторы при проверке такие деньги расценят как доход работника и начислят на них НДФЛ. Пусть сотрудники поторопятся с отчетом.

Инвентаризация резервов помогает проверить, насколько суммы обоснованны. В бухучете чаще всего компании формируют два резерва: по сомнительным долгам и на оплату отпусков.

Организация сама устанавливает критерии сомнительных долгов и закрепляет их в учетной политике. На 31 декабря важно еще раз проверить, соответствует ли дебиторка, под которую создан резерв, критериям сомнительной.

Порядок расчета резерва на оплату отпусков компания также определяет самостоятельно. Под конец года лучше уточнить, сколько дней отпуска накопилось у каждого сотрудника, и, исходя из этого, перепроверить расчет резерва.

Материально ответственные лица не могут быть членами комиссии. Ведь тогда они будут проверять сами себя. Но присутствовать при инвентаризации они обязаны. Об этом написано в пункте 2.8 Методических указаний по инвентаризации.

Касса

Подсчет наличных денег в кассе проводите обязательно в присутствии членов комиссии. Выявленный остаток сравните с сальдо по данным кассовой книги.

При инвентаризации кассы комиссия проверяет не только наличные, но и БСО, ценные бумаги и денежные документы (авиа- и железнодорожные билеты, топливные карты и т. д.).

Результаты проверки оформите актом по форме № ИНВ-15.

Ваша компания ведет наличные расчеты с применением ККМ? Во время инвентаризации проверьте фактическое наличие техники. А также посмотрите, есть ли документы, связанные с покупкой, регистрацией и вводом в эксплуатацию кассы (в первом полугодии 2015 года вас ждет конспект семинара о том, какие кассовые нарушения инспекторы выявляют чаще всего.

Лектор: Илона Валлен ,
внутренний аудитор GSL Law & Consulting